Публикации с тегом юнгианская психотерапия (5). Аналитическая психология К.Г.Юнга

Автор книги утверждает, что каждый человек проходит через некий "Перевал", олицетворяющий переход от "первой взрослости" подросткового периода к неизбежной встрече со старостью и смертью.
Основная и общая задача психотерапии в этот тяжелый для человека период переоценки и переосмысления жизни - помочь сохранить ощущение того, что в его жизни является главным, и показать, что при переходе через этот "перевал" в...

Доктор Джеймс Холлис - известный юнгианский аналитик, директор Центра К. Г. Юнга в Хьюстоне. Им написано девять книг. В их числе - переведенная на русский язык книга "Перевал в середине пути" (М., Инфра-М, 2002).
В книге "Под тенью Сатурна" Джеймс Холлис размышляет о причинах психологической уязвимости мужчин.

Почему так часто наше представление о себе и то, как нас воспринимают другие люди, не совпадают с некоторыми нашими поступками? Почему обычные люди играют в азартные игры, злоупотребляют спиртным, растрачивают чужие деньги, посещают порнографические интернет-сайты, изменяют своим супругам, смеются над неудачами других, деструктивно ведут себя на работе и в повседневной жизни?

В этой книге Жинетт Парис открывает новый жанр психологического письма, которое соединяет интимные данные личной биографии, человечески трогательные истории пациентов и радикальные, захватывающие дух теоретические рассуждения о будущем глубинной психологии.

Известный американский и швейцарский аналитик М. Стайн рассматривает в своей книге процесс качественного преобразования психики на пути индивидуации.
Дается глубокий психологический анализ жизненного пути четырех людей, внесших существенный вклад в развитие западной цивилизации - Рильке, Рембрандта, Пикассо и Юнга.

Карл Густав Юнг (рис. 18) - один из учеников Зигмунда Фрейда, который, в конечном счёте, достаточно сильно разошёлся во взглядах со своим учителем. При этом создал своё направление, которое дало основу, дало начало, толчок для развития целого ряда техник, в том числе и техник, связанных с терапией искусством.

Рис. 18. Американский психолог Карл Густав Юнг

Первая техника, о которой пойдет речь песочная юнгианская терапия.

Песочная терапия (Sandplay) - один из самых интересных методов, возникший в рамках аналитической психологии. Песочная терапия - уникальный способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира (рис. 19).

Рис. 19. Внешний вид песочницы в песочной терапии.

Теоретическую основу песочной терапии создают идеи К. Г. Юнга и сформулированные им принципы аналитической психологии.

Такие же принципы реализуются и в замечательном направлении арт-терапии. Арт-терапия - метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приемы и разные виды творчества. Термин «арт-терапия» ввел в употребление художник Адриан Хилл в 1938 году при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. В начале своего развития арт-терапия отражала психоаналитические взгляды З.Фрейда и К-Г. Юнга, по которым конечный продукт художественной деятельности клиента (будь то рисунок, скульптура, инсталляция) выражает его неосознаваемые психические процессы. В 1960 г. в Америке была создана Американская арт-терапевтическая ассоциация.

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства: любовь, ненависть, обиду, злость, радость и т. д.. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что внутреннее «Я» человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру.

Основная техника арт-терапевтического воздействия – это техника активного воображения. Она открывает клиенту неограниченные возможности для самовыражения и самореализации в продуктах его творчества при активном познании своего «Я». В ходе творческого процесса клиент имеет возможность не только исследовать стороны своей личности, узнавать о себе что-то новое, но и продвигаться в решении своих задач и проблем.



Процесс арт-терапии позволяет клиенту через продукт его творчества прикоснуться к своему бессознательному, проявить неосознаваемое, сделать его видимым и доступным для управления, изменения, исследовать свои чувства, осознать и переработать на новом уровне свой прошлый опыт, получить новый опыт.

Задачи арт-терапии:

l получение материала для психодиагностики и определения стратегии терапии

l акцентирование внимания клиента на его чувствах

l создание условий для социально приемлемого выхода подавляемой агрессии и других негативных чувств

l освоение навыка расслабления, концентрации на процессе, самоконтроля, самонаблюдения

l развитие творческих способностей и собственного потенциала

С чем может работать арт-терапия:

l повышенная тревожность, страхи, кризисные состояния, внутри- и межличностные конфликты,

l неадекватная самооценка и неуверенность в себе

l невротические и посттравматические расстройства, депрессии, сниженное настроение, психосоматика, травмы, потери, семейные отношения и мн.другое.

Арт-терапия эффективно работает в консультировании и терапии взрослых, детей, подростков, в индивидуальном или групповом формате. Данный метод не имеет ограничений и противопоказаний.

Некоторые виды арт-терапии (рис. 20).:

l изотерапия

l куклотерапия

l сказкотерапия

l кинотерапия

l гримотерапия

l маскотерапия

l музыкальная терапия

l танцевально-двигательная арт-терапия

l телесная арт-терапия

l фототерапия

l работа с глиной и тестом

l песочная арт-терапия

l фелт-терапия

l ландшафтная арт-терапия и многие другие

Рис. 20. Слева направо: куклотерапия, мандалотерапия, фелт-терапия

С точки зрения представителя классического психоанализа, основным механизмом коррекционного воздействия в арт-терапии является механизм сублимации. С точки зрения представителя гуманистического направления, коррекционные возможности арт-терапии связаны с предоставлением клиенту практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего "Я". Создаваемые клиентом продукты, объективируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установления отношений со значимыми другими (родственниками, детьми, родителями, сверстниками, сослуживцами и т.д.). Интерес к результатам творчества со стороны окружающих, принятие ими продуктов творчества повышают самооценку клиента и степень его самопринятия и самоценности.

По мнению К. Юнга, искусство, особенно легенды и мифы и арт-терапия, использующая искусство, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным "Я".

Те же слова можно в полной мере отнести к другой методике, также уходящей корнями в аналитическое направление психологии – символдраме (кататимно-имагинативной психотерапии).

Кататимно-имагинативная психотерапия – метод глубинно ориентированной психотерапии, разработанный известным немецким психиатром и психотерапевтом профессором Ханскарлом Лейнером (рис.21). Более 50-десяти лет метод успешно используется в европейских странах для оказания эффективной помощи пациентам с невротическими, посттравматическими, психосоматическими, аффективными и личностными расстройствами.

Рис. 21. Основатель символдрамы немецкий психиатр, психотерапевт, профессор Ханскарл Лёйнер

Амулет «Глаз Гора» (рис.22), был выбран профессором Ханскарлом Лёйнером в качестве символа, созданного им метода символдрамы.

Сегодня лунный глаз Гора, смотрящий в бессознательное, символизирует удивительную способность символдрамы заглядывать в глубины человеческой души, возвращать человеку ощущение целостности и внутреннего единства

Рис. 22. Глаз Гора

Понятие «кататимный» в переводе с греческого языка - «идущий от сердца» и означает связь с эмоциональной сферой человека. Термин указывает на то, что содержание представляемого образа определяется преимущественно актуальными в данный момент эмоциональными переживаниями. «Имагинативный» означает, что в методе терапевтически используются имагинации (образные символизации – особый продукт воображения, похожий на сновидения, которые видит пациент).

Метод символдрамы базируется на принципах глубинной психологии.

В нем используется особый метод работы с воображением для того, чтобы вывести на поверхность, сделать наглядными бессознательные желания человека, его фантазии, конфликты и механизмы защиты, а так же отношения переноса и контрпереноса

Симводрама способствует их переработке как на символическом уровне, так и в процессе психотерапевтической беседы, анализа.

Цель представления образов (имагинации) – получение проективного материала для диагностики актуального психологического и соматического состояния пациента, его коммуникативных стратегий, бессознательных конфликтов отношений, бессознательных фантазий, механизмов защиты и др.

Полученный материал используется в терапевтическом процессе для построения терапевтических гипотез и создания программы коррекции психологического состояния пациента в соответствии со сформулированным запросом

На данный момент символдрама – оригинальный самостоятельный метод с осмысленными, согласующимися между собой теорией (классический и современный психоанализ, юнгианский анализ) и практикой, которая постоянно пополняется и расширяется за счет обмена опытом использующими метод психотерапевтами.

Сегодня символдрама широко распространена и официально признана системой медицинского страхования ряда европейских стран

Символдрама – это важный инструмент в арсенале практикующего психотерапевта и психолога-консультанта. Она хорошо сочетается с классическим психоанализом, юнгианской психотерапией, психодрамой, гештальт-терапией, игровой терапией, телесно-ориентированной терапией.

К юнгианским и символическим методам можно отнести достаточно популярный сегодня метод терапевтических метафорических карт (рис. 23).

Рис.23. Колоды метафорических карт

Метафорические ассоциативные карты – это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины. Некоторые наборы карт совмещают картинку с надписью, другие включают отдельно карты с картинками и карты со словами. Совмещение слов и картинок создает игру смыслов, обогащающуюся новыми гранями при помещении в тот или иной контекст, изучения одной или другой темы, актуальной для человека в настоящее время.

Это проективная психологическая методика: важен не заложенный изначально исследователями смысл, а душевный отклик каждого отдельного человека на попавшуюся ему картинку. В одной и той же картинке разные люди увидят совершенно разные феномены, в ответ на стимул вынесут всякий свое внутреннее содержание актуальных переживаний.

Игровые методики частично также базируются на юнгианской концепции личности. К таковым можно отнести, например, современное направление терапевтических игр (тета-игр).

Игра эффективно используется для достижении жизненных целей, разрешения внутренних и внешних конфликтов, для повышения эмоционального тонуса, при терапии неврозов (психогенных и ноогенных), фобий, ипохондрии и тревожных расстройств, ПТСР, дистресса, в паллиативной помощи, для облегчения течения болезни, в процессе восстановления после травм, операций и заболеваний, при реабилитации химически зависимых.

Тэта-игра помогает достичь поставленных целей, разобраться в причинах неудач и научиться управлять своим внутренним миром. В процессе игры происходит интеграция диссоциированных, и примирение враждующих субличностей, вследствие чего разрешаются внутренние конфликты, создающие невротические помехи к достижению жизненных целей.

Игра является естественной терапевтической средой и может содействовать избавлению от психических недугов. Психотерапия традиционно ориентируется на пациента, homo patiens, или "человека страдающего". Развивая метод игровой терапии для взрослых, названный нами "терапевтическая трансформационная игра", мы рассматриваем пациента как homo ludens.

Три основные компонента тэта-игры: группа, юмор, воображение .

Группа. Психология давно рассматривает группы как терапевтическую среду для взрослых. Общение в группе может вселить в человека надежду, способствовать социализации, обеспечивать эмоциональную поддержку, помогать установить связь с другими людьми. Игра в группе противодействует социальной изоляции. Людям нравится проводить время вместе и действовать сообща. Виктор Франкл, Абрахам Маслоу, Карл Юнг и другие теоретики личности отстаивают нашу социальную природу, настаивая на том, что человеческая личность развивается внутри социальных систем. Группа дает почувствовать себя неотъемлемой частью чего-то большего. Формат групповой игры способствует социализации, развивает навыки общения, взаимопомощи, альтруизма, дает почувствовать дружескую поддержку. Игроки обретают уверенность в собственных силах, дистанцируются от ситуаций и состояний, вызывающих психический дискомфорт.

Юмор. Юмор называют "социальной смазкой" за его способность уменьшать межличностную напряженность и укреплять связи между людьми. Юмор в незапамятные времена появился вместе с игрой. Начиная с Фрейда, психотерапевты интересовались применением юмора в терапевтическом процессе. Юмор снимает тревогу и беспокойство, способствует разрядке накопившегося эмоционального напряжения. Юмор уменьшает влияние стресса и помогает взглянуть на ситуацию по-другому, создавая здоровую отстраненность от травмирующих событий. Смехом можно снизить остроту любой серьезной ситуации. Платон писал: «Без смешного нельзя познать серьезного; и вообще противоположное познается с помощью противоположного, если только человек хочет быть разумным». Юмор повышает эффективность передачи сообщения от терапевта к клиенту. Так же как эмпатия демонстрирует уровень заботы и понимания, так и использование юмора может упрочить связь между психотерапевтом и клиентом, юмор укрепляет терапевтический альянс. Умение смеяться над своими промахами и делать их предметом собственных шуток свидетельствует о здоровой самооценке. Чувство юмора отличает человека от других живых существ. Ганс Селье, исследователь стресса, говорил: "Ничто не устраняет неприятные мысли более эффективно, чем приятные мысли".

Воображение. Воображение не знает никаких пределов. Воображение является бесконечным пространством реализации человеческой свободы. Логотерапевт Виктор Франкл, находясь в концентрационном лагере, воображал себя свободным человеком. Он мог в воображении перенестись в университетскую аудиторию, и как бы со стороны увидеть себя свободного, пережившего все ужасы заключения и рассказывающего студентам об уроках лагерной жизни. Игра изменяет психическое состояние человека и позволяет выйти за пределы ограничений существующей реальности, за границы собственной идентичности, которая в случае невротического расстройства отождествляется с симптомом или негативным "Я"-образом. Игра протекает в особом времени, а точнее, в счастливом безвременье. Такая потеря чувства времени, как известно, свойственна счастливым людям или заигравшимся детям. Игра - это выход из мира обыденности в мир свободы, в мир, где все возможно. Воображение помогает человеку, страдающему неврозом, стать кем-то другим, совершить самотрансценденцию - выход за пределы невротических ограничений.

Сегодня важно исследовать феномен игры с психологических позиций: очевидно, что направление игровой психотерапии взрослых в скором времени займет полноправное место наряду с традиционными формами психологической помощи. "У каждого времени свои неврозы - и каждому времени требуется своя психотерапия", - говорил Виктор Франкл. Метод организации терапевтического процесса в форме игры, на наш взгляд, соответствует запросу времени и отвечает сущностной потребности человека в свободе быть "человеком истинно играющим" независимо от возраста, вопреки страданиям и ограничениям жизни.

Формат настольных тэта-игр (рис. 24,25) идеально подходит для игровой терапии взрослых. Игровой комплект легко может уместиться на столе в психологическом кабинете.

Рис.24. Настольная игра “Пантеон”

Рис. 25. Клиенты в процессе игры “Мастер двух миров”

Потребность в игре заложена в человека генетически, как способность ходить, говорить или видеть. Игра сопровождает нас на протяжении всей жизни. Игра позволяет нам эффективнее работать и получать от жизни гораздо больше удовольствия. Игра повышает нашу открытость переменам, улучшает нашу способность учиться. Так что прежде чем утверждать, что игра - это не серьезно, стоит подумать, что игра не означает легкомыслие. Мы не должны испытывать чувство вины за то, что дано нам природой.

Еще одно направление, основанное на игре, и ставшее уже классическим – психодрама. Психодрама - метод психотерапии и психологического консультирования, созданный Якобом Морено. Классическая психодрама - это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека. Это делается для развития творческого потенциала человека и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия с людьми. Современная психодрама - это не только метод групповой психотерапии. Психодрама используется в индивидуальной работе с людьми (монодрамасихологичес), а элементы психодрамы широко распространены во многих областях индивидуальной и групповой работы с людьми.

“Двоюродный” психодраме метод – театротерапия, метод, основанный на использовании тренинговых техник русской психологической театральной школы.

Театротерапия - это интегративная психотерапевтическая методика, ценность которой в том, что она соединяет:

Телесно-ориентированные техники

Техники тренировки вербальной и невербальной коммуникации

Техники расслабления и концентрации внимания, техники управления многоплоскостным вниманием

Техники тренировки памяти

Техники работы с воображением

Техники адаптации в пространстве и предлагаемых обстоятельствах

Техники видения партнера, эффективного целенаправленного взаимодействия с партнером

Техники, настроенные на реализацию творческого ресурса (два пласта работы: первый - на тренинге, второй - более комплексный, глубокий – в мастерской). Причем это можно осуществлять в разных “ролях”: актера, режиссера, помрежа, художника по костюмам, работника сцены и т.д. Каждый может найти свое место, что эффективно в свете системной семейной работы и осознания своего места в семье. Здесь же пациент может попробовать себя на любых позициях, что поможет ему идентифицировать, осознать и попытаться повлиять на то место, которое он занимал в своей дисфункциональной семье.

Театротерапевтические методики можно условно разделить на театротерапевтический тренинг и театральную мастерскую. В арсенале театротерапевта тренинговые упражнения из предметов “Мастерство актера” и “Техника речи” классической театральной школы . Техники мастерства актера необходимы для развития психофизического раскрепощения, многоплоскостного внимания, повышения концентрации, активизации воображения, обучения комплексному взаимодействию с партнером. Речевые техники помогают также психофизическому раскрепощению, активизации вербальной составляющей взаимодействия с партнером, умению точно выражать словом свои мысли или чувства, улучшению технических характеристик речи, способствуют избавлению от страха публичного выступления, самопрезентации.

Рис. 26. В процессе театротерапевтического тренинга

Профессиональная подготовка артиста по К.С. Станиславскому состоит из двух этапов: работа актера над собой и работа актера над ролью. Первая часть актуальна для терапевта при создании театротерапевтического тренинга, вторая – при работе в терапевтической театральной мастерской.

Задачи театротерапевтического тренинга (рис.26):

Снятие психофизических зажимов

Тренировка и укрепление многоплоскостного внимания

Знакомство с Я (Кто Я и чего хочу здесь и сейчас?)

Идентификация Я (Я и Я, Я и партнеры, Я и Мир), управление своим местом в разных системах

Формирование навыков эффективной адаптации и адекватного поведения (“Я в предлагаемых обстоятельствах”).

Второй этап театротерапии – это театротерапевтическая мастерская (рис.27). Это уже некое ограниченное пространство, в котором участники театра - терапевтической группы, обычно в клинических условиях, ставят какие-то небольшие этюды. И это пространство является для них зоной безопасности. Театротерапевтическая мастерская – это обычно метод, который используется в клинических условиях, так как в отличие от тренинга требует более продолжительной работы. Часто – это клиники по лечению зависимостей. В клинике театротерапевическая мастерская – это отдельная комната со своей атмосферой, где пациенты смогут репетировать, готовить простейший реквизит, организовывать свой рабочий творческий климат. Речь здесь, в основном, не идет о постановке спектаклей (хотя при длительном пребывании в клинике и это возможно).

Рис.27. Показ в театротерапевтической мастерской

Речь идет о работе, которую обычно выполняют студенты 1-2 курса театрального института – это этюдная работа. Она тем хороша, что в этюдном варианте можно проиграть любые темы (и это в первую очередь необходимо использовать для непрямой терапии индивидуальных ситуаций, особенно в контексте особенностей семейной системы конкретного пациента).

В рамках традиционного актерского показа можно периодически (чтобы все желающие смогли попробовать себя) проводить показ учебных актерских работ.
Такое действо будет иметь хороший терапевтический эффект, выполняя функцию “подчеркивания” нового этапа, в котором каждый пациент прошел свой творческий путь, научился новым способам взаимодействия в рамках системы – театрального коллектива.

Такой показ помогает выработать организованность, собранность, умение быть здесь и сейчас, работать в коллективе, нести определенную, заранее оговоренную нагрузку в рамках коллективных взаимосвязей.

Если речь идет о клинике по лечению зависимостей, то после показа можно добавить так называемый блок “Костер”. Это – опыт празднования, “отмечания” успеха – без алкоголя, в атмосфере единства, в идеале – с персоналом клиники, который до этого был зрителем. Готовят, накрывают на стол “у костра”, убирают сами пациенты. Таким образом, они получают опыт единства, взаимного принятия и взаимной необходимости – опыт счастья без “помощи” химических веществ. Этот психологический “якорь” является мощным завершающим аккордом театротерапевтической работы.

Театротерапевтические методики хороши тем, что используют холистический подход, работая не с проблемой, а с клиентом или пациентов в целом, как с личностью, делая акцент, не на трудностях, а на сильных сторонах личности. Клиенты в процессе театротерапии начинают чувствовать самоценность, у них изменяется самоощущение, появляется смелость в том, чтобы пробовать новые способы общения, взаимодействия с собой, миром и людьми.

Театротерапия включает в своей арсенал активную работу с телом. Такая работа является основой телесно-ориентированной терапии, которая представлена в различных вариантах.

Вопреки распространенным представлениям, психотерапия бывает нужна не только людям, страдающим от депрессии или аутизма. Она помогает разобраться со страхами и неврозами, справиться с трудными жизненными ситуациями, преодолеть одиночество или разногласия в семье. Разумеется, сегодня специалисты чаще используют cочетания разных методов, подбирая их в зависимости от того, что нужно тому или иному клиенту. И все же то или иное направление может быть базовым; знания о том, чем они отличаются друг от друга, могут помочь выбрать место, - или, по крайней мере, решиться наконец вылечить свои душевные раны. T&P составили гид по направлениям психотерапии, который поможет найти подходящую форму работы с терапевтом.

Психоанализ: свободные ассоциации

Психоанализ - один из самых старых, но не устаревших направлений психотерапии. Он появился больше 100 лет назад и изначально применялся для лечения неврозов. В основе психоанализа лежит катартический метод Йозефа Бройера (Брейера), который использовал в своей работе гипноз, позволявший пациентам в форме разговора с врачом восстановить потерянные воспоминания или впечатления и решить проблемы, связанные с ними. Зигмунд Фрейд стал соавтором этого метода и сперва тоже прибегал к гипнозу. Позже он отказался от этой техники, и это положило начало формированию психоанализа как метода.

Психоанализ относится к разговорным методам терапии. Его главная цель - помочь клиенту ответить на вопросы:

Что происходит?

Почему это происходит?

Что делать?

Это позволяет человеку осознать те части психики, которые прежде лежали в области бессознательного, - и именно поэтому психоанализ иногда также называют глубинной психологией. Вместо гипноза в этом случае используется метод свободных ассоциаций, так что в рамках сеанса клиент может говорить все, что приходит ему в голову. Задача психотерапевта здесь - создать ситуацию безопасности и доверия, в которой пришедший к нему человек сможет расслабиться. Важным условием, как и в случае с любой другой психотерапией, является отсутствие дружеских или родственных связей между терапевтом и его клиентом. Кроме того, как и в других областях, специалист обязан держать в тайне все, что ему сообщают, так что свободные ассоциации не выходят за пределы кабинета, в котором они звучат. Нужно понимать, что терапевт, который использует в своей практике гипноз и при этом называет себя психоаналитиком, на самом деле практикует другой метод: в том числе катартический метод Бройера. Психологи же вовсе не имеют права применять гипноз. Ведь психология и психотерапия - это не одно и то же. Статус в этом случае зависит от образования специалиста. Психолог - это человек, который получил психологическое образование (и даже клинический психолог с дипломом медицинского вуза не является ни психотерапевтом, ни врачом). А психотерапевт - это психолог или врач, который продолжил образование, получил специализацию или прошел переподготовку, и получил право заниматься психотерапией.

Психоанализ - проверенный прогрессивный метод, который дает человеку возможность глубоко проработать проблемные моменты и застарелые психологические травмы или, например, изменить стиль общения. Правда, в этом случае нужно готовиться к длительной работе: коротким периодом считается год-полтора, средним - порядка семи лет.

Юнгианская психотерапия: сказки и культурология

Юнгианская психотерапия - это сказки, сны, мифы, притчи и даже картины, которые клиент придумывает, записывает, рисует, вспоминает и обсуждает с психотерапевтом. Все, что имеет сюжет и идею, годится в качестве материала здесь. Терапевт выступает не как лечащий врач, а, скорее, как партнер клиента, его «спутник на пути».

По мнению основателя этого направления Карла Густава Юнга - швейцарского психиатра и оппонента Фрейда, - в норме бессознательное существует в состоянии равновесия и может мобилизовать комплексы, если это равновесие нарушается. Комплексы в юнгианской трактовке несут в себе эмоциональный заряд и обычно вытесняются из области сознания, однако могут проявиться в снах, воспоминаниях, эмоциях, инстинктивных импульсах, фантазиях и поведении. Вот почему юнгианские психотерапевты обычно обладают глубокими знаниями в области культурологии, которые позволяют им разобраться в смысле рассказов своего клиента. Юнгианский подход дает человеку возможность работать с образами, распознавая через них свои проблемы и комплексы и устанавливая над ними контроль.

Как и психоанализ, юнгианский подход не приносит результатов. Тем не менее такой метод позволяет хорошо разобраться в системах отношений, научиться правильно понимать и интерпретировать различные явления, развить собственную индивидуальность и стать более целостной личностью.

Гештальттерапия: контакт и равновесие

В рамках гештальттерапии общение терапевта с клиентом проходит тет-а-тет, в достаточно свободном экстравертном диалоге. Услышал или не услышал? Что можешь принять из окружающей среды, а что - нет? Способен ли попросить то, что тебе нужно? Когда захочешь оборвать разговор и защититься? Для клиента гештальттерапия построена на контакте: как с психотерапевтом, так и с самим собой. Это открытый новым веяниям, подвижный вид терапии, который позволяет человеку разрешить психологичекие проблемы благодаря установлению или налаживанию связей с собственным «я», окружающими людьми и обстоятельствами жизни. В основном это достигается благодаря работе с актуальными чувствами и их телесными проявлениями. Также можно задействовать воспоминания, сны и даже воображаемых персонажей.

Главная задача человека во время гештальттерапии - не столько думать, сколько чувствовать. В качестве инструментов используются осознавание эмоций и реакции на них. Оптимальный результат такой работы - обретение равновесия, когда можно опираться на сигналы, идущие изнутри, и учитывать при этом внешние обстоятельства, если дело доходит до действий. Гештальттерапия учит приспосабливаться к окружающему миру без насилия над собой и удовлетворять свои потребности адекватно воспринимаемым в обществе способом.

Средняя продолжительность гештальттерапии составляет до двух лет. Сегодня одной из проблем этого течения остается то, что часть сторонников воспринимает ее скорее как общественное движение или даже субкультуру, так что процесс развития или решения проблем в какой-то степени превращается в досуг и теряет эффективность.

Когнитивная терапия: прикладная работа с поведением

Когнитивная терапия - единственный вид психотерапии, оплачиваемый по страховке в странах ЕС. В этом случае речь идет о поведенческой работе, в определенном смысле лишенной психоаналитической нагрузки, когда необходимо обдумывать давние и, на первый взгляд, незначительные события. Когнитивная терапия позволяет создать краткосрочную, хорошо структурированную и ориентированную на кокретные симптомы стратегию активизации самоисследования и изменений на поведенческом уровне.

Метод является одним из направлений когнитивно-бихевиорального течения, которое изучает то, как человек воспринимает те или иные ситуации, как он мыслит и как ведет себя в связи с этим, а также то, как можно скорректировать все эти процессы, если что-то пошло не так. В основе когнитивной терапии во многом лежит концепция «self-made man», утверждающая, что человек способен на благоприятные перемены вопреки давлению психологических травм и темного груза бессознательного. В фокусе направления находится «человек познающий», активный деятель, способный перестать быть рабом прошлого, контролировать настоящее и прогнозировать возможные сценарии будущего. Один из пионеров когнитивной психотерапии, американский психиатр Аарон Бек утверждал: «Человеческие мысли определяют его эмоции, эмоции обуславливают соответствующее поведение, а поведение в свою очередь формирует наше место в окружающем мире. Дело не в том, что мир плох, а в том, как часто мы видим его таким».

Одно из основных полей работы в рамках когнитивной терапии - негативные автоматические мысли. Для их преодоления используется несколько инструментов:

Методика переоценки, когда проверке подвергаются альтернативные причины проблемы;

Децентрация мышления (она подходит людям, страдающим от ощущения, что они находятся в центре всеобщего внимания и уязвимы для чужого мнения);

Сознательное самонаблюдение, полезное при депрессии и тревоге;

Декатастрофизация, которая также помогает снизить тревожность;

Целенаправленное повторение, когда желаемые сценарии позитивного поведения многократно пробуют на практике.

Методика «Прекратить!», которая позволяет по команде разрушать негативные образы;

Позитивное воображение, когда отрицательный образ заменяется на положительный, и это позволяет расслабиться;

Метафоры, притчи или даже стихи, которые, однако, в этом случае не являются ведущим инструментом.

Методы работы психотерапевт подбирает индивидуально, и по ходу процесса они могут меняться. Когнитивная терапия не бывает долгой и является достаточно прикладным способом работы над собой. Ее минус заключается в том, что проблемы в некоторых случаях удается коснуться поверхностно, а эффект процесса может исчезнуть до окончания работы с терапевтом.

Психодрама: театр «я»

В отличие от всех вышеперечисленных направлений психодрама - это групповая терапия. Здесь используется драматургическая лексика и драматическое действие - в качестве инструмента. Румынский психиатр, психолог и социолог, оппонент Зигмунда Фрейда и изобретатель этого метода Якоб Леви Морено писал, что это позволяет пройти сквозь разные жизненные ситуации за пределами обычных обстоятельств.

Сам Якоб Морено называл психодраму «наукой, которая ищет истину драматическим способом». «Одна из ее задач заключается в том, чтобы научить людей разрешать свои конфликты в микрокосме мира (группы), свободном от конвенциальных рамок, через отыгрывание своих проблем, амбиций, фантазий и страхов, - писал Морено. - Она предполагает максимальную вовлеченность всех присутствующих в исследование актуальных конфликтов в том виде, в котором они существуют, дополняя его ранними впечатлениями и воспоминаниями героя».

Такой метод подходит для работы с психологическими травмами, конфликтными ситуациями в семье или в группе, для детской психотерапии, а также для лечения психосоматических нарушений.

Семейно-системные расстановки: театр домашней проблемы

Семейно-системные расстановки отчасти напоминают психодраму, однако в этом случае все роли поочередно исполняет один и тот же человек. Он же показывает участникам группы, которые ему помогают, что надо делать. В ходе процесса «заместители» передают происходящее в семейной системе, опираясь на предложенные главным героем сведения.

Автором метода расстановок является немецкий психотерапевт и филосов Берт Антуан Хеллингер, родившийся в 1925 году. Он утверждает, что большая часть психологических проблем человека проистекает из проблем в его семейной системе - кругу родственников и эквивалетных им по значимости людей. К таким проблемам Хеллингер относит убийства, самоубийства, раннюю смерть, изнасилование, иммиграцию, потерю имущества, разрыв семейных отношений и так далее. По мнению философа, они, как правило, становятся причиной психологических травм, конфликтов, психосоматических и других заболеваний. Для разрешения конфликта или проблемы Хеллингер предлагает проработать его в действии. Специалисты также рекомендуют посещать терапевта другого профиля после сеанса расстановок - для ассимиляции полученного опыта.

Телесно-ориентированная психотерапия: работа с материей

Сегодня это направление психотерапии представляет собой целый букет методик, которые часто используются в комбинациях. Они подходят людям, которые столкнулись с нарушениями схемы тела, неврозами и другими проявлениями психологических проблем через физическое состояние. В основе любой телесно-ориентированной психотерапии лежат процедуры телесного контакта. Основным здесь считается понятие мускульного панциря или системы мышечных «зажимов» - плотных областей сжатия в мышцах, которые не расслабляются в покое. Такие области могут наблюдаться по всему телу, начиная с головы и лица и заканчивая тазом. По мнению основателя методики Вильгельма Райха - ученика Зигмунда Фрейда, со временем отошедшего от психоанализа, - они создаются в качестве защиты от нежелательного беспокойства, тревоги, страха, слез, гнева, крика, злости, страстности и возбуждения.

Для того чтобы проработать «зажимы», используются самые разные методы: массаж, упражнения, дыхательные практики и танатотерапия - практика, основанная на максимальном расслаблении мускулатуры. Однако любая телесно-ориентированная психотерапия направлена на «разжимание» подавленных чувств, осознание тела и эмоциональное реагирование. Она позволяет вновь вывести на сцену проблемы и травмы, которые раньше были вытеснены в область бессознательного, и проработать их. Однако такая психотерапия зачастую позволяет не столько провести анализ травмы, сколько восстановить с ней связь и освободиться от чувств, подавлявшихся годами. Из-за этого специалисты рекомендуют чередовать сеансы телесно-ориентированной и аналитической психотерапии. В противном случае - без осознания и связанных с ним психологических изменений - результаты проделанной работы могут оказаться краткосрочными.

Иконки: 1) A.M. Briganti, 2), 3), 4), 6) ,8) Luis Prado, 7) jon trillana.

Юнгианская психотерапия по своим внешним признакам не сильно отличается от традиционной психоаналитической терапии. Как правило, это индивидуальная терапия, когда аналитик работает с конкретным клиентом. Насчет того, как называть анализируемого – пациентом или клиентом – идет много споров, но в целом предпочтителен второй вариант. В процессе терапии происходит взаимное обогащение и изменение двух людей – и клиента, и ментора. В этом смысле ключевое различие между традиционным психоанализом и юнгианской терапией заключается в том, что в последней очень большая роль отводится контрпереносу. Юнгианский аналитик изначально выступает для своего клиента в качестве «кривого зеркала» со своими комплексами и тараканами. Он должен понимать и осознавать то, с какими клиентами он может работать, а с какими возможны проблемы (например, если клиент гей, а психотерапевт – гомофоб). Это понимание отчасти формирует этическую установку аналитика.

Психотерапевт, прежде всего, должен понимать помогающую природу своей профессии. Соответственно, его задача – не осуждать, не оценивать, а помогать. На практике психотерапевту очень сложно уйти от желания навесить клиенту какой-то ярлык («это истеричка, тот параноик, а этот – тревожно- компульсивный»).

Любая терапия начинается с первичной беседы. Есть несколько правил проведения такой беседы. В странах, где развита страховая медицина и где какую-то часть психоаналитических часов оплачивают страховые кассы, бывает так, что первичную беседу и саму терапию проводят разные люди. В таком варианте есть как плюсы, так и минусы. Плюсы заключаются в том, что можно определить клиента к профильному специалисту (например, если клиент очевидно наркозависим). А минусы в том, что все первые проекции, которые клиент проецирует на своего интервьюера, пролетают мимо основного терапевта. В нашей стране такой вариант – скорее исключение, чем правило. Сам терапевт может иметь как завышенную самооценку (такой считает, что способен работать с кем угодно) так и сниженную самооценку (и тогда он сознательно сужает круг своих потенциальных клиентов, например – «только мальчики-подростки 14-15 лет с проблемами в изучении химии). Начиная работу, терапевт должен по полутонам расписать свои ощущения от клиента – что я ожидал от клиента, как я себе его представлял, откуда он пришел, как я себя вел с ним etc. Это необходимо потому, что бессознательно мы отражаем больше, чем понимаем сознательно. Даже опытные и продвинутые психотерапевты, приходя на супервизию, могут обнаружить, что они знают о своем клиенте больше, чем думают.

Что есть первичная беседа – еще диагностика или уже лечение? Понятно, что первичная беседа, в каком бы виде мы ее не проводили (полуструктурированное, структурированное интервью etc) – это уже интервенция. Вопросы могут быть типовыми (напр. «расскажите про маму», «расскажите про папу» etc). В любом случае здесь предполагается интервенция, уже постольку, поскольку клиент рассказывает что-то лично вам. В этом смысле ни один диалог не обходится без взаимного влияния.

Насколько жесткой должна быть структура первичной беседы? Если мы применяем типовые тесты (MMPI, Кеттелл, рисуночные методики типа «дом- дерево-человек»), то структура получается довольно жесткой. А любая жесткая и ригидная структура – это внешние «костыли» нашего Эго: чем более мы не уверены в себе, тем более жесткую структуру мы хотим иметь. Не нужно требовать от клиента больше, чем он готов дать. Вопросы аналитика могут носить уточняющий характер, хорошим вариантом являются вопросы «на расширение» («Я не очень поняла... », «Правильно ли я поняла, что... », «Пожуйте тему» etc). Прямое указание на несостыковки и лакуны в нарративе клиента недопустимы.

Отдельный серьезный вопрос – понятие нормы. Насколько мы вправе классифицировать клиента внутри себя? Людям с левополушарным образованием бывает очень сложно удержаться от такого соблазна. Но повесив на человека какой-то ярлык, мы бессознательно применяем к нему все свои бессознательные знания о соответствующем ярлыке. В юнгианстве граница нормы является очень широкой, аналитики пользуются классификацией МКБ-10. Кроме того, как только у нас появляется желание классифицировать клиента, мы сразу же начинаем искать подтверждений для такой классификации. Повесили на клиента ярлык «истеричка» – и сразу ищем характерные проявления данного психотипа с целью подтверждения или опровержения гипотезы. Но жизнь Бессознательного не подчинена логике сознания, тогда как мы в данном случае навязываем Бессознательному чуждую ему логику – вместо того, чтобы идти вслед за ним.

В ходе первичной беседы очень важно понять, какие переносы на вас осуществляет клиент (прежде всего – по нашим собственным контрпереносам). Клиент может проецировать на аналитика «умную голову», «строгого критика», «собственную мать» и еще много чего интересного. Первое, что вылезает в таких случаях – это его теневые качества.

Во время первой сессии часто обсуждаются проблемы сеттинга. Сеттинг включает время и место проведения сеанса. Константность и стабильность сеттинга имеют большое значение, особенно в случае с пограничными клиентами (для таких стабильный сеттинг является единственным «контейнером», который их держит). Сеттинг оговаривается с клиентом на первых сессиях, его упорядоченность – один из признаков того, что мы настроены на глубинную работу и постепенное «вползание» в Бессознательное. А для того, чтобы не утонуть в этом добре, нам нужна какая-то рамка, за которую можно ухватиться. И такой рамкой становится именно наш общий сеттинг. Сеансы у юнгианцев обычно длятся по 50 минут. Первая сессия обычно дольше (1, 5 – 2 часа), потому как она предполагает уяснение оргвопросов и сбор анамнеза.

Отдельно нужно сказать про пропуски. Понятно, что любые пропуски – это сопротивление. Если мы не берем в расчет форс-мажоры типа ДТП, то пропуск сеанса – это всегда про что-то. Иногда юнгианцы вводят правило об оплате пропущенных клиентом сеансов, если отмена произошла непосредственно перед сеансом. Такие меры призваны повысить ответственность клиента. Между аналитиком и клиентом обычно заключается устный контракт. При этом если сеанс отменяет сам психотерапевт, то он клиенту ничего не должен. Абсолютная несправедливость, но это так. Отношения клиента и терапевта изначально ассиметричны. Иногда аналитик отменяет сессию с тем клиентом, который не может проявить злость (такая провокация получается).

Частота сессий также является элементом сеттинга. Традиционный психоанализ – это 4 раза в неделю (а иногда даже 5). Как правило, на практике больше 1-2 раз в неделю нереально. Лучше – 2, но начинать предпочтительнее с одного, дабы клиент перестал бояться сеансов и как-то привык к происходящему. Редкие посещения плохи тем, что терапевту сложнее держать целостную голографическую картинку клиента в голове (причем речь не столько про факты, сколько про ощущения и чувства по отношению к конкретному клиенту).

Коммуникация между клиентом и терапевтом не всегда может быть полной и понятной – клиент может использовать какие-то термины (например, профессиональные), непонятные аналитику. Аналитик, в силу навыка понимания своего Бессознательного, должен понимать, где он завидует клиенту, где он злится на клиента, где он ревнует, где презирает etc. Клиенту такая опция недоступна, но он проецирует свое Бессознательное на личность аналитика (например, это может быть проекция архетипа Матери). В свою очередь, аналитик может спроецировать на клиента архетип Ребенка.

Очень важно уточнять, кто оплачивает сеансы – сам клиент или его родственники. Оплата должна присутствовать в любом случае. Например, дети, которых приводят родители, предоставляют в качестве «оплаты» свои рисунки, найденные по заданию терапевта желуди или что-то еще. Этот обмен «дать- взять» очень важен, это такая гештальтистская штука. Понимая, что он должен что-то дать терапевту, клиент держит в голове аналитика и происходящий в ходе сеансов процесс. Если клиент взрослый человек, но он не работает и за него платят родители, то нужно как-то сделать так, чтобы он платил сам. Пускай немного, но сам.

Часто запрос, с которым клиент пришел изначально, изменяется в процессе терапии. Иногда человек начинает понимать, что его первоначальный запрос (например такой, как «я икаю» или «у меня свистит в ушах») связан с какими-то более глубинными проблемами. По мере укрепления Эго человек смелеет и начинает обнаруживать свои следующие проблемы, вытащенные из Тени.

Иногда терапия оказывается прерванной. Это может быть связано как с банальным отпуском, так и в предоставлении клиенту времени для рефлексии и осознания чего-то важного, или наоборот, закапывания чего-то в песок, зализывания ран.

Помимо надежности и непрерывности, важно, чтобы аналитик соблюдал один и тот же ритуал. Если он начал первый сеанс с того, что встретил клиента в коридоре – то в дальнейшем лучше придерживаться заданного паттерна.

Диктофонами юнгианские аналитики обычно не пользуются, действуя по принципу «что запомнил – то и важно».

Между аналитиком и клиентом должна быть определенная дистанция, обеспечивающая комфорт обеих сторон. Телесный контакт в психоанализе вообще не приветствуется – лучше обходиться словами («мне сейчас так вас жаль, что мне хочется вас обнять»)