На каких животных ставят опыты. Экспериментов на животных

Ежедневно десятки и сотни животных погибают в лабораториях во имя науки. Можно ли решить эту проблему? По мнению ученых Днепропетровского национального университета, пусть и частично, эта проблема решаема.

Игнат Бошков с любимой крысой

Подопытными бывают и люди

Братья и сестры наши меньшие - то есть зверушки, птички, рыбки и даже букашки - тоже не прочь попрактиковаться на нас и испытать на прочность наше терпение. Это я понял еще в детстве. Однажды знойным июньским днем я готовился к экзамену по геометрии и размышлял, с какого именно градуса угол теряет свою остроту и становится тупым. И вдруг в раскрытое окно влетела большая муха и стала кружить по комнате, совершая мыслимые и немыслимые пируэты. При этом насекомое, понятное дело, отвратительно жужжало. Какое-то время я просидел под мухой, надеясь, что она опомнится и покинет комнату. Я даже шире распахнул окно и жестом пригласил незваную гостью убраться вон. Но цокотуха никак не отреагировала на это и продолжала свой бессмысленный полет. Я еще подождал. Потом еще и еще. Но муха - такая сволочь - все жужжала и жужжала, точно издевалась надо мной. Экспериментировала!

Моё терпение лопнуло! Я закрыл окно и начал охотиться за летуньей. Потратил на это часа два. Но муху все-таки поймал. В огромных фасеточных глазах насекомого, увы, не было и проблеска вины.

Ну что, отлеталась! - торжествующе обратился я к пленнице и стал медленно отрывать ей лапки и крылья…

Больше никто не летал. Но и мушиный опыт не прошел зря. Я понял, что терпение и выдержку можно тренировать. С помощью мух. Такие тренировки оказались весьма полезными, что подтвердила строка из школьной характеристики: «Его трудно вывести из равновесия…»

Учителю геометрии на экзамене я, должно быть, напоминал потерявший всякую остроту угол в 270 градусов. Так что полученная «тройка» меня вполне устроила. «Зачем мне эти алгебра с геомет­рией, когда пойду на биофак?» - подумал я тогда. Ну и пошел…

Будущих «скелетов» ловили на площади

Студенты-биологи - исследователи по определению. Это я понял еще на первом курсе. В сентябре мы поехали на уборку картошки, и там-то моя сокурсница Наташа обнаружила в поле раненого грачика. Уж очень он ей понравился. Просто насмотреться на него не могла. Ну а утром приходит эта Наташа с перевязанной рукой.

Что случилось? - спрашиваю.

Да вот грачика препарировала и порезалась, - ответила девушка.

Наташу очень интересовало, что там внутри у этой птички. Святое дело! Правда, лабораторные работы по изучению анатомии и физиологии животных были еще впереди. На одной из таких лабораторок мы должны были сделать скелет, чтобы понять, из каких костей он состоит.

Но из кого делать эти скелеты?

Ну кого поймаете, из того и сделаете, - полушутя отвечают преподаватели.

Будущих «скелетов» мы ловили на площади Ленина областного центра. Это были голуби, которые, ничего не подозревая, клевали подброшенную бабушками хлебную крошку. Мы сели на скамейку рядом с бабушками и тоже стали приманивать голубей хлебом. Ну а когда птички подошли достаточно близко, мы накинули на них сеть. Очень это бабушкам не понравилось, и они едва не пришибли нас своими палками.

Фашисты! - кричали они нам вслед. Но мы с добычей уже были далеко.

Еще, конечно, страдали от студентов лягушки. Их пускали на суп, посредством которого первокурсников посвящали в «настоящих биологов». Дескать, кто лягушатины не попробовал, тот и не биолог. Но несчастных земноводных использовали еще в самом жестком учебном эксперименте: «спинальная лягушка». Препаровальной иглой студенты разрушали головной мозг амфибии, после чего ее опускали в кислоту. Лапка уже безжизненной лягушки дергалась, что подтверждало: рефлекторная цепочка замыкалась не на головном, а на спинном мозге.

Впрочем, чаще всего, правда, уже не в учебной, а в научной работе, мы использовали крыс, кошек и кроликов.

Эксперименты над животными заменили компьютерными моделями

Вообще-то опыты над животными проводят с древнейших времен. Лягушки, мыши, кролики и прочие лабораторные обитатели всегда рассматривались учеными как обычное сырье для опытов. Препарирование живых существ часто входило в программу обучения будущих работников медицины и ветеринаров. Животных использовали и продолжают использовать для проверки действия лекарств, сигарет и пищевых добавок сомнительного качества.


Эксперемент проводят профессор Ляшенко В.П. и доцент Никифорова Е.

Признаюсь, что, работая лаборантом в НИИ биологии ДГУ, я лично обезглавил (разумеется, исключительно в научных целях) немало подопытных крыс. Делалось это самым зверским способом: голову животному просто отрезали большими ножницами. Варварство!

В 1979 году Международная Ассоциация против болезненных опытов на животных учредила Всемирный день защиты лабораторных животных, который отмечается ежегодно 24 апреля. В этот день практически во всем мире проводятся акции протеста, направленные на отмену опытов над животными. Но как их не проводить? Каким образом сегодня обучать студентов?

В учебных целях лабораторные животные сегодня не используются, - отвечает на этот вопрос доцент кафедры физиологии человека и животных ДНУ Галина Задорожная. - Формат проведения всех лабораторных работ за последние десять лет пересмотрен и сформирован таким образом, чтобы исключить острое экспериментирование на животных. В научно-исследовательских работах используются в основном крысы, поскольку по физиологии они близки к человеку.

Подопытных грызунов выращивают в виварии Днепропетровского агроуниверситета или привозят из столичного питомника. Стоимость крыс колеблется от 15 гривен до 25 долларов за штуку (в советское время крыс выращивали в Ленинграде и стоили они как бутылка водки - 3,6-3,8 рубля - прим. авт. ). Кардинально изменилась и процедура умерщвления животных. Сначала их вводят в состояние наркоза и только потом «казнят».

Ну а в учебной практике эксперименты над живыми объектами стараются заменить компьютерными моделями. Но, как признают специалисты, иногда такая замена сказывается на качестве образования.

Свою жизнь за науку отдают кролики, крысы, морские свинки и обезьяны

Для проверки медпрепаратов чаще всего используют кроликов и крыс, - рассказывает студент ДНУ Игнат Бошков. - Иногда очень тонкие эксперименты проводят на обезьянах. Правда, такие дорогостоящие опыты практикуют, как правило, в Европе и в США. В Украине подобные эксперименты делали в Харькове.

Но не зря же жертвуют своими жизнями подопытные грызуны?

Конечно, нет! - отвечает доцент Галина Задорожная. - Можно вспомнить знаменитый пример с талидомидом. Как известно, в 60-х годах прошлого века это седативное снотворное средство получило огромную популярность, пока не выяснилось, что применение препарата зачастую приводит к появлению детей с врождёнными уродствами. Последующая экспериментальная проверка такой реакции проводилась на морских свинках. Их, разумеется, тоже жалко. Но это все-таки не люди.

Сегодня «экспериментальные животные» помогают днепропетровским ученым изучать влияние на организм магнитных полей, последствий радиации, потребления некачественной воды и т.д.

Доцент кафедры ФЧЖ ДНУ Елена Хоменко изучает патологию желудочно-кишечного тракта. Опять же на крысах. Сколько же грызунов необходимо для достаточной чистоты эксперимента?

Мы работаем совместно с институтом гастроэнтерологии Национальной академии медицинских наук и стараемся сделать так, чтобы количество подопытных животных было минимально, - констатирует кандидат биологических наук Елена Хоменко. - Сначала тщательно отрабатываем теоретическую часть и только потом экспериментируем на животных. Так что чистота опыта подтверждается минимумом крыс - до десяти особей.

Услышанное порадовало. Ведь то, что для нас наука, для животных - жизнь. И хотелось бы, чтобы каждая такая жизнь братьев наших меньших не была потрачена напрасно. Кто с этим поспорит!

Александр Разумный

Вопрос в тему

Почему только животные?

Сегодня множество общественных организаций обеспокоены судьбой лабораторных (и, разумеется, не только) животных. Но почему только их! А есть ведь еще, например, насекомые. Кто знает, что думают они о своих исследователях? Как те же мушки-дрозофилы относятся к генетикам всех времен и народов?

Но есть еще и растения. По мнению некоторых специалистов, они тоже способны испытывать определенные «эмоции». Быть может, со временем наше общество станет настолько гуманным, что возьмется защитить вообще все живое на планете?

Я не исключаю такой возможности, - отвечает нам доцент кафедры физиологии человека и животных ДНУ Галина Задорожная. - Сейчас стараются позвоночных животных заменить беспозвоночными и всячески минимизировать их страдания. Но потом, возможно, придумают, чем и кем можно заменить и их. Мы же действительно очень мало знаем, как переносят боль те, кого условно относят к не слишком высокоразвитым существам.

Понятие «эксперимент» (от лат. experimentum – проба, опыт) – это, прежде всего метод – метод познания. В отличие от «наблюдения», «эксперимент» – активное воздействие человека на природу и искусственное воспроизведение различных явлений природы с целью познания ее объективных закономерностей.

По словам К.А. Тимирязева, «эксперимент» является важнейшей формой, осуществляющей взаимодействие субъекта с изучаемым объектом. Так ли необходим эксперимент в биологии и медицине? Нужен ли он, что он дал и что может дать?

Процесс работы ученых с лабораторными животными сложный и мало изученный. Он в разных странах понимается по-разному и является ареной борьбы и развития этических категорий.

У народов разных стран животные были и продолжают оставаться символом силы, мудрости, красоты, гармонии. Изображения животных мы видим на государственных гербах и флагах многих стран мира. Эта символика пронизывает различные сферы нашей деятельности.

Животные являются объектом медико-биологических исследований (из более 1 200 000 видов животных для медико-биологических исследований используют лишь девять видов – крысы, мыши, хомяки, морские свинки, кролики, собаки, кошки, куры и обезьяны).

Любая дискуссия на тему использования животных в эксперименте всегда приобретает остроту и яркую эмоциональную окраску. Ведется широкая дискуссия о необходимости и допустимости экспериментов на животных. В свое время создавались различные общества охраны исследований. Их противники объединялись и создавали «антиобщества», организованно добивались отмены всяких экспериментов на животных. Горячие сторонники охраны природы и в настоящее время разделяют такую же точку зрения. В качестве аргумента ими выдвигается возможность использования альтернативных способов получения знаний с помощью последних достижений кибернетики, компьютерной техники и т.д., допускающих исследования на людях.

Во многих странах проводится исследование по поиску альтернативных возможностей замены исследований на животных. Это делается как из гуманных, так и из экономических соображений. Такого рода исследования поддерживает и ВОЗ. На эту тему проводится и международные симпозиумы.

Роль эксперимента в прогрессе медицины огромна. Любые новые условия, факторы воздействия изучают, прежде всего, на животных. Благодаря эксперименту, человечество избавлено от многих тяжелых заболеваний – оспы, чумы, полиомиелита и др. Экспериментальные методы способствовали стремительному развитию хирургии, разработке метода искусственного кровообращения, созданию искусственного сердца. В то же время, некоторые заболевания человека, не имеющие адекватной экспериментальной модели, изучены в меньшей степени.


Естественно – научное обоснование эксперимента дал И.П. Павлов. Он считал, что экспериментальное изучение патологических изменений позволит ученым действовать более сознательно и целесообразно. О клиническом значении эксперимента И.П. Павлов писал, что чем полнее будет проделан опыт на животных, тем менее часто больным придется быть в положении опытных объектов, со всеми печальными последствиями этого.

Основатель экспериментальной медицины К. Бернар считал, что научный опыт в медицине должен произвести такую же революцию, как и в других науках. Как отмечает ВОЗ, лабораторным животным принадлежит важная роль в успешном осуществлении медицинских программ в международном масштабе, а ограничение использования животных в исследовательских целях может оказать тормозящее влияние на прогресс медицины и биологии.

История использования животных в качестве моделей для медицинского эксперимента показывает положительную эволюцию человеческих представлений о необходимости изложения животного. В экспериментальной медицине и в наше время существует проблема деонтологии. В биологии и медицине животных используют при испытании лекарственных средств, биологических препаратов, различных исследованиях, с целью демонстрации в процессе преподавания.

Медико-биологический эксперимент имеет три основных аспекта: научный – касается научной ценности получаемых на животных данных; экономический – касается объема материально-технических затрат на проведение эксперимента и соотносительную с ним ценность получаемых данных; этический – соответствия выполняемых на животном процедур принципам гуманного отношения к животным.

Следует отметить, что эксперимент стал носить активный исследовательский характер лишь тогда, когда были исчерпаны возможности описательного (наблюдательного) характера. Необходимо учесть также, что медицинская этика – понятие временное, отражает морально-этические категории конкретной эпохи.

Осуществление принципа гуманного обращения с животными преследует две основные цели. С научной точки зрения это повышение точности, достоверности получаемых данных, для чего потребуется меньшее количество животных, это в свою очередь экономит средства и время. С этической точки зрения, соблюдение норм гуманного обращения с животными свидетельствует о культуре исследования – нравственной и профессиональной, отражая такую черту личности, как способность к состраданию.

Уместны слова А. Швейцера о том, что этика есть безграничная ответственность за все, что живет. Причисление животных к категории «лабораторных» или «экспериментальных» определяет их существование. Популяции этих животных не подчиняются естественным природным законам развития. Лабораторные животные развиваются по своим особым законам, заданным человеком определяются насущными задачами его научно-практической деятельности. Создание человеком особых условий существования лабораторных животных накладывает на него ответственность за соблюдение принципов гуманного обращения на протяжении всей жизни этих животных.

Современное понятие гуманного обращения с экспериментальными животными является многокомпонентным. Гуманное обращение с экспериментальными животными требует, с одной стороны, высокой общей и профессиональной культуры исследования, а с другой – материальных затрат на строительство питомников, вивариев, экспериментальных подразделений, оснащение современным оборудованием и научной аппаратурой, формирование высококвалифицированных кадров, выращивание животных для лабораторных целей. Исследовательская работа с экспериментальными животными необходима. Однако допустимость эксперимента не снимает и сегодня этических проблем.

Разнообразие условий опытов позволяет допустить тезис о том, что каждый эксперимент представляет собственную этическую проблему. Любой эксперимент нельзя считать этичным, если в его основе не лежит серьезная научная мысль.

Во всех развитых странах приняты законы, инструкции, приказы, стандарты, руководства, регламентирующие порядок содержания, ухода, постановки эксперимента на лабораторных животных.

Во многих странах существуют специальные комитеты, контролирующие вопросы экспериментальной работы в медицине, биологии, сельском хозяйстве. Например, в Дании и Норвегии использовать позвоночных животных для биологических исследований, которые могут быть сопряжены с причинением боли животным, можно только с разрешения комитета по использованию животных в экспериментах. Ученые и персонал, работающие с животными, должны периодически проходить переаттестацию. В Швейцарии ответственность за гуманное отношение к экспериментальным животным несут руководители исследовательских работ. В США вопрос использования экспериментальных животных входит в компетенцию федеральных учреждений.

Идеи гуманизма традиционно присущи отечественной медицине. А.И. Полунин, В.В. Пашутин, И.И. Мечников, И.М. Сеченов, И.А. Павлов и другие всегда были пропагандистами идей гуманизма. Воспитание гуманного отношения к животным – важный фактор формирования у будущего специалиста благородных общечеловеческих качеств и, прежде всего, человеколюбия, доброжелательности, готовности всегда прийти на помощь. Право на использование животных имеют научно-исследовательские, лечебные и учебные учреждения, центры государственного санитарно-эпидемического надзора, учреждения по производству бактерийных, вирусных и других препаратов. Комитет по экспериментальной работе с использованием животных при Ученом медицинском совете Министерства здравоохранения РФ контролирует соблюдение содержания и проведения работы с ними, при нарушении требований, комитет имеет право внести в работу лаборатории соответствующие коррективы.

Значительный опыт работ накоплен во Всероссийском научном центре хирургии АМН РФ. Гуманный подход к экспериментальным животным был осуществлен и при исследованиях по проблеме «Искусственное сердце». В частности, эксперименты проводились лишь после длительных стендовых испытаний, многочисленных опытов на сердечно-легочных комплексах и трупах телят, а затем эксперименты проводились на собаках. Лишь зачетные эксперименты проводились на телятах. Все это позволило значительно уменьшить количество животных в период подготовки к решающим экспериментам. Следует остановиться на организации работы кафедры патофизиологии Университета им. Я. Пуркинье (г. Брно, ЧР). Руководитель работ личным примером показывает сотрудникам и студентам необходимость гуманного обращения с животными. По его словам, теленок, проживший 173 дня с искусственным сердцем, стал «настоящим членом коллектива». В лекциях красной нитью проводит идею гуманнизации эксперимента.

Необходимость широкого сотрудничества по вопросам гуманного обращения с экспериментальными животными, выработки правовых норм проведения экспериментов, стандартизации медико-биологических аспектов экспериментальных исследований, развития лабораторного животноводства привели к созданию ряда международных обществ. В 1957 году был организован Международный комитет по лабораторным животным, а в 1979 году преобразован в Международный научный совет по лабораторным животным (МНСЛЖ). Он обеспечивает подготовку кадров, техническую информацию и консультативную помощь в этой области всем государствам-членам под руководством Международного Союза биологических наук при ЮНЕСКО.

В настоящее время с МНСЛЖ сотрудничает 50 стран и 5 международных научных обществ. Основное финансирование идет по линии ВОЗ, дополнительное – от общественных научных союзов и промышленных фирм. Главной задачей МНСЛЖ является разработка и проведение мероприятий по стандартизации медико-биологических экспериментов, выполняемых на животных. В составе МНСЛЖ работают группы по генетической стандартизации животных, стандартизации методов их содержания, болезням лабораторных животных, программ обучения. МНСЛЖ способствует развитию национальных центров, выделяет стипендии для обучения специалистов, каждые 3 года организует международные симпозиумы.

Создано Европейское Общество по лабораторным животным, объединяющее специалистов стран Западной Европы и Скандинавии, а также Американская Ассоциация в области науки о лабораторных животных. Это самые многочисленные организации, устраивающие ежегодные научные конференции. Функционирует Совет Европейского Комитета по защите животных. ВОЗ уделяет значительное внимание вопросам науки о лабораторных животных. ВОЗ учредил ряд центров (в том числе и Россия) по лабораторным животным, считая, что это будет способствовать разработке животных-моделей для изучения болезней человека и явится важным вкладом в процесс улучшения использования лабораторных животных.

В 1985 году Совет международных медицинских организаций опубликовал «Международные рекомендации по проведению медико-биологических исследований с использованием животных». Они составлены на основе следующих положений:

· в принципе использование животных для научных целей нежелательно;

· по возможности следует применять методы, не требующие использования животных;

· при существующем уровне знаний использование животных является неизбежным;

· моральный долг ученых – гуманно относиться к подопытным животным, по возможности не причинять им боли и неудобства и постоянно стремиться изыскивать способы получения того же результата без привлечения живых животных.

Важной вехой в формировании мировоззрения современного исследователя является принятая в 1975 году «Токийская декларация – этический – кодекс медико-биологических исследований». По аналогии с классической деонтологической формулой «врач – больной», в экспериментальной медицине существует, осознано и тщательно изучается система связей «исследователь – подопытное животное». Экспериментаторы сейчас занимают активную нравственную позицию. За всей их сложной и трудной работой просматривается конечная цель – служение людям, внутренним побуждением становится гуманизм к людям. В настоящее время гораздо более емкой и содержательной стала фраза из «Клятвы Гиппократа»: «Жизнь свою, как и искусство свое, я буду оберегать в чистоте и святости». Это в полной мере относится и к экспериментальной медицине.

Неопубликованная статья для журнала "Animal Stamp"

С проблемой опытов на животных я столкнулась впервые в 16 лет, когда пошла на подготовительные курсы биофака МГУ. Оказалось, что для того, чтобы получить образование ботаника, мне придётся принимать участие в экспериментах на животных. Это было абсолютно несовместимо с моими жизненными принципами, которые на тот момент уже окончательно сформировались, и незадолго до этого я приняла для себя решение стать вегетарианкой по этическим соображениям, а затем и отказаться от мехов.

С идеей поступления в МГУ я, завсегдатай всех школьных олимпиад по биологии, вынуждена была расстаться. Однако, получить любимое образование мне все-таки удалось, для чего пришлось досконально изучать учебные планы различных вузов. Единственная этическая проблема, с которой я столкнулась на 4 курсе института - коллекция насекомых по энтомологии. Однако мне удалось перехитрить кафедру и предложить взамен двойную коллекцию редких болезней растений по фитопатологии.

В годы обучения в институте ко мне в руки однажды попала статья в какой-то газете, из которой я впервые узнала, как на животных проверяют безопасность косметики. Я до сих пор сохранила этот текст… «При испытании косметики, чистящих средств и новых соединений, разрабатываемых промышленностью, животные дышат парами вещества, концентрация которых так велика, что большая часть животных умирает от отравления. Промышленный тест Драйза для косметических средств проводится следующим образом. Кроликам наносят испытываемое вещество на глаз, фиксируют голову специальным воротником и ожидают в течение 21 дня. Животное не может потереть лапой глаз, который разъедает нанесенный препарат. Часто тест заканчивается тем, что роговица мутнеет и гибнет глаз. Другой известный промышленный тест для определения токсичности «ЛД-50» (летальная доза - 50) состоит в том, что группе животных вводится возрастающая доза испытуемого вещества и задача экспериментатора – определить дозу, которая за установленное время убивает 50% животных. Обычно вещество вводится в организм животного с помощью трубки, вставленной через пищевод в желудок».

Эта информация повергла меня в шок, и на следующий день я приняла решение не пользоваться косметикой. Пришлось распрощаться и с помадой, и с разноцветной тушью для ресниц, которая была так популярна в студенческих кругах. Тогда, в начале 90-х альтернатив не было никаких (первая этичная косметика с изображением перечеркнутого кролика в кружке в России появилась позже) и подруга в качестве утешения привезла мне из Узбекистана натуральную растительную косметику – сурьму.

Тема экспериментов на животных, или «вивисекции» (от двух латинских слов: «vivus» - живой и «sectio» - рассекание, буквально "резать по живому") не переставала выходить у меня из головы, и в этот же период я прочитала книгу Андре Жида, которая ещё больше утвердила меня в жестокости и бессмысленности такого подхода. В книге рассказывалось о семье вивисектора, который изучал воздействие на крыс всевозможных факторов, в том числе и голода. Жена вивисектора, жалея крыс, подкармливала их втайне от мужа, а он, не догадываясь об этом, продолжал каждый день их взвешивать и делать свои бессмысленные научные выводы…

Больше всего меня интересовали психотипы личностей, выбирающих себе поприще экспериментаторов над животными. Я силилась и не могла понять, что заставляет только что закончившего школу человека, стоящего перед выбором целого мира профессий - пеки хлеб, сажай сады, строй дома, изучай историю, проводи раскопки, пиши сценарии и т.д. - становиться чьим-то мучителем и посвящать свою жизнь пыткам над абсолютно беззащитными существами. Я ещё могу понять мотивацию стрелявших в затылок, которых система принуждала быть палачами из страха самим не оказаться жертвой. Но что движет теми, кто по собственной воле наблюдает за перегревами животных в печах, вызывает у них травмы черепа, компрессию тканей и ожоги? Фанатичный исследовательский интерес? Забота о благополучии людей?

Жизнь предоставила мне огромное поле для изучения этого вопроса, когда я устроилась работать физиологом растений в научно-исследовательский институт. Я работала с культурами растительных клеток, а недалеко от моей лаборатории находился медико-биологический корпус с виварием. Однажды в виварии по халатности сотрудников произошла авария, в результате которой пар из лопнувшей трубы всю ночь наполнял помещение, а запертые в клетках подопытные животные не могли освободиться и оказались сваренными заживо. От этой новости у меня потемнело в глазах. Ещё больший шок я испытала, когда услышала обсуждение аварии самими сотрудниками вивария. Они весело шутили на эту тему, предлагая руководству института в качестве компенсации задолженности по зарплате раздать сотрудникам института бульон из сваренных животных… Тот же шутливый тон я услышала и в другой раз, когда посетовала на разъеденные серной кислотой манжеты халата, а пришедшая в гости к моим коллегам сотрудница вивария решила меня ободрить: «Это у вас-то грязная работа?! То ли дело наши халаты, забрызганные кровью!»

Моё постоянное общение в этой среде позволило мне сделать следующие выводы, подтверждение которым я позже нашла в книге Джульетт Геллатли «Безмолвный ковчег». Экспериментаторы на животных делятся на два типа. Первый – фанатики от науки, движимые исследовательским интересом. Они машинально проводят болезненные манипуляции на животных, не замечая их страданий. Второй и более многочисленный тип – это те, кто совершенно осознанно причиняет животных боль, найдя возможность в рамках закона реализовать свои патологические наклонности.

Моя попытка спасти однажды рождённых на территории НИИ щенков, которых лаборатория токсикологии присмотрела для своих опытов, показала мне всю несостоятельность локального подхода в решении этой проблемы, которая имеет достаточно глубокие корни. На место спасённых и с трудом пристроенных мной щенков лаборатория тут же нашла других. Я поняла, что бороться с гигантской индустрией смерти нужно на более глубинном уровне…

В 1994 году мой целенаправленный поиск единомышленников, не приемлющих убийства животных ради мяса, мехов, опытов и развлечений (охоты, рыбалки, корриды, боёв и т.д.) завершился успехом. Жизнь свела меня с основоположником российского движения за права животных Павловой Татьяной Николаевной (1931-2007), которая как раз и оказалась автором статьи, из-за которой я отказалась в своё время от косметики.

Павлова открыла для меня мир совершенно других людей. Стратегические и творческие способности Татьяны Николаевны в сочетании с двумя её образованиями - лингвистическим и биологическим - позволили ей достичь небывалых высот! В те годы она организовывала биоэтические комитеты врачей в различных НИИ, добивалась принятия первых правовых документов в защиту подопытных животных, проводила социальные опросы врачей об их отношении к опытам, сотрудничала с российскими и зарубежными учёными, разрабатывающими гуманные альтернативы опытам на животных, переводила массу литературы о проблеме вивисекции.

В книгах Павловой я нашла самый глубокий анализ проблемы опытов на животных. Я осознала масштаб этой гигантской сферы, уносящей ежегодно жизнь 150 млн. животных, которых используют в 4 основных областях: проверка безопасности лекарств (65%), фундаментальные научные исследования (включая медицинские, военные, космические) – (26%), косметика и бытовая химия (8%), учебный процесс (1%). Из общения с учёными-«альтернативщиками» я узнала о том, что сегодня эксперименты на животных подвергаются резкой критике уже не с позиции этики, как это было в 19 веке, когда вивисекцию яростно осуждали Бернард Шоу, Виктор Гюго, Чарльз Дарвин, Иеремия Бентам, Эрнест Сетон-Томпсон, Марк Твен, Роберт Бернс, Джон Голсуорси, Лев Толстой и Альберт Швейцер, а со стороны науки, поскольку остро встал вопрос о неправомерности переноса полученных данных с одного биологического вида (животных) на другой (человека).

Однажды Павлова предложила мне поехать на встречу со студентами, отказавшимися от участия в опытах на животных. Мысль о том, что я сейчас увижусь со своими единомышленниками, заставила меня трепетать от счастья! На этой встрече я познакомилась с Еленой Маруевой – моей коллегой на протяжении всех последующих 14 лет жизни. Лена, мечтавшая стать ветврачом для того, чтобы помогать животным, была шокирована жестокостью опытов во время обучения. Тогда редко кто из студентов решался открыто выступить против опытов, поэтому энтузиазм Лены покорил Ника Джукса, руководителя InterNICHE (Международная сеть организаций за гуманное образование), приехавшего в Россию налаживать контакты. Ник предложил Лене стажировку за рубежом для ознакомления с альтернативами опытам на животных в учебном процессе.

После того, как Лена получила диплом Эдинбургского университета, мы образовали Центр защиты прав животных «Вита», одно из направлений деятельности которого – внедрение альтернатив опытам на животных в учебном процессе и науке.

Наш с Еленой тандем оказался на редкость гармоничным и плодотворным. Энтузиазм и творческие замыслы не иссякали! Единомышленников прибавлялось. Со временем сложился костяк из энтузиастов, прошедших испытание временем. Осуществляя плотное сотрудничество с ИнтерНИЧ, Британским Союзом за отмену вивисекции (BUAV), Европейской коалицией против болезненных экспериментов на животных (ECEAE) и Всемирным обществом защиты животных (WSPA) мы взялись за реализацию масштабных академических проектов по замене подопытных животных гуманными альтернативами. Дорогу прогрессу!

Прежде всего, мы сосредоточили внимание на учебном процессе, поскольку именно эта сфера связана с формированием менталитета будущих медиков, ветеринаров и биологов, т.е. тех специалистов, которые в дальнейшем разойдутся работать по всем остальным сферам использования животных

Детально изучив программу российских вузов, мы пришли к выводу, что часть опытов вообще не нуждается в замене ввиду их примитивности, крайне низкой педагогической ценности и неблагоприятному воздействию на психику студентов. Это, прежде всего, опыты по курсу патологической физиологии, когда российским студентам наглядно демонстрировали гибель животных при пропускании электрического тока, перегреве, охлаждении и т.д.

Вот ещё пример классического студенческого опыта. Лягушке на лапу кладут кусочек бумаги, смоченный в слабом растворе серной кислоты. Через некоторое время кислота начинает жечь кожу, и лягушка отдёргивает лапку. А теперь представьте, что будет, если на лапку положить бумажку, пропитанную раствором кислоты очень сильной концентрации? Конечно, она задёргает лапой намного быстрее, чем в первый раз! Этот опыт настолько примитивен, что любой школьник предугадает его результат.

К сожалению, в сфере гуманизации образования Россия сильно отстаёт от Европы, где на сегодняшний день учёными разработано несколько тысяч альтернатив к экспериментам на животных в учебном процессе. Альтернативы – это трехмерные 3-D модели и манекены, динамические симуляторы, муляжи, компьютерные программы, видеофильмы, культуры тканей и клеток, трупы животных, умерших естественной смертью. Огромную, ни с чем не сопоставимую роль играет клиническая практика: сначала студенты наблюдают, как опытные врачи лечат больных животных, потом ассистируют во время операций и прочих процедур, затем начинают сами оперировать под контролем специалистов. При многих университетах мира функционируют ветклиники, заменившие виварии. То есть вместо того, чтобы убивать здоровых животных, студенты помогают лечить больных, которым действительно нужна ветеринарная помощь.

Совместно с ИнтерНИЧ мы открыли в России «библиотеку альтернатив», из которой студенты и преподаватели могли брать на временное пользование различные альтернативы, заменяющие опыты на животных – компьютерные программы, муляжи, манекены, видеофильмы и т.д.. Вторым важным шагом ИнтерНИЧ и «Виты» в альтернативном образовании стало создание русскоязычных виртуальных программ по физиологии и фармакологии - Physiology Simulators и ExPharm. Компьютерные программы позволяют провести виртуальное рассечение животных при изучении анатомии или смоделировать эксперименты в виртуальной лаборатории. Например, программа по фармакологии Экс-фарм даёт студентам возможность изучить воздействие на животных различных групп химических веществ. На экране – виртуальная мышь (кролик, морская свинка и др.) и секундомер, с помощью которого студенты могут по фазам наблюдать состояние животного в зависимости от введения различных доз препарата.

Самый наглядный вид альтернатив студенческим опытам, которые мы внедрили в учебный процесс – модели, манекены, тренажёры. Многообразие существующих хирургических тренажеров включает в себя: модели кожи, внутренних органов и конечностей. Эти модели предоставляют студентам возможность овладеть такими основными навыками, как координация глаза и руки, использование инструментов и техника наложения швов. Более сложные манекены используются для овладения навыками внутривенных инъекций, интубации и катетеризации животных, а также торакоцентеза и реанимации животных. Так, например, муляж желудка собаки, заполненный глицерином, даёт возможность попрактиковаться в разрезании и сшивании ткани желудка. Муляж кожи позволяет научиться делать подкожные и внутримышечные инъекции. Пластиковый муляж крысы «Кокен-рэт» учит студентов правильно делать инъекции в хвостовую вену, проводить интубацию. Поливинилхлоридный муляж крысы «PVC-rat” позволяет отработать микрохирургические навыки, например, сшивание почечных вен и артерий.

Самыми популярными у российских студентов оказались муляжи собаки Джерри и кошки Флаффи. Эти муляжи создавались для тренировки оказания первой медицинской помощи животным и отработки множества различных терапевтических процедур. На Джерри можно отработать такие навыки, как искусственное дыхание, массаж сердца, накладывание шин и повязок, прощупывание пульса, взятие крови, внутривенные инъекции, торакоцентез, интубация трахеи. Но главное преимущество Джерри – это симулятор сердечных и дыхательных шумов. Преподаватели Санкт-Петербургской государственной академии ветеринарной медицины, изучая возможности Джерри, пришли в восторг: «Услышать сразу 14 видов патологического дыхания – это просто чудо! В реальной практике навык различать десятки типов дыхания больных животных ветврач обретает только после многих лет постоянной практики». Ещё одно уникальное изобретение австрийских хирургов, которое нам удалось сегодня внедрить в учебный процесс - хирургический тренажёр «П.О.П.-трэйнер» (P.O.P trainer- Pulsating Organ Perfusion), созданный для отработки эндоскопических навыков (бескровная хирургия, проведение операций, управляемых с помощью монитора компьютера). Тренажёр представляет собой замкнутую систему, снабжённую специальным насосом, в которую помещают орган или систему органов от этично полученного трупа животного (погибшие в результате несчастного случая и др.). Артерии органа, предварительно катетеризированные, соединяют с трубкой внутри тренажёра. Насос качает окрашенную в красный цвет жидкость внутрь органа. Тренажёр накрывают специальной тканью, имитирующей брюшную стенку, через разрезы в которой вводятся эндоскопические инструменты.

В 2004 году в помощь студентам медико-биологических и ветеринарных факультетов России мы выпустили сборник "Нужны ли опыты на животных в учебном процессе?" В брошюре собраны истории студентов разных стран, получивших образование без участия в опытах, а также доклады преподавателей и специалистов, внедряющих альтернативные методы.

Первое в России ток-шоу о нравственной проблеме студенческих опытов, организованное 1 каналом совместно с «Витой», прошло в сентябре 2004 года. В ток-шоу приняли участие российские «звёзды», организации по защите животных, юристы.

Несколько лет постоянных переговоров с вузами, передач в СМИ, рассылки альтернатив для апробации и т.д. нам понадобилось на то, чтобы первые вузы России отказались от опытов на животных и убедились в преимуществах предложенных им альтернатив. На сегодняшний день10 российских вузов перешли на гуманное образование, и 14 вузов апробируют альтернативные модели.

Первый исторический договор о прекращении проведения опытов на животных был подписан 24 октября 2005 года на кафедре фармакологии Санкт-Петербурской Государственной академии ветеринарной медицины, где совместно с ИнтерНИЧ и Международной Ассоциацией против болезненных экспериментов на животных (IAAPEA) мы оборудовали компьютерный класс на 20 мест и внедрили компьютерные программы. Вторым российским вузом, отказавшимся от опытов, стала Великолукская Сельхозакадемия, в которой виварий был преобразован в ветклинику.

Для того, чтобы стимулировать переход вузов на гуманные методы обучения, в 2007 году мы учредили специальный приз – бронзовая скульптура «Лягушка» - благотворительная работа известного российского скульптора Александра Цигаля. Приз был учреждён 5 организациями: Центром защиты прав животных «Вита», Международным сообществом за гуманное образование ИнтерНИЧ, Ассоциацией практикующих ветврачей России, Международной Ассоциацией против болезненных экспериментов на животных IAAPEA (консультативный орган при ООН) и Комитетом по этике взаимоотношений человека и животных при РАН (Российской академии наук).

Титула «Самый гуманный вуз России» удостоились 2 первых вуза, внедрившие альтернативы - Санкт-Петербургская Государственная академия ветеринарной медицины и Великолукская сельхозакадемия. Торжественное награждение вузовс участием российских «звёзд» состоялось в московском Доме Скульптора в День защиты прав животных 10 декабря 2007 года.

В 2008 году «Вита» перевела две книги известного доктора медицины Роберта Шарпа «Наука проходит испытание» и«Жестокий обман» . Эти издания совершили переворот в сознании многих людей, разрушив их традиционные представления о том, что всеми достижениями в медицине мы обязаны опытам на животных. Шарп провёл огромную исследовательскую работу по изучению истории медицинских открытий, представив миру достоверные доказательства неэффективности экспериментов на животных.

В настоящее время «Вита» выпустила фильм «Подопытная парадигма» на основе книг Шарпа и к началу учебного года готовит фильм об успехе альтернативного образования с участием вузов России, Украины и Беларуси. Ирина Новожилова, президент Центра защиты прав животных "Вита", 2009


На одной из аспирантских лекций по философии науки лектор затронула проблему использования животных в научных экспериментах. И тут же в зале поднялась девушка и раздражённо выкрикнула: "Да нельзя обойтись без убийства животных! Я биохимик и утверждаю, что естественнонаучные исследования всегда будут завязаны на экспериментах с животными. Это нужно принять как данность!" На что лектор спокойно и загадочно (не зря она философ:)) парировала: "Вот Вы утверждаете, то "нельзя обойтись" и "всегда будут убивать". Но именно потому, что Вы отрицаете саму возможность существования пути науки без жертв, Вы никогда и не сможете найти этот путь ".


Конечно, проблема экспериментов над животными остаётся одной из самых важных в биоэтике. И в России этот вопрос до сих пор не урегулирован ни на уровне образования и науки, ни на уровне законодательства.
Если в советское время лягушек резали даже в школьных классах, то теперь эта "традиция" в обучении осталась только в высших и средне-специальных учебных заведениях медико-биологической направленности. Однако ежегодно студенты-первокурсники, не "втянувшиеся" пока в специфику их дисциплины, устраивают протесты против убийства животных в процессе обучения. Аргументами к отказу от лишних жертв становится не только концепция биоцентризма (согласно которой не только вид Homo Sapiens, но и любой биологический вид обладает статусом ценности), но и мировой принцип биоэтики: если нельзя не убить, тогда нужно минимизировать страдания. Выступления студентов как раз были связаны с тем, что неумелые студенческие руки, причиняющие страдания животным, должны быть исключены из медицинской и биологической практики.

Однако эксперименты в процессе обучения - это лишь верхушка айсберга. Лишь 1% лабораторных животных гибнет под ножом студентов. Все остальные животные используются в фундаментальных исследованиях.

В мировой практике были выработаны принципы использования в экспериментах лабораторных животных. Первый из них - принцип переноса, то есть использования вместо целостных живых организмов различных моделей, в том числе изолированных органов. Конечно, далеко не все испытания могут быть исчерпаны такой упрощённой системой.
Второй - минимизация количества используемых в эксперименте животных. Это становится возможным благодаря выращиванию животных именно в лаборатории, где известна их генетика, условия обитания и проч. Такая определённость позволяет использовать в эксперименте от 2 до 5 животных.
Третий - повышение качества экспериментов, что означает, что к экспериментам над животными должен допускаться только высококвалифицированный специалист, осознающий свою ответственность за минимизирование страданий животных.

Кроме этого, недопустимо проводить эксперименты, повторяющие уже установленные результаты. Если в какой-то стране ранее уже было проведено подобное исследование с участием животных, то другие учёные обязаны опираться на эти данные, вместо того, чтобы повторять всю процедуру заново.


Всё это звучит достаточно этично (настолько, насколько это вообще возможно в ситуации невозможности полного отказа от жертв). Однако в нашей стране с этой мировой практикой из области "высоких материй" де-факто совсем не считаются. В России до сих пор не принят закон о жестоком обращении с животными, нет должности уполномоченного по правам животных, а также нет нормативной базы, которая бы регламентировала обращение с животными в научных и исследовательских целях. Поэтому нам до вопросов биоэтики ещё ох как далеко...

Эксперименты над животными, проводимые автоконцернами, бросают свет на отрасль, которая предпочитает осуществлять свою деятельность скрытно, передает немецкое изданиеHandelsblatt .

"Никакой вывески, вместо этого много видеокамер и несколько контрольных пунктов", - так выглядит лаборатория Lovelace Labor в городе Альбукерке на юге США. "Это самый опасный район города", - шутит Джейк Макдональд, главный исследователь лаборатории.

Лаборатории Института респираторных исследований Лавлейса (Lovelace Respiratory Research Institute, LRRI) являются центром экспериментов над животным. В секретных исследованиях для американской армии различные вещества тестируются на крысах, собаках и обезьянах. Лаборатории именно этого института немецкие автоконцерны поручили провести исследование влияния выхлопных газов на обезьян, вызвавшее ужас по всему миру, передает издание.

Министерство сельского хозяйства США за последние годы налагало несколько штрафов на компанию из-за жестокого обращения с животными. Здесь рассверливают головы собакам, чтобы ввести вирус прямо в мозг. Кошек держат в полностью забитых помещениях, говорится в статье.

"Исследования, которые поручила сделать немецкая автоиндустрия, привели в ужас даже тех ученых, которые принципиально не выступают против экспериментов над животными. Якобы исследования влияния выхлопных газов служили не медицинскому или экологическому прогрессу. Для Volkswagen речь шла исключительно о маркетинге такого якобы чистого дизельного двигателя", - отмечают авторы публикации.

"Вокруг экспериментов образовалась сфера с миллиардными суммами - тяжело распознаваемая сеть заказчиков, частных и общественных лабораторий, селекционеров и поставщиков животных для опытов", - утверждают журналисты издания. "Однако если рассмотреть сферу опытов над животными ближе, можно встретить и ненужные эксперименты в целях маркетинга или исследования продуктов, не имеющих ясной пользы", - отмечают журналисты.

"Эксперименты над животными являются обязательными с научной точки зрения, и их требует законодательство", - говорит Фридтьов Траулсен, руководитель по развитию компании Boehringer, второго по величине фармацевтического концерна в Германии.

Boehringer и другие фармацевтические компании используют тысячи животных в своих опытах: в одной только компании Roche, являющейся мировым лидером в исследованиях, каждый год в экспериментах используется 300 тыс. животных.

Сегодня большей частью речь идет об использовании в исследованиях генетически модифицированных мышей и крыс, на примере которых можно максимально точно имитировать человеческие заболевания, "встроив" животным определенный ген или, наоборот, "выключив" его. Также, во многих случаях, животным прививают человеческие опухолевые клетки, говорится в статье.

Самые крупные поставщики животных для экспериментов находятся в США, "ученые практически могут выбирать и заказывать животных для экспериментов, как в каталоге", отмечают авторы публикации.

Насколько в действительности полезны проводимые эксперименты для разработки лекарств, является спорным вопросом. Так, по мнению организаций по защите животных, таких как Peta или Ärzte gegen Tierversuche ("Врачи против опытов над животными"), сложные болезни и способы лечения людей невозможно воспроизвести на примере животных.

За высокое количество проводимых экспериментов несет ответственность и потребность общества в безопасности. Так, проведение опытов над животными предписывается национальными регулирующими органами и стандартами Организации экономического сотрудничества и развития (OECD). В Германии медикаменты должны сначала исследоваться как минимум на двух видах животных, прежде чем они будут протестированы на людях, сообщается в статье.

Например, проверке перед продажей подвергается каждая партия ботокса - средства, с помощью которого тщеславные люди разглаживают морщины на своем лице. Швейцарский концерн Nestlé, являющийся одним из крупнейших поставщиков ботокса, попал в 2017 году в поле зрения защитников животных, так как одна из его дочерних компаний использовала в своих опытах миллионы мышей.

Частные компании, предлагающие услуги по проведению опытов над животными, тяжело поддаются проверке, они избегают общественности, в том числе, из-за того, что боятся атак защитников животных, отмечается в публикации. Так, в Германии известны только две подобные лаборатории: LPT Laboratory в Гамбурге и компания Covance в Мюнхене и Мюнстере. По оценке организации "Врачи против экспериментов над животными", в лаборатории в Мюнстере ежегодно умерщвляется до 2 тыс. обезьян, при этом большей частью жертвами экспериментов становятся беременные обезьяны, которым вводят медикаменты и химикаты, передает издание.

"В международном сравнении положения, регулирующие опыты над животными, являются в Германии и в Европе относительно строгими. Не так, как в Китае или Сингапуре: оба государства стали в последние годы любимым местоположением лабораторий, получающих заказы на проведение экспериментов. Открытой дискуссии о защите животных там нет - об опытах над животными и подавно", - пишут журналисты. В Китае количество ежегодно проводимых опытов над животными составляет 16 млн - и страна, таким образом, занимает по этому показателю второе место в мире.

Проведение опытов в LRRI стоило немецкой автопромышленности 718 тыс. долларов. Как заявил в разговоре с Handelsblatt руководитель лаборатории Роберт Рубин, для института имеет большое значение гуманное и этическое обращение с животными. Однако на обезьянах в лаборатории исследовались и смертельные вирусы, и бактерии, например, вирус Эбола. К тому же важным заказчиком LRRI является министерство обороны США, сообщается в статье.

"Опыты над животными для нужд армии имеют долгую и бесславную традицию, которая достигла своего апогея в разгар холодной войны. Армия США в начале 80-х годов исследовала на обезьянах воздействие нейтронных бомб. В Советском Союзе заражали животных сибирской язвой, чтобы протестировать ее действие в качестве биологического оружия", - сообщается в публикации.

Тем не менее, одна отрасль промышленности показывает, как целенаправленный поиск альтернатив может сделать опыты над животными излишними. ЕС постепенно ограничивал проведение опытов над животными в сфере косметики, и в 2013 году они были полностью запрещены. Запрет заставил ученых найти альтернативные методы исследований. Так, производитель Nivea - компания Beiersdorf - разработал новый способ проверки аллергенности различных веществ, при котором используются искусственно созданные кожа и клеточные культуры. Правда, подобные методы признаются не во всех странах. В США и Японии опыты над животными в сфере косметики по-прежнему возможны, если вообще не предписаны, говорится в статье.

"Альтернативным методам исследований тяжело пробиться на рынке", - говорит Аксель Радлах Приз, декан берлинской университетской клиники "Шарите". - Это связано также с поддержкой исследований. В инстанциях сидит много ученых из поколения, для которого опыты над животными являются естественными и которые требуют их проведения".

Надежды возлагаются на современные технологии. Исследователи делают ставки на клеточные культуры, искусственно выращенные органы или компьютерные модели, с помощью которых можно будет предсказывать токсичное воздействие различных веществ. Однако в законодательно предписанных исследованиях новых лекарств новые технологии приживаются тяжело. Регулирующие органы по всему миру требуют все больше экспериментов над животными, подытоживают журналисты.

Кстати, по сведениям обнаруженным "НИ", эксперименты на животных проводил не только Фольксваген, но и другие немецкие автогиганты - Даймлер и БМВ:

Американское издание Нью-Йорк Таймс утверждает, что оно располагает протоколом судебного заседания и правительственными документами. В них говорится, что Volkswagen, Daimler и BMW совместно финансировали исследовательскую организацию «Европейская исследовательская группа по окружающей среде и охране здоровья в транспортном секторе»

Volkswagen взял на себя ведущую роль в исследовании. Инженеры компании контролировали установку беговой дорожки, которая позволяла бы автомобилям работать на роликах, в то время как оборудование высасывало выхлопные трубы из выхлопных труб.Затем газ разбавляли и подавали в камеры, содержащие обезьян. Чтобы успокоить животных в течение четырех часов, пока они вдыхали дым из выхлопных труб, работники лаборатории устроили для них телевизионный показ мультфильмов.