Преподобный антоний римлянин. Дмитрий Филин

В начале 2016 года православный мир облетела новость: найдены считавшиеся утраченными мощи преподобного Антония Римлянина (память 3/16 августа). Это похоже на чудо, ничуть не меньшее, чем сама жизнь этого святого — итальянского монаха, по преданию приплывшего в Новгород на камне.

Бросить наследство в море

Нам известны сотни святых, в которых призыв Божий к иному, сверхчеловеческому образу жизни превозмогал соблазн самыми благополучными условиями и перспективами жизни среди мира. Так было и с преподобным Антонием.

В житии этого святого есть немало эпизодов, которые бы могли послужить образцом каждому из современных христиан. И, пожалуй, первый из них — это всецелое предание себя Богу, которое преподобный проявил в юном возрасте, когда ему слишком рано пришлось распоряжаться богатым имением своих родителей...

Антоний родился в обеспеченной семье в 1067 году, уже после Великого раскола, но был воспитан в православной традиции. Семнадцатилетним юношей он остался сиротой и посвятил себя изучению Писания и святоотеческого Предания Церкви, а через некоторое время принял естественное для себя решение — оставить мир. Его намерение было настолько бесповоротным, что Антоний «сжег за собой мосты» — большую часть доставшегося от родителей немалого наследства раздал нищим, а малую часть... оставил себе? Может быть, отложил, припрятал на «черный день»? Антоний поступил весьма странно: часть имущества он уложил в деревянную просмоленную бочку и... бросил в море.

Трудно себе представить способ распоряжения богатством, ставящий владельца в положение более зависимое от воли Божьей, чем тот, которым воспользовался будущий святой. Житие не объясняет, по какой причине Антоний поступил именно так. Может быть, юноша чувствовал привязанность к этим вещам, может, слишком много было советчиков, как лучше употребить богатство, может, юноша предчувствовал, что не должен принимать решение от своего ума. Как бы то ни было, Антоний часть своего имения отдал в распоряжение «Сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них». И эта детская доверчивость, как мы увидим в дальнейшем, не посрамила святого.

Следующий период его жизни — 20 лет безвестного подвижничества в уединенном скиту. Вероятно, он мог бы остаться безвестным монахом или прославиться, но в своих родных землях, если бы не беда. И вот второй урок, который дает жизнь римлянина: тяжелые, скорбные обстоятельства Господь оборачивает во благо, если человек на Него надеется.

XI век — время Великого раскола, когда Римская кафедра отпала от Тела Христова, отделившись от Восточных Церквей. Процесс отчуждения Рима и Константинополя, длившийся несколько столетий, дошел до точки невозврата, когда в 1054 году легаты Римского папы положили на алтарь Цареградского храма Святой Софии анафему на Константинопольского патриарха, обвинив его в несуществующих преступлениях. Последовала взаимная анафема — и через несколько месяцев произошел окончательный разрыв.

Противостояние Православной Церкви и латинян часто носило очень жесткий характер. Начались захваты кафедр и церквей, борьба за влияние, позже — даже кровопролитие. И православный монастырь, где подвизался Антоний, не остался в стороне.

Братия была вынуждена разойтись, поскольку латиняне заняли и эту обитель. Святой Антоний скитался, год прожил на пустынном берегу, на скале. В одну из сильнейших бурь 5 сентября 1105 года кусок скалы откололся, и камень, на котором молился Антоний, оказался в море. Житие рассказывает, что вопреки законам природы камень поплыл, и через краткое время монах оказался в новых землях, остановившись у берега близ села Волховское, что на реке Волхов примерно в 3 километрах от Новгорода. Это случилось накануне праздника Рождества Богородицы — и этот день преподобный Антоний запомнил.

Эти события упоминаются в новгородских летописях.

В Новгороде преподобный повстречал ремесленника, который владел несколькими языками, и тот объяснил ему, в каких землях он оказался. Одни источники говорят, что русская речь далась святому сразу же по его молитвам, другие — что святой постепенно выучился языку у местных жителей, которые стали приходить к нему за благословением, видя его подвижнический образ жизни. Тайну же своего прибытия на Русь преподобный поведал только святителю Никите.

А на следующий год случилось невероятное: рыбаки выловили в Волхове бочку...

Дело жизни

Ту самую, в которой молодой Антоний заключил остатки своего щедрого наследства. Он перечислил предметы, которые должны были находиться в бочке, и рыбаки, убедившись, что все с точностью совпадает, содержимое по праву отдали владельцу. Эти драгоценные предметы по благословению новгородского святителя Никиты были употреблены преподобным на приобретение земель и строительство монастыря во имя Рождества Богородицы — на том самом месте, куда пристал на своем камне-жилище Антоний.

Так Господь указал преподобному, как распорядиться его богатствами. И начались уже иные его труды: днем он был занят устроением монастыря, ночами — молился на своем камне. В 1117 году под его руководством в обители возвели белокаменную церковь. Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы строился 2 года известным новгородским зодчим Петром. Роспись собора была выполнена в 1125 году. И только в 1131 году итальянский монах был возведен в священный сан и вскоре избран игуменом. Его обитель стала известна делами милосердия, которым Антоний был научен с юности, сам он еще при жизни стал известен и почитаем как подвижник и человек большого смирения.

Собор, который итальянский монах построил, сохранился до наших дней, как и камень (точнее, его небольшая часть), на котором Антоний прибыл в Волховское — его можно увидеть в притворе храма под изображением святителя Никиты Новгородского.

А преподобный, совершив дело своей жизни, отошел ко Господу в 1147 году почти 80-летним старцем. Перед кончиной он призвал к себе своего ученика иеромонаха Андрея, автора первого жития, и исповедался ему. Андрей удивился смирению святого, который просил молитв братии: «Богоносного отца нашего и апостолам подобного разве могут прикоснуться темные князи? Того, кого Господь по водам на камне, как ангела бесплотного, управил».

Чудеса

Мощи преподобного Антония Римлянина были обретены нетленными, «яко жива лежаща», 1 июля 1597 года и положены в Рождественском соборе. Еще до этого события были известны случаи исцеления по молитвам святого: так, у гробницы Антония Римлянина исцелился игумен обители Кирилл, которому недоброжелатели подсыпали в еду отраву. Услышав об этом чуде, родные прислали в обитель некоего свечника Феодора, который пьянствовал и был одержим бесом. Бесноватый пришел сам и у камня преподобного Антония освободился от мучавших его темных сил.

После прославления святого стали известны чудеса от его мощей. Так, жена одного священника по имени Ирина, страдавшая тяжелой болезнью, от чего не могла владеть своим телом, увидела во сне седовласого старца, который сказал ей прийти в обитель и приложиться мощам преподобного Антония. Сделав так, Ирина выздоровела. Побывав в обители, прозрел ребенок, единственный сын пекаря из Великого Новгорода. Излечился человек по имени Авраамий, не способный ходить: как говорит автор жития, «в тот же час исцелел он от недуга своего, скача и ходя по церкви, будто никогда и не болел».

На иконах святой Антоний Римлянин иногда изображается со стеблями осоки: по преданию это растение он держал в руках, когда плыл к Новгороду. Житие не говорит о том, желал ли преподобный возвратиться домой, скучал ли по родному языку, родной обители. Но житие говорит точно о другом: о решительном отказе этого человека от своей воли и готовности доверить Богу свою жизнь, зная, что это может означать самые непредсказуемые события. Его родиной было Царствие Небесное, которого преподобный и удостоился.

Трагедии в судьбе монастыря

История Антония Римлянина не оканчивается его смертью и даже его прославлением.

Судьба его детища — Рождественского монастыря — оказалась трагична. В 1569 году Антониев монастырь стал жертвой похода царя Иоанна Грозного на Новгород. В ходе этой операции было замучено и убито множество народа, в их числе и игумен Геласий с монастырской братией. А богослужебные сосуды — наследие преподобного Антония, найденные рыбаками в бочке, — Иоанн Грозный увез в Москву, в ризницу московского Успенского собора.

В связи с этими событиями общерусское почитание новгородского преподобного стало возможно лишь в 1597 году, и с этого времени известен крестный ход в честь святого: он шел от Софийского собора в Новгороде до Антониева монастыря. Обитель возродилась, и в начале XVIII столетия здесь была кафедра новгородских викарных епископов, в 1740 году открылась Новгородская духовная семинария, одним из первых выпускников которой стал Тихон, будущий Задонский святитель.

С приходом к власти большевиков в 1918 году семинария была закрыта, а следом был упразднен и монастырь, детище преподобного Антония. Сегодня тут музей. Но величественный древний собор Рождества Пресвятой Богородице напоминают о первом строителе обители и о его удивительной судьбе.

Преподобный разделил печальную судьбу своего монастыря: в 1927 году его мощи были варварски извлечены из раки и помещены в музей атеизма, который устроили в Софийском соборе Новгородского Кремля. На протяжении 80 лет они считались утраченными... А 20 лет назад начались работы по изучению всех мощей, обнаруженных в соборе. К 2016 году историко-антропологическое исследование было закончено и новообретенные мощи святого были переданы митрополиту Новгородскому и Старорусскому Льву. И снова чудо! Впрочем, главное чудо в жизни преподобного Антония Римлянина — его смиренное желание выполнить волю Божию о себе, какой бы она ни оказалась и куда бы его ни привела, — в малой степени доступно и нам.

Преподобне отче наш Антоние, моли Бога о нас!

Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 16 августа, Православная Церковь совершает память преподобного Антония Римлянина, Новгородского.

Преподобный Антоний Римлянин родился в Риме в 1067 году от богатых родителей, державшихся православного исповедания веры, и был воспитан ими в благочестии. Лишившись родителей в семнадцать лет, он принялся за изучение писаний отцов на греческом языке. Затем он раздал часть наследства нищим, а другую вложил в деревянную бочку и пустил ее в море.

Сам же принял пострижение в одном из пустынных скитов, где прожил двадцать лет. Гонение со стороны латинян на православных принудило братию разойтись. Преподобный Антоний скитался, переходя с места на место, пока не нашел на пустынном берегу моря большой камень, на котором целый год прожил в посте и молитве.

Страшная буря, разыгравшаяся 5 сентября 1105 года, сорвала камень, на котором находился преподобный Антоний, и понесла его в море. Под праздник Рождества Пресвятой Богородицы камень остановился в трех верстах от Новгорода на берегу реки Волхова при селе Волховском. Событие это засвидетельствовано в новгородских летописях.

На этом месте преподобный, с благословения святителя Никиты Затворника , основал монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. На другой год рыболовы выловили бочку с наследством преподобного Антония, пущенную в море много лет назад. Указав, что находилось в бочке, преподобный забрал бочку и купил для обители земли. Духовное подвижничество сочеталось в обители с напряженной трудовой деятельностью.

Преподобный Антоний заботился, чтобы из монастырских доходов оказывалась помощь нищим, сиротам и вдовам. В 1117 году преподобный начал каменное строительство в монастыре. До наших дней сохранился собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенный при жизни преподобного в 1117-1119 годах известным новгородским зодчим Петром, с фресковыми росписями 1125 года.

В 1131 году святитель Нифонт Новгородский поставил преподобного Антония игуменом монастыря. Скончался он 3 августа 1147 года и был погребен святителем Нифонтом.

Прославлен преподобный Антоний в 1597 году. Память его отмечается также (в честь обрéтения мощей) в первую пятницу после празднования первоверховным апостолам Петру и Павлу и 17 января - в день тезоименитства, когда празднуется память преподобного Антония Великого .

Первоначальное житие преподобного Антония Римлянина было написано вскоре после его кончины учеником и преемником по игуменству священноиноком Андреем, а обработка жития, сказание об обрéтении мощей и похвальное слово - пострижеником Антониева монастыря, иноком Нифонтом, в 1598 году. Сохранились духовная и купчая грамоты преподобного Антония, изданные неоднократно.

Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:

св. Раждена Перса, первомч. Грузинского;

прп. Космы отшельника;

новомучеников и исповедников Российских: сщмч. Вячеслава Луканина диакона, сщмч. Николая Померанцева пресвитера.

Всех, кто носит эти святые имена, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Благожелаю вам от Господа мира душевного, здравия телесного и всесильной помощи во всех добрых делах и благих начинаниях по молитвам ваших небесных покровителей. Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!

Иеромонах Димитрий (Самойлов)

Удивительна судьба некоторых святых. Чтобы выполнить свое предназначение, им приходилось иной раз преодолевать огромные расстояния, селиться на чужих землях и становиться в итоге почитаемыми в далеких краях более чем, даже, у себя на Родине.

Но бывали случаи еще чудеснее, когда вдали от дома угодники Божьи оказывались по вине стихии. Такова жизненная веха святого Антония Римлянина, которого по давно установившейся негласной церковной традиции величают «русским итальянцем».

Праздник, посвященный чествованию памяти этого подвижника, отмечают ежегодно 16 августа.

Народные названия - Антон Вихровей; Антон; Вихревей; Орешник; Малинник.

Прибытие Преподобного Антония Римлянина в Россию.

Преподобный Антоний Римлянин родился в Риме в 1067 году в семье зажиточных горожан. Его родители были христианами, посему сына своего воспитали в кротости и благочестии. Вступив в пору отрочества, Антоний не на шутку увлекся изучением богословских трудов Восточной Церкви и святоотеческой литературы. 17-летним юношей он лишился отца и матери. Именно это событие подтолкнуло молодого человека изменить свою жизнь в корне, и он принял твердое решение покинуть римскую столицу, после чего стать монахом. Была и другая причина: в то время Папы прилагали все усилия для обращения народа в латинство. Антоний же не видел собственного существования без восточного православия, прикипев к нему душой.

Свой путь будущий святой не продумывал до мелочей. Он полагался не на себя, а всецело предал свою суть, жизнь и судьбу в руки Творца. Юноша раздал одну часть наследства, доставшегося ему от любящих родителей, нищим и обездоленным, другую вложил в бочку и бросил последнюю в море, сам же отправился без единой копейки денег в далекие странствия по монастырям, где обитали и существовали в соответствии с православной верой монахи-христиане.

В одном из скитов Антоний прожил 20 лет, приняв монашеский подвиг. Конец сему положили гонения на православных, учиненные латинянами: в связи с данными событиями святому, да и всей братии монастыря пришлось скитаться. Так продолжалось достаточно долго, пока Антонию не удалось найти на пустынном морском побережье огромный валун. Здесь святой остановился и провел на камне целый год, постясь и беспрестанно творя молитву.

5 сентября 1105 года в тех местах разыгралась чудовищная буря. В результате камень, на котором стоял подвижник, бросило ветром в морскую пучину. Его понесло по волнам, затем валун вместе с монахом очутился в устье какой-то реки, и, наконец, в канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы прибило к берегу реки Волхова, что текла близ села Волховское, в трех верстах от Новгорода.

Новая жизнь преподобного Антония Римлянина.

Святого Антония на утро обнаружили местные жители. Пришелец стоял на камне и на все расспросы людей лишь творил поклоны, ведь русского языка он не знал. Валун был прибежищем подвижника еще в течение трех дней и ночей: все это время слуга Господень неистово молился Богу и просил того открыть ему, куда же он попал. После мужчина отправился в Новгород. Там, по воле Творца, ему встретился иноземный кузнец, разговаривавший на трех языках – в том числе и на латинском. Этот человек и сообщил преподобному, где тот очутился. Несказанно удивился святой Антоний, когда узнал, что город, в который он пришел, есть Великий Новгород, что камень его остановился на водах реки Волхов. Ведь от Рима до русских земель добираться пешком полгода, а его по промыслу Божию донесло сюда за каких-то три дня!

Кузнец показал Антонию новгородский собор, где священником был святитель Никита. Душа подвижника загорелась огнем восторга, когда увидел он убранство православного храма и благолепие церковной службы. После, преподобный вернулся к камню своему на речном берегу. Но теперь он вел жизнь не столь уединенную, как раньше: к нему часто стали наведываться местные жители. Они шли к святому за благословением, а подвижник у селян учился русскому языку.

Спустя время Антоний снова посетил Великий Новгород и главный собор города. Там он рассказал святителю Никите о чудесном своем путешествии. Услышав историю Антония, святитель хотел оставить подвижника при кафедре. Однако преподобный отказался и попросил благословения продолжать жить на камне у реки. Прошло еще немного времени, и уже сам Никита нанес визит святому Антонию. Он дал подвижнику благословение основать на месте проживания того монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Святитель освятил выросший здесь в скором времени деревянный храм.

Пролетел год. Обитель, воздвигнутая святым Антонием, уже почти полностью оформилась. Как-то местные жители рыбачили вблизи монастыря. Они поймали много рыбы, а в придачу вытащили бочку, которую подвижник много лет назад бросил у себя на родине в море – святой узнал ее. Рыбаки поначалу не хотели отдавать найденное преподобному, но, в конце концов, по велению судьи Антоний получил собственное имущество. Последнее состояло в основном из церковной утвари. Было там и немного денег: их святой потратил на покупку земли вокруг монастыря, а также рыбной ловли и села у новгородских посадников.

В 1117 году был заложен каменный храм обители. Его спустя два года освятил епископ Новгородский Иоанн. Около 1125 года была произведена роспись церкви. Тогда же при монастыре появилась каменная трапеза. Позже возле нее воздвигли храм в честь Сретения Господня.

Кончина и обретение мощей преподобного Антоний.

В 1131 году святой Антоний удостоился чести стать игуменом основанной им обители. Таково было желание братии. Правление в озвученной должности монастырем преподобный осуществлял на протяжении 16-ти лет. Все это время святой наставлял своих подопечных в богоугодном житии и благочестии. Перед отходом в Царствие Небесное преподобный Антоний назначил своим преемником собственного ученика – преподобного Андрея. 3 августа 1147 года святой почил с миром. Погребение святого совершил епископ Новгородский Нифонт. Антоний нашел покой в монастырском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Обретение мощей «русского итальянца» состоялось лишь спустя четыре с лишним столетия, а именно в 1597 году, при Новгородском митрополите Варлааме и Всероссийском Патриархе Иове. Событие это имело место быть в первую пятницу после дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня). Перед этим на месте погребения святого совершалось множество чудесных исцелений по молитвам святого подвижника. От неизлечимой болезни избавился у гробницы преподобного игумен обители Кирилл. Его благодарностью угоднику Божию за спасение от смерти стало строительство над камнем святого Антония часовни. Свечник Феодор, страдавший беснованием, молился у валуна преподобного, на котором в то время уже красовался образ святого. Ему явился сам подвижник и обещал исцеление от недуга после того, как тот приложится к камню. Как было сказано, так и произошло впоследствии.

Прославление святого случилось после того, как последний явился благочестивому иноку Антоничевой обители Нифонту и сообщил о соответствующей Божьей воле. В итоге патриарх Иов повелел переложить мощи подвижника в новую гробницу, что и было сделано. При открытии мощей они оказались абсолютно нетленными и благоухающими. Вскоре после этого святого канонизировали.

Святой преподобный Антоний Римлянин – покровитель путешественников. Также он оберегает от несчастных случаев на море. К святому обращаются за помощью при отравлениях и зубной боли.

Тропарь преподобному Антонию Римлянину, глас 4

Ветхий Рим отечество твое оставив, на камень, яко на легкий корабль, возшел еси и на нем паче естества, аки безплотен, по водам шествовал еси, промышлением Божественнаго разума направляемь, Великаго Новаграда достигл еси и, обитель в нем сотворив, тело твое в ней предложил еси, яко дар освящен. Тем молим тя, отче Антоние: моли Христа Бога, да спасет души наша."

Кондак преподобному Антонию Римлянину, глас 8

Римское воспитание, великому же Новуграду благодатное процветение: многими бо труды и подвиги в нем Богу угодил еси. Сего ради чудес дарований от Него сподобился еси: и тело твое многими леты соблюде нетленно. Мы же сие лобызающе, радостно от души вопием ти: Радуйся, отче Антоние."

Кондак преподобному Антонию Римлянину, глас 2

Яко звезда, воссиял еси от Рима, и, дошед Богоспасаемаго Великаго Новаграда, ту в нем обитель сотворил еси, и, церковь поставив, созва инок множество. С нимиже моли о нас, чтущих память твою, да зовем ти: Радуйся, преподобне отче Антоние."

Величание:

,Ублажаем тя, преподобне отче Антоние, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов."

Молитва Преподобному Антонию Римлянину:

,Пастырю предобрый и наставниче наш, преподобне отче Антоние! Ты во плоти еще сый, Божественным мановением управляемь, ветхий Рим отечество твое и род твой оставил еси, и оттуду чудесным по водам на камени, яко на легцем корабли, пришествием твоим семо освятил еси град сей, и в нем храм Божией Матери воздвигл еси, труды же и подвиги твоими просветил еси обитель твою, еяже и основание тобою бысть, умножил еси в ней чада твоя, образом добрых дел и учением наставляяй их; тем и нетлением мощей твоих и чудес сиянием прослави тя Бог, Емуже безплотен со безплотными предстоя радуешися, и, радуяся, о притекающих к чудотворней раце твоей, и мощи твоя усты же и сердцем лобызающих молишися: ты и ныне, яко имеяй дерзновение ко Владыце Христу, буди молитвенник и ходатай о предстоящих сих рабех твоих, честному твоему образу кланяющихся, и просящих от тебе милостиваго заступления. Ей молим тя, слуго Христов и угодниче, главы и сердца наша преклоняюще тебе; не презри убогаго сего моления нашего, но призри на ны милостивно, коегожды потребу исполняя: болящим здравие, путешествующим в пути благопоспешество, плавающим скорое и безбедное плавание даруя: нас от всяких бед, внезапно находящих, сохрани; да вси твоими молитвами на земли богоугодно поживем, и небеснаго царствия наследники будем, достойны славословити Всесвятую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, в безконечные веки. Аминь."

Молитва преподобному Антонию Римлянину:

,К тебе, преподобный отче Антоний, припадаем с усердною молитвою и поклонением. Мы веруем, что ты, почивая телом пред нами, духом живешь в горних селениях и молишься за нас, что молитва твоя, как молитва праведника, много может пред благосердным Владыкою Умом Господа Бога, дивного во святых Своих, да ниспослет нам благодать Свою от святых мощей твоих, да сподобит Он Всевышний беспреткновенно преплыть нам, сущим во плоти, бурное житейское море и достигнуть тихой безмятежной пристани, иде же присещает Он Сам со всеми Своими избранными. Аминь!"


Преподобный Антоний Римлянин родился в Риме в 1067 году от богатых родителей, держащихся православного исповедания веры, и был воспитан ими в благочестии. Лишивших родителей в 17 лет, он принялся за изучение писаний отцов на греческом языке. Затем он раздал часть наследства нищим, а другую вложил в деревянную бочку и пустил ее в море. Сам же принял пострижение в одном из пустынных скитов, где прожил 20 лет.
Гонение со стороны латинян на православных принудило братию разойтись. Преподобный Антоний скитался, переходя с места на место, пока не нашел на пустынном берегу моря большой камень, на котором целый год прожил в посте и молитве. Страшная буря, разыгравшаяся 5 сентября 1105 года, сорвала камень, на котором находился преподобный Антоний, и понесла его в море. Под праздник Рождества Пресвятой Богородицы камень остановился в 3 верстах от Hовгоpода на берегу реки Волхов при селе Волховском. Событие это засвидетельствовано в новгородских летописях. На этом месте преподобный, с благословения Новгородского святителя Hикиты (+1109, память 14 мая), основал монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
На другой год рыболовы выловили бочку с наследством преподобного Антония, пущенную в море много лет назад. Указав, что находилось в бочке, преподобный забрал бочку и купил для обители земли.
Духовное подвижничество сочеталось в обители с напряженной трудовой деятельностью. Преподобный Антоний заботился, чтобы из монастырских доходов оказывалась помощь нищим, сиротам и вдовам. В 1117 году преподобный начал каменное строительство в монастыре. До наших дней сохранился собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенный при жизни преподобного в 1117-1119 г.г. известным новгородским зодчим Петром, с фресковыми росписями 1125 года. В 1131 году святитель Hифонт Hовгоpодский поставил преподобного Антония игуменом монастыря. Скончался святой Антоний 3 августа 1147 года, имея 79 лет от рождения.
Мощи его обретены 1 июля 1597 года нетленными, и положены в окованную серебром раку. До 30-х годов нашего века мощи преподобного Антония почивали в соборной монастырской церкви Рождества Пресвятой Богородицы, в приделе его имени. В настоящее время их судьба не известна.

Преподобный Антоний родился в 1067 году в Риме в семье знатных и состоятельных горожан. С детства он был воспитан родителями в христианском благочестии. В юности преподобный Антоний изучил богословие Восточной Церкви и творения святых отцов.

Лишившись родителей, святой Антоний решил принять монашество и покинуть Рим, т.к. римские папы всячески старались обратить православных в латинство. Ему было тогда 17 лет. Раздав одну часть богатого наследства нищим, а другую, вложив в бочку и бросив в море, он всецело предал себя воле Божией и отправился в странствие по обителям, где подвизались православные монахи.

В одном пустынном скиту он принял монашеский подвиг и прожил там двадцать лет. Гонения на православных со стороны латинян вынудили братию покинуть скит. Святой Антоний скитался, переходя с места на место, пока не нашел на пустынном берегу моря большой камень, на котором целый год прожил в посте и молитве.

Страшная буря, разыгравшаяся 5 сентября 1105 года, отторгла от берега камень, на котором стоял святой подвижник, и понесла далеко в пучину морскую. Прибывая в глубокой молитве, преподобный Антоний не испугался, но всецело предал себя Богу.

Камень чудесным образом понесло по водам. Переплыв море, он вошел в устье реки и в канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы остановился на берегу реки Волхова близ села Волховского, в трех верстах от Новгорода. Событие это засвидетельствовано в Новгородских летописях.

Утром преподобного Антония обнаружили жители села. Они с изумлением смотрели на чудного пришельца, который не смел сойти со своего камня, ставшего домом его и твердыней, испытанной среди бурь. Не зная русского языка, святой Антоний на все вопросы отвечал поклонами.

Три дня святой молился на камне и просил Бога открыть ему, в какой стране он находится. Затем он отправился в Новгород, где по Промыслу Божию встретил человека из иноземных кузнецов, который знал латинский, греческий и русский языки. От него преподобный Антоний узнал, в какой стране он находится. С удивлением слушал он, что перед ним Великий Новгород и Святая София, что камень его не на водах Тибра, а на Волхове, который отстоит на полугодичный путь от древнего Рима, ему же трехдневным казалось сие таинственное странствие на пучинах.

Вместе они вошли в собор, где священнодействовал святитель Никита (†1108; память 31 января [ 1 ], 30 апреля и 14 мая), и душа пришельца, гонимого на своей родине за веру предков, исполнилась несказанной радостью, при виде благолепия службы православной, столь убогой на оставленном им Западе. Побывав в храме, святой Антоний вернулся на свой камень. Окрестные жители стали приходить к нему за благословением. У них преподобный научился русскому языку.

Через некоторое время преподобный Антоний отправился в Новгород к святителю Новгородскому Никите, которому рассказал о своем чудесном прибытии. Святитель Никита хотел оставить преподобного при кафедре, но святой Антоний испросил у него благословения жить на том месте, где определил ему Господь. Через некоторое время святитель Никита сам побывал у преподобного Антония, который продолжал жить на камне. Осмотрев место, святитель благословил преподобного основать здесь монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Он получил у посадников место и освятил построенный вначале деревянный храм.

На следующий год рыбаки ловили рыбу недалеко от новой обители, но неудачно. По слову преподобного они забросили невод еще раз и поймали много рыбы, а также вытащили бочку, брошенную преподобным Антонием в море на родине. Святой узнал свою бочку, но рыбаки не хотели отдать ее ему. Преподобный предложил им отправиться к судьям и рассказал, что в бочке находятся преимущественно священные сосуды и иконы (очевидно, из домовой церкви его родителей). Получив бочку, преподобный Антоний на имевшиеся в ней деньги купил у новгородских посадников землю вокруг монастыря, село и рыбные ловли.

С годами обитель преподобного благоустраивалась и благоукрашалась. В 1117 году был заложен каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, который освятил епископ Новгородский Иоанн (1110-1130) в 1119 году. Не позднее 1125 года этот храм был расписан. В это же время была построена каменная трапезная, при которой позднее соорудили храм в честь Сретения Господня.

В 1131 году преподобный Антоний, по желанию братии обители, был поставлен игуменом монастыря. Шестнадцать лет он управлял обителью, наставляя братию в благочестии и богоугодном житии. Перед кончиной он назначил преемником своего ученика преподобного Андрея. Преподобный Антоний мирно почил 3 августа 1147 года и был погребен епископом Новгородским Нифонтом (1130-1156) в монастырском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

В 1597 году при Всероссийском Патриархе Иове (1589-1607) и Новгородском митрополите Варлааме (1592-1601) в первую пятницу после дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня) были обретены святые мощи преподобного Антония. Обретению мощей предшествовали чудесные исцеления по молитвам святого. Так, например, у гробницы святого исцелился от смертельной болезни игумен обители Кирилл (1580-1594). В благодарность он построил над камнем подвижника часовню.

Некий бесноватый свечник по имени Феодор пришел в монастырь и молился у камня преподобного, на котором в то время уже был написан образ святого. Ему явился преподобный Антоний и сказал, что он исцелится от беса, когда приложится к камню. Так и случилось. Исцелялись от болезни также иноки обители, когда они обращались к молитвенной помощи преподобного.

Однажды благочестивому иноку Антониевой обители Нифонту было видение, в котором открылась воля Божия о прославлении преподобного Антония. По ходатайству Нифонта и бывшего игумена Кирилла, ставшего к тому времени архимандритом Троице-Сергиева монастыря, Святейший Патриарх Иов повелел переложить мощи преподобного Антония в новую гробницу и поставить их в храм для всеобщего поклонения. Перед открытием святых мощей митрополит Новгородский Варлаам и братия обители установили строгий пост и сугубые молитвы преподобному.

Преподобный Антоний явился митрополиту Варлааму и благословил исполнить повеление Патриарха. 1 июля 1597 года, когда разобрали гробницу над могилой, то увидели честные мощи преподобного, «яко жива лежаща». Благоуханием наполнился весь монастырь. Святые мощи были положены в новую гробницу рядом с местом прежнего погребения. От святых мощей происходили чудесные исцеления больных. В том же году преподобный Антоний был прославлен в лике святых.

Ученик и преемник преподобного Антония игумен Андрей составил житие святого, которое в 1598 году было дополнено упоминавшимся иноком Нифонтом. Инок Нифонт составил также Сказание об обретении мощей святого и похвальное слово ему. В 1168 году был напечатан первый акафист преподобному, составленный бывшим настоятелем Антониева монастыря архимандритом Макарием.

Со времени обретения святых мощей преподобного Антония в его обители в первую пятницу после Петрова дня (в 1597 году этот день пришелся на 1 июля) совершалось особое торжество. Из Новгородского Софийского собора в обитель шел крестный ход. Множество народа стекалось со всей Новгородской епархии. 17 января, в день тезоименитства преподобного, в обители совершалось местное празднование в честь святого Антония.

Богослужебные сосуды, обретенные в бочке, были увезены в Москву Иоанном Грозным и хранились в ризнице Московского Успенского собора. Сохранились духовная и купчая грамоты преподобного Антония, издававшиеся неоднократно. По-прежнему в Рождественском соборе Антониева монастыря в Новгороде находится камень, на котором преподобный Антоний чудесно приплыл из Рима.

«Жития русских святых»