Понедельник начинается в субботу герои. «Понедельник начинается в субботу

На подъездах к Соловцу Александру Привалову, программисту-математику из Ленинграда, встречаются двое путешественников, которые представляются сотрудниками загадочного научного учреждения под аббревиатурой НИИЧАВО, которую они сами расшифровывают как: Научно-исследовательский институт Чародейства и Волшебства. Привалов довозит пешеходов до ИЗНАКУРНОЖа (Избушки на курьих ножках), где их принимает на ночь настоящая Баба Яга.

Всю ночь продолжаются странности: говорит звери, щука исполняет желание, а поутру находит Привалов монету неразменную - пятак. В порядке эксперимента отправляется программист на базар, где покупает на монету различные вещи. В конце концов, его забирают в милицию, причем никто не кажется удивленным необычной валютой. Пятак у у Привалова изымают, его самого отпускают.

Вернувшись к месту ночлега, Привалов продолжает наблюдать непонятное, и с удовольствием принимает приглашение поступить на работу в НИИЧАВО - ему очень хочется во всем разобраться.

Спустя полгода Привалов дежурит по институту, обходит кабинеты и буквально выгоняет оттуда увлеченных работой сотрудников. Маги применяют все свое искусство, чтобы остаться. После встречи Нового Года они снова на рабочих местах, ведь "понедельник начинается в субботу".

Тем временем, профессор Выбегалло создал в лаборатории модель желудочно неудовлетворенного человека. По словам научного работника, он задался целью сотворить полностью удовлетворенного человека, а это -первое звено на пути к цели. Модель демонстрирует свою мощь, пожирая все, что может найти, пока не взрывается от переедания.

Все сотрудники обсуждают вопрос, насколько опасно продолжение опытов. Профессор Выбегалло решительно настроен, испытывать модель в стенах родного института. Наконец, смотр модели проходит на полигоне, где модель притягивает к себе все, в чем нуждается, не брезгуя имуществом собравшихся наблюдателей. Затем модель пробует завернуть вокруг себя ткань пространства, но ее уничтожает джинн из бутылки.

Пока ремонтируют его ЭВМ, Привалов прогуливается по НИИ. Он оказывается в отделе Абсолютного Знания и принимает участие в испытании машины, переносящей человека в вымышленный мир будущего и прошлого. Привалов улетает в будущее, в эпоху покорения космоса и видит много необычного. После возвращения в реальное настоящее, машина исчезает без следа.

Большой переполох производит в НИИ умирающий и воскресающий попугай, который к тому же прекрасно знаком со всеми сотрудниками. Если при нем назвать их фамилии, птица дает каждому краткую и точную характеристику. После долгих размышлений выясняется, что хозяин попугая, директор Янус Полуэктович, открыл тайну потоков времени и, в далеком будущем, обратил время вспять. Теперь он и его питомец живут в обратном времени.

Фантастическая повесть, оказавшая большое влияние на развитие советской литературы, является сатирическим произведением, высмеивающим узнаваемые типы характеров людей своего времени.

Картинка или рисунок Стругацкие - Понедельник начинается в субботу

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Рыбаков Кортик

    Действие происходит в 1921 году. В г. Раевск на каникулы приезжает мальчик Миша Поляков. По своей природной любознательности мальчик тайно наблюдает за местным отставным матросом Сергеем Полевым

И снова здравствуйте. Я сама себе стала напоминать муху, бьющуюся о стекло, пытающуюся найти выход... Это моя четвёртая встреча с творчеством братьев Стругацких. При чём первая была тяжкая, но любопытная – Обитаемый остров исследован и не понят. Вторая была легче, но менее интересная – раскрыта тайна отеля "У погибшего альпиниста". Третье свидание вовсе не удалось, было тягомотно, скучно и вообще не понятно зачем – не зря я не питаю привязанности к моллюскам, хоть на склоне, хоть в кустах (хотя мидии и кальмары нравятся, ага). И вот она, четвёртая встреча! Такая долгожданная и многообещающая!

Ух! Начало просто шик: типичный городской трудяжка в отпуске, потянуло его в дикие места, да с палаткой, прокатной машиной, да с друзьями по уговору встретиться должны не сразу. Что-то даже ужастиком попахивает, особенно когда на встречу машине из лесу выползают двое... Интересно, подобрал бы Сашка Привалов этих персонажей, если бы знал, чем всё обернётся для него в будущем? Он бы точно подобрал, а я бы наверное отменила отпуск, развернулась на 180° и двинула домой, в объятия любимого дивана, а не этого ретранслятора из запасников на Лукоморье...

Следующая за этой судьбоносной встречей история ну просто шедевральная! Сказочные персонажи, магические предметы, волшебные появления и не менее мистические исчезания, говорящие коты и щуки, русалки с акульими хвостами, неподражаемая Наина Киевна... Да, я почувствовала ту самую идею, которую почерпнули сценаристы для создания одного из самых любимых моих фильмов детства, юности, да и в нынешнее время тоже – "Чародеи". И как жаль, что всякой сказочке приходит конец. В этом конкретном случае я не хотела бы знать, что осталось за кадром...

А всё потому, что за кадром оказались другие истории Сашки. Истории не чужака в сказочном мире, а типичного сотрудника НИИЧАВО, вросшего в волшебство и магию, переставшего удивляться, а значит, и рассказать удивительно и весело не способный. Вот Вам очень интересно узнать, как какой-нибудь родственник учёный-биохимик в лаборотории синтезировал супер-пупер-дупер сложно выделяемый белок? Нет, вряд-ли. А вот истории из общажного студенчества и аспирантуры? Случаи попорченного оборудования, незапланированного взрыва, потерянного реагента или чего-то подобного – это смешно или забавно по меньшей мере. Вот и тут, знакомство Привалова с Соловцом, сотрудниками и их специфическими отраслями исследований в высшей степени веселы, а вот проза жизни оказалась более прозаична для меня (извините за каламбур).

Таким образом, три четверти книги прошли мимо меня. И это печально. Пойду, что ли, "Чародеев" пересмотрю, в сказку окунусь... А то птичку, понимаешь ли, жалко. Фотончика 190573...

Жанр: юмористическое фэнтези
Художник: А. Дубовик
Выход оригинала: 1964
Издательство: АСТ, 2016
Серия: «Книги братьев Стругацких»
336стр., 7000 экз.
Похоже на:
Аркадий и Борис Стругацкие «Отель «У погибшего альпиниста»
отчасти - ранние «МИФы» Роберта Асприна

Может быть, братья Стругацкие и не лучшие фантасты советской эпохи, но самые заметные - это факт. Их перу принадлежит многотомная история будущего под условным названием «Мир Полудня». Писали они и другую фантастику - тягучую, напоенную философией и психологией. «Повесть-сказка для научных работников младшего возраста» «Понедельник начинается в субботу» не вписывается ни в те, ни в другие рамки. И тем не менее, если бы Стругацкие создали за всю свою жизнь только эту книгу, их известность вряд ли бы уменьшилась.

60-е годы 20 века были триумфом советской науки. Первый полет человека в космос, бурное развитие вычислительной техники, успехи в медицине… Казалось, еще немного - и человек будет жить двести лет, а на Марсе зацветут яблони. Этот искренний энтузиазм, эту романтическую атмосферу и запечатлели Стругацкие в «Понедельнике…». Да так искусно, что, даже перечитывая повесть по девятнадцатому разу, ощущаешь подспудное желание быстро собрать вещички и рвануться в северный Соловец, в общежитие, на зарплату сто двадцать рублей - только бы оказаться в стенах загадочного НИИЧАВО.

«А чем вы занимаетесь?» - спросил ленинградский программист Саша Привалов у случайных попутчиков, подобранных им по дороге к Соловцу. «Как и вся наука, - ответили ему. - Счастьем человеческим». И чуть позже: «Интереснее, чем у нас, вам нигде не будет». Привалов не поверил - не знал еще, что через два дня станет заведующим вычислительной лабораторией научно-исследовательского института чародейства и волшебства. Заночевав на улице Лукоморье, Александр услышит сказки и песни ученого кота Василия, ходящего вокруг непременного дуба, пообщается со щукой, исполняющей желания, получит на сдачу неразменный пятак… Впрочем, как и всякий человек своего времени, Привалов смотрит на необъяснимое с научной точки зрения. А поэтому, когда представится возможность работать в институте, где изучают джиннов, телепортацию, путешествия во времени, живую воду, Змея Горыныча, и прочая, и прочая, и прочая, - наш герой, не задумываясь, сделает выбор. И не пожалеет.

Интересная особенность повести - она почти лишена сюжета

Интересная особенность повести - она почти лишена сюжета. Это набор зарисовок, картины самых обычных рабочих будней самого простого советского НИИ. Но описаны эти будни настолько ярко и красочно, что никакого, даже самого навороченного сюжета не надо. В институте есть все необходимое. Строгий и мудрый директор - Янус Полуэктович, единый в двух лицах. Завхоз Модест Матвеевич, умеренный бюрократ и хозяйственник. Старший ученый состав - благодушный Федор Симеонович, вспыльчивый и резкий Кристобаль Хунта, безнадежно застрявший в средневековье Мерлин. Доктора и кандидаты наук - маги, старшие и младшие научные сотрудники - ведьмы и волшебники, обслуживающий персонал - домовые… Есть свой лжеученый - колоритнейший Амвросий Выбегалло, с парочкой падких на дешевые сенсации журналистов.

Впрочем, даже если вам совсем-совсем неинтересно хоть глазком заглянуть в шестидесятые, то прочитать «Понедельник начинается в субботу» все равно стоит. В этой повести, как нигде, Стругацкие дали волю своему искрометному и умному юмору - многие выражения наверняка привяжутся к вам на всю жизнь. Книга потрясающе тесно связана с мировой культурой. Авторы не только включают сюда разнообразные факты из сказок и легенд, но и дают тонкий анализ научной фантастики своего времени - не выходя при этом за рамки художественного произведения. Излишне добавлять, что на «Понедельнике…» выросло все современное поколение наших писателей-фантастов, - и многие из них нет-нет, а вставят в очередной роман или рассказ отсылочку на классиков.

Итог : «Понедельник начинается в субботу» - это не просто веха, а одна из заоблачных вершин в истории русской фантастики. Изящное, многогранное, увлекательное повествование, пройти мимо которого будет не просто ошибкой - преступлением.

  • В 1968 году Стругацкие выпустили продолжение «Понедельника…» - «Сказку о Тройке». Здесь поднимается уже совершенно другая проблема - отношений науки и власти. «Сказка о Тройке» была написана в двух вариантах, с похожим сюжетом, но совершенно разных по настроению и по концовке. В наше время «Понедельник…» обычно издается под одной обложкой со «Сказками о Тройке».
  • «Время учеников» (1996), сборник произведений современных авторов, написанных как дань уважения братьям Стругацким, открывается повестью Сергея Лукьяненко «Временная суета», события которой возвращают читателя в стены НИИЧАВО.
  • Еще одно произведение, которое можно отнести к «соловецкому циклу», - телефильм «Чародеи» (1982), сценарий к которому также написали Стругацкие. Правда, экранизацией «Понедельника…» «Чародеев» назвать нельзя - это совершенно самостоятельная история.
  • Вряд ли грифы конденсируются из ничего. Если данный гриф возник здесь, в Соловце, значит, какой-то гриф (не обязательно данный) исчез на Кавказе или где они там водятся.
  • Просверлить взглядом дыру в полуметровой бетонной стене могут многие, и это никому не нужно, но это приводит в восторг почтеннейшую публику. […] А вот попробуйте найти глубокую внутреннюю связь между сверлящим свойством взгляда и филологическими характеристиками слова «бетон»!
  • Саня Дрозд дошел до буквы «И» в слове «передовую». Эдик починил пульверизатор и опробовал его на Романовых конспектах. Володя Почкин, изрыгая проклятья, искал на машинке букву «Ц». Все шло нормально.

Лето — время отпусков. Кто-то ждёт не дождётся, когда наступит его очередь отгуливать положенные две недели, а то и месяц. Кто-то прямо сейчас поджаривает ляжки на пляжУ или гнёт спину в огороде. И вот, пока все настроены на перерыв в трудовой деятельности и ищут, что бы такого почитать в дороге или на даче, я предлагаю обратить внимание на блистательную, остроумную повесть братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» — историю о том, как один мужчина удачно устроился на работу.

Главный герой — «Привалов Александр Иванович, одна тысяча девятьсот тридцать восьмой, мужской, русский, член ВЛКСМ, нет, нет, не участвовал, не был, не имеет, … » программист, путешествует и случайно знакомится с приятными людьми, которые сообщают, что работают в НИИ в населенном пункте неподалёку, и им позарез нужен программист. Эта встреча объявляется судьбоносной, и главного героя правдами и неправдами уговаривают поехать в НИИ и срочно туда устроиться! Ситуация заканчивается в пользу «нападавших».

Так Александр присоединяется к коллективу НИИЧАВО — Научно-исследовательского института чародейств и волшебства. Весьма неординарное учреждение, не находите? В этом удивительном месте Александр Привалов обретает любимую работу, замечательных коллег и друзей, а также успевает пережить некоторое количество волшебных событий: и путешествие в литературное будущее (то будущее, каким его описывают писатели), и наблюдение за пугающим экспериментом по созданию сверхчеловека — «исполина духа», и знакомство со всякого рода джиннами, демонами и прочими мифическими тварями, и так далее. Отныне скромного программиста окружают волшебники и он сам — один из них.

Повесть «Понедельник начинается в субботу» прекрасно сочетает в себе поучительность и злободневность, легкость и развлекательность. Она написана с невероятным остроумием и потрясающим юмором. Честно, местами я смеялась в голос!

…пошевелил носком ботинка валявшуюся у входа папку со смазанным грифом «Совершенно секретно. Перед прочтением сжечь»…

— У меня есть один знакомый, — сказал Эдик. — Он утверждает, будто человек — это только промежуточное звено, необходимое природе для создания венца творения: рюмки коньяка с ломтиком лимона.

Все герои этой повести — очень яркие и объемные персонажи. Каждый из них – настоящая личность, пусть где-то гротескная, где-то собирательная, но, несомненно, интересная и запоминающаяся (а местами даже поярче некоторых реально существующих людей). У и А Янусы – ученые с их загадочной историей, хороший администратор и чуткий руководитель, доказавшие, что ради научной истины возможно совершить подвиг. Кристобаль Хунта — неоднозначный персонаж с тёмным прошлым, посвятивший себя, тем не менее, поиску человеческого счастья, и утверждающий, что стоит искать решение только к неразрешимым задачам. Витька Корнеев – грубый, но яростно увлеченный своим делом мужчина, готовый ради поиска научной истины «преступить закон». Роман Ойра-Ойра — пример усердия и таланта, который не ищет дешевой славы. Профессор Выбегалло — пример бездарности, которая ищет дешевой славы и, что печально, находит её. Рачительный и гиперактивный Модест Матвеевич Камноедов — воплощённая бюрократия и жёсткое стремление к порядку. И так далее, и так далее… Буквально каждый характер в этом произведении написан так ярко, что в процессе прочтения создаётся ощущение, что это ваши собственные друзья и коллеги, а не только Александра Привалова.

Ну и, конечно же, как и в любой сказке (а сами Стругацкие назвали «Понедельник…» «сказкой для научных сотрудников младшего возраста») в произведении есть не только волшебные ситуации, но и мораль! А в случае с этим произведением мораль будет даже не одна, и с простором для размышления.

В общем, вы поняли: не прочесть это замечательное произведение было бы досадным упущением! =)

Несмотря на то, что повесть «Понедельник начинается в субботу» была написана уже довольно давно, в ней остается масса тем, которые очень актуальны на сегодняшний день: проблемы бюрократии, и благоденствие приспособленцев и демагогов, и распространение лженауки. Вопрос о творческой и трудовой самореализации, научном поиске, взаимоотношениях в коллективе. Но главная тема произведения, которая кроется и в самом названии — это любовь к работе.

«Работа-работа перейди на Федота, с Федота на его брата, а ко мне их зарплата» — эта баянистая шутка ярко характеризует отношение к работе очень многих наших современников. К сожалению, лишь единицы умудряются трудоустраиваться так, чтобы работа приносила им радость и позволяла реализовывать свои таланты. Подавляющее же большинство выбирают себе работу по принципу «ну, платят же… потерплю как-нибудь». И терпят: скуку, отвращение, унижение со стороны начальства и «клиентов» (при современных рыночных отношениях, «клиентами» себя чувствуют и пациенты, и ученики, и посетители музеев, и пассажиры всех видов транспорта). Терпят бездарную трату времени и сил, терпят щемящее чувство, что энергия утекает не туда и жизнь проходит в пустую. Терпят этот угнетающий «брак по расчету».

Поэтому читать историю о программисте Саше Привалове, который попал в учреждение, пусть и не идеальное, со своими проблемами и отдельными неприятными личностями, не только интересно, но и искренне завидно. Стругацкие погружают читателя в волшебный мир, где человек, если он того желает, может обрести счастье в работе, и оно будет таким, что ему не нужны будут никакие субботы и воскресенья.

Трудовое законодательство нарушалось злостно и повсеместно, и я почувствовал, что у меня исчезло всякое желание бороться с этими нарушениями, потому что сюда в двенадцать часов новогодней ночи, прорвавшись через пургу, пришли люди, которым интереснее было доводить до конца или начинать сызнова какое-нибудь полезное дело, чем глушить себя водкою, бессмысленно дрыгать ногами, играть в фанты и заниматься флиртом разных степеней легкости. Сюда пришли люди, которым приятнее быть друг с другом, чем порознь, которые терпеть не могли всякого рода воскресений, потому что в воскресенье им было скучно. Маги, Люди с большой буквы, и девизом их было — «Понедельник начинается в субботу». Да, они знали кое-какие заклинания, умели превращать воду в вино, и каждый из них не затруднился бы накормить пятью хлебами тысячу человек. Но магами они были не поэтому. Это была шелуха, внешнее. Они были магами потому, что очень много знали, так много, что количество перешло у них, наконец, в качество, и они стали с миром в другие отношения, нежели обычные люди. Они работали в институте, который занимался прежде всего проблемами человеческого счастья и смысла человеческой жизни, но даже среди них никто не знал, что такое счастье и в чем смысл жизни. И они приняли рабочую гипотезу, что счастье в непрерывном познании неизвестного и смысл жизни в том же. Каждый человек — маг в душе, но он становится магом только тогда, когда начинает меньше думать о себе и больше о других, когда работать ему становится интереснее, чем развлекаться в старинном смысле этого слова. И наверное, их рабочая гипотеза была недалека от истины, потому что так же, как труд превратил обезьяну в человека, точно так же отсутствие труда в гораздо более короткие сроки превращает человека в обезьяну. Даже хуже чем в обезьяну.

«Понедельник начинается в субботу» — история о людях, которые свободны выбирать, и они выбирают труд. Они нашли дело своей жизни, и горят им, не нуждаясь в перерывах. Насколько это далеко от «культа пятницы», который повсеместно существует на сегодняшний день и особенно почитаем у офисных работников. Уважение к труду, любовь к общему делу, желание изменить мир к лучшему собственными руками – вот что объединяет персонажей этого произведения. Не всех, конечно. Есть и такие как Выбегалло – фокусник от науки и банальный трепач, который лишь создает яркую видимость деятельности. Но такими как Выбегалло на сегодняшний день Земля переполнена, и ими вполне принято гордиться. Он же ничего не делает, имеет славу и деньги – это же эталон идеального современного человека! У нас же принято считать, что если ты что-то делаешь реально, то ты дурак – не иначе. Особенно, если это физический труд. Но также стоит заметить, что в «Понедельнике..» Выбегалло один такой на 10 нормальных, а в наших реалиях все с точностью до наоборот.

Кроме этого в повести «Понедельник начинается в субботу» перед работниками не стоит выбор: ходить на любимую работу и пухнуть с голоду или тянуть нервы и жилы на мутной должности с возможностью иногда купить себе к хлебу еще и колбасы… Они не должны жертвовать мечтой или совестью ради необходимости заработать лишнюю копеечку, которая погасит их бесконечную ипотеку. Их работа – это не «брак по расчету». Они лишь должны найти дело по своей душе и уму. И, на мой взгляд, именно это, а не наличие колдунов и джиннов, делает «Понедельник начинается в субботу» по-настоящему волшебным.

Повесть «Понедельник начинается в субботу» позволяет совершенно иначе взглянуть на труд и его место в жизни человека. И пусть в НИИЧАВО нашлось место и сумасшедшему администратору, и халтурщикам, и балаболам, в сравнении с культом тунеядства и повсеместной дегенерации, распространенными нарушениями трудового законодательства, наплевательского отношения к работникам, и тяжелой экономической ситуации эти их штучные проблемы, над которыми иронизируют Стругацкие, кажутся пустяковыми.

Конечно, тема любви к работе в повести далеко не единственная. Есть там и интересные размышления по поводу восприятия будущего. Эксперимент профессора Выбегалло – размышления на тему потребительства и отсутствия его связи с умом или развитостью. И даже, ни много ни мало, вопрос о смысле жизни! Поэтому эту книгу можно прочитать не один и не два раза, обнаруживая все новые и новые темы. И это уже не говоря о всякого рода отсылках и пасхалках, которые в данном произведении водятся в невероятном изобилии. Но для меня «Понедельник начинается в субботу» навсегда останется историей о человеке, который удачно устроился на работу. =)

Ох не знал обычный программист Саша Привалов, чем обернётся его поездка для встречи туристов-друзей в простой захолустный город Соловец. С первого взгляда совершенно обычный провинциальный городок с советскими устоями, но неожиданно вдруг Привалов попадает в такую странную историю, которую иначе как сказочной не назовёшь. При этом у него складывается впечатление, что все вокруг в курсе, кроме него. Кругом суетятся какие-то странные типы, делающие вещи, совершенно невозможные с научной точки зрения. А тут ещё его недавние знакомцы, которых он подвозил до города делают ему заманчивое предложение поработать в НИИЧАВО - Научно-Исследовательском Институте Чародейства и Волшебства. Работа в институте тоже сродни приключению, длящемуся весь рабочий день, но несмотря на очевидные сложности и проблемы, всё это жутко интересно (иногда в буквальном смысле) потому что такого больше не увидишь нигде, как и нигде больше не найти такого коллектива, сочетающего в себе и весёлых альтруистов, и мрачных авантюристов, и занятых трудоголиков, и откровенных бездельников. И кроме того, магию, несмотря на то, что она поставлена на строго научные рельсы, никто не отменял!

Саша Привалов, простой программист, который не чурается проводить отпуск в походах с друзьями. А тут как раз он договорился с ними о встрече в захолустном городе Соловце. Перед городом он решает подвести двух случайных попутчиков, выглядящих как охотники. Разговорившись и узнав, что он работает программистом, они предлагают ему работу в местном институте, о котором впрочем не очень спешат распространяться. Привалов вежливо обещает подумать, чтобы не обижать людей отказом, а те в свою очередь предлагают ему переночевать в благодарность за подвоз не в гостинице, где в то советское время ещё и запросто могло не быть мест, а в некоем частном доме.

А частным домом оказывается Изнакурнож - изба на куриных ногах (самых настоящих между прочим) - памятник соловецкой старины. И хозяйка в избушке официально смотрительница музея - Наина Киевна Горыныч, а вообще-то очень похожа на Бабу Ягу. Привалов ещё не понимает какую ошибку он совершает перенеся свою постель с пола на диван. Ибо как в последствии оказывается, диван - это не совсем диван, а универсальный транслятор магического поля, благодаря которому Привалов проводит незабываемую сказочную ночь, где бред и реальность отличить от сна просто невозможно: рускалка на дубе, говорящий кот Василий, книга-перевёртыш, говорящее зеркало - далеко не полный набор чудес.

Наина Киевна вместе со сдачей выдаёт Привалову с виду обычные 5 копеек. Но купив в городе несколько конфеток и стаканов газировки, Привалов обнаруживает, что эти 5 копеек всегда возвращаются к нему в карман. Дальнейшие эксперименты приводят его в отделение милиции, где сержант Ковалёв сообщает, что он завладел моделью обычного неразменного пятака. У Привалова создаётся впечатление, что все вокруг него в курсе этой сводящей с ума реальности происходящего и воспринимают всё как обыденность. А тут снова объявляется ещё один из его попутчиков - Роман и интригующе обещает всё рассказать, но... им нужен программист. Им очень нужен программист! И Привалов соглашается.

Оказывается, что теперь ему предстоит работать в Научно Исследовательском Институте Чародейства и Волшебства, где магия или волшебство поставлены строго на научную основу. В институте существут множество разных отделов и кафедр, занимающихся самыми разными проблемами - от обороны до получения абсолютного знания, от вечной молодости до получения абсолюно удовлетворённого человека. Но главное, конечно, коллектив, в котором попадаются как абсолютно аморальные типы, так и люди редкой душевной доброты и трудолюбия.

Немало приключений предстоит пережить Привалову, оставшись на дежурство в институте в новогоднюю ночь. Тут и обход основных помещений института, включая виварий, в котором содержатся такие уникальные экземпляры как Кощей Бессметрный или вурдалаки. И ощущение полного бессилия, когда ночью в институт через открытый провокатором Корнеевым вход пришли поработать почти все сотрудники, которых он не должен был впускать. И наполовину смешной, а наполовину жуткий случай с вылуплением кадавра в лаборатории профессора Выбегало - всё это даже трудно описать.

Не менее занимательным оказался и день, который ему пришлось провести бездельничая из-за аватрии его ЭВМ Алдан-3. Пошатавшись по лабораториям знакомых сотрудников он отправился в описываемое будущее на некоем аналоге машины времени.

Привалов потихоньку растёт как молодой маг НИИЧАВО и именно ему удаётся раскрыть тайну директора и анминистратора института: Януса Полуэктовича Невструева, прибывающего одновременно в двух лицах.

Впечатления

Помню, когда читал эту книгу первый раз ещё много лет назад в эпоху Перестройки в читальном зале библиотеки. Несмотря на все мои попытки сдержаться от местами просто неприличного хохота, я заработал немало неодобрительных взглядов библиотекарей. К сожалению современное молодое поколение не сможет понять части заложенного юмора, ибо для этого надо было застать те старые советские времена. Но и оставшейся части, думаю, слихвой хватит, чтобы книга читалась легко и была интересной. Ведь все герои получились очень живыми и характерными, причём практически без полутонов. Каждый из них индивидуален и неповторим, каждого из них можно уважать, любить или относиться с неприязнью. Несмотря на год написания, многим авторам до сих пор есть чему поучиться у братьев Стругацких, ибо эту книгу без преувеличения можно назвать одной из лучших в их творчестве.