Змея в китайской мифологии. К чему снится мертвая змея? Сонник психолога К.Юнга

Татуировка змеи завораживает своей красотой и символичностью. С помощью нашей статьи и захватывающих фото с эскизами вы сможете подобрать оптимальное изображение с подходящим значением.

В древние времена змею уважали, ценили и считали ее центром Вселенной. Несмотря на невзрачный вид, восхищались ее грацией и красотой. Племена поражались скоростью атаки и змеиным чутьем, словно она могла предсказать каждый шаг своей жертвы. Ее ядом лечились, смазывали наконечники стрел, что здорово помогало в битвах. Если человек выживал после ее укуса, считалось, что он побывал в ином мире.

Возможно, ни один хищник не был настолько позитивным, несмотря на свою агрессивность. Только с приходом христианства змею обвинили в искушении Евы и сделали виновницей человеческого грехопадения. Однако в татуировках такой смысл не присутствует. Библейская история подарила ей новую символику (положительную): познание, сексуальность, обольщение.

У каждого народа было свое представление об опасном животном, поэтому значение тату змеи достаточно обширное:

  • Животное олицетворяет вечность и цикличность жизни. Согласно индейским поверьям, когда небеса рухнули на землю, змей разъединил два мира, и до сих пор поддерживает облака. Ацтеки предполагали, что два главных бога превратились в изворотливое животное и разорвали на две части страшное чудовище. С одного куска они сделали землю, а с другого — небо. Греки считали, что за цикличность жизни и смерти отвечает Уроборос. Он находится во Вселенной, и каждый день съедает свой хвост, а тот постоянно вырастает и обновляется. Такая татуировка змеи олицетворяет вечность и постоянство, а в Африке была древним символом солнца. Если хищница сбрасывает свою кожу — символ обновления и воскрешения, омоложения и долголетия . Такое изображение делают личности, решившие кардинально поменять свою жизнь, пересмотреть ценности. Нательная картина огненной змеи — очищение или знак хорошего начала.
  • Символ защиты и безопасности. Индейцы верили, что существует путь в потусторонний мир, однако вход охраняют люди-змеи. Если к ним обратиться за помощью, то они обязательно помогут. Возможно, поверья и стали причиной появления различных эмблем. Животное обвивается вокруг колоса — служба защиты растений, вокруг жезла бога Гермеса — знак торговли, вокруг чаши — символ медицины. Рисунок змеи может быть талисманом, к примеру, Уроборос.
  • Плодородие, женское начало, символ домашнего очага. Татуировку двух змей, что обвивают друг друга, наносят в знак сильной любви или дружбы. Древние племена верили — пресмыкающееся может вызвать дождь и уберечь их поля от засухи. Индейцы поклонялись хищнице, предполагали, что она может обуздать бурю или направить попутный ветер. В Египте богиню плодородия изображали с головой кобры. Животных ценили, ведь они охотились на грызунов. Для девушек тату змеи может трактоваться как сексуальность, похоть или женственность.
  • Символ мудрости, учения. Змея была одним из атрибутов богини мудрости Афины. Хищницу изображали вместе с богом-врачевателем Асклепием и его дочерью Гигеею (богиню здоровья). По легенде, животное научило доктора воскрешать мертвых. Она сумела проползти в райский сад, переубедить Еву ослушаться бога и съесть плод с дерева познания. Татуировка змеи, обвивающая яблоко или розу, указывает, что обладатель не в силах устоять перед большим соблазном. Животное с головой льва — ловкость, сила, удачливость. Татуировка змеи, ползущая вверх по холодному оружию, означает, что обладатель перенес тяжелую болезнь или испытание. Такая картинка говорит о душевном и физическом исцелении, и чаще всего наносится на руку. Животное выглядит не агрессивно и спокойно ползет — символ мудрости. Ребенок с хищницей обозначает обретение райской жизни, гармонию и свободу.

Кобра символизирует власть. В Египте картинка змеи наносилась на лоб фараона, чтобы подчеркнуть его могущество на небе и земле. Поверья гласят, что она охраняет сокровища, а ее голову украшает драгоценный камень. Животное символизирует покровительство, силу, желание управлять. Красиво смотрится тату кобры в момент атаки, когда капюшон раскрыт, а с пасти торчат зубы. На зоне значение немного другое: если она обвивается вокруг кинжала или ножа, картинка является знаком короля воровской масти. Если на голове животного изображена корона, значит, обладатель отомстил (убил). На территории тюрьмы хищница всегда символизирует опасность.

Особенности татуировки змеи

Татуировка змеи красиво смотрится в реалистичном стиле, когда прорисовывается каждая чешуйка. Оттенки могут быть разнообразные: золотистые, ярко-красные, чтобы сделать животное более агрессивным, зеленые, коралловые, оранжевые, сероватые и черно-белые. Картинку можно изобразить символической или монохромной, в кельтском стиле, в виде наскального рисунка или талисмана, в стиле трайбл.

Тату змеи великолепно смотрится на спине, животе или груди. Если правильно подобрать эскиз , можно подчеркнуть фигуру, мышцы или тонкую талию. Хорошо выходят и небольшие змейки, извивающие вдоль ноги, или крупные картины с многочисленными деталями и яркой цветовой гаммой. Привлекают внимание нательные картинки в японском стиле. Можно изобразить бой змеи с животным , однако пресмыкающееся должно взять верх, так как это символизирует победу, силу и доминирование. Если жертва одолевает хищницу, значит, это проявление слабости.

Татуировка змеи для мужчин — мощь, мужество, скорость

Мужчины часто выбирают изображение пресмыкающегося в момент атаки, в основном кобру, хотя гремучая змея ассоциируется с мужеством и бесстрашием, так как при нападении предупреждает жертву. Лучше акцентировать внимание на голову хищницы: расправить капюшон, придать чешуйкам воинственный окрас, выделить острые клыки. Нежелательно уделять внимание ее гибкости, так как можно придать образу лишние килограммы.

Интересно смотрится тату змеи на предплечье , плече и груди, когда ее голова прорывает кожу и вылезает из тела. Можно изобразить животное, свернувшееся в кольца, с игральными костями или черепом (обозначает либо смерть, либо перерождение). Интересно получаются рисунки с заклинателем змей, что держит в руках флейту, выманивая животное из мешка.

Хорошо выглядит и небольшая змейка на щиколотке, ползущая вверх. Для мужчин, любящих опасность и силу, можно выбрать татуировку змеи вокруг шеи, словно она пытается затянуть кольцо потуже. Однако подобная нательная картинка интересно смотрится на руке или ноге.

Татуировка змеи для девушек — грация, хитрость и мудрость

Девушки чаще выбирают яркие картинки средних размеров. Интересно смотрятся татуировки змеи на лопатке, когда хищница ползет вверх по стеблю цветка. Извивающаяся хищница подчеркивают идеальную линию ножки от стопы и до коленки или бедра. Добавляет грациозность и загадочность рисунок в виде браслета. Интересно выглядят миниатюрные змейки на шее , сбоку кисти рук, между лопатками.

Девушкам лучше акцентировать внимание на гибкость и плавность животного. Тату змеи внизу позвоночника означает женское начало и сексуальность. Согласно учениям йоги, в этом месте находится энергия пресмыкающегося. Чаще всего такую картинку выбирают умные, раскрепощенные, целеустремленные девушки, желающие подчеркнуть свою загадочность, или находиться под защитой змеи.

Змеи, или Serpentes по-латыни, представляют собой один из подотрядов класса рептилий, с вытянутым покрытым чешуей телом без конечностей. Всего на планете существует порядка 3 тыс. видов змей, которые в свою очередь объединены в 23 семейства, таких как ужи, гадюки, гремучие змеи и другие.

Змеи живут везде, кроме Антарктиды, и больше всего их в Азии, Африке и Латинской Америке. Встречаются змеи абсолютно безобидные, а также и опасные для человека. Обитают змеи на территориях с жарким тропическим климатом, в лесах и степях, а также в предгорьях и гористой местности.

Некоторые виды змей живут в воде, некоторые – на деревьях и в земле. Все они – хищники, питаются мелкими млекопитающими, лягушками, рыбой, насекомыми. Добычу обычно или заглатывают целиком живой, или перед этим душат ее или отравляют ядом.

Окраска змей самая разнообразная, они могут быть самых разных цветов, а поверхность их кожи украшена различными геометрическими фигурами. Длина змей варьируется от 8 см до 12 м.

Змея имеет сочлененный позвоночник, к которому может быть прикреплено как на шарнирах до 145 пар ребер. Кончики пар ребер соединяются мускулами с чешуйками на брюхе змеи. Именно эти чешуйки помогают змеям передвигаться, ведь краями пластин змеи отталкиваются от неровностей на поверхности земли и двигаются вперед.

Зубы у змей острые и тонкие, а у ядовитых змей, помимо них, есть еще и загнутые назад ядовитые зубы на верхних челюстных костях. Внутри таких зубов имеется канал, по которому яд при укусе попадает в рану. Особую роль играет у змей их тонкий и чувствительный язык, который является рецептором, связанным с органом Якобсона, расположенным на небе, где перерабатывается информация, полученная языком. Слух и зрение у змей развиты слабо, а в период линьки змеи практически не видят, т.к. не только с тела, но и с глаз их сходит роговой слой кожи. Кстати, и глаза у змей всегда открыты, они защищены лишь сросшимися веками, которые напоминают прозрачные «очки».

Самая крупная королевская кобра достигает в длину 5 метров и встречается в Юго-Восточной Азии. Она питается другими змеями, ящерицами. Ее укус крайне опасен, она всегда нападает без промедления. Яд и обычной кобры начинает действовать через пару минут после укуса. Не менее опасна и тигровая кобра, обитающая в Австралии.

Слепозмейки обитают в почве в тропическом и субтропическом климате, и часто их длина всего 10 см. Такие слепозмейки встречаются в Закавказье. Самые крупные змеи – это удавы и питоны. У этих рептилий около корня хвоста располагаются рудименты нижних конечностей, что доказывает, что в древности они передвигались на лапах, но утратили их в процессе эволюции. Самая крупная змея в мире – это анаконда, достигающая в длину 10 метров. Длину 8 метров имеет и сетчатый питон, который встречается в Юго-Восточной и Южной Азии.

Змея – как символ мудрости и возрождения

С древних времен змея является символом мудрости и бессмертия, плодородия и жизненной силы, и, одновременно, и символом зла и двуличия. Именно змея была священным животным античной богини мудрости Афины, дочери Зевса. В Древнем Египте змея была символом Солнца и атрибутом бога Осириса, а богиня Исида изображалась наполовину женщину, наполовину – змеей.

В Китае Тщи-Сеу – злодей, который возгордился перед Всевышним, был гигантским змеем. В скандинавской мифологии сыном бога огня Локи был олицетворением зла, и представлялся в образе змея, который стремился обвить кольцами мир и отравить ядом все живое. И в древнерусских мифах доблестные богатыри сражались с змеем-горынычем, отрубая ему головы.

При этом змея является двойственным символом: с одной стороны, змея, убивающая свою жертву, олицетворяет смерть, с другой змея – это животное, которое периодически меняет кожу, символизирует жизнь и воскрешение. В связи с этим ее свойством, змея является символом медицины, т.к. считается, что она владеет секретом вечной жизни, и знает целебные свойства растений. Именно змея, обвивающая вокруг посоха, является символом греческого Асклепия – бога врачевания, который мог воскрешать мертвых. А змея, обвивающая чашу с лекарством, является символом современной медицины.

В наше время становится все более и более популярным такое явление, как татуировки. Мужчины и женщины различных возрастов в погоне за трендом украшают свое тело различными характерными им рисунками. Если раньше татуировки были весьма примитивны и были лишь уделом лиц находящихся в местах лишения свободы, то теперь технологии их нанесения достигли очень высокого уровня и татуировка стала неотъемлемым атрибутом молодежи.

Процедура является довольно недорогой, учитывая, что она делается раз и навсегда и при этом помогает человеку обозначить свою индивидуальность. Некоторые татуировки, вернее изображения подходят как парням, так и девушкам, одним из них является змея.

Общее значение

Самое стандартное значение: символ смерти и одновременно новой жизни то есть перерождения, ибо зачастую змею изображают когда она заглатывает хвост и формирует кольцо .

Второе значение - это символ злости, подлости, изощренности, владелец может подчеркнуть с помощью татуировки змеи то что эти качества характерны для него и он не видит в этом ничего плохого.

У парней

Мужчины набивают себе именно это пресмыкающиеся из самых разных побуждений (кто-то ассоциирует себя с ним, или же это его любимое животное). Татуировка змея у мужчины означает:

  • одно из самых первых, значение: ум, душевное равновесие;
  • второе значение — бесстрашность, храбрость;
  • третье значение – сила;
  • добро;
  • искушение;
  • власть.

Чтобы показать такую черту, как ум, змею рисуют в спокойном уравновешенном состоянии, по ее морде, если присмотреться, можно сказать что она задумалась, также она должна быть очень спокойна что, в свою очередь, покажет спокойный характер владельца татуировки.

Змея искусителя рисуют обхватывающим всем телом яблоко и с очень хитрой мордой, что является отсылкой к змее из библии, а именно к Адаму и Еве .

Тату змеи значение которого власть, очень часто можно встретить именно такое трактование, так как изображение выглядит красивее, властного змея изображают либо облегающего своим телом корону или же на боевом мече. В целом мужчина с помощью рептилии может подчеркнуть свою черту характера или же зону тела.

У девушек

Девушки выбирают именно изображение змеи примерно с такой же периодичностью, что и мужчины, так как она как нельзя лучше описывает, у девушек: ловкость, коварство, хитрость, преданность в браке, ум и множество других качеств. Змеиную ловкость изобразить мастеру довольно просто, ему достаточно всего лишь показать тонкую извилистую рептилию, скрученную в аккуратную спираль.

Ловкость тут является не только физическим качеством тела девушек, но и умением нестандартно мыслить, выкручиваться из самых сложных ситуаций, находить выход там, где кажется что его нет. Преданность в браке очень часто делают пару на различные годовщины, зачастую, пресмыкающихся набивают оба партнера.

Рисунки выглядят зачастую так: две змеи переплетаются делая очень сильный узел (крепкий, как отношения пары), второй вариант это также змея, которая, облетает сердце означает то что партнер покорил сердце девушки. В целом змея на теле женщины не должна быть больших размеров, для того чтобы делать девушку максимально сексуальной.

Значение на зоне

На зоне владельцами рептилии на теле становятся воры в законе. Самое философское значение на зоне - это вечный замкнутый круг, то есть, как уже упоминалось начало и конец. Люди на зоне часто набивают Уголовный кодекс, который, раздирает мечем или кинжалом вокруг которого обвивается змей, такой символ делают зеки для того что бы показать свою ненависть к полицейским, прокурорам и последующую месть выше представлен персонам.

Месть одно из главных значений на зоне, ибо такие качества, как злопамятность, месть, злость желание наказать того кто сделал тебе плохо характерны заключенным .

Змея обвивающая различного рода артефакты может показать чин зека и то кем он был на зоне (например, змей в короне). На зоне большое количество людей делают себе данную процедуру, при том, что большинство даже не знаю значения.

В целом теперь вы знаете, что означает змея (тату) на теле мужчины, женщины и на зоне, а также то, как изобразить змею, что б она значила и подчеркивала именно ту черту характера — которая присуща именно вам.

Вернуться к списку животных >>> .
Змей, змея, представленный почти во всех мифологиях символ, связываемый с плодородием, землёй, женской производящей силой, водой, дождем, с одной стороны, и домашним очагом, огнём (особенно небесным), а также мужским оплодотворяющим началом - с другой. Изображения, относящиеся к концу верхнего палеолита, и отражение культа змей в религиях народов Африки, Азии, Америки, Австралии позволяют состав»» представление о ранних этапах развития образа 3меи. Первоначально мифологический 3мей по внешнему виду был достаточно близок к обычным змеям, отличаясь от них значительно большими размерами. В дальнейшем образ 3меи обретает некоторые характерные черты животных, противопоставляющихся ему в древнейших мифологических сюжетах. Так, известное в искусстве верхнего палеолита противопоставление змей и птиц, получившее продолжение в раннеевразийском искусстве (птицы и змеи как животные верхнего и нижнего миров,) и отразившееся в позднейших мифологических сюжетах (вражда птицы Гаруды со Змеями-нагами в индуистской мифологии и др.), сменяется образом летучего, крылатого или «пернатого» (как в древней Мексике) Змея-дракона , соединяющего в себе признаки змеи и птицы ; характерное для некоторых верхнепалеолитических изображений сопоставление символов 3меи и коня позднее ведёт к созданию мифологического образа 3меи - дракона с головой коня и телом змеи. Представление о существах со змеиным туловищем и человеческой головой развито в индуистской (наги), эламской и некоторых других мифологиях. Для японской и ряда индейских традиций характерен образ рогатого 3мея. В архаических космогонических мифах Евразии и Америки 3мея осуществляет разъединение и соединение неба и земли. Согласно мифам индейцев Восточной Боливии, небо некогда упало на землю, но 3мей, обвившийся вокруг них, вновь разъединил их и продолжает держать разъединёнными. Аналогичный мотив в ацтекской мифологии связан с Кецалькоатлем и Тескатлипокой , которые превратились в двух 3меев для того, чтобы разорвать на две части прожорливое земное чудовище (древнемексиканский аналог месопотамской Тиамат), плавав-шее в первоначальном океане. Из одной части чудовища они сделали землю, из другой - небо. Кецалькоатль плавал по воде на плоту, сделанном из змей. В Древнем Египте изображение змеи прикреплялось ко лбу фараона как знак его царствования на небе и на земле.
Наиболее ранним космическим образом Небесного 3мея представляется символ Змеи-Радуги, связываемый в Австралии с плодовитостью, прародительницей-землёй и дождём (и нередко противопоставляемый огню и солнцу). Символ Змеи-Радуги - хозяина дождя, пьющего небесную воду (и тем иногда причиняющего неисчисли-мые бедствия), имеет широкое распространение как в мифологиях народов Юго-Восточной, Восточной и Южной Азии (Змея-Радуга, прекративший, по мифологии мунда, огненный дождь, посланный творцом на землю для истребления людей, и т. п.), так и в индейских мифологиях (3мей, оставленный матерью, поднявшийся на небо и превратившийся там в Радугу; 3мея Боюсу, днём являющийся в виде радуги, ночью в виде чёрной дыры среди Млечного пути, по мифам индейцев бассейна Амазонки; два Змея-близнеца в мифах индейцев Бразилии и др.). В мифах народов Африки Змея-Радуга чаще всего выступает в качестве по-глотителя вод, который иногда борется с сыном солнца. К этому общеаф-риканскому мифологическому мотиву может быть, вероятно, возведён и египетский миф об Апопе , каждую ночь выпивающем всю воду подземного Нила, поражаемом за это богом солнца Ра . Та же сюжетная схема, противопоставляющая 3мею как вопло-щение стихии воды и огня, лежит в основе ветхозаветной символики 3мея, а также отражается в рассказе «Махабхараты» о борьбе бога огня АГНИ со Змеем. Такшакии (АГНИ семь раз поджигает лес Кхандава, где обитает Такшака и другие Змеи-наги).
Для Африки (в т. ч. и для Древнего Египта), Южной Азии (в частности, Индии), Средней Азии, в т. ч. Южной Туркмении; для Австралии, Океании, Центральной и Южной Америки и ряда других регионов общим является также мифологический мотив 3мея - охранителя источников и водоёмов. По поверьям некоторых африканских племён (область озера Виктория), от священных 3мей, обитающих в реках, зависит уровень воды в них (ср. соответствующее представление в кашмирской средневековой хронике Раджатарангини и др.).
Представления о связи 3мея с дождём отражаются в обрядах почитания 3мея или жертвоприношения змей в период дождей (или ожидания дождей во время засухи) у многих народов мира. Этим обрядам соответствуют мифы о победе змееборца (в индоевропейской мифологии часто бога-громовника) над 3меем или драконом, вслед за которой начинается гроза, дождь или потоп (напр., в древнеперуанском мифе о 3мее, убитом тремя сыновьями первого человека и изрыгнувшем воду, затопившую весь мир).
Культовое значение 3мея как символа плодородия - одна из наиболее характерных черт ранней мифологической символики древнейших земле-дельческих культур Юго-Восточной Европы 6-4-го тыс. до н. э. Культо-вые сосуды и крашеная керамика с изображениями змей (часто двух) характерны также и для культур Малой Азии (Хаджилар) и Сирии (Тель-Рамад) 6-5-го тыс. до н. э.
Возможным продолжением древне-балканского культа змей (в связи с богиней плодородия) являются ранние кипрские и критские изображения женщин («жриц») со 3меей. (чаще всего двумя) в руках, связываемые с другими следами широко распространённого культа змей как атрибута хтонических божеств плодородия (а так-же и богинь смерти) в эгейском мире. В виде кобры или коброголовой женщины изображалась египетская богиня плодородия и урожая зерна Рененутет . Змея была одним из атрибутов греческой богини мудрости Афины (ср. также представление о 3мее как символе мудрости у других народов), ряд черт которой восходит к крито-микенской богине со змеями.
По сведениям античных авторов и археологическим данным, в скифско-иранской традиции известно представление о богине со змеиными ногами и двумя змеями, растущими из плеч. Типологически отчасти сходными являются ацтекские названия богинь Коатликуэ (на языке нахуатль «одетая в змеиное платье», хтоническое божество плодородия), ходившей по мифическому «Холму змей», и Чикомекоатль (на языке нахуатль «девять змей»).
Древнеиндийский мировой 3мей (Шеша) представлялся как держащий на себе землю. Сходная космическая функция мирового 3мея известна в скан-динавской (3мей Мидгарда - Ермунганд , живущий в океане и опоясывающий всю землю) и египетской (3мей Мехента - Окружающий Землю) мифологиях.
Во многих традициях хтоническая природа 3мея отражается в его названии, образованном (как и в слав. языках) от названия земли (эфиоп, arwe medr «зверь земли», егип. Сата «сын земли» или «жизнь земли» как описательные обозначения 3мея и т. п.). В Египте бог земли Геб иногда изображался с головой 3меи. С хтонической природой 3мея связано и представление о богатствах или сокровищах, которые он оберегает в земле или под землёй и может принести в дом (в Африке, Индии, у славян и др.). Хтонические черты земли-целительницы отчётливо прослеживаются в образе греческого бога врачевания Асклепия, который представлялся в виде змеи (змея была также и атрибутом Асклепия). В то же время хтоническое божество - 3мея связывается с подземным жилищем мёртвых (змеиная богиня Меритсегер , «любящая молчание», в фиванском некрополе в Египте).
Если в архаических мифологиях роль 3мея, соединяющего небо и землю, чаще всего двойственна (он одновременно и благодетелен, и опасен), то в развитых мифологических системах (где 3мея часто носит черты дракона, внешне отличающегося от обычной змеи) нередко обнаруживается прежде всего его отрицательная роль как воплощения нижнего (водного, подземного или потустороннего) мира; связь 3мея с женским началом тогда чаще всего осмысляется в духе мотива принесения женщины (девушки) в дань 3мею. В развитых вертикальных трёх-членных моделях мира (типа шумерской, индоевропейской и исторически связанных с ней древнегерманской, индо-иранской, славянской) космиче-ский 3мей приурочен к низу в противопоставлении верха и низа: шумерский 3мей у корней мирового дерева, древне-индийский «змей глубин», тождествен-ный по происхождению и названию греческому Пифону и славянскому бадняку. Древний образ 3мея у дерева (чаще всего у его корней, как в мифологии «Ригведы» и «Эдды», в славян-ском фольклоре и т. п.) получает негативное значение (иногда в связи с фаллической символикой 3мея).
3мей, связанный с нижним (водным) миром и враждебной человеку стихией (лесом) часто ассоциируется с другими существами, которые считались враждебными. Так, близнецы, представлявшиеся на ранних этапах развития близнечных мифов как существа, опасные для человека, могут отождествляться со 3меем: на языке нгбанди (Центральная Африка) ngo - змея, близнец; у дан (Западная Африка) близнецы связывались с чёрной змеей; у бамилеке (Камерун) при рождении близнецов приносят жертву жабе и змее.
В германской мифологии 3мея («червь») среднего мира как главное воплощение космического зла играет основную роль в предстоящей гибели мира. Сходным образом в египетской эсхатологии прабожество Атум в конце мира должно вернуться в виде злой змеи Урей в хаос, из которого оно некогда возникло. В этих эсхато-логических мотивах можно видеть переосмысление архаического космогонического символа 3мея в духе понимания 3мея как воплощения отрицательного начала (ср. роль 3мея в ветхозаветном рассказе о «грехопадении»).
К позднейшим этапам эволюции символа 3мея относится негативное переосмысление образа 3мея в греческих мифологических представлениях о лернейской гидре с девятью змеиными головами и змеях на голове греческой горгоны Медузы (и соответствующего этрусского божества) и др., а также установление связи 3мея (как и дракона) с царём как символом «управления водой»; ср. древнюю кхмерскую легенду о еженощном соединении царя Камбоджи с нагой (змеей) - прародительницей, от чего зависит благополучие страны, аналогичные древнекитайские представления, название первого бога - царя Аксума - Arwe («змей») и т. п.
Использование символа 3мея как социального классификационного (по
происхождению тотемического) знака отличающего священного царя, характерно для Древнего Египта (знак священной змеи Урей как символ фараона), стран индийского ареала (головные уборы в виде свившейся змеи у членов царского рода Чхота Нагпур), царства инков (изображение змей на гербе верховного инки).
В большинстве подобных случаев архаические тотемические представления, связывающие со 3меем. царя как символ плодородия, переосмысливаются в духе идеологии позднейших «ирригационных» обществ, хозяйство которых основано на искусственном орошении. В этих культурах изображения священных 3мей нередко ставятся у искусственных водоёмов.
Культовый обычай иметь священную змею в доме, царском дворце или
храме долго сохранялся в странах Средиземноморья (в т. ч. в Греции и Риме). Но в отдельных случаях (напр. в древнехеттской традиции) символ 3мея, приходящего во дворец или в город истолковывается в негативном духе Примером переосмысления архаических представлений является рассказ бразильского индейского племени их карьяна об анаконде, которую держала в клетке в воде и кормила женщина В день, когда покровительница не принесла. мяса, змея съела её. Индейцы убили анаконду, после чего начался сильный дождь («В это же время пролился дождь, подул ветер-победитель, победитель большой змеи-анаконды» Мифологические представления о Змее как опасном начале находят обряд вое соответствие в ритуалах лечения укусов змеи (в Центральной Индии соответствующие ритуалы совершаются перед алтарём бога-обезьяны Ханумана). Заговоры от змей и их укусов, восходящие к древним шаманским традициям, сохранились многих народов (в т. ч. и у восточных славян); наиболее архаичные тексты заговоров этого типа (в частности древнеегипетские) содержат прямые ссылки на миф о борьбе змееборца со 3меем.

Змея ¬ один из важнейших древних символов, удивительным образом сочетающий в себе orpoMHoe количество проти¬воречивых значений. Мноrие первобытные народы, блаrоrовевшие перед этим необыкновенным таинственным существом, совершенно не похожим ни на кaкое друrое земное животное, и почитавшие змею как cBoero древнеrо прародителя, сделали ее моrущественнейшим символом жизни и магической силы, мyдрости и прорицания, земли и плодородия, покровительства и защиты, целитель¬ства и обновления. Друrие народы дpeвности, испытывавшие панический страх перед скользкими шипящими ядовитыми rадами, видели в них устрашающее воплощение опасности и угрозы, олицетворение тьмы, хаоса и смерти. Самую неrативную оценку змея получила и в христианстве.
Заrадочные рептилии всеrда привлекали к себе пристальное внимание человека, будоражили ero лихорадочное воображение, вызывали интерес и любопытство, смешанные с опасением. О змеях
были сложены тысячи.мифов и леrенд, и в этом нет ничеrо удивительноrо: какие бы чувства не внущали они людям восхищение и преклонение или отвращение и леденящий ужас, но оставаться к ним paвнодушным не cмor бы никто.
В мифолоrии древних змеи расплодились в неимоверном количестве: здесь обретаются и фантастические Мировые змеи, и боrи в змеином обличье, и змеи- охранители, и змеи-тотемы, и всевозможные змееподобные чудовища, наподобие лернейской rидры, Сциллы, змееволосых
горгон и т.д. rиrантская Мировая змея, сжимающая в кольцах своих объятий весь мир,
ассоциируется в мифахс опорой мироздания. Двойственная репутация змей яркопроявляется уже в этом случае: одни из них выступают в качестве помощников боrов-демиурrов, а друrие в роли их rлавных противников. В индуистских мифах оrромная змея Васуки помоrает боrам в пахтании Мировоrо океана, змея Ананта служит опорой демиурrу Вишну, но боr rрозы Индра вынужден сражаться за солнце со змеем Вритрой, олицетворяющим первозданный хаос. Тема змееборства характерна не только для индийской мифолоrии: славянский rромовик Перун побеждаетчудовищнoro Змея Волоса; еrипетский солнечный боr Ра каждую ночь вступает в единоборство со змеем Апопом и, одолев Bpara, заставляет изверrнуть выпитые им воды истоков Нила; а скандинавский rpoмовepжец Тор в битве перед концом мира убивает змея Ермунrанда, но и сам поrибает от изрыrаемоrо им яда. Великие боrи и сами не прочь влезть в змеиную шкуру, целиком или только нaполовину: в образе змеи в еrипетской мифолоrии предстают «владычица плодородия», «правительница закромов» Peненутет и боr времени Нехебкау, охраняющий вход в подземное царство, а в мифах aцтeков ¬ боr¬демиурr Кетцалькоатль «Пернатый змей»). Наполовину сохраняют человеческий облик змееноrий Кекроп, покровитель Аттики, и скифская боrиня земли Апи, у которой ноrи и плечи заменяют змеи. Однако наиболее ориrинально выrлядит китайский «Извивающийся змей» Вэйшэ, владыка ropbI Цзюишань «ropa Девяти Сомнений»). Вот как описывает это чудо-юдо «Книrа rop и морей»: «Есть божество, лицо у Hero человеческое, тело змеи. Туловище ero раздвоено подобно оrлоблям, справа и слева ¬ rоловы. Оно носит фиолетовую одежду и красные шапки».
В мифолоrии змея может предстать в виде символа защиты и охраны. Во многих мифах и сказках змеи, чаще Bcero кобры, охраняют пещеры с несметными сокровищами. Этот сюжет связан с некоторыми древними поверьями. Одно из них rласит о том, что в rолове змеи рождается драrоценный камень, позволяющий ей жить около тысячи лет. Если вeрить друrой леrенде, драrоценные кaмни ¬ не что иное, как капли застывшей змеиной слюны. Индийский Har, кобра, стереrущая россыпи сверкающих самоцветов, символизирует сохранность духовных цeнностей. Индусы и китайцы верили, что змея- страж убивает только rpexoвныx искателей леrкой наживы, а людей добродетельных она щедро наrраждает за чистоту души и бескорыстие.
Способность змеи сбрасывать старую кожу сделала ее символом омоложения и долголетия, а лечебные свойства змеиногo яда ¬ современной эмблемой Meдицины. Прообразом последней явилась змея, обвившая жезл Асклепия, rреческоrо боrа врачевания. Две змеи обвивают Kaдyцей ¬ маrический жезл боrа ¬ посланника repмeca. В Ветхом Завете символом исцеления стал Медный змей, сделанный Моисеем по указанию боrа Яхве после исхода евреев из Еrипта: неким чудесным образом Медный змей излечивал ужаленных ядовитыми змеями людей, переходивших кишевшую ими Синайскую пустыню.
В релиrии мноrих народов Азии, Африки И Америки змея выступает в роли тотемного животноrо. Зулусы верили, что в змеях воплощаются их давно умершие предки. Особенным почтением неrри¬
тянские племена Южной и Западной Африки окружали rиrантских питонов. Убийство питона считалось у них страшным преступлением, за которое назначалось ужасное наказание: обвиненноrо в этом святотатстве сжиrали вместе с дoмом.
Прародительницей и королевой всех змей североамериканские индейцы признавали rремучую змею. Индейцы поклонялись опасной рептилии в полной увeренности, что она может послать попутный ветер или укротить бурю.
Культ змей-тотемов получил у древних самое широкое распространение. Скифы, например, обожествляли уже упоминавшуюся Апи, змееноrую прародительницу cвoero народа; китайцы почитали змееподобных божеств Нюйва и Фуси; корейцы блаrоrовели перед большой змеей ¬ тотемом Куронъи и т.д.
В древности священные рептилии обитали рядом с человеком ¬ считалось, что это обеспечивает дому боrатство и блаrополучие. Кроме Toro, змеи приносили и практическую пользу, охотясь на мышей. Матери позволяли своим детям иrрать с домашними змеями, а в сильную жару женщины использовали их в качестве живых кондиционеров и выходили из дому со змеей на шее. Разумеется, все это относится к неядовитым видам змей. Даже в некоторых странах Европы, таких как Австрия и Швейцария, люди держали в домах ужей, поскольку были убеждены в том, что змея надежно охраняет дом от вparoв и злых духов.
Божественным змеям древние посвятили множество великолепных храмов: rреки поклонялись им в храме Асклепия; индейцы¬натчезы почитали rремучих змей в храме Солнца; пруссы содержали священных змей в святилище Потримпса, боrа рек и источников. У друидов даже сами стены храмов, выстроенных в честь умирающеrо и воскресающеrо боrа, извивались подобно змеям. Мноrие дpeвние храмы, изукрашенные восхититель¬ ными рельефами, представляют собой подлинные шедевры архитектуры и скульптуры. Так, рельефы древнеиндий¬скoro святилища в деревне Санчи изображают множество фиrур змеепоклонников, почтительно склонившихся перед пятиrлавым змеиным божеством. Этих людей возrлавляет раджа или жрец, чей rоловной убор украшен пятиrлавым змеем.
Но довольно славословий в адрес божественных змей. Далеко не все народы пели им дифирамбы. В Вавилонии ядовитых пресмыкающихся воспринимали как воплощение зла и смерти; у иранских маздеистов змея ассоциировалась с мрачным Ариманом, и ее появление расценивалось как самое дурное предзнаменова¬ние. В тибетском буддизме «зеленая змея» олицетворяет одно из самых отвpaтительных животных качеств, присущих человеку, ненависть. В христианстве змея ¬ символ зла, греха, искушения и дьявольского коварства, и даже сам Сатана именуется в Библии «змеем древним». В западном Фольклоре раздвоенный змеиный язык интерпретируется как олицетворение чудовищной клеветы, лицемерия и лжи. В русском фольклоре Herативная символика змеи проявляется еще более отчетливо. «Подколодная змея» персонификация опасноrо затаившегося врага; змея, приrpетая на rpyди, ¬ яркий символ самой черной неблагодарности; «зеленый змий» ¬ воплощение rубительноrо демона пьянства, овладевающеrо человеком и отравляющеro ero ядом алкоrоля.
В индуистской и буддистской иконоrраФии священные кобры ¬ наrи ¬символ защиты. Обычно они охраняют покой отдыхающих боrов: Вишну изображается возлежащим в кольце священной кобры, а Будда сидит в тени фантастической кобры, раскрывшей над ним семь своих капюшонов.
Змея в руках критской Боrини Матери олицетворяет землю. Ацтекский боr войны Уитцилопочтли, восседающий на orромном шаре перед треножником, дepжит змею как символ ма2ическux сил, властвующux над жизнью и смертью.
В христианской иконоrрафии змея предстает, конечно, в самом мрачном свeте. В сцене грехопадения змей¬искуситель, отождествляемый с самим дьяволом, является воплощением вселенского зла, греха и обмана. Змея у подножия Kpeста ¬ символ первородного греха, искупленноrо Христом на кресте. Змею топчут олень или слон, ее держит в коrтях или в клюве орел, Дева Мария попирает ее ноrами ¬ все это христианские эмблемы пo¬ беды над злом. Ядовитая змея ¬ атрибут нескольких христианских святых. Черная змея, выползающая из чаши еванrелиста Иоанна и из буханки хлеба св. Бенедикта, является аллеrорией отравы, с помощью которой их тщетно пытались поryбить враrи. Иное дело ¬ змеи св. Патрика. Церковное предание повествует о том, как этот святой, проповедовавший Слово Божие в Ирландии, силой своей веры превратил всех ядовитых пресмыкающихся в камни. С тех пор на острове не видели ни одной змеи. В связи с этой леrендой нелишне будет привести свидетельство анrлийскоrо путешественника Эндрю Бурда (1490¬ 1549), оставившеrо подробное описание средневековой Ирландии: «В Ирландии происходят поразительные вещи....Там не видать ни ехидны, ни змеи, ни жабы, ни ящерицы и ничеrо подобноrо. А я видел камни, которые имели вид и форму змеи и друrих ядовитых raдOB. Народ в тех местах rоворит, что камни эти прежде бывши rадами, и что они были превращены в камни волею Божьей и молитвами святoro Патрика».
В изобразительном искусстве символика змеи до крайности противоречива, так как художники наделили змеиным обличьем и отрицательных и положительных аллеrорических персонажей. К первым относятся персонификации двух смертных rpexoB: зависти и лени. Зависть располаrает змеей в качестве cвoero rлав¬нoro атрибута, потому что она питается змеиным мясом и источает яд, подобно змее, а ложь изображена в виде змеи с женской rоловой, высунувшей лживый раздвоенный язык. Однако как символ мудрости змея является атрибутом Блаrоразумия. Эта традиция опирается на авторитет еванrелиста Матфея, наставлявшеrо Bepyющих: «Будьте мудры, как змии».
Как существо, никоrда не отрывающееся от земли, змея составляет атрибут аллеrорической фмгуры Земли и rреческой боrини земли и плодородия Деметры (римской Цереры). Со змеями иноrда изображались и сатиры (Фавны). Зловещая тень змеи мелькает в сценах смерти некоторыхлеrендарных и исторических персонажей: Эвридики, Клеопатры, Вещеrо Олеrа и др.
В истории Древнеrо Еrипта особое место принадлежит урею ¬ священной змее фараона, rлавному символу ero нeo¬rраниченной власти над жизнью и смертью. Урей, изrотовленный из золота и
эмали, украшал rоловной убор фараона, а в некоторых случаях и ero бороду.
Корейцы изображали rиrантских фантастических змей с четырьмя крыльями по бокам на боевых знаменах. Змеи на флаrах символизировали магические силы, дарующие воинам победу.
Скифы украшали изображениями змееноrой Апи свои колчаны, щиты и доспехи. Античный историк Арриан опи¬сал любопытные военные эмблемы скифов, представлявшие собой чучела orpoмных змей, сшитые из цветных лоскутов и насаженные на длинные шесты. Koгда скифская конница стремительно aтaковала Bpaгa, эти змеи, раздуваемые ветром, извивались как живые и издавали резкий свист, действуя на психику и устрашая неприятеля.
В древней эмблематике змее принадлежит одно из наиболее видных мест. Boсточная эмблема божественного покро¬вительства изображала змею, обвившуюся вокруrсолнечноrодиска, или кобру с rоловой льва. Змеи на жезлах древнеrреческих боrов, Асклепия и repMeca, послужили прототипами двух современных эмблем: первая из них, изображающая змею, обвившуюся вокpyr чаши, является эмблемой медицины, вторая, кадуцей боrа Гepмeca ¬ эмблемой торговли.
Средневековую эмблему победы над злом в виде Божьей десниuы, простертой из облака и разрубающей мечом змею, спустя столетия использовали opraны co¬ветской военной контрразведки «Смерш» «Смерть шпионам»), правда, в несколько измененном варианте: Божья десница по вполне понятным причинам из нее была удалена, остался лишь карающий меч, рассекающий змею.
Важнейшее значение в Средние века приобрела rностическая эмблема Уроборос ¬ змея, свеонувшаяся в кольцо и кусающая себя за хвост, символ вечности и божественного совершенства. В средневековой алхимии нашла применение спиралеобразная эмблема змеи, уrрожающе взвивающейся вверх, ¬ символ опасности, представляемой от¬равляющими парами мышьяка. В Новейшее время родились еще нeсколько важных «змеиных» эмблем. Cpeди них змея, обвивающая колос, ¬ эмблема службы защиты растений, а также змея на чаше с растущей из нее зеленой веточкой на фоне ядерного rриба ¬ эколоrическая эмблема защиты окружающей среды от ядерных взрывов.
В средневековойевропейской rеральдике самое широкое распространение получила эмблема Божьей десницы, pacceкa¬ющей змею. Нашла она отражение и в pocсийской rеральдике. В российской rородской rеральдике змея употреблялась лишь в качестве «roворящей» эмблемы (например, в rербе roрода Змиева, rде изображена золотая коронованная змейка).
В родовых rербах российской знати эмблема змеи явление крайне редкое, почти исключительное (rерб Черкасских, например, украшают две перевившиеся змеи).

Змей как символ представлен почти во всех мифологиях, и связывается с плодородием, землёй, женской производящей силой, водой, дождём, с одной стороны, и домашним очагом, огнём (особенно небесным), а также мужским оплодотворяющим началом - с другой.

Свернувшаяся кольцами змея отождествляется с круговоротом явлений. Это и солнечное начало, и лунное, жизнь и смерть, свет и тьма, добро и зло, мудрость и слепая страсть, исцеление и яд, хранитель и разрушитель, возрождение духовное и физическое (См. подробнее Уроборос). Фаллический символ , оплодотворяющая мужская сила, муж всех женщин, присутствие змеи почти всегда связывается с беременностью. Змея сопровождает все женские божества, в том числе Великую Мать, и часто изображается у них в руках или обвившейся вокруг них.

Хтонический змей - это проявление агрессивной силы богов подземного мира и тьмы. Поскольку змея живёт под землёй, она находится в контакте с подземным миром и имеет доступ к силам, всеведению и магии мёртвых. Она повсеместно считается источником инициации и омоложения и хозяйкой недр. В своей хтонической ипостаси змея враждебна Солнцу и всем солнечным и духовным силам, символизируя тёмные силы в человеке. При этом позитивное и негативное начала находятся в конфликте, как в случае Зевса и Тифона , Аполлона и Пифона , Озириса и Сета , орла и змеи и т, п. Она символизирует также изначальную инстинктивную природу, прилив жизненной силы, неконтролируемой и недифференцированной, потенциальную энергию, воодушевляющий дух. Это посредник между Небом и Землёй, между землёй и подземным миром .

В архаических мифологиях роль змея, соединяющего небо и землю, чаще всего двойственна (он одновременно и благодетелен, и опасен), то в развитых мифологических системах (где змей часто носит черты дракона , внешне отличающегося от обычной змеи) нередко обнаруживается прежде всего его отрицательная роль как воплощения нижнего (водного, подземного или потустороннего) мира .

В христианской, европейской традиции

Морской змей

Морской змей - термин, которым в криптозоологии и мифологии обозначают морское змееподобное существо, упоминающееся в мифах и легендах разных народов мира и в свидетельствах очевидцев. Образ представлен в различных мифологических традициях.

Образ змея в литературе

Змей в фольклоре

Змей - образ мирового фольклора, получивший на разных стадиях развития культуры и в разных национальных традициях многочисленные вариации. Змей - популярный персонаж волшебных сказок и былин , чаще всего противник, с которым герою предстоит вступить в непримиримую борьбу. В русских сказках змей - многоголовое существо, способное летать, извергающее огонь. В ряде сюжетов змей - похититель; он уносит царских дочерей, осаждает город с требованием дани в виде женщины - на съедение или для супружества. Змей охраняет границу в «иной» мир, чаще всего мост через реку, он пожирает всех пытающихся переправиться. Бой со змеем и победа над ним - один из главных подвигов героя сказок. В былинах тема змееборства может приобретать «государственную» окраску: Добрыня совершает свой первый богатырский подвиг, побеждая змея как врага Киева и освобождая захваченный им полон. В былинах сохранились следы мифологических представлений: мотив рождения богатыря от змея (Волх Всеславьевич), мотив охранения змеем царства умерших («Михаил Потык»). Общая особенность всех сюжетов о змее - отсутствие каких-либо реальных описаний его внешности .

Мифологическим антиподом змеи считается конь. Змея в качестве зооморфного символа луны противостоит коню, как солярному олицетворению. Мотив «Песни о вещем Олеге » определяется архетипом данной символики. Воин на коне, повергающий змея, является весьма распространённой символической композицией у различных народов. В символике сюжета о Георгии Победоносце змея олицетворяла язычество . Если воин на коне являлся знаком дружины, то змея - жречества. Победа над ней интерпретировалась как историческое торжество воинского сословия над волхвами

Змей в сказках Бажова

Одни из самых ярких образов змея в русской литературе принаделжат сказам Павла Петровича Бажова . Его Полоз и змеевки, а также змей Дайко из сказа «Золотые дайки» - представляют читателю Сказов практически все классические черты мифического змея:

  1. Мудрость. Великий Полоз с одного взгляда распознаёт в Костьке его слабину - жадность к золоту, которая и приводит юношу к гибели. Примечательно, что последнее напутствие Полоза Костьке и Пантелею - Не жадничайте . Это демонстрирует, что Полоз не изначально злой дух (как в Библии), а нейтральное существо. То же подтверждает и старик Семёныч, который и знакомит ребят с Полозом.
  2. Искушение/двойственность змеи/змея. В сказе «Змеиный след» дочь Полоза змеёвка изначально предстаёт перед Костькой в виде привлекательной девушки, от страсти к которой Костька и находит свою смерть, когда змеёвка предстаёт перед ним в змеином облике. Подобное существо, Ламию , можно встретить и у древних греков и римлян - девушку-змею, губящую юношей. В этом - двойственность змея/змеи, как духа подземного мира - из-под земли приходит как богатство, так и неупокоенные покойники…
  3. Связь змеи/змея с подземным царством. Не только Полоз - всему золоту хозяин, но и змей Дайко из сказа «Золотые дайки» - «страшный золотой змей» (отдалённый отголосок древнеславянского подземного бога Озема?), и он также двойственнен, как и Полоз с дочерями. С одной стороны он одаряет Глафиру с Перфилом золотом, а с другой - из-за золота и исчезает культура староверов на Урале, так как действительно набежали «бритоусы» и порушили всю их пустыню/отшельничество. С другой стороны, в сказе «Золотой Волос», башкирский богатырь Айлып взяв в жёны дочь Полоза Золотой Волос, лишается возможности жить с ней в мире людей (отец-Полоз не даёт), и должен спасаться с ней от Полоза под островом - в другом подземном царстве, где Полозу хода нет - и тоже стать подземным духом. Также в Сказе подчёркивается нечеловеческая красота девицы Золотой Волос и её волшебные волосы. (Следует заметить, что и у другой «змееобразной» женщины - Медузы Горгоны тоже были прекрасные волосы, пока Афина, олимпийское божество, не превратила их в змей и вообще изуродовала Медузу, сделав её чудовищем.)

Образ змея в изобразительном искусстве

Использование образа в скульптурных аллегориях

Современное функционирование образа

Образ змея в геральдике

В современной геральдике нередко можно встретить образ змея. В качестве герба Москвы известно изображение сходное с иконописным «Чудо Георгия о змие », на котором Георгий Победоносец повергает змея копьем. Этот же сюжет фигурирует в гербах Владимира-Волынского , Межевского района Костромской области , Егорьевска .

Также змей фигурирует в современных гербах Мексики , Казани , города Пружаны и многих других.

Литература

  • Владимир Пропп. Исторические корни Волшебной Сказки. Глава VII. У огненной реки
  • Иванов В. В. Змей // Мифы народов мира . Т. 1. - М., 1991. - С. 468-471.
  • Тресиддер Дж. Словарь символов. - М.,1999. - 430 с.
  • Купер Дж. -М., 1996. - С.106-110.

Примечания

См. также

  • Змея (гербовая фигура)

Ссылки

  • Авилова И. К. Промысловые культы индийских нага // Россия - Индия: перспективы развития регионов (Приморский край). - М.: , 2000.