Никольская гора в сурском. Взошедшим на никольскую гору в сурском районе отпускаются все грехи

Здесь кажется, что время остановилось. Уходят прочь суетные мысли, а чудеса не вызывают сомнений. Здесь люди меняются, и вера приходит сама собой. Не зря на Николину гору близ поселка Сурское едут верующие из разных уголков страны.
Чем же привлекают эти места паломников со всей России? Когда-то нынешнее Сурское звалось селом Промзиным Алатырского уезда Симбирской губернии, а Николину гору называли Белой горой. В 1552 году Промзино-Городище было всего лишь сторожевым пунктом, одним из многих на пограничной линии, протянувшейся издалека, от самого Курска, для защиты от кочевников.
Почти пять веков назад полчища кубанских татар подошли к Промзину и приготовились к переправе через реку Суру. Невеликий гарнизон городища ожидал неминуемой гибели. Но внезапно нападавшие остановились. Один из сторожевых воинов, знавший татарский язык, переправился через Суру в стан кубанцев.
– Что стоите вы здесь вот уже столько времени?
Ему отвечали:
- Разве ты не видишь, какой ужас перед нами? Вокруг непроницаемая мгла, среди которой на горе, в необыкновенном сиянии стоит величественный старец с изображением вашего храма в одной руке и с мечом в другой. Рядом с ним на белом коне, со смертоносным копьем грозный юноша, готовый ринуться на нас тотчас, как только мы осмелимся сделать шаг вперед. Как возможно идти дальше, когда перед нами и вода, и тьма, и такое грозное явление? Мы желали бы возвратиться домой, но позади нас такой дремучий лес, которым мы как будто и не шли сюда. Наверное, за землю вашу вступился сам Бог ваш и грозит нам своим мечом.
Взглянул воин на Белую гору и увидел на ней величественного старца и рядом с ним грозного юношу-воина. В них он узнал святого Николая Чудотворца и святого великомученика Георгия-Победоносца. Воин показал татарам обратный путь, и они обратились в бегство, а сам возвратился в городище и рассказал об увиденном.
Жители поспешили на Белую гору, а во главе них поехал воин, говоривший с кубанцами. На вершине конь вдруг споткнулся и пал передними ногами на колени. Люди увидели икону Николая Чудотворца, скрытую в земле. Это был горельеф с выпуклым изображением святителя: в одной руке - меч, а в другой – храм. Народ с благоговением поднял икону.
Вскоре поставили на Белой горе часовню, в которой и стали хранить чудотворный образ. Несколько позже рядом с Белой горой отстроили Никольскую Городищенскую мужскую пустынь. Сюда, в храм, воздвигнутый во имя святителя Николая, и перенесли образ. Однако в 1810 году церковь пришлось разобрать, потому что Сура подмывала почву. Икону чудотворца перенесли в Казанскую церковь села Промзино. Здесь построили придел во имя святителя Николая.
Неизвестно точно, когда гору стали называть не Белой, а Никольской, в просторечии Николиной, но только в 1842 году на вершине горы была построена новая каменная часовня. Сюда в дни празднования “летнего Николы” приносили икону, здесь в течение двух-трех дней перед образом служились молебны. Приходили приложиться к иконе и старообрядцы. С 1932 года следы чудотворного образа теряются…
В советское время не раз предпринимались попытки покончить с традицией почитания этих мест. Коммунисты пытались разровнять и саму гору. Но трактор, перевернувшись, скатился по склону и чудом не утонул в Суре, зацепившись за крепкое дерево.
…Мы отправились в путешествие к святым местам в первый после недельной изнуряющей жары прохладный день. По дороге радовались, что зной наконец спал - легче будет взбираться по крутому склону. На подъезде к Сурскому и вовсе начал накрапывать дождь. И это тоже было воспринято как добрый знак – небо "омывает" нам дорогу.
Окрестности Сурского – один из самых живописных уголков Ульяновской области. Поселок раскинулся на берегах Суры. Земная кора здесь неровная, и с шоссе весь населенный пункт виден полностью, словно раскинутый на застывших волнах. Но даже среди пестроты разномастных зданий, садов, дорожных змеек вершина, вызывающая трепет у верующих, выделяется сразу. Будто сам Бог определил этому месту быть центром здешних земель. Как гора со столь крутыми склонами появилась на равнинной в общем-то местности - загадка даже для специалистов по тектонике. Форма горы заставляет усомниться в ее природном происхождении – она кажется похожей на гигантский "куличик", которые все мы лепили в детстве. Верхушка – идеально ровная платформа. Чтобы сподручнее было строить здесь храм?
В этих местах вообще многому удивляешься, начинаешь верить в чудеса и в Божий промысел. Стоило посетовать про себя, что не захватили свечи – поставить к установленному на вершине кресту в честь святителя – как откуда ни возьмись появилась старушка:
- Деточки, я ведь домой собралась, думала, сегодня уже никто не приедет – будний день, обед. А вот несколько свечек еще не продала. Возьмите, и вам хорошо, и мне, что встретились.
Пока рассчитывались за свечи, расспрашивали, как пройти к святым источникам, богомольная бабушка, не переставая креститься, приговаривала:
-Повезло вам, родимые, видите, люди на гору поднимаются? Акафист читать будут. И вы послушаете.
Несколько верующих – мужчины, женщины, дети, взбирались по склону. Мы устремились за ними, удивляясь, куда подевались тучи, и отчего солнце стало столь палящим, что свечи плавятся в руках. Николина гора крутая, подниматься нелегко, тем более в такое пекло. Но когда оказываешься на вершине, забываешь обо всех трудностях. Паломники снимают обувь – считается, что божественная энергия здесь идет от самой земли. Исцеляет болезни, очищает душу и мысли. Легкий ветерок, пение верующих, гранитная плита с образом Николая отражает солнечные лучи, и кажется, изображение святого источает особый свет. Время останавливается.
Жалеешь только о том, что объектив фотокамеры не способен передать и малой толики красоты, что открывается сверху. Изгибающаяся среди буйной зелени Сура, заливные луга, сады, часовенки у святых источников. Несколько деревцев, растущих на самой вершине, сплошь обвязаны ленточками. Каждый, кто поднялся на Николину гору, привязывая веревочку, загадывает желание, оставляет здесь частичку себя, чтобы вернуться вновь. Местные жители рвут растущую на горе травку. Заваривают и пьют отвар, считая его целебным. На каменистой и, кажется, совершенно неплодородной почве колосится овес. По преданию, он растет здесь с тех пор, как явился на белом коне Георгий Победоносец.
А еще все стремятся взять с горы камушек. Каждый мечтает найти кусочек известковой породы с ликом святого Николы. Такое случается, но очень редко – везет не всем, говорят, чаще всего детям.
В лесу недалеко от подножия вершины – три святых источника. Вода в каждом чистая, как слеза, необыкновенно вкусная и целебная. На родниках, которые называют "монастырскими", устроены купальни – мужская и женская. Даже летом окунуться решается не каждый – в деревянных срубах, куда никогда не доходят солнечные лучи, вода ледяная настолько, что буквально останавливается сердце. А омыться, по традиции, надо три раза. И тогда смоются все грехи.
Выбираясь из леса, обращаем внимание на деревья, вернее, на их листья. Некоторые покрыты странным узором, напоминающим лик. Сидящий внутри нас рационалист и прагматик подает голос, напоминая, какой на дворе век, и стремится найти научное объяснение причудливым золотым изгибам на зеленой поверхности. И не находит… Внутренний голос жителя XXI столетия совсем умолкает, когда, выбравшись из леса, мы наталкиваемся на белого коня, мирно щиплющего травку у подножия Николиной горы. Развевается на ветру густая грива, и вспоминается Георгий Победоносец на белоснежном скакуне, вместе с Николаем Чудотворцем остановивший грозных татар.
Выезжаем из Сурского. На землю вновь опустилась прохлада, будто и не было этих палящих солнечных лучей, которые жгли нам спину при подъеме на вершину. День простоял пасмурным до вечера. Считается, чем тяжелее дается человеку это восхождение, тем больше грехов он снимет с себя путешествием на Николину гору. Видимо, испытание было неслучайным.
Ольга Николаева

Николина гора находится в Ульяновской области, Сурского района, поселок Сурское. Высота горы примерно 80 метров. Гора сложена их осадочных пород белого цвета. Склоны горы очень крутые (45 градусов), покрыты травой, редким кустарником и одиночными деревьями. На вершине горы плоская площадка, на которой расположена часовня св. Николая Угодника.

Здесь ежегодно в майские дни проходят празднования в честь Святителя Николая Угодника, на которые съезжаются тысячи паломников. История почитания, связанная с горой, начинается в 1552 г. Тогда Сурское было селом Промзино, Алатырьского уезда, Симбирской губернии. Это было маленькое поселение при укрепленном остроге - всего на несколько дворов. Гора называлась тогда Белой. Согласно преданию, к острогу подступили некие "агаряне" (народы не исповедовавшие христианство).

Агаряне встали лагерем на правом берегу Суры, и начали готовиться к нападению на острог. Однако, нападения так и не произошло. И именно тогда жителям села Промзино, на горе явилась икона Святителя Николая Чудотворца. Когда агорян потом спросили, почему они стоят на подходе к селу, но не нападают, они ответили, что «вокруг них царит непроницаемая тьма, среди которой на горе, в необыкновенном сиянии, стоит какой-то величественный старец с изображением вашего храма в одной руке и с мечом в другой». «Верно, за вашу землю вступился сам Бог ваш, и грозит своим мечом», - сказали агоряне и ушли. После этого промзинцы с благоговением приняли найденную икону, а сто лет спустя в 1658 г. в её честь возвели на горе часовню. А саму гору из Белой переименовали в Николину. В 30 -ые годы ХХ столетия часовня была разрушена. Сейчас на вершине Николиной горы стоит реставрированная часовня в честь Николая Чудотворца. Под горой расположен Никольский святой источник. Вода из этого источника считается целебной. В майский праздник Николая Чудотворца здесь идут службы, люди купаются в целительных водах. Место является почитаемым и связано с большим количеством обрядовых практик относящихся народному православию. К примеру, существует поверье, что если по очень крутому склону горы забраться наверх с мешком камней и оставить их там, то таким образом можно избавиться от грехов, по количеству и тяжести равному числу камней, поднятым на вершину. В дни молений на Николиной горе собираются тысячи паломников, многие из которых пытаются подняться по крутым склонам горы с мешками полными камней. С горой, и находящимся под ней святым источником, связано также большое количество обрядов, направленных на избавление от болезней и на восстановление добрых отношений и благополучия в семье.

Текст короткой молитвы Николаю Чудотворцу:

Фото: АиФ / Владимир Ламзин О всесвятый Николае, угодничепреизрядный Господень,

Теплый наш заступниче и везде в скорбех скорых помощниче!

Помози ми, грешному и унылому, в настоящем житии,

Умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов,

Елико согреших от юности моея, во всем житии моем,

Делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы;

И во исходе души моеяпомози ми, окаянному,

Умоли Господа Бога, всея твари Содетеля,

Избавитимя воздушных мытарств и вечного мучения;

Да всегда прославляю Отца и Сына, и Святого Духа,

И твое милостивое предстательство,

Ныне и присно, и во веки веков. Аминь!

По преданию, в 1552 году случилось на горе явление иконы святителя Николая Чудотворца. Это чудесное действо связывают с защитой в XVI веке села Промзино-Городище от набегов кочевников. В ту пору это поселение являлось важным сторожевым пунктом на пограничной линии Московского государства. Нагрянули сюда нежданно-негаданно завоеватели. Небольшой гарнизон Городища не мог противостоять огромным полчищам иноземцев и был обречён на гибель, но внезапно неприятель прервал наступление. Защитники гарнизона недоумевали. Один из сторожевых воинов, знавший чужой язык, переправился через Суру и пришёл в стан врага с парламентёрской миссией, но услышал странное признание:

– Вокруг нас непроницаемая тьма, а там, на горе, в необыкновенном сиянии стоит величественный старец с изображением вашего храма в одной руке и с мечом в другой. Рядом с ним на белом коне, со смертоносным копьём ещё какой-то грозный юноша, готовый ринуться на нас. Как возможно идти дальше, когда перед нами и вода, и тьма, и такое грозное явление. Верно, сам Бог ваш грозит нам своим мечом.

Взглянув на Белую гору, которая находится рядом с селом Промзино, наш воин действительно увидел на вершине величественного старца и рядом с ним юношу на белом коне. В старце легко узнавался св. Николай Чудотворец, а в юноше – св. Георгий Победоносец.

Соотечественники тоже видели на Белой горе необычное явление. Собравшись вместе, промзинцы поспешили на гору. Впереди толпы ехал на коне воин, разговаривавший с иноземцами. На вершине горы его конь вдруг споткнулся и пал передними ногами на колени. Всадник тоже пал на колени и увидел перед собой икону святителя Николая Чудотворца, наполовину скрытую в земле. Она представляла собой горельеф с выпуклым изображением Святителя, державшего в одной руке храм, в другой – меч, и была сходна по типу с известным изображением «Николы Можайского», «Николы с мечом и градом».

Прознав о чуде, в Промзино потянулись креститься язычники.

Пешком до заступника

Вскоре после обретения иконы жители поставили на вершине горы деревянную часовню, в которой и хранилась икона, а несколько позже под горой был основан монастырь – Никольская Городищенская мужская пустынь. Сюда ежегодно приносили для служения молебна чудотворную икону.

Вид на Никольскую гору из села Промзино. Фото начала ХХ века. Фото: АиФ / из коллекции А. Сытина

После революции, в начале 1930-х годов Никольский храм в Промзино, где хранилась чудотворная икона, закрыли, а позже и вовсе снесли, сама икона (в золотом окладе с алмазными украшениями) бесследно исчезла. Однако православные традиции сохранились до сих пор.

Фото: АиФ / Владимир Ламзин

В 1600 году на Никольской горе была построена небольшая деревянная часовня, где поместили образ угодника. Часовня простояла свыше 200 лет! В 1820 году ее заменили новой, тоже деревянной, которая простояла 42 года. В 1862 году ее перенесли на промзинское кладбище, а на ее месте соорудили каменную. В 1999 году часовню восстановили по старым фотографиям. Как и прежде, 22 мая по новому стилю (9 мая- по старому) Чудотворная икона выносилась на Николу весеннего и на горе осуществлялась служба.. У подножия горы выбивает родник минерализованной воды, чуть дальше, в лесу, находится Никольский родник с часовней и купальней. Рядом с главным родником находится ещё один – Казанский родник. Никольская гора - место паломничества тысяч людей. К празднованию Николы сюда сходились до 30 тысяч человек из близлежащих губерний. Сохранились свидетельства, что шли пешком даже с самого Киева.Каждый год 22 мая на гору и сейчас поднимаются тысячи паломников: говорят, местные источники имеют целебную силу, а взошедшим на Никольскую гору отпускаются все грехи.

Никольская гора Фото: АиФ / Владимир Ламзин

Кстати, В 2013 году Никольская гора вошла в десятку достопримечательностей Ульяновской области, представлявших наш регион в рамках мультимедийного проекта «Россия-10», цель которого - выбрать десять визуальных символов России.

Больше 55 тыс. голосов было отдано за Никольскую гору. И в рамках регионального голосования – это безусловный рекорд. За храм Дмитрия Солунского, занявший в рейтинге достопримечательностей Ульяновской области второе место, отдано порядка четырех тысяч голосов.

Николина гора

В Ульяновской области многие знают о «Николиной горе» - той, что находится в районном поселке Сурское, на берегу реки Суры. В майские дни празднования памяти св. Николая Угодника множество народа из Ульяновской и прилегающих областей устремляется к этой величественной горе, высоко возносящей свою вершину над спокойным, равнинным волжским пейзажем. Когда стоишь на горе, ясно ощущаешь ее необычность. Глядя вниз, на извилистую, отливающую зеркальной гладью Суру, на кажущиеся игрушечными деревья, на пролетающие над головой серые тучи, не вольно задаешься вопросом: как среди «долины ровныя» могла образоваться такая высокая гора, подчеркнуто выделяющаяся из всего окружающего, приводящая путника почти «к небу». На по мощь приходит предание.

Было время, когда Сурское было еще селом Промзиным Алатырского уезда Симбирской губернии, а Никольская гора называлась Белой. Промзино-Городище было всего лишь сторожевым пунктом, одним из многих на пограничной линии, защищавшей от кочевников. Именно в это время явилась на Белой горе икона св.Николая Чудотворца, защитившего небольшой гарнизон Промзина-Городища от нападения громадных полчищ кубанских татар.

На вопрос, почему татары стоят перед гарнизоном и не нападают, был ответ: «Вокруг нас непроницаемая тьма, среди которой на горе, в необыкновенном сиянии стоит какой-то величественный старец с изображением вашего храма в одной руке и с мечом в другой. Рядом с ним на белом коне, со смертоносным копьем еще какой-то грозный юноша, готовый ринуться на нас тотчас, как только мы осмелимся сделать хоть шаг вперед. Как возможно идти дальше, когда перед нами и вода, и тьма, и такое грозное явление? Мы желали бы возвратиться скорее домой, но сзади нас такой дремучий лес, которым мы и не шли сюда. Верно, за вашу землю вступился Сам Бог ваш и грозит своим мечом». Вопрошавший воин сразу узнал в старце св.Николая Чудотворца, а в юноше - св.Георгия Победоносца. Русский воин указал татарам путь, по которому они сразу же обратились в бегство. Жители Промзина-Городища видели на Белой горе и св.Николая Чудотворца, и св.Георгия Победоносца. Когда они поднялись на вершину Белой горы, конь под воином, который вел переговоры с кубанскими татарами, споткнулся и передними ногами пал на колени. С удивлением убедились промзинцы, что конь пал перед явившейся чудесным образом иконой св.Николая Угодника. Икона наполовину выглядывала из земли. Это было изображение Святителя, очень похожее на известную икону Николы Можайского.

С благоговением подняли икону промзинцы. А вскоре поставили на Белой горе часовню, в которой и хранился чудотворный образ. Несколько позже рядом с Белой горой поднялась Никольская Городищенская мужская пустынь, существовавшая до 1764 г. - до начала екатерининских реформ. Однако Никольская церковь, в которой со дня основания пустыни хранилась упомянутая икона, оставалась по-прежнему на своем месте до 1810 г., когда церковь была разобрана - река подмывала почвы. С 1810 г. чудотворная икона пребывала в Казанской церкви с. Промзина, где во имя св. Николая Угодника был освящен придел. В 1932 г. следы иконы теряются. Предположительно, она была увезена в город Самару.

Под горой есть еще «Никольский источник», известный удиви тельной целебной водой. В майский праздник Николая Чудотворца здесь идут службы, люди купаются в целительных водах. Утром прибывают все новые и новые автобусы с православными из Самарской, Пензенской, Нижегородской областей, из Чувашии, Мордовии, из южных областей России. Епископ Симбирский и Мелекесский служит литургию в храме села Сурское, а затем огромное шествие отправляется на Никольскую гору служить молебен Святителю.

Владимир Мельник, г. Симбирск

460 лет со дня чудесного явления иконы Святителя Николая в Промзино.

Николину гору знают не только в Поволжье. На «летнего Николу» множество народа из Симбирска, окружающих областей и даже из Украины устремляется к этой величественной горе, высоко возносящей свою вершину над спокойным равнинным волжским пейзажем. Когда стоишь на горе, глядя далеко вниз - на извилистую, отливающую зеркальной гладью реку Суру, в которой когда-то ловили рыбу для царского стола, но и теперь все еще прекрасную, - на далекий-далекий горизонт, на пролетающие почти над головой низкие серые тучи, невольно задаешься вопросом: как среди «долины ровныя» могла образоваться такая высокая гора? Резко и определенно, как шишка, выделяется она из всего окружающего равнинного пейзажа и приводит путника почти к небу, к какому-то космическому зрительному охвату широчайших пространств.

На помощь приходит устное предание.

Было время, когда нынешнее Сурское звалось селом Промзиным Алатырского уезда Симбирской губернии, а Николину гору тогда называли Белой горой. В 1552 году Промзино-Городище было всего лишь сторожевым пунктом, одним из многих на пограничной линии, протянувшейся издалека, от самого города Курска, для защиты от кочевников. Именно в это время и явилась на горе чудотворная икона святого Николая Угодника, который и защитил небольшой гарнизон Промзина от нападения громадных полчищ кубанских татар.

Это чудесное явление знали все симбиряне, да и не только симбиряне, но и жители соседних губерний. В 1552 году к Промзину подошли полчища кубанских татар и приготовились к переправе через реку Суру. Невеликий гарнизон Городища ожидал неминуемой гибели. Но внезапно нападавшие остановились. Один из сторожевых воинов, знавший татарский язык, переправился через Суру в стан кубанцев. - «Что стоите вы здесь вот уже столько времени?» Ему отвечали: «Разве ты не видишь, какой ужас перед нами? Вокруг нас непроницаемая мгла, среди которой на горе, в необыкновенном сиянии стоит какой-то величественный старец с изображением вашего храма в одной руке и с мечом в другой. Рядом с ним на коне, со смертоносным копьем еще какой-то грозный юноша, готовый ринуться на нас тотчас, как только мы осмелимся сделать хоть шаг вперед. Как возможно идти дальше, когда перед нами и вода, и тьма, и такое грозное явление? Мы желали бы возвратиться скорее домой, но сзади нас такой дремучий лес, которым мы как будто и не шли сюда. Наверно, за землю вашу вступился Сам Бог ваш и грозит нам Своим мечом». Взглянул воин на Белую гору и увидел на ней величественного старца и рядом с ним грозного юношу-воина. В них он узнал св. Николая Чудотворца и святого Великомученика Георгия-Победоносца. Воин показал татарам обратный путь, и они обратились в бегство, а сам он возвратился в Городище и рассказал обо всем виденном.

Жители поспешили на Белую гору, а во главе их поехал воин, говоривший с кубанцами. На вершине горы конь вдруг споткнулся и пал передними ногами на колени. Оказалось, что он стоит на коленях перед иконой Святителя Николая Чудотворца, скрытой в земле. Икона эта являет собою барельеф с выпуклым изображением Святителя Николая. В одной руке его - меч, а в другой - храм. Как на известной иконе святого Николая Можайского.

Неизвестно точно, когда гору стали называть не Белой, а Николиной, но только в 1842 году на вершине горы была построена новая каменная часовня. Сюда в дни празднования «летнего Николы» приносили икону, здесь в течение двух-трех дней перед образом служились молебны. Приходили приложиться к иконе и старообрядцы.Народ с благоговением поднял икону. Вскоре поставили на Белой горе часовню, в которой и стали хранить чудотворный образ. Несколько позже рядом с Белой горой отстроилась Никольская Городищенская мужская пустынь. Сюда, в храм, построенный во имя Святителя Николая, и перенесли удивительный образ. Однако в 1810 году храм пришлось разобрать, потому что Сура подмывала под ним почву. Икону Святителя Николая перенесли в Казанскую церковь села Промзина. Здесь построили придел во имя Святителя Николая.

В 1932 году следы чудотворного образа теряются. Похоже, что икону увезли в Самару .

Недалеко под горой есть еще «Николин источник». Около него и сейчас проходят молебны, Православные без боязни погружаются в ледяную воду. Многие получают исцеления. Вода вкусная, чистая, прозрачная, как горный хрусталь, и такая прозрачность сохраняется целый год - до следующего приезда.

Николина гора - очень крутая. Давнее поверье гласит: кто заберется на Николину гору с мешком, наполненным камнями, тот избавится от своих грехов или исцелится от болезней. Упорно ползут с рюкзаками на плечах по страшной крутизне люди. Верят в помощь Святителя Николая. Идут часто босиком, снимая обувь под святой горой, как когда-то пророк Моисей снял обувь на горе возле Неопалимой Купины.

Особо следует сказать о камнях. Это белые, известковой породы камни. Многие рассказывали о том, что если хорошо помолиться Святителю и проявить терпение, то можешь найти камень, на котором будет ясно различим лик святого Николая Чудотворца. Особенно часто везет детям. Известный симбирский краевед А. Н. Блохинцев оставил воспоминания о том, как он в детстве с матерью, в 1921 году, ходил на Николину гору: «Лето 1921 года было страшно засушливым. В июне из Алатыря в Промзино к Николе Угоднику собрался громадный крестный ход - молить его о даровании дождя. Тысячи людей, иконы, хоругви, священники в ризах с хором - все это огромной процессией двинулось из Алатыря, низовой дорогой, к Промзину. Мама… прихватив меня, девятилетнего, тоже пошла с крестным ходом. А до Промзина по этой дороге - более сорока верст. К Николиной горе подходили через лес. На самом ее верху стояла кирпичная часовня с чудотворной иконой, изображавшей Николу Мирликийского в ризе с мечом в одной руке. А на ладони другой руки он держал церковь. Икона была большая, рельефная, резаная из камня и потом раскрашенная. Обычай восхождения был таков: чем больше грехов чувствовал на себе человек, тем больше он должен был набрать камней у подножия горы и подниматься с ними на гору, на которую и без камней по такой крутизне подняться было нелегко».

Поднявшись, паломники долго смотрят на необыкновенную красоту округи: легкие изгибы Суры среди буйной зелени заливных лугов, сады, часовенки у святых источников. На самой вершине растут небольшие деревца, они сплошь обвязаны ленточками. Местные жители считают целебным отвар из травы, которая растет на Николиной горе. На каменистой и, кажется, совершенно неплодородной почве колосится овес. По преданию, он растет здесь с тех пор, как явился на белом коне Георгий Победоносец.

А икона? Икона эта существует и доныне. В 1990-е годы она нашлась в Самарской области.