Храм рождества христова в вифлееме исполнение желаний. Базилика Рождества Христова: от создания до наших дней

Вифлеем - небольшой городок, расположенный на каменистой возвышенности к югу от Иерусалима, поросшей виноградниками, масличными рощами, миндалевыми деревьями и смоковницами. Жители Вифлеема, удаленного от важных караванных путей древности, вели, в основном, пастушескую и земледельческую жизнь. Вифлеем оставил след уже в ветхозаветной истории. На северной окраине города расположена могила прекрасной Рахили, супруги праотца Иакова. Над гробницей, почитаемой иудеями, христианами и мусульманами, в XVIII в. было построено купольное сооружение.

В период Судей из Вифлеема в Моав во время голода переселилась семья Елимелеха и Ноемини, и их cын затем женился там на моавитянке Руфи. После смерти мужа Руфь, не желая покидать свекровь, последовала за ней в Вифлеем. В Вифлееме Руфь подбирала упавшие колосья на поле своего богатого родственника по мужу Вооза, чтобы прокормить свекровь и себя. Вооз впоследствии взял ее себе в жены. Руфь родила сына «и нарекли ему имя: Овид. Он отец Иессея, отца Давидова» (Руфь 1-4).

В Вифлееме в семье Иессея родился Давид и был помазан на царство пророком Самуилом.
Из Вифлеема царь Саул призвал Давида, чтобы он играл на гуслях, когда на Саула нападал злой дух (1 Цар. 16:14-23).

В городе Давидовом сохранился колодец, связанный с именем Давида, и напоминающий о его борьбе с филистимлянами (2 Цар 23:8-17).

За 750 лет до Рождества Христова пророк Михей возвестил, что незначительная тогда деревушка Вифлеем станет местом рождения Мессии (Мих. 5:2-5).

В правление римского императора Августа и во дни царя Ирода, когда по всей земле проводилась перепись населения, в Вифлеем из Назарета пришел праведный Иосиф Обручник с Пресвятой Девой Марией, потому что он был из дома и рода Давидова. Здесь, в Вифлееме, родился Спаситель мира Господь Иисус Христос (Мф. 1:18-25; Лк. 2:1-7).

В ночь Рождества пастухи, охранявшие стадо в окрестностях Вифлеема, услышали ангельское благовестие о Пришествии в мир Спасителя: «…ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» Оставив стадо, пастухи поспешили в Вифлеем поклониться родившемуся Христу.

В Вифлееме на восьмой день над Богомладенцем совершилось обрезание и Ему нарекли имя Иисус (Лк. 2:21).
После возвращения Богоматери с Младенцем и Иосифом из Иерусалима в Вифлеем после совершения положенного обряда в иерусалимском храме на сороковой день, волхвы, следуя за звездой, пришли с дарами в Вифлеем поклониться родившемуся Христу (Мф. 2:1-12).

После ухода волхвов Иосиф с Богоматерью и Младенцем по повелению ангела бежал из Вифлеема в Египет, а разгневанный царь Ирод приказал убить всех младенцев в Вифлееме в возрасте двух лет и младше (Мф. 2:13-18).

Сегодня место Рождества Христова в Вифлеемском вертепе указывает серебряная звезда. Рядом с ней - место Вифлеемских яслей, в которых лежал Богомладенец. (Сами Ясли находятся в Риме)

Над Вифлеемским вертепом возвышается византийская базилика с древними мозаиками VI века. На южной стене ее главного нефа запечатлена в мозаике родословная Иисуса Христа по Евангелию от Матфея (Мф. 1:1-16), а на северной - по Евангелию от Луки (Лк. 3:23-38).

Рядом с Вифлеемским вертепом, на месте древнего городского кладбища, сегодня почивают мощи Вифлеемских младенцев - мучеников.

В храмовом комплекс, рядом с пещерой Рождества имеются пещеры, которые христианская традиция связывает с памятью блаженного Иеронима (+ 420), известного экзегета и автора латинского перевода Священного Писания (Вульгаты), а также с памятью его духовных дочерей - блаженной Павлы и Евстохии.

От Вифлеемской базилики за несколько минут можно доехать до Поля пастушков, где в ночь Рождества ангелы возвестили пастухам о рождении Спасителя, и где в ветхозаветные времена разворачивались события из книги Руфь.

В базилике Рождества Христова в Вифлееме, в нескольких метрах от спуска в Пещеру Рождества Христова находится чудотворная Вифлеемская икона Пресвятой Богородицы.

Вифлеемская икона Божией Матери была пожертвована в базилику Рождества Христова Русским Императорским домом (точная дата неизвестна). Риза ее изготовлена из платья преподобномученицы Елизаветы (великой княгини Елизаветы Феодоровны Романовой, 1864-1918 гг.). Святой образ русского письма. Его особенность в том, что это единственная из прославленных икон Божией Матери, на которых Пресвятая Дева улыбается. Икона относится к иконописному типу «Одигитрия», что в переводе с греческого означает «Путеводительница».

Уже в наше время Вифлеемская икона прославилась многими чудотворениями. Она очень почитается в Палестине, причем не только христианами, но и мусульманским населением, а также многочисленными паломниками со всего мира. По сложившейся традиции, перед этой иконой, находящейся перед входом в пещеру, где от Пречистой Девы родился Христос Спаситель, молятся о даровании детей, вообще об их благополучии, и о благополучии семейном.

Вконтакте

Одна из старейших непрерывно действующих церквей в мире.

Israel Travel Guide , CC BY-SA 3.0

Первый храм над пещерой, которая почиталась верующими как место рождения Иисуса, был построен в 330-х гг. по указанию императора Константина Великого; освящение храма состоялось 31 мая 339 г.

Современное здание Храма Рождества Христова является единственным христианским храмом в , сохранившимся в целости с домусульманского периода.


Israel Travel Guide , CC BY-SA 3.0

Богослужения в Храме Рождества практически не прерывались с .

Храм Рождества Христова входит в число главных христианских храмов , наряду с храмами над и и на .

История базилики

Византийский период

…воздвигла она поклоняемому Богу два храма: один при пещере рождения, другой на горе вознесения, ибо Эммануил (с нами Бог) благоволил родиться для нас под землей, и местом плотского его рождения евреи признают именно Вифлеем. Посему, благочестивейшая василиса всячески украсила эту священную пещеру и почтила дивными памятниками бремя Богородицы. А спустя немного, ту же самую пещеру почтил своими приношениями и василевс, к щедротам своей матери присоединив золотые и серебряные дары и различные завесы.

Место, которое выбрала Елена, напрямую не указано в Евангелиях, о некой пещере рассказывает лишь апокрифическое Протоевангелие Иакова .


Israel Travel Guide , CC BY-SA 3.0

Впервые о пещере в Вифлиеме написал Ориген около 247 г., он утверждает что Христос родился в самом городе (другие авторы, например Иустин, помещали пещеру в окрестностях Вифлеема или на полпути из Иерусалима) и местом Рождества называет пещеру, которую жители показывают паломникам.

Данный храм, как и ряд других, построенных императором Константином в Святой земле, по свидетельству Евсевия Кесарийскиого и Кирилла Скифопольского, имел целью не проведение богослужений, а создание возможности каждому увидеть места евангельской истории.

Однако паломница Сильвия (Этерия) (конец IV в.) в своих записках о паломничестве в Святую замлю сообщает, что в четверг Светлой седмицы из Иерусалима верующие идут в Вифлеем для всенощного бдения, отмечая, что оно совершается в церкви, где «находится пещера, где родился Господь».

Базилика Константина была уничтожена пожаром в 529 г. в ходе , о чём свидетельствуют результаты археологических раскопок 1934-36 г. В целом вифлиемская базилика Константина повторяла общие черты храма Гроба Господня.


Israel Travel Guide , CC BY-SA 3.0

В период правления императора Юстиниана направил ему прошение о восстановлении базилики. Построенный Юстинианом храм сохранился во время персидского нашествия (612-629 гг.), о чём сохранилась легенда, известная с IX века:

Святая Елена распорядилась украсить церковь с западной стороны мозаикой, изображающей Богоматерь с Младенцем на груди и поклонение волхвов. …Персы, по их прибытию в Вифлеем, были поражены картиной персидских волхвов-астрологов, их соотечественников. Из-за благоговения перед предками они сохранили церковь.

При завоевания города халифом в 1009 г. базилика также не пострадала так как мусульмане почитали место рождения Христа (южный храма был ими отделён и использовался как мечеть).

Период крестовых походов

В византийский период базилика представляла собой церковь-мартирий и не имела епископской кафедры. В период базилика стала кафедрой латинского епископа Вифлеема и Аскалона (с 1100 г.). В 1100 г. в праздник Рождества в ней был коронован , а в 1118 г. - . В этот период базилика Рождества была описана многочисленными паломниками XII-XIII в.

В XII в. базилика была окружена зданиями монастырей, а также оборонительной стеной с прямоугольными выступающими башнями.

После завоевания Вифлеема армией (1187 г.) латинский епископ и клир были изгнаны из базилики. Через пять лет разрешение вернуться в храм получили два католических священника и диакон, но сам храм был отдан мусульманскими властями представителям Сирийской православной церкви.

В 1229 г. Вифлеем вновь перешёл под контроль франков.

Из-за постоянных войн в 1244 г. базилику осквернили тюрки-хорезмийцы, а в 1263 г. был уничтожен один из монастырей примыкавших к храму.

Греческая церковь с 1244 г. владеет главным базилики и мужским монастырём у её южной стены.

Османский период

После завоевания Палестины права христиан на базилику Рождества ограничены не были. С разрешения властей храм неоднократно ремонтировали: в 1479 г. была положена свинцовая кровля, выполненная на деньги английского короля Эдуарда IV, в 1670–71 гг. кровлю ремонтировали греки, также установившие в базилике новый иконостас (заменён на новый в 1764 г.).

1834 г. и пожар 1869 г. привели к повреждениям интерьера пещеры Рождества и вызвали необходимость ремонтных работ.

От российских императоров Александра III и Николая II в храм неоднократно направлялись пожертвования (колокола, паникадила).

Фотогалерея

















Храм Рождества Христова в Вифлееме - одна из важнейших христианских святынь и старейшая непрерывно действующая церковь в мире, построенная на месте рождения Христа. Храм занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Мифы и факты

Как известно из Евангелие, Иисус родился в Вифлееме и вырос в Назарете. В 326 году, император Константин и его мать Елена решили построить , которая согласно некоторым источникам и была местом рождения Иисуса.

Первоначальное здание имело восьмиугольный план и располагалось прямо над пещерой. Эта церковь была разрушена в 530 году Юстинианом, который построил гораздо больший храм, сохранившийся до наших дней.

Персы пощадили храм Рождества Христова во время вторжения в 614 году, потому что, согласно легенде, были впечатлены представлением своих соотечественников волхвов-астрологов, изображения которых украшали здание. Мусульмане, захватившие город в 1009 году, также не последовали указу халифа Аль-Хакима разрушать все христианские памятники, поскольку использовали южный трансепт храма как мечеть.

Когда в XI веке пришли крестоносцы, храм Рождества Христова стал кафедрой епископа Вифлеема и местом коронования иерусалимских королей.

В последующие столетия город находился во власти мамлюков и османов. Султаны вывезли мрамор и колонны в , но христианам разрешили совершать богослужения в церкви. Часть украшений была разграблена турками и ныне украшают в Иерусалиме. Землетрясение в 1834 году и пожар в 1869 году уничтожили мебель, но храм снова выжил.

Кража серебряной звезды, указывающей точное место Рождества Христова, якобы подтолкнула к международному кризису паломничества по святым местам в 1847 году, что в конечном итоге привело к Крымской войне.

В 1852 году опека над храмом Рождества Христова была пожалована римско-католической, армянской и греческой церквям.

Что посмотреть

Комплекс состоит из двух церквей и грота, где согласно преданию, родился Иисус.

Храм Рождества Христова размером 53,2 на 26,8 м представляет собой типичную римскую базилику с пятью проходами и апсидой в восточной части, где установлен алтарь. Здание выложено из тесаного камня и покрыто деревянной кровлей. Пять нефов разделены колоннадой по десять колонн из розового вифлеемита. Колонны венчают капители коринфского ордера. Стены и пол отделаны мрамором, верхнюю часть стен украшали золотые мозаики, которые на данный момент сохранились лишь фрагментарно.

Вход в храм идет через "дверь смирения", которая благодаря очень низкой высоте заставляла даже самых важных посетителей спешиться с лошади, входя в святое место.

Оригинальный пол римской эпохи был перекрыт во время реконструкции, но есть люк, открывающий часть оригинального мозаичного пола. Достопримечательность храма - большой позолоченный иконостас и коллекция ламп во всем здании.

Прилегающая церковь Св. Екатерины была построена в более современном стиле готического возрождения. В ней латинский патриарх Иерусалима проводит полуночное служение в канун Рождества.

Из всех храмов мира, посвященных Рождеству Христову, самым важным, центральным для всех христиан, несомненно, является Вифлеемский, расположенный на том месте, где родился Господь Иисус Христос.
Храм этот состоит из двух частей: так называемой Пещеры (Вертепа, Грота) Рождества и стоящей над ней церкови Рождества Христова.

Несмотря на древнее происхождение Пещеры Рождества, ее современный вид сложился примерно к XII веку. Смысловым центром Пещеры является место, где, по Преданию Церкви, родился Иисус Христос. В 1717 году оно было отмечено серебряной звездой.
Рядом с южным входом в нижнюю часть храма располагались те самые ясли. Согласно свидетельству одного из отцов Церкви, блаженного Иеронима Стридонского, изначально ясли были сделаны из глины, которую впоследствии заменили золотом и серебром. Сейчас на этом месте расположен скальный выступ, покрытый мрамором.
Верхняя часть храма – церковь Рождества Христова – является самым древним храмом в Палестине, который хоть и с перестройками, но сохранился в целости до наших дней. Богослужения в нем практически без перерыва совершаются еще с ранневизантийской эпохи.

Как отмечает ряд авторов, таких, например, как Евсевий Кесарийский и Кирилл Скифопольский, храм Рождества Христова строился не столько для богослужений, сколько для того, чтобы каждый верующий мог собственными глазами увидеть место рождения Спасителя. Поэтому, можно предположить, что верхняя церковь играла роль охранного укрытия для нижней Пещеры Рождества.
Что касается непосредственно истории верхней церкви, то ее первый вариант – базилика Рождества – был построен при святом равноапостольном императоре Константине Великом и его матери, святой равноапостольной императрице Елене. Освящение базилики состоялось 31 мая 339 года. Собственно, с этого момента Вифлеем и стал не только центром паломничества, но и важным местом в истории христианского искусства. Это было связано и с архитектурным исполнением базилики, и с теми росписями и мозаиками на религиозные темы, которые покрывали ее стены. Более того, церковь Рождества Христова, наряду с храмами над Голгофой, Гробом Господним и церковью Вознесения на Елеонской горе, вошла в число главных достопримечательностей Святой земли.
К сожалению, история базилики императора Константина была недолгой. В 529 году она была разрушена в результате пожара во время антивизантийского восстания в Самарии. Вероятно тогда она сыграла важную роль - защитила от огня нижнюю Пещеру.

В том же 529 году по просьбе преподобного Саввы Освященного император Юстиниан I прислал в Вифлеем опытных мастеров, которые заново отстроили верхнюю часть храма.

Новое здание приобрело и некоторые новые особенности. Так, например, храм был больше приспособлен для совершения Божественной Литургии и других служб. Также он увеличился в размере и приобрел роскошное убранство. Возведен он был из камня, но, как и базилика императора Константина, перекрыт деревом. Полы и стены храма были облицованы мрамором, в верхней части он был покрыт мозаикой. Главный престол был выполнен примерно в 1185 году Иоанном из Вюрцбурга. Общие же размеры строения - примерно 53 на 36 метров.
Первоначально храм имел три входа, но позднее два из них были замурованы. В итоге остались открыты лишь так называемые врата смирения - войти через них можно лишь низко склонив голову. В храме эпохи Юстиниана была собрана целая коллекция реликвий. Например, здесь находился стол, на который по преданию, волхвы возложили свои дары, принесенные Младенцу Христу. Здесь же почивали мощи святого Иосифа Аримафейского, десница святого апостола Фомы и многое другое.
За свою долгую историю верхний храм императора Юстиниана I пережил немало нашествий и перестроек. Так, например, он уцелел при нашествии персов в 612–629 годах, а также при мусульманском завоевании Ближнего Востока в 30-х годах VII века. Храм устоял и во время похода халифа аль-Хакима в 1009 году.

Храм Рождества Христова в Вифлееме сыграл важную роль и в жизни латинского Запада. Так, например, с 1100 года он на некоторое время стал кафедрой латинского епископа Вифлеема и Аскалона. На праздник Рождества Господня, в том же 1100 году, в храме короновали местного короля-крестоносца Балдуина I, а чуть позже – Балдуина III.
Эпоха безраздельного владения храмом для представителей христианского Запада закончилась в 1187 году, когда мусульманская армия Салаха-ад-Дина захватила Вифлеем. Через пять лет после этого события святыня была передана в распоряжение восточных христиан, а именно - сирийцев. Начиная с 1229 года, храм Рождества неоднократно переходил из одной юрисдикции в другую. Так продолжалось несколько столетий.
С 1347 года Римо-Католическая Церковь, в лице ордена францисканцев, владеет престолом в приделе яслей Пещеры Рождества. Греческая Православная Церковь, начиная с 1244 года, имеет права на главный алтарь верхнего храма.
В целом же, на сегодня, сводом правил и законов установлен особый регламент совершения служб в храме Рождества для каждой Церкви.

Проводить богослужения могут представители Греческой Православной и Армянской Церквей. Уборкой в храме поочередно занимаются католические и греческие священнослужители. Ключи от входа в святыню находятся также у представителей Греческой Православной Церкви.

Современный мир насквозь политизирован и от этого никуда не деться.

Человек идёт по свету, для посещения большинства стран нужна виза. В какие-то страны получить её достаточно просто, в какие-то очень и очень проблематично. Объекты в список Всемирного наследия ЮНЕСКО включаются по представлению стран, на территории которых они расположены, и не всегда это выдвижение поддерживается другими странами, несмотря на очевидную историческую и иную ценность объекта. А сколько случаев во всемирной истории, когда уничтожаются уникальные объекты. К сожалению, это происходит и в наши дни. А объект ЮНЕСКО - это не небольшая статуэтка, которую можно в чемодане увезти в безопасное место, и поэтому они становятся заложниками правящего режима на той территории, где они расположены.

В 2008 году я побывал в Базилике Рождества Христова в Вифлееме .

В тот момент она не была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Парадоксальная ситуация, когда место, определившее во многом пути развития всего мира, куда ежегодно стекаются миллионы паломников, было словно не замечено ЮНЕСКО.

Другая общественная организация Всемирный Фонд памятников (World Monuments Fund, WMF), основанная в 1965 году и занимающаяся сохранением исторической архитектуры и культурного наследия по всему миру, ведёт с 1996 года свой "Список Всемирного Наследия", который содержит список памятников, находящихся под угрозой разрушения. Список призван привлечь внимание международной общественности к объектам культурного наследия, оказавшихся в опасности из-за пренебрежительного отношения, вандализма, вооруженного конфликта, изменений климата или стихийного бедствия, а также из-за отсутствия финансовой и материальной поддержки. В 2008 году в этот список была включена Базилика Рождества Христова: "Настоящее состояние церкви вызывает тревогу. Многие деревянные балки кровли подвержены гниению, они не заменялись с XIX века. Просачивание дождевой воды внутрь церкви не только ускоряет гниение древесины, нанося ущерб структурной целостности здания, но и пагубно сказывается на стенных мозаиках и росписи XII века. Проникновение воды также сопряжено с опасностью возгорания вследствие короткого замыкания. В случае землетрясения, сравнимого по силе с землетрясением 1834 г., последствия, скорее всего, будут катастрофическими".

Так уж распорядилась судьба, что территорией, где располагался храм, владели многие государства. В нынешнем столетии Вифлеем находится на территории, контролируемой Палестинской национальной администрацией.

31 октября 2011 года в члены ЮНЕСКО была принята Палестинская автономия. За принятие Палестинской автономии в ЮНЕСКО проголосовали 107 стран из 173, участвовавших в голосовании, В том числе "за" проголосовали Россия, Китай, Франция, Норвегия, Люксембург, Испания и Греция. 14 государств высказались против, включая Израиль, США, Канаду, Чехию и Германию. 52 страны воздержались, включая Великобританию.

Согласно уставу ЮНЕСКО, членами этой организации могут быть только самостоятельные государства. Впрочем, возможность вступления в нее открыта и для стран, не состоящих в ООН - если им удастся заручиться поддержкой двух третей участников организации. Именно этим правом и воспользовались палестинцы.

После этого голосования в палестинской администрации сказали, что намерены использовать свой новый статус члена ЮНЕСКО по самому прямому назначению. В частности, членство в этой организации позволит им добиться включения в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО двадцати памятников, расположенных на Западном берегу Иордана, в том числе и на территории, контролируемой Израилем. В этом списке фигурировали, помимо прочих, Вифлеем, Хеврон и Наблус.

Так появился формальный повод для включения в список Всемирного наследия ЮНЕСКО Храма Рождества Христова. Хотя, с моей точки зрения, храм является общемировым достоянием, но таковы правила ЮНЕСКО.

В 2012 году Организация освобождения Палестины выдвинула церковь Рождества Христова и паломнический маршрут в Вифлеем на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, объясняя необходимость этих мер опасностью, которой они подвергаются со стороны Израиля, и заявляя о том, что требуется особая защита со стороны ООН. Эксперты Международного совета по сохранению памятников, осмотревшие церковь Рождества Христова в 2012 году, пришли к выводу, что оснований для ее экстренного включения в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО нет: "Мы не выявили ущерба и убедились, что храму Рождества не угрожает опасность, что могло бы стать основанием для экстренного внесения здания в список. Это было бы оправданным, если бы само существование церкви было бы под угрозой".

Но вот только чиновники ООН могут дать рекомендации, а решение принимают не они. Исключительным правом на включение и исключение объектов в список Всемирного наследия обладает профильный комитет ЮНЕСКО, который носит длинное название Межправительственный комитет по охране всемирного культурного и природного наследия (Intergovernmental Committee for the Protection of the World Cultural and Natural Heritage (World Heritage Committee). Комитет состоит из 21 члена, избираемых раз в 2 года на Генеральной ассамблее стран. 29 июня 2012 года на 36 сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, проходившей в Санкт-Петербурге, в Список всемирного наследия было включено 26 новых объектов, в том числе Базилика Рождества Христова под номером № 1433.

Закончив с политикой, перейдём к библейской истории. Впрочем без политики там тоже не обошлось.

Младенец Иисус

хотя родился в Вифлееме, но его называли Иисус из Назарета. Его мать Мария со своим мужем Иосифом жили в Назарете, но незадолго до его рождения " вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле" Пришлось Иосифу вместе с беременной женой идти в Вифлеем. Так политика появилась первый раз в судьбе еще не рождённого младенца.

Гостиниц для законопослушных участников переписи не хватало. Иосифу и Марии повезло, что они отыскали пещеру, которую заодно использовали под хлев местные пастухи. Кто тогда знал, что эта пещера станет самым знаменитым местом рождения в мире.

В ней при тусклом свете фонаря родился Иисус. По одним источникам Мария самостоятельно родила ребёнка, по другим - ей помогала повитуха Саломея.

Первыми пришли поклониться младенцу пастухи,

которых известил об этом ангел.

Людей на Земле в то время было меньше, нравы были проще. Не нужно было искать место, где необходимо было поставить визу. Поэтому никого не удивил визит иностранцев, мудрых волхвов.

Правда они сначала заглянули в стольный град и попали на приём к царю Ироду, чем спровоцировали последующее избиение младенцев.

Волхвам же царь Ирод не стал мешать в дальнейшем путешествии по его землям, по коим они передвигались на верблюдах.

С собой в ларце они везли дары: золото, ладан и смирну. Вифлеемская звезда не подвела волхвов и довела их до младенца Иисуса.

Из-за поползновений царя Ирода святое семейство

было вынуждено бежать в Египет. Так юный Христос совершил первое заграничное путешествие, не имея при этом заграничного паспорта. При этом даже в младенчестве он творил чудеса, как к примеру чудо с пальмой и источником в пустыне.

Вот так вкратце звучит история рождения Иисуса из Назарета.

История Базилики Рождества Христова начинается с императора Константина I Великого, который встряхивал пыль с одряхлевшей Римской империей: сделал христианство государственной религией Римской империи, построил Константинополь и перенёс туда столицу. Новая религия требовала святынь. В 330-годах Базилика была построена, а 31 мая 339 года была освящена. В нефе сохранились мозаичные полы первоначальной базилики, которые можно увидеть под современными полами.

Эти полы случайно обнаружили в 1934 году во время ремонта крыши, когда упавший с высоты молоток стукнул о полы и обнаружилась под ними пустота.

Амвон Базилики Рождества Христова в Вифлееме находится над Пещерой Рождества . В Пещере над местом рождения Иисуса, которое отмечено звездой с 14 лучами, находится православный мраморный престол.

К этому месту стремятся все, становятся на колени и кто трогает, а кто целует вифлеемскую звезду. А вот Придел Яслей, куда положила младенца Дева Мария после рождения, многие даже не замечают.

Все бы шло прекрасно и забавно, если б миром правили поэты... Но весной 529 года Юлиан бен Цабар возглавил восставших самаритян и иудеев против византийского императора Юстиниана I, правившего с 527 по 565 год. Юлиан был провозглашен царём Израиля. Повстанцы начали сжигать церкви, резать на куски священников (после чего сжигали их вместе с мощами) и знать. В захваченных городах были разрушены все церкви. Попал под горячую руку и Храм Рождества Христова, этот было первый и последний раз в его истории, когда его превратили в руины. Заново построенная при Юстиниане I современная базилика - единственный христианский храм в Палестине, сохранившийся в целости с VI века.

Последний великий сасанидский император Хосров II Парвиз, правивший Персией с 591 до 628 года, в 614 году захватил Вифлеем. Хотя аналогично Юлиану бен Цабару он уничтожал все христианские церкви в Палестине, но Базилику Рождества Христова не тронул. Как гласит легенда из-за волхвов, изображенных в персидских одеждах: “Святая Елена распорядилась украсить церковь с западной стороны мозаикой, изображающей Богоматерь с Младенцем на груди и поклонение волхвов. ...Персы, по их прибытию в Вифлеем, были поражены картиной персидских волхвов-астрологов, их соотечественников. Из-за благоговения перед предками они сохранили церковь”.

В 638 году Палестину захватил халиф Омар I, который почитал Иисуса как мусульманского пророка Ису и даже приходил молиться в Базилику Рождества Христова.

Даже когда фанатичный фатимитский халиф аль-Хаким в 1009 году разрушил все церкви Вифлеема, церковь Рождества свято сохранялась в неприкосновенности.

В 1099 году было создано Иерусалимское королевство, причем в Храме Рождества Христова стали короноваться короли Иерусалимского королевства. Фрески на колоннах появились при крестоносцах, правда в настоящее время они плохо выглядят.

А после того как король Балдуин III женился на Феодоре, племяннице византийского императора Мануила Комнина, то стены храма были украшены мозаикой по золотому полю по повелению византийского императора Мануила Комнина. Отдельные фрагменты этой мозаики, изрядно потемневшие от времени, сохранились. Тогда же храм был покрыт оловом. Тут требуется небольшое пояснение. Раньше часто свинец называли оловом, в наши дни такое можно услышать в Болгарии. Крыша на самом деле была свинцовая.

С крышей в Базилике до настоящего времени проблемы. Хотя её регулярно ремонтировали, в 1482 году снова потребовались работы по ремонту крыши, на что были выделены деньги английским королём Эдуардом IV и герцогом Бургундии Филиппом I Красивым. Но в 1660 году турки сняли свинец с крыши и пустили его для переплавки в пули. Из-за этого погибли многие бесценные фрески на стенах. Турки еще часть мрамора из Базилики Рождества Христова использовали для строительства мечети. В 1670-1671 годах уже греки ремонтировали кровлю.

В 1637 году Вифлеем был захвачен арабской армией во главе с халифом Умаром ибн аль-Хаттабом, но им были принято решение оставить храм христианам. Возможно на его решение повлиял случай, вошедший в легенду. Есть одна колонна в нефе Базилике Рождества Христова, испещренная дырками в виде креста.

Во время арабского набега конные воины ворвались в храм. Казалось, что пришел смертный час для находившихся в храме. Они обратились с молитвой к богу и из колонны вылетел рой ос и стал жалить нападавших, те в ужасе бросились прочь из храма.

Сейчас в Базилику Рождества Христова ведёт небольшая низенькая дверь, для того, чтобы пройти через неё, приходится наклоняться.

Можно было предположить, что это сделано специально для того, чтобы люди склоняли голову перед святыней. Но объяснение гораздо прозаичнее. Когда-то было три высоких двери, но повадились турки и бедуины прямо на лошадях въезжать в церковь. Вот и заложили две двери, а третью уменьшили.

В 1847 году из Пещеры Рождества была украдена Вифлеемская звезда, после взаимных обвинений Франция и Россия спорили по поводу ключей от дверей Базилики Рождества Христова, подключились другие страны и случилась Крымская война. Россия потеряла, хорошо хоть временно, Севастополь. Ключи от храма достались французам.

Политические игры на Святой Земле никогда на протяжении веков не затихали.

Со 2 апреля по 10 мая 2002 года Храм Рождества Христова оказался в осаде. Около 40 палестинских боевиков спрятались в церкви, а израильские солдаты осадили храм. В церкви было 46 монахов и около 200 гражданских лиц. После долгих переговоров и гибели 8 палестинцев, они сложили оружие и были депортированы в сектор Газа и 6 европейских стран.

Вот поэтому вопрос о включении Базилики Рождества Христова в список ЮНЕСКО решался долго и трудно.

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую Румгуру , реально выгодней 💰💰 Букинга.

👁 Знаешь ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид - горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. - точно порадуют 🤑

👁 Луший поисковик Рунета - Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷