Из какого колена был пророк Самуил? Самуи́л, судия Израильский.

Самуил благословляет Саула

В одиннадцатом веке до Рождества Христова израильским народом правили судьи. Это были люди, которые помогали иудеям не уклониться от веры в Единого Бога, хранить национальное самосознание. Судьи не имели политической власти, у них не было юридических и финансовых рычагов влияния на соотечественников – лишь заслуженный авторитет помогал им совершать непростую миссию. На смену судьям пришли цари, в руках которых была уже и действующая армия, и государственные законы, и богатая казна, пополняющаяся за счет сложной системы податей. А человеком, который стоял на рубеже этих двух эпох, был Самуил – последний из судей, пророк, избравший первого израильского монарха.

Родился пророк Самуил при необычных обстоятельствах. Его мать Анна была бездетной, а в древнем Израиле бесплодие считалось непросто несчастьем, а наказанием Божиим за грехи. Много лет женщина терпела несправедливые упреки и насмешки, когда же ее страдание достигло такой точки, что невозможно было терпеть, она оправилась в город Силом поклониться Творцу и излить Ему свою боль. Именно в Силоме в то время, то есть в одиннадцатом веке до Рождества Христова, находился Ковчег Завета – величайшая иудейская святыня. Ковчег являлся престолом, на котором незримо восседал сам Бог. Хранилась эта реликвия в скинии – шатре, служившем походным храмом.

Приблизившись к скинии, Анна упала на пороге и долго плакала. Затем поднялась и стала горячо молиться. Чтобы от горя не сорваться на крик, она беззвучно шевелила губами, хаотичные движения выдавали ее смятение. Наблюдавший за Анной первосвященник Илий решил, что она просто пьяна, и поспешил прекратить святотатство.

Илий:

Женщина, если ты выпила вина, то удались от святыни! Неужели ты не боишься Бога?

Анна:

Прости меня, но я не пьяна, я убита горем. Вся жизнь моя сломана – потому я и не держусь на ногах. Бремя моей печали слишком тяжело – поэтому я и шатаюсь. Я прошу у Бога, чтобы Он снял с меня поношение и даровал дитя.

Илий:

Возвращайся, дочь моя, домой с миром. Будет у тебя сын.

Вскоре у Анны родился первенец. Его назвали Самуилом, что означает «Бог услышал». Когда сыну исполнилось три года, мать привела его в Силом к Илию и сказала: «Вот ребенок, которого я вымолила в твоем присутствии». Мальчик был посвящен Богу и остался жить при скинии, помогая старому первосвященнику.

Через несколько лет Самуил пережил явление Бога. Юноше открылось, что именно он станет хранителем святыни, а не сыновья Илия, ведущие праздную разгульную жизнь. Пророчество исполнилось вскоре во время войны с язычниками-филистимлянами. Могущественный враг разгромил израильскую армию, захватив Ковчег Завета. Оба сына Илия были убиты, а сам он упал замертво, услышав горькие вести.

Самуил, став священником и судьей, призвал народ к покаянию. Чтобы помочь людям мобилизоваться духовно, он организовал так называемые пророческие школы – религиозно-нравственные братства, которые способствовали просвещению и объединению. Самуил убеждал, что все бедствия – от того, что люди отвернулись от Бога, что, только переменив свою жизнь от греха к праведности и горячо обратившись к Создателю, можно вернуть святыню. И вновь пророк оказался прав! Филистимляне вскоре добровольно возвратили Ковчег Завета, победой израильтян закончилась и война с ними.

Правление Самуила, как судьи, было мудрым и бескорыстным. За свое служение он не принимал никакой награды, всегда оставался беспристрастным и справедливым. Когда же он состарился, судейство унаследовали его сыновья. Однако, они оказались не такими праведными, как отец. И тогда израильтяне, опасаясь, что после смерти Самуила настанет анархия, стали просить пророка поставить над ними царя.

Праведник попытался предостеречь народ, что монархия таит в себе опасности деспотизма, но люди настаивали, что им нужен самодержец. В этом упорстве было скрыто недоверие ко Творцу – иудеи в своем стремлении обеспечить будущность избранием правителя надеялись больше на человека, чем на Создателя. Может быть, именно поэтому первый израильский монарх, помазанный Самуилом на царство, Саул, оказался недостойным и вскоре лишился благоволения Бога.

Самуил, движимый благодатью, отыскал на пастбищах близ города Вифлеема нового вождя для своего народа. Им стал Давид – юный пастушок, а в будущем – пророк и псалмопевец, славный царь Израиля, боголюбивый предок Мессии, Иисуса Христа. Самуил словно передал в надежные руки Давида заботу об израильском народе – и это было его последнее свершение. Выполнив свою миссию,последний израильский судья с миром упокоился в Боге.

Спрашивает Sergei Vetrov
Отвечает Александра Ланц, 26.10.2014


Доброго вам времени суток, Сергей!

Самуил происходил из колена Левия. Об этом читаем в .

В этой главе рассказывается, как царь Давид устроил музыкальное служение при Скинии. Основными певцами он поставил троих:

Еман – в центре.
Асаф – по правую сторону.
Ефан – по левую сторону.

Для каждого их этих троих приведена лилия генеалогии. Так вот для стоявшего в центре Емнан сказано, что он «сын Иоиля, сын Самуила , сын Елканы , сын Иерохама, сын Елиила, сын Тоаха, сын Цуфа, сын Елканы, сын Махафа, сын Амасая, сын Елканы, сын Иоиля, сын Азарии, сын Цефании, сын Тахафа, сын Асира, сын Авиасафа, сын Корея, сын Ицгара , сын Каафа , сын Левия , сын Израиля ..." (ср. )

Асаф вел свое родословие по другому сыну Левия – по Гирсону.

Еван вел родословие по третьему сыну Левия – по Мерари.

Таким образом Давид включил в служение представителей всех трех «ветвей» рода Левия. А мы, благодаря тщательным записям того времени, можем с уверенностью заявить, что пра-прадедушкой «центрального» певца был пророк Самуил, а их общим пра-пра...дедушкой был Левий.

Из Библии мы также знаем, что, когда происходил раздел земли между коленами Израиля, колено Левия не получило своего собственного надела земли ( :; ). Бог задумал так, чтобы левиты были равномерно расселены среди всех израильтян. Поэтому, читая о Самуиле, мы видим, что его отец был «из Рамафаим-Цофима, с горы Ефремовой». По этой причине Библия называет его «ефрафянином», но это лишь для того, чтобы четко определить место его рождения и жительства, а не то, к какому колену он принадлежит. Точно также как если бы о каком-то человеке сказали: «он крымчанин», тогда как у этого человека пра-пра-пра...дедушка вообще из Венгрии родом.

С уважением,

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

Последним судьёй Израиля был пророк Самуил. От чрева матери он был избран Богом для совершения великих дел. Его родители долго не имели детей. Однажды его мать, Анна, во время усердной молитвы дала Богу обет: если у неё родится сын, то она посвятит его Господу. Молитва Анны была услышана, и через год у неё родился сын. Анна назвала его Самуилом, что значит "испрошенный у Бога".

Когда Самуил подрос, благочестивая мать исполнила своё обещание. Она привела его в скинию. Так назывался переносной храм евреев, устроенный по указанию Божьему. В то время он располагался в городе Силоме, в центре Обетованной земли.

На долгие годы Самуил остался служить при храме. Однажды ночью, будучи ещё юным, Самуил услышал голос, называвший его по имени. Думая, что его зовёт первосвященник, он пошёл к нему в ожидании приказания. Но тот спал и не звал Самуила. Зов повторился несколько раз, и тогда юноша понял, что Сам Господь взывает к нему.

Бог Израиля открыл Своему избраннику, ЧТО ожидает евреев в ближайшем будущем. За измену истинной вере, за развращение и идолопоклонство народ ждут многие беды. Несчастья постигнут и семью первосвященника. Ибо вместо святой и богоугодной жизни его сыновья избрали путь порока и сделались богоотступниками. С этого времени Господь не раз являлся Самуилу, предрекая ему грядущее. Слава о пророке разнеслась по всей земле израильской.

Самуил возвещал народу всё, что открывал ему Господь. Слушая пророка, еврейский народ должен был вернуться на путь истинной веры и покаяния. Тогда страшные беды могли быть отведены от Израиля.

Народ не внял голосу пророка, и предреченное совершилось. Полчища филистимлян - воинственного народа, соседнего с Израилем, - вторглись в пределы земли Обетованной. Это нашествие грозило окончательным порабощением богоизбранного народа и его уничтожением.

Лишь перед лицом опасности евреи вспомнили о Боге - своём истинном Спасителе и Покровителе. В город Силом были посланы гонцы за Ковчегом Завета - главной святыней еврейского народа. Ковчег Завета символизировал пребывание среди евреев Самого Бога. Израильтяне надеялись, что присутствие этой святыни на поле битвы спасёт их от поражения.

Но Ковчег не помог евреям. В битве при городе Афеке они были разбиты филистимлянами и понесли огромные потери. В этом сражении погибли сыновья первосвященника, а Ковчег был взят в плен.

Это означало, что Бог не принял запоздалого раскаяния еврейского народа. Израильтяне должны были до дна испить чашу бед и напастей. Только так они могли понять, как низко пали, и встать на путь искреннего и глубокого покаяния. Будучи великой святыней Господней, Ковчег Завета недолго оставался у филистимлян. Жители филистимских городов, в которых пребывал захваченный Ковчег, стали болеть страшными болезнями. Их поля и пашни разорялись мышами. Идол, которому они поклонялись, был разбит. Поэтому через несколько месяцев испуганные филистимляне решили возвратить Ковчег евреям.

Они водрузили Ковчег на колесницу, запряжённую двумя коровами, и пустили его из своей земли. Никем не управляемые, коровы привезли Ковчег в израильскую землю, где его с радостью встретили евреи.

Шли тяжёлые годы рабства и унижения. Весь народ каялся и говорил: "Согрешили мы пред Господом". По молитве Самуила Господь избавил евреев от власти филистимлян. Во время его правления Израиль наслаждался миром и благоденствием. Центром религиозной жизни народа стал город Рама. Отсюда Самуил каждый год обходил все израильские города, исполняя обязанности первосвященника и судьи.

Самуил управлял народом сорок лет. Когда же он состарился, то поставил судьями над израильским народом двух своих сыновей.

Сыновья оказались нечестными судьями. Они брали подарки и выносили несправедливые приговоры. Тогда израильские старейшины пришли к Самуилу и сказали: "Вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов" (1 Цар. 8, 5).

Ревностному стражу Господню Самуилу не понравилось желание народа. Пророк усмотрел в нём измену Богу - истинному Царю израильтян. Но Господь сказал Самуилу: "послушай голоса народа во всём, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними".

По повелению Божию Самуил помазал на царство Саула, сына Кисова, возлив на его голову священный елей. И тогда Дух Святой сошёл на Саула, и Саул получил силу свыше управлять народом.

Так завершился в истории Израиля период правления судей, последним из которых был Самуил.

Пророк Самуил был пятнадцатый и последний судия Израильский, живший за 1146 лет до Рождества Христова. Он происходил от колена Левиина, был сыном Елканы из Рамафаим-Цофима, с горы Ефремовой. Родился испрошенный у Господа молитвами своей матери Анны (почему и получил имя Самуил, что значит «испрошенный») и еще до рождения был посвящен Богу.

Когда мальчику исполнилось 3 года, мать пошла с ним в Силом и по обету отдала его в скинию на попечение первосвященника Илия, который в то же время был и судьей над народом Израильским. Пророк возрастал в страхе Божием, и уже в 12 лет ему было откровение о том, что Бог покарает весь дом первосвященника Илия за то, что он не обуздывает своих нечестивых сыновей.

Пророчество сбылось, когда филистимляне, убив 30000 израильтян (среди них были и сыновья первосвященника Офни и Финеес), одержали победу и взяли Ковчег Божий. Услышав об этом, первосвященник Илий упал с седалища навзничь у ворот и, сломав хребет, умер. Жена Финееса, до которой слух о происшедшем дошел в тот час, когда рождался младенец, умерла со словами: «Отошла слава от Израиля, ибо взят Ковчег Божий» (1 Цар. 4, 22).

По смерти Илия Самуил сделался судьей народа Израильского. При нем Ковчег Божий был возвращен из плена самими филистимлянами, а после обращения израильтян к Богу они вернули себе и все города, которые взяли филистимляне.

Состарившись, пророк Самуил поставил своих сыновей – Иоиля и Авию – судьями над Израилем, но они не наследовали честности и правосудия отца, так как были корыстолюбивы. Тогда старейшины Израиля, желая, чтобы народ Божий был «как прочие народы» (1 Цар. 8, 20), потребовали у пророка Самуила поставить им царя.

Пророк Самуил увидел в этом глубокое падение народа, которым до того времени управлял Сам Бог, возвещая волю через святых избранников. Оставляя должность судии, пророк Самуил спрашивал народ, не обидел ли он кого в продолжение своего правления, но никто не нашел за ним ничего. После обличения первого царя Саула в непослушании Богу, пророк Самуил помазал на царство святого Давида, который находил у него прибежище, спасаясь от преследований царя Саула.

Пророк Самуил скончался, достигнув глубокой старости. Жизнь его описана в Библии (1 Цар.; Сир. 46, 16-23). В 406 году мощи пророка Самуила были перенесены из Иудеи в Константинополь.

Пророк Самуил. Слово митрополита Антония Сурожского (Сентябрь 1981 г.)

По повелению Божию Самуил помазал на царство Саула, сына Кисова, из колена Вениаминова, блистательному воину, превосходившему всех мужей своего народа как статностью, так и храбростью. Пророк возлил на его голову священный елей. И тогда Дух Святой сошёл на Саула, и Саул получил силу свыше управлять народом.

2 сентября (н.ст.) мы празднуем день пророка Самуила. Он стоит на грани двух решающих эпох в истории не только израильского народа, но и человечества. До него израильский народ признавал единственным своим Господом, единственным хозяином своей судьбы Бога. Правили на земле святые: патриархи – Авраам, Исаак, Иаков; правили Божии избранники – Моисей, Иисус Навин; правили судьи – Самуил.

У всех у них одно было общее: это были люди духа, которые в молитве и в праведности общались с Богом и были как бы проводниками Его воли. Один из пророков говорит, что пророк – это человек, с которым Бог делится Своими мыслями. И эти Божии мысли пророки провозглашали, а израильский народ – сколько умел, сколько хватало веры, силы, мудрости – им подчинялся. И пути Божии были своеобразны; не напрасно Исаия пророк говорит: Мои пути – не ваши пути, и Мои мысли – не ваши мысли, но как мысли Мои выше мыслей ваших, так и пути Мои выше путей ваших…

И вот, при жизни пророка Самуила случился трагический переворот: это был момент, когда заколебалась, захирела вера израильского народа. Они оглянулись и увидели, что не виден им наследник для Самуила; и перед ними встал вопрос: а что будет, когда он умрет?.. И вместо того, чтобы довериться Богу, как доверялись Ему предки их, они решили, что быть под водительством Божиим – страшно; никогда не знаешь, куда поведет Господь; Он же и Аврааму говорил: Встань, покинь свою землю, оставь свой народ и пойди туда, куда Я тебя поведу… И Моисею Он велел поднять израильский народ из Египта и повести его в землю обетованную – то есть в ту землю, которую имобещает Господь, не указывая, ни где она, ни какова она, требуя Себе доверия… Слишком стало страшно жить только доверием, захотелось уверенности, обеспеченности.

И израильтяне обратились к Самуилу с требованием: Поставь нам царя, чтобы нам быть, как все прочие народы… Это первое отречение Израиля от самодержавия Божия; впервые Израиль потребовал, чтобы ему стать “как все” – то есть, отрекся от того, чтобы быть единственным, ни на какой народ не похожим. И Самуил обратился к Богу с молитвой, что ему делать. И ответ Божий был таков: Не тебя они отвергли, а Меня; предупреди их о том, что это будет значить; и если они все-таки захотят стать одним из народов вместо того, чтобы быть Народом Божиим, в исключительном смысле слова, если они согласятся быть подвластными земному царю вместо того, чтобы быть водимыми Царем Небесным, – дай им царя…

И так и случилось: Израиль потребовал себе царя, и царем был поставлен Саул.

Это первый поворотный момент в отступлении Израиля. Это отступление от Бога как от единственного содержания их жизни, как от единственного их вождя и Господа было завершено много столетий спустя, когда перед судилищем Пилата, перед лицом Спасителя Христа израильский народ, под водительством своих первосвященников и старцев, заявил: Нет у нас царя, кроме кесаря…

Таким образом, израильтяне не только отреклись от непосредственного водительства Божия, не только потребовали быть одним из народов, но согласились уже не быть и народом, а раствориться в Римской империи как одна из составных частей, ничем не отличная от других.

Вот чем имя пророка Самуила так значительно в истории еврейского народа, вот почему он стоит перед Богом, в ужасе, и почему ужас Самуила должен быть для нас образцом и призывом. Аминь.

ПРОРОКУ САМУИЛУ
Тропарь, глас 2

Дар многочестен дан бысть неплодней утробе / и принесен в жертву, яко всесожжение благоприятно, Господеви своему, / послужив Тому в преподобии и правде, / тем тя почитаем, пророче Божий Самуиле, / яко молитвенника о душах наших.

Иной тропарь, глас 5

От матере умоленный, тезоимените дания Божия, / от Бога звания во младенчестве сподобися, / честный пророче Самуиле, / добре пасый непокоривыя люди / и царем явивыйся устроитель, / и о нас, верно чтущих тя, моли Истиннаго Бога, / да спасет души наша.

Иной тропарь, глас 2

Пророка Твоего Самуила память, Господи, празднующе, / тем Тя молим: / спаси души наша.

Кондак, глас 8

Яко многочестный дар, прежде зачатия вдан Богу, / и из млада Тому, яко Ангел, послужил еси, всеблаженне, / и сподобился еси предбудущая вещати. / Темже вопием ти: / радуйся, пророче Божий Самуиле, архиерею великий.

Иной кондак, глас 5

Помазателю царский, / паче же святаго боговидца Давида, / великий Самуиле, / потщися умолити о нас, / да помажемся Святаго Духа мастию / и будем странни неприязни, / якоже Давид нечистому духу Саулову.

- (испрошенный от Бога) имя трех лиц: а) (Чис.34:20) сын Аммиуда. Он был назначен представлять колено Симеоново, к которому принадлежал при разделе земли Обетованной при Моисее. б) (1Пар.7:2) сын Фолы и князь колена Иссахарова. в) (1Цар.1:20 ,… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Самуил (имя) - У этого термина существуют и другие значения, см. Самуил (значения). Самуил (имя) (שמואל) библейское Производ. формы: Шмулик Иноязычные аналоги: англ. Samuel арм. Սամվել, Սամուէլ белор … Википедия

Самуил - пророк и судья израильский. Его история подробно изложена в Первой книге Царств. Самуил вместе с Гадом и пророком Нафаном написал Первую и Вторую книги Царств (Первая книга Паралипоменон, 29, 29–30). Судивший народ израильский с самых юных лет … Православная энциклопедия

Пророк Самуил - Самуил помазывает Давида на царство Пророк Самуил (фреска из Киева начала XII века, Русский Музей) Самуил (ивр. שְׁמוּאֵל‎, Шмуэль, «услышанный Господом») библейский пророк, последний и знаменитейший из судей израильских (XI век до н. э.).… … Википедия

Самуил (значения) - Самуил: Имя Самуил библейский пророк. Самуил (имя) личное имя древнееврейского происхождения. Фамилия Самуил, Александр Григорьевич (род. 1950) молдавский дирижёр. Отец Татьяны Самуил. Самуил, Татьяна Александровна (род.… … Википедия

Самуил - (евр. Шемуэл, вероятно, это слово образовано в результате стяжения гласных в словах шемуа эл, услышанный Богом, 1Цар 1:20): 1) сын Елканы (см. Елкана) (4) и Анны, левит. Мать С. посвятила его Господу и привела в Силом к первосвященнику Илию… … Библейская энциклопедия Брокгауза

Пророк Даниил - Пророк Даниил, Микеланджело Буаноротти, Роспись свода Сикстинской капеллы Даниил (ивр. דָּנִיֵּאל‎, Даниэль, «Бог мой судья») библейский пророк (относящийся к так называемым «великим пророкам»), потомок знатного иудейского рода. Подростком, в… … Википедия

Пророк Захария - Захария (Захарьяху, ивр. ‎, «Господь вспомнил») один из 12 ти малых пророков. Родившись во время вавилонского плена, он пережил его и по возвращении из плена много содействовал нравственному возрождению народа. О жизни его известно очень мало.… … Википедия

САМУИЛ - (евр. Šìmû çl, «имя бога»?), в ветхозаветных преданиях великий пророк, последний из «судей израилевых». Рождение С. у Елканы и Анны описывается как чудо: Анна, будучи бездетной, изливала свою скорбь в Силоме перед скинией завета и услышала от… … Энциклопедия мифологии

Самуил - (Samuel) (11 в. до н.э.), великий израильский пророк, последний из судей израильских. При С. была установлена наследственная царская власть. Во время владычества филистимлян в Израиле С., обладавший верховным авторитетом, призвал свой народ к… … Всемирная история