Обретение честных мощей преподобного сергия радонежского. Церковь празднует обретение мощей преподобного сергия радонежского

*** Преподобного Афанасия Афонского (1000). ** Преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца (обретение мощей, 1422). * Преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары (1918).
Мучеников Анны (Агнии) (304), Кириллы, Лукии и Иарои (310); Василия и с ним 70-ти, Скифопольских. Преподобных Лампада Иринопольского (X); шести учеников преподобного Афанасия Афонского (XI). Священномученика Стефана, епископа Ригийского и дружины его, мучеников Суера епископа, Агна, Фелицитата и Перпетуя. Преподобномученика Киприана Константинопольского (1679). Иконы Божией Матери, именуемой "Домостроительница" ("Экономисса", X).

Преподобный Афанасий Афонский

Афанасий, подвижник Афонский, был родом из г. Трапезунд. Лишившись родителей, он воспитывался у монахини и потому был серьезен и благочестив. В юношеском возрасте он учился в Константинополе. Однажды, когда Афанасий плыл по Эгейскому морю, он был поражен видом Афонской горы, и гора показалась ему подходящей для благочестивого уединения. Скоро поселился он в Кименской обители, близ Афона, и подвизался под руководством святого Михаила Малеина (память 12 июля), настоятеля этого монастыря. Когда Михаил перед своей смертью хотел передать ему должность игумена, он тайно удалился из Кименского монастыря и поселился в одной из обителей на Афоне. Император Никифор полюбил Афанасия и помог ему в устроении новой обители. Чрезмерные труды и подвиги изнурили его тело, и он начал болеть. Умер в 1000 г., будучи задавлен камнями, когда осматривал постройку, и здание обрушилось. Когда откопали его, то тело оказалось невредимым. У гроба совершались чудеса.

Обретение мощей преподобного Сергия Радонежского

Обретение мощей преподобного Сергия Радонежского. Св. Сергий родился в 1314 г. Родителями его были именитые ростовские
бояре Кирилл и Мария. Еще до рождения и в самом младенчестве обнаружилось, что Варфоломей (имя св. Сергия в миру) будет не простым человеком. Однажды во время литургии, будучи еще во чреве матери, он три раза в важные моменты богослужения воскликнул, а когда кормила его мать, то по средам и пятницам не вкушал ее молока. В детстве и отрочестве не занимали св. Святой Сергий принял постриг в 24 года вместе с братом своим Стефаном. В 12 верстах от Радонежа нашли они в дремучем лесу место для пустынножительства; тут устроили они для себя жилище и даже церковь. Трудна и опасна была здесь жизнь св. Сергия: вокруг жилища дремучий лес со зверями; питаться можно было только лесными кореньями и травами; воды поблизости не было; диавол многократно запугивал его, посылая против него свои полчища в разных видах. Но св. Сергий, при помощи Божией, все превозмог. Через два года начали приходить узнавшие о его святой жизни и желавшие духовного совершенства и стали просить его принять их к себе. Св. Сергий долго отговаривал каждого, указывая на трудности, лишения и неудобства пустынной жизни. Но те неотступно просили его, обещая переносить все со смирением. Таких пришельцев собралось более 10 человек. Выстроили они себе кельи и обнесли оградой. Так в 1338 г. положено было основание достославной обители св. Сергия, именуемой ныне Свято-Троицкой Сергиевой лаврой. Собравшиеся братья избрали игуменом св. Сергия, хотя он по своему смирению долго не решался принять на себя этот сан. Став игуменом, св. Сергий не только не изменил своего образа жизни, но еще более увеличил свои подвижнические труды. В храм являлся он первым, братии не переставал служить, как служил прежде, сам готовил свечи для храма и пек просфоры. Немало лишений терпели братья вместе с настоятелем в своей пустынной обители. Так, однажды кончился у них весь хлеб, просить же подаяния не дозволял им монастырский устав. Братия уже начинали роптать, но св. Сергий ободрял их надеждой на Бога. И что же? - явились в обитель неизвестные с большим пожертвованием хлеба и других съестных припасов.
За свои великие подвиги св. Сергий еще при жизни был удостоен великой благодати от Бога и уважения от людей. Так, когда братья его обители сетовали на отдаленность воды, молитвой он извел в ближайшем лесу источник, который существует до сих пор; воскресил сына одного из окрестных жителей; предсказал великому князю Димитрию Донскому победу над татарским ханом Мамаем; однажды явилась ему в келье Пресвятая Богородица со святыми апостолами Петром и Иоанном; слышен был ему голос Божий, что обитель его не будет оставлена Богом, и всегда будет в ней великое множество иноков. Народ, вельможи и князья спешили к преподобному Сергию принять от него благословение и просить его молитв. Патриарх Константинопольский Филофей прислал ему дар (наперсный крест) и послание; митрополит Московский и всея Руси Алексий желал назначить его своим преемником, и только смирением своим Сергий отклонил от себя это назначение. «Ты хочешь возложить на меня бремя выше моих сил», - сказал он святителю. Прп. Сергий скончался в преклонных летах - 77 лет, в 1391 г. Он провидел день своей кончины и заранее назначил себе преемника. Во время кончины лицо его просияло, и от тела его распространилось необыкновенное благоухание. Через 32 года мощи св. Сергия были открыты совершенно нетленными, - даже одежда не истлела, и над самым гробом его воздвигнут каменный храм. Святой сам явился во сне одному благочестивому мужу со словами: «Скажи игумену этой обители: напрасно так долго оставляют меня под землей». От мощей св. Сергия совершилось множество чудес.

Преподобномученица Елисавета

Преподобномученица Елисавета родилась 1 ноября 1864 г. в семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и герцогини Алисы, дочери королевы Англии Виктории. Дети воспитывались в любви и одновременно приучались делать всю домашнюю работу; они ездили с матерью в больницы, приюты, дома инвалидов.
В 1884 г. принцесса вышла замуж за великого князя Сергея Александровича, брата императора Александра III, и переехала в Россию. Встреча с Православной Церковью преобразила всю ее жизнь. После посещения вместе с мужем в октябре 1888 г. Святой Земли великая княгиня приняла решение о переходе в православие. 13/25 апреля 1891 г., в Лазареву субботу, над ней было совершено таинство миропомазания. В том же году великий князь был назначен Московским генерал-губернатором. На Елисавету Феодоровну легли официальные обязанности супруги одного из высших должностных лиц, но кроме них великая княгиня взяла на себя заботу о московских приютах, богадельнях, больницах для бедных; раздавала деньги, одежду, еду неимущим; во время русско-японской войны организовала пошивочные мастерские. 5/19 февраля 1905 г. великий князь Сергей Александрович был убит террористом Каляевым. Великая княгиня нашла в себе силы не только собственноручно собрать останки мужа, но и навестить в госпитале и утешить смертельно раненного кучера князя, а затем посетить убийцу в тюрьме с целью убедить его покаяться, а также обратиться к императору Николаю II с просьбой помиловать преступника. Все свои средства великая княгиня Елисавета Феодоровна решила употребить на постройку обители милосердия. 10 февраля 1909 г. в Москве на Большой Ордынке была основана Марфо-Мариинская обитель. 9/22 апреля того же года епископ Трифон (Туркестанов) посвятил 17 первых насельниц и саму великую княгиню в крестовые сестры любви и милосердия. В числе первых сестер была Варвара Яковлева, келейница настоятельницы.
Обитель оказывала медицинскую помощь неимущим, воспитывала сирот, помогала с работой безработным и за несколько лет получила всероссийскую известность. Во время германской войны Елисавета Феодоровна с сестрами обители ухаживала за ранеными. Важно отметить, что все свои начинания великая княгиня совершала по благословению священноначалия и подвижников Православной Церкви. Среди ее собеседников были старцы схиархимандрит Гавриил (Зырянов), схиигумен Герман (Гомзин) и иеросхимонах Алексий (Соловьев), Оптинские старцы.
После революции новые власти неоднократно угрожали великой княгине и ее обители, но Елизавета Александра отказалась покинуть Россию после прихода к власти большевиков. Весной 1918 года она была заключена под стражу и выслана из Москвы в Пермь. В мае 1918 года её вместе с другими представителями дома Романовых перевезли в Екатеринбург и разместили в гостинице «Атамановские номера» (в настоящее время в здании расположено управление ФСБ и ГУВД по Свердловской области, современный адрес - перекресток улиц Ленина и Вайнера), а затем, через два месяца, в город Алапаевск. Не теряла присутствие духа, в письмах наставляла оставшихся сестер, завещая им хранить любовь к Богу и ближним. Вместе с ней находилась сестра из Марфо-Мариинской обители Варвара Яковлева.
В ночь на 5 (18) июля 1918 года великая княгиня Елизавета Фёдоровна была убита большевиками: сброшена в шахту Новая Селимская в 18 км от Алапаевска. Вместе с ней погибла сестра Марфо-Мариинской обители Варвара Яковлева. Они, были сброшены в шахту живыми. Окрестные крестьяне рассказывали, что несколько дней из шахты доносилось пение молитв. В 2004-2005 мощи новомучениц находились в России, странах СНГ и Балтии, где им поклонились более 7 млн человек. По словам Патриарха Алексия II, «длинные очереди верующих к мощам святых новомучениц - это еще один символ покаяния. Затем мощи были возвращены в Иерусалим.
Преподобномученицы великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара были причислены к лику святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 31 марта - 4 апреля 1992 г..

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
15.03.2019 -
16.03.2019 -
17.03.2019 -

Почему святой считается покровителем России. Какие чудеса сотворили мощи праведника и как их скрывали от коммунистов.

Ежегодно православные россияне отмечают 18 июля — день обретения мощей Сергия Радонежского. Этот святой благословил князя Дмитрия Донского на битву с Мамаем. Он дал ему в помощь двух своих иноков Ослябю и Пересвета и предрек победу в день Рождества Богородицы . Когда все свершилось по словам пророка, его стали считать небесным заступником нашего отечества.

Зачем мощи подняли из гроба

Ровно 30 лет спустя после своей смерти (8 октября по новому стилю 1392) святой явился к одному из мирян и повелел передать игумену Троицкой обители, что его тело утесняет вода. Монахи раскопали домовину и увидели, что она действительно доверху заполнена грунтовыми водами. При этом мощи Сергия и его одежда остались в сохранности.

18 июля по новому стилю (5 июля по старому) мощи подняли из земли и стали отмечать этот день как самостоятельное церковное торжество. Святыню разместили в Троицком соборе, где по велению царя Иоанна Грозного изготовили для нее серебряный ларец с позолотой. Впоследствии царица Анна Иоанновна установила над ковчегом драгоценный балдахин, на изготовление которого было истрачено более 25 пудов серебра.

Издавна к мощам Сергия Радонежского приходили толпы богомольцев. Они верили, что такое паломничество сотворит чудеса и излечит самые страшные болезни. Именно здесь наследники московского престола в 15-16 веке получали таинство крещения. У гроба преподобного купцы скрепляли важные договоры, целуя крест и произнося клятву вести дело честно и по совести.

Мощи радонежского святителя покидали территорию монастыря в 1746-ом году, когда вокруг Троице-Сергиевой лавры и расположенных рядом посадах начался огромный пожар. Пламя опустошило всю южную часть территории и тогда монахи вынесли мощи на пустырь к северо-востоку, куда продвигалась огненная стихия. Вскоре после этого пожар был потушен, а на том месте где находились мощи выстроили церковь Всех Святых.

Как монахи спасали останки Сергия при коммунистах

После революции в России началась коммунистическая кампания по вскрытию мощей, находящихся в храмах. В 1919-ом году Совет рабочих и крестьян Сергиева Посада признал останки «средством эксплуатации малосознательных масс и способом агитации черного духовенства». Во избежание столкновения с монастырской братией в составе 180 служителей, власти мобилизовали конную милицию и курсантов для проведения этого мероприятия. В течение двух часов, пока вскрывали ковчег, шла документальная киносъемка. Затем составили акт и выдали монахам предписание оставить мощи в прежнем состоянии, но сделать над ними стеклянную крышку. Таким образом, они стали музейным достоянием.

В последующие годы монахам приходилось не раз отстаивать целостность реликвии, когда в 1920-ом году активисты атеистического движения выступили с идеей устроить показательное сожжение останков. Они хотели доказать, что нетленные мощи святых сгорят также как и простые смертные.

Однажды священнослужителям пришлось своровать голову Сергия и подменить ее черепом из фамильного склепа князей Трубецких (их захоронение как раз расположено на территории лавры). Это произошло опять же в 1920-ом году, когда стало известно об опасности изъятия святыни для крупного столичного музея.

Сохранением головы Сергия Радонежского занимался член Комиссии по охране памятников истории и старины Юрий Олсуфьев. Он перенес голову к себе домой в хозяйственной сумке, прикрыв сверху газетой будто бы кочан капусты, а потом захоронил в ларце в саду.

Снова собрать воедино мощи святого удалось за несколько месяцев до победы в Великой отечественной войне. Тогда в Троице-Сергиеву лавру должны были приехать церковные иерархи из-за рубежа, ковчег благоустроили и облачили останки святого в его прежние покровы. Передача церкви настоящей головы Сергия произошла в 1945 году, когда наследница Олсуфьева через схиархимандрита Илариона вернула важную частицу мощей обратно.

17.07.2015 16:00

Преподобный Сергий Радонежский - один из самых почитаемых русских святых. Он помогает студентам, школьникам и...

18 июля - в День памяти преподобного Сергия Радонежского – в храмах Вятской Епархии будет совершаться Божественная литургия, а накануне, вечером 17 июля, - вечерние богослужения с почитанием памяти святого.

Он родился в 1319 году в семье благочестивых бояр Кирилла и Марии. С юных лет Преподобный (в миру носивший имя Варфоломей) желал посвятить всю свою жизнь служению Богу. Однако Кирилл и Мария долго не благословляли сына на монашескую жизнь. И только когда они, незадолго до своей праведной кончины, удалились в монастырь, преподобный Сергий со старшим братом Стефаном поселился на лесистом холме, затерянном в глухой чаще. Будущему Игумену земли Русской было тогда 23 года. Естественно, что тогда он не мог и подумать о славе этого места. Оно привлекло его именно своей пустынностью и удаленностью от людей. Собственными руками братья построили здесь деревянную келью и церковь, которая по их желанию была освящена во имя Живоначальной Троицы.

Жизнь в глубоком уединении оказалась не под силу старшему брату преподобного Сергия, Стефану, и он вскоре удалился из этих мест. Преподобный остался в совершенном одиночестве. С еще большим усердием он предался подвигу поста и молитвы. Вскоре исполнилось заветное желание юноши – игумен одного из близлежащих монастырей Митрофан постриг его в монашество.

Ни одного часа времени преподобный Сергий не проводил в праздности. Мудро сочетая молитву и труд, псалмопение и чтение божественных книг, он восходил от силы в силу, с каждым днем своей жизни все больше приближаясь ко Христу. Преподобный Сергий шел путем подвижников первых веков христианства – преподобных Антония и Макария Великих, Иоанна Лествичника, аввы Дорофея и многих других. Каждый шаг своей монашеской жизни он сверял с их писаниями. Святые старцы и пустынники далеких восточных пустынь указывали боголюбивому русскому юноше путь в небесные обители. Преподобный Сергий почитал и первых подвижников русского монашества – Антония и Феодосия Печерских и их многочисленных последователей. Преподобный стремился достичь в своей жизни того идеала святости, которого уже достигли они, шествуя к Богу тесным путем, заповеданным Спасителем однажды и на все времена. Мужественно перенося искушения, он устремлял свой взор к Горнему и всеми силами стремился к единению с Богом – цели жизни всякого человека.

Единственным желанием преподобного Сергия было спасение собственной души. Он хотел жить и умереть в своем лесном уединении. Но мы знаем, что часто Господь подает славу тому человеку, который всячески старается ее избежать, и, напротив, отнимает славу у стремящегося к ней. “Не может град укрытися верху горы стоя” (Мф. 5, 14),– говорит Господь. Человек, искренне убегающий земного почета и славы, приобрел смирение — основание христианских добродетелей. Такой человек может привести к Богу не только свою, но и другие души. Так было и с преподобным Сергием. По ближним и дальним весям и городам распространился слух о том, что в радонежском лесу живет необыкновенный подвижник. Вскоре вокруг Преподобного стали селиться люди, желавшие спасаться под его руководством. По настоятельному желанию учеников преподобный Сергий становится священником и игуменом основанного им монастыря. Смирение, терпение, любовь к Богу и ближним соделали Преподобного великим молитвенником и печальником за землю Русскую еще во время его земной жизни.

Вообще, смирение можно назвать добродетелью, определяющей святость преподобного Сергия. В жизнеописании Преподобного, составленном его учеником Епифанием Премудрым, много свидетельств, подтверждающих это. Например, такое: однажды, при жизни преподобного Сергия, в обитель пришел крестьянин, слышавший о подвигах и славе ее знаменитого настоятеля. Пришедший попросил братию показать ему игумена Сергия. Монахи указали на старичка в бедной, заплатанной одежде, который обрабатывал грядки за монастырской оградой. Крестьянин не поверил и оскорбился: “Вы смеетесь надо мной! Я шел сюда, чтобы увидеть прославленного игумена, богато одетого и окруженного слугами, а вы показываете мне какого-то огородника, наверное последнего в монастыре человека…” Преподобный Сергий, услышав сетования пришельца, оставил свои труды, с любовью поприветствовал его и усадил с собою за трапезу. “Не скорби, брате, - утешил его Преподобный, - Бог так милостив к месту сему, что никто отсюда не выходит печальным. И тебе Он скоро покажет того, кого ты ищешь”. Во время их беседы в обитель прибыл князь, окруженный многочисленной свитой. Князь бросился к ногам угодника Божия, попросив у него благословения. Тогда-то крестьянин понял, кем был смиренный огородник. После отъезда князя он со слезами умолял преподобного Сергия простить его невежество и неверие. “Не скорби, чадо! – сказал ему смиренный игумен. – Ты один справедливо рассудил обо мне, ведь все они ошибаются”.

Управление монастырем не привлекало, а тяготило преподобного Сергия. Когда в Троицкой обители возникла смута и некоторые монахи возмутились против своего игумена, преподобный покинул монастырь и поселился в глухой лесной чаще на реке Киржач. Только через 3–4 года, после вмешательства святителя Московского Алексия, преподобный Сергий вернулся в нашу обитель. Около 1372 года Патриарх Константинопольский Филофей, знавший о высокой жизни русского игумена, прислал преподобному Сергию крест, параман, схиму и грамоту, в которой благословлял Преподобного и советовал ему ввести в Троицком монастыре общежительный устав. Преподобный обратился к московскому митрополиту Алексию, который стоял тогда во главе Русской Церкви. По благословению святителя Алексия в нашей обители и был введен общежительный устав. Незадолго до кончины, в 1378 году, святитель Алексий пожелал видеть преподобного Сергия своим преемником. Он хотел возложить на него золотой крест – символ митрополичьего сана. Преподобный отказался от столь великой чести. “Прости, Владыко, – отвечал он, – я от юности своей не носил золота, а тем более под старость желаю пребыть в нищете”. Святитель Алексий, видя, что дальнейшие уговоры ни к чему не приведут, отпустил смиренного старца.

В 1380 году, когда правитель Золотой Орды Мамай вел полки на разорение Русской земли, великий князь Димитрий Иоаннович, готовясь выступить в поход, просил у преподобного Сергия благословения и молитвы. “Если враги хотят от нас чести и славы, – сказал ему Преподобный, – дадим им; если хотят злата и сребра – дадим и это; но за имя Христово, за веру православную надо душу свою положить и кровь пролить”. Эти слова преподобного Сергия являются как бы истолкованием известных евангельских слов: ” Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам” (Мф. 6, 33). Именно за эту верность небесному идеалу, которой наши благочестивые предки учились у ног великих русских святых, Господь щедро подавал Руси ее экономическую и политическую мощь. Небесное и земное удивительно соединялось в истории нашей святой Отчизны. И битва на поле Куликовом 8 сентября 1380 года началась с того, что схимонах нашего монастыря Александр Пересвет, пришедший на поле брани из послушания преподобному Сергию, приняв вызов татарского богатыря, поразил его и сам пал жертвой этого поединка.

Преподобный Сергий скончался 25 сентября 1392 года. Перед кончиной он заповедал братии прежде всего строго хранить чистоту православной веры. Преподобный завещал также блюсти единомыслие, чистоту душевную и телесную, любовь нелицемерную, удаляться от злых желаний, воздерживаться в пище и питии, иметь усердие к смирению и страннолюбию. Вот уже шестьсот с лишним лет преподобного Сергия называют Игуменом земли Русской. И его предсмертные слова были, безусловно, обращены не только к братии основанного им монастыря. Они обращены к каждому русскому человеку. И если мы сегодня хотим иметь Преподобного своим молитвенником и заступником, мы должны свято исполнять то, что он заповедал нам…

Преподобный и после своей блаженной кончины не оставлял своей обители. В 1408 году во время игуменства преподобного Никона Радонежского († 1426) все постройки нашего монастыря были сожжены при нашествии полчищ татарского хана Едигея, но, благодаря чудесному предупреждению преподобного Сергия о грядущем нашествии, братия успела удалиться, сохранив от осквернения святыни и книги.

В 1422 году при строительстве первого каменного храма нашего монастыря, Троицкого, были обретены святые мощи преподобного Сергия, которые и стали главной святыней этого храма. И вот уже более шестисот лет мощи Преподобного являются источником благодатной помощи для людей, с верой приходящих к этой великой святыне. Исцеления больных и изгнания бесов, помощь в скорбных семейных и тяжелых жизненных обстоятельствах, избавление от опасностей и помощь в учебе - множество чудес, подобных этим, не перестает совершаться по молитвам преподобного Сергия. Недавно были опубликованы свидетельства о чудесах и исцелениях от мощей преподобного Сергия в наши дни.

Преемником преподобного Сергия был его ученик Никон, также прославленный Церковью в лике преподобных. В историю нашей обители преподобный Никон вошел как ее строитель и благоукраситель, продолжатель дела своего духовного отца. Именно преподобному Никону довелось восстанавливать обитель после разорительного нашествия хана Едигея. При виде пепелища на месте родной обители преподобный Никон не впал в уныние, а подвиг братию на новые труды. Прежде всего был построен деревянный храм во имя Пресвятой Живоначальной Троицы и освящен в 1412 году в день памяти преподобного Сергия, 25 сентября. Обитель восстанавливалась, и преподобный Никон предпринял построение каменной церкви над гробом своего духовного отца.

О благоустроении обители преподобный Никон не переставал заботиться до конца жизни. Накануне блаженной кончины Господь в откровении указал ему место будущего упокоения – близ преподобного Сергия. Причастившись Святых Христовых Таин, преподобный Никон дал братии последнее наставление и благословение и сказал: “Пойди, душе моя, туда, где тебе уготовано пребывать, пойди с радостию – Христос зовет тебя”. Осенив себя крестным знамением, преподобный Никон отошел к Богу 17 ноября 1426 года и был погребен близ раки преподобного Сергия.

По материалам

Святые мощи преподобного Сергия, игумена земли Русской, были обретены через 30 лет после его блаженной кончины, в 1422 году. Преподобный явился во сне одному благочестивому мирянину и велел известить лаврского игумена и братию: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?». При большом стечении народа святые мощи были подняты из земли и все увидели, что не только тело, но и одежды преподобного остались нетленными, хотя гроб действительно находился в воде.

В своей проповеди на праздник Обретения мощей преподобного Сергия Радонежского архимандрит Кирилл (Павлов) отметил, что имя радонежского чудотворца стоит особо в ряду величайших подвижников Православной Церкви. Он был выразителем идеалов Святой Руси, национального духа и истинного патриотизма: «Преподобный Сергий жил в XIV веке, жил в те тяжелые времена, когда наше Отечество, наши предки несли ужасное иго иноземного татарского порабощения и испытывали великие скорби. Вопли и мольбы людские дошли до Господа, и Он, Милосердный, для спасения нашей земли воздвиг преподобного Сергия, который для русского народа был таким же вождем, каким был в свое время святой пророк Моисей для израильтян. Своим нравственным влиянием и молитвой преподобный вдохнул в народ силу и веру и воодушевил его на подвиг национального освобождения от татарских поработителей, вписав тем самым в его историю светлую страницу. Поэтому-то наш народ так чтит преподобного Сергия и нескончаемой вереницей идет в его святую обитель, чтобы поклониться мощам его.

Но преподобный был не только покровителем нашей земли и молитвенником о ней. Он известен православным людям и как добрый, любвеобильный, смиренный старец, готовый за ближнего отдать и душу свою. Его отличала простота нрава, доступность и ровное, ласковое отношение ко всем, святость и воздержание во всём, и эти качества привлекали к нему людей еще во дни его земной жизни.

Несмотря на то что преподобный Сергий поселился в глухой, непроходимой лесной чаще, свет его добрых дел и оттуда сиял и распространялся во все уголки нашей необъятной Родины. К нему шли люди с разными скорбями и прошениями, и любвеобильное сердце его было особенно отзывчиво к народному горю. У него искали утешения и отрады в горестях, просили его советов и молитв, и он, как добрый и нежный отец, не оставлял без утешения никого, кто к нему с верою прибегал.

Когда скончался преподобный, народ наш оплакал его кончину, но он твердо верил, что Преподобный Сергий не умер, что он только переселился от земли на Небо и там не забудет своих соотечественников. И действительно, после кончины угодника Божия токи чудес изливаются на землю Русскую от молитвенного призывания имени его и от нетленных его святых мощей. Прошло уже шесть столетий, как жил, подвизался преподобный Сергий, и во все это время он всегда был покровителем Русской земли.

Его по праву считают Ангелом-Хранителем нашего Отечества. Действительно, во времена крайних опасностей для нашей Родины, когда уже все надежды на свои силы пропадают, тогда восстает на помощь нам преподобный Сергий и своим молитвенным предстательством и предстательством по его ходатайству Пресвятой Богородицы спасает нашу землю».


Преподобне отче наш Сергие, моли Бога о нас!

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
По благословению Преосвященнейшего Максима, епископа Елецкого и Лебедянского сестры Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря собирают сведения о чудесной помощи по молитвам прп. Иоанна, затворника Сезеновского. Обращаемся с просьбой - кто получил благодатную помощь при молитвенном обращении к преподобному, сообщить об этом сестрам нашей обители, это можно сделать, написав нам на e-mail: [email protected] или [email protected]

История монастыря

Основателем обители, расположенной в с. Сезеново Лебедянского р-на Липецкой области, на правом высоком берегу реки Сквирня, в 12 км. от г. Лебедянь, следует считать затворника Иоанна, получившего по месту совершения своих духовных подвигов имя Сезеновского. Поселившиеся затем близ затворнической кельи боголюбивые...

Накануне праздничного дня в храме Рождества Пресвятой Богородицы /Никитском/ г. Калуги торжественное Всенощное бдение возглавил настоятель храма протоиерей Алексей Пелевин в сослужении иерея Максима Картуесова при диаконе Вадиме Роговцеве.

На полиелее в центре храма духовенство пропело величание преподобному:

Ублажаем тя, преподобне отче Сергие, / и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

В сам праздничный день, в Никитском храме иереем Максимом Картуесовым при диаконе Вадиме Роговцеве была совершена Божественная Литургия. На сугубой ектенье возносились молитвы и прошения о мире на Украине. Далее, был совершен праздничный молебен.

По окончании молебна отец Максим произнес проповедь и поздравил прихожан с праздником.

Проповедь на день памяти преподобного Сергия игумена Радонежского.

Сегодня день памяти преподобного Сергия Радонежского. И день этот очень значительный для нашей церкви, для нашей страны и для нашей истории. В сонме святых преподобный Сергий занимает совершенно особое место, ибо его жизненный подвиг во многом преобразовал жизнь не только русской церкви, но и благоприятно повлиял на ход гражданской истории.

Он жил в далеком XIV веке, трудное для страны время. Более чем трудное. Вот нам иногда кажется, что мы сейчас живем в какое-то особое трудное время. Но если сравнить с теми годами, то и никаких сравнений-то и быть не может.

Представьте себе, огромная страна разделена, разделена на междоусобные княжества, родные братья, близкие по крови и по вере люди, находятся не просто во вражде, а вступают в кровавое соперничество, убивают друг друга, и над всем этим иноземное господство иноверных, которые разорили страну, берут с нее дань, препятствуют экономическому развитию, невозможно никакое культурное развитие, скована возможность образования. Под боком Европа, которая развивается, встает во весь рост, а Россия скована, скована иноземным порабощением и внутренними неурядицами. Откуда придет спасение, никто не знает. Власть князей слаба, общество раздроблено и не может оказать сопротивления. Но спасение пришло. И оно пришло от Бога.

Но от Бога оно пришло через людей. И одним из таких людей был святой преподобный Сергий, игумен Радонежский. Он с детства полюбил Господа и, будучи сыном боярина, он оставляет все и уходит в дремучие тогда леса Радонежа под Москвой. Рубит келью, и остается там один. Он долгое время пребывает в молитве, труде и посте.

Но вы знаете, добрая молва тоже распространяется, к счастью, по земле. Хотя мы знаем, что злая молва распространяется быстрее, и стоит нам сделать что-то некрасивое или злое, как люди знающие или даже мало знающие нас, сразу же оказываются в курсе дела. А вот если сделать что-то по-настоящему доброе, оторвать от сердца своего или поступиться своими удобствами, то такая добрая молва пойдет медленнее. Поскольку нам, к великому сожалению, куда приятнее распространяться о недостатках других людей, чем о их добродетелях. Ведь когда говоришь о грехах другого, то сам на его фоне возвышаешься.

Но, тем не менее, добрая молва о преподобном Сергии стала постепенно распространяться. И вокруг него стали собираться люди, жаждущие любви, совершенства и восхождения по ступеням этого совершенства. Постепенно возник монастырь, который очень скоро стал знаменитым на всю страну. Монастырь получил наименование в честь Святой Троицы.

Братия избирают преподобного Сергия своим игуменом, поскольку видят в нем духовный авторитет, поддержку и помощь. Но игуменство преподобного Сергия заключалось не в том, что он сидел в кресле и раздавал благословения. Он трудился больше всех, молился больше всех и служил братии своей.

Житие преподобного Сергия наводит на очень многие размышления. Но, пожалуй, первое, что приходит на мысль, когда знакомишься с его житием, это то, что преподобный Сергий Радонежский, подвижник и молитвенник, был удивительно гармоничным человеком.

Все у него было соразмерно. Людей церкви всегда волновал такой вопрос, как соотнести наше отношение к этой жизни, к земле, к отечеству, в котором мы живем, с одной стороны; и наше отношение к Богу, к церкви, к тому вожделенному Небесному Отечеству, гражданином которого когда-то станет каждый из нас. Какие же должны быть соотношения между двумя этими устремлениями человека? С одной стороны, взор на небо, с другой, взор на землю.

Некоторые говорили, что все земное надо отринуть абсолютно, все устремления человека должны быть только к небу: смотри вверх и иди по жизни. Это, конечно, может быть, и очень привлекательно, но вот только вы попробуйте ходить по улице, задрав голову. Далеко не уйдете. Упадете, расшибетесь или машина собьет.

Другие наоборот, призывали держаться только за землю, только за сегодняшний день, как будто они и умирать не собираются, и не придется им никогда.

И та, и другая идея, доведенная до крайности, является неправильной и не спасительной для человека. И вот преподобный Сергий удивительно умел сочетать в себе эти два устремления. Да, он полностью посвятил себя Богу, ушел от мира. И, казалось бы, какое ему дело до того, что творится в этом мире, который во зле лежит. Его дело – молитва.

Но ведь земля-то русская под игом стонет, и не первое столетие уже. А беда вся в том, что народ разъединился, князья, вместо того, чтобы объединиться и вместе дать отпор внешнему врагу, интригуют друг друга, и готовы подчиниться иноземцу, иноверцу, чем признать над собой власть родного брата, а иногда даже и отца родного.

И вот не в княжеских палатах и не в государственных советах и не в шумных городах, а в дремучих Радонежских лесах, в монастыре Святой Троицы игумен Сергий начинает пробуждать в сознании людей необходимость объединения. Это объединение началось вокруг города Москвы. И преподобный всячески поддерживает эту тенденцию.

Он отправляется в путешествие, посещает удельных князей, уговаривает их объединиться вокруг Москвы. Когда Рязанский князь Олег выступает против, и заявляет о своей готовности поддержать даже врагов Москвы, то преподобный Сергий запрещает совершать Божественную литургию в храмах этого города. И такого наказания князь Олег, будучи человеком православным, верующим, конечно, не мог вынести. И он смиряется и объединяется вокруг Москвы.

И когда настает время нанести сокрушительный удар по врагу, преподобный Сергий благословляет на подвиг князя Димитрия, названного впоследствии Донским, чтобы он возглавил наше русское воинство на поле Куликовом. И в знак своего благословения дает ему двух монахов, Пересвета и Ослябю, которые должны были бы по всем монашеским канонам быть в кельях и молиться. Но они воссели на боевых коней и вступили в единоборство с врагом.

Мы знаем, что битва на поле Куликовом перевернула историю нашей страны. Затем преподобный Сергий способствовал созданию многих и многих монастырей, которые стали центрами духовного и интеллектуального просвещения нашего народа. Именно из этих монастырей началось духовное и интеллектуальное возрождение России.

Мы слышали с вами сегодня апостольское чтение, Послание к Галатам апостола Павла, где кратко вообще сказано об идеале христианина. Сказано о том, что воздействие Святаго Духа на человека не бывает невидимым и не бывает бесплодным. А что оно приносит определенные плоды, которые и перечисляет апостол Павел.

Он говорит: «Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». И вот преподобный Сергий Радонежский в жизни своей принес все эти вышеперечисленные плоды Духа Святаго. И он действительно явился живым, духоносным источником для окружающих его людей.