Метод высиживания при засыпании ребенка описание. Наш опыт обучения самостоятельному засыпанию

Мой опыт самостоятельного засыпания ребенка.

✅Начну с того, что я – довольно мягкая и совсем не строгая мама. Я сразу реагирую и не выношу детского плача, провожу довольно много времени с детьми, читаю много разных книг по детской психологии, сплю с детьми, кормлю их грудью довольно долго, разрешаю очень много. Это я к тому, что самостоятельное засыпание у моей дочери проходит спокойно, без крика или какой-либо выжидательной тактики (не по доктору Эстивилю) по времени подхода к ребенку. Нет. То, о чем я пишу,-это советы по спокойному и естественному засыпанию.

Самостоятельное засыпание улучшает сон, снижает частоту пробуждений, способствует более крепкому сну. Ребенок может заснуть самостоятельно, пробудившись в фазу поверхностного сна (через 35-40 минут сна).

✅А все почему? А все потому, что у меня второй ребенок. В какой-то момент я проанализировала что меня напрягало больше всего с первым ребенком, и поняла, что все было прекрасно, кроме одного: бесконечных долгих ежедневных укладываний, вначале с грудью, потом без груди. Меня это так сильно напрягало и раздражало, что я поняла, что самостоятельное засыпание - это главное, чего я должна добиться от второго ребенка. Кроме того, я не представляла себе как же именно я смогу уложить сразу двух детей. Это меня пугало больше всего. Когда родилась моя дочь Марта, старшему сыну Роберту было 3г8 месяцев и он только- только начал самостоятельно засыпать. К слову сказать, сейчас ему 4г8м и он до сих пор предпочитает засыпать так, чтобы я была рядом (хотя, к счастью, уже может и без меня).

✅Иногда я видела у своих пациентов, как ребенок машет рукой маме, ложится в кровать и засыпает. Меня это поражало. Сразу скажу, что Марта – не такая, никакой легкости с засыпанием у нас не было, и это была каждый раз моя ежедневная маленькая победа, и были времена, когда Марта требовала чтобы было иначе -) Также хочу сказать, что весь первый месяц жизни она спала почти круглосуточно и никаких проблем с укладыванием не было, а потом с 1го и до конца 2го месяца ее беспокоил животик, она не брала соску и засыпать сама не хотела. Самостоятельно засыпать она стала в день, когда взяла соску и когда прошел животик: ровно в 3 месяца.

✅Марте сейчас 1 год, она хорошо ест, все еще на грудном вскармливании, днем она спит два раза по два часа в своей кроватке, ночью сама засыпает в своей кроватке в нашей комнате (примерно в 21:00), в первое ночное кормление (примерно 1:00) я забираю ее в нашу кровать и до утра (8:00) она спит с нами.

❓❓❓Итак, чему я отдаю главное значение при самостоятельном засыпании?

1⃣➢ Разрыв стереотипа грудь-сон . Если ребенок привык засыпать с грудью, то имеет смысл постепенно сдвигать время кормления на более раннее время от засыпания. Если Марта плохо поужинала, то я довольно часто предлагаю ей грудь перед сном, но не даю ей при этом заснуть: нет ритуалов, свет включен, она не лежит в своей кроватке и т.д. Сейчас она уже знает что грудь – это не время для сна и не засыпает на груди. Чтобы ребенку легче было пережить отсутствие мамы, можно положить мягкую игрушку (начать класть пока вы спите с ребенком вместе) или какую-либо одежду мамы – игрушка или одежда сохранит запах мамы, когда мама уйдет. Кроме всего прочего, отсутствие связи грудь-сон является профилактикой развития кариеса при длительном кормлении грудью. Если уже сформирована привыка засыпать с грудью, то нужно вначале ввести в засыпание все нижеперечисленные ритуалы (музыку, игрушку и тд), а потом, не раньше чем через 1,5-2 недели постепенно (!!!) убирать грудь, (а потом и себя), оставив при этом ритуалы. Если убрать грудь не получается сразу, то начните забирать грудь хотя бы ненадолго, постепенно увеличивайте период, на который Вы забираете грудь.

2⃣➢ Четкое отслеживание времени бодрствования . Как бы обманчиво не было ощущение что ребенок переутомится и тогда легко заснет, каким бы сильным не было желание «перегулять» ребенка чтобы он легче заснул, все равно, большинству детей перевозбуждение только мешает заснуть! Начиная с рождения имеет смысл отслеживать максимально большой промежуток, который ребенок может выдержать чтобы заснуть спокойно и без проблем: сразу после рождения это 30-40 минут, потом 1 час, к 6 месяцам ребенок может бодрствовать примерно 2 часа, к 1 году 3-4 часа. Вы увидите, что ребенок лучше и дольше спит, когда он уложен вовремя. Подробнее про режим дня я рассказала .

3⃣➢ Наличие ежедневных одинаковых с рождения ритуалов . Это вообще самое важное, как мне кажется! Нужно создать дома обстановку, которая предрасполагает ко сну, незадолго до сна прекратить все активные игры (это иногда довольно сложно при наличии суперактивного брата), и соблюдать определенную последовательность действий изо дня в день. Это может быть что угодно: музыка, включенный ночник, стишок, колыбельная, мягкая игрушка и т.д. В нашем случае я когда надеваю на дочку пижаму я читаю стишок («Спать пора, уснул бычок…»), а потом выключаю свет, говорю всегда одну и ту же фразу («все, спать») и включаю музыку на телефоне («Спокойной ночи, малыши»). Музыку я включала еще когда Марта была в животе (пока укладывала старшего) и после рождения каждый ее сон включаю одну и ту же мелодию (телефон на время близости с ребенком я ставлю в авиарежим): я клала телефон в люльку зимой на балкон, я кладу телефон в кроватку на ночь, кладу ей телефон в коляску весной если она спит на улице. Словом, у нее уже выработался рефлекс на эту мелодию: «слышу – сплю». Иногда она сама подпевает себе. Проблема возникает только когда ее укладывает кто-то другой: нужно обязательно дать этому человеку мелодию (у меня она есть на айпаде и у мужа в телефоне).

4⃣➢ Пеленание . До 3 месяцев Марта спала в коконе, а зимой на балконе она спала в комбинезоне и в люльке, которые ограничивали ее подвижность, и она привыкла к тому, что вокруг нее есть что-то мягкое и теплое. Возможно, это нужно не всем детям, и я, конечно, не говорю о тугом пеленании, и после того как ребенок уснул я ее разпеленовываю и она свободно вертится во время сна, но на первых порах лично мне было удобно немного одеялком прижимать ручки когда Марта могла разбудить себя из-за рефлекса Моро (вздрагивание и разведение ручек в разные стороны), а в более позднем возрасте она научилась сама вынимать соску изо рта, вставать и потом и слезать с кровати, и все это мешало ей заснуть, поэтому я немножко фиксировала ей ручки одеялом, а потом уже постепенно и в этом необходимость отпала.

5⃣➢ Соска . Я написала большой обзор по соскам , и Вы можете еще раз почитать и вспомнить о вреде и пользе соски. Вкратце напомню, что при установившейся лактации, в возрасте после 1го месяца и если соска дается только на сон, а днем ребенок ходит без соски, то сосание соски на засыпание полезно, так как удовлетворяет сосательный рефлекс, может быть профилактикой синдрома внезапной детской смерти и не может повлиять на нарушение прикуса или на лактацию. Поэтому Марта с удовольствием сосет соску (а не мою грудь) при засыпании, чему я очень рада. Если же Ваш ребенок не берет соску и Вы против соски-можно пробовать укладывать без нее, тоже хорошо, не придется потом отучать; если вы не против соски, но ребенок не берет, продолжайте предлагать, можно спустя какое-то время, можно попробовать соски разной формы и из разных материалов. Если ребенок засыпает и без груди, и без соски, то вталкивать в него соску не нужно.

6⃣➢ Все проблемы со здоровьем малыша должны быть решены на период приучения к самостоятельному засыпанию. Ребенка, у которого режутся зубки или который болеет не нужно приучать засыпать самостоятельно.

7⃣➢ Спокойствие, еще раз спокойствие ! У вас точно будут моменты, когда ребенок будет сопротивляться Вашем попыткам научить его самостоятельно засыпать. У ребенка бывает разное настроение, разные проблемы со здоровьем, разный по интенсивности день, разной степени соблюдены ритуалы перед сном. Как итог – результат не всегда будет стабильным. Если Марта хнычет и зовет тем самым меня к себе после того, как я ее уложила спать, я всегда подхожу к ней снова. Я могу ее обнять, склониться над ней, прижаться к ней лицом, поцеловать ее, чуть покачать, еще раз рассказать наш стишок, сказать что-то ласковое, погладить по голове или по бровям (чаще всего я делаю именно это), иногда взять на ручки, поносить немного и положить обратно (не спящую) в кроватку.

8⃣➢ Терпение, последовательность и выдержка мамы. Ежедневно, маленькими шажками, но целенаправленно, последовательно и четко Вы обязательно сможете прийти к самостоятельному засыпанию.

✔️Умение самостоятельно засыпать также поможет ребенку не просыпаться ночью и спать всю ночь без пробуждения, без желания проверить наличие мамы рядом. Во время переключения между фазами сна ребенок будет не пробуждаться, а самостоятельно засыпать. Длительный спокойный и крепкий сон очень важен для ребенка.

✔️Желательно чтобы ребенок спал в полной темноте.

✔️Научить ребенка засыпать самостоятельно можно в любом возрасте начиная с рождения.

Я очень надеюсь, что мой опыт пригодится кому-то и осчастливит еще хоть какую-то маму, которая сможет вечера проводить с мужем или так как ей захочется, а не сидеть у детской кроватки по несколько часов! Удачи!

Сейчас все чащи малыши спят в кровати вместе с родителями. Но кроха быстро растет и родителей начинает волновать вопрос о том, как научить ребенка спать одному? Как выбраться из череды непрерывных укачиваний, кормлений и поиска сосок?

Рассмотрим причины нежелания засыпать самостоятельно малюток.

Ребенок до 1 года

Что такое сон? Сон является физиологической потребностью организма, поэтому грудничок не может не засыпать. Если он здоров, ему уютно в кроватке, у него не режутся зубки, значит он обязательно уснет.

Основными причинами, мешающими ребенка спать одному являются:


Как помочь ребенку заснуть?

Неврологи заявляют, что ребенок с рождения . Они советуют, кроху укладывать в то время как он начнет ручками потирать глазки или зевать. В своей комфортной кроватке он скоро заснет. Можно немножко погладить малютку по спинке.

По мнениям неврологов, неохота спать отдельно, поясняется страхом. Ребенок, заснув на маминых руках или в родительской постели, боится, когда просыпается в другой действительности. Например, если вы уснете в спальне на своей кровати, а проснетесь на диване. Не комфортно, не так ли?

Совет. Когда малыш сильно плачет, возьмите на руки, успокойте, но не укачивайте, а спойте колыбельную песню или расскажите и вновь положите в его кроватку. Несколько раз повторяйте эту процедуру. Детки, привыкшие к укачиванию, очень трудно отвыкают от этой привычки. В таком случае укачивание понемногу смените на поглаживание.

Груднички очень активны во сне: поднимают ножки, машут руками. Некоторые специалисты считают, что перед сном грудничка нужно пеленать, чтобы он не смог навредить себе. Ведь его движения хаотичны.

Эффективные методики для самостоятельного засыпания ребенка в возрасте от 1 до 3 лет

Метод доктора Эстивиля
Эта методика испанского специалиста основывается на постоянство родительских действий. Их необходимо соблюдать, когда укладываете кроху спать. Принципами этого метода являются:

  1. Поговорите с ребенком перед сном и скажите, что вы его очень любите и всегда находитесь рядом.
  2. Потом выходите из комнаты. Но, ребенок, который привык засыпать около мамы, растеряется, а потом начнутся вопль, плач, крик. И здесь начнется главное действие.
  3. Мама и папа должны быть терпеливыми. Они должны заходить к ребенку (как бы малютка не кричал), только через определенные интервалы времени. Малыш должен осознавать, что его не бросили одного и родители находятся рядом.

Многим родителям не нравится этот метод. Они считают его жестким, поскольку необходимы стальные нервы, чтобы слушать долгий крик своего малыша. В этом методе самое главное соблюдение последовательности и не брать малыша на руки ни в коем случае. В его книге “Спите спокойно” точно написаны интервалы времени для родителей для заглядывания в детскую комнату. Да, этот способ жесткий, но эффективный.

Метод Спока

Данная методика очень похожа на предыдущую, но есть несколько различий.
Этот метод, как и предыдущий для многих родителей неприемлем.

Метод Фербера

Методику, которую разработал, известный специалист по вопросам сна Ричард Фербер, уделяется большое внимание ритуальным действиям.

Метод Светланы Бернард – матери троих детей

Этот способ коренным образом отличается от вышеперечисленных методов. Она рассказывает в своей книге, что не все доктора считают нужным отучать младенца от маминой постели. По мнениям многих врачей, систематическая близость с мамой благотворным образом влияет на детскую психику до года. Но, есть и отрицательные моменты этого метода, поскольку после года дитя трудно отучить спать рядом с мамой и папой. Бернард считает, что ребенок может спать с родителями, если:

  • младенец в постели родителей спит спокойно, а родители высыпаются;
  • малыш болеет и ему нужна близость матери;
  • кроха во сне видит всякие кошмары.

Но, Бернард считает, что даже в постели родителей, он должен засыпать самостоятельно, чтобы став постарше, безболезненно смог бы покинуть спальню родителей. Родители, выступая единым фронтом, должны объяснить, что привилегией взрослых и самостоятельных детей является сон в собственной постели.

  1. Приучайте ребенка спать в кроватке с рождения. Делайте это постепенно. Пусть грудничок полежит пять минут в своей постели, потом возьмите его к себе. Светлана Бернард считает, что детки 2-3 месяцев намного легче засыпают.
  2. Не допускайте, чтобы детки играли в своей кроватке, поскольку это место для сна, а не для игр.
  3. Во время дневного сна не говоритe слишком тихо, не ходите на цыпочках, чтобы ночью ваш ребенок не проснулся при незначительном шуме.
  4. Соблюдайте режим дня точным образом.
  5. При укладывании в собственную кроватку, спойте колыбельную или почитайте сказочку.
  6. Определенным ритуалом засыпания деток настройте на сон. К таким ритуалам относятся теплая ванна, массаж, поглаживание, пеленание, отключение света, поцелуй мамочки и ее выход из комнаты.


Пусть у вашего малыша будет здоровый и сладкий сон.

Каждая мама мечтает, чтобы ребенок мог засыпать сам. Причем без слез, быстро и спокойно. Мы спросили Ольгу Александрову, врача-сомнолога, консультанта по детскому сну, как все-таки научить малыша спать самостоятельно.

Ритм дня ребенка

Для начала нужно наладить ритм дня ребенка, ночные и дневные сны (последние должны быть длиннее часа, так как более короткие сны, даже если их много, не дают ребенку чувства отдыха). Необходимо сделать так, чтобы распределение на дневной и ночной сон максимально соответствовало возрасту. «Без этого самостоятельное засыпание не сможет состояться. Кроме того, необходимо следить за временем бодрствования малыша, иначе он будет подходить ко сну перевозбужденным, раздраженным, и в итоге без помощи не уснет», - объясняет Ольга Александрова.

«БУСы», или благоприятные условия для сна

«На ниточку нанизывается все, что может помочь сну ребенка, и убирается все, что может ему помешать», - рассказывает врач-сомнолог. К «БУСам» относятся: температура воздуха в комнате, влажность, удобство одежды и спального места, ритуал перед сном, режим питания.

«Бесполезно учить ребенка засыпать самостоятельно, если, например, его мучит жажда. Он все равно не сможет уснуть», - утверждает эксперт.

Самостоятельное засыпание - это умение погружаться в сон без помощи извне - в тех условиях, в которых ребенок найдет себя ночью. Если ночью он окажется один в кроватке, то ему нужно научиться засыпать в такой же обстановке.

Ассоциации на засыпание

Все люди просыпаются ночью между циклами сна. В момент пробуждения мозг анализирует, все ли так, как было во время засыпания. Если условия меняются, человек не может спать дальше. Если ребенок уснул на груди с укачиванием, а проснулся один, мозг дает сигнал тревоги: ситуация изменилась, надо проснуться и кричать. «Научите ребенка засыпать с теми ассоциациями, которые останутся с ним в течение ночи. Если ночью его не будут укачивать и он не получит бутылку с компотом, то эти ассоциации на засыпание необходимо заменить на те, которые останутся: привычное место для сна, темнота, тишина, игрушка, любимый плед», - рассказывает эксперт.

Научитесь различать пробуждения ребенка из-за чувства голода и из-за неумения самостоятельно уснуть. Малыш, который привык засыпать с соской, грудью или укачиванием, просыпается каждые 40 минут - 1,5 часа.

Выбираем методику

Так что делать родителям, чтобы их малыш засыпал сам? Для начала выбрать методику, которая соответствует возрасту и развитию ребенка. Любая из описанных методик требует детальной проработки перед применением на практике.

Мягкие методики для малышей от 3 до 6 месяцев

В первые 3 месяца ребенок адаптируется к внеутробной жизни, у него свои ритмы, и обучение самостоятельному засыпанию в это время бессмысленно. «С 3 месяцев можно пробовать постепенно разделять грудь и сон. Укачивать ребенка не до полного засыпания, а до дремы, затем пытаться перекладывать в кровать», - поясняет эксперт.

Метод трех кубиков. Подходит для детей от 6 месяцев

Задача мамы - перевести слезы протеста в слезы тщетности («все же нормально было, мама, что ты удумала…»), а затем - в принятие. «Мы оказываем ребенку двойную услугу: и учим его засыпать, и учим его принимать то, что в жизни не всегда будет случается так, как он того хотел», - поясняет эксперт.

Методика «ЗЗЗ» (заговариваем зубы до засыпания - для детей от 2 до 3 лет)

Задача мамы - не дать ребенку разреветься: отвлечь, заболтать. «Важно ребенка заговаривать не до самого засыпания, а заговаривать, чтобы он не разревелся», - поясняет Ольга Александрова. Следующая задача - чтобы ребенок уснул в тишине и темноте (ровно в тех условиях, в которых он найдет себя ночью). Проснувшись, он просто перевернется на другой бок и продолжит спать. «Таким образом уменьшается количество просыпаний, которые мы слышим. Это средство сделать сон более спокойным, а засыпание - более быстрым», - поясняет эксперт.

А этого делать не нужно!

Есть методики, известные каждому, но которые использовать не стоит - они могут негативно сказаться на психике ребенка.

«Оставьте ребенка прокричаться!»

Подразумевается, что малыша оставляют в комнате одного, и он плачет, пока не уснет. Есть также методики контролируемого плача (родители выходят на время, затем возвращаются). «Ребенок не понимает что происходит, чувствует себя плохо. Плач означает: «я тебя зову», «мне нужна помощь». А мама не приходит. Или приходит и вдруг уходит. У ребенка происходит разрыв шаблона. Ребенок чувствует себя покинутым, ненужным, ему одиноко, страшно», - поясняет Ольга Александрова.


Моя позиция по детсокму сну простая:все дети разные (характер, нервная система), условия бытовые у всех разные, материальное состояние у всех разное.Плюс особенности возраста, обстановка в семье и тд.

Главное - чтобы ВСЯ семья была счастлива.Чтобы все высыпались (а не "потерпим-ка года 3,а зачем тогда детей рожали". Дети - это счастье каждый день, а не попытка пережить этот день. Материнство - это часто работа, и вы все это прекрасно знаете:)
Логично предположить, что не совсем правильно планировать вид сна СС или своя кроватка (если у вас действительно есть выбор по Вашим обстоятельствам) до рождения. Мамы с 2мя и более детками меня поймут - они такие разные:) У прекрасно спящей самостоятельной сестры может появиться братик, которому необходимо только СС. И наоборот.

Однако сегодня хочу обратить ваше внимание именно на метод самостоятельного засыпания.
Как осознанный выбор родителей. Постараюсь ответить на вопрос: "почему у нас не получилось, мы же пробовали по методике". "Пробуют" обычно от стресса, недосыпа, понимания "предела", злости на "скакуна с сисей во рту ", укладываний по 2-3 часа. Пробуют резко и непоследовательно.

Как бы я хотела написать сообщение, которое увидят сразу ВСЕ, кому оно может пригодиться:)

Любое приучение к самостоятельному засыпанию - это РАБОТА.

Будь то Методы Фербера, Эстевиля, Моргенота (войти-выйти), мягкая Трейси Хогг (стоять рядом, вместе справляться), "бесслезная" Э.Пэнтли, Г.Эззо и Р.Букман с их "Тихой ночью" и сном под руководством родителей, Вайсблута и его "здоровым сном" - все это не волшебная палочка. Это система. Даже Серзы - сторонники укачивания и СС признают, что далеко не всем деткам нужен СС (до 4го ребенка они и не знали, что для некоторых малышей - это просто необходимость до определенного возраста). Серзы не спят со своими 8ю детьми в одной кровате - рано или поздно они переводят маськов в их собственное ложе, и тоже предлагают СИСТЕМУ!(постепенно отодвигать кровать и тд).

Именно поэтому люди писали книги, которые опираются на исследования в области детского сна. Именно поэтому описание непосредственно метода - это 5 страниц подробно, а 125стр в каждой книге - это особенности детского сна по возрастам, описание необходимости режима и ритуала,доказательства ВАЖНОСТИ полноценного здорового сна.

Основы этой системы, работы это:

МАМА - уверенная и НЕ нервная (уставшая)
ПАПА (если нужен) -разделяет убеждение, понимает, что происходит, момогает, поддерживает.
Ребенок, который обласкан днем, здоров.

0. Абсолютно здоровый ребенок и особенности его возраста (нет проблем с зубками, животом,в семье все без изменений, не планировать перелет,не перевозбуждать и тд)
1.Много любви днем
2. Контроль по суточной норме сна (чтобы не накопить усталость)
3. Режим сна (отход ко сну в одно время), режим дня (ранний лучше всего)
4. Режим еды
5. Сытость перед сном
6.Ритуал (ежедневная рутина перед сном со спокойным общением, песенкой, повторяющейся привычной сказкой - у каждого свой)
7.Отследить признаки усталости
8.Отследить биологические часы ребеночка (когда он хочет спать, а не когда вы его хотите уложить)
9.Уверенность мамы и согласие всей семьи действовать по плану. Это очень важно. Важно понять, что большинство малышей, с которыми мама проводит весь день (и мама знает, что они получают всю необходимую ласку в течение дня)вполне могут спать самостоятельно,без маминой помощи большую часть ночи (или всю ночь после года обычно).А ласку можно подарить папе, например.
Возможно, кто-то сейчас улыбается с возмущением. Но, знаете,огромное кол-во мам, таких ласковых и нежных с детьми, перестают вообще дарить ласку мужчинам (а они, как известно, тоже дети, пусть и самые понимающие).Нередко встречаются и примеры яркого детоцентризма в семье (в лучшем случае, папы спят в отдельных комнатах (а мамы с детьми), в худшем варианте - мужчина просто уходит из семьи (по причине отсутствия нормального СС мужженщинав том числе). Я думаю, вы тоже знаете подобные примеры.
10. Разнести по времени еду и сон. В амер лит-ре это называется - убрать ассоциации.
Построить режим: еда- игра - сон (а не еда-сон -игра)
11. Когда 10 пунктов работают, составить план:четкий и на все дни по одной из методик, подготовиться, продумать все варианты.
12.Быть гибким: если вы видите, что этот вариант вам не подходит, модифицировать его под своего ребенка, пробовать другие варианты.

В результате этой работы (2 нед - 1 мес)у нас (имея четкий план) есть все шансы, чтобы метод сработал.
в идеале:
- малыш знает свой распорядок дня, знает что за чем следует (режим)
- знает, когда начинается ритуал, скоро буду спать (ритуал)
- знает, что спать - это НЕ есть, это именно спать (еда-игра (чтение, песенки)-сон)
- знает он сыт (хорошо ужинаем)
- знает, что мама его понимает и помогает (укладываем по признакам засыпания)
и тд

В итоге остается просто заменить СПОСОБ зазыпания: с укачиваний на свою кроватку, например.
Будет протест, еще бы

Но.Все остальное для малыша привычно, просто мама меняет правила засыпания, мама знает, мама не паникует - уверенность передается малышу, значит, так надо.

При таких условиях и системе методы работают за 3, 5, 7, макс 9 дней.

Потом малыши засыпают сами за 3-5 мин, спят всю ночь не просыпаясь (те сами засыпают), а когда не хотят вдруг спят, лежат в кроватке, а потом засыпают.

У родителей есть свое время и личная жизнь!
happy end

пс. напомню, что я рассматривала систему самостоятельного засыпания как изначально выбранный родителями вариант.
замечу, что есть малыши,которым подходит только СС,грубой ошибкой родителей будет этого не заметить.

ппс. есть детки, которые без всяких методик отлично спят, есть, которые прекрасно спят с ГВ и на СС, но в этой статье речь не о них.

и последнее, но не по значимости: я веду сообщество, в котором в том числе огромное внимание уделяю СНУ, его полезности, особенностям,исследованиям в области сна, книгам по детскому сну и способах засыпания.
если кому-то нужна помощь или поддержка в этом важном вопросе - по возможности готова помочь
ссылку давать не буду, некоторым она известна, кому очень нужно, тот найдет по профилю:)

хорошего вечера и

Эпопея со сном неспящего полуторагодовалого Миши продолжается! И я хотела написать пост о наших успехах и неудачах в этом вот чудесном возрасте, но потом вспомнила, что в нашем сериале про сон между тем:

Но при этом хочу предупредить, что когда начались зубы в 7 месяцев, все полетело в тартарары. Все перестало работать, об этом я писала в отдельной статье – выше вторая ссылка.

Ниже просто оставлю текст годовой давности, где я по горячим следам описала свой опыт в черновике.
_____

Сегодня, 24 февраля 2016 года, в 5,5 Мишкиных месяцев я могу сказать, что похоже я научила его самостоятельно засыпать! На все сегодняшные его сны, а их было 3 дневных и 1 раз на ночь, мне удалось его усыпить без укачиваний, ручек, груди и прочего. Просто немножко подержала на ручках-покормила, потом с открытыми глазками не спящего совершенно положила на бочок, укрыла одеялком, дала соску и похлопывала по попке 2 минуты. Где-то 5-7, ну 10 минут, и малыш засыпал сам!

Особенно это приятно после моего ужасного опыта с его засыпанием в 4 месяца – неделя-полторы до четырех и недели 2 после. Я

Итак, как мне это удалось

Во-первых, теория вопроса

Тонны изученной информации на сайтах американских и российских консультантов по сну по поводу оптимального времени бодрствования, регресса сна 4-х месяцев, неправильных ассоциаций на сон и разных методов отучения от этих неправильных ассоциаций : от мягкого постепенного (который я выбрала) до проораться (cry-it-out, который иногда я думала таки применить, так как все бесило). Для начала я рекомендую просто разбираться в этих терминах и понимать основные принципы.

Во-вторых, дзен

Все стало получаться только тогда, когда я перестала нервничать и давить на Мишу, в смысле раздражаться, если он хнычет и не засыпает, а мне приходится начинать все сначала. То есть надо запасаться огромным терпением и готовиться методично без раздражения начинать все заново по много раз . У меня получилось не сразу. И вообще я удивлена, что я могу быть такой терпеливой, оказывается.

В-третьих, четкое понимание масштаба проблемы

Нашей ассоциацией на сон было укачивание. Грудь Миша начал выплевывать где-то когда ему было 3,5-около четырех. То есть он перестал засыпать с грудью во рту и вместо этого ныл и ныл и ныл и не засыпал до тех пор, пока не начнешь укачивать. Вертикально! Т.к. ложиться он в позу колыбельки не хотел и начинал очень сильно возмущаться. Иногда в худших случаях его можно было уложить только завязав в слинг и высоко и активно прыгая из стороны в сторону. Громко при этом шипя. Ужас. Не знаю, что это было – несозревшая нервная система или еще что, но вот когда , пару раз с Лешей нам приходилось с коляской идти гулять поздно вечером, чтоб хоть как-то его усыпить.

В-четвертых, процесс

Главные слова здесь постепенно, методично и все сначала. Все вместе заняло у меня недели 3 .
Первым делом я пересадила Мишу с рук в эрго рюкзак – укачивать удобнее, спина не болит, а главное, нервы успокаиваются.
Сначала скакала с рюкзаком в спальне с выключенным светом и прохладой по возможности под засыпательную музыку на яндекс радио. Потом стала уменьшать скакание.

Начинала так: вижу, Миша хочет спать или определяю по времени бодрствования, что спать уже пора. Беру его на руки, сажаю в рюкзак, ухожу в спальню, закрываю дверь и опускаю блекауты, параллельно включаю музыку. Даю соску – придерживаю рукой если плюется. Шикаю. Начинаю перескакивать с ноги на ногу постепенно снижая скачки и переходя на шаг. Потом когда уже чувствую, что голову опустил на грудь – то есть тяжелая головка, останавливаюсь, не шикаю и жду. Если не шебуршится – перекладываю аккуратно на кровать бочком и укрываю одеялком, чуть-чуть похлопывая. Но если при любом каком-то шаге что-то шло не так – то есть он начинал протестовать – шаг назад. Терпение должно быть ангельское, я предупреждала 🙂

А дальше я просто стала отменять постепенно лишние движения. То есть сначала перестала подпрыгивать в принципе – стала активно пружинить. Естественно, если Миша позволял и сидел там спокойно. Если протестовал криком – то, конечно, скакала. Потом в какой-то момент перестала активно пружинить, просто ходила немного пружиня. Потом перестала пружинить вообще, только переступала. Потом просто брала в рюкзак и чуть-чуть двигалась. При этом все остальные ассоциации – темнота, музыка, соска – все присутствовало. А потом несколько дней подряд я стала замечать, что Мишка не засыпает у меня там в рюкзаке, а укладывает головку, но не спит, и вроде как хочет просто лечь. Ну мне так казалось!) Ну и я решила, что буду чуть-чуть его в рюкзаке успокаивать – просто держа рядом с собой, а потом буду класть на кровать ДО момента окончательного засыпания. И сделала так раз, другой, третий. Сначала кстати почти спящего. Потом менее. Потом еще с более открытыми глазами. Понятно, что несколько раз он отказывался лежать в кроватке и спать. Понятно, что приходилось обратно засовывать в рюкзак и начинать ВСЕ СНАЧАЛА. Или на более ранних этапах он тоже требовал иногда большего, чем я пыталась предложить – вот тут то и нужно спокойствие, чтобы начать ВСЕ ПО НОВОЙ 🙂 Но в итоге получилось!

Теперь я не использую рюкзак вообще, сразу перехожу к стадии укладывания на кровать – одеялко – придерживаю ручки и ножки – похлопываю чуть-чуть – жду. Он засыпает!
________________

К сожалению, история без счастливого конца, все нарушилось вместе с первыми зубами, как я уже писала) Но тем не менее опыт был очень интересный.

Знакомые мои американцы разных национальностей, например, в большинстве своем либо вообще не знают такой проблемы – дети засыпают как-то сами, либо без зазрения совести выбирают метод cry-it-out – то есть проораться оставить, по нашему. И статьи пишут аж в самом New York Times, что в этом нет ничего страшного и даже ссылки на научные исследования в подтверждение своих слов дают .
Кстати имхо исследование не совсем корректно было проведено, контрольной группы там как таковой не было, но это мои консультантсткие замашки вылезают) Главное, что люди предпочитают делать вот так.