Авраам праведный. Ветхозаветный патриарх Авраа́м

Снова заселилась земля, и снова распространилось нечестие между людьми, и стали забывать они Бога, заменили они почитание Его сначала почитанием светил небесных, а потом, спускаясь все ниже и ниже душевным разумением, упали до грубого идолопоклонства.

Но Тот же долготерпеливый Господь, «не хотящий смерти грешника», бодрствующий над спасением его, не отступающий от него никогда, всегда пребывающий с помнящими Его, не оставлял их общением с ними и через них поддерживал и в прочих людях веру в завет Его, поддерживал спасение душевной жизни человечества. Таким орудием Божиим, самым великим и знаменитым родоначальником потомства, из которого надлежало произойти Спасителю человеческого рода, был избран Аврам, сын Фарры, потомок Евера из благословенного Богом рода Симова. И потомкам Аврама определено было приготовить пути Тому, в Ком должны были быть благословенны все народы земные.

Вера ветхозаветного избранника Божия Аврама, которая по силе своей была даже вменена ему в праведность, обнаружилась последовательно в следующих обстоятельствах его жизни: когда идолопоклонство и нечестие распространились так широко, что угрожали совсем заглушить веру в Истинного Бога и таким образом прервать единственную связь человечества с Божеством, тогда Аврам один сохранил ту веру в Единого невидимого Бога, которая заменяла ветхозаветному человечеству веру в Бога Воплотившегося, которой одной спасается новозаветный народ.

И, видя веру Аврама, Бог избрал его, и отделил его от племени, и повелел ему идти в чужую, неизвестную землю, обещав ему при этом произвести от него многочисленное потомство и благословенную землю ту предоставить в наследие ему. И не усомнился 75-летний старец в возвещенном ему, оставил свое отечество — город Ур (в Халдее или Месопотамии) и переселился в землю Ханаанскую, указанную ему Богом, с женой своей Сарою и племянником своим Лотом. Здесь, окруженный со всех сторон идолопоклонниками, продолжал хранить веру свою в Истинного Бога, — и сам был чудно храним Богом тот, кто «верою повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах... ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог».

(Евр. 11, 8—10)

Из книги Бытия известно, что когда Аврам переселился в землю Ханаанскую, то «был Аврам очень богат скотом, и серебром, и золотом. И у (племянника его) Лота, который ходил с Аврамом, также был мелкий и крупный скот и шатры. И непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе».

«И был спор между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова; и Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле. И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и между пастухами твоими, ибо мы родственники; не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево. Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора, орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская; и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга.

Аврам стал жить в земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома.

Жители же Содомские были злы и весьма грешны перед Господом.

И сказал Господь Аврааму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки, и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет; встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее (и потомству твоему навсегда).

И двинул Аврам шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне; и создал там жертвенник Господу».

(Быт. 13, 2, 5—18)

В это время царь Еламский Кедорлаомер, завоевавший долину Иорданскую и подчинивший своей власти пять здешних городов, предпринял войну против пяти царей завоеванных им областей, отказавшихся продолжать уплату дани победителю.

Соединившись с другими царями в долине Сиддим, царь Еламский обратил в бегство восставших против него. «В долине же Сиддим было много смоляных ям. И цари Содомский и Гоморрский, обратившись в бегство, упали в них, а остальные убежали в горы».

«Победители же взяли все имущество Содома и Гоморры и весь запас их и ушли. И взяли Лота, племянника Аврамова, жившего в Содоме, и имущество его и ушли.

И пришел один из уцелевших и известил (о том) Аврама Еврея, жившего тогда у дубравы Мамре», и союзников его, с которыми Аврам успел уже войти в дружественные отношения, так как пользовался общим уважением. Аврам, услышав, что Лот, сродник его, взят в плен, «вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал неприятелей до Дана; и, разделившись, напал на них ночью, сам и рабы его, и поразил их, и преследовал их до Ховы, что по левую сторону Дамаска; и возвратил все имущество и Лота, сродника своего, и имущество его возвратил, также женщин и народ. Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу, и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, — и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть из всего».

«И сказал царь Содомский Авраму: отдай мне людей, а имение возьми себе. Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама; кроме того, что съели отроки, и кроме доли, принадлежащей людям, которые ходили со мною».

(Быт. 14, 10—24)

«После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении ночью, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя будет весьма велика. Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска. Вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой.

И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником. И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность.

И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение. Знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут сюда с большим имуществом, а ты отойдешь к отцам твоим в мире и будешь погребен в старости доброй; в четвертом роде возвратятся они сюда.

В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию , от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата».

(Быт. 15, 1—7, 13—16, 18)

Долго не исполнялось обещание потомства Аврааму, долго испытывалась вера Авраама, но он не поколебался в ней. И вот, снова Господь посетил Авраама. «И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел у входа в шатер (свой), во время зноя дневного».

«Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер свой и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение перед очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите (в путь свой); так как вы идете мимо раба вашего.

Они сказали: сделай так, как говоришь. И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал (ей): поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы.

И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его.

И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели. И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре.

И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время (в следующем году), и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его. Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных. Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар. И сказал Господь Аврааму: отчего это (сама в себе) рассмеялась Сарра? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и (будет) у Сарры сын.

И встали те мужи и оттуда отправились к Содому (и Гоморре); Авраам же пошел с ними, проводить их. И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама (раба Моего), что хочу делать!

От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом (все), что сказал о нем.

И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю.

И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа. И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым (и с праведником будет то же, что с нечестивым)? может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь всего места сего ради пятидесяти праведников, (если они находятся) в нем? не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?

Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу (весь город и) все место сие.

Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел: может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять.

Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока.

И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать. Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати. Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти.

И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место».

(Быт. 18, 1—11, 13—14, 16—33)

Эта ли поразительная и трогательная по своей высокой простоте беседа человека с Богом не есть образец общения души с Создавшим ее? И не только доступна она всякой душе, но составляет неотъемлемое преимущество ее, высочайший дар Божий. Не так ли из века в век беседуют со своим Отцом Небесным чистые неиспорченные души, взывая к Нему с простотой детей и всегда получая Божественный отзыв на свое человеческое воззвание. Только бы взывали! А отзыв услышится и прочувствуется всем существом искренно верующей души.

Не умолчит Господь перед взывающим к Нему. Доказательства того бесчисленны во всех житиях святых. Да и кто в своей жизни сам не испытал в самые тяжелые минуты, как Господь немедля отзывается на молитву его благотворными внушениями, вразумлением и успокоением.

«И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру и пойдете в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице.

Он же сильно упрашивал их; и они пошли к нему и пришли в дом его. Он сделал им угощение и испек пресные хлебы, и они ели.

(И) сказали мужи те Лоту: кто у тебя есть еще здесь? зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места, ибо мы истребим сие место, потому что велик вопль на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить его.

Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города. И как он медлил, то мужи те (Ангелы), по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города.

Солнце взошло над землею, и Лот пришел в Сигор.

И встал Авраам рано утром и пошел на место, где стоял пред лицем Господа, и посмотрел к Содому и Гоморре и на все пространство окрестности и увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи.

И было, когда Бог истреблял (все) города окрестности сей, вспомнил Бог об Аврааме и выслал Лота из среды истребления, когда ниспровергал города, в которых жил Лот.

И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе, и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его».

(Быт. 19, 1—3, 12, 13, 15, 16, 23, 27—30)

«Авраам поднялся оттуда к югу и поселился между Кадесом и между Суром.

И призрел Господь на Сарру, как сказал; и сделал Господь Сарре, как говорил. Сарра родила Аврааму сына в старости его во время, о котором говорил ему Бог; и нарек Авраам имя сыну своему, родившемуся у него, Исаак; и обрезал Авраам Исаака, сына своего, в восьмой день, как заповедал ему Бог. Авраам был ста лет, когда родился у него Исаак, сын его.

Дитя выросло и отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак (сын его) отнят был от груди».

(Быт. 20, 1; 21, 1—5, 8)

Между тем вырастал и Измаил, сын Авраама и Агари Египтянки, бывшей служанки в доме, которого любил Авраам и взывал о нем к Богу, чтобы он жив был пред лицем Господним.

«Бог же сказал Аврааму: и о Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ. Но завет Мой поставлю с Исааком заветом вечным в том, что Я буду Богом ему и потомству его после него».

(Быт. 17, 18, 20—21, 19)

Между тем последствия нарушения единства брачного союза, которое давно уже вошло в обычай в те времена, когда жил Авраам, обнаружились и в этом случае семейным несогласием и раздором.

«И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки насмехается над сыном ее Исааком, и сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком. И показалось это Аврааму весьма неприятным ради сына его Измаила.

Но Бог сказал Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее, ибо в Исааке наречется тебе семя. И от сына рабыни Я произведу великий народ, потому что он семя твое.

Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее.

Она пошла, и заблудилась в пустыне Вирсавии; и не стало воды в мехе, и она оставила отрока под одним кустом и пошла, села вдали, в расстоянии на один выстрел из лука. Ибо она сказала: не хочу видеть смерти отрока. И она села поодаль против него, и подняла вопль, и плакала.

И услышал Бог голос отрока оттуда, где он был; и Ангел Божий с неба воззвал к Агари, и сказал ей: что с тобою, Агарь? не бойся; Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится; встань, подними отрока и возьми его за руку, ибо Я произведу от него великий народ. И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою живою, и пошла, наполнила мех водою и напоила отрока. И Бог был с отроком; и он вырос, и стал жить в пустыне, и сделался стрелком из лука.

Он жил в пустыне Фаран; и мать его взяла ему жену из земли Египетской».

(Быт. 21, 9—21)

Крепчайшему из всех людей в вере предстояло и испытание тягчайшее, единственное от начала и до конца существования людей на земле...

Когда родился наследник Авраама — сын Исаак, и возрос он, и радовалось сердце отца, видящего в сыне своем сосуд обетований и благословений Божественных из рода в род, тогда искусил Господь верность раба Своего последним испытанием. Бог сказал Аврааму: «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе».

«Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог.

На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека. И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам. И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе. И пришли на место, о котором сказал Аврааму Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего.

Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.

И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо Исаака, сына своего.

И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего для Меня, то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего. И возвратился Авраам к отрокам своим, и встали и пошли вместе в Вирсавию; и жил Авраам в Вирсавии».

(Быт. 22, 15—19)

За любовь, благочестие, богобоязнь и послушание возлюбил Бог Авраама. Он избрал праведного Авраама, чтобы сохранить истинную веру через его потомство для всего человечества. «Я произведу от тебя великий народ», — сказал Бог Аврааму. (Быт. 12, 2)

В этом народе со временем родится обещанный Спаситель мира, Который благословит все народы. И как ветхозаветные пророки Моисей и Давид призывали Авраама в ходатаи перед Богом, так и новозаветная Церковь взывает к Богу о помиловании ради возлюбленного Им праотца Авраама. Сам Иисус Христос в Своей притче о богаче и Лазаре указывает на Авраама, как на обитателя блаженного жилища в Царстве Своем Небесном (см. Лк. 16, 19—31).

При заключении завета Своего с Аврамом Господь сказал ему еще: «И не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; и Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра; Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее» (Быт. 17, 5, 15—16).

(11:26–25:10).

Авраам, первоначальное имя которого было Аврам (אַבְרָם ), родился в Уре халдейском, одном из древнейших и важнейших городов Месопотамии . Здесь он женился на Сарай, которой позже Бог дал имя Сара (в русской традиции Сарра). Отец Авраама Терах (Фарра) покинул Ур и, взяв с собой Авраама, Сарру и внука Лота , направился в Ханаан (мотивы, побудившие его к этому, в Библии не указаны). По дороге, в городе Харане (Северная Месопотамия) Терах умер; Бог повелел Аврааму оставить родную страну, обещая сделать его потомство великим народом.

Авраам, достигший уже 75-летнего возраста, продолжал путь в Ханаан в сопровождении жены и племянника. Когда Авраам дошел до окрестностей Шхема , Бог снова явился ему и обещал отдать весь Ханаан его потомкам. Авраам стал кочевать по Ханаану, сооружая жертвенники Богу. Вскоре наступил голод, и Авраам отправился в Египет, взяв с собой, как явствует из последующего изложения, и Лота. В Египте Авраам выдавал Сарру за свою сестру, так как опасался, что египтяне могут убить мужа такой красавицы. Фараон взял Сарру в свой дворец, но Бог поразил его и его близких болезнями, и она была возвращена Аврааму как жена его. Авраам с Саррой, Лотом и всем приобретенным достоянием вернулся в Ханаан. Здесь, после ссоры между их пастухами, Лот отделился от Авраама и откочевал к городу Содом (см. Содом и Гоморра).

Бог еще раз явился Аврааму и вновь подтвердил свое обещание отдать весь Ханаан его потомству и сделать это потомство бесчисленным, «как песок земной». Поселившись в дубраве аморрея Мамре в Хевроне, Авраам разгромил объединенное войско четырех царей и освободил из их плена Лота. Возвратившись из похода, Авраам получил благословение Малки-Цедека - царя Шалема (по-видимому, древнейшее название Иерусалима). Вскоре Бог еще раз, подтвердил свое обещание дать Аврааму многочисленное потомство, которому будет отдана земля «от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата» (Быт. 15:18), причем на этот раз обещание было скреплено заключением союза (завета) между Богом и Авраамом.

Тогда же Бог возвестил Аврааму о том, что его потомки будут рабами «в земле не своей» на протяжении 400 лет. Однако Сарра все еще была бездетной. Она отдала в жены Аврааму свою рабыню Агарь , которая родила ему сына Исмаила . Но Бог снова явился Аврааму и сообщил ему, что обещания, которые Он дал, касаются не Исмаила, а Исаака , которого родит Сарра, и потомков Исаака. Бог повелел, чтобы отныне Аврам именовался Аврах амом (возведение этого имени в Библии к ав х амон гоим - «отец толп народов» носит характер народной этимологии), а Сарай - Сарой, и чтобы «весь мужской пол в доме Авраама был обрезан».

Вскоре после этого к Аврааму явились три ангела, объявившие о предстоящем рождении Исаака. Тогда же Бог сообщил Аврааму о своем намерении разрушить Содом и Гоморру за преступления их жителей. После повествования о разрушении этих городов Библия сообщает о том, что Авраам направился к филистимской границе. Здесь Сарру взял к себе царь города Грар Авимелех, но по велению Бога отпустил ее. Когда Аврааму было сто лет, а Сарре девяносто, родился, наконец, Исаак.

По настоянию Сарры, Авраам отправил в пустыню Агарь вместе с младенцем Исмаилом, а некоторое время спустя Бог приказал Аврааму принести Исаака в жертву Ему и лишь в последний момент рука Авраама, занесенная над Исааком, была остановлена ангелом (см. Акеда), и Аврааму еще раз было сказано, что потомство его будет бесчисленным, подобно звездам небес и песку на берегу морском, и что в его лице народы мира получат благословение. После этого Авраам поселился в Беер-Шеве , и, когда умерла Сарра, он похоронил ее в купленной у хетта Эфрона пещере Махпела . Затем Авраам женился на Ктуре, которая родила ему несколько детей. Смерть постигла Авраама в возрасте 175 лет, и он был погребен Исааком и Исмаилом также в Махпеле.

Сказание об Аврааме открывает цикл библейского эпоса о патриархах. Большинство современных историков пришло к выводу, что не только предания о патриархах, но и их запись в дошедшей до нас литературной форме относятся к очень древнему периоду, хотя, по всей вероятности, они были зафиксированы в период царей (после 10 в. до н. э.). Все более и более подтверждается также предположение о том, что существует некоторая связь между эпитетом иври (отсюда слово «еврей»), впервые примененном в Библии по отношению к Аврааму (Быт. 14:13), а затем - по отношению к израильтянам, и наименованием хабиру , хапиру или апиру , которое встречается в аккадских и египетских источниках с конца третьего тысячелетия до н. э.

Существует также мнение, что этот эпитет связан с происхождением Авраама от Эвера. Хапиру были чужеземцы, проникшие в Ханаан, которые оставались, по-видимому, чужды религии, культу и быту ханаанских народностей. Действительно, характерной чертой Авраама является полный разрыв с культурой страны его происхождения Месопотамией, с одной стороны, и отчужденность от верований, культа и образа жизни ханаанеев - с другой. Авраам, как затем его сын и внук - патриархи Исаак и Иаков - не обладает в Ханаане собственной землей и находится в зависимости от ханаанских царьков - правителей городов.

Он поддерживает мирные отношения с окружающей средой, но сохраняет свою обособленность во всем, что касается верований, культа и даже чистоты рода. Он посылает своего раба к родичам в Северную Месопотамию для того, чтобы привезти жену Исааку. Авраам рассматривается в еврейской традиции не только как родоначальник еврейского народа, но и как основоположник иудаистического монотеизма . Послебиблейская традиция приписывает ему открытие существования единого Бога, творца земли и неба и владыки мира. Разрыв с вавилонской культурой эта традиция расширяет до полного отрицания политеизма и язычества.

Согласно мидрашу , Авраам разбивает идолов своего отца Тераха. Еще трехлетним ребенком, увидев закат солнца и исчезновение луны и звезд, он, в отличие от месопотамских жрецов, осознает, что «Господин есть над ними - Ему-то я буду служить и возносить моления свои». Уже в библейском повествовании ярко выражена беспримерная верность и преданность Авраама Богу. Несмотря на все испытания он беспрекословно выполняет приказания Бога. Кульминационным пунктом этих испытаний является жертвоприношение Исаака.

Имя Авраама является в Библии первым из трех собственных имен (наряду с именами Исаака и Иакова), по отношению к которым слово Бог выступает как определяемое. Верование об исключительной связи между божеством и главой какого-либо рода было весьма распространено в древности среди различных племен на Ближнем Востоке, но в сказаниях об Аврааме оно приобретает форму союза (завета; на иврите брит ), заключенного между ним и Богом. Союз этот, которому суждено было сыграть важнейшую роль в еврейской истории и в развитии общечеловеческой культуры, включает три основных элемента: 1) избранность потомков Авраама по линии его сына Исаака; 2) обещание дать землю Ханаанскую в собственность этим избранным потомкам Авраама; 3) повеление следовать заветам Бога, включающим в себя и этические нормы.

Эти положения легли в основу библейского мировоззрения и более позднего иудаизма, а впоследствии, в видоизмененной форме, также в основу христианства и ислама. В христианстве место избранного народа занимает церковь, а в исламе избранность передается не по линии Исаака, а по линии Исмаила, считающегося родоначальником арабов.

Описание жизни Авраама и его испытаний рассматривается в еврейской традиции также как поучительный пример, символически отображающий историю еврейского народа в будущем. Что касается этических норм, то повествование книги Бытие об Аврааме содержит лишь общее предписание быть непорочным (Быт. 17:1), однако поведение Авраама, несомненно, свидетельствует о личности, которая руководствуется определенным комплексом моральных принципов. Так, Авраам заступается за жителей Содома, отказывается от присвоения добычи в войне и категорически отклоняет предложение «сынов Хетта» получить пещеру Махпела в подарок.

Морально-этическая сторона союза Бога с Авраамом получила более развернутую трактовку в последующих источниках. Личность Авраама и его испытания - в особенности жертвоприношение Исаака - послужили сюжетом для множества произведений литературы и искусства как в сфере еврейских, так и в сфере христианских и мусульманских культурных традиций.

Библия, являясь священной книгой христиан всех течений и конфессий, содержит в себе глубокий смысл, который не всегда понятен с первого прочтения. Проповедники часто советуют прихожанам перечитывать главы Ветхого и по несколько раз, чтобы осознать посыл, заключенный в них. Особое место в проповедях о занимает жертвоприношение Авраама - история, рассказанная в Ветхом Завете.

Авраам: библейский патриарх

Библейская притча об Аврааме имеет очень важное значение для всех христиан. Ведь он является одним из первых людей, с которым заговорил Бог после Всемирного потопа. Он стал родоначальником всего еврейского народа и заключил Завет с Господом, ставший основанием для спасения человечества. Период, начавшийся с Авраама, в Библии называется патриархальным. Он длится вплоть до исхода евреев из Египта.

Именно с Авраама началось воплощение планов Божьих в каждом человеке по отдельности и во всех людях в целом.

Свидетельства Божьи Аврааму

Библия очень подробно описывает жизнь Авраама до его первого разговора с Богом. Он был рожден в богатой семье идолопоклонников и с раннего детства отличался кротким нравом и гибким умом. По достижении определенного возраста Авраам женился на своей свободной сестре Саре и уверовал в Господа. Трудно сказать, что послужило толчком к этому событию, но вера его была сильна и непоколебима. Авраам начал убеждать свою семью и других людей уверовать в Единого Бога и перестать покупать идолов. Он постоянно проповедовал и вызывал раздражение всех жителей Ура, где родился. Люди стали преследовать его семью и сжигать их торговые лавки. Именно тогда Господь впервые явился Аврааму и приказал ему собрать всех своих близких и уйти в другие земли, которые в будущем станут наследием его потомков. Удивительно, но на тот момент ему исполнилось семьдесят пять лет.

Библейская притча свидетельствует о том, что Авраам ни на секунду не усомнился в словах Господа и доверился ему, покинув свой дом и обеспеченную жизнь.

Пророчество о рождении Исаака

Библия гласит, что Господь не оставил Авраама ни на один день его существования. Везде, где бы он ни останавливался, у него было много шатров и скота. Он имел большое количество золота и серебра, а все его имущество не могло поместиться в одном караване. Авраам скорбел только об одном - он не имел наследников. Его жена Сара и он сам были уже преклонного возраста, а детей в их семье так и не появилось. И тогда Бог еще раз явился своему избраннику и сообщил, что он станет отцом ребенка, от которого произойдет целый народ. В дальнейшем именно среди этого народа родится Спаситель человеческий. Помимо этого Господь открыл Аврааму судьбу произошедшего от него народа на несколько веков вперед.

Искушения

Бог искушал Авраама, приведя его на Землю Обетованную. Не всегда божий избранник достойно выносил все испытания и не колебался в вере, но всюду Господь наставлял его и прощал. Самое большое малодушие Авраам проявил тогда, когда на его землях начался голод. Вместо того чтобы наслаждаться божественным благословением, он терял скот и слуг, поэтому нарушил Божьи приказы и отправился в Египет.

Но Бог вернул его обратно на Земли Обетованные и заключил с ним Завет. Согласно ему Господь подарит потомкам Авраама обширные территории, а сам избранник Божий получит, наконец, долгожданного сына.

Рождение Исаака

Перед тем как Аврааму исполнилось сто лет, он встретился с тремя странниками, которые предрекли ему рождение долгожданного наследника через год. Сара только рассмеялась на слова странников, ведь на тот момент ей было восемьдесят девять лет, и она уже давно потеряла надежду стать матерью.

Но вскоре она забеременела и произвела на свет здорового и крепкого мальчика. Это событие вызывало удивление у всех, кто узнавал о счастье Авраама. Поэтому новорожденного назвали Исаак, что значит "смех".

Значение рождения Исаака

В Библии Исаак называется "плодом веры". Это очень важный момент, имеющий глубокий религиозный смысл. Ведь, вопреки всем насмешкам и времени, Авраам не потерял и его откровения, он продолжал жить и просто терпеливо ждал исполнения обещанного.

Именно стойкость Авраама приводится в пример в Ветхом Завете потомкам. Каждый должен быть достойным, и ни одно искушение не должно поколебать силу истинной веры в Единого Бога.

Жертвоприношение Авраама: история безграничной веры

Авраам безмерно любил своего сына и растил его в послушании и смирении. Когда Исааку исполнилось тринадцать лет, Господь вновь заговорил с Авраамом. Он приказал ему взять сына своего единственного, слуг, воду, дрова и отправиться на гору, чтобы совершить жертвоприношение во славу Бога. Несмотря на чудовищность сказанного, Авраам не колебался, он собрал все, что было необходимо, и отправился в путь.

Через три дня они подошли к месту, где должно было свершиться жертвоприношение Авраама. Он оставил слуг у подножия горы и отправился вверх по склону со своим сыном. Печалью было наполнено сердце Авраама, но он верил своему Богу и даже не думал оспорить его волю. По пути Исаак несколько раз интересовался у отца, где же жертвенный агнец, которого они будут сжигать на склоне. Поэтому Аврааму пришлось сказать сыну правду. Примечательно, не заставило Исаака убежать. Он покорно шел с отцом, доверяясь отцу своему и Господу своему.

Дойдя до нужного места, Авраам разложил хворост, связал сына, начал молиться и уже занес нож над шеей Исаака, как жертвоприношение остановил ангел. Он обратился с неба к отцу и сыну и запретил причинять Исааку вред, повторив, что от этого отрока произойдет народ избранный.

После пообещал всему роду Авраама благословение и большое количество потомков. Таким образом, несостоявшееся жертвоприношение Авраама стало первопричиной спасения человечества. Благодаря безграничной вере люди получили Спасителя из рода Исаака и Авраама.

Насколько реальны события, описанные в Библии?

Современным людям человеческие жертвоприношения кажутся крайне чудовищными. Но во времена это считалось обыденным делом. Особенно часто в жертву приносили невинные души - детей. Ведь именно они являлись самым драгоценным подарком.

Поэтому нет ничего необычного в описании жертвоприношения. К тому же гора, где Авраам совершил жертвоприношение барана вместо своего сына, существует на самом деле. Впоследствии она получила название Мориа и долгое время оставалась пустынной, но позже на ней был построен Иерусалимский храм. Его возвел в честь Господа знаменитый царь Соломон, которого привел к горе ангел и повелел возвести святилище, где будут проходить служения Единому Богу.

Многие теологи видят в притче предысторию о жертве Иисуса Христа. История Авраама и Исаака стала прообразом будущего сценария спасения человечества. Ведь Господь также подарил людям своего сына, который, зная о своей судьбе, не усомнился и не отказался от своей миссии. Он возлюбил отца своего и людей так сильно, что отдал свою жизнь во имя общего блага и бессмертия.

В этом смысле жертвоприношение Авраама рассматривается и в других религиях. Но существует и еще один смысл данной истории - Бог готов дать человеку все обещанное, независимо от сроков исполнения. Только он знает, когда придет нужный момент, но он однозначно будет самым удачным. А вот готов ли человек пожертвовать всем ради Бога милосердного? Этот вопрос каждый должен задать себе сам.

Современный человек довольно далек от всего, что описано в Ветхом Завете. Мы живем в мире с его суетой и проблемами. Но иногда стоит взять в руки Библию и вдумчиво перечитать историю об Исааке и Аврааме. Быть может, вам откроется новый смысл давно знакомых фраз. Ведь Бог милосерден, и каждого он ведет к спасению своим собственным путем...

Авраам
[Еврейское Аврахам ]

I. Имя патриарха первоначально звучало как Аврам, но затем было изменено Богом на Авраам (Быт 17:5 ). Обе формы по значению соответствуют исходному авирам – «(мой) отец возвышен», причем под словом «отец» может подразумеваться Бог. В Быт 17:5 Авраам истолковывается как «отец множества» [еврейское ав-хамон ]. Имеются подтверждения существования этого имени на Ближнем Востоке во II тысячелетии до Р.Х.

II. Согласно данным, содержащимся в истории праотцев, между рождением Авраама и переселением Иакова в Египет прошло 290 лет (Быт 21:5 ; Быт 25:26 ; Быт 47:9 ); в Египте народ Израиля прожил 430 лет (Исх 12:40 ). О конкретных современниках Авраама в Библии не сказано ничего, что позволило бы отождествить их с известными историческими личностями. Археологические находки последних десятилетий (особенно тексты из Мари и Нузы) все же проливают некоторый свет на образ жизни, правовые отношения, обычаи и религиозные представления, существовавшие во времена патриархов. Однако более точная датировка времени праотцев вообще и периода жизни Авраама в частности невозможна. Ориентировочно это время можно ограничить рамками первой половине II тысячелетия до Р.Х.; Авраам жил примерно с 2000 до 1800 года до Р.Х.

III. Авраам был сыном Фарры из рода Сима. У Авраама были братья Нахор и Аран. Последний, отец Лота, умер в Уре Халдейском еще при жизни Фарры (Быт 11:27 и следующие). Жена Авраама, Сара (впоследствии Сарра), от которой у него не было детей (стих 29 и далее), была его сводной сестрой (Быт 20:12 ). Фарра вместе с Авраамом, Сарой и Лотом ушел из Ура, направляясь в Ханаан. На пути вверх по Евфрату они сначала поселились в Харране, месте пересечения караванных путей. Оттуда в возрасте 75 лет Авраам последовал дальше, к первоначальной цели своего странствования, Ханаану (Быт 12:4 ). По словам Стефана (Деян 7:4 ), это произошло после смерти Фарры.

IV. Авраам отправился из Харрана, повинуясь зову Господа (Быт 12:1-3 ), который вывел его из Ура Халдейского (сравните Быт 15:7 ; Неем 9:7 и Деян 7:2-4 ). Призывая Авраама, Бог дал ему тройное обетование: наделить землей, произвести от него великий народ и благословить его, а в нем – «все племена земные» (Быт 12:3 ). Вероятно, Авраам следовал из Харрана через Дамаск (примечательно, что его раб Елиезер был родом из Дамаска, Быт 15:2 ) по обычному пути, связывавшему Месопотамию с Ханааном. За исключением Фарры, его сопровождали все, кто вышел вместе с ним из Ура, что также свидетельствует о том, что его отец Фарра умер в Харране. Но и в Ханаане Авраам не обрел постоянного места жительства. Он располагает свой стан в Сихеме (Быт 12:6 ), где Господь дарует ему обетование отдать его потомкам Ханаанскую землю (стих 7). После этого Авраам отправляется в местность, расположенной между Вефилем и Гаем, а оттуда идет на юг, но голод заставляет его отправиться в Египет. Из страха перед фараоном он выдает Сару за свою сестру (стихи 10-20). Возвратясь на юг Ханаана, Авраам вновь отправляется в Вефиль (Быт 13:1,3 ). Здесь он расстается с Лотом, предоставляя ему право поселиться в плодородной долине Иордана, которую тот сам выбрал (стихи 5-12). Вслед за этим Бог вновь обещает отдать во владение Аврааму и его потомкам всю Ханаанскую землю (стихи 15-17), и Авраам располагается на жительство у дубравы Мамре в Хевроне (стих 18). Авраам заключает союз с живущими здесь аморреями (Быт 14:13 ). Когда Лот попадает в плен во время набега четырех царей с востока, Авраам освобождает его. Возвращающегося домой победителя благословляет Мелхиседек, и Авраам отдает ему десятину от своей военной добычи (глава 14).

V. Авраам получает от Бога обетование о том, что ему будет даровано многочисленное потомство. Авраам поверил обетованию, и Бог вменил ему это в праведность (Быт 15:5 и следующие). Обещание дать землю заверяется торжественным заключением завета между Богом и Авраамом (стихи 7-21). Авраам пытается собственными усилиями осуществить обетование, касающееся его потомков, и, по совету Сары, производит на свет сына от ее служанки Агари. Согласно закону (о котором также свидетельствуют тексты из Ура и Нузы), этот ребенок считался сыном госпожи (Быт 16:2 ); таким образом, когда Аврааму было 86 лет, у него родился сын Измаил (Быт 16:15 и следующие). Через 13 лет (Быт 17:1 и следующие) Господь повторяет Свое обетование: не Измаил, а Исаак, сын Сары, которая с этого времени должна именоваться Саррой («княгиня/госпожа»), будет наследником Авраама (стих 15 и следующие). При этом Авраам принял знамение завета – обрезание, и Бог изменил его имя на «Авраам». Содом и Гоморра за свои грехи подверглись разрушению, но в результате заступничества Авраама. Лот был спасен (глава 18 и далее). Авраам уходит на юг. В Гераре он вновь выдает Сарру за свою сестру, на этот раз перед царем Авимелехом (глава 20). Как и в Египте, им овладел страх перед людьми, и он снова проявил слабость. Потом у столетнего Авраама родился сын Исаак. По просьбе Сарры и Божьему повелению Авраам отослал Агарь и Измаила прочь (Быт 21:1-21 ). В Вирсавии («колодец клятвы») Авраам заключил союз с герарским царем Авимелехом (стихи 22-32) и еще долгое время оставался в этих местах (стих 33 и следующие). Здесь Бог повелел ему принести в жертву Исаака. Авраам повиновался в надежде на то, что Бог воскресит его сына из мертвых (Евр 11:17-19 ). В последний момент Господь вмешивается в происходящее и окончательно подтверждает все обетования, данные Аврааму, который вновь возвращается в Вирсавию (Быт 22).

VI. Когда Сарра в возрасте 127 лет умерла, Авраам купил у Ефрона хеттеянина пещеру Махпелу и похоронил ее там (глава 23). Описание этого события напоминает по форме купчую, аналогичную хеттским. Цена в 400 сиклей серебра считалась немалой. Этот участок был единственной земельной собственностью, приобрет Авраам. Вместе с тем это был первый участок земли обетованной, полученый во владение праотцем израильтян. После смерти Сарры, когда Аврааму было 140 лет, он направил своего раба Елиезера (смотрите раздел IV) в Месопотамию с поручением найти среди родственников Авраама жену для Исаака, чтобы избежать брака с язычницей-хананеянкой. Елиезер нашел в городе Нахора (Быт 24:10 ), расположенном вблизи Харрана, Ревекку, дочь Вафуила, и привел ее с собой. Впоследствии Авраам взял в жены Хеттуру, которая подарила ему еще 6 сыновей (Быт 25:1 и следующие). Всех своих наложниц (и их сыновей) Авраам отослал прочь (стих 6). Авраам умер в возрасте 175 лет. Исаак и Измаил похоронили его рядом с Саррой в пещере Махпеле (стихи 7 и 9).

VIII. Господь избрал Авраама быть родоначальником Израиля (Быт 12:2 ; Быт 17:4-8 ; Ис 51:2 ), Божьего народа среди прочих народов. На это избрание Авраам отвечает послушанием (Быт 12:4 ) и верой (Быт 15:6 ; Евр 11:8 ), являя пример для всех верующих (Гал 3:29 ). Вера Авраама подвергается небывалому испытанию, и он становится «другом Божиим» (Ис 41:8 ; Иак 2:23 ) и отцом тех, кто послушен в вере (Рим 4; Гал 3:6-14 ; Евр 11:8-19 ; Иак 2:21-24 ). → .

Библия рассказывает читателям много любопытных и берущих за душу историй. Мы знакомимся с интересными персонажами, которые совершают подвиги, иногда попадая в фантастические или сложные обстоятельства, но с помощью Бога остаются невредимыми.

История Авраама, прародителя еврейского рода, и его жены - это история глубокого доверия Всевышнему. Жизнь этих древних людей была полна испытаний, трудностей, страстей, ошибок, но они всегда шли за Богом, даже когда было тяжело и не верилось, что Господь осуществит свои обещания.

Одним из самых ярких женских персонажей Ветхого завета была жена праотца еврейского народа. Как звали жену Авраама, история ее жизни, поведение, характер, предназначение и судьба будут показаны в данной статье.

С чего все началось

Библия рассказывает, что Аврам жил с отцом и братьями в шумерском городе Ур, расположенном на берегу реки Евфрат. Ур был знаменит портами, в которых стояло множество кораблей. Этот крупный город быстро богател на торговле с другими землями, в том числе и с Ханааном. Отец Аврама - Фарра - решил оставить Ур и пройти тяжелым путем до Ханаана. Когда они дошли до местности под названием Харран, отец умер, и Аврам стал главой рода.

В это время Авраму явился Бог и сказал, что он должен покинуть дом в Харране и следовать в земли, которые укажет ему Господь. Этот выбор дался Аврааму трудно. Он любил жизнь в городе, но бежать от Бога не хотел, он слушал голос Творца и доверял Ему. Господь сказал, что Аврам станет прародителям целого народа, если будет повиноваться Ему. Бог изменил ему имя на Авраам, что значит "родитель многих". В 12-й главе книги Бытие читаем такие строки:

И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение.

В Харране Авраам оставил хозяйство брату, Нахору, а сам выбрал путь бедуина-скотовода. С Авраамом покинули богатые земли его племянник Лот и верная жена. Имя жены Авраама - Сара.

Значение имени и внешность Сарры

Остановимся на образе супруги Авраама. Жена Авраама в библейской традиции носила имя Сарра. В переводе с еврейского имя Сарра означает «княгиня», «госпожа многих». При рождении Сарра имела другое имя - Сара или Сарай, которое имело значение «знатная». Но Бог, когда добавил к Авраму вторую букву а, сделал то же самое и с Сарой, только прибавил к имени второе р. Это стало означать, что Сарра будет матерью многочисленного народа.

Сарра стала женой Аврааму в Уре Халдейском, где они выросли и жили, пока не решили идти в землю Ханаан. Она была сводной сестрой мужу. Жена Авраама Сарра сопровождала супруга во всех странствиях и была младше его примерно на 10 лет. Сарру считают родоначальницей еврейского народа. Но на момент, когда она покинула Ур, национальность жены Авраама еще не была еврейской. Евреями стали называть их потомков. С большей долей вероятности можно сделать вывод, что Сарра была халдейкой, так как выросла на территории Месопотамии, на правом берегу реки Евфрат, где жили в те времена халдеи.

Из Писания очевидно, что Сарра была очень красивой женщиной. В Библии нет стихов, которые восхваляли бы красоту Сарры, однако, если взять повествовательный контекст, то можно заключить, что жена Авраама была прекрасна.

Забегая вперед, скажем, что его девушка была настолько красива, что Авраам, опасаясь за свою жизнь, пытался выдать Сарру за родную сестру, когда они жили при дворе египетского фараона и у царя Герары - Авимелеха. Аврааму было чего опасаться. Тогда было много случаев, когда правители, не задумываясь, могли убить человека, а прекрасную жену забрать к себе. Жена Авраама покорно исполняла повеления мужа и во всем слушалась его.

Характер Сарры

Жена Авраама Сарра не была послушной марионеткой в руках своего мужа.

Да, она слушалась Авраама, но имела вредный, а временами и упрямый характер, благодаря которому могла настоять на своем решении. В 21-й главе, стих 12 книги Бытие, Бог лично говорит Аврааму, чтобы он слушался голоса жены:

во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее.

Авраам регулярно обращался за просьбой или советом к жене, а также считал важным для себя получить одобрение Сарры, чтобы принять то или иное решение.

Как описано в Библии, Сарра, жена Авраама, указывала на то, что мужу надо сделать, и он выполнял ее просьбы. Примером может служить взаимоотношения Сарры и Агарь. Сарра попросила Авраама выгнать служанку, которая родила от него сына. Авраам не хотел выгонять Агарь, но Сарра проявила жесткость в характере, и он был вынужден послушаться жены. Авраам отправил служанку с сыном в изгнание, хоть и сделал это против своей воли.

Сарра в Египте

Когда Авраам оставил дом в Харране и скитался по земле Ханааской, случился в этих краях сильнейший голод, еды не было. Поэтому он отправился в Египет, чтобы прокормить семью и слуг.

Когда Авраам оказался в Египте, то отдал Сарру во дворец фараону. Возникает логичный вопрос. Почему Авраам отдал свою Ответ кроется в характере Авраама. Он испугался, что его убьют. Еще в Ханаане от путешественников, встречавшихся на его пути, он слышал, что египетские фараоны, если увидят красивую жену у мужа, то сделают все, чтобы женщина стала украшением их двора. Многие мужчины пострадали от желания правителей обладать их женами, и были убиты. По этой причине Авраам и отдал свою жену фараону - чтобы остаться живым.

В 12-й главе книги Бытие читаем, что на пути в Египет Авраам попросил Сарру, чтобы она никому не говорила, что они супруги. Он уговорил сказать, что она его сестра, тогда его оставят в живых и фараон вполне может одарить его подарками:

Сарра послушалась мужа, как делала это и раньше. Она смекнула, что такой ход может привести к обогащению семьи и процветанию. Авраам был смекалистым человеком, раньше его хитрости приносили им только выгоду.

Так оно и произошло. В Египте красота Сарры приглянулась вельможам фараона, ее взяли прислуживать во дворец, а «брату» Аврааму дали мелкий и крупный скот, рабов и рабынь.

Но Бог не хотел, чтобы Авраам жил в обмане, и не исполнил свое предназначение. Господь поразил фараона и его семью страшной болезнью, а затем и открылся обман со стороны Авраама.

Однажды фараон вызвал к себе Сарру и Авраама. Он спросил, почему они его обманули, ведь в скором времени фараон думал сыграть свадьбу с Саррой и взять ее в жены. Правитель Египта очень расстроился, но был милостив и выгнал обманщиков из дворца, а его слуги проводили их до границы с Ханааном.

После Египта Авраам вместе с семьей, скотом, рабами вернулся в Ханаан. Между Вефилем и Гаем, у жертвенного камня, который он сделал давным-давно, Авраам поблагодарил Бога за то, что Он хранил его в пути и сохранил от гнева фараона. В этом месте Авраам расстался с племянником Лотом, решившим отделиться от дяди и жить самостоятельно.

Авраам поселился в Хевроне, у дубравы Мамре. Обещание Бога, что Сарра родит ребенка, от которого произойдет потомство Авраама, все не исполнялось. Господь не раз подтверждал свой завет с Авраамом, что даст им дитя. Время шло, Сарра старела, а наследник не рождался. Тогда Сарра решила взять в свои руки эту проблему и подумала, что если не ей суждено родить ребенка, пусть служанка даст им с Авраамом потомство.

Сарра привела к мужу служанку, которую привезла с собой из Египта. Служанку звали Агарь. Она сказала Аврааму, чтобы он провел с ней ночь, чтобы Агарь смогла зачать ребенка. Интересно, что Авраам послушался Сарру. В Бытие 16:2 читаем:

вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сары.

Сарра предполагала, что когда Агарь родит ребенка, она сможет забрать к себе дитя, чтобы у мужа был долгожданный наследник, которому можно было оставить все имущество.

Авраам без лишних вопросов последовал совету жены и пришел в шатер к служанке для того, чтобы зачать ребенка. Они провели приятную ночь, после которой Агарь поняла, что носит в себе дитя.

Когда Агарь узнала, что беременна, она возненавидела свою госпожу, Сарру. Из библейского контекста следует, что Сарра прибежала к мужу и начала ругать его, выражать ему свои претензии, объявлять Авраама виновным в ее положении: что это такое, я дала тебе провести ночь со своей служанкой, а она презирает меня. Конечно, очень странный женский поступок: сама стала организатором, разрешила мужу изменить со служанкой, а потом ищет виноватых на стороне. В 6 стихе 16 главы читаем ответ Авраама:

вот, служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно.

Авраам умыл руки и предоставил судьбу Агарь жене, ведь она ее служанка, пусть Сарра сама с ней разбирается. А Сарра начала притеснять, оскорблять и унижать Агарь. Скорее всего служанка, была доведена до такого состояния, что больше не могла терпеть обиды госпожи, и покинула дубраву Мамре, убежала.

Когда Агарь оказалась в пустыне, к ней явился ангел Божий. Он сказал, чтобы она вернулась к Аврааму и Сарре и стала послушной своей госпоже. Ангел передал весть Агарь от Бога, что от нее произойдет великий народ (Бытие 16:10):

умножая умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества.

Агарь вернулась к Сарре и родила сына, которого назвала Измаил. Он считается родоначальником арабских племен.

Сарра в этом эпизоде представляет собой сварливую, мстительную женщину с греховной человеческой природой. Сарра - обычный человек. Она не видит своих ошибок, а пытается обвинить других в тех несчастьях, что происходят в ее жизни.

Гости Авраама

Когда Авраам сидел у входа в шатер, как истинный бедуин, он приметил, что к нему приближаются три человека. Авраам подбежал к этим людям и поклонился, он каким-то образом узнал, что один из гостей - Господь. Он обрадовался, что Бог пришел навестить его. Хозяин дома начал суетиться, чтобы накормить гостей. Женщины отвечали за хозяйство. Авраам прибежал к Сарре и попросил ее испечь пресные лепешки для дорогих гостей, а слугу попросил взять самого лучшего теленка и приготовить его.

Гости сказали Аврааму, что Бог даст ему потомство, исполнит Свой завет, что обещал, то исполнится. Сарра подслушивала, о чем говорит ее муж с гостями, и рассмеялась. Ей было смешно, что она еще сможет родить ребенка. Сарра понимала, что была стара, и обычно все репродуктивные функции организма в этом возрасте уже неактивны.

Господь с непониманием отнесся к смеху Сарры. Ответ описан в Библии: жена Авраама, Сарра, поделилась своим сомнением, что родить в старости дитя невозможно. На что Господь сказал Аврааму, что ребенок появится на свет в следующем году.

Когда Сарра, жена Авраама, услышала, что сказал один из гостей, она соврала, что не смеялась. Но от Господа ничего нельзя утаить, Он знает сердце каждого человека. Сарра испугалась, что засомневалась в словах Бога, и поэтому сказала неправду.

Авраам, Сара и Авимелех

Авраам скитался по земле Ханаанской и в своем пути остановился в городе Герар, царем которого был Авимелех.

В Гераре произошел с Авраамом тот же самый сценарий, что и в Египте. Авраам не учится на ошибках или наоборот, понял, что выдавая жену за сестру, можно получить выгоду.

Когда в Гераре увидели, что жена Авраама очень красивая женщина, рассказали об этом царю, а тот в свою очередь приказал привезти ее во дворец вместе с ее мужчиной. Авраам, явившись перед Авимелехом, обманул царя, заявив, что это не жена его, а сестра. Сарра молчала и во всем повиновалась перед мужем.

Ночью Авимелеху во сне пришел Господь. Он предупредил, чтобы Авимелех не прикасался к Сарре и утром отдел ее мужу обратно. Бог предупредил царя, что если он поступит иначе, то Он умертвит его и всю семью Авимелеха.

С рассветом царь призвал к себе Авраама и его жену. Авимелех негодовал, почему Авраам так с ним поступил, он выспрашивал у него, что толкнуло его на такой поступок. Авраам стоял перед царем и честно признался во всем. Он сказал, что боялся, что за красавицу Сарру его могут убить. Авраам объяснил Авимелеху, что они договорились с женой, что в какую бы землю ни пришли, Сарра должна говорить, что Авраам ее брат. Праотец еврейского народа частично врал. Сарра была его женой, но по отцу они были братом и сестрой, но матери у них разные.

Авимелех вернул жену Аврааму, дал ему денег (серебряных сиклей), скот и рабов. Сарре царь Герары сказал, что теперь она оправдана перед людьми и чиста.

Исполнение завета

Как и обещал Бог, в следующем году Сарра родила ребенка, и нарекли имя ему Исаак. Роды были непростыми, Сарра была стара.

После родов Сарра посмотрела на ребенка и с ворчанием проговорила, что люди будут потешаться, когда узнают, что старая женщина не только родила дитя, но еще и способна кормить молоком. В 21-й главе книги Бытия читаем:

И сказала Сарра: смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется. И сказала: кто сказал бы Аврааму: Сарра будет кормить детей грудью? ибо в старости его я родила сына. Дитя выросло и отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак отнят был от груди.

Авраам обрадовался, что родился наследник, обещанный Богом, ребенок, от которого произойдет многочисленный народ. По этому случаю, когда Сарра перестала кормить ребенка грудью, он устроил богатый пир.

Прощай, Агарь

Сарра стала замечать, что Измаил, сын Агарь от Авраама, полюбил издеваться над малолетним Исааком - дразнить и смеяться над ним. Сарре такое поведение Измаила не понравилось. Она пришла к Аврааму и грозно заявила, чтобы муж выгнал рабыню и ее сына.

Сарра была хитрой. Она воспользовалась моментом, чтобы избавиться от ненавистной служанки, первенца Авраама - Измаила, чтобы ее сын получил все имущество, которое достанется ему от отца.

Авраам подчинился жене. Он помнил слова Господа, что ему следует слушать голос Сарры.

Рано утром Авраам собрал хлеб, воду, отдал все это служанке и отправил ее с Измаилом подальше от своего шатра. Тяжело расставался Авраам с первенцем, которого любил, но против воли жены и Бога идти не хотел.

Агарь с сыном блуждала по пустыне и заблудилась. Когда закончилась вода и еда, Измаил был близок, чтобы умереть. Отчаявшаяся Агарь положила сына под деревом, а сама отошла, чтобы не видеть смерти любимого отрока. Присела Агарь на камень и заплакала. Но Бог не оставил египтянку. Пришел ангел и указал ей на источник воды. Счастливые Агарь и Измаил побежали и пили из колодца. Они поселились рядом с источником воды. Когда Измаил вырос, Агарь нашла ему жену-египтянку, от которой у него появилось на свет 12 сыновей.

Смерть и погребение Сарры

Есть гипотеза, которая говорит, что Сарра умерла раньше Авраама, потому что материнское сердце не выдержало, когда она узнала, что муж чуть не принес в жертву сына. Авраам прошел испытание от Бога, его вера была сильной, но Сарра не смогла пережить такой поступок мужа, она была стара и ее сердце начало сильно болеть. Но это всего лишь мнение ряда исследователей Библии.

23-я глава книги Бытие рассказывает нам, как умерла Сарра и в каком месте была захоронена.

Сарра умерла в 127 лет в Кириаф-Арбе, эта местность сейчас носит название Хеврон. Долго плакал Авраам, что не стало его любимой жены, а когда пришло время, чтобы похоронить Сарру, оказалось, что земли для ее захоронения нигде невозможно найти.

Авраам отправился к сыновьям Хета и стал просить у них места, чтобы похоронить жену. Они дали положительный ответ, сказав, что Авраам может выбрать для Сарры лучший участок погребальной земли. Авраам захотел похоронить жену в пещере Махпела, которая принадлежала Ефрону. Но Ефрон продал Аврааму не только пещеру, но и поле за 400 сиклей. В Махпеле похоронили Сарру, и Авраам простился с женой.

Авраам имел после Сарры вторую жену - Хеттуру, от которой у него появились на свет другие дети. Но свое богатство, скот и рабов Авраам отдал Исааку.

Авраам умер в 175 лет, его похоронили рядом с Саррой.

Теперь мы знаем, как звали жену Авраама, из Библии ясно, какой она имела характер. Она прожила долгую жизнь, исполнила предназначение свое на земле, родив наследника Аврааму - Исаака. Сарра была обыкновенным человеком: послушной женой, хозяйственной, ворчливой, мстительной, завистливой, гордой, но сильной и верной Богу и мужу.