Техника высиживания самостоятельное засыпание. Приучаем ребенка засыпать самостоятельно

Эпопея со сном неспящего полуторагодовалого Миши продолжается! И я хотела написать пост о наших успехах и неудачах в этом вот чудесном возрасте, но потом вспомнила, что в нашем сериале про сон между тем:

Но при этом хочу предупредить, что когда начались зубы в 7 месяцев, все полетело в тартарары. Все перестало работать, об этом я писала в отдельной статье – выше вторая ссылка.

Ниже просто оставлю текст годовой давности, где я по горячим следам описала свой опыт в черновике.
_____

Сегодня, 24 февраля 2016 года, в 5,5 Мишкиных месяцев я могу сказать, что похоже я научила его самостоятельно засыпать! На все сегодняшные его сны, а их было 3 дневных и 1 раз на ночь, мне удалось его усыпить без укачиваний, ручек, груди и прочего. Просто немножко подержала на ручках-покормила, потом с открытыми глазками не спящего совершенно положила на бочок, укрыла одеялком, дала соску и похлопывала по попке 2 минуты. Где-то 5-7, ну 10 минут, и малыш засыпал сам!

Особенно это приятно после моего ужасного опыта с его засыпанием в 4 месяца – неделя-полторы до четырех и недели 2 после. Я

Итак, как мне это удалось

Во-первых, теория вопроса

Тонны изученной информации на сайтах американских и российских консультантов по сну по поводу оптимального времени бодрствования, регресса сна 4-х месяцев, неправильных ассоциаций на сон и разных методов отучения от этих неправильных ассоциаций : от мягкого постепенного (который я выбрала) до проораться (cry-it-out, который иногда я думала таки применить, так как все бесило). Для начала я рекомендую просто разбираться в этих терминах и понимать основные принципы.

Во-вторых, дзен

Все стало получаться только тогда, когда я перестала нервничать и давить на Мишу, в смысле раздражаться, если он хнычет и не засыпает, а мне приходится начинать все сначала. То есть надо запасаться огромным терпением и готовиться методично без раздражения начинать все заново по много раз . У меня получилось не сразу. И вообще я удивлена, что я могу быть такой терпеливой, оказывается.

В-третьих, четкое понимание масштаба проблемы

Нашей ассоциацией на сон было укачивание. Грудь Миша начал выплевывать где-то когда ему было 3,5-около четырех. То есть он перестал засыпать с грудью во рту и вместо этого ныл и ныл и ныл и не засыпал до тех пор, пока не начнешь укачивать. Вертикально! Т.к. ложиться он в позу колыбельки не хотел и начинал очень сильно возмущаться. Иногда в худших случаях его можно было уложить только завязав в слинг и высоко и активно прыгая из стороны в сторону. Громко при этом шипя. Ужас. Не знаю, что это было – несозревшая нервная система или еще что, но вот когда , пару раз с Лешей нам приходилось с коляской идти гулять поздно вечером, чтоб хоть как-то его усыпить.

В-четвертых, процесс

Главные слова здесь постепенно, методично и все сначала. Все вместе заняло у меня недели 3 .
Первым делом я пересадила Мишу с рук в эрго рюкзак – укачивать удобнее, спина не болит, а главное, нервы успокаиваются.
Сначала скакала с рюкзаком в спальне с выключенным светом и прохладой по возможности под засыпательную музыку на яндекс радио. Потом стала уменьшать скакание.

Начинала так: вижу, Миша хочет спать или определяю по времени бодрствования, что спать уже пора. Беру его на руки, сажаю в рюкзак, ухожу в спальню, закрываю дверь и опускаю блекауты, параллельно включаю музыку. Даю соску – придерживаю рукой если плюется. Шикаю. Начинаю перескакивать с ноги на ногу постепенно снижая скачки и переходя на шаг. Потом когда уже чувствую, что голову опустил на грудь – то есть тяжелая головка, останавливаюсь, не шикаю и жду. Если не шебуршится – перекладываю аккуратно на кровать бочком и укрываю одеялком, чуть-чуть похлопывая. Но если при любом каком-то шаге что-то шло не так – то есть он начинал протестовать – шаг назад. Терпение должно быть ангельское, я предупреждала 🙂

А дальше я просто стала отменять постепенно лишние движения. То есть сначала перестала подпрыгивать в принципе – стала активно пружинить. Естественно, если Миша позволял и сидел там спокойно. Если протестовал криком – то, конечно, скакала. Потом в какой-то момент перестала активно пружинить, просто ходила немного пружиня. Потом перестала пружинить вообще, только переступала. Потом просто брала в рюкзак и чуть-чуть двигалась. При этом все остальные ассоциации – темнота, музыка, соска – все присутствовало. А потом несколько дней подряд я стала замечать, что Мишка не засыпает у меня там в рюкзаке, а укладывает головку, но не спит, и вроде как хочет просто лечь. Ну мне так казалось!) Ну и я решила, что буду чуть-чуть его в рюкзаке успокаивать – просто держа рядом с собой, а потом буду класть на кровать ДО момента окончательного засыпания. И сделала так раз, другой, третий. Сначала кстати почти спящего. Потом менее. Потом еще с более открытыми глазами. Понятно, что несколько раз он отказывался лежать в кроватке и спать. Понятно, что приходилось обратно засовывать в рюкзак и начинать ВСЕ СНАЧАЛА. Или на более ранних этапах он тоже требовал иногда большего, чем я пыталась предложить – вот тут то и нужно спокойствие, чтобы начать ВСЕ ПО НОВОЙ 🙂 Но в итоге получилось!

Теперь я не использую рюкзак вообще, сразу перехожу к стадии укладывания на кровать – одеялко – придерживаю ручки и ножки – похлопываю чуть-чуть – жду. Он засыпает!
________________

К сожалению, история без счастливого конца, все нарушилось вместе с первыми зубами, как я уже писала) Но тем не менее опыт был очень интересный.

Знакомые мои американцы разных национальностей, например, в большинстве своем либо вообще не знают такой проблемы – дети засыпают как-то сами, либо без зазрения совести выбирают метод cry-it-out – то есть проораться оставить, по нашему. И статьи пишут аж в самом New York Times, что в этом нет ничего страшного и даже ссылки на научные исследования в подтверждение своих слов дают .
Кстати имхо исследование не совсем корректно было проведено, контрольной группы там как таковой не было, но это мои консультантсткие замашки вылезают) Главное, что люди предпочитают делать вот так.

Обучение самостоятельному засыпанию от 4х мес. Меняем привычки по Трейси Хогг часть 1

Пишет Olga (olkan)

Оля проделала фантастическую работу: перевод и анализ основных методов обучения самостоятельному засыпанию и отучению от зависимостей. МАСТ РИД однозначно ВСЕМ!
В конце текста - бонус - ЛИЧНЫЙ ОПЫТ.

(Описание методики дано по книге Трэйси Хогг The Baby Whisperer, дополнительные материалы с форума www.thebabywhispererforums.com.)

Дисклеймер: Нижеприведенная методика является частным случаем решения проблем, когда у ребенка ужасный сон в следствие сформировавшейся зависимости от тех или иных методов укладывания, и эта зависимость мешает ему и маме нормально спать и высыпаться. Большинство проблем со сном вызваны некорректным режимом сна или питания, перевозбуждением - пожалуйста, почитайте другие статьи про сон. Воспринимать данную статью как отдельно существующий метод сна - НЕКОРРЕКТНО, это узконаправленный инструмент решения достаточно узкой проблемы. Большинство же проблем решаются налаживанием режима, который следовал бы за ребенком, нахождением способов успокоения, подходящих вашему ребенку, внимательностью к ребенку и его потребностям, и пониманием механики его сна. Пожалуйста, почитайте другие статьи по основам сна и режима, если планируете что-то менять в том, как спит ваш ребенок.

Основа хорошего сна – это адекватный режим и ритуал засыпания.

Ритуал – это набор предсказуемых для ребенка событий, и может быть у каждого свой. Длина ритуала будет зависеть от ребенка и его потребностей – кому-то он нужен подлинней, кому-то короче. Пример обычного ритуала: Войти в спальню, сменить подгузник, закрыть шторы, сесть в кресло с ребенком на руках и спеть колыбельную (спеленать), положить в кроватку. Если вы пользуетесь методом «шипение-похлопывание», то начинать его стоит, когда ребенок на руках. Главное здесь – повторяемость и предсказуемость, ребенку нужно несколько шагов, чтобы понять, что ему пора спать.

Подготовить атмосферу – пойти в детскую, чтобы рядом не было игрушек и остального шума, и выполнить набор повторяемых каждый раз действий (например, закрыть шторы, попрощаться с солнышком, включить белый шум)

Пеленание- Для новорожденных нет более важной помощи, чем пеленание. Это помогает им контролировать конечности, пока они спят, чтобы их они не будили. Оно также позволяет им себя чувствовать в большей безопасности. Рекомендуют пеленать до 3-4 месяцев, но некоторым детям это помогает и до 8-9 месяцев. Не рекомендуют пеленать детей, которые спят на животе, или когда ребенок научился переворачиваться на живот, потому что он не сможет поднять голову.

Подержать на руках – Просто сядьте с ребенком на руках на несколько минут, лучше в темноте, чтобы было как можно меньше раздражителей. Не качайте и не прыгайте с ним на руках, просто посидите спокойно, чтобы ребенок расслабился.

Шипение – похлопывание – Маленькие дети не могут концентрироваться на двух вещах одновременно, поэтому Трейси Хогг разработала этот метод. Положите ребенка на плечо, начните говорить ровное громкое шшшшшш возле его уха, а второй рукой похлопывать равномерно в ритме сердца по середине спины (не слишком низко, чтобы не попадать по почкам). Делайте это, пока ребенок не расслабится и не начнет смыкать глаза, и кладите его в кроватку на бок, продолжая похлопывать и шипеть. Старайтесь, чтобы ребенок не заснул полностью у вас на плече. Пока вы так делаете, ребенок не может концентрироваться на плаче, и успокаивается. Этот метод – прекрасная альтернатива укачиванию или засыпанию на руках, и он учит ребенка засыпать самостоятельно: окончательное засыпание происходит в кровати, и со временем можно будет постепенно все меньше и меньше вмешиваться, и давать ребенку пройти все большую часть пути самому в кровати.

Если ребенок старше, и у него уже образовалась та или иная зависимость (от укачивания, груди, соски), без которой он не может засыпать, И ЭТО ВАС НАПРЯГАЕТ, то можно заняться отучением.

ПЕРЕУЧИВАНИЕ ОТ ЗАВИСИМОСТЕЙ

Метод «Обнял-положил» - это последнее прибежище в обучении самостоятельному сну, и обычно используется, когда у ребенка выработалась зависимость (соска, укачивание, грудь), и ему нужно это снова и снова, чтобы заснуть или продолжать спать. Если мы пользуемся этим методом, нельзя одновременно использовать методы-зависимости, так как мы учим ребенка засыпать самому, засыпать, если проснулся, и спать не пробуждаясь, САМОСТОЯТЕЛЬНО.

Зависимости, такие как укачивание – так называются, потому что требуют полного вашего участия, чтобы ребенок мог заснуть. Вы усыпляете ребенка полностью, или почти полностью до того, как он окажется в кровати. Часто это создает привычку просыпаться и потребность в усыплении, чтобы продолжить спать. Есть прямая зависимость между тем, как ребенок засыпает и тем, что ему нужно, чтобы уснуть, если он проснулся, и ему ничего не требуется (он не голоден, мокрый, замерз). Ребенок не может сам себя укачать, также достаточно тяжело постепенно уменьшать количество укачивания – одним словом, ребенок становится зависимым

Использовать метод ОБНЯЛ-ПОЛОЖИЛ стоит только если все другие методы ничего не дали. Всегда попытайтесь сначала найти другой метод, и прибегайте к ОБНЯЛ-ПОЛОЖИЛ, если обычные мягкие методы не дают результатов. Использовать этот метод можно чтобы:

Научить детей, которым создали зависимость, засыпать самостоятельно на ночь или днем.
Ввести режим для более старших детей, или вернуть режим, если он слетел.
Помочь ребенку перейти с 3 часового на 4 часовой цикл.
Продлить короткие сны (однако эффективность метода достаточно низкая)
Продлить сон с утра, если ранние подъемы вызваны родителями и режимом, а не естественным биоритмом ребенка.

Метод не заменяет ритуала отхода ко сну, который нужно продолжать использовать. Пользуйтесь ОБНЯЛ-ПОЛОЖИЛ только если Вы не можете успокоить ребенка иными путями, это последняя мера

Чтобы метод сработал, нужно смотреть на всю картину. Весь режим дня должен способствовать сну – не перегуливает ли ребенок, не слишком ли рано вы его укладываете? Может, ребенок ест недостаточно часто или слишком часто? Может быть он перевозбуждается и его игры слишком стимулирующие? Может быть, ему пора менять цикл режима с 3 на 3.5 или 4 часовой. Хороший и регулярный дневной сон может сильно повлиять на ночной, поэтому начинать зачастую проще днем.

Метод ОБНЯЛ-ПОЛОЖИЛ – это инструмент обучения и метод решения проблем. При его использовании вы не делаете ребенка зависимым от себя, и не бросаете его в одиночестве. Он дает ребенку чувство безопасности, и учит его спать самостоятельно.

Метод ОБНЯЛ-ПОЛОЖИЛ отличается от метода Эстевиля, Фербера и других методов контролируемого плача тем, что мы не бросаем ребенка одного. Это не значит, что плача не будет, он будет, но ребенок при этом будет знать, что мы рядом, чтобы помочь и успокоить. Методы «контролируемого плача» или «проораться» разрушают доверие ребенка к родителю.

КОГДА ПОЛЬЗОВАТЬСЯ МЕТОДОМ

Методом НЕЛЬЗЯ пользоваться с детьми младше 3 месяцев - он является для них слишком стимулирующим, и сжигают слишком много калорий, быстро проголадываются. Если ребенку 3-4 месяца – нужно смотреть по ребенку – для многих из них процесс по-прежнему может быть слишком возбуждающим, и потому неподходящим.

Для детей моложе 4 месяцев лучше использовать введение Ритуала Засыпания и Шипения-Похлопывания. Чтобы отучить младенца от соски, используйте способ Постепенного Отъема, так же, как и при отучении от засыпания с грудью.

Для ребенка с 4 месяцев и старше можно использовать адаптированную версию ОБНЯТЬ-ПОЛОЖИТЬ, но старайтесь всегда начинать с Шипения-Похлопывания. Лучше подождать, если можете, к 5-6 месяцам большинство детей готовы к методу, но, напоминая, пользоваться им стоит, если больше ничего не помогает.

Некоторые дети по мере взросления начинают не любить Шипение-Похлопывание, особенно после 6 месяцев. Некоторых раздражает шипение и мешает им спать, но это касается НЕКОТОРЫХ детей. Если вашему ребенку не нравится шипение, или похлопывание, попробуйте заменить на поглаживание, или что-то подобное, что успокаивает вашего ребенка.

Всегда используйте Похлопывание-Шипение прежде, чем возьметесь за метод Обнять-Положить, вне зависимости от возраста. Даже если это не работает, не бросайте, поищите другие методы успокоения.

Успешность метода Обнять-Положить зависит от последовательности и упорства. Если вы делаете это впервые, вы можете заметить некоторые улучшения через несколько дней, и серьезные улучшения в течение нескольких недель. Обычно, по мере применения, дела идут плохо, хуже, лучше, а потом ПРОСТО УЖАСНО снова. Это внезапное ухудшении называют регрессом. Если вы продолжите применять метод, то регресс займет день, два дня максимум.

Рекомендуется отвести на метод 2 недели, и быть готовым в течение этого времени все внимание отдавать сну: времени, укладке, контролю стимуляции, ВСЕМУ. Постарайтесь, чтобы все сны проходили дома. Установка нового режима занимает около 2 недель.

Если вы используете метод для просыпаний ночью, то используйте его до тех пор, пока ребенок не заснет.

Во время дневного сна используете метод 40 минут. Если ребенок не заснул, сделайте перерыв на 5-10 минут, выйдите с ребенком из комнаты, а потом начинайте снова, и делайте до тех пор, пока не придет время следующего кормления.

Если вы хотите продлить сон, делайте это 40 минут, если не получается, поднимайте ребенка и выстраивайте день дальше.
Если ребенок так и не лег на дневной сон, и вы покормили его, следите внимательно за признаками усталости, и кладите его снова, как только их увидите. Если признаков нет, попробуйте уложить снова через 45 минут, ребенок скорее всего будет устал, ведь он практически или вообще не спал.

СОБСТВЕННО, МЕТОД:

НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ С ДЕТЬМИ ДО 3 МЕСЯЦЕВ!

ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДО 3 МЕСЯЦЕВ

Спеленайте ребенка и убедитесь, что в комнате максимально темно. Последуйте Ритуалу Засыпания, положите ребенка на бок, можно использовать свернутое полотенце или позиционер, чтобы удерживать его в позе на боку.

Похлопывайте уверенным твердым движением по центру спины в ритме сердца, и произносите долгое, повторяющееся шшшшшшшшшшшшшшш, громко, не быстро.

Старайтесь делать это в кроватке. Но если ребенок заплакал и у вас не получается его успокоить,возьмите его, положите на плечо, чтобы он уткнулся лицом вам в шею или плечо, и похлопывайте и шипите, пока он полностью не успокоится, тогда положите его в кроватку.Положите руку ему на грудь, если в комнате недостаточно темно, положите руку поверх глаз (но не на глаза), чтобы убрать визуальную стимуляцию. Старайтесь успокоить его в кроватке, но если не получается, возьмите его на руки. Продолжайте похлопывать и шипеть в кроватке еще 7-10 минут, пока он практически не заснет. Потом перестаньте шипеть, оставьте только похлопывание. Если он заплачет- снова начните шипеть, если нужно – возьмите на руки. Рано или поздно вы дойдете до стадии, когда он практически заснул в кровати, а вы похлопываете и шипите. Тогда постепенно замедляйте похлопывание и шипение, потом прекратите шипение, оставив только похлопывание, пока ребенок не заснет. Останьтесь с ним до глубокого сна – когда перестанут двигаться зрачки, он полностью расслабится, после того, как будет «вскидывание» перед засыпанием. Возможно, вам понадобиться похлопывать вплоть до этого момента, но может быть и нет, некоторым детям достаточно руки на груди, или просто того, что вы сидите рядом. В этом возрасте им еще нужна ваша помощь, чтобы заснуть, и именно такой способ помогает избежать развития зависимостей.

Важно не останавливаться, когда ребенок успокоится - не бросайте его, не уходите, пока он полностью не уснет!

Если прошло 40-45 минут, а ребенок не спит- накормите его и попробуйте еще раз. К этому моменту он будет уже голоден.

ОПИСАНИЕ МЕТОДА

Ниже приведены общие описания, и как адаптировать метод под каждый возраст. Рекомендации общие, не забывайте слушать и чувствовать своего ребенка.

“Когда ребенок заплачет, войдите в комнату. Попытайтесь успокоитьего словами и мягкой рукой на спине. До 6 месяцев можно применять похлопывание-шипение, чуть позже можно просто положить руку, чтобы он чувствовал, что мы рядом. Если он не перестает плакать, возьмите его на руки. Как только он успокоится, СРАЗУ ЖЕ положите его в кровать. Кладите его полностью, даже если он начнет плакать, как только вы начнете его опускать, посмотрите, продолжит ли он плакать в кровати, и только тогда поднимите его снова и повторите. Вы его успокаиваете, а не пытаетесь заставить заснуть – это он должен сделать сам. Если он плачет, выгибается, сопротивляется – кладите его сразу. Никогда не боритесь с плачущим ребенком, но поддерживайте контакт, положив твердую руку ему на спину, чтобы он знал, что вы здесь. Побудьте с ним, говорите «мы просто идем спать, мой хороший. Ты просто будешь спать». Самое сложное – это понять, когда класть его обратно. Если держать на руках слишком долго, или класть слишком быстро, метод может не получаться. Если вы дошли до точки, что не можете больше это терпеть, и ребенок никак не успокаивается, то можно на минутку выйти и успокоиться. Хотя не рекомендуется оставлять ребенка плакать, но если ваши эмоции зашкаливают, это тоже ничему не поможет. Выйдите, досчитайте до 10, успокойтесь и попробуйте снова.
Суммируя, когда ребенок плачет, вы

Положите руку на спину или на грудь, скажите спокойным тихим голосом «мы просто идем спать» или «время спать». Всегда сначала пытайтесь успокоить в кровати, это окончательная цель.
- Если не работает, поднимите ребенка, скажите свою фразу, дайте ему успокоиться и снова положите. Если он начнет плакать на пути, все равно положите.
- Если он продолжает плакать – снова возьмите на руки.
- Если ребенок сопротивляется, не держите на руках, сразу положите, скажите фразу, и поднимите снова.
- Делайте снова и снова, пока не увидите, что ребенок пытается успокоиться. Обычно это значит, что плач становится тише, они начинают тянуть в рот руки, или начинают подвывать «мантру» - не берите на руки, если ребенок плачет «мантру», он так пытается сам себя усыпить.
- Если видите, что ребенок пытается уснуть, больше не берите на руки. Оставьте их в кровати, положите руку и скажите свою фразу. Теперь уберите руку, сделайте шаг назад и посмотрите, что будет.

Если он начнет снова плакать, повторите весь процесс, стремясь успокоить в кровати прежде всего.

ОЧЕНЬ ВАЖНО подстроить метод по возраст ребенка:

4 МЕСЯЦА – следуйте вышеуказанному методу со следующими изменениями;

Если ребенок спеленут и распеленался – снова спеленайте.
- Не держите дольше 5 минут. Если он не успокоился за 5 минут, положите его, потом снова возьмите на руки, если ребенок по-прежнему плачет..
- Каждый раз, положив, пытайтесь успокоить похлопыванием-шипением.
- Если это не работает и вы взяли на руки, можно похлопывать и шипеть, держа его на руках.
- Положите ребенка, как только он перестанет плакать, начнет пытаться засыпать или после 5 минут.

4-6 МЕСЯЦЕВ – Процесс немного изменится, так как ребенок более сильный и мобильный. В этом возрасте дети скорее всего будут вырываться, когда вы будете их держать, выгибать спину или мотать головой, поэтому нужно внести следующие изменения:

Если ребенок мотает головой по матрасу, поворачивает ее из стороны в сторону, встает на колени, сам крутится с боку на бок – не поднимайте его сразу, иначе он вас пнет или схватит за волосы. Вместо этого продолжайте с ним успокаивающе говорить тихим голосом.
- Если вы взяли на руки, держите максимум 2-3 минуты, потом положите, даже если он еще плачем. А потом возьмите снова, если он еще плачет.
- В 4-6 месяцев дети физически сопротивляются, и основной ошибкой является держание его на руках слишкмо долго. Ребенок вам показывает выгибанием спины, или упираясь в ваше плечо лбом, что он хочет лечь, ДАЖЕ если он еще плачет. Можно говорить «давай я тебя обниму», и «давай я тебя положу в кроватку».

6-8 МЕСЯЦЕВ – Метод все больше включает в себя участие ребенка, и поэтому важно почувствовать его ритм и внести следующие изменения;

Вы не берете ребенка на руки, а предлагаете ему взять. Можно протянуть ребенку руки и сказать «дай мне тебя взять», и брать, когда он к вам потянется.
Поднимайте не на плечо, а в позиции «колыбелька», и говорите «все хорошо, ты просто идешь спать». Не смотрите в глаза, не качайте.
Скажите фразу и сразу же положите ребенка.
Когда он начнет показывать признаки, что он пытается успокоиться, продолжайте успокаивать рукой и словами, если ребенку это помогает. Некоторым детям это только мешает, смотрите по ребенку.

8 – 12 МЕСЯЦЕВ – В этом возрасте вы уже не поднимаете ребенка, такие дети быстрее успокаиваются в кровати.

Подождите, пока ребенок встанет или сядет, после чего уложите его, так, чтобы лицом он смотрел не на ваше лицо, а от вас.
Если чувствуете, что ребенок совершенно в истерике, можно взять на руки, но сразу же положите обратно.
В этом возрасте все важнее использовать голос, так как ребенок начинает понимать слова, например «я не ухожу, ты не один, просто пора спать».
Возможно, придется совмещать «обнял-положил» с постепенным выходом из комнаты. Сначала сидите с ним, пока он не заснет, потом отходите несколько метров от кровати, через несколько дней – будьте у двери, а потом – за дверью.

ЧЕГО ЖДАТЬ?

Готовьтесь, что будет плач и сопротивление, особенно если у ребенка стойкая зависимость от чего-то для засыпания. Метод не избавляет от плача, но избавляет от страха быть брошенным, потому что вы все время с ребенком и успокаиваете его в его слезах. Своими действиями вы сообщаете ребенку «Все хорошо, я тебя люблю, у тебя получится, это ничего, что ты плачешь, ты сможешь». Говорите это, когда применяете метод, это поможет ему успокоиться и вам – помнить, что и зачем вы делаете

Плач будет проходить через серию пиков, снова и снова. В конце концов он потеряет энергичность и начнет затихать. Это может занять минуты или часы, были случаи, когда детям требовалось 3 часа, чтобы успокоиться в первый раз применения метода, но это скорее крайность. Каждый раз количество раз, что вам пришлось поднять ребенка будет уменьшаться, можете считать и записывать это, чтобы понять свой прогресс. Чаще всего родители видят улучшение в течение первых дней, а потом на 5 день ребенок регрессирует – спит еще хуже, чем раньше. Но если вы продолжите придерживаться метода, то ребенок вернется в колею. Самое главное – последовательность.

В конце концов, после тяжких минут, благодаря вашим нежным словам и прикосновениями ребенок заснет. Метод РАБОТАЕТ, если вы применяете его правильно и не бросаете на полдороги. К сожалению, простых формул нет, метод сложный и требует много сил, но они того стоят. Постарайтесь найти помощь, или начать метод на выходных, чтобы с вами был муж или подруга, который помог бы вам сохранять спокойствие. Ожидайте, что вы будете расстроены, подавлены, взбешены. Ожидайте, что вам захочется отказаться и вернуть все «по-сторому», снова дать соску, начать качать… НЕ ДЕЛАЙТЕ ЭТОГО.

КАК ВЫЖИТЬ И НЕ СДАТЬСЯ

Как гласит одна поговорка, «ночь темнее всего перед рассветом». Ниже приведены пункты, которые помогут не сбиться с пути

Продумайте весь план до начала. Отучение ребенка от зависимости – крайне трудно сделать в одиночку. Это жутко тяжело! Если вы знаете свой темперамент и боитесь, что настанет момент, когда у вас сдадут нервы, не пытайтесь действовать в одиночку. Возьмите кого-то в партнеры. Если муж не может помочь – позовите лучшую подругу, другую маму – хотя бы для моральной поддержки. Возможно этому человеку не придется ничего делать с ребенком, но вам поможет иметь кого-то рядом, чтобы вы могли пожаловаться, поплакаться, как трудно, и чтобы он напомнил вам, что и зачем вы делаете, что вы помогаете ребенку научиться спать, чтобы в ваш дом пришло спокойствие.

Начните в пятницу, чтобы у вас впереди были выходные, и возможность помощи от папы, бабушки или подруги.

Если нужно, наденьте наушники или беруши. Это не для того, чтобы вы игнорировали плач ребенка, а чтобы немного приглушить звук, чтобы он не настолько вам выматывал нервы.

Не изводите себя жалостью к ребенку. Вы учите его спать самостоятельно, давая ему возможность спокойного и долгого сна, а это большое благо.

Если вам хочется все бросить, спросите себя, ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ Я СЕЙЧАС СДАМСЯ? Если ваш ребенок плачет сорок минут, вы сдаетесь и возвращаетесь к зависимости, которую развили в ребенке за долгие месяцы – то он проплакал 40 минут зря! Вы там же, где и начали, ребенок не научился успокаиваться самостоятельно, плюс теперь вы чувствуете еще и свою вину.


Моя позиция по детсокму сну простая:все дети разные (характер, нервная система), условия бытовые у всех разные, материальное состояние у всех разное.Плюс особенности возраста, обстановка в семье и тд.

Главное - чтобы ВСЯ семья была счастлива.Чтобы все высыпались (а не "потерпим-ка года 3,а зачем тогда детей рожали". Дети - это счастье каждый день, а не попытка пережить этот день. Материнство - это часто работа, и вы все это прекрасно знаете:)
Логично предположить, что не совсем правильно планировать вид сна СС или своя кроватка (если у вас действительно есть выбор по Вашим обстоятельствам) до рождения. Мамы с 2мя и более детками меня поймут - они такие разные:) У прекрасно спящей самостоятельной сестры может появиться братик, которому необходимо только СС. И наоборот.

Однако сегодня хочу обратить ваше внимание именно на метод самостоятельного засыпания.
Как осознанный выбор родителей. Постараюсь ответить на вопрос: "почему у нас не получилось, мы же пробовали по методике". "Пробуют" обычно от стресса, недосыпа, понимания "предела", злости на "скакуна с сисей во рту ", укладываний по 2-3 часа. Пробуют резко и непоследовательно.

Как бы я хотела написать сообщение, которое увидят сразу ВСЕ, кому оно может пригодиться:)

Любое приучение к самостоятельному засыпанию - это РАБОТА.

Будь то Методы Фербера, Эстевиля, Моргенота (войти-выйти), мягкая Трейси Хогг (стоять рядом, вместе справляться), "бесслезная" Э.Пэнтли, Г.Эззо и Р.Букман с их "Тихой ночью" и сном под руководством родителей, Вайсблута и его "здоровым сном" - все это не волшебная палочка. Это система. Даже Серзы - сторонники укачивания и СС признают, что далеко не всем деткам нужен СС (до 4го ребенка они и не знали, что для некоторых малышей - это просто необходимость до определенного возраста). Серзы не спят со своими 8ю детьми в одной кровате - рано или поздно они переводят маськов в их собственное ложе, и тоже предлагают СИСТЕМУ!(постепенно отодвигать кровать и тд).

Именно поэтому люди писали книги, которые опираются на исследования в области детского сна. Именно поэтому описание непосредственно метода - это 5 страниц подробно, а 125стр в каждой книге - это особенности детского сна по возрастам, описание необходимости режима и ритуала,доказательства ВАЖНОСТИ полноценного здорового сна.

Основы этой системы, работы это:

МАМА - уверенная и НЕ нервная (уставшая)
ПАПА (если нужен) -разделяет убеждение, понимает, что происходит, момогает, поддерживает.
Ребенок, который обласкан днем, здоров.

0. Абсолютно здоровый ребенок и особенности его возраста (нет проблем с зубками, животом,в семье все без изменений, не планировать перелет,не перевозбуждать и тд)
1.Много любви днем
2. Контроль по суточной норме сна (чтобы не накопить усталость)
3. Режим сна (отход ко сну в одно время), режим дня (ранний лучше всего)
4. Режим еды
5. Сытость перед сном
6.Ритуал (ежедневная рутина перед сном со спокойным общением, песенкой, повторяющейся привычной сказкой - у каждого свой)
7.Отследить признаки усталости
8.Отследить биологические часы ребеночка (когда он хочет спать, а не когда вы его хотите уложить)
9.Уверенность мамы и согласие всей семьи действовать по плану. Это очень важно. Важно понять, что большинство малышей, с которыми мама проводит весь день (и мама знает, что они получают всю необходимую ласку в течение дня)вполне могут спать самостоятельно,без маминой помощи большую часть ночи (или всю ночь после года обычно).А ласку можно подарить папе, например.
Возможно, кто-то сейчас улыбается с возмущением. Но, знаете,огромное кол-во мам, таких ласковых и нежных с детьми, перестают вообще дарить ласку мужчинам (а они, как известно, тоже дети, пусть и самые понимающие).Нередко встречаются и примеры яркого детоцентризма в семье (в лучшем случае, папы спят в отдельных комнатах (а мамы с детьми), в худшем варианте - мужчина просто уходит из семьи (по причине отсутствия нормального СС мужженщинав том числе). Я думаю, вы тоже знаете подобные примеры.
10. Разнести по времени еду и сон. В амер лит-ре это называется - убрать ассоциации.
Построить режим: еда- игра - сон (а не еда-сон -игра)
11. Когда 10 пунктов работают, составить план:четкий и на все дни по одной из методик, подготовиться, продумать все варианты.
12.Быть гибким: если вы видите, что этот вариант вам не подходит, модифицировать его под своего ребенка, пробовать другие варианты.

В результате этой работы (2 нед - 1 мес)у нас (имея четкий план) есть все шансы, чтобы метод сработал.
в идеале:
- малыш знает свой распорядок дня, знает что за чем следует (режим)
- знает, когда начинается ритуал, скоро буду спать (ритуал)
- знает, что спать - это НЕ есть, это именно спать (еда-игра (чтение, песенки)-сон)
- знает он сыт (хорошо ужинаем)
- знает, что мама его понимает и помогает (укладываем по признакам засыпания)
и тд

В итоге остается просто заменить СПОСОБ зазыпания: с укачиваний на свою кроватку, например.
Будет протест, еще бы

Но.Все остальное для малыша привычно, просто мама меняет правила засыпания, мама знает, мама не паникует - уверенность передается малышу, значит, так надо.

При таких условиях и системе методы работают за 3, 5, 7, макс 9 дней.

Потом малыши засыпают сами за 3-5 мин, спят всю ночь не просыпаясь (те сами засыпают), а когда не хотят вдруг спят, лежат в кроватке, а потом засыпают.

У родителей есть свое время и личная жизнь!
happy end

пс. напомню, что я рассматривала систему самостоятельного засыпания как изначально выбранный родителями вариант.
замечу, что есть малыши,которым подходит только СС,грубой ошибкой родителей будет этого не заметить.

ппс. есть детки, которые без всяких методик отлично спят, есть, которые прекрасно спят с ГВ и на СС, но в этой статье речь не о них.

и последнее, но не по значимости: я веду сообщество, в котором в том числе огромное внимание уделяю СНУ, его полезности, особенностям,исследованиям в области сна, книгам по детскому сну и способах засыпания.
если кому-то нужна помощь или поддержка в этом важном вопросе - по возможности готова помочь
ссылку давать не буду, некоторым она известна, кому очень нужно, тот найдет по профилю:)

хорошего вечера и

Каждая мама мечтает, чтобы ребенок мог засыпать сам. Причем без слез, быстро и спокойно. Мы спросили Ольгу Александрову, врача-сомнолога, консультанта по детскому сну, как все-таки научить малыша спать самостоятельно.

Ритм дня ребенка

Для начала нужно наладить ритм дня ребенка, ночные и дневные сны (последние должны быть длиннее часа, так как более короткие сны, даже если их много, не дают ребенку чувства отдыха). Необходимо сделать так, чтобы распределение на дневной и ночной сон максимально соответствовало возрасту. «Без этого самостоятельное засыпание не сможет состояться. Кроме того, необходимо следить за временем бодрствования малыша, иначе он будет подходить ко сну перевозбужденным, раздраженным, и в итоге без помощи не уснет», - объясняет Ольга Александрова.

«БУСы», или благоприятные условия для сна

«На ниточку нанизывается все, что может помочь сну ребенка, и убирается все, что может ему помешать», - рассказывает врач-сомнолог. К «БУСам» относятся: температура воздуха в комнате, влажность, удобство одежды и спального места, ритуал перед сном, режим питания.

«Бесполезно учить ребенка засыпать самостоятельно, если, например, его мучит жажда. Он все равно не сможет уснуть», - утверждает эксперт.

Самостоятельное засыпание - это умение погружаться в сон без помощи извне - в тех условиях, в которых ребенок найдет себя ночью. Если ночью он окажется один в кроватке, то ему нужно научиться засыпать в такой же обстановке.

Ассоциации на засыпание

Все люди просыпаются ночью между циклами сна. В момент пробуждения мозг анализирует, все ли так, как было во время засыпания. Если условия меняются, человек не может спать дальше. Если ребенок уснул на груди с укачиванием, а проснулся один, мозг дает сигнал тревоги: ситуация изменилась, надо проснуться и кричать. «Научите ребенка засыпать с теми ассоциациями, которые останутся с ним в течение ночи. Если ночью его не будут укачивать и он не получит бутылку с компотом, то эти ассоциации на засыпание необходимо заменить на те, которые останутся: привычное место для сна, темнота, тишина, игрушка, любимый плед», - рассказывает эксперт.

Научитесь различать пробуждения ребенка из-за чувства голода и из-за неумения самостоятельно уснуть. Малыш, который привык засыпать с соской, грудью или укачиванием, просыпается каждые 40 минут - 1,5 часа.

Выбираем методику

Так что делать родителям, чтобы их малыш засыпал сам? Для начала выбрать методику, которая соответствует возрасту и развитию ребенка. Любая из описанных методик требует детальной проработки перед применением на практике.

Мягкие методики для малышей от 3 до 6 месяцев

В первые 3 месяца ребенок адаптируется к внеутробной жизни, у него свои ритмы, и обучение самостоятельному засыпанию в это время бессмысленно. «С 3 месяцев можно пробовать постепенно разделять грудь и сон. Укачивать ребенка не до полного засыпания, а до дремы, затем пытаться перекладывать в кровать», - поясняет эксперт.

Метод трех кубиков. Подходит для детей от 6 месяцев

Задача мамы - перевести слезы протеста в слезы тщетности («все же нормально было, мама, что ты удумала…»), а затем - в принятие. «Мы оказываем ребенку двойную услугу: и учим его засыпать, и учим его принимать то, что в жизни не всегда будет случается так, как он того хотел», - поясняет эксперт.

Методика «ЗЗЗ» (заговариваем зубы до засыпания - для детей от 2 до 3 лет)

Задача мамы - не дать ребенку разреветься: отвлечь, заболтать. «Важно ребенка заговаривать не до самого засыпания, а заговаривать, чтобы он не разревелся», - поясняет Ольга Александрова. Следующая задача - чтобы ребенок уснул в тишине и темноте (ровно в тех условиях, в которых он найдет себя ночью). Проснувшись, он просто перевернется на другой бок и продолжит спать. «Таким образом уменьшается количество просыпаний, которые мы слышим. Это средство сделать сон более спокойным, а засыпание - более быстрым», - поясняет эксперт.

А этого делать не нужно!

Есть методики, известные каждому, но которые использовать не стоит - они могут негативно сказаться на психике ребенка.

«Оставьте ребенка прокричаться!»

Подразумевается, что малыша оставляют в комнате одного, и он плачет, пока не уснет. Есть также методики контролируемого плача (родители выходят на время, затем возвращаются). «Ребенок не понимает что происходит, чувствует себя плохо. Плач означает: «я тебя зову», «мне нужна помощь». А мама не приходит. Или приходит и вдруг уходит. У ребенка происходит разрыв шаблона. Ребенок чувствует себя покинутым, ненужным, ему одиноко, страшно», - поясняет Ольга Александрова.

«Спит как младенец» - для многих семей с детьми эта фраза - вовсе не констатация очевидного факта. А некоторым она и вовсе может показаться издевательской. Детский сон, а точнее его отсутствие, может стать источником постоянного стресса для всей семьи, а желание наконец-то нормально отдохнуть - затмить все прочие желания и проблемы.

Когда нервные перегрузки и туман в голове принимают катастрофические масштабы, а ребенок засыпает с истериками, или просто капризничает перед сном, измученные родители начинают искать пути решения проблемы. Если эта проблема коснулась и Вас, и после внимательного изучения разнообразной информации Вы приняли решение попытаться научить ребенка самостоятельному засыпанию, наверняка возникнет вопрос: «С чего же начать?».

Применение методики засыпания - это лишь 10% того, на чем важно сосредоточиться.

Главной задачей станет подбор ключика ко сну именно Вашего крохи. Процесс начинается с обеспечения правильной . Это значит, что для начала предстоит позаботиться о создании , а также синхронизировать ребенка с его естественным циркадным ритмом , иначе говоря, его личными внутренними часами.

Так процесс обучения сну пройдет наиболее комфортно для Вашего малыша. Хорошая подготовка уменьшает количество сопротивления при укладывании и позволяет малышу научиться спать без Вашей помощи быстрее.

Обучение сну возможно проводить после 4 месяцев.

Мы хотим быть уверены, что четко понимаем, как работает организм малыша, в какое время он хочет спать, есть, быть с нами. Такое понимание обретается, когда формируется более менее угадываемый ритм, что происходит после созревания внутренних систем организма и нервной системы. Понимание детских потребностей и их удовлетворение - главная задача родителя. Не приступайте к использованию методики засыпания, если не уверены, что правильно выбираете время сна.

К каждому малышу свой подход!

Приготовьтесь к тому, что не каждая из существующих «сонных техник» идеально подойдет именно Вашему малышу. Хотя любой из методов может сработать в какой-то степени, для того, чтобы добиться хороших результатов, потребуется изучить, а может быть, и испробовать несколько вариантов.

Наиболее важным моментом в обучении самостоятельному засыпанию является соблюдение постоянных условий сна и действий на укладывание . Поэтому, изучив методики, остановитесь на одной, той, которая покажется Вам наиболее подходящей, и которой Вы точно сможете придерживаться.

Обучение сну доставляет малышу дискомфорт.

Как бы мы не хотели уберечь своего кроху от излишних слез, плач ребенка является неотъемлемой частью обучения самостоятельному засыпанию. Изменение привычных правил на засыпание неизбежно вызывает протест малыша, ведь ему так хочется уснуть. Такой протест может сопровождаться слезами вне зависимости от выбранной методики.

Наша задача - сделать все возможное, чтобы количество слезок стало минимальным, а обучение прошло как можно более комфортно для нашего малыша. Именно поэтому, не бросайтесь применять методику сразу! Убедитесь, что Вы корректно выполнили все этапы , и сформировали четкий план действий для выполнения завершающего этапа - обучения сну.

Обучение сну - процесс не бесконечный.

Если Вы строго придерживаетесь плана, а Ваши действия понятны малышу, процесс обучения сну занимает не более 2-3х недель. Знание о конечности такой работы придает больше сил и мотивации на ее завершение.

Навык самостоятельного засыпания - недостающий элемент здорового сна.

Сон - это система, на которую влияют различные факторы. Также как нехватка одного элемента пазла не позволяет насладиться красотой целой картины, отсутствие навыка самостоятельного засыпания у ребенка может снижать эффективность всех других мер, принимаемых для обеспечения сна малышу, а, значит, ухудшать качество сна всей семьи.

Итак, если Вы готовы начать борьбу с , пришло время определиться с выбором стратегии. Приведу 4 основные техники, позволяющие научить малыша засыпать быстро, самостоятельно, и спать всю ночь.

Методы и техники обучения ребенка сну

Методы постепенных изменений

Мне бы хотелось начать рассказ с тех методик самостоятельного засыпания ребенка, которые вызывают меньше всего протестов и плача у него самого. Несмотря на то, что они требуют больше времени для достижения результата, такие методики имеют и свои большие плюсы. Главным из них является то, что они подойдут родителям, которые против того, чтобы детки плакали в одиночестве. Если Вы не готовы оставлять малыша плачущим ни на минуту, присмотритесь к следующим методам:

1. Метод без слез, также известный как «Обними и положи»

Как это работает?

Методику довольно точно описывает ее название. Ребенок лежит в своей кроватке, а Вы находитесь рядом. Каждый раз, когда малыш начинает плакать, Вы берете его на руки, обнимаете и кладете обратно, как только плач прекращается. Если кроха снова начинает проявлять беспокойство, нужно снова брать его на руки и успокаивать, а затем возвращать в кроватку. Процесс повторяется до тех пор, пока малыш не заснет.

Тонкость заключается в том, что успокоенный малыш должен заснуть в кроватке, а не в маминых объятиях. Так он не только научится успокаиваться самостоятельно, но и будет понимать, чего ему ждать от окружающих и конкретно от Вас. Проснувшись в кроватке, он сможет заснуть снова без посторонней помощи.

Укладывание по методу «Обними и положи» может затягиваться на час или даже дольше, и повторяться несколько раз в течение ночи. Для этого понадобится много терпения, выдержки, настойчивости и сил, чтобы воплотить в жизнь такой сценарий.

Кому подойдет?

Особенно хорошо такая мягкая методика самостоятельного засыпания помогает убрать ассоциацию на укачивание перед сном. Также подойдет родителям, которые готовы к долгой работе и постоянному присутствию рядом с детьми.

Т.Хогг «Чего хочет ваш малыш» ; Э. Пэнтли «Как уложить ребенка спать без слез»

2. Метод стула

Как это работает?

Для воплощения этой методики самостоятельного засыпания Вам понадобится «реквизит» в виде стула. Поставьте стул рядом с колыбелькой или детской кроваткой. Сидите с засыпающим малышом и не покидайте комнату, пока он не заснет полностью. Можете помогать ему успокаиваться в кроватке руками или голосом. Спустя две - три ночи начните постепенно отодвигать стул от кроватки и уменьшать количество Вашего участия в засыпании. Сдвигайте его на шаг-два дальше каждые две-три ночи.

Постепенно Вы доберетесь до выхода из комнаты. Оказавшись за дверью спальни, Вы, при необходимости, сможете давать малышу знать, что мама рядом, разговаривая с ним.

Кому подойдет?

Подойдет, если ребенок спит с мамой, привык к тому, что родители всегда рядом и тяжело переносит разлуку.

Литература на русском языке пока недоступна.

Этот инструмент помогает обеспечить здоровый сон ребенку и всей семье и перейти на новый уровень взаимопонимания и доверительных отношений.

Радикальные методы

Если ребенок обладает упрямым характером или излишне стимулируется Вашим присутствием, возможно, придется выбрать один из более радикальных подходов. Они могут сопровождаться бОльшим сопротивлением и сильным плачем, однако и результат проявляется гораздо быстрее.

Еще раз обращу Ваше внимание на то, что сначала нужно удостовериться, что выбранная методика соответствует темпераменту ребенка, а Вы готовы к тому, чтобы ее выполнить.

3. Метод Фербера-Эстивиля (метод временных интервалов, контролируемого плача, «пришел-ушел»)

Как это работает?

Ричард Фербер нашел способ, как приучить ребенка спать в своей кроватке без присутствия взрослых. При этом мама сама определяет, сколько времени должно пройти с момента, когда малыш начнет плакать до того, как войти и успокоить его. Его идейный последователь, Эдуардо Эстивиль, предлагает использовать четкие временные отрезки.

Методика обучения самостоятельному засыпанию по Ферберу-Эстивилю происходит так: Когда Вы завершили все , поместите малыша в кроватку, поцелуйте, пожелайте спокойной ночи и выходите из комнаты. Если ребенок плачет перед сном, вернитесь в комнату спустя 3 минуты после начала плача и успокойте кроху так, как Вы это делаете обычно. Лучше постараться не брать малыша на руки и не подкармливать.

Когда ребенок успокоится, снова выйдите из комнаты. Если он начинает плакать снова, выждите 5 минут перед тем, как войти в комнату. Повторяйте действия, постепенно увеличивая интервалы между началом плача и Вашим возвращением в комнату.

Кому подойдет?

Этот метод самостоятельного засыпания ребенка пользуется популярностью. Его преимущество в гибкости и адаптивности. Поэтому его можно приспособить под особенности практически любого ребенка.

Р. Фербер «Сон ребенка. Решение всех проблем» , Э. Эстивиль «Спите спокойно».

4. Метод исключения плача («до встречи утром», «дать проораться»)

Как это работает?

Как и в предыдущем случае, после завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи Вы выходите из комнаты и… игнорируете все проявления недовольства малыша до утра.

Эта техника вызывает массу сомнений и споров, а также протестов со стороны родителей, однако и она может быть выходом в Вашем случае, особенно если ребенок отличается энергичностью и упрямством.

Кому подойдет?

Родителям с очень крепкими нервами. Начинающим обучение сну детей в возрасте от 9 месяцев и старше. Тем, кто уверен и последователен в своих действиях. Если Вы срываетесь, и хотя бы единожды откликаетесь на плач, это дает малышу ложную надежду на возвращение прежних правил на засыпание и только усиливает проявления недовольства. Чтобы немного облегчить процесс для восприятия, Вы можете использовать видео-няню и следить за состоянием ребенка дистанционно.

М.Вайсблут «Здоровый сон - счастливый ребенок».

Если Вы видите, что поведение малыша меняется, можете комбинировать техники самостоятельного засыпания, плавно переходя от постепенных к более радикальным. Наблюдайте за ребенком, выбирайте методики, которые, по Вашему мнению, подходят ему больше всего.

Еще раз напомню, что правильное применение методик - не основная цель. Любые методы укладывания ребенка не могут работать без создания и соблюдения .

Не так важно, что Вы делаете, для малыша, важно, в какое время это происходит.

Обучение сну не отменяет необходимости общения с крохой, пения колыбельных, чтения сказок и вечерних обнимашек! Применяемая методика не определяет модель Вашего поведения в ответ на потребности малыша во время бодрствования. Это инструмент, с помощью которого Вы обеспечиваете здоровый сон Вашему крохе и всей семье и переходите на новый уровень взаимопонимания и доверительных отношений.

Если Вы не уверены в своих действиях, боитесь совершить ошибку, ищете поддержки понимающей Вас мамы, обратитесь за ! Вместе мы найдем верный путь к Вашим высыпашкам.

Скорых сладких снов Вашим деткам и Вам, конечно!))