Плохое психологическое состояние. Психические состояния

... плохо себя чувствую, чувство вины за то, что пишу вам. В семье постоянные критика, унижения и оскорбления, друг-друга обесценивают и унижают за мелочи все по-очереди. Главный заводила - мать, ругается с отчимом, затем тот выплескивает на меня, добавляется кто-нибудь, и по-кругу. Дома ужасная обстановка часто. Еще есть старший брат, который гонял меня все время маленькую, в взрослую по-привычке (сейчас я отстояла свое право быть человеком с большими усилиями когда дело коснулось недвижимости) со мной не считались вообще, я отстояла свое право на мнение и чтобы с ним считались, но это вышло мне физическим здоровьем, не говоря о нервном состоянии . Я переехала недавно обратно к родителям (снимала одна квартиру больше года - уезжала по тем же соображениям, от постоянных скандалов и криков и хотела наладить таким образом отношения с близкими. Создала интернет-магазин и платежеспособность до фин.кризиса была, даже выше чем у кого-либо в семье (хоть какое-то минимальное уважение ко мне за это было, но как бы из-подтишка), но затем все изменилось. - и я вынуждена была вернуться обратно. Теперь стало еще хуже чем до уезда. Презрение и периодическое уничижение просто, особенно отчимом. Вернулась и стала вкладывать деньги, силы и время в наш дом, а не съемную квартиру, в ремонт, каждый день что-то делаю и работаю дома фриланс. А они все как изверги ведут себя (добреет каждый по-очереди, взависимости кто сегодня тиран). Перед уездом моя цель была - улучшение взаимоотношений с моими самыми близкими и сейчас остается также. Говорила об этом маме, и пробовала душевно беседовать- она рада была недолгое время. Но старое берет свое, между собою грызлись - дальше кто попадется, меня вообще не воспринимают, ни мою работу, ни работу и старания по дому а как бы наоборот пытаются затопить напрочь (мне и так сложно было переезжать, и испытывать финансовый спад, еще у меня нет своей семьи и детей, о чем мечтаю, и мне напоминают и даже оскорбляют). Вчера был скандал у мамы с отчимом, затем добрались до меня, отчим кидался и кричал, выгонял как всегда что я тут лишняя, хотя это он переехал к нам когда-то, поранил мне руку, как и раньше. Я записала все на аудио, затем когда переслушивала подробно, мне стало жутко и не посебе. Мне кажется, что они оба больны, точнее мать, очень агрессивна (раньше действительно лежала в психбольнице с депрессиями, неврозами и ПА). Я прощала сразу оскорбления после переезда - ну ладно, с кем не бывает, повздорили на меня, первая мирилась, объясняла - так стали гнобить еще больше с каждым разом. Отстаиваю себя свое право на жизнь и мнение взрослого адекватного человека как могу, но каждый раз сталкиваюсь с таким противостоянием, с такими словами в свой адрес лично… меня все время убеждают в моей неадекватности, и я перепроверять уже начинаю, и бояться реально тронуться, понимаете? аудиозапись скандала помогла разобраться. Я побеждаю, но мне что-то все хуже, - сегодня у меня попросил прощения отчим, я настояла, когда после объяснения всех доводов почему он должен это сделать, я сказала что позвоню и сообщу о психологическом насилии в семье в соцзащиту. от матери была просто жесть при этом, стирание в пыль практически словами. Я держусь на гештальттерапии, так бы уже двинулась, наверное. Прямо сейчас мне очень плохо , я не знаю что...

В сегодняшнем мире, полном стрессовых факторов, людское психическое здоровье подвергается серьезным рискам. Хуже всего то, что многие не хотят об этом говорить, скрывают свои внутренние проблемы и боятся просить о помощи. Предупреждающие признаки того, что психологическое состояние человека стало нездоровым, никогда не должны игнорироваться. Поэтому будьте внимательны к себе и другим людям.

● Изоляция

Если вы заметили, что человек избегает друзей или закрылся в себе, это может быть опасным сигналом. Попытайтесь поговорить с ним и узнать, что толкает его к изоляции и плохо влияет на его психологическое состояние. Помогите ему ощутить себя менее одиноким. Очень часто люди с депрессией не видят смысла встречаться с кем-либо, чувствуя, что они будут только напрягать окружающих.

● Отсутствие личной гигиены

Это симптом, который многие люди игнорируют, но он один из самых важных. Если человек перестаёт по утрам принимать душ или начинает редко стирать свою одежду, это означает, что он не может мотивировать себя что-то делать и чувствует к тому, что происходит с ним и вокруг него.

● Усталость

Депрессия и беспокойство вызывают проблемы со сном, вплоть до бессонницы. Люди могут не спать всю ночь, обдумывая все ситуации и постоянно . Вскоре их внешний вид становится утомленным и измождённым, словно они не спали целую неделю.

● Изменения в настроении

Плохое психологическое состояние может вызвать тревогу, гнев, капризность и другие внезапные изменения настроения. Кроме того, преувеличение каждой мелочи – например, обвинение самих себя в несущественных промахах и ошибках часто приводит к постоянным мыслям о наихудшем сценарии.

● Рискованное поведение

Чрезмерное употребление алкоголя и других вредных веществ не всегда обусловлено психическими заболеваниями; однако это тоже может быть заметным симптомом. Люди в плохом психологическом состоянии могут искать что-то, что придает смысл их жизни и заполняет внутреннюю пустоту.

● Чрезмерный акцент на проблемах

Многие люди заблуждаются в том, считая, что проблемы с концентрацией связаны только с синдромом дефицита внимания (СДВГ). Однако они возникают ещё и потому, что и тревожные мысли блокируют мозг и фактически не впускают в него другую информацию.

● Физические симптомы

Обычно считается, что нездоровое психологическое состояние и психические недуги не имеют физических проявлений, но это неверно. Тревога и депрессия могут вызывать тошноту, рвоту, высокую температуру, дрожь и панические атаки. Это снижает уровень энергии и делает человека вялым и апатичным. Так что не списывайте подобный симптом просто на пищевое отравление.

● Уход от ответственности

Отсутствие работы или возможности учиться, неспособность и нежелание выполнять даже самые простые действия на работе и в быту могут быть серьезными признаками психических расстройств. Человеку трудно найти , поскольку он ощущает бессмысленность собственного существования, а потому пренебрегает своими обязанностями.

● Сообщения в социальных сетях

Это новый признак того, что у человека плохое психологическое состояние, появившийся в эпоху интернета. Люди с психическими проблемами считают, что могут высказывать свои чувства, мысли и эмоции только в социальных сетях, потому что в реальной жизни их якобы никто не будет слушать. Они отчаянно хотят охватить максимальное количество виртуальных фоловеров, френдов и читателей, а потому постят много сообщений, причем далеко не все из них позитивны.

— интегрированные отражения воздействий на субъекта как внутренних, так и внешних стимулов без отчетливого осознания их предметного содержания (бодрость, усталость, апатия, депрессия, эйфория, скука и т.д.).

Психические состояния человека

Весьма подвижна, динамична. Поведение человека в какой-либо промежуток времени зависит оттого, какие именно особенности психических процессов и психических свойств личности проявляются в это конкретное время.

Очевидно, что бодрствующий человек отличается от спящего, трезвый — от пьяного, счастливый — от несчастного. Психическое состояние - как раз и характеризует особен ноет и психики человека в определенный промежуток времени.

При этом психические состояния, в которых может находиться человек, конечно, влияют и на такие его характеристики, как психические процессы и психические свойства, т.е. эти параметры психики тесно связаны друг с другом. влияют на протекание психических процессов, а повторяясь часто, приобретая устойчивость, могут стать свойством личности.

Вместе с тем современная психология рассматривает психическое состояние как относительно самостоятельный аспект характеристики психологии личности.

Понятие психического состояния

Психическое состояние — понятие, которое используется в психологии для условного выделения в психике индивида относительно устойчивого компонента, в отличие от понятий «психический процесс», подчеркивающий динамический момент психики и «психическое свойство», указывающее на устойчивость проявлений психики индивида, их закрепленность в структуре его личности.

Поэтому психологическое состояние определяется как устойчивая на определенном промежутке времени характеристика психической деятельности человека.

Как правило, чаще всего под состоянием понимается некая энергетическая характеристика, влияющая на активность человека в процессе его деятельности — бодрость, эйфория, усталость, апатия, депрессия. Также особо выделяют. которые в основном определяются уровнем бодрствования: сон, дремота, гипноз, бодрствование.

Особое внимание уделяется психологическим состояниям людей в условиях стресса при экстремальных обстоятельствах (при необходимости экстренного принятия решений, во время экзаменов, в боевой обстановке), в ответственных ситуациях (предстартовые психологические состояния спортсменов и т.п.).

В каждом психологическом состоянии присутствуют физиологические, психологические и поведенческие аспекты. Поэтому в структуру психологических состояний входят множество разнокачественных компонентов:

  • на физиологическом уровне проявляется, например, в частоте пульса, артериальном давлении и т.п.;
  • в моторной сфере обнаруживается в ритме дыхания, изменении мимики, громкости голоса и темпа речи;
  • в эмоциональной сфере проявляется в положительных или отрицательных переживаниях;
  • в когнитивной сфере определяет тот или иной уровень логичности мышления, точность прогноза предстоящих событий, возможность регулирования состояния организма и т.п.;
  • на поведенческий уровне от него зависит точность, правильность выполняемых действий, их соответствие актуальным потребностям и т.п.;
  • на коммуникативном уровне то или иное состояние психики влияет на характер общения с другими людьми, способность слышать другого человека и воздействовать на него, ставить адекватные цели и достигать их.

Исследования показали, что возникновение тех или иных психологических состояний базируется, как правило, на актуальных потребностях, которые выступают по отношению к ним в качестве системообразующего фактора.

Так, если условия внешней среды способствуют быстрому и легкому удовлетворению потребностей, то это ведет к возникновению позитивного состояния — радости, воодушевления, восторга и т.п. Если же вероятность удовлетворения того или иного желания низкая или вообще отсутствует, то психологическое состояние будет негативным.

В зависимости от характера возникшего состояния могут резко изменяться все основные характеристики психики человека, его установки, ожидания, чувства, или. как говорят психологи, «фильтры восприятия мира».

Так, для любящего человека объект его привязанности кажется идеальным, лишенным недостатков, хотя объективно он может таковым и не являться. И наоборот, для человека в состоянии гнева другой человек выступает исключительно в черном цвете, причем те или иные логические доводы очень слабо влияют на подобное состояние.

После выполнения тех или иных действий с внешними предметами или социальными объектами, вызвавшими то или иное психологическое состояние, например любовь или ненависть, человек приходит к какому-то результату. Этот результат может быть следующим:

  • или человек реализует потребность, вызвавшую то или иное психическое состояние, и тогда оно сходит на нет:
  • или результат оказывается отрицательным.

В последнем случае возникает новое психологическое состояние — раздражения, фрустрации и т.п. При этом человек вновь упорно пытается удовлетворить свою потребность, хотя она и оказалась трудно выполнимой. Выход из этой сложной ситуации связан с включением механизмов психологической защиты, которые способны снизить уровень напряженности психологического состояния и уменьшить вероятность хронического стресса.

Классификация психических состояний

Жизнь человека — непрерывная череда разнообразных психических состояний.

В психических состояниях проявляется степень уравновешенности психики индивида с требованиями среды. Состояния радости и печали, восхищения и разочарования, грусти и восторга возникают в связи с тем, в какие события мы вовлечены и как к ним относимся.

Психическое состояние — временное своеобразие психической деятельности индивида, обусловленное содержанием и условиями его , личностным отношением к этой деятельности.

Познавательные, эмоциональные и волевые процессы комплексно проявляются в соответствующих состояниях, определяющих функциональный уровень жизнедеятельности индивида.

Психические состояния являются, как правило, — системой реакций на определенную поведенческую ситуацию. Однако все психические состояния отличаются резко выраженной индивидуальной особенностью — являются текущей модификацией психики данной личности. Еще Аристотель отмечал, что добродетель человека состоит, в частности, в том, чтобы на внешние обстоятельства отвечать в соответствии с ними, не превышая и не преуменьшая должного.

Психические состояния подразделяются на ситуативные и личностные. Ситуативные состояния характеризуются временным своеобразием протекания психической деятельности в зависимости от ситуационных обстоятельств. Они подразделяются:

  • на общефункциональные, определяющие общую поведенческую активность индивида;
  • состояния психического напряжения в сложных условиях деятельности и поведения;
  • конфликтные психические состояния.

К устойчивым психическим состояниям личности относятся:

  • оптимальные и кризисные состояния;
  • пограничные состояния (психопатия, неврозы, умственная отсталость);
  • психические состояния нарушенного сознания.

Все психические состояния связаны с нейродинамическими особенностями высшей нервной деятельности, взаимодействием левого и правого полушарий мозга, функциональными связями коры и подкорки, взаимодействием первой и второй сигнальных систем и в конечном счете с особенностями психической саморегуляции каждого индивида.

Реакции на воздействия внешней среды включают в себя прямые и вторичные приспособительные эффекты. Первичные — специфичный ответ на конкретный стимул, вторичные — изменение общего уровня психофизиологической активности. Исследованиями выявлены три типа психофизиологической саморегуляции, что соответствует трем типам общефункциональных состояний психической активности:

  • вторичные реакции адекватны первичным;
  • вторичные реакции превышают уровень первичных;
  • вторичные реакции слабее необходимых первичных реакций.

Второй и третий тип психических состояний вызывают избыточность или недостаточность физиологического обеспечения психической активности.

Перейдем к краткой характеристике отдельных психических состояний.

Кризисные состояния личности

Для многих людей отдельные житейские и служебные конфликты оборачиваются непереносимой психической травмой, острой непроходящей душевной болью. Индивидуальная психическая уязвимость личности зависит от ее моральной структуры , иерархии ценностей, того значения, которое она придает различным жизненным явлениям. У некоторых людей элементы морального сознания могут быть несбалансированы, отдельные нравственные категории могут обрести статус сверхценности, образуются моральные акцентуации личности, ее «слабые места». Одни люди высокочувствительны к ущемлению их чести и достоинства, несправедливости, нечестности, другие — к ущемлению их материальных интересов, престижа, внутригруппового статуса. В этих случаях ситуативные конфликты могут перерастать в глубокие кризисные состояния личности.

На психотравмирующие обстоятельства адаптивная личность, как правило, реагирует защитной перестройкой своих установок. Субъективная система се ценностей направляется на нейтрализацию травмирующего психику воздействия. В процессе такой психологической защиты происходит коренная перестройка личностных отношений. Душевный беспорядок, вызванный психической травмой, замещается реорганизованной упорядоченностью, а иногда и псевдоупорядоченностью — социальным отчуждением личности, уходом в мир грез, пристрастием к наркотикам. Социальная дезадаптация индивида может проявиться в различных формах. Назовем некоторые из них.

Состояние негативизма — превалирование у личности отрицательных реакций, утрата положительных социальных контактов.

Ситуационная оппозиция личности — резкая отрицательная оценка отдельных лиц, их поведения и деятельности, агрессивность по отношению к ним.

Социальная отчужденность (аутизм) — устойчивая самоизоляция индивида в результате конфликтных взаимодействий с социальным окружением.

Отчужденность личности от социума связана с нарушением ценностных ориентации индивида, отвержением групповых, а в ряде случаев и общесоциальных норм. При этом другие люди и социальные группы осознаются индивидом как чуждые, враждебные. Отчужденность проявляется в особом эмоциональном состоянии личности — устойчивом чувстве одиночества, отверженности, а иногда в озлобленности, даже мизантропии.

Социальная отчужденность может приобрести форму устойчивой личностной аномалии: личность утрачивает способность к социальной рефлексии, учету позиции других людей, резко ослабляется и даже полностью тормозится ее способность к сопереживанию эмоциональных состояний других людей, нарушается социальная идентификация. На этой почве нарушается стратегическое смыслообразование: индивид перестает заботиться о завтрашнем дне.

Длительные и трудно переносимые нагрузки, непреодолимые конфликты вызывают у человека состояние депрессии (лат. depressio — подавление) — отрицательное эмоционально-психическое состояние, сопровождающееся болезненной пассивностью. В состоянии депрессии индивид испытывает мучительно переживаемые подавленность, тоску, отчаяние, отрешенность от жизни; ощущает бесперспективность существования. Резко снижается самооценка личности. Весь социум осознается индивидом как нечто враждебное, противопоставленное ему; происходит дереализация , когда субъект утрачивает чувство реальности происходящего, или деперсонализация , когда индивид утрачивает возможность и необходимость быть идеально представленным в жизнедеятельности других людей, не стремится к самоутверждению и проявлению способности быть личностью. Недостаточность энергетической обеспеченности поведения приводит к мучительному отчаянию, вызванному нерешенностью задач, невыполнением принятых обязательств, своего долга. Мироощущение таких людей становится трагическим, а поведение — недейственным.

Итак, в одних психических состояниях проявляются устойчивые личностно характерные состояния, но бывают и ситуативные, эпизодические состояния личности, которые не только не характерны для нее, но даже противоречат общему стилю ее поведения. Причинами возникновения таких состояний могут быть различные временные обстоятельства: ослабленность психической саморегуляции, захватившие личность трагические события, психические срывы, обусловленные нарушением обмена веществ, эмоциональными спадами и др.

Наряду с положительными (стеническими) состояниями у человека в процессе его жизнедеятельности (деятельности, общения) могут возникать и отрицательные (астенические) психические состояния. Например, нерешительность как психическое состояние может возникнуть не только при отсутствии у человека самостоятельности, уверенности в себе, но и ввиду новизны, неясности, запутанности той или иной жизненной ситуации в экстремальных (крайних) условиях. Такие условия приводят и к возникновению состояния психической напряженности.

Можно и нужно говорить о состоянии сугубо операционной (операторной, "деловой")напряженности , то есть напряженности, которая возникает как результат сложности выполняемой деятельности (трудности сенсорного различения, состояния бдительности, сложность зрительно-двигательной координации, интеллектуальная нагрузка и т.д.) и эмоциональной напряженности, вызванной эмоциональными экстремальными условиями (работой с людьми, в том числе с больными, правонарушителями и т.д.).

Необходимо также отметить, что решение сложных мыслительных задач вообще невозможно без определенного эмоционального напряжения. Эмоциональное напряжение является необходимым условием продуктивной интеллектуальной деятельности, т.к. сознательной оценке всегда предшествует эмоциональная, выполняющая функцию предварительного отбора гипотез. "Эмоциональное решение" значительно опережает интеллектуальное решение, выступая как эмоциональное предвосхищение нахождения основного принципа решения задач. Выступая против ошибочных вербальных (словесных) оценок, эмоции могут выполнять положительную функцию "коррекции" поисковой деятельности, приводящей к объективно верным результатам.

Предварительное эмоциональное переживание ситуации позволяет человеку: а) почувствовать, что выполняемая им деятельность является "его деятельностью", б) как бы дистанционно оценивать условия протекания планируемой деятельности, т.е. осуществлять так называемое предварительное "эмоциональное планирование". Здесь даже отрицательные эмоции могут выполнять положительную роль в связи с тем, что происходит взаимодействие "интеллектуальных" (эмоциональная активизация, являющаяся продуктом интеллектуального процесса) и "ситуативных" (эмоциональная активация, порождаемая общей ситуацией, в которой протекает интеллектуальный процесс) эмоций.

Стресс . Но воздействие экстремальных условий деятельности может привести к возникновению у человека специфического состояния нервнопсихологической напряженности, называемого стрессом (от англ, "напряжение").

Понятие стресса в современной психологии является многозначным. Им обозначается как ситуация этого состояния, так и оно само. Этим термином определяют как собственно стрессовые явления, выражающиеся в дезорганизации проведения вплоть до появления нервно-эмоционального срыва, так и некоторые промежуточные состояния, которые точнее было бы считать проявлением психической напряженности (а ее крайние формы - стрессом). Вот почему иногда описываются случаи, когда незначительный стресс вызывал прилив сил, активизацию деятельности, мобилизацию всех сил человека. Родоначальник теории стресса Г. Селье в своих последних работах вообще подразделял стресс на "хороших" (евстресс) и "плохих" (дистресс).

Не вдаваясь в теоретические и терминологические вопросы, при дальнейшем изложении под стрессом будет пониматься только отрицательное психологическое состояние, ухудшающее протекание деятельности, то есть то, что в литературе обозначается дистрессом или эмоциональным стрессом. Таким образом, стрессом нужно считать только такое эмоциональное напряжение, которое в той или иной степени ухудшает протекание жизнедеятельности, снижает работоспособность человека и его надежность в работе.

По отношению к стрессу у человека не возникает целенаправленных и адекватных реакций. В этом заключается основное отличие стресса от напряженной и трудной задачи, на которую (вне зависимости от ее тяжести) человек, выполняющий ее, реагирует адекватно.

В состоянии стресса возникают затруднения в осуществлении функций, связанных с направленностью мышления на решение определенных задач. Это происходит ввиду того, что стресс выступает как фактор, разрушающий предварительное "эмоциональное планирование", а в конечном итоге и всю схему предстоящей деятельности или общения. При сильном стрессе возникает общая реакция возбуждения, и поведение человека становится (в большей или меньшей степени) дезорганизованным, уровень исполнения резко падает. Еще большее усиление стресса приводит к общему торможению, пассивности, бездеятельности.

Невозможно выделить группу эмоциогенных экстремальных факторов, которые всегда и для всех людей выступали бы в качестве "стрессоров", то есть всегда бы вызывали состояние стресса. Как правило, стрессорами выступают эмоционально-отрицательные раздражители (например, неудачи в деятельности и общении, боязнь критики или принятия ответственного решения, "цейтнот", перегрузка информацией и т.д.). Но не исключены случаи, например, приезд близкого человека, что в определенной мере позволяет говорить об эмоциональных стрессах, адекватных и неадекватных, вызвавшей их объективной обстановке.

Степень стрессовости реакций человека зависит не только от силы и длительности внешнего эмоциогенного воздействия (стрессора), но и от силы нервной системы, от многих качеств его личности, от прошлого опыта, тренированности и т.д. Стресс - это прежде всего эмоциональное состояние. Но ввиду тесной связи эмоций с интеллектуальной деятельностью можно говорить об "интеллектуальном стрессе", "интеллектуальной фрустрации" и даже "интеллектуальной агрессии". После стресса, как и после иных сильных эмоциональных переживаний, согласно психоаналитической концепции, у человека наступает катарсис (очищение) как душевное облегчение.

Беспокойство тревога . Состояние стресса у человека нередко может сопровождаться таким сложным психическим состоянием как "беспокойство", "тревога", "тревожность". Тревожность - это психологическое состояние, которое вызывается возможными или вероятными неприятностями, неожиданностью, изменениями в привычной обстановке и деятельности, задержкой приятного, желательного, и выражающееся в специфических переживаниях (опасения, волнения, нарушения покоя и др.) и реакциях. По преобладающему компоненту тревожность может быть причислена к эмоциональным состояниям. Но это состояние играет большую роль и в процессе мотивации человеческого поведения, в определенных случаях прямо выступая в качестве мотива. Условиями, вызывающими беспокойство - тревогу ("нарушителями спокойствия") будут является, к примеру, неожиданные изменения в обстановке деятельности; неудачи и ошибки; возможность различных неприятностей, обусловленных спецификой деятельности или общения; ожидание (иногда длительное) определенного результата и т.д.

Как показывают данные многих исследований, "тревожные" испытуемые превосходят "нетревожных" в решении простых задач, но отстают в решении сложных.

Следует ли из сказанного, что состояние тревожности всегда препятствует успешной деятельности? Представляется, что такой вывод был бы поспешным. Все здесь будет зависеть, с одной стороны, от конкретного содержания, глубины и длительности состояния тревожности, а с другой - от адекватности этого состояния вызвавшим его раздражителям, от наличия или отсутствия самоконтроля, от форм реакции и степени "вязкости" данного состояния. Так, тревожность будет положительным психическим состоянием, если она вызывается у человека из-за того, что он близко к сердцу принимает судьбы других людей, дело, которому служит. Без подобного состояния вообще невозможно успешное осуществление многих видов профессиональной деятельности и общения, и указанная тревожность должна быть не только длительным психическим состоянием человека, но и чертой его личности, свойством его характера.

"Мягкие" формы тревожности служат человеку в качестве сигнала к устранению имеющихся в работе недостатков, к воспитанию решительности, смелости, уверенности в собственных силах.

Если же тревожность возникает по ничтожным причинам, неадекватна объектам и ситуации, ее вызвавшим, принимает формы, свидетельствующие о потере самоконтроля, является длительной, "вязкой", плохо изживается, то такое состояние, безусловно, отрицательно влияет на осуществление деятельности и общения.

Фрустрация. Трудности и возможные неудачи в жизнедеятельности при определенных условиях могут привести к возникновению у человека не только психических состояний стресса и тревожности, но и состоянияфрустрации . Буквально этот термин означает переживание расстройства (планов), уничтожения (замыслов), крушения (надежд), напрасные ожидания, переживание провала, неудачи. Однако фрустрация должна рассматриваться в контексте выносливости по отношению к жизненным трудностям и реакций на эти трудности.

Применительно к человеку фрустрацию в самом общем виде можно определить как сложное эмоционально-мотивационное состояние, выражающееся в дезорганизации сознания, деятельности и общения и возникающее в результате продолжительного блокирования целенаправленного поведения объективно непреодолимыми или субъективно так представляемыми трудностями.

Фрустрация проявляется тогда, когда лично значимый мотив остается неудовлетворенным или его удовлетворение тормозится, а возникшее при этом чувство неудовлетворенности достигает степени выраженности, превышающей "порог терпимости" конкретного человека, и проявляет тенденцию к стабилизации.

Можно выделить состояния, типичные реакции, появляющиеся у людей при воздействии фрустраторов, т.е. препятствий, раздражителей, ситуаций, вызывающих фрустрацию. Типичными реакциями на воздействие фрустраторов являются агрессия, фиксация, отступление и замещение, аутизм, регрессия, депрессия и др.

Агрессию при фрустрации понимают в широком значении, относя сюда не только прямое нападение, но и угрозу, враждебность, задиристость, озлобленность и т.д. Она может быть направлена не только на лиц, виновных в создании "барьера", но и на всех окружающих или даже на неодушевленные предметы, на которых в данных случаях "срывается зло". Наконец, возможен перенос агрессии на самого себя ("автоагрессия"), когда человек начинает "бичевать себя", нередко при этом приписывая себе несуществующие недостатки или сильно их преувеличивая.

Необходимо отметить, что, с одной стороны, не всякая агрессия как психическое состояние провоцируется фрустраторами, а с другой - фрустрация часто не сопровождается агрессией, а выливается в другие состояния и реакции. Так, фрустрация выступает в форме депрессии , когда человек ввиду блокирования его целенаправленного поведения как бы уходит в "себя" и становится безразличным к внешним раздражителям. В формефиксации фрустрация понимается в двух планах: как продолжение прежней деятельности по инерции, когда она, будучи блокированной, становится бесполезной или даже опасной (стереотипность деятельности и движений); и как своего рода прикованность к фрустратору, который поглощает все внимание (стереотипность восприятия и мышления). Действие фрустраторов может приводить и к тому, что человек подменяет деятельность, оказавшуюся блокированной, другой, которая для него более доступна или представляется таковой.

Если у человека часто повторяются фрустрации, то его личность может приобрести деформационные черты: агрессивность, завистливость, озлобленность (при фрустрациях в форме агрессии) или утрату делового оптимизма и нерешительность (при "автоагрессии"), вялость, безразличие, безынициативность (при депрессии); персеверативность, ригидность (при фиксации) и т.д. Частный же выход из состояния фрустрации путем перемены деятельности приводит к утрате настойчивости, трудолюбия, усидчивости, организованности, целенаправленности.

Персеверация и ригидность. Заканчивая разговор об отрицательных психических состояниях, которые могут возникать у человека в процессе его деятельности и общения, необходимо хотя бы кратко остановиться на состояниях персеверации и ригидности. Некоторые авторы, особенно зарубежные (Г. Айзенк, Р. Кэттелл и др.), часто объединяют эти состояния, и в них действительно много общего. Однакоперсеверация - пассивное состояние, возникающее по инерции, навязчивое, стереотипное, вязкое;ригидность - более активное состояние, характеризующееся сопротивлением изменениям, близкое к упрямству. Ригидность более личностное состояние, чем персеверация, показывает отношение или установку человека к изменениям.

Говоря о вреде персеверации и ригидности для человека, в первую очередь, для его мышления, необходимо учитывать, что как крайне ригидные, так и крайне неригидные (пластичные) люди имеют свои трудности в интеллектуальной деятельности: первые из-за инертности, "застойности", вторые - вследствие такой "подвижности", которая мешает сохранить необходимые для работы мысли опорные пункты.

Важнейшими факторами, предотвращающими возникновение отрицательных психических состояний у человека, являются формирование и развитие у него чувства долга и ответственности, самоконтроля, мужества, настойчивости, самокритичности, интеллектуальной активности и других положительных нравственных, характерологических, интеллектуальных и психофизиологических качеств, а также овладение методами психической саморегуляции (аутогенная тренировка и др.).

Контрольные вопросы

    Что такое состояние психической напряженности?

    Чем состояние психической напряженности отличается от стресса?

    Что характерно для состояния тревожности, беспокойства?

    Что ты знаешь о фрустрации как психическом состоянии?

    Чем персеверация отличается от ригидности?

    Пройди тест "Скрытый стресс".

Часто даже незначительные повседневные неприятности самым существенным образом действуют на нервы молодого человека. На первый взгляд кажется, будто они не оставляют следа в психике, однако их регулярное повторение приводит к серьезным осложнениям. Вот девять обычных ситуаций, когда эти неприятности возникают. Пометь, какие из них тс5я больше всего нервируют.

    Ты хочешь позвонить по телефону, но нужный номер постоянно занят.

    Когда ты сам ведешь машину, а кто-то непрерывно дает тебе советы.

    Когда ты замечаешь, что кто-то наблюдает за тобой.

    Если ты с кем-то разговариваешь, а кто-то другой постоянно вмешивается в вашу беседу.

    Когда кто-либо прерывает ход твоих мыслей.

    Ты плохо чувствуешь если видишь комбинацию цветов, которые, по твоему мнению, не сочетаются друг с другом.

    Когда ты здороваешься с кем-либо за руку и не ощущаешь ни малейшего ответного чувства.

    Разговор с человеком, который все знает лучше тебя.

Если ты пометил более пяти ситуаций, это означает, что повседневные неприятности оказывают влияние на твои нервы. Попытайся избавиться от них, чтобы они не укоренились.

ЛИТЕРАТУРА

    Актуальные проблемы стресса. - Кишинев, 1976.

    Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х тт. Т. 2. - М., 1992. - С. 124 - 126, 318 - 350.

    Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М., 1983.

    Левитов Н.Д. О психологических состояниях человека. - М., 1964.

    Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. - М., 1984.

    Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. - М., 1977. - С. 98 - 110.

    Психологические тесты для деловых людей. - М., 1994. - С. 132.

    Психологический словарь. - С. 9, 10, 33, 34, 158, 159, 230, 271, 344, 374, 386, 387,407, 433, 434.

    Психология. Словарь. - С. 29,145, 256, 327, 359,374, 394, 395.

    Селье Ганс. На уровне целого организма. - М., 1972.

    Сосновникова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. - Горький, 1975.

    Стресс жизни. Сборник. - С.-Пб,. 1994.

    Стресс и его патогенетические механизмы. - Кишинев, 1973.

    Эмоциональный стресс. - Л., 1970.

Психологическое состояние, зачастую хуже, чем физическое недомогание!
Я научу вас, как можно избавиться от назойливых мух

Китайская медицина

Когда люди приходят ко мне на прием, я вижу, что у многих из них со здоровьем все не так уж плохо, но кое-какие непонятные им симптомы, неприятные ощущения, которые они не могут объяснить, вызывают у них постоянное беспокойство. И это беспокойство оказывает негативное влияние на их психологическое состояние, что зачастую хуже, чем физическое недомогание.

Человек беспокоится, потому что не понимает, где заложена мина, и когда она рванет.

В последнее время люди стали куда более чувствительны к понятию «здоровье». Многие из нас частенько испытывают такие состояния, как слабость и отсутствие энергии, головная боль и плохое настроение, рассеянность и невозможность сосредоточиться, затуманенное зрение, потеря хорошего зрения, заложенность носа, настойчивые боли в желудке, боли в шейном отделе позвоночника, трудности с утренним пробуждением, плохой сон, ощущение холода в руках и ногах, потливость ладоней, запоры, боль в сердце, онемение конечностей, беспокойство…

Мы идем в больницу, но там не обнаруживают признаков какого-либо заболевания, все анализы в норме… В конце концов, нам ставят диагноз – практически здоров.

Хотя болезнь не выявлена, но это состояние условного здоровья приносит в наше существование существенные трудности. Подобно тому, что в гостиной всего несколько мух, что тут такого? Но они летают и жужжат, мелькают перед глазами, раздражают и нервируют. Пусть мухи маленькие, но если в руке нет такого простого орудия, как мухобойка, избавиться от них будет непросто.

Очень многие люди ежедневно испытывают настоящие муки по причине мелких проблем со здоровьем, и постоянно испытывают беспокойство по этому поводу.

Когда ко мне на прием приходят пациенты, я вижу, что у многих из них проблема не так уж и серьезна. Но в связи с массой сопряженных с болезнью неприятных симптомов, на психику оказывается сильное давление, которое по своим разрушительным последствиям, может быть, куда серьезнее болезни как таковой. Мы не понимаем, где заложена мина, и когда она рванет. Мы постоянно пребываем в напряжении, в страхе, и постепенно превращаемся в людей с нестабильной психикой.

Фактически, с точки зрения традиционной китайской медицины, диагноз «практически здоров» означает болезнь. Возможно, нарушена гармония взаимодействия внутренних органов и систем организма, или плохо движется энергия по каналам, либо в теле накопилось много холода… Эти проявления, возможно, выражены очень слабо, но симптомы заболевания уже налицо.

Это всего лишь ростки болезни, зародыши. Но если не принять мер, мух в доме разведется целое полчище. Аппаратура не определила отклонений, и ты практически здоров. Но такая скрытая болезнь может быть даже опаснее выявленной, потому что ростки ее пестуются в теплице.

Вообще-то, бояться ничего не нужно. Все эти симптомы – не более чем пара мух в вашем доме. Просто нужно навести порядок в доме, закрыть сетками окна, чтобы насекомые не проникли в дом и не нашли в нем благодатной для себя среды. Потом нужно взять мухобойку, пару раз хлопнуть, и можно долго и счастливо жить в доме.

Что мы должны сделать?

1) Навести чистоту в доме.

Диагноз «практически здоров» говорит о том, что мы неправильно обращаемся со своим организмом. Едим не вовремя, работаем, когда нужно спать, часами смотрим телевизор, посещаем ночные клубы. Или целый день без отдыха проводим у компьютера, мало двигаемся, едим что попало и без режима и так далее. Проанализируйте хорошенько, а как ВЫ относитесь к собственному телу?

2) Воспользоваться мухобойкой.

Естественно, вряд ли доведенный неправильными привычками до состояния «практически здоров» организм сразу отреагирует на произведенную ревизию поведения. Если вы готовы уделить какое-то время для возвращения здоровья, я с радостью поделюсь с вами искусством использования мухобойки. Эти простые и доступные приемы эффективно помогут организму преодолеть неприятности, ускорят путь к состоянию здоровья.

Ради собственного здоровья нам необходимо усвоить некоторые знания, а именно:

1) Знания о каналах и активных точках организма (Достаточно купить в книжном магазине или в аптеке атлас каналов или пластмассового человечка с отмеченными точками для иглотерапии).
2) Знания о популярных лекарствах китайской традиционной медицины
3) Простейшие знания о тренировке организма
4) Полное представление о том, что есть здоровье (это очень важно, рекомендую всем прочитать книгу или прослушать аудиокурс (что еще лучше) учителя У Цинчжуна «Инструкция по применению человеческого организма»

Итак в план нашего обучения войдут вышеперечисленные четыре темы, приступим к овладению материалом, начнем путь к здоровью нашего организма.