Когда жил иван сусанин. Чем знаменит Иван Сусанин? Биография, подвиг и интересные факты

Иван Сусанин - народный герой, символ "мужицкой" преданности царю. За четыре столетия его имя и легенда о чудесном спасении первого государя из рода Романовых стали частью фольклора.

Откуда узнали?

История о подвиге Ивана Сусанина до начала XIX века передавалась его потомками из уст в уста. Широкая публика узнала о ней только в 1812 году, благодаря выходу рассказа писателя Сергея Николаевича Глинки в журнале «Русский вестник».

Позднее именно на этой публикации основывались пьеса «Иван Сусанин» и знаменитая опера Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за царя». Глинка рассказал историю про Ивана Сусанина так.

В 1613 году изгнания поляков из Москвы, их банды мародерствовали во внутренних областях России. В феврале этого же года Земский собор в Москве провозгласил царем, и притом заочно, Михаила Федоровича Романова.

Но сам Михаил Федорович в это время находился в своей вотчине в Костромской области, и одна из польских шаек решила его погубить. Но где его искать, поляки не знали.

Приехав в село Домнино, они встретили крестьянина Ивана Сусанина и решили у него выпытать, где пребывает новоизбранный царь. Но Сусанин, смекнув, что поляки хотят погубить молодого государя, не только не сказал правды, но и повел их в противоположную сторону. По дороге он зашел в свою избу и незаметно отправил своего маленького сынишку к царю, чтобы предупредить его об опасности. Заведя ляхов в непроходимую чащу, Иван Сусанин произнес:

«Злодеи! Вот голова моя; делайте со мною, что хотите; кого вы ищете, тот вам не достанется!».

После этого, поляки зарубили саблями героя, но сами выбраться из чащи не смогли и царь был спасен.

Зять-наследник

История Ивана Сусанина спустя 200 лет обрела новые подробности литературного характера. Естественно, что предсмертные слова Ивана Сусанина выдумал сам Глинка. Многие детали он также добавил в рассказ о Сусанине «для красного словца». Но какие именно это были подробности? Что же мы реально знаем об Иване Сусанине?

Что-то можно предположить. Например, что Сусанин был вдовцом и у него была дочь, которая и наследовала ему.

В царской грамоте, данной 30 ноября 1619 года (уникальном и самом раннем источнике о существовании костромского крестьянина) зятю Ивана Сусанина Богдану Сабинину даруется половина деревни с «обелением» от всех податей и повинностей «за службу к нам и за кровь, и за терпение…».

Бесспорно, что такой документ мог быть только признанием больших заслуг семейства перед царем.

Родственники Сусанина

Некоторые предположения, что мать Сусанина звали Сусанна, а сам он был сельским старостой являются скорее домыслами. А вот отчество Сусанина – Осипович, было придумано историками уже в XIX веке и не подтверждается никакими документами.

Однако сам тот факт, что царь снизошел до простого крестьянина и еще дважды из Москвы подтверждал привилегии, освобождавшие от податей, в 1633 и 1691 годах заслуживает внимания.

В рассказе Глинки, по сравнению с текстом грамоты, есть два основных вымышленных сюжета. Первый – сын Сусанина. Как мы знаем, наследовала ему дочь Антонида (в том числе и царские привилегии), что было возможно только в отсутствие мужского потомства. Но ведь сын мог умереть и раньше? Как показывают исследования (Велижев, Лавринович) это не так.

Еще в 1731 году потомками Сусанина была сделана попытка ввести в рассказ о спасении царя еще одного родственника – будущего мужа Антониды. Его якобы послал Сусанин предупредить царя об опасности.

Однако этой выдумке не поверили и прошение (имевшее целью получить более широкие льготы) не утвердили. Таким образом, и сын и зять Сусанина не существовали и были добавлены в легенду о спасении царя позднее. То же можно сказать и о том, что Сусанин увел поляков в чащи (или болота). В документах XVII века известно только, что Сусанин не выдал местоположение царя, а романтический эпизод с глухими местами был добавлен позже.

Иван Сусанин и ДНК

В начале 2000-х годов в прессе появились несколько сообщений о находке могилы Ивана Сусанина. Археологи основывали свою гипотезу на том, что на нескольких скелетах, найденных в результатах раскопок недалеко от села Домнино, были обнаружены следы ударов холодным оружием, возможно сабли.

Однако они исходили из гипотезы, что Сусанин был похоронен, что также еще требовалось доказать.

Медики-криминалисты, изучавшие найденные останки, хотя и отметили многие сходные черты в антропометрическом строении найденных скелетов и потомков Сусанина в 8 – 15 поколениях, уклонились от однозначной идентификации наиболее вероятного скелета.

Судьбу должен был решить анализ ДНК костей, однако проведенное исследование не дало никаких надежных положительных результатов.

Иван Сусанин XX века

Тем не менее, едва ли сейчас можно сомневаться, что подвиг Ивана Сусанина был выдуман. Задокументированные примеры таких поступков хорошо известны в отечественной истории.

Самым знаменитым является подвиг крестьянина Матвея Кузьмина зимой 1942 года. В районе его деревни в Псковской области батальон немецкой 1-й горнострелковой дивизии хотел совершить обход позиций советских войск. В качестве проводника немцы выбрали 83-летнего Матвея Кузьмина. Однако тот, вызвавшись вести отряд, незаметно отправил 11-летнего внука Сергея (это не было уже выдумкой более поздних рассказчиков) в расположение советских войск и передал через него время и место засады.

В условленное время Матвей Кузьмин вывел немцев на позиции советских пулеметчиков. История эта была передана советским Информбюро, а Матвею Кузьмину посмертно было присвоено звание героя Советского Союза.

При этом, сам Матвей Кузьмин об Иване Сусанине знал едва ли – псковский охотник вероятно был неграмотным. Ну а если знал, то это тоже неудивительно. В России, как и позднее, в СССР, подвиг Ивана Сусанина широко использовался в массовой пропаганде. Опера Глинки «Жизнь за царя» сменила название на «Иван Сусанин», к патриотическому образу костромского крестьянина обращались писатели, художники, поэты на протяжении и XIX и XX веков. О реальном Иване Сусанине мы знаем очень мало, однако больше чем о любом другом крестьянине того времени. Его существование документально подтверждено, он даже своим молчанием совершил подвиг и не выдал молодого Михаила Романова, на которого охотились ляхи.

5 449

Более 400 лет назад Иван Сусанин завершил своим подвигом так называемое «Смутное время» на Руси, положив начало трехвековому правлению династии Романовых. Подвиг этого крестьянина известен нам с детства, из школьной программы. Но где кончаются факты, и начинается вымысел?
Россия, 1612 год. Полыхает гражданская война. Московский престол делят бояре, Борис Годунов, Лжедмитрий I и польские интервенты. Наконец появляется надежда на стабильность: подрос Михаил Федорович, двоюродный племянник Федора Иоанновича, последнего царя из рода Рюриковичей.
Поляки понимают: легитимного наследника нужно как можно быстрее ликвидировать. На выполнение кровавой миссии отправляется отряд во главе с капитаном Пршездецким. Головорезы устремляются в село Домнино Костромского уезда, в коем, по их сведениям, и укрывается юный Михаил с матерью Марфой. От гибели наследника престола спасает Иван Сусанин. Он заводит поляков в непролазную чащу и объявляет, что царевич в безопасности, а пути назад он не покажет. Разъяренные интервенты рубят героя саблями…

Вот факты, известные всем. Так чего же мы не знаем? Оказывается, многого.

Первый вопрос, который приходит в голову: кем же был народный герой? Простым крепостным или старостой села Домнино? Царские документы той поры указывают на второй вариант. Сусанин хоть и числился крепостным, но занимал важный для поселения пост: исполнял приказы Марфы Ивановны, собирал подати, иногда вел суды.

Хитрые и предусмотрительные поляки не могли довериться первому встречному мужику. Прибыв в заветное село Домнино, они сразу ринулись на поиски главы. Ведь кому еще надлежало знать, где находится царевич?

Мы привыкли думать, что Иван Сусанин — дряхлый старик. Таким он изображен на полотне художника Константина Маковского и выведен в опере Михаила Глинки «Жизнь за царя». Седые голова и брови, косматая борода…

Но обратимся к фактам. Доподлинно известно, что у героя была единственная дочь по имени Антонида. В 1612 году ей исполнилось 16 лет, и она уже была замужем. С женитьбой и детьми в те далекие времена на Руси не затягивали: жили люди относительно недолго. Следовательно, Сусанину было всего-навсего от 32 до 40 с небольшим лет.

«Сусанин» — это прозвище?

Скорее всего, да. На Руси отсутствовала традиция давать фамилии крестьянам. Этой чести удостаивались только люди знатного рода. А простые холопы довольствовались лишь прозвищем по отцу. К примеру, если ты родился у Ивана, то ты Иванов, а если у Петра, то Петров. Мужского имени Сусан не было, но было в моде женское — Сусанна. Прозвище нашего героя по матери говорит об одном: Иван вырос без отца, который, очевидно, рано умер или погиб в годы Смуты.

Логично предположить, что отчество Осипович, указываемое в ряде источников, — лишь выдумка историков. Во-первых, отчеств у крестьян также не имелось. Во-вторых, в документах XVII века никаких упоминаний об отчестве Сусанина не встречается. И, наконец, будь Осип отцом Ивана, мы бы знали героя как Ивана Осипова.

Подвиг не уникален?

В воспоминаниях Самуила Маскевича, жившего в ту эпоху, можно найти интересный эпизод: «На излете марта 1612-го года, близ Можайска мы пленили мужика, которого заставили показать дорогу к деревеньке Волок. После долгих блужданий по лесу проводник вывел нас… прямо к заставам казаков! Негодяю мы отсекли голову и лишь чудом спаслись!»

Как видим, подвиг Сусанина был повторен на Руси всего через месяц. Знал ли новый безымянный герой о поступке Ивана? Вряд ли: новости в те далекие годы распространялись крайне медленно.

Убит не в лесу?

Современные историки склонны полагать, что Иван Сусанин мог быть убит не в лесу, а в одном из сел — либо Домнине, либо соседнем Исупове. Ведь поляки любили публичные допросы с пытками, к тому же еще и массовые. Возможно, Сусанина, как старосту, истязали первым — для большего устрашения остальных. А может, наоборот — заставляли смотреть на мучения невинных…

Более того, в самом начале нашего тысячелетия археологи обнаружили под Костромой останки человека, с большой долей вероятности, принадлежащие именно Ивану Сусанину. Для идентификации они вскрыли еще и могилы его родственников. Их ДНК и позволила провести генетическое сравнение.

Версия с жуткими лесными топями, якобы поглотившими интервентов, также кажется ученым сомнительной. Во-первых, Михаил Федорович был провозглашен царем Земским собором 21 февраля 1613 года. Стало быть, свой подвиг Сусанин совершил в середине зимы. Понятно, что в средней полосе России, к которой относится Костромская область, морозы в это время были нешуточные. Любые болота замерзают — утонуть в них невозможно. К тому же все топи близ села Исупово небольшие: в самом широком месте всего-то около пяти километров.

Во-вторых, Костромская область — это не Сибирь. Между селами здесь от силы десяток километров. А это максимум день пути, а то и меньше при сильном желании выбраться из чащи. Что поляки наверняка и сделали без лишней паники. Это для современного человека лес — неведомая стихия. А для воинов XVII века — привычная обстановка. Нет еды? Есть стрелы и дичь. Нет воды? Можно растопить снег. Нет огня? Есть порох и огниво.

И, наконец, главное: купол церкви села Домнино был виден за десятки верст — храмы на Руси строились на возвышенностях. Скорее всего, Сусанин сразу понял, что лес ему не поможет. И принял мученическую смерть близ родного дома, на глазах селян.

А виноваты ли поляки?

Как бы плохо мы не думали о Смутном времени, в любом случае мы его недооценим. В начале XVII столетия русские пережили страшный голодомор, террор Василия Шуйского, польскую интервенцию, разрушение Костромы Лжедмитрием II, разграбление Ипатьевского монастыря, разгром Кинешмы.

Простой люд в далеких селах грабили все, кто хотел: поляки, литовцы и даже казаки с берегов Дона, Днепра, Урала или Терека. Вот почему в некоторых упоминаниях о подвиге Сусанина говорится, что его пытали то ли поляки, то ли литовцы. Для нас разница колоссальная, а вот для людей того времени — никакой. Все «ироды чужеземные» — и те, и эти. А посему можно полагать, что на царевича охотились даже не поляки, а бандиты без роду-племени. Ведь за наследника престола можно было потребовать хороший выкуп.

Герой остается героем

Все описанные противоречия не умаляют подвига Ивана Сусанина. Он действительно погиб от рук злодеев, не выдав им места нахождения царевича Михаила. Более того, подвиг Сусанина был повторен многократно. Лишь по самым скромным подсчетам историков, «Сусаниных» в истории нашей страны — около семи десятков.

Возможно, вам также будет интересна статья:

Самых знаменитых героев два. 16 мая 1648 года Микита Галаган был послан Богданом Хмельницким на верную смерть, чтобы решить исход Корсунской битвы. Герой завел 25-тысячное войско поляков в лесные дебри, что позволило казакам атаковать врага с более выгодных позиций. Как и Сусанин, Галаган был до смерти замучен ляхами. Причем он изначально понимал, что будет убит.

В ходе Великой Отечественной войны подвиг Сусанина и Галагана повторил Матвей Кузьмин.

Памятник герою скульптора Н.А. Лавинского установлен в Костроме в 1967 году, на месте разрушенного монумента 1851 года Фашисты, захватив родную деревню 83-летнего крестьянина, приказали ему провести батальон знаменитой гитлеровской дивизии «Эдельвейс» в тыл Красной армии. Было это в районе Малкинских высот. За предательство Родины фрицы пообещали выдать старику керосин, муку, а также новое охотничье ружье. Кузьмин долго водил захватчиков по лесам и вывел в итоге под пулеметный огонь советских войск. Спастись герою не удалось: в последний момент его убил немецкий командир.

Избранного на царство 21 февраля 1613 года Земским собором. Сам Михаил на соборе не присутствовал, еще в период первых штурмов Москвы народным ополчением в 1612 году он был выпущен поляками из Кремля и с матерью уехал в свою вотчину, село Домнино, что примерно в 70 верстах от Костромы. По преданию, 8 марта 1613 года поляки попытались захватить молодого царя, для чего направили в Домнино отряд.


Фото:

По одной из версий, Михаил жил в Домнине под присмотром старосты Ивана Сусанина и его зятя Богдана Собинина. Узнав от верных людей о приближении поляков, Сусанин спрятал Михаила в ямнике сгоревшего овина, а сам вызвался идти проводником. Завел поляков в болото, где был убит ими после пыток. За это время Михаила успели перевезти в Ипатьевский монастырь.

По другой версии, поляки прихватили Сусанина на дороге (несколько вариантов с указанием разных мест) и заставили вести их в Домнино. Сусанин завел их в болото, а верного человека послал предупредить Михаила, который смог укрыться в Ипатьевском монастыре.
Жизнь за царя. Хромолитография В. В. Васильева, 1886 г.
Фото:

Концовка этой драмы тоже трактуется по-разному.

  • Поляки, зарубив Сусанина, долго выбирались из болота, что позволило Михаилу укрыться в неприступном для врага монастыре.
  • Другой вариант: поляки на болоте пытали Сусанина, требуя вывести их из трясины. Он отказался и был убит. Враги же почти все тоже погибли в болоте, а тех, кто смог выбраться, убили крестьяне.

Дальнейшие события официально задокументированы. Через неделю после набега поляков из Москвы в Ипатьевский монастырь приехало официальное посольство, чтобы объявить Михаилу об избрании на царство. Романова ждала Москва, а Сусанина крестьяне похоронили у села Исупово.
Фото: ru.wikipedia.org

После этого шесть лет о подвиге Сусанина власти не вспоминали. В 1619 году зять погибшего старосты написал челобитную царю с подробным изложением подвига Сусанина и своих заслуг. «По совету и прошению матери» царь даровал Богдану Собинину и его потомкам земли в деревне Деревеньки Домнинской вотчины, статус белопашцев и освобождение от налогов и повинностей.

В обельной грамоте, выданной Собинину, впервые была описана официальная интерпретация событий 1613 года:

«Как мы Великий Государь Царь и Великий Князь Михайло Федорович всея Руси в прошлом во 121 году (7121 г. от сотворения мира) были на Костроме, и в те поры приходили в Костромской уезд Польские и Литовские люди, а тестя его Богдашкова Ивана Сусанина в те поры Литовские люди изымали и его пытали великими немерными пытками. А пытали у него, где в те поры мы Великий Государь Царь и Великий Князь Михайло Федорович всея Руси были, и он Иван ведал про нас Великого Государя, где мы в те поры были, терпя от тех Польских и Литовских людей немерные пытки, про нас Великого Государя тем Польским и Литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и Польские и Литовские люди замучили его до смерти».

В последующем грамоты с практически аналогичным текстом еще несколько раз выдавались потомкам Сусанина по их челобитным для подтверждения привилегий. Впервые официальная версия с подробностями тех событий появляется в указе и грамоте, данной правнуку Сусанина в 1731 году, но упоминания болота и гибели поляков в ней нет:

«…Польских и Литовских людей оный прадед его от села Домнина отвел и про него великого государя не сказал и за то они в селе Исуповке прадеда его пытали разными немерными пытками и, посадя на столб, изрубили в мелкие части».



Фото: A. Savin, ru.wikipedia.org

Любопытно, что кроме этих грамот, в которых явно повторялись версии, изложенные в челобитных, официальная власть о попытке поляков найти в 1613 году Михаила Романова не вспоминала. Причем в начале царствования Романова полякам русскими дипломатами неоднократно предъявлялись списки, перечисляющие «все неправды поляков», но покушение на монарха — более серьезное обвинение и придумать трудно — не упоминалось ни разу.

Интересно и другое, в ту зиму места нахождения на территории Руси всех польских отрядов и их перемещения были хорошо известны московским воеводам. Но появление польского отряда в районе Костромы и его попытка захватить царя отмечены не были.

Странно и то, что по преданию польский отряд появился в вотчине Романовых на неделю раньше официального московского посольства. Кстати, если бы попытка захвата царя была на самом деле, бояре, прибывшие с посольством к Романову, просто обязаны были назначить проведение досконального дознания. Но в Ипатьевском монастыре о таком важном событии даже не вспомнили.

Первые сомнения в официальной версии были высказаны еще в начале XIX века, когда на основе сведений, изложенных в указах 1731 и 1767 годов, появилось много произведений, воспевающих подвиг Сусанина. Но после того как по решению императора в Костроме установили величественный памятник Ивану Сусанину, сомневаться стало опасно. Так выглядел первый памятник И. Сусанину в Костроме
Фото:

В наше время многие исследователи склоняются к версии, что Сусанин погиб не от поляков, якобы посланных на поиски царя, а был убит одной из шаек «воровских казаков», промышлявших обыкновенным грабежом. В те времена по дорогам России подобных шаек слонялось немало, а грабежи и убийства были обыденным явлением.

Можно предположить, что в 1619 году Собинин сам додумался или мудрые люди подсказали представить в челобитной гибель Сусанина как мученическую смерть за царя. Дело было практически беспроигрышное, так как мать Михаила Романова старосту из своей вотчины знала, и гибель Сусанина ради спасения её сына без должной награды оставить не могла. Но, видимо, в то время московские власти эту версию всерьез не воспринимали, так как достоверных свидетельств происшедшего не имели.

Иван Сусанин для России уже давно стал патриотическим символом. Легенда о его смерти за царя живет самостоятельной жизнью.

  • В Костроме ему поставили новый величественный памятник, так как первый был разрушен в послереволюционные годы.
  • В поселке Сусанино есть музей легендарного старосты. Кстати, изображение этого музея все видели неоднократно, ведь разместился он в церкви, изображенной на картине Саврасова «Грачи прилетели».
  • На месте предполагаемой гибели Сусанина установлен громадный камень.
  • Созданы туристические маршруты по местам его гибели.
  • А временами в тех краях проводятся и театрализованные представления, воспроизводящие события 1613 года.

Что на самом деле произошло в костромских лесах в 1613 году, наверное, узнать уже не удастся. Да и так ли это важно?

Чем знаменит Иван Сусанин?Именно этому простому человеку было суждено стать русским национальным героем. В первую очередь, он известен тем, что спас самого Михаила Романова, уведя отряд польско-литовских захватчиков в противоположном направлении. Сусанин стал одной из самых значимых . Его образ активно использовался в театральных постановках, литературе, изобразительном искусстве. Именно этот человек, ценой своей жизни смог пустить историю в другое русло.

Точной информации о жизни и быте Сусанина нет до сих пор. Родился он в деревне Деревнищи (также упоминаются Деревеньки, поскольку историки еще не смогли дать достоверный ответ на этот вопрос). На момент основных событий ему было около 30-35 лет, однако по этому поводу все еще ведутся дискуссии, поскольку некоторые историки утверждают, что он находился в пожилом возрасте, так как в легенде есть упоминание о зяте, который был отправлен к Михаилу, чтобы его предупредить.

Сама легенда гласит, что зимой 1612 года большая часть территорий Московского Княжества была захвачена Речью Посполитой. Иван Сусанин был нанят как проводник до села Домнино. Полякам было известно о том, что именно там скрывался молодой Михаил Федорович Романов, и они решили отправить туда отряд. Сусанин согласился, однако повел оккупантов совсем в другую сторону, а именно, в село Исупово. При этом он успел послать в Домнино зятя, чтобы тот предупредил царя об угрозе.

Естественно, вскоре обман раскрыли, а Сусанина подвергли пыткам, но он так и не сдал настоящее местоположение царя, в итоге его казнили, разрубив тело на куски и бросив в лесу неподалеку от села.

Главным историческим подтверждением подвига стала царская грамота 1619 года, согласно которой его зятю, Богдану Собинину, даровалась половина деревни, при этом она была «обелена» от всех податей, что по тем временем являлось поистине огромной наградой. Подтверждают эту грамоту и следующие документы:

    • в 1633 и 1644 годах вдове Сабининой Антониде и её детям вручались жалованные грамоты;
    • в 1691 году потомками Сусанина была получена подтвердительная грамота, которая полностью доказывает сам факт совершения подвига, поскольку в ней приводятся слова грамоты 1619 года;
    • также были изданы льготные указы в 1723, 1724 и 1731 годах, соответственно, причем в них также приводились цитаты самой первой грамоты, что делает их исторически ценными;
    • подтвердительные грамоты от 1741 и 1767 годов относились к потомкам Сусанина, которые проживали в деревне Коробовой.

Однако последняя подтвердительная грамота, адресованная «Коробовским белопашцам», уже не содержала слов документа 1619 года. Интересно, что летописи и хроники XVII века практически не имели никакой полезной информации о Сусанине. Тем не менее, память о нем жила в преданиях, которые передавались из поколения в поколение, таким образом донеся до современной науки образ простого человека, ставшего народным героем.

Культ Сусанина

Началось все с визита Екатерины II в город Кострому в 1767 году. Тогда и было положено начало традиции по упоминанию Ивана Сусанина как человека, благодаря которому Михаил остался жив. Примерно в этом ракурсе был показан его подвиг в речи костромского архиерея Дамаскина, с которой он обратился к Екатерине. Также немалую роль сыграла статья С.Н. Глинки, выпущенная в 1812 году, она показала поступок Сусанина идеалом жертвы ради высшей цели, еще больше увеличив значимость этого человека, с точки зрения истории. Немного позже Сусанин стал постоянным персонажем исторических учебников.

Наибольшую популярность Сусанин получил, когда на престол взошел Николай I. Прославление его подвига стало вполне официальной политикой государства, благодаря чему свет увидело множество различных рассказов, живописных картин, опер и стихов, причем многие из этих произведений до сих пор считаются классикой. Это внесло немалый вклад в развитие культуры Российской Империи. Особенно сильно культ начали продвигать, когда началось восстание поляков в 1830-1831 годах. Отечеству срочно был нужен образ простого крестьянина, который отдал жизнь за государство, чтобы противостоять идеологии мятежников.

После 1917 года и последовавшей Октябрьской революции крестьянин был причислен к «слугам царя». Согласно плану пропаганды Ленина, был предусмотрен демонтаж всех монументов, которые «возводили в честь царей, а также их слуг». Из-за этого в 1918 году был демонтирован памятник герою-крестьянину в Костроме.

Довольно сильно травля была выражена в 1920-1930-х годах, в это время населению упорно доказывалось, что подвиг этого крестьянина - не более чем миф. Тем не менее, в конце 1930-х годов случилась своеобразная «реабилитация» Сусанина, причем вместе с ним было вновь оправдано множество других исторических личностей, таких как Александр Невский, Дмитрий Донской и даже . Причем уже с 1938 года образ Сусанина снова стал прославляться как герой, который самоотверженно отдал жизнь за родину.

Однако и здесь появились споры. За время существования СССР было создано две точки зрения на события, произошедшие возле Исупово. Первая из них, «либеральная», как принято её называть, признавала то, что Сусанин именно спас царя, согласно дореволюционной традиции. Вторая же, во многом из-за давления идеологии, отрицала этот исторический факт, считая, что Сусанин был героем-патриотом, все его действия не имели отношения к действующей власти и спасению Михаила. Так или иначе, после распада СССР осталась лишь «либеральная» точка зрения, которая и является официальной.

Заключение

На этом вопрос о том,чем знаменит Иван Сусанин, можно считать исчерпанным. Этот человек оставил богатое наследие для потомков. Его история использовалась для разных целей, и хотя восстановить её во всех деталях уже невозможно, большая часть тех событий уже довольно подробно изучена учеными. Остальное лишь дело времени, когда останки пропавшего крестьянина все-таки найдут покой.

Иван Сусанин – крестьянин, выходец из Костромского уезда. Он является национальным героем России, так как уберег царя, Михаила Федоровича Романова, от поляков, которые приехали убить его.

Подвиг костромского крестьянина

Историки утверждают, что Сусанин являлся старостой в селе Домнино Костромского уезда. Интервенты из Польши не знали дорогу в село, в котором находился царь, и спросили у Сусанина, как им добраться. Иван Осипович вызвался лично проводить их до Домнино. Поляки обещали его за это вознаградить. Будущий народный герой вместо села привел их в огромный, непроходимый лес, который сам знал как пять пальцев. Поляки поняли, что деревенский староста их обманул и завел в лес, чтобы погубить. Они были вне себя от злости и убили крестьянина. Однако сами вскоре сгинули в болотах, находящихся в лесу.

Есть мнение, что данное событие произошло в 1612 году, осенью. В качестве доказательства этой даты имеются некоторые сведения. Предания гласят, что Сусанин спрятал Михаила Романова в яме, где на днях сожгли овина, и замаскировал яму обугленными досками. В 17 веке овины сжигали поздней осенью, поэтому если история про яму правдива, дата события верна. Хотя многие исследователи все же отвергают данную теорию.

Личность Сусанина

К сожалению, достоверных фактов о личности Сусанина почти нет. Однако известно, что у него была дочка, которую звали Антонида. Также у него были внуки - Константин и Даниил. В год совершения подвига дочери Ивана было 16, следовательно, самому герою было примерно 32-40 лет.

Гибель героя

Относительно смерти Сусанина существует 2 версии. Первая, самая распространенная версия, гласит, что он погиб в лесу, на Исуповских болотах. Вторая – он погиб в самом селе Исупово. Данная версия наиболее правдива, так как это подтверждают документы. Дело в том, что правнук Сусанина ездил с прошением к императрице Анне Иоанновне на получение особых льгот, так как являлся его потомком. В доказательство этому он привел свидетельство о смерти своего прадеда, где было указано данное село.

Иван Осипович Сусанин похоронен в Ипатьевском монастыре.

В заключение хочется сказать, что Сусанин – благороднейший человек, который может служить примером для современников. Его имя по сей день не забыто. О его подвиге рассказывают школьникам. Да, история нашей страны хранит немало героев, и один из них – крестьянский староста, Иван Осипович Сусанин.

Для детей 3, 4, 5, 7 класс.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Джордж Гершвин

    Известный клавишник Джордж Гершвин появился на свет 1898 году 26 сентября. Композитор имеет еврейские корни. При рождении композитора звали Яковом Гершовицем.

  • Георг Вильгельм Фридрих Гегель

    Гегель является ярким представителем немецкой классической философии и принадлежит к школе идеализма, которая видит в основе мироздания духовное начало, сознание, в противовес материализму, который видит источником