1 и 2 мировые войны сравнительная таблица. История мировых воин

Вывод: Первая мировая война продолжалась более 4 лет (с 1 августа 1914 по 11 ноября 1918). В ней участвовало 38 государств, на ее полях сражалось свыше 74 млн. человек, из которых 10 млн. было убито и 20 млн. искалечено. Первая мировая война по своим масштабам, людским потерям и социально-политическим последствиям не имела себе равных во всей предшествующей истории. Она оказала огромное влияние на экономику, политику, идеологию, на всю систему международных отношений. Война привела к крушению самых могущественных европейских государств и складыванию новой геополитической ситуации в мире.

Политические итоги:

· Февральская и Октябрьская революции в России и Ноябрьская революция в Германии; ликвидация четырёх империй: Германской, Российской, Османской империй и Австро-Венгрии, причём две последние были разделены;

· Германия урезана территориально и ослаблена экономически.

Территориальные изменения:

· Присоединение к Англии Танзании и Юго-Западной Африки, Ирака и Палестины, части Того и Камеруна;

· присоединение к Бельгии Бурунди, Руанды и Уганды;

· присоединение Францией Эльзас-Лотарингии, Сирии, части Того и Камеруна;

· оккупация Францией Саара;

· присоединение Италией Южного Тироля и Истрии;

· провозглашена независимость Белорусской народной республики, Украинской народной республики, Венгрии, Данцига, Латвии, Литвы, Польши, Чехословакии, Эстонии, Финляндии и Югославии;

· основаны Веймарская и Австрийская республики;

· демилитаризированы Рейнская область и черноморские проливы.

Военные итоги:

· Впервые были использованы танки, химическое оружие, противогазы, зенитные и противотанковые орудия;

· широкое распространение получили самолёты, пулемёты, миномёты, подводные лодки, торпедные катера;

· резко выросла огневая мощь войск;

· появились новые виды артиллерии: зенитная, противотанковая, сопровождения пехоты;

· авиация стала самостоятельным родом войск, который стал подразделяться на разведывательную, истребительную и бомбардировочную;

· возникли танковые войска, химические войска, войска ПВО, морская авиация;

· увеличилась роль инженерных войск и снизилась роль кавалерии;

· появилась «окопная тактика» ведения войны с целью изматывания противника и истощения его экономики, работающей на военные заказы.

Экономические итоги:

· усиление государственного регулирования и планирования экономики, формирование военно-промышленных комплексов;

· ускорение развития общенациональных экономических инфраструктур (энергосистемы, сеть дорог с твёрдым покрытием и т. п.);

· рост доли производств оборонной продукции и продукции двойного назначения

· В войну были вовлечены 33 государства с населением свыше 1,5 млрд. человек.

· В результате военных действий погибло свыше 10 млн. человек и в 2 раза больше ранено. Тысячи городов и селений были превращены в развалины, разрушены дороги и мосты, миллионы людей лишились крова, имущества…

Итог России.

В августе 1914 года Россия добилась успехов, но затем несогласованность армий, проблемы со снабжением, предательство и шпионаж привели к поражениям. К концу 1915 года Россия потеряла Прибалтику, Польшу, часть Украины и Белоруссии. В 1916 году под руководством генерала Брусилова был проведен прорыв на Юго-Западном фронте. Более 400 тысяч врагов было убито, ранено и взято в плен. Германия перебросила силы на помощь Австро-Венгрии и спасла ее от катастрофы. На 1 марта 1917 года готовилось генеральное наступление русской армии по всей линии фронта. Но за неделю до этого враги устроили революцию в Петрограде.

Наступление сорвалось. Февральская революция уничтожила все победные планы армии. Началось массовое дезертирство, солдаты не слушались приказов, разведданные были рассекречены. В результате все наступления русской армии провалились. Было много убитых и пленных.

После октября 1917 года большевики пришли к власти. В марте 1918 они заключили с Германией «Брестский мир», отдали западные земли России и прекратили участие в войне. Россия потеряла больше всех: более 6 млн убитых, раненных, искалеченных. Главные промышленные районы были разрушены.

Великая Отечественная война

Вторая мировая война

Сроки

Начало войны

Как часть Второй Мировой войны, ВОВ совпадает с ней по времени в период с 22 июня 1941 г. и до 9 мая 1945 г. (для СССР).

Великая Отечественная война является частью Второй Мировой войны как общемирового военного конфликта и одновременно представляет собой самостоятельное и самоценное военное столкновение, имеющее значение конкретно для территории СССР.

Вторая Мировая война для западных государств начинается раньше, чем для СССР (1 сентября 1939 г. - вторжение немецких войск на территорию Польши) и заканчивается позже (2 сентября 1945 г. - капитуляция Японии).

Театр военных действий

ВОВ включает в себя не только действия на территориях собственно СССР, но и на оккупированных землях Восточной и Центральной Европы (Польша, Австрия, Чехословакия), а также на территориях стран-союзниц Германии и самой Германии.

События ВМВ развернулись также на полях Западной, Северной и Южной Европы (например, Франция, Италия и т.д.), Северной Африки (например, совр. Тунис, Ливия), Восточной и Юго-Восточной Азии (например, Китай, Индонезия) и др.

Конец войны

8 мая 1945 г. был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. Союзники Германии вышли из войны еще раньше (Италия, Финляндия, Венгрия и др.). На этом Великая Отечественная война для СССР закончилась.

День 9 мая 1945 г. был объявлен Днем Победы Советского Союза над Германией.

На Ялтинской конференции в феврале 1945 г. СССР взял на себя обязательство вступить в войну с Японией не позднее чем через 3 месяца после окончания войны с Гитлером.

Соответственно, 8 августа СССР напал на Японию. Война продолжалась до 2 сентября 1945 г., когда был подписан акт о капитуляции Японии. Это событие завершило Вторую мировую войну.

Кстати, на ЕГЭ по истории в 2016 г. многие выпускники «попались» на непонимании разницы между ВМВ и ВОВ. Об этом в Методических рекомендациях для учителей пишет Игорь Анатольевич Артасов. В частности, он приводит следующий пример реального задания с экзамена 2016 г.:

Пример 14. Какие суждения о данной марке являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. 

1) Событие, которому посвящена марка, состоялось в период Великой Отечественной войны.

2) Современником события, которому посвящена марка, был М. В. Фрунзе

3) Данная марка выпущена в период, когда Президентом России был Б. Н. Ельцин.

4) Событие, которому посвящена марка, состоялось в период Второй мировой войны.

5) Одним из участников события, которому посвящена марка, был Ф. Рузвельт.

Страны, способствовало обострению социальных отношений и возникновению политического кризиса 1917 года , а также за данные военные годы было призвано в армию почти 15 млн. человек , огромные западные территории (Прибалтика и Польша) находились в оккупации германских войск.

К осени 1916 года насчитывалось около 1, 5 млн. людских потерь , более 2 млн. человек пленных , почти 4 млн. раненных. Для России это было огромной потерей армии, были разрушено множество городов, заводов, мотов и железных дорог.

В военные годы произошел спад промышленного и сельскохозяйственного производства. Площадь посевов сельскохозяйственных культур снизалась на 12%, сократилось производство зерна и мяса. Промышленные предприятия , которые производили продукцию для населения, сократили ее производство в два раза, а выпуск оружия к 1917 году возрос в 10-12 раз, а также перестали импортировать в отрасль промышленности оборудование и сырье.

Правительство решило эвакуировать промышленные предприятия на Восток в 1915 году, данный процесс проходил медленно.

За время войны расходы бюджета государства увеличились почти 4, 5 раза, что в результате привело к бюджетному дефициту , приходилось осуществлять внутренние и внешние займы. Была начата эмиссия денег, так 1917 году число денег в обращении возросло в 6 раз.

Одним из следствий этой войны был в 1916 году хлебный кризис , дефицит промышленных товаров, топлива и т. д. что повлекло рост цен на данную продукцию. В ноябре этого года была введена продразверстка и карточное распределение продуктов. Кроме того, нарастал правительственный кризис , так с 1915-1916 гг . произошла смена четырех председателей Совета министров и военных министров, шесть министров внутренних дел, было образовано Временное правительство . Стало устанавливаться в стране двоевластие, наряду с государственными органами власти стали возникать Советы рабочих.

По окончанию второй мировой войны в Ялте в феврале 1945 года и Потсдаме летом 1945 года на конференции «Большой тройки » было решено определить новые восточные и западные границы Польши, передать СССР восточную Пруссию вместе с ее центром Кенигсбергом, а также было одобрено решение о демилитаризации Германии и ее раздела на зоны оккупации. В этот же период принято было решение западными союзниками включить центральные и восточные страны Европы, кроме Австрии в СССР. В результате капитуляции Японии СССР включил в свои территории Южный Сахалин и Курильские острова 2 сентября 1945 года .

Восточный фронт за годы войны потерял свыше 75% личного состава и авиации, около 75% танков и орудий артиллерии. Погибло около 27млн. людей в боях, в плену, на землях, которые подверглись фашисткой оккупации, почти 18, 4 млн. человек раненных или получивших заболевания и ставшие инвалидами, при выполнении обязанностей по службе.

У людей, которое находились в тылу за военные годы, было ухудшено здоровье из-за голода, неустроенных условий для жизни, тяжелых физических перегрузок, недостатка медикаментов и многих других причин.

Ущерб, который понесла экономика страны за годы войны, достигла почти трети части национального богатства государства. Города и городские поселки, деревни, промышленные предприятия, железные дороги, мосты, колхозы и совхозы были разрушены полностью или частично. Лошади и крупный рогатый скот, свиньи, овцы были зарезаны или угнаны фашистами. Однако народное хозяйство стало восстанавливаться в ходе военный действий, в период, когда произошел коренной перелом войны.

Опишите влияние Первой Мировой войны на духовную сферу жизни европейского общества. Почему Гертруда Стайн назвала участников войны «потерянным поколением»?

Значительное влияние на духовную атмосферу Европы оказала первая мировая война. Крушение надежд, смысложизненных установок, изменение ценностных критериев, нравственная переориентация, потеря стабильности и надежности существования - таковы символы кризисного мировосприятия первой четверти XX в.

Потерянное поколение – так называют на Западе молодых фронтовиков, которые воевали между 1914 и 1918 годами, независимо от страны, за которую они воевали, и вернулись домой морально или физически искалеченными. Также их называют «неучтенными жертвами войны». Вернувшись с фронта, эти люди не могли снова жить нормальной жизнью. После пережитых ужасов войны всё остальное казалось им мелочным и не достойным внимания.

Сравните «либеральный» (США) и «тоталитарный» (Италия, Германия) пути выхода из мирового экономического кризиса, выделите общее и отличное.

«Либеральный путь» США.

Американский путь опирался в значительной мере на традиции либеральной экономической доктрины, и потому упор делался на косвенные методы воздействия на хозяйственную и общественную сферы жизни. Банковская и финансовая реформы послужили исходным пунктом последующих преобразований. С помощью сильной бюджетной и кредитно-денежной политики государство осуществляло крупные инвестиционные мероприятия, направленные на достижение оптимальных темпов экономического роста; устраняло социальную напряженность, финансируя программы помощи безработным, организуя общественные работы и т.п. Политика государственного финансирования дополнялась комплексом правовых актов, умелым регулированием налоговой системы, протекционистскими мероприятиями и т.п.

Несмотря на то, что результаты этого направления ощущались не моментально, а лишь по истечении достаточно длительного срока, он оказался весьма приемлемым в обозримой перспективе. Вскоре США практически полностью оправились от последствий кризиса, впрочем как и ряд стран, применивших политику "нового курса". Следует отметить, что это направление избрали страны с более высоким уровнем экономического развития и прочными демократическими традициями.

«Тоталитарный путь» Италия, Германия .

Наконец, иная картина наблюдалась в странах, применивших тоталитарное направление, как Германия, Италия. Они пытались решить не столько задачу выхода из кризиса, сколько преследовали более дальнюю цель вооруженного передела мира. А точнее - сверхзадача передела мира определяла путь и методы выхода из кризиса.

Главной чертой антикризисной политики таким образом становится тотальная милитаризация народного хозяйства. С этой целью фашистские государства широко использовали наряду с косвенными прямые методы вмешательства. Причем последние, как правило, по мере развития государственного вмешательства, становились преобладающими. Достаточно сказать, что в названных странах наблюдается постоянное увеличение государственного сектора в экономике. Помимо предприятий собственно военной промышленности произошло огосударствление сырьевых отраслей, топливно-энергетической базы, транспорта и т.д. Наряду с этим проводилось принудительное картелирование (вхождение отдельных предприятий в состав крупных монопольных объединений, тесно связанных с государством). На этой основе постоянно увеличивалась доля государственного заказа, развивались элементы директивного экономического планирования.

В результате такой политики уже через год в Германии исчезла безработица, от которой продолжали страдать страны, избравшие другие модели государственно-монополистического капитализма. Показатели экономического роста, особенно в отраслях тяжелой промышленности, резко пошли вверх.

37. В советской литературе существовало мнение о тождественности фашизма и нацизма. На каких сходных чертах двух тоталитарных режимов основана эта точка зрения? В чѐм различия между ними?

Мнение о тождественности фашизма и нацизма возникло в результате некоторых сходств этих двух тоталитарных режимов.

Например:

1) Как фашизм, так и нацизм это тоталитарные или авторитарно-диктаторские режимы. Сравню диктатуры Гитлера и Муссолини по чертам и признакам тоталитарных режимов.

2) Тоталитаризм это идеология. Как Муссолини, так и Гитлер написали свои произведения, которые явились доктринами их режимов. В Италии это «Доктрина фашизма», а у Гитлера это «Моя Борьба». Эти доктрины и были основами, с помощью которых переубеждали народ, и которые должны были быть книгой «бытия» каждого фашиста и нациста.

3) При тоталитаризме нет места личности. Все поглощено государством, в случае с фашизмом или обществом, в случае с национал – социализмом. Из истории видим, что это так.

4) тоталитаризм это террор. В Италии это чернорубашечники, а в Германии СА, СС, Гестапо, а также «Народный трибунал» и другие органы фашистской юстиции.

И по всем признакам, эти режимы специалисты относят к тоталитаризму двадцатого века.

Различия фашизма и нацизма:

1.) Существенным различием между этими двумя учениями, является тональная окрашенность их националистических идей. Обе идеологии имеют в основе шовинизм, но если в фашизме этот шовинизм направлен на усиление государства, возрождение былой Римской империи и на единство представителей этой нации, то национал-социализм – это теория превосходства одной нации над другой.

2) В нацизме доминирует расовая идея, доведенная до антисемитизма. Отношение ко всем остальным нациям тоже имеет связь с евреями. Всё связывается с семитами. Большевизм становится жидовским большевизмом, французы очерномазились и ожидовели, англичан даже возводят к одному из колен Израилевых, следы которого считаются утраченными и т.д.

3) По определению Муссолини «основное положение фашистской доктрины это учение о государстве, его сущности, задачах и целях. Для фашизма государство представляется абсолютом, по сравнению с которым индивиды и группы только «относительное». Индивиды и группы мыслимы только в государстве».

Таким образом, Муссолини сформулировал главную идею и цель фашизма: «все в государстве, ничего против государства и ничего вне государства».

Отношение национал-социалистов к государству было принципиально иным. Если для фашистов государство первично: «государство создает нацию», то для национал-социалистов государство – «только средство для сохранения народа».

Более того, национал-социализм имел целью и главной задачей даже не поддержание этого «средстваГосударство мыслилось как промежуточный этап, который необходим на первых порах для строительства такого общества. Здесь заметно некоторое сходство с идеями Маркса и Ленина, которые тоже считали государство переходной формой на пути строительства другого общества (коммунизма).

Для Муссолини главной целью было создание абсолютного государства, возрождение былого могущества Римской империи. Различие становиться ясным.

4) Для фашистов характерен корпоративный подход в решении национального вопроса. Фашисты хотят путём сотрудничества наций и классов достичь своей конечной цели абсолютного государства. Национал-социализм, в лице Гитлера и других его деятелей, решает национальную проблему через расовый подход, путём подчинения «недочеловеков» одной высшей расе и обеспечения ее господства над остальными.

5) Главным в идеологии национал-социализма является раса. При этом в гитлеровской Германии под расой понимался вполне конкретный тип людей, принимались законы, обеспечивающие чистоту и сохранение арийской расы, проводились конкретные мероприятия по выведению определенного физиологического типа.

Муссолини же утверждает, что «раса – это чувство, а не реальность; 95 % чувства». А это уже не частности, это принципиальные идеологические разногласия. Муссолини вообще не использует понятия «раса», он оперирует только понятием «нация». Гитлер же утверждал, что понятие «нация» – это устаревшее, «пустое» понятие: «Понятие нации стало пустым. « Нация» – это политическое орудие демократии и либерализма». Как мы видим, Гитлер принципиально отвергает понятие «нация». Больше того, он ставит задачу упразднить это понятие. Муссолини же, напротив, отождествляет понятия «нация» с основой фашистской доктрины – понятием «государство».

6) Гитлер в своей идеологии взял за основу способ, как запутать народ, как объединить его вокруг псевдосоциалистических идей, преобразовав идею абсолютного итальянского государства Муссолини в идею об обществе с расовым неравенством, заострённым до антисемитизма, где бы господствовала арийская раса

Муссолини считал, что необходимо возродить былую мощь Римской империи, он решал национальный вопрос корпоративно. Для Муссолини было важно организовать равноправное сотрудничество наций, для достижения единой цели организации абсолютного государства, где личность была бы под полным, как духовным, так и физическим контролем.

Гитлер, если можно так выразиться, выжал сок из доктрины Муссолини, равно как и из коммунистических идей, превратив их в монстра не только изнутри (тотальный контроль над личностью в государстве), но и снаружи, превратив немецкий народ в машину войны, уничтожения и подчинения других наций.

Вывод: Итальянский фашизм и германский нацизм по признакам подходят под определение тоталитаризма и им свойственны все, перечисленные мною черты. Возникли эти движения из-за экономического упадка и политической слабости, как в Германии, так и в Италии. Направлены они были на простой и малообразованный народ, и взывали к духу нации, который всегда легко разжечь, особенно на фоне революционных беспорядков и экономической депрессии.

После прихода нацистов к власти в Германии они начинают проводить агрессивную внешнюю политику, при этом ведущие европейские державы не предпринимают ответных мер. Чем была вызвана позиция непротиводействия нацисткой Германии? Какие договоры были нарушены Германией в 1930-е гг., и какие территории были насильственно присоединены.

39. Отрывок из документа:

«Милая Китти! Сегодня у меня очень печальные и тяжелые вести. Многих евреев - наших друзей и знакомых - арестовали. Гестапо обходится с ними ужасно. Их грузят в теплушки и отправляют в еврейский концлагерь Вестерборк. Это - страшное место. На тысячи человек не хватает ни умывалок, ни уборных. Говорят, что в бараках все спят вповалку: мужчины, женщины, дети. Убежать невозможно. Заключенных из лагеря сразу узнают по бритым головам, а многих и по типично еврейской внешности».Кто автор данного отрывка, когда и в какой стране он был написан. Какое явление описывается в приведенном фрагменте. Какие еще немецкие концлагеря вы знаете.

Автором отрывка написанного в октябре 1942 года в Нидерландах является еврейская девочка, уроженка Германии, Анна Франк, автор знаменитого «Дневника Анны Франк» - документа, обличающего нацизм и переведенного на многие языки мира. Эта книга сразу стала бестселлером – не только из-за своей пронзительной интонации, но и главным образом потому, что сумела объединить в судьбе одной девочки миллионы человеческих трагедий, связанных с нацистским геноцидом. Анна Франк и ее семья считаются одними из самых известных жертв нацизма.

В письме описывается депортация евреев в концлагерь.

Немецкие концлагеря:

1. Освенцим/Биркенау (Освенцим, Польша) 8.) Равенсбрюк (Германия)

2. Бухенвальд (Германия) 9.) И др.

3. Герцогенбуш (Нидерланды)

4. Дахау (Германия)

5. Заксенхаузен (Германия)

7. Маутхаузен (Австрия)

Во второй мировой войне участвовало 61 государство с населением 1,7 млрд. человек. (В первой мировой соответственно 36 и 1). В армию было призвано 110 млн. человек, на 40 млн. больше, чем в 1914-1918 гг. Во второй мировой войне погибло 50 млн. человек, в 5 раз больше, чем в первой. Из государств - участниц второй мировой войны главную тяжесть нес Советский Союз. Советско – германский фронт отвлекал на себя 2\3 вооруженных сил Германии. Протяженность советско-германского фронта составляла от 3 до 6 тыс. км, фронта в Северной Африке и Италии - 300-350 км, Западного фронта - 800 км. На советско-германском фронте действовало от 190 до 270 дивизий противника, в Северной Африке - от 9 до 206 в Италии - от 7 до 26. Советские войска уничтожили, пленили и разгромили более 600 дивизий фашистской Германии и ее союзников. США и Англия нанесли поражение 176 немецко-фашистским дивизиям. СССР потерял убитыми не менее 14 млн., Англии и США - по несколько сотен тысяч. В боях за освобождение от фашистской оккупации государств Восточной Европы погибло более 1 млн. советских солдат и офицеров. Экономический ущерб СССР от войны составил более 2,5 трил. рублей в довоенных ценах. Победа Советского Союза в войне над гитлеровской Германией была обусловлена рядом причин. В экстремальных условиях военной поры советская экономика смогла быстрее перейти на выпуск вооружения и превзойти промышленную мощь фашистского блока. За годы войны выросло воинское искусство как высшего руководства армии, так и среднего и младшего офицерского состава. Правящая в стране Коммунистическая партия пользовалась доверием и поддержкой большинства населения страны. Война для СССР была оборонительной, справедливой. Это способствовало подъему традиционного русского и советского патриотизма. Звание Героя Советского Союза получили более 11,5 тыс. человек. Победе СССР способствовала и материально-техническая, военная помощь со стороны его союзников по антигитлеровской коалиции. За годы войны резко возросло международное влияние СССР. Вместе с США Советский Союз стал одним из мировых лидеров. Окрепла и внутриполитическая система советского общества. В политическом отношении СССР вышел из войны более сильным государством чем в вступал в нее. Рост такого влияния СССР вызывал чрезвычайную озабоченность руководства западных держав. В итоге по отношению к СССР были определены две стратегические задачи: как минимум не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР, для чего создать военно – политический союз западных стран во главе с США (НАТО, 1949 г.), разместить у границ СССР сеть военных баз США, поддерживать антисоциалистические силы внутри стран советского блока. Меры принятые СССР были адекватными (Организация Варшавского Договора, 1955 г.). Новый внешнеполитический курс бывших военных союзников руководство Советского Союза расценило как призыв к войне. Мир вступал в эпоху «холодной войны».