Слуховой анализ. Длительность акустического раздражителя

Строение органа слуха. Периферический отдел слухового анализатора представлен ухом, с помощью которого человек воспринимает воздействие внешней среды, выраженное в виде звуковых колебаний, оказывающих физическое давление на барабанную перепонку. Через орган слуха большинство людей получает меньше информации, чем с помощью органа зрения. Однако слух имеет большое значение для общего развития и формирования личности, в частности для развития речи у ребенка, оказывающей решающее влияние на его психическое развитие.

Орган слуха и равновесия содержит чувствительные клетки нескольких видов: рецепторы, воспринимающие звуковые колебания; рецепторы, определяющие положение тела в пространстве; рецепторы, воспринимающие изменения направления и быстроты движения. Выделяют три части органа: наружное, среднее и внутреннее ухо (рис. 12.6).

Рис. 12.6.

Наружное ухо воспринимает звуки и направляет их к барабанной перепонке. Оно включает проводящие отделы - ушную раковину и наружный слуховой проход.

Ушная раковина состоит из эластического хряща, покрытого тонким слоем кожи. Наружный слуховой проход представляет собой изогнутый канал длиной 2,5-3 см. Канал имеет два отдела: наружный хрящевой слуховой проход и внутренний костный, находящийся в височной кости. Наружный слуховой проход выстлан кожей с тонкими волосками и особыми потовыми железами, которые выделяют ушную серу. Его конец изнутри закрыт тонкой полупрозрачной пластинкой - барабанной перепонкой, отделяющей наружное ухо от среднего.

Среднее ухо включает в себя несколько образований, заключенных в барабанную полость: барабанную перепонку, слуховые косточки, слуховую (евстахиеву) трубу. На стенке, обращенной к внутреннему уху, имеются два отверстия - овальное окно (окно преддверия) и круглое окно (окно улитки). На стенке барабанной полости, обращенной к наружному слуховому проходу, находится барабанная перепонка, воспринимающая звуковые колебания воздуха и передающая их звукопроводящей системе среднего уха - комплексу слуховых косточек. Едва заметные колебания барабанной перепонки здесь усиливаются и преобразуются, передаваясь во внутреннее ухо аналогично действию микрофона.

Комплекс состоит из трех косточек: молоточка, наковальни и стремечка. Молоточек (длиной 8-9 мм) плотно сращен с внутренней поверхностью барабанной перепонки своей рукояткой, а головкой сочленен с наковальней, которая из-за наличия двух ножек напоминает коренной зуб с двумя корнями. Одна ножка (длинная) выполняет функцию рычага для стремени. Стремечко имеет размер 5 мм, своим широким основанием вставлено в овальное окно преддверия, плотно прилегая к его перепонке. Движения слуховых косточек обеспечиваются мышцей, напрягающей барабанную перепонку, и стременной мышцей.

Слуховая (евстахиева) труба длиной 3,5-4 см соединяет барабанную полость с верхним отделом глотки. Через нее из носоглотки в полость среднего уха попадает воздух, благодаря чему выравнивается давление на барабанную перепонку со стороны наружного слухового прохода и барабанной полости. Когда затруднено прохождение воздуха по слуховой трубе (например, при воспалительном процессе), то преобладает давление со стороны наружного слухового прохода и барабанная перепонка вдавливается в полость среднего уха. Это приводит к снижению возможностей барабанной перепонки совершать колебательные движения в соответствии с частотой звуковых волн.

Внутреннее ухо - очень сложно устроенный орган, внешне напоминающий лабиринт или улитку, имеющую 2,5 круга, и расположенный в пирамиде височной кости (рис. 12.7). Внутри костного лабиринта улитки находится замкнутый соединительный перепончатый лабиринт, повторяющий форму внешнего. Пространство между стенками костного и перепончатого лабиринтов заполнено жидкостью - перилимфой, а полость перепончатого лабиринта - эндолимфой.

Рис. 12.7.

Преддверие - небольшая овальная полость в средней части лабиринта. Па стенке преддверия гребень отделяет друг от друга две ямки. Задняя ямка - эллиптическое углубление - лежит ближе к полукружным каналам, которые открываются в преддверие пятью отверстиями, а передняя - сферическое углубление - связана с улиткой.

В перепончатом лабиринте выделяют эллиптический и сферический мешочки. Стенки мешочков покрыты плоским эпителием, за исключением небольшого участка - пятна. Пятно выстлано цилиндрическим эпителием, содержащим опорные и волосковые сенсорные клетки, имеющие на своей поверхности тонкие отростки, обращенные в полость мешочка. От воло- сковых клеток начинаются нервные волокна слухового нерва (его вестибулярной части). Поверхность эпителия покрыта особой тонковолокнистой и студенистой мембраной, называемой отолитовой, так как в ней находятся кристаллы отолиты, состоящие из карбоната кальция.

Сзади к преддверию примыкают три взаимоперпендикулярных полукружных канала - один в горизонтальной и два в вертикальных плоскостях. Все они представляют собой узкие трубочки, наполненные жидкостью - эндолимфой. Каждый канал заканчивается расширением - ампулой; в слуховом гребешке ее сконцентрированы клетки чувствительного эпителия, от которого начинаются ветви вестибулярного нерва.

Спереди от преддверия находится улитка. Канал улитки загибается по спирали и образует 2,5 оборота вокруг стержня. Стержень улитки состоит из губчатой костной ткани, между балками которой расположены нервные клетки, образующие спиральный ганглий. От стержня отходит в виде спирали тонкий костный листок, состоящий из двух пластин, между ними проходят миелинизированные дендриты нейронов спирального ганглия. Верхняя пластина костного листка переходит в спиральную губу, или лимб, нижняя - в спиральную основную, или базиллярную, мембрану, которая простирается до наружной стенки улиткового канала. Плотная и упругая спиральная мембрана представляет собой соединительнотканную пластинку, которая состоит из основного вещества и коллагеновых волокон - струн, натянутых между спиральной костной пластинкой и наружной стенкой улиткового канала. У основания улитки волокна более короткие. Их длина составляет 104 мкм. По направлению к вершине длина волокон увеличивается до 504 мкм. Общее их число составляет около 24 тыс.

От костной спиральной пластинки к наружной стенке костного канала под углом к спиральной мембране отходит еще одна мембрана, менее плотная - вестибулярная, или рейснсрова.

Полость канала улитки разделена мембранами на три отдела: верхний канал улитки, или вестибулярная лестница, начинается от окна преддверия; средний канал улитки располагается между вестибулярной и спиральной мембранами и нижний канал, или барабанная лестница, начинающаяся от окна улитки. У вершины улитки вестибулярная и барабанная лестницы сообщаются посредством маленького отверстия - геликотремы. Верхний и нижний каналы заполнены перилимфой. Средний канал - это улитковый проток, который тоже представляет собой спирально извитый канал в 2,5 оборота. На наружной стенке улиткового протока расположена сосудистая полоска, эпителиальные клетки которой обладают секреторной функцией, продуцируя эндолимфу. Вестибулярная и барабанная лестницы заполнены перилимфой, а средний канал - эндолимфой. Внутри улиткового протока, на спиральной мембране, располагается сложное устройство (в виде выступа нейроэпителия), представляющее собой собственно воспринимающий аппарат слуховой перцепции, - спиральный (кортиев) орган.

Кортиев орган образован чувствительными волосковыми клетками (рис. 12.8). Различают внутренние и наружные волосковые клетки. Внутренние несут на своей поверхности от 30 до 60 коротких волосков, расположенных в 3-5 рядов. Число внутренних волосковых клеток составляет у человека около 3500. Наружные волосковые клетки расположены в три ряда, каждый из них имеет около 100 волосков. Общее число наружных волосковых клеток составляет у человека 12-20 тыс. Наружные волосковые клетки более чувствительны к действию звуковых раздражителей, чем внутренние. Над волосковыми клетками расположена текториальная мембрана, имеющая лентовидную форму и желеобразную консистенцию. Ее ширина и толщина увеличиваются от основания улитки к вершине.


Рис. 12.8.

  • 1 - покровная пластинка; 2,3 - наружные (3-4 ряда) и внутренние (1-й ряд) волосковые клетки; 4 - опорные клетки; 5 - волокна улиткового нерва (в поперечном разрезе); 6" - наружные и внутренние столбы; 7 - улитковый нерв;
  • 8 - основная пластинка

Информация от волосковых клеток передается по дендритам клеток, образующих спиральный узел. Второй отросток этих клеток - аксон - в составе преддверно-улиткового нерва направляется к стволу мозга и к промежуточному мозгу, где происходит переключение на следующие нейроны, отростки которых идут в центр слуха, расположенный в височном отделе коры головного мозга.

Спиральный орган является аппаратом, принимающим звуковые раздражения. Преддверие и полукружные каналы обеспечивают равновесие. Человек может воспринимать до 300 тыс. различных оттенков звуков и шумов в диапазоне от 16 до 20 тыс. Гц. Наружное и среднее ухо способны усилить звук почти в 200 раз, однако усиливаются только слабые звуки, сильные ослабляются.

Механизм передачи и восприятия звука. Звуковые колебания улавливаются ушной раковиной и по наружному слуховому проходу передаются барабанной перепонке, которая начинает колебаться в соответствии с частотой звуковых волн. Колебания барабанной перепонки передаются цени косточек среднего уха и при их участии мембране овального окна. Колебания мембраны окна преддверия передаются перилимфе и эндолимфе, что вызывает колебания основной мембраны вместе с расположенным на ней кортиевым органом. При этом волосковые клетки своими волосками касаются текториальной мембраны и вследствие механического раздражения в них возникает возбуждение, которое передается далее на волокна преддверно-улиткового нерва.

Слуховой анализатор человека воспринимает звуковые волны с частотой их колебаний от 20 до 20 тыс. в секунду. Высота тона определяется частотой колебаний: чем она больше, тем выше по тону воспринимаемый звук. Анализ звуков по частоте осуществляется периферическим отделом слухового анализатора. Под влиянием звуковых колебаний прогибается мембрана окна преддверия, смещая при этом какой-то объем перилимфы.

При малой частоте колебаний частицы перилимфы перемещаются но вестибулярной лестнице вдоль спиральной мембраны по направлению к геликотреме и через нее по барабанной лестнице к мембране круглого окна, которая прогибается на такую же величину, что и мембрана овального окна. Если же действует большая частота колебаний, возникает быстрое смещение мембраны овального окна и повышение давления в вестибулярной лестнице. В результате спиральная мембрана прогибается в сторону барабанной лестницы и реагирует участок мембраны вблизи окна преддверия. При повышении давления в барабанной лестнице изгибается мембрана круглого окна, основная мембрана благодаря своей упругости возвращается в исходное положение. В это время частицы перилимфы смещают следующий, более инерционный участок мембраны, и волна пробегает по всей мембране. Колебания окна преддверия вызывают бегущую волну, амплитуда которой возрастает и максимум ее соответствует какому-то определенному участку мембраны. По достижении максимума амплитуды волна затухает. Чем выше высота звуковых колебаний, тем ближе к окну преддверия находится максимум амплитуды колебаний спиральной мембраны. Чем меньше частота, тем ближе к геликотреме отмечаются наибольшие ее колебания.

Установлено, что при действии звуковых волн с частотой колебаний до 1000 в секунду в колебание приходит весь столб перилимфы вестибулярной лестницы и вся спиральная мембрана. При этом их колебания происходят в точном соответствии с частотой колебания звуковых волн и вызывают потенциалы действия такой же частоты в слуховом нерве. При частоте звуковых колебаний свыше 1000 колеблется не вся основная мембрана, а какой-то ее участок, начиная от окна преддверия. Чем выше частота колебаний, тем меньший по длине участок мембраны, начиная от окна преддверия, приходит в колебание и тем меньшее число волосковых клеток приходит в состояние возбуждения. В слуховом нерве в этом случае регистрируются потенциалы действия, частота которых меньше частоты звуковых волн, действующих на ухо, причем при высокочастотных звуковых колебаниях импульсы возникают в меньшем числе волокон, чем при низкочастотных колебаниях, что связано с возбуждением лишь части волосковых клеток.

При действии звуковых колебаний в кортиевом органе происходит пространственное кодирование звука. Ощущение той или иной высоты звука зависит от длины колеблющегося участка основной мембраны, а следовательно, от числа расположенных на ней волосковых клеток и от места их расположения. Чем меньше колеблющихся клеток и чем ближе они расположены к окну преддверия, тем более высоким воспринимается звук. Колеблющиеся волосковые клетки вызывают возбуждение в строго определенных волокнах слухового нерва, а значит, и в определенных нервных клетках головного мозга.

Сила звука определяется амплитудой звуковой волны. Ощущение интенсивности звука связано с различным соотношением числа возбужденных внутренних и внешних волосковых клеток. Поскольку внутренние клетки менее возбудимы, чем внешние, возбуждение большого их числа возникает при действии сильных звуков.

Возрастные особенности слухового анализатора. Формирование улитки происходит на 12-й неделе внутриутробного развития, а на 20-й неделе начинается миелинизация волокон улиткового нерва в нижнем (основном) завитке улитки. Миелинизация в среднем и верхнем завитках улитки начинается значительно позднее.

Дифференцировка отделов слухового анализатора, которые расположены в головном мозге, проявляется в формировании клеточных слоев, в увеличении пространства между клетками, в росте нейронов и изменении их структуры: в увеличении числа отростков, шипиков и синапсов.

Подкорковые структуры, относящиеся к слуховому анализатору, созревают раньше, чем его корковый отдел. Их качественное развитие закапчивается на 3-м месяце после рождения. Корковые поля слухового анализатора приближаются к взрослому состоянию к окончанию дошкольного возраста.

Слуховой анализатор начинает функционировать сразу же после рождения. Уже у новорожденных возможно осуществление элементарного анализа звуков. Первые реакции на звук носят характер ориентировочных рефлексов, осуществляемых на уровне подкорковых образований. Они отмечаются даже у недоношенных детей и проявляются в закрывании глаз, открывании рта, вздрагивании, уменьшении частоты дыхания, пульса, в различных мимических движениях. Звуки, одинаковые но интенсивности, но разные по тембру и высоте, вызывают разные реакции, что свидетельствует о способности их различения новорожденным ребенком.

Ориентировочная реакция на звук появляется у младенцев на первом месяце жизни и с 2-3 месяцев принимает характер доминанты. Условные пищевые и оборонительные рефлексы на звуковые раздражения вырабатываются с 3-5 недель жизни ребенка, но их упрочнение возможно лишь с 2 месяцев. Дифференцирование разнородных звуков отчетливо совершенствуется с 2-3 месяцев. В 6-7 месяцев дети дифференцируют тоны, отличающиеся от исходного на 1-2 и даже на 3-4,5 музыкального тона.

Функциональное развитие слухового анализатора продолжается до 6-7 лет, что проявляется в образовании тонких дифференцировок на речевые раздражители и изменении порога слышимости. Порог слышимости уменьшается, острота слуха увеличивается к 14-19 годам, затем они постепенно изменяются в обратном направлении. Изменяется также чувствительность слухового анализатора к разным частотам. С рождения он «настроен» на восприятие звуков человеческого голоса, причем в первые месяцы - высокого, негромкого, с особыми ласкательными интонациями, получившего название «baby talk», именно таким голосом большинство мам инстинктивно разговаривают со своими младенцами. С 9-месячного возраста ребенок может различать голоса близких ему людей, частоты различных шумов и звуков повседневной жизни, просодические средства языка (высота топа, долгота, краткость, различная громкость, ритм и ударение), прислушивается, если с ним заговаривают. Дальнейшее повышение чувствительности к частотным характеристикам звуков происходит одновременно с дифференциацией фонематического и музыкального слуха, становится максимальной к 5-7 годам и в значительной степени зависит от тренировки. Во взрослом и пожилом возрасте частотные характеристики слухового восприятия также изменяются: до 40 лет наименьший порог слышимости падает на частоту 3000 Гц, в 40-49 лет - 2000 Гц, после 50 лет - 1000 Гц, с этого возраста понижается верхняя граница воспринимаемых звуковых колебаний.

  • Согласно современным представлениям о когнитивных стилях - предпочтительных способах обработки информации разными людьми - у большинства людей ведущимявляется зрительный канал поступления информации (так называемый визуальный тип),меньшее количество людей ориентировано в первую очередь на восприятие слуховой информации (аудиальный тип), люди с преобладанием тактильного восприятия составляют гакназываемый кинестетический тип. Большинство людей представляют собой смешанныетипы (например, визуально-кинестетический), но визуальный тип восприятия - изолированно или в различных сочетаниях - является преобладающим в современной человеческойпопуляции.

Потапова Ольга Николаевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: Башкортостан, Белорецкий район, с. Инзер
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Слуховой анализ на уроках сольфеджио"
Дата публикации: 27.02.2016
Раздел: дополнительное образование


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

НА ТЕМУ: «СЛУХОВОЙ АНАЛИЗ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО»
СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение. 2. Работа над слуховым анализом. 3. Анализ элементов музыкального языка. Целостный анализ. 4. Музыкальный материал для слухового анализа. 5. Заключение. 6. Список литературы. 7. Приложения. 1.
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования:
Слуховой анализ в курсе сольфеджио, наряду с пением, является основной формой работы над развитием музыкального слуха учащегося. Всякое осознание начинается с восприятия, поэтому важной задачей является научить учащихся правильно слушать музыку. Музыкальное восприятие создаёт необходимую слуховую базу для изучения и осознания разнообразных музыкальных явлений и понятий. Оно тесно связано с остальными формами работы (интонационные упражнения, пение с листа, диктант, творческая работа). Постоянная систематическая работа по слуховому анализу, даёт возможность учащемуся накопить внутренние слуховые представления, развивать музыкальную память, мышление. Слуховой анализ целесообразно сочетать со зрительным анализом, воспитывая у учеников умение ориентироваться в нотном тексте, что очень необходимо в работе над произведением по специальности, музыкальной литературе. К окончанию курса сольфеджио в ДШИ, учащиеся должны уметь: эмоционально воспринимать музыкальное произведение; определять характер, жанровые особенности, лад, размер, форму, фактуру; узнавать знакомые мелодические и гармонические обороты, ритмический рисунок, повторность, хроматизм, модуляции, секвенции.

Объект исследования:
музыкальное обучение и воспитание учащихся ДШИ.
Предмет исследования:
форма работы слуховой анализ на уроках сольфеджио
Цель:
доказать целесообразность применения формы работы слухового анализа на уроках сольфеджио. Способствовать развитию личности учащегося в процессе воспитания его художественного мышления в музыкальной деятельности.
Задачи:
Выделить слуховой анализ как важную форму работы на уроках сольфеджио; доказать необходимость работы; проанализировать огромную роль творческой инициативы учащихся в процессе обучения; рассмотрение слухового анализа как одну из сложных форм работы в курсе сольфеджио.
2. РАБОТА НАД СЛУХОВЫМ АНАЛИЗОМ
Анализом лучше всего начинать заниматься с первого класса. Теоретические знания лучше усваиваются с показа их в звучании. Самые первые впечатления от услышанной музыки прежде всего эмоциональные. Нельзя объяснять материал только теоретически или тренировать на одних упражнениях- такие уроки не развивают музыкальный слух, а лишь «дрессируют» детей. Главная задача научить детей осознанно понимать и определять элементы музыкального языка, научить правильно и целенаправленно слушать. Особое значение имеет анализ на слух в работе над гармоническим слухом. Только яркий, красочный показ произведения поможет детям с желанием определять функции, созвучия, интервалы. Существуют два вида анализа на слух: Усвоение элементов музыкальной речи; Целостный анализ-элементы музыкальной речи в взаимосвязи в произведении.
3. АНАЛИЗ ЭЛЕМЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ЯЗЫКА
Прежде чем составлять примеры для анализа музыкальной речи нужно хорошо продумать исполнение. Не желательно исполнять интервалы, трезвучия как упражнения или схемы, лучше использовать нотные примеры (двух- трёхголосные песни или произведения по специальности). Для обучающихся хореографического искусства использовать мелодии танцевального характера, народные, классические танцы. Не следует сразу делать контрольные опросы. В течении нескольких уроков закрепить данные знания и лишь затем переходить к индивидуальному опросу. Лучше всего начать всей группой с разъяснения
каждого интервала (трезвучия, септаккорда и т. д.). Очень важно преподавателю правильно и интересно организовать работу над этим разделом. Дети поступают в ДШИ в возрасте 6-7 лет не понимают всей серьёзности обучения, поэтому лучше вести работу над слуховым анализом в игровой форме. Применение ярких наглядных пособий, музыкально- дидактических игр помогают усвоить сложный материал в простой доступной форме. Игры развивают интерес и вкус к предметам теоретического цикла. Игра побуждает ученика к самостоятельной и добровольной подготовке к уроку дома. И, что очень важно снимает психологический барьер, возникающий у слабых учеников при прохождении сложных тем. Начиная с первого класса дети слушают интервалы, в игровой форме, но с правильным обозначением. Можно применять ассициотивные примеры для лучшего усвоения материала. Вместе с детьми мы подобрали картинки- ассоциации на каждый интервал. Дети с удовольствием фантазировали и рисовали картинки, затем были сделаны общие карточки. (См. Приложение). Такие игровые подсказки помогают детям не просто услышать интервал, но и обыграть его эмоционально. Такой приём ведёт к быстрому определению нужного интервала и узнать его в музыкальном произведении. В старших классах надобность в игровых подсказках отпадёт. Трезвучия также нужно начинать слушать с первого класса. Сначала учащиеся узнают сколько звуков в аккорде, затем определить ладовую принадлежность (мажорное или минорное). В качестве дидактического пособия можно использовать «Аккордовые сказки» автора Л. Лёхиной. Весёлые превращения трезвучий учащиеся применяют в разборе музыкального произведения. В старших классах анализ на слух ведётся в нескольких направлениях: Звукоряды, гаммы, ступени; Интервалы; Аккорды; Гармонические последовательности-цепочки интервалов, несколько аккордов в тональности и от звука. Последовательности и цепочки лучше играть 2-3 раза подряд, а лишь затем опрашивать учащихся. Обязательно вести разбор произведений по специальности. Звукоряды также слушать после эмоциональной настройки. Учащиеся сами могут придумать себе ассициотивную подсказку (натуральный мажор- солнышко, натуральный минор- тучка, гармонический вид- восточная песня, мелодический вид-смена настроения и т. д.). Самое важное в воспитании юного музыканта это развитие творческого воображения.

Целостный анализ.
Главная задача этой формы анализа- услышать целое произведение. Учащиеся на первом этапе не могут анализировать произведение, поэтому перед прослушиванием нужно ставить задачи. Первое впечатление от услышанного эмоциональное и задание даётся на этом материале- придумай название, нарисуй картинку, расскажи историю. В первом классе можно играть в настроения (музыкальные фрагменты в разном характере). Затем учащиеся угадывают музыкальные загадки по сказкам, временам года и т. д. Учащиеся младших классов всегда стараются рассказать своё видение от услышанного. Со временем учащиеся узнают в прослушанном произведении средства музыкальной выразительности (темп, динамику, характер, форму ит.д.). Произведения маршевого и танцевального характера лучше сочетать с движением, тогда учащиеся точнее определяют жанр, характер, стиль. Все эти мероприятия нужно проводить на начальном этапе обучения в 1-3 классе. Хорошо использовать наглядные пособия-карточки, таблицы, картины, шумовые инструменты. Двигательная и исполнительская деятельность поможет учащимся лучше почувствовать связь с музыкой. В старших классах, имея накопленные знания учащиеся могут анализировать произведение самостоятельно. Схема анализа произведения: Определить характер, дать название; Определить жанр-песня, марш, танец, склад музыки (полифонический, гомофонный, гомофонно-гармонический); Сведения о композиторе и эпохе; Дать характеристику мелодии: повторы, секвенции, кульминация, движение мелодии; Структура мелодии- количество фраз; Темп, размер, лад; Ритмические группы; Тональность (отклонения, модуляции, хроматизм, альтерация); Спеть мелодию на слоги или подобрать на фортепиано. Анализируя произведение учащиеся более полно могут раскрыть содержание и познакомиться с разными жанрами музыки.
4. МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ СЛУХОВОГО АНАЛИЗА
Первый класс. П. Чайковский «Немецкая песенка», «Шарманщик поёт», «Болезнь куклы». Белорусский народный танец «Янка» С. Прокофьев «Марш» А. Левкодимов «Весело-грустно» Ф. Шуберт «Экосез» Башкирские народные мелодии
Второй класс. М. Глинка «Полька» В. Моцарт «Волынка» А. Хачатурян «Андантино» П. Чайковский «Вальс», «Похороны куклы» Р. Шуман «Дед Мороз», «Первая потеря» Башкирские плясовые мелодии Третий класс. Э. Григ «Народная мелодия», «Листок из альбома». Р. Шуман «Весёлый крестьянин» Д. Кабалевский «Клоуны» П. Чайковский «Полька», «Марш деревянных солдатиков» Башкирская народная мелодия «Карабай», «Хатира» Четвёртый класс. Р. Шуман «Смелый наездник» П. Чайковский «Мазурка», «Камаринская», «Мужик на гармонике играет» М. Глинка «Ночной смотр», «Ты соловушка умолкни» Б. Косенко «Пионерский марш» Э. Григ «Песня сторожа» Л. Бетховен «Экосез Соль мажор» Н. Римский-Корсаков «Шехеразада» А. Сальманова «Фортепианные произведения» Пятый класс. П. Чайковский «Утренняя молитва», «Сладкая грёза» М. Глинка «Жаворонок» В. Моцарт Менуэт», «Азбука» Б. Барток «Микрокосмос» Ф. Шуберт «Серенада» Ф. Шопен «Прелюдия №7» Й. Гайдн «Соната №98» 3 часть А. Бородин опера «Князь Игорь» Шестой класс. М. Глинка «Сомнение», «Я вас любил» П. Чайковский «Осенняя песня», «Подснежник», «Зимнее утро» Э. Арро «Пьеса на чёрных клавишах» Г. Пахульский «В мечтах» В. Моцарт «Фантазия ре минор» И. Бах «Инвенция До Мажор» Й. Гайдн «Соната Ми бемоль мажор» Э. Григ «Юмореска»
Седьмой класс. Ф. Шопен «Прелюдия до минор», «Вальс до диез минор» Э. Григ «Весной» Н. Римский-Корсаков опера «Снегурочка» « Ай во поле липенька» И. Бах «Менуэт Соль мажор» Л. Бетховен «Соната Соль мажор» С Прокофьев «Пе-де шаль» балет «Золушка» А. Бородин «Ария Князя Игоря» опера «Князь Игорь» З. Исмагилов опера «Салават Юлаев» Восьмой-девятый класс. А. Даргомыжский «Я вас любил» Д. Кабалевский «Навелла» Г.Ф. Гендель «Сарабанда с вариациями» В. Моцарт «Соната Ля мажор» 1-2 часть Ф. Шуберт «Музыкальный момент» М. Глинка «Не искушай» Э. Григ «Родная песня» сборник лирических пьес П. Чайковский Сцена бала 4 картина, опера «Евгений Онегин» Ф. Мендельсон «Песни без слов» опус 102 №1 5
. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Слуховой анализ на уроках сольфеджио является важной формой работы. Очень важно работать параллельно над всеми видами анализа. Это поможет учащимся осознанно и грамотно исполнять произведения в классе по специальности. Музыкальное восприятие создаёт необходимую слуховую базу для изучения и осознания разнообразных музыкальных явлений и понятий. Слуховое восприятие тесно связано с остальными формами работы на уроках сольфеджио- интонационными упражнениями, пением с листа, диктантом, творческой работой и уроках музыкальной литературы- разбором и анализом пройденных музыкальных произведений. Слуховой анализ является необходимой формой работы на уроках теоретического цикла для развития музыкального слуха учащихся, эмоционального восприятия музыкального произведения, умения узнавать в музыкальном произведении, полученных знаний, умений и навыков. Слуховой анализ необходим для развития творческого воображения учащихся. Применение игровых форм работы развивает мышление и эмоциональное восприятие учащихся. Слуховой анализ является сложной формой работы и должна проводится систематически, давая возможность учащемуся накопить внутренние слуховые представления, развивать музыкальную память и мышление.
6.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. А. Артоболевская «Хрестоматия маленького пианиста» «Композитор», Санкт- Петербург, 1992г. 2. Н. Белая «Методические рекомендации», «Композитор», Санкт-Петербург, 1999г. 3. Е. Давыдова «Методика сольфеджио», «Музыка», Москва, 1986г. 4. А. Иманаева «Курс обучения на фортепиано», Уфа, 2013г. 5. Т. Калужская «Программа по сольфеджио для ДШИ», Уфа 2000г. 6. А. Каримов «Детский альбом», Уфа, 2011г. 7. Л. Лёхина «Аккордовые сказки для больших и маленьких», «Классика 20 век Москва, 2003г. Учебно-методическое пособие. 8. Б. Милич «Фортепиано 1-5 классы», «Кифара», Москва, 2001г. 9. И. Прохорова «Хрестоматия по музыкальной литературе зарубежных стран», «Музыка», Москва, 1990г. 10. И. Прохорова «Хрестоматия по русской музыкальной литературе», «Музыка», Москва, 1990г. 11. А. Сальманова «Пьесы для фортепиано», Уфа, 2012г. 12. Л. Семченко «Программа по сольфеджио для 5-летнего обучения», Москва 2006г. 13. Л. Шаймухаметова «Инновационные формы преподавания теоретических дисциплин в ДШИ», Уфа, 2013г. 14. Л. Шихтман «Слуховой анализ на уроках сольфеджио 4-8 классы ДШИ», «Композитор», Санкт-Петербург, 1996г. 15. Р. Шуман «Альбом для юношества», «Композитор», Москва 1993г. 16. П. Чайковский «Детский альбом», «Композитор», Санкт-Петербург, 1992г.

Воспринимающей частью слухового анализатора является ухо, проводящей - слуховой нерв, центральной - слуховая зона коры головного мозга. Орган слуха состоит их трех отделов: наружного, среднего и внутреннего уха. Ухо включает не только собственно орган слуха, с помощью которого воспринимаются слуховые ощущения, но и орган равновесия, благодаря чему тело удерживается в определенном положении.

Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода. Раковина образована хрящом, покрытым с обеих сторон кожей. С помощью раковины человек улавливает направление звука. Мышцы, приводящие в движение ушную раковину, у человека рудиментарны. Наружный слуховой проход имеет вид трубки длиной 30 мм, выстланной кожей, в которой имеются особые железы, выделяющие ушную серу. В глубине слуховой проход затянут тонкой барабанной перепонкой овальной формы. Со стороны среднего уха, в середине барабанной перепонки, укреплена рукоятка молоточка. Перепонка упруга, при ударе звуковых волн она без искажения повторяет эти колебания.

Среднее ухо представлено барабанной полостью, которая с помощью слуховой (евстахиевой) трубы сообщается с носоглоткой; от наружного уха оно отграничено барабанной перепонкой. Составные части этого отдела - молоточек, наковальня и стремечко. Своей рукояткой молоточек срастается с барабанной перепонкой, наковальня же сочленена и с молоточком, и со стремечком, которое прикрывает овальное отверстие, ведущее во внутреннее ухо. В стенке, отделяющей среднее ухо от внутреннего, кроме овального окна находится еще круглое окно, затянутое перепонкой.
Строение органа слуха:
1 - ушная раковина, 2 - наружный слуховой проход,
3 - барабанная перепонка, 4 - полость среднего уха, 5 - слуховая трубка, 6 - улитка, 7 - полукружные каналы, 8 - наковальня, 9 -молоточек, 10 - стремечко

Внутреннее ухо, или лабиринт, расположено в толще височной кости и имеет двойные стенки: лабиринт перепончатый как бы вставлен в костный, повторяя его форму. Щелевидное пространство между ними заполнено прозрачной жидкостью - перилимфой, полость перепончатого лабиринта - эндолимфой. Лабиринт представлен преддверием, кпереди от него находится улитка, кзади - полукружные каналы. Улитка сообщается с полостью среднего уха через круглое окно, затянутое перепонкой, а преддверие - через овальное окно.

Органом слуха является улитка, остальные его части составляют органы равновесия. Улитка - спирально закрученный канал в 2 3/4 оборота, разделенный тонкой перепончатой перегородкой. Эта перепонка спирально завита и называется основной. Она состоит из фиброзной ткани, включающей около 24 тыс. особых волокон (слуховые струны) разной длины и расположенных поперек вдоль всего хода улитки: самые длинные - у ее вершины, у основания - наиболее укороченные. Над этими волокнами нависают слуховые волосковые клетки - рецепторы. Это периферический конец слухового анализатора, или кортиев орган. Волоски рецепторных клеток обращены в полость улитки - эндолимфу, а от самих клеток берет начало слуховой нерв.

Восприятие звуковых раздражений. Звуковые волны, проходя через наружный слуховой проход, вызывают колебания барабанной перепонки и передаются слуховым косточкам, а с них - на перепонку овального окна, ведущего в преддверие улитки. Возникшее колебание приводит в движение перилимфу и эндолимфу внутреннего уха и воспринимается волокнами основной перепонки, несущей на себе клетки кортиева органа. Высокие звуки с большой частотой колебаний воспринимаются короткими волокнами, расположенными у основания улитки, и передаются волоскам клеток кортиева органа. При этом возбуждаются не все клетки, а только те, которые находятся на волокнах определенной длины. Следовательно, первичный анализ звуковых сигналов начинается уже в кортиевом органе, с которого возбуждение по волокнам слухового нерва передается в слуховой центр коры головного мозга в височной доле, где происходит их качественная оценка.

Вестибулярный аппарат. В определении положения тела в пространстве, его перемещении и скорости движения большую роль играет вестибулярный аппарат. Он расположен во внутреннем ухе и состоит из преддверия и трех полукружных каналов, размещенных в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Полукружные каналы наполнены эндолимфой. В эндолимфе преддверия находятся два мешочка - круглый и овальный со специальными известковыми камешками - статолитами, прилежащими к волосковым рецепторным клеткам мешочков.

При обычном положении тела статолиты своим давлением раздражают волоски нижних клеток, при изменении положения тела статолиты также перемещаются и своим давлением раздражают другие клетки; полученные импульсы передаются в кору больших полушарий. В ответ на раздражение вестибулярных рецепторов, связанных с мозжечком и двигательной зоной больших полушарий, рефлекторно изменяются тонус мышц и положение тела в пространстве.От овального мешочка отходят три полукружных канала, имеющих вначале расширения - ампулы, в которых находятся волосковые клетки - рецепторы. Так как каналы расположены в трех взаимно перпендикулярных плоскостях, то эндолимфа в них при изменениях положения тела раздражает те или иные рецепторы, и возбуждение передается в соответствующие отделы мозга. Организм рефлекторно отвечает необходимым изменением положения тела.

Гигиена слуха . В наружном слуховом проходе скопляется ушная сера, на ней задерживается пыль и микроорганизмы, поэтому необходимо регулярно мыть уши теплой мыльной водой; ни в коем случае нельзя удалять серу твердыми предметами. Переутомление нервной системы и перенапряжение слуха могут вызвать резкие звуки и шумы. Особенно вредно действует продолжительный шум, при этом наступает тугоухость и даже глухота. Сильный шум снижает производительность труда до 40-60%. Для борьбы с шумами в производственных условиях применяют облицовку стен и потолков специальными материалами, поглощающими звук, индивидуальные противошумные наушники. Моторы и станки устанавливают на фундаменты, которые глушат шум от сотрясения механизмов.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №89 города Сочи Краснодарского края

Оценка качества образования на уроках музыки.

(Слуховой анализ на уроках музыки

в общеобразовательной школе).

«Заслуженный учитель Кубани»

«Пассивный, ленивый слух, слух инертный, больше способен

к порче или заражается привычками к случайным или

отдельным» звукопятнам». Слух пытливый сперва инстинктивно,

потом всё сознательнее разбирается в лабиринте слуховых

ощущений и выбирает верный путь отбора…»

В одной из незаконченных работ – «Слух Глинки» (1848 год) выдающийся советский музыковед академик Асафьев затронул вопрос о воспитании «образно мыслящего слуха» . Мысли Асафьева, направленные в первую очередь на воспитание активного, «осознанного» восприятия музыки, не утратили своей актуальности и по сей день. В новых условиях нашей современности музыкальное воспитание и образование являются важными звеньями в создании высоко духовной культуры человека.

Целью данной работы считаю возможность привлечь внимание учителей музыки, исходя из идей, на область осознанного слуха как творческого явления. Ведь задачей уроков музыки – является как образовательное, так и эстетическое начало.

Однако повышая общую культуру учащихся, сообщая конкретные знания из области истории и теории музыки, затрагивая явления музыкально-общественной жизни, изучая биографии композиторов, а также жанры, формы, инструменты, элементы музыкальной речи и т. п., никогда нельзя забывать о том, что предмет музыки – совершенствование и слуховых навыков в процессе восприятия. Переориентация цели урока музыки с образовательной задачи на воспитание слуховых навыков, стала особенно осуществима в последние годы, благодаря возможностям качественного воспроизведения в классе любого из указанных в программе произведений в звукозаписи. Не об этом ли мечтал в своё время Асафьев, утверждающий ещё в 20-е годы, что основная задача школы – воспитание «культуры слуха и музыкального восприятия на методическом ознакомлении с музыкальной литературой».


Другой целью данной работы считаю – наметить для учащихся некоторые «слуховые» задачи, поставить вопросы, волнующие учителей.

Обычно на уроке используются следующие методы:

а). Целостный показ и разбор произведения и выводимые из этого показа и разбора обобщения. Именно таким путём учащимся даётся наиболее полное представление об идейно-эмоциональном содержании произведения.

б). Прослушивание музыкального сочинения с его краткой образно-эмоциональной характеристикой. Этот метод скорее направлен не на изучение нового, сколько на расширение представлений о творчестве того или иного композитора.

в). Приведение фрагментов и тематизма произведения (музыкальное цитирование) с целью иллюстрации отдельных положений. Этот приём приносит пользу на уроках, посвящённых повторению и закреплению музыкального материала, часто придаёт большую убедительность выводам и особенно ценен на биографических и обзорных занятиях.

Ограничиваясь только этими методами, педагог часто обрекает учащихся лишь к пассивному следованию при слушании музыки. Между тем общеизвестно, что лучше всего усваивается то, что приобретается при активном участии слуха. Если слуховые впечатления детей инертны, неосмысленны, то звучащая музыка остаётся для большинства неживой, чуждой. Справедливо указывал Б. Асафьев на то, что «пассивно воспринимаемая музыка гипнотизирует чувство и завораживает волю, активное же постижение её, наоборот, усиливает интенсивность переживаний и раскрывает перед человеком богатый мир слуховых образов».

Как же сделать, чтобы слуховые впечатления не выпадали из процесса мышления ребёнка? Как приучить детей к «музыке», живущей мыслью» (А. Скрябин), как культивировать это мышление?

Но есть ещё один, очень значимый метод, наряду с перечисленными. Это метод – слуховой анализ. Слуховой анализ, по существу, в широком смысле, должен присутствовать всегда при разборе и показе музыкального произведения, ведь познание музыки в любом случае происходит через слуховое восприятие.

В более узком смысле слуховой анализ – приём воспитания «Образно мыслящего слуха», способ осознанного отбора и переработки слуховых впечатлений. Ученик должен практически убедиться, что узнать произведение - значит, прежде всего, услышать (и оценить) многие детали музыкальной ткани его.

Формирование навыков слухового анализа должно идти постепенно, от простого к сложному. Начальный элемент слухового анализа – определение на слух общего характера музыки, темпа, лада, регистровых и динамических красок, жанровой основы. Развивать умение воспринимать музыкальную речь и понимать её выразительное значение, слышать вокальные и оркестровые тембры. Услышать и воспринимать склад мелодии, выразительность гармонических красок, ритмического рисунка. Но это не всё. Мало услышать те скромные задачи, которые поставил педагог на уроке, нужно ещё и суметь объяснить их. Если после прослушивания произведения учащиеся смогут словами охарактеризовать обнаруженные ими на слух явления – цель достигнута. Значит, они уже научились рассуждать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы, применять уже имеющиеся знания в новых условиях. Слуховой анализ помогает преодолеть бедный лексикон ученических определений («нравится - не нравится, весёлая – грустная» …), стимулирует работу воображения.


Слуховой анализ на уроках можно связать с идеей проблемного обучения , под которым понимается, прежде всего, выработка грамотного оценочного отношения к произведениям музыкального искусства, осмысление средств музыкальной выразительности, усвоение их взаимосвязи, развитие музыкального процесса. Проблемное обучение предполагает ряд умело поставленных вопросов учащимся, которые, делая восприятие более целенаправленным, должны воспитывать в них умение «слушать музыку с толком» (выражение А. Серова). Проблемное обучение – не цель открытий, а скорее сознательное восприятие произведения, обобщение знаний,

независимо от того, добываются эти знания учениками самостоятельно из книги или усваиваются из объяснения учителя.

Усвоение знаний – сложный процесс, в котором активную роль играет мышление и создание проблемных ситуаций, безусловно, способствует его активизации. «Если ситуация интересует человека, она осознаётся им, становится объектом анализа, в ней выделяется известное и неизвестное. Проблемная ситуация выступает для субъекта как определённым образом сформулированная задача, которую он принимает и в решении которой включается» () . Таким образом, интерес к проблеме, осознание и принятие её, желание включиться в её решение – вот необходимые условия плодотворной мыслительной деятельности учащихся.

Как же непосредственно можно формировать мысленно-слуховые действия на уроке в работе с учащимися? Начинать надо с самого простого - услышать внутренним слухом одноголосную мелодию (тематизм песни, инструментального произведения, прослушанных на уроке), определить ее, назвать сочинение, автора. На первоначальном этапе обучения "слышать музыку про себя" детей увлекает следующая игра. Педагогом играется пройденная или известная всем песня с пропущенными нотами или целы­ми тактами. Необходимо быстро и правильно назвать произведение, автора, а, возможно, и пропеть. Нет необходимости говорить, что эти примеры чрез­вычайно полезны, так как способствуют развитию внутреннего слуха.

Некоторые педагоги дают для развития внутреннего слуха на уроках и ритмические задачи - отстукивают, например, на крышке рояля ритмический рисунок различных зна­комых произведений. Узнав их, ученики записывают ответ в письменном виде. Нельзя делать это упражнение, не объявляя фамилию композитора (известность авторства суживает мысленно-слуховое действие, конкретизирует задание), в крайнем случае, можно предложить детям узнать ритмический рисунок произве­дений одной эпохи, одного направления.

"В процессе детского развития ...особенно дорого музыкальное творчество. Ибо цен­ность его не в самой "продукции", а в процессе овладения музыкальной речью", -- писал Б. Яворский , создатель системы музыкального воспитания, основанной на всемерном развитии творческого начала. Опираясь на это высказывание, педагог может «слуховые задачи» осуществлять и вне самого урока. Детям предлагается выполнение различных домашних заданий, связанных со слушанием музыки и её описанием. Это может быть повторное прослушивание музыки ранее услышанной на уроке или незнакомой, на заданную тематику.

Творческое воображение детей может быть стимулировано конкретными заданиями при сочинении мелодий (это может быть импровизация на уроке или как домашнее задание) - определенным ритмом, первой фразой (вопросно-ответная форма), стихотво­рением, названием. Такие конкретные задачи фиксируют, внимание учеников на от­дельных трудностях, делают работу более творческой.

При определении на слух общего характера музыки, воспри­ятия склада мелодии, выразительности гармонии, ритмического рисунка, возможно, также

широко использовать метод сравнения. Правильно говорил еще Асафьев о том, что сравнивая, дети мо­гут заметить то, на что в другом случае не обращали бы внима­ния. Дети редко остаются равнодушными, пассивными тогда, когда дается задание сопоставить два произведения. Здесь возможны два пути. Могут сравниваться по принципу контраста пьесы разного жанра, характера, формы. Но возможно и сопоставление двух пьес одинаковой программной направленности, но разных средств выразительности, приемов письма. (Например: "Утро" Грига - "Утро" Глиэра, Мусоргский "Гном" - Григ "Маленький тролль" ("Кобольд"), Чайковский "Песнь жаворонка"--Глинка "Жаворонок" ). Кстати, этот метод сравнения можно начать при­менять еще в темах "Маршевая и танцевальная музыка" ("Ска­зочные марши" Глинки и Римского-Корсакова и т. д.) и "Народ­ная песня и ее использование в произведениях русских компо­зиторов классиков" (Обработки аналогичных народных песен у Чайковского и Балакирева, Римского-Корсакова и Лядова ).

Учитель может попытаться организовать самостоятельную деятельность ученика по приобретению новых знаний путем решения учебных вопросов. Так при прослушивании по теме "программная музыка" частей сюиты Грига "Пер Гюнт", учащиеся должны сами прийти путем рассуждений к правильному определе­нию содержания и формы. Вот какие вопросы могут ставиться перед учащимися:

1. определить характер музыки и описать общее эмоцио­нальное содержание пьесы;

2. определить темп, динамику и музыкальные контрасты в произведении, особенности фактуры, услышать наиболее харак­терные оркестровые тембры;

3 .определить форму музыкального произведения.
"Раннее вовлечение детей (и не только одаренных) в твор­ческую, а не только "восприимчивую" деятельность, очень полезно для общего художественного развития, вполне естествен­но для ребенка и вполне отвечает его потребности и возможностям", - писал известный советский ученый . Одним из возможных приемов вызова творческого инстинкта у детей может быть запись слуховых впечатлений и рисунки на прослушанные произведения. Нельзя поручать делать рисунки дома, потому что в этом случае дети отталкиваются не от са­мой музыки, а от названия пьесы. Рисунок необходимо сопро­вождать записью слуховых впечатлений.

Так, записывая слуховые впечатления от прослушанной пье­сы Мусоргского "Два еврея, богатый и бедный" из "Картинок с выставки"", дети правильно определяют, что "здесь показано два противоположных образа - характера; богатый - властный, завистливый, жадный; бедный - зависимый, униженный, жалкий, беспомощный". Обычно рисунки детей прекрасно, образно и тонко умеют передать эти два характера, намеченные в музыке Мусоргского. В пьесе "Гном" дети чутко улавливают глубокое страдание и отчаяние, угловатую поступь угрюмого гнома. Все они наделяют так же, как и Мусоргский, Гнома чер­тами человеческого характера (известно, что рисунок Гартмана изображал щипцы для орехов в виде неуклюжего гнома). "Характер этой музыки скорбный, жестокий, трагический. В этой музы­ке показан маленький человек, которого все обижают, смеются над ним. Он с большой бородой, горбатый старичок, его все обижают, и он становится жестоким», - вот основная реакция детей.

Дети бывают очень удивлены несовпадением своих впечат­лений и произведений Гартмана, которые демонстрируются после выполненного задания. И это вполне понятно: ведь композитор переосмыслил картины, рисунки, эскизы художника.

В старших классах слуховой анализ может принимать более сложные формы. Он постепенно приучает учеников не только к эмоциональному восприятию слушаемого, но и к профессиональ­ному подходу. Конечно, каждое произведение, выбранное на слуховой анализ, необходимо предварительно проработать само­му педагогу и установить, какие элементы анализа могут быть представлены самостоятельному опознанию учащимися. При этом нужно учитывать уровень класса и ее опыт в области слухового анализа. Но любая работа в этой области принесет свои плоды. Активное участие учащихся в разборе произведений даст им гораздо прочное усвоение, будет способствовать слуховому развитию, выработке аналитического умения. Теперь уже ученик не должен ограничиваться знанием изучаемого материала и не должен привыкать лишь эмоционально откликаться на музыку. Создать "проблемную ситуацию" (предлагая учащимся ряд умело поставленных заданий, упражнений, вопросов, проблем) можно, при прохождении любых тем, но особенно удобны следующие: песни Шуберта, миниатюры Шопена, полифонические произведения Баха, романсы и песни Глинки, Мусоргского, произведения Прокофьева и Кабалевского.

Произведения, выбранные для слухового анализа, не обя­зательно должны входить в школьную программу. Но они должны быть с яркими образными контрастами, определенностью всех основных компонентов средств музыкальной выразительности, которые можно легко уловить слухом и, следовательно, поло­жить в основу задания.

Мы остановились лишь на некоторых "слуховых задачах" на уроках музыки в общеобразовательной школе. Возможно, что некоторые высказанные положения, приведенные примеры могут показаться спорными, тем более, что методика проведения слухового анализа на уроках музыки выбирается самим педагогом. Она и сейчас в процессе становления и утверждения ее основных прин­ципов. Сам же метод обучения, который опирается на музыкально - слуховой опыт и на развитие музыкально-слуховых представлении, уже давно признается самым плодотворным и правильным. Ведь еще в "Музыкальной азбуке" можно прочесть сле­дующее: "Наша же задача: довести ученика до того, чтобы его глаз понимал то, что ухо слышит, и ухо понимало то, что глаз видит".