Богодухновенность писания.

Мы определили, что Божий Дух – это Его сила, мысли и намерения, обнаруживаемые в Его делах, которые исполняются посредством Его Духа. Чуть раньше мы упомянули, как проявление Божиего Духа было видно при сотворении мира: «От Духа Его – великолепие неба » (Иов 26,13), - Дух Божий носился над водою, созидая этот мир (Быт.1,2). Однако мы можем также прочитать, что «словом Господа сотворены небеса » (Пс.32,6), что находится в полном соответствии с тем, что говорится в первой главе книги Бытие, ибо Бог сказал - и сделалось. А потому проявление Божиего Духа особенно хорошо видно в Его слове – точно так же, как наши слова являют наши внутренние помыслы и желания, тем самым открывая самую сущность нашего сокровенного «я». Иисус мудро заметил, что «от избытка сердца говорят уста » (Мф.12,34). А потому, если нам захочется следить за тем, что мы говорим, то в первую очередь мы начнем следить за тем, что мы думаем. Также и слова Бога отражают Его Дух, Его мысли. И то, что нам дана возможность прочитать в Библии и узнать из нее Божии слова, Его мысли, является настоящим благословением. Бог явил Свой Дух в записанных словах через чудо Богодухновения , слова, корень которого составляет слово «дух»,
БОГО-ДУХ-НОВЕНИЕ.

«Дух», означает «дыхание», следовательно «Богодухновение» - это то, что «дохнуто, вдохнуто Богом». А это значит, что слова записанные «Богодухновенными» людьми были «вдохнуты» в них Богом и были словами Бога, словами Его Духа. Павел ободрял Тимофея не оставлять Библии, не забывать того, что Библия – слова Духа Божия, а потому содержат все необходимое для того чтобы иметь полное представление о Боге:
«Ты из детства знаешь, священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою в Христа Иисуса. Все Писание Богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен » (2Тим.3,15-17).

Ну, а если Богодухновенные Писания дают такое совершенно полное знание об истинном Боге, то пропадает всякая необходимость в любом «внутреннем озарении» для познания Его. И все же, как часто приходится слышать от людей об их личных чувствах и переживаниях, которые для них являются источником познания Бога!
Если одного Богодухновенного слова достаточно любому для ведения Христианской жизни, то уже нет нужды в ином источнике праведности. Если бы такой источник был еще нужен, тогда одного слова Божия, как утверждал Павел, было бы недостаточно. Ведь для того, чтобы держать Библию в руках и верить, что это Слово Его Духа, нужна вера. Израильтянам, как и многим современным «Христианам», в свое время не помешало бы чаще интересоваться тем, что говорил им Бог. Стоит хорошенько задуматься над словами:
«Ибо и нам оно возвещено, как и тем (Израильтянам в пустыне); но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышащих » (Евр.4,2).
Однако, вместо укрепления веры в силу данного нам слова/Духа Божия, гораздо привлекательнее кажется идея о внезапном «духовном озарении». Когда вдруг, нежданно-негаданно, на нас ниспадает праведность, которая делает нас приемлемыми и угодными Богу. Трудности ежеминутной сознательной борьбы ради повиновения Божиему слову с тем, чтобы Дух Божий по-настоящему обитал в нас и влиял на наши сердца, увы, среди многих не в чести.
Это нежелание принять огромную мощь, содержащуюся в слове Божием, приводит многих «Христиан» к сомнениям о полном Богодухновении Писаний. Такие люди считают, что многое, написанное в Библии, является всего лишь личным мнением древних мудрецов. Однако на подобные домыслы дал полный и обстоятельный ответ еще Апостол Петр:
«И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему… зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым » (2Пет.1,19-21).
«Прежде всего » нам нужно верить в Богодухновенность Библии. И именно поэтому один из Христадельфианских параграфов в «Положении о вере» посвящен этому вопросу.

Писатели Библии
Твердая вера в Богодухновенность Писаний вещь жизненно необходимая. Люди, писавшие Библию, не могли противиться Духу, который двигал ими, вдохновляя их записывать слова, которые не были их собственными словами. Слово Божие, будучи истиной (Ин.17,17), несет в себе обличение и исправление (2Тим.3,16,17), а потому нет ничего удивительного, что оно многим не нравится – правда глаза колет. Пророк Иеремия встретил много недовольства, когда начал говорить людям Богодухновенные слова, да так, что решил больше никогда ни говорить, ни записывать их. Однако из-за того, что слово Божие происходит не от желания человека, а от желания Божия, у него не оставалось другого выбора, как только быть «движимым Духом Святым»: «Я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мною… и подумал я, не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и – не мог » (Иер.20,7,9).
Точно также, когда Валаам хотел проклясть Израиля, Бог побудил его вместо проклятий произносить благословения (Числ.24,1-13 ср. с Вт.23,5).
Удивляет число людей, которых Бог вдохновил говорить слова Его, несмотря на их полное нежелание делать это. Список имен производит впечатление:
Моисей (Исх.4,10);
Иезекииль (Иез.3,14);
Иона (Иона 1,2,3);
Павел (Деян.18,9);
Тимофей (1Тим.4,6-14);
Валаам (Числ.22,24).
Это все подтверждает то, что мы узнали из 2Пет.1,19-21, что слово Божие – не личное мнение людей, а то что было вдохновенно в них Богом. Пророк Амос заметил: «Господь Бог сказал, - кто не будет пророчествовать » (Ам.3,8)? Иногда Моисей терял ощущение своего собственного «я», начиная говорить слова Божии от собственного лица - так сильно было влияние на него Духа Божия. Все заповеди, «которые изрек Господь Моисею …» (Числ.15,22), на самом деле были пересказаны народу самим Моисеем (ст.17,23).

Еще одним доказательством Богодухновенности является то, что и сами писавшие полностью не понимали того, что они пишут. Они изыскивали и исследовали то, что «им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что » ими тогда было написано (1Пет.1,10-12). То, что они писали, не было их толкованиями и размышлениями, потому что они и сами искали толкования к написанному. Вот несколько примеров: Даниил (Дан. 12,8-10); Захария (Зах.4,4-13); Петр (Деян.10,17).
Если бы они частично писали Богодухновенно, а частично нет, тогда нам не было бы доступно истинное слово, или Дух Божий. Если они, когда писали, не целиком руководились Духом Божиим, тогда из под их пера не могло выйти чистое слово Его. Убежденность же, что Его слово – полностью Его, заставляет нас относиться к нему с большим уважением и повиновением. «Слово Твое весьма чисто, и раб Твой возлюбил его » (Пс. 118,140).
Книги, составляющие Библию, продукт труда не человеческого, а Божия Духа, и это также подтверждается взаимосвязью Нового Завета с Ветхим.

  • В Мф.2,5 дается ссылка на Ветхий Завет: «Ибо так написано чрез пророка », - т.е. написано Богом через человека.
  • «В Писании предрек Дух Святый устами Давида » (Деян.1,16), - вступление перед тем, как Петр начал цитировать из Псалтиря. Ср. с Евр.3,7.
  • «Хорошо Дух Святый сказал отцам нашим чрез пророка Исаию » (Деян.28,25), - было вступлением Павла перед тем, как он начал цитировать Исаию. (Интересно, что в Лк.3,4 говорится о «книге слов пророка Исаии », а не просто о «книге Исаии»).
  • Из всего этого мы видим, что для первых Христиан не было важно, кто из человеков записывал Библию. Важно было только то, что записанное ими было словами Божиими.
  • Мы закончим этот раздел некоторыми стихами, которые говорят, что Дух Божий был явлен нам через Его написанное слово.
  • Иисус ясно говорит, что «слова, который говорю Я вам, суть Дух …» (Ин.6,63), - тем самым подразумевая, что Он говорил Богодухновенные слова (Ин.17,8; 14,10).
  • О нашем возрождении говорится, как о возрождении от Духа (Ин.3,3-5) и от слова Божия (1Пет.1,23).
  • Закон и слова, «которые посылал Господь Саваоф Духом Своим чрез прежних пророков » (Зах.7,12)
  • «Я изолью на вас Дух мой, возвещу вам слова мои » (Пр.1,23), - сказано по поводу истинного понимания слова Божия через действие на нас Духа Его. Чтение без понимания, занятие бесполезное, ибо Дух/ум Божий в таком случае не открывается нам.
  • В Библии есть много мест, где говорится о единстве Духа Божия и Его слова. Вот некоторые из них: «Дух Мой, который на тебе, и слова Мои, которые Я вложил в уста твои …» (Ис.59,21); «Ради слова Твоего и по сердцу (по уму, по Духу) Твоему …» (2Цар.7,21); «Вложу внутрь вас (в сердце) Дух Мой… вложу закон Мой… на сердцах их …» (Иез.36,27; Иер.31,33).

Сила слова Божия
Божий Дух – это не только Его мысли и настроение, но также сила, через которую Он реализует эти мысли. А потому напрашивается вывод, что в Его словах содержится также скрытая мощная энергия. Истинное понимание и осознание этой мощи делает нас способными обладать ею. Любые затруднения, любые препятствия, стоящие на пути к нашему спасению, могут быть преодолены нами сознанием того, что повиновение слову Божиему дает нам силы для этого. Павел, познавший все это на своем личном опыте, писал:
«Я не стыжусь благовествования Христова (слов о Христе), потому что оно есть сила Божия ко спасению » (Рим.1,16). В Лк.1,37 говорится о том же: «У Бога не остается бессильным никакое слово ».
А это значит, что влияние чтения, изучения Библии на нас и нашу жизнь, процесс неизбежный. Однако, тут нужно избежать двух противоположных, но одинаково опасных, крайностей. С одной стороны, чтения и изучения Библии, ради самого изучения, а с другой - слишком «чувственного» восприятия Бога и веры, восприятия, основанного на нескольких часто цитируемых местах, безо всякого усилия для того, чтобы понять их, а тем более жить по ним. «Слово Божие живо и действенно », оно – слово силы Божией (Евр.4,12; 1,3). «Слово Божие… действует в вас, верующих » (1Фес.2,13). Бог словом Своим каждый день действует в душах, умах настоящих верующих.
А потому основы благовестия, которые Вы слышите ныне, - это истинная сила Божия. Если Вы разрешите ей действовать в Вас, то она изменит и Вас и Вашу жизнь, сотворив (вместе с Вами) из Вас чадо Божие, являющее уже здесь и сейчас миру Дух/ум Божий, подготавливая Вас к грядущему изменению Вашего нынешнего естества в естество подобное естеству Божиему и естеству Христову (2Пет.1,4). Так проповедь Павла была «в явлении Духа и силы » (1Кор2,4)…
Нас окружают люди, которые, несмотря на что, называют себя Христианами, мало верят в то, что Библия слово Божие и не желают признавать Бога за реальную Личность. Отрицая полную Богодухновенность Писаний и их воздействий на нас, они тем самым отрицают силу Божию. В связи с этим вспоминаются слова из 2Тим.3,5, про имеющих «вид благочестия, силы же его отрекшиеся », - отрекшиеся силы благочестия полученной через благовестие, через слово Божие, Евангелие.
Этот мир подсмеивается над основаниями нашей веры («вы не можете во все это верить, не так ли»?), как он когда-то подсмеивался над Павлом и его соратниками, «ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых сила Божия » (1Кор.1,18).
Помня обо всем этом, не будем ли мы брать в руки Библию с еще большим благоговением, читать ее с еще большим вниманием, с еще большим пониманием и охотой повинуясь ее заповедям?

Этот мир и народ Божий
Внимательное чтение Библии показывает, что люди, записывавшие слова Библии, хорошо сознавали, что не только они, но и остальные писавшие ее, находились под Богодухновением. Точно такого же взгляда придерживался и Господь Иисус. Предваряя цитату из Псалтиря Давида, Он говорил: «Давид, по вдохновению …» (Мф.22,43), - тем самым признавая, что Давид писал по Богодухновению. Также Он говорил и о Моисеевых «писаниях» (Ин.6,45-47), веря, что Пятикнижие было написано ни кем иным, а именно Моисеем. Многие сегодняшние «высокопоставленные Христиане», сомневаются, что Моисей мог написать их, однако у Христа не было никаких сомнений на этот счет. «Писания» Моисея Он называет заповедью Божиею (Мк.7,8,9). Эти же самые «Христиане» утверждают, что большая часть Ветхого Завета является мифом, притчей, вымыслом. Однако ни Иисус, ни Павел никогда не относились к Писаниям подобным образом. Иисус, например, признавал царицу Савскую, за бесспорный исторический персонаж (Мф.12,42).
Отношение Апостолов к Ветхому Завету не отличалось от отношения их Господа. Апостол Петр коротко заметил, что помимо всего того, что он лично слышал от Иисуса Христа, «мы (еще об Иисусе Христе) имеем вернейшее пророческое слово » (2Пет.1,19-21).
Также Петр приравнивал «послания » Павла к «прочим Писаниям », не отделяя их от других (2Пет.3,16).
В Деяниях, Посланиях и Откровении встречается очень много цитат или ссылок на Евангелия (например, Деян.13,51; Мф.10,14), что говорит не только о том, что и они были вдохновлены все тем же Духом, но и о том, что и Евангелия почитались первыми Христианами за Богодухновенные. Павел в 1Тим.5,18 называет «Писанием » как Ветхий Завет (Вт.25,4) так и Новый (Лк.10,7). Павел все время не устает повторять, что его благовестие не его, а Иисуса Христа (Гал.1,11,12; 1Кор.2,13; 11,23; 15,3). И это признавалось остальными Апостолами. Так Иаков в 4,5 цитирует «Писание », которые по существу являются словами Павла из Гал.5,17.

«Бог говорил нам в » Иисусе Христе, а потому нам уже нет нужды в дополнительных «откровениях» (Евр.1,2). Надо заметить, что Библия иногда упоминает Богодухновенные писания, которые ныне недоступны нам (например, книга Праведного, записи Нафана и Гада, послание Павла Коринфянам, послание Иоанна Диотрефу). Почему они не дошли до нас? Очевидно потому, что в них не было ничего для нас ценного. Ну, а на то, что сохранено, можно целиком положиться. Ибо оно сохранено для нас Самим Богом.
Иногда можно услышать, что книги Нового Завета канонизировались, принимались за Богодухновенные, не сразу, а постепенно, однако отношение Апостолов к этому вопросу, опровергает такое мнение. В то время существовал один из даров Святого Духа, с помощью которого легко можно было определить Богодухновенность того или иного послания или же сказанного слова (1Кор.14,37; 1Ин.4,1; Откр.2,2). А это значит, что Богодухновенные писания признавались сразу за Богодухновенные. Если бы подбор книг в Библии осуществлялся без всякого контроля свыше, то такое собрание сочинений вряд ли заслуживало доверия.

Часть 1: "Благовествующая о Царствии Божьем"

Глава 1: Бог
Введение | Существование Бога | Личность Бога | Имя и характер Бога | Ангелы | Отступление "Бог есть Дух ", Использование Божьего Имени , Проявление Бог а) | Вопросы
Глава 2: Божий Дух

Игорь Смирнов

«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2Тим.3:16).

Что есть богодухновенность, о которой упоминает апостол Павел в 2Тим.3:16? Предварительно рассмотрим близкое по смыслу слово «вдохновение». Под вдохновением, как правило, подразумевается некое воздействие извне, способствующее созданию чего-либо, что превышает обычные способности человека. Подобное понимание вдохновения может показаться допустимым и в отношении богодухновенности (Θεοπνευστος — theopneustos), которое обычно трактуется как мистическое воздействие Святого Духа на автора конкретной Книги, составляющей Канон Священного Писания. Исследуем, насколько правомерным является понимание богодухновенности как действия Духа, вдыхающего в авторов некий текст, который становится Священным Писанием, или же действия Духа по становлению текста Писания Словом Божиим?

II. РАБОТА СВЯТОГО ДУХА

Рассмотрим 2Тим.3:16. Здесь ничего не говорится о способе богодухновенности. Понимание богодухновенности как В-ДОХНОВЕНИЯ не обусловлено смыслом греческого слова Θεοπνευστος, поскольку данное слово говорит преимущественно о дыхании, показывая богодухновенность как ДЫХАНИЕ, созидательное дыхание Божие, аналогичное смыслу сказанного в Пс.32:6 «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их». Дыхание есть символ творческой силы Бога. (Не следует смешивать богодухновенность с освещением и откровением Духа). Поэтому богодухновенность Писания следует воспринимать как действие Духа, не столько В Священное Писание направленное, сколько ИЗ Священного Писания исходящее. Представление о богодухновенности как о внушении авторам текста или как о некоем качестве, приданном Писанию, когда Дух входит в обычный текст и последний становится Словом Божиим, неправомерно.

Рассмотрим 2Пет.1:19-21 «(19) И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, (20) зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. (21) Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.» Пророчество уже существует (19). Затем оно передается на письме. Выражение «движимы Духом Святым» (21) указывает на воздействие Духом на пророков (Божиих людей), но не раскрывает, как именно Дух воздействует. Определенно это не означает механической передачи готового текста, поскольку действие Духа проявляется двояко: как 1) откровение (сообщение истины) и 2) как вдохновение (направление авторов). Дух признает личностный фактор в людях, участвовавших в создании текста Священного Писания, дает им знание того, что именно они должны передать, помогает подобрать слова, заботится о форме и стиле Писания. Итак, богодухновенность в полноте смысла этого слова следует рассматривать как созидательный акт Божий, направленный на передачу истины посредством авторов Писания. Цель богодухновенности: Писание должно говорить голосом Бога с небес.

Поскольку Писание в целом и в каждом стихе является богодухновенным, постольку оно в целом и в каждом стихе пригодно для учения, назидания, исправления и наставления в праведности. Ибо Писание есть Слово Бога, говорящего нам с небес.

III. СВИДЕТЕЛЬСТВО БОГОДУХНОВЕННОСТИ ПИСАНИЯ

Богодухновенность Писания становится очевидной при условии воздействия Святого Духа на человека. Дух является постоянным свидетелем богодухновенности Писания, того, что оно есть Слово Божие. Свидетельство Духа, называемое внутренним (в отличие от внешнего свидетельства самого Писания о себе) неразрывно связано с возрождением и освещением человека. Возрождение обусловливает принятие свидетельства и его понимание, дает человеку возможность ответить на внешнее свидетельство Писания о себе как Слове Божием (Ин.3:3; 1Кор.2:15). Освещение же показывает совершенство Слова Божиего. Совершенство — один из важнейших атрибутов Священного Писания.

Дух не открывает какой-либо новой истины. Он свидетельствует об истине, которая уже имеется в Писании. Дух дается для веры этой истине. Со своей стороны, Писание является наиболее полным свидетелем Святого Духа. Следует различать восприятие свидетельства (вера) и понимание свидетельства. 1Кор.14:38 устанавливает, что понимание не всегда приходит одновременно с принятием. Свидетельство Духа и свидетельство самого Писания являются двумя столпами, на которые опирается наша вера. Дух ведет к Слову.

Обратим внимание на 1Кор.2:4,5 «И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией.» Апостол Павел заявляет, что его проповедь соделана Духом и силой Божией. Не основана на ораторском искусстве и человеческой мудрости. Истинный автор проповеди — Дух, слова Павла — Слова Божии. Именно на этом факте основывается вера коринфян. Равно и в 1Фес.1:5 «потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами.» Не убедительность построенной речи явилась основанием веры.

Итак, восприятие Слова неразрывно связано с силой и удостоверением от Духа. Это и является внутренним свидетельством Духа. Немаловажно обратить внимание на упоминание о принятии Слова с радостью (1Кор.2:6). Это важный знак, поскольку обретению и осознанию истины от Духа сопутствует радость.

Написание богодухновенного текста Священного Писания не происходило по воле и инициативе человека, как не происходит по воле человека и устное пророчество. Это не размышление и воображение. Это особая деятельность Духа, которая исключает создание мертвого текста Писания. В данной связи обратим внимание на сбывшиеся пророчества. Они никоим образом не являются фактами прошлого. Они воздействуют и сегодня: знание о них благотворно и ведет к укреплению веры.

Божественное деяние по созданию Писания произошло в прошлом. Ныне действие Духа есть возрождение человека и просвещение его, убеждение каждого возрожденного в истинности свидетельства Писания. Понимание Писания связано с духовным ростом. Чем больше освещение Духом, тем более возможности увидеть богатство и глубину истины Писания. В 1Ин.2:20,21 мы читаем о том, что христиане, к которым обращается апостол: 1) имели помазание от Духа и 2) знали все. Знание всего неразрывно связано с помазанием от Духа. Без помазания от Духа знание не может быть оценено.

IV. ВЕРБАЛЬНАЯ (СЛОВЕСНАЯ) БОГОДУХНОВЕННОСТЬ

Можно ли утверждать, что не только текст Библии в целом является богодухновенным, но каждая Книга, глава, стих и слово являются богодухновенными? Не будет ли преувеличением утверждение о том, что каждое слово является богодухновенным, то есть, именно тем словом, которое хотел сказать Дух? Если мы передаем мысль при помощи слов, то эта мысль должна быть выражена наиболее адекватно. Обратите внимание на серьезность заявления Христа о недопустимости исчезновения йоты и черты из закона. Поскольку это может вести к искажению смысла целого. Равно и передача мысли любыми словами не может быть допустима. Сказанное справедливо и в отношении последовательности слов (что связано так же со структурой того или иного языка). Поэтому замена слова или порядка слов может привести к ослаблению или искажению смысла. Пример: Всё со мной. Говорится о неживых существах. Все со мной. Речь идет о живых существах.

ВЫВОД: Каждое слово в Писании ценно (1Кор.2:13), поскольку все Писание, включая каждое слово, исходит от Бога. Утверждение о мертвом тексте, взятом отдельно, не имеет основания. Писание всегда живо, даже в отдельном стихе (иначе ссылка на стихи теряет смысл). Реченные Богом истины никогда не превращаются в мертвый текст, не теряют своей силы, будучи словами Бога. Поэтому невозможно говорить о различной степени богодухновенности того или иного места Писания. Все Писание богодухновенно в равной степени.

Ключевой стих 3:16

«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности».

В начале года, мы начали читать Библию, Новый Завет. У некоторых уже большой прогресс. Сегодняшнее слово помогает нам, правильно читать Библию. Нам надо знать, что такое Библия. Мы знаем, что Библия это книга. Мы можем купить ее в магазине за 200гр. Но это необычная книга. Нет другой книги, которая могла бы сравниться с Библией по числу переводов на другие языки. Нет никакой другой книги, которая стала причиной появления такого огромного количества других книг. Нет книги, имеющей так много врагов, однако, и такое множество горячих друзей, как Библия. Никакая другая книга не оказала такое влияние на историю человечества.

Авраам Линкольн сказал: «Я убежден, что Библия является наилучшим подарком, которым Бог когда-либо наделил человека. Все наилучшее от Спасителя мира передается нам через эту книгу». Наполеон сказал: «Библия – необыкновенная книга. Она — Живое Существо, побеждающее все ей противостоящее». Сэр Исаак Ньютон сказал: «Библия содержит в себе больше признаков достоверности, чем вся светская история».

Написанная очень давно Библия и сейчас звучит очень сильно, живо и действенно. Мы можем спросить: «Почему?» Сегодняшний отрывок дает нам ответ на этот вопрос. Помолимся, чтобы сегодня мы услышали голос Бога.

Во-первых, Библия дает мудрость ко спасению.

С чего начинается сегодняшний отрывок? «Притом же ты из детства знаешь священные писания…» Здесь апостол Павел обращается к Тимофею. У Тимофея была верующая мама и верующая бабушка. Поэтому он был знаком с Писанием с самого детства. Есть ли среди нас тот, кто читал Библию в 15,10,8 лет? Хотя Тимофей знал Писание с детства, Павел советовал ему хранить то, чему он научился в нем.

Есть много хороших книг, которые могут научить нас чему-то полезному. Если мы изучаем учебник по математике, мы можем научиться решать сложные задачи. Если мы читаем классиков, то лучше можем понять внутренний мир человека. Если мы читаем справочники, то можем стать ходячей энциклопедий. Иностранная литература помогает нам выучить новый язык. Такие книги обогащают наш внутренний мир, и делают нас более образованными. Библия отличается от всех этих книг тем, что она способная дать нам бесценную мудрость. Что эта за мудрость?

Посмотрите еще раз на 15 стих. «Священные писания… могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» . Библия делает нас мудрыми людьми. Мы познаем Бога, себя и этот мир. Но самое главное, эта мудрость ведет нас ко спасению через веру в Иисуса Христа. Спасение означает прощение грехов, мир с Богом, вечную жизнь. Спасение означает победу над всеми грехами и новую жизнь в Иисусе Христе. Что ценнее спасения души для человека? Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Спасение — первостепенно важная вещь и необходимое условие для счастья человека. Однако, ни один университет в мире не может дать мудрости ко спасению. Только Библия дает нам мудрость ко спасению. Молюсь, чтобы мы продолжили читать Библию, и приобрели мудрость ко спасению.

Во-вторых, Библия написана Святым Духом.

Хотя мы называем Библию одной книгой, на самом деле это целая библиотека. Она состоит из 66 книг. Они были написаны более чем 40 авторами на протяжении многих сотен лет. Самыми древними книгами Библии считают Пятикнижие и книгу Иова. Последней была написана книга Откровения – в конце I века нашей эры. Библейские авторы имели различное положение в обществе. Среди них были священники, пастухи, цари, ученые, врачи и даже работники налоговых органов. И многие из них не встречались друг с другом. Но удивительно, что Библия обладает поразительной гармонией и внутренним единством. Все книги Библии имеют одну цель и единую тему – Мессия, Иисус Христос, и вера в Него.

Когда мы не можем понять какое-то место в Библии, в другом месте мы находим полное объяснение. Новый Завет открывает нам значение Старого, а Старый помогает лучше понять Новый. Как так получилось, что люди разных сословий, которые жили в разных веках, написали такую удивительно гармоничную книгу? Посмотрите на 16 стих. «Все писание богодухновенно…» Это означает, что все авторы книг Библии были вдохновлены Святым Духом, Духом Бога. Бог Сам открывал Свою истину тому, или иному человеку, Он побуждал его записать Его откровения и Он Сам руководил им Святым Духом. Так про Моисея было сказано, что он написал «все слова Господни» (Исх.24:4), многие пророки начинали свои книги словами «Так говорит Господь» (Иер.2:2, Ис.1:2).

Уникальность Писания состоит в том, что оно было написано под водительство Духа Бога. Поэтому в конечном итоге автором писания является Сам Творец Бог. Господь подтвердил об этом в евангелии от Матфея: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» . Это говорит нам, что Библию нельзя сравнивать ни с какой книгой в мире. Это голос с небес, мудрость с небес, и откровение с небес. Вот, почему мы должны иметь богобоязнь перед Ней.

Через Библию Бог открывает Себя человеку. Поэтому через слово Бога мы можем встретиться с Богом и познать Его. Также в Библии мы всегда можем слышать голос Бога. И на основе Его обещания, каждый из нас может войти в личные отношения с Богом. Но что нам нужно для этого? Может быть, нам нужно выучить еврейский и греческий языки, на которых была написана Библия? Да, это тоже хорошо, но не каждый может себе позволить это. Мы нуждаемся в помощи Святого Духа. Святой Дух написал Библию. Святой Дух помогает нам услышать голос Бога, обращенный лично к нам в Его слове. Поэтому каждый раз, когда мы открываем Библию, нам надо смиренно просить помощь Святого Духа, и надо слышать, что Бог хочет сказать мне, через Свое слово? Важно слушать Его голос в Его слове.

В-третьих, через Библию Бог направляет и воспитывает нас.

Давайте вместе прочитаем 16 стих. « Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» . Есть много книг, которые интересно читать только первый раз, например детективы. Но все слова Библии полезны для научения. Это означает, что каждый раз, когда мы читаем Библию, мы можем учиться чему-то новому. Поэтому чтение и изучение Библии не скучное зазубривание каких-то правил и законов, изучение Библии это захватывающее дело.

Также Писание полезно для обличения. Здесь обличение означает указание на наши грехи. Никто себя не знает, и обычно, другие люди не знают, что у нас внутри. Но слово Бога отражает истинного меня. Слово Бога обличает нас в скрытых грехах, и ведёт нас к покаянию. Кто принимает это обличение и кается в своих грехах перед Богом, тот блаженный человек, он освобождается от греха, и получает истинное счастье. Человек может найти много, в чём он нуждается – решение проблемы характеры, финансовой проблемы, исправления здоровья, и т.д. Но главная цель изучения Библии заключается в решении проблемы греха.

Слово Бога помогает нам исправлять свои ошибки и неправильные мотивы или цели. Слово Бога наставляет нас в праведности. То есть, слово Бога даёт нам стремление к святости Бога, и к Его праведности. Поэтому, чем, чаше мы читаем Библию, тем полезнее для нашей души. Если сказать коротко, Бог воспитывает каждого из нас через Свое слово, как отец воспитывает своих детей. Для любого человека необходимо духовное обличение, наставление и исправление. Без этого он не может расти духовно. Нам очень важно знать, с какой целью Бог воспитывает и тренирует нас.

Давайте прочтем 17 стих. «Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» . Этот стих говорит нам, что Бог воспитывает нас, чтобы каждый из нас стал человеком Бога, который достоин служения Божьему делу. Некоторые говорят: служить в церкви, и заниматься Библией с новыми братьями и сёстрами, это дело только пастырей, а моё дело получить благодать, и хорошо жить для себя. Но это не так, слово Бога воспитывает каждого человека, чтобы он был готов служить делу Бога. Только слово Бога оживляет нас, и даёт нам расти духовно.

Я благодарю Бога за то, что Он с первого курса Университета привёл меня к изучению Библии и верно даёт мне Своё Слово каждую неделю уже на протяжении 20 лет. Когда я начал изучать Библию, я думал, что Библейские апостолы, пастыри, миссионеры – это какие-то сверх-люди, а я – простой человек, который занимается только компьютерами. Однако, чем больше я изучал Библию, тем больше Бог показывал мне, свою надежду. Однажды, меня начали брать на приглашение. Потом мне поручили изучать Библию с агнцами. Бог поставил меня даже лидером колена. Бог использовал меня проповедником и ведущим прославления. Бог создал для меня домашнюю церковь. Бог посылал меня на различные конференции по всему миру, и дал мне даже читать доклады миссии. Как возможно, что тот Саша стал таким? Всё это получилось через слово Бога. Слово Бога учило меня, обличало, исправляло и наставляло в праведности, чтобы сделать меня готовым на всякое доброе дело.

С другой стороны, сейчас мне 36 лет, но я до сих пор ещё не смог поднять ни одного ученика Иисуса, не построил церковь, и не уехал миссионером. Я читал о христианских лидерах. Например, Хадсон Тейлор в 17 лет начал готовиться к миссионерской жизни и её лишениям. В 22 года он приехал Миссионером в Китай, и в 28 лет он создал Китайскую Внутреннюю Миссию. Чарльз Стадд в студенчестве принял призыв Бога и основал кембриджскую семёрку, а в 25 уехал миссионером. Д.Л.Муди принял Христа в 18 лет. В 21 год он основал свою первую воскресную школу в бывшей пивной. А в 27 лет он построил здание для церкви на 1500 человек и эта церковь считалась самой живой в Чикаго. Почему же моя жизнь не такая влиятельная? Через это слово, Бог показал мне, что я просто не готов! Мне не хватает знаний, я противлюсь из-за своих грехов, я не слушаюсь из-за оставшихся заблуждений и предубеждений, и мне не хватает духовных сил из-за отсутствия праведности. По сути, причина моей неготовности в том, что я стал слишком мало общаться с Библией. И мой духовный бег замедлился. Это главная проблема. Наверно поэтому, д-р Самуил первым пунктом в своём завещании написал: « BACK TO THE BIBLE ». Поэтому я принимаю от Бога это слово как направление: «да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен». Бог хочет, чтобы я был готовым, поэтому мне нужно постараться ещё больше пребывать в слове Бога. Я принимаю решение вечером вместо планшета брать в руки Библию и читать минимум пол-часа или до того как усну.

Бог хочет использовать меня для всякого доброго дела. Я молюсь, молюсь, чтобы через слово Бога, я стал готовым.

Сегодня мы узнали, что особенность Библии в том, что она написана Святым Духом Бога. Мы изучаем Библию 1:1 с пастырем, но кто учит библии, и кто учиться, должны знать, что учитель один Бог, и оба учатся у Бога. Через Свое слово Бог хочет говорить с каждым человеком. Бог хочет разбудить нас от сна грехов, сделать нас Своими драгоценными людьми. Пусть Бог даст нам святое желание читать Библию, и слышать голос Бога. Пусть Бог готовит каждого из нас для служения Его делу через Своё слово, и даст нам много изучений 1:1 в нашей церкви.

Святой Церковью читается Второе послание к Тимофею. Глава 3, ст. 16-17; глава 4, ст.1- 4.

3:16. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,

3:17. да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.

4:1. Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его:

4:2. проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.

4:3. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;

4:4. и от истины отвратят слух и обратятся к басням.

(2 Тим. 3, 16 - 17, 4, 1 - 4)

Апостол Павел продолжает свои увещевания апостола Тимофея, епископа Церкви Ефесской.

Начинается сегодняшний отрывок с очень важного тезиса: Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен. Это место, возможно, единственное, где напрямую говорится, что все Писание богодухновенно. Надо заметить, что здесь во многом имелось в виду еще ветхозаветное Писание, поскольку новозаветного канона, собрания новозаветных книг еще не было. Хотя если мы возьмем послания апостола Павла, многие из которых к этому моменту уже были написаны, то, конечно, можно и их причислять к Священному Писанию и считать их богодухновенными книгами. Однако свои послания Павел, наверное, еще не считал таким богодухновенным текстом, в большей степени он все-таки имеет в виду Ветхий Завет. Теперь для нас с вами Новый Завет, несомненно, является таким же богодухновенным текстом и даже имеющим большее, решающее значение, чем текст ветхозаветный.

Так что же значат слова о том, что все Писание богодухновенно ? Мы немного об этом говорили. Тема чрезвычайно интересная, глубокая и важная. Понятие богодухновенности по-разному интерпретируется разными христианскими конфессиями и иногда даже отдельными христианами внутри одной Церкви. В протестантских Церквях, которых существует много, в том числе у современных протестантов, с которыми мы сталкиваемся в России, существует вербальная, то есть словесная теория богодухновенности. Русский синодальный перевод Нового Завета, на который они опираются, в их понимании был практически продиктован его авторам, поэтому нужно понимать всё слово в слово, как написано: без комментариев, без контекста, без исследования. Представители протестантских деноминаций прекрасно знают этот текст, почитают и изучают его, подчас они ходячие «цитатники».

Православному человеку с ними бывает очень непросто, потому что протестанты забрасывают цитатами человека, недостаточно изучающего свою традицию. Таковых у нас, к сожалению, не так уж мало: они заходят иногда в церковь, но ни одной цитаты из Нового Завета привести не могут. Мы пытаемся с этим что-то сделать, но пока реалии таковы, что в чисто формальном знании Нового Завета протестанты нас обходят. Повторю, их знание подобно компьютеру, который выбрасывает цитаты, потому что они полагают, что если закреплять какое-то мнение голыми цитатами, вырванными из разного контекста, из разных частей Нового Завета, то этого будет достаточно.

Приблизительно такое же понимание, даже более радикальное, мы находим в исламе. Коран для мусульманина - это не текст, написанный Мухаммедом. С точки зрения мусульман, Коран существовал всегда, это слово Аллаха, которое всегда существовало где-то на небе у самого Аллаха, а Мухаммед - человек, который был «приёмником», записавшим все это на бумагу, поэтому все, что написано, - слово в слово изречения самого Аллаха.

В православной традиции и вообще в христианстве с самых ранних его времен отношение к понятию богодухновенности было достаточно трезвым. Оно таково, что все книги Священного Писания вдохновлены Духом Святым, в этом и смысл понятия богодухновенности. Однако не было такого, чтобы автор лишался своих индивидуальных особенностей и характеристик. Каждый автор, например в Евангелии, пишет об одних и тех же событиях немного по-разному. У каждого евангелиста свой темперамент, свой уровень образования, свой лексикон. Скажем, Евангелие от Марка написано простым языком, это не самый лучший греческий язык. В Евангелии от Луки, как и в книге Деяний, написанной им же, наоборот, прекрасный древнегреческий язык, самый лучший в Новом Завете, с точки зрения исследователей. Изучая послания апостола Павла, мы видим, что послания более раннего времени объединяются неким стилем и лексикой, а более поздние, например, «пастырские» послания, отражают уже другое время и имеют свою стилистику, свой лексический состав текста.

Это трезвое отношение было изначально, когда составлялся канон и Церковь размышляла над тем, какие книги брать в канон, а какие не брать. Мы помним самые ранние исследования учителей Церкви, которые пытались сравнивать существовавшие уже тогда рукописи, потом переводы Нового Завета. Традиции самой ранней библеистики, которая потом перешла в современную библеистику, говорят о том, что идею, внутреннее содержание, суть текста каждому конкретному автору дал Дух Святой, но сам текст по форме, лексическому подбору определенных выражений и слов, по стилю соответствует пониманию конкретного автора. Хочу подчеркнуть, что наше понимание богодухновения именно таково, потому что иногда мы похожи на протестантов и пытаемся отстоять вербальное видение богодухновенности, забывая подчас о контексте, о том, что каждый автор имел свою задачу, свой стиль, свой уровень образования. Они говорили об одной и той же христианской истине, но по-разному, и это нормально, естественно, это подчеркивает то, что Священное Писание может быть единым при таком разнообразии.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

«Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16).

Библия - истина Божья, план спасения рода человеческого, руководство для нашего хождения перед Богом. Наше познание Иисуса Христа как Сына Божьего и как нашего Спасителя всецело основывается на Библии.

1. Всё Писание богодухновенно.

Библия, которая включает в себя книги Ветхого и Нового Заветов, является Священным Писанием. Она написана Божьими пророками и апостолами по вдохновению от Духа Святого.

Бог желает, чтобы люди познали Его волю. В связи с этим, Он говорит словами, легко понятными людям, желая посвятить нас в Свои откровения. Для этого нужно было, чтобы Сын Божий Иисус Христос, воплотившись в человека, явился в мир и Своей жизнью и деятельностью, Своим Словом открыл людям характер вечного Бога и Его истину. Так, Иисус Христос на понятном языке, приводя доходчивые примеры,открыл нам смысл и значение Благой вести.

Пророки и апостолы под воздействием и с помощью Духа Святого передавали людям устно или письменно заповеди и обетования Божьи.

2. Главная истина Библии.

Некто заметил, что вся Библия посвящена одной теме - любви Бога к человеку. Библию можно назвать одним словом - Любовь. Любовь Бога к человеку конкретно выражается в Божьем плане спасения. Следовательно, главную идею Библии можно выразить двумя словами - благодать спасения.

С тех незапамятных времён, когда наш прародитель Адам отступил от Бога, человек лишился надлежащего ему положения и Божьей славы. С тех пор он чурается голоса Божья, не смеет видеть Его лица. Но Бог непрестанно ищет человека, всячески пытается вернуть его к Себе. «Где ты?» - был первый вопрос Бога к человеку (Быт. 3:9). Но кто бы мог разрешить проблему воссоединения человека с Богом? И каким способом это сделать?

Бог, согласно Своего плана спасения рода человеческого, принял человеческую плоть, явился в мир. Так, Богочеловек Иисус Христос, наш беспорочный Господь, согласился взять на Себя наши грехи и поругания, добровольно принял крестную смерть. Его святая Кровь послужила нам источником нашего очищения и искупления. И тот, кто теперь с покаянием приходит ко Христу, получает прощение грехов и восстанавливает сыновние отношения со своим Творцом.

В Ветхом Завете Бог через пророков многократно предсказывал в Своих откровениях о том, что придёт на землю Спаситель. В Новом Завете это обетование подтвердилось приходом на землю Господа Иисуса Христа, Который на Голгофском кресте совершил спасение рода человеческого. После вознесения Иисуса в небесные обители, Дух Святой через апостолов распространил Благую весть спасения по всему миру. Господь открыл нам истину о создании Своей Церкви и тайну Царствия Божьего на земле. Если в книге Бытие освещается, как человек отошёл от Бога, то в книге Откровение говорится о том, как человек воссоединится с Богом. Если в книге Бытие говорится, как человек, не доверяя Богу, всё дальше отходил от Него, то в книге Откровение, человек обращается к Богу с просьбой: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22:20).

Вся Библия свидетельствует о нашем Господе Иисусе Христе, провозглашает и освещает Божью истину спасения человека, раскрывает великую любовь Бога к человеку-грешнику. Поэтому духовное содержание Библии целенаправленно и многосторонне. И никак нельзя интерпретировать её произвольно, по человеческой прихоти и вожделению.

3. Великое назначение Библии.

Библия свидетельствует о Сыне Божьем и о Господе нашем Иисусе Христе. В связи с этим, апостол Павел, водимый Духом Святым, советует Тимофею изучать «Священные Писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» (2 Тим. 3:15).

Библия не только призывает грешников обрести спасение через покаяние и обращение к Иисусу Христу, но и показывает детально, как это происходит: «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:16-17).

Божьи дети при любых обстоятельствах, будь то в печали или радости, в поражении или успехе, не должны забывать Божьих наставлений, которые помогают глубже понять волю Божью, жить тем и делать лишь то, что радует Бога.

4. Как исследовать Библию?

Господь Иисус Христос учит нас по этому поводу следующему: «Когда же придёт Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Иоан. 16:13).

Библия написана по вдохновению от Духа Святого, поэтому каждый раз, когда открываем Библию, следует в спокойном ожидании перед Богом и с кротостью сердца просить руководства Святого Духа, чтобы мы понимали, что Бог хочет сказать нам.

Библия подобна закону: она может открыть скверну и пороки, скрытые в нашем сердце. Она, посредством Христовой Крови, совершает в нас перемену, делает нас чистыми, святыми. И если мы будем надменны, полагаясь на нашу «праведность», тогда слова Библии не произведут на нас никакого воздействия. «Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошёл - и тотчас забыл, каков он» (Иак. 1:23-24).

Библия отражает небесную славу Иисуса Христа. И, если мы удалим предубеждения, свою житейскую праведность и другие барьеры из нашего сердца и с открытой душой будем читать её слова, мы будем освещаться светом Господним. И тогда нашей жизнью и делами мы станем отражать облик Господень. «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. Мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2Кор. 3:17-18).

Библия является духовным хлебом для нашей души. И только сердце, жаждущее истины Божьей, может воспринять её богатства. «Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твёрдая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5:13-14).

«Итак, вера от слышания, а слышание от Слова Божья» (Рим. 10:17).