Кто платит утилизационный сбор на спецтехнику. Утилизационный сбор на спецтехнику: зачем он нужен и во сколько обойдется

Фактор производства огромного числа машин различного назначения (применительно к легковым автомобилям можно даже счесть их объемы производства завышенными) привел к появлению проблемы утилизации этой техники. Высокотехнологичный продукт, сложную машину, к какому бы классу она ни принадлежала, нельзя просто выбросить на свалку – она будет ржаветь там долгие годы. В целях борьбы за экологию Всемирная Торговая Организация обязывает все страны-участницы закладывать в стоимость автомобиля, экскаватора, автобуса или трактора так называемый утилизационный сбор, средства от которого, по идее, должны идти на утилизацию данного технического средства.

Утилизационный сбор является однократным платежом, взимаемым с производителя или владельца технического средства в пользу государства, средства от которого направляются государством на утилизацию технического средства после полной выработки его ресурса либо же на субсидирование производства двигателей с низким содержанием СО2 в выхлопе – классов Евро-5 и Евро-6.

В России с 2012 года этот вид пошлины обязателен к уплате владельцами импортных легковых некоммерческих автомобилей, грузового коммерческого транспорта и автобусов, а после утверждения Правительством РФ “Перечня видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора” от 6 февраля 2016 года им облагается 19 разновидностей специальной техники, – от автогрейдеров до карьерных самосвалов включительно.

Отметим, что согласно Постановлению правительства от 11 мая 2016 № 401 утилизационная пошлина не взимается с прицепов и полуприцепов массой до 10 тонн.

На территории России требование об уплате будущей утилизации сегодня распространяется как на отечественную, так и на импортируемую технику. Но если этот вид выплат за машины, собранные в России, вносит в казну производитель (включающий затем его в конечную стоимость продукции), то за импортную технику должен заплатить ее первый хозяин на территории России. Выплата производится при оформлении транспортного средства на таможне. В случае с российской спецтехникой уполномоченным на сбор средств органом является Федеральная налоговая служба.
При проведении этой выплаты ставится отметка в паспорт транспортного средства. Важно учесть, что закон обратной силы не имеет – если вы приобрели экскаватор до 2016 года, то требование об уплате сбора на вас не распространяется. Зато оно распространяется на купленную за рубежом подержанную технику, особенно старше трех лет. С точки зрения авторов законопроекта, эта мера способствует развитию импортозамещения в России – покупать старую спецтехнику теперь становится невыгодно.
Выплата рассчитывается согласно приведенным в Перечне коэффициентам. Значение коэффициента умножается на базовую ставку, которая для всей спецтехники равна 150 000 рублей. (Для легковых автомобилей – 20 000 рублей.)
Для примера приведем величины сбора для некоторых видов спецтехники.

Будущая утилизация автогрейдера массой до 10 тонн и возрастом до 3-х лет обойдется вам, согласно законодательству, в 480 000 рублей. Тяжелого экскаватора массой свыше 32 тонн, с силовой установкой мощностью более 250 л.с. – в 1 200 000 рублей. Если этот экскаватор к тому же старше 3-х лет, то его покупка облегчит ваш карман на 6 миллионов 75 тысяч рублей дополнительно к стоимости самой машины. Даже сельскохозяйственная самоходная косилка облагается пошлиной минимум в 600 000 рублей.

Утилизационный сбор – мера, принятая во всех странах, входящих во Всемирную торговую организацию, хотя величину этого сбора каждое государство устанавливает самостоятельно. В Евросоюзе, например, его величина на автомобили разных классов составляет от 10 до 100 евро. На Украине он имеет фиксированную ставку – 5,5 тысяч гривен для легковых машин и 11 тысяч гривен – для грузовиков и автобусов. В Республике Беларусь величина утилизационного сбора примерно соответствует российской, в пересчете на белорусский рубль.
К сожалению, в Российской Федерации ставки налога на утилизацию – одни из самых высоких. Причем они равны для отечественной и импортной техники – в свое время это было ключевым требованием Евросоюза. Поэтому в настоящее время очень сложно сказать, что эта мера способствует росту импортозамещения, зато она уже привела к тому, что некоторые иностранные компании пересмотрели свои планы по строительству собственных заводов в России. Требования законодательства в этой области, даже если верить заявлениям о том, что получаемые с утилизационного сбора деньги – а речь идет о миллиардах рублей – направляются на развитие технологий экологичной утилизации старой техники и даже строительство соответствующих заводов – привели к тому, что покупать не только подержанную, но и новую спецтехнику стало невыгодно. Современный погрузчик, комбайн, седельный тягач или бульдозер, приобретенный у производителя или дилера, стоит не один миллион рублей, и необходимость уплаты внушительного дополнительного сбора перечеркивает надежду многих предприятий обзавестись новой техникой. Это приводит к тому, что владельцы спецтехники стремятся максимально продлить ее срок службы, бесконечно ремонтируя свои машины – иногда до того предела износа, за которым их эксплуатация становится опасной для окружающих.
И наконец следует отметить, что законные основания для неуплаты утилизационного сбора есть, но они касаются только техники, не предназначенной для коммерческого использования, а также техники, не указанной в упомянутом выше Перечне. В случае невыплаты этого сбора технику будет невозможно поставить на учет, а значит, и использовать законным образом.

Утилизационный сбор для автомобилей увеличен на 65 процентов. Правила распространяются только на те машины, которые сошли с конвейера или ввезены в Россию после 1 января 2016 года.

Повышение в основном коснется новых грузовых автомобилей. "В зависимости от массы грузовика размер сбора будет составлять от 124,5 до 718,5 тысячи рублей за одно транспортное средство, - говорит Иван Соловьев, эксперт Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ. - А на транспорт старше трех лет от 132 тысяч до 1,77 миллиона рублей".

Меньше всего увеличение сбора коснется легковых машин. "Для импортных автомобилей доля этого сбора в таможенной стоимости составляла в 2013 году 10-15 процентов, в 2015 снизилась до 2-7 процентов", - говорит Роман Терехин, эксперт компании "Деловой фарватер". - Сейчас в розничной цене автосалона это не более 2-3 процента. Рост сбора прибавит цене "иностранцев" не более 1 процента".

В цене отечественных автомобилей доля сбора заметно ниже. "Менее 0,7%, и даже после увеличения она не слишком превысит 1% от розничной цены машины", - считает эксперт.

Российские производители могут быть вообще освобождены от уплаты сбора. "В том случае, если автомобильное шасси изготовлено в РФ, а компания, монтирующая надстройку, берет на себя обязательство по утилизации ТС", - поясняет Иван Соловьев. Но такие гарантии принимаются только в том случае, если производитель внесен в реестр Минпромторга.

На общем фоне снижения покупательской активности на авторынке такие новости, конечно, не прибавляют оптимизма. "Но рост цены на новые автомобили в 1% - это слишком мало, чтобы скорректировать спрос на флагманские модели", - считает Терехин. Поэтому производители легковых автомобилей не должны серьезно пострадать от увеличения сбора.

Потребители вообще не заметят увеличения сбора. "Его платит производитель или импортер в составе налоговых и таможенных платежей" - поясняет Терехин. Для конечного потребителя сбор неочевиден, так как входит в общую стоимость машины и уплачивается им в момент покупки автомобиля. Однако в ряде случаев платить утилизационной сбор придется самому покупателю. "Если он, к примеру, купил авто за границей и теперь его ввозит на территорию РФ", - говорит Терехин.

Следует отметить, что для ввозимых на территорию России для личного использования транспортных средств, с даты выпуска которых прошло более 3-х лет, коэффициент утилизационного сбора увеличен. "Вне зависимости от объема двигателя, размер сбора для них вырос с 0,15 до 0,26", - отмечает Иван Соловьев. Также уплатить сбор покупателю придется, если этого не сделал продавец. К примеру, автомобиль был приобретен у лица, освобожденного от уплаты сбора: переселенца или иностранного дипломата. А также при покупке машины у лица, не освобожденного от уплаты сбора, но не заплатившего его. Поэтому, приобретая автомобиль, его новому владельцу следует проверить отметку об уплате сбора в ПТС.

Повышение сбора может привести к росту цен на дорогостоящую импортную коммерческую технику: тягачи, легкие автокраны, бетономиксеры и т.д. При этом для отечественных производителей техники повышение сбора может оказаться даже выгодным. "Повышение сбора повлечет рост спроса на продукцию российских заводов - ГАЗ, КАМАЗ, УралАЗ и др., - считает Иван Соловьев. - Основным потребителями такой техники являются государственные структуры, военизированные министерства, нефтегазодобывающая отрасль и коммунальное хозяйство".

25.04.2016


То чего все боялись - свершилось. Вслед за введением утилизационного сбора на автомобильную технику Правительство России в феврале 2016 ввело утилизационный сбор и на специальную технику, вызвав шквал вопросов по этой теме и волну непонимания. Попробуем разобраться в новом сборе на примере основных вопросов.

Какая техника попадает под уплату утилизационного сбора?

Утилизационный сбор ввели на самоходные машины и прицепы. Кроме прицепов для легковых и грузовых автомобилей в эту категорию попала дорожная, строительная, сельскохозяйственная техника, квадроциклы, снегоходы. Участники рынка знали, что такой документ готовится в правительстве, но даже в самых смелых фантазиях не могли представить, насколько высокими окажутся ставки сбора - не меньше 10% от стоимости новой техники и свыше 200% от цены машин старше 3 лет.

Кто платит утилизационный сбор?

Все производители и поставщики техники. При уплате сбора не делается никакой разницы между отечественными производителями спецтехники и иностранными заводами-производителями, т.е. и завод в России выпускающий, скажем, трактора и дилер иностранной компании при ввозе, например, экскаватора обязаны будут уплатить этот утилизационный сбор.

Сумма платежа утилизационного сбора?

Постановлением предусмотрена базовая ставка утилизационного сбора в размере 150 000 российских рублей, но в зависимости от вида техники применяются повышающие коэффициенты, исходя из веса, мощности и возраста техники, а коэффициент расчета данного сбора варьируется от 0,4 до 61.Категория прицепов получила коэффициент - 2.2. и окончательные суммы выглядят так:

Массой не менее 0,75 тонны и не более 3,5 тонн 330 000р.(до 3-х лет с даты выпуска) и 1 500 000р. (более 3-х лет с даты выпуска)
массой не менее 3,5 тонны и не более 10 тонн 390 000р. (до 3-х лет с даты выпуска) и 1 725 000р. (более 3-х лет с даты выпуска)
массой более 10 тонн 405 000р.(до 3-х лет с даты выпуска) и 1 785 000р.(более 3-х лет с даты выпуска)

С какой даты надо платить?

С 10 февраля 2016, т.е. любая специальная техника, ввозимая в Россию или произведенная в нашей стране, после этой даты автоматически попадает под уплату этого сбора. Но на технику, произведенную или ввезенную ранее, это не распространяется.
Несомненно, данный сбор в условиях непростой экономической ситуации в России – мера вынужденная и имеет как свои плюсы в виде защиты отечественного машиностроения, ограничения импорта и пополнения бюджета, так и минусы в виде дополнительных сложностей небольших российских заводов выпускающих недорогую спецтехнику и работе самой технике буквально на износ.

Пока все эксперты сходятся во мнении, что:

Во-первых, теперь большинству заказчиков, ранее стабильно обновлявших парк машин, придется работать на своей технике большее, чем они планировали время, откладывая покупку нового экскаватора или комбайна до лучших времен;

Во-вторых, цены на спецтехнику вырастут на величину утилизационного сбора в 2,5 – 3 раза, делая для многих приобретение новой техники практически невозможным.

Отметим, что легковые автомобильные прицепы рассчитаны на Российского гражданина со средним доходом.
Прицепы используются частными лицами и предпринимателями, малыми и крупными предприятиями, фермерскими хозяйствами. Ранее они избавляли владельцев легковых автомобилей от покупки дополнительного транспорта в связи с потребностью перевезти груз большей массы или нестандартный продукт, т. к. выпускались они различного назначения: бортовой прицеп, прицеп-цистерна (перевозка молока, воды), прицеп с энергоустановкой (дизель или бензогенератор) и т. п.

Несмотря на это, если вы планировали покупать прицеп, то не откладывайте покупку прицепа и покупайте! Прицепы идут массой 749 кг и платить утилизационный сбор не нужно. А свыше массы 749кг заводы отпускают со склада, выпущенные еще до принятого постановления.
Приятных покупок!