Подростковый возраст. Почему подростки по-разному проходят кризис взросления

Рано или поздно вопрос "что делать, если ребенок смотрит видео для взрослых?" задается в любой семье. Кто-то из родителей случайно увидел в истории браузера соответствующие запросы, кому-то дети сами задали вопрос о том, что их интересует. Но как все-таки правильно реагировать? Советы дает сексотерапевт Мария Тихонова .

Почему дети смотрят видео для взрослых?
Сейчас все происходит быстрее и раньше. Современные дети раньше знакомяться с интернетом, и поэтому, нередко случается так, что возраст первого знакомства с порнографическим контентом сдвигается к 6-8 годам. Тема вызывает у детей интерес, потому что это некая запретная область, про которую они ничего не понимают, а с помощью электронных устройств они легко находят эти знания. Да, мы можем ограничивать доступ к Всемирной паутине, но дети все равно найдут способ посмотреть этот контент, не на своем смартфоне, так на смартфоне соседа по парте или на компьютере родителя. Таким образом, просмотр детьми «запретного» видео становится своеобразной нормой современного общества, от которой мы в шоке и к которой не можем привыкнуть.

Надо понимать, что в большинстве случаев просмотр взрослого видео в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте - это познавательный интерес. Ребенок пытается разобраться, как всё устроено в жизни: как он появился на свет, что происходит за закрытыми дверьми в спальне родителей, как выглядит тело у противоположного пола. Это как раз тот возраст, когда раньше, до появления гаджетов, мальчики и девочки показывали друг другу, что у них в трусиках. Современным детям уже не за чем раздеваться, теперь всё есть на экране. Получается, что это повтор той реальности, которая уже была, только в новом формате, и связано это с естественным формированием сексуальности.

Конечно, совершенно не значит, что если ваш 6-7 летний ребенок не интересуется порно - то это не норма. И, естественно, не нужно ему такое видео показывать в качестве просвещения.

Для подростков просмотр видео - это фаза вхождения в сексуальность, связанная с половым созреванием, возникновением привязанностей и появлением первых серьезных чувств. Тема взаимоотношений между полами уже перестает быть просто детским любопытством, а носит личную заинтересованность. Причем, речь здесь скорее идет о фантазиях. Видеоряд разогревает возбуждение, помогает разобраться с импульсами, желаниями. Не нужно считать, что просмотр взрослого видео приведет к каким-то отклонениям в формировании сексуальности. Исследования показывают, что подростки хорошо понимают, что на экране они видят имитацию, что кино и реальная жизнь - разные вещи.

В подростковом возрасте сложно определить «допустимую» норму просмотра видео . Она значительно отличается у разных детей, у мальчиков и девочек. Даже у одного и того же ребёнка, в зависимости от времени года или гормонального уровня.
Да, есть ситуации, требующие особого внимания, о них мы поговорим отдельно (см. раздел «Когда нужна помощь специалиста»), но, в целом, к этому нужно относиться спокойно. Современные дети смотрят взрослое видео и будут находить способы его посмотреть, потому что это этап их взросления.

Когда и как обсуждать с ребенком эту тему?
Говорить о вопросах сексуальности мы начинаем тогда, когда ребенок сам начинает задавать вопросы. Причем это может быть прямой вопрос с его стороны, или невербальный посыл - когда ребенок заинтересован, но не готов об этом сказать напрямую. Здесь важно доверять своей родительской интуиции, но всегда нужно спрашивать ребенка, хочет ли он поговорить. Не настаивайте на разговоре, если ребенок не готов.

Обсуждать тему нужно на том уровне языка, который доступен ребенку, углубляясь в детали в зависимости от возраста. Конечно, не существует стандартных фраз, которые будет уместно сказать ребенку в той или иной ситуации. Здесь важнее то, как это будет сказано. Интонации должны быть ровными, голос спокойным, очень важно деликатно относится к этой теме.

Если ребенок посмотрел порно, родителю важно оценить свои силы и готовность адекватно на эту тему говорить.

Если родитель понимает, что способен выстроить доверительный разговор, обсудить вопрос спокойно и осознанно, то важно выяснить, что происходит с ребенком, почему он заинтересовался таким видео, при каких условиях это произошло, был ли это единичный случай или это происходит на регулярной основе. Нужно понимать, что как правило это проходящий, познавательный интерес. Не нужно сильно застревать на этой теме.

Как родителям справиться со своими эмоциями? Что на самом деле травмирует ребенка?
Какая бы ситуация не произошла, в первую очередь важен посыл родителя.
Cамая главная ошибка - это очень эмоциональная, неадекватная реакция на произошедшее. Ни в коем случае не нужно осуждать ребенка, стыдить его. Если родитель не будет бурно реагировать, удивляться, таращить глаза, хватать ребенка за руки или еще хуже - бить по рукам, то ребенок подобных эпизодов, скорее всего, даже не запомнит, поскольку они укладываются в этапы естественного развития сексуальности.

Тот факт, что родитель шокирован, является очень мощным невербальным посылом для ребенка о том, что сексуальность - это плохо, грешно и грязно. Бывает, что запрет и протест родителей приводит к тому, что даже во взрослом возрасте тема секса для человека останется табу, и это негативно отразится на его попытках строить отношения с противоположным полом, создать семью.

Если родитель, столкнувшись с подобными вопросами, чувствует беспомощность, возмущение или отвращение, то в первую очередь ему важно задаться вопросом о своей собственной сексуальности. Если эти ситуации и разговоры о сексе доставляют вам дискомфорт, не бойтесь сходить к специалисту, разобраться со своей интимной жизнью и решить этот вопрос. Главное, что нужно сделать - это привести себя в адекватное состояние и успокоиться.

Когда нужна помощь специалиста?
Если родитель понимает, что он не готов говорить на тему сексуальности, лучше ее и не обсуждать, чем высказывать что-то негативное или, наоборот, говорить невразумительное и выставлять себя некомпетентным человеком. Хорошо если есть возможность «поручить» этот разговор близкому к семье взрослому, которому вы доверяете и с которым у ребенка хороший контакт - тетя, крестная, мамина близкая подруга, возможно, кто-то из адекватных учителей или другой взрослый одного пола с ребенком. Но на такое общение обязательно должен быть запрос со стороны ребенка.

Конечно же, существуют особые ситуации, когда без помощи специалиста не обойтись.
Родителям нужно уметь эти ситуации распознавать.

На что стоит обратить внимание:
Дети младшего возраста: «застревание» ребенка, когда обнаруживается, что он просматривает видео для взрослых регулярно, проявляет слишком высокий интерес к этой теме.

Дети подросткового возраста: навязчивость (ребенок постоянно стремится вернуться к просмотру); нет других интересов (хобби); резкое снижение успеваемости в школе; отсутствие романтического интереса к сверстникам, извращенная и противоестественная тематика видео.

Если у ребенка наблюдаются эти «симптомы», то он, скорее всего, пытается справится через просмотр видео с какой-то своей проблемой.

К сожалению, ребенок не всегда готов рассказать о неприятностях, которые с ним произошли, потому что ему стыдно об этом говорить или он считает, что сам в этом виноват. Если поведение ребенка изменилось: он стал более замкнутым, стал хуже спать, меньше улыбаться, выглядит рассеянным, он наносит себе порезы бритвой (часто случается у подростков), начались непонятные кожные реакции (экземы, дерматиты) - всё это показатели того, что в жизни ребенка произошло что-то травмирующее.

Если разговор о просмотре видео происходит в очень доверительной обстановке, возможно, ребенок расскажет о каких-то вещах, с которыми нужно будет идти к специалисту.

Если родители решили обратиться к специалисту, не нужно говорить ребенку, что с ним что-то не так. Важно спокойно подвести к этой теме, и позиционировать психолога как другого взрослого с соответствующим образованием, способного помочь.
Опытный психолог предложит ребенку специальные упражнения, задания в зависимости от возраста (например, порисовать, полепить из пластилина), побеседует с ним, и если была травма, она проявится. Очень важно уметь выбирать правильного специалиста, особенно с темой сексуальности, и особенно в России, потому что в нашей стране тема секса очень сильно табуирована. Сексотерапевт не должен перегружать ни вас, ни ребенка специфической информацией, давить или спекулировать этой темой. Сексотерапевт должен быть очень деликатен, чуток, уметь правильно подбирать слова. И главное вы должны помнить, что любая проблема разрешима.

Не пропусти молнию! Подписывайся на нас в Telegram

Читайте все новости по теме " " на OBOZREVATEL.

«На первое в жизни порно я наткнулась лет в десять, когда искала в интернете какую-то детскую игру типа «вырасти котенка», - рассказывает 18-летняя Яна. - Вдруг посреди картинок с котятами выскочило видео, на котором двигались крупным планом женские и мужские гениталии. Я зажмурилась, пыталась убрать «это», но чем больше я кликала на картинку, тем больше их - разных - становилось на экране».

Современные подростки, активные пользователи интернета, стaлкиваются с порно задолго до первого сексуального опыта. 27% наших читателей увидели порноизображение, когда им было меньше десяти лет, 46% - в возрасте от 10 до 14 лет 1 . И почти половина из них затем искали возможность посмотреть его еще раз. 62% европейцев от 14 до 18 лет регулярно заходят на порносайты, смотрят фильмы на DVD, фото, аниме или комиксы 2 . 87% девушек и юношей признаются, что имеют опыт занятий виртуальным сексом (через веб-камеры, ICQ или по телефону) 3 . Как влияют на подростков встречи с (видео)сексуальностью и действительно ли есть повод для волнений?

Опыт инициации

«Просмотр порно и эротики, похоже, стал своеобразной инициацией, обрядом перехода во взрослость, - считает психотерапевт Екатерина Кадиева. - Жесткое изображение полового акта, как и вид обнаженной женщины или мужчины, запускает процесс осознания собственной сексуальности: своих фантазий, ощущений, желаний». Кроме того, молодые люди, чрезмерно опекаемые родителями, все дольше остаются подростками. Даже среди 30-летних лишь 46% женщин (и 31% мужчин) считают себя взрослыми людьми.

Почувствовать себя старше им помогают активное агрессивное поведение (оно кажется проявлением независимости) и «запретная» сексуальность, добавляет психоаналитик Серж Тиссерон. Порнография - как раз на пересечении того и другого. Рассматривая кадры, предназначенные только для взрослых, подростки ощущают себя «большими».

«Мне казалось, я смогу так же долго, как на экране, заниматься сексом с тем, кого полюблю...»

Риск поверить

Иногда знакомство с порно и ограничивается просмотром фильма категории ХХХ. «Эротическое зрелище действует на подростков как предохранительный клапан: позволяет разрядить подавленные влечения и тем самым уменьшает вероятность того, что социально неприемлемые желания реализуются», - говорил сексолог Игорь Кон. Опасным же порно становится, когда девушка начинает верить: сексуальная жизнь происходит именно так, как показывают в этих фильмах.

«Модели поведения актеров нередко становятся своего рода наглядным пособием, эталоном секса, - говорит возрастной психолог Наталья Авдеева. - Начав собственную интимную жизнь, девушка ориентируется на экранный образ и переживает болезненное разочарование».

Когда ожидания (неминуемо) расходятся с реальностью, оба партнера чувствуют обескураживающую растерянность, неудовлетворенность. Эти переживания могут быть настолько сильны, что у юной женщины нарушается естественный процесс зарождения чувственно-эротических представлений и ощущений. Подобный опыт в ранней юности пережила и 23-летняя Ирина:

«Мне казалось, что я смогу так же долго, как актеры на экране, заниматься сексом с тем, кого полюблю. Когда мой парень пригласил меня домой и показал пару «любимых» эпизодов, я очень старалась соответствовать... Он вел себя как эти, в порно - те же движения, слова. А я была почти в истерике: мне было стыдно за него, что у него нет воображения, ну и за себя, потому что я не могла так долго выдержать однообразную долбежку! Об удовольствии не было и речи».

«Сценаристы порнофильмов не учитывают чувств и желаний своих персонажей, - комментирует сексолог Наида Добаева. - Порно, эротика всегда механистически подходят к интимным отношениям, это исключительно техническое и генитальное восприятие сексуальности».

Беречь воображение

«Из порно я узнала о том, что такое тело мужчины, но главное - некоторые сцены на меня очень сильно действовали, возбуждали», - признается 20-летняя Оксана. «Подростки ищут такие изображения в первую очередь для того, чтобы ощутить сексуальное возбуждение», - подтверждает Наида Добаева. Порнография расширяет их «видеотеку» сексуальных фантазий: фильмы - короткий путь к тому, чтобы немедленно ощутить максимум сексуального удовольствия, не выстраивая реальных отношений с конкретным человеком. «Порнография губит воображение подростков, потому что сводит сценарии интимной жизни к стереотипным картинкам и сюжетам, которые якобы исчерпывают все, что происходит между партнерами, - продолжает сексолог. - Между тем именно воображение, фантазии делают удовольствие женщины насыщенным».

Позднее большинство женщин постепенно освобождаются от стереотипов. Они узнают что-то из книг, что-то - из разговоров с родителями или из обсуждений с друзьями увиденного на сайтах. Верить или не верить в то, что они видят в фильмах категории ХХХ, - зависит во многом от того, есть ли у них возможность про это говорить, считают наши эксперты. Если подростки не могут сопоставить свой взгляд с мнением друзей или взрослых, они рискуют остаться в плену своих предрассудков.

Только кино

17-летняя Ксения еще не вступала в сексуальные отношения, но уже попадала по ссылкам на порносайты. «Это просто кино, где все исполняют команды режиссера»,– считает она. Некоторые ее ровесницы тоже сомневаются в правдоподобии таких фильмов: собственный опыт создания изображений с помощью мобильного, цифрового фото или видеокамеры помогает им лучше понимать, как «делается» кино.

Но немало и тех, кто увиденное воспринимает буквально. «Было ощущение ужаса, отвращения, - вспоминает 22-летняя Яна. - Я, конечно, уже знала, откуда дети берутся, но чтоб так, крупно, как какое-то мясо... А еще было что-то вроде чувства вины: я плохая, я смотрела гадость, гадость меня испортила. Эти картинки, как в «Лолите» Набокова сказано, скорее «оглушили», чем разбудили во мне женщину. И кажется, я до сих пор не освободилась от этого чувства».

«Если рядом нет взрослого, которому подросток доверяет и с кем может обсудить то, что его волнует, порно действительно способно травмировать его психику, надолго затормозить (или чрезмерно активизировать) его сексуальное развитие», - считает Наталья Авдеева. Ведь в сексуальном взрослении диалог - единственная защита от заблуждений и опасных толкований.

Женщинам это не нравится?

30% потребителей порнопродукции в интернете - женщины. Почти 17% из них признают свою зависимость от порно и пытаются от нее освободиться*. И все же (в сравнении с мужчинами) их интерес к сексу на экране не так велик. «Многим не нравится порно вовсе не из-за особой стыдливости (речь не о тех, кто еще не имел сексуального опыта), - объясняет сексолог и психоаналитик Катрин Блан (Catherine Blanc). - Прежде всего на них влияют веками складывавшиеся этические нормы, согласно которым откровенные изображения и высказывания на темы секса неприличны и недопустимы. Кроме того, важны и представления женщин о своих половых органах: ведь их не видно, они скрыты и всегда остаются областью тайны. Порнофильмы, в отличие от эротических, устраняют это пространство намеков: все показано детально. Такие съемки больше отвечают сексуальным фантазиям мужчин, что вполне объяснимо их физиологией: их органы можно увидеть, прикоснуться к ним». Однако в порнофильмах воплощаются и типично женские фантазии: вуайеризм, доминирование, подчинение... Порой возбуждение, которое женщины испытывают при просмотре, помогает им отделить сексуальную сферу от других отношений с партнером. Ведь иногда, придавая огромное значение чувствам, женщина оказывается скованной в сексе, стесняется наслаждаться близостью, проявлять силу своего влечения. А то, что она видит на экране, перекликается с ее сексуальными желаниями, раскрепощая ее».

В конце 2015 года к нам стали обращаться родители, учителя, директора школы, которые спрашивали, что происходит с подростками. А происходило, по их мнению, что-то необычное, поскольку привычные к кризису подросткового возраста люди не понимали, что происходит и что им делать.

Например, они говорили, что:

  • С подростками совсем не получается говорить – они не возражают, не спорят, не отстаивают свою точку зрения, как обычно бывает в подростковом возрасте, а молча разворачиваются и уходят;
  • Их трудно вообще разговорить, сделать так, чтобы они начали раскрываться;
  • Они резко замыкаются и уходят в себя, не заканчивая мысль;
  • Подростки быстро уходят в эмоции - плач, крик, как дети помладше;
  • Нынешние подростки по особому безэмоционально оскорбляют. Они словно выносят приговоры, но сами не замечают этого;
  • Подростки ищут ответы на вопросы о жизни, учебе, общении, но не могут найти удовлетворяющих им объяснений, поскольку чего-то ключевого не хватает. Чего именно не хватает – неясно. А ведь еще несколько лет назад, совсем недавно, получалось поговорить, найти зацепку, объяснить.

Одновременно со всем этим многие подростки хорошо учатся, умеют хорошо говорить и выражать мысли (это сейчас постоянно отмечают взрослые), ходят на множество дополнительных развивающих программ. Правда, не всегда знают, чем будут заниматься в будущем. Получается, что нынешние подростки умные, но внешне жесткие, даже порой жестокие подростки? Или нет? Кто они такие?

Проанализируем, что произошло и почему сейчас сформировались именно такие подростки с поколенческой точки зрения.

Нынешние подростки относятся к пограничному поколению Миллениум-Хоумлендер (2000-2006 г.р.): они родились на стыке поколений и часть ценностей взяли от поколения Миллениум (1985 - 2003г.р.), а часть от поколения Хоумлендер (2003 - 2024 г.р.). Комбинация ценностей именно этих двух поколений и может быть частью нынешней ситуации. Проанализируем особенности обоих поколений.

Что пришло от Миллениумов?

  • Громкие слова и быстрые действия, без анализа последствий и разговора про чувства. Миллениумы в детстве услышали сообщение, что надо открыто высказывать любое мнение – ведь у нас в стране «Гласность!». Что представители поколения и делают. Для них ценностно важнее высказать мнение, предпринять действия, а не думать о чувствах человека, которые их высказывание вызовет.
  • Пройдены разные сценарии и уровни взаимодействия, но они не прочувствованы на себе. Миллениумы играли в разные игры на приставках и компьютерах, видели их трансформацию: игры за время их поколения стали интереснее, насыщеннее, разнообразнее по сюжетам. Действия в играх были, а вот эмоций, которые проживает герой события, а не игрок, было недостаточно: важнее было пройти уровень, а не переживать. Не хватило эмоций, когда человек в личной практике проживает на себе разные ситуации, когда его затрагивает сделанное им.
  • Непонятные смыслы. Миллениумам не очень понятно, к чему стремиться и что делать, чтобы быть хорошим человеком. С ними это не успели проговорить, натаскивая поколение во всем мире на тесте и ЕГЭ. Вот поколение и не знает «что такое хорошо и что такое плохо», «где заканчивается игра».

Что пришло от Хоумлендеров?

  • Мало опыта живого взаимодействия: проявления и понимания эмоций. В их детстве, по сравнению с другими поколениями, оказалось немного ситуаций, когда они сами взаимодействуют со сверстниками. Хоумлендеры проводят много времени со взрослыми, под присмотром. Поэтому они не очень хорошо проработали разнообразное личное взаимодействие. Теперь, когда им надо решить конфликтные ситуации, извиниться или поддержать человека – они просто не знают, как это сделать. Им не хватает разнообразия опыта – как правильно проявить свои эмоции. Одновременно им не хватает опыта понять, что чувствует другой человек.
  • Мало личных ошибок при взаимодействии. Представители поколений не сделали достаточного количества ошибок во взаимодействии, не набрали критической массы ситуаций – чтобы понимать, где граница.

Что делать с подростками?

  1. РАЗГОВАРИВАТЬ! Разговаривать о чувствах, эмоциях, о счастье и боли, о заботе и равнодушии, об обиде и как ее убрать, о честности и справедливости. Называть эти чувства, ситуации.
  2. Проговаривать сценарии действий, последствия действий и эмоции для двух сторон, которые участвуют в коммуникации. Говорить о том, что не делай другому того, чего сам по отношению к себе хочешь.
  3. Обсуждать взаимодействие в самых разных форматах – в школе, дома, в кружках. И обязательно в обществе – нам нужен общественный диалог про хорошее взаимодействие, про «что такое хорошо и что такое плохо».
  4. Родителям подростков Миллениум-Хоумлендер, многие из которых Иксы, важно дать своим детям возможность ошибаться в общении и потом исправлять свои ошибки, в том числе в отношениях с другими людьми . Выросшие на улице Иксы, отлично понимают, как разруливать ситуации, а вот детям этого не хватает.

Пришло время нового большого общественного разговора об уважении друг друга: в жизни, в литературе, в кино. Честного разговора, когда появятся смыслы «что такое хорошо и что такое плохо», как беречь и уважать друг друга. Которые сердца и души затронут по-настоящему.

Для малышей родители - волшебники, они могут всё: и прогнать чудовищ из-под кровати, и включить мультики. Потом дети вырастают, и родители оказываются просто людьми, со своими несовершенствами. Вечно мешают заниматься интересными вещами и просто ничего не понимают.

Вконтакте

Однокласники

Блогер и мама двоих детей Эмма Беддингтон в колонке для The Guardian рассуждает о том, почему все подростки считают своих родителей идиотами и можно ли это изменить.

«Ты держишь меня за идиота?» - рано или поздно вам придётся произнести эти слова. Ничего не поделаешь. Это риторическое восклицание, которое вы слышали ещё от своих родителей, теперь произносите вы, когда ваш ребёнок с каменным лицом ответит «не знаю» на вопрос, где его телефон.

Для вашего подросшего ребёнка этот вопрос не риторический. Ответ - «да», он держит вас за идиота. Поздравляю, вы достигли того момента в воспитании, когда ваш статус как родителя сместился с «героя» на «нудного дурака».

Это случалось со мной дважды. Моему старшему сыну 14, его брату 12, но и он уже достиг совершенства в искусстве относится ко мне как к беспросветно глупому человеку. Они оба сейчас сдают экзамены. Возможно, я нахожусь под неадекватным впечатлением от своих карьерных достижений (именно так думают мои сыновья), но я никогда не сталкивалась с экзаменом, который не могла бы сдать. Я люблю экзамены, но мои попытки помочь были признаны совершенно лишними: я слишком глупа, чтобы мне доверять. Я отстранена от процесса подготовки к математике и другим наукам.

Все мои карточки и маркеры для выделений остались там же, где и мои предположения, что нам нравится проводить время втроём на природе.

Мой старший сын хитрит в ответ на попытки вовлечь его в дискуссию о феодализме, а младший завёл привычку поправлять моё произношение, когда я пытаюсь проверить его на знание слов китайского языка. И на их лицах теперь неизменные снисходительные улыбки.


Однажды утром перед экзаменом я задержала старшего сына на лестнице, чтобы дать ему напутственный совет. Когда я начала излагать свои мысли, тщательно подбирая слова, он положил мне руки на плечи и посмотрел на меня со странным, но хорошо знакомым выражением. Это было то выражение, которое принимает моё лицо, когда я смотрю на ютубе видео про неуклюжих панд, которые падают с деревьев. «Я пойду», - сказал он мягко, но твёрдо. И похлопал меня по щекам. Теперь это моя жизнь.

Я стала неуклюжей пандой, падающей с дерева под тяжестью сарказма и подростковой снисходительности

Раньше было проще. Я была оракулом, божеством, я могла творить чудеса. Мои дети доверяли мне безоговорочно. Мне было достаточно показать им нечёткое видео с совой, едущей на скейтборде, или испечь кривоватый торт в виде Пикачу, чтобы увидеть восторг в их глазах. Теперь они истерично смеются, когда я пытаюсь заняться их сексуальным воспитанием или выразить своё мнение о Сирии.


Я признаю, что могу чего-то не знать или не помнить. И это бы не было так страшно, если бы не накладывалось на обострившиеся способности моих детей к критическому мышлению. Знаю ли я, что они имеют в виду, когда говорят, что им нужно «купить больше оперативной памяти» или «включить SLI»? Нет. Действительно ли я пять раз спросила младшего сына, идёт ли он завтра на плавание? Возможно. Недавно они получили большое удовольствие, снова и снова показывая мне видео, в котором нужно вычислить вероятность, что за одной из трёх дверей окажется коза или машина. Я не могла понять, как это работает, и едва не плакала.

Когда мы с их отцом выпьем слишком много и засыпаем на диване под вечернее шоу, просыпаясь через несколько часов растрёпанные и озадаченные, с подтекающей в углу рта слюной, это только поддерживает их убеждение в том, что мы не годимся быть примером для подражания. Будучи родителями билингвальных детей, мы страдаем вдвойне.

Им очень нравится заставлять нас с отцом произносить нелепые французские фразы, чтобы посмеяться над нашим акцентом

Конечно, мы не одни такие, и это немного утешает. Все подростки думают, что их родители глупые. Это эволюционный императив, жестокий, но универсальный: он заставляет детей покидать гнездо. Когда мой сын с апломбом объясняет мне, человеку с дипломом историка, причины первой мировой войны, я вспоминаю разговор с биологом, чей сын так же поучал его о необходимости использовать возобновляемые источники энергии и женщиной, которая выслушала лекцию о менструации от своего 11-летнего сына. Мы все в одной лодке, и едва ли можем управлять этой лодкой без посторонней помощи.

Оказавшись в положении «глупых» родителей, которые «не секут фишку», мы можем обратиться к опыту предыдущих поколений. Всё-таки немного успокаивает, если думать об этом как о чем-то кармически предопределённом: вы сами вели себя так со своими родителями, а через некоторое время и ваши дети будут, в свою очередь, так же страдать.

Подростком я была уверена в своём интеллектуальном превосходстве над родителями, профессором Беддингтоном и профессором Болдуином, даже сталкиваясь с убедительными доказательствами обратного. В честь моего отца назвали математическую модель, а я провела шесть лет, считая его самым глупым человеком, который когда-либо ходил по Земле. Я считала его настолько глупым, что на улице шла на 10 шагов позади него, а теперь наказание настигло меня, и я выношу всё то же от своих сыновей-подростков. Что посеешь, то и пожнёшь. Я с нетерпением жду недалёкого будущего, когда мои внуки будут угрюмо тащиться позади моих сыновей, выдерживая дистанцию.

Но что, если всё-таки попробовать что-то с этим сделать? Здесь есть два варианта ответа. Первый звучит как «Даже не пытайтесь, это слишком сложно». Чтобы перейти ко второму, нужно вспомнить, что кошек больше всего привлекают люди, которые уделяют им меньше всего внимания, не так ли? Так вот, подростки - это кошки.

Если интересно, дети до 10 лет, совершенно точно, лабрадоры, а дошколята - результат некого нечестивого союза обезьяны-ревуна и лысого барсука

В любом случае не пытайтесь пересилить себя в попытках казаться «крутым». Мы все помним, как ужасны учителя, которые стараются сойти за «своего» в общении с учениками. Истории о ваших похождениях на вечеринках будут звучать отталкивающее: им всё равно, даже если вы были на концерте Radiohead в 1992 ещё до того, как они стали известными, и делили писсуар с Бобби Гиллеспи. И не пытайтесь перенять их сленг. Взрослые должны уметь выглядеть достойно, оставаясь взрослыми.

Когда мы с сестрой были подростками, наш отчим проводил большую часть времени за чтением Тургенева и раскуриванием самокруток на заднем дворе, чем заслужил наше постепенное, сдержанное уважение. Если следовать этому пути, однажды вы можете быть вознаграждены: это может быть просьба показать, как делать шоколадное печенье, или помочь решать квадратные уравнения, а может голова, которая ненадолго ляжет к вам на плечо, пока вы смотрите телевизор.


Всему этому есть альтернатива: вы можете показать подросткам, что они правы. Носите «кэжуал» и напевайте старые песни, будьте тем шутом, каким они вас считают. Есть что-то успокаивающее в том, чтобы быть кем-то кроме кассового аппарата и послушной марионетки в их руках.

Наконец, вы всё равно не сможете их разочаровать, ведь подростки уже ожидают от вас худшего

Всё дело в том, что я люблю подростков - и своих, и всех остальных. Со всем их презрением, насмешками и нежеланием слушать мои советы, с ними приятно проводить время: они весёлые, живые и фонтанируют идеями - самый яркий пример того, что значит быть человеком. Я правда чувствую, что мне повезло быть рядом с ними (кроме тех моментов, когда мне хочется их убить, а я бы сказала, сейчас это 50 на 50).

Чем больше я об этом думаю, тем больше мне кажется, что, возможно, нам просто нужно принять их вердикт: мы глупые. Сейчас это их мир, и мы, со своим глобальным потеплением, гомофобией и «брекситом», просто мешаемся. Недавно моя подруга Барбара спросила у своей дочери-подростка, есть ли что-то, что она может сделать, чтобы перестать быть объектом презрения. «Don’t be a twat», ответила её дочь. Что же, теперь мы знаем, что делать, товарищи идиоты.