Что декларирует нигилист базаров. Что такое нигилизм? Взгляды Базарова

Биография Базарова нигде в романе цельно не описана, а разбросана осколками по всему роману не только потому, что герой ещё молод. Вероятно, даже в этом есть определённая авторская позиция. Тургенев, всё более уважающий Базарова на протяжении повествования, тем не менее хочет подчеркнуть, что сам тип Базаровых ещё не сложился как исторический, у него нет цельной истории, нет биографии, он в какой-то степени преждевременен, лишён исторической закономерности. Не случайно Базаров в романе столь одинок, рядом с ним нет не только настоящих единомышленников, но даже просто понимающих или сочувствующих.

Нигилизм Базарова – модное в то время увлечение передовой разночинной молодёжи, строящееся на беспощадном отрицании всех общественных явлений и всех идеалистических оснований человеческой жизни, в число которых нигилисты включали и любовь, и искусство, и веру, во имя утверждения материалистического подхода к действительности, естественнонаучного знания как единственного критерия истины.

Роман, дочитанный до конца, точнее проясняет суть нигилизма Базарова. Это и болезненная, крайняя реакция на торжество спокойного и неподвижного аристократизма Кирсановых, и своего рода маскарадный костюм циничного естествоиспытателя, скрывающий подлинное лицо и подлинные чувства. Называя себя «самоломанным», Базаров признаётся не в двуличии и не в двойственности, а в характерном для любого аскета свойстве – борьбе с собственной натурой. Эта мучительная, по существу, смертельная борьба Базарова с собственной натурой есть самое интересное в романе для современного читателя.

«Поединки» Павла Петровича и Базарова.

Первый «поединок» - словесная дуэль в 6 главе. Это скорее не спор, а своего рода подготовка, разведка Павла Петровича. Он поднимает несколько тем: 1) об успехах немцев в естественных науках, 2) об авторитетах, 3) о поэтах и химиках, 4) о непризнании искусства, 5) о вере в авторитеты (практически вторично). Базаров возражает весьма неохотно и вяло, а Николай Петрович как всегда вмешивается в разговор, когда «запахло жареным», он выступает в качестве смягчителя, буфера.

Перед основной идеологической схваткой (Х глава) в предыдущей главе Тургенев специально помещает эпизод с Фенечкой и ребёнком. Здесь впервые выявляются некоторые подлинные качества Базарова, которые, впрочем, как всегда, спрятаны за жёсткой и циничной риторикой. Базаров увлечённо и с любовью говорит о растениях, а главное – к нему охотно идёт на руки ребёнок, что свидетельствует о здоровом нутре героя: дети всегда ведут себя спокойно с людьми добрыми, сильными и любящими.

Х глава – главный идеологический поединок героев. Все споры начинает Павел Петрович, для которого неприемлемо в Базарове всё – от внешности и привычек до характера, образа жизни и взглядов. Базаров не рвётся в бой, а лишь коротко парирует удары Кирсанова, но только до той поры, когда тот задел его за живое, оскорбив его сыновние чувства.


Павел Петрович и Базаров расходятся по следующим вопросам:

· по вопросу изменения общества к лучшему (Павел Петрович – за постепенные, мелкие реформы, Базаров хочет сломать всё и сразу);

· по вопросу о принципах и смысле жизни (Базаров смеётся над «принсипами» Кирсанова и отрицает само явления принципов;

· по вопросу об отношении к народу (Павел Петрович чтит его патриархальность, приверженность старине, веру, смирение, а Базаров презирает его за это же самое и считает пороком согласие мужика на рабство, пьянство и невежественность);

· по вопросу о патриотизме (Павел Петрович считает себя патриотом и любит народ теоретически, Базаров же несколько ближе к народу, проще в обращении с мужиком, но не менее чужд и непонятен мужику – его зовут «шут гороховый», так как работу естествоиспытателя народ не способен принять за труд.

Базаров не желает признавать никакие авторитеты, поскольку считает, что всё созданное благодаря этим авторитетам, подлежит слому, уничтожению. Доверие Базарова распространяется только на знание и опыт, добытый им самим во время опытов и исследований.

Постепенно, ещё до дуэли, при всей тургеневской симпатии, при всём сочувствии более близким ему по духу Кирсановым и при всей ограниченности нигилиста Базарова, всё более отчётливо выявляется определённое превосходство нигилиста над «отцами». Это превосходство щемит авторское сердце, да оно и объективно не во всём хорошо. Автор, к примеру, высоко ценит достоинство, благородство и волю Павла Петровича, чувствительность, доброту, эстетичность Николая Петровича, эмоциональность, деликатность и доброжелательность Аркадия.

Наконец, читатель начинает понимать в полном объёме «самоломанность» Базарова, своеобразную жертвенность его фигуры, а вслед за тем и его мучительную раздвоенность и одиночество. Прячась за привычной циничной маской разрушителя, его чувства начинают распирать панцирь маски изнутри. Его бесит то, что симпатию к Фенечке он не в силах объяснить привычно – только физиологическими потребностями; что во время и после дуэли (романтическая нелепость!) он вынужден проявлять благородство по отношению к противнику; что он ощущает в себе желание видеть рядом более серьёзного друга и последователя, чем Аркадий; наконец, его настигает настоящее чувство любви к Одинцовой – то есть ровно то, что он всячески отрицал и над чем откровенно подтрунивал.

В чем сущность нигилизма Базарова? Роман "Отцы и дети" направлен

против дворянства. Это не единственное произведение Тургенева,

написанное в таком духе (вспомнить хотя бы "Записки охотника"), но

оно особенно выделяется тем, что в нем писатель обличил не

отдельных дворян,-а весь класс помещиков, доказал его неспособность

вести Россию вперед, завершил его идейный разгром.

Почему именно в начале 60-х годов XIX века появляется это

произведение? Поражение в Крымской -войне, грабительская реформа

1861 года подтвердили упадок дворянства,-его несостоятельность в

управлении Россией. В "Отцах и детях" и показано, что старая,

вырождающаяся мораль уступает, хотя и с трудом, место новой,

революционной, прогрессивной. Носителем этой новой морали

является главный герой романа - Евгений Васильевич Базаров.

Этот молодой человек из разночинцев, видя упадок господствующих

классов и государства, становится на путь нигилизма, то есть

отрицания.

Что же отрицает Базаров? "Все", - говорит он, А все - это то, что

относится к минимальным потребностям человека и к познанию

природы через личный опыт, через эксперименты. Базаров смотрит на

вещи с точки зрения их практической выгоды. Его девиз: "Природа не

храм, а мастерская, и человек в ней работник".

самодержавие. Но он не ищет себе последователей и не

борется против того, что отрицает. Это, по-моему, очень важная черта

нигилизма Базарова. Этот нигилизм направлен вовнутрь, Евгению все

равно, будет ли он понят и признан или нет. Базаров не скрывает своих

убеждений, но он и не проповедник.

Одна из черт нигилизма вообще - отрицание духовных и материальных

ценностей.

Базаров очень неприхотлив. Он мало заботится о модности своей

одежды, о красоте своего лица и тела, он не стремится любым путем

раздобыть денег. Того, что есть, ему вполне хватает. Мнение общества о

его материальном состоянии его не волнует. Пренебрежение Базарова к

материальным ценностям возвышает его в моих глазах. Эта черта -

признак сильных и умных людей. Отрицание же духовных ценностей

Евгением Васильевичем разочаровывает. Называя духовность

"романтизмом" и "вздором", он презирает людей - ее носителей.

"Порядочный химик раз в двадцать полезней высокого поэта", - говорит

Базаров. Он насмехается над отцом Аркадия, играющем на виолончели

и читающим Пушкина, над самим Аркадием, любящим природу, над

Павлом Петровичем, бросившим свою жизнь к ногам любимой

Мне кажется, Базаров отрицает музыку, поэзию, любовь, красоту по

инерции, не разбираясь толком в этих вещах. Он обнаруживает полное

незнание литературы ("Природа навевает молчание сна", - сказал

скорее всего первая в его жизни, никак не согласовывалась с идеями

Евгения, что приводило его в ярость. Но, несмотря на то, что

произошло с ним, Базаров не переменил своих прежних взглядов на

любовь и еще больше против нее ополчился. Это подтверждение

упрямства Евгения и его приверженности к своим идеям.

Итак, ценностей для Базарова не существует, и это - причина его

Базаров любит подчеркивать свое непреклонение перед авторитетами.

Он верит лишь в то, что увидел и пощупал сам. Хотя Евгений и

заявляет, что не признает чужих мнений, он говорит, что немецкие

ученые - его учителя. Я не думаю, что это противоречие. Немцы, о

которых он говорит, и сам Базаров являются единомышленниками, и

доверять этим людям? То, что даже у такого человека, как он, есть

учителя, естественно: самому все познать невозможно, нужно опираться

на уже приобретенные кем-то знания.

Базаровский склад ума, постоянно ищущий, сомневающийся,

допытывающийся, может быть образцом для человека, стремящегося к

Базаров - нигилист, и в том числе за это мы его уважаем. Но словами

героя другого романа Тургенева, Рудина, "скептицизм всегда отличался

бесплодностью и бессилием". Эти слова применимы к Евгению

Васильевичу. - Да ведь надобно же и строить. - Это уже не наше дело...

Сперва нужно место расчистить.

Слабость Базарова в том, что он, отрицая, ничего взамен не предлагает.

Базаров - разрушитель, а не созидатель. Его нигилизм наивен и

максималистичен, но тем не менее он ценен и нужен. Он порожден

благородным идеалом Базарова - идеалом сильного, умного,

мужественного и нравственного человека.

У Базарова есть такая особенность, что он принадлежит двум разным

поколениям. Первое - поколение времени, в котором он жил. Евгений

типичен для этого поколения, как любой умный разночинец,

стремящийся к познанию мира и уверенный в вырождении дворянства.

Второе - поколение очень далекого будущего. Базаров был утопист: он

призывал жить не по принципам, а по ощущениям. Это совершенно

верный путь жизни, но тогда, в XIX веке, да и сейчас он невозможен.

Общество слишком испорчено, чтобы порождать неиспорченных

людей, и только. "Исправьте общество, и болезней не будет". Базаров в

этом абсолютно прав, но не думал он, что не так-то просто это сделать.

Я уверен, что человек, живущий не по кем-то придуманным правилам,

а по своим естественным ощущениям, по совести, - человек будущего.

Поэтому Базаров и принадлежит в какой-то мере поколению своих

далеких потомков.

Базаров приобрел известность среди читателей благодаря своим

необычным взглядам на жизнь, идеям нигилизма. Этот нигилизм

незрел, наивен, даже агрессивен и упрям, но все равно он полезен как

средство, заставляющее общество очнуться, оглянуться назад заглянуть

вперед и подумать, куда же оно идет.

БАЗАРОВ И РАСКОЛЬНИКОВ

Из всех изученных нами литературных образов два написаны наиболее

ярко - это Евгений Базаров и Родион Раскольников. Сочинение по

роману Ф.М. Достоевского "Преступление и Романы, в которых

появились эти герои, вышли соответственно в 1863 и 1866 годах.

Непростое это было время. С одной стороны - подготовка и проведение

ряда реформ, обещание царем конституций, с другой - разочарование

реформой 1861 года, распространение социалистических идей и

неутихающие споры между западниками с славянофилами. Это было

время надежд и разочарований, время выбора. В такой противоречивой

обстановке и родились такие герои, как Базаров и Раскольников.

Стиль их создателей, Тургенева и Достоевского, различен, и это

определяет различие в способах изображения этих образов. Если в

"Отцах и детях" мы постигали Евгения Базарова в основном по его

словам и поступкам, то Раскольникова в романе Достоевского - в

большей мере по его душевным переживаниям, мыслям. Мысль

первична, слово вторично, и поэтому образ Родиона Романовича более

живой, ясный и, самое главное, более глубокий.

Что роднит и различает Базарова в Раскольникова? Оба они, молодые

люди, ищут свое место в жизни, оформляют свои взгляды на нее.

Базаров пробует свои силы в естествознании, а Раскольников

испытывает себя на избранность, принадлежность к числу сверхлюдей.

Если первый не придает власти никакого значения, то для Родиона это

чуть ли не самое главное в жизни. Оба героя чрезвычайно самолюбивы,

только Базаров в своем самолюбии стремится к свободе, независимости

от чужого влияния, а Раскольников к власти.

Оба идут по жизне по каким-то, хотя довольно близким ориентирам,

так как у каждого из них есть система взглядов и ценностей.

Руководствуясь своими идеями, они совершают те или иные поступки.

Убеждения Базарова и Раскольникова во многом похожи, хотя это не

бросается сразу в глаза.

Теории обоих подразумевают деление людей на две группы: простых и

сверхлюдей. Только Базаров говорит об этом как бы вскользь ("Не

богам же, в самом деле, горшки обжигать!"), а у Раскольникова это

составляет основу всей теории. Кстати, оба считают, что относятся ко

и религии, духовных и материальных ценностей. Сущность теории

Раскольникова - признание права сверхлюдей на преступление во имя

некой цели, а следовательно, отрицание нравственных принципов. На

основе этих признаков можно назвать взгляды Базарова вульгарно

материалистическими и безнравственными, а Раскольникова -

откровенно фашистскими.

Почему безнравственны идеи Базарова? Ведь призывает он жить по

совести, ведь нельзя назвать Евгения безнравственным человеком. Его -

да, а если на месте Базарова был другой? Жить по совести, а не по

законам, в принципе хороший лозунг, но в то время, да и сейчас,

реакционный: мало ли что может позволить человеку его совесть?

Позволила же она Раскольникову убить старуху и Лизавету. К тому же о

какой нравственности идей Базарова можно говорить, когда он сам

скопом отвергает духовные ценности. Так что эти убеждения выглядят

не такими страшными, как могут, лишь благодаря чистоте души того,

кто их разделяет. Базарову можно позволить жить по такой формуле,

Раскольникову нет.

Программы двух героев близоруки. Далеко им можно уйти без каких-

либо ценностей? Что будет делать Родион Романович со своей властью,

на что она ему, конечных целей нет ни у того, ни у другого. Нет у

обоих положительной программы: их идеи базируются на отрицании

и Раскольников - нигилисты, но Достоевский пошел дальше Тургенева:

он, по словам одного критика, изобразил не только идеи нигилизма и

его трагедию. Раскольников и есть ее жертва. Не случайно и Иван

Сергеевич "умертвил" своего героя: скорее всего, он не видел будущего

за нигилизмом.

Базаров и Раскольников - бунтари, только бунт у каждого из них свой:

у первого - революционный, у второго - личностный. Революционность

взглядов Базарова доказывать не нужно. Важно то, что его протест

происходит не из-за плохого положения в обществе, а из-за ужасного

состояния самого общества. Евгений Васильевич уверен, в

необходимости его изменения. Бунт Раскольникова же вышел из

нищеты и самолюбия, он пошел не против устройства общества (какое

ему дело до "муравейника"!), а против угнетенности личности и души.

Поэтому его бунт - индивидуалистический.

Интересно, что в обоих случаях протест окончился ничем: Базаров

умер, а Раскольников испытал душевные муки. Может быть, финалом

"Отцов и детей" Тургенев хотел показать несостоятельность

революционного бунта (либерал!), а Достоевский в своем романе -

пагубность любого бунта, связанного с насилием, вообще тем самым

призывая к соблюдению покорности. Безусловно, здесь есть доля

истины: последствия таких протестов могут оказаться очень

печальными.

Базаров презирает, а Раскольников просто ненавидит окружающих

людей, поэтому они оба ушли в себя, неразговорчивы, угрюмы,

одиноки, несмотря на то, что есть товарищи, родители. Родион

Романович к тому же просто "задавлен бедностью", что делает его

совсем мрачным. Но иногда в этих людях просыпается жизнь: у

Базарова - когда он полюбил Одинцову, у Раскольникова - когда он

делал что-нибудь для других и когда полюбил Сонечку. Что мешало

этим двум людям оставаться в таком состоянии жизни навсегда?

Прежде всего, приверженность своим идеям, переходящая в упрямство

и фанатизм. Базаров бросил Одинцову, чтобы сохранить чистоту

построенной им схемы жизни; Раскольников не мог оставаться долго

нормальным, живым человеком, пока оправдывал свое преступление с

точки зрения теории. Пагубные идеи убивали и в том, и в другом

любовь, а следовательно, и жизнь. Базаров не отрекся от своих

убеждений и умер. Раскольников же раскаялся и "ожил".

На примере героя "Преступления и наказания" мы видим, что делает с

человеком ненависть, озлобленность. Базаров вложил свою душу в

познание природы, а Раскольников, обладая способностями к учебе,

даже не открывал книг, чтобы учиться и зарабатывать себе на жизнь

уроками. Базаров полюбил Анну Сергеевну, Раскольников же, пока не

раскаялся, не полюбил Сонечку и не мог, даже если бы хотел этого.

Ненависть (в сочетании с нищетой и порожденная ей) отнимает у

человека способность жить в обществе, стремление и любовь к жизни

вообще. Так и случилось с Раскольниковым, и в этом его наказание.

Еще один пункт, по которому можно сравнить два данных образа, надо

выделить особо, потому что именно в нем кроется трагедия этих людей,

их противоречивость. Это отношение к нравственности, к духовному

Мнение Базарова по этому вопросу неясно. С одной стороны - его

важнее материальных. С другой стороны - его полное неприятие

искусства, религии. Даже любовь не нашла места в его взглядах.

Базаров считает духовное важнее земного, но в то же время не признает

само духовное.. В этом он противоречит сам себе. Евгений столкнулся

на практике с этим несоответствием (история с Одинцовой), что

привело его в замешательство, чуть ли не в испуг. Базаров не выпутался

из этих противоречий и умер. (Я очень часто ссылаюсь на его смерть,

так как считаю этот факт глубоко символичным).

Раскольников пренебрег нравственными принципами и пошел на

преступление. Побудило его к этому, наверное, то, что все так делали,

все поступались и таким образом выживали. В душе Раскольникова

произошел раскол, борьба двух мнений:, с точки зрения разума,

расчета, теории, преступление было оправданным, с точки зрения

морали - нет. В конце концов он понял, что обо всем нужно судить с

позиций нравственности, и это вернуло его к жизни. (Мы принимаем

Раскольникова таким, каким он изображен Достоевским. В

действительности, образ этого человека в эпилоге далеко не

правдоподобен).

На примере двух литературных героев - Базарова и Раскольникова - мы

видим картину развития и упадка нигилизма, прошедшего путь от

безобидной базаровской модели до страшной раскольниковской.

Создателями этих образов вскрыта антигуманная сущность этого

явления, его оторванность от национальных корней, его отрицание и

очернение всей жизни народа, всех ее сторон, отсутствие в нигилизме

каких бы то ни было идеалов, осквернение религии, в которой он

усматривал лишь суеверия и предрассудки, тогда как возможен более

широкий подход к ней (Катерина в "Грозе"). За все это сильно

доставалось Писареву и другим теоретикам нигилизма в полемике с

Достоевским. Несомненно, у этого течения есть положительные черты,

как, например, отношение к общественному устройству, старой морали,

но это не заслоняет отрицательных сторон этого учения.

Базаров и Раскольников очень похожи: у них во многом совпадают

взгляды на жизнь, характеры, они оба способны творить добро, оба

оказываются в противоречии и т.п. Но есть и различия, в основном

обусловленные разными условиями жизни двух героев. Отсюда в

Раскольникове появляется и отчаяние, и обостренное чувство

справедливости, и ненависть. Всего этого нет в Базарове.

Несмотря на ошибочность своих воззрений (а у Раскольникова и

жестокость), оба молодых человека вызывают скорее не ненависть и

порицание, а сочувствие - сочувствие к трагической судьбе обоих. У

них есть чему поучиться: у Базарова - силе воли, стремлению к

познанию, у Раскольникова- способности проявлять благородство и

сострадание в самые тяжелые моменты жизни.

Цели романов "Отцы и дети" и "Преступление и наказание" были

разные, но была одна общая - обличение пороков антигуманных форм

общественных отношений. И большую роль в достижении этой цепи

сыграли образы Евгения Базарова и Родиона Раскольникова, тем самым

внеся большой вклад в дело гуманизма.

«Прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты»

Нигилизм для Базарова – это всё, то есть сознательную, «обдуманную» жизнь он провел под кровом этого мировоззрения. Так что, изучая Базарова, мы понимаем и суть нигилизма.

Начнем с основы: откуда взялся нигилизм у Базарова? В студенческие годы, благодаря преподавателям и студенческой атмосфере, пришло ясное осознание того, что в России плохо всё, что ни возьми, что ни делай, всё равно все развратится и обернется в труху: «Представьте мне хоть одно постановление в современном нашем быту, в семейном или общественном, которое бы не вызвало полного и беспощадного отрицания» . Понятное дело выплывает вопрос: Кто в этом виноват, что с этим делать, как исправить? Виноватых найти не получилось, поэтому просто сказали – виновата среда! «Нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивают людские головы, от безобразного состояния общества, одним словом. Исправьте общество, и болезней не будет ».

Как же собираются «спасать» общество эти молодые люди? К чему они прибегнут? «-Вы все разрушаете. Да ведь надобно и строить. –Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить». Говоря русским языком, свершить революцию, но перед этим необходимо своим нигилизмом пропитать головы окружающих, чем неплохо занимался Базаров. Отец его, боготворит его, не смеет слова поперёк сказать, понятное дело, что он согласиться на это «отрицание» ради внимания своего сына. Ситников прямо говорит, что Базаров ему «глаза открыл» — не признавать авторитетов. «Друг» Базарова Аркадий, как ученик семинарии, все повторяет и во всем с Базаровым (до определенного момента) соглашается. Про Евдоксию вообще молчу. Николай Петрович опять же потакает своему сыну, подчеркивая, что, видно, отстал от века. Вот только один старый либерал Павел Петрович все упирается и спорит с Евгением. Конечно, если говорить откровенно, то весь этот «нигилизм» чистая фикция, но ведь из всех героев произведения один дядя Аркадия выражает открыто свое негодование данным мировоззрением. А это говорит только одно: нигилизм – сила. «Мы ломаем, потому что мы сила» — замечает и Аркадий Кирсанов.

Остается последнее, а именно: как же лучше всего уничтожать общество, чтобы «расчистить» место для общества, где болезней не будет, где будет неважно: добр человек или зол, умный или глупый? Какое средство выбрали «спасатели» мира? Отрицание всего, что хоть как-то свято, непризнание авторитетов, но это не значит, что нигилист, удостоверившись в правильности и достоверности когда-то непризнанного им авторитета, снова станет в его глазах авторитетом. О, нет! Этот нигилист будет его также не признавать, как и прежде.

На чем держится любое общество, народ, нация? На культуре, которую берегут из поколения в поколение, это произведения искусства, над которыми задумается любой уважающий себя человек. Нигилист же видит в культуре ту силу, из-за которой нет в обществе справедливости. Они в этом до конца не уверены, но с другой стороны, если отрезать побольше, то проблема, так сказать, вирус точно может отпасть и только тогда страна будет справедливой и процветающей.

Что же в России было основа? Вера Правослвная. И это первое, что отрицают нигилисты – Бога, его бытие. Отсюда корни нигилизма проникают и в философию, и в поэзию, и в музыку, короче говоря, во все творческие деятельности и направления: «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» . Надо также заметить, что отрицание Бога сопровождается отрицанием любви, что и привело Базарова к тому, что с ним произошло. Отрицание души, как следующий шаг отрицания Бога закрыло для нигилиста говорить о том, что его волнует, что творится в нем. «В душе очень обрадовался, но почел обязанностью скрыть свое чувство. Недаром же он был нигилист!»

Ниже хочется рассмотреть конкретные примеры нигилизма Базарова, так сказать, на практике.

Отрицает Базаров, как было сказано выше, любовь, это священное чувство, которое почувствовал Евгений, словно древний человек первый раз увидевший огонь и обжегся им, он до конца не понимает свойств и применение этого пламени, но понимает, что оно несет ему уют для его пещеры. «Что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения» . Как видим, Базаров видит отношения между полами крайне плоско и пошло, а отсюда и его непризнание браков: «ты придаешь еще значение браку; я этого от тебя не ожидал» .

А теперь перейдет непосредственно к самой России и отношения Базарова, как нигилиста, к ней. Начнем с вещи, с первого взгляда интернациональной, но имеющее непосредственное значение для русского человека, а для названия произведения Тургенева оно имеет самое близкое отношение. Отношение нигилиста к семье, к родителям: оно отсутствует, а отсутствие это обусловлено отрицанием у человека чувств, как романтизма. Именно поэтому Аркадий Кирсанов, в присутствии своего друга-нигилиста, говорил не «папа», а «отец». Нигилист как бы отдаляется от своих родственников, семья разрушается. Далее идет отношение к своему детству, к тем местам, где вырос будущий нигилист. Оно снова отсутствует, как будто нет никакой разницы между того сада, в котором ты бегал, будучи дитем, и садом в другом имении, который ты в первый раз видишь. «-Право, мне кажется, нигде в мире так не пахнет, как в здешних краях! –Ты здесь родился, тебе все должно казаться здесь чем-то особенным. –Ну, папаша, это все равно, где бы человек ни родился» . Откуда это? А с мысли нигилиста Евгения: «природа не храм, а мастерская» . С чего бы это нигилисту любить отчий дом? Говорить про русскую поэзию и другие искусства не стоит, итак понятно, что ничего этого нигилист не признает. Базаров уверен только в науке, а что он говорит про русскую науку? «-Об русских ученых вы, вероятно, не имеете столь лестного понятия? –Пожалуй, что так» . А что же думает Базаров о русском народе, частью которого он сам и является? Ничего хорошего: «русский человек только тем и хорош, что он сам по себе прескверного мнения» . А как этот «нигилист» разговаривает с простым народом? Как последний хам, уважение к аристократу, отцу и к мужику отвратительное. А как же хвастался Базаров пред Павел Петровичем, что, мол, с простым мужичком может беседовать? Вот только действительность другая: «самоуверенный Базаров и не подозревал, что в их глазах (то есть простого народа) был все-таки чем-то вроде шута горохового» . Надо заметить, что сам Евгений себя русским не считает, но об этом чуть ниже.

Что же выходит из всего этого? Нигилист не признает в своём Отечестве ничего: ни духовной жизни, ни государственной, не видит великолепных русских ученых, ни великих поэтов, не испытывает абсолютно никаких чувств к отчему дому, к своей Родине, не видит ничего хорошего в народе, среди которого он живет, которого решил лечить. Что стоит такому человеку осквернить церковь или сжечь имение, убить человека, свергнуть строй? Сущий пустяк.

Но на чем же держится любой нигилист? Ведь должен же быть какой-то стержень? Очень просто сказать, что его нет, ведь это мировоззрение не признает авторитетов. Да, действительно не признает, с одной только поправкой: не признает никаких авторитетов, кроме себя. Вся сущность этих борцов – тщеславие и самолюбование, гордость и себялюбие. Это смертная страсть насквозь пропитала молодых людей. Она проявляется во всем: «-Мы стало быть, с тобою боги? То есть – ты бог, а олух уж не я ли? –Да, ты еще глуп» . Базаров без зазрения совести считает себя самым великим, самым умным. И тут встает вопрос, что же было изначально: негодование внутренней политикой государства или гордыня? Что за чем следует? Больше верится, что именно эгоцентризм Базарова породил в нем приверженность к нигилизму, ибо к концу своей жизни, он совсем не был нигилистом. Любовь Базарова и дыхание смерти облагородило его душу, его взгляды поменялись и вряд ли это изменение связано с политической обстановкой в стране, а скорее в том, что он освободился от гордыни, от того, что и есть основа его нигилизма. Как это можно подтвердить? Очень просто: обратите внимание как Базаров разговаривает с окружающими? Сквозь зубы. Зато как ласкает его слух отец, Аркадий Кирсанов, Ситников, Одинцова?

Вот так грех гордыни нашел себе уютное место в нигилизме, в которой очень сложно его обнаружить. Верно заметил Павел Петрович: «гордость почти сатанинская… сами бессильны и бесплодны до гадости».

Образ Базарова продолжает традицию изображения «лишних людей», начатую Пушкиным в начале 19 века. Онегин, Печорин, Обломов – люди умные, образованные, имеющие свою точку зрения, но не знающие, как практически применить свои знания. Они являются яркими представителями своего времени, отражающими политические и социальные изменения, происходящие в обществе. Базаров – один из них, «новый человек», бунтарь, разночинец, ставивший своей задачей «сперва… место расчистить», а «строить» потом.

Прототипом главного героя был молодой провинциальный врач, поразивший писателя умом и духовной силой.

Действие романа начинается 20 мая 1859 года. Молодой человек, Аркадий Кирсанов, возвращается домой после учёбы и привозит с собой погостить своего приятеля, представившегося как «Евгений Васильев». Вскоре мы узнаём, что Базаров – сын уездного лекаря и дворянки. Он не только не стыдится своего положения в обществе, но даже отвергает свои дворянские корни. «Чёрт его знает. Секунд-майор какой-то»,– с пренебрежением говорит он об отце своей матери.
По самому первому описанию мы видим, что Базаров умён и самоуверен. Он полностью посвятил свою жизнь естественным наукам и медицине. Герой признаёт за истину только то, что можно увидеть и пощупать, а все остальные чувства – это «вздор» и «романтизм». Базаров – ярый материалист, доходящий в своих убеждениях до крайностей. Он отвергает музыку, поэзию, живопись, искусство вообще. В окружающей природе он видит лишь мастерскую человека и не более того. «Что же такое Базаров?»– спрашиваем мы словами Павла Петровича.

Интересно, что уже описание внешности героя говорит нам о неординарности его натуры: высокий рост, обнаженная красная рука, «длинное, худое лицо с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом», «большие зеленоватые глаза и висячие бакенбарды песочного цвета», лицо «оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Еще можно заметить отношение автора к герою. Оно не прочитывается прямо, но если сравнивать с тем, как иронично говорит Тургенев о внешности Павла Петровича, то можно заметить некоторое уважение и симпатию к столь необычному виду Базарова. Из этого описания можно сделать выводы о Базарове: его красная обнаженная рука говорит об отсутствии щегольства, простоте и «плебействе», а медлительность, вернее, неохотливость действий создает некое ощущение бестактности, даже невежества.

У Базарова особые взгляды на жизнь: он – нигилист, то есть «человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Жизненное кредо Базарова построено на отрицании: «В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем».

Базаров показан Тургеневым как сторонник самого «полного и беспощадного отрицания». «Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным»,- говорит Базаров... - В теперешнее время полезнее всего отрицание,-мы отрицаем». Что ж отрицает Базаров? На этот вопрос он сам даёт короткий ответ: «Всё». И, в первую очередь, то, что Павлу Петровичу «страшно вымолвить»,- самодержавие, крепостное право и религию. Базаров отрицает всё то, что порождено «безобразным состоянием общества»: народную нищету, бесправие, темноту, патриархальную старину, общину, семейный гнёт и т. д.

Такое отрицание, бесспорно, носило революционный характер и было свойственно революционным демократам 60-х годов. Это прекрасно понимал сам Тургенев, в одном из писем по поводу «Отцов и детей» говоривший о Базарове: «Он честен, правдив и демократ до конца ногтей... если он называется нигилистом, то надо читать: революционером».

Не раз Базаров высказывает свои идеи: «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «природа пустяки… Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «Рафаэль гроша медного не стоит». Этот герой отрицает даже любовь.
Он отрицает и принципы либералов, и английский аристократизм, и логику истории, и авторитеты, и парламентаризм, и искусство, и общину с круговой порукой – одним словом, всё то, во что верили либералы – «отцы». Он смеётся над «таинственными отношениями между мужчиной и женщиной», ставит в один ряд слова: романтизм, художество, чепуха, гниль.
Базаров отрицал возможность наслаждения красотой природы, «любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью». Однако было бы неверным утверждать, что Базаров рубит сплеча, начисто отвергая всё. Отрицая абстрактную науку, Базаров выступает за конкретные, прикладные науки; отрицая авторитеты ради авторитетов, он считается с мнением «дельных» людей.

Тургенев не мог, разумеется, видеть в нигилисте Базарове своего положительного героя. Но он хотел, чтобы читатель «полюбил» Базарова «со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью». Писатель не хотел придавать своему герою ненужной «сладости», делать его «идеалом», а хотел «сделать его волком» и всё-таки «оправдать его». В Базарове ему «металась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная и всё-таки обречённая на погибель, потому что она всё-таки стоит ещё в преддверии будущего...» То есть Тургенев считал, что время Базарова еще не наступило, но именно благодаря таким личностям общество движется вперед.

Образ Базарова получил продолжение в литературной традиции в произведении Чернышевского «Что делать?».

Иван Тургенев принадлежит к категории писателей, внесших значительный вклад в развитие русской литературы. Самым известным из крупных его произведений является роман «Отцы и дети», который спровоцировал бурную полемику в обществе сразу же после выхода в свет. Тургенев предвидел такую реакцию читающей публики и даже желал ее, специально посвятив отдельное издание Белинскому (тем самым бросая вызов либеральной интеллигенции): «Не знаю, каков будет успех, «Современник», вероятно, обольет меня презрением за Базарова – и не поверит, что во все время писания я чувствовал к нему невольное влечение» — писал автор в своем дневнике 30 июля 1861 года. Именно главный герой и его воззрения вызвали ожесточенные споры среди современников Тургенева.

Основная идея многих романов Тургенева – выражение особенностей времени через типические характеры. В центре внимания оказывается тот общественно-исторический тип, который представляет динамическое начало эпохи. Герой приходит в традиционное консервативное общество и разрушает его стереотипы, оказываясь жертвой той миссии, что возложена на него в силу обстоятельств. Его историческая задача – поколебать устоявшуюся рутину жизни, привнести новые веяния и изменить существующий уклад. Базаров – разночинец (из семьи обыкновенного сельского доктора), который поднимается вверх по общественной лестнице благодаря своим интеллектуальным способностям и личным достижениям, а не титулу, происхождению или богатству. Таким образом, конфликт в романе можно обозначить, как «разночинец в дворянском гнезде», то есть противопоставление человека труда праздному дворянскому обществу. Такой герой всегда одинок, путь его мрачен и тернист, а исход непременно трагический. Он один не может перевернуть мир с ног на голову, поэтому его благие намерения всегда обречены, он, казалось бы, беспомощен, бездеятелен, даже жалок. Но его миссия заключается в том, чтобы вырвать следующее поколения из омута равнодушия дедов, из их нравственного и умственного застоя, а не изменить свое поколение в одночасье. Это же реалистический роман, сюжет развивается по законам самой жизни.

Если Базаров — носитель исторического прогресса, почему же он все подряд отрицает? Кто такой нигилист? Нигилизм – это мировоззренческая позиция, ставящая под сомнение общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности и культуры. Герой отрицает даже любовь, поэтому его нигилизм можно назвать гротескным. Тургенев намеренно сгущает краски, чтобы усилить драматизм произведения и провести Базарова через «медные трубы» — взаимное чувство к Одинцовой. Так он проверяет героя (это его излюбленный прием) и дает оценку целому поколению. Несмотря на свое тотальное отрицание, Базаров способен испытывать сильную страсть к женщине, он — настоящий, его порывы и мысли естественны. В отличие от второстепенных героев, которые фальшивят и прикрываются нигилизмом, чтобы произвести впечатление, Базаров искренен и в ненависти к старым порядкам, и в любви к Одинцовой. Он противоречит себе, влюбляясь, а открывает новые грани существования, познает полноту его. Проверку он прошел. Даже Тургенев (дворянин, чиновник, представитель более консервативного лагеря, чем Белинский, например) проникся симпатией к своему герою.

Так автор писал о Базарове: «…если он называется нигилистом, то надо читать: революционером». То есть, в понимании Тургенева нигилист – революционер, человек, противопоставляющий себя существующему общественному порядку. Герой действительно отвергает утвержденные и освященные государством институты и идейные концепции. Он – материалист, который ставит себе цель служить прогрессу общества и по мере сил очищать его от предрассудков. И впрямь революционный подвиг! Базаров обрекает себя на непонимание и одиночество, вызывает в людях страх и отчуждение, а свою жизнь ограничивает службой. То, что он так настойчиво все отрицает – лишь отчаянный протест человека, который «один в поле воин». Излишний радикализм подобен громогласному крику вопиющего в пустыне. Только так его услышат, только так его поймет следующее поколение. Ему предстоит воплотить все то, что не успеет сделать Базаров. Как и подобает миссии, он умрет молодым, оставляя своеобразных «апостолов» насаждать новые идеи и вести людей к будущему.