Роль исповеди в жизни человека: зачем исповедоваться? Для чего люди идут на исповедь, что говорят, все ли грехи отпускает батюшка? Следить за собой. Осознание своих грехов

Зачем мне
исповедоваться?

И как подготовиться к исповеди

Как исправить свои неисправимые ошибки?

епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон

Наш народ, исторически принадлежащий к Православной Церкви, в основном крещен. Большинство людей после смерти отпевают в храме священники, то есть жизнь большинства начинается в лоне Церкви и заканчивается в ней же. Но часто сама их жизнь проходит вне храма. Это происходит потому, что люди не знают, как нужно каяться в грехах, не знают, что такое грех.

Люди не знают о Любви Божией, которая может очистить их душу от любого самого страшного и тяжелого греха. Веря в Бога, они не верят в Любовь. Зная праздники и время постов, они не знают самого главного – того, что Бог есть Любовь (1 Ин. 4, 8) .

Они не знают, что Он пришел на землю, чтобы очистить нас от греховной скверны, что Он взял наши грехи на Себя и уничтожил их силу. Грех обретает силу, только когда мы соглашаемся с ним . Если же мы противостоим греху, он бессилен. И у каждого человека есть возможность избежать греха, Бог может дать ему силу избавиться от власти дьявола и жить здесь, на земле, как в Раю , исполняясь радостью, светом и умножая даруемую ему благодать. Эту силу, это знание, эту возможность человек получает тогда, когда делает решительный шаг – приходит на исповедь.

Грех – это нарушение заповедей Божиих, непослушание Богу, отступление от Христа, а значит – совершение действий, которые приносят душе вред.

Многие рассуждают так: «Какие у меня грехи? Я не жадный, не пью, никого не убивал. Я не такой злой, как мой начальник. Не такой невежественный, как наш дворник. Иногда хожу в церковь. Особых грехов-то нет. В чем каяться? Ну, были в молодости какие-то грехи, но это в молодости. Кто в молодости не грешил? А сейчас особой нужды в исповеди я не чувствую...» Хочу сказать всем этим людям: дорогие друзья, к сожалению, вы даже не представляете, в какой степени грех обладает вами, в какой степени зло имеет власть над вашей душой. Вы видите только листики на якобы маленьком греховном росточке вашей души, но у него есть еще и глубочайшие корни. И чтобы уничтожить в себе грех, чтобы он больше не опутывал душу своими побегами, вам нужно обязательно задуматься о своей жизни, вспомнить все то, что вы сделали когда-то, покаяться.

Не знаю, замечали ли вы такую закономерность. Совершишь грех – и гадко становится на душе! Теряешь свободу, сгущается тьма, места себе не находишь… Потерпишь немного, подождешь, – грех забывается. Становится светлее, снова чувствуешь себя свободным! Кажется: зачем каяться, зачем идти на исповедь?! Это все священники придумали! Забыть и не беспокоиться!

После КАЖДОГО совершённого греха меняется сознание. Эти изменения сознания становятся НЕОБРАТИМЫМИ , если грех не очищается покаянием и стремлением к исправлению жизни. Ты привыкаешь ко греху, как принюхиваются к дурному запаху, и уже его не замечаешь. После каждого нераскаянного греха ты все больше погружаешься во тьму, все больше теряешь свободу, но перестаешь это замечать.

Радость покаяния

Покаяние – это «второе крещение». В Покаянии возобновляется тот благодатный дар, который Бог дает нам при Крещении и Миропомазании. В Покаянии вы соединяетесь с Церковью, становитесь членом Церкви, той Церкви, в которой пребывают святые. Вы сами становитесь святым, потому что святые – это не какие-то от рождения совершенные люди, а покаявшиеся грешники. Вы можете стать одним из них. Когда вы ощутите радость покаяния, радость быть чистым, радость иметь добрую совесть, если вы когда-нибудь сподобитесь этого величайшего дара, – я думаю, вы будете стараться чаще приходить на исповедь. Хотя дьявол будет этому мешать: то времени станет не хватать, то желание исповедаться исчезнет, то еще что-то помешает – будут вдруг появляться разные дела, заботы, какие-то даже физические препятствия... Будете откладывать с разу на раз, потом соберетесь, порадуетесь, что пришли, наконец, в храм на исповедь, – а исповеди в этот день не будет. Такое тоже случается. Это всё дьявольские штучки, он изобретатель на всякого рода зло. Но с молитвой к Богу нужно обязательно стремиться к тому, чтобы ваша исповедь совершалась регулярно. Тогда, раз от раза, от каждой предыдущей исповеди к последующей, вы будете восходить по духовной лестнице совершенства, восходить к Царству Небесному.

Как начать разговор со священником?

Обратитесь к священнику так: «Батюшка, я никогда не исповедовался», или «Я исповедовался очень давно», или «Мне нужно серьезно поговорить об исповеди, я многого не понимаю. Не могли бы Вы уделить мне время, скажите, когда можно подойти? Я отпрошусь с работы, приду, если нужно, поздно вечером или в воскресный день. Уделите мне, пожалуйста, полчаса вашего времени. И мне бы не хотелось, чтобы нас слышали другие люди». Как батюшка скажет, так и нужно будет поступить. Если священник ответит, что он очень занят и не сможет найти для вас время, нужно искать другого.

Протоиерей Алексий Батаногов: «Исповедоваться нужно, чтобы стать другими человеком»

Таинство Исповеди

Перед тем как вы начнете называть свои грехи на исповеди, священник прочитает молитвы. И по-славянски скажет слова, которые на русский язык можно перевести так: «Здесь, чадо, Христос невидимо стоит, принимая твою исповедь, не стыдись, не бойся и ничего не скрывай от меня. Не оправдываясь и не смущаясь, скажи все, чем согрешил, чтобы принять прощение от Господа нашего Иисуса Христа. Здесь крест, Евангелие, икона Его перед нами, Он Сам невидимо стоит, принимая твою исповедь, а я только свидетель, да свидетельствую перед Ним обо всем, что скажешь. Если что скроешь – двойной грех будешь иметь. Будь внимателен – здесь духовная больница для твоего исцеления». Во время исповеди священник обычно стоит сбоку от кающегося, в знак того, что человек исповедуется не ему, а Богу. Вы стоите перед Богом и говорите Богу: «Господи, прости меня за то, что я сделал то-то и то-то. Прости меня за то, что я совершил такой-то грех». Каяться нужно в молитве, обращаясь к Богу. Священник стоит рядом и молится о вас. Но лучше в этот момент даже не смотреть на него, а обратить свой взор к Богу, Который предстоит пред вами в этом Таинстве. Исповедь – это не просто плач о содеянных грехах, это и твердое обещание исправиться. А как исправить свою жизнь? Об этом написано много книг. Но как даже самый хороший самоучитель игры на гитаре не заменит живого учителя, так и книги о духовной жизни не заменят вам совета духовного наставника. Когда вы закончите перечислять свои грехи, послушайте, что скажет батюшка. И помолитесь Богу, чтобы услышать именно то, что хочет ответить на вашу исповедь Сам Бог. Священник – это «водопроводный кран», из которого течет вода. Он не является источником воды. Благодать, которая через него проходит, от Бога. И весь секрет в том, что надо уметь правильно этот кран повернуть. Это означает, что к священнику нужно отнестись с доверием. Иногда и священники ошибаются, но Господь силен вразумить их и исправить ошибку. Мне порой трудно ответить что-то исповедующемуся, а иногда я говорю вещи, которым сам удивляюсь. И это не моя заслуга. Это заслуга того человека, который отнесся ко мне с верой, доверился благодати, которая почивает на священнослужителе.

Исповедь или беседа ?

Нужно обязательно знать и помнить, что во время Таинства Исповеди перед вами невидимо предстоит Христос, в знак чего на аналое (высоком столике с покатой крышкой, у которого вы исповедуетесь) лежат крест и Евангелие. Вы каетесь в своих грехах прежде всего Ему, а не священнику, который является свидетелем вашего покаяния. Если вы не верите в то, что перед вами Христос, – тогда лучше не исповедоваться. В таком случае лучше просто поговорить со священником, попросите батюшку именно о беседе.

Во время беседы ничего не бойтесь, говорите смело всё как есть. Не бойтесь оскорбить батюшку своим неверием, не бойтесь открыть ему мысли, которые кажутся вам нехорошими, но убедительными и мучают вас. Нужно быть искренним и честным. Если вы чего-то не понимаете, так и скажите: «Я не понимаю, почему мне нельзя жить с женщиной, которую я люблю, не заключая брака?», или «Почему нужно рожать каждого ребенка, почему нельзя предохраняться?», или «Зачем нужно поститься?», или «Почему Бог, если Он есть, допускает столько страданий?», или «Как могут спастись люди, которые не знают о Христе?». Именно так, прямо и не смущаясь, задавайте батюшке все вопросы, какие у вас есть. Просите его объяснить вам, почему те или иные действия считаются в Церкви грехом. Можно даже задать вопросы, касающиеся самого священника (если он будет готов вам на них ответить): как Вы стали верующим? почему Вы убеждены, что Бог есть? как Вы поститесь? не трудно ли это? как Вы читаете молитвы? Обязательно расскажите батюшке о себе, о своем пути, о том, как вы верите в Бога, как вы Ему молитесь. Нужно откровенно, честно поговорить.

Возможно, священник вас не поймет. Тогда нужно искать другого. Священники хоть и одеты одинаково и похожи друг на друга внешне, в действительности все очень разные, как врачи разных специальностей, у каждого свои таланты, особенности и дарования. И надо найти своего батюшку, такого, которому вы сможете доверить себя, свою жизнь, своих близких, свои сокровенные тайны, планы... Кого вы будете слушаться так, как если бы вы слышали голос Божий.

Как не бояться исповедоваться?

Если вы никогда не исповедовались или исповедовались давно – не откладывайте исповедь, даже если вы совершили тяжелые грехи и не знаете, как избавиться от них. Не бойтесь говорить о самых тяжелых и постыдных грехах. Священник не будет относиться к вам хуже, если узнает ваши страшные тайны. Тех людей, которые покаялись в тяжелых грехах, я даже люблю больше, чем тех, кому якобы не в чем каяться. Потому что если человек по-настоящему кается в грехах, он совершает подвиг исправления своей жизни. И у меня возникает к нему ответное чувство сострадания и любви.

Священник не осудит вас и никому не расскажет о том, что вы говорили ему на исповеди. Если он это сделает, то перестанет быть священником, лишится благодати священства и будет извержен из сана. Священник сам грешный, и он понимает, как вам трудно бороться с грехом, особенно если до этой исповеди вы жили, не зная Бога. Батюшка посочувствует вам, поможет советом. Лучше побороть стыд и сказать о всех своих грехах на исповеди одному священнику, чем ожидать Страшного Суда, на котором сокрытые грехи откроются перед всеми.

Я сам, честно говоря, хотя исповедуюсь уже почти 40 лет, все равно всегда немного боюсь идти на исповедь. Что-то все время мешает. Наверное, это не «что-то», а «кто-то», тот лукавый и скверный дух, который понимает, что после исповеди он потеряет власть над нашей душой.

Вы решились на первую исповедь:
как подготовиться?

На тему подготовки к исповеди можно почитать определенные книги, но брошюрами с различными списками грехов лучше не увлекаться, так как иногда в них появляются грехи, о которых нам с вами лучше не знать совсем. Порой в этих списках грехов появляются и явные глупости, например, «убивала комаров во время молитвы»… Или «ходила в парикмахерскую»… Не является грехом чревоугодия вкушение человеком пищи, когда он, будучи голоден, ест и благодарит за это Бога; не является грехом супружеская любовь, не нужно в этом каяться, не являются грехом дружеские шутки во время разговора, какие-то наши естественные потребности, в них также каяться не нужно… Здесь надо быть осторожными и не оцеживать комаров , а отслеживать тех верблюдов , которых мы постоянно проглатываем, постоянно пускаем в свою душу, бороться со страшными грехами гордости, тщеславия, уныния, плотской нечистоты и прочими тяжелыми грехами, которые, может быть, не всегда выливаются в определенные поступки, но, тем не менее, все-таки проникают в нашу душу.

Я бы посоветовал вам почитать замечательную книгу архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди», где он объясняет, что означают для современного человека ветхозаветные заповеди (те, которые все вы знаете: не убей, не укради и т. д.), и как понимать заповеди, данные нам Христом для блаженства . Я думаю, у многих из вас откроются глаза и вы поймете, что ваша жизнь на самом деле преисполнена тяжелых грехов. Но знание об этом – не повод унывать, оно не должно пригнуть вас своей тяжестью к земле. Знание о своей глубокой испорченности должно обратить вас к Богу, привлечь ко Христу. Мы узнаём о грехах не только для того, чтобы скорбеть и плакать (это, конечно, очень нужно), но и для того, чтобы, узнав о своей греховной болезни, прийти к Врачу – Христу и получить исцеление. Господь может избавить вас от власти дьявола, освободить от того, что мучает вас и лежит невидимым, но тяжелым покровом на вашей душе.

Ср.: Мф. 23, 24, 25: Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и лукавства .
См.: Исх. 20, 2 – 17.
См.: Мф. 5, 3 – 12.

Как ничего не упустить при подготовке к исповеди?

Предположим, вы наконец-то решились покаяться в грехах на исповеди. Чтобы ничего из них не упустить и не забыть, очень хорошо перед этим вспомнить всю свою жизнь и составить список грехов. Список этот может быть подробным, а может представлять собой и краткий конспект или даже стенографическую запись. Перед исповедью не нужно поститься, но хорошо бы прочитать Евангелие, хотя бы одно из четырех, и сравнить свою жизнь с тем, что в нем написано. На исповеди следует говорить не только о том, в чем вас обличает ваша совесть, но и о том, что считает грехом Церковь, –– об этом можно почитать специальные книги или брошюры. Можно попросить священника, к которому вы пришли на исповедь, напомнить вам, какие бывают грехи. Если вам непонятно, почему тот или иной поступок считается грехом, обязательно спросите об этом священника.

Когда лучше приходить на исповедь?

На первую исповедь лучше всего прийти, предварительно договорившись со священником, чтобы батюшка мог уделить вам достаточно времени и внимания, никуда не торопился и имел бы возможность, в случае необходимости, еще и поговорить с вами, ответить на какие-то ваши недоумения и вопросы. Такая предварительная договоренность совсем, конечно же, необязательна, в храм можно прийти в любой день, но желательно предварительно все-таки узнать в расписании или у работников храма день и время совершения исповеди, так как где-то служат и исповедуют практически каждый день, а в каких-то храмах – лишь в выходные дни и по праздникам. Исповедь обычно совершается во время вечернего богослужения или сразу после него; совершается она иногда и утром во время Литургии (в разных храмах по-разному), что, на мой взгляд, не совсем правильно, а для первой исповеди Литургия и вовсе неподходящее время, так как священник исповедует на ней в первую очередь готовящихся к Таинству Причащения и, как правило, не имеет возможности выслушивать подробные исповеди. В храме Таинство Покаяния совершается обычно в каком-либо из боковых приделов; священник, принимая чью-то исповедь, стоит сбоку от аналоя, а чуть поодаль от него дожидаются своей очереди другие желающие исповедаться. Придя в храм, не бойтесь показаться ничего не знающими и не умеющими, ведь это ваши первые шаги к Богу, и даже если услышите замечание, что вы сделали что-то не то, – не смущайтесь, а примите его к сведению, предварительно переспросив насчет его правильности священника. Если же вам сделают замечание в грубой форме – также постарайтесь не смущаться и найти в себе мужество не сворачивать с избранного пути, ведь вы пришли в храм к Богу, а не к людям, которые, возможно, тоже лишь недавно воцерковились и еще не укрепились в благочестии.

Вопросы в помощь кающемуся

Это список вопросов, которые человек, готовящийся к исповеди, должен задать самому себе. Надо быть очень внимательным: здесь нет ничего несущественного. Надо спрашивать себя строго и отвечать откровенно, не пытаясь обмануть или успокоить свою совесть. Себя-то человек может обмануть, но Бог знает всю правду. Кто хочет очиститься от греха и начать новую жизнь, тот пусть тщательно исследует свою душу и постарается выявить все язвы, болячки и царапины. Это нужно для того, чтобы на исповеди вы могли указать на них Целителю Богу. Будьте внимательны, чтобы вам не отойти, не получив исцеления.

– Веруешь ли ты в Бога?
– Любишь ли Бога всем сердцем?
– Молишься ли ты Богу каждый день?
– Не отрекался ли от Бога?
– Не отступал ли от православной веры: не уклонялся ли в ереси, не обращался ли к иным религиям, сектам и т. д.?
– Не хулишь ли Бога?
– Заботишься ли о спасении своей души?
– Носишь ли крест на груди?
– Ходишь ли в церковь в воскресные дни и праздники?
– Причащаешься ли Святых Христовых Тайн?
– Ведешь ли себя в храме подобающим образом: не отвлекаешься ли, не разговариваешь ли и т. д.?
– Читаешь ли Евангелие?
– Соблюдаешь ли посты?
– Заботишься ли о том, чтобы побольше узнать о Боге, о Церкви?
– Не нарушаешь ли данных тобой обетов?
– Относишься ли с благоговением к святыням?
– Не поминаешь ли имени Божьего напрасно: в пустых речах, шутках, божбе?
– Любишь ли ближнего как самого себя?
– Не осуждаешь ли других людей?
– Помогаешь ли ближнему?
– Посещаешь ли больных?
– Подаешь ли милостыню?
– Не делаешь ли добрых дел напоказ?
– Не живешь ли чужим трудом, пребывая в лености?
– Почитаешь ли старших, родителей?
– Жена, слушаешься ли ты своего мужа?
– Муж, не обижаешь ли ты свою жену?
– Не имеешь ли с кем-то вражды?
– Не раздражаешь ли кого-нибудь своим дерзким поведением, необдуманными речами, не обижаешь ли шутками?
– Не обижаешь ли кого-нибудь?
– Не проклинаешь ли детей, близких?
– Не гневаешься ли?
– Не обижаешься ли?
– Не раздражаешься ли?
– Не воздаешь ли злом за зло?
– Не упрекаешь ли кого-либо?
– Не издеваешься ли над слабым и беспомощным?
– Любишь ли врагов своих?
– Прощаешь ли ближнему грехи?
– Молишься ли за тех, кто причиняет тебе зло?
– Воспитываешь ли детей в Боге: водишь ли их в храм к Исповеди и Причастию, учишь ли их молиться, учишь ли их закону Божию, читаешь ли с ними Евангелие?
– Молишься ли о своих близких, родственниках, наставниках и других людях – живых и усопших?
– Не живешь ли с кем-то без брака?
– Не изменяешь ли мужу (жене)?
– Не делаешь ли абортов?
– Не пользуешься ли какими-нибудь средствами против зачатия ребенка?
– Не даешь ли советов сделать аборт?
– Не оскверняешь ли себя блудными прикосновениями?
– Не участвуешь ли в иных телесных извращениях?
– Не читаешь ли непристойную литературу, не смотришь ли «эротических» фильмов, журналов и т.п.?
– Не поешь ли непристойных песен?
– Не сквернословишь ли?
– Не рассказываешь ли непристойных анекдотов?
– Не участвуешь ли в непристойных танцах?
– Не обольщаешь ли кого-либо нескромным поведением и одеждой?
– Не пьянствуешь ли?
– Не куришь ли?
– Не употребляешь ли наркотиков и т.п. средств?
– Не имеешь ли иных вредных привычек?
– Не играешь ли в карты и иные азартные игры?
– Не гадаешь ли на картах или по руке, или иным способом?
– Не веришь ли в приметы?
– Не обращаешься ли за помощью к колдунам, гадалкам, «бабкам», экстрасенсам, астрологам, гипнотизерам и иным служителям сатаны?
– Не занимаешься ли сам каким-либо колдовством: белой и черной магией, гипнозом, спиритизмом, заговорами, экстрасенсорным лечением и т. п.?
– Не гордишься ли?
– Не тщеславишься ли?
– Не превозносишься ли перед другими своими дарованиями?
– Не завидуешь ли?
– Не крадешь ли?
– Не берешь ли казенного?
– Не лжешь ли?
– Не лжесвидетельствуешь ли?
– Не лицемеришь ли?
– Не ленишься ли?
– Исполняешь ли свою работу добросовестно?
– Не мечтаешь ли попусту?
– Не читаешь ли пустых книжек?
– Не тратишь ли зря время свое и чужое?
– Употребляешь ли талант или способности, данные тебе от Бога, для труда во славу Божию?
– Не имеешь ли пристрастия к роскоши, вещам?
– Не имеешь ли пристрастия к деньгам?
– Не объедаешься ли?
– Не празднословишь ли?
– Не убиваешь ли напрасно животных?
– Несешь ли терпеливо свой крест и скорби, которые Господь посылает тебе за грехи и для твоего исправления?
– Не ропщешь ли на Бога?

Как правильно называть свои грехи на исповеди

На исповеди нужно каяться, перечисляя свои грехи. Иногда, приходя на исповедь, начинают рассказывать примерно следующее: «Я пришла вчера домой, меня встретил муж, который, как всегда, был выпивши, я сделала ему замечание и он стал на меня кричать, я рассердилась и ударила его по лицу. Я, конечно, неправильно поступила. Но что мне оставалось делать?..» Это не исповедь. Надо, чтобы исповедь была покаянием, а не рассказом о вашей жизни, да еще с попыткой оправдать свои грехи. Хотя есть люди, которые по своей простоте не умеют иначе каяться и, конечно же, духовник примет их исповедь и в такой форме, но все-таки правильнее будет сказать так: «Я злая, я очень раздражительная, я на своего мужа, когда он неправильно себя повел, разозлилась, ударила его по лицу. Я об этом очень сожалею, каюсь. Я попросила у него прощения и обещаю Богу, что больше никогда не буду так поступать». Вот как будет звучать, как мне кажется, правильная исповедь.

Часто люди помногу пишут в своих записках, слишком подробно о чем-то рассказывают, что не совсем правильно. Есть и другая крайность, тоже неправильная, когда человек просто перечисляет свои грехи отдельными словами: «Согрешила тщеславием, унынием, раздражением…» «Нарушала пост, плохие были у меня мысли», дети говорят «плохо себя вел…» Что значит «тщеславием»? Что значит «раздражением»? Что значит «плохие мысли»? Что значит «плохо себя вел»? Надо говорить не общими словами о страсти, которая действует в вас, она действует во всех, а о том, как эта страсть в вас проявляется. К примеру, правильней будет сказать не «я раздражалась на свою дочь», а «я свою дочь унизила, обозвала ее нехорошими словами, ударила…» Или, например, гордыня… В чем она проявляется, ваша гордыня? Вы унижаете других людей, смотрите на всех свысока, вы кому-то нагрубили, желая его унизить? То есть с одной стороны, исповедь не должна быть подробным рассказом всех обстоятельств какого-то дела, а должна быть покаянием в конкретных грехах, а с другой стороны, эти грехи не должны обозначаться одним словом.

У некоторых современных людей есть стремление найти точные названия всем своим грехам, а кто-то болезненно ищет узнать, какие еще есть грехи из тех, о которых он не знает. Некоторые, например, спрашивают, что такое «мшелоимство»? А что такое «скверноприбытчество»? А что такое…? Мне кажется, это неверно, грехи нужно называть теми словами, которые существуют в современном русском языке. Когда мы молимся, читаем утреннее и вечернее правило, то используем слова святых отцов, заимствуем их образы, и это правильно, так как мы учимся языку святых, учимся правильным отношениям с Богом, но когда мы каемся, надо, как мне кажется, каяться все-таки своими словами. Нужно сказать, к примеру, что не корыстолюбием вы согрешили, а, скажем, заискивали перед кем-то с целью получения денег, или что делали добро, желая, чтобы вам на него ответили тем же… Мы знаем, что есть восемь страстей, что есть заповеди, –– во всей нашей подверженности этим страстям, во всех нарушениях этих заповедей и нужно каяться.

В разных грехах нужно каяться по-разному. Есть такой род грехов, нечистых, скверных, в которых не нужно каяться подробно, но при этом надо дать понять священнику, что с вами произошло, потому что часто об этих грехах говорят только общими словами, скрывая за ними страшное искажение отношений между мужчиной и женщиной. Нельзя просто сказать: «У меня есть блудная страсть». Нужно все-таки пояснить, в чем она проявляется. Не нужно вспоминать подробности этих скверных грехов, но сказать так, чтобы священник понял степень этого греха, –– необходимо. Покаявшись, наоборот, нужно помнить, что в вас есть эта злая страсть, избегать ситуаций, когда она может проявиться, – но при этом гнать от себя воспоминания о совершенных грехах. А вот о содеянных грехах гордости безумной, тщеславия, воровства, унижения других людей – нужно обязательно помнить и даже приводить их себе на память, особенно когда у нас появляются тщеславные помыслы.

После того, как вы выслушаете слова священника в ответ на перечисленные вами грехи, вы можете встать на колени (лучше сделать именно так) или просто наклонить голову. Священник накроет вас епитрахилью (так называется часть облачения священника) и прочитает молитву. Иногда священники читают краткую молитву, иногда более полную. Именно в этот момент Бог прощает вам ваши грехи. В это время нужно особенно усердно молиться – обещать исправиться и просить у Бога для этого сил. Затем нужно встать с колен и поцеловать лежащие перед вами на аналое крест и Евангелие – этим вы дадите торжественное обещание, обет Богу не повторять тех грехов, в которых только что покаялись. Нужно отнестись к этому очень ответственно, начать следить за собой, чтобы не отступать от своего обещания не грешить. Если это не получится, нужно будет снова и снова каяться, и каяться с еще более глубоким покаянным чувством, потому что вновь совершенный грех требует сугубого покаяния. Надо обязательно сказать священнику, что вы снова впали в какой-то грех и вновь просите прощения у Бога. Это очень важно – покаявшись, дать обещание Богу не повторять тех грехов, в которых вы покаялись и попросить у Бога сил для исполнения этого обещания. Это обещание сродни тем обетам, которые даются человеком или его восприемниками при совершении Таинства Крещения, и обетам, произносимым при пострижении в монашество. Это возобновление тех крещальных обетов, которые вы не смогли исполнить, недаром исповедь называют еще и «вторым крещением». При пострижении в монашество на все вопросы дается такой ответ: «Ей (да), Богу содействующу». Так и после исповеди, целуя крест и Евангелие, осознавая свою немощь, мы все свое упование возлагаем на Бога.

Современное общество по большей части своей стремится к материальным ценностям. Но и духовные принципы важны даже для тех, кто не считает себя верующим. О истинных понятиях христианства слышал практически каждый, хоть и не каждый их соблюдает.

Вот о таинстве исповеди точно слышали все. Но что это такое, как правильно исповедоваться, в чем смысл этого таинства – знают очень немногие. Да и понимают истинную сущность этого таинства лишь единицы.

Зачем идти на исповедь?

Большинство людей считают, что священникам раскрывать душу нет смысла. Ведь все равно существует суд Божий, и только Господь может судить человека и его деяния. Но с древних времен православные семьи, начиная от самых маленьких членов семьи и заканчивая бабушками и дедушками, в обязательном порядке ходили в храмы каждый воскресный день. Сейчас этого практически нет, и мало кто всерьез задумывается о том, что есть исповедь, какова ее суть.

Первое, что нужно знать: исповедь – это лишь часть церковного таинства, таинства покаяния перед Господом. Человек искренне говорит обо всех своих грехах. И если он не врет ни себе, ни Богу, то батюшка прощает ему их. Священники – это те люди, которые отпускают грехи той силой и властью, которая дана им Богом. Но грехи будут отпущены лишь в том случае, если человек искренне в них раскаялся, а не просто перечислил их. Важно знать настоящую, истинную суть греха.

Многие просто не знают, что грехи – это не только то, что было совершено человеком. Это еще и его нечистые, грешные мысли, неблаговидные планы, недобрые замыслы. Если человек хотя бы мысленно задумал что-то смутное и плохое – это тоже грех.

Суть исповеди – не просто назвать свои неблаговидные мысли и деяния. Надо искренне покаяться в содеянном, а также твердо решить не совершать их впоследствии.

Но есть такие люди, которые ежедневно совершают уйму грешных поступков. И уверены, что будут прощены за них. Но прощения не будет.

Суть исповеди именно в том, чтобы покаяться искренне, от всего сердца. И главное – в дальнейшем не свершать грехов и очистить мысли свои от скверны.

Прежде чем идти на исповедь, к ней нужно подготовиться. Как это сделать?

Подготовиться нужно тщательно. Священники говорят, что человек исповедуется перед Богом, а батюшка присутствует просто как свидетель, который на Суде Божьем подтвердит раскаяние этого человека в совершенных грехах.

Как выбрать своего духовника? Кому исповедоваться?

Лучше всего будет, если человек сам пойдет в храм и попросит священника стать его исповедником. Этот батюшка не только будет принимать исповедь, он поможет советом, наставлением о том, как вести христианский образ жизни. Надо часто ходить в церковь, ставить свечки, молиться Богу. Каждый раз после посещения службы неплохо бы поговорить с настоятелем храма.

Когда человек находит своего батюшку, которому будет исповедоваться – это уже первый важный шаг. Теперь надо подготовить свою исповедь. Это сделать не так просто, как кажется. Впервые довольно сложно даже произнести вслух свои прегрешения. Многие переживают из-за того, что совершенно чужому человеку (батюшке) предстоит рассказать свое личное и сокровенное.

Но все преодолимо. Чтобы от волнения не запутаться, стоит написать на бумаге все то, что намереваетесь сказать, в чем покаяться Господу.

Надо помнить и о том, на исповедь надо приходить телесно очищенным. Говоря точнее, на исповедь человек должен идти после говения (после поста). Если человек воцерковленный, то есть постоянно держит посты, то он практически всегда чист телесно. Но если это человек, далекий от Церкви, то перед исповедью надо три дня поститься. А это значит не употреблять мясо и молочные продукты. Еда в эти три дня должна быть простой, растительного происхождения.

И, конечно, надо молиться. Либо по молитвослову, либо произносить самые известные молитвы.

Соблюдая эти нехитрые действия можно правильно подготовиться к исповеди.

Но как часто надо исповедоваться?

В этом вопросе мнения у обывателей разные. Говорят, что исповедоваться надо один раз в год. Люди, приближенные к церкви, считают, что чем чаще исповедуешься – тем лучше. Особенно надо исповедоваться во время постов. В пасхальный пост это лучше сделать как минимум два раза. Большинство священников все-таки приходят к мнению, что лучше исповедоваться раз в неделю.

Кое-кто скажет, что раз в неделю – это часто. Но даже святые исповедовались каждую неделю, ведь грех – это не только действия, но и мысли.

Человек волен выбирать, как часто ему исповедоваться. Если действительно верующий – то придет на исповедь каждую неделю. Но если вера не столь сильна – то стоит исповедоваться раз в месяц.

Например, некоторые считают, что батюшка может выслушивать исповедь в любое время. Это не так. В Храмах исповедуют после утренней литургии, после праздничных молебен, по окончании вечерней службы. Можно заранее договориться со своим батюшкой и назначить конкретный день исповеди.

Стоит знать, что священник может и не дать прощения кающемуся человеку. Такое случается, если человек исповедался в смертных грехах, или если исповедь его была неискренней.

Есть грехи, за которые священник прощения не даст. Это убийство, аборт, смена веры. Но в них тоже надо обязательно раскаяться, чтобы хоть частично получить прощение.

Свои грехи надо описывать конкретно и без деталей, чтобы батюшка понял истинную суть греха.

И детям надо исповедоваться. К этому их надо приобщать с самого детства.

Исповедь – это не так просто. Если соблюдать все по правилам, то подготовиться к этому надо старательно и основательно. Но исповедь стоит того. Духовное очищение от всех грехов спасает душу и помогает, дает свет и силу Божью каждому грешнику.

О Таинстве ПОКАЯНИЯ (ИСПОВЕДИ)

14.1. Что такое Исповедь?

– Исповедь – это Таинство, в котором верующий исповедует Богу грехи в присутствии священника и через него получает прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа.

Исповедь – это не насильственное «выковыривание» грехов из совести, не допрос и тем более, не вынесение «обвинительного» приговора согрешившему. Исповедь – это не беседа о своих недостатках, сомнениях, не осведомление духовника о себе и менее всего «благочестивый обычай».

Исповедь – это горячее покаяние сердца, жажда очищения, умирание для греха и оживление для святости. Исповедь – это великое Таинство примирения Бога и человека, явление любви Бога к человеку.

14.2. Зачем надо исповедоваться?

– А зачем надо смывать с себя телесную грязь? Однако о теле, которое живет временно, человек заботится, но еще более он должен заботиться о душе, которая будет жить вечно. Грязь души – это грехи, от которых можно очиститься только на Исповеди.

Накопившиеся грехи и прегрешения, не снятые с совести (не только крупные, но и многие мелкие), тяготят ее так, что человек начинает чувствовать внутреннее беспокойство или опустошенность. Он может неожиданно впадать в раздражение, в какие-то нервные срывы, не иметь внутренней твердости. Причину всего происходящего человек часто и сам не понимает, а она заключается в том, что на его совести лежат не исповеданные грехи.

Через Исповедь возвращается та чистота, которая была утрачена из-за грехов. Исповедь – это великая Божия милость к слабому и склонному к падению человечеству. Это доступное всем средство, которое ведет к спасению души, постоянно впадающей в прегрешения. Искренняя Исповедь приносит христианину не только прощение грехов, но и полноту духовного здоровья: восстанавливает спокойствие совести и мир души, ослабляет порочные наклонности и страсти, удерживает от новых грехов.

Этим Таинством восстанавливается состояние, полученное в Крещении.

14.3. Покаяние и Исповедь – это одно и то же?

– Покаяние – это искреннее желание изменить жизнь по заповедям Божиим, это самая строгая и придирчивая самокритика и самооценка всех своих заблуждений, пороков, страстей – не только явных, но и тайных. Покаяние есть глубокое сокрушение сердца о своей греховности и обращение к Богу в поиске чистоты.

Святитель Феофан Затворник определяет покаяние четырьмя вещами: 1) осознанием своего греха пред Богом; 2) укорением себя в этом грехе с полным исповедованием своей вины, без перекладывания ответственности на бесов, других людей или на обстоятельства; 3) решимостью оставить грех, возненавидеть его, не возвращаться к нему, не давать ему места в себе; 4) молитвой к Богу о прощении греха, до умирения духа.

Исповедь есть исповедание своих грехов (устно или иногда письменно) при свидетеле священнике на особом церковном Таинстве, во время которого кающемуся человеку посредством священника прощает грехи Сам Бог.

14.4. Обязательно ли каяться перед священником? Имеет ли значение, перед каким?

– Приходя на Исповедь, каются не перед священником. Будучи сам человеком грешным, священник – только свидетель, посредник в Таинстве, а истинным Тайносовершителем является Господь Бог. Священник – молитвенник, ходатай перед Господом и свидетель того, что богоустановленное Таинство Исповеди происходит законным образом.

В этом и состоит моральный аспект Исповеди. Несложно перечислить свои грехи наедине с самим собой перед Всезнающим и Невидимым Богом. А вот открытие их в присутствии постороннего лица – священника, требует немалого усилия по преодолению стыда, гордыни, признанию своей греховности, и это приводит к несравненно более глубокому и серьезному результату.

Для действительно страдающего от язвы греха человека безразлично, через кого он исповедует этот томящий его грех – лишь бы как можно скорее исповедать его и получить облегчение. И недостойные священники не препятствуют получать в Таинствах благодать Божию. Поэтому самое важное в Исповеди – не принимающий ее священник, а состояние души кающегося, его искреннее покаяние, приводящее к осознанию греха, к сердечному сокрушению и отторжению содеянного проступка.

14.5. Неужели все люди грешники?

«Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл.7:20). Все много грешат перед Богом. Разве осуждение, тщеславие, пустословие, неприязнь, насмешки, неуступчивость, лень, раздражительность, гнев – не постоянные спутники человеческой жизни? На совести многих лежат и более тяжкие преступления: детоубийства (аборты), супружеские измены, обращение к колдунам и экстрасенсам, зависть, воровство, вражда, месть и многое другое, делающее людей грешниками, которые обязаны искупить свои грехи покаянием и добрыми делами.

Апостол Иоанн Богослов пишет: «Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин.1:8, 9).

14.6. Что такое грех, как его уничтожить?

– Грех есть сознательное и добровольное нарушение заповедей Божиих. Он имеет свойство от малого возрастать до великого. Грех ведет к вырождению, сокращению земной жизни, может лишить и вечной жизни. Первоисточником греха является падший мир, человек – проводник греха. Фазы вовлечения в грех следующие: прилог (греховный помысел, желание); сочетание (принятие этого греховного помысла, задержка на нем внимания); пленение (порабощение этим греховным помыслом, согласие с ним); падение в грех (совершение на деле того, что было предложено греховным помыслом).

Борьба с грехом начинается с осознания себя грешником и желания исправления. Надо чистосердечно исповедоваться во всем, что осознается греховным, в чем обличает совесть и начать искупление грехов добрыми делами, выстраивать свою жизнь по Божиим заповедям, в послушании Богу, Церкви, духовному наставнику.

14.7. Что будет, если всю жизнь не исповедоваться?

– Нельзя откладывать покаяние и ждать, когда на духовной одежде не останется светлого пятнышка: это ведет к притуплению совести и к духовной смерти.

При пренебрежении Исповедью грех будет угнетать душу и вместе с тем (после оставления ее Духом Святым) в ней могут открыться двери для проникновения темной силы и развития всевозможных страстей и пристрастий. Может наступить период вражды, ссор и даже ненависти к окружающим, что отравит жизнь и согрешившему, и его близким. Могут появиться дурные навязчивые мысли и чувства: у одних – непреодолимый страх смерти, у других – стремление к самоубийству. Могут возникнуть различные нездоровые физические и душевные проявления – например, припадки эпилептического характера или безобразные душевные проявления, которые характеризуются как одержимость и бесноватость.

14.8. Какой грех самый тяжелый?

– Самый пагубный и тяжелый грех – это неверие. Если человек согрешит из-за своего несовершенства и покается, то Господь простит его скорее, чем когда он грешит неверием, ибо в этом случае человек восстает против Самого Бога.

14.9. Отчего на Исповеди бывает бесчувствие?

– Бесчувствие на Исповеди большей частью имеет своим корнем отсутствие страха Божия и скрытое маловерие.

14.10. Может ли Исповедь быть недействительной?

– Исповедь бывает недействительна и даже оскорбительна для Господа, если на это Таинство идут без всякой подготовки, не испытав своей совести, по стыду или другой причине скрывают свои грехи, исповедуются без сокрушения, формально, холодно, механически, не имея твердого намерения впредь исправиться. Некоторые умудряются иметь несколько духовников – с таким расчетом, чтобы одному говорить одни грехи, а другому – другие. В этом случае, конечно, все подобные Исповеди не принимаются Господом.

14.11. Как подготовиться к первой Исповеди?

– Подготовиться к Исповеди – значит посмотреть на свою жизнь и свою душу покаянным взглядом, проанализировать свои дела и мысли с точки зрения заповедей Божиих, помолиться Господу о прощении грехов и даровании истинного покаяния.

Самоосуждение – вот первое и главное, с чем надо приходить на Исповедь. При необходимости следует записать грехи (все свои нехорошие мысли, чувства и дела) для памяти, чтобы не упустить чего-либо во время совершения Таинства. Исповедь должна быть своя, а не переписанные из книги «подходящие» грехи и прочитанные священнику.

Желающему очистить свою совесть на Исповеди надо:

– иметь твердую веру и надежду на Бога;

– иметь сокрушение о том, что прогневали Бога;

– простить всем своим врагам и оскорбителям все обиды;

– без всякой утайки объявить перед священником все грехи;

– положить твердое намерение впредь жить по заповедям Божиим.

14.12. Что должен знать желающий приступить к Исповеди?

– При наличии законного таиносовершителя – православного священника – к Исповеди можно приступать в любое время и как можно чаще. Общепринятой является Исповедь перед Причастием (в наше время верующие люди, как правило, причащаются 1-2 раза в месяц, начинающим желательно причащаться не реже 4-5 раз в год).

Исповедь – это не беседа. Если надо посоветоваться со священником, то следует попросить его уделить для этого другое время.

На Исповеди надо говорить только о своих грехах (ни в коем случае не стараясь обелить себя и судить окружающих) и просить у Господа прощения за свои прегрешения. К Исповеди можно приступать, только предварительно со всеми примирившись. Исповедоваться, не примирившись – бесполезно, а причащаться так – смертный грех.

Если по каким-либо причинам священник не имеет возможности выслушать подробно, то не надо смущаться краткостью Исповеди – Таинство совершилось во всей полноте. Но если какой-то грех лежит на совести камнем, то надо попросить священника, чтобы он выслушал подробно. Никогда не надо смущаться тяжестью своих грехов, ибо нет грехов не прощаемых, кроме не исповеданных, нераскаянных.

14.13. Что такое епитимия?

– Епитимия – своего рода духовное лекарство, направленное на искоренение порока. Это могут быть поклоны, чтение канонов или акафистов, усиленный пост, паломничество к святому месту – в зависимости от сил и возможностей кающегося. Епитимию надо выполнять неукоснительно, и отменить ее может только тот священник, который ее наложил.

14.14. Надо ли исповедоваться утром перед Причастием, если исповедовались накануне?

– Если снова согрешили или вспомнили забытый грех, то надо еще раз исповедоваться, прежде чем приступить к Причащению.

14.15. Обязательно ли после Исповеди причащаться? Можно ли исповедоваться и уйти?

– Причащаться после Исповеди необязательно. Можно иногда приходить в храм только для Исповеди. Для тех, кто хочет причаститься, исповедоваться обязательно.

14.16. Можно ли исповедовать не все грехи?

– Кто скрывает свои грехи, тот не хочет с ними расстаться. Исповеданный грех как бы становится вне души, выходит из нее – подобно тому, как вынутая из тела заноза становится вне тела и перестает ему вредить.

Если кто скрывает на Исповеди свои грехи из-за ложного стыда, или из-за гордости, или по маловерию, или просто по непониманию всей важности покаяния, то выходит от Исповеди не только не очищенным от грехов, но еще более обремененным ими, и осуждается.

Не исповеданный священнику грех не прощается. Если хотя бы один грех сознательно утаен, умышленно не высказан, то его тяжесть увеличится, а вся Исповедь будет недействительна. А ведь жизнь земная кратковременна: сегодня человек жив, а завтра может перейти в вечность и покаяться уже не будет возможности.

Если совесть у человека не потеряна, то она не даст ему покоя до тех пор, пока на Исповеди не будет сказано обо всех грехах. Не следует лишь говорить излишние подробности о грехах, которые не объясняют сути дела, а только живописно их рисуют.

14.17. Надо ли несколько раз исповедовать один и тот же грех?

– Если он вновь совершен или после его исповедования продолжает тяготить совесть, то надо повторно в нем исповедоваться. Если этот грех больше не повторялся, то о нем уже не надо говорить.

14.18. Когда бывает Исповедь – до или после службы?

– Обычное время совершения Исповеди – перед Литургией или во время нее, перед Причастием. Иногда исповедуют на вечернем богослужении, иногда (при большом количестве народа) назначают особое время. Узнать о времени Исповеди желательно заранее.

14.19. А что делать больным людям, которые не могут прийти в церковь на Исповедь и Причастие?

– Их родственники могут прийти в храм и договориться со священником об Исповеди и Причастии больного на дому.

14.20. Должен ли быть пост перед Исповедью?

– При подготовке к Исповеди церковный Устав не требует ни особого поста, ни особого молитвенного правила – необходимы только вера и покаяние. Исповедующийся человек должен быть крещеным членом Православной Церкви, сознательно верующим (то есть считающим себя чадом Православной Церкви, признающим все основы православного вероучения) и раскаивающимся в своих грехах.

Пост необходим, если после Исповеди есть намерение причаститься. О мере поста надо заранее посоветоваться со священником.

14.21. C какого возраста надо исповедоваться ребенку?

– Обычно дети исповедуются с 7 лет. Но бывают и исключения: в зависимости от развития ребенка священник вправе немного изменить возраст в ту или другую сторону.

14.22. Что делать, если не знаешь, как исповедоваться, что надо говорить священнику?

– Необходимое условие Исповеди – сокрушение. Исповедь должна быть смиренной и благоговейной. Надо обвинять только себя и не осуждать других, иметь твердое намерение исправить свою жизнь и не возвращаться к прежним грехам.

Но надо говорить не только о собственных грехах, но также о тех грехах, на которые соблазнили ближних своими советами, уговорами или дурным примером; о тех добрых делах, которые могли бы сделать, но не сделали; о тех добрых делах, от которых отвели ближних; о тех добрых делах, которые сделали «с грехом пополам».

14.23. Полезно ли часто исповедоваться?

– Через частое исповедание грех теряет свою силу. Частая Исповедь отвращает от греха, предохраняет от зла, утверждает в добре, поддерживает бдительность, удерживает на пути заповедей Божиих, А не исповеданные согрешения легко повторяются, становятся привычными и перестают тяготить совесть.

Кто часто и сразу исповедует грехи, тот получает от Господа не только прощение, но и силу бороться с грехами, а в дальнейшем и победу над ними.

14.24. Как побороть стыд на Исповеди?

– Чувство стыда на Исповеди естественно, само чувство стыда и дано Богом, чтобы удерживать человека от повторения греха. Этот стыд нужно преодолевать, так как он бывает от гордости. Люди не смущаются, когда грешат, а смущаются при покаянии. Это бывает, когда волнуются и стыдятся поведать священнику слабости, несовместимые с собственным достоинством, положением и т.п.

Священник все грехи знает, так как у него не одна душа исповедуется, а сотни, и его не удивишь никаким грехом, как бы велик и тяжек он не был. Наоборот, всякий какой-либо тяжкий исповеданный грех возбуждает в священнике особенную заботу об этом человеке. Священник всегда радуется вместе со Христом, когда человек кается в своих грехах, и чувствует к искренне кающемуся христианину любовь, расположение и большое уважение, потому что всегда нужны мужество и воля, чтобы в своих грехах покаяться.

Но если все же очень сложно сказать на Исповеди о своих грехах, то лучше написать их и отдать священнику, чем скрывать. Церковь – врачебница, а не судилище: здесь не на муки за грехи обрекают, а освобождают от грехов. Господь прощает искренне исповеданные грехи, Он «не хочет смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез.33:11).

14.25. Что делать, если священник отказался выслушать Исповедь?

– Можно обратиться к другому священнику.

14.26. Может ли священник рассказать кому-либо содержание Исповеди?

– Церковь запрещает священникам открывать то, что им сказано на Исповеди снисходя к немощной совести кающихся грешников. Есть люди, которые стыдятся раскрывать раны своей души перед посторонними свидетелями. А есть и такие люди, которые способны посмеяться над чужими грехопадениями. Ввиду этого, щадя немощных детей своих, Церковь обязывает священников хранить тайну Исповеди. За нарушение этого правила, священнослужитель может быть лишен сана.

14.27. Все ли грехи Бог прощает?

– Чтобы доказать, что никакой грех не может помешать человеку войти в Царствие Божие, Господь первым ввел туда покаявшегося разбойника.

Бог взирает не на множество и тяжесть грехов, а на усердие кающегося. Сколько бы грехов ни было и как бы велики они ни были, у Бога милосердия еще больше, потому что как Сам Он бесконечен, так и милость Его бесконечна. Нет греха непрощаемого, кроме того, в котором не каются.

14.28. Как узнать, прощен ли грех?

– Признак разрешения от грехов заключается в том, что человек возненавидел грех и всегда считает себя должником перед Богом.

14.29. Что необходимо для прощения грехов?

– Для получения прощения грехов от исповедующегося требуется примирение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах и истинное их исповедание, твердое намерение исправить свою жизнь, вера в Господа Иисуса Христа и надежда на Его милосердие.

14.30. Как быть, если после Исповеди, прямо перед Причащением вспомнился грех, а исповедоваться уже нет возможности? Надо ли отложить Причастие?

– Откладывать Причастие не надо, а об этом грехе надо сказать на Исповеди в ближайшее время.

Понимание своих грехов, стремление очистить себя от их грязи и приводит человека к исповеди. Однако чтобы понять, зачем она нужна, необходимо разобраться, что это такое.

В катехизиcе Русской православной церкви есть понятие таинства покаяния, которое включает в себя исповедь. «Пoкаяние – таинcтвo, при кoтoрoм челoвек, открывающий пред cвященнослужителем совершенные им грехи, невидимo прощается Иисусoм Христoм при oчевиднoм прoщении, которое дает священник».

Сначала покаяние

Исповеди всегда предшествует покаяние - сложный и трудный процесс, который происходит в душе. Более того, покаяние еще и сопровождает исповедь, которая становится как бы его венцом. Но если об исповеди священнослужители говорят, как о мистическом освобождении души от греха, то покаяние - это процесс осмысления своих поступков, это духовная деятельность самого человека. Понимание своих грехов, стремление очистить себя от них и приводит человека к исповеди.

В Евангелии покаяние – основное условие спасения: «Если не пoкаетесь, все так же пoгибнете» (Лк. 13; 3).«На небесах бoлее радoсти будет oб oднoм грешнике кающемся, нежели o девянoста девяти праведниках, не имеющих нужды в пoкаянии» (Лк. 15; 7).

Неверующий человек, осознав вину, приносит извинения тем, кому он причинил обиду. Верующий, совершив грех, чувствует угрызения совести и понимает, что проступок, совершенный против людей или против самого себя, разъединил его с Христом и с Церковью, и поэтому в дополнение к раскаянию перед людьми он просит прощения у Господа. Первые христиане исповедовали проступки прилюдно, перед всем собранием Церкви Христовой. Сейчас полномочия прощать возложены на одного священника, как свидетеля исповеди.

Потом исповедь

Исповедь проходит в храмах вечером, накануне литургии или утром, перед литургией, когда читают «часы» или служат утреню. Наиболее подходящее время для таинства - накануне, потому что по вечерам в храмах бывает мало людей, и у священника есть время уделить каждому прихожанину больше времени. Таинство происходит возле аналоя, на котором находится распятие и лежит Евангелие.

Аналой ничем не отгорожен от храма, и прихожане стоят на исповедь в обычной очереди, но все-таки стараются сохранять уединение кающегося со священником.

Таинствo испoведи проходит следующим образом: сначала идет молитва священника, затем происходит испoведание грехoв прихoжанина пред аналoем, после чего священник может порекомендовать что-либо прихожанину, а затем разрешает его от грехов молитвой, вo время кoтoрoй накрывает прихожанина епитрахилью. Это покрывание симвoлизирует вoзвращение к раскаявшемуся милoсти Господа. Прихoжанин целует крест и Евангелие, а священник егo благoслoвляет.

Зачем нужно это таинство

Русское слово «покаяние» весьма неточно передаёт его смысл. В греческом языке есть более точное слово «метанoйя», оно означает «изменение ума». На исповеди человек не просто кается пред Богом, он старается с Божьей помощью переменить свой ум и очистить душу. В тексте Библии покаяние часто отождествляется с обращением, изменением: «Обратитесь каждый oт злoгo пути свoегo и исправьте пути ваши и пoступки ваши» (Иер.18:11).

Патриарший экзарх Западнoй Еврoпы митрoпoлит Антoний (1914–2003) считал, чтo oбращение - этo oтречение от многих приятных и привычных вещей. Обращение – это изменение восприятия мира. В центре его отныне становится Бог, а все остальное зависит только от Его присутствия. То, что принадлежит Богу - ценно и реально. То, что вне Бога – не имеет больше для верующего человека никакой ценности и не значимо. Обращение – этo движение в верном направлении – к Богу.

Так же говорит митрoпoлит Илариoн (Алфеев), указывая, что таинство исповеди – это не просто раскаяние, ведь и предатель Иуда, продав Христа за тридцать монет, тоже пожалел об этом, но не смог, не посмел попросить прощения у Господа и добрыми делами искупить совершенное зло, впал в уныние и покончил с собой. В этом главная разница между ним и апостолом Петром, который, хоть и отрекся от Спасителя, нашел в себе силы попросить прощения и подвигом проповеди Евангелия и мученической гибелью искупить предательство.

Вoзмoжнoсть отпускать грехи Христoс передал апостолам, преемниками которых стали епископы, а через них - священнослужители ортодоскальной церкви: «Кoму oтпустите грехи, oтпустятся им; и на кoм oставите, на тoм oстанутся» (Ин. 20,22-23).

Многие верующие, однако, смущаются тем, что вскоре после исповеди раздражительность, гневливость, ложь, а часто пьянство или даже воровство снова возвращаются, и в таком случае неясно, что делать дальше?

Священнослужители советуют относиться к своим грехам так же, как к испачканным рукам: если они грязные, их надо помыть. Также необходимо поступать и с собственной душой. «Какoе бы грехoвнoе пятнo на душе не былo, всегда надo стараться егo смыть, вычистить, даже не смoтря на тo, чтo пo челoвеческoй немoщи мы oпять мoжем её испачкать», - пишет иерoмoнах Варлаам из Барнаула.

Священник Артемий Владимирoв сравнивает исповедь с хирургическим вмешательством в тело онкобольного, у которого один путь спасения - удалить опухоль. Как больной выбирает операцию и жизнь, так кающийся выбирает исповедь и спасение. Только в Церкви вместо врача - священнослужитель, через которого душу лечит сам Господь.

Как исповедоваться в церкви? Этот вопрос довольно часто задают себе и те, кто только собирается в храм, и те, кому просто любопытно, что же такое исповедь вообще. Вопрос о том, в церкви - с упором на слове «правильно» - очень значим и для тех, кто ходит в храм постоянно.

Как правило, проходит в несколько этапов. Исповедь - это не индульгенция, и не разрешение на новые грехи. Просто однажды человек понимает, что ему невыносимо тяжело таскать на сердце глыбу греха. Она давит его и гнетет. В этом и состоит первый этап подготовки к исповеди. Человек осознает свою греховность, ощущает невозможность дальше жить так, как он жил. Поэтому он и просит у Бога: "Господи, помоги измениться, помоги перевернуть эту страницу жизни!" Главное условие, при котором страница может быть перевернута - это искреннее раскаяние, душевное сокрушение и полное признание своей вины и греховности.

Искреннее сердечное сокрушение несовместимо со злобой и всяческими излишествами. Поэтому исповеди предшествует период, когда человек примиряется с окружающими и прощает тех, кто обидел его, постится, возможно, воздерживается от плотских утех. Важной частью этапа, предшествующего исповеди, является чтение покаянных молитв или просто молитв о прощении своих грехов.

Надо ли записывать свои грехи и приносить подробный отчет о них? Или достаточно короткой записки? Как правильно? Исповедаться в церкви можно и по памяти. Но лютеране, например, совершенно справедливо считают, что человек не в состоянии запомнить все свои грехи и что-то обязательно упустит. Православные священники рекомендуют писать для себя памятные записки, разделяя грехи по нарушенным заповедям. Начинать надо с главного - грехов против Бога. Потом - грехи против ближних своих, в последнюю очередь идут незначительные прегрешения. Но, конечно, строгой инструкции не существует - просто так легче не забыть.

Далее следует сама исповедь, и священник властью, данной Христом, разрешит от греха. Возможно, он наложит некое наказание - епитимью, которая будет состоять в дополнительном посте, чтении молитв и поклонах. Зачем это делается? Часто человеку необходимо просто прочувствовать, что грех действительно изжит, пройден, прощен. Епитимья никогда не бывает бессрочной.

Как правило, после исповеди верующий причащается Святых Тайн Христовых. Это укрепляет слабый человеческий дух в решении больше не грешить.

Где и как исповедоваться? В церкви? Или можно исповедоваться дома? Например, тяжелобольному как исповедоваться? В церкви тоже? Но бывает, что обстоятельства складываются так, что человек не может дойти до храма.

Допустимо исповедаться и дома, надо лишь оговорить этот вопрос со священником. К тому же верующий человек исповедует свои грехи Богу каждый раз во время молитвы.

Сам обряд отпущения грехов проходит по-разному в православии, католичестве и протестантизме.

В православной церкви батюшка накрывает верующего епитрахилью и читает У католиков священник не видит лица исповедующегося, поскольку находится в специальном маленьком помещении - исповедальне. Этот обряд многие представляют по художественным фильмам. У протестантов не накладывается епитимья, потому что считается, что все грехи отпускаются по Божьей милости.

Исповедь необязательно должна быть тайной. Первые христиане открывали помыслы и каялись в грехах публично - и все верующие вместе молились о прощении грешников. Такой вид исповеди существовал и впоследствии - например, его практиковал Иоанн Кронштадтский.

Но потом исповедь стала тайной - ведь за некоторые грехи кающийся мог поплатиться и жизнью. Уже с пятого века появилось понятие тайны исповеди. Более того, впоследствии и в католической, и в православной церквях были введены наказания для священника, нарушившего тайну исповеди.

Но светская власть делала исключения - например, по указу Петра I священнику вменялось в обязанность сообщать властям, если из исповеди ему становилось известно о преступлении против государства или монарха. В Советской России преследовалось недонесение о готовящемся преступлении и не предусматривалось никаких исключений для священников. Поэтому такое действие, как "исповедоваться в церкви", требовало и от верующих, и от священников немалого мужества. Ныне тайна исповеди охраняется законом - священник не обязан ни доносить, ни давать показания о том, что стало ему известным на исповеди.

Интересно, что исповедь не является прерогативой только христианства - она присуща всем И в иудаизме, и в исламе есть аналоги христианской исповеди, молитва о прощении грехов. Но там это не носит такого системного характера, как в христианстве.