Возможен ли полет к звездам. Космос для вас вреден

Как только на город опускается тьма, мы поднимаем головы вверх и смотрим на звёзды. Они ведь есть, хоть и где-то далеко. Такие призрачные и настолько реальные одновременно. Смогут ли люди когда-то отправятся к этим сгусткам энергии или навсегда останутся прикованными к поверхности родной планеты?

Чего мы добились в покорении Вселенной?

На сегодняшний день у человека весьма сомнительные достижения в плане освоения космоса:

  • Не было ни одной пилотируемой мисси к другой планете;
  • Нога человека ступила только на спутник Земли и никуда более;
  • На ближайшее время нет даже запланированных программ по покорению нашей звёздной системы;
  • Подавляющее большинство космических стартов связано с запуском грузов на околоземную орбиту;
  • В окружающем пространстве действует не более десятка исследовательских зондов, посылающих информацию на Землю.

Выходит, что где-то полвека назад человечество думало покорять Луну, но уже на том этапе ретировалось к границам собственной орбиты. Мы запустили международную станцию и периодически доставляем туда космонавтов и всё им необходимое.

Ещё о спутниках можно упомянуть - да здравствует надёжный интернет и навигация. И метеорология ещё, куда без неё. Но ведь всё это лишь игрушки - мы лишь вплотную подобрались к самому космическому пространству, но так и не решились сделать хоть ещё один шаг вперёд.

Почему сворачиваются исследовательские миссии

Как ни странно, космические программы, это очень дорогое удовольствие :

  1. Почти никакой финансовой отдачи космические агентства не получают;
  2. Большинство ракет и кораблей строятся для всего одного использования;
  3. Учитывая необходимый уровень качества и надёжности - производство одной ракеты обходится в десятки миллионов долларов;
  4. Сами путешествия в космосе - прямая угроза для жизни космонавтов, что добавляет дополнительные риски;
  5. Полученная теоретическая информация далеко не всегда имеет практическое применение на Земле.

Короче говоря - готовить космонавтов слишком долго и дорого, а ещё каждый из них может погибнуть в любой момент. Корабль неудачно стартовал, и вся команда сгорела в огромном огненном шаре - перспектива вполне реальная, такое уже случалось.

Да и сами корабли, вместе с ракетоносителями, не только дорого стоят, но ещё и отправляются на свалку истории уже после первого пуска. Представьте, что вы летите на частном самолёте. Каждый раз на новом, ведь после посадки воздушное судно самоуничтожается или это происходит при самой посадке, а вы вынуждены приземляться в спасательной капсуле. Долго сможете полетать, в таких условиях, когда постоянно необходимо покупать не самые дешёвые в мире самолёты?

Непреодолимый барьер

Но это всё лирика, ведь основной ограничитель заключается в другом ‒ до ближайшей звезды несколько световых лет. Чтобы было понятно - свет движется с максимальной скоростью, которая только существует во Вселенной. И даже у него уйдёт несколько лет на преодоление этого маршрута.

Сегодня лишь «Вояджер» является единственным рукотворным предметом, покинувшем пределы Солнечной системы. На это у него ушло порядка 40 лет и это лишь выход за пределы системы, на достижение другой уйдут десятки тысяч лет, при нынешних скоростях. К сожалению, человек смертен и попросту не может ждать столько времени. Цивилизации на Земле существуют примерно столько же, сколько придётся лететь .

Можно заявить, что проблема заключается лишь в текущем уровне развития. И это действительно так, но понимание пришло много десятков лет назад, и за это время не было сделано ничего для разрешения сложившейся ситуации. Да, имеются огромные межзвёздные пространства, но не существует никакого технического решения для их преодоления. И в обозримом будущем, откровенно говоря, они и не появятся.

Физики активно эксплуатируют теорию «кротовых дыр», о том, что отдалённые точки в пространстве могут соприкасаться при определённых условиях. Только на практике ни одной такой кротовой дыры мы так и не обнаружили, да и вероятность подобного «подарка» именно в нашей звёздной системе - не особо велика.

Первые шаги в вопросах колонизации

Теоретически, для достижения любой цели необходимо хоть что-то делать, а не сидеть на месте. Первыми шагами в освоении космоса может быть покорение Марса - планета вполне пригодна для существования, в условиях закрытых ферм и при наличии скафандров. Во всяком случае, до масштабного изменения климата, создания атмосферы и прочих проектов, которые на данный момент кажутся нереальными.

Для начала необходимо создать хоть какой-то форпост в космосе. Можно сказать, что уже сейчас существует станция на орбите, где постоянно обитают астронавты. Но опять-таки, это слишком близко к поверхности Земли. Речь идёт о Луне, а в идеале - о Марсе. Именно с покорения этой планеты может начаться экспансия человечества в другие миры. При условии, что колоссальные пустоты в межзвёздном пространстве будут хоть как-то преодолены.

Прогресс и романтика

Всего несколько столетий назад человек считал, что на облаках расположен рай. За такой незначительный промежуток времени представление об окружающей действительности значительно изменилось и учёные создали множество механизмов, которые наши предки даже представить себе не могли.

Возможно, это ожидает и наших потомков - удивление тем фактом, почему мы сами так поздно додумались до тех или иных технологий.

Свет звёзд: этот образ используется как в романтической литературе, так и в фантастике. Неизменно одно заявление - мы видим отражение, частицу прошлого и свет умерших миров. В этом есть доля правды, если учесть, что от далёких звёзд свет может идти десятки тысяч лет. Но разве это способно остановить стремление человечества к покорению окружающего пространства?

Фантасты дали нам образ - гигантские корабли, движущиеся в межзвёздном пространстве на протяжении десятилетий и даже столетий. Пассажиры, спящие в условиях анабиоза. Для них это путешествие происходит не только в пространстве, но и во времени. Возможно, когда-то будет реализовано нечто подобное. Но скорее всего, учитывая уровень технологий и низкую заинтересованность - космос останется непокорённым.

Мы родились слишком рано, чтобы осваивать звёзды. За будущие поколения говорить сложно, но на своем веку мы вряд ли увидим значимых открытий в этой области. Разве что, если вдруг произойдёт контакт с внеземной цивилизацией.

Видео: что будет, если все население Земли поднимется?

В данном ролике Лев Прокопьев расскажет, что может произойти, если все люди на планеты одновременно покинут Землю:

Ответ потребует большой статьи, хотя на него можно ответить и единственным символом: c .

Скорость света в вакууме, c , равна примерно тремстам тысячам километров в секунду и превысить ее невозможно. Следовательно, нельзя и добраться до звезд быстрее, чем за несколько лет (свет идет 4,243 года до Проксимы Центавра, так что космический корабль не сможет прибыть еще быстрее). Если добавить время на разгон и торможение с более-менее приемлемым для человека ускорением, то получится около десяти лет до ближайшей звезды.

В каких условиях лететь?

И этот срок уже существенное препятствие сам по себе, даже если отвлечься от вопроса «как разогнаться до скорости, близкой к скорости света». Сейчас не существует космических кораблей, которые позволяли экипажу автономно жить в космосе столько времени - космонавтам постоянно привозят свежие припасы с Земли. Обычно разговор о проблемах межзвездных перелетов начинают с более фундаментальных вопросов, но мы начнем с сугубо прикладных проблем.

Даже спустя полвека после полета Гагарина инженеры не смогли создать для космических кораблей стиральную машину и достаточно практичный душ, а рассчитанные на условия невесомости туалеты ломаются на МКС с завидной регулярностью . Перелет хотя бы к Марсу (22 световые минуты вместо 4 световых лет) уже ставит перед конструкторами сантехники нетривиальную задачу: так что для путешествия к звездам потребуется как минимум изобрести космический унитаз с двадцатилетней гарантией и такую же стиральную машину.

Воду для стирки, мытья и питья тоже придется либо брать с собой, либо использовать повторно. Равно как и воздух, да и еду тоже необходимо либо запасать, либо выращивать на борту. Эксперименты по созданию замкнутой экосистемы на Земле уже проводились, однако их условия все же сильно отличались от космических хотя бы наличием гравитации. Человечество умеет превращать содержимое ночного горшка в чистую питьевую воду, но в данном случае требуется суметь сделать это в невесомости, с абсолютной надежностью и без грузовика расходных материалов: брать к звездам грузовик катриджей для фильтров слишком накладно.

Стирка носков и защита от кишечных инфекций могут показаться слишком банальными, «нефизическими» ограничениями на межзвездные полеты - однако любой опытный путешественник подтвердит, что «мелочи» вроде неудобной обуви или расстройства желудка от незнакомой пищи в автономной экспедиции могут обернуться угрозой для жизни.

Решение даже элементарных бытовых проблем требует столь же серьезной технологической базы, как и разработка принципиально новых космических двигателей. Если на Земле изношенную прокладку в бачке унитаза можно купить в ближайшем магазине за два рубля, то уже на марсианском корабле нужно предусмотреть либо запас всех подобных деталей, либо трехмерный принтер для производства запчастей из универсального пластикового сырья.

В ВМС США в 2013 году всерьез занялись трехмерной печатью после того, как оценили затраты времени и средств на ремонт боевой техники традиционными методами в полевых условиях. Военные рассудили, что напечатать какую-нибудь редкую прокладку для снятого с производства десять лет назад узла вертолета проще, чем заказать деталь со склада на другом материке.

Один из ближайших соратников Королева, Борис Черток, писал в своих мемуарах «Ракеты и люди» о том, что в определенный момент советская космическая программа столкнулась с нехваткой штепсельных контактов. Надежные соединители для многожильных кабелей пришлось разрабатывать отдельно.

Кроме запчастей для техники, еды, воды и воздуха космонавтам потребуется энергия. Энергия будет нужна двигателю и бортовому оборудованию, так что отдельно придется решить проблему с мощным и надежным ее источником. Солнечные батареи не годятся хотя бы по причине удаленности от светил в полете, радиоизотопные генераторы (они питают «Вояджеры» и «Новые горизонты») не дают требуемой для большого пилотируемого корабля мощности, а полноценные ядерные реакторы для космоса до сих пор делать не научились.

Советская программа по созданию спутников с ядерной энергоустановкой была омрачена международным скандалом после падения аппарата «Космос-954» в Канаде, а также рядом отказов с менее драматичными последствиями; аналогичные работы в США свернули еще раньше. Сейчас созданием космической ядерной энергоустановки намерены заняться в Росатоме и Роскосмосе, но это все-таки установки для ближних перелетов, а не многолетнего пути к другой звездной системе.

Возможно, вместо ядерного реактора в будущих межзвездных кораблях найдут применение токамаки. О том, насколько сложно хотя бы правильно определить параметры термоядерной плазмы, в МФТИ этим летом прочитали целую лекцию для всех желающих . Кстати, проект ITER на Земле успешно продвигается: даже те, кто поступил на первый курс, сегодня имеют все шансы приобщиться к работе над первым экспериментальным термоядерным реактором с положительным энергетическим балансом.

На чем лететь?

Для разгона и торможения межзвездного корабля обычные ракетные двигатели не годятся. Знакомые с курсом механики, который читают в МФТИ в первом семестре, могут самостоятельно рассчитать то, сколько топлива потребуется ракете для набора хотя бы ста тысяч километров в секунду. Для тех, кто еще не знаком с уравнением Циолковского, сразу озвучим результат - масса топливных баков получается существенно выше массы Солнечной системы.

Уменьшить запас топлива можно за счет повышения скорости, с которой двигатель выбрасывает рабочее тело, газ, плазму или что-то еще, вплоть до пучка элементарных частиц. В настоящее время для перелетов автоматических межпланетных станций в пределах Солнечной системы или для коррекции орбиты геостационарных спутников активно используют плазменные и ионные двигатели, но у них есть ряд других недостатков. В частности, все такие двигатели дают слишком малую тягу, ими пока нельзя придать кораблю ускорение в несколько метров на секунду в квадрате.

Проректор МФТИ Олег Горшков - один из признанных экспертов в области плазменных двигателей. Двигатели серии СПД - производят в ОКБ «Факел», это серийные изделия для коррекции орбиты спутников связи.

В 1950-е годы разрабатывался проект двигателя, который бы использовал импульс ядерного взрыва (проект Orion), но и он далек от того, чтобы стать готовым решением для межзвездных полетов. Еще менее проработан проект двигателя, который использует магнитогидродинамический эффект, то есть разгоняется за счет взаимодействия с межзвездной плазмой. Теоретически, космический корабль мог бы «засасывать» плазму внутрь и выбрасывать ее назад с созданием реактивной тяги, но тут возникает еще одна проблема.

Как выжить?

Межзвездная плазма - это прежде всего протоны и ядра гелия, если рассматривать тяжелые частицы. При движении с скоростями порядка сотни тысяч километров в секунду все эти частицы приобретают энергию в мегаэлектронвольты или даже десятки мегаэлектронвольт - столько же, сколько имеют продукты ядерных реакций. Плотность межзвездной среды составляет порядка ста тысяч ионов на кубический метр, а это значит, что за секунду квадратный метр обшивки корабля получит порядка 10 13 протонов с энергиями в десятки МэВ.

Один электронвольт, эВ , это та энергия, которую приобретает электрон при пролете от одного электрода до другого с разностью потенциалов в один вольт. Такую энергию имеют кванты света, а кванты ультрафиолета с большей энергией уже способны повредить молекулы ДНК. Излучение или частицы с энергиями в мегаэлектронвольты сопровождает ядерные реакции и, кроме того, само способно их вызывать.

Подобное облучение соответствует поглощенной энергии (в предположении, что вся энергия поглощается обшивкой) в десятки джоулей. Причем эта энергия придет не просто в виде тепла, а может частично уйти на инициацию в материале корабля ядерных реакций с образованием короткоживущих изотопов: проще говоря, обшивка станет радиоактивной.

Часть налетающих протонов и ядер гелия можно отклонять в сторону магнитным полем, от наведенной радиации и вторичного излучения можно защищаться сложной оболочкой из многих слоев, однако эти проблемы тоже пока не имеют решения. Кроме того, принципиальные сложности вида «какой материал в наименьшей степени будет разрушаться при облучении» на стадии обслуживания корабля в полете перейдут в частные проблемы - «как открутить четыре болта на 25 в отсеке с фоном в пятьдесят миллизиверт в час».

Напомним, что при последнем ремонте телескопа «Хаббл» у астронавтов поначалу не получилось открутить четыре болта, которые крепили одну из фотокамер. Посовещавшись с Землей, они заменили ключ с ограничением крутящего момента на обычный и приложили грубую физическую силу. Болты стронулись с места, камеру успешно заменили. Если бы прикипевший болт при этом сорвали, вторая экспедиция обошлась бы в полмиллиарда долларов США. Или вовсе бы не состоялась.

Нет ли обходных путей?

В научной фантастике (часто более фантастической, чем научной) межзвездные перелеты совершаются через «подпространственные туннели». Формально, уравнения Эйнштейна, описывающие геометрию пространства-времени в зависимости от распределенного в этом пространстве-времени массы и энергии, действительно допускают нечто подобное - вот только предполагаемые затраты энергии удручают еще больше, чем оценки количества ракетного топлива для полета к Проксиме Центавра. Мало того, что энергии нужно очень много, так еще и плотность энергии должна быть отрицательной.

Вопрос о том, нельзя ли создать стабильную, большую и энергетически возможную «кротовую нору» - привязан к фундаментальным вопросам об устройстве Вселенной в целом. Одной из нерешенных физических проблем является отсутствие гравитации в так называемой Стандартной модели - теории, описывающей поведение элементарных частиц и три из четырех фундаментальных физических взаимодействий. Абсолютное большинство физиков довольно скептически относится к тому, что в квантовой теории гравитации найдется место для межзвездных «прыжков через гиперпространство», но, строго говоря, попробовать поискать обходной путь для полетов к звездам никто не запрещает.

Могут ли межзвездные перелеты превратиться из несбыточной мечты в реальную перспективу?

Ученые всего мира говорят, что человечество все дальше продвигается в освоении космоса, появляются все новые открытия и технологии. Однако о межзвездных перелетах людям приходится пока еще только мечтать. Но так ли недостижима и нереальна эта мечта? Чем располагает человечество сегодня и каковы перспективы на будущее?

По оценкам специалистов, если прогресс не застопорится на месте, то на протяжении одного или двух веков, человечество сможет исполнить свою мечту. Сверхмощный телескоп «Кеплер» в свое время позволил астрономам обнаружить 54 экзопланеты, где не исключено развитие жизни, а сегодня уже подтверждено существование 1028 таких планет. Эти планеты, обращающиеся вокруг звезды за пределами Солнечной системы, находятся на таком отдалении от центральной звезды, что на их поверхности возможно поддержание воды в жидком состоянии.

Однако получить ответ на главный вопрос — одиноко ли человечество во Вселенной — пока невозможно из-за гигантских расстояний до ближайших планетных систем. Множество экзопланет, на расстояние ста и менее световых лет от Земли, а также громадный научный интерес, который они вызывают, заставляют взглянуть на идею межзвездных перелетов совершенно по-иному.

Полет к другим планетам будет зависеть от разработки новых технологий и выбора способа, который необходим для достижения такой далекой цели. А пока выбор еще не сделан.

Для того чтобы земляне смогли преодолевать невероятно огромные космические расстояния, причем за сравнительно короткий срок, инженерам и космологам придется создать принципиально новый двигатель. Говорить о межгалактических перелетах пока рано, но человечество могло бы исследовать – Млечный путь, галактику, в которой находится Земля и Солнечная система.

Галактика Млечный путь насчитывает около 200 – 400 миллиардов звезд, вокруг которых по своим орбитам движутся планеты. Ближе всех к Солнцу находится звезда под названием Альфа Центавра. Расстояние до нее примерно сорок триллионов километров или 4,3 световых года.

Ракете с обычным двигателем придется лететь до нее примерно 40 тысяч лет! Пользуясь формулой Циолковского легко подсчитать, что для того, чтобы разогнать космический аппарат с реактивным двигателем на ракетном топливе до скорости в 10% от скорости света, нужно больше горючего, чем его имеется на всей Земле. Поэтому говорить о космической миссии при современных технологиях, это полный абсурд.

Как считают ученые, будущие космические звездолеты смогут летать с использованием термоядерного ракетного двигателя. Реакция термоядерного синтеза позволяет производить энергию на единицу массы в среднем почти в миллион раз больше, чем при химическом процессе сгорания.

Как раз поэтому в 1970 годах группа инженеров совместно с учеными разработали проект гигантского межзвездного корабля с термоядерной двигательной установкой. Беспилотный космический корабль Дедал предполагалось оборудовать импульсным термоядерным двигателем. Небольшие гранулы должны были вбрасываться в камеру сгорания и воспламеняться пучками мощных электронных лучей. Плазма, как продукт термоядерной реакции, вылетающая из сопла двигателя, придает тяговое усилие кораблю.

Предполагалось, что Дедал должен был лететь к звезде Барнарда, путь до которой составляет шесть световых лет. Громаднейший космический корабль добрался бы до нее за 50 лет. И хотя проект не был осуществлен, до сегодняшнего дня нет более реального технического проекта.

Другим направлением в технологии создания межзвездных кораблей является солнечный парус. Использование солнечного паруса рассматривается сегодня как самый перспективный и реалистичный вариант звездолёта. Превосходство солнечного парусника в том, что на борту не нужно топливо, а это значит, что намного возрастет полезная нагрузка по сравнению с другими космическими кораблями. Уже сегодня существует возможность постройки межзвездного зонда, где давление солнечного ветра будет основным источником энергии корабля.

О серьезности намерений освоения межпланетных полетов говорит проект, который разрабатывается с 2010 года в одной из основных научных лабораторий НАСА. Ученые работают над проектом по подготовке в течение ближайших ста лет пилотируемого полета к другим звездным системам.

Минобороны отказало Максиму Сураеву в почетном звании без всяких объяснений

Максим Сураев честно трудился в космосе, но звезду героя ему пока почему-то не дали.

Вообще Министерство обороны всегда принимало решение о награждении только в отношении космонавтов, которые являются военнослужащими. Гражданских исследователей космоса чествует Роскосмос. Но никогда еще в истории отечественной космонавтики ни один слетавший на орбиту не оставался без звезды героя. Хотя проволочки с положительным решением из главного военного ведомства в последнее время происходят все чаще. К примеру, Роману Романенко, летавшему вместе с Сураевым в 2009 году, но приземлившемуся на несколько месяцев раньше, звезду не выдавали около четырех месяцев — раза три кормили отказами из Минобороны. Пришлось даже жаловаться Путину, после чего положительное решение о награждении военные приняли в считаные дни и приурочили его ко Дню космонавтики.

По мнению большинства коллег Сураева, летавших в космос до него и после, проблема обострилась после перевода Центра подготовки космонавтов из Минобороны в Роскосмос. “Мы словно превратились в каких-то просителей, — говорят молодые космонавты, — вроде бы в погонах, но армии не нужны, а гражданские ведомства, по установленным правилам, не вправе решать нашу судьбу”. Может быть, в руководстве Минобороны полагают, что космонавты занимаются на орбите ерундой? Тогда какой логикой руководствуются власти страны, выделяя миллионы на развитие космонавтики? Непонятно.

Кстати, по закону, решение об отказе в представлении космонавта к награде министр обороны обязан обосновывать, мол, так и так — оказался ваш парень некомпетентен, провалил все эксперименты... и т.п. Но в том-то и фокус — никаких объяснений из Минобороны не пришло вообще. Да и не может их быть. Ведь Сураев, наоборот, отличился во время полета, выполняя на “отлично” все виды космических работ, включая выход в открытый космос. А чего стоит его блог, через который он общался во время полета со всем миром, популяризируя отечественную космонавтику! Но, видимо, это не волнует военных чиновников. Центр подготовки космонавтов шлет министру через Роскосмос документы на представление Максима к награде, а тот просто присылает неподписанные документы обратно. Вот и в наградном отделе главного управления кадров Минобороны, куда “МК” обратился с официальным запросом, нам ответили коротко, лаконично: “Комментариев по этому поводу не даем”. А кто их должен давать, тоже не пояснили.

Космонавты, уже слетавшие на орбиту, пытаются не показывать своих чувств, но можно представить, как им обидно — ждать по десять лет “билет” в космос, а потом еще и звезды не получить за полет. “Если так дальше пойдет, — сказал нам в сердцах Романенко, — скоро в космос вообще никто летать не будет”.

МЕЖДУ ТЕМ

В Федеральном космическом агентстве подтвердили, что дважды направляли документы в Министерство обороны РФ для присвоения звания Героя России летчику-космонавту Максиму Викторовичу Сураеву. В настоящее время обращение по этому поводу направлено непосредственно в Администрацию Президента РФ.

Москва. 2 сентября. сайт - Министерство обороны РФ не поддержало предложение Центра подготовки космонавтов присвоить звание Героя России офицеру-космонавту Максиму Сураеву, сообщил "Интерфаксу-АВН" вернувшийся в июне с Международной космической станции (МКС) Олег Котов. По его словам, Центр подготовки космонавтов дважды направлял в Минобороны представление на присвоение звания Героя России М.Сураеву, который провел на МКС почти полгода. "Оба раза приходили отказы. Мотивировка: недостаточно оснований", - сказал Котов.

"Высшие чины Минобороны не считают целесообразным и необходимым чем-то награждать (космонавтов - ИФ), может быть, у них изменилось отношение к этому (выполнению космических полетов - ИФ)", - предположил Котов. За последние 20 лет в России сложилась традиция награждения Золотой Звездой офицеров-космонавтов за первый орбитальный полет. Из 31 офицера-космонавта, впервые побывавшего в космосе с 1992 г., такого звания удостоились 30 человек. Единственным российским космонавтом, до последнего времени не удостоившимся этого звания, оставался Борис Моруков, который совершил полет на МКС на американском шаттле "Атлантис" в 2000 году.

В четверг "Роскосмос" направил в Минобороны РФ документы на награждение офицера-космонавта Максима Сураева званием Героя России. Представитель "Роскосмоса" сказал, что Российское космическое агентство пока не намерено комментировать сложившуюся вокруг награждения Сураева "Золотой Звездой" ситуацию, так как "не хочет выносить сор из избы". В Центре подготовки космонавтов пока также не комментируют данную ситуацию.

"Дважды направлялись документы в Министерство обороны РФ для награждения и присвоения звания Героя России летчику-космонавту Максиму Викторовичу Сураеву. В настоящее время обращение по этому поводу направлено непосредственно в администрацию президента РФ", - говорится в сообщении, опубликованном в четверг на сайте Роскосмоса. В космическом агентстве подтвердили, что Министерство обороны дважды отказывало в присвоении звания Героя России космонавту Максиму Сураеву.

Сураев стартовал к МКС 30 сентября 2009 г. на корабле "Союз ТМА-16" вместе с космическим туристом из Канады Ги Лалиберте и астронавтом НАСА Джеффри Уильямсом. Россиянин и американец провели на орбите 169 суток. Во время экспедиции они приняли два американских шаттла и два российских грузовых корабля "Прогресс М". В ходе полета Сураев выполнил выход в открытый космос. Он вернулся на Землю 18 марта 2010 года.

Сураев стал первым российским космическим блогером. В своей странице на сайте Роскосмоса он рассказывал о жизни и работе экипажей на МКС, выращивании пшеницы и выведении бабочек в невесомости, сне в спальном мешке, космических продуктах и о том, зачем на борту станции корабельный колокол.

Отметим, что, согласно российскому законодательству, звание Героя России – это не только почет, но и социальные льготы. В частности, они касаются оплаты ЖКХ, освобождают от уплаты налогов и пошлин. Отдельным пунктом идут льготы по медицинскому, санаторно-курортному обслуживанию, протезно-ортопедическому и лекарственному обеспечению. Касаются льготные блага и проезда на транспорте, в частности, предоставляется бесплатный личный проезд два раза в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом в двухместных купе спальных вагонов скорых и пассажирских поездов, водным транспортом в каютах 1 класса (на местах 1 категории) экспрессных и пассажирских линий, воздушным или междугородным автомобильным транспортом. Наконец, что немаловажно, Герои России получают ежемесячную выплату в размере более 35 тыс. рублей. Законом также предусмотрены и различные льготы для членов семей Героев России.

Дегероизация космонавтики, к сожалению, происходит не только на уровне присвоения званий. В частности, в марте 2010 г. начальник Центра подготовки космонавтов Сергей Крикалев констатировал, что желающих стать космонавтом в современной России меньше, чем хотелось бы. "Сейчас в российских отрядах космонавтов порядка 40 человек. Планируется новый набор космонавтов, но желающих меньше, чем хотелось бы", - сообщил он 3 марта на пресс-конференции в ЦПК. Крикалев отметил, что интерес к космонавтике в обществе за последние 20 лет серьезно упал.

То, что космонавт – это больше не профессия мечты, как было у детей в советском прошлом, зафиксировали и опросы общественного мнения. Да, космос по-прежнему манит, но загадками, а не желанием славы и научных достижений. В 2008 г. специалисты Фонда общественного мнения выяснили, что готовы были бы стать космонавтами лишь 18% респондентов всероссийского опроса. Более того, количестве тех, кто хотел бы стать космическим туристом, значительно меньше тех, кого вообще не интересуют полеты к звездам (29% хотели бы, 62% - нет).