Индуцированный психоз симптомы. Механизмы формирования негативного отношения к отдельно проживающему родителю (продолжение)

ИНДУЦИРОВАННОЕ ПОМЕШАТЕЛЬСТВО (лат. inducere вводить, наводить; син.: наведенное помешательство, индуцированный психоз, симбиотический психоз ) - разновидность психогенного заболевания с возникновением психического расстройства под влиянием психически больного человека у лица, до этого не страдавшего душевной болезнью. При И. п. в совместном заболевании двух и более лиц душевнобольной - индуктор подвергает остальных - индуцируемых лишь психическому «заражению», «преходящей психической заразе». Во франц. литературе первое обстоятельное сообщение под названием folie a deux (помешательство вдвоем) было сделано Ласегом (E. Ch. Lasegue) и Ж. Фальре на заседании парижского медико-психологического общества (1873). В отечественной психиатрии этому вопросу посвящено исследование В. И. Яковенко (1887). Термин «индуцированное помешательство» предложен Леманном (G. Lehmann) в 1883 г.

Клиническая картина

При И. п. психические расстройства у индуктора и индуцируемых идентичны по форме и содержанию. Являясь ситуационным психическим заболеванием, И. п. может возникать в самых различных формах, способно отразить любое душевное расстройство. Чаще всего, однако, И. п. проявляется в форме бредового психоза с развитием идей преследования, отравления, ущерба, религиозного или сутяжного бреда (см. Бред). Бредовые идеи индуцируемых лиц, по сравнению с бредовыми высказываниями индуктора, как правило, менее разработаны в деталях и систематизированы, беднее содержанием, могут излагаться в самом общем виде. Последний признак очень важен, т. к. позволяет выявить источник бредообразования, т. е. индуктора. Бредовые идеи индуцируемого обычно развиваются только под влиянием индуктора и лишь в очень редких случаях сам индуцируемый способен оказывать влияние на содержание бредовых идей индуктора. В соответствии с бредом у индуцируемых возникают различные формы бредового поведения. Кроме бреда, особенно в случаях, где индукции подвергается большое число лиц, могут возникать аффективные расстройства в форме экстаза, страха, реакций паники (см. Реактивные психозы), иллюзии и галлюцинации (преимущественно религиозно-мистического содержания), разнообразные проявления истерии (см.). Истерические расстройства, возникая у большого числа лиц, могут принимать форму кликушества (страстные причитания и выкрики, сопровождаемые экспрессивным двигательным возбуждением или припадками), «мерячения» - неудержимые подражания словам и действиям окружающих, т. е. И. п. способно принять форму психической эпидемии. Флиген (J. Vliegen) считает примером психической эпидемии недавнего времени маниакальную (страстную) массовую истерию третьего рейха, возникшую под влиянием специфических социальных условий и истерического индуктора. К И. п. относится ряд случаев расширенного, т. е. с участием двух и более лиц, самоубийства; примером являются случаи массового самосожжения членов религиозных сект.

И. п. может носить острый и затяжной характер, продолжаясь в случаях развития бредовых идей в течение ряда лет.

Патогенез

И. п. возникает у лиц с повышенной внушаемостью- при наличии психического инфантилизма (см. Инфантилизм, психические расстройства), у психопатических личностей (см. Психопатии), у страдающих олигофренией (см.), в различных по происхождению и выраженности случаях органического психосиндрома (см. Органические психозы), т. е. для его возникновения всегда необходимо наличие врожденной или приобретенной неустойчивости ц. н. с. Развитию И. п., особенно в форме бредового состояния, всегда предшествует продолжительный контакт индуктора и индуцируемого при частом и тесном общении или совместном проживании. Поэтому в 40% случаев И. п. развивается у родителей и детей, братьев и сестер. Этот факт свидетельствует не только о значении определенных внешних условий, но и подтверждает значение фона, на к-ром развивается И. п. Индуцированный бред возникает легко в тех случаях, когда у индуктора он развивается исподволь, содержание его имеет правдоподобные детали, когда высказываемые индуктором мысли соответствуют установкам самого индуцируемого.

Внушение сочетается с отчетливым аффективным компонентом. Аф-фективность всегда более значительно выражена у женщин. Возможно, этим обстоятельством объясняется факт, что индукторами чаще являются женщины.

Для возникновения острых форм И. п. с галлюцинаторными, аффективными или истерическими симптомами важное значение имеют определенные социальные условия, а также различные ослабляющие организм соматические заболевания.

Диагноз

Диагноз и дифференциальный диагноз ставится при наличии сходного по форме и содержанию психического заболевания у двух или более лиц, находящихся в постоянном общении, из которых душевнобольным в полном смысле является только одно.

Дифференцировать И. п. необходимо с конформным бредом, когда у двух или более психически больных возникают сходные по форме и содержанию бредовые расстройства. В случаях конформного бреда происходит индукция одним больным других больных, при этом в противоположность И. п. бред индуцируемого часто склонен к прогрессивному развитию, а, кроме того, сам индуцируемый нередко начинает индуцировать бывшего индуктора, дополняя и развивая его прежний бред.

Лечение

Необходимо разъединение индуцируемого и индуктора. В зависимости от индивидуальных особенностей индуцируемого редукция психических расстройств происходит в различные сроки. Массовые случаи И. п. должны лечиться удалением индуктора, в ряде случаев при этом показано и разъединение индуцируемых. Во всех случаях И. п. после разъединения индуктора и индуцируемых в отношении последних показано применение психотерапии (см.).

Прогноз

Прекращение внушения способствует ослаблению и исчезновению болезненных расстройств у индуцируемого.

Библиография Блейлер Э. Аффективность, внушаемость и параноя, пер. с нем., Одесса, 1929; Осипов В. П. Руководство по психиатрии, с. 452, М.-Л., 1931; Погибко Н. И. Индуцированные психозы, М., 1970; Яковенко В. И. Индуцированное помешательство (folie а deux), как один из видов патологического подражания, Спб., 1887; Д о н-чев П. и Александрова М. Ин-дуцирани психози и престъпление, Неврол., психиат, и неврохир. (София), т. 13, № 4, с. 343, 1974; LasequeCh. et F а 1 г e t S. La folie a deux ou folie com-muniquee, Ann. med.-psychol., t. 18, p. 321, 1877; Lehmann G. Sur Casuistik des inducirten Irreseins (Folie a deux), Arch. Psychiatr. Nervenkr., Bd 14, S. 145, 1883; Y 1 i e g e n J. Lexikon der Psychiatrie, S. 288, B. u. a., 1973, Bibliogr.

М. B. Коркина, H. Г. Шумский.

В последнее время на разнообразных Интернет-ресурсах все чаще встречаются статьи и интервью различных специалистов об одном интересном заболевании, занимающим особое место среди большого количества психических нарушений – индуцированном психозе. Что же это такое?

Индуцированный бред, известный во французской литературе еще с конца 19 века под названием «помешательство вдвоем», в наши дни не теряет популярности. Индуцированный психоз или бред представляет собой особую форму психоза, при котором происходит непроизвольное и навязанное воспроизведение человеком чужих сверхценных идей.

Пораженные индуцированным психозом без всякой критики перенимают убеждения больного (параноика, психопата), с которым они вместе живут или тесно общаются. Чаще всего индуцированный психоз встречается в старых супружеских парах, среди родителей и детей, братьев и сестер, особенно если они живут в условиях социальной изоляции. Индуцированный бред так же может принимать и массовый характер.

Для примера представим семью – одинокую маму и взрослого сына, не успевшего обзавестись собственной семьей. У мамы генетическая предрасположенность к шизофрении, с наступлением климакса симптомы этого заболевания начинают настойчиво себя проявлять, и внутри ее головы с каждым днем все отчетливей начинает раздаваться посторонний голос. Она не знает, чей это голос, поначалу ее это пугает, она даже осознает, что больна, пребывает в растерянности и не знает что делать.

Но голос внутри головы настолько убедителен, что побеждает любой здравый смысл и логику. И тогда в попытке объяснить происходящее она придумывает собственную фабулу, что голос – это не что иное, как послание инопланетян, а она тот самый «избранный», кому доверили сверхценную информацию для всего человечества.

В психиатрии это явление называется «кристаллизацией бреда». Со временем бред крепнет, обрастает подробностями, ритуалами и привычками. В бредовую идею постепенно вовлекается близкий человек – сын, который спустя некоторое время гордо объявляет человечеству о постройке «спасительных» подземных тоннелей в ближайшей лесополосе. Идеей «заражаются» соседи, знакомые, знакомые знакомых. И вот, под землей скорого конца света ждут уже несколько десятков человек. Именно так, незаметно для всех индуцированный психоз превращается в массовый.

Неужели так просто заставить человека или группу людей, поверить в очевидный бред? К сожалению, проще простого. Если больной человек пользуется авторитетом и уважением окружающих, то его идеи автоматически принимаются за истину без какой-либо критической оценки. История знает немало примеров помутнения рассудка у целых народов. Охваченные бредовой идеей своего лидера, пораженные массовой истерией люди совершали такие злодеяния, какие до сих пор не укладываются в голове.

Сегодня, как и тогда, каждый из нас живет в окружении бредовых идей. Один бред сменяется другим, старый бред замещается новым. Люди придумывают себе новые объекты для веры, и слепо им поклоняются. Явления, некогда считавшиеся извращениями, сегодня принимаются обществом как вариант нормы, а старые истины, проверенные годами, нещадно обесцениваются. Сегодня огромную роль в «заражении» населения индуцированным бредом играют СМИ – это и телевидение, и интернет, и печатная продукция, которая волей-неволей попадает в наши почтовые ящики. Мы давно привыкли верить телевизору и зачастую любую донесенную до нас информацию воспринимаем автоматически, минуя своего «внутреннего критика». В результате не замечаем, как чужое мнение начинаем принимать за свое собственное, покупая то, что нам посоветовали уважаемые телевизионные эксперты.

Что же делать? Как не утонуть в огромном потоке окружающей нас информации? Как не стать жертвой индуцированного бреда и массового психоза, сохранить логику и адекватное восприятие реальности?
Для начала нужно знать относитесь ли вы к той категории людей, которая находится в зоне риска по заболеваемости индуцированным психозом или массовой истерией.

Особенности личности, влияющие на предрасположенность к индуцированному психозу

1. Истеричность

Чрезмерная эмоциональность, самодраматизация, театральное поведение, неадекватная обольстительность, провокационное поведение, поверхностность суждений, подверженность влиянию окружающих. Если вам трудно вспомнить, когда и по какому поводу вы в последний раз закатывали скандал или истерику, тогда можете спать спокойно, к вам этот пункт не имеет отношения.

2. Внушаемость

Человек по своей природе довольно внушаем, об этом свидетельствует опыт советских психотерапевтов, исследовавших на внушаемость жителей г. Ленинграда еще в 1966г. Выступавший тогда по телевидению психотерапевт произнес с экрана формулу внушения - «скрепить руки» (тест на внушаемость), но после ее отмены (контрвнушения) многие, кто смотрел этот сеанс, не смогли этого сделать. В результате на телевидение обрушился шквал звонков из разных районов города с просьбой приехать и «расцепить» руки. Если вы ранее присутствовали на сеансах гипноза, то вам уже наверняка известно внушаемы вы или нет. Если нет, вспомните насколько эмоционально вы реагируйте на обидные слова или проклятия в ваш адрес. Долго переживаете? Тогда, скорее всего, вы довольно внушаемы.

3. Суеверность

Суеверность, как лакмусовая бумажка, показывающая готовность человека верить в самые разнообразные бредовые идеи, не требуя при этом каких-либо доказательств или проверки фактов. Если вы склонны верить различные гадания, приметы, магические заговоры и прочие не подтвержденные фактами домыслы, стоит задуматься.

4. Фанатичная религиозность

Важным диагностическим сигналом может служить толпа верующих, чье поведение противоречит собственному религиозному учению (любая религия осуждает насилие и агрессию, пытки и казни, теракты и преследования).

5. Низкий интеллект

Интеллектуально неразвитого, ничем не интересующегося индивида легче ввести в заблуждение, чем эрудированного и интеллектуально подкованного человека.

Если в толпе сторонников некой идеи встречаются персонажи с вышеперечисленными характеристиками - это четкий сигнал того, что, скорее всего, перед нами «зараженные» индуцированным бредом или массовым психозом люди. Ну, а если вы обнаружили себя в группе риска, то для того чтобы не попасться на «индуцированный крючок», стоит внимательнее относиться к себе, своему образу жизни и кругу вашего общения.

Лечение индуцированного психоза

Для лечения индуцированного бреда у людей, находящихся в тесном родстве, достаточно полностью прекратить между ними общение. Вскоре после этого здоровый человек должен пойти на поправку, а больному истинным бредом будет показана длительная терапия его основного заболевания - шизофрении. При подозрении наличия массового психоза нужно на время отказаться от просмотра привычных телеканалов, новостей, различных ток-шоу, тематических передач.

Для достоверности получаемых сведений нужно пользоваться различными источниками информации – разнообразными печатными изданиями, Интернет-ресурсами, радио, обращать внимание на данные мировой статистики, а также не пренебрегать мнением настоящих специалистов, а не доморощенных шарлатанов.

Индуцированный психоз – это заболевание, характеризующееся появлением бредовых идей у личности, контактирующей с психически больным человеком. Патология имеет другие названия: индуцированное бредовое расстройство, «помешательство вдвоем», «ассоциативный психоз».

Индуцированный психоз – это появление бредовых идей под воздействием

Для возникновения болезни нужно два объекта: донор бредовых идей и их реципиент. При этом донор имеет большую значимость и непоколебимый авторитет в глазах реципиента. Последний принимает его мысли и понятия, верит в них и придерживается такого же мировоззрения. Существуют также случаи массового индуцированного психоза, когда донор один, а реципиентов множество.

Причины возникновения индуцированного бредового расстройства

Индуцированный психоз не имеет непосредственных нейрохимических и генетических причин, как, например, шизофрения. Для него не характерна связь с травмирующими факторами, как в случае посттравматического стрессового расстройства. Главный элемент патогенеза индуцированного психоза – близкий эмоциональный контакт с донором, страдающим психической болезнью.

Влияние донора

Фабула бреда, то есть основной его мотив, может быть разным. Наиболее часто это ипохондрические мотивы, бредовые идеи о преследовании или величии.

Например, донор верит в опасность того или иного заболевания, его исключительную значимость в жизни каждого человека, а также высокий риск пострадать от него. Со временем реципиент тоже начинает так считать, что вынуждает его постоянно беспокоиться о своем здоровье, часто посещать врачей, интересоваться конкретной болезнью вплоть до тончайших деталей, не верить в компетентность специалистов.

В другом случае донор мнит себя мессией, посланником высших сил или спасителем человечества . И реципиент поддается его влиянию, перенимает эти идеи, хотя они не имеют абсолютно никакого объективного основания.

На практике наблюдался интересный случай, когда у пациента с эпилепсией развился парафренный синдром. Больной возомнил себя связным с инопланетными цивилизациями, а также целителем, который делает воду, «очищающую от любых болезней». Несмотря на явный бредовый характер таких идей, у этого мужчины появились клиенты, которые покупали целебную воду и приходили к нему на консультацию. Важной особенностью фабулы бреда у донора является то, что она должна всё же иметь некоторую связь с объективной реальностью.

Внушаемость реципиента

Для того чтобы у человека развился индуцированный психоз, необходимы некоторые предусловия. Главное из них – близкая связь с источником бредовых идей. Зачастую у донора и реципиента общий жизненный опыт, мировоззрение, а также длительный термин взаимного общения. Именно поэтому около 95% случаев возникновения индуцированного психоза наблюдаются в одной семье. Например, патология появляется у сестры или брата, мужа и жены, матери и её ребенка.

Также важным фактором является высокая внушаемость реципиента. Он легко поддается чужому мнению, не ценит свое собственное и не проверяет утверждения других людей. Именно это и становится причиной того, что бредовые идеи принимаются «на веру». Кроме того, донор должен иметь высокий авторитет в глазах реципиента.

Люди, которые перенесли инсульт, имеют проблемы со слухом или зрением входят в категорию с высоким риском появления индуцированного психоза. К этой группе принадлежат также пациенты с органическим поражением головного мозга, например, травматической этиологии.

Виды психологической индукции

  • F olie imposee. Человек с психическим расстройством доминирует, а реципиент принимает бредовые идеи и находится в подчиненном положении.
  • F olie communique. Два человека имеют общую фабулу бредовых переживаний, однако они не идентичны. Здесь существует некоторое различие мировоззрений и отсутствие авторитарных связей.
  • F olie simultanee. Бредовое расстройство возникает у людей в один и тот же промежуток времени.

Элемент индукции наблюдается в картине массовых психозов. Здесь мысли донора распространяются на большое число людей. Но для данного феномена необходим низкий интеллектуальный уровень публики, истеричность и показушность больного, а также простота фабулы бреда. Эффект подкрепляется распространенными в обществе мнениями о существовании высших сил, магического воздействия и паранормальных явлений.

Например, больные истерией (в народе часто именуемые «кликушами») во время религиозных церемоний провозглашают, что видят чертей и демонов, огонь ада . Публика попадает под воздействие этих идей (наблюдается индуцированное состояние) и может видеть соответствующие фантастические образы.

Иногда трудно отличить массовый индуцированный психоз от псевдорелигиозного учения. Так в 90-х годах получило довольно широкое распространение «Белое братство Юсмалос», как пример массового индуцированного расстройства, с их явно деструктивными и антиобщественными идеями. Основатели этой общины проповедовали культ радикального преобразования мира после прихода Антихриста. В 1993 году членами братства была сделана попытка массового суицида, остановленного правоохранительными органами.

Постановка диагноза «Индуцированное бредовое расстройство»

Для постановки правильного диагноза и исключения других патологий необходимо четко понимать три критерия:

  • Бред развивается у реципиента, который находится в близкой связи с человеком, уже имеющим психическое отклонение.
  • Фабула бреда сходна с таковой у донора
  • Перед манифестацией патологии у больного с индуцированным бредовым расстройством не было психического заболевания.

Тактика лечения индуцированного бредового расстройства

Главный элемент лечения – это изоляция от человека с психическим расстройством, который оказывает негативное влияние. Здесь важен постоянный уход за изолированным. При такой тактике приблизительно у 40 % случаев наблюдается полное выздоровление. Если этого не происходит, необходимо искать другую причину, помимо индукции.

Важна роль психотерапии, которая проводится с целью создания рациональных связей и понимания проблемы самим больным с индуцированным психозом. Лечение медикаментами необходимо только в случаях, не поддающихся иной коррекции, например, при возникновении острых психотических состояний.

При возможности проводится лечение доминирующей личности, так как не всегда получается оборвать контакт донора и реципиента полностью, что становится предусловием для возникновения нового обострения.

По материалам поста "О вкусах не спорят, а мне подозрительно", обсуждаемом в сообществе "Сами себе психологи"написана статья "Как не заразиться психической инфекцией в Интернете?".

Не всем понятно, что такое психологическая индукция, поэтому по материалам Интернета Вашему вниманию такая информация.В 1960 году на основании эксперимента был сделан вывод о том, что между людьми происходит передача психологической информации, и что осуществляется она через материальный носитель- биополе, в диапазоне микроволн, непосредственно мозгом, без участия органов чувств.Что такое психологическая индукция можно рассмотреть на примере индукции бредового расстройства личности. Психические процессы и в норме отличаются высокой индуктивностью. Легче индуцируются дети и подростки, лица с низким интеллектом, инфантильные взрослые,а также, лица с низкой самооценкой и слабоволием. Индукция может быть направленной и осознанной, например, в рекламе и политике. Психологическое влияние индуктора и реципиента взаимно, то есть реципиент своим поведением и высказыванием способствует усилению продукции индуктора. В основе механизма индуцирования лежит эффект аудитории, толпы или «социального облегчения», то есть такого механизма, при котором конкретное поведение осуществляется быстрее, если оно наблюдается у других.Убогие не так остро будут ощущать свою ущербность, если кто-то еще разделяет их участь.
Распространенность индуцированных бредовых расстройств недооценивается. Для исламизма – это национализм и терроризм, для фашизма –– это нацизм и истребление других народов, для «бериевского коммунизма» – это паранойальная подозрительность и истребление «не своих» (например, расстрелы).
Индуктора обычно относятся к доминантным личностям, а реципиенты – к подчиняемым, внушаемым и зависимым личностям.
Диагноз индуцирования основан на следующих критериях:

1. Бред у доминантного лица чаще шизофренический, бред реципиента обычно исчезает при разлучении.

2. Один, два и более лиц разделяют бред и бредовую систему, поддерживают друг друга в этом убеждении.

3. У индуктора и реципиента тесные взаимоотношения (семейные, территориальные, религиозные.

4. Есть сведения об индуцировании бреда реципиенту путем контакта с индуктором.

5. Возможны индуцированные галлюцинации.

Терапия. Разделение индуктора и реципиентов в последующем сопровождается по отношению к ним различной тактикой. Индуктора следует лечить, как пациента с бредом, реципиент после утраты доминантного лица чувствует собственную покинутость и духовную пустоту. Это требует продолжительной реабилитации и психотерапии зависимости. Многое в этой терапии сходно с воздействием и реабилитацией при зависимости от психоактивных веществ.

Рассмотрим еще такую экзотическую тему как «бред колдовства и порчи» . Сочетаясь с бредовыми идеями преследования, отравления, ущерба, он образует единый психопатологический узел, когда ставится под вопрос сама возможность физического существования личности, вызывая тем самым брутальные формы бредовой защиты.

Индуцированные воздействия в последовательности поколений

В заключение на основании вышеизложенного анализа мы предложим некоторые гипотезы, которые могут в качестве первого приближения дать нам модель «крупномасштабной» динамики индуцированных воздействий. Мы будем пытаться приблизиться к пониманию по возможности всей цепочки причин и следствий, которые вызывают то, что обычно называют характерным, или типичным социальным расстройством личности и поведения в зрелом возрасте национального меньшинства.

Рассмотрим в начале нашего анализа лишь одну такую личность сравнительно молодого возраста с семьей, «погруженную» в реальную социальную среду (далее везде принимается во внимание вышеприведенный анализ: полагаем, что в социальной среде наблюдаются индуктивные воздействия). Личность имеет или генетическую предрасположенность к психотическому расстройству, или подвергается воздействию, например, социальной (в частности, связанной с национальностью личности) стрессовой ситуацией. Через 1 – 2 недели возникает острое или преходящее психотическое расстройство (реактивный психоз), например, с бредом, который индуцирует подобный бред (индуцированное параноидное расстройство) у положительно эмоционально связанными с ней членами семьи. При продолжающихся социальных воздействиях параноидное расстройство может перейти или в параноидное состояние (в тяжелых случаях – в параноидный психоз), или в паранойю, или сенситивный бред отношения. Характерная особенность этих заболеваний – это весьма устойчивый, иногда пожизненный бред, который также может индуцировать положительно эмоционально связанных с этой личностью окружающих. Возникает что-то похожее на цепную реакцию: лавинообразное увеличение числа личностей с подобным бредом. Эта лавина обрывается или по мере исчерпания числа личностей, эмоционально поддерживающих этот бред (например, после «глобального» охвата всего национального меньшинства), частично затухая на критически мыслящих личностях или в связи со смертью личностей-источников бреда.

В зрелом возрасте у таких личностей (но сравнительно чуть более критически относящихся к своему субъективному состоянию) обычно возникают так называемые специфические расстройства личности. Они обычно связаны с личными страданиями или социальным распадом (разрушение семьи и т. п.). Здесь расстройства проявляются как негибкие ответные реакции на самые разные личные и социальные ситуации. Это, прежде всего параноидное расстройство личности, которые, возможно, также могут индуцировать эмоционально связанных с ними окружающих. Здесь отметим личности фанатичные, кверулянтные, обидчиво-параноидные. При диссоциальном расстройстве личности отметим личности аморальные, антисоциальные и психопатические. Еще отметим эмоционально неустойчивое расстройство (личности агрессивные); при истерическом расстройстве особо отметим личности психоинфантильные, поскольку именно они обычно подвержены индуктивному влиянию извне.

Расстройства мышления.

Психологи хорошо определяют формы расстройства мышления, степень его отклонения от «нормы».

Можно выделить группу кратковременных или незначительных нарушений, которые встречаются у вполне здоровых людей, и такую группу расстройств мышления, которые носят выраженный и болезненный характер.

Говоря о вторых, привлекают классификацию, созданную Б. В. Зейгарник и используемую в отечественной психологии:

1. Нарушения операциональной стороны мышления:

❖ снижение уровня обобщения;

❖ искажение уровня обобщения.

2. Нарушение личностного и мотивационного компонента мышления: ❖ разноплановость мышления;

❖ резонерство.

3. Нарушения динамики мыслительной деятельности:

❖ лабильность мышления, или «скачка идей»; инертность мышления, или «вязкость» мышления; непоследовательность суждений;

❖ откликаемость.

4. Нарушения регуляции мыслительной деятельности:

нарушение критичности мышления;

❖ нарушение регулирующей функции мышления;

❖ разорванность мышления.

Кратко поясним особенности указанных расстройств.

Нарушения операциональной стороны мышления проявляются какснижение уровня обобщения, когда трудно вычленить общие признаки предметов.



В суждениях же преобладают непосредственные представления о предметах, между которыми устанавливаются лишь конкретные связи. Классифицировать, находить ведущее свойство, выделять общее становится почти невозможным, человек не улавливает переносного смысла пословиц, не может разложить картинки в логической последовательности. Аналогичными проявлениями характеризуется умственная отсталость; при деменции (наступающем старческом слабоумии) у человека, ранее умственно полноценного, также проявляются похожие нарушения и снижается уровень обобщения. Но есть и отличие: умственно отсталые люди, пусть и очень медленно, способны формировать новые понятия и умения, поэтому они обучаемы. Дементные больные, хотя и обладают остатками прежних обобщений, не в состоянии усвоить новый материал, не могут использовать свой прежний опыт, их нельзя обучить.

Искажение процесса обобщения проявляется в том, что в своих суждениях человек отражает лишь случайную сторону явлений, а существенные отношения между предметами не принимаются во внимание. При этом такие люди могут руководствоваться чрезмерно общими признаками, опираться на неадекватные отношения между предметами. Так, больной, которому свойственны такие нарушения мышления, относит гриб, лошадь, карандаш в одну группу по «принципу связи органического с неорганическим». Или он объединяет «жука» и «лопату», объясняя: «Лопатой роют землю, и жук тоже роется в земле». Он может объединять «часы и велосипед», полагая: «Оба измеряют: часы измеряют время, а велосипедом измеряется пространство, когда едут на нем». Подобные расстройства мышления встречаются у больных шизофренией, у психопатов.

Нарушение динамики мышления проявляется по-разному.

Лабильность мышления, или «скачка идей», свойственна тому человеку, который, не успев закончить одну мысль, переходит к другой. Каждое новое впечатление меняет направление его мыслей, он беспрерывно говорит, без всякой связи смеется, его отличают хаотичный характер ассоциаций, нарушение логического хода мышления.

Инертность, или «вязкость мышления», - это такое расстройство, когда люди не могут изменить способ своей работы, суждения, не способны переключаться с одного вида деятельности на другой. Подобные нарушения часто встречаются у больных эпилепсией и как отдаленное последствие перенесенных тяжелых травм мозга. В крайних случаях человек не может справиться даже с элементарным заданием, если оно требует переключения. Поэтому нарушение динамики мыслительной деятельности приводит к снижению уровня обобщения: человек не способен классифицировать даже на конкретном уровне, так как каждая картинка выступает для него единичным экземпляром, и он не в состоянии переключиться на другую картинку, сравнить их между собой и т. д.

Непоследовательность суждений отмечается, когда адекватный характер суждений неустойчив, т. е. правильные способы выполнения мыслительных действий чередуются с ошибочными. При утомлении и колебании настроения это встречается и у вполне здоровых людей. Подобные колебания правильных и ошибочных способов выполнения одного и того же умственного действия случаются у 80% людей с сосудистыми заболеваниями мозга, у 68% больных, перенесших травму мозга, у 66% больных с маниакальным психозом. Колебания были вызваны не сложностью материала - они проявлялись и на простейших заданиях, т. е. свидетельствовали о неустойчивости умственной деятельности.

«Откликаемость» - это неустойчивость способа выполнения действий, проявляющаяся в чрезмерной форме, когда правильные действия чередуются с нелепыми, но человек этого не замечает. Откликаемость проявляется в неожиданном реагировании на различные случайные раздражители окружающей обстановки, не адресованные человеку. В результате этого нормальный мыслительный процесс становится невозможным: любой раздражитель изменяет направление мыслей и действий, человек то реагирует правильно, то его поведение откровенно нелепо, он не понимает, где находится, сколько ему лет и т. п. Откликаемость больных - последствие снижения активности коры мозга. Она разрушает целенаправленность умственной деятельности. Такие нарушения встречаются у больных с тяжелой формой сосудистых заболеваний головного мозга, с гипертонической болезнью.

«Соскальзывание» состоит в том, что человек, рассуждая о каком-либо объекте, неожиданно сбивается с правильного хода мыслей после ложной, неадекватной ассоциации, а затем вновь способен рассуждать правильно, не повторяя допущенной ошибки, но и не исправляя ее.

Мышление связано с потребностями, стремлениями, целями, чувствами людей, поэтому отмечаются нарушения его мотивационного и личностного компонента.

Разноплановость мышления - это расстройство, когда суждения о каком-либо явлении находятся в разных плоскостях. При этом они непоследовательны, происходят на разных уровнях обобщения, т. е. время от времени человек не может правильно рассуждать, его действия перестают быть целенаправленными, он теряет первоначальную цель и не может выполнить даже простое задание. Такие нарушения встречаются при шизофрении, когда мышление «как бы течет по различным руслам одновременно», минуя сущность рассматриваемой проблемы, не имея цели и переключаясь на эмоциональное, субъективное отношение. Именно из-за разноплановости мышления и эмоциональной насыщенности обыденные предметы начинают выступать в роли символов. Например, больной, страдающий бредом самообвинения, получив печенье, приходит к выводу, что сегодня его сожгут в печи (печенье для него выступает символом печи, где его должны сжечь). Подобные нелепые рассуждения возможны оттого, что из-за эмоциональной захваченности и разноплановости мышления человек рассматривает любые предметы в неадекватных, искаженных аспектах.

Резонерство - многоречивые, бесплодные рассуждения, появляющиеся вследствие повышенной аффективности, неадекватного отношения, стремления подвести любое явление под какую-то концепцию, причем интеллект и познавательные процессы у человека в этом случае не нарушены. Резонерство часто характеризуют как склонность «к большому обобщению по отношению к мелкому объекту суждений и к формированию оценочных суждений» (Б. В. Зейгарник).

Нарушение регулирующей функции мышления проявляется достаточно часто даже у вполне здоровых людей. При сильных же эмоциях, аффектах, чувствах суждения человека становятся ошибочными и неадекватно отражают действительность либо его мысли могут остаться правильными, но перестают регулировать поведение, возникают неадекватные действия, нелепые поступки, порой он становится «невменяемым». «Чтобы чувства взяли верх над разумом, надо, чтобы разум был слаб» (П. Б. Ганнушкин). Под влиянием сильного аффекта, страсти, отчаяния либо в особо острой ситуации у здоровых людей может возникнуть состояние, близкое к «спутанному».

Нарушение критичности мышления. Это неумение обдуманно действовать, проверять и исправлять свои действия в соответствии с объективными условиями, оставление без внимания не только частичных ошибок, но даже абсурдности своих действий и суждений. Ошибки могут исчезать, если кто-то заставит данного человека проверить свои действия, хотя тот чаще реагирует иначе: «И так сойдет». Отсутствие самоконтроля приводит к указанным нарушениям, от которых страдает сам человек, т. е. его действия не регулируются мышлением, не подчинены личностным целям. Целенаправленности лишены и действия, и мышление. Нарушение критичности обычно связано с поражением лобных долей мозга. И. П. Павлов писал: «Сила ума гораздо больше мерится правильной оценкой действительности, чем массой школьных знаний, которых вы можете собрать сколько угодно, но это ум низшего порядка. Гораздо более точная мера ума - это правильное отношение к действительности, правильная ориентировка, когда человек понимает свои цели, предвидит результат своей деятельности, контролируя себя».

«Разорванность мышления» случается, когда человек часами может произносить монологи, хотя рядом присутствуют другие люди. При этом отсутствует связь между отдельными элементами высказываний, нет какой-либо содержательной мысли, лишь невразумительный поток слов. Речь в этом случае не является орудием мысли или средством общения, не регулирует поведение самого человека, а выступает как автоматическое проявление механизмов речи.

При эйфории, увлеченности (у некоторых людей в начальной фазе опьянения) происходит необычайное ускорение мыслительного процесса, одна мысль как бы «наскакивает» на другую. Непрерывно возникающие суждения, становясь все более поверхностными, заполняют наше сознание и изливаются целыми потоками на окружающих.

Непроизвольный, непрерывный и неуправляемый поток мыслей называется ментизмом. Противоположное расстройство мышления - шперрунг, т. е. обрыв мыслительного процесса. Оба этих вида встречаются почти исключительно при шизофрении.

Неоправданная «обстоятельность мышления» - это тот случай, когда оно становится как бы вязким, малоподвижным, при этом обычно утрачивается способность выделять главное, существенное. Рассказывая о чем-либо, люди, страдающие таким расстройством, старательно, бесконечно описывают всякие мелочи, подробности, не имеющие никакого значения детали.

Люди эмоциональные, возбудимые иногда пытаются объединять несопоставимое: совершенно разные обстоятельства и явления, противоречащие друг другу идеи и положения. Они допускают подмену одних понятий другими. Такое «субъективное» мышление называют паралогическим.

Привычка к шаблонным решениям и выводам может привести к неспособности самостоятельно находить выход из неожиданных ситуаций и принимать оригинальные решения, т. е. к тому, что в психологии называютфункциональной ригидностью мышления. Эта особенность связана с чрезмерной его зависимостью от накопленного опыта, чья ограниченность и повторяемость затем приводят к стереотипам.

Ребенок или взрослый мечтает, воображая себя героем, изобретателем, великим человеком и т. п. Выдуманный фантастический мир, отражающий глубинные процессы нашей психики, у некоторых людей становится определяющим фактором мышления. В этом случае можно говорить об аутистическом мышлении. Аутизм означает столь глубокое погружение в мир своих личных переживаний, что исчезает интерес к реальности, теряются и слабеют контакты с ней, неактуальным становится стремление общаться с окружающими.

Крайняя степень расстройства мышления -бред, или«интеллектуальная мономания». Бредовыми считаются мысли, идеи, рассуждения, не соответствующие действительности, явно противоречащие ей. Так, нормально рассуждающие и мыслящие люди вдруг начинают выражать весьма странные с точки зрения окружающих идеи, и переубедить их невозможно. Одни, не имея медицинского образования, изобретают «новый» способ лечения, например, рака, и все силы отдают борьбе за «внедрение» своего гениального открытия («бред изобретательства»). Другие разрабатывают проекты по совершенствованию общественного устройства и готовы на все ради борьбы за счастье человечества («бред реформаторства»). Третьи поглощены житейскими проблемами: они или круглосуточно «устанавливают» факт неверности своего супруга, в котором, впрочем, и так заведомо убеждены («бред ревности»), либо, уверенные, что в них все влюблены, назойливо пристают с любовными объяснениями к окружающим («эротический бред»). Наиболее распространенным является «бред преследования»: с человеком якобы плохо обращаются на службе, подсовывают ему самую трудную работу, издеваются, угрожают, начинают преследовать.

Интеллектуальное качество и степень «убедительности» бредовых идей зависят от возможностей мышления того, кто ими «захвачен». Обнаружить их далеко не просто, да и не всегда возможно. Поэтому бредовые интерпретации и положения могут легко «заражать» окружающих, а в руках фанатичных или параноидальных личностей оказываются грозным социальным оружием.

Бред (лат. Delirium ) - совокупность идей и представлений, умозаключений, возникшая не из поступивших из окружающего мира сведений и не корректируемая при этом поступающими новыми сведениями (при этом неважно, соответствует ли бредовое умозаключение действительности или нет), компонент продуктивной симптоматики при шизофрении и других психозах.

В рамках медицины бред относится к области психиатрии.

Принципиально важно, что бред, являясь расстройством мышления, то есть психики, при этом - симптом заболевания головного мозга человека. Лечение бреда, по представлениям современной медицины, возможно только биологическими методами, то есть, в основном лекарствами (например, антипсихотиками).

Бред отличают от синдрома Кандинского-Клерамбо (синдром психического автоматизма), при котором расстройства мышления сочетаются с патологией восприятия и идеомоторики .

Нередко в быту бредом ошибочно называют психические нарушения (галлюцинации, спутанность сознания), иногда возникающие у соматических больных с повышенной температурой тела (например, при инфекционных заболеваниях).

Острый бред

Если бред полностью овладевает сознанием, то такое состояние называют острым бредом. Иногда больной способен адекватно анализировать окружающую действительность, если это не касается тематики бреда. Такой бред называют инкапсулированным.

Являясь продуктивной психотической симптоматикой, бред является симптомом многих заболеваний мозга, но особенно он характерен для шизофрении.

[править] Интерпретативный (Первичный, Примордиальный, Словесный)

При интерпретативном бреде первичным является поражение мышления - поражается рациональное, логическое познание, искажённое суждение последовательно подкреплено рядом субъективных доказательств, имеющих свою систему. Этот вид бреда отличается стойкостью и тенденцией к прогрессированию и систематизации : «доказательства» складываются в субъективно стройную систему (при этом всё, что не вписывается в эту систему, попросту игнорируется), всё большие части мира втягиваются в бредовую систему.

[править] Галлюцинаторный (Вторичный, Чувственный, Объяснения)

Галлюцинаторный бред, возникающий вследствие нарушенного восприятия. Это бред образный, с преобладанием иллюзий и галлюцинаций. Идеи при нём фрагментарны, непоследовательны - первично нарушение чувственного познания (восприятия). Нарушение мышления наступает вторично, имеет место бредовая интерпретация галлюцинаций, отсутствие умозаключений, которые осуществляются в форме инсайтов - ярких и эмоционально насыщенных озарений. Другой причиной развития вторичного бреда могут стать аффективные расстройства. Маниакальное состояние вызывает бред величия, а депрессия является первопричиной идей самоуничижения. Устранение вторичного бреда удаётся достичь главным образом лечением основного заболевания или симптомокомплекса.

[править] Бредовые синдромы

В настоящее время в отечественной психиатрии принято выделять три основных бредовых синдрома:

  • параноидный синдром
  • паранойяльный синдром
  • парафренный синдром.

Близки к бредовым синдром психического автоматизма и галлюцинаторный синдром, часто входящий в виде составной части в бредовые синдромы (т. н. галлюцинаторно-параноидный синдром).

Бред, по определению, это система ложных суждений и умозаключений. Существующие критерии бреда включают в себя:

  1. возникновение на «болезненной» почве, то есть бред - является проявлением заболевания
  2. избыточность по отношению к объективной реальности
  3. отсутствие коррекции
  4. выход за рамки существующих социально-культуральных особенностей данного общества

[править] Тематика (фабула) бреда

Фабула бреда, как правило (в случаях интерпретативного бреда), не является собственно признаком заболевания и зависит от социально-психологических, а также культурных и политических факторов, в рамках которых находится больной. Вместе с тем в психиатрии выделяется несколько групп бредовых состояний, объединённых общей фабулой. К ним относятся:

  • бред преследования (персекуторный бред)
  • бред отношения - больному кажется, что вся окружающая действительность имеет непосредственное отношение к нему, что поведение других людей обусловливается их особым отношением к нему
  • бред реформаторства
  • бред любви (синдром Клерамбо) - почти всегда у больных женского пола: больной убеждён, что его (её) любит известный человек, или что в него (неё) влюбляются все, встречающиеся с ним (ней)
  • религиозный бред
  • антагонистический бред (в том числе манихейский бред)
  • бред сутяжничества (кверулянтства) - больной борется за восстановление «попранной справедливости»: жалобы, суды, письма руководству
  • бред ревности - убеждение в измене сексуального партнёра
  • бред происхождения - больной считает, что его настоящие родители - высокопоставленные люди, или что он происходит из древнего знатного рода, иной нации и т. п.
  • бред ущерба - убеждение, что имущество больного портят или разворовывают какие-то люди (как правило, люди, с которыми больной общается в быту)
  • бред отравления - убеждение, что кто-то хочет отравить больного
  • нигилистический бред (характерен для МДП) - ложное ощущение, что он сам, другие или окружающий мир не существуют или наступает конец мира
  • ипохондрический бред - убеждение больного в наличии у него какого-то заболевания (обычно тяжкого)
  • так называемая нервная анорексия в большинстве случаев так же является бредовой конструкцией.
  • бред инсценировки (интерметаморфозы) - убеждение больного, что всё вокруг специально подстроено, разыгрываются сцены какого-то спектакля, или ведётся эксперимент, всё постоянно меняет смысл: например, это не больница, а на самом деле прокуратура; врач на самом деле - следователь; больные и медперсонал - переодетые с целью разоблачить больного сотрудники органов безопасности.

Индуцированный («наведённый») бред

В психиатрической практике нередко встречается индуцированный (от лат. inducere - «наводить») бред, при котором бредовые переживания, как бы заимствуются у больного при тесном контакте с ним и отсутствии критического отношения к заболеванию. Происходит как бы «заражение» бредом: индуцируемый начинает высказывать те же бредовые идеи и в такой же форме, что и психически больной-индуктор (доминантное лицо). Обычно индуцируются бредом те лица из окружения больного, которые особенно близко с ним общаются, связаны семейно-родственными отношениями.

Психотическое заболевание у доминантного лица чаще всего шизофреническое, но не всегда. Первоначальный бред у доминантного лица и индуцированный бред обычно носят хронический характер и являются по фабуле бредом преследования, величия или религиозным бредом. Как правило, вовлеченная группа имеет тесные контакты и изолирована от других языком, культурой или географией. Человек, которому индуцируется бред, чаще всего зависит или подчиняется партнеру с истинным психозом.

Диагноз индуцированного бредового расстройства может быть поставлен при условии:

  1. один или два человека разделяют один и тот же бред или бредовую систему и поддерживают друг друга в этом убеждении;
  2. у них имеется необычно тесное взаимоотношение;
  3. имеется сведение, что бред был индуцирован пассивному члену пары или группы путем контакта с активным партнером.

Индуцированные галлюцинации редки, но не исключают диагноз индуцированного бреда.