Актуальные темы для исследовательских работ. Исследовательские работы в начальной школе: темы, оформление, примеры

Проектная деятельность - веяние в школьной жизни относительно новое. Родители, а порой и учителя, жмурятся от одного упоминания. Так ли страшен зверь? Кому он служит? И как направить его во благо своего ребенка?

Современные реалии диктуют свои правила: хорошо живет успешный. А успешный тот, кто может ставить задачи, мобилизовать ресурсы, достигать цели, управлять командой и далее по списку. Да, сейчас не каждый взрослый справится со всем этим списком, однако дети наши будут лучше, чем мы. И министерство образования уверено, что качества успешного человека нужно начинать формировать прямо в первом классе.

Что это вообще такое, проектная деятельность? Многие думают, что проект - это доклад. Или реферат. Или, если серьезно, то целое исследование. Проектная деятельность содержит в себе элементы подготовки доклада, реферата и может включать в себя исследование.

Проектная деятельность учащихся - это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, результатом которой становится решение какой-либо проблемы, представленное в виде его подробного описания (проекта).


Методы работы с проектом:

1. Изучение литературы и других источников информации по теме

Не забывайте, что информация может иметь разную степень достоверности, делайте ссылки на источники информации.

2. Наблюдение

Составьте план наблюдения (когда, где, сколько по времени и за чем наблюдать). Запишите результаты наблюдений.

Есть 3 вида опроса: беседа, интервью, анкетирование. Результаты опроса могут быть представлены текстом или в форме диаграмм.

4. Эксперимент

Это проведение серии опытов. Опыт включает в себя создание определенных условий, наблюдение за происходящим и фиксацию результатов. Условия, ход эксперимента, полученные результаты должны быть подробно описаны в работе.

5.Анализ текста

Это процесс получения информации через интерпретацию текста. В тексте можно найти слова с тем или иным значением, средства художественной выразительности, рифмы... Можно сопоставить текст на иностранном языке и его перевод.

Чему учит проектная деятельность

При правильной подаче проектная деятельность дает ребенку хорошие навыки в области целеполагания, понимания "что я хочу" и "зачем это нужно".

Однако, подача частенько страдает. Ну право, не может МарьИванна вложить душу 30 раз за неделю, ее физически на это не хватит. Поэтому и темы попадаются неинтересные, пресные, где развивается единственный, весьма сомнительный навык - терпеть то, что тебе не нравится.

Что делать?

Вникать самим. Не проводить исследования, не писать доклады по ночам, но помогать найти тему, хотя бы расспросив - а что тебе сейчас интересно? Покопаться в увлечениях, показать энциклопедии и взять на карандаш странички, на которых загораются глазки!

Темы исследовательских работ и проектов для младших школьников:

Климат, растения

  • Метеоцентр «Народные приметы» сообщает.
  • Почему в яблоке не прорастают семена?
  • Янтарь — волшебные слезы деревьев
  • Выращивание кактусов в домашних условиях
  • Можно ли вырастить растение в закрытой стеклянной банке
  • Плесень — это тоже гриб!
  • Есть ли в воздухе вода?
  • Разноцветные моря
  • Влияние добрых и ругательных слов на растение: эксперимент
  • Были о пыли
  • Что и почему рисует мороз на стеклах?
  • Почему ночью бутоны цветов закрываются?
  • Где растут мочалки?
  • Лук от семи недуг
  • Опыт с фасолью. Проращивание
  • Органическое земледелие
  • Я не в поле хожу, я хожу по аптеке..
  • Лечат ли комнатные растения простуду?
  • Отчего крапива жжется?

Животные, птицы, насекомые

  • Отличие в поведении больших и маленьких собак
  • Пернатые архитекторы
  • Поможем зимующим птицам
  • Царевна-лягушка, или как я вырастила лягушку сама
  • Почему у камбалы глаза на одной стороне
  • Наблюдения за развитием муравейника
  • Понимаем ли мы животных, или как привлечь бабочек в свой сад
  • Хвала пчеле!
  • Иппотерапия: общение с лошадьми - лучшее лекарство.
  • Бездомные животные - проблема каждого из нас
  • Умеют ли животные считать?
  • Как научить собаку выполнять команды?
  • Почему коты не любят купаться?
  • Почему собаки не любят кошек?
  • Влияние музыки на аквариумных рыб.

Семья, люди, общество

  • Маленькая история о моей большой семье
  • Любимые песни моей бабушки
  • Достопримечательности нашего города
  • Кислородное голодание городских жителей
  • Хорошо в деревне летом: чем деревенская жизнь отличается от городской
  • Какую работу я могу делать уже сейчас?
  • Как организовать свое время?
  • Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором?
  • Русский и европейский снеговик: что общего и в чем различия?

Психо-социальные исследования

  • Как погода влияет на настроение?
  • Почему люди разговаривают во сне?
  • Зачем учителя ставят двойки?
  • Зачем нужны социальные сети?
  • Теория лжи: как заметить, когда человек врет.
  • Что говорят жесты о настроении?
  • Нормы вежливости в разных странах: что общего и в чем различия?
  • Имя и характер связаны: правда или миф?
  • Как работает страх?
  • Как ответить на грубость?
  • Мысль материальна: правда или миф.
  • Что думают одноклассники о желании или нежелании учиться?

Здоровье и питание

  • 5 правил закаливания, которые я испытал на себе
  • Как зарядка влияет на человека?
  • Как мультфильмы влияют на психику ребенка
  • Мой режим питания
  • Опасности двора
  • Чем полезны холод и голод?
  • Полезные сладости без сахара
  • Домашний хлеб
  • Здоровые привычки питания
  • Что полезно есть на завтрак и почему?
  • Откуда в хлебе дырочки

Наука (литература, история, математика..)

  • Молодежный жаргон в речи современных школьников
  • Образ дракона/единорога/.... в детской литературе
  • Единицы измерения в Древней Руси
  • Математические пословицы
  • Приемы быстрого счета
  • Как написать стихотворение?
  • Сказка в музыке.

Другое

  • Как выбрать спелый арбуз
  • Соль - материал для творчества.
  • Скотч - материал на все случаи жизни.

Вконтакте

Исследовательская работа. Что такое исследовательская работа. Исследовательская работа «.». Исследовательская работа на тему. Конкурс исследовательских работ. Исследовательская работа по краеведению. Методика исследовательской работы. Учебно-исследовательский проект. Исследовательский проект «Снегурочка». Исследовательский творческий проект.

Учебно-исследовательская работа учащихся. Исследовательская работа учителя и учащихся. Организация учебно-исследовательской работы. Исследовательские методы и методики. Конкурс творческих и исследовательских работ. Творческая исследовательская работа на тему. Исследовательская работа «Тайна имени». Что такое радуга (исследовательская работа).

Исследовательская работа Тема: «Медведи». Проект исследовательской направленности. Исследовательская работа «Морские свинки». Как подготовить презентацию исследовательской работы. «О наших именах» Исследовательский проект. Исследовательский проект «Я помню. Исследовательская работа на тему: «Что в имени тебе моем.

Исследовательская работа на тему: «Пальмовое масло». Исследовательская работа по теме «Орнамент». Исследовательская работа на тему: «Компьютерный сленг». Исследовательский поект. Исследовательская работа «Откуда мы родом. Исследовательская работа на тему: Почему мы играем в Лего. Исследовательский проект «Родная улица моя».

Подробный план создания исследовательской работы.

Виды исследовательских работ

Текстовые работы

Компьютерные

Визуальные

Конструкторские

Стендовый доклад

Литературный обзор

Рецензия

Научная статья

Научный отчет

Презентации

Видеофильм, слайды

Действующая модель или макет с текстовым сопровождением

Доклад - это устный рассказ (сочинение) на заданную или самостоятельно сформулированную тему.

Научный доклад - это документ, содержащий изложение результатов исследовательской деятельности или опытно - конструкторской работы, опубликованный в печати или прочитанный в аудитории.

Требования к докладу:

Отражается новизна и практическая значимость темы.

Раскрывается основное содержание темы.

Обосновываются выводы и предложения (авторские).

Может иметь форму связного текста или тезисов (публикуются в сборниках по итогам мероприятия: конференции, семинара, симпозиума и т.д.).

Стендовый доклад

Данная форма доклада принята в современной международной практике как наиболее удачная, обеспечивающая легкость и концентрированность восприятия содержания на конференциях, выставках и других мероприятиях.

Для каждой исследовательской работы предоставляется специальный стенд. Материалы, предназначенные для стендового доклада могут быть предварительно оформлены на листе ватмана.В верхней части стенда крепится название работы (840 ×100 мм, шрифт не менее 48), под ним указываются фамилия автора и научного руководителя (шрифт 36), название учреждения, города. В левом углу указывается номер стенда, выделенный при регистрации.

Требования к стендовому докладу

Наглядность. Нацелена на формирование представления о тематике и характере выполненной работы.

Соотношение иллюстративного (фотографии, диаграммы, графики, блок - схемы и т.д.) и текстового материала устанавливается 1:1. При этом текст должен быть выполнен шрифтом, свободно читаемым с расстояния 50 см.

Оптимальность. Количество информации должно позволять полностью изучить стенд за 1 - 2 минуты.

Популярность. Информация должна быть представлена в доступной для участников конференции форме.

Структура стендового доклада

Цели и задачи работы.

Описание сделанного в процессе исследования.

Методы, используемые в ходе исследовательской деятельности.

Основные результаты и выводы.

Благодарности организациям и специалистам, оказавшим помощь в работе.

Методы и результаты исследования целесообразно представлять в графическом или иллюстративном виде.

Литературный обзор

Литературный обзор - краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении из различных источников, с указанием направлений исследований, которые ведут различные ученые.

Порядок работы над литературным обзором

Общее ознакомление с источником информации (беглое чтение или просмотр).

Выделение наиболее важных частей прочитанного.

Составление тезисного плана прочитанного.

Выписывание из текста полных и содержательных цитат с точными ссылками на источник, указать его выходные данные.

Сравнение данной информации с той, которая получена из других источников.

Критическая оценка прочитанного, оформление замечаний только на объективной основе.

В литературном обзоре нужно показать, что его автор знаком с областью исследования по нескольким источникам и способен ставить перед собой исследовательскую задачу.

Подготовка литературного обзора - обязательный этап исследовательской работы, ориентированный на глубокое овладение материалом и обеспечение научной достоверности и обоснованности суждений.

Научная статья

Научная статья - своеобразный литературный жанр. Цель написания научной статьи - обозначение какой - либо научной проблемы и известных способов её решения.

Структурные компоненты научной статьи

Описание проблемы и её актуальности для теории и практики.

Краткие данные о методике исследования.

Анализ собственных научных результатов и их обобщение.

Научный отчёт

Научный отчет - документ, содержащий подробное описание методики и хода исследования, его результатов, а также выводов, полученных в процессе научно - исследовательской или опытно - экспериментальной работы.

Цель научного отчета - исчерпывающе осветить выполненную работу по её завершении или за определенный промежуток времени.

Структура научного отчета

Краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы.

Значимость проведенной работы, её исследовательская ценность и практическая значимость.

Характеристика применявшихся методов исследования.

Описание результатов исследования.

Заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы.

Выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем.

Рецензия

Рецензия (от лат. recensio - рассмотрение) - критический разбор и оценка нового художественного произведения или научной работы.

Рецензия может быть представлена в различных жанрах: критической статьи, эссе, отзыва.

Этапы работы над рецензией

Сбор материала для анализа:

Оценка актуальности затронутой проблемы. Видение данной проблемы в контексте других или всей системы рассуждений.

Оценка композиции исходного текста (реферата).

Оценка стилевого единства изложения.

Написание аналитического текста на основе собранного материала.

Продумывание личностной позиции рецензента:

Формирование целостной эмоц. оценки текста рецензентом (что произвело глубокое впечатление, что наиболее удалось автору и т.д.)

Выбор композиционного решения рецензии

3 части (вступление, основная часть, заключение), их размер, смена микротем в каждой из них. Целостность композиции.

Написание рецензии

Проверка её тематической и композиционной целостности, связности, выразительности, адресности, убедительности авторской позиции

Реферат (от лат. referre - докладывать, сообщать) - 1) краткое устное сообщение или изложение в письменном виде содержания книги, научной работы, проблемы, результатов научного исследования и т.п.; 2) доклад на какую - либо тему, освещающий её на основе обзора литературы и других источников.

Это вторичный текст, создаваемый в результате систематизации и обобщения материала первоисточника, его аналитической переработки .

NB ! Учитель должен помнить, что реферат не является конспектом литературных источников. Жанр этой работы требует от автора анализа используемой информации и самостоятельных выводов.

Принципы организации работы над рефератом

Целесообразно привлекать к такой работе учащихся, склонных к исследовательской деятельности , обладающих аналитическими способностями и критическим мышлением.

Решение о занятии такого рода деятельностью учащийся должен принимать самостоятельно .

Учитель оказывает помощь в выборе темы реферата и консультирует учащегося в процессе работы.

Исследовательская деятельность не должна носить массовый характер .

Приступая к работе учащийся должен знать точные сроки выполнения реферата (они зависят от сложности темы).

Обязательно оговариваются сроки сдачи чернового варианта реферата, выделяется время на доработку и редактирование.

Реферат сдается на рецензию научному руководителю не позднее недели до защиты.

Требования к оформлению реферата должны быть едины для всех и выражены в формальных показателях

Структура реферата

Введение.

Обоснование выбора темы, формулирование проблемы, её актуальность.

Цели и задачи работы.

Предмет и объект исследования, гипотеза (если это реферат исследовательского характера).

Краткое представление первоисточников (кто разрабатывал эту проблему, в каких статьях, какие точки зрения по указанной проблеме существуют, какие тенденции в трактовке проблемы сложились и т. д.).

Объем введения не должен превышать 1 - 2 страницы.

Основная часть.

Структурирование материала по разделам в соответствии с ключевыми понятиями темы, на основе которых раскрывается проблема.

Выстраивание каждого раздела (главы) по типу рассуждения (тезис - аргументы).

Описание сути понятия или проблемы, система аргументации (примеры).

Обязательная расшифровка используемой информации (оформление сносок, комментариев).

Каждый раздел основной части реферата завершается логическим выводом, вытекающим из содержания реферируемых источников, собственной оценкой материала.

Заключение.

Подведение итогов работы, формулирование выводов на основе проанализированных источников.

Подтверждение актуальности заявленной темы (проблемы), её практическая значимость (где можно использовать полученные результаты и т.д.).

Формулирование своей позиции (обобщение).

Обозначение перспектив решения заявленной проблемы (в т. ч. выход на новые проблемы, сформировавшиеся в ходе исследования).

Объем заключения не должен превышать1 - 3 страницы.

Список источников.

Оформляется в соответствии с ГОСТом: в алфавитном порядке, указываются все библиографические данные: фамилия и инициалы автора, название книги, год и место издания, раздел, глава, страница и т.д.

Оценка реферата

При оценивании реферата необходимо учитывать следующие компоненты работы:

глубина и полнота раскрытия темы,

неординарность (свежесть, новизна) темы,

актуальность темы,

научная доказательность (адекватность передачи информации),

структура работы (композиционная целостность),

единство стиля изложения и т. п.

Оформление:

соответствие стандарту оформления (А -4, шрифт 12 кегель, интервал 1,5; поля не менее 2 см., нумерация страниц в правом верхнем углу, начиная с 3-ей страницы) ,

эстетика иллюстративного материала.

Представление на процедуре защиты (в соответствии с требованиями к процедуре защиты)

Рецензия пишется руководителем в соответствии с требованиями к оформлению рецензии и на основе указанных компонентов работы.

Выставляется предварительная оценка.

Проект (от лат. projectus - брошенный вперед) -1) замысел, план; 2) разработанный план сооружения, механизма, схема технологического процесса; 3) предварительный текст какого - либо документа.

Проектирование представляет собой процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого объекта или состояния.

Виды проекта

Монопредметный проект → в рамках одного предмета. Осуществляется в условиях классно - урочной системы.

Межпредметный (междисциплинарный) проект → в рамках нескольких предметов, на основе надпреметных умений и навыков. Осуществляется во внеурочной деятельности.

Надпредметный проект → на стыке областей знаний и за рамками содержания школьных предметов. Осуществляется во внеурочной деятельности, носит исследовательский характер.

Работа над проектом

Этапы

работы над

проектом

на данном этапе

Деятельность

учащихся

Деятельность учителя

Подготовка

Определение темы и целей проекта. Формирование рабочей группы.

Обсуждают предмет проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели.

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке цели проекта. Наблюдает за деятельностью учащихся.

Планиро -

а) Определение источников информации.

б) Определение способов сбора и анализа информации.

в) Определение способа представления результатов (формы проекта).

г) Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности.

д) Распределение задач (обязанностей) между членами команды.

Формируют задачи.

Вырабатывают план действий.

Выбирают и обобсновывают свои критерии и показатели успеха проектной деятельности.

Предлагает идеи, высказывает предположения.

Наблюдает за деятельностью учащихся.

Исследова- ние

Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждение альтернатив методом «мозгового штурма». Выбор оптимального варианта. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т. п.

Выполняют исследование, решая промежуточные задачи.

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся.

Формулиро-вание результатов и (или) выводов

Анализ информации. Формулирование выводов.

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект.

Консультирует учащихся.

Защита проекта

Подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов.

Возможные формы отчета: устный отчет (в т.ч. с демонстрацией материалов), письменный отчет.

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке деятельности.

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа.

Оценка результатов и процесса проектной деятельности

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов, неудач) и их причин.

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок деятельности

Оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использования источников. Определяет потенциал продолжения проекта и качество отчета.

В подготовке научной работы важную роль играет правильно подобная тема. Звучное и актуальное название в сочетании с сильным исследованием позволит обратить внимание слушателей, когда блеклая и заезженная тема будет смотреться «избито» и неинтересно.

Общепринятыми составляющими любой научно-исследовательской работы являются проблема, цель, задачи, объект, предмет и тема. Проблема включает постановку вопроса, который необходимо решить исследовании. Цель характеризует требуемый результат. Задачи отражают шаги, которые необходимо пройти для достижения поставленной цели. Объект - направление исследования, отражающее его суть. Предмет является частью объекта, на котором строится научный труд. Тема для научно-исследовательской работы - краткое выражение единой масли всей работы, своеобразный ракурс исследования.

Грамотная формулировка темы для научно-исследовательской работы очень важна, поскольку именно она первая будет оцениваться комиссией, именно на соответствие темы будет проверяться научно-исследовательская работа, а также именно её актуальность и новизна будет выступать в качестве критерия получения наград или высоких баллов.

Давайте разберёмся как же выбрать интересные темы для научно-исследовательской работы.

Для начала необходимо определить общие правила выбора и формулировки тем .

1. Тема должна быть краткой, лаконичной и законченной . Нет необходимости копировать абзац научной работы в заглавие. При легком просмотре статьи такие заголовки сложны для беглого ознакомления и, в большинстве случаев, полностью не читаются. Формулировки тем научно исследовательской работы обычно включают 5 - 8 слов.

2. Интересная тема может содержать риторический вопрос. Подобные заголовки широко распространены в публицистике и применение их свойственно научным работам гуманитарного направления, где изначально ставится вопрос, а в ходе работы идет анализ и подготовка выводов.

3. Тема должна охватывать чёткие границы и отражать суть работы. Если тема научно-исследовательской работы будет охватывать слишком большую область, а сама работа не раскроет всю суть заголовка, у оценочной комиссии могут возникнуть соответствующие вопросы. Тоже самое может быть при отражении темой лишь части научного труда.

4. Тема должна быть выполнима. Если автор выбирает интересную тематику, он должен быть готов к поиску информации по ней, а также средств достижения поставленной цели, что иногда бывает затруднительно. В информационном поиске рекомендуется использовать не только отечественные, но и зарубежные ресурсы. Инструментальная база может быть предоставлена заинтересованными учебными заведениями или предприятиями.

5. Тема, по возможности, должна быть оригинальной . Наиболее привлекающие внимание темы содержат элемент неожиданности, общественной важности, имеют интригующие формулировки и спорные моменты. Оригинальные темы наиболее интересны. Например, «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ИТАЛИИ - НОВАЯ ЭРА ИЛИ ПУТЬ К ЗАБВЕНИЮ».

6. Если необходимо представить одну из частей более крупной научной работы, то тема должна иметь взаимосвязь с предыдущими работами . Наиболее выигрышным станет перефразирование одной из задач основной работы и использование её в качестве темы.

7. Тема должна быть согласована с научным руководителем или коллегами. Если есть возможность, рекомендуется согласовать тему исследования с более опытным коллегой или научным руководителем.

8. Тема может содержать 2 названия - теоретическое и творческое. Теоретическое название является формальным и содержит логично сконструированный текст. Творческое название более понятно обывателю, содержит образы и эмоционально описывает работу. Например, «Как повысить эффективность (Оценка экономического роста предприятия)». Также возможны пояснения, например, «Оценка экономического роста предприятия (на примере ООО «Арена»)».

9. Тема работы может уточняться. Во время и после написания исследовательской работы возможно переформулирование темы, вплоть до кардинального изменения.

10. Подбор темы работы может быть обусловлен тематическими, ситуативными и/или временными факторами. Необходимо иметь общее представление об актуальности тематики и её востребованности в научном сообществе.

11. Тема должна быть интересна самому автору.

Теперь перейдем непосредственно к порядку выбора интересных тем для исследовательской работы :

1. Выбор направления исследования. В качестве основы можно использовать различные классификаторы, такие как, ВАК, УДК и пр. близкие автору. Например, Физико-математические науки: Лазерная физика.

2. Поиск подходящей информации, касающейся данной тематики. Знакомство с первоисточниками - начальный этап подготовки исследования. В нашем случае можно воспользоваться интернет-поиском, введя запрос «Лазерная физика новости» или «Laser physics news».

3. Получив несколько тематик, необходимо оценить возможность их реализации на практике в своём научно-исследовательском проекте. Помимо этого, необходимо определить, какая работа будет по своей сути: продолжение исследования, опровержение гипотезы, теоретический обзор и др. Тогда связь «работа-тема» будет находится в 3х областях, фантастической (несуществующей), эмпирической (опытной) и теоретической (анализ, исследование). Для примера, наиболее удобная теоретическая тема «Физические основы работы лазера».

4. После подбора общей тематики, начинается сбор материала и проведение исследования.

5. Корректировка темы согласно подготовленного материала. После написания работы и применения правил по выбору темы, исходя из содержания, у нас получилась следующая формулировка заголовка исследования «Физические основы работы жидкостных лазеров. Перспективы и особенности применения».

Напоследок несколько секретов выбора интересных тем для научно исследовательской работы:

1. Опирайтесь на зарубежный опыт. Аналитический обзор зарубежных достижений дает хорошую основу для выбора темы. Помимо этого, Вы будите использовать перспективные и современные достижения, что очень ценится в международном научном сообществе.

2. Не стесняйтесь изменять тему по ходу написания работы.

3. Следите за новостными трендами. То, о чем говорят в новостях актуально и нередко требует научного обозрения.

Надеемся, представленный материал был интересен читателю и теперь Вы имеете представление о тои, как подобрать интересные темы для научно-исследовательской работы . Интересных тем и научного роста!