Этническая история древних народов. Украинцы: как появился этот народ Как произошли народы

Уникальная природа Памира всегда интересовала исследователей, путешественников. Этот суровый горный край – родина древнего народа, о котором почти ничего известно. И если до ХХ века о загадочных памирцах мало кто слышал, потому что они жили в отдаленных районах, то начиная с эпохи СССР, этих людей чаще всего путали с таджиками.

А между тем, жители высокогорья имеют особую культуру, интересные обычаи и традиции. Кто же такие памирцы? Почему они оказались разделены границами Таджикистана, Афганистана, Китая и Пакистана?

Кто они такие?

Памирцы не попадают в мировые новости, не борются за независимость, не стремятся создать собственное государство. Это мирные люди, привыкшие к изолированной жизни в горах Памира и Гиндукуша. Бадахшан – так называется историческая область их проживания.

Данный этнос состоит из множества народностей, объединенных общим происхождением, обычаями и традициями, религией и историей. Памирцев разделяют на северных и южных. Среди первых наиболее многочисленной национальной группой являются шугнанцы, их насчитывается более 100 тысяч человек. Рушанцев в три раза меньше. Сарыкольцев почти 25 тысяч человек, а язгулямцев причисляют к малочисленным народностям.

Основную часть южных памирцев составляют ваханцы, их примерно 70 тысяч человек. А сангличцев, ишкашимцев и мунджанцев намного меньше.

Все эти люди относятся к памиро-ферганской субрасе – самой восточной ветви европеоидной расы. Среди памирцев много светлых и голубоглазых людей. У них продолговатые лица с прямыми носами и большими глазами. Если и встречаются брюнеты, то со светлой кожей. Антропологи считают, что к представителям памиро-ферганской субрасы ближе всего жители европейских Альп и Средиземноморья.

Жители Бадахшана говорят на языках восточно-иранской группы индоевропейской семьи. Впрочем, для межнационального общения они используют таджикский язык, на нем же ведется обучение в школах. В Пакистане памирские языки постепенно вытесняет официальный урду, а Китае – уйгурский.

Будучи представителями ираноязычных народов, еще в I тысячелетии до нашей эры памирцы являлись приверженцами зороастризма. Затем вместе с торговыми караванами из Китая на высокогорье распространился буддизм. В XI веке на эти земли бежал известный персидский поэт Насир Хосров (1004-1088 гг.), который спасался от преследования мусульман-суннитов. Этот творческий человек стал духовным лидером местного населения, под влиянием поэта памирцы приняли исмаилизм – шиитское направление ислама, впитавшее в себя некоторые положения индуизма и буддизма.

Религия заметно отличает памирцев от соседей-суннитов. Исмаилиты совершают намаз (молятся) всего лишь два раза в день, тогда как таджики и узбеки делают это пять раз в день. Поскольку памирцы не соблюдают пост в священный месяц Рамадан, их женщины не носят паранджу, а мужчины позволяют себе пить самогон, то соседние народы не причисляют этих людей к правоверным мусульманам.

История народа

Однозначного ответа на вопрос о происхождении памирцев нет. История этого этноса насчитывает более двух тысячелетий. Учитывая принадлежность жителей Бадахшана к европеоидной расе, некоторые исследователи склонны полагать, что памирцы – потомки древних ариев, оставшиеся в горах во время индоевропейской миграции и впоследствии смешавшиеся с местным населением. Впрочем, каких-либо исторических доказательств этой теории нет.

По мнению большинства специалистов, несколько восточно-иранских племен перебрались на Памир отдельно друг от друга и в разное время. Интересно, что их ближайшими родственниками были легендарные скифы – древний этнос, создавший в VII-IV веках до нашей эры огромную империю, простиравшуюся от Крыма до Южной Сибири.

Происхождение памирцев ученые связывают с несколькими волнами миграций кочевого племени саков, которые начали заселять высокогорье в VII-VI веках до нашей эры. Тогда предки ваханцев переселились из Алайской долины, которая расположена восточнее Бадахшана. А будущие ишкашимцы перебрались на высокогорье с юго-запада. Мунджанцев после лингвистического исследования их языка ученые считают остатками бактрийской общности, уцелевшими в отдаленных районах.

Следующая волна миграции саков породила северных памирцев, которые перекочевали в Бадахшан с запада по реке Пяндж, распавшись впоследствии на шугнанцев, рушанцев, язгулямцев и ванджцев. А еще позже предки сарыкольцев перебрались на свои нынешние территории, входящие в настоящее время в состав китайской провинции Синьцзян. Все эти миграционные волны завершились к началу нашей эры.

Благодаря богатым залежам рубина и лазурита обитателей высокогорья регулярно посещали купцы, которые обменивали на драгоценные камни предметы обихода, домашнюю утварь, а также ножи и топоры, другие инструменты. Еще во II веке до нашей эры через долину реки Пяндж шли караваны из Китая по Великому шелковому пути.

На протяжении всей истории Памира этот край пытались завоевать разные тюркоязычные племена, китайцы, арабы, монголы, а также династии Сасанидов и Тимуридов. Но никто из них не остался на высокогорье, чтобы править горсткой племен. Поэтому даже номинально завоеванные памирцы долгое время продолжали жить спокойно, как и привыкли.

Ситуация изменилась в XIX веке, когда Россия и Британия вели активную борьбу за влияние в Азии. В 1895 году была официально установлена граница между Афганистаном, который находился под протекторатом англичан, и Бухарским эмиратом, пользовавшимся поддержкой русских. Две империи разделили сферы влияния по реке Пяндж, причем Ваханский коридор отошел к Афганистану. Впоследствии там же была установлена граница СССР. Ни в Москве, ни в Лондоне никого не волновала судьба памирских народов, которые оказались буквально отрезанными друг от друга.

Сейчас высокогорье поделено между Таджикистаном, Китаем, Афганистаном и Пакистаном. Языки памирских народов последовательно вытесняются, а их будущее остается неопределенным.

Обычаи и нравы

Памирцы всегда жили довольно изолированно. Суровая природа высокогорья, которое располагается между 2 и 7 тысячами метров над уровнем моря, оказала существенное влияние на их быт и нравы.

Каждый элемент дома здесь имеет символическое значение. Опорой жилища памирцев служат пять столбов, названных в честь мусульманских святых: Мухаммед, Фатима, Али, Хусейн и Хасан. Они разграничивают мужскую и женскую спальни, а также кухню, гостиную и молитвенную зону. А четырехступенчатый свод традиционного жилища символизирует природные стихии: огонь, землю, воду и воздух.

Раньше памирцы жили большими патриархальными семьями, все родственники вели совместное хозяйство, беспрекословно подчиняясь старейшине. Но впоследствии на смену таким мини-общинам пришли обычные моногамные семьи. Причем, у памирцев встречаются браки между двоюродными братьями и сестрами, что часто обусловлено нежеланием выплачивать крупный калым за невесту из другого рода.

Несмотря на то, что ислам существенно повлиял на положение женщин, браки у памирцев матрилокальные. То есть, после свадьбы молодые поселяются в доме родителей невесты.

Традиционными занятиями этих людей являются земледелие и животноводство. На высокогорье разводят коров, овец, коз, лошадей и ослов. Памирцы много веков занимались обработкой шерсти, ткачеством, гончарным делом, изготовлением ювелирных украшений. Среди них всегда было много умелых охотников.

Рацион памирцев обычно состоит из пшеничных лепешек, овечьего сыра, домашней лапши, овощей и бобовых, фруктов и грецких орехов. Бедный житель высокогорья пьет чай с молоком, а богатый добавляет в пиалу еще и немного сливочного масла.

Происхождение народов

Родословие из Бытия 10 дает нам наиболее важные сведения о происхождении народов. Специалисты по названным выше дисциплинам могли бы с успехом руководствоваться этими данными в своих исследованиях, вместо того чтобы доверяться обманчивой эволюционистской философии. Бывало, что над перечислением потомков Ноя просто глумились, однако специалисты высокого класса, изучив перечень, были поражены тем, как точно он вписывается в контекст древней истории. Например, доктор Уильям Ф. Олбрайт, признанный почти повсеместно виднейшим из современных археологов, дал такую оценку родословия:

«Оно занимает совершенно особое место в древней литературе, и даже у греков нет ничего хоть сколько-нибудь похожего… Родословие народов продолжает оставаться удивительно точным документом… В нем представлено такое поразительно «современное» понимание этнической и лингвистической ситуации нынешнего мира (при всей ее сложности), что ученые никогда не устанут удивляться, сколь сведущ был его автор в этом вопросе».

Наиболее очевидный вывод из Бытия 10 тот, что цивилизация берет свое начало на Востоке, в районе горы Арарат (современная Турция) и Вавилона (современный Ирак). Рассеяние народов, происшедшее после вавилонского столпотворения, может быть до некоторой степени прослежено по именам потомков Ноя. Предположительное расселение этих первых народов показано на рисунке 32. Яфетические племена распространялись главным образом по северу и западу Европы. Племена хамитов двигались в основном на юг и запад, в Африку и районы Восточного Средиземноморья. Правда, одно из них, хетты, создало великое царство на территории Турции и западной части Азии, а другие вполне могли уйти на Дальний Восток. Семиты по большей части сконцентрировались в областях Среднего Востока.


Рисунок 32. Первые народы мира после потопа.

Трое сыновей Ноя после вавилонского рассеяния стали прародителями трех ветвей человеческой расы. И хотя остаются еще неясности, но во всяком случае сведения, приведенные в родословии народов, достаточно верны, что явствует из помещенной здесь карты.

Приводим список яфетических народов, перечисленных в родословии (Быт. 10:2-5), которые можно относительно достоверно идентифицировать: Иаван (Греция); Магог, Мешех и Фувал (Россия); Гомер (Киммерия, Германия); Фирас (Фракия, Этрурия); Мадай (Мидия); Аскеназ (Германия); Фогарма (Армения) и До-даним (дарданийцы). Вероятно, большинство этих народов переселилось в Европу, и от них произошли так называемые кавказская и арийская «расы». Затем, разумеется, они распространились по обеим Америкам, Южной Африке и многим морским островам,

Потомки Сима (Быт. 10:21-31) - это в первую очередь Евер (евреи), Елам (Персия), Арам (Сирия), Ассур (Ассирия); а позднее - через Измаила, Исава и других потомков Авраама (а также Моава и Аммона, сыновей Лота) - и все арабские народности.

Некоторые из хамитов (Быт. 10:6-20) определяются очень четко, особенно Мицраим (Египет), Хуш (Эфиопия), Ханаан (хананеяне, финикийцы, хетты) и Фут (Ливия). Хотя линию родства негритянских племен и нелегко проследить, но, возможно, они также относятся к хамитам, поскольку, в Африку, видимо, двинулись только хамиты. Первые вавилоняне и шумеры во времена Нимрода также были хамитами.

Более сложно установить прародителей монголоидной расы. Однако некоторые признаки, похоже, свидетельствуют в пользу того, что ее предками были также хамиты. Во-первых, методом исключения мы можем предположить, что если потомки Сима и Иафета определены достаточно четко, то все остальные - заведомо хамиты. Во-вторых, синиты (Быт. 10:17) упоминаются как потомки Ханаана, и это название этнологически, вероятно, связано с Китаем. В-третьих, древнее название Китая - Катай, и есть свидетельства, что оно произошло от названия племени хетэ, которое, в свою очередь, возможно, произошло от хеттов (дети Хета, сына Ханаана). В-четвертых, язык и внешность монголоидов обнаруживают больше сходства с языком и внешностью других известных хамитов, чем с языком и внешностью известных нам потомков Сима и Иафета.

Фактический материал здесь очень скуден, и, очевидно, этнологам открыт простор для плодотворной работы по исследованию происхождения этих и других древних народов. Если бы они руководствовались главами 10 и 11 Бытия вместо эволюционистских измышлений новейших антропологов и археологов, то» несомненно, могли бы проясниться многие вопросы. Один из антропологов, серьезно и по существу занимавшийся этой темой, - доктор Артур Кастенс.

Что касается индивидуальных качеств народов, то в этой связи весьма интересны знаменитые слова Ноя из Бытия 9:25-27. Зная, что после потопа все народы нового мира произойдут от троих его сыновей. Ной по вдохновению произнес пророчество о той роли, которую они сыграют в жизни человечества.

Возможно, Ной пророчествовал, отчасти опираясь на собственные наблюдения за ростом сыновей и зная, что в их потомстве (по генетической предрасположенности и воспитанию) проявятся в некоторой степени характерные черты родителей. Природа человека троична: он обладает плотью, сознанием и духом, и, похоже, в каждом человеке главенствует что-то одно из этих трех. В случае с сыновьями Ноя уже было очевидно, что Хама интересовало в первую очередь физическое, Иафета - интеллектуальное, а Сима - религиозное. Таким образом, логично было заключить на основании наследственных и социальных факторов, какие характерные черты возобладают у соответствующих народов.

Вероятно, из-за того, что Сим был глубоко духовным и внутренне сосредоточенным. Ной сказал о нем: «Благословен Господь Бог Симов», - несомненно, предсказывая тем самым, что именно через Сима утвердится и распространится знание об истинном Боге. В самом деле, великие монотеистические религии - иудаизм, ислам, зороастризм и христианство - распространялись семитами (все остальные мировые религии были пантеистическими и политеистическими). И чрезвычайно важно, что именно через потомство Сима по человеческой линии явился Христос.

По пророчеству Ноя, Бог «распространит Иафета», который «вселится в шатрах Симовых». Вероятно, это относилось главным образом к сфере интеллекта, так что потомству Иафета суждено было распространять свою культуру, философию и науку по всему миру. Интеллектуальное воздействие, разумеется, должно было опираться, в свою очередь, на политическую экспансию и силу.

Тем не менее, прошел длительный период мировой истории, прежде чем это пророчество стало осуществляться. Относящиеся к хамитам народы Шумера и Египта веками определяли лицо мира, затем их сменили семитские народы Ассирии, Вавилона и Персии. И затем, наконец, при Александре Македонском Греция завоевала Персию, и с тех пор яфетические народы стали главенствовать в мировой политике.

Древние греки признавали своим прародителем Япета (Иафета), и именно они создали архетип яфетической культуры. Общепризнанный факт, что в интеллектуальном отношении Запад базируется на научном и философском наследии греков. Именно наука, теоретическая или прикладная - а не людская сила или материальные ресурсы, - привела греков к расцвету. И то же справедливо для наследовавших им Рима, Франции, Германии, Англии и Америки.

Более того, Иафету предстояло «вселиться в шатрах Симовых». Это выражение может значить, что в каком-то смысле Иафет войдет в семью Сима, оставаясь, однако, жить в собственном доме. И такой союз не будет настоящим, органическим соединением. Очевидно, смысл фразы в том, что Иафету надлежало разделить с Симом духовную жизнь, несмотря на то, что его собственный вклад в историю человечества будет прежде всего интеллектуальным. Именно так и произошло, когда яфетические народы приняли Бога Авраама и Мессию Израиля.

Основные черты и заслуги Сима и Иафета были преимущественно духовными или, соответственно, интеллектуальными. Характер и служение Хама были в первую очередь физическими. Однако физическими не значит ординарными или рабскими, и вклад Хама поистине впечатляющ. Среди его потомков, как мы полагаем, были шумеры, египтяне, финикийцы, хетты, дравиды, китайцы, японцы, эфиопы, инки, ацтеки и майя, а также современные негры, американские индейцы, эскимосы и тихоокеанские племена.

Эти народы не прославились ни духовными, ни научными деяниями, но достигли многого в области технологии и «жизненных благ» цивилизации. Например, они были подлинными первопроходцами в исследовании и заселении весьма отдаленных от Арарата и Вавилона районов. Колумб и Лейф Эриксон не открывали Америку - это сделали индейцы! Очень вероятно, что многие из индейских племен пришли туда по суше, которая была на месте нынешнего Берингова пролива во время ледникового периода после потопа, и являются потомками монгольских племен. Все больше доказательств, что прочие народы прибыли в Америку по морю, возможно, из Финикии или Египта. В любом случае, все они, видимо, являются потомками Хама.

Потомки Хама - первые мореплаватели, первые градостроители, создатели первой письменности; вероятно, у них ранее всего появилось земледелие, животноводство и обработка металла; им принадлежит еще много других достижений в области практической деятельности. Изобретение письма, будь то шумерская клинопись, египетские иероглифы или финикийское алфавитное письмо, - видимо, также вклад хамитов (это если брать в расчет только «новые» языки, появившиеся после вавилонского сметения; поскольку известно, что Сим не принимал участия в Нимродовом столпотворении в Вавилоне, то один язык, на котором он говорил и мог писать, вероятно, сохранился с допотопных времен). Искусством набивать узор на тканях, а также возможностью определять курс корабля по магнитному компасу мы обязаны китайцам. Итак, обеспечение всех основных материальных потребностей, присущих человеческому обществу: освоение земель, пища, укрытие, одежда, передвижение, связь, изготовление орудий из металла и т.д. - вот сфера деятельности народов, хамитских по происхождению.


| |

Образованием языковых семей не закончилась этническая история народов мира. Уже в период расселения носителей крупнейших трупп языков по континентам происходило интенсивное взаимодействие различных этносов, их дифференциация и ассимиляция, исчезновение одних народов и формирование других. Так, например, при расселении индоевропейцев в Европе они встретили более древнее население, обитавшее там, вероятно, со времени позднего палеолита и мезолита и говорившее на не дошедших до нас языках, которые можно условно назвать «палеоевропейскими». Многие лингвисты считают, что германские языки сложились в процессе ассимиляции индоевропейцами какого-то доиндоевропейского языкового субстрата (лат. substratum-подслой, основа). Следы подобного субстрата прослеживаются и в языках балтийских народов - древних пруссов, литовцев и латышей. Возможно, что последними остатками палеоевропейцев были дожившие до начала II тыс. н. э. пикты Шотландии, о которых упоминают средневековые писатели и рассказывают шотландские народные легенды.

На севере Восточной Европы палеоевропейские племена были ассимилированы, по-видимому, не только индоевропейцами, но и угро-финнами, которые уже в период неолита (III-II тыс. до н. э.) распространились из Приуралья и Волго-Камья на север и запад, дойдя до берегов Балтийского моря. В прибалтофинских языках (эстонском, финском, карельском и др.) советские лингвисты выделяют субстрат, возможно, одинаковый с палеоевропейским субстратом летто-литовских языков. Позднее (скорее всего только в I тыс. до н. э.) на финскую речь перешли саамы (лопари), предки которых говорили на каком-то другом языке, возможно, близком к самодийскому. В Западной Сибири угорские и самодийские племена, продвигавшиеся на север, ассимилировали в тайге и тундре более древнее население, языки которого были, возможно, близки к языкам юкагиров. К востоку от Енисея юкагиры были в значительной степени поглощены распространявшимися с юга тунгусами, а позднее (в конце I тыс. н. э.) тюркоязычными якутами, предки которых обитали в Прибайкалье. На крайнем северо-востоке Сибири предки чукчей и коряков, воспринявшие оленеводство от тунгусов, в свою очередь ассимилировала

Памятники древнейших цивилизаций мира:

а-Зиккурат в шумерийском городе Уре (III тыс. до н. э.). б-древнеегипетские сфинкс и пирамида (III тыс. до н. э.)

более древнее эскимосское население, занимавшееся главным образом охотой на морских животных.

Иначе протекали в древности процессы этнической дифференциации и ассимиляции в более южных частях ойкумены. С образованием в IV-II тыс. до н. э. на основе земледельческого хозяйства раннеклассовых обществ и древнейших государств в бассейнах рек Тигра и Евфрата, Нила, Инда, Ганга и Хуанхэ, а также в некоторых соседних странах здесь возникли очаги сплочения крупных народов, постепенно включавших в свой состав различные этнические элементы. Среди этих народов были представители различных языковых семей: шумеры, семитские аккады и древние египтяне,

Бассейн для омовений в Мохенджо Даро

индоевропейские хетты Малой Азии и бактрийцы и хорезмийцы Средней Азии, дравидские создатели цивилизации Хараппы и Мохенджо Даро, древние китайцы периода династии Инь (XVII-XI вв. до н. э.). Позднее, уже в I тыс. до н. э., подобную же роль центров этнической консолидации стали играть Вавилония и Ассирия, Элам и древняя Персия, Урарту в Закавказье, государства Северной Индии в бассейне Ганга, Древняя Греция (Эллада), эллинистические государства Передней и Средней Азии, возникшие на развалинах империи Александра Македонского и, наконец, Рим, объединивший под своей властью сперва всю Италию, а к началу нашей эры и большую часть стран Средиземноморья.

Соседями этих государств древности в полосе степей и полупустынь были различные скотоводческие кочевые и полукочевые народы, к которым в Северной Африке и Юго-Западной Азии принадлежали ливийские (берберские), кушитскйе, еврейские и древнеарабские племена; говорившие на семито-хамитских языках, на юге Восточной Европы, в Средней Азии и Южной Сибири - индоевропейские (ираноязычные) скифы, сарматы и саки, а в Центральной Азии - хунну (гунны), сяньби и другие этнические группы, говорившие на тюркских и монгольских языках. Племена эти своими набегами постоянно тревожили соседние государства, нередко вторгалисьглубоко на их территорию, что приводило к глубоким этническим смещениям и часто служило причиной формирования новых этносов. В первые века н. э. гунны, оттесненные китайцами от границ их государства, начинают продвижение на запад, увлекая с собой другие тюркские племена и постепенно ассимилируя степные ираноязычные народы.

Об этнической истории древних народов тропических и субтропических районов Африки и Азии, а также Австралии, Океании и Америки нам известно сравнительно мало. Очаги раннеклассовых обществ, а вместе с тем и консолидации крупных этносов в этих частях ойкумены возникли позднее, а во многих странах и совсем не сложились до начала европейской колонизации. Однако в Северной Африке еще в I тыс. до н. э. существовало несколько самостоятельных государств: Карфаген, основанный выходцами из Финикии, говорившими на семитском языке, близком к древнееврейскому, Мавритания и Нумидия, созданные ливийцами. Вслед за завоеванием Карфагена римлянами в 146 г. до н. э. государства эти после упорной борьбы стали римскими владениями. Еще за несколько веков до новой ары началось развитие классового общества на территории современной Эфиопии. Одно из сложившихся здесь государств - Аксум - достигло наивысшего расцвета в IV в. н. э., когда его владения на западе достигали страны Мероэ в долине Нила, а на востоке - «Счастливой Аравии» (современного Йемена). Во II тыс. н. э. сложились сильные государства в Западном Судане (Гана, Мали, Сонгаи и Борну); позже образовались государства на Гвинейском побережье (Ашанти, Дагомея, Конго и др.), к западу от озера Чад (государства народов хауса) н во многих других районах Африканского материка. Создателями этих государств были пароды, принадлежавшие к различным языковым семьям и группам, но во всех случаях имела место этническая консолидация, в результате которой начади складываться многие крупные народы Африка существующие и в наши дни.

В Индии на протяжении I тыс. до н. э. и первых веков новой эры происходило интенсивное смешение и взаимодействие между дравидами, мунда и индоарийцами При продвижении на юг народы эти ассимилировали па-видимому, более древнее аборигенное население, говорившее на неизвестных нам языках, по грамматическому строю, возможно, близких к языкам андаманцев северохальмахерцев и папуасов. Последними остатками этих аборигенов являются, вероятно, ведды Шри Ланки перешедшие на язык соседних сингалов, имеющих североиндийское происхождение, а также некоторые племена Южной Индии (ченчу, мудугары и др.), говорящие в настоящее время на различных дравидских диалектах.

Вторжение в Индию с северо-запада разных народов продолжалось на протяжении почти всей ее истории. В IV-II вв. до п. э. после индийского похода Александра Македонского установились связи, Индии со странами эллинистического мира, сопровождавшиеся проникновением греческих и парфянских (персидских) элементов. Позднее, в конце II в. до н. э., началось переселение в Индию ираноязычных саков (шаков), государство которых включало Гуджарат, Синд и часть Раджастхана. В середине I в. н. э. происходило новое вторжение родственных шакам кушанов. Кушанское государство охватывало большую часть междуречья Ганга и Джамны, Панджаб, Кашмир, а также Афганистан, многие районы Средней Азии, включая Восточный Туркестан (Синь-цзян).

Таким образом, в состав населения Индии влилось много новых этнических элементов; в результате их взаимодействия с местным населением сложились новые этносы, как, например, гуджары, джаты, раджпуты, возможно также тода и др. Очень важно подчеркнуть, что в создании древних и средневековых государств Индии, как и в развитии ее яркой и богатой культуры, принимали участие самые различные народы, говорившие на языках разных семей.

Об основных этапах древней этнической истории Восточной и Юго-Восточной Азии мы уже говорили. В I тыс. до н. э. здесь продолжало развиваться раннеклассовое древнекитайское государство, в экономической, политической и культурной истории которого принимали активное участие не только китайцы, но и другие народы,

Усыпалышца иньсного царя (раскопки в Аньяне на севере Китая)"

говорившие на севере на тюркских, монгольских и маньчжурских, а на юге и западе - на тибето-бирмапских, тайских, мяо-яоских, мон-кхмерских и индонезийских языках. Территория современного Китая к югу от хребта Циньлин до середины I тыс. н. э. этнически не была китайской. Подобно этому в этнической истории Кореи, где в первых веках до новой эры также сложилось классовое общество, принимали участие южные юэские (индонезийские), северные палеоазиатские и западные древнеалтайские племена; язык последних стал основой развития корейского языка. В Японии первые государства возникли еще позднее (уже в I тыс. н. э.), в состав их населения вошли айны, индонезийцы и переселившиеся из Кореи собственно древнеяпонские племена.

В Индокитае и Индонезии классовое общество начи­нает складываться на рубеже и в первых веках новой эры у древних вьетов (по-китайски «юэ») -предков современных вьетнамцев, живших к югу от них индонезийских чамов, австроазиатских кхмеров и монов, некоторых малайских народов Суматры и яванцев. В образовании первых государств Юго-Восточной Азии заметную роль играли переселенцы из Индии, а частично (во Вьетнаме) и из Южного Китая. Позднее, уже в конце I тыс. н. э., образуются государства бирманцев и таи, которые продвинулись в Индокитай с севера, тесня и ассимилируя более древних мон-кхмеров и индонезийцев. Этнический состав материковой части Юго-Восточной Азии оставался крайне пестрым на протяжении всей истории, тогда как в островной ее части (в Индонезии и на Филиппинах) большинство народов говорило на языках одной австро-незийской семьи. С Филиппин и из Индонезии в I тыс. н. э. австронезийцы заселили всю Океанию, образовав здесь три языковые группы: меланезийскую, микронезийскую и полинезийскую. В Восточной Индонезии, на Новой Гвинее и на некоторых других островах Меланезии, они ассимилировали более древние папуасские племена. В заселении восточных островов Полинезии (особенно острова Пасхи), по мнению некоторых исследователей (например, норвежского этнографа и путешественника Тура Хейердала), могли принимать участие отдельные группы выходцев из Америки.

Древняя этническая история Америки известна нам очень мало. Первоначальное население проникло в эту часть света, как мы знаем, в конце палеолита из Северо-Восточной Азии за 30-25 тыс. лет до нашего времени. Было, вероятно, несколько последовательных волн заселения Америки; одной из последних явилось переселение эскимосов в I тыс. до н. э., постепенно распространившихся на восток вплоть до Гренландии. Что касается предков американских индейцев, то они, расселяясь на огромном пространстве от Аляски, до Огненной Земли на протяжении 12-15 тысячелетий, распались на большое количество языковых семей и изолированных групп, отношения между которыми остаются до сих пор недостаточно изученными. В науке много споров вызвал вопрос о возможных связях Америки с другими частями света до плаваний Колумба и начала европейской колонизации.

Тур Хейердал, совершивший в 1969 и 1970 гг. два экспериментальных плавания от берегов Африки до островов Карибского моря на папирусных лодках «Рз-1» и «Ра-2», предполагает, что подобные суда еще древние египтяне могли использовать для трансатлантических плаваний к берегам Америки.

До наших дней обсуждается проблема Атлантиды - легендарной страны, располагавшейся, по свидетельству греческого философа Платона (V-IV вв. до н. э.), к западу от Гибралтара на большом острове, который еще в глубокой древности в результате какой-то грандиозной катастрофы был поглощен водами океана. Сторонники гипотезы о существовании Атлантиды считают, что через нее задолго до Колумба могли осуществляться хозяйственные и культурные контакты между народами Европы и Африки, с одной стороны, и Америки - с другой. Однако данные археологии, этнографии и других наук пока не подтверждают этой легенды.

Неоднократно высказывались мнения о древних плаваниях к берегам Америки китайцев, японцев и особенно австронезийцев, а также об обратных путешествиях в Океанию американских индейцев. Так, например, французский лингвист Поль Риве, сравнивая австронезийские и австралийские языки с южноамериканскими, выдвинул гипотезу, согласно которой полинезийцы достигали западных берегов Южной Америки, имея на своих судах в качестве рабов меланезийцев и даже австралийцев. Большой научный интерес представляют находки в 1956 г. при раскопках неолитических стоянок в местечке Вальдивия на южном побережье Эквадора глиняных сосудов с орнаментом, характерным для керамики культуры Дзёмон в Южной Японии (IV-III тыс. до н. э.). Возможно, что носители этой культуры, говорившие скорее всего на айнских или австронезииских языках, были занесены в глубокой древности морским дрейфом к берегам Южной Америки. По мнению Тура Хейердала, предки полинезийцев были занесены морскими течениями от берегов Японии к западному побережью Северной Америки; они прожили там около тысячи лет, а затем переселились на Гавайские острова, откуда постепенно осваивали всю Полинезию. На острове Пасхи полинезийцы встретили более древнее население южноамериканского происхождения, частично истребили, частично же ассимилировали его.

Большинство советских и зарубежных этнографов относится к этим гипотезам с осторожностью, хотя и не отрицает, что в них может быть известная доля истины. Зато в свете новейших исторических и археологических открытий надо считать вполне доказанным, что в XI-

XII вв. н. э. норвежские мореплаватели (викинги) из Исландии и Гренландии плавали к берегам Северной Америки и даже основали поселения в стране, названной ими Винланд (по-видимому, в районе современного Ньюфаундленда), Дальнейшая судьба этих скандинавских;ояонистов неизвестна, но существенного влияния на этническую историю Америки они не оказали.

Очаги раннеклассового общества и государственности в Америке сложились гораздо позднее, чем в Азии, Африке и Европе; это в значительной степени объясняется тем, что предки индейцев, первоначально очень малочисленные, затратили массу времени и усилий на освоение этой части света. Последние археологические материалы позволяют предполагать, что многие группы индейцев, особенно в Средней и Южной Америке (в области Анд), хорошо знакомые с земледелием еще пять - четыре тысячи лет назад, к рубежу новой эры достигли высокого уровня социально-экономического и культурного развития. В первых веках новой эры складываются государства майя и ольмеков в Мезоамсрике; сохранившиеся от них архитектурные памятники и письменные источники говорят о богатой и сложной цивилизации. Несколько позднее, примерно с II-III вв. н. э., на территории современной Мексики начинают развиваться государства народов группы науа, сначала тольтеков, а затем ацтеков. В области южноамериканских Анд высокие культуры в I и начале II тыс. н. э. были созданы народами чибча на территории современной Колумбии и кечуа в пределах нынешних Перу, Боливии и Эквадора. В XIII-XV вв. во главе с племенем инка (из группы кечуа) сложилось сильное раннеклассовое государство, подчинившее ряд соседних племен. Все перечисленные государства доколумбовой Америки были варварски разрушены испанскими колонизаторами в XVI в.

Помимо процессов этнической консолидации, протекавших в средне- и южноамериканских государствах, в этнической истории американских индейцев было много других важных событий. Можно упомянуть, например, о массовых переселениях атапасков, которые освоили обширные пространства на территории современной Канады, США и Мексики, ассимилировав при этом ряд племен, говоривших на различных языках. Очень интересен процесс переселения с северного побережья Южной Америки па острова Карибского моря многочисленных племен карибов, которые истребили или подчинили себе

Памятники высоких культур древней Америки:

а -ацтенская глиняная статуэтка бога Кветцалкуатля; б-человеческая голова, древнеперуанский глиняный сосуд

живших здесь ранее араваков. Так как победители уничтожали почти всех мужчин из среды побежденных, то ко времени появления европейцев на этих островах сложилось своеобразное положение, при котором мужчины говорили на одном языке (карибском), а женщины на другом (аравакском). Таким образом, большинство народов Америки (как и всего мира) задолго до нашего времени было по своему происхождению этнически неоднородным и включало потомков разных племен, первоначально говоривших на самостоятельных и далеко но всегда родственных между собой языках.

Урок литературного чтения во 2 классе Учебник: Литературное чтение (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) часть 2. Урок 71 с. 26-27. Тема урока: К чему приводит ссора. (Долганская сказка «Как появились разные народы».) Цель урока - достичь планируемых результатов: 1.Предметный результат - умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; 2.Личностный результат - умение выражать свое отношение к героям, событиям. 3.Метапредметный результат - уметь анализировать текстовую информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе прочитанного. Развитие умения аргументировать свою точку зрения; Задачи формированияУУД: Познавательные УУД: - умение формулировать тему и проблему урока; - умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы на основе прочитанного; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные УУД: - развивать умение слушать и понимать речь других, высказывать свое мнение и аргументировать свой ответ; - осуществлять совместную познавательную деятельность в парах; - оформлять свои мысли в устной форме; Личностные УУД: - развивать умение высказывать свое отношение к героям, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией; - воспитание духовно - нравственного чувства и готовности совершать позитивные поступки; Регулятивные УУД: - умение определять цель деятельности на уроке (собственная целевая установка); - умение проговаривать последовательность действий на уроке; - умение подводить итоги своей деятельности на уроке; - умение оценивать свои учебные действия; Тип урока: открытие новых знаний. Методы обучения: системно-деятельностный, проблемный, частично-поисковый. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, индивидуальная. Средства обучения: учебник, презентация, мультимедийный проектор, компьютер, карточки, головные уборы. Этап урока 1. Мотивация (самоопределени е) к учебной деятельности 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности Структура и ход урока: Действия учителя Действия учащихся Проверяет готовность детей к уроку, создаёт эмоциональный настрой. Включаются в урок, во Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке много гостей, а гости это всегда взаимодействие с учителем. радость, это хорошее настроение. Улыбнёмся друг другу. Вовлекает в диалог, во взаимодействие с учителем. - Ребята, с хорошим настроением мы сейчас отправимся………..а куда, вы определите сами. Вступают в диалог с учителем. Слайд Ролик с песней «Увезу тебя я в тундру» (1 мин.) -Итак, куда мы попали? (на Север) -Как вы это узнали? (олени, сани, зима, одежда тёплая….) - У вас на столах лежат национальные головные уборы народов Севера. Обратите внимание, какие они красивые. Наденьте их и представьте себя маленькими жителями далёкого Севера и попробуем представить себя в гостях у сказки. Рассматривают головные уборы народов севера и одевают их. УУД Коммуникативные (умение включиться в урок, во взаимодействие с учителем) Коммуникативные (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами) Регулятивные (умение определять цель деятельности на уроке) Личностные (участие в диалоге, умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.) Познавательные (выдвижение предположений и их обоснование.) 3. Выявление места и причины Вовлекает в диалог, побуждает к высказыванию своего мнения. Работают по учебнику над заглавием сказки. Коммуникативные (умение оформлять свои затруднений (постановка учебной задачи) - Откройте учебник. Прочитайте заглавие сказки. - Чем интересен заголовок сказки? (в заголовке вопрос) - Кто пытается ответить на этот вопрос? (долгане) мысли в устной форме) Высказывают своё мнение, формулируют проблему и тему урока. - Попробуйте сформулировать проблему урока. - А могла появиться эта проблема просто так? Значит были тому причины, которые привели к появлению разных народов. Вот на этот вопрос мы и будем искать ответ. Это и будет темой нашего урока. Слайд А для этого нам поможет игра «Доскажи словечко». Итак, я буду начинать говорить. А вы продолжайте. Слайд: Играют в игру «Доскажи словечко». Регулятивные (определение целей деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно) Тексты будем мы……. читать, На вопросы……….. отвечать, Много нового……….. узнаем, Можем мненье…….. поменять, Не забудем вывод…….. сделать, И в процессе непрерывно Речь мы будем……… развивать! Мы работать в паре…….. будем, Ничего мы не….. забудем, Личность будем……. развивать, И свой труд………оценивать! (Слова на слайде) Проводит словарную работу. - Ребята, а кто нам всегда помогает решать на уроке проблемы? (учитель)…….(А учителю помогает учебник). - Правильно, обратимся к нему, нашему помощнику. Познавательные (умение сформулировать тему и цель урока) Личностные (умение сотрудничать в совместном решении проблемы.) Работают с иллюстрацией учебника. Откройте учебник на с. 26. -Сравните изображение на иллюстрации с тем, что мы видели в видеоролике? Похожи? Чем? -Что вы ещё заметили? (жилище, птиц) А вы знаете, как называется жилище? (ЧУМ- переносное жилище северных народов) Отвечают на вопросы учителя. (УТОЧКА -ЧИРОК северная птица) (слайды) 4. Построение проекта выхода из затруднения Читает сказку, предлагает детям отметить трудные, непонятные слова, работая в паре. - Я прочитаю сказку, а вы отметьте трудные слова. Слушают сказку, отмечают карандашом непонятные слова, работают в паре. -Значение каких слов вам было не понятно? (утка-чирок, пурга, племя, долгане, дичь, эвенки, якуты, нанайцы) Знакомятся с трудными словами. слайды 5.Физминутка Предлагает немного отдохнуть. (1-2 мин.) О народах Севера есть весёлая песенка «Якутяночка». И я предлагаю вам станцевать под эту мелодию. Цель: снятие напряжения. 6. Реализация построенного проекта Предлагает прочитать сказку детьми по абзацам. -Ребята, я чувствую, вам самим хочется почитать эту сказку. Вовлекает в беседу после каждого прочитанного абзаца. 1 абз.- Что значит суровая зима? (холодная, морозная) 2 абз.-Зачем человек пошёл искать тёплую страну? Обучающиеся выполняют двигательные упражнения Коммуникативные (умение слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ) Личностные (учиться понимать точку зрения другого, работая в паре.) Коммуникативные (осуществление совместной двигательной деятельности в группе) Читают сказку по абзацам. Отвечают на вопросы учителя после прочтения каждого абзаца. Познавательные (умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную на уроке) -Почему его назвали смелым человеком? А над этой частью сказки поработаем по карточкам. По 3 абзацу проводит дифференцированную работу. 3абз. (раздаёт зелёные и розовые карточки) Зеленые карточки: Назовите птиц, которые полетели в тёплую страну?(гуси, лебеди, журавли, уточка -чирок) Работаю самостоятельно по карточкам. Розовые карточки: Что произошло со смелым человеком? (он сшил себе меховую шубу, чтобы спасала от мороза, вывернул её наизнанку, надел - и превратился в птицу луня) Взялись за руки в паре. 4 абз.- Как люди шли в тёплую страну? (взявшись за руки, дружно). 7. Самостоятельн ая работа с самопроверкой Предлагает поработать в паре, ища ответ на проблемный вопрос. 5 абз: Вспомните, как шли в тёплую страну народы Севера? Покажите! Вот так дружно мы и будем работать в паре. Отвечают на вопросы к сказке. -Какое наказание постигло людей из-за ссоры? Выбери наиболее точный ответ:    Люди стали говорить на разных языках. Люди стали жить в разных местах. Люди перестали понимать друг друга. (слайд) -Докажите свой выбор. - А какова была причина? (ссора) Работают в паре. Регулятивные (умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем) Коммуникативные (осуществление совместной познавательной деятельности в парах) - Вот вам пример, к чему приводят ссоры, разногласия, непонимания людей. А в жизни тоже часто встречаются такие ситуации? - Чему учит нас долганская сказка? - Как должны были поступить народы Севера в той ситуации? (любую проблему или вопрос можно решить мирным путём, путём договора. Совсем не важно, на каком языке говорят люди. Все они должны жить дружно, тогда и любое дело будет у них ладиться.). Предлагает игру: Доказывают свой ответ, аргументируя словами из текста. Предполагают свои версии выхода из затруднительной ситуации. Содержание: ученики за партами поворачиваются лицом друг к другу. Один ученик раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями. Учитель говорит: «Дети, посмотрите так ласково в глаза друг дружке, чтобы ваши ладошки потеплели. Вы почувствовали тепло рук. А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и Играют в игру. ласково, чтобы ваши ладошки потеплели еще больше...» -Ребята, помните, смелый человек остался, где родился? А вообще, как называется то место, где люди рождаются и живут? (Родная земля, родина) -Почему смелый человек остался там, где родился? Как вы думаете? (любит свою родину) -А как называется ваша Родина, где вы живёте сейчас? (Степное). Так вернёмся домой, на свою родину с той далёкой тундры, в свой родной класс. Звучит музыка «Увезу тебя я в тундру» без слов в современной обработке. Отвечают на вопросы учителя. Дети снимают головные уборы. Говорит на фоне музыки. Слайды. Комментируют слайды. -Узнаёте свой посёлок? (слайды с их достопримечательностями) - Я вижу, как вы любите свою Родину. -А как вы понимаете фразу «Любить Родину» (любить - это значит беречь. Я уверена, вы бережёте свою школу, свой класс, свои улицы и дома) 8. Рефлексия учебной деятельности на уроке Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Осуществляют самооценку, формулируют конечный - Ребята, ответили мы на вопрос» как образовались народы», значит, результат. решили мы проблему, которая перед нами стояла? - А как появилась проблема, нашли ответ? (да, причина - ссора) Определяют меру своего Пришла пора оценить свой труд на уроке. продвижения вперёд. -Кто считает, что сегодня работал отлично весь урок? Я согласна. Отвечают на вопросы учителя. - Кто считает, кому немножко не хватило активности, смелости. Формулируют вывод. - В чём вы испытывали затруднения? Предлагает дифференцированное домашнее задание. 1. ПРОЧИТАТЬ СКАЗКУ. 2. НА ВЫБОР: А) ПОДОБРАТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ИНФОРМАЦИЮ О НАРОДАХ СЕВЕРА; Б) ПОДГОТОВИТЬ РИСУНОК К ЭТОЙ СКАЗКЕ. Ответы детей. Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей) Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию) Регулятивные (подведение итогов своей познавательной, учебной, практической деятельности.)

Славяне - одни из коренных обитателей Восточной Европы, но они подразделяются на три большие группы: восточных, западных и южных, каждой из этих общностей присущи схожие черты культуры и языка.

А русские люди - часть этой большой общности - происходили из наряду с украинцами и белорусами. Так почему русских назвали русскими, как и в каких условиях это произошло. Постараемся найти ответы на эти вопросы в этой статье.

Первичный этногенез

Итак, совершим путешествие в глубь истории, а точнее, в момент, когда начинают формироваться это IV-III тысячелетие до нашей эры.

Именно тогда происходит этническое размежевание европейских народов. Из общей среды выделяется славянская масса. Она тоже не была однородной, несмотря на сходство языков, в остальном славянские народы довольно сильно отличаются, это касается даже антропологического типа.

Это неудивительно, так как они смешивались с разными племенами, получался такой результат при общем происхождении.

Первоначально славяне и их язык занимали весьма ограниченную территорию. По предположению ученых она была локализована в районе среднего течения Дуная, лишь впоследствии славяне расселились в районах современной Польши, Украины. Белоруссии и южной России.

Расширение ареала

Дальнейшее расширение славян и дает нам ответ на происхождение В IV-III веках до нашей эры славянские массы сдвигаются к центральной Европе и занимают бассейны Одера и Эльбы.

На этом этапе еще нельзя говорить о сколько-нибудь четком разграничении внутри славянского населения. Наибольшие изменения в этническое и территориальное размежевание вносит гуннское нашествие. Уже к пятому веку нашей эры славяне появляются в лесостепях современной Украины и южнее в районе Подонья.

Здесь они успешно ассимилируют немногочисленные иранские племена и основывают населенные пункты, одним из которых становится Киев. Однако от прежних хозяев земель остаются многочисленные топонимы и гидронимы, которые и позволили сделать вывод, что славяне появляются в этих местах примерно к вышеуказанному периоду.

В этот момент происходит бурный рост славянского населения, что привело к появлению крупного межплеменного объединения - Антского союза, именно из его среды появляются русские. История происхождения этого народа тесно связана с первым прообразом государства.

Первые упоминания о русских

С пятого по восьмой век идет беспрерывная борьба восточных славян и кочевых племен, однако, несмотря на вражду, эти народы в будущем будут вынуждены сосуществовать.

К этому периоду славяне образовали 15 крупных межплеменных союзов, наиболее развитыми из которых были поляне и славяне, жившие в районе озера Ильмень. Усиление славян привело к тому, что они появляются во владениях Византии, именно оттуда поступают первые сведения о руссах, росах.

Вот почему русских назвали русскими, это производное от этнонима, который им дали византийцы и другие окружающие их народы. Были и другие близкие по транскрипции названия - русины, русь.

В этот хронологический период идет активный процесс формирования государственности, притом центров этого процесса было два - один в Киеве, другой в Новгороде. Но оба носили одинаковое название - Русь.

Почему русских назвали русскими

Так почему же этноним «руссы» и появились и в Поднепровье, и на северо-западе? После великого переселения народов славяне заняли огромные ареалы Центра и Востока Европы.

Среди этих многочисленных племен встречаются названия руссы, русины, рутены, руги. Достаточно напомнить, что русин сохранилась до нашего времени. Но почему именно это слово?

Ответ весьма прост, на языке славян слово "русый" означало светловолосый или просто светлый, а славяне по антропологическому типу выглядели именно так. Группа славян, проживающих первоначально на Дунае, при переселении на днепровские берега принесла и это название.

Оттуда берет начало терминология и происхождение "русский", руссы с течением времени превращаются в русских. Эта часть восточных славян оседает в районе современного Киева и прилегающих территорий. И приносят сюда это название, а так как они здесь закрепились, то и этноним устоялся, со временем он лишь немного видоизменился.

Появление русской государственности

Другая часть руссов занимала земли по южному побережью Балтийского моря, здесь они вытеснили германцев и балтов на запад, а сами постепенно переселялись на северо-запад, эта группа восточных славян имела уже князей и дружину.

И практически стояла в одном шаге от создания государства. Хотя существует версия о североевропейском происхождении термина «Русь» и связана она с норманнской теорией, согласно которой государственность славянам привнесли варяги, этим термином обозначали жителей Скандинавии, однако никаких подтверждений этому нет.

Прибалтийские славяне переселились в район озера Ильмень, а уже оттуда восточнее. Поэтому к девятому веку два славянских центра носят имя Русь, им и суждено стать соперниками в борьбе за господство, именно это дает новому народу происхождение. Русский человек - понятие, которым первоначально обозначали всех восточных славян, занимавших территории современных России, Украины и Белоруссии.

История русского народа в самом ее начале

Как уже говорилось выше, между Киевом и Новгородом в конце девятого века возникает острое соперничество. Причиной тому послужило ускорение социально-экономического развития и необходимость создания единого государства.

В этой схватке верх одержали северяне. В 882 году новгородский князь Олег собрал большое войско и пошел в поход на Киев, но силой взять город ему не удавалось. Тогда он пошел на хитрость и выдал свои ладьи за купеческий караван, воспользовавшись эффектом неожиданности, он убил киевских князей и занял киевский престол, объявив себя великим князем.

Так появляется древнерусское государство с единым верховным правителем, налогами, дружиной и судебной системой. А Олег становится основателем правивших в Руси-России до XVI века.

Именно тогда начинается история нашей страны и ее крупнейшего народа. Дело в том, что русские, история происхождения этого народа неразрывно связаны с украинцами и белоруссами, которые являются ближайшими этническими родственниками. И лишь в послемонгольский период обозначилось дробление единой основы, в результате которого появляются новые этнонимы (украинцы и белорусы), характеризующие новое положение вещей. Теперь ясно, почему русских назвали русскими.