Почему Бог есть Бог Иакова? С кем боролся Иаков.

Дорогие друзья, всякий народ любит хвалиться своими героями, это нормально. Это благословение Божие, когда в народе есть люди, прославляющие своими научными или ратными подвигами. Еврейский народ в этом отношении не был исключением, они тоже хвалились и хвалятся своими предками. Еврейский народ, единственный народ в мире, который знает фамилию, имя, отчество своих основателей. В основании Божьего народа несколько человек, Бог называет их: «Я, Бог Авраама, Исаака и Иакова». И вот эти герои Еврейского народа много сделали для становления народа. И мы никогда не поймем этого народа, если мы не будем знать историю этих патриархов. Об Аврааме мы уже много говорили. Я бы хотел сегодня остановиться на трех персонажах, этого великого народа. На Исааке, Иакове и Иосифе. Исаак был фактически представителем Еврейской нации, первым евреем на земле. Он был воспитан Авраамом, он был человеком талантливым, способным и духовно прозорливым. Вот на это обстоятельство, что Исаак был духовно прозорливым, указывает следующее — в прошлой передаче мы говорили, что Авраам, шедший с ним на гору Мориа, Авраам сказал ему: «мой сын, Бог дал мне повеление принести тебя в жертву».
Вы знаете, если бы я услышал такие слова от своего отца, я бы в ужасе отпрянул от него. Я бы сломя голову побежал от него, подумав, что мой отец сошел с ума. Исаак так не сделал. И он не сделал это лишь потому, что не руководствовалс я лишь своим разумом, он обладал духовной прозорливостью. Он понимал, что через отца говорит Божий дух, и к нему нужно прислушаться. И как бы ни казалось ему странным повеление Божье, он его воспринял, и он дал отцу связать себя, положить на жертвенник. Дорогие друзья, жертва Исаака была в этом смысле огромнейшая, она в каком-то смысле отражала жертву Иисуса Христа, который так же, вполне добровольно взошел на крест, чтобы принести за наши грехи и беззакония умилостивительн ую жертву. Итак, Исаак был вот таким духовным человеком. Он был богатым, но богатство никогда не владело его сердцем, он им владел. Но знаете, не смотря на то, что все в жизни Исаака было хорошо у него, была прекрасная и красивая жена, они вместе преодолели эту проблему двадцатилетние отсутствие беременности, но, не смотря на это, все — таки проблемы у них были.
Сначала была совершенно маленькая проблема, а потом побольше. Итак, какая же была маленькая проблема? Когда Сарра, жена Авраама забеременела, и беременность была на приличном сроке, то близняшки в ее животе стали между собой вести непрерывную борьбу между собой… Матери это было больно, неприятно и она пошла, вопросить Бога, почему случилась такая неприятная вещь? Мы читаем: «Господь сказа ей: два племени в чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему. «Итак, когда близняшки родились, старшего назвали Исав, а того, кто вышел вслед за ним, назвали Иаков. Исав был косматым, Иаков был гладеньким. Дети росли, нормально развивались, но, вот именно дети разделили родителей. Исаак любил Исава, потому что тот был прекрасным охотником и хорошо готовил, а Ревекка любила домашнего, покладистого Иакова. И вот однажды, старец Исаак, который уже к тому времени ослеп, надумал передать свое благословение. Передать благословение, означало фактически уполномочить своего сына быть главой рода. Так вот, он призывает своего сына Исава и говорит, — «сын мой, приготовь мне кушанье, которое я люблю и, поев, я тебя благословлю. Сын отправляется на поиски дичи, а вот мать в это время услышала договор отца с сыном и поспешила к младшему, Иакову. И сказала, — «Иаков, вот что мы с тобой сделаем, я приготовлю кушанье отцу, которое он любит, а ты отнесешь ему и представишься Исавом, чтобы отец тебя благословил, потому что Бог решил тебя благословить, но не твоего старшего брата. Иаков испугался, а вдруг отец узнает, что я его обманываю, и меня проклянет… Мать заверила его: «ничего, на мне будут эти проклятия». Итак, Иаков послушался мать, оделся в одежды Исава, матушка обложила его руки кожей молодых козлят, чтобы они были похожи на руки Исава. И…

Ключевой стих: 28:13,14

Бог призвал обыкновенного человека Авраама, спас его от идолопоклонства и поставил его источником благословения для мировой миссии. Бог также сильно благословил жизнь Исаака, который есть семя обещания. В сегодняшнем отрывке рассказывается о первой половине жизни Иакова. Иаков был вторым сыном Исаака. Его характер отличался от характера его отца и брата Исава. Он был стойким и сильным человеком. Он начал бороться еще в животе своей матери, а его жизнь стала продолжением борьбы за приобретение благословения. Также он был очень верным человеком. Никакие обстоятельства не могли поколебать его, благодаря его сильному и независимому характеру. Ему было трудно изменить свой характер, чтобы использовать себя в искупительной истории. Однако Бог воспитывал его и помог ему вырасти одним из предков веры. Давайте, изучаем о том, кто же Бог, который воспитывал Иакова.

I. Иаков и Исав (25:21-28:22)

Давайте ещё раз посмотрим на систему ценностей Иакова и Исава, и как она повлияла на их жизнь и жизнь их потомков. Иаков и Исав были близнецами, родившиеся как ответ на двадцатилетнюю молитву их родителей Исаака и Ревеки. Жизнь Иакова началась с борьбы с братом в утробе матери. Взгляните на стих 25:23. “Господь сказал ей: “ Два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему””. И вот, дети родились. Первый вышел красный, весь как кожа, косматый; и назвали его Исав. Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; его назвали Иаков (25:24-26). Исаву дали имя за его внешность, а Иакову – за его характер. Их внешности и характеры были совсем разными. Исав был могучим человеком, почти весь в волосах. Он стал искусным звероловом, человеком полей. Он часто охотился на косулей, оленей, зайцев, кабанов и готовил мясо, доставляя этим большую радость отцу. Он прекрасно владел приемами рукопашного боя, каратэ, играл в футбол, волейбол и баскетбол. Он был высоким, красивым мужчиной, как кинозвезда Голливуда, и женщины были без ума от него.

Иаков, наоборот, был кротким и тихим человеком, живущим в шатрах. Он помогал своей матери убирать в доме, стоял в очередях в магазинах, мыл посуду, прекрасно готовил вкусную еду, кушанья из чечевицы, салаты и варил наваристый борщ. Внешне Исав выглядел куда лучше и красивее, чем Иаков. Но о человеке не стоит судить по внешности. Что же было у них внутри? Однажды, Иаков, размышляя о том, как бы завладеть первородством брата, готовил еду. В это время домой пришел с полей очень уставший Исав. При виде пищи он не мог более терпеть голод и сказал Иакову: “Дай мне поесть красного, красного этого; ибо я устал” (25:30). Обычно люди, услышав такую просьбу, сразу же отвечают: “конечно, дорогой брат – ты так голоден! Пожалуйста!” – и дают ему есть. Но Иаков сказал: “Продай мне теперь же свое первородство” (25:31). Отсюда мы можем понять, насколько сильным было желание Иакова обладать правом первородства. Он самоотверженно боролся за это с братом еще в утробе матери. Из-за слабости он родился вторым, но даже тогда он не отступал от своего, схватившись рукою за пяту своего брата. Он родился вторым – это была его судьба, с которой ему следовало примириться. Но он бросил вызов судьбе и вступил в борьбу, чтобы обрести право первородства. Он обдумал, как этого можно было добиться. Используя слабое место брата, Иаков, когда его брат был голоден, попытался купить первородство за еду.

Иаков хорошо понимал, насколько это было дорого и важно. В то время у первого сына в семье были большие привилегии. Он мог управлять всей семьей, получить наследство в 2 раза большее, чем второй сын. Но самое главное, он мог получить благословение в миссии Бога, которое шло от Авраама. Первородство, таким образом, имело очень большое значение, потому что это означало, будет ли использован человек в миссии Бога или нет, станет ли он героем великой истории или нет. Перед Иаковом стояла очень большая и трудная проблема. В то время первородство считалось большой честью. Иаков придавал исключительное значение этой чести. Хотя первородство не приносило выгоды прямо сейчас, однако он дорожил им. Он дорожил более духовным благословением, нежели материальной, ощутимой выгодой. Он больше дорожил вечным делом, чем мгновенным сиюминутным выигрышем.

В то же время, каким человеком был Исав? Взгляните на стих 25:32: “Вот, я умираю; что мне в этом первородстве?” Он понимал только физическую боль, но не постиг духовной привилегии. Он думал, что духовным делом можно пренебречь, так как теперь это не давало выгоды. Он стремился к текущим мелким выгодам и удовольствиям, не думая о вечном духовном благословении. У него не было духовного взгляда на жизнь, основанного на истине. Исав даже дал клятву и продал свое первородство Иакову. После еды, сказав, что все было очень вкусно, он ушел. В стихе 25:24 говорится, что Исав пренебрег первородство. В послании к Евреям 12:16 говорится так: “Чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь оказался от своего первородства” .

Живя в наше время, легко бросить веру для того, чтобы зарабатывать много денег, легко бросить дело Евангелия ради власти и славы в этом мире. Люди, поступающие таким образом, продают духовную честь, подобно Исаву. У нас есть духовная честь христианина, пастыря, миссионера. Она не может дать нам денег, честь и славу мира сего. Наоборот, из-за нее нам часто приходится нести убытки, испытывать отчуждение окружающих людей. Например, для того, чтобы служить Богу и расти в вере, мы участвуем в обеднях, изучаем Библию 1:1 и пишем согамы. Если происходит наложение по времени разных дел, мы порой отказываемся от возможности заработать деньги. В такие минуты сердцем легко может завладеть чувство ущерба и поражения. Но, мы верим, что Бог благословляет и прекрасно использует только тех, кто дорожит духовной честью и имеет духовную систему ценности, как Иаков.

В 27-ой главе рассказывается о том, как Иаков с помощью своей матери Ревекки завладел благословением Бога. Для этого он преодолел страх внутри себя, прибегнув ко лжи. Хотя он обманул отца, его сердце было наполнено желанием иметь благословение Бога. В конце концов, он преодолел судьбу и обрел первородство. Узнав обо всем, что произошло, Исав решил убить Иакова. Услышав об этом, Ревекка попросила Исаака послать Иакова к ее брату в Харран.

Взгляните на стихи 28:10,11 “Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран, и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте” Таким образом, Иаков вышел из Вирсавии и пошел в Харран. По дороге он пришел в одно место и остался там ночевать, так как солнце уже зашло. Там находился город Луз. От Вирсавии до того места было 90 километров. Обычно люди могут преодолеть пешком 40 км в день, но Иаков бежал весь путь, так как боялся преследований Исава. Там он положил один из камней себе под голову и лег на том месте. Что он чувствовал в те минуты? Печаль и одиночество наполняли его сердце. Из-за того, что ему пришлось покинуть любимую маму, тревоги за будущее и страх из-за возможных преследований брата сильно беспокоили его. Из-за всех этих тяжких дум об оставленной матери, неопределенном будущем, разгневанном и разъяренном брате, гонящемся за ним, он не мог заснуть. Но сильная усталость дала о себе знать, и постепенно пришел сон. Во сне он увидел удивительное видение.

Взгляните на стих 28:12: “Вот, лестница стоит на земле, а верх касается неба; и вот, Ангелы восходят и нисходят по ней” . Иаков должен был самостоятельно идти по трудному жизненному пути. Особенно в то время ему нужно было утешение и направление. Тогда Бог явился ему и дал утешение и провидение. Не имея провидения, истинного направления в своей жизни, человек связан повседневной реальностью. Но имея провидение, он может справиться со всеми трудностями. Бог показал Иакову Небесное Царство, которым Он управляет. То, что лестница стоит на земле, а верх ее касается неба, означает откровение, которое ведет к обретению Бога через Иисуса Христа. Явясь Иакову, Бог дал ему видение, чтобы он помнил этот сон и жил с верой. Кроме этого, Бог дал ему слово обещания. Взгляните на стихи 28:13,14: “И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему. И будет потомство твое, как песок земный; и распространишься к морю, и к востоку, и к северу, и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные” . Это был Бог Авраама и Исаака. Бог пришел к Аврааму и обещал стать его Богом. Это Бог, творящий историю, Бог живой и всемогущий. Бог сказал, что все это время Он будет с Иаковом. Бог Авраама, Исаака и Иакова является и моим Богом. Нам легко думать, что Бог Авраама, Исаака и Иакова существует, но мы сомневаемся в своем личном Боге: где мой Бог? Легко можно засомневаться в том, что Бог, являвшийся в прошлом, сейчас тоже есть и мой Бог. Но теперь это наш Бог. Как вчера, так и сегодня и вовеки Бог с нами и ведет нас правильным путем. В трудное время Бог пришел к Иакову, и сам установил отношения с ним, дав ему удивительное видение.

Встретившись во сне с Богом, Иаков, пробудившись, убоялся и сказал: “Истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал” (28:16). Живя в доме своего отца, он знал о Боге, но никогда Бог не имел с Ним личных отношений. Но сейчас впервые он лично узнал Бога – всемогущего и живого. Он встал рано утром, взял камень, который положил себе изголовьем и поставил его памятником. Там он возлил на него елей и назвал то место Вефиль, то есть дом Отца. После этого он дал молитвенный обет. Это молитвенное обещание известно как обет Иакова. Взгляните на стихи 28:12-22. В его молитве есть предварительное условие: “Если Бог будет со мною, и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего” . Это условие было пронизано эгоизмом и боязнью окружающей реальности. Но в то время для Иакова это были главные проблемы жизни. Он не знал, встретит ли он на своем пути разбойника или хищного зверя. Он тревожился за то, что он будет есть, и как будет жить, вернется ли домой или нет. Иаков молился, чтобы Бог решил его проблемы и провел его по жизни. Если Бог сделает так и поможет ему, он сказал, что выполнит три обещания.

Во-первых, Господь станет его Богом. Это означает, что во времена идолопоклонничества он будет верить только Господу, поклоняться и восхвалять только Его. Во-вторых, камень, который он поставил, будет домом Божиим. Здесь он решил построить здание для славы Бога, в котором будет поклоняться Ему. В-третьих, он решил воздавать Богу десятую часть из всего данного от Бога. Хотя обет Иакова выглядит очень эгоистичным и детским, но важно то, что через этот молитвенный обет Богу была установлена личная связь между Богом и Иаковом. Этот обет для Иакова имел исключительное значение, это было начало жизни перед Богом.

Авраам начал жить с Богом, имея слово, сказанное ему Самим Богом: “Будешь ты в благословении” . Иаков тоже начал жить новой жизнью, получив от Бога слово обещания быть с ним. Так и мы. Только тогда, когда мы имеем слово Бога, мы можем начать новую жизнь. Получив обет Иакова, Бог проводил его по жизни и точно следил за обетом, данным Иаковом (31:3, 35:1,14,15). Хотя Иаков иногда забывал свой обет, но Бог всегда помнил его и помогал Иакову не отступать от него и в тоже время всегда помнить о нем. Потом Бог встретил Иакова в Вефиле и стал Богом Вефиля. Отсюда мы узнаем, насколько важен обет молитвы. Обет показывает, как мы живем перед Богом. Если в нашей жизни нет обета пред Богом, значит, у нас нет личных связи с Ним. Бог получает наш обет через молитву и ведет нас по жизни. Благодаря нашему обету мы попадаем под опеку Бога и Он следит за нами.

II. Иаков в Харране (29:1-31:55)

Взгляните на стих 1. “И встал Иаков и пошел в землю сынов востока к Лавану, сыну Вафуила Арамеянина, к брату Ревекки, матери Иакова и Исава” . После встречи с Богом в Вефиле, Иаков пришел в Харран. Один месяц Иаков проработал там бесплатно у своего дяди Лавана. Лаван, увидев, что Иаков хорошо работает, заключил с ним договор о работе. Иаков работал не для того, чтобы заработать деньги – он хотел взять себе в жены Рахиль, он хотел жениться с верой. Взгляните на стих 29:20. “И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее” . Любя Рахиль всем сердцем, Иаков согласился работать за нее семь лет, которые показались ему несколькими днями. Это была чистая и искренняя любовь. Всю свою жизнь Иаков любил только Рахиль. Наконец, настал день свадьбы. Но после первой ночи Иаков обнаружил, что Лаван отдал ему в жены не Рахиль, а Лию, свою старшую дочь. Оказавшись обманутым, Иаков служил еще семь лет, чтобы жениться на Рахили. Таким образом, Иаков проработал четырнадцать лет для того, чтобы взять в жены Рахиль. Отсюда видно, насколько сильным был характер у Иакова. Но эти 14 лет не были безрезультатны – в итоге у него было 4 жены, 12 сыновей и одна дочь.

С 29:31-30:24 рассказывается о том, как сильно соперничали между собой Лия и Рахиль в желании родить сына, чтобы через это получить любовь Иакова. Из-за ревности и конкуренции двух жен, в семье Иакова не было мира. Наоборот, в его доме был настоящий фронт. Однако, через это испытание Бог преследовал две цели. Во-первых, Он воспитывал и тренировал Иакова, у которого был сильный характер. Иаков страдал из-за того, что он жил со своими женами в доме Лавана. Бог изменил его характер и сделал его более широким и глубоким, помог ему иметь характер отца множества народов. Во-вторых, Он основал двенадцать колен Израилевых. Бог, используя конкуренцию и ревность двух женщин, свершил Свою волю. Бог использовал сильный характер и амбицию Иакова и основал двенадцать колен Израилевых, которые стали будущем израильского народа. Бог сделал Иакова богатым, Он пребывал с ним и благословил его, как и обещал. Для того чтобы получить свою любовь, Иаков служил 14 лет, но чтобы обрести богатство ему потребовалось еще 6 лет. В итоге Иаков прослужил 20 лет. Давайте посмотрим, как он работал на Лавана? Иаков отдавал работе всю душу, делал все с большим усердием. После того, как Иаков стал богатым, сыновья Лавана возненавидели его. Тогда Бог сказал Иакову: “Возвратись в землю отцов твоих” (31:3). Узнав, что Иаков тайно отправился домой, Лаван пустился за ним в погоню и три дня преследовал его. Но Бог защищал Иакова и помог ему спокойно вернуться домой, как и обещал.

В заключение, давайте подумаем, каким был Бог Иакова? Бог избрал Иакова еще в утробе матери. В то время, когда он остался один, Бог явился ему и дал провидение и слово обещания, которое перешло ему от Авраама и Исаака. Бог был с ним. Когда ему нужна была любовь – Бог дал ему любовь, нужно было богатство – Бог дал ему богатство. Бог сполна дал ему все, в чем он нуждался. С другой стороны, Бог воспитывал и тренировал Иаков до тех пор, пока он не стал духовным человеком и отцом 12 колен Израиля. Апостол Павел, который понял такой метод работы Бога хвалил Бога так: “О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?” (Рим 11:33,34). Бог воспитывал Иакова глубоким духовным человеком, чтобы Иаков мог достойно и выносливо выполнять дело Бога. Для этого Бог понес на себе немощи и слабости Иакова в течение 20 лет. Бог Иаков есть моим Бог. Бог избрал каждого из нас и изменят из амбиционного человека в духовного человека, не смотря на то что у нас много немощей, слабостей и недостатков. Хвала и слава Богу Иакова и моему Богу.

Один из моих вопросов о Иакове. Что это за бог который не смог победить человека и боится лучей солнца?! =Э. К-К.

Атеисты и язычники всё в Библии понимают буквально, но сказано:"...буква убивает, а дух животворит" (2 Кор.3,6.). При духовном прочтении открываются совершенно иные грани событий.

Борьба Иакова с Ангелом (БОГОМ).

"И встал в ту ночь, и, взяв двух жен своих и двух рабынь своих, и одиннадцать сынов своих, перешел через Иавок вброд; и, взяв их, перевел через поток, и перевел все, что у него было. И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал [ему]: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал [ему]: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. (В современном переводе: ибо ты боролся с Богом и с людьми и не был побеждён) Спросил и Иаков, говоря: скажи [мне] имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? [оно чудно.] И благословил его там. И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя. И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое. Поэтому и доныне сыны Израилевы не едят жилы, которая на составе бедра, потому что Боровшийся коснулся жилы на составе бедра Иакова". (Быт.32,22-32)

Борьба БОГА (в образе Ангела) с Иаковом, за исключением момента, когда Ангел дотронулся до бедра Иакова, проходила не на телесном уровне (в этом не было смысла, ибо лёгкое касание Ангела способно было нанести увечье Исааку). И хотя именно так изображают этот эпизод - как напряжённую физическую борьбу Иакова с Ангелом (крепким юношей с крыльями), всё-таки, скорее всего, борьба шла на невидимых уровнях - духовном, душевном и плотском.

Это была борьба с упрямым нежеланием Иакова встретиться со своим братом, перед которым он был виноват, и испросить у него прощения. Но не только. Это - борьба с его недоверием БОГУ, с нежеланием смиренно принять Волю БОЖИЮ, с его упованием не на БОГА, а на хитрость и свои силы, с горделивой уверенностью в том, что он знает лучше БОГА, как надо поступить и как ему спастись.

В своё время Иаков коварством и хитростью лишил своего брата Исава первородства и благословения отца, эти преступления были достойны самого тяжкого наказания. Иаков боялся мести брата. Он испытал панический ужас и животный страх за свою жизнь и жизнь своей семьи, когда нависла угроза их неизбежной встречи. Исав с четырьмя сотнями воинов стремительно приближался к стану Иакова, утром они должны были встретиться лицом к лицу.

Иаков, оставшись один, истово молился о своём спасении и призывал БОГА сделать так, чтобы встреча с братом не состоялась, чтобы Господь задержал Исава, пока Иаков с семьёй, рабами, слугами и скотом не удалится достаточно далеко.
БОГ в образе Ангела явился Иакову и пытался побороть его страх, и убедить Иакова, что он под БОЖИЕЙ защитой, что он должен покаяться перед братом и испросить прощения за грех против него, что ничего плохого Исав с ним и семьёй не сделает, и что бегство его погубит.

Всю ночь Ангел боролся с Иаковом (с его страхами, недостатком веры в защиту БОЖИЮ, с его упрямством и отсутствием смирения перед БОЖЬЕЙ Волей), но всё было напрасно. Иаков молил спасти его, но именно тем способом, каким он, Иаков, считал правильным.

Так и мы, грешные, мало того, что просим у БОГА иногда то, что для нас не полезно, но ещё ставим условия о просимом, часто несовместимые с самой просьбой. Поэтому Ангел иногда отходит нас, оставляя нас с нашими «хотелками».
Верить, значит доверять. Если мы о чём-то важном просим БОГА, то должны быть уверены, что если это полезно, БОГ исполнит нашу просьбу самым наилучшим для нас образом.
Сам ХРИСТОС молился в Гефсиманском саду, говоря: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет». (Лк. 22:42). Вразуми, Господи, и нас быть смиренными в наших прошениях!

Ангел не мог одолеть панического страха и нежелания встречи Иакова с братом. И Ангел отступил, ибо БОГ не нарушает свободы воли человека. Он сказал Иакову: "Отпусти меня…". Смысл этих слов: "Если ты не слушаешь меня, не доверяешь Моему Слову, зачем ты молишься Мне и удерживаешь Меня своей молитвой? Тогда отпусти Меня, тем более, что взошла заря, и твой брат скоро будет здесь".
БОГ никого не хочет заставлять насильно слушать Себя и не желает принуждать поступать по ЕГО Слову, он дал свободу воли человеку и не нарушает её. Ангел сказал Иакову: "Отпусти меня, ибо взошла заря".
Но Иаков просил и умолял спасти его. Пророк Осия пишет: «Он боролся с Ангелом - и превозмог; плакал и умолял Его» (Ос.12:3).

Всеведущему БОГУ были известны намерения Иакова бежать, и ОН знал, что это - верная гибель для него и его семьи, ибо, обнаружив трусливое бегство Иакова, разъярённый Исав бросится за ним в погоню, и, догнав, припомнит ему всё и жестоко отомстит, убив его и его семью. Но Иаков молит о спасении, и единственный способ его спасти – не допустить его бегства.
Чтобы не случилось беды, спасая Иакова от неминуемой смерти, Ангел коснулся бедра Иакова, и повредил ему ногу. И только в этот момент, когда Иаков почувствовал острую боль, он понял, что все планы на бегство рухнули, что единственная его надежда – милосердие, защита и помощь БОЖИЯ. И говорил: «не отпущу Тебя, пока не благословишь меня».

Так часто, спасая самонадеянного человека от страшного зла, смерти или преступных замыслов, БОГ попускает внезапную болезнь или какое-либо неприятное событие в жизни человека, и этим спасает его. Более того, человек, видя крушение своих планов и осознав свою немощь, обращает свой взор и свою покаянную молитву к Спасителю, Всемогущему и Милостивому ТВОРЦУ.

Тогда Ангел спрашивает его имя не потому, что не знает, но потому, что вместо имени Иаков (препона) даёт другое – Израиль (боролся с Богом, Бог борется) и благословляет его, как потомка Авраама.

(Господь БОГ, назвав Иакова Израилем (богоборцем), как бы предсказал народу Израиля судьбу богоборца. Действительно, в дальнейшем народ Израиля (в лице книжников, фарисеев и их приверженцев) ожесточённо боролся с БОГОМ-ХРИСТОМ и требовал ЕГО распятия:
"Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят. Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят. Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки пред народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших. Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие." (Мф.27:22-26).
Возмездие постигло народ Израиля, когда, через некоторое время, римляне истребили израильтян и детей их, был также разрушен Иерусалим и Иерусалимский Храм, единственный, где иудеи могут приносить жертвоприношения БОГУ. Что это, как ни кара БОЖИЯ?!
Современный иудаизм также отвергает ХРИСТА-БОГА, то есть борьба с БОГОМ(ХРИСТОМ) продолжается. В наше время Иерусалим разделён между иудеями и арабами, у Израиля пока нет никакой возможности восстановить свой Храм, поскольку на его месте построена мечеть. Не следствие ли это богоборчества с БОГОМ-ХРИСТОМ?!)

Как мы знаем, встреча братьев, как и обещал Ангел, закончилась для Иакова самым благоприятным образом, Исав его простил. «Взглянул Иаков и увидел, и вот, идет Исав, [брат его,] и с ним четыреста человек. … пошел пред ними и поклонился до земли семь раз, подходя к брату своему. И побежал Исав к нему навстречу и обнял его, и пал на шею его и целовал его, и плакали [оба]» (Быт.33,1-4).

И, всё-таки, остался в сердце Иакова страх и боязнь переменчивого и воинственного характера Исава. И, продолжая молиться о своём спасении, он, всё-таки, бежал от своего брата, упросив, чтобы Исав не ждал его, и пообещав, что последует за ним. БОГ попустил это бегство, зная, что после их примирения жизни Иакова уже ничего не угрожает.
Об этом в Библии сказано так: (Иаков сказал, обращаясь к брату) «пусть господин мой пойдет впереди раба своего, а я пойду медленно, как пойдет скот, который предо мною, и как пойдут дети, и приду к господину моему в Сеир. … И возвратился Исав в тот же день путем своим в Сеир. А Иаков двинулся в Сокхоф…» (Быт.33,14-17).

Мы не знаем, когда понял Иаков, что с ним в образе Ангела боролся Сам БОГ - в тот ли момент, когда Ангел прикосновением повредил его бедро, и Яков стал просить у БОГА благословения? Или тогда, когда Ангел не назвал своего имени. Известно, что Ангел БОЖИЙ (БОГ) не открывает своего имени людям. Только Моисею однажды ОН назвал Себя - ЯХВЕ, и это имя означает – Я ЕСТЬ, Я есть СУЩИЙ.
И говорил Иаков: «я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя».

Другие трактовки этого весьма трудного для анализа эпизода из Библии можно посмотреть в Инете.

«Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова»

Эта известная цитата из Библии – достаточно странное выражение, вы не находите? Не логичнее ли Творцу человеческого рода называться Богом Адама? Или например, Богом Адама, Богом Ноя и Богом Авраама? Подчеркивая тем самым и сам факт сотворения человеческого рода, и завет с Ноем, и завет с Авраамом? Почему Бог называет себя только Богом Авраама (и его потомков)? Кому в таком случае приносил жертвы Адам после изгнания? Кому принес жертву Ной после окончания Потопа?

Попробуйте поискать в Библии выражение «Бог Адама». Бог Авраама никогда не называет себя Богом Адама.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Была ли религия Авраама, Исаака и Иакова монотеизмом? Монотеизмом принято называть систему религиозных верований, основанную на представлении о существовании единого (и единственного) Бога. Авраам, Исаак и Иаков, а затем потомки Иакова в период своей истории, описанный в

Из книги Семейные секреты, которые мешают жить автора Кардер Дэйв

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

6. а сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки и отослал их от Исаака, сына своего, еще при жизни своей, на восток, в землю восточную "а сынам наложниц... дал... подарки и отослал их от Исаака…" Вот мудрое предсмертное распоряжение Авраама: он не оставляет без

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

9. И погребли его Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпеле, на поле Ефрона, сына Цохара, Хеттеянина, которое против Мамре, 10. на поле (и в пещере), которые Авраам приобрел от сынов Хетовых. Там погребены Авраам и Сарра, жена его. 11. По смерти Авраама Бог благословил Исаака,

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

19. Вот родословие Исаака, сына Авраамова. Авраам родил Исаака. 20. Исаак был сорока лет, когда он взял себе в жену Ревекку, дочь Вафуила Арамеянина из Месопотамии, сестру Лавана

Из книги Толковая Библия. Том 12 автора Лопухин Александр

12. И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. 13. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; (не бойся). Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

41. Таковы мои двадцать лет в доме твоем. Я служил тебе четырнадцать лет за двух дочерей твоих и шесть лет за скот твой, а ты десять раз переменял награду мою. 42. Если бы не был со мною Бог отца моего, Бог Авраама и страх Исаака, ты бы теперь отпустил меня ни с чем. Бог увидел

Из книги Библейские сказания автора Автор неизвестен

9. И сказал Иаков: Боже отца моего Авраама и Боже отца моего Исаака, Гоcподи (Боже), сказавший мне: возвратись в землю твою, на родину твою, и Я буду благотворить тебе! 10. Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему, ибо я с посохом моим перешел

Из книги автора

15. И благословил Иосифа и сказал: Бог, пред Которым ходили отцы мои Авраам и Исаак, Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня, 16. Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих; да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих Авраама и Исаака,

Из книги автора

Глава 44. Прославление промышления Господня в людях чрез избранных людей вообще, и в частности чрез Еноха, Ноя, Авраама, Исаака, Иакова 9 Мужи милости Божией к

Из книги автора

22. Посему так говорит о доме Иакова Господь, Который искупил Авраама: тогда Иаков не будет в стыде, и лице его более не побледнеет. 23. Ибо когда увидит у себя детей своих, дело рук Моих, то они свято будут чтить имя Мое и свято чтить Святаго Иаковлева, и благоговеть пред Богом

Из книги автора

2. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; (Лк. 3:34). Сказав, что Иисус Христос был Сыном Давидовым и Сыном Авраамовым, евангелист, начиная с 2-го стиха, подробнее доказывает эту мысль. Называя Авраама, Исаака, Иакова, Иуду, евангелист указывает

Из книги автора

31. А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: 32. Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых. (Мк. 12:26, 27; Лк. 20:37, 38). В Ветхом Завете есть места, где содержится более ясное учение о воскресении, чем в приведенной Христом цитате из

Из книги автора

Глава III. В доказательство того, что христиане свободны от подчинения закону Моисееву, Ап. ссылается на собственный опыт читателей и на пример Авраама (1-6). Сынами Авраама делаются верующие через свою веру (7-14). Временное значение закона Моисеева в истории

Из книги автора

Возвращение Иакова к отцу и смерть Исаака 27 Иаков пришел к своему отцу Исааку в Мамре, что рядом с Кирьят-Арбой (то есть Хевроном), где жили пришельцами Авраам и Исаак. 28 Всего дней жизни Исаака было сто восемьдесят лет; 29 Исаак испустил дух, умер и отошел к своим предкам,

Из книги автора

Дети Исаака. Сон Иакова. Примирение Иакова с Исавом У Исаака было два сына: Исав и Иаков, прозванный потом Израилем. От Иакова произошел израильский, или еврейский, народ.Исав был суров, нелюдим и больше всего любил охоту. Он почти все время проводил в поле.Иаков был кроток,

Когда в Ветхом Завете Бог собирается обеспечить безопасность народа, который Он избавил от рабства и выделил для Себя, направив его по особому пути, и когда с этой целью Он впервые является Моисею в виде горящего куста, знаменательно, что Он называет Себя посредством тройного определения: "Я Бог отца твоего. Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова" (Исход 3:6). И когда, чуть позже, Бог посылает Моисея к Израильтянам, чтобы провозгласить им волю Свою, то же самое тройное выражение проходит рефреном через все Его обращение: "Так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род. Пойди, собери старейшин Израилевых и скажи им: Господь, Бог отцов ваших, явился мне, Бог Авраама, Исаака и Иакова" (стихи 15, 16).

Теперь, наверное, мы не ошибемся, если спросим себя: "Почему этот тройной рефрен?" Особенно, после того, как сам Господь Иисус употребил это же самое выражение в эпизоде, описанном в каждом из первых трех Евангелий. "А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: "Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова"? Бог не есть Бог мертвых, но живых" (Матфея 22:31-32). Почему, хотели бы мы знать, Бог применяет это тройное выражение, которым Он именует Себя для человечества? Что знаменательного для нас, Его детей, в этих трех повторяющихся именах?

Апостол Павел заверяет нас, что все, что содержится в Писании, было написано для нашего поучения, и в этом есть что-то, на что обращают наше внимание как Ветхий, так и Новый Завет. Это внушает мысль что, как в древние времена, так и теперь, Бог придерживается одних и тех же принципов. В Ветхом Завете Бог являлся Моисею с намерением, выведя Израиль из Египта, сделать его избранным народом. В Новом Завете Иисус явился по воскресении ядру избранного Им народа. Если теперь является истиной, что мы те, кто спасены через Его благодать, и есть тот народ, то разве поэтому мы не можем с уверенностью ожидать, что с нами Он действует по тем же самым принципам?

С другой стороны, что подразумевает Бог, когда сегодня Он говорит "Израиль"? Не содержит ли это слово более глубокого смысла, чем тот, что лежит на поверхности? Для ответа на этот вопрос заглянем на заключительные строки послания Павла к Галатам, где он пишет о новой твари, где нет ни Эллина, и Иудея (6:15), но все находят свою общую основу в Кресте, на котором был распят Христос. Желая мира и милости для всех, кто Христов, Павел использует замечательное выражение "Израиль Божий". Я заявляю вам, что мы, верящие в Господа Иисуса суть Израиль Божий, единый для всех истинный Израиль, а не какой-то отдельный народ. Однако, идем дальше: если Бог избрал нас быть Его людьми, мы вправе спросить себя: какой жизненный путь мы должны пройти под Его рукой, чтобы сложиться в качестве народа Божьего? Определенно, по мере изучения жизней и опыта этих трех замечательных людей, мы будем получать ответ на поставленный вопрос. Авраам, Исаак и Иаков занимают особое место в провидении Божьем, и никто из них не может быть заменен никем другим. Им принадлежит привилегия вести нас всех к Богу неким особенным путем.

Давайте вернемся к началу. Как мы все очень хорошо знаем, Адам, поддавшись искушению усомниться в Божией любви, утратил таким образом свое высокое предназначение и подпал под осуждение и смерть. По пути, который он избрал, за ним последовали все его поколения - за исключением Ноя. Ной, как исключение, был человеком праведным и безупречным. Ной нашел благодать в глазах Господа.

Все же Ной был только один; нам не дан ключ к загадке, что Бог делал с ним, чтобы привести его к месту, где он "ходил с Богом". Он был праведен, однако нам не сказано ни то, избрал ли его Бог специально, ни то, сделал ли Он что-либо, чтобы привести Ноя к праведности. По этой частной причине Ной не служит нам образцом для подражания, хотя, конечно, имеется много поучительных моментов в его истории.

Однако, когда мы переходим к Аврааму, мы встречаемся с первым примером избранного Богом человека. Авраам был идолопоклонником, но Бог избрал его. "За рекою жили отцы ваши издревле, Фарра, отец Авраама и отец Нахора, и служили иным богам. Но Я взял отца вашего Авраама из-за реки, и водил его по всей земле Ханаанской, и размножил семя его..." (Иисус Навин 24:2-3). Да, Бог избрал этого идолопоклонника, взял его и сказал: "Он Мой". Согласно Своей воле Он избрал его. Сегодня все из народа Божьего подобны ему. Они отвечают на Его любовь, они вкусили Его спасение и теперь они считают себя избранными. Бог владеет людьми, считающими начальной точкой своей жизни момент, когда Он избрал их.

Конечно, Авраам еще не представлял собой народ; не был народом и Исаак. В действительности не был народом и Иаков, пока он не стал Израилем. Но, когда Израиль был выведен из Египта, тогда, наконец, Бог заимел некий народ для Своего собственного владения. Таким образом можно сказать, что Божий народ имел два начала: Авраам - человек, и Израиль - народ. Сначала появились отдельные люди веры. Когда они открыли путь, тогда последовало царство Израиля полностью. Деяния Божии в Аврааме, а затем в его сыне и внуке, сделали возможным все то, что произошло потом. Итак, этот народ, мы можем сказать, был основан на этих пионерах. Без них не было бы Израиля. В конечном итоге, совмещение опыта этих троих патриархов объясняет тот курс, которым следует народ Божий на земле.

Не удивляет ли вас то особое положение, которое дано Аврааму, Исааку и Иакову? Определенно, что-то есть в этом факте, связывающем их с именем Бога, характером Бога. Он есть их Бог. Обращаясь к человеку. Бог вновь и вновь определяет Ce6я таким образом. Мы видим также, что Иисус называет их имена, как доказательство воскресения. Кроме того, в Луки.13:28 Он говорит: "Там... увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божьем". Снова эти трое избраны поименно. Все зависит от них. Почему они занимают такое положение?

Исторически они заняли это положение потому, что, как уже было сказано, Бог хотел иметь Свой народ. Сегодня они занимают его потому, что это именно отвечает современной цели Божией - отобрать людей между разными нациями, и из них составить народ во имя Свое (Деяния.15:14). И история этого народа начинается с Авраама, ибо Бог начинает с Авраама. Бог вникал в жизнь этого человека, так как Он должен был обрести особый опыт, чтобы передать его людям, и конечно то же самое истинно также и в отношении Исаака и Иакова. С каждым человеком Бог движется к той же самой цели, а именно - служить связью для Своего народа по передаче через Него Его Собственного уникального опыта.

Кроме того, тогда как это факт, что Бог начал создание некоего народа с Авраама, все же еще Он не стал обладателем такого народа до тех пор, пока не завершилась история Иакова и к тому же с предвидением двенадцати колен (Израилевых). Трое из них, прошедшие через это, должны вместе составить духовный опыт всех, избранных Богом. Истории только одного или двух из этих трех недостаточно. Ничто одностороннее не может отвечать Божественным требованиям. Мы не можем быть удовлетворены лишь частичным обладанием.

Как Израиль Божий, мы должны иметь, хотя бы в малой мере, полный опыт их всех. В этом и намерение Бога, что весь Его истинный народ сказал бы себе: "Для меня Он - Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова". Не будем останавливаться на этом. Несомненно, Измаил мог бы называть Его: "Бог Авраама", -но он, вероятно, не делал этого. Исав мог бы пойти дальше и сказать: "Бог Авраама и Исаака", - однако этого также недостаточно. Духовный опыт не завершается в Аврааме и Исааке. Должно быть также включено имя и Иакова. Для истинного Израиля Бог - это Бог всех трех их отцов.

Многие из детей Божьих говорят: "Я нуждаюсь; я осознаю, что мне чего-то недостает, но я не могу определить, чего же именно мне не хватает". Многие из нас в какие-то моменты своей жизни просили от Бога некоего "второго благословения", зачастую очень плохо представляя себе, какой смысл может быть заложен в таком благословении. Позвольте мне сказать вам, что такое благословение содержит не одну, а три вещи. На следующих страницах, опираясь на историю этих трех патриархов, мы попытаемся установить, в чем заключается природа тройного благословения, которое Бог дает Своему народу.

Бог является подлинным инициатором, от которого берут начало все Его новые творения (создания). Здесь уместно привести слова Господа Иисуса, Который сказал: "Отец Мой доныне делает, и Я делаю". Этот урок, который мы все должны усвоить, означает, что мы не можем сами дать начало ничему. Только Бог - начинатель всего (Бытие.1:1; 1 Петра.1:3-5). Хотя это и задевает нашу гордость, однако каждый нынешний день, который мы реально видим, как некий факт, является неким днем счастья для нас. Это значит, что мы осознаем, когда речь идет о вечных ценностях, что это все от Бога.

Авраам нисколько не был похож на Ноя. Ной, как праведник, ясно выделялся среди всех, окружавших его. Авраам, со своей стороны, ничем не отличался от своих соседей, идолопоклонников. Из такой обстановки (среды) Бог избрал именно его. Авраам не был начинателем сам по себе. Бог взял инициативу в Свои руки. Нет ничего более выдающегося, чем наивысшая власть Бога. Авраам никогда не думал о земле Ханаанской, как о своей цели. Он двинулся в путь не зная, куда в дальнейшем он направится, но двинулся в ответ на зов Бога.

Блажен тот, кто не знает! Этот человек пошел "не зная куда". Когда мы действительно поймем, что Бог - создатель всего, что является существенным в жизни, мы не будем так самоуверенны в том, что собираемся предпринимать. Мы с готовностью скажем: "Если на то Божья воля".

Даже сын Авраама пришел от Бога: он был дан неким особым путем. Ничто, исходящее от самого Авраама лично, включая его другого сына Измаила, не могло служить Божьему намерению. Авраам познал, что Бог был Отец, Источник, Кладезь всего. Без Него не может быть ничего вообще. Пока Бог не сделает чего-либо, мы не можем сделать ничего. Усвоив этот урок, мы начнем становиться "народом Божиим".

Исаак - главным образом сын. Он служит замечательным примером для понимания дела Божия во Христе. Очень ясно это осветил для нас апостол Павел в своем послании Галатам, где Исаак, как наследник, назван рожденным "по Духу" а мы, Христовы, названы: "Семя Авраамово и по обетованию наследники" (4:29; 3:29). "Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва Отче!"" (4:4-6). Авраам является выдающимся благодаря тому большому движению, которое начато им. Иаков примечателен многими страданиями, через которые он прошел. Между этими двумя великими людьми стоит Исаак, самый обыкновенный человек, не обладавший никакими особенными качествами, кроме его заурядности. Так, читая книгу Бытие, вы не найдете особых черт, которые выделяли бы Исаака. Посмотрим на ряд фактов: Авраам, как известно, скопил много богатств; Исаак совсем иначе. Исаак только унаследовал их. Сам он ничего не сделал для этого, ничего не произвел. Что же, фактически, сделал он сам? Говорилось, что он копал колодцы, однако, когда мы посмотрим рассказ об этом в книге Бытие 26, выявляется, что он только восстановил те колодцы, которые ранее были выкопаны его отцом, а впоследствии засыпаны.

В чем же тогда состоит урок, который Исаак преподносит нам? Он состоит в том, что мы не имеем ничего, кроме того, что нам дано свыше. И, если не существует ничего, созданного мной, то так же определенно, ничто не является моим собственным достижением. Так Павел говорит: "Что ты имеешь, чего бы не получил?" Опыт Авраама очень ценен для нас тем, что он учит нас, что Бог - наш Отец - есть источник всего для нас. Но опыт Авраама без опыта Исаака недостаточен. Бог - это также и Сын, дающий нам эти блага. Мы все знаем, что прощение грехов - это дар, который нужно получить. Также и победа над грехом. Сами по себе мы не имеем ничего, что не являлось бы фундаментальным Божьим даром для нас. Таким образом мы находим, что Исааку Бог обещал именно то, что Он уже дал Аврааму (Бытие.26:3-5).

Исаак был рожден для богатства. Мы не совершаем прогресса, мы не продвигаемся в богатстве, мы рождены в нем. Это истина всякого духовного опыта, который мы имеем, как христиане. Для примера: "закон Духа жизни", который "освободил меня от закона греха и смерти", есть нечто, чем я обладаю во Христе Иисусе, но не в самом себе. Это не принадлежит мне как что-то, чего я достиг сам. Оно подобно чуду жизни, которое держит птиц в воздухе вопреки силе притяжения. Закон этот создан, чтобы освободить нас от греха и смерти, и для нас это - Божий дар. Однако, многие ли из нас, христиан, в действительности знают этот секрет? Не удивительно, если воробьи думают, что у нас нет Небесного Отца, Какого имеют они! Все же, определенно, легко быть богатым, если вы родились богатым.

Как уже было сказано, принцип жизни Исаака - это принцип получения. Это можно увидеть исходя из различия между женами этих трех человек. За исключением того, что женой Авраама была его сводная сестра, мы не знаем ни того, кем была Сара, ни того, откуда она родом. Мы знаем только, что он привез ее с собой из Ура Халдейского. Иаков был человеком, который все покупал; купил он себе и жену. Он сам сделал свой выбор. Исаак же никогда не видел Ревекку прежде, чем она была выбрана ему в жены. Его отец сказал, кто должна быть его жена, выбрал ее, послал за ней, оплатил ее приданое. Будучи в роли сына, Исаак получил все. Так же и мы, до Бога, не владеем ничем, что не являлось бы Его даянием.

Итак, мы пришли к Иакову. Он представляет нам иные важнейшие принципы обращения Бога с Его детьми. Многие из нас могли видеть, что Бог - источник всего. Мы понимаем, по меньшей мере теоретически, что должны принимать от Него все. Почему же, в таком случае, многие из нас не берут этот дар, но продолжают добиваться всего борьбой? Ответ заключается в принципе Иакова, принципе естественных сил, которые управляют нами. Мы так уверены, что должны добиваться Божией цели собственными усилиями.

Именно поэтому ни учение о победе над грехом, ни доктрина освящения не являются совершенными (полными), что препятствует радикальной борьбе с силами нашей природы. Без понимания сущности вопроса результаты этой борьбы оказываются недолговечными (временными).

Мы, Христовы, являемся наследниками по завету, но наследство это мы получаем в Сыне, и путь, по которому, как хочет Бог, мы должны идти в радости от этого наследства, зависит от прикосновения Божьего к нашим естественным силам. Иаков был в высшей степени умный, способный человек. Не было ничего, что он не мог бы сделать. Он обманул своего собственного брата, обманул отца и замыслил прибрать к рукам все имущество своего дяди. Однако, эти способности, этот талант самовыдвижения не имел места в воле и планах Божьих для него. Все это следовало отнести к его капризам, которые дополняют его характеристику и хорошо иллюстрируют дисциплинирующую работу Святого Духа.

Все, к чему Иаков прикладывал свою руку, было неправым, начиная с самого его рождения. Как известно, когда близнецы появились на свет, Иаков шел вторым, держась рукой за пятку своего брата, и, как бы то ни было, Иаков не был старшим, то есть первым. Путем хитрости он добивался права первородства, однако, должен был покинуть дом и бежать. Стремился жениться на Рахили, но, оказалось, что женился прежде на Лии. В конечном итоге, он выехал от Лавана с многочисленными богатствами, большую часть которых он приобрел сомнительными средствами, однако был готов отдать их все своему брату Исаву на пути домой, чтобы спасти себе жизнь. В этом проявилась дисциплинирующая роль Духа. Хотя и полагаясь на собственную хитрость, Иаков признает руку Божию, свершающую суд нам всем. Люди, особенно умные, должны извлечь урок, что не мудростью человеческой мы живем, но благодаря Богу.

Иаков получил хороший урок. Он был близок к тому, чтобы потерять все, что он накопил и все, что он заработал. Он должен был подумать о путях, на которых встречаются люди, и он придумал план, как ему задобрить Исава и, по меньшей мере, спасти шкуру. Но за тем он встретил Бога. В результате этой встречи он стал хромым. Бог Сам коснулся Иакова. До этого дня он был Иаков, то есть "хитрый". С этого дня он стал Израиль, то есть "князь Божий". Этим эпизодом было заложено начало царства. Мы не преувеличим, если скажем, что с этого дня он стал совсем другим человеком. Того, кто неоднократно обманывал других, теперь самого обманывали другие, и даже его собственные сыновья. Прежний, хитрый Иаков мог бы легко распознать обман. Новый Иаков полностью поддался обману. Он поверил сыновьям и плакал, восклицая: "Это одежда сына моего; хищный зверь съел его, верно, растерзан Иосиф" (Бытие.37:33).

Это та точка прорыва сопротивления сил природы, к которой должен прийти весь народ Божий. "И остался Иаков один. И боролся Некто с ним, до появления зари" (Бытие.32:24). Мы можем довольно неплохо существовать во тьме, а свет Божий будет для нас губителен. Мы доведены до крайней точки. Это дисциплинирующая работа Духа.

Авраам смотрел на Бога, как на Отца. Он убедился, что в Боге источник всех благ (всего). Исаак принял наследство, как сын. Это благословение -иметь дары, предоставленные нам Богом. Однако, даже то, что нам дается, мы можем, воспользовавшись случаем, схватить сами и испортить. Иаков предпринимал такую попытку, и был спасен от последствий этого только благодаря тому, что его естественные силы оказались сломаны. В нашей жизни должен наступить некоторый день, когда это случается. Для тех, кто истинно знает Бога, не характерны ни вера в собственную компетентность, ни надежда на самих себя. Когда Иаков усвоил этот урок, тогда он истинно стал Израилем Божьим. Позвольте мне кое в чем заверить вас. Бог ожидает найти ни тех, кто по природе "рожден добродетельным", и поэтому не требует, чтобы над ним проводить какую-либо воспитательную работу. Он хорошо знает, что их не надо находить. Он избирает обыкновенных людей, таких, как вы и я, желающих получить от Него дар благодати, желающих подчиниться Его дисциплине, чтобы не злоупотреблять этим даром. Авраам раскрывает ту цель, которую преследует Бог, когда избирает нас, грешных. Исаак показывает нам жизнь, которую Бог сделал достижимой для нас через дар Его Сына. Иаков показывает пути Божьи для нас, находящиеся под управлением Святого Духа, для сохранения и приумножения того, что мы получили. Он отсекает нашу старую, самовольную натуру, чтобы проложить путь новой природе, во Христе, которая действовала бы в готовности к сотрудничеству с Богом. Так Святой Дух движется к достижению Божьих целей Своими Собственными средствами. И это есть та цель, к которой Бог ведет Своих людей.