Вениамин, епископ Рыбинский и Даниловский (Лихоманов Николай Иванович). Вениамин (Казанский) Епископ вениамин

25 мая 1917 года - 13 августа 1922 года Избрание 24 мая 1917 года Церковь Русская православная церковь Предшественник Питирим (Окнов) Преемник Иосиф (Петровых)
Епископ Гдовский ,
викарий Санкт-Петербургской епархии
24 января 1910 года - 25 мая 1917 года Предшественник Кирилл (Смирнов) Преемник Димитрий (Любимов) Имя при рождении Василий Павлович Казанский Рождение 17 (29) апреля (1873-04-29 )
Нименский погост , Каргопольский уезд , Олонецкая губерния , Российская империя Смерть 13 августа (1922-08-13 ) (49 лет)
Петроград , РСФСР Отец свящ. Павел Иванович Казанский Диаконская хиротония 21 ноября 1895 года Пресвитерская хиротония 19 мая 1897 года Принятие монашества 14 октября 1895 года Епископская хиротония 24 января 1910 года Канонизирован 5 апреля 1992 года Архиерейским собором Русской православной церкви Лик святости священномученик День памяти 13 августа (31 июля),
ближайший воскресный день к 7 февраля (25 января) - в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской ,
третий воскресный день после Пятидесятницы - в Соборе святых Санкт-Петербургской митрополии,
12 августа (30 июля) - в Соборе самарских святых
Почитается православие Митрополит Вениамин на Викискладе

Образование

С 1905 года - ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии.

Викарный архиерей

14 мая1916 года, орден Св. Владимира II степени За отлично-усердную службу и труды, понесенные во время военных действий.

Ещё студентом активно участвовал в деятельности «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви», организуя беседы среди рабочих. Святительский сан воспринял как обязанность пастырского подвига и апостольской проповеди.

Часто служил в храмах самых отдалённых и бедных окраин столицы: за Невской и Нарвской заставами , на Охте . Был председателем совета Епархиального братства Пресвятой Богородицы; по этой должности заведовал всеми церковно-приходскими школами епархии. Товарищ председателя всероссийского Александро-Невского братства трезвости (избран на первом заседании Совета братства 15 декабря 1914).

Возглавлял ежегодные многотысячные ходы сторонников трезвости в Александро-Невскую лавру , Троице-Сергиеву пустынь , Колпино. Положил начало служению в петербургских храмах литургий для школьников в различных приходах, сам причащал детей, говорил поучения. Был известен как «неутомимый епископ».

Петроградский владыка

24 мая 1917 года свободным голосованием клира и мирян епархии избран на Петроградскую кафедру (получил 976 голосов выборщиков из 1561), что стало одним из первых случаев демократического избрания епископа на церковную кафедру клириками и мирянами в России; 25 мая (ст. ст.) того же года определением Святейшего Синода за № 3300 утверждён архиепископом Петроградским и Ладожским

С 17 июня (ст. ст.) 1917 года - архиепископ Петроградский и Гдовский (изменение титула определением Святейшего Синода ). 13 августа возведён в сан митрополита.

В качестве правящего архиерея пользовался авторитетом у верующих людей, самоотверженно выступал за защиту их религиозных прав. Способствовал созданию православных братств, развитию духовного просвещения. Сразу после закрытия в Петрограде в 1918 года духовной семинарии было учреждено Богословско-пастырское училище. При ближайшем участии митрополита проходила организация , открывшегося 16 апреля 1920 года . В городе действовали многочисленные богословские и благовестнические курсы. Имел репутацию аполитичного церковного деятеля.

В 1919 году временно управлял Олонецкой епархией , в связи с тем, что местный епископ, Иоанникий (Дьячков) , самовольно покинул её. В октябре 1919 года посетил Петрозаводск, провёл совещание с местным духовенством, нацеливая его на активную пастырскую работу в условиях отделения Церкви от государства.

23 февраля 1922 года был издан декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей для нужд голодающих. Митрополит Вениамин с самого начала выражал желание достичь компромисса с властью по этому вопросу. Он смог договориться о том, что при изъятии ценностей должны были присутствовать представители духовенства, а предметы, имеющие особое значение для верующих, могли заменяться аналогичным металлом по весу. Однако власть сознательно использовала вопрос о церковных ценностях для того, чтобы начать мощную антицерковную кампанию. Поэтому соглашение, достигнутое митрополитом, не соблюдалось, и в ряде церквей были спровоцированы конфликты верующих с представителями власти.

В этих условиях митрополит обратился к клиру и пастве и разрешил «общинам и верующим жертвовать на нужды голодающих … даже и ризы со святых икон, но не касаясь святынь храма, к числу которых относятся св[ятые] престолы и что на них (священ[ные] сосуды, дарохранительницы, кресты, Евангелия, вместилища св[ятых] мощей и особо чтимые иконы)». Более того, призвал верующих даже в случае изъятия святынь не допускать проявления «насилия в той или иной форме». Заявил, что «ни в храме, ни около него неуместны резкие выражения, раздражение, злобные выкрики против отдельных лиц или национальностей». Выступил с призывом к пастырям и пастве к спокойствию: «Сохраните доброе христианское настроение в переживаемом нами тяжёлом испытании. Не давайте никакого повода к тому, чтобы капля какая-нибудь чьей бы то ни было человеческой крови была пролита около храма, где приносится Бескровная Жертва. Перестаньте волноваться. Успокойтесь. Предадите себя в волю Божию».

При образовании в мае 1922 года, по отстранении от управления церковью привлечённого к гражданскому суду Патриарха Тихона , обновленческого Высшего Церковного Управления (ВЦУ), поддержанного властью, отказался признать его законность. В послании к пастве от 28 мая заявил, что никакого сообщения от Патриарха о его отречении и образовании ВЦУ не получал, а потому во всех храмах по-прежнему должно возноситься имя Патриарха.

Арест, суд, расстрел

Поминальный портрет Вениамина (Казанского) на дороге к месту массовых казней на «артиллерийском полигоне на Ириновской железной дороге» (лесной участок Ржевского артиллерийского полигона, прилегающий к Рябовскому шоссе между бывшими станциями Ковалёво и Приютино)

Вениамин (в миру Пушкарь Борис Николаевич) родился 8.11.1938 г. в с. Хороль Приморского края, в семье рабочего. Мать и бабушка были глубоко верующими и благочестивыми людьми. По жизненным обстоятельствам, только в возрасте семи лет Бориса смогли покрестить.

Его отец воевал на фронтах Великой Отечественной войны, поэтому с детства Борис приобщился к труду, помогая маме и родным братьям.

С 1947 г. он стал жителем г. Владивостока. Здесь в 1957 г. окончил среднюю школу. В армию не был призвал из-за болезни. Некоторое время работал рабочим на Дальзаводе. Пономарил в единственном тогда во Владивостоке храме на Первой Речке. По благословению настоятеля прихода в 1959 г. поступил в Московскую Духовную семинарию, которую блестяще окончил в 1963 г. и сразу поступил в Московскую Духовную академию. В 1967 г. защитил кандидатскую диссертацию по кафедре Основного богословия на тему: «Доказательство бытия Божия и бессмертия души в философской системе Э.Канта и анализ их на основании христианского мировоззрения». Его оставляют при академии профессорским стипендиатом.

С 1967 г. — преподаватель Священной Библейской истории, основного богословия и логики. В 1976 г. стал доцентом Московской Духовной академии. Написал книгу «Священная Библейская история Ветхого и Нового Заветов».

За 24 года преподавания в Московских Духовных академии и семинарии он стал причастен к воспитанию многих архиереев и пастырей, ныне труждающихся на русской церковной ниве. Сам он долгое время не принимал священный сан. Наконец, после паломничества в Святую Землю в год Крещения Руси, в 1988 г., ректором МДА и архиеп. Александром (Тимофеевым) рукоположен во иерея.

В 1992 возведен в сан — рукоположен сначала во диакона, а затем — протоиерея. 12 августа 1992 г. на заседании Священного Синода определен быть епископом Владивостокским и Приморским. 13 сентября 1992 г. пострижен в монашество с именем в честь сщмч. Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского.

20 сентября Вениамин возведен в сан архимандрита. Хиротонисан во епископа Владивостокского и Приморского 21 сентября 1992 г., в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, в Богоявленском кафедральном соборе Москвы Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в. сослужении группы архиереев.

24 октября 1992 г. возвращается в родное Приморье, уже будучи епископом, и приступает к нелегким обязанностям архипастыря епархии, пребывающей в совершенной разрухе. Благословляя епископа на это служение, ему вручили панагию первого епископа Владивостокского и Камчатского — Преосвященного Евсевия (Никольского).

Ко времени приезда нового Владыки в епархии насчитывалось 22 прихода: 9 храмов и 13 молитвенных домов. Их окормляло 16 священников и 4 диакона. Многие храмы верующим пришлось поднимать от самого фундамента. Начиная с 1992 г. самая дальняя епархия России понемногу поднимается, восстает почти из небытия трудами ревностных и добрых пастырей во главе с епископом Вениамином.

В 2001 г. в епархии количество православных приходов увеличилось более чем в три раза, что значительно для отдаленной дальневосточной епархии, хотя потребность в новых храмах все увеличивается. На приходах Владивостокской епархии несут послушание более 70 священнослужителей. Возрождены два известных дореволюционных монастыря — Свято-Троицкий Николаевский мужской и Рождество-Богородицкий Южно-Уссурийский женский. Также основано два новых женских монастыря и одна мужская обитель на острове Русский. Заложено и строится несколько новых храмов по всему Приморью.

Молитвами и благословением владыки в епархии возрождается миссионерская и образовательная деятельность. С 1994 действует двухгодичное Владивостокское духовное училище, которое возглавляет владыка.

С 1999 г. открыто отделение православной теологии и религиоведения в одном из старейших вузов региона — ДВГУ (Дальневосточный государственный университет), где владыка заведует кафедрой. В другом старейшем вузе Дальнего Востока — ДВГТУ (Дальневосточном техническом университете) — построена студенческая часовня сщмц. Татианы.

Для мирян епархии созданы двухгодичные миссионерско-катехизаторские курсы. В 1997 г. учреждена первая православная гимназия Приморья во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В марте 2000 г. гимназию посетили участники регионального совещания по проблемам образования, проводившегося Министерством образования в г. Владивостоке, которые дали высокую оценку состоянию учебно-воспитательной работы в гимназии. По благословению владыки воспитанники гимназии и их родители совершают многодневные крестные ходы.

Третий крестный ход совершен в августе 2001 г. вдоль восточных рубежей России. На самом восточном участке российской границы в устье р. Туманная установлен православный крест. Владыка благословил ежемесячный выпуск епархиальной газеты «Приморский благовест», деятельность пресс-центра и сотрудничество с региональными теле- и радиоканалами по выпуску православных передач.

Особое внимание епископ Вениамин уделяет патриотическому воспитанию и сотрудничеству с Тихоокеанским региональным управлением Федеральной пограничной службы России и Тихоокеанским флотом России. Владивостокская епархия заключила с обеими этими структурами соглашения о взаимодействии.

В 1997 г. владыка освящал Андреевский флаг нового крейсера «Варяг» — эту святыню, которую не посрамили русские моряки в далеком 1905 г. С тех пор епископ Вениамин трижды участвовал в морских походах: в феврале 1997 г. на ракетном крейсере «Варяг» в Республику Корея. На месте гибели первого «Варяга» была совершена заупокойная лития по всем морякам, погибшим в ходе русско-японской войны. Второй поход -в июне 1997 г. — на крейсере «Адмирал Виноградов» в Японию.

В сентябре 2001 г. по благословению Патриарха Алексия II епископ Вениамин принял участие в визите большого противолодочного корабля «Адмирал Трибуц» в Японию. В каждом походе проводились беседы с личным составом корабля, совершалось таинство Крещения.

Со времени преподавания в академии и семинарии владыка стал известен и как гимнограф. Он написал покаянное моление «Плач о России», созданное по образцу Великого Покаянного канона прп. Андрея Критского. Владыка поддерживает православное литературное творчество и просветительские труды. С его благословения вышли в свет такие книги и брошюры, как «Пастырь добрый» о митрополите Иоанне (Снычеве), «Покровский некрополь Владивостока», «Царская Семья и Дальняя Россия», «Путь на Восток», «Проповеди» первого викария Владивостокского и Камчатского епископа Павла (Ивановского).

Опубликована брошюра епископа Вениамина «Сила русского народа». Широко известны православной общественности России обращения Владыки по поводу прославления Царской Семьи и необходимости всеобщего покаяния Русского народа. Он активно поддерживал инициативу канонизации Царской Семьи, начиная с 1994 г. Епископ Вениамин является убежденным противником экуменизма.

Труды владыки отмечены церковными и государственными наградами: орденом князя Даниила Московского, орденом Дружбы. Международный фонд Андрея Первозванного вручил епископу Вениамину орден святого Андрея Первозванного.

Дата рождения: 2 октября 1952 г. Страна: Россия Биография:

Родился 2 октября 1952 г. в г. Сокол Вологодской обл. в верующей семье. В 1969 г. закончил среднюю школу г. Марганец Днепропетровской обл.

В 1969-1975 гг. обучался на механико-математическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова. С сентября 1975 г. по январь 1976 г. работал в должности инженера в Институте математики и механики Казахской Академии наук в г. Алма-Ата. С мая 1976 г. по июнь 1978 г. работал младшим научным сотрудником во ВНИИ синтеза минерального сырья в г. Александрове Владимирской обл. В 1978 г. вступил в брак.

В 2002 г. по обоюдному согласию брак расторгнут и обоими супругами подано прошение о монашеском постриге.

13 марта 2003 г. архиепископом Михеем (Хархаровым) пострижен в монашество с именем Вениамин в честь священномученика Вениамина (Воскресенского), епископа Романовского. Супруга, монахиня Иоанна (Лихоманова), в настоящее время является настоятельницей Иоанно-Мариинского женского монастыря в г. Ставрополе.

8 октября 1978 г. митрополитом Ярославским и Ростовским Иоанном (Вендландом) рукоположен в сан диакона, 14 октября ― во пресвитера с назначением вторым священником Воскресенского собора г. Тутаева.

С 9 октября 1979 г. ― настоятель Воскресенского собора г. Тутаева и благочинный церквей Тутаевского округа.

В 1984 г. окончил Московскую духовную семинарию, а в 1999 г. ― по сектору заочного обучения.

С 1993 г. избирался в члены епархиального совета , в 2003-2009 гг. исполнял обязанности секретаря епархиального совета. В 1994-2006 гг. нес послушание председателя епархиального отдела катехизации и религиозного образования.

В 1996-2003 гг. — главный редактор газеты «Ярославские епархиальные ведомости».

В 1996-1997 гг. и 1999-2003 гг. исполнял обязанности ректора Ярославского духовного училища. В 2006 г. назначен заведующим отделением теологии, а с 2008 г. — заведующий кафедрой теологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского.

С 2007 г. — духовник Ярославской епархии.

Участник Поместных Соборов Русской Православной Церкви 1990, 2009 гг., делегат двух миссионерских съездов.

С 2002 г. — сопредседатель секции «Православное краеведение в системе образования» Международных Рождественских чтений. Участвовал в качестве докладчика в работе более 30 научных и учебно-методических конференций различных уровней.

Решением Священного Синода от 31 мая 2010 г. () епископом Рыбинским, викарием Ярославской епархии.

Награды:

Церковные:

  • 2012 г. — св. блгв. кн. Даниила Московского II ст.;
  • орден свт. Иннокентия Московского III ст.

Светские:

  • медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II ст.;
  • золотая медаль Российского фонда Мира;
  • почетная грамота Министерства образования РФ;
  • почетная грамота губернатора Ярославской области.
Web-сайт:

(в миру Виталий Иванович Тупеко)

По окончании средней школы № 1 г. Лунинца в 1985 г. поступил в Белорусский государственный университет на факультет «Радиофизика и электроника». В 1987-1989 гг. проходил воинскую службу в рядах Вооруженных Сил. Затем продолжил учебу в вузе. В июне 1992 г. получил диплом по специальности «инженер-радиофизик».

В августе 1992 г. поступил на первый курс Минской духовной семинарии. По окончании третьего курса семинарии в 1994 г. подал прошение и был принят в число братии Свято-Успенского Жировичского ставропигиального мужского монастыря.

16 декабря 1994 г. в Свято-Успенском соборе наместником монастыря архимандритом Гурием (ныне архиепископ Новогрудский и Лидский) по благословению митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего экзарха всея Беларуси, пострижен в монашество с именем Вениамин в честь священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского.

9 января 1995 г. митрополитом Минским и Слуцким Филаретом за Божественной литургией в Свято-Успенском соборе Жировчиского монастыря хиротонисан во иеродиакона, а 13 февраля 1995 г. — во иеромонаха.

20 июня 1996 г. назначен на должность казначея монастыря. В этом же году по окончании Минской духовной семинарии поступил на первый курс Минской духовной академии и назначен на должность преподавателя Минской духовной семинарии.

В 1999 г. закончил обучение в духовной академии с ученой степенью «кандидат богословия».

В составе делегации Минской епархии принимал участие в Поместном Соборе Русской Православной Церкви 27-29 января 2009 г.

1 июля 2009 г. освобожден от должности благочинного Свято-Успенского Жировичского ставропигиального мужского монастыря и назначен на должность наместника Свято-Благовещенского Ляденского мужского монастыря Минской епархии.

20 марта 2010 года в крестовом храме Патриаршей резиденции в московском Даниловом монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин наречения наместника Благовещенского Ляденского мужского монастыря Минской епархии архимандрита Вениамина (Тупеко) во епископа Борисовского, викария Минской епархии .

21 марта 2010 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя хиротонию архимандрита Вениамина (Тупеко) во епископа Борисовского, викария Минской епархии.

Решением Синода Белорусского экзархата от 4 июня 2010 года (журнал № 120) назначен председателем Издательского совета Белорусской Православной Церкви.

Решением Синода БПЦ от 26 июня 2014 г. (журнал № 33) назначен председателем новообразованного Синодального отдела религиозного образования и катехизации и заместителем председателя (журнал № 35) Церковного суда Белорусского экзархата.

Решением Священного Синода от 23 октября 2014 г. (журнал № 93) назначен Преосвященным Борисовским и Марьиногорским.

Решением Синода БПЦ от 3 июня 2015 г. (журнал № 18) освобожден от должности председателя Издательского совета Белорусской Православной Церкви в связи с занятостью на общецерковных послушаниях.