Неолитическая революция, ее значение в истории. Неолит и неолитическая революция

5. Неолитическая революция

Это событие почти недавнего прошлого - конец ледникового периода, начало голоцена: неолитическая революция закончилась 10-12 тысяч лет тому назад. Она также качественно изменила процесс развития рода человеческого, еще больше отделила людей от остального живого мира. Неолитическая революция послужила началом всех существующих ныне цивилизаций. Так же, как и революция в палеолите, которая перевела эволюцию человечества в новое русло общественного развития, новая перестройка имела “техногенный характер”, т.е. определялась развитием искусственных орудий.

В период неолита наши предки не только усовершенствовали технологию обработки камня, но и создали метательное оружие - копья, лук, стрелы. Эти изобретения многократно усилили эффективность охоты и другие возможности жизнеобеспечения первобытного общества. И человек немедленно пустил в дело вновь созданное оружие. Вероятно, так поступило бы любое животное.

Если в той или иной системе появляется вид-монополист, это трагично не только для экологической системы, но и для вида-монополиста. Максимальное использование своих возможностей, стремление к удовлетворению своего сиюминутного превосходства, увы, свойство не только животных. И судьбу монополиста нетрудно предсказать. Вид-монополист достаточно быстро исчерпывает пищевые возможности своей экологической ниши, экосистема начинает деградировать, и вместе с ней вид-монополист встречает свой экологический кризис. В этих условиях возможны два исхода. Первый - вид-монополист начинает деградировать вместе со своей экологической нишей и однажды погибает.

Но возможен и другой исход. Вид-монополист находит новую экологическую нишу, адаптируется к ее возможностям и начинает новый цикл своего развития.

С человеком всегда случалось именно так: человек, становясь монополистом, находил новую нишу и становился еще более грозным монополистом! Изобретение главным образом метательного оружия превратило в конце неолита нашего предка в “абсолютного” монополиста и вызвало новый кризис. Новая перестройка характера антропогенеза стала неизбежной. Человек мог легко исчезнуть с лица планеты, поскольку к этому времени вся планета стала его экологической нишей, его ойкуменой. Но этого не случилось: человек нашел новую экологическую нишу. Вернее, он сам ее создал!

Уже во времена палеолита первобытные люди стали качественно выделяться среди остальных животных: только у них власти биосоциальных законов была противопоставлена нравственность, только у них одних возник духовный мир, а значит, появились и другие ценности, отличные от сиюминутного выживания. Наконец, наши предки “предпочли” общественное развитие биологическому, чисто индивидуальному. Но во многом они оставались еще “детьми Природы”, не отличаясь от других хищников. Они жили охотой и вписывались в естественный круговорот веществ в Природе. Чем лучше было их оружие, чем лучше была организация коллективной охоты, тем больше у них было пищи и быстрее росла численность населения. И всякий новый прием в добыче пищи ими использовался со всей той эффективностью, на которую они были способны. В этом они (впрочем, как и теперь) как раз ничем и не отличались от обычных животных. Им было чуждо думать о будущем и анализировать его.

Неолит, т.е. эпоха быстрого совершенствования технологии обработки и использования камня, превратила биологический вид homo sapiens в хищников-монополистов: создание нового оружия (главным образом, метательного) поставило человечество вне конкуренции со стороны остальных хищников. И эти возможности человек немедленно использовал. По-видимому, за считанные тысячелетия практически полностью были уничтожены все мамонты и крупные копытные - основа рационов неолитических охотников. Технические достижения в очередной раз поставили человечество на грань катастрофы. Но теперь оно оказалось перед перспективой глобального голода, который, по-видимому, имел место почти на всей территории планеты.

Но эта же реальность - недостаток пищи и неизбежность глобального голода - породила еще одно следствие - жесточайшую борьбу за ресурс, и в первую очередь за оставшиеся охотничьи угодья.

И не случайно за время неолитического кризиса население Земли (за исключением зоны тропических лесов) сократилось, вероятно, раз в десять! Впрочем, эти оценки антропологов очень приближенные. Но уменьшение населения Земли в конце ледникового периода действительно имело место! Это показывает резкое сокращение количества неолитических стоянок, изученных антропологами, по сравнению с числом палеолитических стоянок.

Но вот однажды кризис был преодолен. Природа открыла человеку еще одну из своих тайн: он познал потенциальную возможность собственного жизнеобеспечения за счет искусственного кругооборота веществ. Люди научились возделывать землю и выращивать злаки. Это произошло вскоре после окончания ледникового периода, в самом начале голоцена. Так называется тот период межледниковья, в котором мы сейчас живем.

Родиной земледелия, по мнению Н.И. Вавилова, были речные долины “плодородного треугольника” на Анатолийском плато, на территории современной Турции, в истоках великих рек Ближнего Востока - Тигра и Евфрата. И эти догадки Н.И. Вавилова, великого российского биолога, ботаника и агронома, подтвердили современные раскопки. Во всяком случае, именно там возникла культура возделывания пшеницы. Это произошло 8-9, может быть, даже 10 тысяч лет тому назад. Во всяком случае, раскопки в Хаджиляре и Чатал-Куюке, сделанные американцами в 70-х годах, показали, что около 8 тысяч лет тому назад, т.е. за несколько тысячелетий до появления письменности, до возникновения великих государств древности - Египта и Шумера, в тех краях уже существовала развитая земледельческая цивилизация (Mellart J. The Neolithic of the Near Est. N.Y. 1975). И появление земледельческих поселений в Анатолии отделяет от первых фараонов такая же бездна лет, как и век фараонов от века атомного оружия! Может быть, такой факт еще отчетливее показывает скорость возрастания оснащенности человечества техническими средствами. При практической неизменности его чисто природных, биологических характеристик.

Позднее, с интервалом, вероятно, в несколько тысяч лет, на периферии земледельческого мира возникло скотоводство. Этот разрыв во времени и различие географических зон, где произошли описываемые события, чрезвычайно важны для понимания генезиса современных цивилизаций. Но это уже другая тема, и ей посвящена следующая глава. Скажу только, что это одна из причин того резкого разграничения цивилизаций на традиционные и “техногенные”, которое наблюдается и в современном мире. И одна из причин того, что дивергенция видовая (биологическая), характерная для палеолита, сменилась дивергенцией цивилизационной. И не случайно, что именно Ближний Восток сделался одним из центров формирования цивилизаций традиционного типа. Их рождали, прежде всего, географические и климатические особенности этой части Евразийского суперконтинента.

Название этой главы я завершил вопросительным знаком, а затем описал три катастрофические перестройки. А заключить главу я хочу утверждением о том, что действительно после каждой из этих катастроф возникала “новая планета” со своими особенностями планетарной жизни. Каждый раз непредсказуемая эволюция рождала новые формы организации живого вещества и особенности его развития. Организация планетарной жизни претерпевала качественные изменения. И каждая из этих катастроф была очередной ступенью восхождения ЖИЗНИ по пути становления Разума. Первая бифуркация вырвала из животного мира один из его видов, который оказался способным не просто развить свой мозг, но и начать создавать искусственные орудия и покорять огонь. На Земле возникла “вторая природа”, целенаправленно создаваемая представителями живого мира. Планета обогатилась новыми возможностями развития.

Вторая бифуркация привела к возникновению качественно нового образа поведения живого вещества. На Земле утвердился живой вид, создавший основы нравственности, вид, который “отказался” от чисто биологического совершенствования во имя развития общественных форм организации, во имя создания нового типа памяти и, в конечном итоге, во имя создания Коллективного Интеллекта, о чем мне придется еще рассказывать в последующих главах.

Наконец, третья бифуркация, когда человек снова оказался на пороге своего исчезновения с лица планеты, ознаменовалась созданием искусственных биосистем. Возник новый тип эволюционного развития, а у человечества возникла частная собственность и новые стимулы для своей активности - началась эра современных цивилизаций.

Таким образом, за сравнительно короткое время, за четвертичный период, по меньшей мере трижды происходило качественное изменение характера эволюции биосферы, и каждый раз это были ступени по пути восхождения к Разуму.

И на каждой ступени возникала “новая планета”!

Будет ли продолжен этот путь?

На рубеже 4-3 тыс. до н.э. начинается знаменитая неолитическая революция. «Неолит» означает «новый каменный век» («неос» по-гречески означает «новый»).

Прежде всего, новый шаг вперед сделала обработка каменных орудий . Люди научились сверлить камень, стали полировать его поверхность. Изготовлением массивных полированных острых топоров с отверстиями для насаживания их на деревянную рукоятку, скребков, ножей, наконечников, копий, стрел занимались целые мастерские. Замечательные камнетесы тех лет обменивали продукты своего труда на пищу, одежду. Начался первый обмен товарами. Это было преддверие будущей торговли . В качестве оружия появились булавы - огромные деревянные дубины, которые при ударе могли сокрушить даже сильного и большого зверя. Новые орудия труда помогали рубить деревья, вязать из них плоты, долбить из стволов лодки, челноки, строить бревенчатые хижины.

Широкое распространение лодок способствовало появлению рыболовства при помощи не только удочек и костяных крючков, но и сетей, которые делали из лыка и стеблей крапивы. Был изобретен в век неолита гончарный круг , в результате стало возможным изготавливать глиняную посуду, которую позднее стали обжигать. Сосуды стали ровными и удобными для питания, хранения продуктов, воды. В то же время зародилось прядение шерсти и ткачество , как из шерстяных, так и из растительных волокон. Это позволило человеку использовать более удобную одежду по сравнению с прежней, изготовленной из шкур животных, шить различного рода мягкие и теплые настилы и покровы. В период неолита люди изобрели колесо , что произвело подлинную революцию в средствах передвижения, в строительной технике, в быту.

На исходе неолита в человеческом обществе окончательно сформировались такие новые отрасли хозяйства, как скотоводство и земледелие . Это были отрасли производящего хозяйства, означающего, что человек не просто брал то, что ему давала природа - ягоды, орехи, дикий мед, коренья, злаки, не только то, что он брал у нее с боя, убивая диких животных, но и создавал, производил, выращивал сам.

Во многом это произошло потому, что люди стали использовать наряду с каменными орудиями труда и оружием металл. Сначала они научились выплавлять медь, которая, однако, была мягким металлом и не могла еще конкурировать с камнем. Позднее в мир камня, кости, дерева прочно вошла бронза - сплав меди и олова, что позволило в более короткие сроки делать твердые и острые орудия труда и оружие. Появились бронзовые мотыги, топоры, кинжалы, серпы, ножи, шила, а еще позднее мечи. Из бронзы стали делать и украшения. Постепенно каменный век стал уступать свое место веку бронзовому.


Раньше всего скотоводство, земледелие, выплавка металла появились там, где природные условия жизни людей были наиболее благоприятными. Этими районами стали Египет, Междуречье, Индия, Китай.

Основоположником производящего хозяйства явилась женщина . Именно она, собирая злаки, обратила внимание на то, что, оброненные в землю семена дают всходы. Именно она первая в своем домашнем хозяйстве приручила детенышей убитых животных, а потом стала использовать этот опыт для создания постоянного стада, которое давало пищу, молоко, кожу. Женщина полностью оправдала отведенную ей историей роль в период матриархата, создав основу для будущего взлета человеческой цивилизации.

Тем самым она подготовила почву, чтобы уступить ведущую роль в обществе мужчине - земледельцу, запахивающему обширные поля и вырубающему и выжигающему лес для новых посевов; скотоводу, пасущему тысячи голов скота и находящемуся долгое время в седле; охотнику, воину. В новых хозяйственных условиях требовалась мужская сила, ловкость и мужская доблесть. Наступило время патриархата, когда ведущее место в семье, роде, племени заняли мужчины. Женщина с этого времени подчинилась мужчине. Появилась даже традиция вместе с умершим главой семьи хоронить его жену, чтобы ему было не одиноко в загробном мире.

Развитие земледелия и скотоводства, появление ремесел, строительство древнейших городов свидетельствуют о том, что человек стал активно преобразовывать природу. Он начал создавать искусственную среду обитания. Организация жизни общества стала более сложной. Появились люди, управлявшие другими людьми.

Примерно в середине 4 тысячелетия до н. э. начался переход человечества от первобытности к цивилизации.

Показателями этого перехода было возникновение первых государств, развитие городов, письменности, новых форм религиозной и культурной жизни.

Слово "цивилизация " происходит от латинского слова "цивилис", означающего "гражданский, городской, государственный".

Древние народы создали на своих землях большие организованные сообщества с высокоразвитой культурой и религией, которые называют цивилизациями.

Исследования ученых показали, что древнейшие цивилизация зародились в долинах крупнейших рек. В плодородные долины Нила, Евфрата, Тигра, Инда и Хуанхэ устремлялись большие массы людей. Они создавали на их берегах свои города и поселения, которые затем объединялись в государства.

Несмотря на большие расстояния и различия в развитии, древние цивилизации были связаны между собой.

Во-первых, она означала новый статус взаимоотношений человека и природы, первый шаг к ноосфере, формирование неолитического экологического способа производства. Если прежде человек, как и другие виды животного мира, потреблял продукты природы (иногда нанося крупный ущерб флоре и фауне и порождая локальные или крупномасштабные экологические кризисы), то теперь он сам стал воспроизводить условия своего существования, преобразуя природную среду с помощью земледелия, скотоводства, ремесла, строительства; он начал трансформировать естественную среду обитания в искусственно созданную и тем самым уменьшил свою зависимость от природных процессов и цикличных колебаний.

Во-вторых, радикальные перемены произошли в орудиях труда и технологиях, сформировался неолитический технологический способ производства. Потребовалась широкая гамма специализированных орудий труда и технологий для обработки почвы, занятия земледелием и животноводством, переработки их продуктов, занятия разнообразными ремеслами и строительством. Появились колесный транспорт, парусные лодки. Многократно повысилась производительность труда вместе с его разделением, специализацией и кооперацией. Это создало условия для появления межобщинного обмена продуктами труда и создания прибавочного продукта. Коллективный труд все больше уступал место индивидуальному.

В-третьих, технологические перемены повлекли за собой

изменения в экономике, формирование неолитического экономического способа производства. Его основы: сочетание общинной собственности на землю с семейной собственностью на орудия труда и основную часть произведенных продуктов; преобладание семейного воспроизводства при сохранении некоторых коллективно выполняемых работ; развитие натурального обмена как между семьями в общине, так и между общинами и племенами. К концу периода создаются предпосылки для возникновения частной собственности, накопления богатства у племенной верхушки.

В-четвертых, увеличилась численность населения, изменились условия его проживания и формы социальной организации. Благодаря неолитической революции, то есть переходу к земледелию и скотоводству, численность населения в областях с производящим хозяйством возросла в несколько раз. Улучшение и повышение стабильности питания (хотя и сохранились цикличные сезонные колебания) привели к сокращению смертности, продлению жизненного цикла человека, увеличению численности семей и общин. Возникли постоянные поселения, огражденные стенами и рвами, естественными преградами. Созданы первые города -- начала развертываться городская революция, изменившая условия жизни и общения людей. Возникали территориальные общины, которые объединялись в племена, управляемые племенной верхушкой. Возникали и более крупные культурноисторические общности -- но еще не государства и тем более нелокальные цивилизации.

В-пятых, скопление значительных масс людей в поселениях и первых городах, более крупных социальных образованиях, рост продуктивности земледелия и животноводства создавали условия для развития духовной жизни, накопления первичных, эмпирических знаний, передававшихся из поколения в поколение, более углубленного занятия искусством, созданием разнообразных украшений, строительством культовых зданий, формированием более устойчивых религиозных взглядов.

Неолитическая революция – это произошедший в эпоху неолита (нового каменного века, 8 – 5 тысячелетия до нашей эры) переход от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирательство) к производящему (земледелие и скотоводство), создавший предпосылки для формирования раннеклассового общества.

По данным археологии, одомашнивание животных и растений происходило в разное время независимо в 7 - 8 регионах. Самым ранним центром неолитической революции считается Ближний восток, где одомашнивание началось не позднее, чем 10 тыс. лет назад.

Одомашнивание коз и овец, научились выращивать пшеницу, ячмень и горох. На территории Передней Азии все это к 7-6 тысячелетию до н.э.

Данное явление стало объектом изучения исследователей в 19-ом веке, а Гордон Чайлд в середине ХХ века переосмыслил его и ввел само понятие «неолитическая революция», которая, кроме появления производящего хозяйства, включает в себя ряд последствий, важных для всего образа жизни человека эпохи неолита. Маленькие мобильные группы охотников и собирателей, господствовавшие в предшествующей эпохе мезолита, осели в городах и поселках возле своих полей, радикально изменяя окружающую среду путем культивирования (в том числе ирригации) и хранения собранного урожая в специально возведенных зданиях и сооружениях. Повышение производительности труда вело к увеличению численности населения, созданию сравнительно больших вооруженных отрядов, охраняющих территорию, разделению труда, оживлению товарообмена, появлению права собственности, централизованной администрации, политических структур, идеологии и новых систем знания, которые позволяли передавать его из поколения в поколение не только устно, но и письменно. Появление письменности - атрибут окончания доисторического периода, который обычно совпадает с окончанием неолита и вообще каменного века.

Другие изменения:

Специализация культуры имеет ещё одну сторону - она сама является важнейшим фактором роста производительности труда. Теперь работник материального производства заинтересован в производстве не только необходимого, но и избыточного продукта с тем, чтобы обменять его на услугу, продукт духовной деятельности - шамана, колдуна, певца, сказителя, врачевателя и т. д. В то же время, последние заинтересованы в производстве продукции, востребованной производителями материальных благ, что является важнейшим стимулом для духовного творчества.

С переходом к земледелию и скотоводству объектом поклонения стали иные боги - ответственные за производство, создатели - творцы, демиурги - порождающие новый продукт: зерно, животных и самого человека. Создаются и иные праздники: сельскохозяйственного цикла у земледельцев, природного цикла обновления степей и домашних животных - у скотоводов. Объекты поклонения приобретают зооморфную, а позднее антропоморфную форму. Важную роль начинают играть солярные (солнечные) и астральные (звёздные) культы.

Итак, последствия неолитической революции:

· Появление новых орудий труда из камня, полированных, тщательно отделанных, многофункциональных

· Регулирование возделывание злаков и выращивание животных

· Второе разделение труда (после земледелия и скотоводства) – выделение ремесла (гончарное производство, прядение, ткачество)

· Появление пахотного земледелия (изобретение сохи и плуга) С развитием плужного земледелия земледельческий труд перешел из женских рук в мужские, и мужчина-земледелец и воин стал главой семьи. Накопление в различных семьях создавалось неодинаковое, причем каждая семья, накапливая имущество, старалась сохранить его в семье.

· Продукт постепенно перестает делиться среди членов общины, а имущество начинает переходить от отца к детям, закладываются основы индивидуального (семейного) хоз-ва и появляются зачатки частной собственности на землю

· От счета родства по материнской линии переходят к счету родства по отцу – складывается патриархат. Соответственно меняется форма семейных отношений; возникает патриархальная семья, основанная на частной собственности. Подчиненное положение женщины сказывается, в частности, в том, что обязательность единобрачия устанавливается только для женщины, для мужчин же допускается полигамия (многоженство).

· Создание постоянных поселений, деревень, городищ (предшественников городов), т.к. захоронения производились в/под жилищами + ведение с/х работ; выделение строительства как особой сферы хоз деятельности

· Управление – особая сфера труда (зачатки администрации, власти вождя)

· Переход к соседской общине, расслоение внутри общины

· Формирование крупных межобщинных объединений – племен, особенно в районах орошаемого земледелия; расширение военных столкновений между ними

· Усложнение и дифференциация религиозных верований, возникновение племенных богов, формирование политеизма (многобожия)

Внутри соседского коллектива произошло выделение знатных семей, возвысившихся над родовыми общинниками. В свою очередь, среди простых общинников постепенно выделялись, с одной стороны, зажиточные крестьяне, а с другой – бедняки, искавшие приемлемые условия существования и социальную защиту у влиятельных и богатых семей. Все это привело к созданию сложной системы личностных форм связей и подчинения, которые откладывали существенный отпечаток на социально-экономические отношения. Значит, это все предпосылки для появления первых цивилизаций.

(ПРО ЦИВИЛИЗАЦИИ НЕ НАДО – она не говорила ничего подобного!!)

В X – IX тыс. до н.э. наметился переход к качественно новому этапу развития каменного века, получившему название неолита – нового каменного века. Смысл этой революции в системе материального производства состоял в переходе от присваивающей экономики к производящей, т.е. от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. Люди научились сеять хлеб, который обеспечивал бесперебойное питание в течение всего года, разводить скот, регулярно снабжавший человека мясом, молоком, сыром, шкурами, кожей, шерстью. Жизнь родовой общины стала более обеспеченной, стабильной, люди стали меньше зависеть от природной среды, значительно повысилось общественное благосостояние.

В III тыс. до н.э. появились колесные перевозки. Скорость передвижения людей увеличилась в 10 раз (с 3,7 до 35-38 км/ч). Появилась возможность для далеких миграций значительных масс людей и целых этносов.

Становление производящего хозяйства (земледелия и скотоводства) стимулировало развитие биологических знаний и в первую очередь это связано с доместикацией. Одомашнивание животных и растений предполагает использование фундаментального биологического явления – искусственного отбора (селекции). Люди были еще очень далеки от понимания сущности искусственного отбора, но уже умели использовать этот метод для совершенствования своей хозяйственной деятельности. Опыт селекции передается из поколения в поколение.

Первичными очагами земледелия и скотоводства являлись (в разное время): Передняя Азия, Северо-Восточная Африка, Юго-Восточная Азия, Центральная Америка, Южная Америка.

Первым злаком, который люди одомашнили был ячмень. В X – VIII тыс. до н.э. его уже сеяли в Малой Азии и Палестине. Во второй половине VII – первой половине VI тыс. до н.э. культивировались уже 14 видов растений, среди которых главную роль играли пшеница, ячмень и горох.

Скотоводство сложилось на две тысячи лет позже. В VII – VI тыс. до н.э. в Средней Азии, Северной Африке и на Балканах были одомашнены продуктовые животные, поставщики мяса. Позже были одомашнены тягловые животные (осел, верблюд V тыс. до н.э., северный олень, лошадь IV тыс. до н.э.), которые были основным источником механических усилий до появления первых машин. Уже на самых начальных стадиях скотоводства стихийно возникает отбор лучших особей на племя.

Неолитическая революция была первым звеном цепи последовательных преобразований системы общественной жизни, в результате которых появилась цивилизация, а вместе с ней и наука.

Предпосылки становление науки.

Мифологические образы периодического вмешательства хаотических сил в космическую организацию со временем трансформировались в систему представлений о мировых циклах. Такая система впоследствии вошла почти во все ранние философские учения. Появилось понятие мировой катастрофы, которое представляет собой переход от одного космического цикла к другому.

Представления о мировой космической катастрофе были связаны с новыми структурами сознания – абстрактными категориями будущего, пространства, времени и космоса.

Развитие критической функции мышления, самосознания, установки на обоснования знания, становление всеобщих понятий, категорий мышления («бытие», «ничто», «пространство», «сущее», «несущее» и т.д.) выступили познавательными предпосылками генезиса науки. Эти предпосылки формировались в процессе разрешения противоречий в системе сознания:

А) между мифологическим видением мира и накапливающимся рациональным знанием, абстрактным мышлением;

Б) самой системе мифологии – между различными противоречащими друг другу мифами как следствие рационального упорядочения и систематизации мифологии;

В) между рациональными знаниями и возрастающими потребностями в таких знаниях.

Разрешение этих противоречий осуществлялось посредством:

    систематизации и логического упорядочения мифов;

    накопления обобщения и систематизации рациональных знаний;

    развития абстрактного мышления, категориального аппарата сознания;

    критической функции мозга;

    сферы самосознания.

Сложились следующие познавательные предпосылки становления науки:

    систематизация мифов;

    накопление и обобщение рациональных знаний;

(эти три предпосылки сложились уже в первых цивилизациях Древнего Востока – Древнем Египте и Древнем Вавилоне)

4. идея рационального обоснования знания как важнейшее условие возникновения теоретического самосознания – формируется в древнегреческой цивилизации.

    Биологические знания в государствах Азии и Восточного Средиземноморья.

Древнейшие (IV тысячелетие до н.э.) сведения о биологических объектах в Месопотамии содержатся в клинописных табличках. Во многих из них приводятся списки животных и растений. Народы Месопотамии делили животный мир на «рыб», т.е. водных животных вообще, членистых, змей, птиц и четвероногих. Среди четвероногих они различали плотоядных (собаки, гиены, львы) и травоядных (ослы, лошади, верблюды). Растения подразделяли на деревья, овощи, пряности, лекарственные травы. В вавилонских и ассирийских медицинских табличках описаны различные болезни и способы их лечения, однако сведения о строении и деятельности органов человека отсутствуют. По мнению вавилонян, жизнь связана с кровью, а печень – главный орган жизни, содержащий запас крови. Органом мышления считали сердце.

Значительные успехи были достигнуты народами Месопотамии при выведении новых пород домашних животных, в частности верховых лошадей. В XIV в. до н.э. (в Хеттском государстве) Киккули из Митаннии (область в Малой Азии в верховьях Евфрата) написал трактат о коневодстве, который является самой древней из дошедших до нас рукописей, полностью посвященной биологической теме, и вероятно, одно из самых первых сочинений по биологии, сохранивших имя автора – Киккули из Митаннии.

В Месопотамии были выведены крупные породы ослов, рабочих лошадей, овец и крупного рогатого скота. Здесь, а также в некоторых других странах Азии и Европы скрещивали домашний рогатый скот с диким туром. Путем спаривания осла с кобылой впервые был получен мул. В Древней Месопотамии было открыто искусственное опыление финиковой пальмы, которое привело к получению большого разнообразия этого дерева.

Биологические знания и воззрения Египта очень близки к представлениям ассиро-вавилонян. В так называемом папирусе Эберса, датируемым XVI в. до н. э., содержится уже довольно дифференцированная анатомическая терминология, связанная с описанием заболеваний различных органов. Египтяне считали, что сердце является важнейшим органом тела, а биение пульса показывает, что «голос сердца может быть услышан во всех членах». В папирусе Эберса перечислено большое число лекарственных растений, простой перечень которых, показывает, как много культурных растений было освоено в древнем Египте. Больших успехов достигло земледелие: египтяне культивировали в то время несколько видов хлебных злаков, множество различных овощей, фруктовых деревьев, лен и маслину. В Египте разводили крупный рогатый скот, лошадей, ослов, овец, коз, свиней. Были одомашнены одногорбный верблюд, несколько видов антилоп, кошка, гуси, утки, лебеди, голуби. Из Индии были завезены куры. Подобно китайцам, египтяне практиковали инкубацию куриных яиц в особого рода печках.

Благодаря селекции было выведено много новых пород животных и растений, заложена база современной аграрной культуры. Развитие скотоводства позволило освоить новые зоологические, ветеринарные знания и навыки. Развитие земледелия способствовало накоплению ботанических, агрохимических и гидротехнических (в связи с мелиорацией и ирригацией) знаний.

В эпоху класообразования от системы биологических знаний постепенно отделилась медицина. Основой этого процесса является изменение отношения к человеку. Человек начинает осознавать свое кардинальное отличие не только от природы, ее предметов и процессов, но и от других людей. Человек осознает себя как самоценное существо. В сознании появляются новые элементы, представляющие собой зачаточные формы смысложизненных ориентиров. Человек впервые сталкивается с проблемой своего существования. А это значит, что и поддержание жизни человека, его работоспособности приобретает особую ценность и значимость. Приоритетной сферой деятельности становится медицинская практика. Развивается древнейшая традиция лечебного применения средств растительного происхождения (травы, цветы, плоды, кора деревьев и т.д.) и средств минерального и животного происхождения (жир, части организмов животных и др.). Создаются приемы санитарии и гигиены, появляются физиотерапевтические процедуры, массаж, иглотерапия, диетика, разрабатываются новые хирургические приемы и соответственно металлические хирургические инструменты (скальпель, щипцы и др.). Совершенствуется акушерство – одна из первых медицинских специальностей.

    Биологические знания в Индии и Китае.

Древние обитатели Индии уже в середине III тысячелетия до н.э. выращивали много культурных растений и разводили рогатый скот, собак, голубей. В Индии впервые были одомашнены куры, и уже в глубокой древности был приручен слон.

Анатомия, физиология и эмбриология вызывали к себе интерес в Индии только в связи с медициной, которая в течение очень долгого времени носила магико-религиозный характер. Но уже с VIII века до н.э. начинает проявляться тенденция к обособлению медицины от религии магии. Она получила широкое выражение в одном из главных медицинских сочинений индийцев «Аюр-веды» (VI в. до н.э.). В индийских медицинских сочинениях VI – I вв. до н.э. проводилась мысль о наличии у живых существ неизменных наследственных качеств, которыми объясняется сходство детей с родителями. Великие памятники индийского народного эпоса «Махабхарата» и «Рамаяна», восходящие к VI – V вв.до н.э. донесли до нас яркие образы точных описаний явлений природы. Они содержат многие сведения по экологии животных и растений, описания их образа жизни.

Уже в первом тысячелетии до н.э. в индийской философии возникли материалистические течения, согласно которым единственным источником познания мира является восприятие органами чувств предметов внешнего мира, помимо которых в природе ничего не существует. Из комбинаций четырех материальных элементов (земли, воды, воздуха и огня) образуются все тела природы, в том числе и живые организмы – растения и животные. После смерти они распадаются на те же элементы.

Одним из крупнейших очагов возникновения многих важных видов культурных растений и домашних животных был древний Китай. В течение почти всего II тысячелетия до н.э. в Китае существовало очень интенсивное земледельческое и скотоводческое хозяйство. Разведение шелковичного червя началось здесь.

В древнейших китайских натурфилософских сочинениях, созданных в IX – VII вв. до н.э., развивались представления о том, что все вещи состоят из полярных по своей природе материальных частиц. При их взаимодействии возникают пять основных стихий, или элементов – вода, дерево, огонь, земля и металл, - которые дают начало всему многообразию мира, включая растения, животных и человека.

Анатомия в Китае вследствие действовавшего на протяжении тысячелетий строгого запрета касаться ножом как живого, так и мертвого тела была до крайности примитивной: расположение и форму органов знали лишь в самых общих чертах.