Занимательная астрономия для школьников: игры по карточкам. Урок - игра по астрономии

За основу игры-конкурса принята телевизионная игра "Слабое звено" и адаптирована для проведения в школе. Основное отличие состоит в том, что обучающиеся зарабатывают не деньги, а баллы, которые в конце игры можно перевести в конфеты. Игру можно проводить на предметных неделях или уроках обобщения и систематизации знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРГАСОКСКОЕ РАЙОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

МбОУ Каргасокская средняя общеобразовательная школа № 2

Методическая разработка игры-конкурса

по астрономии

«Слабое звено»

Ящук Наталия Александровна - учитель физики МБОУ «Каргасокская СОШ №2»

Каргасок - 2017 год

  1. Пояснительная записка………………………………………………….....3
  2. Материалы и оборудование………………………………………………....5
  3. Содержание игры………………………………………….……………….6
  4. Ход игры…………………………………………………………………….8
  5. Заключение………………………………………………………………….10
  6. Приложение…………………………………………………………………11
  7. Список литературы…………………………………………………………23

1.Пояснительная записка

За основу конкурса принята телевизионная игра «Слабое звено» и адаптирована для проведения в школе. Основное отличие состоит в том, что участники зарабатывают не деньги, а баллы, которые в конце игры можно неожиданно перевести, например, в конфеты.

Игру можно проводить на предметных неделях для старших школьников и на уроках итогового повторения в конце изучения курса астрономии в 10 или 11 классе. Если выбрать из общего списка вопросы простые, то такая игра-конкурс может быть проведена и для школьников среднего звена. Уместно будет посвятить такую игру юбилейным датам в космонавтике, например, в честь 60-ия космической эры (60-ия запуска первого спутника Земли).

Основная цель игры-конкурса:

Провести интересное запоминающееся внеклассное мероприятие по астрономии в честь 60-ия космической эры.

Задачи игры:

Образовательные

  • повторить программный материал по астрономии
  • обобщить и систематизировать знания учащихся
  • отработать умение применять накопленные теоретические знания для решения практических задач

Воспитательные

  • воспитывать познавательную активность
  • воспитывать умение высказывать своё мнение и его отстаивать
  • воспитывать чувство ответственности
  • воспитывать культуру общения

Развивающие

  • развивать сознательное восприятие учебного материала
  • развивать логическое мышление
  • развивать быстроту реакции

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

  • саморегуляция
  • самоопределение к познавательной деятельности

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • высказывать своё предположение (версию)
  • отличать верно выполненное задание от неверного
  • уметь давать самооценку своей деятельности и деятельности товарищей

Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний
  • находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт
  • получать новые знания
  • понимать информацию, представленную устно

Коммуникативные УДД:

  • умение кратко и чётко выражать свои мысли
  • устанавливать и соблюдать очерѐдность действий
  • вступать в диалог
  • корректно сообщать товарищу об его ошибках

2. Материалы и оборудование

Для проведения игры необходимо оборудование:

  • компьютер
  • видеопроектор
  • экран

Следует подготовить материалы:

  • портреты учёных и космонавтов
  • презентация, учитывающая накопленные баллы в банке
  • 200-250 вопросов для основной игры
  • 16-24 вопросов для финальной игры
  • таблицы для регистрации правильных ответов
  • таблицы для регистрации накопления баллов в банке
  • напечатанные на бумаге имена участников игры
  • бумага
  • фломастеры
  • призы

Нужно обучить четырёх помощников:

  • для работы с таблицей регистрации правильных ответов
  • для работы с таблицей регистрации баллов в банке
  • для работы с презентацией, учитывающей накопления баллов в банке
  • для работы с секундомером

Для проведения игры необходимо подготовить около 200-250 вопросов по предмету. Вопросы нужно составлять таким образом, чтобы ответы на них был краткими и состояли из 1-2 слов. Например: «Кто первым полетел в космос?» (Юрий Гагарин) или «Нептун – является планетой-гигантом?» (да). На некоторые вопросы можно предложить варианты ответов . Например: «Как называется ближайшая к Земле точка орбиты движения Луны перигей или апогей?» (перигей). Ответы следует записывать в скобках рядом с вопросом.

Чтобы в финале определить победителя игры, нужно подготовить более сложные вопросы на знание: истории предмета, биографии учёных, происхождения некоторых терминов, понятий, названий планет, созвездий галактик. Примерный список вопросов для основной игры и игры финальной смотри в приложении.

Для проведения игры требуются помощники. Двое из них будут работать с таблицами регистрации правильных ответов и учёта баллов в банке. Таблицы были разработаны для того, чтобы быстро подводить итоги каждого тура и выявлять его самое «сильное звено» и самое «слабое звено» . Таблицы и инструкции к ним смотри в приложении.

Третий помощник отвечает за визуализацию накопления баллов в банке, т.е работает с презентацией. Экран, на котором будет демонстрироваться презентация, необходимо разместить так, чтобы он был хорошо виден как участникам игры, так и их многочисленным болельщикам.

Четвёртый помощник отслеживает время каждого тура. Первый тур по продолжительности должен быть около трёх минут (или меньше в зависимости от ресурса времени проводимой игры), все последующие туры будут на 10с меньше.

Команду участников из 8-10 человек формировать из добровольцев накануне игры. Участников нужно расположить таким образом, чтобы максимально исключить возможность общения. Перед каждым из них поставить напечатанное на бумаге их имя.

Непосредственно перед началом ведущий должен огласить правила игры, а затем провести тренировочный тур с использованием элементарных вопросов, например, по таблице умножения. Это необходимо для того, чтобы участники хорошо уяснили правила игры, а помощники поработали с таблицами и презентацией.

В течение тура ведущий должен выдерживать высокий темп вопросов и ответов, громко называть имя участника и чётко фиксировать, правильно ли ответил участник: в случае правильного ответа говорить «верно», а в случае неправильного ответа - «неверно» и давать правильный ответ.

По окончании каждого тура нужно объявлять, сколько баллов заработала команда, т.е. «положила в банк». Далее следует проводить голосование среди участников, кто, по их мнению, является самым слабым звеном тура, а именно: каждый из них пишет на листке бумаги фломастером имя слабого (по их мнению) участника, и по команде ведущего показывает его. В это время ведущий может выборочно задавать вопросы участникам с просьбой обосновать сделанный выбор. Затем по результатам голосования объявляется «слабое звено», и этот участник покидает игру и присоединяется к зрителям. В спорных случаях объявлять «слабое звено» тура нужно строго следуя правилам игры. Выбывшему и, конечно, расстроенному участнику предлагается нарисовать карикатуру на своих обидчиков, чтобы снять напряжение игры.

После голосования помощники объявляют статистическую информацию тура, составленную по таблицам: кто действительно является «слабым звеном», а кто «сильным звеном» (с него начинается следующий тур) и кто больше всего положил баллов в банк.

Когда остаётся всего два участника, проводится тур на накопление баллов в банке, а «сильное звено» этого тура потом принимает решение о том, кто начнет игру в финале. Финал проводится не на время, а на знание правильных ответов на сложные вопросы. Каждому участнику задаётся по 5 вопросов, и победитель определялся по количеству правильных ответов. В случае если возникает ничья, то задаются дополнительные вопросы и игра продолжается до первого неправильного ответа.

Победителя следует поощрить ценным подарком, а накопленные баллы перевести в конфеты и раздать участникам. Мероприятие завершить чаепитием.

5. Ход игры

Ведущий: Здравствуйте уважаемые участники игры, болельщики и гости. Наше сегодняшнее мероприятие посвящено 60-ию запуска первого искусственного спутника Земли. Дата запуска 4 октября 2017 года считается началом космической эры. Вклад нашей страны в развитие космонавтики трудно переоценить. Благодаря выдающимся учёным и самоотверженным космонавтам, работающим в советском союзе, а потом и в России, мы можем гордиться нашими достижениями в космонавтике:

  • ПЕРВЫЙ ЗАПУСК РАКЕТЫ;
  • ПЕРВЫЙ ИССКУСТВЕННЫЙ СПУТНИК ЗЕМЛИ;
  • ПЕРВЫЙ ПИЛОТИРУЕМЫЙ ПОЛЁТ С ЧЕЛОВЕКОМ НА БОРТУ;
  • ПЕРВЫЙ ЧЕЛОВЕК, ВЫШЕДШИЙ В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС;
  • ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА-КОСМОНАВТ;
  • ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА-КОСМОНАВТ, ВЫШЕДШАЯ В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС И Т.Д.

Советские и российские космонавты стали первопроходцами во многих эпохальных космических событиях XX века, ими были установлены абсолютные мировые рекорды по длительности орбитального полета, продолжительности пребывания в космосе, выходам в открытый космос. Россия построила восемь орбитальных станций, аналогичных которым нет ни в одной стране мира.

За последние 50 лет в России сделаны огромные шаги в освоении космоса. Осуществлены с помощью автоматических станций исследования Луны и совершены полёты к планетам Солнечной системы - Венере и Марсу, посадки спускаемых аппаратов на их поверхность с передачей изображений окружающего ландшафта. Созданы обитаемые орбитальные станции, многоразовые транспортные средства, системы космической связи, метеорологии, дистанционного зондирования Земли, координатно-метрические комплексы и многое другое. Россия была и по-прежнему остается ведущей космической державой мира. Именно с Россией связаны важнейшие вехи освоения бескрайнего космического пространства.

Именно вашему поколению предстоит продолжить развитие космонавтики. А для этого вам необходимо иметь знания по астрономии. Их объём и глубину мы и проверим сегодня во время игры.

Итак, мы начинаем. Познакомимся с правилами игры.

Зачитывает правила.

Ведущий: Проведём тренировочный тур. Вопросы буду задавать по таблице умножения.

Ведущий проводит тренировочный тур и указывает на ошибки игроков, корректирует работу помощников.

Ведущий: Приступаем к игре. Участники готовы? Помощники готовы? Время пошло.

Идёт первый раунд, пока помощник не объявит: «Стоп игра».

Ведущий: Кто не справился с напряжением игры? Кто отвечал на вопросы неправильно? Кто не положил баллы в банк? Пришло время определить самое «слабое звено» первого тура.

Участники игры на бумаге пишут имя «слабого звена», а потом по очереди его показывают и аргументируют свой выбор. Игру покидает участник, набравший наибольшее количество голосов.

Ведущий: Кто же на самом деле был «слабым звено»? Кто потерял много баллов команды? Сколько баллов заработала команда. Заслушаем отчёт моих помощников.

Помощники озвучивают статистику.

Ведущий: Мы начинаем второй раунд. Он будет на 10 секунд короче первого. Время пошло.

И т.д. Таким образом, проводится 7 туров. Восьмой тур проводится на накопление баллов в банке.

Ведущий: Мы начинаем суперигру. Не спешите, время теперь не имеет значения.

Ведущий проводит суперигру.

Ведущий: Победителем сегодняшнего интеллектуального шоу становится... Поздравляю! Получите свой главный приз...

Награждение.

Ведущий: Это было «Слабое звено»... Это всего лишь игра. Прощайте!!!

4. Заключение

Игра вызывает большой интерес у участников, удовлетворяя их творческие и познавательные запросы. Игроки радуются правильным ответам и огорчаются, если команда объявляет их «слабым звеном», да ещё и «не заслужено». По словам участников, во время конкурса, находясь в стрессовой ситуации, им правильные ответы запоминались гораздо лучше, чем на уроках. И действительно, был такой момент, когда вопросов не хватило и некоторые пришлось повторить, и участники безошибочно называли правильные ответы, услышанные ранее.

Такое мероприятие в увлекательной форме закрепляет и расширяет знания, полученные на уроках, формирует устойчивый интерес к астрономии, воспитывает чувство патриотизма через знакомство с великими свершениями русских людей.

Если Вас заинтересовала эта игра, то для удачного её проведения учтите следующие пожелания:

  • Формировать команду участников из 9 человек и не более;
  • Продолжительность первого тура не должна превышать трёх минут;
  • Размещать участников таким образом, чтобы их общение было минимальным;
  • Перед началом игры напомнить участникам её правила;
  • Провести пробный тур, например, с вопросами по таблице умножения;
  • Ведущий игры – учитель-предметник;
  • На протяжении всей игры выдерживать высокий темп вопросов и ответов;
  • Выбывшим участникам предложить нарисовать карикатуры на игроков, которые за них проголосовали, чтобы снять психологическое напряжение;
  • Завершить мероприятие чаепитием, за которым обменяться впечатлениями о прошедшей игре.
  • Победителя игры и участников, набравших наибольшее количество баллов, поощрить хорошими оценками.

5. Приложение

  1. Правила игры

В игре принимают участие 9 человек. Состоится 8 основных туров и 1 супертур - финал.

Каждый тур представляет собой ответы на вопросы ведущего. При правильных ответах на вопросы команда зарабатывает баллы, количество которых увеличивается с каждым правильным ответом согласно таблице: 1, 2, 3, 5, 7, 10. Если цепочка правильных ответов прерывается, то команда теряет баллы. Банк пополняется баллами только в том случае, если один из участников произносит слово «банк». Если вы не уверены, что дадите правильный ответ, то вы должны положить деньги в банк. Слово «банк» вы должны сказать после того, как назовут ваше имя и до того, как ведущий начнёт произносить следующий вопрос. В противном случае, вы не положите баллы в банк. Если цепочка правильных ответов не прерывается до 10, т.е. 6 участников подряд правильно отвечают на вопросы ведущего, то 7-ой участник обязательно после произнесения его имени должен сказать «банк», в противном случае команда потеряет все баллы.

Продолжительность первого тура 3 минуты, т. е. 180 секунд. Каждый последующий тур на 10 секунд меньше. После каждого тура команду покидает один участник – «слабое звено», которого выбирает команда наибольшим числом голосов. Если два участника получают одинаковое количество голосов, то решение выносит игрок, который по результатам данного тура был «сильным звеном». Ранее принятое решение игрок в этой ситуации может изменить. Нельзя голосовать за самого себя.

Первый тур начинается с первого участника, стоящего левее всех. Каждый последующий тур начинается с «сильного звена» предыдущего тура.

Результаты каждого тура оглашаются счётной комиссией.

В 8 туре игра идёт на накопление баллов. Победитель игры определяется по результатам супертура, в котором финалисты отвечают на пять вопросов. Количество правильных ответов определяет победителя. В случае одинакового количества правильных ответов игра продолжается до первого неправильного ответа, который нарушит равновесие.

  1. Работа с презентацией
  • Во время оглашения правил игры вывести на экран таблицу накопления баллов в банке.
  • В начале каждого тура выводить на экран слайд №3, обозначающий, что баллов в банке 0.
  • Во время игры:
    - если ведущий сказал, что ответ игрока верный, то необходимо нажать правую гиперссылку (количество баллов в банке увеличится);
    - если ведущий сказал, что ответ игрока неверный или игрок отказался от ответа на вопрос, то необходимо нажать левую гиперссылку (цепочка прерывается и начинается снова с 0 накопление баллов в банке);
    - если игрок после объявления его имени, но до начала объявления вопроса успел произнести слово «банк», то необходимо нажать левую гиперссылку (цепочка начинается снова с 0).

3) Таблица для регистрации правильных ответов

Имена участников записываются слева направо согласно их расположению в игре. Если участник даёт правильный ответ, напротив его фамилии ставится знак «+», а если неправильный ответ – знак «-». В конце каждого тура подсчитывается количество правильных ответов и определяется «сильное» и «слабое» звено. Если количество правильных ответов одинаково у нескольких участников, то окончательный результат определяется по таблице регистрации баллов в банке. «Сильным» звеном объявляется участник, давший наибольшее количество правильных ответов и положивший в банк наибольшее количество баллов.

Таблица регистрации правильных ответов. Тур:

Имена участников

Количество правильных ответов

Сильное звено: Слабое звено:

4) Таблица для регистрации баллов в банке

Имена участников записываются слева направо согласно их расположению в игре. Если участник кладёт баллы в банк, напротив его фамилии ставится знак «+n», где n – количество положенных баллов. Если участник теряет баллы, так как не положил вовремя баллы в банк и неправильно ответил на вопрос или отказался на него отвечать, то напротив его фамилии ставится знак «-n», где n – количество потерянных баллов. В конце каждого тура подсчитывается количество заработанных и потерянных баллов.

Таблица учёта баллов в банке. Тур:

Имена участников

Потеряно баллов

Отправлено в банк

Общее количество баллов, накопленных в этом туре

Общее количество баллов в банке после этого тура

Игрок, отправивший в банк наибольшее количество баллов:

  1. Вопросы для игры
  1. Как называется основной астрономический прибор для наблюдений? (телескоп)
  2. Как называется единица расстояний между звёздами? (световой год)
  3. Солнце – это звезда или планета? (звезда)
  4. Кто первым полетел в космос? (Юрий Гагарин)
  5. На что похоже созвездие «Большой медведицы»? (на ковш)
  6. Как называются шарообразные тела, вращающиеся вокруг Солнца? (планеты)
  7. Когда день весеннего равноденствия? (21 марта)
  8. Как называется явление, при котором Луна находится между Солнцем и Землёй на одной линии? (солнечное затмение)
  9. Сколько звёзд в Солнечной системе? (одна, Солнце)
  10. Как называется любое тело, вращающееся вокруг планеты? (спутник)
  11. Как называется третья от Солнца планета? (Земля)
  12. Какое отчество у Юрия Гагарина? (Алексеевич)
  13. Кто побывал в космосе до человека? (собаки)
  14. Сколько естественных спутников у Земли? (один)
  15. Продолжите фразу. Чем дальше планета от Солнца, тем год на планете… (продолжительнее)
  16. К какому созвездию принадлежит Полярная звезда? (Малая медведица)
  17. Кто был первым человеком, вступившим на Луну? (Нил Армстронг)
  18. Сколько планет в Солнечной системе? (восемь)
  19. Как назывался корабль, на котором полетел Юрий Гагарин? («Восток»)
  20. Венера является планетой земной группы? (да)
  21. Какой величиной характеризуется вытянутость эллипса орбиты? (эксцентриситетом)
  22. Какой учёный открыл закон всемирного тяготения? (Исаак Ньютон)
  23. Как называется одежда космонавта? (скафандр)
  24. Как называется естественный спутник Земли? (Луна)
  25. Как называется галактика, в которой мы живём? (Млечный путь)
  26. Как называется наука, изучающая движение небесных тел, их природу, происхождение и развитие? (астрономия)
  27. Можно ли увидеть Луну в новолуние? (нет)
  28. Как называется космическое тело, упавшее на Землю? (метеорит)
  29. Сколько всего зодиакальных созвездий? (12)
  30. Нептун является планетой-гигантом? (да)
  31. В каком году Юрий Гагарин совершил полёт в космос? (1961)
  32. Как называется городок, в котором живут космонавты до и после полётов? (Звёздный)
  33. Когда день летнего солнцестояния? (22 июня)
  34. Как называется самая большая планета Солнечной системы? (Юпитер)
  35. Как зовут космонавта, впервые вышедшего в открытый космос? (Алексей Леонов)
  36. Какую планету называют «утренней» или «вечерней» звездой? (Венеру)
  37. Какая страна запустила первый искусственный спутник Земли? (Советский Союз)
  38. Как называется комета, появляющаяся через каждые 75 лет около Земли? (комета Галлея)
  39. Излучает ли Луна свет? (нет)
  40. Какая планета названа в честь бога войны? (Марс)
  41. Чему равна первая космическая скорость? (7,9км/с)
  42. Кто изобрёл первый телескоп? (Галилео Галилей)
  43. Как звали первых собак, благополучно вернувшихся на Землю после полёта в космос? (Белка и Стрелка)
  44. Как называется современная космическая станция? (МКС-международная космическая станция)
  45. В каком году впервые в космос полетела женщина? (1963)
  46. Как называется 12 созвездий, через которые проходит Солнце, совершая свой видимый годичный путь? (зодиак)
  47. Как называют людей, изучающих неопознанные летающие объекты? (уфологи)
  48. Как называется космодром, который арендует Россия у Казахстана? (Байконур)
  49. Сколько минут Юрий Гагарин находился в космосе? (108 минут)
  50. Как называется самая известная планета с кольцами? (Сатурн)
  51. Как называются космические тела размером от километра и больше, которые не являются спутниками планет, а движутся вокруг Солнца самостоятельно? (Астероиды)
  52. Планеты Солнечной системы можно увидеть на ночном небе? (да)
  53. Как называется самый известный метеорит, упавший в тайге Восточной Сибири 30 июня 1908 года? (Тунгусский)
  54. Какого цвета был скафандр Юрия Гагарина? (оранжево-красный)
  55. Какова скорость света? (300000км/с)
  56. Солнце, совершая свой годичный путь, проходит через созвездие Девы? (да)
  57. Какая самая дальняя от Солнца планета из земной группы? (Марс)
  58. Как называется «хвостатая звезда? (комета)
  59. Как называется состояние тела, при котором его вес равен нулю? (невесомость)
  60. Что означает слово «зодиак»? (круг животных)
  61. Чем объясняется смена дня и ночи на Земле? (её вращением)
  62. Как называется ближайшая к Земле звезда? (Солнце)
  63. Как называется космический транспорт? (ракета)
  64. Сатурн является планетой-гигантом? (да)
  65. Как называется ближайшая к Земле точка орбиты движения Луны перигей или апогей? (перигей)
  66. Как называется основной научный метод изучения небесных тел в астрономии? (метод наблюдения)
  67. Сколько всего созвездий на небе? (88)
  68. Какая планета до недавнего времени входила в состав Солнечной системы? (Плутон)
  69. Правда ли что характерной чертой чёрной дыры является гравитация? (да)
  70. Когда день осеннего равноденствия? (23 сентября)
  71. Как называется «падающая» звезда? (метеор)
  72. Какого учёного под страхом пыток инквизиции заставили отречься от своих взглядов? (Галилео Галилея)
  73. К какому классу звёзд по размерам относится Солнце? (карлик)
  74. С каким созвездием связано происхождение медицинской эмблемы? (змееносец)
  75. Как называется ближайшее к Земле небесное тело? (Луна)
  76. Как называется газовая оболочка, окружающая Землю? (атмосфера)
  77. Как называется основная часть кометы? (голова)
  78. Как называется самая близкая к Солнцу планета? (Меркурий)
  79. Сколько звёзд в нашей галактике? (150 миллиардов)
  80. На какой планете астрономы уже около 300 лет наблюдают характерное лишь для неё красное пятно? (Юпитере)
  81. Как называется диаметрально противоположная точка зениту? (надир)
  82. В каком году была произведена высадка астронавтов на Луну? (1969)
  83. Солнце, совершая свой годичный путь, проходит через созвездие Ориона? (нет)
  84. Какой учёный впервые открыл атмосферу у Венеры? (М.В. Ломоносов)
  85. Как звали первую собаку, которую запустили в космос? (Лайка)
  86. Можно ли одновременно наблюдать солнечное и лунное затмение? (нет)
  87. К какому виду галактики относится Млечный путь? (спиральная)
  88. Какая единица измерения расстояний в астрономии является наибольшей? (парсек)
  89. Как называется граница дня и ночи на Луне? (терминатор)
  90. Существуют ли эллиптические галактики? (да)
  91. Кто предположил модель Вселенной, в центре которой находится Солнце? (Николай Коперник)
  92. Как называется совокупность нескольких ярких звёзд, образующих своеобразную фигуру? (созвездие)
  93. Чем вызвано мерцание звёзд? (движением воздуха в атмосфере)
  94. Существует ли средний размер звезды? (нет)
  95. Какой позывной был у Юрия Гагарина во время полёта? (кедр)
  96. Как называется утверждение: квадраты периодов обращения планет вокруг Солнца относятся как кубы их средних расстояний от Солнца? (третий закон Кеплера)
  97. Какой учёный утверждал, что в центре мироздания находится Земля? (Птолемей)
  98. Как называется яркое освещение горизонта перед восходом или заходом Солнца? (Заря)
  99. С помощью, какой звезды определяют стороны света? (Полярной звезды)
  100. Как называется американский космический корабль многоразового использования? (Шаттл)
  101. Существуют ли неправильные галактики? (да)
  102. Правда ли, что планеты-гиганты состоят из тяжёлых химических элементов? (нет)
  103. К какому классу звёзд относится Солнце по цвету? (жёлтые)
  104. У Венеры есть спутники? (нет)
  105. Сколько ярких звёзд в созвездии большой медведицы? (7)
  106. Как зовут первую в мире женщину-космонавта? (Валентина Владимировна Терешкова)
  107. Что означает слово «космонавтика»? (кораблевождение)
  108. Как называется планета, названная именем бога родников, рек и морей? (Нептун)
  109. Чему равно расстояние от Земли до Солнца? (150 млн км)
  110. Как называется специальный научно-исследовательский центр для проведения астрономических исследований? (обсерватория)
  111. Как называется первый космический корабль, доставивший людей на Луну? (Апполон)
  112. Какой временной отрезок определяется по вращению Земли вокруг своей оси? (сутки)
  113. С чем связана смена времён года? (с вращением Земли вокруг Солнца)
  114. Как называется явление, при котором Земля находится между Солнцем и Луной на одной линии? (лунное затмение)
  115. Плутон является планетой-гигантом? (нет)
  116. Какой учёный установил законы движения планет? (Иоганн Кеплер)
  117. Что представляют собой орбиты движения планет в Солнечной системе? (эллипс)
  118. Какая звезда имеет самую высокую температуру: жёлтая или голубая? (голубая)
  119. Марс является планетой земной группы? (да)
  120. Какое созвездие является поэтическим символом и служит своеобразным вдохновением для поэтов и писателей? (Пегас)
  121. Какая планета была открыта американским учёным Клайдом Томбо лишь в 1930 году? (Плутон)
  122. Что означает слово «планета»? (блуждающая)
  123. Как называется видимая часть атмосферы Солнца? (фотосфера)
  124. Обладает ли Луна магнитным полем? (нет)
  125. Как называется гигантская звёздная система? (Галактика)
  126. Чему равен 1 парсек в километрах? (3 10 13 )
  127. Солнце, совершая свой годичный путь, проходит через созвездие Льва? (да)
  128. У какой планеты имеются полярные шапки, в которых возможно находится в виде льда вода? (Марс )
  129. Как называется самый распространенный химический элемент в космическом пространстве? (водород)
  130. Какую фразу произнёс Юрий Гагарин во время старта 12 апреля 1961 года? (Поехали!)
  131. Звёзды по цвету бывают зелёными? (нет)
  132. В каком году родился Юрий Гагарин? (1934)
  133. Как называется самая удалённая от Солнца точка орбиты небесного тела? (афелий)
  134. Из мифологии какого народа взяты названия планет? (из греческой и римской)
  135. Как называется наблюдаемая с Земли освещённая часть лунного диска? (фаза)
  136. Есть ли на Луне вода? (нет)
  137. Какое созвездие лучше наблюдать зимой: Козерога или Ориона? (Ориона)
  138. Как называется среднее расстояние от Земли до Солнца? (астрономическая единица)
  139. Существует ли у Солнца зона, называемая зоной цепных ядерных реакций? (нет)
  140. Как называется советский космический корабль многоразового использования? (Буран)
  141. Как называется самая ближайшая к Земле и очень большая галактика? (Туманность Андромеды)
  142. Какая планета из видимых самая яркая? (Венера)
  143. Как называется большой круг небесной сферы, по которому движется Солнце? (эклиптика)
  144. Как называется поверхностный слой Луны? (реголит)
  145. С помощью какого метода определяют химический состав Солнца, звезд, галактик, туманностей ? (спектральный анализ)
  146. Как называется самая горячая планета Солнечной системы? (Венера)
  147. Кто был основателем теоретической космонавтики? (Циолковский Константин Эдуардович)
  148. Продолжите фразу. Если Луна на нашем небе выглядит как буква С, то она является… (убывающей)
  149. Под действием какой силы происходит движение планет вокруг Солнца? (силы тяготения)
  150. Как называются тела неправильной формы, обращающиеся вокруг Солнца между орбитами Марса и Юпитера? (астероиды)
  151. Существуют ли звёзды сверхгиганты? (да)
  152. В каком месяце года Земля находится ближе всего к Солнцу? (в январе)
  153. Какая планета в греческой мифологии отожествляется с Богом торговли – Гермесом? (Меркурий)
  154. Сколько планет Солнечной системы можно увидеть невооружённым глазом? (пять)
  155. Сколько суток провёл на орбите первый искусственный спутник Земли? (92)
  156. На карте, какой планеты только женские имена? Здесь есть даже каньон Бабы-Яги? (Венеры)
  157. Как называется часть солнечного излучения, обладающая высокой химической активностью, но в небольших дозах благотворно влияющая на организм человека? (ультрафиолетовое)
  158. Как называется интервал времени между двумя последовательными новолуниями? (синодический месяц)
  159. Какую планету называют красной из-за цвета её пустынь, содержащих много железа? (Марс)
  160. Как называется космодром в США? (Мыс Канаверал)
  161. Существует ли созвездие «Большой Пёс»? (да)
  162. Продолжите фразу. Со скоростью 29,765 км/с Земля вращается вокруг… (Солнца)
  163. Кто предложил геоцентрическую систему мира? (Птолемей)
  164. У какой планеты средняя плотность меньше плотности воды, поэтому она не утонет в воде, если бы нашлась ванна подходящих размеров? (у Сатурна)
  165. Кого называли «великим мечтателем»? (Циолковского Константина Эдуардовича)
  166. Как называется самая холодная планета Солнечной системы? (Нептун)
  167. Продолжите фразу. Радиус-вектор планеты за одинаковые промежутки времени описывает… (равные площади)
  168. Как называется точка околоземной орбиты небесного тела, наиболее удалённая от центра Земли? (апогей)
  169. Назовите небесное тело, куда ступала нога человека? (Луна)
  170. В каком направлении движется наша Земля: с запада на восток или с востока на запада? (с запада на восток)
  171. Продолжите фразу. Слоистые, перистые, кучевые, дождевые… (облака)
  172. Название, какого созвездия является названием физического прибора? (весы)
  173. Какова масса первого искусственного спутника Земли? (83,6кг)
  174. На какой планете находится самая большая гора Солнечной системы – гора «Олимп», высотой 25 км? (на Марсе)
  175. На какой планете с одной стороны так жарко, что плавится свинец, а с другой почти 200°С? (Меркурий)
  176. У Земли существует внутренний слой, называемый мантией? (да)
  177. Во что превращается звезда-гигант на последнем этапе эволюции? (в нейтронную звезду)
  178. Кто был основателем практической космонавтики? (Сергей Павлович Королёв)
  179. Как называется ближайшая к Солнцу точка орбиты Земли? (перигелий)
  180. Какая планета Солнечной Системы вращается не по движению вокруг Солнца, а наоборот, причем в 243 раза медленнее Земли? (Венера)
  181. Солнце, совершая свой годичный путь, проходит через созвездие Стрельца? (да)
  182. Название, какого спутника в переводе на русский язык означает «страх»? (Фобос, спутник Марса)
  183. Как называются галактики-спутники млечного пути? (Магеллановы облака: большое и маленькое)
  184. Кто предложил гелиоцентрическую систему мира? (Николай Коперник)
  185. Как называется самоходный аппарат, совершивший путешествие по Луне? (луноход)
  186. Что произошло со станцией «Мир» в 2001 году? (она была затоплена)
  187. С какого космодрома был произведён запуск первого космического корабля с человеком на борту? (с Байконура)
  188. Существует ли у Солнца зона, называемая хромосферой? (да)
  189. Какую планету Уран или Сатурн нельзя увидеть на небе невооружённым глазом? (Уран)
  190. Как называется водная оболочка Земли? (гидросфера)
  191. Во что превратится Солнце на последнем этапе эволюции? (в белый карлик)
  192. В каком году впервые человек вышел из корабля в открытый космос? (1965)
  193. Как называется группа планет, состоящая из Меркурия, Венеры, Земли и Марса? (земная)
  194. Какое носит название небесная путешественница, состоящая из ядра, головы и хвоста? (комета)
  195. Правда ли, что чёрная дыра имеет огромные размеры? (нет)
  196. Как называется самая яркая звезда северного полушария звёздного неба? (Сириус)
  197. Во что превращается сверхгигант на последнем этапе эволюции? (в чёрную дыру)
  198. Продолжите фразу. Каждая планета обращается вокруг Солнца по эллипсу, в одном из фокусов которого находится… (Солнце)
  199. На какой планете бывают дожди из серной кислоты? (на Венере)
  200. Какой цвет у самых холодных звёзд? (красный)
  201. Как зовут впервые вышедшею в космос женщину? (Светлана Евгеньевна Савицкая)
  202. Как называется расстояние, равное трём световым годам? (парсек)
  203. Продолжите фразу. В 81,3 раза масса Луны меньше массы… (Земли)
  204. К какому виду галактик относятся Магеллановы облака? (к неправильным)
  205. В каком созвездии находится звезда Сириус? (Большого Пса)
  206. Как называется самая близкая к Земле планета Солнечной системы? (Венера)
  207. Когда день зимнего солнцестояния? (22 декабря)
  208. Буквами какого алфавита пользуются для обозначения звёзд на звёздных картах? (греческого)
  209. Что обозначает число 365,25? (продолжительность года)
  210. Чему равна продолжительность полной смены фаз Луны? (≈29,5)
  211. Как называется линия, соединяющая любою точку орбиты с фокусом? (радиус-вектор)
  212. Можно ли в невесомости пить из кружки? (нет)
  213. Какой позывной был у Валентины Терешковой? (чайка)
  214. В каком состоянии находятся люди на орбитальной станции? (состоянии невесомости)
  215. Как называется модель Земли? (глобус)
  216. Солнце, совершая свой видимый годичный путь, проходит через созвездие овна? (да)
  217. Продолжите фразу. Если Луна на нашем небе выглядит как перевёрнутая буква С, то она является… (растущей)
  218. Как называется созвездие южного полушария, состоящее из очень тусклых звёзд и обозначающее чертёжный инструмент? (циркуль)
  219. В каком году Светлана Савицкая вышла в открытый космос? (1984)
  1. Вопросы для супертура игры:
  1. Эта оранжево-красная гигантская звезда диаметром 36 поперечников Солнца находится на расстоянии 55 световых лет. В созвездии Тельца, которое лучше всего наблюдать на зимнем небе, она является глазом разъяренного Тельца. Какая это звезда? (Альдебаран)
  2. Эта звезда означает «царская звезда». Она находится в созвездии льва, как бы в сердце льва. Она почти в 2 раза ярче Полярной звезды и находится на расстоянии около 80 световых лет. Какая это звезда? (Регул)
  3. Лебедь - большое, красивое созвездие северного неба. Часть его, состоящая из наиболее ярких звёзд, известна под названием Северный крест. Самая яркая звезда этого созвездия проводит над горизонтом всего 5 часов в сутки, но зато видна на звёздном небе круглый год. Считается, что эта звезда ярче Солнца в 10 тыс. раз и находится на расстоянии 820 световых лет. Какая это звезда? (Денеб)
  4. В созвездии Орла это самая яркая звезда, которая наряду с Вегой и Денебом входит в летне-осенний треугольник Северного полушария неба. Эта звезда наряду с альфа - Центавра является ближайшей к нам звездой и находится на расстоянии 16 световых лет. (Альтаир)
  5. В созвездии Лиры - это самая яркая звезда. Это первая звезда, которую удалось сфотографировать и произошло это в 1850 году. Наша Солнечная система летит к этой звезде со скоростью 20 км/с и через 12 тыс. лет она будет для нас полярной звездой. Какая это звезда? (Вега)
  6. А эту звезду лучше всего наблюдать зимой, так как она является красноватой самой яркой в созвездии Ориона и украшает его левое плечо. В 1920 году были впервые определены её размеры и до недавнего времени считали её самой большой звездой в наблюдаемой части Вселенной, так как её диаметр оказался более 1 млрд км. Какая это звезда? (Бетельгейзе)

Но в настоящее время обнаружена более крупная звезда в созвездии Возничего, которая в 2700 больше Солнца. Звезда Бетельгейзе всего приблизительно в 1 тысячу раз больше Солнца.

  1. В этом созвездии находится одна из знаменитых туманностей М 31 – спиральная галактика, содержащая сотни миллиардов звёзд. В тёмные ясные ночи можно попытаться разглядеть это туманное пятнышко, а в телескоп эта галактика представляет очень эффектное зрелище. Какое это созвездие? (Созвездие Плеяды)
  2. В греческих мифах 7 дочерей титана Атланта и океаниды Плейоны были превращены Зевсом в звёзды и вознесены на небо в виде созвездия. 6 звезд этого созвездия сияют достаточно ярко, и лишь одна - Меропа- еле видна, так как по легенде она вышла замуж за простого смертного и ей, якобы, стыдно перед сёстрами, которые вышли замуж за богов. Какое это созвездие? (Созвездие Андромеды)
  3. В древнем Китае это созвездие называли «Пе-теу», что означает «кастрюля». В Средней Азии, где много лошадей, про эти звёзды говорили «Конь на привязи». А как это созвездие называется у нас? (Большая Медведица)
  4. Какой из спутников Юпитера помог датскому физику и астроному О.Рёмеру в 1676 году определить скорость света? (Ио)
  5. Кому принадлежат слова: "Открылась бездна, звезд полна, звездам числа нет, бездне - дна…" (М.В. Ломоносову)
  6. В честь этого советского астронома назван Государственный Астрономический Институт? (в честь Павла Карловича Штенберга)
  7. Как называется американский ракетоноситель, который 28 января 1986 года потерпел катастрофу – взорвался на 74 секунде старта? (Челленждер)
  8. Как назывались автоматические межпланетные станции, которые в 1984-85 годы исследовали Венеру и комету Галлея? (Вега)
  9. Как называются почти все китайские ракеты-носители? («Чан Чжен», по-русски «Великий поход»)
  10. Как называется устройство, используемое для моделирования перегрузок, которые космонавт неизбежно ощутит в космосе? (Вращающаяся центрифуга, внешне напоминающая огромную гантель, на одном конце которой закреплена кабина с испытуемым, а на другом - противовес)
  11. Звёзд на небе невооруженным глазом видно так много, что кажется, их не сосчитать. Однако это сделать можно. Сколько на небе звезд, которые видны невооруженным глазом? (Всего около 6000)
  12. Сколько звёзд можно увидеть невооруженным глазом на небе, не сходя с одного места? (Около 3000, так как находясь на открытой местности видно ровно половину звездного неба)
  13. Над каким проектом (программой) работали исследователи космического пространства в конце XX века, но за недостатком средств его временно "заморозили"? (Полет на Марс в начале XXI века)
  14. Какие два космических явления вызывали у людей в древности огромный страх? (Затмение солнца и появление кометы)
  15. Где родился Юрий Гагарин? (село Клушино Смоленской области)
  16. Где родилась Валентина Терешкова? (деревня Масленниково Ярославской области)
  17. Сколько океанов на Луне, и какие? (Один - океан Бурь)
  18. Почему на Луне нельзя услышать звуки? (Нет атмосферы, звуковые волны не могут распространяться)

6. Список литературы

  1. В.М. Чаругин. «Астрономия 10-11». Москва, «Просвещение» 2017.
  2. В.М. Чаругин. «Астрономия 10-11. Методическое пособие. Базовый уровень». Москва, «Просвещение» 2017.
  3. Б.А.. Воронцов-Вельяминов. «Астрономия 10-11». Москва, Дрофа 2017.
  4. Б.А.. Воронцов-Вельяминов. «Cборник вопросов и задач по астрономии». 1982.
  5. «Физика» - приложение к журналу «Первое сентября» (статьи по астрономии).
  6. Э.С. Зигель. «Что и как наблюдать на звездном небе?». 1979.
  7. М. М. Дагаев, В. М. Чаругин. «Книга для чтения по астрономии. Астрофизика». 1988.
  8. Я.И. Перельман . «Занимательная астрономия» . Москва, 1954.
  9. М.М. Дагаев. «Сборник задач по астрономии» . -Москва, 1980.
  10. Методическая разработка урока-конференции «Россия-космическая держава» Котовой Валентины Ивановны - учителя физики МБОУ-СОШ села Ягодного, Асиновского района, Томской области.

    Астрономия для детей, с какого возраста можно говорить об этой науке с ребенком? Для многих родителей становится сюрпризом, что детки сами начинают интересоваться астрономией. И тогда возникает вопрос – как маленькому человечку рассказать о таких серьезных вещах? Как и всё, о чем мы говорим с дошкольниками, данный предмет их интереса должен быть преподнесен только в игре.

    Космос всегда интересовал моего сына и уже в 1 год 9 месяцев он знал не только планеты солнечной системы, но и некоторые факты о них. Мой муж часто говорит, что если до 25 лет Александр не слетает хотя бы на Луну, он хочет чтобы сын вернул ему деньги за образование. Конечно же это в шутку и все мы это понимаем .

    Итак, мы начинаем курс игр по астрономии, через который я хочу вам показать, как далеко могут зайти наши чада, если им предоставить информацию по интересующей их теме. Все занятия будут проходить в игровой форме, уверена, что будет весело.

    Начну с небольшого отступления, утро в нашем доме может начаться вот так (это было пару недель назад):

    (фотографировала через 3 дня после того как делали поделку, пластилин немного рассохся)

    Ну что же, игры с пластилином закончились, а спать ещё не хочется. Решили продолжить чтение по теме астрономия для детей, но на этот раз Александр выбрал другую книгу . Не успели начать, как на 8 странице он оживился:

    – Мама, я буду строить ракету и полечу в космос!

    Подумали как именно он хотел бы строить ракету, я честно сказать подумала, что хочет вернуться к пластилину, но нет, Александр выбрал игрушку магнитный конструктор. Наш чемоданчик я покупала в Амазон.

    Данная игрушка у нас живет уже пару лет и она поистине универсальна, мы возвращаемся к ней при любой теме. Фигурки идеально крепятся к холодильнику, магнитной доске или чемоданчику в котором мы их и приобрели.

    Я подумала, что на этом всё и закончится, но Александр принес книгу открытую на 8 странице и начал ваять свой шедевр.

    Я сидела рядом и наблюдала, пытаясь понять, если это в тысячный раз будет складывание Солнечной системы воедино или что-то большее.

    Да, это оказалось больше чем раньше. Интерес сына в последнее время касался карликовых планет и звезд. Кроме Плутона я признаться не знала ни одной карликовой планеты. Но это было до того как Александра стало завораживать любое упоминание о них в видео и книгах . Вот конечная работа того вечера. Она полностью сделана моим сыном, названия подписаны им же.

    Как видно карликовая планета Церера (Ceres) находится между Марсом и Юпитером. После Плутона располагаются карликовые планеты Хаумеа, Макемаке и Эрис.

    Астрономия для детей становится интересней с еще одной замечательной игрушкой – магнитная доска с солнечной системой. Она не занимает места, фигурки крепятся идеально, помимо планет есть туманность, комета, метеорит, космонавт с космическим кораблем. В общем всё, что может заинтересовать ребенка и поможет маме организовать его игру.

    У меня давно была идея сделать сенсорную коробку на тему космос, но порой приходили мысли, что Александр уже большой, а сенсорные коробки принято делать . Поэтому я несколько раз откладывала идею. На этот раз я четко запланировала, что коробка будет, так как у нас есть всё, чтобы ее заполнить … или почти всё. Мне не хватало солнца!

    Я долго думала если его нарисовать, склеить, надуть. И тут, после нашего возвращения с моря, мысль пришла сама по себе – пляжный мяч! По размеру он более или менее отвечает требованиям по отношению к другим планетам.

    Я открыла несколько наших книг на странице “Солнце”, мы прочли информацию, рассмотрели картинки, а затем посмотрели вот это замечательное видео (я вам очень советую потратить четыре минуты на его просмотр).

    И мы начали творить “Солнце”. Сначала рвали цветную бумагу и обклеивали ею надутый пляжный мяч. За ночь он подсох и мы, вспомнив пламенный дождь на Солнце, стали клеить всполохи из красной папирусной бумаги.

    Макет солнца из пляжного мяча и цветной бумаги. Вскоре наше Солнце было готово и ярко нам светило .

    Теперь можно собирать нашу сенсорную коробку по теме астрономия для детей. Так как космос черный, я насыпала на дно черной фасоли (у меня ушло три кг). Планеты папа подарил Александру на прошлое Рождество.

    Остановлюсь здесь немного подробней. У мужа всю жизнь было хобби собирать модели военных самолетов, это конечно же развивает усидчивость, концентрацию и, чтобы покрасить все детальки самолетов нужны поистине золотые руки. Видя большой интерес сына к планетам, муж никому ничего не говоря, приобрел набор для школьников. В своем офисе по вечерам он оставался после работы и раскрашивал эти модели. А на Рождество Александр получил 8 прекрасных планет. Наш малыш был в таком восторге, что как сейчас помню, я даже прослезилась. На этой фотографии ему 2 года 2 месяца.

    На протяжении всего этого времени модели планет служили нам макетами к занятиям и игрушками для игр Александра. На сколько я поняла из прошедших дней, мне было намного легче объяснять движение планет вокруг Солнца, как случаются солнечные и лунные затмения имея их под рукой. В основу нашей сенсорной коробки легли эти же модели планет.

    По играм с водой вы можете увидеть, что с легкостью умещает в себя моего ребенка . К планетам прибавились наши космические фигурки, которые также живут у нас уже более года. И набор светящихся в темноте звезд и планет, которыми я украсила борта коробки. Ну теперь пора поставить наше Солнце и сенсорная игрушка готова.

    Вот честное слово я не ожидала от неё такого успеха. Конечно я знаю, что мой сын фанат космоса, но ведь ничего нового в этом коробе (кроме солнца и светящихся звезд) не появилось, а Александр играл со всем этим как в первый раз! Да ещё и каждый день по несколько раз! Не буду разбирать пока не наиграется .

    Итак, как вы видите на этом примере, в космос могут играть даже самые маленькие. Пусть малыш поначалу только перебирает фасоль, а родитель создает незатейливый сюжет и знакомит малютку с названиями планет. Но пройдет совсем немного времени и астрономия для детей обернется более серьезными, интересными и информативными играми, ссылки на которые вы также найдете в конце статьи.

    Математическая игра для дошкольников “Возвращение на Землю”

    Представляю вашему вниманию ещё одну . Делала я её на плотном картоне, обклеила его темной бумагой (космическое пространство), распечатала фото планеты Земля и Марса – готово! Успех невероятный, ребенок в восторге. В первых играх у нас перемещался межпланетный лайнер, потом Александр выбрал космическую ракету (всё из нашего набора для сенсорной коробки).

    Количество цифр от 20 до 40 и 2 кубика. То есть, если выпадает 3 и 6, то ребенок должен сначала сложить числа, а потом уже делать ход. Сюжет игры заключается в том, что оба игрока находятся на Марсе и хотят вернуться домой на Землю. Кто первый долетит до Земли тот и выиграл. Проигравший становится марсианином .

    Модель математической игры так прижилась в нашей семье, что я делала ее на разные темы. Мы учились по ней , играли на и вот теперь даже астрономия для детей не обошлась без любимой игры.

    Условия математической игры

    В игре участвуют два игрока. Начало игры с середины (старт), где оба игрока находятся на Марсе. Первым начинает игрок, который должен идти до 1. Он кидает кубики и произносит вслух 5+6 (числа выпавшие на кубиках) будет 11 и высчитывая сколько будет 20-11, ставит лайнер на получившееся число.

    Второй игрок должен привести лайнер к числу 40 и он кидая кубики произносит вслух например: 6+6 будет 12, т.е. он перетянул лайнер на свою территорию. Другими словами один из игроков практикует примеры на вычитание, другой на сложение. Конечно же игра проводится эмоционально . В начале следующего раунда игроки меняются местами – игрок, который вел лайнер до 40, теперь будет вести его к 1. Таким образом чередуется сложение и вычитание.

    Еще больше занимательных занятий математикой для дошкольников, вы найдете .

    Незапланированные занятия по теме

    Конструирование из Лего, нелегко нам это дается, наверное причина всё же во мне. Но на этот раз, я постаралась включить свою фантазию и собрать ракету. Александр внимательно за мной наблюдал, а затем собрал свою.

    Ну что взлетаем?

    И ещё одна вещь, которая получилась совершенно незапланировано. Я покупаю в Икеа замороженные рулеты с корицей, а затем выпекаю их дома. В тот вечер ребенок попросил рулетик и когда я достала их из духовки, первое что услышала:

    – Это же галактика, мама!

    Рулеты всё равно были ещё горячими и я предложила украсить наши галактики звездами. Александр остался в восторге!

    Надеюсь, что вам понравилось наше первое занятие на тему астрономия для детей. Мне будет приятно увидеть в комментариях ваши мысли, впечатления. Напишите пожалуйста, если ваши дети интересуются астрономией в любом ее проявлении.

    Урок – игра по астрономии

    Игра проводится как внеклассное мероприятие в рамках недели физики и астрономии.

    Цели и задачи:

    Развитие творческих способностей, логического мышления;

    Повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора;

    Воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу;

    Формирование умения работать в группе, в команде, сотрудничать;

    Формирование и развитие умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;

    Формировать умение организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их.

    Оборудование для игры:

      распечатка вопросов для ведущего.

      Карточки для команд

    Правила игры.

    Класс делится на две команды. Каждая команда придумывает название и выбирает капитана. Игра состоит из туров (геймов). На каждом этапе команда набирает баллы. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

    Ход игры.

    Тур 1. «Дописать фразу» Дописать последнюю фразу.

    1 команда

    Космонавтом хочешь стать –

    Должен много, много знать!

    Любой космический маршрут

    Открыт для тех, кто любит труд.

    2 команда

    Только дружных звездолёт

    Может взять с собой в полёт.

    Скучных, хмурых и сердитых

    Не возьмём мы на орбиты!

    Тур 2 Показать следующие слова, связанные с космонавтикой. Слова написаны на карточках

    1 команда

    Вселенная

    Астрология

    Ракета

    Космодром

    Обсерватория

    Уфологи

    Солнечная батарея

    Тюбик

    Стоунхендж

    Орбита

    2 команда

    Космос

    Астрономия

    Спутник

    Стартовая площадка

    Иллюминатор

    Астронавт

    Дельтаплан

    Лунаход

    Зодиак

    Парсек

    Тур 3 Блицтурнир «Словоград» За две минуты надо составить как можно больше слов из букв слова «космонавтика». Команда, составившая большее количество слов, зарабатывает 1 бал.

    Тур 4Ответы на вопросы

    За каждый правильный ответ 1 балл.

    Вопросы 1 команде:

      Кто первым предложил использовать ракеты для космических полетов? (Циолковский)

      Какая звезда находится ближе всех к Земле? (Солнце)

      Самая большая планета солнечной системы? (Юпитер)

      «Падающая звезда»? (Метеор)

      Самая дальняя от Солнца из планет земной группы? (Марс)

      Защитный костюм космонавта? (Скафандр)

      Нижняя точка пересечения отвесной линии с небесной сферой? (Надир)

      Древнегреческий бог Солнца? (Гелиос)

      В каком году был осуществлен первый в мире космический полет человека? (1961)

      Кто создал новую систему мира, опровергнувшую учение Птолемея?

    (Коперник)

    Вопросы 2 команде:

    1.Ученый, который много сделал для внедрения в жизнь, в практику идей К.Э.Циолковского? (С.П.Королев)

    3. «Хвостатая» звезда? (Комета)

    5.Большая планета, период обращения которой равен 84 года? (Уран)

    6.Ближайшая к Солнцу точка земной орбиты? (Перигелий)

    7.Имя первого космонавта Земли? (Юрий)

    8.Кто из ученых первым сказал, что Земля имеет форму шара? (Пифагор)

    9.Самый распространенный элемент на Солнце? (Водород)

    10.Созвездие со звездой Вега? (Лира)

    Тур 5 Из букв составить слово, кто быстрее

    Г А Л А К Т И К А

    Тур 6 Найти соответствие. Задания записаны на карточках

    В феврале 1986 года

    1 старт баллистической ракеты

    запущен первый искусственный спутник Земли

    Первое живое существо в космосе – собака «Лайка»

    «Луна -3»Получены фотографии обратной стороны Луны

    Запуск первого космонавта СССР

    Алексей Леонов выполнил выход в открытый космос.

    Американцы высадились на Луне.

    «Лунаход -1» на Луне.

    На орбиту ракето-насителем «Протон» была выведена первая в мире орбитальная КС «Салют-1».

    В СССР была выведена в космос орбитальная станция нового поколения «Мир».

    Тур 7 Задача

    Свет от Солнца идет около 8 мин.

    Определить за сколько долетит до Солнца самолет со скоростью 1000 км/час

    Ответ: 18 лет, 6250 дней.

    Тур 8

    Показать следующие слова, связанные с созвездиями.

    Рыбы, Малая Медведица, Скорпион, Северная корона, Водолей, Кассиопея, Телец, Большая Медведица, Близнецы, Рак, Волосы Вероники, Лев, Дева, Змееносец, Орел, Весы, Стрелец, Дельфин, Козерог, Персей, Лисичка, Орион

    Тур 9

    Вопросы, на которые надо отвечать «ДА» или «НЕТ». За каждый правильный ответ 1 балл.

    Вопросы 1 команде:

      Вселенная - это наша Галактика (НЕТ)

      Солнечную систему составляют только планеты (НЕТ)

      На Венере плотная облачная атмосфера (ДА)

      Моря на Луне заполнены соленой водой (НЕТ)

      Кометы состоят из ядра, газовой оболочки и хвоста (ДА)

      Фобос - единственный спутник Марса (НЕТ)

      Световой год - расстояние, которое проходит свет за 1год (ДА)

      Нептун - планета- гигант (ДА)

      Плутон был известн еще древним грекам (НЕТ)

      На Луне можно наблюдать северное сияние (НЕТ)

    Вопросы 2 команде:

      Галилео Галилей открыл спутники Юпитера (ДА)

      Меркурий имеет мощную атмосферу (НЕТ)

      Марс значительно больше Земли (НЕТ)

      Все планеты - гиганты имеют кольца (ДА)

      Хвост у кометы появляется только при ее удалении от Солнца (НЕТ)

      Созвездия - это участки звездного неба (ДА)

      У полюсов Марса расположены белые полярные шапки (ДА)

      Большинство астероидов движутся между орбитами Марса и Юпитера (ДА)

      Планеты- гиганты имеют большое количество спутников (ДА)

      Атмосфера Венеры создает «парниковый эффект» (ДА)

    Тур 10

    Решить анаграмму и найти лишнее слово. Задания для 2 команд

      АРСМ

    МЕЗЛЯ

    НУТСАР

    АЕЕНВР

    РУРЕМКЙИ

      ФБСОО

    НАИТТ

    ОВРПЕА

    ЛУПОТН

    НАУЛ

      РУОБН

    ПЮТИЕР

    ЛЛАГЛИЙЕ

    НЬЮНОТ

    ЛЕКПЕР

    На доске показываются все результаты туров.

    Елена Титоренко
    Конспект семинара «Астрономия для детей: как превратить научные факты в интересные игры?»

    Цель работы : повышение образовательной компетентности родителей и педагогов, укрепление детско-родительских отношений.

    Оборудование :

    Мультимедиа оборудование (экран, проектор, ноутбук) .

    Готовые атрибуты для игр, поделки.

    Наверное, каждый из вас, взрослых, также как и ваши дети, любите смотреть на звезды. Кто-то просто восхищается их красотой, кто-то о чем-то мечтает, кто-то хочет разгадать загадки, которые таит в себе космос.

    Астрономия многим взрослым представляется очень сложной и несколько туманной наукой. Многие даже не представляют, как можно обо всём этом понятно и доступно рассказать ребёнку. «Ты ещё мал для этого, не поймешь» , - частый ответ.

    Но от этого космос не становится для детей менее интересным ! Дети живо интересуются тайнами космоса и готовы подолгу вглядываться в звёздное небо.

    Есть одна старая сказка. В ней рассказывается про короля, который хотел все знать, но не знал когда и с чего начать свое обучение…

    Здесь Вы узнаете много интересной информации о том , как рассказать детям о космосе, научитесь играть в весёлые «космические» игры , прочтёте смешные «космические» стихи и загадки!

    Детям необходимо рассказывать о Вселенной и о нашем месте в ней. А начинать знакомство нужно с простых рассказов в хорошей книге, а не с теории «большого взрыва» . Нужны доходчивые рассказы о планетах и звездах, о том, что наша Земля – это огромный шар, на котором нашлось место и рекам, и горам, и лесам, и пустыням, и конечно всем нам, его жителям. Рассказать о полете человека в космос, о пришельцах и интересных явлениях в нашей жизни, связанных с пространством за пределами нашей планеты.

    Благодаря новейшим открытиям в исследовании космоса, человечество узнало много нового об образовании и эволюции Вселенной. Постепенно меняется и мировоззрение людей. Они осознают себя не только жителями Земли или Солнечной системы, но и Вселенной в целом.

    Необходимо формировать это мировоззрение и в детях, тем более что практически каждый ребёнок готов к восприятию этой информации!

    Любознательный малыш уже в возрасте 3-х лет (а то и раньше) может огорошить родителей вопросом о том, зачем на небе Луна и звёзды, и почему вечером солнышко уходит?

    Лучше всего начать рассказ с того, что жизнь на Земле зависит от Солнца. Поскольку размеры Вселенной никто представить не может, объясните некоторые космические явления на обычных вещах. Для начала возьмите фонарик и при выключенном свете включите его. Затем покажите ребенку на близком расстоянии. Потом отойдите дальше. Обратите внимание ребенка, что фонарик стал меньше в размере, а свет от него тусклым. Так ребенку будет легче понять, что звезды только кажутся маленькими. Ведь они очень далеко от Земли.

    Если ребенок будет интересоваться , насколько Земля меньше в размере, чем Солнце, можно показать ему на примере горошины и арбуза. Так ему будет легче понять, что Земля по отношению к Солнцу имеет размер горошины. Предложите ребенку стать главным Звездочетом, которому будет поручено сосчитать все звезды. В темной комнате направьте свет от фонарика на свободную стену, включайте и выключайте его. Луч можно направлять в разные стороны, сияние звезды может длиться долго, или она погаснет быстро. Эта игра разовьет у него внимание, а также способность к быстрому переключению внимания, совершенствует навыки счета.

    Когда ребенок интересуется космосом лучше объяснять ему на простых примерах, не увлекаясь космической терминологией, он все поймет, если вы будете разговаривать на понятном ему языке. Для того, чтобы ответить на многочисленные «почему?» и «отчего?» , мы рекомендуем вам прочесть вместе с ребенком детские книги о космосе.

    Игры на тему «Космос»

    «Космическая считалка» . Разучите с ребенком считалку. Используя её можно определить очередность запусков ракет на планеты.

    На луне жил звездочёт,

    Он планетам вёл отсчет.

    Раз-Меркурий, Два - Венера,

    Три - Земля, четыре- Марс,

    Пять - Юпитер, Шесть- Сатурн,

    Семь – Уран, восьмой- Нептун,

    Кто не видит- выйди вон!

    «Портрет пришельца» . Рисуем портрет пришельцев. А кто живёт на других планетах? Давайте пофантазируем! Возьмём лист бумаги, попросите ребенка обвести свою ладошку, переверните. Кто это? Может пришелец с других планет? Дорисуем детали – портрет пришельца готов!

    Модель нашей планеты изнутри. Берем пластилин желтого, красного и коричневого цвета и лепим модель нашей планеты. Внутри ядро, дальше магма, а потом земная кора. Когда шарик готов, можно отрезать кусочек и посмотреть на строение Земли своими глазами.

    Модель солнечной системы. Интересно и полезно при изучении астрономии с детьми сделать модель солнечной системы. Берем большой ватман. С краю делаем кусочек солнца (иначе, если соблюдать размеры оно все место на ватмане займет) . Затем в нужном порядке делаем планеты, стараясь соблюдать пропорции и цвет. Также модель солнечной системы можно сделать из ниток и воздушных шариков. Надуваем воздушный шарик нужного размера, произвольно обматываем его нитками подходящего цвета, которые предварительно пропитали клеем ПВА. Спустя 12-24 часа (в зависимости от толщины ниток и намотанного слоя) шарик лопаем и вытаскиваем его за хвостик. В руках остается модель планеты. Когда все 9 планет и Солнце будут готовы, подвешиваем их на вышедший из строя зонтик или обруч.

    Полет на картонной ракете. Можно сделать ракету из коробки от бытовой техники, или из листов гофра картона и отправится в путешествие на Марс или на Луну!

    Ракета из рулончиков туалетной бумаги. Вариант ракеты попроще - из рулончиков бумаги. К ним можно привязать воздушный шарик и ракета полетит по-настоящему на «реактивном двигателе» .

    Лунные кратеры. В чашку или тарелку насыпать горку муки. Бросаем туда пластилиновый шарик на верёвочке. Осторожно вынимаем шарик и получаем подобие кратера. Это происходит потому, что Луна не защищена атмосферой и об неё с огромной скоростью ударяются все космические обломки.

    Летающие тарелки. Берем одноразовую бумажную тарелочку, переворачиваем вверх дном, посередине прикрепляем половинку киндер яйца. Украшаем по желанию. Также можно использовать ненужный CD диск.

    Вулкан. Лепим из пластилина форму. Внутрь кладем шарик из 2 чайных ложек соды, красителя и 1 чайной ложки лимонной кислоты. Льем 50 мл. воды и наблюдаем извержение вулкана.

    Рассмотреть и поиграть с пемзой – вулканической породой. Попробуйте, плавает ли обычный камень? А пемза? Сравните их по весу. Есть ли что-то внутри дырочек пемзы? (Воздух)

    Камень из песка. Для этого находим бело-серый песок, просеиваем и прокаливаем в духовке. Затем остужаем и смешиваем с клеем ПВА. Получается пластичная масса, из которой делаем камешек. Высохнув, он станет твердым и очень похожим на настоящий, только шершавый.

    Стихотворение «Планета Земля»

    Планета Земля – родимый наш дом.

    Но много ли, дети, мы знаем о нём?

    Загадки её постоянно решаем.

    Но форму Земли до конца мы не знаем.

    А форма Земли без рек и морей

    Зовётся геоид! Учи и умней!

    А что там внутри?

    Принимаем на веру : не видно ядро. Летим в атмосферу!

    Мы ей благодарны, что можем дышать

    И много проблем с нею можем решать.

    Прекрасно, что мы атмосферой закрыты

    От злых и коварных метеоритов.

    От трения в воздухе камни сгорают

    И звездным, красивым дождём выпадают.

    Озоновый слой, без всяких сомнений,

    Нас защищает от плохих излучений.

    Земля несравненная! Чудо природы!

    Её заселяют зверьё и народы.

    Жизнь на Земле беззащитна, хрупка,

    Плохо её защищаем пока.

    Надо стараться её не грязнить!

    А сколько уж лет говорят год от году :

    «Не надо сорить! Берегите природу!»

    Благодаря серии таких игр, астрономия из сложной , «взрослой» науки превращается в занимательное детское времяпрепровождение!

    Рассказывая детям о космосе, не ленитесь подбирать интересный материал , после таких бесед ребенку будет интересно все , что происходит в космическом пространстве, и даже когда он повзрослеет, глядя на вечернее или ночное небо, вспомнит ваши беседы и радостно улыбнётся.

    Публикации по теме:

    Тема урока: Пейзаж с изображением деревьев. Тип урока: комбинированный. Цель урока: Нарисовать пейзаж с изображением деревьев. Задачи:.

    Конспект мастер-класса для детей подготовительной и младшей групп «Изготовление масок для хороводной игры «Теремок» Цель мастер – класса: повышение профессионального уровня педагогов, обмен опытом. Формирование у детей подготовительной группы навыков.

    Конспект мастер-класса для детей старшей группы и их родителей по нетрадиционным техникам рисования. Тема: «Пейзаж». Маслова Людмила Анатольевна.

    Конспект мастер-класса для педагогов по развитию мелкой моторики рук у детей младшего возраста «Волшебные пальчики» Цель: показать приемы и способы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Познакомить педагогов с играми и.

    Принимайте участие!

    Некоторые уроки могут показаться детям скучными. И тогда на занятиях начинает страдать дисциплина, школьники быстро устают и не желают принимать участие в обсуждении.

    Кейс-уроки были созданы, чтобы соединить учебные школьные знания с остро необходимыми компетенциями, такими как креативность, системное и критическое мышление, целеустремленность и другие.

    Благодаря кейсам вы сможете помочь школьнику получать пользу и удовольствие от учебы, справиться с его личными проблемами!

    Одаренные дети — кто они? Что такое способности, что такое одаренность? И чем отличаются способные дети от одаренных? Как распознать одаренного ребенка? У всех ли детей одаренность проявляется одинаково?Какие советы дать родителям даровитого ребенка при его воспитании? Об этом — в нашем вебинаре.

    Читайте новые статьи

    Современным ученикам не подходят традиционные методы преподавания. Им сложно не отвлекаясь сидеть над учебниками, а долгие объяснения вгоняют в скуку. В результате - отторжение от учёбы. Между тем приоритет визуальности в подаче информации - главная тенденция в современном образовании. Вместо того чтобы критиковать тягу ребят к «картинкам из Интернета», используйте эту особенность в положительном ключе и начните включать в план урока просмотр тематических видео. Зачем это нужно и как самим подготовить ролик - читайте в этой статье.

    Учиться нелегко: какие-то темы даются тяжело, не хватает «соображалки», чтобы решить задачи, а вокруг масса отвлекающих факторов: социальные сети, ютуб, друзья, представление, что родители/учителя опять будут ругать. Как помочь детям взять себя в руки, сделать усилие над собой и заниматься больше?