Участие гражданина в политической жизни: формы и возможности. Участие гражданина в политической жизни — Гипермаркет знаний

Гражданин – это более узкое понятие, это, прежде всего, лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями. Причем настоящий гражданин рассматривает свои права как обязанности и наоборот.

Гражданство – это политическая и правовая принадлежность лица к конкретному государству или устойчивая политико-правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. Согласно Конституции РФ гражданство России является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные законодательством. В соответствии со статьей 6 Конституции РФ нельзя лишать гражданства или права изменить его. Отношения гражданства регулируются законом «О гражданстве в Российской Федерации».

Гражданин РФ имеет возможность принимать участие в общественных и государственных делах, в решении жизненно важных для себя проблем, используя политические права и свободы, закрепленные в Конституции России. К ним относятся право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; право равного доступа к государственной службе. Реализуя эти права, гражданин РФ, достигший определённого возраста, может стать членом законодательных органов как местного, так и федерального значения, может стать служащим государственного аппарата и т. д.

Каждый гражданин, достигший совершеннолетия, может подавать индивидуально или коллективно обращения или петиции в органы государственной власти и местного самоуправления с предложениями по усовершенствованию законодательства.

Важнейшими политическими правами граждан РФ являются: право на свободу мысли и слова; право объединяться в общественные организации; право собираться мирно, без оружия; проводить митинги и демонстрации.

Осуществляя свои политические права и свободы, российский гражданин имеет возможность оказывать реальное влияние на принятие решений властью, активно участвовать в политической жизни страны

Выборы, референдум.

Термин "избирательное право” обозначает одно из субъективных прав граждан, предполагающие с одной стороны право участия в выборах в качестве избирателя, а с другой стороны самим быть избранным. Участвовать в голосовании можно с 18 лет. Избиратель имеет активное избирательное право, т.е. имеет право избирать. А пассивное избирательное право – это право гражданина РФ быть избранным. Пассивное избирательное право подразумевает возрастной ценз: в Гос. думу может быть избран гражданин 21 года, а на должность президента 35 лет. Ценз – условие допущения или ограничения участия в осуществлении прав. При выборах в Гос. думу и президенты РФ избиратели голосуют на избирательных участках, а организуют выборы, контролируют законность, подсчитывают голоса - избирательные комиссии. Демократические выборы проходят на основе всеобщего, равного избирательного права при тайном голосовании . Участие гражданина в выборах добровольно, ни кто не в праве оказывать воздействие на гражданина с целью участия или не участия его в выборах. Выборы в демократическом обществе периодические, т.е. выбираются лица на 2-4 года. Демократические выборы представительные и окончательные, т.е. только выборы определяют тех людей, которые получают власть. Им никто не может приказывать, они подчиняются КРФ и закону.


Референдум - форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба.

Референдум - важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум - это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомлённостью (информированностью) по данному вопросу.

От того, какую политику ведет государство, во многом зависит жизнь его граждан, поэтому они заинтересованы в том, чтобы участвовать в ней, выражать свое мнение. Право на участие в политической жизни – признак развитого общества, которое заботиться о том, чтобы все его члены могли свободно реализовывать свои интересы. Разберемся, что оно в себя включает и как проявляется.

Формы участия граждан в политической жизни

Конституция Российской Федерации закрепляет право всех граждан нашей страны участвовать в политической жизни. Они могут это делать как самостоятельно, так и через своих представителей. Рассмотрим эти ситуации.

  • выборы и референдумы

Это формы участия, когда каждый человек непосредственно может принять участие в государственных делах, внести свой вклад в решение вопросов, важных для всей страны.

В выборах и референдумах могут участвовать все совершеннолетние дееспособные граждане (то есть с 18 лет). Не разрешается дискриминация по поводу:

  • расы;
  • национальности;
  • пола;
  • возраста;
  • положения в обществе;
  • образования.

Избирательное право имеет не только всеобщий, но и равный и тайный характер, то есть один избиратель может подать только один голос, и сделать это тайно от других людей.

  • государственная служба

Люди, занимающие должности в центральных и местных органах власти, могут непосредственно осуществлять властные полномочия, влияя тем самым на жизнь и функционирование общества.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • обращения

Граждане, желающие обратить внимание власти на волнующие их проблемы, могут лично или коллективно обращаться в органы власти с заявлениями, которые те обязаны рассмотреть в определенные сроки.

  • политические партии

Свобода слова позволяет гражданам создавать партии, разрабатывать свои программы решения тех или иных вопросов и в целом устройства общества. Если такие партии находят поддержку общества, то есть тех групп населения (например, пенсионеров, студентов и т.д.), то они могут выставлять свои кандидатуры на выборах.

  • митинги

Свобода собраний и митингов позволяет людям организовывать массовые выступления, которые выражают протест общества или призыв к чему-либо. Но здесь существуют и ограничения. Например, запрещены экстремистские, имеющие крайне аполитизированный характер (против власти) выступления, которые могут нарушить общественный порядок.

Что мы узнали?

Участие граждан в политической жизни необходимо для того, чтобы каждый человек мог выразить свое мнение, обратить внимание государства на самые актуальные проблемы, повлиять на процесс принятия государственных решений. Оно может быть реализовывано в разных формах. Например, граждане могут участвовать в выборах, референдумах, митингах, обращаться в органы власти. Также они могут оказывать влияние на власть через своих представителей, то есть политические партии.

(параграф 6)

Выборы

Выборы – это процедура избрания кого-либо путем голосования.

Граждане Российской федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Управление государством требует высокого профессионализма, поэтому граждане поручают эту работу своим представителям в законодательных органах. Гражданам принадлежит право решать, кто именно будет представлять их интересы в процессе законотворческой деятельности. Такое решение они принимают на выборах (представительная демократия).

Основные принципы избирательного права в РФ:

Всеобщее избирательное право - это означает, что оно принадлежит всем гражданам, достигшим 18 лет, независимо от их социального положения, пола, национальности, вероисповедания, образования, места жительства. Исключение составляют лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также признанные в судебном порядке недееспособными, т.е. неспособными по своему умственному, психическому состоянию в полной мере осуществлять свои права

Равное избирательное право – каждый избиратель имеет лишь один голос.

Прямые выборы – Президента, депутатов Государственной Думы и законодательных органов субъектов РФ граждане избирают непосредственно. В практике других стран встречаются многоступенчатые выборы, когда граждане избирают выборщиков, а затем выборщики избирают Президента. Президент РФ избирается сроком на 6 лет, Государственная Дума – сроком на 5 лет

Каждый гражданин, согласно Конституции РФ, имеет право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Исключение установлено для тех лиц, которые не могут участвовать в выборах. При этом учитывается возрастной ценз (ограничение):

С 21 года - для избрания депутатом Государственной Думы

С 35 лет, а также проживание в Российской Федерации не менее 10 лет (ценз оседлости) – для избрания Президентом РФ.

Существуют два основных вида избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная.

Пропорциональная система определяет рейтинг политических сил, пропорционально которому между данными силами распределяются места в парламенте. При такой системе избиратели голосуют не за отдельного кандидата, а за партию, которая в зависимости от общего количества набранных голосов распределяет места в парламенте по партийному списку. Например, партия набрала 35% голосов всех проголосовавших, соответственно в парламенте ей принадлежит 35% мест.

Мажоритарная система предполагает, что избиратели голосуют не за партии, а за конкретных кандидатов. При такой системе в парламент проходит кандидат, получивший большинство . Существуют также смешанные системы.

Референдум

Непосредственное участие в управлении делами государства граждане принимают на референдуме.

Референдум - это всенародное голосование по проектам законов и другим вопросам государственного значения. Например, действующая Конституция РФ была принята на референдуме в 1993 г. При проведении референдума действуют те же принципы, что и при выборах депутатов.

Главное отличие референдума от выборов состоит в том, что на референдуме одобряют или не одобряют какое-либо решение, а не голосуют за кандидатов, претендующих на определенные должности, или партии. Вопросы, выносимые на референдум, должны быть сформулированы так, чтобы можно было дать однозначный ответ «да» или «нет».

В Российской Федерации референдум нельзя проводить одновременно с выборами, а также при чрезвычайном или военном положении. Референдум не проводится в последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории.

Выборы и референдумы – это наиболее массовая форма участия граждан в политической жизни.

Другие формы участия граждан в политической жизни:

Право на равный доступ к государственной службе . Государственная служба – это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. На государственной службе находятся должностные лица (государственные служащие), занимающие должности в центральных и местных органах власти, в судебных органах и др.

Согласно Конституции, граждане РФ имеют право на равный доступ к государственной службе. Это означает, что каждый гражданин может занимать любую государственную должность без ограничений в зависимости от расы, национальности, пола, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Это не значит, что любой желающий гражданин может работать, например, в министерстве, областной администрации и т.д. Существует система конкурсов: требования к профессиональной подготовке, определенный порядок назначения на государственные должности.

Граждане России имеют также право участвовать в осуществлении правосудия . Это прав может быть реализовано путем занятия должностей в суде, при наличии соответствующего образования и стажа работы, а также путем участия в правосудии в качестве присяжного заседателя.

- обращение в органы власти – это право обращаться лично, а также направлять коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Это может быть индивидуальное обращение о материальной помощи, а также жалоба, т.е. обращение гражданина с требованием о восстановлении права, нарушенного действием или бездействием отдельных лиц, организаций, органов государства или самоуправления. Это может быть заявление , т.е. обращение, гражданина с просьбой о реализации принадлежащего ему права (например, на получение пенсии). Это может быть также предложение , т.е. такой вид обращения, который не связан с нарушением прав граждан, но в котором ставится вопрос об улучшении деятельности государственного органа.

Законы РФ устанавливают сроки для решения вопросов, поднятых в обращениях граждан.

- участие в собраниях, митингах и демонстрациях также является одним из путей воздействия на власть. Граждане могут собраться для обсуждения каких-либо вопросов, представляющих для них общий интерес. Массовое собрание по поводу злободневных вопросов называются митингами . Нередко на митинги собираются для выражения протеста против политики правительства, действий каких-либо политических сил. Закон разрешает только такие собрания, которые носят мирный характер и не угрожают насильственными действиями против других граждан.

В разных странах существует либо уведомительный, либо разрешительный характер порядок проведения митингов и демонстраций, забастовок. В РФ существует разрешительный порядок, т.е. организаторы акции протеста заранее направляют заявление в местный орган власти, который дает разрешение на проведение этой акции. В случае нарушения такого порядка полиция имеет право применять силу против участников митинга с использованием специальных средств (резиновые дубинки, водометы, слезоточивые газы).

Свобода слова

В Российской Федерации существует право на свободу слова, для реального осуществления этого права необходима гласность: люди должны иметь возможность получать правдивую и полную информацию о работе органов власти, о положении в стране, на международной арене. Для этого необходимо такое условие как отмена цензуры. Цензура - это специальный просмотр газет и журналов, литературных произведений, кинофильмов, текстов радиопередач и телепередач, предназначенных к выпуску. Цензор мог запретить доступ какой-либо информации. Теперь цензуры не существует. Но свобода слова и печати не абсолютна. Законом запрещены: пропаганда войны и насилия, разжигание расовой, национальной или религиозной ненависти, клевета, распространение ложной информации. Таким образом, использование свободы слова налагает и особую ответственность.

Политическое участие в общем смысле - это групповые или частные действия, имеющие целью повлиять на власть, какого бы уровня она ни была. На современном этапе это явление рассматривают как сложное и многомерное. Оно включает в себя большое количество приемов, помогающих оказывать влияние на власть. Участие граждан в степень активности зависят от факторов социального, психологического, культурно-исторического, экономического и другого характера. Индивид реализует его, когда вступает в формальные, упорядоченные отношения с разными группами или с другими людьми.

Политическое участие бывает трех видов:

  • неосознанное (несвободное), то есть то, которое основывается на принуждении, на обычае или на спонтанном действии;
  • сознательное, но тоже несвободное, когда человек вынужден осмысленно следовать каким-то регламентам, нормам;
  • сознательное и одновременно свободное, то есть индивид способен сделать выбор самостоятельно, расширяя тем самым пределы собственных возможностей в мире политики.

Сидней Верба и создали свою теоретическую модель участие первого типа они называют парокиальным, то есть таким, которое ограничено элементарными интересами; второго типа - подданническим, а третьего - партиципаторным. Также эти ученые выделили переходные формы активности, в которых сочетаются черты двух граничащих типов.

Политическое участие и его формы постоянно эволюционируют. Совершенствуются его старые виды и возникают новые в ходе любого социально-исторического процесса, имеющего значения. Особенно это касается переходных моментов, например, к республике от монархии, к многопартийности от отсутствия подобных организаций, к независимости от положения колонии, к демократии от авторитаризма и т. д. В 18-19 веках на фоне всеобщей модернизации происходило и расширение политического участия разными группами и категориями населения.

Так как активность людей определяется многими факторами, то и единой классификации ее форм не существует. Одна из них предлагает рассматривать политическое участие по следующим показателям:

  • легитимное (выборы, петиции, демонстрации и митинги, согласованные с властями) и нелегитимное (терроризм, переворот, восстание или другие формы неповиновения граждан);
  • институционализированное (участие в работе партии, голосование) и неинституционализированное (группировки, которые имеют политические цели и не признаны законом, массовые волнения);
  • имеющие местный характер и общенациональный.

Типологизация может иметь и иные варианты. Но в любом случае она должна соответствовать следующим критериям:

Политическое участие должно проявиться в виде конкретного акта, а не просто на уровне эмоций;

Оно должно быть добровольным (исключение составляют служба в армии, уплата налогов или праздничная демонстрация при тоталитаризме);

Также оно должно завершиться реальным выбором, то есть быть не фиктивным, а действительным.

Некоторые ученые, в том числе Липсет и Хантингтон, считают, что на тип участия непосредственное влияние оказывает тип политического режима. Например, при демократическом устройстве оно происходит добровольно и автономно. А при участие мобилизованное, принудительное, когда массы привлекаются только символически, для имитации поддержки власти. Некоторые формы активности могут даже искажать психологию групп и индивидов. Ярким свидетельством этого служит фашизм и разновидности тоталитаризма.

Вспомните: Какова роль политики в жизни общества? Что означает слово «гражданин»? В чем заключаются права и обязанности гражданина России?

Подумайте: Может ли рядовой гражданин влиять на политику? Кто может участвовать в управлении делами государства? Зачем людям нужны политические свободы?

Мы уже говорили о том, что в зависимости от политики, которую проводит государство, люди живут хуже или лучше. Поэтому все слои общества заинтересованы в том, чтобы государственная политика учитывала их интересы. Политика - это область общих интересов, публичной жизни.

Мнения.

Исследователи общественного мнения предложили ответить на вопрос: «Что нужно для того, чтобы лично вы активнее участвовали в общественной и политической деятельности?» Больше всего было таких ответов: «Уверенность в том, что эта деятельность принесет положительный результат»; «Стремление помочь людям, в том числе попавшим в тяжелую ситуацию»; «Стремление защитить нарушенные права свои, своих близких»; «Возможность повлиять на действия власти, на принятие важных решений».

Каковы возможности гражданина влиять на принятие государственной властью политических решений? Конституция РФ в статье 32 устанавливает, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Выборы, референдумы.

Управление государством требует всестороннего знания положения в стране, высокого профессионализма в принятии законов. Поэтому граждане поручают эту работу своим представителям в законодательных органах. Гражданам принадлежит право решать, кто именно будет представлять их интересы в процессе законотворческой деятельности. Такое решение они принимают на выборах. Голосуя за ту или иную партию, того или иного кандидата, избиратели отдают предпочтение предвыборным заявлениям, программам, которые наиболее соответствуют их интересам. Таким образом, они определяют направленность законодательной деятельности высших должностных лиц.

Избирательное право является всеобщим. Это означает, что оно принадлежит всем гражданам, достигшим 18 лет, независимо от их социального положения, пола, национальности, вероисповедания, образования, места жительства. Исключение составляют лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также признанные в судебном порядке недееспособными, т. е. не способными по своему умственному, психическому состоянию в полной мере осуществлять свои права. Всеобщее избирательное право является признаком демократии. (Вспомните из курса истории, всегда ли избирательное право в нашей стране и зарубежных странах было всеобщим.)

Избирательное право является равным: каждый избиратель имеет лишь один голос.

Выборы в Российской Федерации являются прямыми: Президента, депутатов Государственной Думы и законодательных органов субъектов РФ граждане избирают непосредственно. (Напомним, что в США, например, граждане избирают выборщиков, а затем выборщики избирают Президента. Такие выборы называют многостепенными.) Президент РФ избирается сроком на 6 лет, Государственная Дума - сроком на 5 лет.

Выборы в нашей стране проводятся путем тайного голосования: волеизъявление избирателя происходит в специальных кабинах, и другим лицам неизвестно, за кого этот избиратель проголосовал.

Каждый гражданин, согласно Конституции РФ, имеет право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Исключение установлено для тех лиц, которые не могут участвовать в выборах. Правда, возрастной ценз для избрания в органы власти может быть более высоким (21 год - для избрания депутатом Государственной Думы и 35 лет, а также проживание в Российской Федерации не менее 10 лет - для избрания Президентом РФ). Это право означает, что каждый гражданин может стать кандидатом на избрание, но граждане по своей воле выберут из числа кандидатов наиболее достойных.

Непосредственное участие в управлении делами государства граждане принимают и на референдуме. Так называется всенародное голосование по проектам законов и другим вопросам государственного значения. Ныне существующая Конституция РФ была принята на референдуме 12 декабря 1993 г. При проведении референдума действуют те же принципы, что и при выборах депутатов. Выборы и референдумы - это наиболее массовая форма участия граждан в управлении делами государства.

Право на равный доступ к государственной службе.

Государственная служба - это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. На государственной службе находятся должностные лица (государственные служащие), занимающие должности в центральном и местном аппарате государственного управления, в судебном аппарате и некоторых других органах.

Согласно Конституции, граждане РФ имеют право на равный доступ к государственной службе. Это означает, что каждый гражданин может занимать любую государственную должность без ограничений в зависимости от расы, национальности, пола, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Это не значит, что любой желающий гражданин может работать, например, в министерстве, областной администрации и т. п. Существует система конкурсов: требования к профессиональной подготовке, определенный порядок назначения на государственные должности.

Граждане России имеют также право участвовать в осуществлении, или, как говорят юристы, в отправлении, правосудия. Это право может быть реализовано путем занятия должностей в суде (при наличии соответствующего образования, стажа работы и т. п.), а также путем участия в правосудии в качестве присяжного заседателя.

Обращения в органы власти.

Кроме названных, существуют и другие пути и способы побудить власти оперативно реагировать на экономические, социальные, политические потребности граждан.

Один из таких способов - право обращаться лично, а также направлять коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Среди этих обращений некоторые касаются индивидуальных интересов граждан (крыша течет, а жилищная контора не делает ремонт и т. п.). Это может быть жалоба, т. е. обращение, гражданина с требованием о восстановлении права, нарушенного действием (или бездействием) отдельных лиц, организаций, органов государства или самоуправления (как в приведенном примере). Это может быть заявление, т. е. обращение, гражданина с просьбой о реализации принадлежащего ему права (например, на получение пенсии). Это может быть также предложение, т. е. такой вид обращения, который не связан с нарушением прав граждан, но в котором ставятся вопросы об улучшении деятельности государственного органа, о необходимости и способах решения той или иной конкретной общественной проблемы. Очевидно, что предложения, как и определенные заявления, выходят за рамки индивидуального интереса и касаются решения вопросов, имеющих широкое социальное значение. Обращения в органы власти могут быть направлены любым человеком (в том числе и несовершеннолетним, и иностранцем), а также группой лиц, общественной организацией.

Законы Российской Федерации устанавливают жесткие сроки для решения вопросов, поднятых в обращениях граждан. Государственные служащие, нарушающие их, допускающие волокиту, могут быть привлечены к административной ответственности.

Другие пути влияния на власть.

Воздействовать на политику государственной власти граждане могут также через общественные объединения, политические партии, используя свободу собраний, свободу слова для заявления о своих требованиях к властям или для поддержки тех или иных политических решений.

К числу важнейших прав и свобод человека и гражданина принадлежит свобода собраний, митингов, демонстраций.

Документ.

Из статьи 31 Конституции Российской Федерации:

«Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».

Граждане могут собираться для обсуждения каких-либо вопросов, представляющих для них общий интерес. Собрания могут проходить по месту жительства или работы, в общественных сооружениях (зданиях, стадионах), на улицах, площадях. Массовое собрание по поводу злободневных, преимущественно политических, вопросов называется митингом. Нередко на митинги собираются для выражения протеста против политики правительства, действий каких-либо политических сил или для их поддержки. В речах и с помощью плакатов участники митинга выражают свою точку зрения на происходящие события.

Обратим внимание на то, что существует свобода на проведение лишь мирных собраний и демонстраций, т. е. только таких, которые не угрожают насильственными действиями против других граждан. Законы каждой страны вводят некоторые ограничения свободы собраний. Собрание людей с оружием (даже самодельным) создает угрозу государственной и общественной безопасности, опасность нарушения прав и свобод других лиц. Такую же угрозу представляют собой митинги, на которых людей призывают к насильственному свержению конституционного строя, расовой и национальной вражде. Другие ограничения бывают связаны с необходимостью поддержания общественного порядка: большие скопления людей могут помешать движению транспорта, нарушить покой живущих поблизости граждан.

Понятно, что нужен определенный законом порядок организации собраний и митингов. В разных странах существует либо разрешительный, либо уведомительный порядок их проведения, т. е. организаторы митинга или направляют заявление в местный орган власти, который дает разрешение на проведение митинга, или лишь уведомляют (информируют) о месте и времени его проведения. Но во всех государствах (при любом порядке организации) полиция имеет право применить силу против участников митинга при нарушении ими законов страны. В этих случаях при необходимости могут быть использованы специальные средства (резиновые дубинки, водометы, слезоточивые газы).

Подумайте, какой порядок - разрешительный или уведомительный - полнее отвечает соблюдению прав и свобод всех граждан.

Все сказанное относится также и к уличным шествиям и демонстрациям. Собственно, слово «демонстрация» и означает «шествие» или «митинг», которые дают возможность массового выражения общественно-политических настроений.

Значение свободы слова. В международных документах о правах человека провозглашается: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их». Никто не имеет права препятствовать человеку придерживаться своих мнений. Каждый вправе свободно выражать свое мнение. Человек может искать, получать и распространять информацию и идеи устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения. Причем он может делать это независимо от государственных границ.

Документ.

Из статьи 29 Конституции Российской Федерации:

  • 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова…
  • 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».

Для реального осуществления этих прав и свобод нужно, чтобы политическая жизнь протекала гласно: люди должны иметь возможность получать правдивую и полную информацию о работе органов власти, деятельности политических партий и лидеров, о положении в стране. Ведь для того чтобы иметь собственное мнение о чем-либо, надо об этом знать как можно точнее.

В нашей стране длительное время существовала цензура. Специальное государственное учреждение осуществляло просмотр газет и журналов, литературных произведений, кинофильмов, текстов радиопередач, предназначенных к выпуску. Цензор, осуществлявший надзор, мог не разрешать какую-либо публикацию. Некоторые книги и кинофильмы десятки лет не могли дойти до читателей и зрителей. Теперь цензуры не существует. Чем полнее гарантии свободы слова и печати, тем крепче демократия. Очень важно, чтобы граждане имели право обращаться в органы печати, могли свободно выражать свои мнения и взгляды в газетах и журналах.

Но свобода слова и печати не абсолютна. Ведь если с экрана телевизора или в газете сообщаются неверные сведения о каком-то человеке, подрывающие его репутацию,

это нарушает его права. Но, как мы знаем, никто не должен использовать права и свободы, чтобы ущемлять права других людей. Может быть и так, что информация, сообщаемая с телеэкрана или в печати, настраивает одних людей против других, отрицательно влияет на их поведение, что нередко создает угрозу общественному порядку, здоровью, нравственности населения, безопасности государства. Поэтому закон вводит некоторые ограничения. Всякая пропаганда войны запрещается законом, запрещаются также выступления в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющие собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию. Таким образом, пользование свободой слова налагает особую ответственность. Использующие свободу для клеветы на других людей, распространения ложной информации, побуждения к насильственным действиям могут быть в соответствии с законом привлечены к судебной ответственности.

Опасность политического экстремизма.

Как вы могли заметить, политические свободы не означают возможности осуществления в сфере политики безответственных действий. Любая политическая деятельность может осуществляться лишь в рамках законов и демократических традиций. Однако некоторые лица, а также общественные и религиозные объединения или средства массовой информации нарушают установленные правила, прибегают в своей деятельности к крайним мерам, создающим угрозу для общества, государства, граждан. Такого рода действия принято называть экстремистскими (от лат. extremus - крайний). К ним в нашей стране относят подготовку и совершение действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; подрыв безопасности Российской Федерации; захват или присвоение властных полномочий. Экстремистскими действиями являются создание незаконных вооруженных формирований и осуществление террористической деятельности. Опасными проявлениями экстремизма законы Российской Федерации признают возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национального достоинства; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти, а также по мотивам вражды в отношении какой-либо социальной группы. Это также пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо сходных с нацистской атрибутикой или символикой.

Для противодействия экстремизму необходимо сотрудничество граждан с государственными органами, общественными и религиозными объединениями в защите гражданских прав и свобод, поддержании законности и порядка.

Политика - дело каждого?

Зададимся вопросом: хотят ли люди заниматься политикой? Интересуются ли ею граждане? Однозначного ответа нет: одни интересуются, другие нет.

Факты.

В большинстве стран Европы, как показали исследования, интересующихся и не проявляющих интерес к политике примерно равное количество. Исследования, проведенные в нашей стране, также показывают, что интерес проявляют 48% опрошенных, заявляют, что не интересуются, 50%, а 2% затруднились ответить. При этом меньший интерес проявляют наиболее молодые и самые пожилые граждане, более высокий - средние возрастные группы.

Что же, кроме интереса и желания, необходимо для участия в политической жизни? Любое дело требует определенных знаний. Можно ли себе представить врача, не знающего анатомии и физиологии человека, науки о болезнях и способах лечения? Или инженера, не знающего физики, математики, техники? Ясно, что первое требование к человеку, желающему активно участвовать в политической жизни, - политические знания общественного устройства, государственного строя, политики правительства, различных политических организаций, важнейших событий наших дней. Приобрести эти знания ученику школы помогает изучение истории, курса обществознания, изучение законов своей республики, выступлений выдающихся политических деятелей, книг и статей ученых-политологов, чтение газет и журналов, участие в общественной жизни. Но только знаний недостаточно. Необходимо определить свое собственное отношение к позициям различных политических партий и других организаций. Необходимо умение самостоятельно ориентироваться в политической информации, собирать и систематизировать материал по тому или иному вопросу, верно оценить его. Все эти умения могут быть выработаны при активном включении в общественно-политическую жизнь. Убеждения и политические взгляды человека, знания и умения, опыт его участия в общественной жизни характеризуют его политическую культуру.

Проверьте себя

  1. На митинг, разрешенный органами власти, для охраны порядка были направлены наряды милиции. Во время митинга его возбужденные участники затоптали газоны на площади, поломали ограждения. Кто, по вашему мнению, должен возместить ущерб: организаторы митинга или милиция? Свой ответ аргументируйте.
  2. Согласны ли вы со следующим утверждением: «В свободе печати как в зеркале отражается состояние и уровень развития нашей демократии»? Аргументируйте свой ответ.
  3. Проводимые в России реформы одни газеты оценивают положительно, другие - отрицательно. Считаете ли вы эту «разноголосицу» нормальной? Объясните свою точку зрения.
  4. Раскройте, каким образом использование свободы одним человеком может ущемить права другого. Кто должен нести ответственность за соблюдение прав и свобод гражданина?
  5. Объясните, почему свобода слова, собраний, ассоциаций признается условием нормального развития человека и общества.
  6. Подберите из газет и журналов (возможно из Интернета) материалы, иллюстрирующие основные идеи данного параграфа.