Важнейшие межотраслевые комплексы россии и их география.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Межотраслевые комплексы

1. Хозяйственное значение

2. Состав и стру ктура меж отраслевых комплексов

Межотраслевой комплекс - интеграционная структура, характеризующая взаимодействие различных отраслей и их элементов, разных стадий производства и распределения продукта. Межотраслевые народнохозяйственные комплексы условно можно подразделить на целевые и функциональные. В основу выделения целевых комплексов положены воспроизводственный принцип и критерий участия в создании конечного продукта. Например, можно выделить машиностроительный комплекс, топливно-энергетический и агропромышленный комплекс, лесной и минерально-сырьевой комплекс, транспортный комплекс и др. В основу выделения функциональных комплексов положены принцип и критерий специализации комплекса на определенной функции. Здесь можно выделить инвестиционный и инфраструктурный комплексы, научно-технический комплекс, в определенной степени и экологический комплекс.

3. Основные проблемы

Базовые межотраслевые комплексы -- энерго- и сырьевая ресурсная основа российской экономики. Регионы, располагающие потенциалом этих комплексов и возможностями специализации на их продукции при необходимой рыночной диверсификации производства и усилении межрайонных и экспортных связей, имеют широкие предпосылки для экономического роста. Крупнейшие базовые комплексы сформировались в Западной Сибири, на Урале, в Центре и Восточной Сибири; они производят 2/3 всех топливных и сырьевых ресурсов.

В условиях перехода к рынку сдерживающим фактором подъема экономики стало резкое повышение транспортных затрат на перевозку топлива и сырья.

Одна из ключевых проблем - удешевление топливно-сырьевых ресурсов путем снижения транспортных тарифов. Это расширит территориальную сферу региональных рынков топлива, электроэнергии, металлов, лесных материалов и другой продукции промежуточного назначения и даст толчок развитию ведущих и потребительских отраслей.

Во избежание перекладывания на федеральный бюджет затрат на реконструкцию железнодорожных магистралей, требующихся вследствие перегрузки отдельных направлений из-за неупорядочения межрайонных потоков топлива и других массовых грузов, целесообразно восстановить в рамках государственного территориального регулирования утверждаемые схемы нормальных грузопотоков и регулировать их исполнение дифференцированными транспортными тарифами. Поощрительно-запретительная тарифная политика проводилась и в царской России.

4. Перспективы ра звития межотраслевых комплексов

Одной из главных задач машиностроения является коренная реконструкция и опережающий рост таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность, производство вычислительной техники, что позволит России набрать темпы для приближения к мировому уровню экономики.

Отечественному машиностроению присущ целый ряд проблем, которые можно сгруппировать в зависимости от их характера.

1. Проблемы, связанные с развитием машиностроительного комплекса:

низкие темпы роста ведущих отраслей, а в некоторых случаях и спад производства;

нарушение технологических связей;

простои многих предприятий;

низкие темпы обновления оборудования и выпускаемой продукции (например, 60% металлообрабатывающих станков имеет возраст более 10 лет). межотраслевой народнохозяйственный транспортный топливо

2. Необходимость структурной перестройки:

основная часть продукции российского машиностроения имела оборонное значение в течение длительного времени, в связи с чем возникла необходимость обоснованного перепрофилирования отраслей;

необходимость сокращения диспропорций в темпах роста отдельных отраслей;

необходимость опережающего роста таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность.

3. Проблемы повышения качества производимых машин:

несоответствие подавляющей части отечественного оборудования и машин мировым стандартам;

низкая надежность производимых машин (из-за плохого качества комплектующих деталей в первый же год эксплуатации из строя выходит от 20 до 30% изделий машиностроения).

Среди основных направлений развития машиностроительного комплекса в условиях перехода к рыночными отношениям можно выделить:

приоритетное развитие наукоемких отраслей, машиностроительного оборудования, автомобилестроения;

демонополизация (на сегодняшний день доля монопольного производства в России составляет 80%);

наращивание на территории России многих машиностроительных производств (точных станков, нефтяного оборудования, микроавтобусов);

налаживание новых технологических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья;

оживление инвестиционной активности, государственная поддержка предприятий, ориентированная на производство продукции высоких технологий.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Составление межотраслевого баланса производства и распределения продукта страны в целом, каждого региона в отдельности, оценка открытости регионов, отраслевой и территориальной структур производителя. Анализ Западно-Сибирского экономического района.

    практическая работа , добавлен 10.05.2008

    Сущность экономической деятельности. Структурные образования различных отраслей и их элементы; межотраслевые комплексы. Понятие и признаки предприятия как хозяйствующего субъекта. Фирмы, их виды, задачи; технологическая и институциональная концепции.

    контрольная работа , добавлен 25.04.2015

    Основы межотраслевого баланса, как центрального элемента матричных моделей. Общая структура межотраслевого баланса: связи между различными отраслями экономики страны. Модель межотраслевого баланса затрат труда. Пример расчета межотраслевого баланса.

    реферат , добавлен 18.04.2010

    Расчет технико-эксплуатационных показателей подвижного состава. Расчет эксплуатации затрат на перевозку груза по маркам подвижного состава. Расчет фонда оплаты труда, переменных и постоянных затрат. Повышение эффективности работы подвижного состава.

    курсовая работа , добавлен 03.07.2011

    Машиностроительный комплекс, его значение, межотраслевые связи и структура. Особенности организации машиностроения в Российской Федерации. Кадровое обеспечение российских предприятий. Решение кадровой проблемы. Особенность технических университетов.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2013

    Основные направления развития народнохозяйственного комплекса ХМАО-Югры. Имущество и капитал предприятия. Основные производственные фонды. Состав и классификация оборотных средств. Понятие и виды затрат, себестоимость продукции. Трудовые ресурсы.

    шпаргалка , добавлен 22.04.2010

    Сущность и цель межотраслевого баланса экономики. Отыскание такого вектора валового выпуска X, который при известной матрице прямых затрат А обеспечивает заданный вектор конечного продукта Y. Уравнение соотношения баланса, а также матрица прямых затрат.

    презентация , добавлен 24.03.2012

    Анализ структуры затрат на качество на предприятии и проблем при его обеспечении. Анализ дополнительных доходов за счет реализации программы. Оценка тенденций в изменении требований качества продукта и практики реализации, внутренних стандартов.

    курсовая работа , добавлен 31.12.2013

    Территориальная структура, основные понятия и секторы национальной экономики республики Беларусь. Отраслевая структура, межотраслевые комплексы совокупного общественного продукта и его динамика. Воспроизводственная структура народного хозяйства.

    реферат , добавлен 13.11.2010

    Урбанизация - одна из самых важных составных частей социально-экономического развития. Межотраслевые народно-хозяйственные комплексы. Обзор основных факторов, определяющих экономический потенциал. Методика расчета показателей селитебной территории города.

Общая характеристика хозяйства России

Тесты

Г.Т. НИЗАМУТДИНОВА,
учитель географии сш № 3
г. Кодинск, Красноярский край

1. В каком государстве вы живете?

а) Содружество Независимых Государств
б) Российская Федерация - Россия
в) Содружество Суверенных Государств

2. Какая из перечисленных групп населения может быть отнесена к понятию трудовых ресурсов России?

а) население от 14 до 59 лет
б) от 16 до 59 лет - мужчины, от 16 до 54 лет - женщины
в) подростки от 14 до 16 лет, трудоспособное население и пенсионеры

3. Наибольшая плотность населения из перечисленных регионов:

а) в Поволжье
б) на Европейском Севере
в) в Восточной Сибири

4. Межотраслевым комплексом называется:

а) сочетание взаимосвязанных отраслей
б) группа отраслей, потребляющих однородное сырье
в) отрасли, продукция которых взаимозаменяема

5. Кооперирование производства - это:

а) организованная взаимосвязь специализированных предприятий
б) создание кооперативов в различных отраслях хозяйства
в) совместное использование одного месторождения минерального сырья разными предприятиями

6. Комбинирование - это:

а) соединение в одном предприятии разных производств
б) обмен различными предприятиями своей продукцией
в) расположение нескольких предприятий на небольшой площади

7. Отрасли, определяющие научно-технический прогресс:

а) электроэнергетика и металлургия
б) топливная и химическая
в) электроэнергетика, машиностроение и химическая

8. Машиностроение России развито:

а) во всех экономических районах
б) только в районах Европейской зоны
в) только в районах Азиатской зоны

9. Доминирующим фактором в размещении отраслей точного машиностроения является:

а) трудовой
б) транспортный
в) сырьевой

10. Размещение топливно-энергетического комплекса России характеризуется следующими чертами:

а) потребители энергии и основные топливные базы расположены на западе
б) потребители энергии - на западе, топливные базы - на востоке
в) потребители энергии и топливные базы - на востоке

11. Топливно-энергетический баланс - это:

а) сумма показателей добычи всех видов топлива
б) расход всех видов топлива
в) соотношение добычи разных видов топлива и выработанной энергии

12. Определяющий фактор при размещении ГЭС:

а) потребитель
б) природные условия
в) наличие топлива

13. Крупный центр добычи газа:

а) Экибастуз
б) Уренгой
в) Черемхово

14. Основная часть нефти России добывается:

а) в Центральной России
б) в Западной Сибири
в) на Европейском Юге

15. Тип электростанций, на который приходится наибольшая доля выработки электроэнергии в России:

а) АЭС
б) ГЭС
в) ТЭС

16. Главная экономико-географическая проблема черной металлургии России состоит:

а) в истощении месторождений железной руды и угля
б) в том, что основные запасы железных руд сосредоточены на западе страны, а угля - на востоке
в) в отсутствии потребителя

17. Ведущий металлургический район России:

а) Дальний Восток
б) Северный Кавказ
в) Урал

18. Назовите тип производства, характерный для центра цветной металлургии России - Красноярска:

а) производство глинозема
б) выплавка алюминия
в) полный цикл производства алюминия

19. Ведущий фактор размещения медной промышленности:

а) топливный
б) сырьевой
в) трудовой

20. Крупный центр черной металлургии:

а) Иркутск
б) Москва
в) Череповец

21. Предприятия химической промышленности размещаются:

а) в местах потребления продукции
б) в местах размещения сырья
в) в районах потребления продукции, в местах размещения сырья, в районах, хорошо обеспеченных водой, и вблизи крупных энергетических центров

22. Крупнейший лесопромышленный центр расположен в городе:

а) Братск
б) Норильск
в) Волгоград

23. Какая из перечисленных причин служит определяющей в зональной специализации сельскохозяйственного производства:

а) количество и плотность населения
б) уровень развития промышленного производства
в) природные условия и агроклиматические ресурсы

24. В России преобладают посевы пшеницы:

а) яровой
б) озимой
в) дающей два урожая в год

25. Основной район выращивания озимой пшеницы в России:

а) Западная Сибирь
б) Европейский Юг
в) Восточная Сибирь

26. Свиноводство в наибольшей степени развито:

а) в районах, обладающих обширными пастбищами
б) вблизи крупных городов
в) в предгорных районах

27. Вид транспорта, играющий ведущую роль в грузопотоках на территории России:

а) речной
б) железнодорожный
в) авиационный

28. Большой каботаж - это:

а) перевозка грузов речным транспортом
б) перевозка грузов железнодорожным транспортом на большие расстояния
в) перевозка грузов между портами своей страны, расположенными на разных морях

29. Порт, обслуживающий моря Тихого океана:

а) Мурманск
б) Находка
в) Тикси

30. На каком море расположен порт Мурманск:

а) Белом
б) Баренцевом
в) Северном

31. Миграция населения - это:

а) преобладание рождаемости над смертностью
б) передвижение населения по территории из одного места в другое
в) рост доли городского населения за счет сельского

32. Основная часть трудовых ресурсов России сконцентрирована:

а) в Восточной Сибири
б) в Центральной России
в) на Урале

33. Себестоимость продукции - это:

а) затраты на производство и реализацию единицы продукции
б) цена, по которой продается эта продукция
в) стоимость сырья, необходимого для производства единицы продукции

34. Крупные заводы по производству сельскохозяйственных машин сосредоточены в городах:

а) Норильск, Барнаул, Красноярск
б) Иркутск, Якутск, Тольятти
в) Ростов-на-Дону, Челябинск, Волгоград

35. В состав топливно-энергетического комплекса входят:

а) топливная промышленность
б) топливная промышленность и электроэнергетика
в) топливная промышленность, электроэнергетика и транспорт

36. Крупный центр добычи угля:

а) Уренгой
б) Нижневартовск
в) Прокопьевск

37. Основными факторами размещения нефтеперерабатывающей промышленности являются:

а) наличие трудовых ресурсов
б) близость к сырью
в) близость к потребителю

38. Технико-экономическая особенность цветной металлургии состоит в:

а) трудоемкости
б) материалоемкости
в) энергоемкости

39. Назовите форму производственной организации, широко используемой в черной металлургии:

а) специализация
б) кооперирование
в) комбинирование

40. Крупнейшие месторождения железных руд находятся:

а) в бассейне Печоры
б) в Забайкалье
в) на Среднерусской возвышенности

41. Крупный центр металлургии никеля:

а) Череповец
б) Красноярск
в) Норильск

42. Техническая сельскохозяйственная культура:

а) рис
б) кукуруза
в) сахарная свекла

43. Произведение количества перевезенных грузов на расстояние:

а) каботаж
б) грузооборот
в) грузонапряженность

44. Основной судоходный речной бассейн России:

а) Ленский
б) Ангаро-Енисейский
в) Волго-Камский

45. Укажите вариант, где правильно перечислены морские порты России:

а) Находка-Архангельск-Мурманск
б) Дудинка-Южно-Сахалинск-Комсомольск-на-Амуре
в) Новороссийск-Санкт-Петербург-Волгоград

Межотраслевой комплекс - это особая интеграционная структура. В ее рамках осуществляется взаимодействие разных промышленных секторов, видов деятельности. Они ориентированы на выполнение каких-либо функций при выпуске и распределении продукции. Далее рассмотрим подробнее, какие существуют межотраслевые комплексы.

Общие сведения

Межотраслевой комплекс - это структура, которая может формироваться внутри отдельного промышленного сегмента. Он, в свою очередь, выделяется на фоне остальных в соответствии с общим разделением труда. Так, внутри промышленности существуют , металлургический и прочие межотраслевые производственные комплексы.

Наиболее крупные сегменты

В стране действуют различные межотраслевые комплексы. Однако из них выделяются наиболее крупные. К ним, в частности, относят:

  • Комплекс отраслей по выпуску химических веществ и конструкционных материалов.
  • Машиностроение.
  • Военно-промышленный комплекс.

Краткая характеристика важнейших секторов

Топливно-энергетический межотраслевой комплекс включает в себя интегрированную систему сланцевой, торфяной, угольной, нефтяной, тепло- и электроэнергетики, секторов по выпуску энергетического и прочих видов оборудования. Они объединены общей целью, направленной на удовлетворение потребностей в топливе, электричестве, тепле. Агропромышленный межотраслевой комплекс включает разнородные по своей направленности В частности, к нему относят пищевую промышленность, машиностроение для нее, выпуск средств для защиты растений, минеральных удобрений, ветеринарных препаратов. В нем также присутствуют такие отрасли, как сельское хозяйство, строительство сооружений производственного назначения, в том числе водохозяйственное и мелиоративное, с/х-машиностроение. Главной задачей АПК выступает продовольственное обеспечение страны.

Классификация

Межотраслевые хозяйственные комплексы условно подразделяются на функциональные и целевые. Выделение последних основывается на критерии участия в образовании конечной продукции. Также фундаментальное значение для их обособления имеет воспроизводящий принцип. К данной категории целевых сегментов относят машиностроение, топливную энергетику, АПК. В нее также входят транспортный и минерально-сырьевой межотраслевые комплексы. Обособление функциональных секторов осуществляется в соответствии с принципом специализации на конкретной функции. К данной категории относят научно-технический, инвестиционный и инфраструктурный комплексы. Рассмотрим подробнее межотраслевые комплексы России.

Инвестиционный сектор

Этот межотраслевой комплекс состоит из производства, возведения конструкционных материалов, машиностроения. Назначение данного сектора заключается во введении в эксплуатацию объектов, относящихся к основным фондам. Этот межотраслевой комплекс задействован в техническом перевооружении, расширении и повышении уровня мощностей. В его рамках также осуществляется реконструкция объектов.

Научный межотраслевой комплекс

В нем соединены два сектора. В частности, в его составе присутствуют наука и непосредственно трудовой процесс, обеспечивающий выпуск продукции. Такая форма призвана способствовать повышению скорости разработки инноваций и эффективной реализации их на практике. Этот межотраслевой комплекс включает в себя НИИ, технологические организации, конструкторские бюро и прочие предприятия данной направленности.

ТЭК

Этот межотраслевой комплекс представляет собой сложную систему добычи и выработки энергии и топлива, их транспортировки, распределения и потребления. Развитие ТЭК оказывает влияние на масштабы, и динамику промышленности. При этом приближение к источникам энергии и топлива выступает в качестве одного из ключевых требований для территориальной Однако с позиции народного хозяйства существующее размещение ресурсов нерационально. Основные потребители энергии занимают европейскую часть страны, при этом порядка 80% геологического запаса сосредоточено в восточном районе. способствуют увеличению себестоимости конечного продукта. ТЭК выполняет районообразующую задачу. В непосредственной близости от источников развита мощная инфраструктура. Она благоприятствует развитию промышленности, образованию и укрупнению городов и близлежащих поселков. Однако на долю топливно-энергетического комплекса приходится порядка 90% выбросов парникового газа, половина от общего объема атмосферного загрязнения и 1/3 вредных веществ, сливаемых в воду. Все это, несомненно, не может расцениваться как положительный эффект.

Металлургия

В этом межотраслевом комплексе задействованы секторы, в рамках которых осуществляется производство различных металлов. Порядка 90% из них - черные (железо и сплавы, получаемые на его основе). При этом объем цветного металла гораздо больше, в связи с этим предприятия, задействованные в их добыче и переработке, имеют огромное значение для сегментов, обеспечивающих в народном хозяйстве развитие НТР. Россия считается одной из ведущих стран по выработке металлических руд, а также выплавке. В данном сегменте занято порядка 1,3 млн рабочих, сконцентрирована 1/8 часть всех производственных мощностей.

Химико-лесная промышленность

Она представляет собой комплекс технологически взаимодействующих предприятий. При этом химические комбинаты в данном секторе имеют особое значение. Их роль определяется широким использованием продукции, которую они выпускают. Химическая промышленность отличается обширной сырьевой базой. К ней относятся:

  • Производственные отходы.
  • Воздух.
  • Вода.
  • Древесина.
  • Полезные ископаемые и так далее.

Основным же сырьем выступают продукты переработки нефти, коксования угля - специально подготовленные материалы.

Машиностроение

Этот комплекс не отличается особой ориентированностью на внутреннего потребителя. Большая часть продукции, которая выпускается в восточном регионе, вывозится на европейскую территорию России. Потребности же Дальнего Востока и Сибири в оборудовании и машинах на 70-90% удовлетворяются поставками из западных районов и за счет импорта. Размещение предприятий, занятых в машиностроительном комплексе, напрямую зависит от характера продукции: массы изделий, широты номенклатуры, масштабов производства единичного, отраслевого, общепромышленного применения. На эффективность распределения влияет несколько факторов:

  • Объем трудовых ресурсов.
  • Специализация, комбинирование, кооперирование, концентрация производства.
  • Близость к источникам исходного сырья.
  • Научно-техническое развитие.
  • Объем транспортных мероприятий и затрат на них.

Военная промышленность

Этот комплекс включает в себя совокупность испытательных, научно-исследовательских учреждений и организаций, а также предприятий, занятых выпуском соответствующей продукции. Их общая деятельность направлена на разработку, хранение, изготовление, постановку на вооружение специальной и военной техники, боеприпасов, амуниции и прочего. Вся эта продукция предназначена на экспорт или для использования внутренними силовыми структурами государства. В качестве организаций и учреждений-заказчиков могут выступать представители Минобороны и прочих ведомств и органов. Данные субъекты влияют на принятие решений о создании отдельных образцов вооружения, постановку техзадания, проведение конкурса среди потенциальных исполнителей, утверждение разработанных проектов по перевооружению. С января 2008 года все закупки в соответствии с решением Военно-промышленной комиссии осуществляются через Федеральное агентство по поставкам материальных средств, специальной и военной техники, а также вооружения.

Определение межотраслевых комплексов

Межотраслевой народно-хозяйственный комплекс -- это совокупность отраслей, которые прямо или косвенно участвуют в производстве конечной продукции. Характер участия отраслей в производстве конечной продукции определяет особенности взаимосвязей между ними, их интеграцию и, следовательно, особенности прогнозирования межотраслевых интеграционных процессов. Различают несколько видов межотраслевых народно-хозяйственных комплексов.

Виды межотраслевых комплексов

  • 1) Особенность первого вида комплексов в том, что в его составе находится основная, ведущая отрасль, которая производит конечную продукцию комплекса, а другие отрасли производят средства производства для этой ведущей или оказывают ей различного рода производственные услуги. Такая интеграционная основа характерна для агропромышленных, инвестиционных комплексов. В каждом из них в зависимости от выполняемых функций выделяются три группы отраслей: первая, основная, -- сельское хозяйство и капитальное строительство; вторая и третья -- обслуживающие отрасли первой (в агропромышленном комплексе -- это отрасли, производящие сельскохозяйственную технику, удобрения, и отрасли, осуществляющие заготовку, транспортировку, хранение сельскохозяйственной продукции, в инвестиционном комплексе -- отрасли, производящие строительные материалы, строительную технику, и отрасли, производящие оборудование, подлежащее монтажу, установке на строящихся объектах).
  • 2) Второй вид межотраслевых комплексов можно назвать технологическим, так как в его интеграционной основе лежит технологическая зависимость одной отрасли от другой.

В технологических комплексах функционирование каждой отрасли -- отдельная стадия общего технологического процесса изготовления конечной продукции всего комплекса, а конечная продукция одной отрасли является полуфабрикатом для изготовления конечной продукции другой отрасли. Иными словами, все отрасли можно расположить в определенном порядке, соответствующем последовательности стадий общего технологического процесса. Такой характер интеграционной основы отчетливо проявляется в горно-металлургическом, топливно-энергетическом, химико-лесном комплексах.

  • 3) Интеграционная основа третьего вида комплекса -- транспортного -- иная, преимущественно косвенная. Она проявляется в том, что все транспортные отрасли, образующие этот комплекс (железнодорожный, автомобильный, водный, морской и речной, трубопроводный, авиационный, гужевой), производят однородный вид услуг -- осуществляют грузовые и пассажирские перевозки, но используют для этого различные транспортные средства. Однородность выполняемых транспортными отраслями функций определяет целесообразность объединения их в одном комплексе, поскольку многие вопросы управления, рационального транспортного обслуживания можно решить лишь в масштабе совокупности всех транспортных отраслей, а не каждой в отдельности. Такими вопросами могут быть: необходимость рационального распределения грузовых, пассажирских перевозок между различными видами транспорта, достижения максимального соответствия производственных мощностей (пропускных и провозных способностей) различных видов транспорта в условиях смешанных перевозок.
  • 4) Следующий вид межотраслевых комплексов представлен машиностроением. Он отличается от предыдущих тем, что, во-первых, это самый крупный и сложный по составу комплекс. Если предыдущие комплексы состоят из нескольких отраслей, то в составе машиностроительного насчитывается несколько десятков отраслей.

Во-вторых, существенная особенность комплекса состоит в том, что косвенный характер взаимосвязей между его отраслями проявляется в большей степени, чем в транспортном комплексе. Каждая машиностроительная отрасль производит независимо от другой различные, как правило, не взаимозаменяемые виды продукции. Косвенная связь между ними проявляется следующим образом:

  • а) использованием одинакового исходного сырья -- металла;
  • б) в сходстве технологий изготовления продукции в различных машиностроительных отраслях. Степень сходства может быть очень высокой, например, в производстве комбайнов, тракторов и автомобилей, и относительно невысокой, например, в отраслях приборостроения и тяжелого машиностроения;
  • в) в сходстве орудий труда, например, во многих отраслях машиностроения используются станки токарные, фрезерные, карусельные, шлифовальные, станки с числовым программным управлением;
  • г) в сходстве схем организаций производства машиностроительной продукции различных видов (крупносерийное, серийное, мелкосерийное);
  • д) все машиностроительные отрасли производят разнообразные виды орудий труда.

Целесообразность объединения машиностроительных отраслей в единый комплекс определяется тем, что многие вопросы их развития могут быть решены оптимально лишь на уровне всей совокупности отраслей или отдельных их групп, например, вопросы использования результатов НТП (экономия металла и другого сырья, организация производства и применение высоких технологий).

Формирование межотраслевых народно-хозяйственных комплексов в РФ -- процесс длительный, сложный, развивающийся, требующий государственного управления (регулирования). Развитие комплексов проявляется в совершенствовании взаимосвязей между отраслями каждого из них и преодолении трудностей, проблем, которые возникли в последние годы.

Среди общих проблем в первую очередь необходимо выделить: стабилизацию производства и обеспечение его роста; активизацию процессов обновления основных производственных фондов; улучшение экономических показателей хозяйственной деятельности отраслей -- производительности труда, фондоотдачи, материалоемкости, рентабельности, себестоимости и усиление инвестиционной активности.

Другие проблемы отражают специфику каждого комплекса: экономическую, организационную, структурную и технологическую. Так, для отраслей машиностроительного комплекса очень актуальны проблемы повышения коэффициента сменности оборудования, обновления активных производственных фондов, станочного парка, улучшения качественных характеристик продукции до уровня, позволяющего конкурировать на мировых рынках. Для агропромышленного комплекса актуальны проблемы повышения эффективности сельхозпроизводства -- повышения урожайности, продуктивности, производительности труда, снижения себестоимости сельхозпродукции, увеличения объемов ее производств, совершенствования экономических отношений сельскохозяйственных предприятий с предприятиями, производящими сельхозтехнику, удобрения, горюче-смазочные материалы и другую продукцию для сельского хозяйства, устранения межотраслевых диспропорций.

межотраслевой комплекс экономика интеграция