Экологическая викторина что где когда для старшеклассников. Экологическая игра для старшеклассников «Калейдоскоп

Цели: знакомство с природными объектами; проверка теоретических знаний и навыков; воспитание любви к природе.

Ход игры

В игре участвуют ученики 7-8 классов. Участники собираются в актовом зале, проводится линейка. Со словами напутствия и пожелания успехов выступают организаторы игры. Капитаны команд получают маршрутные листы, которые состоят из нескольких страниц: титульный, информационные страницы о прохождении командой этапов игры с указанием составов участников, количества набранных баллов и их максимального количества на каждом этапе, пометок рефери, штрафных баллов, общей суммы баллов, пометок членов жюри.

Важная роль в проведении игры принадлежит рефери. Это старшеклассники, которые сами участвовали раньше в такой игре, они обладают хорошими знаниями, опытом. У каждого из них есть инструкция по тому этапу, который он судит. Когда команда приходит на очередной этап, то рефери обязаны зачитать инструкцию по этапу, то есть разъяснить задание. В конце игры проводится подведение итогов, награждение победителей.

Маршрутный лист класса

1-й этап. Знаешь ли ты географическую карту?

На этом этапе проверяются знания географической карты. Учащиеся должны знать географические объекты и уметь показывать их на карте.

2-й этап. Конкурс капитанов.

Капитаны команд должны ответить на вопросы, то есть подтвердить или опровергнуть, говоря «да» или «нет». Засчитывается только первый ответ.

Правильный ответ - 1 балл, неправильный ответ-0 баллов.

Конкурс капитанов.

2. Форма планеты Земля. (Шар.)

3. Самый холодный океан. (Северно-Ледовитый.)

4. Самое большое по площади государство. (Россия.)

5. Соловей - птица, которая двигается по вертикальному стволу только вверх головой.

6. Ядовитая змея жалит или кусает? (Кусает.)

7. Иволга - это самая маленькая птица.

8. Лиса приносит пользу.

9. Подорожник - это лекарственное растение.

10. Комнатная муха - это животное. (Да.)

11. Экология - это наука...

12. Смог - это ветер.

13. Фотосинтез - это питание растений.

14. Бюджет - это средства для охраны природы.

15. Марка - денежная единица.

16. Налоги - это необходимые платежи.

17. Валюта - это денежная единица другой страны.

18. Цена товара зависит от спроса и предложения на него.

19. Деньги - это стоимость товаров и услуг.

20. Лес, поля, реки - это государственная собственность.

21. Заповедник отличается от заказника?

22. Волга - крупнейшая река Европы.

23. Австралия - самый загрязненный материк планеты.

24. Бесконтрольный вылов рыбы ведет к сокращению видового состава морей и океанов.

25. Нил - самая длинная река мира.

26. Влияние человека на растительный и животный мир - это антропогенный фактор.

27. Консументы — это растения, способные создавать органические вещества.

28. Облигация, акция - ценные бумаги.

29. Для очистки реки можно взять кредит в банке.

30. К нарушителям, браконьерам применяют уголовную ответственность.

3-й этап. Помоги себе сам.

Вы попали во время похода в неприятную ситуацию. Ваши товарищи почувствовали недомогание. Используя лекарственные растения, поставьте их на ноги (уметь определять растения по открыткам и гербариям и знать об их лечебных свойствах).

Правильный ответ - 2 балла за одно лекарственное растение.

4-й этап. По заповедным тропам.

Учащиеся должны рассказать об одном из заповедников нашей страны, уметь показать их на карте и ответить на вопросы.

Максимальное количество очков - 10 баллов.

1. Что такое заповедник?

2. Чем отличается заповедник от заказника?

3. Когда был создан первый заповедник?

4. Где расположен заповедник «Столбы»? Чем он знаменит?

5. Что представляют собой национальные парки? Приведите примеры.

6. Назовите охраняемые территории в нашей области,

7. Расскажите о Чапурниковской балке Волгоградской области.

8. Почему озеро Эльтон называют чудом природы?

6-й этап. Ваше решение.

Учащиеся должны найти выход из различных предложенных ситуаций, проанализировать их и озвучить свое решение.

Максимальное количество очков - 15 баллов.

1. «Создание заповедников есть наш нравственный долг перед Родиной, наукой и человечеством», - писал академик И. Бородин. Поясните, почему необходимо создавать заповедники.

2. В районе находятся два озера. На берегу одного из них построили гараж, а на берегу другого высыпали минеральные удобрения. В результате в первое озеро попали нефтепродукты, а во второе смывает дождями удобрения. Какие процессы начались в озерах? Чем они закончатся?

3. Перестройка экономики и переход к интенсивной технологии требует более активного использования отходов в качестве вторичных ресурсов. Переработка вторичного сырья позволяет снизить загрязнение окружающей среды. Вы решили создать малое предприятие по использованию отходов, Какие отходы вы будете использовать? Какую продукцию будете получать?

4. Вы организаторы предприятия, которое взялось за очистку малой реки. Какие мероприятия вы будете осуществлять? Где вы возьмете финансы?

5. Вы мэр города. На территории вашего города, на реке произошло крушение нефтеналивного судна. Какие экологические последствия могут произойти? Определите ваши действия.

6. Сделайте экологический и экономический прогноз по вопросу строительства на реке Волге еще одной электростанции. В чем плюсы и минусы? Ответ обоснуйте.

7-й этап. Проверь себя.

Командам предлагается решить одну из предложенных биологических задач с экономическим содержанием.

Максимальное количество - 10 баллов.

Задача 1

Автомашина на каждом метре 30-километрового пути до элеватора теряет 20 зерен пшеницы, что составляет 1 грамм. Определите, сколько зерна (в кг) или (в ц) теряет машина за 10 рейсов.

Задача 2

На соседних фермах разводили свиней, у каждого фермера по 200 голов. Для выращивания каждой свиньи необходимо 2 тонны зерна. Для доставки 1 т зерна на 1 км затрачивается 2 рубля, расстояние от зернохранилища до 1-й фермы - 1 км, до 2-й фермы - 5 км. На сколько больше средств затратит 2-ой фермер для выращивания свиней, чем первый?

Задача № 3

В южных областях Украины наиболее распространены коровы красностепной породы. Для поддержания жизни корове в сутки необходимо получать 4,5 кг кормовых единиц. На литр молока животному требуется 0,5 кг кормовых единиц.

Вопрос: в вашем распоряжении 9 кг корма. Сколько за сутки можно получить, если скармливать этот корм двум коровам поровну, или отдать его полностью одной корове?

Задача № 4

В Ставропольском крае цены на закупаемую сахарную свеклу установлены следующим образом. За каждый дополнительный % роста сахаристости по сравнению с базовой ценой за 1 т увеличивается на 3000 рублей; а за 1 т свеклы, полученную сверх плана, - на 4500 рублей.

Что выгоднее: получать дополнительный урожай или добиваться повышения сахаристости? Заинтересовано ли хозяйство в повышении качества продукции?

Задача № 5

Соседние фермерские хозяйства засеяли одинаковыми зерновыми культурами по 100 га земли. Их земли одинаковы по плодородию, но расположены от элеватора на разных расстояниях: 1-й в 10 км, 2-й в 40 км.

Перевозка 1-й тонны зерна до элеватора на расстояние 10 км обходится в 40 рублей. Урожай в обоих фермерских хозяйствах одинаковый - 2 т/га. Затраты по выращиванию зерна тоже одинаковые. Определите прибыль, получаемую первым фермерским хозяйством из-за территориальной близости к элеватору.

Задача 6

Проанализируйте следующую информацию: одна ученическая тетрадь весит 40 г; из одного взрослого дерева производят 60 кг бумаги; на одном гектаре леса произрастает в среднем около 500 взрослых деревьев.

Определите, какую площадь леса (в гектарах) можно сохранить, если каждая семья (в среднем 4 человека) в нашем городе сэкономит за месяц по одной ученической тетради.

8-й этап. Музыкальный.

Команды представляют песенный репертуар, инструментальное сопровождение и т. п. по любой области.

Экологическая игра «Что мы знаем о пустынях?!»

Для учащихся 8-11 классов. Данное мероприятие рекомендовано для проведения в школьных лагерях экологической направленности, которые часто образуются на время летних каникул.

Сценарий проведения экологической игры «Что мы знаем о пустынях?!»

Этапы мероприятия

1. Подготовительно-организационный этап:

Цель: обобщить и закрепить знания о пустынях и процессе опустынивания.

Задачи:

Развить умения учащихся работать с дополнительной литературой, информацией;

Стимулировать познавательный интерес к таким предметам, как биология, экология и география;

Воспитывать чувство ответственности за свой край, республику, поселок.

Здравствуйте, юные экологи! Приближается очень значимая для нас с Вами дата - 17 июня. 17 июня - Всемирный день борьбы с опустыниванием. Опустынивание - одна из острейших современных экологических проблем. Пустыни постоянно расширяют свои границы. В последние годы человеческая деятельность достигла таких размеров, что стала определяющей причиной процесса опустынивания.

ЕСЛИ

Тебе дороги просторы твоей родины,

Ты чувствуешь себя неотъемлемой частью природы

Ты болеешь душой за жизнь Земли и на Земле,

Внеси свою лепту в охрану окружающей тебя среды обитания,

Стремись быть экологически грамотным,

Старайся не вредить существующему вокруг тебя природному миру,

Научись любить, уважать и ценить данное тебе матерью природой: землю, воду, воздух, животный и растительный мир.

Сегодня, в преддверии такого события, я предлагаю Вам проверить свои знания о пустынях, о процессе опустынивания. Давайте сыграем в экологическую игру!

Итак, для начала я предлагаю Вам разбиться на две команды и выбрать капитанов. Для того чтобы разделиться без обид и недоразумений, воспользуемся волшебным мешочком. Внутри мешочка жетоны красного и синего цвета в равных количествах. Вы подходите и вытаскиваете жетон, цвет которого и определит Вас в ту или иную команду. Также в мешочке есть два «особенных» жетона (красный и синий, эти жетоны с одной стороны имеют надпись «Капитан команды», а с другой - название команды), определяющие капитанов команд.

Происходит формирование команд и выбор капитанов.

Ну вот, команды сформированы, капитаны выбраны. Теперь надо определиться с выбором названия команды.

2. Основной этап:

1 тур. Визитная карточка.

Дорогие капитаны, Вам достались «особенные» жетоны - на их обратной стороне уже написано название Вашей команды. Теперь Вы совещаетесь с ребятами и представляете свою команду согласно названию. Представление может быть в стихотворной, шуточной или какой-либо другой форме.

(Названия команд заранее придумывает сам педагог. В нашем случае были такие - «Золотые песчинки» и «Верблюды», на данном этапе игры можно набрать 5-10 баллов).

2 тур. Выбери правильный ответ.

(За каждый правильный ответ начисляется 1 балл).

1. Какие животные обитают в пустынях?

Б) тушканчик

В) выхухоль

Г) суслик (ответ: тушканчик, суслик)

2. Где животные пустыни скрываются в самые жаркие часы дня?

А) в норах

Б) зарываются в песок

В) под ветвями кустов (ответ: в норах, зарываются в песок)

3. Какие растения используются для закрепления песков?

Б) джузгун

В) полынь

Г) лебеда (ответ: селин, джузгун)

4. Для чего необходимо сажать на пустынных территориях растения?

А) чтобы было красиво

Б) чтобы вырос корм для животных

5. Как называют самый главный международный документ по борьбе с опустыниванием и засухой?

А) Конституция

Б) Конвенция

В) Консолидация (ответ: Конвенция)

6. На каком материке находится самая большая пустыня в мире?

Б) Африка

В) Австралия (ответ: Африка)

7. Как называется пустыня, созданная человеком?

А) естественная

Б) антропогенная (ответ: антропогенная)

А) в Болгарии;

Б) в Испании;

В) в Турции;

Г) на Украине (ответ: на юге Украины расположены Алешковские пески - самая крупная пустыня)

9. Как буквально переводится название пустыни Каракумы?

А) черные пески

Б) белые пески

В) желтые пески (ответ: черные пески)

10. Сколько процентов суши составляют пустыни?

В) 15% (ответ: 25%)

3 тур. Вопрос-ответ.

(За каждый правильный ответ начисляется 2 балла).

1. Как называют участок в пустыне поросший густыми зарослями? (оазис)

2. Какую пустыню Африки называют туманной? (Намиб, почти каждое утро на дюны здесь опускается туман)

3. Корабль пустыни? (верблюд)

4. Минеральный ресурс пустыни? (соль)

5. Одногорбый верблюд? (дромедар, или по-другому арабиан)

6. Запасы чего хранятся в горбе верблюда? (запасы жира)

7. Двугорбый верблюд? (бактриан)

8. Одно из главных пастбищных растений в зоне пустынь? (верблюжья колючка)

9. Какая страна не имеет рек? (Саудовская Аравия, здесь нет ни одной постоянно текущей реки)

10. Самое сухое и горячее место на земном шаре? (Долина смерти)

11. Где расположена одна из самых уединённых телефонных будок в мире? (в 1960 году в калифорнийской пустыне Мохаве была установлена телефонная будка)

12. Каким цветом на карте обозначают пустыни? (желто-оранжевым)

13. Про заросли какого пустынного растения говорят «лес без тени»? (про заросли саксаула)

14. Песчаные холмы? (дюны)

15. Самой засушливой пустыня? (пустыня Атакама в Южной Америке)

16. Оптическое явление в атмосфере, характерное для пустынной зоны, когда наблюдатель вместе с отдалённым объектом видит его мнимое изображение, смещённое относительно предмета? (мираж)

17. Первый европеец, покоривший пустыни Азии? (Александр Македонский)

18. Жителей арабского мира, которые ведут кочевой образ жизни, независимо от их национальности или религиозной принадлежности, «обитатели пустынь»? (бедуины)

19. Разрушение и снос верхних наиболее плодородных горизонтов почвы? (эрозия почвы)

4 тур. Исправь ошибки.

Ребята, перед вами текст, исправьте в нем ошибки. (За каждое правильное исправление - 1 балл).

Пусты́ня — природная зона, характеризующаяся гористой поверхностью, обилием и разнообразием флоры и фауны. Ветер наносит холмы песка, которые называют джузгунами. Но есть растения, которые своими корнями удерживают передвижение песков - это сайгак. В пустыне встречаются верблюды. В горбах у них находится вода.

Различают песчаные, каменистые, глинистые, солончаковые пустыни. Всего пустыни занимают около 15 % поверхности суши. Большей частью территория пустынь изрезана реками; много озёр и рек. В песчаных пустынях над местами залегания подземных вод встречаются леса — «островки» с густой растительностью и водоёмами. Тип климата — влажный.

Правильный ответ:

Пусты́ня — природная зона, характеризующаяся равнинной поверхностью, разреженностью или отсутствием флоры и фауны. Ветер наносит холмы песка, которые называют дюнами. Но есть растения, которые своими корнями удерживают передвижение песков - это джузгун, селин. В пустыне встречаются верблюды. В горбах у них находится жир.

Различают песчаные, каменистые, глинистые, солончаковые пустыни. Всего пустыни занимают около 25 % поверхности суши. Большей частью территория пустынь бессточна; много пересыхающих озёр и рек. В песчаных пустынях над местами залегания подземных вод встречаются оазисы — «островки» с густой растительностью и водоёмами. Тип климата — аридный, сухой.

3. Заключительный этап:

Подсчет баллов, объявление результатов экологической игры.

Главная > Сценарий

Экологическая игра «Счастливый случай»

Ларионова И.М., учитель биологии и экологии МОУ «Медновская СОШ»

Калининский район Тверская область

Эффективность экологического образования и воспитания школьников зависит от ряда факторов. Среди них прежде всего, следует отметить систематичность, последовательность, взаимосвязь учебной и внеурочной работы. Особую роль в воспитании у детей интереса к природе и проблемам её охраны играет использование, наряду, с традиционными, инновационных форм и методов, творческий подход к их применению. Проведение в процессе внеурочной работы таких форм, как беседы, лекции, диспуты, пресс-конференции, экологические вечера, классные часы, «заочные путешествия» и т. д. позволяют успешно формировать у школьников экологические знания и представления. Особенно эмоционально привлекательны для старшеклассников игры экологического содержания, построенные на основе популярных телевизионных программ - «Умники и умницы», «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», «Брейн-ринг», а также ролевые и имитационные игры. Они дают возможность привлечь ребят к проблемам сохранения и улучшения природной среды, углубить их интересы, выявить и расширить знания. Такие игры можно проводить и при изучении программного материала, и в качестве самостоятельных воспитательных мероприятий. Как правило, к участию в них привлекается значительное количество школьников. В процессе учебной работы игры могут быть использованы фрагментарно. В нашей школе мною была разработана экологическая игра «Счастливый случай», которая проводилась во внеурочное время для учащихся X-XI классов. Сценарий игры. Цел ь: выявление и формирование экологических знаний у школьников, глубины и широты их экологического мышления, интереса к проблемам охраны природы. Форма проведени я: викторина «Счастливый случай» Участники: ведущий, 2 команды по 4-8 человек. Одорудование: секундомер или песочные часы; магнитофон, запись музыкальной заставки к телевизионной викторине «Счастливый случай». Правила игры Вопросы викторины охватывают три области знаний:

    Взаимосвязь природы и общества. Биотические отношения. Природа и её охрана в произведениях художественной литературы.
За каждый правильный ответ команда получает одно очко. Но команде может выпасть и «счастливый случай». Это означает, что за правильный ответ на вопрос, отмеченный значком «*», команда получает три очка вместо одного. Конкурс состоит из трёх геймов. Гейм первый. Команда выбирает область знаний, из которой ей задают вопросы. Ответ следует после обсуждения (1 минута). Номера вопросов (от 1 до 10) называет капитан команды. Всего предполагается 5 вопросов. Гейм второй. Команды по очереди выбирают область знаний и отвечающих на вопросы команды соперников. Время обсуждения - 1 минута. Номера вопросов называют отвечающие. Гейм третий. Ведущий задаёт каждой команде по одному вопросу из каждой области знаний. Время обсуждения - 1 минута. Если команда отвечает неправильно, вопрос задаётся их соперникам. В том случае, если и они не отвечают, вопрос задают зрителям. В конце игры подводится итоги, и награждают победителей. Вопросы I. Взаимосвязь природы и общества. 1. Что называют памятниками природы? Памятники природы - уникальные или ценные в научном, культурно-познавательном или эстетическом отношении природные объекты. 2. Что представляет собой национальный парк? Национальный парк - территория, исключённая из промышленной и сельскохозяйственной эксплуатации с целью охраны природных комплексов, которые имеют особую экологическую, историческую и эстетическую ценность. 3. Что представляет собой заказник? Заказник - участок территории суши или акватории, где временно запрещается использование определённых видов природных ресурсов. 4. Что представляет собой заповедник? Заповедник - участок территории суши или акватории, с находящимися в его пределах природными объектами, полностью исключёнными из всех видов хозяйственного пользования . 5. Что называют чёрным списком? Чёрный список - международный список вымерших видов животных и растений, от которых остались лишь чучела, скелеты, тушки, рисунки и гербарии. 6. Какие утечки нефти наносят большой вред экосистемам: небольшие по объёму, но постоянно повторяющиеся, или единичные, но большие? Наибольший вред экосистемам наносят небольшие по объёму, но постоянно повторяющиеся утечки нефти . 7. Что такое «смог»? Смог - скопление вредных газообразных, аэрозольных веществ в атмосфере, а также частиц сажи и пыли. 8. Какая известная вам овощная культура наиболее чувствительна к кислотным дождям? К кислотным дождям наиболее чувствителен огурец. 9. * Учёными установлено, что листья деревьев, которые растут в пригородах, на единицу поверхности имеют в 10 раз больше устьиц, чем листья растений из сильно загрязнённых промышленных районов. Какое это имеет значение для растительного организма? При меньшем числе устьиц уменьшается масштаб отравления растений и увеличивается их выживаемость. 10. Лишайники широко распространены в природе, но почти не встречаются в городах. Почему? Лишайники своего рода индикаторы чистого воздуха, а воздух города загрязнён. II . Биотические отношения. 1. При массовом отстреле хищных птиц (филинов, ястребов) численность куропаток и тетеревов снижается; при уничтожении волков снижается численность оленей. Чем это можно объяснить? Хищник оказывает регулирующее воздействие на популяцию жертвы, уничтожая больных и ослабленных особей. При уменьшении численности популяции хищников происходит уменьшение численности популяции жертвы. 2. Какую экологическую опасность представляют кошки, лишённые человеческого крова? Одичавшие кошки убивают птиц, которые в свою очередь уничтожают насекомых-вредителей сельского хозяйства, в результате урожайность сельскохозяйственных культур падает. 3. В лесу произрастало много папоротников, однако после его вырубки эти растения исчезли. Почему? Папоротники растут во влажных, тенистых местах под пологом леса. Вырубка лишила их благоприятных условий обитания. 4. Плодами вишни лакомятся и воробьи, и галки, но галки плод вишни проглатывают целиком, а воробьи только склёвывают сочную мякоть плода. Какая из этих птиц полезней для вишни? В результате налёта воробьёв вишни будут только испорчены, семена в косточках останутся на родительском растении. Галка для вишни полезнее: птица проглотит плод целиком, семя внутри косточки не пострадало, затем косточка подвергнется действию кишечных соков - это улучшит прорастание семени, а потом вместе с помётом оно будет выбрашено далеко от родительского растения, что способствует распространению вида. 5. * После заселения озера всеядными рыбами численность дафний в нем возросла. Предположите возможные гипотезы для объяснения этого факта? После заселения озера всеядными рыбами количество молоди, питающейся дафниями, уменьшилось и, как следствие, число дафний возросло. 6. Почему на одних и тех же отмелях можно встретить разные виды цапель? Разные виды цапель практически не конкурируют в борьбе за пищу, так как у каждого из них своя экологическая ниша. 7. Задержанный браконьер утверждал: «Раз доказано, что волков и других хищников нельзя истреблять, значит и браконьеров преследовать не надо: ведь говорят же, что браконьер - хищник». Убедительны ли эти доводы? Нет. Хищники уничтожают преимущественно больных и ослабленных животных, а браконьеры - здоровых. 8. В лесу вырубали все старые дуплистые деревья. Крупные молодые деревья были съедены вредителями. Лес погиб. Какая связь между этими явлениями? В дуплистых деревьях жили насекомоядные птицы-дуплогнездники и летучие мыши. Их лишили жилья, и они покинули лес. Тогда насекомые-вредители размножились в таком количестве, что погубили оставшиеся деревья. 9. Люди часто убивают хищных птиц, считая, что делают доброе дело. Подумайте над словами из книги: «Сарыч был ещё жив, только большие глаза его глядели гордо и в упор, и столько злобной ненависти к нам, убийцам и разорителям его гнезда чудилось мне в этом взгляде, что защемило сердце, и было немножко стыдно». Какую роль играет сарыч в природе? Сарыч питается мышами, крысами, ловит гадюк, саранчу, лягушек. Иногда нападает и на полезных птиц, однако польза, которую он приносит, гораздо больше вреда. 10. Почему берёзы называют пионерами леса, а берёзовый лес - временный? Берёза первой осваивает открытые пространства, вырубки, гари; её сеянцы не боятся яркого солнца и заморозков. Под её кроной поселяются молодые ёлочки, всходы которых погибают на открытых местах от солнечных ожогов и заморозков. Со временем ель вытесняет берёзу, которой среди разросшихся елей не хватает света. III . Природа и её охрана в произведениях художественной литературы.
    « И здесь нет зверей?» - спросила Таис. - Можно не опасаться за коня?
- Кое-где в горах попадаются львы и пантеры, но они стали редкими из-за постоянной охоты на них. Несколько веков назад на равнинах и холмах Сирии водились слоны мелкой породы. На них охотились египтяне. Финикийцы добывали слоновую кость и окончательно истребили слонов». Из какого произведения взят этот отрывок? О какой эпохе идёт речь в произведении? Данный отрывок взят из романа И.Ефремова «Таис Афинская». В произведении идёт речь об эпохе завоевательных походов Александра Македонского. 2. «Туристу, а особенно столичному, что надо? Природа ему нужна. По ней он среди асфальта да многоэтажек своих бетонных с осени тосковать начинает, потому что отрезан он от землице камнем. А камень - он не просто душу холодит, он трясёт её без передыху, потому как не способен камень грохот уличный угасить. Это тебе не дерево - тёплое, многотерпеливое. И грохот тот городской, шарахаясь от камней до бетона, мечется по улицам и переулкам, проползает в квартиры и мотает человеческое сердце». Из какого произведения этот отрывок? Как вы понимаете слова: «…не способен камень грохот уличный угасить?» Это отрывок из романа Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Лиственные породы деревьев гораздо эффективнее, чем «бетон да камень», снижают шум благодаря различной ориентации листовых пластинок и из-за колебания листьев. 3. «Каждое дерево, сынок, оно для пользы: бездельников природа не любит. Кто для человека растёт, на его нужду, а кто для леса, для зверья всякого или для гриба, скажем. И потому, прежде всего, чем топором махать, надо поглядеть, кого обидишь: лося или зайца, гриб или белку с ёжиком. А их обидишь - себя накажешь: уйдут они из леса-то порубленного, и ничем их назад не заманишь». Герою, какого произведения принадлежат эти слова? Что он имел в виду, произнося их? Эти слова принадлежат Егору Полушкину из романа Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Он подразумевал взаимосвязи организмов в природе. 4. «Шмели? Шмели, сынок, всё больше понизу стараются: тяжелы больно. В природе тоже свои этажи имеются. Скажем, трясогузка, она по земле шастает, а ястреб в поднебесье летает; каждому свой этаж отпущен, и поэтому никакой тебе суеты, никакой тебе толкотни. У каждого своё занятие и своя столовая. Природа - она никого не обижает, сынок, и все для неё равны. Герою, какого произведения принадлежат эти слова? Какое экологическое понятие вам напоминают. Слова эти принадлежат Егору Полушкину из романа Б.Васильева «Слова эти принадлежат Егору Полушкину из романа Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Они напоминают определение понятия экологической ниши. 5.* Герою, какого произведения принадлежат, следующие стихи и для чего он написал их: Граждане туристы! Я - муравей. Чтобы было чисто, Я житель лесной, Не палите по лесу. И дом мой стоит Множество костров. Под высокой сосной. Вы найдёте лучше, Ты мимо пройди Где дровишек куча, И не трогай его, И кострище сделано Нам больше не надо Лесником. От вас ничего. Стихи принадлежат Коле Полушкину, сына главного героя романа Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Он написал их для размещения на щитах, установленных в лесу. 6. « - С одной стороны, вроде учат: природа - дом родной. А с другой стороны, что имеем? А имеем покорение природы. А природа, она всё покуда терпит. Она молчком умирает, долголетно. И никакой человек не царь ей, природе-то. Не царь, вредно это - царём-то зваться. Сын он ей, старший сыночек. Так разумным же будь, не гони в гроб маменьку». Герою, какого произведения принадлежат эти слова и где они были произнесены им? Слова эти Егор Полушкин из романа Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» произнёс на Всесоюзном совещании работников лесного хозяйства. 7. « - Да, да, да. Покуда поохали на малосильном коняге, пашню бороздили только сверху, только верхний слой её подымали. А появился трактор - начали наизнанку выворачивать. Дескать, чем глубже, тем лучше. Ан, нет, не лучше. Верхний слой - живой у поля, почва родит, в ней сила, а под почвой-то песок-желтяк, глина мёртвая. И вот почву-то мы зарыли на аршин в песок да верху ещё глиной, каменной плитой придавили». Герою, какого произведения принадлежат эти рассуждения? О каком сельскохозяйственном процессе думает герой? Мысли эти принадлежат герою романа Ф.Абрамова «Братья и сёстры», которые осуждают глубинную вспашку. 8. «Каждую весну, каждое лето миллионы брёвен сбрасывают в реку. Тащи, волоки, такая-разэдакая. К устью, к буксирам. А силы? Какие у реки силы? Откуда, от кого подмога? От малых речек, от ручьёв? Да они сами давно пересохли - все леса на берегах вырублены. Вот и мытарят, вот и мучают всё лето бедную». Из какого произведения этот отрывок? Какую роль играют леса в сохранении рек? Это отрывок из романа Ф.Абрамова «Братья и сёстры». Леса укрепляют берега рек, защищают от ветров и уменьшают испарение. 9. «По новому, ещё не потемневшему мосту он перешёл на Сотюгу, поднялся в пригорок - и что такое? Где красный бор? Налево вырубки, направо вырубки. Нет, нет, не может быть. Это только по закрайку погулял чей-то топор, а сам-то бор не тронут. В войну, в послевоенное лихолетье устоял старик, а ныне-то какая нужда сокрушать его? Сокрушили. Лесная пустошь, бесконечные, бескрайние заросли мелкого кустарника открылись ему, когда он перебежал тёмныц еловый ручей, в который упирались вырубки». Из какого произведения этот отрывок? Почему на месте соснового бора вырос кустарник? Этот отрывок из романа Ф. Абрамова «Братья и сёстры». На месте соснового бора вырос кустарник, так как произошла смена сообществ в результате вырубки. 10. В каком литературном произведении автор так говорит о единстве человека и природы: «Зверь и человек в мор и пожары, во все времена природных бед не раз и не два оставались один на один - медведь, волк, рысь - грудь в грудь, глаз в глаз, ожидая смерти иной раз много дней и ночей. Такие страсти, ужасы об этом сказывались, но чтобы повязались одной долей человек и рыба, холодная, туполобая, в панцире плащей, с жёлтенькими, восково плавящимися глазками, похожими на глаза не зверя; нет - у зверя глаза умные, а на поросячьи, бессмысленно-сытые глаза - такое-то на свете бывалось?» О единстве человека и природы говорит В.Астафьев в рассказах «Царь-рыба»

Экологический сценарий. Турнир знатоков по экологии в школе.

Разработка мероприятия для учащихся старших классов по экологии.

Турнир знатоков.
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово.

На фоне музыки «Странники» звучит стихотворение:

Мы рубим лес, устраиваем свалки,
Но кто же под защиту все возьмет?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждет?
Пора бы человечеству понять,
Богатство у природы, отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же – живая!

В последние годы слово «экология» звучит все чаще, все тревожнее. Если раньше мы не очень-то вникали в смысл этого понятия, то сегодня содрогаемся от тех ужасающих фактов преступной травли и убийства природы, а это значит и себя. Эта информация обрушивается на нас ежедневно, ежечасно, ежеминутно. Воздух, которым мы дышим, вода, которую мы пьем, продукты, которыми мы питаемся, никак не соответствуют тому, что исключает болезни, поднимает настроение, рождает уверенность в завтрашнем дне. Увы, ситуация в России настолько тревожна, что хочется закричать:»Опомнитесь, люди, слухи о глобальной экологической катастрофе вовсе не преувеличены!». А в ответ тишина…

Стихотворение под звон колоколов:

Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм-
С лесами, тянущими руки
На встречу солнцу и ветрам.
Он свет в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь!

Сегодня предлагаю вам провести турнир знатоков природы, ее защиты и охраны. В нашем турнире будут участвовать три команды. Судить правильность ответов и выполнение заданий будет жюри.

III. Основная часть.
Тур 1. Представление команд.
Начнем мы с вами наш турнир с представления команд. Оцениваться будет эмблема, название обязательно должно быть на экологическую тему, представление команд. Оценивается по пятибалльной системе.

Тур 2. Разминка.
Каждой команде по очереди дается по четыре подсказки. Если команда ответила с 1 подсказки получает 4 бала, если со 2 – 3, если с 3 – 2, если с 4 – 1 бал. Если команда не ответила на вопрос, а ответила другая команда она получает 1 бал.

1. Оно может жить до 2000 тыс. лет.
2. В воде ствол не гниет, а только чернеет и становится крепче.
3. Из него делают бочки и паркет.
4. Пушкин писал, что там сидит русалка. (Дуб)

1. Оно всегда зеленое или голубое.
2. Из него делают струнные музыкальные инструменты.
3. Зимой птицы на нем строят гнезда и высиживают птенцов.
4. Оно теневыносливое. В таком лесу всегда темно и сыро. Там много лишайников. (Ель)

1. Оно выделяет фитонциды, убивающие болезнетворные бактерии.
2. Из него самые лучшие дрова.
3. Из его коры делают много полезных вещей.
4. Это самое любимое русское дерево. (Береза)

1. У него листья сверху зеленые, а снизу бархатные и серебристые.
2. Оно «отсасывает» отрицательную энергию, поэтому больным людям полезно под ним стоять.
3. Оно быстрее всех заселяет пари.
4. Бобры его любят и заготавливают на зиму. (Осина)

1. Ягоду хорошо есть с медом, но после морозов вкусна сама по себе.
2. Про нее сложено много песен.
3. Кора целебней ягоды.
4. У нее есть родственница с блестящими черными плодами – городовика. (Калина)

1. С его цветков лучший мед.
2. Из него делают ложки и лапти.
3. Цветет летом и очень душистое.
4. Отвар цветков не заменим при простуде. (Липа)

На этом наша разминка подошла к концу.

Тур 3. Рассказ Бабы – Яги.

Переходим с вами к третьему туру.

Появление Бабы – Яги.

Б.Я. Здравствуйте, вот и я.
В. Откуда ты взялись.
Б.Я. Откуда взялась сами догадайтесь. Сейчас вам загадаю загадку.
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Б.Я. Конечно я пришла к вам из лесу.

Ох, как вспомню. Недавно с Лешим в соседний лес на пикник ходили. Так классно время провели.
В. Я уже слышала ваш рассказ и ужаснулась. Что вы натворили в лесу. Вот ребятам будет задание послушать внимательно рассказ и найти, что же натворили Баба – Яга и Леший в лесу. Кто больше найдет ошибок, тот и выигрывает. За каждый правильный ответ команда получает 1 бал.
Б.Я. Значит так!

Весело музыкой мы оповестили лес – мы прибыли. (Громкая музыка распугивает зверей и птиц). Дни стояли жаркие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорожка привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Мы с лешим на перегонки вырывали грибы из земли. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками. (Вырывать и сбивать грибы не следует – разрушается грибница).

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. (Для костра собирают сушняк. В жаркую и сухую погоду костры разводить не следует.) заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом мы с Лешим устроили соревнование, кто дальше выбросит пустые банки и полиэтиленовые мешки. А что, все равно микробы их разрушат. (Эти вещества разрушаются 100-200 лет) горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. (Угли следует забросать землей или залить водой) в кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. (Трогать яйца птиц не следует) солнце выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли с собой, авось пригодится. (Брать птенцов и зверей из леса не надо) мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Леший решил показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал протыкать ими весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравейные палочки. (Не следует что либо проталкивать в муравейник.)

Постепенно начали набегать тучи, стало темнеть, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним. (прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно.) С охапками луговых и лесных цветов мы возвращались в свой лес. (Луговые и лесные цветы рвать не следует.) Весело прошел день.

Ответы учащихся.
В. Теперь ты Б.Я. поняла, что вы с Лешим натворили.
Б.Я. Да, конечно. Я сейчас же побегу к нему и все расскажу.
Давайте с вами немного отдохнем и послушаем частушки про экологию:

Раньше мы с тобой не знали
Экологию мой друг,
Теперь в школе изучаем-
Стало ясно все вокруг.

По дороге мимо нас
Машины мчат не удержать,
Выхлопные газы всюду,
Воздухом нельзя дышать.

Кто очистит наши реки?
Кто тот добрый человек?
Неужели же навеки
Мы оставим страшный след?

Неужели наши дети
Будут из-за нас страдать?
Как же будет вся планета
Потихоньку умирать.

Экология важна,
Людям всем она нужна.
Правильно беречь природу,
К счастью, снова входит в моду.

Оценки жюри.

ТУР 4. Игра в прядки.
В каждом приведенном выражении найти скрытые цветок и птицу. Выполнить это можно, только соединяя и разъединяя слова в строке, но не меняя их местами. За каждый правильный ответ команда получает Олин балл. Время на задание ограничено.

1. Мы пойдем по тропинке мимо забора, в Вы Пьер? (мимоза, выпь)
2. Думали идти минут двадцать, но промашка вышла – не меньше сорока. (ромашка, сорока)
3. Смотрю в окно: ни читать, ни рисовать не хочется. Уютно в купе. Ночка пролетит – и дома. (ирис, пеночка)
4. Плывем к Жигулям. Над горами гроза, ходит волнами Волга. (роза, иволга)
5. Ты сегодня кто? Я сегодня шпион, – Пароль? – У-два, ракушка. (пион, варакушка)
6.А задачки-то хороши. Повникай, повникай – это тебе не шуточки. (шиповник, уточки)

Игра со зрителями. Правда ли что…
1. Крокодилы могу взбираться на деревья? (да)
2. Змеи могут совершать прыжки до метра в высоту. (да)
3. Стрижи даже спят на лету? (да)
4. Голубые розы растут только в Китае? (Нет, их вообще не существует).
5. Зеленный картофель настолько ядовит, что может убить ребенка? (да)
6. На зебрах водятся полосатые блохи? (нет)
7. Орхидеи используют для приготовления мороженного? (отчасти да)
8. Бабочки живут всего один день? (нет)
9. Может ли петух назвать себя птицей? (Нет, ведь он не может разговаривать.)
10. Когда температура тела у птицы выше зимой или летом? (Одинаковая круглый год)
11. От какой птицы зависит количество детей в семье? (от аиста)

Проверка ответов.

ТУР 5. А мы поем.
Каждая команда через определенное время по очереди должна пропеть хотя бы по 4 строчки из песни, где упоминается, растения, цветы, деревья, животные.

ТУР 6. Конкурс капитанов. Цветик – семицветик.

Капитаны по очереди отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ 1 балл.
1. Природные богатства, находящиеся в глубине земли, которые человек использует в хозяйстве? (ископаемые)
2. Деятельность человека, нацеленная на защиту живой и не живой природы? (охрана0
3. Распространенное вещество, встречающееся на земле в 3 состояниях? (вода)
4. верхний слой земли, в котором растут растения? (почва)
5. Живое существо, активно и сознательно воздействующее на живую и неживую природу? (человек)
6. Организмы, встречающиеся во всех природных зонах, которые не могут жить без света и воздуха? (растения)
7. Как называется линия, ограничивающая видимую часть земной поверхности? (горизонт)
8. С помощью какого прибора можно ориентироваться в любую погоду? (компаса)
9. Как называется умение находить стороны горизонта? (ориентирование)
10. Какую сторону горизонта можно найти с помощью тени в полдень? (север)

Проверка песенного конкурса.

ТУР 7. Легенды.

Уж с давних пор нам всем известно,
Что с зарождения планеты.
Про все стихи слагают, песни,
Но выше всех была легенда.

Сейчас команды получат задание – легенды. Они должны догадаться о чем эти легенды.
1. По преданию эти цветы возникли из слез Евы, изгнанной вместе с Адамом из райского сада. Горько плакала прародительница рода человеческого и всюду, куда падали ее слезы, распускались эти цветы. Именно с этим цветком в руке явился в день Благовещения архангел Гавриил к Деве Марии, чтобы возвестить ее о рождении Сына, который будет великим и назовется Сыном Всевышнего. Этот цветок был на знаменах французских рыцарей. (лилия)

2. Его название произошло от слова «дюльбаш» – турецкая чалма. В 17 веке эти цветы попали в Голландию. Их луковицы страшно дорого стоили. В Англии считали, что их цветы служат колыбельками для маленьких эльфов и деток фей, которых ветер качает и убаюкивает в этих цветочных люлечках. (тюльпан)

3. Древнегреческая легенда повествует: Бог лесов и лугов Пан повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирину – нежную вестницу утренней зари. И так залюбовался ее нежной грацией и красотой, что забыл обо всем. Решил Пан заговорить с Сириной, но та испугалась и убежала. Пан подбежал следом, желая ее успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветками. Кусты эти прекрасны ночью, когда кажется, что сама весна окуналась в их душистое море. Хороши они и на рассвете, когда пушные гроздья как бы вырастают из зари до тумана. Сирень.

IV.Заключительная часть. Подведение итогов.

Экологическая игра-эрудицион для школьников. Конспект «Мы нужны друг другу!»

Легчилина Елена Викторовна, учитель биологии и химии, СОГБОУ "Екимовичская средняя школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

Применение:
Данное мероприятие будет полезно учителям биологии при проведении предметной недели в школе или во внеклассной работе.

Цель: расширить и углубить экологические знания школьников о природе.

Задачи:
- развивать творческие способности детей и умение сотрудничать друг с другом;
- воспитывать гуманное отношение ко всему живому.

Предварительная подготовка.

Игру предлагается провести в форме состязания четырех команд, состав которых определяется за несколько дней до проведения мероприятия.
Команды, готовясь к игре, придумывают себе название, оформляют эмблемы в соответствии с выбранным названием, выпускают «экзаменационную работу» - газету-призыв в защиту выбранного ими животного или растения, где представляют его, рассказывают о его значимости и пользе. Также заранее дети готовятся к поэтическому конкурсу, подбирая и разучивая стихи по теме внеклассного мероприятия.
Выбирается состав жюри, которое будет оценивать работу команд, а также качество выполнения домашнего задания.
Кабинет, где будет проводиться мероприятие, оформляется соответствующим образом: вывешиваются репродукции картин с пейзажами, фотографии животных и растений. Можно подготовить выставку книг или выставку детских рисунков. Желательно подготовить музыкальное сопровождение.
Необходимо также установить столы, за которыми будут сидеть играющие команды и члены жюри, подготовить места для гостей и зрителей.

Ход мероприятия.

Ведущий. Добрый день, дорогие друзья. Посмотрите вокруг, какой прекрасный и удивительный мир нас окружает – леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные… Это – наша природа! Наша жизнь неотделима от нее.
Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению.
Паучок – терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде
Все по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте.
Солнце учит доброте:
Каждый день зимой и летом,
Дарит нас теплом и светом.
И взамен ни у кого
Не попросит ничего!
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ
Учат крепкой дружбе.

В. Орлов

А насколько хорошо мы с вами знаем о животных, живущих рядом с нами, растениях, радующих нас своей красотой? Сегодня мы проводим свою игру для того, чтобы еще ближе познакомиться с окружающим нас миром.
Я хочу представить вам команды - участницы. (Представление команд ).
А оценивать ваши ответы будет наше компетентное жюри. (Представление жюри ).
Итак, начинаем игру.

Конкурс «Домашнее задание».
Ведущий. Дорогие ребята, уважаемое жюри. Сейчас мы узнаем, как команды выполнили свое «домашнее задание»: у всех ли есть название команды, девиз и эмблема; как выполнена их экологическая газета, а также
оценим творческое задание участников (Команды показывают свою презентацию, жюри оценивает их работу ).

Ведущий. С первым конкурсом наши уважаемые участники справились замечательно. Переходим к следующему конкурсу.

Конкурс «Живущие в легендах».
Ведущий. Каждой команде по очереди я зачитываю легенду, а участники должны догадаться: о каком хорошо известном вам растении идет речь. Команда, давшая верный ответ, получает балл, а если команда не справилась с заданием, то у команд-соперниц есть возможность забрать это очко.

1. Её родина – Персия. Существует поэтическая легенда. Однажды в апреле богиня цветов и юности Флора в сопровождении Солнца и богини радуги Ириды, спустилась на Землю. Перемешав все краски и цвета радуги они начали осыпать ими леса и луга. Дойдя до северных уголков Земли, богиня обнаружила, что все краски истрачены, осталась только фиолетовая. Тогда Флора брызнула лиловую краску на кусты и выросла роскошная … (Сирень )
2. Жили-были муж с женой и было у них двое детей. Старшая дочь – нелюбимая, и имя носила неласковое – Восьмуха. Была она злой, завистливой. Зато меньшого сына, доброго и приветливого, родители ласково называли Романушкой. Невзлюбила Восьмуха Романушку и задумала погубить. Завела его как-то в гнилое болото и утопила. Выросло на том месте кудрявое и приветливое деревце и растет с тех пор по всей русской земле. В народном календаре есть день, посвященный этому растению. Это деревце считают символом счастья и мира в семье. Оно – постоянный спутник девичьих печалей, под ним встречались и расставались, у него просили совета. Как оно называется? (Рябина )
3. Латинское название этого цветка «галактус» происходит от греческого «гала» - молоко и «актус» - цветок, т.е. молочно-белый цветок. Древняя легенда гласит: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, на земле шел сильный снег, и Еве было холодно. Тогда, чтобы согреть ее и как-то успокоить, несколько снежинок превратились в цветы. Поэтому этот цветок – символ надежды. Как этот цветок называется? (Подснежник )
4. В Древней Греции это дерево было посвящено богу солнца, науки, искусств – Аполлону. Ветвь этого дерева означает могущество. Венком из его ветвей награждали за спасение жизни и воинские подвиги. С этим деревом связано много сказок, преданий, легенд и суеверий. Древние славяне верили, что оно существовало еще до сотворения мира. В старинной песне поется: «В то время, когда не было ни земли, ни неба, только одно синее море – среди этого моря стояло 2 дерева, а на них сидели 2 голубя; голуби спустились на дно моря, достали песку и камня, из которых и создались земля, небо и небесные светила». Наши предки считали это дерево посвященным богу грома и молнии – Перуну, статую которого они вырубали из этого дерева, а его так и называли «Перуновым деревом». Как же его называют? (Дуб )

Подведем итоги.

Ведущий. Александр Сергеевич Пушкин писал:
Старайся наблюдать различные приметы:
Пастух и земледел в младенческие лета,
Взглянув на небеса, на западную тень,
Умеют уж предречь и ветр, и ясный день,
И майские дожди, младых полей отраду,
И морозов ранний хлад, опасный винограду.

Конкурс «Предсказатели погоды».
Ведущий. Ваша задача, уважаемые участники, предсказать по сегодняшнему дню погоду на день завтрашний.
Команды выполняют задание.

Вопросы для первой команды:
Если сегодня:
1. Багряные зори, ... (завтра будет ветреная погода ).
2. Утром туман стелется по воде, ... (завтра будет хорошая погода ).
3. Дым зимой над избами «столбом» -- ...(к морозу ).
4. Утром на траве роса -- ... (к хорошей погоде без дождя ).
5. Иней на деревьях -- ... (к ясной, морозной погоде ).

Вопросы для второй команды:
Если сегодня:
1. Вечером с реки поднимается пар, ... (завтра будет дождь ).
2. Ночью был иней, ... (снега не будет ).
3. Звезды ночью сильно мерцают, а с утра тучи -- ... (днем жди грозу ).
4. Кошка в доме ищет теплое местечко -- ... (к морозам ).
5. Собака перекатывается с боку на бок по снегу -- ... (к метели ).

Вопросы для третьей команды:
Если сегодня:
1. Рыба выскакивает из воды -- ... (к дождю ).
2. Вечером сильно стрекочут кузнечики и цикадки -- ... (к хорошей погоде ).
3. Клен «плачет» -- ... (к дождю ).
4. Зимой туман -- ... (к оттепели ).
5. Зимой луна бледная -- ... (к метели ).


Если сегодня:
1. Ночью нет росы, а в низинах не видно тумана -- ... (к ненастью ).
2. Кучевые облака разрастаются в высоту -- ... (к дождю ).
3. Зимой к вечеру при безветрии небо покрывается слоем низких слоистых облаков -- ... (к ясной погоде ).
4. Солнце «садится» в тучу -- ... (к дождю ).
5. Ласточки и стрижи летают высоко над землей -- ... (к ясной погоде ).

Ведущий. Уважаемое жюри, просим вас подвести итоги за конкурс «Предсказатели погоды».

Ведущий. Продолжаем нашу конкурсную программу.
Здесь встарь медведь ходил лесами.
Была такая глухомань, -
Что любоваться небесами
К опушкам выбегала лань.

А мы в этой глухомани будем искать исчезнувших животных.

Конкурс «Найди меня».
Сейчас каждая команда получит по четыре двустишия. В каждом из них нужно за одну минуту отыскать «спрятавшееся» животное.
1. Где ноты – там и птицы! –
Так думают лисицы. (Еноты )
2. Казалось, всё вокруг в огне –
Такой уж сон приснился мне.(Лось )
3. Мочи ж нет терпеть всё это боле!
Эй, хозяин! Птиц на волю! (Чиж )
4. Козе братишка шлет привет:
«Сестричка, жду тебя я на обед!» (Зебра )
5. Клоп -- он и в Африке клоп! –
Сказал мне как-то кашалот. (Пони )
6. Цап лягушка комара!
Вот и кончилась игра! (Цапля )
7. Росой как-то утром я умывалась... .
Чистой стала! На щечках румянец! (Сойка )
8. Как обрадовал меня
Милый брат средь бела дня! (Кобра )
9. Мокро так, что нет уж сил!
Сколько ж дождь воды налил?! (Крот )
10. Дамы шьют иголками
Очень-очень колкими. (Мышь )
11. С горы скатившись, мальчик
Поранил себе пальчик. (Скат )
12. Купил моток отличной нитки.
Теперь сижу и шью ботинки. (Кот )
13. Масло несвежее ел я вчера –
Вот от чего болит голова! (Слон )
14. Астра успешно в саду зацвела.
Как же сильно был рад я тогда. (Страус )
15. На-ка, банку подержи!
Стой! Куда ты? Подожди! (Кабан )
16. Косарь очень долго ныл:
Косу рок мою сломил! (Сурок )

Давайте подведем итоги.

Ведущий. Переходим к нашему следующему конкурсу.

Конкурс «Устами младенца, или Знакомые незнакомцы».
Ведущий. Необходимо отгадать, о каком растении идет речь ниже. Если отгадываете сразу - получаете четыре балла, используете подсказки – число баллов уменьшается соответственно на столько, сколько подсказок затрачено.

Вопросы для первой команды:
1. Оно всегда зеленое или голубое.
2. Из него делают струнные музыкальные инструменты.
3. Зимой птицы на нем строят гнезда и высиживают птенцов.
4. Оно теневыносливое. В таком лесу всегда темно, сыро и много лишайников. (Ель )

Вопросы для второй команды:
1. У него листья сверху зеленые, а снизу бархатные и ребристые.
2. Оно «забирает» отрицательную энергию, поэтому больным людям полезно под ним стоять.
3. Оно быстрее всех заселяет гари.
4. Бобры его любят и заготавливают на зиму. (Осина )

Вопросы для третьей команды:
1. С его цветков получается самый лучший мед.
2. Из него делали ложки и лапти.
3. Цветет летом и очень душистое.
4. Отвар цветков незаменим при простуде. (Липа )

Вопросы для четвертой команды:
1. Оно выделяет фитонциды, убивающие болезнетворные бактерии.
2. Из него самые лучшие дрова.
3. В апреле из него получают сок.
4. Это самое любимое русское дерево. (Береза )

Итак, жюри может подвести итоги.

Ведущий. Мы приближаемся к заключительной части нашей экологической игры.

Конкурс-викторина «Экологический калейдоскоп».

Ведущий. Задача каждой команды – набрать максимальное число баллов за минуту, ответив правильно на предложенные вопросы.

Вопросы для первой команды:
1. Дикая полосатая лошадь? (Зебра )
2. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвинов )
3. Хвостом виляет, зубаста, а не лает? (Щука )
4. Как называются плоды тыквы или огурца? (Ягода )
5. Назовите «домашних» насекомых. (Пчелы, тутовый шелкопряд и т.д. )
6. Кит – рыба или животное? (Морское млекопитающее )
7. Из какой страны Петр I привез в Россию картофель? (Из Голландии )
8. Какая птица прилетает к нам с севера? (Снегирь )
9. Растет ли дерево зимой? (Нет )
10. Какая рыба по внешнему виду напоминает шахматную фигуру? (Конек )
11. Что птицам страшнее зимой: холод или голод? (Голод )
12. Самое крупное млекопитающее? (Синий кит )
13. Дышит ли цыпленок в яйце? (Да )
14. У какого животного дикий образ? (У дикобраза )
15. В лугах, в полях – сестрички–белые реснички? (Ромашки )
16. Родина помидоров? (Америка )
17. Сколько ног у мухи? (Шесть )
18. Черный барс? (Пума )
19. Какой овощ напоминает космическую тарелку? (Патиссон )
20. Как называется колючее пустынное растение? (Кактус )

Вопросы для второй команды:
1. Самое крупное наземное животное? (Слон )
2. Сколько ног у паука? (Восемь )
3. «Царица» цветов? (Роза )
4. Из древесины какого дерева делают спички? (Из осины )
5. У кого шея имеет больше позвонков: у свиньи или у жирафа? (Одинаково )
6. Что ест зимой еж? (Ничего, спит )
7. Ископаемый слон? (Мамонт )
8. Хищная пресноводная рыба? (Щука )
9. Глаза на рогах, а дом на спине? (Улитка )
10. Какой зверек спит всю зиму головой вниз? (Летучая мышь )
11. Северная ездовая и охотничья собака? (Лайка )
12. Что в хлебе родится, а есть не годится? (Василек )
13. "Короткохвостый" рак? (Краб )
14. Южноамериканское млекопитающее, обычно висит на ветвях вниз головой? (Ленивец )
15. На сучках висят шары – посинели от жары? (Слива )
16. Название какого цветка происходит от слова «звезда»? (Астра )
17. Кто первый землю пашет? (Червяк )
18. Кто родился с бородой? (Козел .)
19. В кого превратился гадкий утенок Х.К. Андерсена? (В лебедя )
20. Какую траву узнают даже слепые? (Крапиву )

Вопросы для третьей команды:
1. Какую птицу называют пернатой кошкой? (Сову )
2. Хобот слона – это его …? (Нос )
3. Основная еда гиен? (Падаль )
4. Как называют лист лука? (Перо )
5. Какое хвойное дерево ежегодно осыпается, меняя свои иголки? (Лиственница )
6. Ловчая сеть паука? (Паутина )
7. Какую траву любят кошки? (Валериану )
8. На какой цветок надет белый пушок? (Одуванчик )
9. Самая маленькая птица? (Колибри )
10. Чем гиппопотам отличается от бегемота? (Ничем, это одно и то же животное )
11. Косой ли заяц? (Нет )
12. Весной или летом цветет сирень? (Весной )
13. Какая птица откладывает самые большие яйца? (Страус )
14. Какие насекомые могут съесть дом без остатка? (Термиты )
15. Зеленый поясок, в траве затерялся? (Ящерица )
16. Животное, которое строит дом на реке? (Бобр )
17. Какие животные вылезают из кожи вон? (Змеи )
18. Какие ноги у жирафа длиннее: передние или задние? (Передние )
19. Самая высокая трава? (Бамбук )
20. Какая птица носит название танца? (Чечётка )

Вопросы для четвертой команды:
1. Как называется жилище бобра? (Хатка )
2. Пестрая крякушка, ловит лягушек? (Утка )
3. Какая птица кричит как кошка? (Иволга )
4. На какое дерево уселась крыловская Ворона, собираясь позавтракать? (На ель )
5. Какой венок используют со времен Древнего Рима для поощрения победителей? (Лавровый )
6. Не кузнец, а с клещами? (Рак )
7. "Подкованное" насекомое? (Блоха )
8. Какие съедобные грибы появляются первыми? (Сморчки, строчки )
9. Какой гриб растет на березах? (Чага )
10. Какие птицы устраивают танцы на болотах? (Журавли )
11. Самая крупная обезьяна? (Горилла )
12. Сушеный абрикос? (Урюк )
13. Кто на себе лес носит? (Олень )
14. Какое растение называют «корень жизни»? (Женьшень )
15. Цветок солнца? (Подсолнух )
16. У какой птицы нос мешком, шея крючком? (У пеликана )
17. Какая птица ходит круглый год во фраке? (Пингвин )
18. Не зверь, не птица, а нос, как спица? (Комар )
19. Бабочка из платяного шкафа? (Моль )
20. "Волосатый червяк"? (Гусеница )

Ведущий. Предлагаю жюри подвести итоги конкурса и объявить команду – победительницу. (Подведение итогов, награждение команд ).

Ведущий. Вот и подошло к концу наше мероприятие. Сегодня каждый из вас узнал для себя что-то новое о сложной и многообразной жизни природы, а узнав, я надеюсь, вы будете учиться бережному отношению ко всему живому, что нас окружает, к тем, чья жизнь напрямую зависит от человека, а, значит, от нас с вами.
Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете...
Давайте сохраним
Ромашку на лугу, кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все
Навек объединимся.
Давайте наши души сохраним,
Тогда мы на земле
И сами сохранимся...

(Н. Старшинов ).