Вениамин, епископ Рыбинский и Даниловский (Лихоманов Николай Иванович). Вениамин (Казанский) Епископ вениамин
Епископ Гдовский , викарий Санкт-Петербургской епархии |
Нименский погост , Каргопольский уезд , Олонецкая губерния , Российская империя
Петроград , РСФСР
ближайший воскресный день к 7 февраля (25 января) - в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской ,
третий воскресный день после Пятидесятницы - в Соборе святых Санкт-Петербургской митрополии,
12 августа (30 июля) - в Соборе самарских святых
Образование
С 1905 года - ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии.
Викарный архиерей
14 мая1916 года, орден Св. Владимира II степени За отлично-усердную службу и труды, понесенные во время военных действий.
Ещё студентом активно участвовал в деятельности «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви», организуя беседы среди рабочих. Святительский сан воспринял как обязанность пастырского подвига и апостольской проповеди.
Часто служил в храмах самых отдалённых и бедных окраин столицы: за Невской и Нарвской заставами , на Охте . Был председателем совета Епархиального братства Пресвятой Богородицы; по этой должности заведовал всеми церковно-приходскими школами епархии. Товарищ председателя всероссийского Александро-Невского братства трезвости (избран на первом заседании Совета братства 15 декабря 1914).
Возглавлял ежегодные многотысячные ходы сторонников трезвости в Александро-Невскую лавру , Троице-Сергиеву пустынь , Колпино. Положил начало служению в петербургских храмах литургий для школьников в различных приходах, сам причащал детей, говорил поучения. Был известен как «неутомимый епископ».
Петроградский владыка
24 мая 1917 года свободным голосованием клира и мирян епархии избран на Петроградскую кафедру (получил 976 голосов выборщиков из 1561), что стало одним из первых случаев демократического избрания епископа на церковную кафедру клириками и мирянами в России; 25 мая (ст. ст.) того же года определением Святейшего Синода за № 3300 утверждён архиепископом Петроградским и Ладожским
С 17 июня (ст. ст.) 1917 года - архиепископ Петроградский и Гдовский (изменение титула определением Святейшего Синода ). 13 августа возведён в сан митрополита.
В качестве правящего архиерея пользовался авторитетом у верующих людей, самоотверженно выступал за защиту их религиозных прав. Способствовал созданию православных братств, развитию духовного просвещения. Сразу после закрытия в Петрограде в 1918 года духовной семинарии было учреждено Богословско-пастырское училище. При ближайшем участии митрополита проходила организация , открывшегося 16 апреля 1920 года . В городе действовали многочисленные богословские и благовестнические курсы. Имел репутацию аполитичного церковного деятеля.
В 1919 году временно управлял Олонецкой епархией , в связи с тем, что местный епископ, Иоанникий (Дьячков) , самовольно покинул её. В октябре 1919 года посетил Петрозаводск, провёл совещание с местным духовенством, нацеливая его на активную пастырскую работу в условиях отделения Церкви от государства.
23 февраля 1922 года был издан декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей для нужд голодающих. Митрополит Вениамин с самого начала выражал желание достичь компромисса с властью по этому вопросу. Он смог договориться о том, что при изъятии ценностей должны были присутствовать представители духовенства, а предметы, имеющие особое значение для верующих, могли заменяться аналогичным металлом по весу. Однако власть сознательно использовала вопрос о церковных ценностях для того, чтобы начать мощную антицерковную кампанию. Поэтому соглашение, достигнутое митрополитом, не соблюдалось, и в ряде церквей были спровоцированы конфликты верующих с представителями власти.
В этих условиях митрополит обратился к клиру и пастве и разрешил «общинам и верующим жертвовать на нужды голодающих … даже и ризы со святых икон, но не касаясь святынь храма, к числу которых относятся св[ятые] престолы и что на них (священ[ные] сосуды, дарохранительницы, кресты, Евангелия, вместилища св[ятых] мощей и особо чтимые иконы)». Более того, призвал верующих даже в случае изъятия святынь не допускать проявления «насилия в той или иной форме». Заявил, что «ни в храме, ни около него неуместны резкие выражения, раздражение, злобные выкрики против отдельных лиц или национальностей». Выступил с призывом к пастырям и пастве к спокойствию: «Сохраните доброе христианское настроение в переживаемом нами тяжёлом испытании. Не давайте никакого повода к тому, чтобы капля какая-нибудь чьей бы то ни было человеческой крови была пролита около храма, где приносится Бескровная Жертва. Перестаньте волноваться. Успокойтесь. Предадите себя в волю Божию».
При образовании в мае 1922 года, по отстранении от управления церковью привлечённого к гражданскому суду Патриарха Тихона , обновленческого Высшего Церковного Управления (ВЦУ), поддержанного властью, отказался признать его законность. В послании к пастве от 28 мая заявил, что никакого сообщения от Патриарха о его отречении и образовании ВЦУ не получал, а потому во всех храмах по-прежнему должно возноситься имя Патриарха.
Арест, суд, расстрел
Поминальный портрет Вениамина (Казанского) на дороге к месту массовых казней на «артиллерийском полигоне на Ириновской железной дороге» (лесной участок Ржевского артиллерийского полигона, прилегающий к Рябовскому шоссе между бывшими станциями Ковалёво и Приютино)
Вениамин (в миру Пушкарь Борис Николаевич) родился 8.11.1938 г. в с. Хороль Приморского края, в семье рабочего. Мать и бабушка были глубоко верующими и благочестивыми людьми. По жизненным обстоятельствам, только в возрасте семи лет Бориса смогли покрестить.
Его отец воевал на фронтах Великой Отечественной войны, поэтому с детства Борис приобщился к труду, помогая маме и родным братьям.
С 1947 г. он стал жителем г. Владивостока. Здесь в 1957 г. окончил среднюю школу. В армию не был призвал из-за болезни. Некоторое время работал рабочим на Дальзаводе. Пономарил в единственном тогда во Владивостоке храме на Первой Речке. По благословению настоятеля прихода в 1959 г. поступил в Московскую Духовную семинарию, которую блестяще окончил в 1963 г. и сразу поступил в Московскую Духовную академию. В 1967 г. защитил кандидатскую диссертацию по кафедре Основного богословия на тему: «Доказательство бытия Божия и бессмертия души в философской системе Э.Канта и анализ их на основании христианского мировоззрения». Его оставляют при академии профессорским стипендиатом.
С 1967 г. — преподаватель Священной Библейской истории, основного богословия и логики. В 1976 г. стал доцентом Московской Духовной академии. Написал книгу «Священная Библейская история Ветхого и Нового Заветов».
За 24 года преподавания в Московских Духовных академии и семинарии он стал причастен к воспитанию многих архиереев и пастырей, ныне труждающихся на русской церковной ниве. Сам он долгое время не принимал священный сан. Наконец, после паломничества в Святую Землю в год Крещения Руси, в 1988 г., ректором МДА и архиеп. Александром (Тимофеевым) рукоположен во иерея.
В 1992 возведен в сан — рукоположен сначала во диакона, а затем — протоиерея. 12 августа 1992 г. на заседании Священного Синода определен быть епископом Владивостокским и Приморским. 13 сентября 1992 г. пострижен в монашество с именем в честь сщмч. Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского.
20 сентября Вениамин возведен в сан архимандрита. Хиротонисан во епископа Владивостокского и Приморского 21 сентября 1992 г., в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, в Богоявленском кафедральном соборе Москвы Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в. сослужении группы архиереев.
24 октября 1992 г. возвращается в родное Приморье, уже будучи епископом, и приступает к нелегким обязанностям архипастыря епархии, пребывающей в совершенной разрухе. Благословляя епископа на это служение, ему вручили панагию первого епископа Владивостокского и Камчатского — Преосвященного Евсевия (Никольского).
Ко времени приезда нового Владыки в епархии насчитывалось 22 прихода: 9 храмов и 13 молитвенных домов. Их окормляло 16 священников и 4 диакона. Многие храмы верующим пришлось поднимать от самого фундамента. Начиная с 1992 г. самая дальняя епархия России понемногу поднимается, восстает почти из небытия трудами ревностных и добрых пастырей во главе с епископом Вениамином.
В 2001 г. в епархии количество православных приходов увеличилось более чем в три раза, что значительно для отдаленной дальневосточной епархии, хотя потребность в новых храмах все увеличивается. На приходах Владивостокской епархии несут послушание более 70 священнослужителей. Возрождены два известных дореволюционных монастыря — Свято-Троицкий Николаевский мужской и Рождество-Богородицкий Южно-Уссурийский женский. Также основано два новых женских монастыря и одна мужская обитель на острове Русский. Заложено и строится несколько новых храмов по всему Приморью.
Молитвами и благословением владыки в епархии возрождается миссионерская и образовательная деятельность. С 1994 действует двухгодичное Владивостокское духовное училище, которое возглавляет владыка.
С 1999 г. открыто отделение православной теологии и религиоведения в одном из старейших вузов региона — ДВГУ (Дальневосточный государственный университет), где владыка заведует кафедрой. В другом старейшем вузе Дальнего Востока — ДВГТУ (Дальневосточном техническом университете) — построена студенческая часовня сщмц. Татианы.
Для мирян епархии созданы двухгодичные миссионерско-катехизаторские курсы. В 1997 г. учреждена первая православная гимназия Приморья во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В марте 2000 г. гимназию посетили участники регионального совещания по проблемам образования, проводившегося Министерством образования в г. Владивостоке, которые дали высокую оценку состоянию учебно-воспитательной работы в гимназии. По благословению владыки воспитанники гимназии и их родители совершают многодневные крестные ходы.
Третий крестный ход совершен в августе 2001 г. вдоль восточных рубежей России. На самом восточном участке российской границы в устье р. Туманная установлен православный крест. Владыка благословил ежемесячный выпуск епархиальной газеты «Приморский благовест», деятельность пресс-центра и сотрудничество с региональными теле- и радиоканалами по выпуску православных передач.
Особое внимание епископ Вениамин уделяет патриотическому воспитанию и сотрудничеству с Тихоокеанским региональным управлением Федеральной пограничной службы России и Тихоокеанским флотом России. Владивостокская епархия заключила с обеими этими структурами соглашения о взаимодействии.
В 1997 г. владыка освящал Андреевский флаг нового крейсера «Варяг» — эту святыню, которую не посрамили русские моряки в далеком 1905 г. С тех пор епископ Вениамин трижды участвовал в морских походах: в феврале 1997 г. на ракетном крейсере «Варяг» в Республику Корея. На месте гибели первого «Варяга» была совершена заупокойная лития по всем морякам, погибшим в ходе русско-японской войны. Второй поход -в июне 1997 г. — на крейсере «Адмирал Виноградов» в Японию.
В сентябре 2001 г. по благословению Патриарха Алексия II епископ Вениамин принял участие в визите большого противолодочного корабля «Адмирал Трибуц» в Японию. В каждом походе проводились беседы с личным составом корабля, совершалось таинство Крещения.
Со времени преподавания в академии и семинарии владыка стал известен и как гимнограф. Он написал покаянное моление «Плач о России», созданное по образцу Великого Покаянного канона прп. Андрея Критского. Владыка поддерживает православное литературное творчество и просветительские труды. С его благословения вышли в свет такие книги и брошюры, как «Пастырь добрый» о митрополите Иоанне (Снычеве), «Покровский некрополь Владивостока», «Царская Семья и Дальняя Россия», «Путь на Восток», «Проповеди» первого викария Владивостокского и Камчатского епископа Павла (Ивановского).
Опубликована брошюра епископа Вениамина «Сила русского народа». Широко известны православной общественности России обращения Владыки по поводу прославления Царской Семьи и необходимости всеобщего покаяния Русского народа. Он активно поддерживал инициативу канонизации Царской Семьи, начиная с 1994 г. Епископ Вениамин является убежденным противником экуменизма.
Труды владыки отмечены церковными и государственными наградами: орденом князя Даниила Московского, орденом Дружбы. Международный фонд Андрея Первозванного вручил епископу Вениамину орден святого Андрея Первозванного.
Дата рождения: 2 октября 1952 г. Страна: Россия Биография:Родился 2 октября 1952 г. в г. Сокол Вологодской обл. в верующей семье. В 1969 г. закончил среднюю школу г. Марганец Днепропетровской обл.
В 1969-1975 гг. обучался на механико-математическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова. С сентября 1975 г. по январь 1976 г. работал в должности инженера в Институте математики и механики Казахской Академии наук в г. Алма-Ата. С мая 1976 г. по июнь 1978 г. работал младшим научным сотрудником во ВНИИ синтеза минерального сырья в г. Александрове Владимирской обл. В 1978 г. вступил в брак.
В 2002 г. по обоюдному согласию брак расторгнут и обоими супругами подано прошение о монашеском постриге.
13 марта 2003 г. архиепископом Михеем (Хархаровым) пострижен в монашество с именем Вениамин в честь священномученика Вениамина (Воскресенского), епископа Романовского. Супруга, монахиня Иоанна (Лихоманова), в настоящее время является настоятельницей Иоанно-Мариинского женского монастыря в г. Ставрополе.
8 октября 1978 г. митрополитом Ярославским и Ростовским Иоанном (Вендландом) рукоположен в сан диакона, 14 октября ― во пресвитера с назначением вторым священником Воскресенского собора г. Тутаева.
С 9 октября 1979 г. ― настоятель Воскресенского собора г. Тутаева и благочинный церквей Тутаевского округа.
В 1984 г. окончил Московскую духовную семинарию, а в 1999 г. ― по сектору заочного обучения.
С 1993 г. избирался в члены епархиального совета , в 2003-2009 гг. исполнял обязанности секретаря епархиального совета. В 1994-2006 гг. нес послушание председателя епархиального отдела катехизации и религиозного образования.
В 1996-2003 гг. — главный редактор газеты «Ярославские епархиальные ведомости».
В 1996-1997 гг. и 1999-2003 гг. исполнял обязанности ректора Ярославского духовного училища. В 2006 г. назначен заведующим отделением теологии, а с 2008 г. — заведующий кафедрой теологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского.
С 2007 г. — духовник Ярославской епархии.
Участник Поместных Соборов Русской Православной Церкви 1990, 2009 гг., делегат двух миссионерских съездов.
С 2002 г. — сопредседатель секции «Православное краеведение в системе образования» Международных Рождественских чтений. Участвовал в качестве докладчика в работе более 30 научных и учебно-методических конференций различных уровней.
Решением Священного Синода от 31 мая 2010 г. () епископом Рыбинским, викарием Ярославской епархии.
Награды:Церковные:
- 2012 г. — св. блгв. кн. Даниила Московского II ст.;
- орден свт. Иннокентия Московского III ст.
Светские:
- медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II ст.;
- золотая медаль Российского фонда Мира;
- почетная грамота Министерства образования РФ;
- почетная грамота губернатора Ярославской области.
(в миру Виталий Иванович Тупеко)
По окончании средней школы № 1 г. Лунинца в 1985 г. поступил в Белорусский государственный университет на факультет «Радиофизика и электроника». В 1987-1989 гг. проходил воинскую службу в рядах Вооруженных Сил. Затем продолжил учебу в вузе. В июне 1992 г. получил диплом по специальности «инженер-радиофизик».
В августе 1992 г. поступил на первый курс Минской духовной семинарии. По окончании третьего курса семинарии в 1994 г. подал прошение и был принят в число братии Свято-Успенского Жировичского ставропигиального мужского монастыря.
16 декабря 1994 г. в Свято-Успенском соборе наместником монастыря архимандритом Гурием (ныне архиепископ Новогрудский и Лидский) по благословению митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего экзарха всея Беларуси, пострижен в монашество с именем Вениамин в честь священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского.
9 января 1995 г. митрополитом Минским и Слуцким Филаретом за Божественной литургией в Свято-Успенском соборе Жировчиского монастыря хиротонисан во иеродиакона, а 13 февраля 1995 г. — во иеромонаха.
20 июня 1996 г. назначен на должность казначея монастыря. В этом же году по окончании Минской духовной семинарии поступил на первый курс Минской духовной академии и назначен на должность преподавателя Минской духовной семинарии.
В 1999 г. закончил обучение в духовной академии с ученой степенью «кандидат богословия».
В составе делегации Минской епархии принимал участие в Поместном Соборе Русской Православной Церкви 27-29 января 2009 г.
1 июля 2009 г. освобожден от должности благочинного Свято-Успенского Жировичского ставропигиального мужского монастыря и назначен на должность наместника Свято-Благовещенского Ляденского мужского монастыря Минской епархии.
20 марта 2010 года в крестовом храме Патриаршей резиденции в московском Даниловом монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин наречения наместника Благовещенского Ляденского мужского монастыря Минской епархии архимандрита Вениамина (Тупеко) во епископа Борисовского, викария Минской епархии .
21 марта 2010 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя хиротонию архимандрита Вениамина (Тупеко) во епископа Борисовского, викария Минской епархии.
Решением Синода Белорусского экзархата от 4 июня 2010 года (журнал № 120) назначен председателем Издательского совета Белорусской Православной Церкви.
Решением Синода БПЦ от 26 июня 2014 г. (журнал № 33) назначен председателем новообразованного Синодального отдела религиозного образования и катехизации и заместителем председателя (журнал № 35) Церковного суда Белорусского экзархата.
Решением Священного Синода от 23 октября 2014 г. (журнал № 93) назначен Преосвященным Борисовским и Марьиногорским.
Решением Синода БПЦ от 3 июня 2015 г. (журнал № 18) освобожден от должности председателя Издательского совета Белорусской Православной Церкви в связи с занятостью на общецерковных послушаниях.