Логопедическое занятие «Осень в гости к нам пришла. Логопедическое занятие в старшей группе на тему: Осень

Цель : обогащение активного словаря детей за счёт расширения представлений о времени года «Осень».

Задачи:

1.Закрепление и обогащение знания детей об осенних явлениях живой и неживой природы.


3. Совершенствование навыков словообразования.

4.Совершенствование грамматического строя речи (образование прилагательных от существительных).

Коррекционно – развивающие:

1.Развитие познавательного интереса, мышления, умение анализировать.


3. Активизирование речевой деятельности детей.

1. Воспитывать любовь к природе и бережное, внимательное отношение к ней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4

муниципального образования Каневской район

конкурсный материал по теме: «Краски осени»

конспект занятия учителя-логопеда

с подгруппой детей 5-6лет «Осень»

Подготовила:

учитель-логопед Королькова Н.П .

МБДОУ детский сад №4

Ст.Каневская, 2014

Конспект занятия по лексической теме: «Осень» .

Цель : обогащение активного словаря детей за счёт расширения представлений о времени года «Осень».

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

1.Закрепление и обогащение знания детей об осенних явлениях живой и неживой природы.

2.Расширение представлений о переносном значении слова « Золотая осень».
3. Совершенствование навыков словообразования.

4.Совершенствование грамматического строя речи (образование прилагательных от существительных).

Коррекционно – развивающие:

1.Развитие познавательного интереса, мышления, умение анализировать.

2. Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики детей.
3. Активизирование речевой деятельности детей.

Коррекционно – воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к природе и бережное, внимательное отношение к ней.

Предварительная работа:

Наблюдения за живой и неживой природой.

Рассматривание картин и репродукций об осени.

Заучивание стихотворений, пословиц об осени, отгадывание загадок.

Составление гербария из осенних листьев.

Просмотр мультфильма «Умка»

Оборудование :

  1. Мультимедийный альбом с фотографиями природы осенью, животными, осенними явлениями.
  2. Листья
  3. Письмо.

Организационный момент:

Звучит фонограмма ветра. В группу забегает девочка в костюме облачка и говорит:

Я полсвета облетело,

В садик к вам я залетело,

Сообщение для Вас,

Вы раскроете сейчас!

И даёт письмо. Логопед его берёт и рассматривает с детьми.

Логопед: Очень загадочное сообщение к нам пришло.

Логопед читает сообщение:

“Здравствуйте, дорогие ребята. Живу я на Дальнем Севере, где очень сильные морозы, и много-много снега, но я не мёрзну, у меня очень тёплая шерсть, и живу я в берлоге с мамой-медведицей. Я никогда не видел осень. Мне очень хотелось узнать какая она, эта таинственная осень? Не могли бы вы рассказать мне о ней. Я буду ждать! ”

Логопед: Вы догадались, кто прислал нам письмо?

Дети: Умка.

Логопед: Поможем Умке узнать какая бывает осень?

Дети: Поможем.

2. Объявление темы.

Логопед :Как мы сможем рассказать Умке об осени?

Дети : Нарисовать осень.

Дети : Составить рассказ про осень.

Дети : Составить книгу про осень.

Логопед : Мне очень понравились ваши предложения. Давайте составим книгу, в которой отразим все ваши пожелания.Ведь её можно сделать цветную, красочную.

Логопед : Какие краски наполняют осень?

Дети : Жёлтые, оранжевые, красные, зелёные, коричневые.

Логопед : Где мы можем увидеть многообразие этих красок?

Дети: В осеннем лесу.

Логопед : Ну, что же, мы отправимся в осенний лес.

Логопед:

Раз, два, повернись

И в лесу окажись!

Логопед : Вот мы свами и в лесу. (Слайд№ 2)

Логопед : Кто мне скажет, какие явления происходят с природой осенью?

Логопед : Осенью листья какие?

Дети : Желтые листья.

Дети : Красные листья.

Дети : Зелёные листья.

Дети : Коричневые листья.

Логопед : Кто мне скажет, как можно сказать об этом одним словом?

Дети : Разноцветные.

Логопед : Подскажите мне, какая бывает погода осенью?

Дети : Пасмурная погода.

Дети : Дождливая погода.

Дети : Хмурая погода.

Дети : Тёплая погода.

Дети : Солнечная погода .

Логопед : А вы слышали такое выражение «золотая осень»?

Она действительно сделана из золота?

Дети : нет.

Логопед: Это образное выражение, которое используется для описания красоты осени. Листочки на деревьях как бы похожи на золото по цвету.

Логопед : Да, ребята, осень бывает тёплая и холодная, пасмурная и солнечная,дождливая и ясная.

Логопед : Какое определение можно дать осени?

Дети : Многоликая,многообразная.

Логопед : Мы с вами составили портрет осени, посмотрите на экран, похож он? (Слайд № 3)

Дети : Да.

Логопед : Итак, как же будет называться наша первая страница?

Дети : Первая страничка нашей книги будет называться «Портрет осени».

Логопед : Что будет отражать она?

Дети: Она отразит красоту, и многообразие красок осени?

Логопед : Об осени можно не только рассказать, её можно ещё показать.Как мы это сможем сделать?

Дети : С помощью пальчиков и язычка.

Логопед : Следующая страничка будет называться «Осень и пальчики».

Сопряженная пальчиковая и артикуляционная гимнастика «Осень». (Слайды № 3, 4 ).

Заехали мы с вами в осенний лес, в котором росли липы и березы.

(Язык тянется к носу. Руки от локтя до запястья прижаты друг к другу. Кисти развернуты в стороны);

В лесу на ветке березы качалась любопытная белка.

(Кончик языка касается то левого, то правого уголка губ. Кисти рук ладонями вниз на столе совершают движения вправо-влево синхронно с движением язык );

Под кустом орешника спал колючий ежик.

(Язык в форме иголочки. Руки сложены в замок, пальцы подняты вверх);

Вот последний лист с осинки ветер бросил на тропинку.

(Язычок «лопаткой». Кладём ладони на колени).

Логопед : Ребята, посмотрите, кто бежит по тропинке с листочком на спинке?

Дети : Ёжик.

Логопед : Хорошо, вот и тема для следующей странички. Как мы её назовём?

Дети : И назовём её «Лесные жители осенью».

Логопед : Кто хочет мне назвать лесных жителей? (Слайды №5,6,7,8).

Дети: л есной житель - медведь.

Дети : лесная жительница - лиса.

Дети: лесные жители - заяц, ёж.

Дети : лесная жительница - белка.

Дети : лесной житель - волк.

Логопед : А кто мне назовёт, как готовятсязвери к зиме? (Слайды № 9, 10,11).

Дети : Белка складывает в дупло шишки, орешки, ягоды и грибы.

Дети: Медведь роет берлогу.

Дети : Мышка тащит в норку колоски.

Физкультминутка «Листопад » под музыку с листиками.

Логопед : Посмотрите, как красиво опадают листочки. А вы знаете, как называется это явление природы? (Слайд № 12).

Дети : Листопад.

Логопед : Как назовём страницу нашей книги?

Дети : Назовём «Осенний листопад».

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. (Присели на корточки)

Дунул ветер – полетели . (Побежали по кругу)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (Присели)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял (встали)

Закружились, полетели (покружились, побежали)

И на землю снова сели (присели, листики положили на пол).

Образование прилагательных от существительных.

Логопед : Посмотрите вокруг, сколько деревьев окружает нас. Кто мне назовёт деревья?

Дети : Клён.

Дети: Дуб.

Дети: Берёза.

Дети : Рябина.

Дети : Осина.

Логопед: А давайте назовём листочки. Если у осины листья осиновые, то у дуба – какие (Слайд № 13,14,15, 16)

Дети : У рябины листья – рябиновые.

Логопед : У берёзы?

Дети: У берёзы листья - берёзовые.

Логопед : У дуба?

Дети: У дуба листья – дубовые.

Логопед : У клёна?

Дети: У клёна листья – кленовые.

Логопед : Как же мы назовём следующую страницу нашей книги?

Дети : Назовём «Осенние деревья».

Логопед : Мы уже составили много страниц в нашей книге. А что мы ещё можем рассказать Умке об осени? (Слайд №17)

Дети : Осенью собирают урожай.

Дети : В лесу много грибов.

Дети: Птичьи стаи улетают.

Логопед : Правильно, значит не все приметы осени, мы отразили в нашей книге.

Когда я назову приметы осени, вы используете слово «да». Если приметы относятся к другому времени года, вы используете слово «нет».

Осенью цветут цветы? (нет).
Осенью растут грибы? (да).
Тучки солнце закрывают? (да).
Часто - часто льют дожди? (да).
Туманы осенью плывут? (да).
Ну а птицы гнёзда вьют? (нет).
Звери норки закрывают? (да).
Урожай все собирают? (да).
Птичьи стаи улетают? (да).
Солнце светит очень жарко? (нет).
Все купаются в реке? (нет).
Можно детям загорать? (нет).
Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? (да).
Сапоги всем обувать? (да).

Логопед : Вы порадовали меня,всё сделали без ошибок.

Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми дошкольного возраста на тему «Осенняя прогулка»

Цель: нормализация мышечного тонуса, мимической и артикуляционной мускулатуры.

Задачи:

  1. Нормализация моторики артикуляционного аппарата – отрабатываются качества артикуляционных движений, точность, ритмичность и переключаемость;
  2. Нормализация речевого дыхания – упражнения по выработке длинного, плавного, экономического выдоха;
  3. Развитие просодической, мелодико-интонационной стороны речи;
  4. Закрепление новых навыков, объединяющих артикуляционные, дыхательные, голосовые упражнения воедино;
  5. Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, коррекция нарушения мелкой моторики;
  6. Развитие общей моторики.
  7. Обогащение словаря
  8. Развитие фонематического слуха.

Актуальность: В условиях введения стандартизации дошкольного образования и обеспечения нового, качественного подхода к содержанию организации деятельности детей, предотвращение однообразной и монотонной работы по развитию и нормализации мышечного тонуса артикуляционного аппарата, необходимость использования интересного материала и проведение процесса обучения в виде игры является несомненно актуальным. Игровые упражнения способствуют совершенствованию работы артикуляционного аппарата (движений губ, языка, нижней челюсти, движений кисти и пальцев рук, развитию внимания и наблюдательности, памяти и мышления). А. П. Усова отмечала, что «каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда ум его работает живо и энергично, действия организованы». Игра или игровые упражнения, используемые педагогом, обеспечивают заинтересованное восприятие изучаемого материала и привлекают дошкольников к овладению новым знанием.

Ход занятия

Организационный момент.

Ребенок заходит в кабинет, украшенный осенними листьями и обнаруживает на полу письмо.

В гости в лес нас приглашают,

Поиграть там предлагают.

Интересно, кто нас приглашает?

Отправимся в гости? (Да)

На чём же мы отправимся? (На поезде, на автобусе, на машине, на пароходе.) Ответы ребенка дополняются. Мы сегодня отправимся на паровозике.

Физическая минутка.

Развитие общей моторики

Развитие речевого дыхания

Включаем песню Е. Железновой «Паровозик чух-чух-чух…» и выполняем совместно с логопедом движения, припевая песенку.

Дыхательная гимнастика «Дышит паровоз».

Формирование плавного и длительного выдоха

Л.: Паровозик отправляется и подаёт сигнал отправки. (Логопед предлагает каждому ребёнку подуть в свой пузырёк не надувая щёк).

Л. : Вот мы и добрались до леса. Давай я прочитаю дальше письмо:

«Ждём вас в домике лесном, поиграем, отдохнём».

Перед тем, как поиграть надо хорошенько размяться. Давайте постучимся в гости к нашему знакомому Веселому Язычку. (Проводится артикуляционная гимнастика с элементами сказкотерапии – «Кукольный театр»)

Артикуляционная гимнастика.

Активизация мышц языка.

Ребенок садится совместно с логопедом перед зеркалом.

Л. читает сказку, совместно с героем Веселым Язычком: «Жил да был в одном красивом домике (открываем рот), за одним красивым забором (губы в улыбке, зубы сомкнуты – «Заборчик») язычок. Проснулся и осмотрелся. Выглянул за калиточку (язычок высовывается из открытого рта, посмотрел наверх, светит ли солнышко (кончик языка поднимается вверх, потом посмотрел вниз, нет ли луж на земле (кончик языка опускается вниз). Понравилось язычку на улице и захотел он погулять (кончик языка поворачивается вправо, влево, вверх, вниз). Увидел он, что его подруга Аня качается на качелях и тоже решил с ней покачаться (упражнение «Качели» - широко открывая рот поднимаем кончик языка к верхним зубам, затем к нижним). Устал язычок и решил поесть, чтобы сил больше набрать. И стал молочко лакать, как кошечка (языком производит лакательные движения). Затем варенье из ягод нашел, и его съел (облизываем верхнюю и нижнюю губу). Наелся язычок, а губки испачкал молочком да вареньецем. Почистил губки, сначала верхнюю, потом нижнюю (облизывание кончиком языка верхней и нижней губы). А теперь почистил зубки верхние и нижние (такое же облизывание зубов под губами). Сделал все язычок и опять решил поиграть. Увидал барабан и решил поиграть в него (упражнение «Заборчик», толкаем язычком верхние хубы и говорим «д-д-д-д-д-д-д»).Перестал играть на бабарабане и решил на лошадке покататься (щелкает кончиком языка за верхними зубами). Устал язычок и пошел в свой домик спать. Закрыл калиточку (язык распластать во рту и сомкнуть губы)».

Л. : - Разминка закончена, отправляемся в путь. А в дороге нам понадобиться сила. Давай разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Развитие мелкой моторики.

Развитие цветовосприятия.

Игра «Чего не хватает?»

С помощью прищепок дополнить недостающие элементы для ежика и грибочка в соответствие с цветовой гаммой.

Игра «Какой звук?» .

Развитие пространственного представления.

Л. :-Посмотри перед нами осенняя тропинка. Какого цвета листочки? Давай вспомним правила. Какие есть звуки? Правильно гласные и согласные. Гласные звуки можно петь, а согласные? Правильно, когда мы их говорим, то возникает преграда. Идём по дорожке. Шаг вправо будем делать, если услышим гласный звук, а влево если согласный звук. (Логопед медленно произносит звуки, а ребёнок после каждого звука шагает по дорожке).

Л. : - Молодец, у тебя внимательные ушки! Посмотри, кто нас встречает? Матрёшка.

Игра «Чудесный мешочек».

Развитие мелкой моторики.

Развитие ощущения.

Развитие фонетического слуха.

Л. : - У Матрёшки есть чудесный мешочек хочет поиграть с нами. Затем логопед предлагает найти предмет в мешочке и на ощупь определить находку, комментируя её.

Игра «Матрёшкина избушка».

Развитие фонетического слуха

Развитие просодической стороны речи.

Л. : - Вот и дошли мы до дома Матрёшки. Но тут, откуда ни возьмись, налетел ураган и всё, что было в домике перевернул и разбросал. Нужно помочь Матрёшке навести порядок и разложить по местам картинки. Давайте попробуем назвать картинки и разделить их названия на части. Мы будем складывать картинки: в гостиную, все что начинается на гласный звук, а все что начинается на согласный звук на кухню. Дети выполняют слоговой анализ слов.

Л. : - Молодец! А теперь нам нужно отправиться на поезд, чтобы вернуться обратно. Так как мы забрались с тобой в самую глубь леса, Матрешка предлагает нам сесть на велосипед и помчаться на вокзал.

Физическая минутка.

Включаем диск Е. Железнова «Велосипед» (ложимся на подушку и выполняем движения ногами и руками под музыку, имитируя поездку на велосипеде).

Игра «День и ночь»

Долго ли коротко мы добирались до дома…

Логопед убирает картинки со стола, поясняя:

Ночь настала – сразу всё пропало:

Белая ромашка., смелая букашка,

Спелая шишка, серая мышка.

Скользкая лягушка, звонкая кукушка,

На болоте камыши. Возле речки шалаши.

Затем логопед продолжает рассказ, а дети сами договаривают словосочетания, глядя на картинки., которые выкладываются на стол день прошёл – сразу всё нашёл:

Белую, смелую … .

Спелую, серую,

Скользкую, звонкую,

На болоте, возле речки…

Снова «наступает ночь», и детям нужно ещё раз самостоятельно закончить словосочетания

Ночь настала – и опять не стало … (чего)

День придёт – красоту вернёт … (чему)

По памяти., без опоры на картинки дети восстанавливают последовательность словосочетаний, изменяя по падежам.

Гимнастика для глаз. «Кошка»

Вот окошко распахнулось, Разводят руки в стороны.

Кошка вышла на карниз. Имитируют мягкую, грациозную походку кошки.

Посмотрела кошка вверх. Смотрят вверх.

Посмотрела кошка вниз. Смотрят вниз.

Вот налево повернулась. Смотрят влево.

Проводила взглядом мух. Взглядом проводят «муху»

Потянулась, улыбнулась от левого плеча к правому.

И уселась на карниз. Дети приседают.

Глаза вправо отвела,

Посмотрела на кота. Смотрят прямо.

И закрыла их руками. Закрывают глаза руками.

Итог занятия.


Вид занятия: формирование лексико-грамматических категорий и связной речи.

Тип занятия: фронтальное.

Тема занятия: «Осень. Осенние месяцы».

Цель занятия: уточнить, расширить и закрепить знания детей об осени, закрепить умения детей составлять рассказ-описание по картинному плану.

Обучающие задачи:

  1. Уточнить, расширить и закрепить знания детей об осени и её признаках.
  2. Учить адекватному использованию лексики, обозначающей осенние приметы в структуре простых предложений.
  3. Развивать умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
  4. Образовывать притяжательные прилагательные.
  5. Согласовывать существительные и прилагательными.
  6. Развивать умение составлять предложения из деформированного текста.

Развивающие задачи:

  1. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, сопровождать предметно-практические действия речью.
  2. Развивать сенсорные способности детей.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать интерес к занятиям, воспитание культуры коммуникации, умение выслушивать ответы своих товарищей и логопеда.
  2. Воспитывать любовь к природе.

Коррекционные задачи:

  1. Устранение аграмматичного использования слов в структуре простого предложения, коррекция звукопроизношения поставленных звуков.
  2. Профилактика нарушений письменной речи.

Речевой материал: октябрь, сентябрь, ноябрь, тополевый, яблоневый, рябиновый, берёзовый, кленовый, дубовый, урожай, золотая осень, поздняя осень, ранняя осень, листопад, желтеют, краснеют, кружатся, опадают.

Оборудование:

  • картинный план, наклейки для оценивания;
  • ПК, проектор, музыкальный центр;
  • ватман, фломастеры, презентация (Приложение).

Ход занятия

1. Организационный момент (5 минут).

(Звучит мелодия П.И. Чайковского «Времена года» – Приложение 1 .)

(Под мелодию дети входят в класс.)

Здравствуйте, ребята. Сегодня на занятии вы будете получать наклеечки за правильные ответы и хорошую работу.

Дидактическая игра «Назови ласково».

Сейчас сядет тот, кто назовёт ласково слово:

  • Дождь – … (дождик) .
  • Лужа – … (лужица) .
  • Ветер – … (ветерок) .
  • Туча – … (тучка) .
  • Солнце – … (солнышко) .
  • Лист – … (листик) .
  • Сад – … (садик) .
  • Дерево – … (деревце) .
  • Лес – … (лесок) .
  • Цветок – … (цветочек) .
  • Трава – … (травка) .
  • Снег – … (снежок) .
  • Зонт – … (зонтик) .
  • Птица – … (птичка) .

Молодцы.

(За правильный ответ логопед дарит наклеечку.)

а) Мимическая гимнастика.

(Дети под руководством учителя выполняют мимическую и артикуляционную гимнастику.)

Пока мы выполняли упражнения, осенний ветерок принёс нам облака. Посмотрим, какое у них настроение.

Вот облачко весёлое
Смеётся надо мной.
Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной.
Мы вместе посмеёмся с ним,
Помашем вслед рукой.

И, вдруг по небу грозно
Страшилище летит,
И кулаком громадным
Сердито нам грозит.
Мы погрозим страшилищу,
Пусть далее летит.

А вот другое облачко
Расстроилось всерьёз:
Расстроилось всерьёз:
Вдруг далеко унёс.
И вовсе не смешно.

А маленькое облачко
Над озером плывет
И удивленно облачко
Приоткрывает рот.

Какие вам встретились облака? Придайте лицу выражение радости, удивления, горя, гнева.

Какое облако вам понравилось? Покажите что вам тоже весело.

б) Артикуляционная гимнастика.

Ребята, сейчас мы с вами немножко потренируем язычки. Возьмите в руки зеркала:

«Грибок». Широко открыть рот. «Присосать» поверхность языка к нёбу, при этом сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Выполнять 5 – 6 раз.

«Дятел». Широко открыть рот. Языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами. При этом ребенок произносит звук «д», подражая дятлу: д-д-д-д-д (15-20 секунд).

«Настроение». Губы растянуты в улыбке, зубы заборчиком (хорошее настроение). Затем губы складываются трубочкой, зубы в прежнем положении. Мимика помогает ребенку принять рассерженный вид. Выполнять 5 раз (в конце обязательно улыбнуться).

Дидактическая игра «Один-много». (Приложение. Слайд 1-8)

  • Лужа – ... (лужи).
  • Лист – ... (листья).
  • Дерево – ... (деревья).
  • Ветка – ... (ветки).
  • Туча – ... (тучи).
  • Птица – ... (птицы).
  • Цветок – ... (цветы).
  • Дождь – ... (дожди).

Молодцы.

2. Основная часть (25 минут).

Ребята, послушайте внимательно, и отгадайте загадку:

Листья жёлтые летят,
Под ногами шелестят
Солнце уж не припекает
Когда это бывает? (Осенью.)

Сегодня на занятии мы будем с вами говорить об этом времени года.

Дидактическая игра «Повтори не ошибись».

(Дети по желанию выполняют задание. За каждый правильный ответ получают наклеечку.)

  • Сентябрь-октябрь.
  • Октябрь-сентябрь.
  • Сентябрь-октябрь-ноябрь.
  • Октябрь-сентябрь-ноябрь.
  • Ноябрь-сентябрь-октябрь.

Какие слова мы сейчас повторяли? (Мы повторяли название месяцев.)

К какому времени года они относятся? (Эти месяцы относятся к осени.)

Сколько осенних месяцев мы назвали? (Мы назвали три осенних месяца.)

Сколько месяцев длится осень? (Осень длится три месяца.)

Какой месяц обозначает начало осени? (Сентябрь.)

Какой месяц обозначает середину месяца? (Октябрь.)

Назовите месяцы по порядку. (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

Назовите последний месяц осени. (Ноябрь.)

Как вы думаете, какая сейчас осень: ранняя или поздняя? (Сейчас ранняя осень.)

А какая осень будет в ноябре? (В ноябре будет поздняя осень.)

Ребята, а как можно назвать осень в сентябре? (Золотая осень.)

Дидактическая игра «Назови лишнее слово». (Приложение. Слайды 9-12)

Я буду называть слова. Все они будут иметь что-то общее, но одно слово будет лишним.

  • Дуб, рябина, ромашка, береза. (Ромашка.)
  • Береза, трава, тополь, клен. (Трава.)
  • Грибы, урожай, листопад, подснежник. (Подснежник.)
  • Зонт, сапоги, шорты, куртка. (Шорты.)

Все верно назвали. Молодцы.

Сегодня на занятии нам принесли необычные картинки. Я буду вам показывать картинки, а вы попробуете назвать признаки осени. (Дети составляют с логопедом предложения по картинкам.) (Приложение. Слайды 13-20)

(На экране появляются поочерёдно картинки «осень», «небо в тучах», «краешек солнца выглядывает из-за тучи», «дождь», «лужи на дороге», «деревья в золотом уборе», «дерево с опадающими листьями», «летящая стая птиц». По каждой картинке дети составляют предложение – «надо сказать красиво про картинку»).

Итак, послушайте, какой рассказ у нас получился:

Наступила осень. Небо покрыто тучами. Солнышко редко появляется на небе. Часто идет холодный дождь. На дорогах лужи. Листья на деревьях стали разноцветными. Начался листопад. Птицы улетают на юг (в теплые края).

(Логопед сообщает, что у детей получился рассказ об осени, и предлагает детям еще раз повторить его.)

А сейчас мы с вами отдохнём.

Динамическая пауза «Прогулка в лесу».

А сейчас давайте прогуляемся по осеннему лесу.

Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали! (Свободная ходьба на месте.)
Вверх на солнце посмотрели, и их лучики погрели. (Смотрят вверх на солнце.)
Бабочки летали, крыльями махали. (Имитация порхания бабочек.)
Дружно хлопнем: раз, два, три, четыре, пять, (Ритмичные хлопки в ладоши.)
Нам пора букет собрать. (Имитация собирания букета.)
Хорошо мы погуляли, лишь немножечко устали.

А теперь продолжим нашу экскурсию с помощью компьютера по окраинам нашего родного посёлка. (Приложение. Слайды 21-27)

Итак, продолжаем наше занятие.

Дидактическая игра «К нам пришла осень».

  • Мы ждали... (осень) .
  • Долго не было... (осени) .
  • Мы рады... (осени) .
  • Мы одеваемся тепло... (осенью) .
  • Мы поем песни об... (осени) .
  • Мы любим... (осень) .

Дидактическая игра «Скажи со словом осенний».

  • Небо (какое?) – ... (осеннее) .
  • Ветер (какой?) – ... (осенний) .
  • Аллея (какая?) – ... (осенняя) .
  • Погода (какая?) – ... (осенняя) .
  • Лес (какой?) – ... (осенний) .
  • Дождь (какой?) – ... (осенний) .
  • Солнце (какое?) – ... (осеннее) .
  • День (какой?) – ... (осенний) .

Дидактическая игра «Скажи наоборот».

  • Летом солнце яркое, а осенью...
  • Летом небо светлое, а...
  • Летом день длинный, а...
  • Летом тучки ходят высоко, а...
  • Летом деревья стоят одетые в зеленую листву, а...
  • Летом птицы заботятся о своих птенцах, а...
  • Летом люди одеваются легко, а...
  • Летом дети отдыхают, купаются, загорают, а...
  • Летом люди растят урожай, а...

3. Заключительная часть. Итог занятия (3 минуты).

Дидактическая игра «Да или нет? – дайте правильный ответ».

Я предлагаю вам поиграть, а заодно ещё раз проверить, как вы усвоили осенние признаки.

Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достают ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать.

Ребята, о чём мы с вами сегодня говорили на занятии?

Вам понравилось занятие? Сейчас мы с вами нарисуем осеннее небо. На ватмане вы должны нарисовать облака. Если занятие вам понравилось, то облачко должно улыбаться, если не очень, грустить, а если совсем не понравилось, то облачко будет плакать.

(Дети рисуют своё настроение. В это же время логопед рисует солнце на ватмане.)

4. Домашнее задание. Оценивание.

Дома вам необходимо собрать осенние листья.

Посмотрите у кого больше всех наклеек?

(Самому активному учащемуся вручается медаль.)

Осень – удивительное время года. Очень красивое. Красота эта идет от деревьев, от кустов, от цветов, ягод, грибов, которые растут в лесу. Недаром говорят, растение – земли украшение. И мы с вами должны беречь наше богатство – природу. Ведь мы – тоже частичка природы.

(Во время слов, которые говорит логопед, можно включить презентацию осенних зарисовок, либо мелодию.)

Конспект индивидуального логопедического занятия

На тему: «Осень».

Задачи:

Образовательные:

Расширить знания ребенка об осенних изменениях в природе;

Активизация словаря по теме;

Совершенствование грамматического строя речи (составление простых распространенных предложений по картинке, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, притяжательных прилагательных, согласование числительных с существительными и прилагательными).

Коррекционные:

- развитие связной речи;

Развитие мелкой моторики пальцев рук посредством пальчиковых игр и

упражнений;

Развитие мышления, памяти, зрительного гнозиса;

Развитие артикуляционной моторики.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование : д/и «Собери картинку», листья с разных деревьев, массажный мяч, чудесный мешочек, муляжи овощей, вырезанные детали: тучки,

деревья, желтые листья, грибы.

Ход занятия :

    ОРГ момент . Приветствие. Объявление темы занятия.

Педагог предлагает ребенку открыть конверт, в котором разрезная картинка «Осень».

После того как картинка собрана, задает вопросы:

Что ты видишь на картинке?

Как одеты дети?

Какие деревья?

Как ты думаешь, какое время года изображено на картинке?

Правильно. Сегодня мы продолжим говорить об осени.

II . Основная часть .

1. Артикуляционная гимнастика (перед зеркалом). Звучит музыка «Осень в лесу».

Давай представим, что мы оказались в лесу.

Упражнение для мышц шеи.

И.п.сидя на стуле, спина и шея прямые.

Давай, посмотрим по сторонам. При повороте головы вдыхаем носом, при

возвращении в исходное положение-выдох ртом.

Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц, губ, щек, языка .

Увидели медведя. Осенью мишке очень хочется спать, он зевает (широко открыть

рот и закрыть).

Мишка очень любит малину, давай покажем как он ее жует (имитация жевания).

Очень вкусная малина (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка облизать

верхнюю губу).

Нам хорошо в осеннем лесу (упражнение «Улыбка»).

Вот мелькнул беличий хвостик (повороты языка влево-вправо).

Она запасается на зиму орешками (улыбнуться и постучать

2. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук.

Ветер северный подул: (Пошевелить пальцами и

«С-с-сс», все листья с липы сдул… подуть на них).

Полетели, закружились

И на землю опустились.

Дождик стал по ним стучать:

«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» (Постучать пальцами по столу)

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил. (Постучать кулаками по столу).

Снег потом припорошил, (Плавные движения кистей рук вперед-назад

Одеялом их накрыл. (Ладони крепко прижать к столу)

Е. Карельская

3.Лексико-грамматические игры и упражнения:

Образование уменьшительно-ласкательных форм существительного.

Игра с мячом.

Педагог называет слово, бросает мяч ребенку, который должен назвать его в уменьшительно-ласкательной форме.

Дождь-дождик

Лист-листик

Капля-капелька

Огурец-огурчик

Ветер-ветерок и т.д.

Образование притяжательных прилагательных «С какого дерева листок?».

Педагог разбрасывает листья по полу. Предлагает их собрать. Ребенок должен взять

листок и сказать, с какого дерева он упал.

Лист с березы-березовый

Лист с дуба-дубовый

Лист с осины-осиновый

Лист с клена-кленовый

Согласование числительных с существительными и прилагательными

Ребенок собирает листья в букет.

Скажи, каких листьев в букете по одному, по два…

4. Физминутка (Из архивов Осьмаковой М.В.)

Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить корзину)

Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы, вправо-влево)

Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)

Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)

Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)

Она удивилась (развести руки)

Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг).

5. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Педагог предлагает ребенку на ощупь угадать какой овощ спрятан в мешке.

6. Психогимнастика .

Логопед предлагает ребенку показать, как животные готовятся к зиме: белка

запасается орешками, мишка готовится спать, ежик забирается в норку.

7. Развитее связной речи.

«Лес осенью»

Летом лес был зеленым. Теперь березки и клены желтые. Осины красные. Между

ними елочки зеленеют. Налетит ветер. Закружатся листья в воздухе, словно бабочки. Потом тхо-тихо на землю опускаются. Травы и цветы вянут. Семена их на землю осыпаются. На следующий год из семян вырастут новые растения.

По Г.Скребицкому и В.Чаплиной.

Вопросы по тексту:

Какой лес был летом?

Какого цвета стали березки и клены?

Какого цвета стали осины осенью?

Что происходит с листьями, цветами, травами?

8. Пальчиковая игра.

Ребенок катает между ладошек массажный мяч, произнося стихотворный текст.

Следом за летом

Осень идет.

Желтые песни,

Ей ветер поет.

Красную под ноги

Стелет листву,

Белой снежинкой летит в синеву.

9. Картина «Осень».

Педагог предлагает ребенку собрать панно из заранее подготовленных деталей

(тучки, деревья, желтые листья, грибы) и рассказать о проделанной работе.

III . Итог занятия.

О чем мы сегодня говорили?

Какое у тебя сейчас настроение?

Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

"Школа-интернат для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья № 18" г Ульяновск

Конспект

группового логопедического занятия во 2 классе

тема: «Осень в гости к нам пришла»

Подготовила: учитель-логопед

Еремина И.П.

Цель:

уточнять и закреплять знания обучающихся об осени, расширять и активизировать словарный запас, совершенствовать практическое применение грамматических правил в игровой форме.

Задачи:

образовательные-

развивать навыки звукового анализа и синтеза;

развивать навыки словообразования;

коррекционно-развивающие-

активизировать речевое подражание слову педагога в любых речезвуковых выражениях;

развивать фонематическое восприятие;

вырабатывать правильное речевое дыхание, голос, чувство ритма;

развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;

активизировать словарь по темам «Осень», "Овощи";

развивать мышление, память, зрительное и слуховое восприятие.

воспитательные-

воспитывать потребность в речевом общении, эмоциональном отношении к происходящим событиям;

воспитывать интерес к сезонным явлениям в природе;

формировать усидчивость, самоконтроль.

Формирование БУД:

личностные -

положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и ее восприятию;

коммуникативные -

умение всту-пать в контакт и работать в коллективе, слушать и понимать инструкцию к учебному за-да-нию в разных видах деятельности;

регулятивные -

произвольно включаться в деятельность, сле-до-вать предложенному плану и работать в общем темпе, контролировать свои дей-с-т-вия;

познавательные -

делать простейшие обобщения, наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности, работать с несложной по содержанию и структуре информацией

Оборудование: компьютер, презентация к занятию,осенние листья с разных деревьев, осенние листья разного цвета из бумаги, салфетки, фольги, игрушка Лесовик, зеркала, мультимедийная запись «Осенний вальс», "Твой мир" (минус), разрезные осенние картинки.

План занятия:

I . Организационная часть: приветствие, введение в тему, мотивация учебной деятельности

II .Основная часть: 1. Развитие мелкой моторики пальцев рук

2. Артикуляционная гимнастика

3. Развитие фонематического восприятия

4. Развитие навыков звукового анализа и синтеза

5. Физминутка

6. Образование относительных прилагательных.

7. Развитие слухового восприятия, мышления, памяти, внимания - игра «Осенние слова».

8. Развитие глагольного словаря - игра «Подбери действие».

III .Заключительная часть: итог и анализ занятия, оценка деятельности учащихся.

Ход занятия:

I . Организационная часть:

Приветствие, введение в тему, мотивация учебной деятельности.

Послушайте загадку: Лес разделся,

Неба просинь,

Это время года - ... (Осень) (слайд 1)

Чему посвящено сегодня наше занятие? (осени)

Что такое осень? (время года)

Какое время года было до осени? (лето)

Какое время года будет после осени? (зима)

"Осень в гости к нам пришла" - так называется наше занятие. (слайд 2)

Чему мы учимся на логопедических занятиях? (учимся слушать, думать, правильно говорить).

Желаю всем успеха на занятии!

II . Основная часть:

1. Развитие мелкой моторики пальцев рук (слайд 3)

Как солнце светило летом? Широко расставить пальцы рук в стороны.

Как светит осенью? Напряжённые пальцы рук чуть согнуты.

Как будут светить зимой? Напряжённые пальцы рук собрать в щепотку.

Что происходит с листьями осенью? (листья опадают)

Пальчиковая игра “Осенний букет”.

Пошли пальчики гулять, пробегают указательным и средним пальцами по столу

Стали листья собирать:

красный листик, желтый листик, поочередно прикасаются подушечками пальцев,

начиная с указательного пальца к большому пальцу

Один, два, три, четыре, пять!

Сколько листиков собрали? протягивают вперед ладонями

Пять! поднимают вверх одну руку, широко раздвинув

2. Артикуляционная гимнастика (осенняя сказка о Язычке) (слайд 4)

Язычок проснулся, выглянул в окно ("Окно"),

посмотрел направо, посмотрел налево ("Часики"),

посмотрел вверх: "Где же солнце?", посмотрел вниз: "Много ли нападало осенних листочков?" ("Качели"),

услышал, как ветер гудит за окном: -ввв-, -ууу- ("Ветер"),

испугался и спрятался ("Прятки"),

потом решил, что ветра бояться не надо и решил сходить в огород, посмотреть, что там изменилось; в огороде он увидел круглый помидор, а потом длинный тонкий огурчик (надуть-втянуть щёки),

Как назвать одним словом всё, что росло в огороде? (Овощи)

Язычок набрал овощей и побежал домой: дома мама пекла блины ("Блинчик),

Язычок позавтракал, почистил зубы после еды ("Почистим зубки"),

потом закрыл первые двери (зубы), потом закрыл вторые двери (губы) и решил отдохнуть.

3. Развитие фонематического восприятия (слайд 5)

Как шуршат осенние листочки?

(Шуршание осенними листиками разных цветов из бумаги, салфетки, фольги).

Учащиеся угадывают, какой листочек шуршит.

4. Развитие навыков звукового анализа и синтеза (слайд 6)

Какие вы знаете осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Какой первый звук в слове С ентябрь?

О ктябрь?

Н оябрь?

Если мы возьмем первые буквы названий осенних месяцев, какое слово у нас получится? (на слух слово «СОН»).

Значит, что происходит с природой осенью? (она засыпает).

5. Физминутка (слайд 7)

«Дерево» (под музыку)

Ученики стоят, руки вытянуты вверх.

Сначала заснули листочки, опустить пальцы рук

Потом веточки, опустить кисти рук

Затем ветки, опустить предплечья

Потом уснуло всё дерево. опустить руки

«Дождик» (слайд 8)

Капля раз, прыжки на носочках, руки на поясе

Капля два, прыжки на носочках, руки на поясе

Очень медленно сперва. 4 прыжка на носочках, руки на поясе

А потом, потом, потом 8 прыжков на носках, руки на поясе

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли, развести руки в стороны

От дождя себя укрыли. сомкнуть руки над головой полукругом

6. Образование относительных прилагательных: (слайд 9)

В гости пришёл Лесовик и принёс разные осенние листья:

С какого дерева твой листок? С берёзы - берёзовый листок

Какой листок? С рябины - рябиновый листок

С дуба - дубовый листок

С клёна - кленовый листок

7. Развитие слухового восприятия, мышления, памяти, внимания

Игра «Осенние приметы». (слайд 10)

У каждого из вас есть осенний листочек. Если услышите слова, которые относятся к осени, поднимите листочек вверх.

ЛИСТЬЯ ОПАДАЮТ УРОЖАЙ ПОСПЕВАЕТ

ДЕРЕВЬЯ РАСЦВЕТАЮТ ЗВЕРИ ДЕЛАЮТ ЗАПАСЫ

НА УЛИЦЕ ЖАРКО ПТИЦЫ ПРИЛЕТАЮТ

ЛИСТЬЯ ЖЕЛТЕЮТ ДОЖДЛИВАЯ И ХМУРАЯ

ПТИЦЫ УЛЕТАЮТ СНЕГ ТАЕТ

8. Развитие глагольного словаря

Игра «Подбери действие» (слайд 11)

Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра. Встретила я его по дороге в школу, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

Кому я прокачу мяч, тот отвечает на вопрос, и катит мяч назад:

Листья осенью(что делают?) - Листья осенью желтеют, краснеют, опадают…

Дождь осенью - Дождь осенью моросит, идет…

Урожай осенью - Урожай осенью убирают.

Птицы осенью - Птицы осенью улетают.

Деревья осенью - Деревья осенью роняют листья, засыпают.

Звери осенью - Звери осенью готовятся к зиме, делают запасы, меняют шубки.

Ветер осенью - Ветер дует, …

III . Заключительная часть:

Итог и анализ занятия.

Ребята, ветер так сильно подул, что картинки рассыпались. Давайте их

соберем. Каждому из детей логопед дает часть общей осенней картинки.

(слайд 12 )

О каком времени года мы сегодня говорили? (об осени)

Что такое осень? … (время года)