Психогигиена определение. Психогигиена или как формируется личность

Определение понятий «психогигиена» и «психопрофилактика»

Психогигиена - отрасль медицинских знаний, изучающая факторы и условия окружающей среды, влияющие на психическое развитие и психическое состояние человека и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья

Психогигиена как научная отрасль гигиены изучает состояние нервно-психического здоровья населения, его динамику в связи с влиянием на организм человека различных факторов внешней среды (природных, производственных, социально-бытовых) и разрабатывает на основании этих исследований научно-обоснованные меры активного воздействия на среду и функции человеческого организма с целью создания наиболее благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья людей. Если ещё до недавнего времени обязанностью гигиены как науки было в основном изучение воздействия внешних условий на соматическое здоровье человека, то в настоящее время предметом её главных забот становится анализ влияния среды на нервно-психический статус населения, и в первую очередь подрастающего поколения. Наиболее обоснованными и передовыми являются принципы психогигиены, исходная позиция которых базируется па основе представлений о том, что мир по своей природе материален, что материя находится в постоянном движении, что психические процессы являются продуктом высшей нервной деятельности и осуществляются по тем же законам природы. В психогигиене выделяют следующие разделы:

1) возрастная психогигиена,

2) психогигиена быта,

3) психогигиена семейной жизни,

4) психогигиена трудовой деятельности и обучения.

Раздел возрастной психогигиены включает психогигиенические исследования и рекомендации, относящиеся прежде всего к детскому и пожилому возрасту, так как различия в психике ребенка, подростка, взрослого и пожилого человека значительны. Психогигиена детского возраста должна базироваться на особенностях психики ребёнка и обеспечивать гармонию её формирования. Необходимо учитывать, что формирующаяся нервная система ребёнка чутко реагирует на малейшие физические и психические воздействия, поэтому велико значение правильного и чуткого воспитания ребёнка. Основными условиями воспитания являются:

Развитие и тренировка процессов торможения,

Воспитание эмоций,

Обучение преодолению трудностей.

Психогигиенические проблемы имеют свою специфику в пожилом и старческом возрасте, когда на фоне падения интенсивности обмена веществ снижается общая работоспособность, функции памяти и внимания, заостряются характерологические черты личности. Психика пожилого человека становится более уязвимой для психических травм, особенно болезненно переносится ломка стереотипа.

Поддержанию психического здоровья в пожилом возрасте способствует соблюдение общегигиенических правил и режима дня, прогулки на свежем воздухе, неутомительный труд.

Психогигиена быта. Большую часть времени человек проводит в общении с другими людьми. Доброе слово, дружеская поддержка и участие способствуют бодрости, хорошему настроению. И наоборот, грубость, резкий иди пренебрежительный тон могут стать психотравмой, особенно для мнительных, чувствительных людей.

Дружный и сплочённый коллектив может создать благоприятный психологический климат. Люди, которые «всё принимают слишком близко к сердцу», придают незаслуженное внимание мелочам, не умеют тормозить отрицательные эмоции. Им следует воспитывать в себе правильное отношение к неизбежным в повседневной жизни трудностям. Для этого необходимо учиться правильно, оценить происходящее, управлять своими эмоциями, а когда нужно, и подавить их.

Психогигиена семейной жизни. Семья представляет собой группу, в которой закладываются основы личности, происходит её начальное развитие. Характер взаимоотношений между членами семьи существенно влияет на судьбу человека и поэтому обладает огромной жизненной значимостью для каждой личности и для общества в целом.

Благоприятная атмосфера в семье создается при наличии взаимного уважения, любви, дружбы, общности взглядов. Большое влияние на формирование отношений в семье оказывают эмоциональное общение, взаимопонимание, уступчивость. Такая обстановка способствует созданию счастливой семьи - непременному условию правильного воспитания детей.

Психогигиена трудовой деятельности и обучения. Значительную часть времени человек посвящает трудовой деятельности, поэтому важное значение имеет эмоциональное отношение к труду. Выбор профессии- ответственный шаг в жизни каждого человека, поэтому необходимо, чтобы.выбранная профессия соответствовала интересам, способностям и подготовленности личности. Только при этом труд может приносить положительные эмоции: радость, моральное удовлетворение, а в конечном счете, и психическое здоровье.

В психогигиене труда немаловажную, роль играет промышленная эстетика: современные формы машин; удобное рабочее место, хорошо оформленное помещение. Целесообразно оборудование на производстве комнат отдыха и кабинетов психологической разгрузки, уменьшающих утомление и улучшающих эмоциональное состояние работающих. Важное значение имеет психогигиена умственного труда. Умственная работа связана с высоким расходом нервной энергии. В процессе её происходит мобилизация внимания, памяти, мышления, творческого воображения. Люди школьного и студенческого возраста тесно связаны с обучением. Неправильная организация занятий может вызвать переутомление и даже нервный срыв, особенно часто наступающие в период экзаменов. Остановимся на этом подробнее. В охране здоровья подрастающего поколения ведущая роль отводится психогигиене учебных занятий в школе, поскольку почти все дети учатся на протяжении 10 лет, и учение составляет эти годы приходятся 2 опасных.кризиса (7-8 лет и пубертатный период -13-15 лет), когда растущий организм особенно реактивен и наиболее подвержен невротизирующим влияниям.

Задачи психогигиены учебных занятий следующие;

1) способствовать своевременному и гармоничному психическому развитию детей;

2) стремиться к тому, чтобы учение приносило детям радость и протекало на фоне положительных эмоций, что в свою очередь, явится залогом психического здоровья;

3) избегать чрезмерного умственного напряжения, приводящего к значительному утомлению детей;

4) предотвращать психотравмирующие ситуации в школе.

В проблеме сохранения психического здоровья детей очень часто существенен начальный период обучения. С поступлением в школу на ребёнка обрушивается масса новых впечатлений и требований:

строгое соблюдение правил поведения;

длительное пребывание в относительно неподвижной позе;

интенсивная умственная деятельность;

включение в многоликий коллектив сверстников;

Так или иначе, процесс адаптации к новым условиям социального существования у многих детей протекает болезненно, ему сопутствует период неадекватных реакций. Такие дети часто отвлекаются на уроках, занимаются посторонними делами, на переменах нарушают нормы поведения, кричат, бегают или наоборот, замкнуты, пассивны. При контакте с педагогом они смущаются, при малейшем замечании плачут. У некоторых детей появляются признаки невроза, они теряют аппетит, плохо спят, капризничают. У большинства детей адаптация к школе полностью наступает лишь к середине первого года обучения. У некоторых она значительно затягивается. Здесь велика роль школы. Правильное поведение педагога - его терпение и доброжелательность, постепенное включение детей в учебную нагрузку с соблюдением гигиенических норм - облегчает период адаптации.

Основной формой учебно-воспитательного процесса признан урок. Степень вызываемого утомления зависит от утомительности урока отождествлять трудность и утомительность нельзя, хотя они и тесно связаны. Трудность - это объективное свойства урока, утомительность же - это его «физиологическая стоимость», своеобразное отражение воздействия урока на организм ученика.

Длительность и трудность урока - это объективные величины, не зависящие от учеников. Они действуют на всех, но не в равной степени вызывают (да и не у всех одинаковое) утомление. Это происходит потому, что на утомляющее воздействие урока наслаивается множество субъективных факторов: тип высшей нервной деятельности ученика, степень утомления, с которой он приступил к работе, психическое состояние от предшествующих факторов. Снижение утомительности урока в первую очередь зависит от его длительности и трудности изучаемого материала. Опыт показывает, что в последние 10 минут урока внимание и работоспособность учащихся падают, что этот период занятий неэффективен. Психогигиенической регламентации подлежит длительность отдельных учебных операций. Установлено, что продолжительность непрерывного чтения не должна превышать 15 минут, а в первом классе -10 минут. Переключение внимания после этого на другие виды деятельности дает хороший психогигиенический эффект. Одним из косвенных, но чрезвычайно эффективных средств защиты от утомительности урока служит его привлекательность для учащихся. Ей принадлежит ведущая роль в сохранении положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата в классе - чрезвычайно существенного элемента психогигиены. Положительное эмоциональное состояние учащихся важно в двух аспектах:

* оно активизирует высшие отделы мозга, способствует высокой их возбудимости, улучшает память и тем самым повышает работоспособность;

* способствует психическому здоровью.

Обучение должно проходить на фоне хорошего настроения учащихся давать ощущение радости. Источником положительных эмоций может быть и сама учебная деятельность детей, когда решение трудной задачи, радость от преодоления препятствий показывает ученику его возможности и способности.

Главным генератором положительных эмоций учащихся служит интерес к уроку. А значит, его надо каким-то образом пробудить. В формировании утомления интерес действует прямо противоположно трудности. Отсутствие интереса или, попросту говоря, скука - это мощный фактор утомительности даже тогда, когда истинные элементы трудности отсутствуют.

Не следует, однако, это переоценивать. Интерес может иногда не уничтожать утомление, а лишь маскировать его. Некоторые педагоги считают, что эмоции могут отсрочить и замаскировать самое тяжёлое и истощающее утомление, которое резко проявится на последующих уроках.

Отрицательные эмоции, в противоположность положительным, снижают уровень функционирования нервных структур и психической деятельности. С этой точки зрения в несколько непривычном освещении выступают школьные отметки. Учащиеся, получая отрицательные оценки, хуже выполняют другие задания того же типа, у них снижается работоспособность. Поэтому педагогам нужно быть очень осторожньми в оценке работ, не злоупотреблять и ставить плохие оценки только в тех случаях, когда ученик их действительно заслужил, и быть при этом предельно объективным. Плохой балл ранит гораздо сильнее, если ребёнок в глубине души считает, что он поставлен несправедливо. Для создания благоприятного эмоционального климата большое значение имеют сказанное учителем слово ободрения, заслуженная похвала, а излишние упрёки, особенно незаслуженные, приводят к угнетённому состоянию детей. Педагоги сами отмечают, что учащийся, при взаимодействии с которым учитель чаще всего бывает раздраженным и недовольным, испытывает определённый дискомфорт, подавленность и неуверенность в своих силах: В результате школьник хуже отвечает при опросе, чем вызывает ещё большее недовольство педагога. Создаётся порочный круг, следствием которого нередко бывает невротизация ребёнка.

Предложен даже специальный диагноз для обозначения неврозов, вызванных неправильным поведением педагога - дидактогении. Поэтому отношение учителя к ученику должно строиться на трёх столпах: справедливость, доброжелательность и уважение. Уважение ученика к учителю считается само собой разумеющимся, об уважении же учителя к ученику приходится напоминать. С подростками следует быть особенно осторожными. Для них характерна потребность в самоутверждении, в признании их прав и возможностей со стороны взрослых. Хороню физически развитые, внешне почти взрослые, подростки склонны переоценивать своё социальное развитие и болезненно воспринимать его недооценку. В этом источник нередких конфликтов со старшими, в частности с педагогами. Школьник, даже самый младший, это уже личность и вправе ждать уважения к себе. Это не снизит авторитета учителя, не разрушит необходимой дистанции. Необходимо научиться сочетать требовательность к детям с любовью и уважением к ним.

Психопрофилактика - отрасль медицины, занимающаяся разработкой мер, предупреждающих возникновение психических заболеваний или переход их в хроническое течение.

Пользуясь данными психогигиены, психопрофилактика разрабатывает систему мероприятий, ведущих к снижению нервно-психической заболеваемости и способствующих внедрению их в жизнь и практику здравоохранения. Методы психопрофилактики включают изучение динамики нервно-психического состояния человека в процессе трудовой деятельности, а также в бытовых условиях. Психопрофилактику принято подразделять на индивидуальную и социальную, кроме того, на первичную, вторичную и третичную.

Первичная профилактика включает сумму мероприятии, направленных на предупреждение самого факта возникновения болезни. Сюда входит широкая система законодательных мер, предусматривающих охрану здоровья населения. Вторичная профилактика- это максимальное выявление начальных проявлений психических заболеваний и их активное лечение, т.е. такой вид профилактики, который способствует более благоприятному течению болезни и приводит к более быстрому выздоровлению.

Третичная профилактика заключается в предупреждении рецидивов, достигаемом проведением мероприятий, направленных на устранение факторов, препятствующих трудовой деятельности больного.

Усилия врачей и педагогов объединяются с целью проведения соответствующей психогигиенической и психопрофилактической работы в отношении воспитания подрастающего поколения.

Успешно служит делу психогигиены и психопрофилактики широкая сеть лесных школ, санаториев, пионерских лагерей, детских площадок.

Область гигиены, разрабатывающая и осуществляющая мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья. Некоторые авторы, давая определение психогигиене, относят ее не только к гигиене, но и к психиатрии. Другие (например, Мягер В. К., 1976) включают в задачи П. предупреждение возникновения и развития психических заболеваний, сближая П. и первичную психопрофилактику. Н. Д. Лакосина и Г. К. Ушаков (1976) выделяют психогигиену в самостоятельный раздел медицинской науки. П. является комплексной дисциплиной, тесно связанной не только с психиатрией, но и с медицинской психологией, медицинской социологией, валеологией (Петленко В. П., 1997) и др.

Психогигиена как направление возникла на рубеже XIX и XX вв. В России ее зарождение связывают с состоявшимся в 1887 г. I съездом отечественных психиатров, на котором И. П. Мержеевский, С. С. Корсаков, И. А. Сикорский обратились к психиатрам, врачебной общественности, а также ко всем передовым людям страны с идеями и программами предупреждения психических и нервных заболеваний.

В зарубежной литературе возникновение психогигиены связывают с движением, основанным Биерсом (Beers M.). Этот страховой служащий, в течение двух лет находившийся в психиатрическом стационаре, опубликовал после госпитализации в 1908 г. книгу «Разум, нашедший себя», вызвавшую интерес во всем мире. Затем он создал психогигиеническое общество, много путешествовал, читая лекции и пропагандируя положения о необходимости совершенствования психиатрической помощи, пытаясь привлечь внимание общественности к проблемам, связанным с психическими болезнями. В Балтиморе был создан психиатрический госпиталь под руководством ведущего американского психиатра Майера (Meyer А.). В 1917 г. психогигиеническое общество возникло в Канаде, в 1918 г. - во Франции. Вопросами психогигиены занимались такие видные психиатры, как Крепелин (Kraepelin Е.), Форель (Forel А.), Блейлер (Bleuler E.) и др.

Перед началом Второй мировой войны во многих странах Европы и Америки уже существовали психогигиенические организации и общества, издававшие журналы, координирующие деятельность по изучению причин возникновения психических нарушений, внедряющие П. в медицинское и общее образование, осуществляющие санитарное просвещение населения. В послевоенные годы были созданы отдел психического здоровья при ВОЗ и Всемирная федерация психического здоровья. Во многих странах ведется преподавание психогигиены.

Поскольку с начала психогигиенического движения отдельные его задачи (в частности, связанные с распространением психологических знаний) среди населения уже осуществлялись, в последние десятилетия психогигиена в большей степени ориентирована на решение социальных и экологических проблем, имеющих отношение к психическому здоровью. Основной целью психогигиены является сохранение психического здоровья, душевного равновесия. Поэтому среди ее направлений особое место занимает изучение факторов и условий среды, влияющих на психическое развитие и психическое состояние человека, и разработка мероприятии по их устранению или уменьшению в случае их патогенной роли. К таким факторам можно отнести все еще существующее неправильное отношение к лицам, страдающим психическими заболеваниями, злоупотребление лекарственными средствами, напряженные условия работы в некоторых видах деятельности, неблагоприятные экологические факторы и др. Психогигиена призвана помогать человеку избегать неблагоприятных воздействий, опасных для его психического здоровья, обучать его справляться с теми трудностями, которых не удалось избежать, используя для этого естественные, природные ресурсы или изменяя свое отношение к ним.

В психогигиене выделяют несколько разделов и подразделов: возрастная П. (П. детства, П. подросткового, пожилого и старческого возраста); П. труда и обучения (психогигиена производственного и умственного труда); П. быта; П. семьи и половой жизни; психогигиена больного человека. В зависимости от изучаемой области психогигиены опирается на те или иные дисциплины: педагогику, педиатрию, детскую и педагогическую психологию - психогигиена детства; геронтологию, возрастную психологию, медицинскую психологию - психогигиена пожилого и старческого возраста и т. д.

Важное место в разработке психогигиенических мероприятий занимают эпидемиологические транскультурные исследования заболеваемости, микросоциологических, психологических и социально-психологических средовых факторов.

Психогигиеническое воздействие наряду с санитарным просвещением осуществляется с помощью диспансеризации больных и лиц с повышенным риском заболеваемости, находящихся в кризисных состояниях; обеспечения «гигиенической зрелости» коллективов; разработки оптимальных режимов труда и быта. Для решения психогигиенических задач все чаще привлекаются методы психотерапии, такие как аутогенная тренировка, биологическая обратная связь, позитивная, поведенческая, групповая психотерапия и социально-психологический тренинг.

Развитие теории и практики психогигиены потребовало новых форм ее организации. Создаются специальные психогигиенические учреждения для лиц практически здоровых, но находящихся в кризисных ситуациях: медико-психологические семейные консультации, дневные и ночные санатории-профилактории при промышленных предприятиях, вузах и др. учреждениях, кабинеты психологической и психофизиологической разгрузки, кабинеты социально-психологической помощи, телефонное консультирование и др.

Современное общество устроено так, что человеку приходится жить в постоянном напряжении, испытывая стрессы, раздражение, а это не лучшим образом отражается на здоровье. Нередко у молодых, полных сил людей возникают заболевания, абсолютно не свойственные их возрасту, а также растет количество больных наркоманией, алкоголизмом.

Психогигиена и психопрофилактика являются специализированными отраслями медицинской психологии, их задача состоит в предотвращении возникновения заболеваний психосоматического, нервно-психического характера у практически здоровых людей.

Основные направления, цели и задачи дисциплин

Ни для кого не секрет, что, столкнувшись со сложными жизненными ситуациями, люди, особенно молодые, теряются и принимают неправильные решения, которые меняют их жизнь совсем не в лучшую сторону.

Цель психогигиены как раз состоит в изучении факторов внешней среды, способных оказать негативное влияние на психическое здоровье человека, а также в разработке и проведении комплексных мероприятий, направленных на снижение психологической напряженности. Иными словами, выявление групп риска, целенаправленная работа с ними, функционирование кризисных центров, линий бесплатной психологической помощи являются основными инструментами этой науки.

Известный ученый А. Ребер говорил о том, что поддерживать психическое здоровье человека гораздо проще, чем лечить уже возникшее заболевание. С этой точки зрения задача любого психолога, психотерапевта на этапе беседы состоит в том, чтобы выслушать больного, оценить влияние фактора, вызвавшего проблемную ситуацию, и оказать адекватную консультационную помощь. В дальнейшем необходимо отслеживать изменение состояния пациента и корректировать лечение, принимать все меры к укреплению психического здоровья.

Психогигиена имеет несколько направлений деятельности. Одно из них, фундаментальное, занимается рассмотрением методических аспектов сохранения, укрепления психического здоровья людей. Задача прикладного направления состоит в разработке технологий применения теоретических знаний на практике с учетом профессиональных, половых, возрастных, а также прочих особенностей групп потенциальных пациентов.

Третье, практическое направление сосредоточено на реализации в процессе работы конкретных методик, их доработке и корректировке. На этом этапе решаются задачи укрепления психологической устойчивости человека к факторам внешней среды, повышения работоспособности, снятия внутренней напряженности.

Психопрофилактика является разделом общей профилактики. Ее основная задача состоит в предупреждении психических расстройств. Наука рассматривает три состояния, в которых может находиться пациент:

  • Здоровый человек – не имеет никаких отклонений психики. Используются методы по недопущению психического заболевания.
  • Находящийся в зоне риска – или уже страдает легкой формой расстройства, или есть факторы, способные спровоцировать заболевание. Применяются методы, направленные на недопущение обострения заболевания, выведения человека из состояния нестабильности.
  • Имеется ярко выраженная . Основная задача – предупредить перетекание заболевания в более тяжелую форму, по возможности реабилитировать больного к повседневной жизни.

Области практического применения

В настоящее время почти все медицинские направления применяют психогигиенические методы обследования пациентов, испытывающих дезадаптацию. Врач любой специальности должен владеть навыками работы с пациентами в предкризисных и кризисных ситуациях. Выделяют следующие разделы психогигиены и области их практического применения:

  • Психогигиена личности – уделяет особое внимание детям, пожилым людям, направлена на преодоление периодических кризисов. Затрагивает вопросы воспитания, режимов отдыха, питания, обучения.
  • Бытовая – занимается вопросами предупреждения алкоголизма и наркомании.
  • Психогигиена труда направлена на разработку комплекса мер, обеспечивающих профпригодность, предупреждение конфликтов внутри трудовых коллективов, профилактику переутомления в ходе выполнения монотонных операций.
  • Психогигиена семьи – одно из важных направлений, посвященных формированию внутри группы близких родственников доверительных и гармоничных отношений.

Особое место в психогигиене семьи и личности занимает вопрос, посвященный беременности, родам, кормлению новорожденных грудью, правильному воспитанию детей младшего возраста.

Постоянная, целенаправленная работа, проводимая медицинскими учреждениями, позволила значительно повысить психологическое благополучие женщин предродового и послеродового периодов, снизить количество выкидышей вследствие неправильного режима дня и повышенных психологических нагрузок. Проведение для медицинского персонала обучающих семинаров повысило эффективность и своевременность диагностики психопатологий в этой группе пациентов.

Работа, связанная с большим умственным напряжением, опасностью или требующая повышенного внимания к мелочам, может привести к переутомлению и фатальным ошибкам, а как следствие – к повышенному травматизму.

Задача психопрофилактики производственной деятельности состоит в выработке мероприятий, способных нивелировать влияние человеческого фактора, сформировать такое отношение к трудовому процессу, которое поможет избежать возникновения кризисных ситуаций. К мерам профилактики можно отнести следующие: изучение условий труда, заболеваемости сотрудников опасных производств, плановое ведение профилактических работ, контроль соблюдения техники безопасности и борьбу с вредными привычками сотрудников.

Психопрофилактика детей и подростков уделяет особое внимание переходным этапам, сопровождающим возрастное развитие. детей трех лет обусловливается пробуждением детского самосознания, желанием самому выполнять определенные действия.

В семилетнем возрасте наблюдается кризис, связанный с осознанием ребенка себя как части социума. Самый сложный этап свойственен переходному периоду, когда подростки начинают входить во взрослую жизнь, и на этом этапе они особенно остро нуждаются в психопрофилактических мероприятиях.

Психогигиена и психопрофилактика тесно связаны между собой, они направлены на укрепление психического здоровья не только отдельной личности, но и социальных групп. Задача обеих наук – показать человеку, насколько ценно саморазвитие, какие существуют приемы самопомощи в кризисных ситуациях.

Несомненной заслугой обоих направлений является открытие многочисленных центров помощи, бесплатных консультационных линий, распространение специальной литературы и популяризация информации, направленной на предотвращение невротических расстройств в разных половозрастных группах. Автор: Наталья Иванова

Психогигиена разрабатывает и осуществляет мероприятия для сохранения и укрепления психического здоровья.

Психогигиена как направление возникла на рубеже XIX и XX ве­ков. В России ее связывают с состоявшимся в 1887 г. I Съездом отечественных психиатров, на котором прозвучало обращение к врачам, а также ко всем передовым людям страны с идеями и программами предупреждения психических и нервных заболеваний.

Основной целью психогигиены является сохранение психичес­кого здоровья, душевного равновесия. Основное место занимают изучение факторов и условий среды, влияющих на психическое развитие и психическое состояние человека , и разработка мероприятий по их устранению или ослаблению.

К таким факторам можно отнести:

· предвзятое отношение к лицам, страдающим психическими расстройствами;

· злоупотребление лекарственными средствами;

· тяжелые условия работы;

· неблагоприятные экологические факторы и т.д.

Психогигиена призвана помочь человеку избегать воздействий, опасных для его психического здоровья, обучать его справляться с теми трудностями, которых не удалось избежать, используя для это­го различные ресурсы или изменяя свое отношение к трудностям.

В психогигиене выделяют несколько разделов:

1. Возрастную психогигиену (психогигиену детства, психогигие­нподросткового, юношеского, зрелого, пожилого, старческо­го возраста)

2. Психогигиену производственного и умственного труда

3. Психогигиену быта

4. Психогигиену семьи и половой жизни

5. Психогигиену больного и т.д.

Психогигиена взаимоотношений сестринского персонала и пациента имеет ведущее значение при лечении и уходе .

На душевное состояние больного влияют все факторы окружа­ющей среды: и физические, и психические, и социальные, и ду­ховные. Окружающая среда должна быть не просто безопасной, она должна способствовать оптимальной жизнедеятельности че­ловека (этические принципы «не навреди» и «делай добро).

К физическим факторам окружающей среды, воздействующим на психику пациента, можно отнести санитарно-гигиеническое состояние ЛПУ, особенно инфекционную безопасность, темпера­туру воздуха в палатах, процедурных и других помещениях, шум, запах, освещенность; цвет стен, белья, мебели, одежды как персо­нала, так и пациентов; питание и др.

К психическим - психологи­ческий микроклимат отделения (стиль отношений между медра­ботниками), а также взаимоотношения пациента с персоналом, другими пациентами, с близкими и т.д.

К социальным - различные материальные проблемы, связанные с возможностью лечения, реабилитации, профилактики осложнений и т.д.

К духовным - возможность чтения, рисования, музицирования, общения с близкими по духу, с представителями религиозных конфессий и др.

Относится к «Адаптология»

О том, что обеспечивает эффективную способность приспосабливаться к новому. Правила, обеспечивающие минимизацию личных усилий и максимальную эффективность буквально во всем. Осваиваем психогигиену в своей жизни.


Второе все более актуально потому, что число мошен ников и видов мошен ничества все более увеличивается вместе с растущей их изощренностью, а предметом воздействия, как всегда, оказывается человеческая психи ка.

Не вызывает сомнения необходимость навыков психогигиены, обеспечивающих стабильность не только собственной психи ки, но и в целом общества.

Психогигиена - термин относительно новый, введён в 1900 году немецким психи атром Робертом Зоммером, что отражает достаточно позднее внимание социума к вопросам поддержания поведенческой адекватн ости.

В самом общем и строгом смысл е психогигиена обеспечивает оптимальность поведенческой адаптивн ости к новым условиям, представляя собой комплекс методов и мероприятий, основанный на понимании сути и принципов поведенческой адаптивн ости. Таким образом, психогигиена основывается на методолог ии оптимизации индивидуальной способности приспосабливаться к новому, избегая побочных негативных эффектов.

Важной задачей психогигиены является предотвращение психопатологий, обеспечение максимальной эффективности личной поведенческой адаптивн ости в достижении соответствия желаемого и получаемого, и, в конечном счете, - достижение социальной востребованности в обществе.

Необходимость осознанного понимания определенных правил отношения к окружающей действительности, - психогигиены, следует из того, что при формировании любой поведенческой реакции в новых условиях неизбежно совершается множество ошибок, приводящих к не соответствию желаемого и получаемого, т.е. неадекватн ости реакции реальности.

Статья дополнена большим количеством ссылок на вспомогательные обоснования сказанного. В них обстоятельно и корректно показывается специфика и механизмы затронутых явлений на основе концепции механизмов организации психи ки . Поэтому, в случае сомнений, а в норме они всегда должны возникать, после общего прочтения стоит вернуться к таким обоснованиям, чтобы углубить понимание данного вопроса.

В определенном смысл е эта статья обобщает многие материалы сайта Форнит, касающиеся адекватн ости поведения окружающим реалиям, поэтому слово "адекватн ость" здесь - ключевое. В виду обширности затрагиваемых вопросов, изложение - предельно лаконичное, сказано только самое важное и необходимое, а более углубленно ознакомиться возможно по приводимым ссылкам, желательно - в следующем проходе.

Особенности психи ки, провоцирующие психопатологии

Когда что-то не вполне понятно, ситуация не вполне знакомая, - возникают множество иллюзий понимания :

Любое более поверхностное, тем более недостаточное осмысл ивание текущей оценки приводит к иллюзии понимания потому, что не существует совершенно идентичных ситуаций. Даже если для какого-то вида специфики ситуаций наработаны хорошо выверенные навыки реагирования (восприятия, понимания и действия), то в очередной возникшей ситуации обязательно присутствуют какие-то новые элементы. Они могут вообще оказаться вне поля внимания и быть незамеченными (см. Невидимое ), новизна может не превысить другое новое в восприятии и тогда фокус сознания будет переведен на что-то более актуальное, а вне осознания все действия происходят автоматически по наработанным навыкам, которые не учитывают новизну текущей ситуации, пока это не проявляется неожиданным результатом. И только очень редко осознаваемое внимание обращается на новые особенности ситуации, а время позволяет это осмысл ить и сформировать новое отношение и поведение.

Но в общении почти никогда не бывает времени что-то осмысл ить, и разговор ветвится согласно ранее наработанным стереотипам общения. Это гарантирует наличие иллюзий понимания. Это может привести к легкому или тяжелому конфликту взаимопонимания, но, часто вообще никак не замечается.

... иллюзия понимания всегда сопровождает стереотипные действия в несколько отличных от привычных условиях, приводя к поведенческим неадекватн остям в силу принципа индивидуальной адаптивн ости в организации психи ки.

К тому же, в силу особенностей восприятия значим ого в восприятии (в развитии от периода доверчивого обучения с его рецидивами), в социальном окружении при развитии социализации возникают зависимые состояния различной этиологи и, от наркотической и религиозной зависимости до привносимых тупиковых представлений. Проблема настолько привычна, что ее мало осознают, но настолько велика, что порождает множество конфликтов и трагедий - от индивидуальных до государственных.

Чем более урбанизировано общество, тем больше существует сопутствующих ему поведенческих неадекватн остей, и тем более они разнообразны.

Самые основные типы из них будут описаны так, что станет ясна специфика угрозы и то, какими мерами она предотвращается.

Чтобы ввести в проблематику, которая для большинства людей не является очевидной, предлагаю выдержки из статьи эмпирическ ой психологии: Почему мы упорствуем в своих заблуждениях .

Мы привыкли считать себя непредвзятыми и думаем, что готовы воспринимать новую информацию независимо от того, противоречит ли они нашему мировоззре нию. Но парадокс заключается в том, что когда новые факты опровергают самые дорогие наши убеждения, вера в них только укрепляется. В психологии это явление называется эффектом обратного действия. Журналист Дэвид Макрейн разбирает феномен на примере научных исследований и объясняет, почему мы избирательно воспринимаем истину и упорствуем в своих заблуждениях.

...В растерянности, вы еще больше укрепляетесь в ваших убеждениях , вместо того, чтобы подвергнуть их критике. Когда кто-то пытается исправить вас, развеять ваши заблуждения, это приводит к обратному результату и укрепляет вашу уверенность.

Со временем, благодаря эффекту обратного результата вы начинаете менее критично смотреть на факты, которые позволяют вам по-прежнему считать свои убеждения истинными и правомерными.

Психологи называют такие истории нарративными сценариями - это истории именно о том, что нам хочется услышать, подтверждающие наши убеждения и дающие нам право придерживаться уже составленных нами же мнений.

Изучение эффекта обратного результата показывает, что выиграть спор в интернете невозможно . Когда вы начинаете бросаться фактами и именами, гиперссылками и цитатами, ваш оппонент на самом деле становится еще больше уверен в своей правоте, чем до того, как вы начали спор. Когда он начинает противоречить вам, то же самое происходит и в вашем сознании. Эффект обратного результата заставляет вас обоих еще крепче замкнуться в уверенности своей правоты.

Когда вы читаете отрицательный комментарий, когда кто-то разносит в пух и прах то, что вы любите, а ваши убеждения подвергаются сомнению, вы придирчиво и внимательно изучаете информацию в поисках слабых мест. Когнитивный диссонанс блокирует механизмы вашего мышлени я до тех пор, пока вы не справитесь с ситуацией. В процессе вы формируете больше нейтральных связей, конструируете новую память и производите определенное усилие - и когда вы заканчиваете обдумывать предмет, ваши изначальные убеждения становятся сильны как никогда.

И хотя информационные технологии не стоят на месте, поведенческие схемы, которые человек пускает в ход, если речь заходит о вере, неоспоримых фактах, политике и идеологии, кажется, остаются прежними. В мире, где процветает все новое знание, где каждый день совершаются научные открытия, освещающие, казалось бы, все стороны человеческой жизни, мы, как и большинство людей, по-прежнему воспринимаем информацию очень избирательно, пусть даже факт подкрепляется научными данными и основан на столетиях исследований.

Сказанное звучит абсурдно, ведь это - настоящий неадекват, но, приходится признать, что это - повсеместное явление, достоверно подтверждаемое на больших выборках испытуемых.

Все сказанное более обосновано и обстоятельно с позиции механизмов психи ки рассмотрено в статье Идея-фикс , но тут речь идет о психи ческих процессах еще до формирования сверхзначим ой идеи.

Описанные эффекты являются прямым следствием массового несоблюдения важнейших принципов психогигиены, не понимания их и даже в отсутствии представлений о них.

Наиболее сильный и массовый фактор влияния на личные представления - информационные системы в обществе, сегодня, прежде всего, телевидение, кино, интернет и новостные издания, особенно в интернете. Все это пришло на смену религиозно-этическим представлениям, насаждающимся с раннего детства воспитанием. То, что раньше сопровождало человека всю его жизнь, мало подвергалось сомнению за исключением влияния экстремальных ситуаций, сегодня способно эффективно воздействовать в любом возрасте потому, что методы такого воздействия очень хорошо и надежно отработаны.

Технологии поляризации общества

Главным методом в технологиях деструктивной поляризации общества является внедрение в психи ку сведений, выглядящих авторитетными и убедительными, но разделяющих людей по заранее имеющимся в данном обществе предпочтениям, например, по языку как это было проделано на Украине. Это - множество различных видов провокационных вбросов, из-за которых украинские вчерашние друзья-родные-знакомые вдруг стали врагами российским. Неважно про что вброс, главное, чтобы он разделил мнения на непримиримые и разделил людей вместе со мнениями. В них нет никакого конструктива и дельности в виду совершенно другой цели (так их можно распознавать), но есть заряд негатива в эпатажной форме, и люди начинают яростно спорить, раскалывая в этом фокусе внимания социум.

Эти вбросы очень легко идентифи цировать, признаки очевидны, но люди увлеченно ведутся на все эти провокационные поделки, обычно сделанные на хорошем техническом уровне (работа профи) и обладающие признаками авторитетности.

С точки зрения профилактики разрушительного воздействия, провокационные материалы следует распознавать по очевидными признаками, причем суть поднятой темы не имеет значения.

1. Материал носит характер обличительной сенсации, и уже содержит судейский вывод или прозрачно намекает на него .

Чтобы в самом деле что-то обличить, нужно представить корректно и безусловно достоверные материалы, а не выхваченные каким-то образом эпизоды. Только независимые эксперты способны корректно анализировать их, и тогда возникает общее экспертное мнение, но даже оно является предположительным и требует верификации в реальности (неумолимые принципы научной методолог ии). Но вброс провокационных материалов никогда не обладает такими качествами, они обладают только признаками кажущейся, самопровозглашенной авторитетности. Главная задача вброса - не убеждать в чем-то, а создать спорную атмосферу, влекущую непримиримые столкновения мнений.

Любые сведения, имеющие заряд провокационной сенсации, должны просто игнорироваться как вандальная надпись на стене. Внимание должно уделяться только взвешенным экспертным заключениям если они взаимно подтверждаются. Это означает, что любые сведения из любых СМИ, носящие провокационную сенсационность, должны игнорироваться для предотвращения разрушительного воздействия на психи ку или просто восприниматься как забавная поделка, как уже сформировалось мнение про всякие гороскопы.

2. Не конструктивный, а явно деструктивный, разобщающий характер сообщения .

Сведения, которые хоть в чем-то оказываются разобщающими, порочащими существующую систему взаимодействий и взаимопонимания, не предоставляющие альтернативу для конструктивного избегания найденного нежелательного явления, вряд ли могут способствовать разрешению представленной проблемы, зато прекрасно подходят для создания разногласий и непримиримых споров. Но само по себе выявление нежелательного и его констатация, не является разрушительной для социума, если только не оказывается в связке с первым пунктом, определяющим контекст его воздействия. Констатация негативного должна быть очень хорошо обоснована и достоверна, и тем самым она оказывается конструктивной, а это никак не возможно сделать в коротком сообщении, так что любые кричащие высказывания о недостатках должны игнорироваться как попытка деструктивного воздействия.

Эти два признака в совокупности однозначно идентифи цируют провокационный вброс, отношению к которому должно быть - игнорирование с отвращением и неприемлемостью.

Провокационные вбросы обладают и множеством других второстепенных признаков, использующихся для цели разрушительного воздействия на психи ку и через это - на общество. Так, используются узнаваемые слоганы для связки с ранее воспринятыми подобными воздействиями или явно создается новый слоган (мем).

Более сложно распознать искусственность изделия (и это не так важно, если уже распознана деструктивность), - искажающий впечатление монтаж, ложные сведения, подтасовки. Но даже если кто-то проделывает эту работу, в силу "эффекта обратного действия" это только подливает масло в огонь спора, и раскол мнений продолжается, углубляя раскол общества. Оппоненты представляются недалекими, наивными людьми, обладающими массой очевидных недостатков и зомбированных пропагандой.

Но любой человек обладает какими-то недостатками и проявляет их в споре. Безошибочных суждений, сделанных налету, сгоряча просто не бывает. Любой из сторон слишком заманчиво увидеть оппонента в неприглядном свете, и мало кто не поддается этому так, что все доводы окажутся опорочены. В таком споре нет победителей, а есть только проигравшие возможность взаимопонимания.

Провокационные вбросы имеют самый разный уровень сложности подачи: от кричалок на массовке - до формы, похожей на обстоятельную аналитическую статью. Но все они отличаются наличием двух отмеченных главных признаков.

В некоторых случаях бывает очень трудно провести границу, ведь отклонение от методолог ии формализ ации, некорректности в утверждениях ясны только тем, кто хорошо понимает суть научной методолог ии (см. ). Но такие сложные вбросы и не рассчитаны на массовость. Самые же опасные провокационные вбросы легко и однозначно распознаются.

Провокационные вбросы - всегда результат чьего-то творчества. Они содержат намеренную ложь в той или иной форме (слово ложь здесь используется не в качестве эпатажного эпитета, а как элемент личной адаптивн ости, см. Ложь ), формируют систему сверхважных идей (идея-фикс), которые делают предвзятыми любые представления и реакции, их как-то затрагивающие.

В социальном воплощении это приводит к расколу общества вплоть до военного противостояния, революциям, краху экономики, краху культур ы (см. Культура и стабильность , Психофизиология протеста ).

Говорят, что в споре (не)рождается истина. Дело, конечно, не в значении слова спор, но истина рождается только в корректном обсуждении, так что спор должен быть корректным (см. Спор ), иначе он будет нескончаемым, деструктивным и приводить к различным психопатологиям, наиболее характерные из которых - параноидальная шизофрения и депрессивные состояния .

В качестве характерного примера действенности технологий поляризации общества рассмотрим как происходила Поляризация Украины .

Эффект поляризации общества в наиболее явной форме был проявлен на евромайдане, хотя готовился исподволь задолго. До этого Украина в период 90-х и части нулевых являла собой пример весьма гармоничного общества на фоне имеющегося в нем мощного потенциал а к расколу – наличие в одном государстве фактически двух языков и двух (хоть и близких) народов проявлялось лишь в период выборов.

Вначале «скача», как не москаль, а потом и разливая коктейли Молотова для боевиков, сжигающих своих же украинцев, но в погонах. Заработал механизм поляризации общества. Механизм, заранее заботливо созданный и четко под Майдан запущенный – роль, например, созданного на западные гранты «Громадьске ТВ» и других ресурсов еще предстоит обсудить отдельно. Мы же можем констатировать факт – сегодняшние кровавые события в Донбассе были запущены в тот момент, когда ведомые политтехнологами киевляне позволили себя разделить на «мы» и «они». На «они же дети» и «кровавый «Беркут». На «свидомых украинцев» и «донецкое быдло». И так далее. Поляризация общества, скоординированно накачиваемая через СМИ и социальные сети, выполнила главную стратегическую задачу – сняла табу на насилие.

Дальнейшая эволюция поляризации общества всем известна – после победы евромайдана последовали ограничения русского языка, российского телевидения и первых «поездов дружбы» в немайданные регионы – и раскол стремительно стал принимать географические масштабы...Украинцы, вдруг обнаружившие себя в своей стране «ватниками» и «колорадами», частью затаились – ожидая, чья же возьмет. А частью – приступили к отстаиванию своих гражданских прав в своей стране. Вначале политическому – через мирные митинги и референдумы, а потом – и вооруженному.

Механизмы управляемой поляризации общества за полгода привели Украину к тому, на что иным странам требуются десятилетия – общество расколото, идет поиск внутренних врагов и истерическая ненависть к образу врага внешнего. Гражданская война втягивает в себя тысячи еще вчера мирных граждан, разрушая и без того кризисную экономику.

В России общество пытались и все еще пытаются поляризовать методами вборосов провокационных материалов и организации массовок. В определенное время это породило много "белоленточников", дистанцирующихся от общества, которое "быдло", "ватники" (и множество других внедряемых в головы запоминающихся эпатажных эпитетов).

Попытки вызвать раскол в отношении к власти оказались безуспешными (по итогам статистики Лада-центр Путина поддерживает более 85% населения), хотя некоторая часть корпоративного контингента, по своему профилю особенно связанная с интернетом, все еще оказываются носителями внедренных провокационными вбросами представлений.

Но наибольшую поляризацию в России сегодня вносит различие отношений к религии. Следующим же по массовости - является национализм.

В качестве основной формы массового воздействия, обеспечивающей основания для поляризации общества, используется так называемое "зомбирование" - методы авторитарного и риторического внушения важных идей и понятий, и, через влияния на индивидуум, внедрение определенных систем ценностей в культур у, см. Зомбирование . В этом важнейшую роль играют СМИ и массмедиа, см. Голливуд и зомбирование и Журналюги .

Сегодня наиболее востребованным и эффективным информационным каналом является интернет и телевидение, которые, конечно же, соответственно используются для внедрения определенных представлений, порождая множественные неадекватн ости (некое подобие эффекта "книжных знаний", с намеренно внедряемыми идеями), см. Интернет - как один из массовых путей в неадекватн ость .

В ходе практикуемой "информационной войны" технологии государственного уровня порождают побочные вбросовые новообразования индивидуального характера. Так, в обществе сформировалась субкультур а "интернет-тролл ей". Об их деструктивном влиянии много написано, оно постоянно ощущается на всех обсуждениях острых вопросов, что вынуждает даже закрывать возможность обсуждения, - настолько велик деструктивный эффект.

Про особенности деятельности тролл ей можно прочесть: Упыри на форумах интернета , Имею свое мнение . Причем, это касается любых видов обсуждений, если только в них присутствует кому-то выгодная и важная тема, например, деятельность тролл ей, поддерживающих фрика от науки С.Савельева : см. Быдло -защитники С.Савельева - явление именно субкультур ы конфликтного стиля обсуждений с уверенностью в своей безнаказанности за любые эпатажные выходки. Все обсуждения тролл ей являются провокационными вбросами и приводят к поляризации общества, в чем и заключается их вред, в отличие от корректных и конкретных обсуждений.

О противодействии этому явлению так же немало написано, см. Гигиена против тролл ей , Методология утверждений и этика обсуждений .

В точности, как трудно бывает избавиться от наркотической зависимости, по тем же причинам трудно избавиться от зависимости, которую определяет наличие предельно важной идеи, всегда отстаиваемой в онлайн-спорах. Но, как было показано, в таких спорах невозможно оказаться победителем и убедить этими методами другого, но всегда при этом возникает активное неприятие и разделение на непримиримых оппонентов, см. Наблюдение контекст а активного неприятия . Убедиться в чем-то человек может только сам, хотя поверить его можно заставить авторитарно, если этот человек не имеет навыков скептического осмысл ения авторитарных сведений.

Мошенничество

Видов мошен ничества очень много, но все они используют возможность повлиять на восприятие человека и модулировать его поведение. В этом смысл е существует "законное" (не преследуемое по закону) мошен ничество (см. Психо-аттракционы , О рекламе , Стоимость и цена ) и то, что оказывается вне закона (см. Об авантюристах, фальсификаторах и мошен никах ). Часто провести границу просто невозможно.

· Мистика и социальная активность .

· Быть или верить? .

· Ложь, нравственность, вера .

· Православие наносит удар .

· Миссионерские притчи .

· Вера и сумасшествие

· Блаженные

Клиническая часть подборки:

· Психические расстройства с религиозно-мист ическими переживаниями

· Синдром метафизической (философической) интоксикации

· Психические расстройства при религиозных ритуалах

· Клинические особенности мист ического бреда

Важнейшей методолог ией в психогигиене против религиозного влияния является Разумный скептицизм , а у исследователей - научная методолог ия .

Казалось бы, уже показано множество принципов психогигиены и разных их приложений, но все, в конечном счете, сводится к основным мировоззре нческим представлениям, которые, к сожалению, оказываются деформированы с детства существующей культур ой, традициями, навязываемыми понятиями, что отражает влияние всей массы поведенческих неадекватн остей, которые оказались совместимы с данной культур ой и привели к системе взаимно понимаемых и согласованных представлений, пока еще далеких от совершенства. Это - следствие пока еще недопонимаемой сути психи ки и ее эволюционно развившейся функциональности адаптации к новому. Поэтому, перед тем как начать разбор остальных приложений психогигиены, остановимся на главном: психогигиене формирования личного мировоззре ния, откуда вытекает все остальное.

Психогигиена формирования личного мировоззре ния

В самом основании неверных представлений современной культур ы, лежит выработанное отношение к позитивным и негативным переживаниям . Это отношение исподволь прививается множеством религиозных и эзотерических теор ий. Огромное количество литературы на тему "как стать счастливым" внушает порочные, деструктивные для психи ки представления о том, что всегда и во всем нужно думать только о хорошем, избегать плохих мыслей, ставить цели получать только позитивные переживания (т.е. получение позитивных переживаний - самоцель, как вид самостимуляции). Такие рекомендации очень наивны или рассчитаны на наивных, они следуют из как бы очевидного: все негативное - только мешает, причиняет страдания.

Это совершенно не согласуются с главным принципом формирования всех осознанных реакций: избегать нежелательного и следовать удачным действиям. Эзотерические гуру даже не задаются мыслью о том, что для того, чтобы научиться хоть чему-то, необходимо совершить множество проб и ошибок для того, чтобы знать, чего избегать впредь. Очень многие действия требуют преодоления неудобств, затрат энерги и, часто - получения боли. Женщины, чтобы вырвать ненавистные ими волосы из подмышек косметическим воском, преодолевают немалую боль, посильнее зубной у стоматолога. О роли боли и отношении к боли, а так же всем негативным переживаниям на примере боли написано в статье Боль - как психи ческое явление :

Как и любая базовая эмоция, боль может иметь как негативную, так и позитивную значим ость (см, например, Позитивное отношение к боли - залог легких родов! ), ассоциируясь с наиболее общим контекст ом: хорошо или плохо.

... Осознанное решение совершить что-то, сопровождающиеся болью, может оказаться полезным для достижения желательного в немалом числе случаев, требующих волевых усилий , например, чтобы совершить предельное физическое усилие (штангисты, у которых, бывает, рвутся сухожилия), чтобы получить желаемый результат, несмотря на боль (предельный случай был иллюстрирован в кинофильме о том, как попавший в каменную ловушку альпинист отрезал кисть руки, чтобы освободиться), многие медицинские вмешательства не избегают боли, спортивные и не только поединки и т.п.

Боль - не зло, а реальный помощник и участник поведенческого акта во всех тех случаях, когда она сопровождает получение желаемого и, соответственно, с ней связывается позитивное отношение, если только личность способна на осуществление достаточного волевого усилия. Поэтому боль можно и нужно наделять тем отношением, которое отражает ее поведенческую специфику: избегать ее причину, если она сигнализирует о неоправданных травмирующих воздействиях и делать ее позитивным союзником, если сопутствует получению желаемого, как было в примере об осознанном отношении к боли при родах. Придавать такое отношение можно научиться довольно легко, выработав навыки для наиболее востребованных в жизни ситуаций.

Творчество, в отличие от ремесленничества, вообще не бывает без постоянных негативных переживаний потому, что оно является следствием мотивации решения важной проблемы, необходимости преодоления чего-то нежелательного. Нерешенная проблема становится доминирующей, постоянно возвращающей внимание на себя, см Основные механизмы творчества . Неудовлетворенность существующим является движущей силой прогресса.

В противовес мошен ническим теор иям тех гуру, которым важнее выпускать бестселлеры на продажу, проводить платные семинары и курсы по привлечению удачи, стоит ознакомиться с личными стратегиями, соответствующими реальным механизмам поведенческой адаптивн ости:

· Самосовершенствование .

· Чрезмерные увлечения .

· Путь успеха .

· Личные жизненные стратегии .

· Целенаправленное поведение .

Чрезвычайно важно выработать навык не любить свои идеи, а тщательно соотносить их с реальностью чтобы избежать характерной психопатологии:

· Идея-фикс .

· Параноидальная шизофрения .

· Вред медитаций, любой другой психоделии, философствований, веры .

Для развития навыков требуется наработка умения прикладывать волевое усилие, а для этого нужно понимать, что такое Воля .

Для реализации себя как социального существа (наиболее оптимист ичная альтернатива - беззаботность домашнего животного) необходимы навыки творчества. Творчество - всегда имеет личные мотивы, цели и воплощение, даже если это называется коллективным творчеством. И это - не стезя только отдельных особо одаренных личностей, а то, что позволяет оставаться в связке с обществом, быть социально востребованным: Об эффективности поведенческой адаптации .

Формирование верного базового мировоззре ния, согласующего понимание самых разных аспектов реальности, позволяет развить способности к минимальным, но эффективным затратам. Это то, что составляет оптимальную методолог ию исследования - основу науки в самом широком смысл е - науки постижения нового в любой форме, в быту и труде.

О психогигиене в науке

Организация науки вовсе не означает успешность самой науки, воплощенной в виде навыков следования научной методолог ии познания и методолог ии формализ ации результатов познания. Организуют науку живые люди со своими достоинствами и недостатками. Организация науки в виде "академической науки" в нашей стране сегодня претерпевает множество реформаций в виду исторического отставания в понимании сути реализации научной методолог ии и необходимости в преодолении многих консервативных представлений и форм организации, которая все еще далека от совершенства и просто адекватн ости существующим сегодня реалиям. Это касается многих понятий, ключевых для академической науки и отражения этих представлений в культур е, которые раскрываются в следующих материалах:

· Академическая наука

· Компетентность или авторитет?

· Научная методолог ия против иллюзий восприятия

· Кредо использования выбранного формата публикаций на этом сайте .

· Ошибка .

· О правописании .

· О популяризации .

· Умники .

Психогигиена в творчестве и исследовательской деятельности заключается в практическом понимании принципов научной методолог ии, исключающем личные иллюзии восприятия, методолог ические и системные ошибки и обеспечивающем обоснованный и достоверный результат формализ ации. И эта методолог ия применима во всем в жизни, в понимании сути отношений с людьми в обществе, в семье и на работе.

Корпоративная психогигиена

На работе возникает несколько специфик взаимоотношений: отношения с начальством, с сотрудниками, в проведении совместных мероприятий.

Отношения с начальством строятся как на основе навыков управления данным начальником, так и на основе навыков реагирования на облеченного властью человека и негативные стороны в этом рассматриваются в статье: Факторы агрессии на работе :

Ясно, насколько важно с самого начала не допускать формирование патологических стереотипов, чем потом пытаться преодолевать уже намертво сформированные.

Существует множество более-менее действенных рекомендаций , каким образом "правильно" поставить на место зарвавшегося начальника, но не услышать: "Вы уволены!". Если понимать и использовать вышеописанный главный принцип, то станет возможным научится формировать наиболее подходящий ответ на лету, в зависимости от всех обстоятельств.

Кроме всего этого, бывает, имеет место самая настоящая психопатология в форме психопатии: Лжецы, мошен ники, интриганы . По этому большому и обстоятельному тексту - очень немало интересного и позновательного, того, о чем люди вообще обычно не задумываются и поэтому оказываются во власти таких психопатов.

О психогигиене в семье

К сожалению, практически все, кто организует семью, не является специалистами ни в психологии отношений, ни в педагогике, но при этом на родителей возлагается наиболее ответственная часть формирования психи ки детей и, в результате, практически не бывает так, чтобы эта психи ка оставалась достаточно полноценной и стабильной. Дети, как правило, переживают немало травмирующих периодов и эпизодов в своей жизни не только без должной поддержки родителей, но даже вследствие невежества родителей.

Дети с рождения психофизиологически сориентированы на оптимальное приспособление ко внешнему миру и изучают его, подчас, более корректно, чем ученые (годовалые младенцы оказались физиками-экспериментаторами), но при обычном невежестве родителей вопрос стоит о том, чтобы, хотя бы, не навредить этому процессу. Даже социализация во многом проходит вообще без участия родителей.

Путь к нормализации такого положения не столько в том, чтобы как-то обязать или замотивировать родителей стать в достаточной степени опытными в вопросах формирования личности, как в том, чтобы постепенно в общей культур е возникали нормы и этика, сами по себе обеспечивающие верность методов воспитания.

Но те, кто хотел бы, не дожидаясь столь отдаленного и благополучного будущего, сам постичь самое главное в понимании принципов развития, сегодня вполне имеет такую возможность:

Психи Психогигиена здоровья

Здоровье тела напрямую зависит от здоровья психи ки (а не только наоборот: "в здоровом теле - здоровый дух") потому, что гомеостатическая регуляция и, собственно, все виды поведенческой активности, направленные на ее поддержание, организуются в мозге: Гомеостаз и Система значим ости . Вегетативные реакции имеют относительно небольшую самостоятельность и регулируются общим тонусом поддержания систем адаптации, главным в которой является гормональный баланс в зависимости от текущего эмоционального состояния и необходимости адаптационного стресса того или иного вида.

Наиболее оптимальное поддержание системы адаптивн ой регуляции обеспечивается привычными ритмами сна и бодрствования (привычность обеспечивает выполнение уже наработанных стереотипов неосознаваемых реакций, которые в известных условиях приводят к уверенно успешному результату).

Это означает, что необходимы навыки и привычки засыпания примерно в одно и то же время, просыпание через 8 часов, съедание в одни и те же часы желательно привычного рациона. Виды деятельности при бодрствовании так же желательно иметь привычными.

Поддержание оптимальной физической формы 1-3 подходами по 10-15 минут комплекса нагрузок из тех, что встречаются и необходимы повседневно с пиковыми нагрузками, несколько превышающими повседневные.

Это необходимые и достаточные условия обеспечения адаптивн ой регуляции, без чего она искажается от текущих проблем с самочувствием и затруднений в работе до назревания серьезных психосоматических последствий.

В медицине прогресс технологий воздействия опережает прогресс понимания сути патологий. Это при том, что узкая специальность медика ограничивает его представления и возможности системных обобщений. Возникает множество авторских теор ий и методов , основывающихся на какой-то одной вдруг замеченной и не вполне во всем подтвержденной закономерности при общем довольно низком образовательном потенциал е: дыхательные методики, методики питания, рефлексотерапии, методики лечебного голодания, - неимоверное количество других, вплоть до уринотерапии и всяческих "очищений" организма. Это нужно иметь в виду, распознавать такие методики и относиться к ним с максимальным сомнением.

У каждого человека возникает своя специфика развития и протекания патологических явлений, с которой лучше него никто не может быть знаком, и каждый человек должен становиться специалистом по своему здоровью, разумно позволяя в него вмешиваться только известным ему, понимаемым методом и средствами. Но большинство людей вообще об этом на думают, а слепо доверяются первым попавшимся им медикам, а это - тоже живые люди со своими проблемами и ошибками. Интересно, что многие автолюбители сегодня не склонны доверять свою машину слепо даже при прохождении техобслуживания, не говоря о серьезном вмешательстве потому, что они в немалой степени стали специалистами по специфике своей машины. Но те же люди наивно и беззаботно доверяют неизмеримо более сложную и бесценную для них технику своего организма в руки намного менее понимающих организм людей, чем те, кто ремонтирует автомобили. Пример: Как не перелечить зубы выводы, все рассмотренные виды приложения психогигиены и способы ее осуществления, можно расположить по мере важности и основательности - в виде иерархии этих способов (эта иерархия естественно следует за иерархией развития систем адаптивн ости личности).

1. Самым основным является выработка навыка конструктивного и корректного отношения к собственным состояниям "хорошо-плохо" для максимально эффективного их понимания и использования.

2. На этой основе нарабатываются навыки скептического отношения ко всему важному и непосредственно касающемуся из всего воспринимаемого в виде сведений, в том числе собственных мыслительных предположений. Чем более важно, значим о что-то в возможных последствиях, тем более скептично, тщательно и корректно это должно быть исследовано и понято. Доверие позволительно только в экстремальных случаях, когда нет времени на осмысл ение, но при этом нужно понимать возможные последствия ошибки (см. Личные жизненные стратегии , в частности, Про опасности ). Вера же полностью закрывает возможность получения собственного опыта и возможности освоения в том, что эта вера затрагивает.

Оптимальная пропорция доверия и собственной инициативы зависит от текущего возраста и новизны проблемы: в раннем периоде доверчивого обучения преобладает безусловное доверие родителям, которое не должно достигать уровня безусловной веры (нельзя подавлять инициативу), а с опытом освоения области деятельности все более должно быть сомнений, в том числе и к собственным суждениям, что обеспечивает подстройку соответствия реальности. В начале освоения нового направления даже у взрослого уместен период доверчивого обучения, но в силу имеющегося опыта в других областях, которые в чем-то схожи, этот период осмысл ивается более системно и корректно, проходит быстрее и эффективнее в избегании ошибок.

3. Следующий уровень - наработка навыков в тех направлениях деятельности, которые предполагается как наиболее желательные для обеспечения социальной востребованности. Это - всегда навыки творчества в данных выбранных областях.

Этот уровень - самый сложный в организации, и если он строится на основе первых двух, то минимизируются неудачи и разочарования, закрывающее данное направление для дальнейшего освоения за счет того, что успех предопределяется не столько случайными стечениями обстоятельств , сколько системным пониманием сути направления.

Дополнительно: