Титаник описание. Титаник: история создания и крушения лайнера

105 лет назад началось единственное путешествие "Титаника". Предлагаем интересные реальные истории пассажиров лайнера.

10 апреля 1912 года британский лайнер "Титаник" вышел из Саутгемптонского порта в своё первое и последнее плавание. Через четыре дня, после столкновения с айсбергом, ставший впоследствии легендарный лайнер потерпел крушение. На борту корабля находилось 2208 человек и только 712 пассажиров и членов экипажа сумели спастись. Пассажиры 3-го класса, погребенные заживо на дне океана, и миллионеры, выбирающие лучшие места в полупустых спасательных шлюпках, оркестр, играющий до последнего мгновенья и герои, спасающие своих возлюбленных ценой собственной жизни… Все это не только кадры из голливудского фильма, но и реальные истории пассажиров с "Титаника".

На пассажирской палубе “Титаника” собирались настоящие сливки общества: миллионеры, актеры и писатели. Не каждый мог позволить себе купить билет I класса - цена равнялась $60000 по нынешним ценам.

Пассажиры 3-го класса купили билеты всего по 35 долларов ($650 в наши дни), потому выше третьей палубы подниматься права не имели. В роковую ночь деление на классы оказалось как никогда ощутимым...

Одним из первых в спасательную шлюпку запрыгнул Брюс Исмей - генеральный директор компании "White Star Line", которая и владела “Титаником”. Лодка, рассчитанная на 40 человек, отчалила от борта лишь с двенадцатью.

После катастрофы Исмея обвинили в том, что он сел в спасательную лодку в обход женщин и детей, а также в том, что именно он дал капитану "Титаника" указание увеличить скорость, что и привело к трагедии. Суд его оправдал.

Уильям Эрнест Картер сел на борт "Титаника" в Саумпгемптоне вместе со своей женой Люси и двумя детьми Люси и Уильямом, а также двумя собаками.

В ночь катастрофы он находился на вечеринке в ресторане корабля первого класса,а после столкновения вместе с товарищами вышел на палубу, где уже готовили шлюпки. Сначала Уильям посадил дочь в шлюпку №4, но когда настала очередь сына, их ждали проблемы.

Прямо перед ними в лодку сел 13-летний Джон Райсон, после чего офицер, отвечавший за посадку, приказал не брать на борт мальчиков-подростков. Люси Картер находчиво накинула на 11-летнего сына свою шляпку и села вместе с ним.

Когда процесс посадки завершился и лодка начала спускаться на воду, Картер и сам быстро сел в нее вместе с еще одним пассажиром. Именно им оказался уже упомянутый Брюс Исмей.

21-летняя Роберта Мэони работала служанкой графини и плыла на "Титанике" вместе со своей хозяйкой в первом классе.

На борту она познакомилась с бравым молодым стюардом из команды корабля, а вскоре молодые люди влюбились друг в друга. Когда "Титаник" начал тонуть, стюард примчался в каюту Роберты, вывел ее на шлюпочную палубу и посадил в лодку, отдав ей свой спасательный жилет.

Сам он погиб, как и многие другие члены экипажа, а Роберту подобрало судно "Карпатия", на котором она доплыла до Нью-Йорка. Лишь там, в кармане пальто, она нашла значок со звездой, который в момент расставания стюард положил ей в карман на память о себе.

Эмили Ричардс плыла вместе с двумя маленькими сыновьями, мамой, братом и сестрой к своему мужу. В момент катастрофы женщина спала в каюте вместе со своими детьми. Разбудили их крики матери, вбежавшей в каюту после столкновения.

Ричардсы чудом смогли через окно залезть в спускающуюся шлюпку №4. Когда "Титаник" полностью затонул, пассажирам ее шлюпки удалось вытащить из ледяной воды еще семь человек, двое из которых, к сожалению, вскоре умерли от обморожения.

В первом классе путешествовал известный американский предприниматель Исидор Штраус с женой Идой. Штраусы были женаты уже 40 лет и никогда не расставались.

Когда офицер корабля предложил семье сесть в шлюпку, Исидор отказался, решив уступить место женщинам и детям, но Ида также последовала за ним

Вместо себя Штраусы посадили в шлюпку свою служанку. Тело Исидора было опознано по обручальному кольцу, тело Иды не было найдено.

На “Титанике” играло два оркестра: квинтет под руководством 33-летнего британского скрипача Уолласа Хартли и дополнительное трио музыкантов, которое было нанято, чтобы придать Café Parisien континентальную нотку.

Обычно два состава оркестра "Титаника" работали в разных частях лайнера и в разное время, но в ночь гибели корабля все оин объединились в один оркестр.

Один из спасенных пассажиров "Титаника" напишет позже:"В ту ночь было совершено много героических поступков, но ни один из них не мог сравниться с подвигом этих нескольких музыкантов, игравших час за часом, хотя судно погружалось все глубже и глубже, а море подбиралось к месту, где они стояли. Музыка, которую они исполняли, дала им право быть внесенными в список героев вечной славы".

Тело Хартли было найдено через две недели после гибели "Титаника" и отправлено в Англию. К его груди была привязана скрипка - подарок невесты. Среди других участников оркестра выживших не оказалось…

Четырехлетний Мишель и двухлетний Эдмонд путешествовали с отцом, который погиб во время крушения, и считались "сиротами Титаника", до тех пор, пока их мать не нашлась во Франции.

Мишель умер в 2001 году, он был последним из оставшихся в живых лиц мужского пола на "Титанике".

Винни Коутс направлялась в Нью-Йорк вместе с двумя детьми. В ночь катастрофы она проснулась от странного шума, но решила подождать распоряжений членов экипажа. Ее терпение лопнуло, она долго металась по бесконечным коридорам корабля, заблудившись.

Внезапно встреченный член экипажа направил ее к шлюпкам. Она накнулась на сломанные закрытые ворота, но именно в этот момент появился еще один офицер, который и спас Винни и ее детей, отдав им свой спасательный жилет.

В итоге Винни оказалась на палубе, где шла посадка в шлюпку №2, на которую, буквально чудом, ей и удалось погрузиться..

Семилетняя Ева Харт спаслась с тонущего "Титаника" вместе с матерью, но ее отец погиб во время крушения.

Элен Уокер считает, что ее зачатие произошло именно на "Титанике" перед столкновением с айсбергом. "Для меня это много значит", – признавалась она в интервью.

Ее родителями были 39-летний Сэмюэл Морли, владелец ювелирного магазина в Англии, и 19-летняя Кейт Филлипс, одна из его работниц бежали в Америку от первой жены мужчины, стремясь начать новую жизнь.

Кейт села в спасательную шлюпку, Сэмюэл прыгнул за ней в воду, но не умел плавать и утонул. "Мама провела в спасательной шлюпке 8 часов, – рассказывала Элен. – Она была в одной ночной рубашке, но один из моряков отдал ей свой джемпер".

Вайолетт Констанс Джессоп. До последнего момента стюардесса не хотела наниматься на “Титаник”, но ее переубедили друзья, поскольку считали, что это будет "прекрасный опыт".

До этого, 20 октября 1910 года Вайолетт стала стюардессой трансатлантического лайнера "Олимпик", который через год из-за неудачного маневрирования столкнулся с крейсером, но девушке удалось спастись.

И с “Титаника” Вайолетт спаслась на шлюпке. Во время Первой мировой войны девушка пошла работать медсестрой, а в 1916-м попала на борт "Британика", который… тоже пошел ко дну! Две шлюпки с экипажем затянуло под винт тонущего судна. Погиб 21 человек.

В их числе могла бы быть и Вайолетт, которая плыла в одной из разбитых шлюпок, но вновь удача была на ее стороне: она успела выпрыгнула из лодки и выжила.

Кочегар Артур Джон Прист также пережил кораблекрушение не только на "Титанике", но и на "Олимпике" и "Британике" (кстати, все три судна были детищами одной компании). На счету Приста и вовсе 5 кораблекрушений.

21 апреля 1912 года "New York Times" опубликовала историю Эдварда и Этель Бинов, которые плыли на "Титанике" во втором классе. После крушения Эдвард помог супруге сесть в шлюпку. Но когда лодка уже отплыла, он увидел, что она наполовину пуста, и бросился в воду. Этель втащила мужа в шлюпку.

Среди пассажиров "Титаника" был известный теннисист Карл Бер и его возлюбленная Хелен Ньюсом. После катастрофы, спортсмен прибежал в каюту и вывел женщин на шлюпочную палубу.

Влюбленные уже готовы были навсегда попрощаться, когда глава компании "Уайт Стар Лайн" Брюс Исмей лично предложил Беру место в лодке. Спустя год Карл и Хелен поженились, а позже стали родителями троих детей.

Эдвард Джон Смит - капитан "Титаника ", который был очень популярен и среди членов экипажа, и среди пассажиров. В 2.13 ночи, всего за 10 минут до окончательного погружения корабля под воду, Смит вернулся на капитанский мостик, где и решил встретить смерть.

Второй помощник капитана Чарльз Герберт Лайтоллер спрыгнул с корабля одним из последних, чудом избежав засасывания в вентиляционную шахту. Он доплыл до складной шлюпки Б, плававшей вверх дном: оторвавшаяся и упавшая в море рядом с ним труба "Титаника " отогнала шлюпку дальше от тонущего судна и позволила ей оставаться на плаву.

Американский бизнесмен Бенджамин Гуггенхайм во время крушения помогал женщинам и детям погрузиться в спасательные шлюпки. На предложение спастись самому, он ответил: "Мы одеты в наши лучшие наряды и готовы погибнуть как джентльмены".

Бенджамин погиб в возрасте 46 лет, тело его не было найдено.

Томас Эндрюс - пассажир первого класса, ирландский бизнесмен и судостроитель, был конструктором "Титаника"...

Во время эвакуации Томас помогал пассажирам усаживаться в шлюпки. Последний раз он был замечен в курильной комнате первого класса возле камина, где смотрел на картину "Порт Плимут". Его тело после крушения так и не было найдено.

Джон Джейкоб и Маделин Астор - миллионер, писатель-фантаст со своей молодой супругой путешествовали первым классом. Маделин спаслась на шлюпке №4. Тело Джона Джейкоба было поднято с глубин океана через 22 дня после его гибели.

Полковник Арчибальд Грейси IV - американский писатель и историк-любитель, который остался в живых после крушения "Титаника". Вернувшись в Нью-Йорк, Грейси сразу начал писать книгу о своём плавании.

Именно она стала настоящей энциклопедией для историков и исследователей катастрофы, благодаря содержащемуся в ней большому количеству имен пассажиров-безбилетников и пассажиров 1-го класса, оставшихся на "Титанике". Здоровье Грейси было сильно подорвано переохлаждением и травмами, и он умер в конце 1912 года.

Маргарет (Молли) Браун - американская светская дама, филантроп и активист. Выжила. Когда на " Титанике " возникла паника, Молли усаживала людей в спасательные шлюпки, сама же отказывалась садиться туда.

"Если случится худшее, я выплыву", - говорила она, пока в конце концов кто-то силой не столкнул ее в шлюпку номер 6, сделавшую ее знаменитой.

После Молли организовала Фонд помощи спасшимся с "Титаника".

Миллвина Дин была последней из выживших пассажиров "Титаника ": она умерла 31 мая 2009 года в возрасте 97 лет в доме престарелых в хэмпширском Эшурсте в 98-ю годовщину спуска лайнера на воду.

Ее прах был развеян 24 октября 2009 года в порту Саутгемптона, откуда "Титаник " начал свой первый и последний рейс. На момент гибели лайнера ей было два с половиной месяца

April 14th, 2010 , 02:24 am

Я видел секретные карты,
Я знаю, куда мы плывем.
Капитан, я пришел попрощаться с тобой, с тобой
И твоим кораблем.

14 апреля 1912 года произошло одно из масшатбнейших кораблекрушений мира. Во время своего первого рейса Британский пароход компании «Уайт Стар Лайн», крупнейший пассажирский лайнер мира на момент своей постройки, второй из трёх пароходов-близнецов типа «Олимпик» под названием Титаник столкнулся с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул. На борту "Титаника" находилось 1316 пассажиров и 892 члена экипажа, всего 2208 человек. Из них выжило 706 человек, погибло свыше 1500. Катастрофа «Титаника» стала более чем легендарной... В канун 98ой годовщины катастрофы мы решили сделать пост об истории Титаника с фотографиями этого лайнера.

Я спускался в трюм,
Я беседовал там
С господином - начальником крыс.
Крысы сходят на берег
В ближайшем порту
В надежде спастись.

КАКИМ ОН БЫЛ

Заложен "Титаник" был 31 марта 1909 года на верфях судостроительной компании «Харланд энд Вольф», а вот- спустя два года - 31 мая 1911 года, и еще почти через год - 2 апреля 1912 года - прошёл ходовые испытания... До роковой поездки оставалось меньше двух недель...

Закладка киля "Титаника". Самое начало истории

Представить размеры "Титаника" поможет контурный сравнительный рисунок:

Обратите внимание, насколько еще один известнейший современный лайнер Queen Mary 2 больше "Титаника". И насколько "Титаник" грандиозе в сравнении с другими силуэтами... Если оперировать цифрами. можно сказать, что высота корабля от киля до верхушек труб составляла 53 целых и 4 десятых метра.

Почему "Титаник" считали непотопляемым... благодаря пятнадцати водонепроницаемым переборкам в трюме. По идее. они создавали шестнадцать водонепроницаемых отсеков. с помощью еще множества перегородок, делящихся - в итоге на 46 водонепроницаемых отсеков. По идее, «Титаник» был построен так, что мог оставаться на плаву при затоплении любых двух из его 16 водонепроницаемых отсеков, любых трёх из первых пяти отсеков, или же всех первых четырёх отсеков... Но... только по идее...


На фото "внутренности" корабля: его паровые машины, турбины, трубинный вал и ротор.

Шлюпки

Одним из примечательных моментов в катастрофе "титаника" стало то, что находящимся на борту людям катастрофически не хватало шлюпок... Оказывается, это потому, что в формальном соответствии с действовавшими требованиями Британского кодекса торгового мореплавания пароход имел 20 спасательных шлюпок, которых было достаточно для посадки 1178 человек, то есть для 50 % людей, находившихся в этот момент на борту и 30 % от плановой загрузки. Это учитывалось с расчетом на увеличение прогулочного места по палубе пассажиров парохода.

Стапель и деки "Титаника"

На стапели - "Титаник" и его брат-близнец "Олимпик"

Вот такой был вал винтов "Титаника"

Корпус "Титаника" готов! На втором же фото - начало спуска "Титаника" на воду!

"Титаник" медленно уходит со стапелей.

На воду спущен!

Буксировка "Титаника" к доковой стенке

Монтаж котлов на "Титанике"

Утро перед официальным спуском на воду. Фото передает всю монументальность лайнера...

Буксировка "Титаника" через фарватер Белфаста

"Титаник" на пути в Англию

Знаменитости на борту "Титаника"

В первом и последнем путешествии лайнера приняли участие многие знаменитости того времени, включая миллионера и крупного промышленника Джона Джейкаба Астора IV и его жену Мэделин Астор, бизнесмена Бенджамина Гуггенхайма, владельца универмага «Macy"s» Исидора Штрауса и его супругу Иду, эксцентричную миллионерку Маргарет Молли Браун, получившую после гибели судна прозвище «Непотопляемая», сэра Косма Дафф Гордона и его жену, популярную в начале века модельера леди Люси Дафф Гордон, бизнесмена и игрока в крикет Джона Тайера, британского журналиста Уильяма Томаса Стида, графиню Ротскую, военного помощника президента США Рчибальда Бутта, киноактрису Дороти Гибсон и многих других...

Прием пассажиров на борт... Кто знает, может, в шлюпке сейчас та самая "непотопляемая" Молли Браун!

Одна из знаменитейших фотографий корабля - "Титаник" уходитв плавание...

На верхней палубе играет оркестр,
И пары танцуют фокстрот,
Стюард разливает огонь по бокалам
И смотрит, как плавится лед.
Он глядит на танцоров, забывших о том,
Что каждый из них умрет.

"Титаник" на пути в Нью-Йорк... Справа от него еще один гигант кораблестроения - "Океаник"

Буксировка "Титаника" - в океан

"Титаник" с берега Ирландии. Две последние фотографии лайнера ДО крушения

КАК ОН УТОНУЛ

Моменту столкновения лайнера с айсбергом посвящено множество произведений, как в кино, так и в живописи. Но мы ориентируемся на факты и привоим хронологию от... и до...:

Путь «Титаника»...

Среда, 10 апреля 1912 года
12:00 - «Титаник» отходит от причальной стенки Саутгемптонского порта и едва избегает столкновения с американским лайнером «Нью-Йорк».
19:00 - остановка в Шербуре (Франция) для взятия на борт пассажиров и почты.
21:00 - «Титаник» вышел из Шербура и направился в Квинстаун (Ирландия).

Четверг, 11 апреля 1912 года
12:30 - остановка в Квинстауне для взятия на борт пассажиров и почты; один член команды дезертирует с «Титаника».
14:00 - «Титаник» отбывает из Квинстауна с 1316 пассажирами и 891 членом экипажа на борту.

Воскресенье, 14 апреля 1912 года
09:00 - «Карония» сообщает о льдах в районе 42° северной широты, 49-51° западной долготы.
13:42 - «Балтик» сообщает о наличии льдов в районе 41°51′ северной широты, 49°52′ западной долготы.
13:45 - «Америка» сообщает о льдах в районе 41°27′ северной широты, 50°8′ западной долготы.
19:00 - температура воздуха 43° по шкале Фаренгейта (6 °C).
19:30 - температура воздуха 39° по шкале Фаренгейта (3,9 °C).
19:30 - «Калифорниэн» сообщает о льдах в районе 42°3′ северной широты, 49°9′ западной долготы.
21:00 - температура воздуха 33° по шкале Фаренгейта (0,6 °C).
21:30 - второй помощник капитана Лайтоллер предупреждает судового плотника и вахтенных в машинном отделении о том, что необходимо следить за системой пресной воды - вода в трубопроводах может замёрзнуть; он велит вперёдсмотрящим наблюдать за появлением льдов.
21:40 - «Месаба» сообщает о льдах в районе 42°-41°25′ северной широты, 49°-50°30′ западной долготы.
22:00 - температура воздуха 32° по шкале Фаренгейта (0 °C).
22:30 - температура забортной воды понизилась до 31° по шкале Фаренгейта (−0,56 °C).
23:00 - «Калифорниэн» предупреждает о наличии льдов, но радист «Титаника» обрывает радиообмен раньше, чем «Калифорниэн» успевает сообщить координаты района.
23:40 - В точке с координатами 41°46′ северной широты, 50°14′ западной долготы (впоследствии выяснилось, что эти координаты были рассчитаны неверно) на расстоянии около 450 метров прямо по курсу был замечен айсберг. Несмотря на манёвр, через 39 секунд произошло касание подводной части судна, и корпус судна получил многочисленные мелкие пробоины на длину около 100 метров. Из 16 водонепроницаемых отсеков судна 6 были прорезаны (в шестом течь была крайне незначительна).

"- Перед нами лёд! - закричал Флит и тут же ударил в колокол, висевший в "вороньем гнезде". Три удара были сигналом, означавшим, что прямо по курсу находится какой-то объект. Одновременно он бросился к телефону, соединяющему "воронье гнездо" с мостиком. Шестой помощник Дж. П. Муди отозвался почти мгновенно.
- Лёд прямо по курсу - выкрикнул Флит.
- Спасибо, - ответил Муди (его вежливый ответ стал потом частью легенды)."

Понедельник, 15 апреля 1912 года
00:05 - отдан приказ расчехлить спасательные шлюпки и созвать членов экипажа и пассажиров к местам сбора.
00:15 - с «Титаника» передан первый радиотелеграфный сигнал о помощи.
00:45 - выпущена первая сигнальная ракета, и спущена на воду первая спасательная шлюпка (№ 7).
01:15 - допущены на палубу пассажиры 3 класса.
01:40 - выпущена последняя сигнальная ракета.
02:05 - спущена последняя спасательная шлюпка (складная шлюпка D).
02:10 - переданы последние радиотелеграфные сигналы.
02:17 - гаснет электрическое освещение.
02:18 - «Титаник» быстро погружаясь разламывается на три части (об этом стало известно в 1996 году после экспедиции Наржоле)[источник не указан 30 дней].
02:20 - «Титаник» затонул.
03:30 - из спасательных шлюпок замечают сигнальные ракеты, выпущенные с «Карпатии».
04:10 - «Карпатия» подобрала первую шлюпку с «Титаника» (шлюпку № 2).
08:30 - «Карпатия» подобрала последнюю (№ 12) шлюпку с «Титаника».
08:50 - «Карпатия», взяв на борт 704 человека, спасшихся с «Титаника», берёт курс на Нью-Йорк.

Первые новости о гибели "Титаника". Кстати, в первые дни газеты сообщали неверную информацию о числе жертв, основанную на противоречивых слухах

Но
Пока Титаник плывет.
Никто не хочет и думать о том,
Пока, пока Титаник плывет.

Погибшие и выжившие в катастрофе

Спаслись почти все женщины и дети из кают 1 и 2 классов. Больше половины женщин и детей из кают 3 класса погибли, поскольку им было трудно найти путь наверх через лабиринты узких коридоров. Погибли также почти все мужчины. Трагедия семьи Полсон унесла жизни матери Альмы и всех её четырёх малолетних детей, которых в Нью-Йорке напрасно ждал отец Нильс.

Уцелело 323 мужчины (20 % всех взрослых мужчин) и 331 женщина (75 % всех взрослых женщин), в том числе Виолетт Джессоп, Дороти Гибсон, Молли Браун, Люси Дафф Гордон и другие.

В мае 2006 года в возрасте 99 лет умерла последняя американка-очевидец, выжившая при крушении «Титаника». Об этом сообщило бостонское похоронное бюро. Она скончалась накануне в своём доме. Шведка по происхождению Лиллиан Гертруд Асплунд (швед. Lillian Gertrud Asplund), которой во время катастрофы было пять лет, потеряла в ней отца и трёх братьев. Выжили её мать и брат, которому тогда было три года. Они были пассажирами третьего класса и спаслись в шлюпке № 15. Асплунд была последней, кто помнил о том, как произошла трагедия, однако она избегала публичности и редко говорила об этом событии.

Последняя из пассажиров «Титаника», Миллвина Дин, которой на момент гибели лайнера было два с половиной месяца, скончалась 31 мая 2009 года. Её прах был развеян по ветру 24 октября 2009 года в порту Саутгемптона, откуда «Титаник» начал свой единственный рейс.

Простите... Немного "черного юмора" по поводу - тоже не помешает

Матросы продали винт эскимосам за бочку вина,
И судья со священником спорят всю ночь,
Выясняя, чья это вина.
И судья говорит, что все дело в законе,
А священник - что дело в любви.
Но при свете молний становится ясно -
У каждого руки в крови.

НА ДНЕ МОРСКОМ...

1 сентября 1985 года экспедиция, под руководством директора Института океанологии города Вудс-Холл, штат Массачусетс, доктора Роберта Балларда, обнаружила место залегания «Титаника» на дне Атлантического океана на глубине 3750 метров. Вот первые фото "Титаника" ПОСЛЕ трагедии:


Пока Титаник плывет.
Никто не хочет и думать о том,
Пока, пока Титаник плывет.

Я видел акул за кормой,
Акулы глотают слюну,
Капитан, все акулы в курсе,
Что мы скоро пойдем ко дну.

Вот, собственно, и все... Конечно, можно было бы сказать, что Кэмерон, собирается снять свой фильм еще и в 3D - аккурат к столетию со дня катастрофы, можно было бы вспомнить и другие произведения, от книг до других фильмов, но зачем... С точки зрения отражения катастрофы "Титаника" в искусстве, лично мне больше импонирует песня от Бутусова. кстати, что забавно, нынче туристам предлагают пощекотать нервы, в плавании, подобном пути "Титаника":
"Новый суперлайнер Golden Princess, вмещающий 3800 пассажиров, вскоре отправится к берегам Антарктиды, передает "Взгляд".

Это самый большой корабль за всю историю антарктического туризма. Огромное круизное судно так же, как и печально знаменитый "Титаник", не обладает ледовой защитой и будет плавать в малоисследованных водах, что делает рейс в Антарктику весьма рискованным мероприятием".

Впереди встает холодной стеной
Арктический лед.
Но никто не хочет и думать о том,
Куда Титаник плывет.
Никто не хочет и думать о том,
Пока, пока Титаник плывет.

Все это я не сочиняла ночами сама, просто собрала в одном посте плоды работы других людей - скорее для себя (с детства помешанной на катастрофе "Титаника" - задолго до фильма, между прочим). Этих людей и хочется поблагодарить:
1. За самую полную фотоподборку истории "Титаника" - спасибо, .

UPD: Истории нескольких мужчин, погибших на "Титанике", найденные в ЖЖ mi3ch и утащенные с его любезного разрешения:

Подполковник Джон Джекоб Астор IV - американский миллионер, бизнесмен, писатель, участник Испано-американской войны. В 1894 году написал роман «Путешествия в другие миры», в котором описаны путешествия к Сатурну и Юпитеру в 2088 году. Астор был самым богатым пассажиром на борту «Титаника».
Посадил в шлюпку жену вместе с горничной и медсестрой. Попросил разрешения сесть вмести с ними. Ему отказали. Он не настаивал.

Майор Арчибальд Уиллингем Батт - главный военный помощник президентов США Рузвельта и Тафта. Помогал женщинам и детям занять места в шлюпках.

Бенджамин Гуггенхайм - миллионер. Посадил в шлюпку свою возлюбленную и ее горничную. Понимая, что ситуация намного серьёзнее и ему не удастся спастись, Гуггенхайм вернулся с камердинером в каюту, где переоделись во фраки. Вместе с ним он уселся за столиком в центральном холле, где неспешно попивал виски, наблюдая за катастрофой. Когда кто-то предложил им попытаться спастись, Гуггенхайм ответил: «Мы одеты в соответствии с нашим положением и готовы погибнуть как джентльмены».

Лейтенант Уильям Макмастер Мэрдок - был ответственным офицером на мостике в ночь столкновения «Титаника» с айсбергом. После столкновения Мэрдок руководил эвакуацией пассажиров с правого борта, во время которой он спустил на воду 10 спасательных шлюпок, благодаря чему спаслось 75 % всех выживших в катастрофе.

Фрэнсис Дэвис Миллет - американский художник и скульптор. Последний раз его видели помогающим сажать женщин и детей в шлюпки.

Юозас Монтвила - литовский католический священник. По сообщениям выживших очевидцев, он не воспользовался возможностью занять место в спасательной шлюпке, а вместо этого утешал людей, выслушивал тех, кто желал исповедаться.

Джеймс Пол Муди - шестой офицер лайнера «Титаник». Помогал спустить шлюпки номер 12, 14 и 16. При загрузке 14 шлюпки пятый офицер Гарольд Лоу хотел, чтобы в неё сел младший офицер, но Муди уступил ему место.

Уильям Томас Стид - британский журналист, публицист, общественный деятель, эсперантист, пропагандировал принцип «Мир через Арбитраж», вероятный претендент на Нобелевскую премию мира 1912 года, а также один из пионеров журналистских расследований. После столкновения корабля с айсбергом он помогал сажать женщин и детей в спасательные шлюпки. Потом ушёл в курительную комнату, где его в последний раз видели читающим книгу в кресле.

Джордж Дантон Уайденер - американский бизнесмен, миллионер. После столкновения судна посадил жену и служанку в спасательную шлюпку.

Джон Джордж Филлипс - старший из радистов «Титаника» и первый в истории оператор, подавший международный сигнал о спасении S.O.S. До последней минуты не покидал радиорубку, передавая сигналы о помощи.

Уоллес Генри Хартли - британский скрипач и руководитель оркестра «Титаника». После столкновения Титаника с айсбергом, Хартли и его оркестр начал играть музыку, чтобы сохранять спокойствие пассажиров во время посадки в шлюпки. Многие из оставшихся в живых рассказывали, что оркестр продолжал играть до самого конца. Ни один из участников оркестра не выжил.

Исидор Штраус - германо-американский предприниматель, совладелец крупнейшей американской сети универмагов «Macy"s». Член Палаты представителей США. После катастрофы один из офицеров предложил Исидору и его жене Иде вдвоём сесть в шлюпку, но Исидор отказался, решив разделить участь других мужчин тонущего корабля. Он попытался усадить в шлюпку Иду, но она отказалась оставить мужа. Вместо себя Штраусы посадили в шлюпку свою служанку.

Томас Эндрюс-мл. - ирландский бизнесмен и судостроитель, конструктор «Титаника». Во время эвакуации помогал пассажирам усаживаться в шлюпки. В последний раз его видели в курильной комнате возле камина, где он смотрел на картину «Порт Плимут». Предполагалось, что «Титаник» посетит его на обратном пути. Согласно другим свидетельствам Томаса Эндрюса последний раз видели тогда, когда он бросал в воду шезлонги с прогулочной палубы, чтобы пассажиры, оказавшиеся в воде, могли использовать их в качестве спасательных плотов.



Добавить свою цену в базу

Комментарий

«Титаник» (англ. Titanic) – британский трансатлантический пароход, второй лайнер класса «Олимпик». Строился в Белфасте на верфи «Харленд энд Вулф» с 1909 по 1912 год по заказу судоходной компании «Уайт Стар Лайн».

На момент ввода в эксплуатацию являлся самым большим судном в мире.

В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года во время первого рейса потерпел крушение в северной Атлантике, столкнувшись с айсбергом.

Информация о судне

«Титаник» был оборудован двумя четырёхцилиндровыми паровыми машинами и паровой турбиной.

  • Вся силовая установка обладала мощностью 55 000 л. с.
  • Корабль мог развивать скорость до 23 узлов (42 км/ч).
  • Его водоизмещение, превышавшее пароход-близнец «Олимпик» на 243 т, составляло 52 310 т.
  • Корпус судна был изготовлен из стали.
  • Трюм и нижние палубы разделялись на 16 отсеков переборками с герметичными дверями.
  • При повреждении днища попаданию воды в отсеки препятствовало двойное дно.

Журнал «Шипбилдер» назвал «Титаник» практически непотопляемым, это высказывание получило широкое распространение в прессе и среди общественности.

В соответствии с устаревшими правилами «Титаник» был оснащён 20 спасательными шлюпками, суммарной вместимостью 1178 человек, что составляло лишь треть от максимальной загрузки парохода.

Каюты и общественные помещения «Титаника» разделялись на три класса.

К услугам пассажиров первого класса были представлены плавательный бассейн, корт для игры в сквош, ресторан А la carte, два кафе, гимнастический зал. Во всех классах имелись обеденные и курительные салоны, открытые и закрытые променады. Наиболее роскошными и изысканными были интерьеры первого класса, выполненные в различных художественных стилях с использованием дорогих материалов, таких как красное дерево, позолота, витражное стекло, шёлк и прочие. Каюты и салоны третьего класса оформлялись максимально просто: стальные стены окрашивались в белый цвет либо обшивались деревянными панелями.

1 0 апреля 1912 года «Титаник» отправился из Саутгемптона в свой первый и единственный рейс. Совершив остановки во французском Шербуре и ирландском Квинстауне, корабль вышел в Атлантический океан с 1317 пассажирами и 908 членами экипажа на борту. Командовал судном капитан Эдвард Смит. 14 апреля радиостанция «Титаника» приняла семь ледовых предупреждений, однако лайнер продолжал двигаться почти на предельной скорости. Чтобы избежать встречи с плавучими льдами, капитан приказал идти чуть южнее привычного маршрута.

  • В 23:39 14 апреля вперёдсмотрящий доложил на капитанский мостик об айсберге прямо по курсу. Меньше чем через минуту произошло столкновение. Получив несколько пробоин, пароход начал тонуть. В шлюпки сажали в первую очередь женщин и детей.
  • В 2:20 15 апреля, разломившись на две части, «Титаник» затонул, унеся жизни 1496 человек. 712 спасшихся человек подобрал пароход «Карпатия».

Обломки «Титаника» покоятся на глубине 3750 м. Впервые их обнаружила экспедиция Роберта Балларда в 1985 году. Последующие экспедиции подняли со дна тысячи артефактов. Носовая и кормовая части глубоко ушли в донный ил и находятся в плачевном состоянии, подъём их на поверхность в целости не представляется возможным.

Крушение парохода «Титаник»

Катастрофа унесла жизни, по разным данным, от 1495 до 1635 человек. До 20 декабря 1987 года, когда потерпел крушение филиппинский паром «Донья Пас», унёсший жизни более 4000 человек, гибель «Титаника» оставалась самой крупной по количеству погибших катастрофой на море в мирное время. Неформально является самой знаменитой катастрофой XX века.

Альтернативные версии гибели корабля

А теперь – альтернативные версии, каждая из которых имеет своих приверженцев во всемирном клубе любителей тайн.

Пожар

Пожар в угольном отсеке, возникший еще до отплытия и спровоцировавший сначала взрыв, а потом и столкновение с айсбергом. Владельцы судна знали о возгорании и пытались скрыть его от пассажиров. Такую версию выдвинул британский журналист Шенан Молони, пишет The Independent. Молони более 30 лет исследует причины крушения «Титаника».

В частности, он изучил фотографии, снятые до того, как корабль вышел из судоверфи в Белфасте. Журналист увидел черные метки вдоль правой части корпуса корабля – как раз там, где его пробил айсберг. Впоследствии эксперты подтвердили, следы, вероятно, были вызваны начавшимся пожаром в хранилище топлива. «Мы рассмотрели именно то место, в котором застрял айсберг, и, кажется, эта часть корпуса в этом месте была очень уязвима, и это произошло еще до того, как он покинул верфь в Белфасте», – говорит Молони. Команда из 12 человек пыталась потушить пламя, но оно было слишком большим, чтобы быстро взять его под контроль. Оно могло достичь температуры до 1000 градусов по Цельсию, что сделало корпус Титаника в этом месте очень уязвимым. И когда он ударился об лед, отмечают эксперты, сразу же порвался. Издание также добавило, что руководство лайнера запретило говорить о пожаре пассажирам. «Это идеальное совпадение необычных факторов: огня, льда и преступной халатности. Никто не расследовал эти метки до этого. Это полностью меняет историю», – говорит Молони.

Заговор

Теория заговора: это вовсе не «Титаник»! Эта версия была выдвинута специалистами по изучению причин гибели судна Робином Гардинером и Дэном Ван Дер Ваттом, опубликованной в книге “Загадка Титаника”. Согласно этой теории, затонувшим судном является вовсе не «Титаник», а его брат-близнец “Олимпик”. Эти суда на вид практически ничем не отличались друг от друга. 20 сентября 1911 года “Олимпик” столкнулся с крейсером Британского флота “Хоук”, в результате чего оба корабля были серьезно повреждены. Собственники «Олимпика» понесли большие убытки, так как тех повреждений, которые были нанесены «Олимпику», оказалось недостаточно для страховой выплаты.

Теория основывается на предположении о возможном мошенничестве с целью получения владельцами «Титаника» страховых выплат. Согласно этой версии, владельцы «Титаника» намерено направили «Олимпик» в район возможного появления льдов и при этом убедили капитана не снижать скорость, чтобы корабль получил серьезные повреждения при столкновении с ледяной глыбой. Эту версию поначалу подкрепляло то, что со дна Атлантического океана, где лежит «Титаник», было поднято достаточно большое количество предметов, но не было найдено ничего, что несло бы на себе название “Титаник”. Эта теория была опровергнута после того, как на поверхность подняли детали, на которых был выбит бортовой (строительный) номер «Титаника» – 401. У«Олимпика» же бортовой номер был 400. Кроме того, отчеканенный бортовой номер «Титаника» был обнаружен и на гребном винте затонувшего судна. И даже несмотря на это, у теории заговора все еще остается ряд последователей.

Германская атака

1912 год. До Первой мировой остается два года, и перспектива вооруженного конфликта между Германией и Великобританией становится все более вероятной. Германия является обладателем нескольких десятков субмарин, которые во время войны развернут безжалостную охоту за вражескими судами, пытающимися пересечь океан. Например, поводом к вступлению Америки в войну станет то, что подлодка U-20 потопит в 1915 году «Лузитанию» – близняшку той самой «Мавритании», что установила рекорд скорости и завоевала «Голубую ленту Атлантики» – помните?

Основываясь на этих фактах, некоторые западные издания предложили в середине девяностых свою версию гибели «Титаника»: торпедная атака германской подводной лодкой, тайно сопровождавшей лайнер. Целью атаки была дискредитация британского флота, славящегося своей мощью на весь мир. В соответствии с этой теорией «Титаник» то ли вообще не сталкивался с айсбергом, то ли получил в столкновении весьма незначительные повреждения и остался бы на плаву, если бы германцы не добили корабль торпедой.

Что говорит в пользу этой версии? Честно говоря, ничего.

Столкновение с айсбергом было – это не подлежит сомнению. Палубу судна даже засыпало снегом и ледяной крошкой. Веселые пассажиры затеяли играть ледышками в футбол – что судно обречено, станет ясно позже. Само столкновение прошло на удивление тихо – из пассажиров его почти никто не почувствовал. Торпеда же, согласитесь, вряд ли могла взорваться совершенно бесшумно (тем более что некоторые уверяют, будто субмарина выпустила по кораблю целых шесть торпед!).

Сторонники теории германской атаки утверждают, правда, что люди в шлюпках слышали страшный грохот перед самым погружением «Титаника» – ну так это было спустя два с половиной часа, когда над водой осталась лишь задранная в небо корма и гибель судна не вызывала никаких сомнений. Вряд ли немцы выпустили бы торпеду по почти затонувшему кораблю, не правда ли? А грохот, который слышали спасшиеся, объяснялся тем, что корма «Титаника» поднялась практически вертикально и со своих мест сорвались огромные паровые котлы. Также не стоит забывать, что примерно в эти же минуты «Титаник» разломился пополам – киль не выдержал веса поднявшейся кормы (правда, узнают об этом только после обнаружения лайнера на дне: разлом произошел ниже уровня воды), а это тоже вряд ли произошло бесшумно. Да и с чего вдруг германцы за два года до начала войны стали бы топить пассажирский лайнер? Это представляется, мягко говоря, сомнительным. А говоря прямо – абсурдом.

Проклятие

Мистическая версия: проклятие фараонов. Доподлинно известно, что один из историков, лорд Кэнтервиль перевозил на «Титанике» в деревянном ящике прекрасно сохранившуюся египетскую мумию жрицы — прорицательницы. Поскольку мумия имела достаточно высокую историческую и культурную ценность, она была помещена не в трюм, а размещена непосредственно возле капитанского мостика. Суть теории заключается в том, что мумия оказала влияние на рассудок капитана Смита, который, несмотря на многочисленные предупреждения о льдах в том районе, где плыл «Титаник», не сбросил скорость и тем самым обрек судно на верную гибель. В пользу этой версии говорят известные случаи загадочной гибели людей, побеспокоивших покой древних захоронений, в особенности – мумифицированных египетских правителей. Причем смерти были связаны именно с помутнением рассудка, в результате которого люди совершали неадекватные действия, часто имели место случаи суицида. Фараоны приложили руку к гибели «Титаника»?

Ошибка рулевого

Одна из последних версий гибели Титаника заслуживает особого внимания. Она появилась после того, как был опубликован роман внучки второго помощника капитана «Титаника» Ч.Лайтоллера леди Паттен “На вес золота”. Согласно версии, выдвинутой Паттен в своей книге, у судна было достаточно времени, чтобы уклониться от препятствия, но рулевой Роберт Хитченс запаниковал и повернул штурвал не в ту сторону.

Катастрофическая ошибка привела к тому, что айсберг нанес судну повреждения, ставшие для него смертельными. Правда о том, что на самом деле произошло в ту роковую ночь, держалась в секрете в семье Лайтоллера — самого старшего из выживших офицеров «Титаника» и единственного из выживших, кто точно знал, что стало причиной гибели судна. Лайтоллер скрыл эту информацию из опасений того, что компания «Уайт Стар Лайн», которой принадлежало судно, обанкротится, и его коллеги потеряют работу. Единственным человеком, кому Лайтоллер рассказал правду, была его жена Сильвия, которая и передала слова мужа своей внучке. Кроме того, по утверждению Паттен, столь большой и надежный лайнер, как «Титаник», затонул так быстро потому, что после столкновения с ледяной глыбой он не был сразу остановлен, и скорость поступления воды в трюмы возросла в сотни раз. Лайнер не был сразу остановлен, потому что управляющий компании “Уайт Стар Лайн” Брюс Исмей убедил капитана продолжать плавание. Он опасался того, что инцидент может нанести немалый материальный урон возглавляемой им компании.

Погоня за «Голубой лентой Атлантики»

Существовало и до сих пор существует немало сторонников этой теории, в особенности среди писателей, так как она появилась именно в писательских кругах. “Голубая лента Атлантики” – престижный приз в судоходстве, присуждаемый океанским лайнерам за рекордную скорость пересечения Северной Атлантики.

Во времена «Титаника» этим призом обладало судно “Мавритания” компании “Кунард”, которая, кстати, являлась и учредителем этой премии, а также главным конкурентом компании “Уайт Стар Лайн”. В защиту этой теории выдвигается мнение, что президент компании, которой принадлежал «Титаник», Исмей подбивал капитана «Титаника» Смита прибыть в Нью-Йорк на день раньше положенного срока и получить почетный приз. Этим якобы и объясняется высокая скорость судна в опасном районе Атлантики. Но эта теория легко может быть опровергнута, потому что «Титаник» просто физически не смог бы развить ту скорость в 26 узлов, на которой “Мавритания” компании “Кунард” поставила рекорд, продержавшийся, кстати, еще более 10 лет после катастрофы в Атлантике.

А как же все было на самом деле?

Как ни прискорбно, но, изучая историю самой знаменитой морской катастрофы, приходится признать, что своей гибелью «Титаник» обязан длинной цепи роковых случайностей. Если бы хоть одно звено зловещей цепи было разрушено, трагедии удалось бы избежать.

Пожалуй, первым звеном было успешное начало путешествия – да-да, именно так. Утром десятого апреля, во время отплытия «Титаника» от причальной стенки Саутгемптонского порта, суперлайнер прошел слишком близко к американскому кораблю «Нью-Йорк», и возникло явление, известное в навигации как присасывание судов: «Нью-Йорк» стал притягиваться к движущемуся рядом «Титанику». Однако благодаря мастерству капитана Эдварда Смита столкновения удалось избежать.

По иронии судьбы, случись авария, она спасла бы полторы тысячи жизней: если бы «Титаник» задержался в порту, злополучной встречи с айсбергом не произошло.

Это раз. Следует упомянуть и о том, что радисты, принявшие сообщение от судна «Месаба» о ледяных полях айсбергов, не передали его Эдварду Смиту: телеграмма не была помечена специальным префиксом «лично капитану», и затерялась в ворохе бумаг. Это два.

Тем не менее, это сообщение было не единственным, и о ледовой опасности капитан знал. Почему же он не сбавил ход судна? Погоня за «Голубой лентой», конечно, дело чести (и, что важнее, большого бизнеса), но почему же он рисковал жизнью пассажиров? Да не так уж и рисковал, на самом-то деле. В те годы капитаны океанских лайнеров часто проходили опасные льдом районы, не снижая скорости: это было как перейти дорогу на красный свет: вроде, и нельзя так делать, а всегда получается. Почти всегда.

К чести капитана Смита надо сказать, что он остался верен морским традициям и остался на гибнущем корабле до самого конца.

Но почему же не была замечена громада айсберга? Тут все сложилось один к одному: безлунная, темная ночь, безветренная погода. Если на водной глади были бы хоть небольшие волны, впередсмотрящие могли бы разглядеть белые барашки у подножья айсберга. Штиль и безлунная ночь – еще два звена роковой цепи.

Как выяснилось позже, цепь была продолжена тем, что айсберг незадолго до столкновения с «Титаником» перевернулся своей подводной, напитанной водой, темной частью наверх, из-за чего ночью издалека его практически не было видно (обыкновенный, белый айсберг был бы различим за милю). Дозорный же разглядел его лишь за 450 метров, и времени для маневра почти не оставалось. Может быть, айсберг был бы замечен раньше, но здесь сыграло роль очередное звено роковой цепи – в «вороньем гнезде» не оказалось биноклей. Ящик, где они хранились, оказался заперт, а ключ от него в спешке захватил с собой снятый с судна перед самым отправлением второй помощник капитана.

После того, как впередсмотрящий все же разглядел опасность и сообщил об айсберге на капитанский мостик, до столкновения оставалось чуть больше полуминуты. Вахтенный офицер Мэрдок, находящийся на вахте, отдал рулевому приказ сворачивать налево, одновременно передав в машинное отделение команду «полный назад». Тем самым он совершил грубейшую ошибку, добавив очередное звено в цепи, приведшей лайнер к гибели: даже если бы «Титаник» врезался в айсберг лоб в лоб, трагедия была бы меньше. Оказался бы смят нос корабля, погибла бы часть команды и те пассажиры, чьи каюты располагались впереди. Но оказались бы затоплены лишь два водонепроницаемых отсека. С такими повреждениями лайнер остался бы на плаву и мог дождаться помощи других судов.

А если бы Мэрдок, повернув корабль налево, приказал увеличить, а не уменьшить скорость, столкновения, может быть, вообще бы не было. Впрочем, откровенно говоря, приказ об изменении скорости вряд ли играет тут существенную роль: за тридцать секунд его едва ли успели исполнить в машинном отделении.

Итак, столкновение произошло. Айсберг повредил хрупкую обшивку корабля вдоль шести отсеков правого борта.

Забегая вперед, скажем, что спастись удалось лишь семистам четырем: очередное звено цепи неудач заключалось в том, что некоторые матросы чересчур буквально поняли приказ капитана сажать в шлюпки женщин и детей, и не пускали туда мужчин, даже если оставались свободные места. Впрочем, поначалу никто особенно и не рвался в шлюпки. Пассажиры не понимали, в чем дело, и не желали покидать огромный, уютно освещенный, такой надежный лайнер и непонятно зачем спускаться в маленькой неустойчивой шлюпке вниз, к ледяной воде. Однако довольно скоро уже любой мог заметить, что палуба все больше накреняется вперед, и началась паника.

Но почему же было такое чудовищное несоответствие мест на спасительных шлюпках? Владельцы «Титаника», расхваливая достоинства нового корабля, заявляли, что даже перевыполнили инструкции кодекса: вместо положенных 962 спасательных мест на корабле было 1178. Несоответствию этого числа с количеством пассажиров на борту значения, увы, не придали.

Особенно горько, что совсем недалеко от гибнущего «Титаника» стоял, пережидая ледовую опасность, другой пассажирский пароход, «Калифорниан». Еще несколько часов назад он оповестил соседние суда, что заперт льдами и вынужден остановиться, дабы случайно не напороться на ледяную глыбу. Радист с «Титаника», которого чуть не оглушила морзянка с «Калифорниана» (очень уж близко были корабли, и сигнал одного чересчур громко отзывался в наушниках другого), невежливо перебил предупреждение: «Подите к черту, вы мешаете мне работать!». Чем же был так занят радист «Титаника»?

Дело в том, что в те годы радиосвязь на судне была скорее роскошью, чем насущной необходимостью, и это чудо техники возбуждало огромный интерес у состоятельной публики. С самого начала рейса радистов буквально завалили посланиями частного характера – и никто не видел ничего предосудительного в том, радисты «Титаника» уделяли такое внимание богатым пассажирам, пожелавшим отправить на землю телеграмму прямо с борта лайнера. Вот и в ту минуту, когда коллеги с других судов сообщали о плавучих льдах, радист передавал очередное послание на континент. Радиосвязь скорее походила на дорогую игрушку, чем на серьезный инструмент: на кораблях того времени даже не была учреждена круглосуточная вахта у радиостанции.

10 апреля 1912 года в свое первое и последнее плавание отправился огромный корабль Титаник, печальная история которого звучит невероятно до сих пор. Уже через несколько дней он потерпел масштабное кораблекрушение, и 15 апреля мы отметим 104 годовщину этой трагедии.

Многие люди знают о круизном лайнере "Титаник" только то, что показал в своем одноименном фильме режиссер Джеймс Кэмерон.

А именно, что он был самым большим, построенным на тот момент кораблем, что попасть на него стоило огромных денег, и что в первом же своем плавании он потерпел крушение, столкнувшись с дрейфующим айсбергом.

Длина Титаника примерно такая же, как высота Эмпайер Стейт Билдинг

Для справки: нью-йоркский небоскреб имеет 103 этажа. Подумайте минуточку, чтобы осознать, какой масштаб имел круизный лайнер. Осознали?

Полная длина Титаника составляет 269,1 м, а крыша Эмпайер Стейт Билдинг начинается на 381-м. То есть, еще сотня метров и корабль был бы таким же огромным, как самый большой небоскреб Нью-Йорка.

Сегодня такие лайнеры существуют. Например, "Queen Mary 2", "Independence of the Seas" и круизные корабли класса "Oasis".

Запуск Титаника не сопровождался традиционными ритуалами "на удачу"

Вот, в чем вся беда. Когда корабль отправлялся в свое первое и последнее плавание, о его борт не разбивали бутылку шампанского.

Кроме того, в начале 20-го века было принято заводить кошек на борту, потому что они помогали справиться с грызунами. А еще считалось, что они приносят удачу и оберегают судно от неприятностей.

Как вы уже догадались, на Титанике не было ни одной кошки. Зато было девять собак, две из которых пережили кораблекрушение.

За 14 лет до трагедии был опубликован роман, описывающий подобные события

Беда, постигшая Титаник в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года, была описана Морганом Робертсоном в его романе "Тщетность, или Гибель Титана" еще в 1898 году.

В этом литературном произведении столько совпадений с реальной катастрофой, что в это трудно поверить. Начиная с похожего названия корабля (в романе он назывался "Титан") и заканчивая деталями, которые помешали спастись всем пассажирам и членам экипажа.

Вымышленный корабль имел также схожий дизайн с реальным Титаником, и затонул он при таких же обстоятельствах - столкнулся с айсбергом холодной апрельской ночью. И даже область крушения совпадает - 740 км от Ньюфаундленда в северных водах Атлантического океана.

Кроме того, и в романе, и в реальной жизни больше половины людей погибло по причине того, что на корабле было недостаточно спасательных шлюпок.

У вахтеров Титаника не было биноклей

Неудивительно, что вахтеры не смогли заметить огромный айсберг, плывущий в их сторону, заранее. Ведь у них даже не было биноклей.

А учитывая размеры корабля, вряд ли они вообще могли что-то видеть хотя бы на километр за пределами его носа или кормы.

Странно, что при таком масштабе строительства и стремлении сделать корабль непотопляемым, забыли о такой маленькой, но очень важной детали.

Вот и получилось так, что после того, как айсберг был замечен, прошло всего 37 секунд до столкновения с ним.

Титаник тонул 2 часа 40 минут

После столкновения с айсбергом, судно начало идти ко дну океана сначала очень медленно, пока вода только заливала палубы, а потом все быстрее набирая скорость.

В общей сложности весь процесс длился почти три часа, а вот финальная стадия гибели этого титана заняла совсем немного времени - корабль достиг дна приблизительно через 15 минут после начала погружения.

Титаник опускался на дно со скоростью 16 км/ч. Сейчас он покоится на глубине 3750 м.

Многие пассажиры Титаника должны были плыть на других кораблях

Не все поднялись на борт лайнера по своей воле. Дело в том, что во время запуска Титаника рабочие устраивали страйк, что привело к перебоям в поставках угля.

Из-за этого транспортным компаниями пришлось отменить рейсы других кораблей, чтобы переправить с них уголь для Титаника, чтобы он мог стартовать.

Вместе с углем, на лайнер отправились и пассажиры суден, рейсы которых были отменены. Вот это невезение.

Главный пекарь корабля выжил, потому что был пьян

Чарльз Джоуин чудом спасся из ледяной воды, температура которой была около -2°C, потому что был чертовски пьян.

В такой холодной воде немногие могли бы продержаться больше 15 минут, а каждого пятого погибель от холодового шока настигает уже через две минут.

Пекарю же удалось невероятное - он дрейфовал в холодных водах Атлантического океана около двух часов, и, по его словам, ему удалось не замерзнуть только благодаря тому, что перед этим он напился виски.

Джоуин говорил, что не чувствовал холода. Так что в следующий раз, как соберетесь в круиз, захватите с собой пару бутылочек спиртного. На всякий случай.

Непотопляемый «Титаник», гордость и проклятие компании «Уайт Стар Лайн».

На этой неделе человечество отмечает юбилей самого известного корабля в мире: ровно 100 лет назад, 31 мая 1911 года, на воду был спущен пассажирский лайнер класса «Олимпик», который назвали красиво и мощно – «Титаник».

Миллвина Дин (1912-2009) – самая юная пассажирка «Титаника», чудом спасшаяся от гибели. В момент крушения лайнера Миллвине было два месяца и 27 дней.

Согласно еще одной (к счастью, шуточной) теории, «Титаник» затонул от столкновения с японским ящером Годзиллой.

Все знают о том, что 15 апреля 1912 года, не проплавав и двенадцати месяцев, детище компании «Уайт Стар Лайн» затонуло в водах Атлантики после столкновения с айсбергом. Кое-кто, однако, считает, что истинные причины катастрофы до сих пор остаются в тени. Иными словами, целый век нас дурачат и обманывают, а на самом деле «не так все это было, совсем не так».

«Титаник» и «Олимпик»: подменили!

В 1998 году вышла книга известного специалиста по неведомому Робина Гардинера «“Титаник”: корабль, который не тонул?». Нелепая гибель корабля и масса совпадений, которые привели к катастрофе, заставили Гардинера искать в произошедшем некий заговор. И такой заговор был обнаружен, точнее, реконструирован в мозгу Гардинера: оказывается, в Атлантическом океане затонул вовсе не «Титаник», а искусно замаскированный под него «Олимпик», первый океанский лайнер одноименной серии.

В сентябре 1911 года, когда «Титаник» еще строился, уже спущенный на воду «Олимпик» столкнулся близ Саутгемптона с крейсером королевских ВМС «Хоук». Виновной в столкновении была признана команда «Олимпика», а значит, «Уайт Стар Лайн» не могла получить страховку. Компании грозила огромная финансовая брешь. Тогда-то и решено было пойти на чудовищный подлог: переименовав корабли, выдать поврежденный «Олимпик» за «Титаник», затопить его и получить страховку. Если верить Гардинеру, после гибели псевдо-«Титаника» настоящий «Титаник» продолжил бороздить моря под именем «Олимпика» вплоть до 1935 года, когда его отправили наконец на пенсию.

А как же айсберг? Забудьте: не было никакого айсберга! Был выкрашенный черной краской корабль с погашенными огнями, поджидавший «Титаник» в условленном месте и в темноте принятый пассажирами за айсберг. Конечно же, на борту «Титаника» были офицеры, которые реализовали зловещий план. Собственники «Уайт Стар Лайн» просчитались лишь в одном: их «непотопляемый» корабль затонул слишком быстро, чтобы можно было спасти всех или почти всех пассажиров (спасательных шлюпок хватило бы на всех, поскольку, если бы лайнер тонул неспешно, каждая шлюпка успела бы совершить несколько рейдов).

Сразу по выходе книги специалисты по истории «Титаника» не оставили от теории Гардинера камня на камне, что не мешает ей бытовать и поныне. Неровен час, кто-нибудь вспомнит и про третий корабль, «Британник»: в ходе Первой мировой он был переоборудован в плавучий госпиталь, в ноябре 1916 года наткнулся на мину и затонул, унеся с собой жизни тридцати человек.

«Титаник» и «Титан»: пророчество

Сразу после гибели «Титаника» редакторы нескольких издательств вспомнили о повести писателя-мариниста Моргана Робертсона «Тщетность, или Крушение “Титана”», созданной за 14 лет до злополучного рейса. По ее сюжету крупнейший в мире океанский лайнер «Титан» совершает вояж по Северной Атлантике и безветренной апрельской ночью гибнет, столкнувшись с айсбергом, причем большинство пассажиров тонут, потому что на корабле не оказывается должного количества шлюпок. Главный герой, опустившийся офицер ВМС, нанимается на «Титан» матросом, спасает от смерти юную дочь своей бывшей возлюбленной и в финале обретает все то, что некогда потерял.

По характеристикам «Титан» Робертсона отличался от «Титаника» незначительно: длина корпуса – на 20 метров меньше, максимальная скорость – на четыре узла больше, пассажиров – 2500 (на «Титанике» – 2207), спасательных шлюпок – 24 (на «Титанике» – 20). Совпали и айсберг, и регион Атлантического океана, и тихая ночь в апреле. Правда, с «Титана» спаслись всего 13 человек, в то время как гибель «Титаника» пережили 705 пассажиров. Кроме того, «Титан» плыл не из Англии в США, а в противоположном направлении.

В 1898 году, когда Морган Робертсон написал «Тщетность», ни одно издательство не решилось опубликовать его рукопись на том основании, что она слишком фантастична. Повесть увидела свет в 1914 году в одном сборнике с рассказом, описывающим будущую морскую войну между Японией и США, которая начинается с внезапного нападения японцев на американские корабли около Филиппин и Гавайев. В реальности камикадзе совершили атаку на американский флот в бухте Перл-Харбор на Оаху, острове в составе Гавайского архипелага.

Как сам автор «Тщетности» отреагировал на гибель «Титаника» – неизвестно. 24 марта 1915 года 53-летний Робертсон скончался в гостинице «Аламак» в Атлантик-сити. Виной была, возможно, передозировка йодида ртути, который в те времена считался лекарством, а позднее был запрещен к продаже.

Что интересно, повестью Робертсона дело не ограничивается: когда «Титаник» затонул, уже был отправлен в печать очередной номер американского «Популярного журнала» с рассказом Мэйна Клю Гэрнетта «Белый призрак катастрофы» – опять-таки о трагическом столкновении океанского лайнера с айсбергом в Атлантическом океане.

«Титаник», Папа Римский и мумия

Немедленно после катастрофы возникли многочисленные легенды о лежавшем на корабле проклятии. Пресса сразу связала гибель «Титаника» с тем, что боссы компании «Уайт Стар Лайн» сознательно отказались от крещения своих кораблей. Говорили также, что при спуске лайнера на воду о борт судна не разбили традиционную бутылку шампанского.

В Белфасте, на верфях которого был построен «Титаник», возникло странное поверие: будто кораблю присвоили номер 390904, который, если посмотреть на него в зеркале, напоминает слово «NOPOPE», то есть распространенный среди ирландских протестантов призыв «No Pope» – «Нет Папе Римскому». Считалось, что таким образом владельцы верфи «Harland and Wolff», строившей корабль, решили продемонстрировать свои антикатолические настроения. Верфь эта была знаменита тем, что брала на работу в основном протестантов – то ли потому, что господа Харланд и Вольф и вправду презирали католическую церковь, то ли из-за того, что верфь располагалась в восточной части Белфаста, где католиков было раз-два и обчелся. Как бы там ни было, на самом деле номер «Титаника» был не 390904, а 401.

Существуют также легенды, связанные с самым знаменитым (после Леонарда ди Каприо) пассажиром «Титаника» – погибшим в катастрофе британским журналистом и писателем Уильямом Томасом Стедом. Стед всю жизнь неистово бичевал пороки викторианского общества, включая детскую проституцию, и как журналист заработал себе скандальную репутацию. Кроме прочего, он опубликовал рассказ «Из Старого Света в Новый» (1892), в котором описал (провидчески?) гибель некоего корабля от столкновения с айсбергом.

Однако в связи с «Титаником» Стед чаще всего упоминается в контексте, как ни парадоксально, «проклятия мумии». Если верить легенде, незадолго до катастрофы журналист приобрел у Британского музея проклятую мумию египетского фараона. Спрятав мумию под днищем автомобиля, Стед тайно доставил ее на «Титаник» и якобы рассказал об этом другим пассажирам в ночь перед тем, как корабль встретил свою ледяную судьбу.

Разумеется, никакой мумии Британский музей Стеду не продавал. Другое дело, что никто не может запретить людям верить в проклятие «Титаника». Как иначе смириться с катастрофой, если не объяснить ее вмешательством потусторонних сил?