Сон в мифологии. Сон в античной мифологии

Селена известна во множестве культур под множеством различных имен, но ее всегда ассоциируют со сновидениями и желанием помочь всем тем, кто попросит о помощи.

Селена — один из аспектов тройственной греческой богини, она ассоциируется со снами через совместное управление Луной. Артемида управляет новой Луной, Селена олицетворяет полную Луну, а Геката — темную Луну. Селена была дочерью Гипериона и Теи первых богов-титанов, сестрой Гелиоса, бога Солнца, и Эос, богини зари, римляне называли ее Диана, или Луна.

Тот, кто приносит сны

Ее изображали, как красивую юную женщину с бледным лицом, одетую в голубое или белое одеяние с полной Луной над головой. Селена путешествовала по небу в серебристой колеснице, которую везли лошади или быки, и распространяла свое нежное сияние по всей Земле.

Сны, которые посылает нам Селена, несут послания о том, как найти решения проблем, поэтому вы можете попросить ее о помощи, если зашли в тупик.

Селена и Эндимион

У Селены было несколько возлюбленных, в том числе и бог природы Пан. Однако самой большой ее любовью стал смертный пастух по имени Эндимион. Однажды ночью, когда она вела свою серебряную колесницу по небу, она увидела, как он смотрит на нее снизу, очарованный ее красотой, и влюбилась. Селена покинула небо, чтобы жить с ним на Земле, и у них было 50 детей. По одной из версии мифов, Зевс наказал ее за то, что она отказалась выполнить свой долг, и погрузил Эндимиона в вечный сон.

ИСТИННАЯ ЛЮБОВЬ ПОБЕЖДАЕТ

По другой версии, Селена, которая хотела, чтобы Эндимион так же стал бессмертным, пошла к Зевсу и сама попросила его погрузить ее возлюбленного в вечный сон, чтобы он навсегда остался рядом с ней.

Богиня Селена управляет полной Луной и посылает вещие сны тем, кто просит ее о помощи.

Как позвать Селену

Вы можете позвать богиню сна Селену, чтобы она помогла вам найти решение проблемы, отогнала ночные кошмары или подарила сон о возлюбленном, с которым вы в разлуке.

Алтарь для Селены

В полнолуние вы можете сделать алтарь в честь Селены, чтобы позвать эту мистическую богиню сновидений. Вам следует расположить алтарь либо в своей спальне, либо на открытом воздухе, так чтобы на него падал свет Луны. Накройте стол серебристой скатертью с изображенными на ней маленькими сверкающими звездами, которые отражают свет. Поставьте изображение Селены или маленький хрустальный шар в центр вашего алтаря, зажгите три белые свечи, одну поставьте за изображение, а остальные две — с каждой стороны, что будет олицетворять тройственную богиню. В передней части вашего алтаря поместите маленькую вазу с белыми цветами, меняйте их, когда они начинают вянуть. Чтобы привлечь к себе внимание богини, вы можете жечь благовония из жасмина или гардении.

Избавление от ночных кошмаров

Для данного заклинания вам понадобятся ангелика, свежий розмарин, кора кедра и щепотка табака. Примите теплую ванну с легким цветочным ароматом и наденьте чистую белую одежду. Когда вода начнет выливаться из ванной, бросьте в нее щепотку табака и позвольте ей впитать все страхи, которые мучают вас. Зажгите три белые свечи и подожгите в курильнице уголь, сожгите на нем ангелику и кедр и скажите: «Селена, богиня полной Луны, прогони мои кошмары и подари мне сны о любви и исцелении». Положите розмарин под подушку и представьте себе, как вы купаетесь в нежном свете Селены во время сна.

Решение проблем

Селена поможет вам найти решения всем трудностям, с которыми вам пришлось столкнуться, она пошлет вам сны, которые содержат ответы. Зажгите у себя в ванной серебряную свечу, напишите проблему серебряными чернилами на листе белой бумаги и положите ее на свой алтарь. Наполните ванну и бросьте несколько розовых лепестков в воду, прежде чем войти в нее самой. После принятия ванной зажгите три свечи и благовония на своем алтаре. Сожгите в курильнице несколько листочков розмарина и вдохните его аромат. Положите бумагу с написанным на ней вопросом под подушку и идите спать. Утром запишите все сны, которые удастся вспомнить, и воспользуйтесь советом, который даст вам Селена.

Вечная любовь

Постоянство Селены по отношению к Эндимиону привлекает к ней влюбленных, особенно тех, кого обстоятельства вынуждают разлучаться. Чтобы помочь роману продолжаться как можно дольше, вам понадобятся: розовые бутоны, три гвоздички (пряности), белая ткань и серебряная лента. Примите теплую ванну с добавлением 6 капель розового масла. Зажгите свечи на алтаре Селены и благовония с ароматом жасмина. Положите в центр белой ткани бутоны и гвоздику. Собери ткань наподобие мешочка, обвяжите сверху ленточкой и подвесьте в спальне над кроватью. Теперь представьте, что вы и ваш возлюбленный сейчас вместе, и так будет всегда. Трижды повторите шепотом следующую фразу: «Селена, богиня Луны, я прошу у тебя благословения и защиты, пусть наша любовь длится вечно».

Имя: Морфей (Morpheus)

Страна: Греция

Создатель: древнегреческая мифология

Деятельность: бог сновидений

Семейное положение: не женат

Морфей: история персонажа

Ученые выяснили, что треть своей жизни человек проводит во сне: люди тратят на сновидения от 15 до 30 лет, конечно же, в зависимости от того, сколько проживут. Причем порою некоторые сны напоминают фантастические ленты именитых режиссеров или картины .

Древние греки верили, что все эти видения формировались не хаотично, а богом сновидений, сыном Гипноса – Морфеем.

История появления


Древнегреческая мифология плотно переплетается с религией этой страны. Причем первоначально в греческой культуре встречались предпосылки к анимизму (вере в одушевленность природы), а контрастные представления преобладали над абстрактными, так как человекоподобные боги и богини превосходят по своему количеству умозрительных божеств.

Когда появился Морфей, какова история его создания – сказать сложно, так как религия строилась по кирпичикам не один десяток лет. Но жизнь его отца Гипноса, который в воображении людей был персонификацией сна, описывал еще создатель «Илиады» , умерший в VIII веке до н.э. В его рукописях говорилось, что Гипнос был посланником громовержца и обитал на острове Лемнос.


Морфей относится к древним титанам, которых недолюбливают олимпийские боги, дети Кроноса и Реи. Но когда к братьям и сестрам Зевса перешло мировое господство, они сохранили жизнь Морфею и Гипносу, так как те обладают важными качествами для человечества.

Среди богов Морфей (в римской мифологии – Фантазус) играет второстепенную роль, однако люди, которые страдали от кошмаров, чтили сына Гипноса и пытались уважить его молитвами, чтобы тот послал им радостные сны. Верующие выражали почтение юноше, делая у себя дома алтарь, куда клали кусочки кварца и лепестки мака.


Другие же боялись Морфея, так как верили в его непосредственную связь с потусторонним миром и в толкование снов. По слухам, греки не будили спящего человека, считая, что душа, покинувшая тело во время сна, не сможет вернуться обратно.

Примечательно, что некоторые верят в силу греческого божества и в современном мире. Существуют даже негласные обряды для обращения к повелителю снов. По слухам, чтобы добиться расположения Морфея, нужно украсить спальню черными и серебристыми цветами, а также использовать свечи или цветы мака.

Морфей в греческой мифологии

Значение имени того, кого одни чтят, а другие боятся, в переводе с греческого языка трактуется как «формирующий сны». По поводу того, что отец Морфея – Гипнос, сомнений нет. Причем в своих «Метаморфозах» характеризует его царство как пещеру в горе, где видит сны Гипнос, а рядом с родителем ходит Морфей, облаченный в темное одеяние.


А вот насчет матери божества существуют разные версии. Одни считают, что родила Морфея дочь Зевса и Эвриномы – Аглая, спутница . Другие же приписывают повелителю снов родство с богиней ночи – Нюктой. Повелительница темного времени суток изображалась с двумя младенцами в руках: первый символизировал сон, а второй – смерть.

Если верить Овидию, у Морфея двое братьев: Фобетор, умеющий принимать облики птиц, и Фантаз, который с легкостью перевоплощается в неодушевленные предметы и подражает явлениям природы. Помимо прочего, у Морфея есть безымянные братья и сестеры, а иногда его сопровождают онейры – духи сновидений, которые напоминают детей с черными крыльями.


Гипнос в греческой мифологии тоже предстает в роли бога сна, но между отцом и сыном имеются отличия. Первый дарует сладкий покой и распределяет сны между божествами и обычными смертными. А Морфей врывается в сновидения любого человека и бога. Например, от его чар не спаслись громовержец Зевс и повелитель морских волн .

Морфей приходит к спящему, принимая любой образ, будь то человек или же животное. Он умеет «копировать» не только облик того, в кого перевоплощается, но и внешность, голос и манеру поведения. Поэтому иногда невозможно отличить сон от реальности.


В мифологии сын Гипноса представлен как юноша с ангельской внешностью и небольшими крылышками на висках. Именно таким он изображен на картине художника Герена «Морфей и Ирида». На полотне к Морфею спускается вестница богов Ирида, которая первоначально в мифологии олицетворяла радугу и являлась после дождя в туче или в брызгах воды.

Однако в поздней культуре Морфей изображался как пожилой мужчина с бородой и цветками мака в руках. Иногда его представляли в венке из алых цветов, а рисунки с его изображением у греков украшали вазы, а у римлян – саркофаги.


"Морфей и Ирида"

Также символ Морфея – черный цвет, в чем можно легко проследить аналогию с ночным небом. Художники нередко изображают сына Гипноса в темном одеянии, украшенном серебряными звездами, а в руках он держит кубок с маковым соком, который обладает снотворным и расслабляющим свойством. Кроме того, у божества есть главная эмблема в виде сдвоенных ворот. Искусно выполненные из слоновой кости ворота предназначены для лживых снов, а роговые ворота – для истинных.

  1. В 1804 году немецкий фармаколог Фридрих Сертюрнер синтезировал из опиума наркотическое вещество под название морфин. Алкалоид получил свое название благодаря греческому божеству Морфею. Вещество приобрело распространение после того, как была изобретена инъекционная игла. В медицине морфин использовался как болеутоляющее средство, однако у пациентов была обнаружена зависимость. Этому наркотику посвятил свое произведение автор «Мастера и Маргариты» .

  1. Ученые выяснили, что люди, которые лишились зрения в течение жизни, видят цветные сны наравне со зрячими людьми.
  2. На протяжении ночи человек видит от четырех до семи сновидении, однако запомнить он может лишь пару из них.
  3. Картина «Морфей и Ирида» была написана Гереном в 1811 году по заказу русского коллекционера Николая Юсупова. Также сохранились два предварительных эскиза полотна: один нарисован карандашом, а второй – пером.

Еще одним божеством в греческой мифологии был Морфей. Если провести параллель со знаменитым наркотическим лекарством – морфием, то станет понятно, за что был ответственен сам бог. Верно, за сновидения. Морфей был богом сновидений, обладающим удивительной способностью появляться во сне смертных в любой форме. Как следует из его имени – греческое слово “morphe” означает “форма” – он был тем, кто формировал мечты и сны.

Морфей был Богом, ответственным за мечты людей. Недаром говорят – в объятиях Морфея. Находясь в объятиях Морфея, люди не только наслаждались крепким сном, но и видели сны о своем будущем или даже ближайших грядущих событиях. Морфей был посланником снов богов, передавая божественные послания через образы и истории, созданные как сны.

Семья бога

Этот дар передался Морфею от отца – бога сна Гипноса (знакомое слово, не так ли?), но не только отец внес свой вклад в будущую «профессию» сына – матерью Морфея была богиня расслабления и отдыха Пасифея, также насылавшая на людей галлюцинации. Морфей был не единственным сыном – в семье были еще братья, каждый олицетворял определенные сны – Фобетор насылал кошмары, принимая во сне человека облик страшного зверя (можно провести ассоциацию со словом фобия).

Другой брат, Фантасос обладал властью создавать иллюзии и призрачные сны, которые были похожи на реальность, но на деле таковыми не являлись. Икелос создавал настоящие мечты, которые были близки к реальности. Как мы видим, семья была дружной и «работала» в одном и том же «отделе». Всех братьев звали Онейри – мечты или сны по-гречески.

Будучи повелителем снов, Морфей обладал способностью посылать образы в видения людей, формировать эти образы и придавать форму существам, жившим во сне. Сам Морфей обладал талантом подражать любому человеку во сне и мог принимать любую форму.

Поэт Овидий так описывал Морфея в своих трактатах: «Царь снов был отцом тысячи сыновей — и из всех, кого он выбрал, был Морфей, у которого было такое умение подражать любой человеческой форме по своему желанию. Ни одна другая мечта не может сравниться с его артистизмом в подделке эмоций и внешности: голос, походка, лицо, настроение; он точно имитирует платье, выражения и слова, которые люди используют чаще всего. Но он подражает только мужчинам…”

Самый работящий бог

Когда бог находился в своем истинном облике, Морфей выглядел, как настоящее божество – с крыльями за спиной. Считалось, что он и его братья получили крылья от своего дяди Танатоса, божества смерти, хотя некоторые источники говорили, что они уже были рождены с крыльями.

Легенда гласит, что Морфей использовал свои крылья не только для того, чтобы добраться до тех, кто нуждался в помощи во сне, но и для того, чтобы нести своего отца, бескрылого Гипноса, в мир снов в пещерах, где отец укрывался от всемогущего (разные сны снились даже богам Олимпа).

Некоторые художники изображают Морфея в виде старца с цветком мака, его символами были черный цвет (как ночь) и этот самый цветок.

Божество обитало в своем мире — мире грез Морфея. Это было место, где жила его семья. Формируя мечты смертных, как он хотел, и посещая спальни, Морфей спал в пещере, полной маковых семян. Наверно, именно поэтому морфий является опиумом на основе мака. Хотя утверждать точно не берется никто — все-таки это мифология.

Никто из смертных не допускался в обитель Морфея – только Боги Олимпа. Там протекала река забвения, жилище находилось за высокими воротами под стражей двух монстров, которые легко материализуют страхи любых незваных посетителей.

Отметим, что Морфей был одним из самых работящих богов – все-таки население каждую ночь смотрело сны. Поэтому у него не было времени обзавестись собственной семьей – у Морфея не было ни жены, ни детей.

Однако, художники и скульпторы иногда изображали его вместе с богиней радуги – Иридой.

Кто знает, может быть действительно у бога сновидений были тайные отношения. Мечты, которые он хранил от всех.

Боги и Богини сна существуют во всех мифологиях мира. Своей милостью они даровали нашим предкам спокойный отдых, приятные сновидения, вещие сны и сонные мечтания. Их гнев мог провоцировать кошмары, нарушения сна или бессонницу. Отличились в мифологической изобретательности не только древние славяне, у которых была богиня сновидений Соня. Подобные божественные сущности были у индийцев, древних греков, кельтов, японцев и других народов. Что у них общего и чем они отличаются? Давайте узнаем, какие они, самые известные божества.

Нидра Деви - это индийская богиня, которая является местным аналогом Дремы - богини сонных мечтаний. В фольклоре есть история о Рамаяне, в которой ее встречает воитель Лакшман. Он принял присягу служить и защищать своих свободных брата и сестру в течение 14 лет ссылки, в то время как его собственная жена Урмила осталась ждать его возвращения во дворце. Когда ночью он охранял лагерь, Богиня сна, то есть Нидра Деви, предстала перед ним. Она говорит ему, что пришло его время засыпать. Лакшман ей отвечает, что не станет спать в течение следующих 14 лет, ведь он нуждается в постоянной бодрости для того, чтобы охранять брата и сестру. Нидра Деви объясняет ему, что так долго бодрствовать попросту невозможно, и, что кто-то должен спать вместо него. Затем Лакшман говорит: «Моя жена, которую я оставил во дворце, будет страдать бессонницей, ожидая меня. Сделай мне одолжение, отдай ей мою часть сна».

Так, Лакшман простоял 14 лет своей службы, не сомкнув глаз, в то время как его жена проспала все эти годы в ожидании суженого. Милость богини сна стала настоящим спасением для этой легендарной семьи.

Гипнос

В греческой мифологии был бог Гипнос - сын Никс (Ночи) и Эребуса (Тьмы). Его брат - Танатос (Смерть). Оба брата живут в подземном мире (Аиде) со своими сестрами, или же в Эребусе, другой долине греческого подземного мира. По слухам, бог Гипнос обитает в большой пещере, откуда вытекает река Лета и где встречаются день и ночь. Его кровать сделана из черного дерева, на входе в пещеру растет множество маков и других гипнотических растений. В его пещере нет ни света, ни звука. По словам Гомера, он живет на острове Лемнос, который позже описывали как его собственный "Остров сновидений". Его дети Морфей, Фобетор и Фантазос являются богами сновидений, как плохих, так и хороших. Считается, что у него есть еще много детей, которые также связаны со стихией сна. Говорят, что по своей природе он спокойный и нежный бог, так как помогает нуждающимся людям. Вот только из-за сна забирает половину их жизни.

Английское, и впоследствии русское, слово «гипноз» происходит от имени этого таинственного бога. Это название возникло из-за старого заблуждения, согласно которому загипнотизированный человек впадает в состояние сна. На самом же деле гипнотический транс является измененным состоянием сознания, не имеющим ничего общего со сном.

Целый класс лекарств, вызывающих сон, известный как «гипнотики», также назван в честь Гипноса.

Сомн и Сон

Мифологические параллели - все еще нераскрытая и благодатная тема для исследований. К примеру, славянский бог сна Сон является, по всей видимости, калькой с древнеримского бога Сомна. Сомн же, в свою очередь, не кто иной, как описанный выше Гипнос, но под латинским именем. Его латинское имя звучит как Somnus - отсюда и производные слова, такие как "insomnia" (бессонница) и "гиперсомния".

Так, Гипнос перекочевал сначала к римлянам, став Сомном, а затем, намного позже, и к нашим предкам, став известным у них как бог сна - Сон.

Дрема

У Сна была супруга, известная под именем Дрема. Дрема покровительствовала послеобеденному сну, лени, расслабленности, неге и отдыху. Кроме того, Дрема - богиня сонных мечтаний. Наши предки видели ее в облике небольшого человечка, вальяжно прогуливающегося под окнами и ждущего прихода ночи. После того, как ночная тьма опускалась на землю, эта очаровательная богиня сна пробиралась в дом через малейшие щели, бреши и отверстия, и своим приятным гипнотическим голосом усыпляла всех жильцов, даруя им чувство расслабленности и безопасности. Дрема подходила к засыпающим детям закрывала им глаза, гладила по волосам и заботливо поправляла одеяло. Ее справедливо можно считать одним из самых таинственных персонажей в древнеславянской мифологии.

Соня и Мара

Богиня сновидений Соня была дочерью Мары и Велеса. Она покровительствовала плохим и хорошим снам. Ее любимым развлечением был вызов сновидений, связанных с любовными и эротическими переживаниями. От имени ее матери, Мары, происходит русское слово "кошмар". Оно интересным образом пересекается с английским словом "mare", которым в мифологии британских островов назывались черные кобылы (Мары), вызывающие сонные параличи и ночные кошмары. Именно от них происходит английское слово "nightmare" (плохой сон, ночной кошмар). Связь британских демонов со славянской богиней пока толком не исследована, но, по всей видимости, здесь имеет место мифологическая параллель, которую можно встретить не так уж и редко.

Морфей

Римский поэт Овидий упомянул в своих «Метаморфозах», что Морфеус приходится сыном богу Гипносу. Согласно Овидию, у него была тысяча братьев и сестер, причем сам Морфей, Фобетор и Фантазос были всего лишь наиболее заметными среди них. Роберт Бертон в своей «Анатомии меланхолии» в 1621 году ссылается на классические изображения Морфея: «Филостаратус рисует его в белом и черном плаще с короной цвета слоновой кости, полной черно-белых снов - приятных сновидений и кошмаров». Начиная со Средневековья, имя Морфея начало строго отождествляться со сном как таковым, постепенно вытеснив память о его отце Гипносе - подлинном боге сна.

Именно Морфей стал героем всех поверий и поговорок, связанных со сном. Поэтому его можно по праву считать самым известным среди всех богов и богинь сна, которым посвящена эта статья.

В представлениях наших предков сон был неразделим со временем ночи, а заснувший напоминал умершего. Подобно мертвецу, он смежает свои очи и делается недоступным внешним впечатлениям.
И Сон, и Смерть были признаваемы славянами за живые мифические существа, родственные друг другу.
В славянских сказках богатыри, убитые врагами, воскресая при окроплении их трупов живою водою, обыкновенно произносят: «Ах, как же я долго спал!» - «Спать бы тебе вечным сном, если б не живая вода и не моя помощь!» - отвечает добрый товарищ.
В современном языке вечный сон уподобляется смерти; наоборот, сон летаргический слывет в простонародье обмиранием, во время которого, по рассказам поселян, душа оставляет тело, странствует на том свете, видит рай и ад и узнает будущую судьбу людей. Животные, впадающие в зимнюю спячку, по общепринятому выражению, замирают на зиму.

Заходящее вечером солнце представляется не только умирающим, но и засыпающим, а восходящее утром - восстающим от сна; зимняя смерть природы иначе называется ее зимним сном; о замерзших реках и озерах выражаются, что они заснули.
Умерших называют усопшими; в Смоленской губернии мертвецы в старину назывались жмурики (от глагола «жмурить» - закрывать глаза); в Архангельской губернии существовало поверье: кто засыпает тотчас, как ляжет в постель, долго не проживет; у литовцев была примета: когда молодые ложились в первый раз вместе, кто из них засыпал прежде - тому и умереть суждено раньше.
Сербы не советуют спать, когда заходит солнце, чтобы вместе с умирающим светилом дня не заснуть и самому вечным сном.


Спящий мальчик (Портрет Тыранова) Крылов

Слово «стемнеть» употребляется в народном говоре в значении «ослепнуть» и «умереть»; не потому ли упырей (мертвецов, являющихся по смерти) большею частью представляют слепыми.
Как сон сближается со смертью, так, наоборот, бодрствование уподобляется жизни; поэтому «живой» означает неспящего, например: «Мы приехали на живых», то есть мы приехали, когда еще никто не спал; глагол «жить», употребляется в некоторых местах в смысле бодрствовать, не спать.

Эти братство сна и смерти, и верование, что душа во время сна может оставлять тело и блуждать в ином мире и видеть там все тайное, послужили основанием, почему сновидениям придано вещее значение. Для живой и впечатлительной фантазии наших предков виденное во сне не могло не иметь прямого отношения к действительности, среди которой так много было для них непонятного, таинственного, исполненного высшей, священной силы. Они признавали в сновидениях то же участие божества, какое признавали в гаданиях и оракулах; сновидения являлись, будто быстролетные посланники богов, вещатели их решений. Вера в пророческий смысл снов неискоренима и по сей день.

Эта тема часто встречается в сказаниях, преданиях нашего народа. Например, в «Слове о полку Игореве» есть рассказ о вещем сне князя Святослава:

В Киеве далеком, на горах,
Смутный сон приснился Святославу,
И объял его великий страх,
И собрал бояр он по уставу.
«С вечера до нынешнего дня, -
Молвил князь, поникнув головою, -
На кровати тисовой меня
Покрывали черной пеленою.
Черпали мне синее вино,
Горькое отравленное зелье,
Сыпали жемчуг на полотно
Из колчанов вражьего изделья.
Златоверхий терем мой стоял
Без конька, и, предвещая горе,
Вражий ворон в Плесенске кричал
И летел, шумя, на сине море».

Весь этот сон состоит из мрачных предзнаменований: черный покров и крик ворона знаменуют грядущее несчастье, терем без конька означает гибель кого-то из семьи, жемчуг - слезы, горькое вино напоминает выражение «упиться горем». Сон Святослава пророчески оправдался - русское войско потерпело поражение. Чудилось, кто-то нашептал Святославу черную весть, - а наши предки в самом деле верили, что спящий человек находится в сношениях с невидимым миром и получает оттуда загадочные вести.

СОННОЕ ЦАРСТВО

Жил-был царь, и была у него дочка, да такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Много женихов обивало пороги дворца, однако все уходили ни с чем, да еще бога благодарили, что живыми ушли. Царевна больше всего на свете любила плясать и выставляла такое условие:

За того замуж пойду, кто меня перепляшет!

И вот, чуть только появлялся новый жених, царевна увлекала его в пару и носилась по всем палатам дворца. Самые лучшие плясуны пытались тягаться с нею, однако она была неутомима, готова была хоть целый день носиться туда-сюда под музыку, и никто не мог ее переплясать. Некоторые, послабее, падали бездыханными, те, кто посильнее, еле уходили на подгибающихся ногах, навек зарекшись пускаться в пляс.

И вот однажды появился во дворце новый гость. Заиграла музыка, и царевна встала с ним в пару. И что же? Минул час, и два, и три, а гость был по-прежнему неутомим. К концу дня царевна еле передвигала ноги, а жених плясал да плясал с таким видом, будто только-только начал. В конце концов девушка лишилась чувств, не закончив танца, сломленная усталостью, и гость засмеялся:

Царь, я мог бы потребовать свою награду, но мне не нужна твоя дочь. От этого безумного веселья я успокою вас на вечные времена: ты, и царевна, и стольный град твой, и все царство - вы отдохнете наконец. Вы уснете непробудным сном, и будете спать до тех пор, пока не явится тот, кто сможет меня пересилить.

А надо сказать, что это был не простой человек, а сам бог зимы и смертного оцепенения Карачун, ненавистник всяческого веселья. Как он посулил, так и сделал: все в этом царстве заснули - и царь, и царевна-плясунья, и придворные, и слуги, и все жители, что люди, что животные. Скоро тропы и дороги заросли так, что ни пройти, ни проехать никто не мог, и лишь в сказках да преданиях хранилась память о Сонном царстве.

И вот молодой царевич из тридевятого царства услышал одну такую сказку, и овладело его душой неудержимое любопытство. Во что бы то ни стало решил он отыскать Сонное царство и отправился в путь. Ехал долго ли, коротко ли, и вот оказался среди непроходимых зарослей. Врубился он в них со своим мечом, и вот наконец показались ворота стольного града. На всех углах спали люди, собаки, лошади, птицы. То же было и во дворце: на троне спал царь, а рядом - прекрасная девушка, царевна. Лишь только поглядев на нее, юноша влюбился и, схватив царевну в объятия, начал ее целовать. Напрасно! Его горячие уста не могли разомкнуть сонного оцепенения.

Ее разбудит только тот, кто сможет меня пересилить!

Царевич обернулся и увидел грозного Карачуна.

Будем биться на мечах или драться на кулачках? - спросил храбрый юноша.

Вот еще! - усмехнулся Карачун. - Я предлагаю поглядеть, кто сможет больше выпить.

И тотчас перед ними оказалось две бочки зелена вина - да такие огромные, что в каждой можно было утонуть. Юноша понимал, что ему не выпить это вино никогда в жизни, и решил взять свое хитростью. Он занес ногу через край бочки, словно собирался туда кинуться.

Что это ты делаешь, смертный? - удивился Карачун.

Да неохота мне пить через край, - усмехнулся юноша. - Бочка-то тяжелая, разве поднимешь? Я лучше погружусь в бочку да потихоньку все вино и выхлебаю.

И я хочу попробовать, - обрадовался Карачун, плюхнулся в бочку и скрылся в ней с головой.

В то же мгновение царевич схватил крышку и задвинул ее, да для надежности забил покрепче.

УХ, как завыл Карачун! Он мигом лишился всей своей волшебной силы.

Выпусти меня, и я исполню любое твое желание, - закричал он, булькая и задыхаясь. - Чего ты хочешь?

Разбуди спящих и больше никогда не появляйся здесь, - потребовал царевич, и Карачуну пришлось поклясться, что он так и сделает.

Царевич открыл крышку - и в тот же миг Сонное царство пробудилось. А сердце царевны наконец-то пробудилось для любви, и она охотно отдала свою руку спасителю.

Вот только плясать она, пока спала, совсем разучилась. Но об том никто особенно не горевал!

***

Славянская мифология

Русские сказания