Сценарий мастер-класса на тему «Форма решения школьных конфликтов.

Классный час "Как преодолеть конфликт?"

Классный час посвящён способам эффективного общения. Многие дети в этом возрасте просто не научены мирно решать конфликты. Причинами конфликтов между подростками становится их нервозность, неспособность долго выдерживать напряжение, привычка к агрессии.

Уточнение понятия "конфликт", "конфликтная ситуация", осознание причин конфликтов, освоение навыков конструктивного разрешения конфликтов - таково содержание классного часа.

Цели:

Познакомить детей с понятием "конфликт" и "конфликтная ситуация", со способами предупреждения конфликтов;

Способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия;

Побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.

Форма проведения: дискуссионный клуб.

Оформление: Эпиграф на доске "Те кто, не могут сварить суп, заваривают кашу",

Задачи:

Дать характеристику понятия «конфликт».

Рассмотреть природу конфликта, определить его положительные и отрицательные стороны.

Познакомиться с методами выхода из конфликта.

Дать определение понятия «компромисс».

Вырабатывать умения конструктивно вести себя во время конфликта, разрешая его справедливо, без нанесения ущерба обществу и личности;

Оборудование:

* презентация «Конфликты в нашей жизни»;

* карточки с описанием конфликтных ситуаций;

* карточки для групповой работы;

* квадратики черного, красного, зеленого цвета;

* Памятки.

Ход занятия:

I Введение в тему занятия.

В классной комнате, где проходит данное занятие, парты сдвинуты таким образом, чтобы дети могли образовывать группы сменного состава.

1. Чтение притчи « Коробочка» .

Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран. Наконец, в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоявшей в середине коробочке и заглянуть в одно из ее окошек. Когда это удалось нашему страннику, то он был потрясен, очарован тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь. Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной стеной. Рядом пристроился такой же бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но оказалось, что он увидел совсем другое. Как так? -Ты просто смотрел с другой стороны, - был ответ.

2.Беседа.

Могут ли быть у всех одинаковые интересы, убеждения, взгляды?

Возникают ли у вас проблемы по поводу невымытой посуды, занятий с младшими братьями, сестрами, покупки необходимой вещи?

Все люди разные. У нас могут быть разными не только возраст, пол, внешность. Поэтому не удивительно, что мы по–разному воспринимаем одни и те же вещи, явления.

Вся история человечества – это история бесконечных войн и конфликтов. Конфликты существовали всегда и будут существовать, они – неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, конфликты бесполезны или являются патологией. Они нормальное явление в нашей жизни…Общество без конфликтов возможно, наверное, лишь при полной утрате индивидуальности и свободы…

3.Сообщение задач занятия. (психолог )

Предварительно проведенное анкетирование показало, что вы все по–разному ведете себя в конфликтных ситуациях, и среди нас присутствуют представители всех конфликтных групп. (См. слайд №_)

Сегодня мы поговорим о конфликтах, их причинах и путях решения, будем учиться выходить из конфликтных ситуаций, познакомимся с понятием компромисс.

II. Работа над темой занятия:

1.Определение понятия «конфликт».

Что же означает слово «конфликт»? Какие ассоциации оно вызывает?

Ученики: Ссора, хлопанье дверью, спор, неприязнь, драка, слезы, крик и т.д.

Давайте посмотрим, какое определение этого слова дано в словарях русского языка. (Показ слайда №_4)

Конфликты – это опасение хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, игнорирует, ущемляет другая сторона. (Уильям Линкольн)

КОНФЛИКТ – противостояние, стремление приобрести ценности за счет ущемления интересов других.

КОНФЛИКТ – столкновение противоположных сторон, мнений, сил; серьезное разногласие, острый спор. Осложнение в международных отношениях, приводящее иногда к вооруженному столкновению.

Чтобы конфликт развивался, нужен инцидент, когда одна сторона начинает действовать. Иногда конфликт развивается даже случайно, без воли оппонентов.

2. Ситуация «Перетягивание каната».

Представьте себе: мы разделились на две группы: одна – мальчики, другая – девочки. Кто победит в перетягивании каната?

Как выдумаете, в результате этой игры мог возникнуть конфликт?

А из – за чего он мог возникнуть?

Ученики: Мальчики сильнее. Судья подсудил. Мешали зрители. Некоторые тянули с полной отдачей, а другие просто держались за канат.

Да, эта ситуация похожа на конфликт. А что нужно для возникновения конфликта?

Ученики дают варианты ответа.

Для возникновения конфликта необходимо присутствие, как минимум, двух точек зрения (так называемый внутренний конфликт) и предмет спора.

В основе каждого конфликта всегда лежит конфликтная ситуация. Составляющими конфликтной ситуации являются:

Участники конфликта (оппоненты);

Предмет конфликта.

Учащиеся садятся по группам.

Прошу вас занять места в зависимости от того, как вы относитесь к такому явлению социальной жизни, как конфликт. (Можно ли жить без конфликтов?)

Положительно не знаю отрицательно

Психолог: Часто возникают конфликты среди ваших сверстников. В школьном классе конфликты неизбежны, так как дети находятся вместе в течение длительного периода времени, происходят сложные групповые процессы – создание коллектива, консолидация отдельных групп, выделение лидеров и т. д. В одном классе (школе) собираются дети, имеющие разный опыт общения, привыкшие к разному образу и стилю жизни. Кроме того, в школе возможны конфликты не только между детьми, но и между взрослыми и детьми, между педагогами.

Какие причины возникновения конфликтов в подростковой среде? - борьба за лидерство, психологическая несовместимость, неподтверждение ролевых ожиданий, примитивный тип общения, ущемление достоинства или амбиций одного из детей.

Разрешение конфликта .

конструктивное (юмор, уступка, компромисс, сотрудничество)

деструктивное (угрозы, насилие, грубость, унижение, переход на личности, уход от решения проблем, разрыв отношений) (слайд _)

Правила предупреждения конфликтов : (слайд 14)

Не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком,

Прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела.

Постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, постарайтесь “встать” на его место.

Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу.

Умейте заставить себя замолчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!

4. Работа в группах .

Для того, чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы разногласий и открыто обсуждать их. Сейчас мы попытаемся дать решение житейским конфликтным ситуациям.

Давайте разделимся на четыре группы. Каждая группа получает описание конфликта и задание найти такое его решение, чтобы оно максимально учитывало интересы сторон.

Ситуация 1.

Ты хочешь сегодня подольше гулять, а родители не разрешают, между вами возникла конфликтная ситуация.

Ситуация 2.

На одной из перемен к тебе подошел старшеклассник, попросил посмотреть твой мобильный телефон и без разрешения начал с него звонить, из-за чего и возник конфликт.

Ситуация 3.

Ты любишь смотреть громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу у тебя с ними часто возникают конфликты.

Ситуация 4.

Перед сном ты часто просматриваешь любимые журналы. Это занятие настолько захватывает тебя, что ты не можешь оторваться и лечь, наконец, спать. Из-за этого у тебя возникают конфликты с родителями.

Через 5-7 минут группы представляют свои варианты решения конфликтов. Во время ответов каждой группы – показ слайдов №7-10.

Подводя итоги, ведущий подчеркивает, что большинство житейских конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть такого решения, когда каждая сторона идет на частичные уступки ради общего удобства.

Слайд №11.

Компромисс – это выход из конфликта путем взаимовыгодных уступок.

2) Работа в группах: обсуждение ситуаций (пока ребята обсуждают, звучит тихая классическая музыка).

· Мама решила проверить школьный дневник дочери. Когда она взяла дневник в руки, из него выпал сложенный в несколько раз листок. Мама развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки ее застала дочь, вернувшаяся от подруги. Девочка вырвала записку из рук матери. Та накричала на дочь. Девочка хлопнула дверью и закрылась в комнате.

Ответьте на вопросы:

Кто участвует в конфликте?

Кто виноват в конфликте?

Каковы позиции участников конфликта?

Как выйти из конфликтной ситуации? Как прийти к компромиссу?

· Два 9-х класса решили провести между собой встречу по футболу. В назначенное время ребята собрались на школьном стадионе. Не было только вратаря 9 «А» класса. Никто не знал, почему он отсутствует. Его одноклассники попросили не начинать игру и подождать некоторое время. Но футболисты 9 «Б» стали требовать начинать немедленно. Было понятно, что без вратаря команда 9 «А» обязательно проиграет. Завязался спор. Страсти накалялись. Один из ребят нечаянно наступил на ногу капитану команды соперников. Тот не сдержался и, размахнувшись, ударил обидчика по лицу. Удар был таким сильным, что парень упал. На его защиту бросились товарищи. Началась драка. Драку остановил учитель, проходивший мимо. В результате игра так и не состоялась, настроение было испорчено. На следующий день произошел неприятный разговор в кабинете директора.

Ответьте на вопросы:

Что такое конфликт?

Почему возник конфликт?

Какими могли быть пути развития данного конфликта и его последствия?

· Группа подростков собралась послушать музыку. Мнения разделились: одни хотели слушать поп-музыку, а другие были любителями «металла». Завязался спор, который мог перерасти в крупную ссору. Вдруг один из подростков, вспомнив мультфильм про кота Леопольда, громко крикнул: «Ребята, давайте жить дружно!» Всем стало смешно и весело. Быстро договорились слушать любимую музыку поочередно: сначала поп-музыку, затем «металл». Все остались очень довольны.

Ответьте на вопрос:

Благодаря чему удалось избежать конфликта?

· Перед смертью шейх завещал 19 верблюдов своим трем сыновьям, оставив первому сыну половину верблюдов, второму – четверть, а третьему – одну пятую. Так как разрезать верблюдов на части было бы явно неэкономно, сыновья решили пригласить посредника, прибывшего на своем верблюде. Посредник взвесил ситуацию и прибавил своего верблюда к наследству. Из полученных таким образом двадцати верблюдов, первый сын шейха забрал половину (10 верблюдов), второй сын – четверть (5 верблюдов), третий сын – пятую часть (4 верблюда). Таким образом, общая сумма полученных верблюдов равнялась девятнадцати. Верблюд посредника остался лишним. Посредник взобрался на него и уехал.

Ответьте на вопрос:

2) Конфликт разрешен или нет?

7. Заключительное слово.

Рефлексия. Можно ли жить без конфликтов?

В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Что бы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.

Пожелания

1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.

2. В споре умей выслушивать собеседника до конца.

3. Уважай чувства других людей.

4. Любую проблему можно решить.

5. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.

6. Не сердись, улыбнись.

7. Начни свой день с улыбки.

8. Будь уверен в себе.

9. Раскрой своё сердце, и мир раскроет свои объятья.

10. Будь обаятелен и добр.

11.Извинись, если ты не прав.

12. Взгляни на обидчика – может, ему просто нужна твоя помощь.

13. Не забывай выражать свою благодарность.

14. Выполняй свои обещания.

15. Не критикуй постоянно других.

Итогом нашего классного часа будет Оформление стенгазеты "Внимание: Конфликт!". Сегодня вы получите домашнее задание: вы должны найти различную информацию о конфликтах, которую мы поместим в нашу стенгазету. Стенгазета будет содержать следующие рубрики:

Газетные и журнальные статьи о конфликтах,

Поэзия о конфликте, войне и мире,

Картинки,

Сообщения об улаженных конфликтах,

Придумайте сами и добавьте.

III. Итог.

У каждого из вас есть три цветных квадратика: красный, зеленый, черный. Вы сейчас должны подумать и ответить на мой вопрос с помощью этих квадратиков.

Считаете ли вы обсуждение данной темы полезным, и изменит ли оно ваше поведение в конфликтных ситуациях?

«Да» – красный квадратик

«Нет»– черный

«Сомневаюсь» – зелены

Звучит музыка. По преобладающему цвету квадратиков определяется отношение учащихся к данной теме.

Преобладает …цвет. Конечно же, сегодняшний классный час прошел не зря, и вы поняли, что избежать конфликта может каждый, и в любой ситуации это возможно.

Кл. рук. Наш классный час мне хочется закончить такими словами:

В жизни по-разному можно жить:

В горе можно и в радости;

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженной солнце достать

И подарить его людям.

Психолог.

Хотелось бы, чтобы вы понимали, что конфликты, это необходимое явление социальной жизни. Если они существуют, то, значит, выполняют какие-то важные функции в жизни человека и общества. Причем эти функции могут быть как позитивные так и негативные. (слайд 10) Позитивные функции: познание друг друга, развитие личности, повышение авторитета, ослабление психического напряжения.. Негативные функции: социальная пассивность, снижение качества деятельности, депрессия, угроза здоровью, ощущение насилия, давления. (слайд 11) (слайд 12) Как видите, путей выхода из конфликта множество. Так что, если вы не заметили, как попали в сложную ситуацию, грозящую выйти из-под контроля, вам придется применить все свое обаяние, интеллект и умение общаться, чтобы выйти из конфликта с наименьшими потерями.

«Люди, будьте человечны! Это ваш первый долг.

Будьте такими для всех состояний, для всех возрастов,

для всего, что не чуждо человеку»

Жан Жак Руссо

Часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур.

Традиционно главным институтом воспитания является семья, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка. Поэтому так важно, что бы родители участвовали в воспитании толерантности, предавая при этом личный опыт толерантного отношения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение детский сад общеразвивающего вида № 19 «Сказка»

г. Омутнинска Кировской области.

Сценарий родительского собрания

«Разрешение конфликтов между детьми и взрослыми»

(совместное мероприятие родителей и детей подготовительной к школе группы)

Воспитатель:

Чумакова Елена Алексеевна

г. Омутнинск 2015 г.

  1. Содержание………………………………………………………. стр.2
  2. Пояснительная записка…………………………………………...стр.3
  3. Цели и задачи …………………………………………………….стр. 3
  4. Понятие «толерантности»………………………………………...стр.5
  5. Педагогические ситуации………………………………………стр.5-6
  6. Подведение итогов ……………………………………………….стр.7
  7. Список литературы……………………………………………….стр. 8

Пояснительная записка.

«Люди, будьте человечны! Это ваш первый долг.

Будьте такими для всех состояний, для всех возрастов,

для всего, что не чуждо человеку»

Жан Жак Руссо

Часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур.

Традиционно главным институтом воспитания является семья, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка. Поэтому так важно, что бы родители участвовали в воспитании толерантности, предавая при этом личный опыт толерантного отношения.

Время проведения : март – апрель.

Форма проведения: игра – тренинг.

Продолжительность: 1 час.

Цель: Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

Задачи:

  1. Ознакомить родителей с понятиями: «толерантность», воспитание в духе толерантности, толерантный подход к игровой деятельности ребёнка, разрешение конфликтов с позиции толерантного подхода.
  1. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросе «толерантного подхода к детям».

Ход мероприятия:

  1. Вступительное слово.

Ведущий-педагог приветствует присутствующих на собрании.

  1. Проведение беседы.

Ведущий-педагог: Что означает, по вашему мнению, быть толерантным? (Способность мирным путём решать проблему; способность вставать на место другого человека и понять его; терпимость к чужому мнению и другому образу жизни; лояльность; широта взглядов и т.д.)

Ведущий – педагог обобщает ответы родителей.

Толерантность – это общение и свобода мысли, совести и убеждений, гармония в многообразии, добродетель, которая делает возможным достижение взаимопонимание между людей, родителями и детьми мирным и бесконфликтным путём. Вопрос успешного воспитания детей в семье - не в мере родительской строгости или доброты. Он гораздо сложнее, потому что требует от всех родителей осведомлённости в психологии личности ребёнка, овладение системой воспитания в целом, толерантного подхода к процессу воспитания. Если вы терпеливы по отношению к маленьким детям, добры, объективны, вам нетрудно простить друг к другу серьёзную обиду, стараетесь понять поступок другого человека, не осуждаете его, то вы стоите на правильном пути к толерантности, что позволит вам быстро и легко разрешать все конфликты.

Предлагаю разрешить ситуацию.

  1. Решение педагогических ситуаций.

Ситуация первая: «Будь опорой и примером своему ребёнку».

Маруся (с радостью): Мам, давай пойдём гулять, помнишь ты мне обещала?

Мама (проблемы на работе): Отвяжись! Мне не до тебя. Мало ли что я обещала!

Маруся : Пожалуйста, ну давай погуляем!

Мама : Какая же ты глупая. Иди почитай лучше!

Ведущий-педагог : Какую ошибку совершила мама? (не сдержала слово, оскорбила).

Как нужно поступить? (пообещать сходить завтра, предложить одной погулять.)

: Марусе не так важно погулять, так как она могла бы сделать это одна, но для неё очень важно, чтобы мама посидела рядом, потому что дети стремятся походить на родителей, гордятся ими и восхищаются.

Совет маме : оставить проблемы за дверью и отвлечься с дочерью на прогулке, не создавая ещё больше конфликтов.

Игра «Клубочек» (родители)

Играющие становятся в круг. Клубочек перебрасывается от одного играющего другому, сообщая своё имя и увлечение. После того, как клубочек полностью размотается (не останется играющих без нитки) - клубочек сматывают, посредствам называния имени и увлечения того, от кого пришла нить клубочка. Тот, от кого начал разматываться клубочек, должен назвать имя и увлечение последнего, кому пришла нить. О правилах сматывания клубочка заранее сообщать нельзя.

Ситуация вторая: «Неразрешимые конфликты опасны»

Отец говорит дочке: Настя, тише, не шуми. Опять у вас бардак. А вчера изрисовала новую куклу. Вставай в угол быстро! И хватит реветь, сама виновата… (папа на взводе и оправдания ребёнка не воспринимает)

Ведущий-педагог: Не многовато ли претензий в один момент? Как решить ситуацию? (ответы - научить прибирать игрушки, поиграл - положи на место).

Объяснение с позиции толерантности : Малышка, давай не будем шуметь, ведь уже поздно, и кукла Маша хочет спать. Пойдём её укладывать и другие игрушки не забудь взять. А чтобы им приснились цветные сны, мы их нарисуем.

Итог : решение найдено - конфликт не возник. Все счастливы!

Вывод: Когда на ребёнка сваливается куча обвинений, ему трудно это осознать. Поэтому отцу и дочери сложно их решить разом, следовательно, возникает конфликт.

Какова же причина конфликта? (причина конфликта - это поведение папы. Необходимо конкретизировать претензию и не расширять их количество. Не допустимы оскорбления на ребёнка, крики и унизительный тон). Помните, ребёнок это тоже личность, хоть и маленькая. И он тоже требует к себе уважения и понимания.

Игра «Лавата» (дети)

Цель: развитие навыков работы в коллективе, навыков общения, снятие тактильного напряжения.

Ход игры : Играющие становятся в круг, берутся за руки и начинают двигаться по кругу, громко напевая: "Мы танцуем, мы танцуем, тра-та-та, тра-та-та, наш весёлый танец - это лавата". Потом все останавливаются и ведущий говорит: "Мои локти хороши, а у соседа - лучше" - все берут своих соседей за локти и снова начинают двигаться напевая. Ведущий называет, что хочет (талия, плечи и т.п.), главное - снять у детей тактильное напряжение.

Игра «Зеркало» (родители и дети)

Цель : знакомство, сплоченность, отработка навыков общения, единства, воспитание собственным примером.

Ход игры : Родители - зеркало, ребёнок – человек, смотрящийся в зеркало. Ребёнок показывает движения, родители повторяют. Играющие меняются ролями. Задача игры: повторить лучше движения и мимику другого.

ГБОУ СОШ № 456

Колпинского района СПб

Педагог-организатор

Сидорова Оксана Владимировна

Сценарий круглого стола «Конфликт. Я в конфликтных ситуациях».

Пояснительная записка.

Сегодняшний уровень развития общества в нашей стране требует гуманизации во всех сферах общественных отношений. Сознательное, гуманное отношение человека к окружающим является существенным компонентом этической, политической и экологической культуры личности, что необходимо для конструктивного решения глобальных проблем мировой цивилизации. Добрые отношения между людьми предопределяют также индивидуальное счастье самой личности, выявление и реализацию ее возможностей.

Особая роль в процессе гуманизации человека принадлежит общеобразовательной школе, поскольку на нее возложена задача воспитания будущего поколения на гуманистических началах. Педагогические коллективы сталкиваются в воспитательной работе со многими трудностями. Это и обесценивание нравственных принципов, и недостаток внимания к молодежным проблемам, и низкий жизненный уровень отдельных слоев населения, и односторонняя ориентация подрастающего поколения на потребительство, а не на духовные ценности.

Многие дети в подростковом возрасте не обладают навыком мирно решать конфликты. Следствием этих конфликтов становятся нервоз-ность детей, неспособность долго выдерживать на-пряжение, привычка к агрессии. В процессе круглого стола анализируются понятия «конфликт», «конфлик-тная ситуация», выясняются причины конфликтов, предлагаются варианты конструктивного разреше-ния конфликтов.

В ходе круглого стола учащиеся получают следующие коммуникативные умения и навыки:

Разрешать конфликтны мирным путем, устанавливать адекватные ролевые отношения;

Готовность к коллективным формам общения;

Овладеют элементами конгруэнтности;

Получат возможность коммуникативно раскрываться.

Цель: поиск путей профилактики конфликтов между подростками.

Задачи:

Познание ребятами себя в конфликтных ситуациях;

Познакомить учащихся со способами предупреждения и преодоления конфликтов.

Респонденты: учащиеся 11 классов (10 представителей).

Ребята сидят за столами по классам.

Оборудование: проектор, ноутбук, листы бумаги.

Круглый стол проводят педагог-организатор, психолог.

Предварительно проводится тест среди 11-х классов «Конфликтный ли вы человек?»

Ход мероприятия.

Круглый стол начинается с просмотра мультфильма из серии бабушкины сказки «Яблоко». Просмотр останавливается, когда конфликт находится в самом разгаре. Звери не могут поделить яблоко. Таким образом, обозначается проблема.

Сообщение задач занятия педагогом - организатором.

Предварительно проведенное анкетирование показало, что вы все по-разному ведете себя в конфликтных ситуациях, и среди нас присутствуют представители всех конфликтных групп. (Приложение №1) На экране диаграмма конфликтных групп по учащимся 11 классов.

Сегодня мы поговорим о конфликтах, их причинах и путях решения, будем учиться выходить из конфликтных ситуаций.

1. Первый этап.

а) Выступление психолога.

Конфликт - удивительное явление жизни, постоянная величина ее и непременный элемент, значимость которого трудно переоценить.

Конфликт предоставляет возможность познать душу другого. Она не похожа на твою. В ее мире иные чувства, мысли, отношения. Именно в конфликте неожиданно открывается наша непохожесть. И это само по себе уже интересно.

Момент конфликта оценивается людьми противоречиво и неоднозначно. В обыденной жизни, обычно, негативно; в деловых отношениях - с досадой; в личных с горечью и обидой. Научный же мир принимает конфликт как нечто неизбежное, неотвратимое и даже позитивное, исполняющее роль фактора развития отношений между людьми.

Острота вопроса разрешения конфликтов диктуется остротой социально-психологической ситуации в обществе и школе, когда до предела обнажились внутренние социально групповые противоречия и современный школьник оказался в дисгармоничном, разорванном мире социальный отношений и поставлен в положение перманентного конфликта с окружающей действительностью.

Уничтожить конфликт - уничтожить один из сильнейших механизмов развития жизни. Конфликт - объективен и неизбежен, как объективна сама жизнь, а конфликт часть жизни, ее константа, атрибут развивающейся жизни.

В основе всякого конфликта лежит противоречие, то есть, такое положение, при котором нечто одно исключает другое. Мир построен противоречиво.

«Добро» и «зло», «день» и «ночь», «молодость» и «старость», «жизнь» и «смерть», «хочу» и «надо», «сила» и «слабость», «мечта» и «реальность», «бедность» и «богатство», «щедрость» и «скупость», и «любовь» и «ненависть» - когда в этом содержательном ряду присутствует конфликт?

Только тогда, когда противоречие рождается и разворачивается в сфере межличностных отношений, между двумя личностями, между двумя субъектами, носителями внутреннего автономного мира, уникального по своему содержанию и не похожего ни на чей другой внутренний духовный мир.

Конфликт всегда сопровождается большим психологическим напряжением (вот почему так не любят конфликты), а питает это напряжение то, что называется в психологии личностным смыслом. «Личностный смысл» - это то, что значимо и затрагивает нашу душу.

б) Учащимся предлагается ответить на вопросы. На обсуждение дается 5 минут, затем представители каждой группы озвучивают общее мнение по данным вопросам.

1) Как вы считаете, возможно ли безконфликтное существование в мире.

2) Что может привести к конфликтам? Приведите примеры из собственной жизни.

2. Второй этап.

Выступление педагога-организатора .

До тех пор пока нет столкновения личностных смыслов, нет конфликтов, есть лишь различные мнения по поводу одного и того же предмета. Кто-то любит тишину, а кто-то другой любит шумное веселье. И такое противоречие не приведет к конфликту, пока обстоятельства не столкнут наши интересы в одном и том же месте, в одно и тоже время.

Невозможно найти двух люде, одинаково судящих об одном и том же предмете. Даже когда вам кажется, что мы думаем совершенно одинаково, все равно обнаруживаются какие-либо нюансы, подчеркивающие особенности восприятия нами внешнего мира и внутреннего мира другого. Это приводит к тому, что мы просто не можем не конфликтовать. Как бы сильно мы не хотели, мы никогда не сможем оставить конфликт за бортом нашей жизни. Все наши попытки обойтись без конфликта, уйти от него, избежать его, как правило, успехом не увенчаются. И коль действительно это так, то стоит попытаться находить наиболее приемлемый для обеих конфликтующих сторон выход из конфликтной ситуации.

Учащимся предлагается решить ситуацию. Каждой группе предлагается одна ситуация.

1 ситуация.

К вам подходит знакомый и начинает обвинять вас в том, что вы якобы что-то наговорили про него общим приятелям...

Задание: предложить разные варианты поведения обеих сторон в данной ситуации.

2 ситуация.

Учащиеся класса систематически опаздывают на первые уроки. Классный руководитель пригласил их к себе для беседы, но неожиданно для себя сам опоздал на 20 минут. Ученики его дождались и с любопытством ожидают, как себя поведет учитель.

Проанализируйте варианты, предложенных действий и выберите свой .

Сразу же начнете беседу, потребовав от ребят объяснений.

Учитель объяснит причину своего опоздания, а затем начнет беседу.

Учитель отменит беседу, перенесет ее на более удобный для себя момент.

Учитель попросит извинение за опоздание и начнет беседу.

3 ситуация.

Идет урок математики. Учитель выписал на доске из учебника д/з. По классу прокатился легкий шелест недовольства: слишком много задали. Учитель поворачивается к классу лицом, удивленно: «В чем дело?» Дети говорят, что не успевают, что очень трудоемкое задание. Учитель говорит: «Это для вашего же блага. Кто не сделает, тот получит «2».

Задание: объясните ситуацию несогласия с учителем избегая конфликта.

3. Третий этап.

Игра «Растопи круг».

Это упражнение - испытание, однако стиль противоборства в данном случае используется для того, чтобы стимулировать готовность и способность с теплотой и искренностью относится к людям, видеть их лучшие стороны.

В этом упражнении все встают в круг и берутся за руки. Доброволец (водящий) входит в круг. Он окружен, и его задача - растопить круг своей теплотой. Круг выпустит только того, кто сумеет найти добрые и приятные слова о ком-нибудь, стоящем в кругу, кто сумеет выразить свою теплоту, благодарность или восхищение, самые лучшие человеческие чувства.

Вы не имеете желания выпустить того, кто в кругу, но если вы верите в искренность его теплых чувств к вам, если, на ваш взгляд, человек искренне отдает вам свою душу, - вы можете отпустить свои руки, обнять его и выпустить из круга. Если вы будете выпускать человека легко, будет неинтересно: просто так его не выпускайте, пусть заслужит. Дайте ему шанс: если человек действует на пределе своих возможностей - оцените это и выпустите его. Тот, кто выпустил, ничем не рискует: следующий в круг встанет добровольно.

На каждого водящего дается 2-3 минуты. Выбирается первый доброволец.

4. Четвертый этап.

Просмотр мультфильма до конца.

5. Заключительный этап (рефлексия).

Рисунок. Эмоциональный портрет человека, которого они хотели бы встречать на своем пути.

Приложение №1.

Тест «Конфликтный ли вы человек?»

Если вы именно так, как утверждается в предложении, ведете себя в конфликтной ситуации часто, то ставьте 3 балла; от случая к случаю - 2 балла; редко - 1балл

1.Угрожаю или дерусь.

Стараюсь понять точку зрения противника, считаюсь с ней.

Ищу компромиссы.

Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

Избегаю противника.

Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.

Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем - категорически нет.

Иду на компромисс.

Меняю тему.

Настойчиво повторяю одну фразу, пока не добьюсь своего.

Пытаюсь найти источник конфликта, понять, с чего все началось.

Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую строну.

Предлагаю мир.

Пытаюсь обратить все в шутку.

Обработка результатов теста:

Тип «А»: сумма баллов под номерами 1, 6, 11.

Тип «Б»: сумма баллов под номерами 2, 7, 12.

Тип «В»: сумма баллов под номерами 3, 8, 13.

Тип «Г»: сумма баллов под номерами 4, 9, 14.

Тип «Д»: сумма баллов под номерами 5, 10, 15.

Интерпретация:

«А» - это жесткий стиль решения конфликтов и споров. Эти люди до последнего стоят на своем, защищая свою позицию. Это тип человека, который считает себя всегда правым.

«Б» - это демократический стиль. Эти люди считают, что всегда можно договориться, во время спора предлагают альтернативу, ищут решение, удовлетворяющее обе стороны.

«В» - это компромиссный стиль. С самого начала человек готов пойти на компромисс.

«Г» - это мягкий стиль. Человек своего противника уничтожает добротой, с готовностью встает на точку зрения противника, отказываясь от своей.

«Д» - это уходящий стиль. Кредо человека - уйти своевременно, до принятия решения. Стремится не доводить до конфликта и открытого столкновения.

Практическая часть

План

1. Что такое конфликт?

2. Особенности педагогических конфликтов

3. Причины возникновения конфликтных ситуаций

4. Стиль взаимодействия педагога в конфликте с учащимися

1. Что такое конфликт?

Взаимодействия с учащимися учитель организует через разрешение педагогических ситуаций. В педагогической ситуации учитель вступает в контакт с учеником по поводу его конкретного поступка, действия.

В течение учебного дня учитель включается в широкий диапазон взаимоотношений с учениками по разным поводам.

При разрешении педагогических ситуаций действия учителей часто определяются их личной обидой на учеников. У учителя тогда проявляется стремление выйти победителем в противоборстве с учеником, не заботясь о том, как ученик выйдет из ситуации, что усвоит из общения с учителем, как изменится его отношение к себе и взрослым.

Ученику трудно каждый день выполнять правила поведения в школе и требования учителей на уроках и переменах, поэтому естественны незначительные нарушения общего порядка: возможны ссоры, обиды, смена настроения и т.д.

Правильно реагируя на поведение учащегося, учитель берет ситуацию под собственный контроль и восстанавливает порядок. Поспешность в оценках поступка часто приводит к ошибкам. Вызывает возмущение у ученика несправедливость со стороны учителя, и тогда педагогическая ситуация переходит в конфликт.

Конфликт (от лат.конфликтус-столкновение)-это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов.

Конфликты надолго нарушают систему взаимоотношений между учителем и учениками, вызывает у учителя глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность своей работой, такое состояние усугубляется сознанием того, что успех в педагогической работе зависит от поведения учеников, появляется состояние зависимости учителя от "милости” учеников.Уход от неразрешающегося конфликта грозит переходу его внутрь, в то время как стремление его разрешить влечет за собой возможность конструирования новых отношений на другой основе.

2.Особенности педагогических конфликтов.

Профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации: ведь учебное заведение, в котором учится ребенок, -модель общества, где ученики усваивают социальные нормы и отношения между людьми.

Участники конфликтов имеют различный социальный статус(учитель-ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте.

Разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их разрешении.

Различное понимание событий и их причин участниками, поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ученика, а ученику-справиться со своими эмоциями, подчинить их разуму.

Профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место ставить интересы ученика.

Ошибка учителя порождает новую конфликтную ситуацию.

3.Причины конфликтов.

Сегодняшние ученики не такие, какими они были десять лет назад.Некоторые учителя хотят видеть их прежними.

Отсутствие взаимопонимания между педагогами и учениками, вызванное, прежде всего, незнанием возрастных психологических особенностей воспитанников.

Учителем, как правило, оценивается не отдельный поступок ученика, а его личность.

Учитель затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопится строго наказать ученика.

Личностные качества учителя(раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство), настроение учителя, жизненное неблагополучие.

Общий климат и организация работы в педагогическом коллективе.

4.Стиль взаимодействия педагога в конфликте с учащимися.

Профессиональная позиция, ориентированная на потенциал ребенка, на его дальнейшее развитие, должно быть тактически проработана.Ведь многое зависит от выбора стиля поведения, соответствующего конфликтной ситуации.Ведь некоторые стили могут быть наиболее эффективными для разрешения конфликтов определенного типа.

К.У.Томасом и Р.Х. Килменном были разработаны основные наиболее приемлимые стратегии поведения в конфликтной ситуации.Они указывают, что существуют пять основных стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество(конкуренция) И я постаралась отобразить основные их мысли в виде таблицы: (на экране появляется таблица)

Стиль поведения Возможные ситуации

Приспособления Предмет разногласия не важен для вас;

Осознаете, что правда не на вашей стороне;

Чувствуете, что у вас мало шансов победить

Удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение;

Вас может устроить временное решение

Сотрудничества -Необходимо найти общее решение;

У Вас длительные, прочные и взаимозависимые отношения с другой стороной;

Основной целью является приобретение

совместного опыта работы;

Стороны способны выслушивать друг друга

и изложить суть своих интересов

Игнорирования -вы не хотите тратить времени на решение проблемы;

Не хотите решить проблему в свою пользу;

У вас мало власти;

Вы хотите выиграть время, чтобы изучить ситуацию

и получить дополнительную информацию,

прежде чем принять решение;

Соперничества исход конфликта очень важен для вас;

и считаете, что предлагаемое вами решение- наилучшее;

Чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять

Практическая часть

1.Организационный момент.(10 минут)

Разминка(игра "Механизмы”) Аудитория делится на несколько групп по 5 человек (для этого можно приготовить цветок, лепестки которого разных цветов,какого цвета лепесток попадет, в той группе и будет работать)

Вопросы для обсуждения:

1.Как Вы себя чувствовали, изображая механизм?

2.Что вам понравилось больше: самим изображать механизм или смотреть за действиями других?

3.Как протекал процесс "строительства” механизма? Трудно ли было договариваться друг с другом в процессе подготовки?

4.Были ли конфликты по поводу "места” в механизме?

5.Ощущали ли Вы включенность в группу?

2.Актуализация, постановка проблемы.(7 минут)

Объявление результатов и интерпретация предварительного анкетирования учителей и учеников

Анкета для учителей

1.За годы работы в школе часто возникали конфликты?

А)да б)нет

2.У Вас часто возникают конфликты с учениками?

А)да б)нет

3.При конфликте Вы помните о психолого-возрастных особенностях ученика?

А)да б)нет

4.При конфликте Вы боитесь унизить достоинство ученика, коллеги?

А)да б)нет

5)Часто выходите из конфликта победителем?

А)да б)нет в)никогда

6)После конфликта я заряжаюсь новой энергией

А)да б)нет В) очень плохо себя чувствую

7)Я люблю создавать конфликтные ситуации

А) да б) нет

8.При конфликте я прибегаю к помощи психолога

А) да б) нет

9.При конфликте я скорее всего пойду на компромисс

А)да б)нет

10.Я с удовольствием поучаствую на занятии по решению конфликтов

А) да б)нет

Результаты(ведущий знакомит с реальными результатами анкетирования)

Анкета для учеников

1.Я конфликтую с учителем

А)часто б)редко в)никогда

2.При возникшем конфликте я всегда выхожу победителем

А)да б)нет в)никогда

3.Я могу унизить достоинство другого человека при конфликте

А)да б)никогда

4.Меня не понимают учителя

А) часто б)редко в)никогда не пытаются понять

5.Я всего лишь ученик, если даже прав, лучше сдамся, иначе мне учителя

А)выставят двойку б)вызовут родителей в)испортят аттестат

Результаты: (ведущий готовит с реальными результатами анкетирования)

3. Решение проблемы.(25 минут)

1 этап.Проведение анализа реальных конфликтных ситуаций, назревших в гимназии. (работа в группах)

1 ситуация (ученики-ученики)

Учащиеся 5а.5б классов соревнуются во всем: в учебе,спортивных состязаниях, различных мероприятиях.После одного проигрыша, одежда учеников 5а класса в раздевалке оказалась на полу.В результате-вся одежда в пыли, у некоторых оторваны петли, пуговицы.Учащиеся между собой начали выяснять отношения, искать виновных. Сваливают друг на друга.

Вопросы для обсуждения:

2 ситуация(учитель-родитель)

Вопросы для обсуждения:

Вопросы для обсуждения:

1.Из-за чего произошел конфликт?

2.Каковыми должны быть действия классного руководителя?

2 этап.На основе полученных знаний, постарайтесь составить перечень возможных действий, для предотвращения конфликта,при конфликте.

Перечень может выглядеть так:

Не принимайте поспешных решений, это приведет к ошибкам;

Будь справедливым по отношению к ученику;

Не стремись утвердить свою позицию, будьте мудрее;

Если произошел конфликт, не уходи от нее, постарайся найти правильное решение;

На первое место ставь интересы ученика;

Не унижай достоинство других;

Будь гуманным по отношению к тому, с кем конфликт

4.Рефлексия (3 минуты) "Соберем в дорогу чемодан”

Каждый учитель кратко говорит о том, что заберет с собой и положит в свой "чемодан”

Использованная литература:

1.Богуславская И.Г.Все для заместителя директора по воспитательной работе.Казань, 2007, стр.94-95

2. Воспитание школьников.№3, 1996г., Егидес А.,Психотехника общения. стр.24-26,Щуркова Н.,Диалогичность воспитания,стр.8-10

3.Кравченко А.И.,Певцова А.Е.,Обществознание,7 класс, Русское слово,2007г.

4.Ольшанская Р.А.,Техника педагогического общения, Волгоград, Учитель,2005г.

5.Ромашкина Г.А.Педсоветы в школе,Волгоград,2004г.,стр.10-31

Приложение №1

1 ситуация (ученики-ученики)

Учащиеся 5а, 5б классов соревнуются во всем: в учебе,спортивных состязаниях, различных мероприятиях.После одного проигрыша, одежда учеников 5а класса в раздевалке оказалась на полу.В результате-вся одежда в пыли, у некоторых оторваны петли, пуговицы.Учащиеся между собой начали выяснять отношения, искать виновных. Сваливают друг на друга.

Вопросы для обсуждения:

1.Почему 5а и 5б классы не дружат? В чем причина постоянных распри?

2.Каковыми должны быть действия классного руководителя?

2 ситуация(учитель-родитель)

Для включения в концертную программу актив гимназии попросил подготовить каждому классу по 3 номера.Классный руководитель 6а класса велела выучить ученице длинное стихотворение.Просмотрев предварительно все номера, оргкомитет не включил в концертную программу стихотворение девочки, так как по времени концерт должен был длиться 2 часа.Девочка придя домой, расплакалась, рассказала маме. Мама пришла в школу в ярости к учителю.Произошел конфликт.

Вопросы для обсуждения:

1.Из-за чего произошел конфликт?

2. Есть ли ошибка классного руководителя?

3.Каковыми должны быть действия классного руководителя?

3 ситуация (родитель-учитель-родитель)

Учащиеся 1-го класса поссорились,подрались, обзывались некрасивыми выражениями.Придя домой, пожаловались родителям и забыли об этом случае. Но родители в ярости пришли в гимназию, начали выяснять отношения между собой; каждый защищал своего ребенка.Произошел конфликт.

Вопросы для обсуждения:

1.Из-за чего произошел конфликт?

2.Каковыми должны быть действия классного руководителя?

Приложение №2

Игра "Механизмы”

Аудитория делится на несколько групп по 5 человек (для этого можно приготовить цветок, лепестки которого разных цветов,какого цвета лепесток попадет, в той группе и будет работать)

Цель-развитие групповой сплоченности, взаимопонимания, готовность к контакту,сотрудничеству.

Каждая группа отдельно от других получает задание, используя мимику и жесты без слов(невербально) изобразить некоторый действующий механизм.Каждый участник при этом становится деталью механизма(частью целого).Название механизма для группы определяется посредством жребия из предложенного списка, который может включать автомобиль, телефон, пылесос, самолет и др.Группам даются 2-3 минуты на подготовку.Затем каждая группа показывает свой механизм, остальные должны назвать его.

Оснащение: мультимедийное оборудование, листы чистой бумаги, фотогазеты с различных творческих дел.

1. Самотестирование

Классный руководитель предлагает учащимся ответить на вопросы теста. Его название и результаты тестирования подростки узнают, когда ответят искренне на все вопросы теста.

Тест: "Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации"

Ребята! Постарайтесь искренне ответить на вопрос: "Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации?" Если подобным образом ведете себя

  • Часто - поставьте 3 балла
  • От случая к случаю - 2 балла
  • Редко - 1 балл

Вопрос: "Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации?"

Ответы:

  1. Угрожаю или дерусь
  2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.
  3. Ищу компромиссы.
  4. Допускаю, что неправ, даже если не могу поверить в это окончательно.
  5. Избегаю противника.
  6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.
  7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен,а с чем- категорически нет.
  8. Иду на компромисс.
  9. Сдаюсь.
  10. Меняю тему.
  11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.
  12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
  13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.
  14. Предлагаю мир.
  15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Обработка результатов теста Подсчитайте количество баллов под номерами 1,6,11-это тип поведения "А"

  • Тип "Б"- сумма баллов под номерами 2,7,12
  • Тип "В"- сумма баллов под номерами 3,8,13
  • Тип "Г"- сумма баллов под номерами 4, 9. 14
  • Тип "Д"- сумма баллов под номерами 5, 10, 15

Если вы набрали больше всего баллов под буквами: "А"-это жесткий тип решения конфликтов и споров. Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стал вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.

"Б"- это "демократичный стиль". Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны.

"В"- "компромиссный стиль". С самого начала вы согласны на компромисс.

"Г"- "мягкий стиль". Своего противника вы уничтожаете добротой. С готовностью вы становитесь на сторону противника, отказываясь от своей.

"Д"- "уходящий стиль". Ваше кредо- вовремя уйти. Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Педагог предлагает ребятам проанализировать самостоятельно результаты тестирования. Можно обсудить свои результаты с одноклассниками.

В ходе обсуждения я подвожу ребят к беседе о конфликтах.

2. Беседа о конфликтах.

Я предлагаю ребятам обсудить следующие вопросы:

  1. Что такое конфликтная ситуация?
  2. Приходилось ли вам попадать в конфликтные ситуации?
  3. С какими людьми вы чаще всего конфликтуете? Почему?
  4. Что чаще всего является для вас причиной конфликта?
  5. Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувства достоинства всех людей, задействованных в конфликте?
  6. Были ли вы свидетелем такого успешного разрешения конфликта?
  7. Что мешает вам или другим людям разрешать конфликты с пользой для обеих сторон?

Во время беседы приходим к выводу, разрешение конфликта - это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, которое одинаково значимо для обеих сторон.

3. Классный руководитель предлагает ознакомиться с правилами разрешения конфликта.

Необходимо помнить, что избранные вами средства должны удовлетворять не только вас, но и второго участника конфликта. Определите пути разрешения конфликта, которые не будут унижать и оскорблять вашего оппонента. (показываю видеофрагмент со сплава, где произошла небольшая конфликтная ситуация, и где часть ребят повела себя не совсем достойно)

  • Какова ваша цель в конфликте?
  • Соотнесите эту цель с вашими жизненными ценностями(стоит ли настаивать на своем, может это и незначимо для вас)
  • Определите для себя: что важнее, выиграть в данном конфликте и потерять что-то важное для вас или лучше не настаивать на своем, но сохранить самое значимое для вас в отношениях с этим человеком или в чем- либо другом?
  • Проанализируйте последствия разрешения конфликта в близкой и дальней перспективе.
  • Разрешение конфликта (вы начинаете действовать в соответствии с этими правилами)
  • Берите инициативу разрешения конфликта в свои руки, это дает вам шанс самому определять стратегию и тактику разрешения конфликта и гарантирует победу,
  • Начните доброжелательный разговор с вашим оппонентом.
  • Предлагайте ряд решений конфликта, подчеркивайте свою заинтересованность в решении, выгодном обеим сторонам.
  • В совместном диалоге ищите компромиссные решения, подчеркивая уважение к личности оппонента.
  • Не высказывайте никаких негативных оценочных суждений в адрес оппонента.
  • Ведите разговор с чувством собственного достоинства, будьте спокойны, уверены в себе, но не заносчивы и самонадеянны.
  • Не торопитесь: доброжелательный диалог с оппонентом обеспечит вам выгодное разрешение конфликта.

(Эти правила необходимо записать либо на доске, либо на ватмане)

4. Анализ конфликтных ситуаций

После знакомства с правилами "беспроигрышного" разрешения конфликтов я предлагаю подросткам проанализировать конфликтную ситуацию, которая сложилась в классе.

Для этого создаем микрогруппы по 3-5 человек. В течение нескольких минут подростки проигрывают ситуацию и коллективно, т.е. обучаясь в сотрудничестве , анализируют ситуацию в соответствии с усвоенными правилами. После обсуждения в группах представители от групп по очереди дают свой анализ конфликтной ситуации и предлагают путь разрешения конфликта. После выступления представителя группы можно предложить всем оценить грамотность анализа и эффективность найденного пути разрешения конфликта.

Я напоминаю подросткам, что разрешить конфликт - это значит найти решение, приемлемое для обеих конфликтующих сторон, иначе конфликтная ситуация сохранится и вскоре разразится новый конфликт.

Практикум завершается, когда будут обсуждены все предложенные варианты, пути разрешения конфликта, сделаны выводы о пользе применения правил "беспроигрышного" разрешения конфликтов.

5. Рефлексия. (кому удалось найти оптимальный способ разрешения конфликта, почему это был лучший способ разрешения конфликта.)