Сколько можно бегать детям и что дает для ребенка бег. Примерные упражнения в беге

БЕГ -

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика обучения детей разных возрастных групп бегу.

БЕГ - циклическое, локомоторное движение, имеющее строгую повторяемость цикла двигательных действий.

Бег оказывает значительное физиологическое воздействие на организм ребенка, активизируя его органы и системы, повышая обменные процессы, способствует общему физическому развитию, совершенствует деятельность центральной нервной системы.

ВИДЫ БЕГА

Бег на носках;

Бег с высоким подниманием бедра, тренирующий мышцы брюшного пресса, спины и стопы;

Бег с различными заданиями, выполняемыми по сигналу;

Бег между предметами, с предметами - обручем, скакалкой и др.;

Бег на ограниченной площади;

Челночный бег, развивающий координацию движений, ориентировку в пространстве;

Бег наперегонки; врассыпную;

С увертыванием и ловлей.

Различные виды бега воспитывают ловкость, быструю реакцию на изменение обстановки. Бег способствует развитию скоростно-силовых качеств, воспитывает выносливость, формирует нравственно-волевые качества.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП БЕГУ

Возраст

Особенности выполнения движения детьми

Программные требования

Педагогические требования при обучении движению

Младший дошкольный возраст

Малыши еще не могут хорошо оттолкнуться от земли, пола, бегут тяжело, шаг у них мелкий, координация движений не у всех хорошо развита. Трудным для детей является коллективный бег

Учить детей использовать все пространство комнаты или площадки;

Упражнять в беге с остановками на сигнал воспитателя, с поворотом

Обращать внимание на осанку детей во время бега;

Длительность бега в младших группах составляет 30 – 40 с;

Бег нужно чередовать с другими движениями, так как дети быстро устают;

Обращать внимание на легкость бега, координацию движений;

Учить бегу целесообразно небольшими группами;

Бег сочетать с отдыхом;

Каждый ребенок бежит в своем темпе, стараясь не наталкиваться на других – при беге стайкой в указанном направлении

Средний дошкольный возраст

Трудности в беге группой.

Некоторые дети по прежнему наступают на всю стопу

Приучать детей бегать легко, естественно размахивая руками;

Учить детей бегать в определенном направлении;

- Учить детей использовать все пространство комнаты или площадки;

- Упражнять в беге с остановками на сигнал воспитателя, с поворотом

Особое внимание обращать на естественность, легкость бега, энергичное отталкивание, эластичную постановку стопы, умение выполнять разные виды бега;

По мере освоения бега повышаются требования к его технике

Старший дошкольный возраст

Сравнительно высокий уровень координации движений, что дает возможность выполнять сложные упражнения

Воспитывать выносливость, ловкость, внимание;

Создавать привычку ежедневно заниматься физическими упражнениями

Предлагаются дополнительные задания: изменить темп или направление бега, быстро остановиться и вновь продолжить бег, обежать предметы, чередовать бег с другими видами движений – ходьбой, прыжками и др.;

Добиваться правильной техники выполнения бега. Длительность бега составляет 2 – 3 мин.;

Увеличивается беговая дистанция;

Дети соревнуются в беге на скорость (20 –30 м);

Более продолжительным становится бег в медленном темпе (1,5 – 2 мин)

Чтобы дети МЛАДШИХ ГРУПП лучше освоились в коллективе, научились использовать свободное пространство, обучение бегу целесообразно начинать с небольшими группами . Вначале они бегают так, как хотят, особенно интересно им бегать с ленточками, возить за собой машины, каталки, коляски. Такой бег чередуется с остановками. Малыши по своей инициативе приседают, идут, вновь бегут. Получаются как бы естественные перерывы для отдыха в беге. Воспитатель наблюдает за детьми, по мере необходимости предлагает, например, малоподвижному ребенку пробежать до дерева, с ярким платочком в руках, а ребенку, долго бегающему с машиной, нагрузить ее песком, мелкими камешками, листьями.

Самое простое задание - бежать стайкой в указанном направлении, за воспитателем, к игрушке, стульчику. Бег одного ребенка в этом случае мало связан с бегом других детей. Каждый бежит в своем темпе, сохраняя направление бега, стараясь не наталкиваться друг на друга.

Бег в колонне, по кругу, парами требует от каждого умения соразмерять свои движения с бегом других детей, не обгонять впереди бегущего. Эти виды бега осваивают постепенно, начиная с небольших подгрупп. Воспитатель сам активно действует, бежит впереди детей, увлекая их за собой. Предлагает интересные игровые задания типа: «Добежать до дерева», «Обежать пенек» и др. Бег в колонне чаще используется на утренней гимнастике, физкультурных занятиях. Бег стайкой, бег по кругу составляют содержание многих подвижных и хороводных игр: «Воробушки и автомобиль», « Кошка и мышки» и др.

При обучении бегу детей младшего возраста большое значение имеет пример воспитателя . Поэтому в упражнениях и играх педагог выполняет задание вместе с детьми , обращая их внимание на легкость бега, координацию движений . Использует при этом игровой образ , например, бегите, как мышки. При выполнении таких имитационных действий не всегда нужно показывать движения, но воспитатель должен быть уверен, что детям понятен и знаком предложенный для подражания образ.

Не нужно давать детям много порой непонятных указаний, например «выше поднимайте ноги» или «сильнее двигайте руками». Нередко это приводит к обратному результату: дети начинают топать, бег становится тяжелым, резким, разлаживается уже наметившаяся координация движений рук и ног.

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ по мере освоения бега повышаются требования к его технике . Особое внимание воспитатель должен обращать на естественность и легкость бега , энергичное отталкивание, эластичную постановку стопы, умение выполнять разные виды бега . Например, при ускорении темпа делать более частые шаги, энергичнее работать руками; при переходе к медленному темпу шаги реже, движения рук спокойнее.

В беге на скорость дети должны быстро начать движение по сигналу, бежать энергично, целеустремленно, смотреть вперед не отвлекаясь. Воспитатель следит, чтобы при беге дети ставили стопы ближе одна к другой, не разводили в стороны носки ног. С этой целью предлагает пробежать по узкой дорожке, доске шириной 30-20 см.

Во время бега в колонне так же усложняются задания: обегать поставленные в ряд предметы поворотами вправо и влево, не отбегая далеко в стороны от предметов. Следует напомнить о том, что в этом беге несколько больше согнуты ноги в коленях, нога ставится на переднюю часть столы, руки помогают сохранению равновесия.

При беге парами ставится требование соразмерять свои движения с движениями партнера, соблюдать необходимый интервал от впереди бегущей пары.

Увеличиваются скорость и продолжительность бега , совершенствуются ловкость, быстрота, выносливость . Бег широким шагом уже требует больших мышечных усилий для энергичного отталкивания, хорошего полета и активных движений рук. При условии частого использования бега во всех формах работы применяется бег на отрезках 40-б0 м, чередуя его со спокойной ходьбой.

Широко используется бег в подвижных играх.

Упражнения в беге для детей СТАРШЕЙ ГРУППЫ усложняются. Воспитатель добивается от ребят умения выполнять разные виды бега технически правильно : на носках короткими и частыми беговыми шагами; бег широким шагом с большим легким полетом и размашистыми движениями рук. Педагог поощряет детей, умеющих применять соответствующие заданию виды бега , и во всех случаях положительно оценивает легкий свободный бег с естественными движениями рук.

Для того чтобы не снижался интерес к бегу , детям старших групп следует предлагать дополнительные задания при беге в среднем темпе: изменить темп или направление бега, быстро остановиться и вновь продолжить бег, обежать предметы, сменить ведущего, выполнить поворот кругом, перестроиться из колонны в пары, чередовать бег с другими движениями - ходьбой, перелезанием, прыжками и др.

Также в среднем темпе выполняется бег по пересеченной местности . Дистанция такого бега типа кросса для детей 6 лет находится в пределах до 150-200 м. По возможности включаются препятствия, которые дети должны преодолеть на бегу: подлезть, перепрыгнуть, ловко обежать.

В старшей группе ведется специальная работа над развитием у детей двигательных качеств быстроты и выносливости , для чего увеличивается длина беговых дистанций. Дети соревнуются в беге на скорость на дистанции 20-30 м или повторяют 3-4 раза быстрый бег на10 м.

С целью воспитания выносливости детям предлагается пробежать от б0 до100 м, затем пройти часть пути и вновь пробежать такое же расстояние. Более продолжительным становится бег в медленном темпе - до 1,5-2 минуты. Воспитатель вначале сам показывает, как бежать в медленном темпе, а затем кто-либо из детей демонстрирует свое умение равномерно и неторопливо бежать. Медленный бег целесообразнее проводить в естественных условиях на воздухе.


Приветствую всех любителей здорового образа жизни и спорта!

Маленькие дети очень любят активно двигаться. Они носятся везде на улице, в садике, дома – догонялки, прятки все активные игры. Для того чтобы направить в правильное русло бег для спортивного физического развития детей, исключить отрицательные моменты для здоровья. Нужно знать какую пользу дает пробежка в юном возрасте.

Польза бега для детей с раннего возраста

  • Укрепляется сердечно-сосудистая система . Стабилизируется артериальное давление. Минимизируется сердцебиение благодаря физическим нагрузкам.
  • Улучшается дыхательная система . Если ваш ребенок страдает заболеванием верхних дыхательных путей спортивный бег, один из лучших способов устранить недуг. Это подтверждается исследованиями. Ребята школьного возраста от 7 до 11 лет в течение года под командой опытного тренера занимались бегом на улице. В течении двух первых месяцев легкие пробежки, чередовались с ходьбой. Затем на четвертый месяц бег стал разогревающим элементом перед играми в футбол. Здоровье закалялось на улице, дыхание позволяло пробегать 300-500 метров. Дальше больше, нагрузка возрастала, и дети стали бегать 2-3 км отсюда второй плюс.
  • Увеличивается объем легких, отдышка исчезает . Кислородом насыщаются внутренние органы, это позволяет обменным процессам протекать правильно, быстро. Дискомфорт в груди перестаёт быть барьером для занятий игровыми видами спорта и в .
  • Правильно формируются мышцы школьника . Во время бега у ребенка задействованы мышцы ног – икры, бедра. Во время пробежки укрепляются мышцы спины, поддерживающие позвоночный столб, отсюда не правильная , искривление не грозит.
  • Повышается выносливость . Бег для детей выступает циклическим упражнением позволяющий организму вырабатывать свойство нагружаться физически, при этом меньше уставать. Выносливость способствует быстрому восстановлению.
  • Стимулируется мозговая деятельность . Кто чаще бегает, тот лучше учиться. Если утренние пробежки включены в распорядок дня, то чадо приучается к дисциплине и ответственности.
  • Уличные физические движения укрепляют сон и способствуют прекрасному и здоровому аппетиту . Настроение повышается, а это не маловажно в наши дни. Когда стресс свойственен не только взрослым.
  • Простудные болезни проходят стороной . Укрепляется иммунитет. Не надо ходить к врачу, пропускать школу, пить не очень приятные таблетки и лекарства.

Я думаю список положительных моментов можно еще продолжить, но перейдем к вариантам бега. Вы думайте существует только один вариант. Ошибаетесь – есть прогулочный стипль-чейз, пробежка средней интенсивности и конечно быстрый спринтерский бег. Для ребятишек можно рассмотреть следующие виды с технической стороны.

Виды бега для детей

  1. Поднимаем высокого колени , средний темп для малышей достаточно 15 секунд. Часто на уроках физкультуры при разминке в спортзале это практиковали физруки. При коротком шаге нога поднимается до прямого угла.
  2. Бег на носочках ног . Дети передвигаются на носках не касаясь пятками поверхности земли. Непродолжительное упражнение. Вариант напомнил мне детский сад, когда такими движениями в игровой форме изображали петуха или цаплю.
  3. Широкий шаг . Это уже школьная программа, когда нужно дальше прыгнуть. Помните на уроках физкультуры ставили оценки за прыжок в дину с разбега. Учитель объяснял, нужно усилено отталкиваться от земли для продолжительного и дальнего полета.
  4. Вариант с отведением пяток к пятой точке . Его часто используют для разминки ног. В течение 15 секунд нужно попеременно сгибать ногу и доставать до ягодиц пяткой. При этом руки можно держать за спиной.
  5. Перекрестный бег . Способ быстрого перекрещивания нижней конечностей. Если обращали внимание на тренировку юных футболистов, они часто пользуются таким способом пробежки.
  6. Спринтерский . В США был проведен эксперимент в котором участвовали подростки школы. Последних разделили на две группы, одна группа мальчиков и девочек тренировались на короткие дистанции, другая на длинные. Результаты тренировки получились следующие. Спринтеры за 60 минут израсходовали 900 калорий, марафонцы 4400 калорий аж за 7 часов. При этом короткие интенсивные пробежки лучшим способом отразились на общем самочувствии детей.

Я не призываю приучать ваших детей бегать только 100 или 200 метров в максимальном темпе. Становиться мировыми спринтерами как , У. Болт. Ведь и утренние 20 минутные легкие пробежки, даже принесут больше пользы ребенку, чем многочасовые посиделки за монитором компьютеров. Прививайте любовь к активному здоровому образу жизни, спорту. Здоровье одно и его надо укреплять с детства, в том числе с помощью спортивного бега. Продолжайте тренироваться сами, больше двигайтесь.

Укрепляйте свое здоровье, поддерживайте мышцы тела в постоянном тонусе упражнениями на улице, в тренажерном зале. Обязательно правильно питайтесь. Для этого подписывайтесь на свежие вести , делитесь с друзьями в соц. сетях, в комментариях. С Уважением Сергей.

Понравилась статья? Поделись с друзьями

Оздоровительный бег

«Вперёд, к здоровому образу жизни!»

(Оздоровительный бег)

Введение Сохранение и укрепление здоровья ребенка - ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени - дошкольного. В связи с этим значимость реализации образовательной области «Здоровье» для развития личности ребенка дошкольного возраста и в целом для российского общества, государства обусловлена ценностью здоровья и необходимостью освоения культуры здоровья с самого рождения. Содержание образовательной области "Здоровье" направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; воспитание культурно-гигиенических навыков; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Актуальность: Физическая культура является одним из факторов укрепления здоровья человека. Убедительные данные об оздоровительной роли физической культуры и актуальности физического воспитания в дошкольном детстве можно встретить сегодня в учебно - методических пособиях и исследовательских проектах. В них приводятся факты увеличения индекса здоровья в 6 раз и уменьшения числа часто и длительно болеющих детей в 2 раза средствами физической культуры. Содержание образовательной области "Физическая культура" направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. Тип проекта По доминирующей деятельности: информационно-практический. По числу участников: групповой, ориентированный на детей старшего дошкольного возраста, родителей, педагогов. По времени проведения : долгосрочный, сроки реализации проекта - 2013- 2014 учебный год. По характеру контактов : осуществляется внутри одной возрастной группы в контакте с семьей. Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей педагогического коллектива МБДОУ «Д/с №116» Приволжского района города Казани. В связи с этим, наше дошкольное учреждение организует разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализует комплекс воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням, учитывая психическое состояние воспитанников, которое на современном этапе является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики. Эта актуальность обусловлена необходимостью обеспечения здоровья подрастающего поколения в самом широком понимании этого слова и переходом к личностно- ориентированному образованию. Здоровьесберегающее направление предполагает формирование у наших воспитанников осмысленного отношения к здоровью как важной жизненной ценности, реализацию комплекса здоровьесберегающих технологий в ходе воспитательно-образовательного процесса, создание психолого-педагогических условий развития двигательной сферы и здоровья детей на основе их творческой активности. Довольно большую группу средств физического воспитания мы с успехом применяем в профилактике психоэмоционального напряжения детей во время их пребывания в нашем дошкольном образовательном учреждении. К ним относятся аутогенные тренировки, различные виды гимнастик, включая дыхательную, ритмопластика, оздоровительный бег, закаливающие и гигиенические водные процедуры, разнообразные игры оздоровительного характера. В преддверии Олимпийских игр в Сочи возникла необходимость углубленного знакомства с разными видами спорта, приобщение детей к спортивной жизни страны. Данный проект рассчитан на воспитанников старшего дошкольного возраста, родителей, педагогов образовательных учреждений. Проект разработан на основе теоретических положений и практико-ориентированных направлений ряда дошкольных образовательных программ. Гипотеза: оздоровительный бег способствует повышению интереса к физической культуре В основе проекта лежит опыт работы ДОУ по изучению вопросов охраны жизни и укрепления здоровья детей и их родителей, приобщение их к здоровому образу жизни. Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, потребности в движении. Задачи проектной деятельности I . Проанализировать умения детей и уровень компетентности родителей по организации и проведении оздоровительного бега. С детьми провести наблюдения, индивидуальные беседы, а также диагностику умений и навыков. С родителями провести анкетирование, опрос и индивидуальные беседы. II . Разработать формы активного взаимодействия с детьми и родителями по организации оздоровительного бега.
С детьми С родителями 1. Организованная образовательная деятельность «Физическая культура» 1. Лекции 2. Физкультурные досуги 2. Семейные конкурсы, собрания 3. День здоровья 3. Индивидуальные консультации 4. Игровая деятельность 4. Обучающие семинары 5. Подвижные игры 5. Выставки 6. Проектная деятельность (с использованием ИКТ) 6. Участие родителей в укреплении материально-технической базы 7. Художественное творчество 7. Родительские тематические собрания 8. Коллекционирование 8. Устные и письменные консультации 9. Игры тренинги 9. Совместные действия с детьми 10. Беседы 10. Выпуск газеты 11. Выпуск газеты
Мы используем разнообразные формы работы с родителями: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные. Педагоги МБДОУ №116 творчески, неформально подходят к вопросу организации взаимодействия с родителями
Коллективные Индивидуальные Наглядно-информационные Заседания дискуссионного клуба: - лекция-консультация «Народная педагогика о здоровом образе жизни»; - дискуссия «Роль родителей в формировании и укреплении здоровья детей»; - вечер вопросов и ответов «Здоровый образ жизни: принципы и подходы»; - родительский фестиваль «Здоровая семья - здоровая страна»; -круглый стол «Что мешает нашим детям быть здоровыми» Дни открытых дверей Буклеты Педагогический десант Консультации Выпуск стенгазет Конференции родителей по обмену опытом Семейный портрет «Здоровый образ жизни в семье» Папки-передвижки Семинары-практикумы Участие в спортивных развлечениях Оформление стендов
Формы и виды работы с семьёй
№ п\п Формы Виды 1 Интерактивная ·Анкетирование ·Интервьюирование ·Дискуссия ·Круглые столы ·Консультации специалистов 2 Традиционная ·Родительские собрания ·Дни открытых дверей ·Семейные спортивные соревнования ·Вечера развлечений ·Физкультурные праздники, досуги 3 Просветительская ·Использование СМИ для освещения деятельности ДОУ по формированию ЗОЖ у детей ·Организация клуба «Здоровая семья» ·Выпуск бюллетеней, информационных листков ·Стенд «Здоровый обрахз жизни» ·Оформление уголков здоровья в группах
III . Накопление и обогащение двигательного опыта План работы с детьми. 1. Диагностика умений детей в выполнении технических элементов оздоровительного бега, соблюдении темпа бега. 2. Анализ местности с целью создания условий для проведения беговых тренировок, для развития здорового образа жизни, двигательной деятельности 3. Ситуация общения (введение в проект) «Расскажем и покажем Лесовичку как мы бегаем» Цель: Вызвать интерес к беговым тренировкам. Развивать диалогическую форму речи, умение выслушивать вопрос, отвечать полным предложением. Развивать любознательность, интерес к оздоровительному бегу. 4. Ситуация общения «Зимние и летние Олимпийские игры». Цель: Дать детям знания об Олимпийских играх, познакомить с зимними и летними видами спорта. Развивать внимание, умение слушать. . Организованная образовательная деятельность «Физическая культура», «Оздоровительные игры». А) Цель: Воспитывать интерес к оздоровительным играм. Способствовать созданию положительных эмоций. Формировать самостоятельную двигательную активность, обогащать двигательный опыт. Б) Воспитывать у детей осознанное отношение к занятиям физкультурой, формировать навыки здорового образа жизни. В) Воспитывать честность, дружелюбие, организованность. Продолжать учить выполнять задания во время ходьбы, бега, перестраиваться в три колонны. Г) Воспитывать у детей желание играть в спортивные, оздоровительные игры. Формировать навыки здорового образа жизни, укреплять здоровье детей. Продолжать знакомить детей с техникой оздоровительного бега. Упражнять детей в беге трусцой, развивать физические качества: ловкость. Д) Укреплять здоровье детей. Воспитывать нравственно-волевые черты личности: самостоятельность, уверенность в себе. Вызвать эмоционально положительное отношение к занятиям спортом. Развивать двигательные умения и навыки. 5.Спортивный праздник «Весёлые старты». Цель: Воспитывать интерес к спорту и к здоровому образу жизни. Создать условия для эмоционального близкого общения детей и родителей в различных ситуациях. Формировать навыки взаимодействия друг с другом. Совершенствовать технику бега, в игровой форме развивать ловкость, быстроту выдержки. Укреплять здоровье детей. 6. Ситуация общения «К Олимпиаде готовы!». Цель: Уточнить знания детей об Олимпийских играх. Привлечь детей к составлению программы олимпийских дней. 7. «Олимпиада ». Длительность 4 дня. 1-й день. Соревнования групповые между двумя командами. 2-й день. Соревнования индивидуальные. 3-й день. Бег на короткую и длинную дистанции 4-й день. Закрытие Олимпийских игр, вступительное слово жюри, награждение, концерт 8. Выпуск газеты «На пути к Олимпиаде». 9. Спортивный праздник «Олимпийские надежды». План работы с родителями. 1. Опросник «Здоровый образ жизни Вашей семьи». 2. Консультации для родителей «Закаливающие процедуры в домашних условиях» 3. Выставка книг, пособий «Ведём здоровый образ жизни» Цель: 4. Выставка совместных работ детей и взрослых 5. Оформление совместного альбома «Мы со спортом крепко дружим» Цель: Обогащать и расширять знания детей и родителей о разных видах спорта 6. Спортивный праздник. Совместная деятельность родителей и их детей. 7. Консультация для родителей «Из истории Олимпийских игр». 8. Участие в подготовке материала к газете «На пути к Олимпиаде». IV . Проанализировать результаты и оценить эффективность работы по формированию навыков оздоровительного бега Основные этапы проекта Первый этап (организационный) - поисково-теоретический - изучение и анализ литературы. Были определены проблема, объект, предмет, задачи, методы, подобран необходимый диагностический материал. Второй этап - диагностическо-методический. 1. Выявление умений и навыков овладения техникой оздоровительного бега, анализ полученных диагностических данных. 2. Анкетирование родителей. 3. Составление и обсуждение поэтапного плана работы. 4. Подбор необходимого оборудования для практического обогащения проекта. 5. Определение задач воспитательно-образовательного процесса. 6. Планирование деятельности педагогов. Третий этап - реализация проекта. Четвертый этап - (аналитический) - подведение итогов и анализ результатов проекта - осуществлялась обработка и обобщение полученных данных, оформление материалов. Презентация проекта на родительском собрании, педагогическом совете. Содержание проекта. Анализ деятельности по овладению детьми техникой оздоровительного бега мы начали с проведения мониторинга, результаты показали, что75% детей умеют правильно приземляться - на пятку или на всю стопу, бежать в медленном темпе, пружинящим шагом, 25% - стараются бежать на носочках (категорически нельзя!), увеличивают темп бега, не могут бежать трусцой. Для изучения компетентности родителей по данной теме было проведено анкетирование родителей «Здоровый образ жизни нашей семьи». Результаты анкетирования показали, что 50% родителей уделяют большое внимание укреплению и сохранению здоровья своих детей, 31% не придают этому вопросу особого значения,19% родителей не занимаются спортом, ведут малоподвижный образ жизни Чтобы правильно построить работу по обучению оздоровительному бегу, мы изучили специальную методическую литературу по данной проблеме, проведя теоретический анализ литературы и практической работы воспитателей старших групп детского сада, мы используем беговые тренировки Методика организации беговых тренировок: Каждый раз воспитатель напоминает детям цель и смысл беговой тренировки

Разминку выполняет вместе с детьми

Вместе с детьми пробегает и всю дистанцию, переговаривается, шутит с ними. Это необходимо для того, чтобы контролировать состояние ребёнка

Нужно следить за тем, чтобы ребёнок дышал носом

Необходимо периодически контролировать, как реагирует сердце ребёнка на заданный темп бега

Закончить бег необходимо упражнениями на восстановление дыхания

По окончании беговой тренировки обязательно спросить, как дети себя чувствуют, поощрить, поблагодарить за потраченные усилия, обязательно напомнить им, сколько метров они сегодня пробежали, отметить успехи каждого и затем перейти к водным процедурам.

Длительность и темп бега

Исходная длительность бега определяется по пульсовым показателям, строго индивидуально для каждого ребёнка. Ребёнку мы предлагаем пробежать вначале 30, затем 50, затем 100 метров, снимая пульсовые показатели В среднем изучение возможностей детей занимает от трёх до пяти дней. Пульс при этом у детей младшего возраста не должен превышать 140 ударов в минуту, а у детей старшего дошкольного возраста - 150 ударов в минуту. Мы начинаем беговую тренировку с 30 секунд, а дальше действуем по схеме - каждые две недели длительность бега увеличиваем на 15 секунд. В периоды повышенной заболеваемости длительность бега мы не увеличиваем, за холодный период года длительность бега увеличивается на 3 - 3,5 минуты от исходной. В начале учебного года длительность бега мы уменьшаем на 1 минуту, так как за летний период тренировки обычно прерываются из-за отпуска родителей.

Взаимодействие с детьми. Передначаломбегавседети осматриваютсяврачомдетскогосаданезависимоототсутствия противопоказаний.Вначалемыразучиваемсдетьмиразминочныеупражнения.Разминканеобходимадлятого,чтобы«разогреть»мышцыиобеспечитьподвижностьсуставов.Разминкапомогаетпредотвратитьсудороги,растяжениесвязок,перенапряжениемышц.Крометого,онаповышаеттонуснервныхцентровипомогаетналадитьусловнорефлекторныесвязивкоребольшихполушарий.Длительностьразминкизависитотдлительностибега.Чемдлительнеестановитсябег,темкорочеразминка.Оптимальныевариантыдлядетейот7до3минут.Этоговременивполнедостаточно,чтобыразогретьмышцыиоптимальностимулироватьдыханиеикровообращение.Посколькувпроцессеоздоровительногобегаскоростьувеличиваетсяоченьмедленно,тофактическиразминкапродолжаетсядлительноевремяпослестарта.Поэтомуособосложныхупражненийразминканетребует.Впервуючастьразминкимы включаем упражненияна«проработку»ступни:ходьбананосках,навнешнейстороне ступни,боковыепередвижениянадвухступняходновременно(вправо,влево)ит.п. Сюда же входя т упражнения на «проработку» ног в различных исходных положениях: сидя на пятках, ползание на четвереньках, поворачивание ступни наружу, боковые повороты из положения стоя, скрестные движения ногами из положения сидя в упоре сзади и другие. Вторая часть разминки состоит из серии общеразвивающих упражнений типа следующих: Вращение рук. Исходное положение - стоя, ноги шире плеч, руки в стороны. Не сгибая руки в локтях, делать вращательные движения вперёд от3 до 5 раз и столько же назад. Диаметр описываемого круга должен составить не менее 50 см.

Повороты туловища направо и налево до отказа от 3 до 6 раз. Исходное положение то же.

Наклоны. Исходное положение то же, но руки над головой. Наклониться и обеими руками коснуться пола с внешней стороны левой стопы, потом между ногами и затем с внешней стороны левой стопы. Вернуться в исходное положение.

Касания носка в положении стоя. Стопу кладут на возвышение (скамейку, специальный барьерчик), не сгибая ногу в колене и держа параллельно земле. Нагибаясь вперёд, коснуться кончиками пальцев носка вытянутой ноги. Упражнение повторяется с каждой ногой по 1-15 секунд.

«Спринтер». Исходное положение - упор присев (сидя на корточках), руки упираются о пол (землю). Вытянуть назад одну ногу, станраясь отвести её как можно дольше, и быстро вернуться в исходное положение. Повторить с другой ногой.

Обязательное упражнение. Стоя лицом к стене, наклонившись вперёд и упираясь ладонями в стену на уровне глаз (туловище и ноги должны составлять прямую линию). Отступать назад, опираясь на руки и не отрывая пяток от земли, пока не почувствуется напряжение икроножных мышц. Задержаться в этом положении 10 секунд. Повторить 5 раз.

Следующим этапом подготовки к бегу является освоение расслабляющих упражнений и упражнений на восстановление дыхания. Эти упражнения мы разучиваем с детьми сначала в помещении, затем на улице, выбрав удобное для них место. Дети легко осваивают позу кучера, лотоса и некоторые другие.

И, наконец, учим наших воспитанников выполнять водные процедуры, поскольку все беговые тренировки должны ими заканчиваться. Используем сухое растирание, обмывание шеи, рук (до локтевого сустава) прохладной водой, (тёплый душ или обливание - в домашних условиях).

После того, как дети научатся разминочным, расслабляющим упражнениям и выполнению водных процедур, можно спокойно переходить к оздоровительному бегу.

В первый месяц чередуем бег с ходьбой. Сначала это чередование повторяется 3-4 раза. Заключительная часть бега - ходьба с постепенным снижением темпа.

Психическое состояние рассматривается в науке как психическое явление, имеющее сложную структуру и «многие аспекты существования». В нём отражается взаимодействие человека как субьекта деятельности с жизненной средой и жизненным миром.

Исходя из выше сказанного, приоритетами физкультурно-оздоровительной работы в МБДОУ «Д/с №116» Приволжского района города Казани являются

Формирование психической регуляции жизненных функций организма средствами физического воспитания;

Трактовка оздоровления не как совокупности лечебно-профилактических мер, а как формы развития, расширения психофизиологических возможностей детей;

Формированию у детей осмысленного отношения к собственному физическому и пси

Методика обучения детей ходьбе, упражнениям в равновесии.

ХОДЬБА - циклическое движение , естественный способ передвижения ребенка .

Нагрузка при ходьбе зависит от ее темпа и затраты энергии при ее выполнении. Темп ходьбы может быть обычный, умеренный, быстрый и т.д.

Ходьба является сложным движением .

Она оказывает значительное физиологическое воздействие на организм: во время ходьбы в работу включается более 60% мышц, активизируются обменные, дыхательные процессы; повышается работа сердечно-сосудистой, нервной и других систем организма.

ВИДЫ ХОДЬБЫ

Обычная ходьба,

Ходьба на носках, на пятках,

Ходьба с высоким подниманием колена,

Ходьба широким шагом,

Ходьба приставными шагами (прямо и боком),

Ходьба перекатом с пятки на носок,

Ходьба в полуприседе и приседе,

Ходьба выпадами,

Ходьба скрестным шагом,

Гимнастическая ходьба.

Определяющим условием формирования ходьбы является обучение . Формируя навык правильной ходьбы у ребенка, педагог воспитывает у него согласованность движения рук и ног, равновесие, правильную осанку, что развивает и укрепляет свод стопы.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ХОДЬБЕ

Возраст

Программные требования

Педагогические требования при обучении движении

Младший дошкольный возраст

Нет согласованности движений рук и ног;

Не сформирована ступня - дети «шлёпают» ею во время ходьбы, ноги полусогнуты, туловище наклонено вперёд;

Ребёнок при ходьбе наступает всей ступнёй;

При ходьбе ребёнок опускает голову, смотрит себе под ноги; темп ходьбы неустойчив;

Плохо используется пространство зала

Учить детей ходить со свободными, естественными движениями рук; - Учить ходить с высоким подниманием колен;

Учить перешагивать через предметы; - Учить ориентировке в пространстве

Обращать внимание на положение туловища и головы во время движения (голова поднята, туловище выпрямлено);

При ходьбе обращать внимание на то, чтобы дети не «шаркали» ногами, не смотрели под ноги; - Используются дополнительная ходьба: на носках, высоко поднимая колени; обходя предметы; меняя направление; по кругу, не держась за руки; приставными шагами, вперёд, в стороны; чередуя ходьбу с бегом; перешагивая через предметы

Средний дошкольный возраст

Ходьба вполне уверенная, с чётким соблюдением намеченного направления. Движения рук ещё не энергичны и выполняются с маленькой амплитудой;

Плечи напряжены, туловище недостаточно выпрямлено, зато голова при ходьбе «смотрит» вперёд;

Увеличивается длина шага, устанавливается ритмичность шагов;

В целом ходьба ещё недостаточно совершенна;

Часто встречаются отсутствие правильной осанки, «шарканье» ногами, скованные движения

Формировать правильную осанку;

Учить детей ходить по наклонной плоскости;

Знакомить детей с техникой приставного шага;

Учить координировать движения рук во время ходьбы

Обращать внимание на движение рук во время упражнения, на положения туловища (плечи расправлены, спина прямая), на постановку стопы (перекат с пятки на носок);

Следить за правильной осанкой; - Упражнения: ходьба с мешочком на голове (руки на поясе или в стороны, плечи отведены назад); на носках, пятках, внешней стороне стопы; мелкими и широкими шагами; «змейкой» между расставленных предметов и т.д.

Старший дошкольный возраст

Согласованность движений рук и ног, уверенный широкий шаг с обозначенным перекатом, хорошая ориентировка при передвижениях группой, правильное положение тела (туловище выпрямлено, голова - прямо);

В индивидуальных заданиях дети теряются

Учить детей правильно дышать; - Учить детей энергично размахивать руками;

Отрабатывать легкость походки и координацию движения

Обращать внимание на положения рук при ходьбе, на способ ходьбы размашистым шагом с постановкой ноги с носка;

Упражнения: ходьба гимнастическим шагом; скрестным шагом; спиной вперед; с ритмическим притопыванием во время ходьбы; в приседе; с выпадами; с различными движениями рук; с закрытыми глазами и т.д.

В МЛАДШЕМ ВОЗРАСТЕ особое внимание уделяют координации движений рук и ног во время ходьбы, приучают детей свободному маху руками, развивают у них ориентировку в пространстве (не наталкиваться на предметы, быстро останавливаться по сигналу и т. д.).

Из-за слабости мышц-разгибателей многие дети младшего дошкольного возраста не могут ровно удерживать туловище и часто сутулятся. Это может привести к нарушениям осанки. Поэтому следует обязательно напоминать ребенку, чтобы он не горбился и не опускал голову во время ходьбы. При правильном положении головы выпрямляется спина и расширяется грудная клетка.

Ходьба детей СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА становится более уверенной и четкой. Однако у некоторых еще встречается нарушение ритма ходьбы , недостаточно энергичный мах руками, слабое отталкивание носком в конце шага.

Главное требование к обучению правильной ходьбе детей этой возрастной группы — научить ребенка выполнять данное движение легко, уверенно, с правильным соотношением работы рук и ног. Дошкольникам 5 лет рекомендуется ходьба с изменением темпа и направления (по указанию взрослого), с переступанием через предметы (кубики, мячи), которые стоят на полу на расстоянии 35-45 см и т. д.

В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ движения в ходьбе совершенствуются благодаря накоплению двигательного опыта. Большинство детей 6 лет ходят с правильной координацией рук и ног, с четким шагом, с постановкой ноги на пятку и последующим перекатом на носок , что способствует более энергичному отталкиванию от почвы.

С детьми данной возрастной группы продолжают совершенствовать навыки ходьбы. Основное внимание уделяют формированию правильной осанки во время передвижения, выработке четкого и ритмичного шага, естественного и широкого маха руками. Для них полезны упражнения на внимание и выдержку во время ходьбы: остановиться по сигналу, принять определенную позу, выполнить поворот и продолжить движение и т. д.

В старшем дошкольном возрасте применяется ходьба:

1) с высоким подниманием бедра, которая укрепляет мышцы спины, брюшного пресса и ног, требует сильного взмаха рук, способствующего развитию мышц плечевого пояса и укреплению связочного и суставного аппарата;

2) ходьба скрестным шагом, развивающая ловкость;

3) ходьба приставным шагом;

4) с различными заданиями , выполняемыми по сигналу, — на ориентировку в пространстве, изменение темпа, направления, с различными перестроениями, между предметами; ходьба с дополнительными движениями рук, с предметами; ходьба по уменьшенной площади опоры с постепенным подъемом в высоту, а также на различной высоте (мостики, доски, бревна), содействующая воспитанию чувства равновесия, выдержки, собранности, ловкости, экономии движений.

Дети 7-го ГОДА ЖИЗНИ при целенаправленном руководстве хорошо и свободно двигаются , имеют правильную осанку, координацию движений , ориентируются в различных условиях и пользуются в связи с этим различными приемами ходьбы , успешно овладевают ее техникой .

В целях совершенствования ходьбы им предлагаются более сложные упражнения : ходьба в приседе — ноги согнуты в коленях, при шаге нога ставится на стопу с пятки, затем с перекатом на носок выполняется отталкивание от плоскости.

Дошкольникам всех возрастных групп как упражнение рекомендуют ходьбу с гимнастической палкой на плечах, лопатках, за спиной и перед грудью , с мешочком на голове (массой 500 г), а также с фиксированным положением рук (руки на поясе, за головой, в стороны). Эти виды ходьбы широко применяются в утренней гимнастике.

Им также полезна ходьба с ускорением и замедлением темпа ; ходьба на носках, пятках, внутренней и внешней сторонах стопы , с высоким подниманием бедра . Эти упражнения выполняются в виде имитационных упражнений : пройти, «как косолапый мишка», «лошадка», «цапля», «лисичка» и т. д. Такие виды имитационной ходьбы целесообразно чередовать с обыкновенной ходьбой. Все эти упражнения способствуют развитию мышц опорно-двигательного аппарата и профилактике плоскостопия.

Упражнения в ходьбе , предлагаемые дошкольникам, сопровождаются разнообразными заданиями . Например, ходьба со сменой направления (по указанию взрослого), спиной вперед, с закрытыми глазами, со сменой темпа и с остановками по сигналу; с движениями рук (хлопки в ладони над головой, перед грудью, за спиной и т. д.); ходьба «по кочкам» (кружочки, нарисованные на земле на расстоянии 40—50 см один от другого); с переступанием через предметы (кубики, коробочки, камешки) на полу (земле) на расстоянии 30—45 см; ходьба в чередовании с бегом.

Методика обучения детей разных возрастных групп бегу.

БЕГ циклическое, локомоторное движение, имеющее строгую повторяемость цикла двигательных действий.

Бег оказывает значительное физиологическое воздействие на организм ребенка, активизируя его органы и системы, повышая обменные процессы, способствует общему физическому развитию, совершенствует деятельность центральной нервной системы.

ВИДЫ БЕГА

Бег на носках;

Бег с высоким подниманием бедра, тренирующий мышцы брюшного пресса, спины и стопы;

Бег с различными заданиями, выполняемыми по сигналу;

Бег между предметами, с предметами — обручем, скакалкой и др.;

Бег на ограниченной площади;

Челночный бег, развивающий координацию движений, ориентировку в пространстве;

Бег наперегонки; врассыпную;

С увертыванием и ловлей.

Различные виды бега воспитывают ловкость, быструю реакцию на изменение обстановки. Бег способствует развитию скоростно-силовых качеств, воспитывает выносливость, формирует нравственно-волевые качества.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП БЕГУ

Возраст

Особенности выполнения движения детьми

Программные требования

Педагогические требования при обучении движению

Младший дошкольный возраст

Малыши еще не могут хорошо оттолкнуться от земли, пола, бегут тяжело, шаг у них мелкий, координация движений не у всех хорошо развита. Трудным для детей является коллективный бег

Обращать внимание на осанку детей во время бега;

Длительность бега в младших группах составляет 30 - 40 с;

Бег нужно чередовать с другими движениями, так как дети быстро устают;

Обращать внимание на легкость бега, координацию движений;

Учить бегу целесообразно небольшими группами;

Бег сочетать с отдыхом;

Каждый ребенок бежит в своем темпе, стараясь не наталкиваться на других - при беге стайкой в указанном направлении

Средний дошкольный возраст

Трудности в беге группой.

Некоторые дети по прежнему наступают на всю стопу

Приучать детей бегать легко, естественно размахивая руками;

Учить детей бегать в определенном направлении;

Учить детей использовать все пространство комнаты или площадки;

Упражнять в беге с остановками на сигнал воспитателя, с поворотом

Особое внимание обращать на естественность, легкость бега, энергичное отталкивание, эластичную постановку стопы, умение выполнять разные виды бега;

По мере освоения бега повышаются требования к его технике

Старший дошкольный возраст

Сравнительно высокий уровень координации движений, что дает возможность выполнять сложные упражнения

Воспитывать выносливость, ловкость, внимание;

Создавать привычку ежедневно заниматься физическими упражнениями

Предлагаются дополнительные задания: изменить темп или направление бега, быстро остановиться и вновь продолжить бег, обежать предметы, чередовать бег с другими видами движений - ходьбой, прыжками и др.;

Добиваться правильной техники выполнения бега. Длительность бега составляет 2 - 3 мин.;

Увеличивается беговая дистанция;

Дети соревнуются в беге на скорость (20 -30 м);

Более продолжительным становится бег в медленном темпе (1,5 - 2 мин)

Чтобы дети МЛАДШИХ ГРУПП лучше освоились в коллективе, научились использовать свободное пространство, обучение бегу целесообразно начинать с небольшими группами . Вначале они бегают так, как хотят, особенно интересно им бегать с ленточками, возить за собой машины, каталки, коляски. Такой бег чередуется с остановками. Малыши по своей инициативе приседают, идут, вновь бегут. Получаются как бы естественные перерывы для отдыха в беге. Воспитатель наблюдает за детьми, по мере необходимости предлагает, например, малоподвижному ребенку пробежать до дерева, с ярким платочком в руках, а ребенку, долго бегающему с машиной, нагрузить ее песком, мелкими камешками, листьями.

Самое простое задание - бежать стайкой в указанном направлении, за воспитателем, к игрушке, стульчику. Бег одного ребенка в этом случае мало связан с бегом других детей. Каждый бежит в своем темпе, сохраняя направление бега, стараясь, не наталкиваться друг на друга.

Бег в колонне, по кругу, парами требует от каждого умения соразмерять свои движения с бегом других детей, не обгонять впереди бегущего. Эти виды бега осваивают постепенно, начиная с небольших подгрупп. Воспитатель сам активно действует, бежит впереди детей, увлекая их за собой. Предлагает интересные игровые задания типа: «Добежать до дерева», «Обежать пенек» и др. Бег в колонне чаще используется на утренней гимнастике, физкультурных занятиях. Бег стайкой, бег по кругу составляют содержание многих подвижных и хороводных игр: «Воробушки и автомобиль», « Кошка и мышки» и др.

При обучении бегу детей младшего возраста большое значение имеет пример воспитателя . Поэтому в упражнениях и играх педагог выполняет задание вместе с детьми , обращая их внимание на легкость бега, координацию движений . Использует при этом игровой образ , например, бегите, как мышки. При выполнении таких имитационных действий не всегда нужно показывать движения, но воспитатель должен быть уверен, что детям понятен и знаком предложенный для подражания образ.

Не нужно давать детям много порой непонятных указаний, например «выше поднимайте ноги» или «сильнее двигайте руками». Нередко это приводит к обратному результату: дети начинают топать, бег становится тяжелым, резким, разлаживается уже наметившаяся координация движений рук и ног.

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ по мере освоения бега повышаются требования к его технике . Особое внимание воспитатель должен обращать на естественность и легкость бега, энергичное отталкивание, эластичную постановку стопы, умение выполнять разные виды бега . Например, при ускорении темпа делать более частые шаги, энергичнее работать руками; при переходе к медленному темпу шаги реже, движения рук спокойнее.

В беге на скорость дети должны быстро начать движение по сигналу, бежать энергично, целеустремленно, смотреть, вперед не отвлекаясь. Воспитатель следит, чтобы при беге дети ставили стопы ближе одна к другой, не разводили в стороны носки ног. С этой целью предлагает пробежать по узкой дорожке, доске шириной 30-20 см.

Во время бега в колонне так же усложняются задания: обегать поставленные в ряд предметы поворотами вправо и влево, не отбегая далеко в стороны от предметов. Следует напомнить о том, что в этом беге несколько больше согнуты ноги в коленях, нога ставится на переднюю часть столы, руки помогают сохранению равновесия.

При беге парами ставится требование соразмерять свои движения с движениями партнера, соблюдать необходимый интервал от впереди бегущей пары.

Увеличиваются скорость и продолжительность бега , совершенствуются ловкость, быстрота, выносливость . Бег широким шагом уже требует больших мышечных усилий для энергичного отталкивания, хорошего полета и активных движений рук. При условии частого использования бега во всех формах работы применяется бег на отрезках 40—б0 м, чередуя его со спокойной ходьбой.

Широко используется бег в подвижных играх.

Упражнения в беге для детей СТАРШЕЙ ГРУППЫ усложняются. Воспитатель добивается от ребят умения выполнять разные виды бега технически правильно : на носках короткими и частыми беговыми шагами; бег широким шагом с большим легким полетом и размашистыми движениями рук. Педагог поощряет детей, умеющих применять соответствующие заданию виды бега , и во всех случаях положительно оценивает легкий свободный бег с естественными движениями рук.

Для того, чтобы не снижался интерес к бегу , детям старших групп следует предлагать дополнительные задания при беге в среднем темпе: изменить темп или направление бега, быстро остановиться и вновь продолжить бег, обежать предметы, сменить ведущего, выполнить поворот кругом, перестроиться из колонны в пары, чередовать бег с другими движениями — ходьбой, перелезанием, прыжками и др.

Также в среднем темпе выполняется бег по пересеченной местности . Дистанция такого бега типа кросса для детей 6 лет находится в пределах до 150-200 м. По возможности включаются препятствия, которые дети должны преодолеть на бегу: подлезть, перепрыгнуть, ловко обежать.

В старшей группе ведется специальная работа над развитием у детей двигательных качеств быстроты и выносливости , для чего увеличивается длина беговых дистанций. Дети соревнуются в беге на скорость на дистанции 20-30 м или повторяют 3-4 раза быстрый бег на10 м.

С целью воспитания выносливости детям предлагается пробежать от б0 до100 м, затем пройти часть пути и вновь пробежать такое же расстояние. Более продолжительным становится бег в медленном темпе - до 1,5-2 минуты. Воспитатель вначале сам показывает, как бежать в медленном темпе, а затем кто-либо из детей демонстрирует свое умение равномерно и неторопливо бежать. Медленный бег целесообразнее проводить в естественных условиях на воздухе.

Используемая литература:

  1. «Физическое воспитание детей 2-7 лет» М.А.Васильева, В.В.Гербова, Т.С. Комарова. Изд. «Учитель»
  2. «Физическая Культура в детском саду» Л.И. Пензулаева Изд. «Учитель»
  3. «Физкультурные занятия» Л.И. Пензулаева Изд. «Учитель»
  4. « Технология физического развития детей 4-5 лет по ФГОС» Т.Э. Токаева Изд. «Сфера»
  5. «Развивающие занятия по физической культуре и укреплению здоровья для дошкольников» Н. Ф. Дик, Е. В. Жердева.
  6. «Формирование двигательной активности детей 5 - 7 лет» Е. К. Воронова
  7. «Формирование двигательной активности детей 5 - 7 лет» Е. К. Воронова. Издательство «Учитель»