Буры против Британцев. (40 фото)


В Россию переезжают буры – потомки голландских колонистов из Южной Африки, белые протестанты, бегущие от притеснений со стороны негритянского большинства. В общей сложности переселиться в нашу страну готовы 15 тысяч буров, но пока для ознакомления прилетела в Ставрополье небольшая делегация, семья землевладельцев Янн, Ади и Тереза Слебусы. Другие 30 семей готовы вылететь в Россию в любое время, чтобы обзавестись за свой счет землей и хозяйством.

Казалось бы, где Россия, а где Африка и буры?

Неудивительно, что поначалу такая новость вызывает недоумение и подозрение. Однако всё объясняется довольно просто. В последние годы – лет уже как 20 – в ЮАР идут гонения против белых со стороны негритянского населения, с каждым годом всё больше напоминающие геноцид.

На граждан с белым цветом кожи, т.н. африканеров-протестантов, нападают на улицах и дома, их избивают, насилуют, отнимают земли, имущество – и всё это без каких-либо уголовных последствий, так как гонения полуофициально поддерживаются на государственном уровне. Так, по данным Сельскохозяйственного союза Трансвааля, только в прошлом году в результате 345 нападений погибли 70 человек.

Всего за последние 10 лет погибших насчитываются сотни, а пострадавших – тысячи, но точной статистики никто не ведет. Да и международные правозащитные организации, равно как и свободолюбивые западные СМИ , предпочитают громко не говорить о страданиях буров, ограничиваясь сухими отчетами и сообщениями.


Между тем в ЮАР разворачивается нечто подобное апартеиду, но уже против белых – этакий бумеранг истории в ответ на издевательства европейцев над африканцами.

Буры, сто лет назад схватившиеся в смертельной схватке с англичанами за колонии в Южной Африке, в начале XXI века вынуждены убегать с земель, ставших за столетия родными. Они стали покидать ЮАР и уезжать в другие страны – прежде всего, конечно, западные.

Однако, будучи людьми религиозными и сохранившими традиционные ценности, буры столкнулись с непониманием постмодернистского Запада, где всё традиционное загнано в угол, всё разнузданное возведено в норму, а церкви перестраиваются в ночные клубы. Перед некоторыми из них, кто не захотел перестраиваться на прогрессивный лад, встала задача найти близкую по духу страну. И их взоры устремились к России.

Вот как сами буры объясняют то, почему в поиске убежища они обратились к нашему Отечеству: « Нас воодушевляет начавшееся в Российской Федерации возрождение любви к Отечеству, христианству и верности вековым ценностям. У российского народа, на наш взгляд, славное будущее. Нас вдохновило развитие России в последние годы.

Мы христиане. Мы за традиционные ценности. И возрождение таких ценностей в России привлекает нас. Основная проблема Южной Африки либерализм. И западные либеральные ценности. Именно либералы создали ситуацию, в которой мы оказались, так что мы бежим еще и от либерализма » .

Звучит как идеологический и политический манифест. Буры-традиционалисты-антиглобалисты, притесняемые чёрными расистами и не принятые либеральной Европой, видят своё спасение в России как оплоте последних здоровых сил христианского мира.

Это выбор не просто удобной территории для проживания, но духовный выбор.

К примеру, первым делом делегация хочет посетить Кафедральный собор Ставрополя , подняться на колокольню и осмотреть окрестности своей возможной новой родины, пообщаться с казаками и местными жителями, чтобы понять, чем живёт южная русская земля. Так не едут на место побывки, так не проводят колонизацию – это поиск своего будущего.

Впрочем, циники, привыкшие воспринимать мир как большой зверинец, заподозрят здесь подвох: ну не может человек, согласно материальному мировоззрению, искать что-то иное, чем хлеба и зрелищ. А как же заветное «рыба ищет где глубже, а человек где лучше»? Значит, точно обманывают и притворяются, чтобы оттяпать гектары российских просторов.

Да, буры практичные и хозяйственные люди, они привыкли всё рассчитывать, умеют трудиться и копить материальное добро – даром что ли протестанты.


Однако, если бы их намерения были исключительно материальные и бытовые, то бурам выгоднее было бы переехать в Австралию или Канаду . Российская глубинка, следует признать, не самый лучший вариант для тех, кто хочет жить богато и комфортно – при всех наших природных богатствах уровень инфраструктурного развития и административного управления оставляет желать лучшего.

Не секрет, что в России переселенцы обычно сталкиваются с огромными проблемами – начиная от оформления документов и заканчивая трудоустройством. Местные власти научились привлекать инвестиции, деньги, но часто совершенно игнорируют проблемы приезжающих на постоянное жительство людей. В том числе бывших соотечественников и людей близких по духу и вере – переселенцы из Донбасса не дадут соврать. Несомненно, здесь огромное поле для работы власти и совершенствования госуправления.

Однако парадокс заключается в том, что в последнее время в Россию тянет иностранцев – но не тех, кто едет за достатком, а тех, кто ищет нечто более важное, чем деньги. Едут не за ценниками, а за ценностями.

Хорошо известна история немецкой семьи Мартенсов, которая в 2016 году покинула Германию из-за обязательных для детей уроков т.н. секс-просвещения. В Новосибирской области, куда изначально поехала многодетная семья переселенцев, у немцев не заладилось, и после года мытарств в не самых комфортных условиях им помогли переехать в Ставрополье, где наконец удалось получить дом, работу и даже завести 11-го ребенка (уже уроженца России).

Но можно себе представить разницу между спокойным бюргерством в Германии и тем, что пришлось пережить Мартенсам в России – к вопросу о целях иностранных переселенцев.

Не менее трудно с бытовой точки зрения приходится и старообрядцам, которые в последние годы стали возвращаться из стран Южной Америки на земли предков, преимущественно на Дальний Восток.

За последние семь лет переселилось более 150 старообрядцев, которым передано в хозяйствование 1344 га в Амурской области и 2746 га в Приморском крае . Но несмотря на то, что государство уделяет им внимание (были выделены помощники и ответственные чиновники), приехавшие сталкиваются с постоянными проблемами, начиная с элементарной электрификации и сбыта сельхозпродукции.

Но при всех трудностях, с которыми столкнулись старообрядцы в России, от них не услышишь обидных слов о новом старом Отечестве, не увидишь озлобленности. Они живут по принципу «не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя, спроси, что ты можешь сделать для своей страны».

Кроме того, в отличие от буров и семьи Мартенсов, которые ищут традиционные ценности в России, старообрядцы сами привносят их нам, будто бы возвращая кусочки дореволюционного русского общества.


Но и те и другие приезжают в Россию не за лёгкой жизнью, а за лёгкой душой.

Россия – не потребительский рай и никогда им не станет, не стоит соревноваться в этом с Западом (хотя обустраивать свою землю, конечно, необходимо). У России другая миссия, и она проявляется всё больше и откровеннее с каждым годом.

По мере того как постмодернизм Запада становится всё агрессивнее, подводя целые народы к полной нравственной деградации, Россия при всех недостатках, зачастую порождённых подражательством тому же Западу, всё больше проявляет себя в глазах многих иностранцев как антипод агонизирующему несправедливому миропорядку.

В России видят защитника евангельских заповедей и традиционных ценностей, принципов равенства народов и справедливости.

В то же время это не повод возгордиться, необходимо обойтись без лишнего мессианского пафоса и уникального статуса. Русским самим предстоит многое сделать для возрождения национального самосознания, обретения нового традиционализма, который даст свежесформулированные ответы на современные вызовы.

Нам еще требуется выстроить в полной мере справедливое общество, а также переосмыслить ключевые установки в экономике, госуправлении, образовании.

России наконец предстоит внедрение в жизнь тех принципов и идеалов, которые находятся в культурном коде русского мира и которые, как мы видим, привлекают людей из самых далёких уголков мира.

Тогда на торговых кораблях приплыли португальцы из экспедиции Бартоломеу Диаша и высадились на здешний не слишком гостеприимный берег. Земля была малонаселенной, но местные воинственные дикари не показались дружелюбными. Места эти не заинтересовали торговцев и они отправились дальше на поиски Индии.
Спустя почти 200 лет голландская экспедиция Яна ван Рибека основала первую колонию на мысе Доброй Надежды 6 апреля 1652 года под названием Cape Town. Голландцы, подобно португальцам, очень быстро удостоверились, что местные племена напрочь лишены коммерческой жилки и торгово-обменным операциям предпочитают более прагматичные отношения - содрать с неосторожного белого кожу или на худой конец - расчленить как-нибудь поэкзотичнее. Но благо дикарей было немного, что позволило со временем наладить кое - какие отношения с двумя местными племенами по принципу кнута и пряника.

На протяжении двух веков 17и 18-го сюда сплошным потоком хлынули переселенцы из Голландии- земли в отличие от своей родины здесь было много и хорошего качества. Сюда же в Южную Африку прибывало множество гугенотов из Франции, там как раз начались гонения и убийства еретиков.
А дикари земледелием рук не пачкали, кочевые скотоводы превращали в пустыню территории, где проходили. (Кстати пустыня Сахара человеческих рук дело, подобных скотоводов.) Мало того они сами были колонистами, прибыли сюда уничтожая и ассимилируя коренные народы...
В итоге идущие с севера негры столкнулись с идущими с юга европейцами. После ряда столкновений установилась граница.

Поскольку кафры были воинственными племенами, то на роль рабов не годились, а недостаток рабочий рук восполнялся завозом пленников из Индонезии, Мадагаскара, Азии. Со временем они частично смешались с европейцами и появились два новых народа: южноафриканская раса цветных Cape Malays или Cape Coloured, а наиболее консервативные колонисты - фермеры составили костяк - народа буров, куда кроме голландцев и французов, влились потомки немецких переселенцев.
Буры в государстве - колонии Голландии спокойно осваивали просторы Южной Африки почти полтора века, пока на горизонте не появились конкуренты в виде британской Ост-Индской компании. В 1795 году под предлогом противостояния угрозе Наполеона Бонапарта, английские регулярные войска высадились на южноафриканском побережье и захватили слабо защищенные поселения буров. В марте 1802 года после подписания Амьенского соглашения, когда Нидерланды после поражения Бонапарта стали свободными, Британия на короткое время вернула захваченное. Но через три года передумала и отобрала эти земли вновь под предлогом возврата долгов британской короне обанкротившейся голландской компании, что основала эту колонию...
В 1815 году Венский конгресс юридически закрепил эти земли за Британией. Кто - то хочет поспорить с Владычицей морей? Нет желающих?
Сначала аннексировав эти земли, они потом ещё их же и купили, правда, так хитро, что в реальности не уплатили ни копейки. Однако это дало право, Артуру Конан Дойлу, написать следующие строки в своей книге об англо-бурской войне: «В нашем обширном собрании стран, пожалуй, нет другой страны, права Британии на которую были бы так же неоспоримы, как на эту. Мы владеем ею на двух основаниях — по праву завоевания и по праву покупки».
Вскоре англичане создали бурам невыносимые условия существования, запретив обучение и делопроизводство на голландском языке и объявив английский язык государственным. Плюс к этому Англия в 1833 году официально запретила рабство. Правда, «добрые» англичане назначили выкуп за каждого невольника. Но, во-первых, сам выкуп был вдвое меньше принятой цены, а во-вторых, получить его можно было только в Лондоне, и то не деньгами, а государственными облигациями, в которых слабо образованные буры просто не разбирались.

К этому времени на территории Южной Африки сложилась любопытная смесь национально-рассовых отношений.

Негритянское население люто ненавидело всех белых без разбора и пребывало с ними в состоянии вялотекущих военных действий. Англичане, гордые своей страной и своей нацией, обладали непомерными имперскими амбициями и чувством превосходства над всеми не англичанами, плюс не забывали и о коммерческих интересах Ост-индской компании. Вот что говорил небезызвестный нам Чемберлен: «Во-первых, я верую в Британскую Империю, во-вторых, я верю в британскую расу. Я верю, что британцы - величайшая из имперских рас, какие когда-нибудь знавал мир»...

Буры фанатично отстаивали морально-религиозные принципы кальвинизма, а именно глубокий индивидуализм, пасторальные образ жизни, аскетизм, самодостаточность, замкнутость.

А на первом и главном месте было представление о своей новой родине как о божьем заповеднике, в котором им, бурам, Господь доверил заботу о братьях младших по вере и разуму...
Первая половина XIX века была отмечена в истории Южной Африки двумя грандиозными потрясениями.

Первое связано с появлением в зулусской нации имперских амбиций. Так как король Шака Зулу объединил разрозненные племена под своим началом, а затем приступил к методичному вырезанию неродственных соседей и захвату их территорий.

Второе: это Великий Исход - отказ буров от городской жизни в прибрежных поселениях, общественно-экономическая жизнь которых всецело подчинялась коммерческим интересам британской Империи, и поход вглубь страны в поисках свободы и независимости.
Вот как описывает буров Марк Твен, посетивший юг Африки: «Буры очень набожны, глубоко невежественны, тупы, упрямы, нетерпимы, нечистоплотны, гостеприимны, честны во взаимоотношениях с белыми, жестоки по отношению к своим чёрным слугам… им совершенно всё равно, что творится в мире».
Краеугольным камнем для понимания всей дальнейшей истории Южной Африки стала трагедия Пита Ретифа, одного из предводителей буров-первопроходцев, чей отряд столкнулся на бескрайних равнинах Наталя с зулуссами и их вождем Дингане. Он пригласил Ретифа с товарищами в свою резиденцию в Мгунгундлову, якобы для подписания мирного договора, а затем отдал своим воинам команду:«Убейте этих колдунов!».
Сначала были убиты Ретиф и 70 - его соратников. А затем зулуссы внезапно напали на остальных буров бывших в лагере. Пит Ретиф, его сын, переселенцы и их слуги, общим числом 530 человек, были растерзаны, а останки Ретифа-старшего брошены на холме на съедение диким зверям.
Буры долго готовили возмездие, почти полгода, зато каким сокрушительным оно было! 16 декабря 1838 года на берегу реки Нкоме 470 буров-первопроходцев под предводительством Андриэса Преториуса сокрушили армию зулусов в которой было по разным оценкам от 10 до 20 тысяч воинов. Результат сражения не имеет аналогов в мировой истории: трое раненых буров и три тысячи убитых зулусов! Вы спросите, а что тут такого? Толпа дикарей против обученных стрелков? А я вам отвечу, что бывало и наоборот. К примеру в сражении
у холма Излдвана 1397 английских солдат были уничтожены зулусами потерявшими чуть больше 3000 убитыми, выжили лишь немногие англичане попавшие в плен, даже пушки им не помогли...

Четырьмя днями позже кости Пита Ретифа были собраны и захоронены по христианскому обычаю. Любопытно, что 16 декабря, свято поминаемое в годы апартеида как День Завета, празднуется и после 1994 года - правда, под другим названием: как День Примирения. Только странно кого с кем?
Как бы там ни было после битвы на Кровавой Реке буры окончательно и бесповоротно избавились от последних иллюзий по поводу возможности мирного сосуществования с племенами, населяющими Южную Африку, и обособились в двух уникальных государственных образованиях в глубине страны - Южно-Африканской Республике и Свободной Оранжевой Республике.
Кто знает как сложилась бы история, но в 1870 году в Кимберли обнаружилось громадное месторождение алмазов, мимо которых британцы не могли пройти мимо ни при каких обстоятельствах.

Этот булыжничек 222 грамма весом и в 1111 карат, он в три раза меньше, чем найденный тут же Кулинан 3106 карат или Серхио 3167 карат

Причем обратите внимание. Бурам было не интересно это месторождение, они были земледельцами и ими оставались, но огромные потоки проходимцев, бандитов, авантюристов со всего света, а в первую очередь из Англии хлынули сюда. Одним из новоприбывших был Сесил Джон Родс, будущий основатель компании «Де Бирс», а также двух новых английских колоний, скромно названных в честь него Южной и Северной Родезией. В итоге количество копателей, стало равным коренным жителям - бурам... И разумеется под покровительством Британии эти головорезы и искатели сокровищ захотели иметь гражданство и все права какие имелись у буров, а больше всего их бесило обложение налогами... Иностранцы всё громче стали требовать для себя гражданские права. С этой целью даже была создана правозащитная НПО «Комитет Реформ», финансируемая Сесилом Родсом и другими горнорудными королями. Забавное дополнение - требуя для себя гражданство в Трансваале, ойтландеры, однако, не желали отказываться и от британского подданства.
Компания «Де Бирс» смогла стать лидером и монополистом на рынке торговли алмазами лишь после того, как получила поддержку торгового дома Ротшильдов.
А новый губернатор Капской колонии Альфред шлёт в метрополию доклады, сильно преувеличивающие бедственное положение ойтландеров в Трансваале и посылает секретный доклад разведки, в котором буры выставляются в дурном свете. А тут еще обнаружили золото.

Проклятое золото! В феврале 1886 года австралиец Джон Харрисон, добывавший камень для строительства здания на «Ферме Ланглахте» в южноафриканских горах Витватерсранд, случайно обнаружил породу, которую он опознал как золотоносную...

Золото, добываемое в Трансваале, шло прямиком в лондонские банки, среди владельцев которых традиционно было много евреев.
Кстати, английские политики совершенно справедливо замечали, что «казначейство не получает ни единого фартинга с трансваальских или каких-нибудь иных золотых приисков». Эти доходы получали частные владельцы банков. Здесь вскоре будет добыто 40% всего мирового запаса золота!
Закономерный итог: две англо-бурских войны 1880-1881 и 1899 - 1902 годов

Да, буры нанесли англичанам ряд незабываемых поражений, даже фактически выиграли первую войну, но в итоге проиграли... Да и как могли тягаться самоотверженные фермеры против обрушившейся на них всей своей мощью Британской Империи? Удивительно, что они смогли продержаться так долго...


Редьярд Киплинг (в первом ряду справа) среди военных корреспондентов в Южной Африке...

А Британии чтобы победить пришлось напрячься, и даже перестроить свою военную машину...


Today you are in flame!
A Boer is sitting by the tree
He"s sad, he"s old and lame.

What"s wrong with you, my good old man?
And why are you so sad?
I"m sorry for my people slain
And for my fathers land.

I had ten sons before this strife
And three of them have died,
But seven others still alive
Continue bitter fight.

My oldest son - grey-haired old man
In action was he killed,
With no cross and no pray
They buried him in the field.

My youngest boy - thirteen years old
He said: “I’ll join you! Please!”
But I was firm: “I know you’re bold
But war is not for kids!”

He frowned and said:”I’ll go with you
Or else I’ll go alone!
I’m young and small, and that is true
But still my hand is strong!

Please, dad! You’ll never be ashamed
Of me - your “little boy”!
For our freedom and our land
I’ll fight and die with joy!”

I heard his word, I kissed his head
And took my boy with me,
And for the battlefield we left
For our right to be.

Through powder smoke he went ahead
He bravely fought and died
Black traitor shot him in the head
Like coward from behind.

Transvaal, Transvaal, my dear land!
Old Boer said once again
May us protect our God’s strong hand,
And other honest men . 

Здесь появились впервые отряды снайперов и диверсионные группы, отрабатывалась тактика партизанской войны. И это далеко не все достижения буров. Кроме того возмущенные кровожадной политикой Британиии прибывали военные добровольцы со всего мира сражаться на стороне буров. Иностранцы создали 13 своих отрядов. Разумеется тут отличились голландцы, французы, русские и представители других народов. Ф ранцузский полковник Вильбоа-Морель, получивший звание бригадного генерала, возглавил «европейский легион», состоявший из тринадцати иностранных добровольческих отрядов. В этих отрядах воевало 650 голландцев, около 400 французов, 550 немцев, 300 американцев, 200 итальянцев, 200 ирландцев и 200 русских.

Здесь впервые показали свое влияние на боевые действия скорострельные пушки и магазинные винтовки, бездымных порох и использование траншей, пулеметы максим и других систем, произошла полная смена боевого построения и исчезновение ярких мундиров.

Здесь в этих войнах родились новые способы ведения войны. К примеру англичане могут похвастаться бронепоездами, новой формой цвета хаки, а также концентрационными лагерями и тактикой выжженной земли...

Особенно последние пара великих достижений. Первое состояло в выжигании урожаев и фермерских домов, поголовном забое скота, отравлении рек и колодцев и первых пока еще робких экспериментов в сфере применения биологического оружия.

Пленный...

Почетная пальма первенства в создании первых в истории человечества концентрационных лагерей также принадлежит Британии... За три года второй англо-бурской войны в лагерях смерти уничтожили, благодаря голоду и болезням 26 тысяч 370 человек, из которых 24 тысячи составляли дети. А всего до 200 тысяч женщин и детей оказалось в этих лагерях. Им давали отравленную муку, сыпали в пищу толченое стекло...

Кроме того была опробована новинка! Формирование общественного мнения при помощи СМИ.
Это была не только первая «попытка принести Свободу и Демократию» в страны, богатые полезными ископаемыми. К началу 20 века человечество уже вовсю пользовалось телеграфом, фотографией и кинематографом, а газета стала привычным атрибутом каждого дома в цивилизованных странах...
Благодаря всему вышеперечисленному, обыватель по всему миру мог узнавать об изменениях военной обстановки буквально в течение нескольких часов. И не просто читать о событиях, но и видеть их на фотографиях и экранах синематографов.


Уинстон Черчилль в плену у буров (крайний справа).

Английские газеты, причём принадлежащие разным партиям и направлениям, писали примерно одинаковые статьи, рисующие буров дикарями, злодеями, жестокими рабовладельцами и религиозными фанатиками и для большей наглядности, иллюстрировались красиво нарисованными картинками.
Однако вряд ли стоит обвинять в развязывании войны одних только евреев-банкиров. Истерия вокруг буров легла на благодатную почву. Англичане искренне верили, что они рождены править миром и любое препятствие в реализации этого плана воспринимали как оскорбление. Существовал даже специальный термин, «джингоизм», означающий крайнюю стадию имперского шовинизма британцев.

Кто из нас не начитывался и не вдохновлялся фантастическими рассказами и историями об , о полных увлекательных приключений охоты на львов, страусов или на жирафов? Меньше есть рассказов про разбойничьи набеги и охоту на тамошних первобытных жителей, на их сокровища. Очевидцы историки и участники этих событий стеснялись жестокости своих земляков (белых европейцев), и когда уже надо было оправдать события, то возлагали вину на варварство дикарей, к которым они несли только культуру, хотя, не занесли, так как дикари перевелись, под их «культурной рукой», мол, неспособны к культуре. Поэтому не без причины пишет историк человеческой культуры Чемберлен, что исторические произведения, которые нам дают под названием истории, это не что иное, как оправдание всевозможных разбойных банд …, все это криминалистическая статистика, но не история.

Бывает, что целые народы, выросшие на разбоях, становятся в истории благодаря пропаганде героями. И когда их окончательно встретит беда, они добывают себе в глазах всего мира репутацию обиженных. Таким обиженным народом были в репутации человечества буры, жители Южной Африки, когда в конце XIX. века завоевала их Англия и присоединила к своим . И едва ли не весь мир в течение англо-бурской войны, сочувствовал тогда бурам, не зная или забывая про то, как сами буры разрушали на протяжении веков племена первобытных африканских жителей — бушменов, пока не получили себе титула носителей культуры и хозяйственной жизни и развития в Южной Африке.

Откуда они взялись? Со времени, как мореплаватель Дияц доплыл в 1486 году до выдвинутого на юге мыса Африки, а первые голландцы, минуя эти неприветливые побережья, объезжали кораблями вокруг Африки до фантастически богатой Индии в Азии, останавливаясь только в Южной Африке для отдыха в одном месте, известном сейчас как Мыс Доброй Надежды. С того времени пробовали некоторые колонисты оседать и здесь. Отсюда направлялись, чем раз, тем дальше в глубину материка, потому казалось, что и здесь можно хорошо зарабатывать: выпасать скот и получать различные ценные вещи, как правило, золото от тамошних дикарей. А когда завершилась тридцатилетняя война (1618-1648 г.), которая довела Европу до крайней нищеты, то целые ватаги военных разбойников, безработных и крестьян, узнав о рае в Южной Африке, плыли сюда. Плыли, как правило, голландские и немецкие крестьяне, потеряв все свое имущество, пускались куда глаза глядят и обедневшие англичане, да и много других европейских авантюристов.

В боях между собой, но больше с тамошними коренными жителями, они мешались, женились, плодились. Формировались среди той суеты самые удивительные истории, переходившие из уст в уста, вырастали фигуры, с которыми связаны названия городов, краев, что не раз являлись одинокими молчаливыми свидетелями сверхчеловеческих порывов и героических поступков людей, а то и целых племен. Южная Африка — это край, в котором совместная жизнь, а скорее постоянная борьба европейских авантюристов с дикарями, смешанных кровью и связанных общими интересами, создала на протяжении веков отдельный народ буров от немецко-голландского Бауэр (земледелец).

Но эти счастливые земледельцы никогда не знали покоя, тем более, когда здесь во второй половине XIX века начали открывать алмазные и золотоносные поля, когда все европейские государства начали делить Африку лоскутами и бороться за влияние. С тех пор борьба буров с Англией вплоть до потери в 1902 году самостоятельности, записанная на страницах истории рядом героических событий. Главной причиной этой борьбы был спор за богатства крупнейших на свете залежей алмазов, золотоносных жил, плодовитых земель, не считая угля, меди и других земных богатств.

Между территориями вместе с краем буров формирующих сегодня Южно-Африканскую республику (ЮАР), есть очень богатый край Родезия. Название этой страны связано с именем человека, который словно метеор засверкал на переломе XIX и XX века по всей Южной Африке, бросая свое сияние и тень на всю Европу, а затем погаснув, уйдя в забытье. Английская история несколько стыдливо умалчивает этого героя, хотя обязана ему получению целой колонии. Даже после смерти его тело не было отправлено в Лондон, чтобы положить между создателей империи. Оно покоится вдали от культурного мира, в стране дикого племени матагелов, прикрытое огромной каменной плитой с надписью: «Здесь покоятся останки Сесила Джозефа Родса». Присмотримся поближе к этой Фигуре.

Но уже в следующей статье.

В южные регионы нашей страны зачастили делегации из ЮАР. То в Ставропольский край нагрянут, то на Кубань,то в Крым. Казалось бы, африканцы,но негров среди них нет, одни белые. Это южноафриканские буры,потомки голландских переселенцев, подыскивают, куда бы им перебраться на постоянное место жительства после принятого Кейптауном закона об изъятии земель у белых фермеров. На родине владельцев 70% сельскохозяйственных угодий страны ждёт верная гибель от чёрной руки земляков, вот и ищут, куда бежать.

Три тысячи белых фермеров уже погибли, пытаясь отстоять свои наделы, после того как этой весной парламент ЮАР принял поправки к конституции, одобряющие безвозмездное изъятие земельных участков у африканеров. Три тысячи из 3 млн белых африканцев. Если бы во времена апартеида белые за короткий промежуток времени истребили столько же чернокожих людей, международные организации взвыли бы на весь мир от негодования. А сегодня они помалкивают – белых потомков колонизаторов, стало быть, убивать не запрещено. И плевать, что принятый закон противоречит международному праву, в частности конвенции 1947 года о неприкосновенности частной собственности. Впрочем, в своё время белые колонизаторы эту конвенцию не подписали – и теперь, стало быть, им остаётся пенять на себя. Или – бежать. Чем дальше, тем лучше, вот хоть в Россию.

Крымские татары испугались «белого бвану»

В Крыму делегацию буров, гостившую месяц назад, кто-то в шутку назвал «белоэмигрантами» – название тут же прилипло. Прочие шутки про гостей из Южной Африки, как правило, неполиткорректны и связаны с местными коренными народностями, кавказцами Ставрополья и крымскими татарами. Понятно, в каком контексте: шутят в основном про «белого бвану» и его «чёрного мгангу». «В Крыму началось замещение коренного населения! – бьёт в набат один из лидеров запрещённого в России меджлиса крымско-татарского народа* Эскендер Бариев. – Стоит вопрос, чтобы расселить на полуострове буров!» Расселить-то их, наверное, можно, вот только буры нипочём не желают расселяться частями, а хотят выбрать для дальнейшего проживания одну страну. Провозгласив этой весной лозунг «Время уезжать!», первоначально они обсуждали два варианта своего массового исхода – в США и Австралию. Но американцы нынче принялись отгораживаться от Мексики стеной с колючей проволокой и портить отношения с Канадой, так что принять 3 млн буров – для Вашингтона манёвр категорически несвоевременный. В свою очередь, австралийские власти готовы встретить буров с распростёртыми объятиями, но предлагают им осваивать северные территории – земли аборигенов. А климат там, признаться, суровый. И бурам к тому же нисколько не улыбается повторение их же африканской одиссеи.

Так что 3 млн голландских колонистов вскоре могут появиться в России – в Крыму, а также в Ставропольском и Краснодарском краях. Возможно, понравится им и в Ростовской области. Республики Северного Кавказа их, откровенно говоря, не привлекли – переселенцы опасаются, что не найдут общего языка с местным населением. Идеально было бы не разбредаться, а всем перебраться в Крым, считает лидер переселенцев, профессор Ян Адриан Шлебуш. Но полуостров, население которого за четыре года и так увеличилось с 2 млн человек чуть ли не вдвое (за счёт «понаехавших» украинцев и молдаван), может тогда пойти на дно. Впрочем, профессор Шлебуш полагает, что проблема перенаселения южных российских земель во многом надуманна, и напоминает, что в XIX веке государь император всероссийский уже привлекал колонистов из Германии и с Балкан осваивать южные земли. Буры же издавна известны как умелые фермеры, напомнил профессор Шлебуш, а климат Южной Африки во многом похож на крымский.

У кого деньги, у того и земля

Переезжать с места на место бурам не впервой – изначально они перебирались в Африку из Голландии, а затем, когда в XIX веке Кейптаун у них «отжали» англичане, продолжили свой путь на восток континента. Исторически так сложилось, что у местного чернокожего населения к труду на земле не лежала душа. Зато белые африканеры вкалывали на ней как проклятые. Эту особенность знал и понимал Нельсон Мандела – но не его последователи, обуреваемые жадностью. Чтобы вы понимали: по соседству, в Зимбабве, что-то похожее совсем недавно уже происходило. Белых фермеров – их было порядка 5 тыс. – изгнали с наделов в начале нулевых при Роберте Мугабе. Однако новые чернокожие хозяева за короткий промежуток времени довели эти угодья до полнейшего упадка. И сменщик Мугабе, президент Эммерсон Мнангагва, решил, пока не поздно, ситуацию переиграть. Своим указом он вернул угодья белым африканерам. И вот уже агентство Рейтер подписывает фоторепортаж, повествующий о восстановлении статус-кво: «Слёзы радости, когда белый фермер возвращается на захваченную у него землю». Рыдают от счастья, разумеется, оголодавшие чернокожие люди. Скорее всего в ЮАР эта трогательная история со временем повторится. Но пока там действует новый закон об изъятии у белых фермеров их земельных угодий (а это, по данным агентства Блумберг, порядка 73% всей пахотной земли в стране), и буры не успевают хоронить своих близких, убитых чернокожими земляками. Самое время всерьёз задуматься о смене местожительства.

Если верить данным Блумберга, остаться в ЮАР намерены лишь несколько тысяч африканеров. Таким образом, на ПМЖ за границу со дня на день готовы рвануть без малого 3 млн человек. Судя по тому, что других вариантов, кроме российского, у переселенцев не остаётся, поедут они в итоге именно к нам – не только со своим сельскохозяйственным опытом, но и с немалыми денежными накоплениями. Хорошо это или плохо? Не спешите с ответом. Сегодня в Крыму приватизировано не более 5% земельных угодий, и это в основном золотоносные пляжные зоны. Остальная земля находится в государственной собственности – формально, а на самом деле все жирные угодья с виноградниками, табачными плантациями и полями с лавандой и прочими эфиромасличными культурами уже поделены. Но у их фактических хозяев не хватает средств, чтобы де-юре закрепить статус-кво. Зато у переселенцев денег невпроворот. И они запросто могут подвинуть в сторону этих самых фактических хозяев – приближённых местных чиновников и силовиков не самого высокого уровня. Не у дел окажутся и крымские татары, мечтающие заполучить в собственность сельскохозяйственные наделы на южном берегу и в районах, не испытывающих недостатка в воде. С зажиточными бурами они просто не смогут тягаться мошной. Не послужит ли всё это эскалации напряжения на полуострове?

Из африканской житницы – в российскую

Этой осенью в Госсовете Крыма вопрос о переселении буров рассмотрят уже на законодательном уровне. Больше всего депутатов волнует вопрос, а хватит ли у приезжих денег, чтобы осесть на полуострове, не требуя от государства компенсаций и прочих мелких подачек? Разъясняют эту тревогу так: мол, нам известно, что «белые» наделы в ЮАР выставлены на торги, причём дело приняло массовый оборот, и земли продаётся много. А вот покупателей нет. Те же Шлебуши безуспешно продают свои 22 гектара земли примерно за 25 млн российских руб­лей и уже готовы сбросить цену чуть ли не вдвое, ведь в Крыму гектар сейчас идёт примерно по полмиллиона. Другой насущный вопрос: как буры отнесутся к тому, что им в первую очередь предложат обезвоженные северные земли? Но в Крыму, похоже, настроены на порядок гостеприимнее, чем на Кубани, – тамошние законодатели пока и слышать не хотят об африканских переселенцах. Что же касается Ставрополья, то там рассудили практически, мол, соседи-адыгейцы у нас и так хозяйничают, не уплачивая в бюджет ни копейки, так уж пускай приезжие африканцы оформляют на себя те же пастбища и прочие наделы на 99 лет (это их основное условие) и пополняют краевой бюджет. Край многонациональный, «переварит» и трудолюбивых буров. В общем, вопрос о сельскохозяйственной колонии африканцев практически решён – непонятно пока только, сколько людей в этом году переедет на новое место из провинции Фрайстаат, главной житницы ЮАР.

Васви Абдураимов, крымско-татарский общественный деятель:

– Если вопрос с переездом буров в Крым всё-таки решится, неизбежно возникнет земельный вопрос. Одно дело, если они будут претендовать на земли севера полуострова, помогут в мелиорации, вложат свои накопления в развитие этих территорий, и другое, если они положат глаз на хорошо освоенные, но пока не приватизированные угодья в центральном Крыму и на юге. Тут может произойти столкновение интересов. Буры – народ воинственный, так что ничем хорошим это, подозреваю, не закончится.

* Общественное объединение «Меджлис крымскотатарского народа» (решение Верховного Суда Республики Крым от 26.04.2016 и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2016) признано экстремистской организацией

Как трудовая миграция привела к потере независимости

Первая в мире война за демократию, в которой в качестве предлога для оккупации независимого государства и овладения его природными ресурсами использовалось «нарушение прав человека» и «ущемление демократических свобод» - это не война в Ираке 2003 года, как многие наверно подумали. Нет, это совсем другая война, произошедшая столетием раньше - Англо-бурская война 1899-1902 годов.

Более того, в качестве предлога к этой войне было использовано ущемление прав даже не граждан, а иностранцев, приехавших на заработки, и поселившихся в стране. То есть, нарушение прав трудовых мигрантов.

В конце статьи содержится список очень хороших книг об Англо-бурской войне, а пока напомним историю вопроса. Кто такие англичане, объяснять наверно не нужно, а вот о бурах следует немного рассказать.

Буры (африканеры) - это народ, образовавшийся при смешении эмигрировавших в Южную Африку в 17-м веке голландских крестьян («бур» в переводе со староголландского и есть «крестьянин»), и французских гугенотов (протестантов-кальвинистов), среди которых было много дворян и горожан. И хотя голландцев приехало в Южную Африку значительно больше, чем французов, но французский элемент был очень силён, и поэтому не удивляйтесь обилию французских фамилий среди прославленных бурских генералов, противостоявших англичанам - Жубер , Кронье , Деларей , Девет .

И голландцы, и гугеноты исповедовали одну и ту же религию (кальвинистское направление протестантизма), и это настолько сблизило два народа, что они даже создали свой собственный язык - «африкаанс», основанный на голландской грамматике, но с большим количеством французских слов. Общность языка, религии и территории, общий тип мышления и одинаковое самосознание - всё это и привело к созданию нового народа, то есть буров (после Англо-бурской войны этот народ в целях необъяснимой для нормального человека политкорректности стали называть африканерами, то есть «африканцами» на языке африкаанс, однако сами они предпочитают называть себя бурами).

Главной отличительной чертой буров был религиозный фанатизм, готовность не только пострадать за веру, но и бороться за неё с оружием в руках.

Вспомните, как их предки, голландские партизаны («гёзы») 13 лет (1566-1579 гг.) воевали с гигантской Испанской империей, «над которой никогда не заходило Солнце», и победили!

Вспомните и продолжавшиеся более 100 лет французские религиозные войны между католиками и гугенотами (1562-1685), в ходе которых предкам буров, гугенотам, пришлось вытерпеть и геноцид («Варфоломеевская ночь»), и голодомор (так весело описанная Александром Дюма осада Ла-Рошели с участием д"Артаньяна, когда половина горожан просто вымерла от голода), и «драгонады» (массовые убийства и изнасилования гугенотских женщин и детей королевскими драгунами - если любите художественную литературу, почитайте роман Анн и Сержа Голон «Анжелика в мятеже» на эту тему, нравы карателей там описаны исторически достоверно), и хотя гугеноты религиозную войну проиграли, но всё равно не покорились, и предпочли эмигрировать, но сохранить свою веру.

Как писал о бурах их противник Артур Конан Дойл (да-да, тот самый, придумавший Шерлока Холмса), это был «один из самых стойких, отважных и неукротимых народов, когда-либо обитавших на земле» .

Однако и на новой африканской Родине буров постигло несчастье. Если бы они эмигрировали в бедную страну, в которой нет ничего, многих проблем удалось бы избежать. Однако буры, сами того не зная, поселились на одной из богатейших территорий нашей планеты. Позднее в Южной Африке были открыты месторождения очень ценных полезных ископаемых. Южноафриканские недра наполняли золото и алмазы, а также 75 % мировых запасов платины, и множество других цветных и драгоценных металлов. Две самых больших природных кладовых в мире - это Сибирь и Южная Африка.

Если есть богатство, найдётся и тот, кто захочет его отобрать. Англичане занялись этим вопросом с чисто английской методичностью и упорством.

Захватив прибрежную часть Южной Африки (Капскую колонию) в 1806 году, англичане сразу же начали вытеснять оттуда буров, создавая им невыносимые условия для привычного образа жизни, а буры некоторое время были вынуждены терпеть притеснения, но затем терпение их лопнуло, и в 1835-1843 годах значительная часть буров откочевала во внутренние районы Южной Африки. Переселение буров, когда целый народ на лошадях и запряжённых быками повозках покидал землю, где люди жили в течение многих поколений, получило название «Великий Трек».

Позднее буры основали на новом месте две своих республики - Трансвааль (Южно-Африканская Республика) и Оранжевое Свободное Государство (Оранжевая республика). В 1877-1881 гг. англичане несколько раз пытались эти республики завоевать (Первая Англо-бурская война), но ничего у них не вышло - британская захватническая армия была разгромлена бурами.

Тогда гордые бритты пошли другим путём - они первыми в мире придумали, что можно воевать за демократию, а для этого нужно было создать соответствующий повод, чем они и занялись.

Британское правительство стало массово направлять англичан-переселенцев в бурские республики, где этих «трудовых мигрантов», после приезда работавших на шахтах и золотых приисках, стали называть «уитлендерами» (на языке африкаанс - «чужеземцы»).

Как только британские подданные появились на территории бурских республик, появился очень хороший повод бороться за их права. «Наших бьют!». Помогать надо, не так ли?

Кто-то может не понять, почему англичане бросали всё на Родине, и ехали на заработки в Южную Африку, причём не «белыми господами», командовавшими неграми на плантациях, а самыми обыкновенными шахтёрами, жившими в бараках. Вроде бы Великобритания – это цивилизованная, богатая страна. Действительно, страна была богатая, только население было нищее. Внимательно почитайте книгу Фридриха Энгельса «Положение рабочего класса в Англии». Там рассказывается, как жили британские рабочие в XIX веке, во всех жутких подробностях. Книга, сразу предупреждаю, не для слабонервных. От такой жизни не то что в Африку поедешь, а революцию устроишь (а Маркс и Энгельс, кстати, были уверены, что Мировая революция начнётся на Западе, а не в Российской Империи).

Рынок труда подчиняется общим закономерностям рыночной экономики, в которой стоимость товара определяется соотношением спроса и предложения. Чем больше предложение товара, тем ниже его стоимость. Чем меньше предложение товара - тем выше его стоимость. Рабочая сила - точно такой же товар, и чем меньше на рынке труда рабочих - тем выше их зарплата, а чем больше рабочих - тем ниже их зарплата. Если рабочий не захочет «впахивать» за гроши, на его место можно отыскать целую толпу желающих. А сам строптивый рабочий, которому, видите ли, нормальную зарплату захотелось, может остаться вообще без всего, и умереть от голода.

Английским рабочим в XIX веке приходилось выбирать между жизнью в аду и голодной смертью. Фридрих Энгельс приводит пример, когда английский фабрикант заявил рабочим, не согласным с вычетами из зарплаты: «Не хотите жариться на моей сковородке, можете отправляться прямо в огонь» .

А для того, чтобы рабочие были сговорчивее, и не бунтовали против рабских условий труда, английская буржуазия нашла очень хороший инструмент воздействия под названием «Ирландская иммиграция» - в Англию стали завозить трудовых мигрантов из Ирландии, которые были готовы работать на таких условиях, на каких ни один англичанин просто не согласился бы.

Вот несколько цитат из произведения Фридриха Энгельса «Положение рабочего класса в Англии»:

«Ирландцу на родине нечего было терять, в Англии же он мог приобрести много, и с тех пор как в Ирландии стало известно, что по ту сторону пролива св. Георга сильные руки наверняка могут найти работу за хорошую плату, каждый год толпы ирландцев отправляются в Англию».

«Эти люди, выросшие почти вне всякой цивилизации, привыкшие с детства ко всевозможным лишениям, неотёсанные, склонные к пьянству, живущие сегодняшним днём, переселяются в Англию и вносят все свои грубые привычки в тот слой английского населения, у которого и без того мало склонности к образованию и к строгости нравов».

«В своих отрепьях, жизнерадостный дикарь всегда готов на любую работу, требующую только сильных рук и крепкой спины, за плату, которая обеспечит его картофелем. В качестве приправы ему нужна только соль; в качестве ночлега он довольствуется первым попавшимся хлевом или конурой, располагается в сарае и носит наряд из лохмотьев, снять и надеть который является труднейшей операцией, предпринимаемой только по праздникам или в особо торжественных случаях. Англичанин, который не может работать на таких условиях, не находит работы. Малокультурный ирландец не своими сильными сторонами, а их противоположностью, вытесняет местного уроженца, англичанина, завладевает его местом. Он живёт в грязи и беспечности, со своими хитростями и пьяным бесчинством, являясь очагом деморализации и беспорядка. Человек, который ещё старается плыть, кое-как удерживаясь на поверхности, находит здесь пример того, как можно существовать, не держась на поверхности, а опускаясь на дно... Всем известно, что уровень жизни низших слоёв английских рабочих всё более и более приближается к уровню жизни ирландских рабочих, конкурирующих с ними на всех рынках; что всякая работа, для которой достаточно только физической силы, для которой особой сноровки не требуется, выполняется не за английскую заработную плату, а за плату, приближающуюся к ирландской, т. е. за плату, несколько большую, чем требуется для того, чтобы «наполовину утолять свой голод картофелем худшего сорта лишь в течение тридцати недель в году», - несколько большую, но с прибытием каждого нового парохода из Ирландии приближающуюся к этому уровню».

«Эти ирландские рабочие, которые переправляются в Англию за 4 пенса (3⅓ зильбергроша), скученные как скот на палубе корабля, ютятся где угодно. Самые плохие жилища кажутся им достаточно хорошими; об одежде они мало заботятся, пока она хоть кое-как держится на теле; обуви они не знают; пищу их составляет картофель и только картофель; всё, что они зарабатывают сверх того, они тотчас же пропивают. Нужна ли таким людям высокая заработная плата? Худшие кварталы во всех больших городах населены ирландцами; везде, где только какой-нибудь район особенно выделяется своей грязью и разрушением, там можно заранее быть уверенным, что встретишь преимущественно кельтские лица, которые с первого взгляда можно отличить от англо-саксонских физиономий местных уроженцев, услышишь певучий, с придыханием ирландский говор, которого настоящий ирландец никогда не утрачивает. Мне случалось слышать ирландскую речь даже в самых густо населённых районах Манчестера. Большинство тех семейств, которые живут в подвалах, почти всюду оказываются ирландского происхождения. Одним словом, ирландцы открыли, как говорит д-р Кей, к чему сводится минимум жизненных потребностей, и теперь обучают этому английских рабочих. Грязь и пьянство они также привезли с собой. Эта неопрятность, ставшая у ирландцев второй натурой, в деревне, где население менее скученно, не приносит такого вреда; но здесь, в больших городах, при столь большой скученности населения, она внушает ужас и чревата многими опасностями».

«Вот с каким конкурентом приходится бороться английскому рабочему, - с конкурентом, стоящим на самой низкой ступени развития, какая только возможна в цивилизованной стране, и готовым поэтому работать за более низкую заработную плату, чем кто-либо другой. Поэтому, как и утверждает Карлейль, во всех отраслях труда, в которых английскому рабочему приходится выдерживать конкуренцию с ирландским, заработная плата совершенно неизбежно падает всё ниже и ниже».

«…проникновение ирландцев значительно способствовало здесь снижению заработной платы и ухудшению положения рабочего класса. И если даже те ирландцы, которые проникли в другие отрасли труда, были вынуждены воспринять известную степень культуры, они всё же достаточно сохраняют от своих старых привычек, чтобы и здесь оказывать деградирующее действие на своих английских товарищей, которые вообще находятся под влиянием окружающей их ирландской среды. В самом деле, если принять во внимание, что почти в каждом большом городе одна пятая или одна четвёртая всех рабочих состоит из ирландцев или из выросших в ирландской грязи детей ирландцев, то становится понятным, почему жизнь всего рабочего класса, его нравы, интеллектуальное и моральное развитие, весь его характер восприняли значительную часть этих ирландских черт, становится понятным, почему вызванное современной промышленностью и её ближайшими последствиями возмутительное положение английских рабочих могло ещё более ухудшиться».

Благодаря наплыву ирландских трудовых мигрантов, готовых работать за еду (причём за очень скудную и очень плохую еду), зарплата английских рабочих снизилась до такой степени, а безработных-англичан стало настолько много, что это стало угрожать социальным взрывом. Как писал Фридрих Энгельс в «Положении рабочего класса в Англии», «Классы обособляются всё резче, дух сопротивления охватывает рабочих всё больше, ожесточение крепнет, отдельные партизанские стычки разрастаются в более крупные сражения и демонстрации, и скоро достаточно будет небольшого толчка, для того чтобы привести лавину в движение. Тогда действительно раздастся по всей стране боевой призыв: «Война дворцам, мир хижинам!», но тогда для богатых будет уже слишком поздно принимать меры предосторожности» .

Однако Энгельс не учёл всей хитрости, изворотливости и степени цинизма английской буржуазии: она не стала дожидаться революции в собственной стране, однако и не стала при этом избавляться от мигрантов-ирландцев. Английская буржуазия решила избавиться от лишних англичан. Иными словами, избавиться от излишнего коренного населения.

В середине и во второй половине XIX века была организована массовая иммиграция англичан в Северную Америку, Австралию и Новую Зеландию, а в конце XIX века – в Южную Африку. Кроме того, из-за увеличения ирландской эмиграции в США миграция ирландцев в Великобританию несколько уменьшилась, хотя полностью это проблему не решило. Англичане по-прежнему не выдерживали конкуренции с иностранной мигрантской рабсилой (а ни один цивилизованный человек никогда и ни при каких обстоятельствах не выдержит конкуренции с людьми примитивной культуры, привыкшими к ужасающей нищете и к дикости), и готовы были поехать куда угодно, даже в Африку с её климатом «не для белого человека».

Только после того, как Великобритания отправила излишнюю рабочую силу в Южную Африку, в США, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, а иммиграция из Ирландии сократилась (все, кто хотел уехать, оттуда уехали), благодаря чему конкуренция на рынке труда уменьшилась, и только после того, как Великобритания захватила богатейшие африканские колонии, благодаря ограблению которых спрос на товары отечественного производства со стороны богатых слоёв британского населения увеличился, что повысило и спрос на рабочую силу – только после этого за работу стали платить значительно больше, и британские рабочие стали жить более-менее нормально.

И то, надо сказать, социальная обстановка в Великобритании стабилизировалась ненадолго, и британские трудящиеся даже сейчас живут не слишком хорошо по сравнению с другими западными странами – до сих пор англичане массово мигрируют в США, Канаду, Австралию и Новую Зеландию, а на их место приезжают теперь уже не ирландцы, а жители «небелых» стран. Около 40% современных англичан готовы эмигрировать из своей страны из-за тяжёлого материального положения. Зимой 2002/2003 годов 22 тысячи английских пенсионеров умерли от холода - не хватило денег на оплату отопления. Но это уже другая, современная история.

Столь подробный рассказ о причинах британской эмиграции в бурские республики необходим потому, что без этого невозможно понять степень цинизма англосаксонской элиты, готовой на любое преступление ради получения дополнительной прибыли - как против собственного народа, так и против народов других государств, имеющих несчастье обладать богатыми природными ресурсами.

Как писал английский профсоюзный деятель Томас Даунинг, которого процитировал Карл Маркс в своём «Капитале», «Обеспечьте 10 %, и капитал согласен на всякое применение, при 20 % он становится оживлённым, при 50 % положительно готов сломать себе голову, при 100 % он попирает все человеческие законы, при 300 % нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы. Если шум и брань приносят прибыль, капитал станет способствовать тому и другому. Доказательство: контрабанда и торговля рабами» . А завоз нищих мигрантов – это всего лишь разновидность работорговли.

Английские рабочие-«уитлендеры», ради соблюдения прав которых правительство Великобритании формально устроило вторую Англо-бурскую войну, сами пострадали от безудержной алчности английской буржуазии, как и жители бурских республик.

Итак, британская элита, отправляя мигрантов-«уитлендеров» в Южную Африку, одновременно создавала «пятую колонну» в бурских республиках, и, «сбрасывая» лишнее коренное население, снижала социальную напряжённость у себя в стране.

А что же буры? Почему не устроили «границу на замке», почему впускали британских «засланцев» в свои республики? Потому что хотели получить как можно больше денег (чем дешевле рабсила - тем больше прибыль у бизнеса). «Трудовым мигрантам» из Великобритании буры не то что не мешали и приезжать не запрещали, а фактически сами их к себе завозили.

Процесс трудовой миграции всегда носит взаимный, двусторонний характер: люди не едут из своей страны «в никуда», с риском помереть от голода на чужбине (у себя в стране плохо, а за границей может быть намного хуже - тут голодаешь, а там вообще «копыта отбросишь»; чужая страна - она и есть чужая). Они едут исключительно потому, что достоверно знают: после приезда их трудоустроят.

То есть должны быть взаимные договорённости между крупными работодателями в стране прибытия, и теми деятелями, которые в странах происхождения мигрантов могут организованно собрать всех желающих, и отправить их к месту назначения. В данном случае – договорённости между владельцами шахт и золотых приисков в Трансваале и Оранжевом Свободном Государстве, и британскими деятелями, которые могли собрать соотечественников-гастарбайтеров, и организованно отправить их на заработки в Южную Африку.

Кроме того, в сделке должны участвовать и власти тех стран, куда мигранты прибывают – чтобы границу не закрывали, и прибывших не выселяли (в данном случае – власти бурских республик). И законодательная, и исполнительная власть в бурских республиках никаких препятствий мигрантам не чинила, и обеспечила их легальный въезд и пребывание в своих странах.

Интересно, что английский писатель Артур Конан Дойл в своей документальной книге об Англо-бурской войне неоднократно упоминает о коррупции в бурских республиках - он прямо пишет про бурских «чиновников, самых коррумпированных в современном мире» .

Не исключено, что именно это свойство бурских чиновников тоже способствовало облегчению завоза британских мигрантов и созданию «пятой колонны» в Трансваале и Оранжевом Свободном Государстве. Причём вовсе не обязательно, чтобы «брали» первые лица – какой-нибудь помощник вполне может подсунуть своему не слишком дальновидному шефу проект решения «с подвохом», получив за это «бакшиш» со стороны заинтересованных бизнесменов. А шеф, привыкший не глядя подписывать всё, что ему подсовывают, так и не поймёт, в чём был подвох и к каким последствиям для страны это может привести.