Можно ли использовать старый кассовый аппарат для енвд: особенности, инструкция и отзывы. Старые кассы применять запрещается

Технологический процесс в сегменте электронизации наконец-то дошел до кассовых аппаратов. Как оптимизировать и автоматизировать рабочие процессы с помощью инноваций не на шутку задумались надзорные и фискальные органы. Одним из таких нововведений стало внедрение в торговлю современных кассовых аппаратов с функцией записи и хранения фискальных данных, а также передачи их в электронном видев налоговые органы или, проще говоря, онлайн-касс.

История вопроса

Три года назад Минфин России инициировал проект по переходу организаций и индивидуальных предпринимателей на передачу кассовых чеков в электронном виде в налоговые органы. Предполагалось, что это обеспечит прозрачность расчетов, бизнесу позволит снизить издержки в части использования ККТ и защитит права потребителей. Законопроект вызвал бурное обсуждение в профессиональном сообществе, что заставило авторов документа серьезно его перерабатывать. В течение двух лет они вносили в него изменения, пока, наконец, документ не дошел до Госдумы.

Параллельно с работой над законопроектом было решено провести эксперимент по использованию предлагаемых онлайн-касс, который позволил бы определить технические возможности эксплуатации кассовых аппаратов, а также оценить финансовую эффективность и сервисную составляющую.

Около 1000 компаний в Москве, Подмосковье, Калужской области и Татарстане с августа 2014 года по февраль 2015 года начали работать по новой технологии. По информации ФНС, к системе электронной передачи данных было подключено 3239 единиц контрольно-кассовой техники. Данные о 18,37 млн чеков получили в итоге налоговые органы и свыше 13,97 млрд руб. составил оборот средств, прошедших через онлайн-кассы.

Эксперимент признали успешным, эффективность от использования новой техники - высокой, и решение о повсеместном внедрении было принято. При этом эксперимент продлили до конца текущего года, а законопроект в январе 2016-го представили на обсуждение Госдумы. Пройдя за полгода все инстанции, Федеральный закон № 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" 3 июля был подписан.

Основные изменения

  1. Вся информация о расчетах с покупателями в электронном виде будет передаваться онлайн в адрес налоговых органов через оператора фискальных данных.
  2. Предусмотрена электронная регистрация ККТ. Не придется теперь посещать налоговую инспекцию и нести туда кассовый аппарат.
  3. Изменится сам кассовый аппарат, вместо ЭКЛЗ будет применяться фискальный накопитель .
  4. Чек по желанию покупателя может быть отправлен ему на электронную почту, что позволит легко его там найти в случае необходимости.
  5. Предусмотрен поэтапный переход на применение новой контрольно-кассовой техники. Кассовые аппараты старого образца будут регистрироваться до 1 февраля 2017 г., их можно будет использовать до 1 июля 2017 г. После этой даты онлайн-кассы станут обязательными для всех, кто уже использует ККТ. С 1 июля 2018 г. - для тех, кто в настоящее время не обязан их применять.
  6. Ужесточена и административная ответственность, так, штраф за расчеты без онлайн-кассы - не менее 30 000 руб., за повторное нарушение - остановка деятельности магазина до 90 суток.

«Подводные камни»

Чего же стоит опасаться по мнению представителей бизнес-сообщества и общественных организаций? В первую очередь, специалисты в один голос утверждают, что непосильная нагрузка взваливается на плечи малого бизнеса. «Идея благородна: борьба с «теневым бизнесом», простота взаимодействия с налоговой службой и увеличение собираемых налогов. Это в теории. А на практике онлайн-кассы станут дополнительным бременем для малого и среднего бизнеса: предпринимателям придется потратиться на модернизацию кассового аппарата или даже покупку нового, оплатить обслуживание и подключение кассы к сети», - считает Андрей Тушов, исполнительный директор «Конструктор документов FreshDoc.ru». С ним согласна президент МОО поддержки и защиты малого и среднего бизнеса "Деловые люди" Ольга Косец: «Просто так взять и выложить за новый агрегат порядка 50 тысяч для некоторых малых предпринимателей - дело серьезное. Пусть и обещают возместить до 20 тысяч. Тем более что сразу возникает вопрос - а куда девать еще не развалившиеся старые кассы?».

Другой проблемой эксперты считают наличие доступа к Интернету . Плохой сигнал в конкретной торговой точке не освобождает от применения новой кассы. Но, если не брать во внимание крупные города, то о стабильной работе сети на половине территории России можно только мечтать. «Если вдруг произойдет сбой при подаче данных, и они не попадут в налоговую, то при проведении проверки вина за неподачу падает на кого? - задается вопросом Ольга Косец. - Явно не на провайдера Интернета. В результате скорее всего под горячую руку налогового инспектора попадет все тот же предприниматель». Правда, здесь надо отметить, если в момент передачи чеков доступ в Интернет отсутствует, то фискальный накопитель сохранит данные в своей памяти и при появлении связи отправит их в налоговую инспекцию.

В-третьих, остро встает вопрос о нечестной конкуренции. Свою точку зрения по этому поводу выразил Алексей Прыгин, заместитель генерального директора компании «МаксиПост»: «Перевести все на электронную взаимосвязь с налоговыми органами и сделать контроль за кассовыми операциями проще и прозрачнее, так чтобы мимо кассы платеж проводить было сложнее, - отличная идея. Она вполне благоприятно повлияет на рынок - но только в том случае, если исполнение нового закона будет жестко контролироваться. Иначе может получится так, что законопослушные компании взвалят на свои плечи дополнительную финансовую нагрузку, связанную с заменой кассовых аппаратов. А те, кто работает в «серую» и не выполняет всех налоговых требований, так и не будут этого делать и продолжать работать по нерыночным правилам. А значит - демпинговать и поддерживать нечестную конкуренцию».

Также, отмечает генеральный директор «Аванпост», руководитель проекта ModulPOS Максим Митусов, переход на онлайн-кассы может сказаться на качестве обслуживания, ведь для ввода на кассе электронного адреса покупателя потребуется время, что конечно, приведет к очередям в пиковые часы работы магазина. Сложности возникнут и в работе интернет-магазинов и онлайн-сервисов. «Теперь они обязаны приобретать кассы и предоставлять пользователям электронные чеки. И не забывайте про курьерскую доставку», - напоминает Андрей Тушов.

Что делать?

Возникает закономерный вопрос, что делать, как осуществить безболезненный переход на новые правила работы. «Начните готовиться заранее. Приготовьтесь потратить время и деньги. Опыт с ЕГАИС (система по контролю за продажами алкогольной продукции, которая была запущена в июле 2016 года) показывает, что поблажек не будет. Государство не откажется в последний момент от своих планов по запуску системы онлайн-фискализации . Поэтому стоит подумать о покупке нового оборудования, заключении договоров и прочего уже сейчас, чтобы к моменту вступления в силу новых требований закона быть полностью готовыми», - советует Максим Митусов.

В том, что не стоит ждать в этой ситуации следующего лета, согласен и исполнительный директор компании «Э-КОМ» Сергей Чекунов: «Наряду с вопросом модернизации не надо забывать еще один важный момент, требующий времени. Дело в том, что в цепочке магазин - налоговая инспекция появляется третье звено - оператор фискальных данных. От его надежной работы зависит своевременная и бесперебойная отправка электронных чеков в ФНС. Поэтому выбору провайдера стоит уделить особое внимание. Понятно, что опыт компании и стоимость ее услуг играет большую роль, но не менее важно, прежде чем, заключать договор, оценить уровень технологического оснащения. В идеале техническая поддержка должна работать 24 часа в сутки и 365 дней в году. Если принять данное условие за 100%, то чем ближе реальный процент к этой цифре, тем надежнее провайдер».

Итак, надо принять как данность, что переход на онлайн-кассы неизбежен. Поэтому, чем раньше начать действовать, тем этот переход будет легче.

Новые поправки в 54-й федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники», принятые российским парламентом и подписанные президентом в июне-июле 2016 года, принципиально изменят процесс работы с кассами.

Чтобы предприниматели успели выполнить все требования в срок, определён переходный период. С 1 февраля 2017 года прекратится регистрация старой техники, не обладающей функцией онлайн-передачи фискальных данных в налоговую.

С 1 июля 2017 года все предприниматели будут обязаны применять только новую или модернизированную контрольно-кассовую технику.

Как будет использоваться кассовая техника

Одно из основных требований закона к новой кассовой технике - необходимость подключения к интернету для передачи фискальных данных. В зависимости от модели устройства, можно использовать выделенную линию, wi-fi, USB-модем, хаб и т. д.

Интернет-соединение в момент расчётов с покупателями должно находиться в рабочем состоянии. Фискальный документ, сформированный новой кассой, будет отправлен специальному оператору фискальных данных (ОФД) для обработки и хранения в единой базе документов. В ответ касса примет от оператора квитанцию с подтверждением получения данного документа.

Все документы и статусные квитанции будут защищены специальным фискальным признаком, гарантирующим неизменность и конфиденциальность передаваемых данных.

Подключение контрольно-кассовой техники к интернету и замена старого парка ККТ находится исключительно в зоне ответственности пользователя этой техники.

Чем новые кассы отличаются от старых

Существующие модели контрольно-кассовой техники не отвечают заявленным требованиям передачи и получения фискальных документов в электронном формате, согласно изменениям в ФЗ-54. Сейчас производители ККТ работают над усовершенствованием моделей касс для обеспечения всех новых требований.

Основное отличие новых моделей - использование фискального накопителя (ФН) вместо электронной кассовой ленты защищённой (ЭКЛЗ).

Фискальные накопители будут формировать фискальный признак для отправляемых документов и обеспечивать возможность его проверки; записывать данные в некорректируемом виде; долговременного хранить документы в энергонезависимом режиме; расшифровывать и аутентифицировать фискальные документы, которые подтверждают факт получения оператором фискальных данных информации от ККТ.

ЭКЗЛ на фискальные накопители можно будет заменить с помощью специальных переходников, которые должны разработать почти для всех моделей касс. Такой переходник позволит использовать фискальный накопитель в старых кассах и подключить их к ОФД через интернет.

Как регистрировать кассы в налоговой

Всю модернизированную и новую кассовую технику необходимо зарегистрировать в налоговых органах. Но этот процесс претерпит несколько изменений.

Заявление о регистрации, перерегистрации или снятии с учёта ККТ можно подавать в двух видах: на бумаге в любой территориальный налоговый орган или в электронном виде через личный кабинет на портале ФНС.

В заявление нужно указать:

  • Наименование оператора фискальных данных, с которым заключён договор
  • Полное наименование организации или ФИО индивидуального предпринимателя
  • Адрес (при расчете в интернете - адрес веб-сайта) и место установки ККТ
  • Наименование модели ККТ
  • Заводской номер экземпляра модели ККТ
  • Наименование модели фискального накопителя
  • Заводской номер экземпляра модели фискального накопителя
  • Номер автоматического устройства для расчётов (если используется ККТ в составе автоматического устройства для расчётов)
  • Сведения о применении регистрируемой ККТ в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через ОФД
  • Сведения о применении регистрируемой ККТ только при оказании услуг (в случае регистрации автоматизированной системы для бланков строгой отчётности)
  • Сведения о применении регистрируемой ККТ только расчётах с использованием электронных средств платежа в интернете
  • Сведения о применении ККТ при осуществлении деятельности платежного агента в банковской деятельности, а также при приёме ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша в азартных играх.

Налоговая инспекция сверит информацию с реестром моделей и экземпляров ККТ и фискальных накопителей. Если данные в заявлении будут не совпадать с информацией в реестрах, то в регистрации откажут.

Если результат проверки будет положительным, регистрационный номер от ФНС придёт не позднее рабочего дня, следующего после дня подачи заявления. Отказ в регистрации налоговая отправит в эти же сроки. Номер пришлют на бумажном носителе или в электронном виде, в зависимости от того, в каком формате было подано заявление.

Полученный номер необходимо внести в кассу через предустановленный пользовательский интерфейс. Вместе с номером в устройство заносится наименование организации или ИП, а также дополнительная техническая информация.

После ввода служебных данных на самом устройстве кассы формируется отчёт о регистрации. Этот отчёт направляется в электронном виде в налоговую или оператору фискальных данных. Если передачу в электронном виде использовать невозможно, то отчёт отправляется на бумаге.

Что делать с ЦТО

Поправки в закон отменяют обязательное наличие договора с Центром технического обслуживания кассовой техники, поскольку при регистрации ККТ можно не предоставлять кассу физически в налоговый орган. Также новый порядок не регламентирует обязательное присутствие сотрудника ЦТО в момент регистрации техники. Таким же образом меняются процессы перерегистрации касса и снятие их с учёта.

По желанию налогоплательщика, весь процесс обслуживания касс можно проводить силами самой организации или ИП. Чтобы переоборудовать технику, нужен специальный комплект модернизации. Такой комплект состоит из переходника и устройства для передачи данных через интернет.

Способы модернизации ККТ:

Материал softbalance.ru (ГК Софтбаланс)

1 июля 2017 года ФНС в одностороннем порядке снимет с учета все ККТ с ЭКЛЗ. Об этом сказано в письме ФНС № ЕД-4-20/11625@ от 19.06.2017.

«Согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона № 290-ФЗ контрольно-кассовая техника, соответствующая требованиям Федерального закона № 54-ФЗ (в редакции, до дня вступления в силу Федерального закона № 290-ФЗ) (далее – контрольно-кассовая техника, несоответствующая требованиям Федерального закона № 290-ФЗ) зарегистрированная в налоговых органах до 01.02.2017, снимается с регистрационного учета в порядке, установленном Федеральным законом № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 290-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, до 01.07.2017.

При этом контрольно-кассовая техника, несоответствующая требованиям Федерального закона № 290-ФЗ, подлежит снятию налоговым органом с регистрационного учета в одностороннем порядке без заявления пользователя о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета с 01.07.2017»

Что это означает для владельцев касс и можно ли им будет продолжить работу?

«Следует учитывать, что в случае, если контрольно-кассовая техника, несоответствующая требованиям Федерального закона № 290-ФЗ, снята с регистрационного учета налоговыми органами в одностороннем порядке после 01.07.2017, и ввиду отсутствия возможности применения контрольно-кассовой техники по новому порядку, при наличии обстоятельств, указанных в письме Министерства финансов Российской Федерации от 30.05.2017 № 03-01-15/33121, такое устройство применяется для выдачи покупателю (клиенту) на бумажном носителе подтверждения факта осуществления расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), то указанные организации и индивидуальные предприниматели к административной ответственности не привлекаются»

На владельцев ККТ возлагается ответственность за предоставление в налоговые органы фискальных отчетов:

«При этом налоговые органы сообщают таким пользователям контрольно-кассовой техники о необходимости представления после 01.07.2017 в налоговые органы показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков, снятых с контрольно-кассовой техники, несоответствующей требованиям Федерального закона № 290-ФЗ, до момента осуществления ее модернизации »

Снятие ККТ с регистрационного учета это регламентированная процедура, порядок которой может изменяться по внутренним правилам региональных подразделений ФНС. Но его основные этапы, как правило, состоят из:

Подготовки пакеты сопроводительных документов:

  • регистрационная карточка, выданная при постановке ККТ на учёт;
  • журнал кассира-операциониста (форма КМ-4);
  • паспорт кассового аппарата и паспорт ЭКЛЗ;
  • журнал вызова сотрудников технического обслуживания;

Подготовка фискальных отчетов и актов по итогам работы ККТ от сотрудника ЦТО:

  • акт о снятии показаний счётчиков аппарата (форма КМ-2);
  • чек с фискальным отчётом за всё время эксплуатации ККМ;
  • по 1 чеку-отчёту за каждый из 3-х последних лет работы кассы;
  • чек о закрытии архива памяти аппарата;
  • акт о передаче блока памяти на хранение.

При этом налоговый инспектор проверяет данные в журнале кассира-операциониста с данными фискальных отчетов, полученных из ККТ. Сами фискальные отчеты по правилам снимает сотрудник ФНС из специальной утилиты используя пароль налогового инспектора. Но, как правило во многих регионах эту операцию за них выполняют сотрудники ЦТО. И только после проверки всех документов ККТ снимают с учета в базе ФНС, о чем и выдают соответствующие документы и делают записи в паспорте ККТ.

Документы по кассе и ЭКЛЗ предприятие обязано хранить у себя в течении 5 лет и предоставлять по требованию проверяющих органов.

Выход письма ФНС № ЕД-4-20/11625@ от 19.06.2017 вызывает множество вопросов.

1. Если ККТ с ЭКЛЗ продолжает работу после 01.07.17 и до момента модернизации (замены), то когда с нее снимать фискальные отчеты?

Напомним, что фискальные отчеты должны соответствовать записям журнала кассира-операциониста и отражать все операции, производимые на кассе, иначе налоговый инспектор просто не сможет их проверить. Но с 01.07.17 старый порядок работы с ККТ отменяется (включая требования по заполнению журнала). Согласно письму ФНС № ЕД-4-20/11625@ от 19.06.2017, после 01.07.17 такое устройство применяется для выдачи покупателю (клиенту) на бумажном носителе подтверждения факта осуществления расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), т.е. в режиме принтера товарных чеков. Если с 01.07.17 перестать заполнять кассовую книгу, а фискальные отчеты снять и сдать позже, то как инспектор их примет?

Мы советуем после 01.07.17 продолжать выполнять на кассе все операции в обычном режиме. И кассовый журнал тоже вести в обычном режиме. И уже непосредственно перед модернизацией или замены ККТ снять фискальные отчеты.

2. Закрытие архива ЭКЛЗ приведет к блокировке ККТ. Как этого избежать?

Операция закрытия ЭКЛЗ и ее передача на хранение входит в обязательные при снятии ККТ с учета. Но после этого чтобы продолжить работу на кассе в нее необходимо установить и активировать новую ЭКЛЗ или отключить режим ее использования. Поэтому чтобы продолжить работу на кассе, как это рекомендует ФНС, архив ЭКЛЗ лучше не трогать и закрыть его вместе со снятием фискальных отчетов перед переходом на работу по новым правилам.

3. Сколько времени дается предприятию на предоставление в ФНС фискальных отчетов о снятии ККТ с учета?

Этот период нигде не зафиксирован. Логично, что пока ККТ продолжают использовать в режиме чекового принтера до момента получения новой кассы или модернизации старой, операции по закрытию архива ЭКЛЗ произвести затруднительно, а значит и сдать фискальные отчеты тоже. Поэтому при наличии обстоятельств, указанных в письме Министерства финансов Российской Федерации от 30.05.2017 № 03-01-15/33121, срок использования старой ККТ и сдачи отчетов по ней могут быть сопоставимы. При этом при сдаче отчетов после 01.07.2017 мы рекомендуем при визите в налоговую иметь при себе документы, подтверждающие вашу добропорядочность (договор поставки ФН и платежное поручение об его оплате с датой до 01.07.2017).

4. Какой штраф предусмотрен за не предоставление фискальных отчетов после снятия ККТ с учета ФНС в одностороннем порядке?

Штрафы за такое нарушение не предусмотрены. Однако те документы, которые выдает налоговой инспектор при снятии ККТ с учета, могут быть затребованы ФНС при плановых и внеплановых (встречных) проверках. Поэтому мы рекомендуем выполнить все операции по снятии ККТ с учета в полном объеме.

5. Что делать если ФНС снимет кассу с учета по своей базе 01.07.2017, а фискальные отчеты будут за другую, более позднюю дату?

УТИЛИЗАЦИЯ ККТ

Ю.В. Капанина,
эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

Если вы не смогли модернизировать ККТ старого образца до онлайн-версии, то у вас, несомненно, возникнет вопрос, что делать с непригодной техникой после снятия ее с учета в ИФНС. Так вот, ее нужно утилизировать при помощи специализированной компании. При этом затраты на это мероприятие можно признать в налоговом учете.

Что делать со старым кассовым аппаратом

Скажем сразу, хранить старую кассу вы не обязаны (срок хранения 5 лет установлен лишь для фискальных данныхп. 1 ст. 4.1 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ ). Однако просто выбросить ККТ на свалку, как бытовой мусор, нельзя. Ведь в ней есть вещества, которые представляют угрозу для экологии. Вышедшая из обращения ККТ относится к отходам производства и потребления 4 класса опасностиПриказ Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 . А такие отходы подлежат утилизации специализированными компаниями, имеющими лицензиюстатьи 4.1 , 9 Закона от 24.06.98 № 89-ФЗ . Кстати, за неправильное обращение с отходами предусмотрен штрафст. 8.2 КоАП РФ :

для юридических лиц - от 100 тыс. до 250 тыс. руб.;

для их руководителей - от 10 тыс. до 30 тыс. руб.;

для ИП - от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

Получается, чтобы избежать ненужных проблем, лучше старую ККТ сдать по договору компании, которая профессионально занимается утилизацией оборудования. Конечно же, с составлением акта об утилизации.

Если ККТ у вас числилась в составе ОС, то ее нужно списать с баланса на основании решения специальной комиссии, созданной по приказу руководителя. При этом вам надо оформить акт с указанием причин списания ККТ (например, несоответствие Закону № 54-ФЗ, отсутствие возможности модернизации до онлайн-кассы). В нем также желательно отразить факт передачи аппарата на утилизацию (с реквизитами соответствующего документа). Акт подписывают члены комиссии.

Если у этой ККТ есть остаточная стоимость, которую вы не успели самортизировать, то ее можно учесть при расчете налога на прибыль на дату утверждения руководителем акта о списании ОСподп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ .

Заметим, что затраты на утилизацию вы можете учесть не только в «прибыльных», но и в «упрощенных» целях в составе материальных расходовподп. 7 п. 1 ст. 254 , подп. 5 п. 1 , п. 2 ст. 346.16 НК РФ ; Письмо Минфина от 21.08.2007 № 03-11-05/193 . Это нам подтвердили в Минфине.

Признание расходов на утилизацию ККТ при УСН

Компании или индивидуальные предприниматели, применяющие УСН с объектом «доходы минус расходы», при расчете «упрощенного» налога могут учесть затраты на утилизацию старой ККТ в составе материальных расходов в качестве затрат на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов

В нашей стране предпринимателям нельзя заниматься розничной торговлей без кассового аппарата, зарегистрированного надлежащим образом в налоговых органах. Логично, что ККМ, имеющая уникальный идентификационный номер в налоговом реестре и закреплённая за конкретным ИП или юрлицом, не может быть передана другому лицу, продана или утилизирована просто так. Прежде чем совершить любое из этих действий, кассовую технику необходимо снять с учёта.

Когда может понадобиться снятие кассового аппарата с учёта?

Необходимость перерегистрации или полного снятия ККМ с налогового учёта может появиться как при закрытии организации, так и в процессе ее деятельности. Происходит это в таких случаях:

  1. Замена кассового аппарата на другую модель (более новую и функциональную).
  2. Используемая модель ККМ устарела и вычеркнута из государственного реестра ККТ. Срок эксплуатации кассовых аппаратов составляет всего 7 лет с момента начала работы.
  3. Продажа, передача в пользование безвозмездно или за плату (в аренду) другому ИП или организации.
  4. Кассовый аппарат не эксплуатируется, но находится в открытом доступе для работников фирмы, посторонних людей. Во избежание несанкционированного применения его нужно деактивировать, если не планируется в будущем использовать его по назначению.
  5. Закрытие ИП, ликвидация юридического лица также служат основанием для снятия кассы с регистрационного учёта.

На что обратить внимание при снятии кассы с регистрации?

Суть всей процедуры заключается в проверке соответствия информации в кассовом журнале и данных, содержащихся в фискальной памяти аппарата, деактивации машины, снятии и передачи на хранение блока ЭКЛЗ (защищенной электронной кассовой ленты). Однако сам процесс в разных регионах и даже в разных инспекциях ФНС может проходить по-своему.

Есть некоторые нюансы, которые необходимо уточнить заблаговременно в конкретном территориальном налоговом органе – именно в том, в котором и регистрировалась ККМ. Многие ИФНС требуют снятия фискальных отчетов специалистом обслуживающего центра только в присутствии инспектора. В таком случае, предварительно договорившись с инженером ЦТО, нужно в определённый день подъехать в свою инспекцию, захватив с собой кассовый аппарат и все подготовленные бумаги.

Некоторые инспекции смотрят на такие строгости сквозь пальцы и не просят привозить к ним техника и кассу. Для них достаточно корректно оформленных документов, главное, чтобы они были предоставлены сертифицированным ЦТО и своевременно предъявлены регистратору.

При «упрощённом» порядке сотрудник центра обслуживания кассовой техники самостоятельно снимает фискальную память и формирует пакет документов для снятия ККМ с учёта. Владельцу кассы остаётся лишь отнести заявление в налоговую (лично или отправить представителя с доверенностью) в этот же день или в трёхдневный срок, в зависимости от правил, установленных в местной ИФНС.

Планируя снимать ККТ с регистрации, необходимо уточнить, вся ли налоговая отчётность сдана на текущий момент, нет ли задолженностей перед бюджетом, оплачены ли счета ЦТО. Желательно внимательно изучить журнал кассира-операциониста на предмет полноты и правильности внесения информации, а также проверить отметки в журнале вызова техспециалиста. Если всё в порядке, пора заняться подготовкой документации.

Перечень документов для ИФНС

ККМ, подлежащая снятию с учёта в ИФНС, должна иметь следующий сопроводительный пакет:

  • регистрационная карточка, выданная при постановке на учёт;
  • журнал кассира-операциониста (форма КМ-4);
  • паспорт кассового аппарата и паспорт ЭКЛЗ;
  • журнал вызова сотрудников технического обслуживания;
  • копия баланса за последний отчётный период (отмеченный налоговой), кассовая книга или книга доходов и расходов (для ООО и ИП соответственно) – данные документы не обязательны, но могут понадобиться для работы налогового инспектора.

В процессе снятия памяти кассовой машины сотрудник ЦТО предоставляет:

  • акт о снятии показаний счётчиков аппарата (форма КМ-2);
  • чек с фискальным отчётом за всё время эксплуатации ККМ;
  • по 1 чеку-отчёту за каждый из 3-х последних лет работы кассы;
  • помесячные фискальные отчёты за аналогичный период;
  • отчёт по последней ЭКЛЗ;
  • чек о закрытии архива памяти аппарата;
  • акт о передаче блока памяти на хранение.

Представитель организации – владельца ККТ предъявляет налоговому инспектору паспорт (доверенность нужна, если это не сам директор или индивидуальный предприниматель) и заполненное заявление. В 2014 году заявление на снятие с учёта ККМ оформляется на универсальном , который с 2012 года един для всех регистрационных действий с ККТ (при постановке на учёт и внесении изменений в регистрационные карточки).

Порядок снятия ККТ с учёта

Итак, перечислим основные действия по снятию с учёта кассовой машины:

  1. Уточняем нюансы работы «своей» налоговой.
  2. Готовим комплект документов.
  3. Обращаемся в ЦТО для согласования и проведения процедуры.
  4. Наносим визит в ИФНС.

Как видно, инструкция по снятию ККМ с учёта проста и понятна, а сам процесс не занимает много времени. При удачном стечении обстоятельств поход в налоговую не займёт больше 15 минут. Если же отдел регистрации касс не отличается скоростной работой или принимает всего несколько дней в неделю, тогда придётся подождать до 5 дней.

После этого с кассовым аппаратом можно делать всё что угодно: подарить, отдать в аренду, продать или сдать на комиссию в ЦТО. Правда, это касается только тех машин, которые ещё числятся в госреестре: они оснащаются новой памятью и вновь вводятся к эксплуатацию. Аппараты, у которых вышел срок амортизации (7 лет) дальнейшему использованию не подлежат.

Блок ЭКЛЗ на случай камеральной проверки должен храниться в организации в течение 5 лет после снятия с регистрации.