Конспект занятия «Стройка и строительные профессии. Обучение машинистов, копровщиков, стропальщиков, вышкомонтажников и других специалистов

Многие мальчики в детстве завороженно наблюдали за работой и перемещением строительной или военной техники. Причудливые ощутимая мощь завораживают даже с солидного расстояния. Впрочем, грезить о специализированной тяжеловесной технике многие юноши не перестают и в том возрасте, когда пора подумать о выборе профессии. Чем занимается машинист экскаватора и какие обязанности имеет этот специалист?

Как получить эту специальность?

Для того чтобы работать машинистом экскаватора, необходимо иметь профильное средне-специальное образование. Лица, закончившие колледж по родственной специальности, могут пройти курсы повышения квалификации, которые длятся несколько месяцев. Что касается карьерного роста - перспективы всегда есть. Машинист экскаватора может иметь от 4 до 6 разряда. Нередки также случаи, когда экскаваторщики с большим опытом работы после очередного повышения квалификации (на специализированных курсах) без труда устраиваются механиками. Также можно попробовать найти работу в сфере разработки и производства строительной техники, но для этого желательно наличие высшего профильного образования, которое можно получить заочно во время работы.

Особенности профессии

Нетрудно догадаться, что машинист экскаватора осуществляет управление землеройной техникой. Но на этом его обязанности не заканчиваются. Периодическое техническое обслуживание и мелкий ремонт при условии, что экскаватор не находится на гарантии производителя, также являются Важно понимать, что работа на тяжеловесной строительной технике сопряжена с высокими рисками и большой ответственностью. Экскаваторщик не имеет права ошибаться, он должен отлично помнить правила техники безопасности, уметь визуально определять расстояния между объектами с высокой точностью и обладать хорошей реакцией. Эта работа предназначена для людей с устойчивой психикой, так как в любой экстренной ситуации тяжесть последствий во многом зависит от того, насколько быстро экскаваторщик успеет отреагировать. Начать же свою карьеру выпускнику средне-специального учреждения придется с должности экскаватора". Такая стажировка просто необходима: даже если студент учился прилежно, многое о технике и особенностях работы ему только предстоит узнать на практике.

Выгодно ли работать в этой сфере?

Уровень колеблется в зависимости от специфики работы и регионального фактора. Средние цифры для провинции - от 25 тысяч рублей. А вот в столице этот же специалист получит уже 50-60 тысяч рублей и это только средняя нередко и 100 тысяч рублей получает машинист экскаватора. Москва - это город больших возможностей и высоких цен, поэтому такая разница неудивительна. Приятна эта профессия разнообразием графиков, без труда можно найти вакансию со стандартной чередой рабочих/выходных - 2/2. Совсем нетрудно устроиться работать и вахтовым методом, также в некоторых компаниях практикуется работа в ночную смену. Но не стоит думать, что машинист экскаватора - легкая профессия. Условия труда сложно назвать комфортными даже при управлении современными машинами. Впрочем, это дело вкуса и, возможно, в этом действительно есть какая-то своя романтика.

Что делает экскаватор экскаватором? Конечно, ковш!
При существующем множестве экскаваторов разных производителей и разных размеров можно только предположить, какое количество различных ковшей существует в мире для них. Иногда, несмотря на, казалось бы, простоту вопроса, правильно выбрать ковш сложно. Как мы можем узнать – какой ковш подходит для определенного экскаватора в определенных условиях эксплуатации? Давайте разберемся…

    Материалы, с которыми приходится работать ковшу, имеют ряд характеристик, которые надо учитывать при выборе ковша. Забегая вперед, заметим, что существуют различные типы ковшей, предназначенные для работы с определенными группами материалов. Для правильного выбора ковша необходимо знать не менее трех характеристик материала:
  • плотность (измеряется в т/м 3);
  • абразивность, т. е. способность материала «истирать» металл ковша;
  • связность грунта (когезия).

Плотность грунта зависит от его структуры, абразивность – от твердости материала или от твердости компонентов грунта. От связности грунта зависит коэффициент заполнения ковша: например, при правильной выемке влажной глины ковш будет заполнен «с горкой», а сухой песок не будет лежать в ковше «горкой», и коэффициент наполнения ковша песком будет меньше, чем при выемке глины.

В зависимости от ожидаемой производительности (т. е. количества грунта или материала, который мы хотим переместить с помощью экскаватора) мы определяем полезную нагрузку (грузоподъемность) ковша. Когда мы определились с производительностью/ грузоподъемностью, нам необходимо знать, на какое расстояние необходимо переместить грунт экскаватором – это поможет определить длину стрелы и рукояти и соответствующее соединение рукоять–ковш (существуют разные типы этого соединения). Только после этого мы можем выбрать экскаватор, который нам подходит в данном случае, потому как он должен обеспечивать грузоподъемность грунта/ материала, ковша и устройства быстрой смены навесного оборудования (если есть необходимость) при максимальном вылете стрелы и рукояти. Сумма этих трех компонентов определяет рабочий вес (фактический вес, который может поднять экскаватор на полном вылете), который указывают производители экскаваторов в своих брошюрах. (В данном контексте автор приводит термины и определения не по ГОСТу, а так, как их трактуют производители техники. – Прим. ред.)

Зная плотность материала и связность грунта, мы можем определить вместимость ковша (объем) по следующей формуле:

Вместимость ковша = Грузоподъемность/ (Коэффициент заполнения х Плотность).

    Структуру материала, его состав и абразивность также учитывают при выборе ковша, зубьев, режущих кромок и других компонентов. От правильного выбора материала ковша и указанных компонентов зависит его ресурс. Например, компания Caterpillar выделяет четыре основные группы ковшей:
  • экскавационный для выемки/ копания рыхлого среднеуплотненного грунта, например, это может быть земля, суглинок, глина, гравий или галька;
  • «экстремально» экскавационный для работы с уплотненными среднеабразивными материалами (смесь земля–скала–песок–гравий–глина, мел, низкоабразивные породы);
  • скальный для твердого и абразивного материала – скальных пород, известняка;
  • скальный для тяжелых условий работы (высокоабразивные породы, например, гранит, базальт).

Мы описали лишь самые общие и простые принципы подбора ковшей. На практике следует всегда учитывать систему полностью (экскаватор–самосвал–бульдозер и т. д.), потому что в этой цепочке существуют другие лимитирующие факторы.

Редакция благодарит московское представительство компании Caterpillar за помощь в подготовке статьи

История экскаватора

Экскаватор - землеройная машина, оснащенная ковшом. Предназначена для разработки грунтов и погрузки сыпучих материалов на грузовой транспорт. Но экскаватор может выполнять и несвойственные ему функции, например, забивать сваи или выполнять снос аварийных зданий.

Слово «экскаватор» является производным от латинского «excavo», означающего «вынимаю, долблю». Отсюда выходит основное определение экскаваторов, как ведущего типа землеройных машин, главное предназначение которых состоит в разборке массива мягких горных пород или раздробленных скальных.

Идея постройки землеройной машины принадлежит Леонардо да Винчи, который ещё в начале XVI века разработал схему прототипа современного экскаватора-драглайна. Известен эскиз грейфера для землечерпалки, созданный им в 1500 году, позднее да Винчи принимал участие в строительстве каналов в Миланской долине при помощи своего изобретения. Но есть исторические факты того, что в 1420 году, в венецианском издании «Кодекс Джованни Фонтана» был опубликован текст с упоминанием землеройной машины, использовавшейся для углубления дна каналов и расширения морских гаваней.

Ещё некоторое время Италия, а именно Венеция, активно развивала экскаваторное дело - машины были необходимы для очистки венецианских каналов. Далее изобретение получило развитие во Франции и в Америке.

В 1795 году известный американский изобретатель, создавший первый практически пригодный пароход, Роберт Фултон сконструировал и первый четырехколесный грейдер-элеватор. Однако испытана машина была только через 70 лет на строительстве дорог в Америке. Но в 1796 году на дноуглубительных работах в английском порту Сандерленд была применена ковшовая драга с приводом от паровой машины. Построена она при участии изобретателя паровой машины Джеймса Уатта. За один рабочий ход ковши доставали со дна гавани до полутора тонн грунта, что примерно в 4 раза превышало производительность ручной драги.

Большой вклад в развитие технологии экскаваторостроения внести французы: в 1860 году инженер М. Кувре создал сухопутный цепной многоковшовый экскаватор с двигателем 15 лошадиных сил. Он был испытан на строительстве дороги Седан-Тионвиль, а позднее работал на сооружении Суэцкого канала. А уже 1862 году на улицах Парижа появился первый паровой каток с обеими ведущими осями. Изобретателем машины был механик Балейсон. Однако паровые катки большого распространения не получили. Ведь для поддержания необходимого давления в его котле требовалось сжигать 60- 80 килограммов топлива в час.

На территории США дальнейшим стимулом к совершенствованию подобной специализированной техники послужило активное железнодорожное строительство, развернутое в 30-х годах XIX века.

Дефицит рабочих рук и сложность выполнения труда подвигли американца Отиса в 1832-1836 годах разработать и воплотить в жизнь проект первой землеройной машины. Одноковшовый экскаватор (рис.1) предназначался для ускорения работ и облегчения сложного труда при прокладке железных дорог. Для Америки того времени это имело особое значение, так как экономика страны и прибыль многих компаний напрямую зависели от плотности железнодорожной сети.

Интерес к машине Отиса, созданной в 1836 году был велик. Безусловно, она была далека от совершенства: имела двигатель на пару и небольшой по размерам ковш, могла передвигаться только по железнодорожным путям и обладала малым углом поворота. Тем не менее, данные «недостатки» с лихвой окупались на практике, так как внедрение экскаватора позволяло заменить труд 50 человек, а усовершенствованные позже машины были способны заменить до 180 рабочих.


В Германии применялись «строительные локомобили», оснащенные одноканатными грейферами (рис.2).

Землеройные машины активно развивались во второй половине 19-го века, т.к. активно строились железные дороги и каналы, потому стали появляться новые экскаваторы, более усовершенствованные модели. Только Россия по старинке использовала ручной труд, и лишь во время строительства Транссибирской магистрали стали применять экскаваторы. Первый российский экскаватор был выпущен на Путиловском заводе в 1902 году. Это был железнодорожного типа неповоротный экскаватор, оснащенный съемным ковшом 1,5 куб. м и 2,3 куб. м, и его производительность составляла в час 100-290 куб. м.(рис.3). Также иногда в строительстве применяли плавучие неполноповоротные экскаваторы, оснащенные прямой лопатой.


Дальнейшее развитие землеройной техники происходило повсеместно и имело лавинообразный характер. Возникали все новые типы и конструкции экскаваторов как в «Старом Свете», так и других странах, в том числе и в России.

Освоение гусеничных тракторов позволило уже в начале 20 века использовать их как базу для землеройных машин, которые стали широко применяться при строительстве дорог, водных путей, в горнодобывающей промышленности.

Применение новых машиностроительных технологий во второй половине ХХ века позволило существенно усовершенствовать экскаватор, наряду с разработкой дополнительного оборудования он стал действительно универсальной машиной.

Каждая работа требует к себе опыта и внимательного отношения для получения максимальной результативности, особенно, если дело касается управления многофункциональной техникой. Многие, наблюдая, как легко осуществляет сложнейшие операции высококвалифицированный машинист экскаватора, считают, что управиться с чудо-техникой сможет каждый. Но это совсем не так.

Например, от скорости погрузки грунта в грузовик зависит прибыльность всего рабочего процесса. Оператор должен владеть определенными навыками, опытом и знаниями. Потому работа машиниста экскаватора доступна далеко не всякому, а лишь тем, кто с успехом завершил обучение и получил после сдачи экзаменов надлежащие документы. Только квалифицированные и опытные специалисты смогут эффективно выполнять работу на экскаваторе.

Машинист экскаватора-погрузчика - каким видят работодатели потенциального кандидата?

Такая должность, как машинист экскаватора погрузчика, весьма востребована на современной бирже труда. Вакансии предлагаются разные, с самыми различными требованиями к претендентам и с самыми разнообразными условиями работы. Основными общепринятыми требованиями являются: опыт работы, уровень квалификации и наличие определенного разряда. Иногда к этим требованиям добавляются дополнительные - место проживания, возраст, умение управления определенной маркой техники.

Среди основных условий работы выделяют: место работы, режим, оформление и, конечно, самое главное - заработная плата. Зачастую от места работы зависит ее режим, как, к примеру, в случае с трудоустройством вахтовым методом. Именно вахтовый метод предусматривает дополнительные условия: питание, проживание, оплата дороги к месту трудоустройства и прочие специфические, но немаловажные, нюансы. Среди множества вакансий водитель экскаватора обязательно сможет найти наиболее подходящие условия.

Иногда оператор экскаватора долгое время не может найти подходящую свободную должность. В основном это обстоятельство знакомо новичкам, которые только закончили обучение и не обзавелись еще, в силу обстоятельств, опытом работы. А практически все вакансии требуют-таки его наличия. Ситуация достаточно непростая, но путь для ее решения все же есть. Этот путь - рассылка резюме, чтобы выбирал и обращался работодатель, ведь самому найти свободную должность тяжело - везде обязательным условием выступает опыт.

Как оплачивается труд машиниста экскаватора погрузчика и какие возможности открываются перед лицами, окночившими курсы

Конечно, самым оптимальным вариантом было бы выбрать такие курсы обучения, где после их успешного окончания предлагается трудоустройство по специальности. Еще одним способом решения проблемы с подбором вакансии при отсутствии опыта является должность ученика. Если выбор остановился на варианте размещения резюме машиниста экскаватора, следует учесть несколько основных моментов относительно вносимых данных. В резюме нужно указать образование, специальность, годы, когда проходило обучение, места работы, профессиональные навыки, опыт и дополнительные данные (различные разрешения, возможность командировок, личные качества и другое).

По завершению обучения специальности, каждому оператору присваивается определенный разряд, который можно повышать, набираясь опыта работы и проходя экзамены курсов повышения квалификации. Во многих заявках на вакансии разряд машиниста экскаватора играет значимую роль. Максимальный профессиональный уровень оценивается восьмым разрядом. Для каждого из разрядов существуют свои требования к знаниям и умениям, а также допуски к конкретным типам техники и определенным операциям. Например, профессия машиниста экскаватора, имеющего четвертый разряд, разрешает осуществлять управление погрузочно-землеройной машиной с одним ковшом, вместимость которого не превышает 0,4 кубических метров. Разрешается заниматься разработкой грунта и горной массы, перемещение и погрузка.

В целях бухучета с 2002 года была установлена специальная классификация основных средств, которые включены в амортизационные группы, она получила сокращенное название ОКОФ. Так, каждый ОКОФ экскаватора обозначает свой тип оборудования, что весьма удобно при проведении бухгалтерских расчетов. В каждой организации зарплата машиниста экскаватора рассчитывается примерно по одному и тому же принципу. А вот размеры оклада могут значительно отличаться.

На фактор разницы заработной платы влияет множество условий, не последним из которых является разряд оператора машины. По данным аналитических исследований российской трудовой биржи, нижняя планка среднего оклада составляет всего двадцать тысяч рублей, зато верхняя - целых восемьдесят тысяч. Если брать конкретно столицу, там средний показатель оклада около сорока пяти тысяч рублей. Вопреки аналитическим данным, можно встретить предложения вакансий (преимущественно в варианте вахты) с заработной платой от ста тысяч рублей.

Строительство, сельскохозяйственные, земельные и дорожные работы - где только не используется спецтехника! Самые различные машины со специфическим назначением, агрегатами и устройствами, разного размера: от маленьких погрузчиков-паллетов до карьерных Белазов. Для управления каждой из них нужны особые умения и навыки. В этой статье рассматривается должностная инструкция машиниста экскаватора: чем он занимается, где необходима его работа, что нужно для того, чтобы им стать.

Чем занимается машинист экскаватора

Экскаватор - вид самоходной специализированной техники, оснащен одним или несколькими управляемыми ковшами, передвигается на колесном или гусеничном ходу. Управление этой техникой - обязанность машиниста. Это не только водитель, но и ремонтник, и манипулятор в одном лице. Используются эти машины и в работе по городу, и на отдельных строительных объектах, и за пределами поселений. Основная задача экскаватора - разработка грунта, полезных ископаемых, рытье каналов и траншей, погрузка сыпучих грузов. Должностная инструкция машиниста экскаватора подразумевает умение работника работать со всеми видами пород и в любых условиях окружающей среды, будь то огромное поле с вязкой почвой или многомиллионный город с вечными пробками.

В каких отраслях используются экскаваторы

Мечта всех маленьких мальчиков - работа на огромных спецмашинах. Такая работа тождественна чуть ли не труду супергероев в детских глазах. А чем же на самом деле занимаются эти люди? Что предписывает должностная инструкция машиниста экскаватора в реальных условиях труда? В каких отраслях необходима работа данного специалиста и управляемой им техники? Это прежде всего:

  • Строительство. Выкопать котлован под новое здание, погрузить грунт в грузовик, чтобы вывезти с территории, погрузить в тот же грузовик щебень, необходимый на стройке, и прочее.
  • Дорожные работы. Снять старое асфальтовое покрытие, погрузить его в грузовую машину, погрузить новую бетонную или асфальтовую смесь, выкопать траншею для замены труб или прокладки подземных коммуникаций.
  • Карьерные работы. Разработка месторождений полезных ископаемых, погрузка руды.
  • Сельскохозяйственные работы. Работа в поле, на зерновых складах и прочее.

Где только не используется данная спецтехника! Отдельную машину вызывают и владельцы частных домов для собственных нужд, и муниципальные службы. Даже очистка водоемов или создание искусственных водохранилищ не обходится без работы данного специалиста.

Основные положения инструкции

Должностная инструкция машиниста экскаватора подразделяется на несколько разделов. В каждом из них освещаются важные трудовые моменты данного специалиста. Первый раздел - основные положения должностной инструкции машиниста экскаватора 2017 года - наиболее новой версии документа на данный момент.

Машинист экскаватора назначается на должность и увольняется с нее по приказу руководителя компании. Если в компании есть должность главного инженера, обычно подбором кандидатов на это место и их тестированием занимается именно это должностное лицо.

Относится машинист экскаватора к категории рабочих. Для его трудовой деятельности не требуется высшее образование. Однако для работы по этой специальности необходимо получение специального удостоверения о присвоенном работнику разряде. Зависит разряд от опыта, длительности работы и умений.

Задачи и функции работника

Должностная инструкция машиниста экскаватора-погрузчика предписывает работнику следующие задачи и функции в процессе труда:

  • разработка грунтов, полезных ископаемых, горных пород;
  • осуществление работ, связанных с погрузкой и разгрузкой сыпучих грузов, вскрытием дорожных покрытий, переэкскавацией;
  • перемещение грузов в пределах складских помещений или карьеров;
  • управление экскаватором и его техническими узлами, планировка работы;
  • регулировка и настройка технических узлов и механизмов машины;
  • обеспечение технически правильной работы машины и механизмов, соблюдение технологий различных работ;
  • погрузка породы и очистка от нее транспортных средств, железнодорожных составов;
  • очистка железнодорожных путей от завалов;
  • разработка грунта послойно или по сортам;
  • проверка заземления и подключения силовых кабелей;
  • заправка горючим, смазочными материалами, техническими жидкостями и водой экскаватора;
  • постоянное наблюдение за состоянием деталей, технических узлов, показателями на приборной панели, прочностью страховочного оборудование;
  • регулярный технической осмотр состояния машины, ремонт и очистка по мере необходимости.

Образование, знания и умения работника

Согласно должностной инструкции, для машиниста экскаватора одноковшового и других разновидностей машин не требуется высшего образования. Обучают этому ремеслу в техникумах, колледжах и ПТУ. То есть вполне достаточно среднего профессионального образования с получением по окончании обучения удостоверения с указанным разрядом. В процессе обучения специальности работник должен получить следующий набор навыков и знаний:

  • особенности устройства обслуживаемой техники, ее разновидности;
  • технические характеристики экскаваторов разных видов;
  • принципы работы отдельных частей машины;
  • правила балансировки, правильного положения и установки в рабочее состояние;
  • режимы работы, при которых достигается наиболее рациональный расход ГСМ, топлива и износ технических узлов;
  • правила разработки различных пород в различных окружающих условиях;
  • умение различать грунт, породу, полезные ископаемые;
  • правила передвижения в различных условиях: городские, полевые, пересеченная местность, складские помещения;
  • правила работы с различными породами, умение их отличать и выбирать способ работы, знание физических свойств конкретных пород, грунта;
  • правила погрузки в различные транспортные средства;
  • умение вести техническую и отчетную документацию;
  • умение оперативно выявлять причину поломки и устранять ее;
  • правила техники безопасности.

Ниже приведен отрывок из должностной инструкции интересующей нас профессии.

Личные качества работника

Любая работа требует от претендента определенных личных качеств, которые помогают в трудовой деятельности, а иногда являются неотъемлемым условием приема соискателя в организацию. Должностная инструкция машиниста экскаватора в строительстве и других сферах рекомендует принимать на работу претендентов со следующими чертами характера и физическими показателями:

  • ответственность;
  • исполнительность;
  • физическая выносливость и сила;
  • устойчивость к тяжелым погодным условиям;
  • быстрая реакция на внешние раздражители.

Обязанности работника

Машинист экскаватора имеет ряд обязанностей перед своим работодателем, законодательством и обществом в целом. Общий спектр обязанностей можно представить следующим списком:

  • выполнение всех задач и функций, предусмотренных данной должностной инструкцией, а также трудовым договором;
  • выполнение требований техники безопасности на рабочем месте;
  • выполнение требований противопожарной безопасности;
  • выполнение требований по работе с машиной, технических требований ее производителя;
  • соблюдение норм и правил законодательства (трудового, административного, уголовного и других);
  • четкое выполнение инструкций непосредственного начальника.

Права работника организации

Помимо обязанностей, у работника имеется ряд прав, которые должен соблюдать работодатель. Если установленные права не принимаются к сведению, работник может пожаловаться в трудовую инспекцию и даже обратиться в суд. Машинист экскаватора имеет право на:

  • ежегодный оплачиваемый отпуск, больничный в случае заболевания, дополнительный неоплачиваемый отпуск в случае необходимости;
  • наличие и исправность оборудования, необходимого в работе;
  • наличие инструментов и запасных частей, топлива и смазочных жидкостей, необходимых для выполнения должностных обязанностей;
  • соблюдение норм техники безопасности и пожарной безопасности со стороны работодателя;
  • возможность участвовать в принятии решений по улучшению трудового процесса.

Ответственность работника

В зависимости от проступка и степени виновности к работнику могут быть применены санкции различного вида и степени тяжести. Машинист экскаватора - человек, управляющий техническим устройством повышенной опасности. При этом опасна не только сама машина (своими габаритами и специальными техническими узлами), но и последствия неправильной работы на ней. Если работник просто прогулял работу, не вышел или опоздал без уважительной причины, ему может быть объявлен выговор. Если ситуация повторяется систематически - штраф, удержание заработной платы, а также увольнение.

В случае причинения вреда материальным ценностям, принадлежащим работодателю, муниципальным и государственным структурам, другим физическим и юридическим лицам, работника могут обязать возместить ущерб, а также применить административное и даже уголовное наказание по решению суда.

Разряды профессии

Степень профессиональной подготовки и условия работы позволяют разделить специалистов по нескольким разрядам. Существует в этой профессии 4, 5, 6, 7 и 8-й разряды. Каждый из них дает специалисту допуск к работе с определенной разновидностью экскаватора. Так, машинист с четвертым разрядом может управлять экскаватором с одним ковшом вместимостью до 0,4 кубического метра. Должностная инструкция машиниста экскаватора 5 разряда немного шире в плане подконтрольной техники. С пятым разрядом можно управлять машиной, обладающей следующими характеристиками:

  • экскаватор с одним ковшом, объем которого находится в пределах от 0,4 до 2,5 кубического метра;
  • экскаватор с удлиненным оборудованием и ковшом, объем которого составляет 2 кубических метра;
  • цепной или роторный многоковшовый экскаватор с максимальной производительностью до тысячи кубических метров в час.

Должностная инструкция машиниста экскаватора 6 разряда еще больше расширяет список оборудования, которое может использовать работник:

  • экскаватор, оснащенный одним ковшом с объемом до 4,6 кубического метра;
  • машина, на которую установлено удлиненное оборудование с одним ковшом до 4 м 3 ;
  • роторный и цепной экскаватор с несколькими ковшами, обладающий производительностью до 2500 м 3 ;
  • многоковшовый экскаватор с установленным специализированным оборудованием.

Чем выше разряд машиниста, тем выше его профессионализм, тем большим опытом он обладает.

Должностная инструкция помощника машиниста экскаватора

Порой в работе без помощника просто не обойтись. Чем сложнее техника, тем больше "рук" требуется для управления ею и контроля за показаниями приборов. При выполнении определенных типов работ машинисту дают помощника, который находится в его полном подчинении и обязан выполнять все его инструкции.

Функций у помощника гораздо меньше, чем у машиниста. Обычно на эту должность берут учащихся последних курсов, стажеров или работников без опыта. Должностная инструкция помощника машиниста экскаватора ЭКГ подразумевает за работником меньшую ответственность в работе с данной техникой, при условии, что им были в точности соблюдены все указания непосредственного начальника.