Взаимосвязь физического и духовного развития личности. Возрастная физиология и психофизиология

Физическое, интеллектуальное и духовное развитие личности — три кита, на которых стоит наше .

Очень часто бывает так, что мы усердно трудимся, но ни на шаг не приближаемся к намеченной цели. Это происходит потому, что выполняя намеченные действия, мы не изменяемся сами. Чтобы изменить свое окружение, свою жизнь, нужно измениться самому — таков закон Природы. Мы не изолированы от внешнего мира, и потому любое изменение Вашего внутреннего состояния влечет за собой изменение вокруг Вас.

Успех, который мы достигаем, напрямую связан с нашим внутренним миром, с нашим постоянным совершенствованием во всех сферах жизни: в бизнесе, в личной жизни, в духовном плане, здоровье, отношениях с окружающими. Достигая одного уровня, нужно стремиться к более высокому. Как только стремление пропадает, начинается деградация.

Важно найти людей, которые станут для Вас ориентирами в той или иной сфере жизни. Одному очень трудно понять, что делать, и к чему стремиться. У других людей можно поучиться, посмотреть, как они действуют, подражать им, и таким образом выйти на новый уровень своей жизни.

Есть три направления, в которых необходимо совершенствоваться:

  • Физическое развитие личности;
  • Интеллектуальное развитие личности;
  • Духовное развитие личности.

Физическое развитие личности

Наш основной ресурс — здоровье. Это — база для всех наших достижений. Без здоровья Вы ничего не сможете, потому что Вам ничего не будет нужно. Спросите себя — ведете ли Вы тот образ жизни, который укрепляет Ваше здоровье? Не обманывайте себя — сегодня Вы здоровы и прекрасно себя чувствуете, а завтра организм не выдерживает того образа жизни, который никак не укрепляет здоровье, а только разрушает его, и ломается, начинает болеть.

Нельзя травить себя спиртным и сигаретами, есть жирную некачественную пищу, напичканную химикатами, не нагружать себя физически — и надеяться на то, что у Вас будет хорошее здоровье. Рано или поздно организм не выдерживает, и награждает букетом болячек.

Для того, чтобы у Вас было могучее и прекрасное здоровье, необходимо отказаться от вредных привычек, и заняться:

Интеллектуальное развитие личности

Основа Вашего продвижения к Успеху — получение и переработка новой информации . Вы должны информацию уметь добывать, упорядочивать и систематизировать, а главное — применять. В идеале нужно стремиться получать только ту информацию, которая Вам нужна именно в настоящий момент, чтобы продвинуться вперед в реализации своих целей. В жизни получается не так — обычно Вы получаете и перерабатываете информацию в гораздо больших количествах.

Проанализируйте время, в течении которого Вы получаете какую-либо информацию: общаетесь, читаете книги, смотрите телевизор, сидите за компьютером. И спросите себя, действительно ли Вам необходимо делать то, что Вы делаете, и тратить на это время? Если Вы хотите отдохнуть, читая художественную книгу, или за телевизором, может быть, лучше пойти на природу? По крайней мере, это будет полезно для здоровья.

Читайте книги, которые будут Вам полезны. Если Вы занимаетесь своим развитием, то без труда найдете массу книг, которые стоит прочесть. Или займитесь совершенствованием своих профессиональных навыков.

Составьте список книг, которые Вам нужно прочесть, видео, которые Вам нужно просмотреть, и начинайте методично их прорабатывать. Затем нужно пересказать то, что Вы поняли, несколько раз своим друзьям и знакомым, чтобы идеи, которые Вы почерпнули, уложились у Вас в голове и стали Вашими.

Пройдет совсем немного времени, и Вы станете экспертом в любой области, которая Вам нужна.

Также посещайте тренинги, бесплатные и платные, учитесь в онлайн и реальных заведениях, найдите себе учителей, наставников и единомышленников. Повторяйте действия успешных людей, постоянно учитесь новому и применяйте на практике.

Духовное развитие личности

Без духовного развития человек не может быть счастливым. Духовное развитие — это постоянное совершенствование во всех сферах своей жизни. Только тогда Вы почувствуете удовлетворение своей жизнью, когда все сферы Вашей жизни будут раскрыты по максимуму.

Есть один очень простой способ проверки, вкладываетесь ли Вы на все 100% во все, что делаете. После завершения любого дела спрашивайте себя и других: а какую оценку по 5 бальной шкале Вы заслужили? Стремитесь всегда к 5.

В любом деле есть три ступени:

  • Творчество . Мужская энергия зарождения идеи, планов, целей. Этап формирования мечты и планирования — как процесс зарождения ребенка, приятный и недолгий, но который является толчком для всего остального.
  • Реализация . Женская энергия действия, когда нужно упорно и кропотливо реализовывать свои цели. Женщина девять месяцев терпеливо вынашивает ребенка, прежде чем он появится на свет.
  • Достижение . Успех, который Вы получаете. Ребенок появляется на свет, и живет своей жизнью. Цели достигнуты, и Вы заслуженно наслаждаетесь результатом.

Более подробные сведения Вы можете получить в разделах "Все курсы" и "Полезности", в которые можно перейти через верхнее меню сайта. В этих разделах статьи сгруппированы по тематикам в блоки, содержащие максимально развернутую (насколько это было возможно) информацию по различным темам.

Также Вы можете подписаться на блог, и узнавать о всех новых статьях.
Это не займет много времени. Просто нажмите на ссылку ниже:

Василий Александрович Сухомлинский…

Это имя известно всем, кто занимается воспитанием детей. Сегодня ссылку на слова Сухомлинского встретишь и в газете, и в статье учёного-педагога, услышишь в простом житейском разговоре: «А Сухомлинский говорил…», «А вы читали Сухомлинского?»

Василий Александрович Сухомлинский был директором Павлышской средней школы. Всю свою жизнь он отдал детям. «Каждый ребёнок был миром – совершенно особым, уникальным», – записывает Сухомлинский слова, которые мы не раз слышали. Мы понимаем, что это так, что это правда: каждый ребёнок – совершенно особый мир. Но какая пропасть между пониманием этих слов умом и сердцем! Но только человек, для которого каждый ребёнок действительно уникальный мир, способен установить тонкие духовные отношения с ребёнком, понимать его, чувствовать; только тот и способен воспитывать. «Я глубоко убеждён, что наиболее точным определением было бы следующее: процесс воспитания выражается в единстве духовной жизни воспитателя и воспитанников - в единстве их идеалов, стремлений, интересов, мыслей, переживаний», – пишет Сухомлинский

Все стороны воспитания – идейное, умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое – для Сухомлинского важны именно в той степени, в какой влияют они на духовный мир ребёнка. Важна такая мысль Василия Александровича, что «…нельзя сводить духовный мир маленького человека только к учению. Если будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребёнка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями». Но школа – это, прежде всего, урок. Как без него? Об уроке написано много. Меняются цели и содержание, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы ни свершались реформы, урок остаётся вечной и главной формой обучения. На нём держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации ни вводились, только на уроке встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом. Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учеником, он как был, так и остаётся главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний.



Откуда пошло слово – урок? Наиболее понятный и привычный смысл (по В.И. Далю) – учение в назначенный час, срочная задача, назидание. Но вот происхождение слова заставляет задуматься: «урок» ведёт своё начало от древнерусских «урекать», «урочить» – испортить, навредить, изуродовать, наводить сглаз. Отсюда же и уроки – это и болезни, в особенности – детские. Такому смысловому повороту и сегодня вряд ли стоит изумляться.

За годы обучения в школе число учащихся с близорукостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата возрастает в 5 раз, с психоневрологическими отклонениями – в 1,5 – 2 раза. В специальной литературе стали нормой такие связанные со школой термины, как «школьный стресс», «дидактогения», «школофобия». Сейчас до 80% детей уже «сломали» свои нормальные физиологические функции – сердце, дыхание, пищеварение – в том числе из-за бесконечных нагрузок и перегрузок, которые накапливаются и будут накапливаться дальше. У детей всё больше атрофируются чувства самостоятельности, ответственности, стремления к творчеству, размышлениям, критическому и мотивированному отношению к действительности. Впору задуматься, чего же мы, и учителя, и ученики, недополучили на тех школьных уроках, где нас должны были научить всему. А надо ли учить всему? Не проще ли заложить основы знаний для самостоятельного принятия решений в неординарных ситуациях, руководствуясь не только логикой рассудительности, но и ценностями разума. Чтобы убедиться в этом, достаточно внимательно посмотреть на структуру привычного урока: оргначало, опрос, новый материал, закрепление, оценка, выводы. Это и есть те самые обстоятельства, которые создаются учителем и превращают ученика в жертву. Противоречия между знанием учителя и незнанием ученика снимаются здесь просто: надо заставить ученика учить, т. е. все усилия направить на превращение человека в жертву обстоятельств на школу и учителя. Тем не менее, каждый школьник за годы своего ученичества посещает почти 10 000 уроков. Урок остаётся не только главной, но и единственной формой современного образования. Ему отводится не менее 98% учебного времени.

В настоящее время большинство учителей по-прежнему тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.

МИНУСЫ ТРАДИЦИОННОГО УРОКА

Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, так как большую часть урока проводит сам учитель; надоедает одно и то же, бесконечное повторение пройденного; жалко «сильных» учеников, которых с каждым годом всё меньше и меньше («низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда). Постоянное чувство неудовлетворённости из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания со стороны родителей к требованиям, предъявляемым учителем. При традиционном обучении ученикам, успешно закончившим школу, гораздо труднее найти себя в окружающей действительности. Среди них гораздо больше не состоявшихся личностей. Не случайно родилась шутка: « Кому жить хорошо: отличнику или троечнику?» Ответ всегда один – троечнику, т. к. он адаптирован к жизни, умеет приспособиться, выбрать нестандартное решение, принять на себя ответственность, рискнуть и т. д. Именно поэтому среди них гораздо меньше неустроенных, несчастных, чем, к сожалению, среди отличников, которые всегда чётко и правильно выполняли указания учителя. Значит нужно искать новые методы и подходы к уроку!

Очень многому можно научиться, если внимательно перечитать советы В.А.Сухомлинского. Почаще перечитывать его труды. Важны его слова: «Надо… пробуждать чувство гордости своими силами, а если у них (детей) встретились какие-нибудь затруднения, например в учении, подбодрить их, вселить уверенность в возможности преодоления трудностей. Проявлением уважения духовных и физических сил юношей и девушек, признанием их зрелости является, в частности, переход воспитателя в обращении к ним с «ты» на «вы». Необходимо отказаться от ежедневного сравнивания успехов одного ученика с успехами другого, ведь за этим и таится опасность разочарования неуверенности в своих силах, замкнутости, равнодушия, озлобления, т.е. таких душевных сдвигов, которые приводят к огрублению души, утрате чуткости к слову и красоте. В Павлышской школе учителя договорились: если подросток не выполнил задания потому, что не понял, не ошеломлять его сразу оценкой. Они вообще не ставили неудовлетворительных оценок. «Если вы ещё не поняли, поработайте, подумайте, выполните самостоятельно то, что нужно было выполнить вместе с классом», – такими были смысл и тон обращения. За доверие подростки платили искренностью и трудолюбием.

Вот теперь-то и мы подошли к самому главному – СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ. Каким он должен быть, чтобы учиться с увлечением и быть здоровым.

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

· Обучение через открытие

· Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.

· Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счёт обсуждения истинной точки зрения

· Развитие личности

· Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть её субъектом

· Демократичность, открытость

· Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, что чувствовал ученик при этом.

· Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.

· Урок позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию.

· Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то задача, пример, правило, закон, теорема или выведенное самостоятельно понятие

· Педагог ведёт учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

Главное, что должен обеспечить урок – это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем. Увлекаясь новыми технологиями, нельзя забывать и о здоровье детей. На это обращает наше внимание и В.А.Сухомлинский: «Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.» Пагубно влияет на качество урока – интенсификация учебного процесса. А это в настоящее время стало особенно популярным. Интенсификация идёт разными путями: увеличение количества учебных часов, реальное уменьшение количества часов при сохранении или увеличении объёма материала. При интенсификации вместе с приготовлением домашних заданий рабочий день современного школьника составляет – 9 – 10 часов в начальной, 10 – 12 в основной и 13 – 15 – в средней школе. Существенное увеличение учебной нагрузки не проходит бесследно: у детей чаще отмечается большая распространённость и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, более низкая сопротивляемость болезням и другие нарушения. Реальное уменьшение количества часов при сохранении или увеличении объёма материала приводит неизбежно к увеличению домашних заданий. Следствие – состояние усталости, утомления, переутомления. Именно ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ создаёт предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развитие нервных и других заболеваний. Приходим к выводу: нужны здоровьесберегающие технологии урока.

Что советует нам Сухомлинский?

«Ребёнок – живое существо, его мозг – тончайший, нежнейший орган, к которому надо относиться заботливо и осторожно. Источник полноценного труда не в темпе и напряжённости умственного труда, а в правильной, продуманной его организации, в осуществлении многогранного физического, интеллектуального, эстетического воспитания». Также Сухомлинский обращает наше внимание на правильное питание, на закаливание детского организма, на правильный режим дня, на то, чтобы ребёнок больше находился на воздухе (в лесу, в поле, на лужайке). В качестве главных видов занятий по физической культуре в Павлышской школе избрали гимнастику и лёгкую атлетику. Цель таких упражнений – «…воспитать чувство красоты движений, силу, гармоничность, ловкость, выносливость». В каждом виде спорта Сухомлинский видел эстетическое удовлетворение. «Забота о человеческом здоровье,- говорил Василий Александрович, – тем более о здоровье ребёнка, - это не просто комплекс санитарно – гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

Вот и подошли мы к тому, что урок надо сконструировать так, чтобы ребёнку на нём было интересно. От правильной организации урока во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно- ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучение в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. Учащимся приходится много писать, читать, а потому учитель – словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающих технологиям. Без их применения не обойтись, т. к. они, в свою очередь, «работают» на усвоение учебного материала и влияют на качество образования. Большое значение имеет организация урока.

Для примера взяла урок по литературе «Любовь как чувство, полагающее сохранить честь и достоинство в сложных жизненных ситуациях» по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Помним девиз: «Чтобы не остался никто в стороне».

УРОК - ИССЛЕДОВАНИЕ.

Сопоставить образы Гринёва и Швабрина, показать их роль в повести для раскрытия основной мысли; развивать умение самостоятельно отбирать нужный материал для раскрытия темы урока, совершенствовать навыки анализа художественного текста; воспитывать понимание сложного чувства любви.

ОБОРУДОВАНИЕ

Портрет А.С.Пушкина; тексты повести «Капитанская дочка», фрагменты из кинофильма «Капитанская дочка»

ХОД УРОКА

1. Организационный этап

2. Актуализация опорных знаний

· Назовите эпиграф к повести

· Как Пётр Гринёв следует этому завету отца? (домашнее задание)

3. Постановка целей и задач урока

О проблеме здоровья стало модным говорить везде: В СМИ, на телевидении, в учебных учреждениях. Многие действительно понимают и принимают такую ценность, но что традиционно вкладывается в это понятие - здоровье или, как принято сегодня говорить, индивидуальное здоровье человека? Его физическая и духовная сущность в чём состоит? Стоит понять, правильно ли мы в целом определяем для себя понятие «индивидуальное здоровье».

Здоровье общественное и индивидуальное. В чём отличие?

Понятие общественного здоровья достаточно широкое и включает в себя понятие о благополучии и благосостоянии общества. От того, какой показатель имеет индекс здоровья социума, зависит состояние психологического климата социума. В народе иногда можно слышать определения «больное общество», «заражённый социум», «неблагополучный климат коллектива» - эти словосочетания напрямую отражают состояние и проблемы функционирования определённого коллектива или его части, но не отдельного члена этого коллектива. Понятие индивидуального здоровья отличается конкретизацией и предметным отнесением к определённому человеку, имеет несколько составляющих, прежде всего, таких как духовное и физическое здоровье.

Без учёта всех компонентов понятие будет неполным. В связи с понятие характеризуется как позитивное состояние индивидуальной личности, находящейся в гармонии между всеми составляющими понятия индивидуальное здоровье: его физическая, духовная и социальная сущность.

Физическое благополучие, его место в комплексной системе здоровья

Эмоциональный комфорт личности напрямую зависит от физического комфорта. Под понятием физического здоровья, в узком смысле, подразумевается отсутствие заболеваний и соматических расстройств организма. В более широком смысле физическое здоровье обеспечивается двигательным тонусом, рациональным питанием, закаливанием и очищением организма, сочетанием умственного и физического труда с умением отдыхать, исключением из употребления различных психоактивных веществ.

У человека может не быть в анамнезе заболеваний, патологий систем и органов, но общий тонус организма при этом значительно снижен, сон нарушен, умственная активность непродуктивна. Это, в первую очередь, свидетельствует о том, что физическое и духовное здоровье человека находятся в дисгармонии, которая постепенно приведёт к возникновению психосоматических осложнений и впоследствии к заболеваниям уже на физическом уровне.

Факторы, влияющие на физическое здоровье личности

Считается, что состояние физического здоровья человека напрямую зависит от фактора наследственности. Генетическая предрасположенность к определённым заболеваниям приводит к конституционной ослабленности конкретных органов, что со временем и становится причиной развития патологий. Следующим, не менее важным фактором является образ жизни человека, наличие вредных привычек, уровень осведомленности о факторах, наносящих вред здоровью человека. Многие заболевания человек провоцирует у себя сам, пренебрегая правилами здорового образа жизни и поддаваясь искушениям и соблазнам. В связи с этим чётко прослеживается тесная связь между понятиями духовное и физическое здоровье.

Духовное здоровье человека

Под понятием духовной составляющей индивидуального здоровья принято понимать способность человека справляться со сложными обстоятельствами жизни, сохраняя при этом адекватную модель поведения и оптимальный эмоциональный фон. Духовное здоровье обеспечивается процессом мышления, познанием окружающего мира и правильной ориентацией в нём. Достичь совершенства духовного здоровья человек может:

  • научившись жить в гармонии с самим собой и с окружающим миром одновременно;
  • научившись прогнозировать и моделировать жизненные ситуации;
  • сформировав стиль собственного реагирования.

Духовное и физическое здоровье человека, находясь в тесной взаимосвязи, совместно влияют на показатель общего самочувствия: расстройство духовного здоровья влечёт за собой ухудшение физических показателей и наоборот.

Факторы, формирующие духовную составляющую здоровья человека

Понимать, что такое и следовать ему дано не каждому: многие, зная правила, тем не менее, предпочитают жить без правил. Поэтому первым и главным фактором, влияющим на духовное здоровье, является установка на здоровый образ жизни. Человек склонен повторять те типы поведения, которые приносят удовольствие, поэтому отказаться от некоторых пищевых привычек, вредных стереотипов бывает достаточно трудно. Естественно, что выбор в пользу здорового образа жизни требует высокого уровня понимания и заинтересованности и напрямую зависит от индивидуального образа жизни.

Не менее важным фактором при выборе стиля жизни является окружение, демонстрирующее разные модели существования и формирующее устойчивые стереотипы поведения у отдельных членов. Окружение, как известно, напрямую влияет на индивидуальное здоровье, его физическая и духовная сущность зависят от уровня мотивации к следованию правилам здорового образа жизни.

или умение жить в социуме

Под понятием понимается способность человека адаптироваться в природной и социальной средах обитания. Достигается оно умением предвидеть возникновение угрожающих и нестандартных ситуаций, оценивать их возможные последствия, принимать обоснованное решение и действовать, сообразуясь со своими возможностями. Понятие социальной адаптации включает в себя полную приспособленность человека к условиям коллектива. Физическое, социальное и духовное здоровье каждого члена общества составляет общее социальное благополучие коллектива. В здоровом социуме нестандартные ситуации возникают значительно реже и носят, как правило, природный характер.

Факторы, влияющие на социальное здоровье

Важным социальным фактором является состояние окружающей среды, в которой проживает человек. Загрязнение природных ресурсов приводит к повышению стрессового фона организма, физическим нарушениям в состоянии человека, снижению эмоционального фона. Не менее важным фактором есть также доступность качественного медицинского обслуживания, что значительно снижает риск возникновения и осложнений у людей. На этом фоне значительно повышается или понижается уровень физического благополучия, эмоционального стресса, страдает духовная составляющая здоровья. Духовное и физическое здоровье в совокупности с социальным и составляет индивидуальное здоровье личности. При этом все три составляющие являются одинаково значимыми и взаимодополняющими.

Здоровье как главная ценность

Понимание и осознание здоровья как главной ценности в современном мире дано не каждому. Чаще всего человек выводит на первый план карьеру, материальные блага, престиж в обществе, забывая о здоровье и внутренней гармонии. Лишь утратив здоровье, люди начинают понимать его ценность, однако вернуть утраченное бывает нелегко, а иногда невозможно.

Современная притча о богатом человеке повествует о том, как молодой бизнесмен скопил огромное состояние и жил только рад наживы и денег. Однажды за ним пришёл Ангел смерти и велел собираться. Бизнесмен просил дать ему немного времени, ведь он не успел главного в жизни, но Ангел был неумолим. Тогда молодой человек решил купить немного времени и предложил миллион, потом два, затем всё своё состояние за несколько дней жизни. Купить жизнь не удалось, так как деньги не имеют ценности в успешный бизнесмен отправился за Ангелом, не завершив главного в своей жизни. Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность находятся в гармонии тогда, когда человек правильно расставляет приоритеты и следует им.

Гармонично развитая личность - залог здоровья?

Учитывая то, что три составляющие индивидуального здоровья взаимодействуют и дополняют друг друга, можно утверждать, что залогом здоровья человека будет внутренняя и внешняя гармония. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность не могут быть совершенными без социального благополучия, в свою очередь, социально адаптированным не может быть человек с нарушенным физическим или духовным началом. Здоровый питание, эмоциональный комфорт, позитивный психологический настрой, правильная расстановка приоритетов - залог гармонично развитой личности, имеющей совершенное физическое, духовное, социальное здоровье. Человека такого сейчас найти трудно. Но в ваших руках стать им.

Выражение »в здоровом теле – здоровый дух» далеко не новое. Однако все ли мы его правильно понимаем и знаем ли вовсе, что оно означает? Взаимосвязь духовного и физического развития личности является основой гармоничного существования человека, поэтому нужно заботиться как о своем материальном, так и опыте тонкого плана.

Душа, эмоции, разум и тело – это части одного неразрывного целого. Если ум не функционирует должным образом, то страданию подвергается тело и наоборот. Большинство болезней или недугов напрямую влияют на физическое здоровье человека. Именно по этой причине так важно многостороннее развитие.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Страдание или рост каждой клетки организма отражается в прямом или косвенном смысле на самочувствии. Появление какой-либо мысли в нашем сознании практически сразу транслируется в материи. Основной сигнал передается через нервную систему. Здесь же происходит целый ряд химических и электрических изменений. От того, в каком состоянии находится ум, зависит множество реакций на уровне физики.

Тело – отражение души

Практически все эмоции отражаются в первую очередь на теле индивида. Легко отличить, чувствует ли человек боль, радость, наслаждение, беспокойство, печаль. В случае, когда ум не спокоен, не спокойно и тело. Мышление теряет ясность, появляется туманность, координировать свои действия и принимать решения становится сложнее. Причина – дисбаланс, так как нарушена взаимосвязь духовного и физического развития личности.

Большое богатство и наличие несметного количества материальных ресурсов – такая конечна цель, по мнению обывателей, сделает их здоровее и счастливее. Это далеко не так. Деньги при отсутствии здорового тела приносят малую долю радости. Наличие собственного дома без семьи или гостей становится бессмысленным.

Карманы и счета, полные монет, не гарантируют духовное и физическое развитие личности. Последнее находится не под властью денег.

Здоровье тела не является приятным бонусом, а, напротив – для его достижения необходимо прилагать усилия, не меньшие, чем для скопления материальных капиталов. Истинная ценность прекрасного физического состояния познается только в случае его потери, к примеру, во время болезни или депрессии. Состояние нашей души и эмоции также определяют самочувствие. Выражение »в здоровом теле – здоровый дух» появилось не случайно. Роль физической культуры ровно такая же, как и духовное развитие индивида.

Тонкий план связан с материальным миром

Отрицательные эмоции имеют отражение на иммунной функции человека. Способность адаптироваться к различным ситуациям и истощение ресурсов тела происходит по причине постоянного стресса. Функции выживания человека ослабевают, как итог, его настигает болезнь. Сохранение психического состояния и уменьшение напряжения гормонов возможно исключительно благодаря здоровому разуму. Позитивное мышление помогает в короткие сроки достигать успеха и желаемых результатов, вне зависимости от кого, как ситуация складывается.

Тонкая материя имеет прямую взаимосвязь с телом вплоть до самой смерти. По этой причине нужно проявлять свою заботу не только по отношению к своему физическому здоровью, но и »ухаживать» за душой. От того, насколько хорошо настроен человек на физическом уровне, подобно программному обеспечению, зависит функционирование его духовной составляющей. Отношение к телу определяет уровень энергии и жизненный тонус его носителя.

Духовное и физическое развитие личности базируется сразу на нескольких факторах. Во-первых, чистота и частота употребляемой пищи, поэтому следует добавлять пищу преимущественно с положительной энергетикой, к примеру, различные овощи, фрукты, крупы. Во-вторых, важно пить воду, прошедшую паровую обработку (конденсат) и соки, где кристаллы жидкости образовывались естественным путем. В-третьих, телу необходимо давать постоянную физическую нагрузку, выполнять различного рода упражнения.

Все эти пункты оказывают влияние на уровень счастья, позволяют высвобождать большое количество положительной энергии. Здоровое тело – первый этап для обретения счастливой жизни.

При выборе пищи ориентируйтесь на продукты, которые насыщены витаминами и минералами. Добавляйте в свой рацион бобовые и цельные зерна. Искусственно созданные напитки, в том числе кофеин, рекомендуется исключить из питания.

Гармония в развитии тела

Взаимосвязь духовного и физического развития личности включает в себя также регулярное выполнение полюбившихся упражнений или видов активности. К примеру, можно записаться на плавание, устраивать прогулки в ближайшем лесу для насыщения клеток организма максимальным количеством кислорода, ходить на танцы, заниматься фитнесом или спортивной ходьбой. При выборе занятия желательно следовать велению души, выбирать только то, что с вами гармонирует. Дополнительной мотивацией могут стать занятия спортом с близким человеком.

К тому же, регулярная физическая нагрузка прибавляет уверенности, повышается самооценка. Натренированное тело лучше справляется со стрессовыми ситуациями.

При постановке четких целей в выполнении упражнений происходит тренировка ума и такого качества как решительность. Концентрация усилий и дисциплина дает приятный результат – подтянутое и здоровое тело. Такие качества помогают в решении сложных жизненных задач, появляется уверенность в том, что любые вопросы можно уладить, достаточно приложить больше усилий.

Нахождение в отличной физической форме дает возможность выполнения целого ряда вещей, без затраты на мотивацию ума. Интенсивная деятельность напрямую влияет на духовное и физическое развитие, что помогает личности лучше выстраивать работу, в том числе, в умственном плане. Регулярная нагрузка на тело также стимулирует развитие и активность нейронов, что было доказано в целом ряде исследований.

Спорт как культурное явление

Физическая культура остается неразрывной частью общечеловеческой культуры. Это способ для совершенствования физической сферы индивида. Спорт и различная активность напрямую влияет на развитие человеческих задатков (одни обусловлены генетикой, другие – воспитанием, третьи – окружающей средой) и их реализацию в материальном мире. Значение физической культуры выражено в целом ряде социальных потребностей, среди которых находятся как игры со сверстниками в детстве, так и развлечения в уже зрелом возрасте, или даже проявление определенной социальной активности, через принесение пользы обществу. В развитии личности спорт и движение дает возможность при помощи физических активностей формировать нужные навыки и умения, применимые в дальнейшем в жизнедеятельности. Все это влияет на общее состояние здоровья и способность к выполнению работы.

Наличие материальных и духовных составляющих влияют на роль физической культуры в жизни человека. К первым можно отнести приспособления и сооружения для занятия спортом, и соответствующую необходимую медицинскую помощь. Ко вторым – разработанные специалистами комплексы упражнений и систему занятия для оздоровления тела, виды спорта, правила игры, информацию и искусство, связанное с физической активностью. Как результат – достижение с применением этих двух составляющих определенных целей, приобретение навыков и качеств (выносливость, целеустремленность, а как следствие – даже интеллектуальное и эстетическое развитие).

Физкультура и современники

В современном определении физкультура имеет сразу несколько значений. Среди них – воспитательное, оздоровительное, экономическое, общекультурное и социальное достижение. Спорт становится не столько методом получения здоровья в теле, сколько элементом взаимодействия людей для движения к поставленным целям.

Именно взаимосвязь духовного и физического развития личности умножает в несколько раз ценность спорта, так как в нем присутствует процесс межличностного взаимодействия людей. Человек расширяет границы своих возможностей, проявляет и ретранслирует свои эмоции. Кроме того, спортивные занятия выступают в некоторых случаях средством воспитания других и самодисциплины. Дух соревнования побуждает к развитию, возможного только при мобилизации нравственных, физических и психических качеств. Спорт – это неотъемлемая часть жизни общества, неразрывно связанная с ним.

Взаимосвязь духовного и физического развития личности: меняем настройки организма

Физическое развитие влияет на здоровье человека. Оно определяет в будущем его материальное благополучие, реализацию в выбранной сфере деятельности. Дополнительно спорт выполняет функцию реабилитации, что особенно актуально для людей с ограниченными возможностями и тяжелыми травмами на уровне физики. Упражнения и активность оздоравливает тело, восстанавливает основные функции тела. Спорт показан также при нарушении деятельности центральной нервной системы, серьезной хронической усталости и депрессии. По ряду причин может быть показана лечебная физкультура, включающая в себя просто огромный комплекс методов и средств.

Последним видом развития материального плана является фоновая физкультура. Взаимосвязь духовного и физического развития личности достигается в повседневной жизни благодаря ежедневным активностям в быту. Например, при выполнении зарядки по утрам для активации организма и придания ему бодрости, прогулке в парке или во дворе с собакой. К рекреативной физической культуре относится туризм и физкультурно-оздоровительные развлечения. Таким образом, в фоновом режиме налаживаются внутренние настройки программного обеспечения тела.

Значение культуры тела в контексте духовного развития и эволюции

Значение физической культуры в развитии личности обуславливается необходимостью противостояния постоянному стрессу, который человек испытывает в обществе. Появляется потребность в социальной гибкости и личностной устойчивости. Так гуманистическая психология подразумевает пять положений, что являются основой для раскрытия потенциала человека:

1. Индивид может быть рассмотрен исключительно как нечто целое. Не имеет смысла изучать его отдельные составляющие.
2. Раскрытие человека на все сто процентов возможно только при условии его взаимодействия с другими людьми, поскольку он постоянно приобретает межличностный опыт.
3. Разум осознает только сам себя, и ничто его не постигает.
4. Главное условие жизни – это наличие выбора. Человек, прежде всего, является творцом, каждый раз принимая решение и совершая какие-либо действия.
5. Любая людская жизнь определена конечной целью, и на протяжении своего пути он следует за ней.

Таким образом, духовное развитие и самоактуализация личности является результатом деятельности индивида, следования намеченным целям при взаимодействии с социумом. Другими словами, для движения вперед человеку необходимо участвовать в различных жизненных ситуациях, постоянно переживать опыт, делиться им с другими, быть максимально вовлеченным в процессы.

Самоактуализация: что это такое

Под следует понимать как реализацию и использование возможностей, которые человеку дает жизнь, воплощение его творческого и созидательного потенциала, так и понятие своего предназначения, истинной природы вещей, достижения синергии на тонком и телесном уровне.

Взаимосвязь духовного и физического развития личности не всегда реализуется в действительности по нескольким причинам. Одна из главных – блокировка самоактуализации , так как, к примеру, нереализованным остается целый ряд базовых потребностей. К ним относятся, к примеру, физиологические нужды человеческого тела, желание находиться в безопасности, испытывать чувство любви, принадлежность к группе социума, разные эстетические проявления. Сложность в том, что духовное и физическое развитие, происходит параллельно с течением времени и изменениями в жизни личности. На каждом из этапов биографии возникают все новые и новые потребности, зачастую привязанные к материальному миру.

Индивиды, что самоактуализируют себя, получают раскрытие полностью своего жизненного потенциала. У них нет зависти и злости, но есть чувство созидания и эмпатии. Такие люди максимально получают радость от жизни, почти всегда достигают успеха благодаря позитивному мышлению, получают чувство взаимной любви, судьба к ним также благосклонна и снисходительна. Печалит только тот факт, что таких индивидов в обществе всегда не больше нескольких процентов (классическим является определение трех процентов от общей массы). Талантливые люди с широкой душой часто ставят высокие цели, и со скоростью мысли их достигают, всегда являются примерами для других.

Здоровье – баланс духовного и материального

Духовное развитие и самоактуализация личности помогает человеку расти во всех аспектах его деятельности, постигать свою уникальность и осознавать неограниченные возможности. Такие люди понимают всю ценность веры, гуманности, сострадания, простоты, совершенства и справедливости. Все эти значения постигаются исключительно путем собственного опыта, в том числе, применения техники визуализации, проигрывания определенных жизненных ситуаций в своем сознании.

С одной стороны, основой жизни является материальный мир, с другой стороны – он не может полноценно существовать без духовной составляющей. Болезнь человека является нарушением баланса между этими двумя сосудами. Чем тяжелее недуг, тем больше расхождения в физическом и духовном здоровье.

Прекрасное ощущение себя и своего тела этой жизни основывается на двух аспектах: и осознание себя в качестве личности. Важен поиск гармонии в чувственном восприятии, умственной деятельности, разуме и интеллекте, и эго.

Взаимосвязь духовного и физического развития личности возможна только при понимании того, как работает ум и разум. Первое – это уровень сознательной деятельности, при котором мы можем вести рассуждения, размышления, заниматься различного рода вещами, требующими интеллектуальных вложений. Ум своеобразным образом управляет эмоциями и чувствами, анализирует информацию и принимает решения.

Разум представлен более высокой и сложной субстанцией, что задает программу деятельности индивида, и включает в себя способность к размышлению, различению и памяти. Подобно компьютеру, ум является вычислительной машиной, а разум – программным обеспечением.

Вывод: препятствия на пути к здоровью

Самая непостижимая и тонкая субстанция – . Это установка или программа определенной личности. Оно же помогает удерживать взаимосвязь духовного и физического развития личности. Душа выступает неким носителем сознания, которая обличена в телесную оболочку.

Основными препятствиями для движения вперед по линии жизни души человека и приобретения мирского опыта является отсутствие такой составляющей как здоровье. Эти причины принято разделять на внешние и внутренние факторы. К первым относится состояние внешней среды, в которой проживает индивид, электромагнитное излучение, плохие словесные выражения, радиация, негативные эмоции, довлеющие экономические и социальные проблемы. Ко вторым можно причислять вредные привычки, например, алкоголь и курение, неправильное употребление пищи, недостаточная физическая активность, применение лекарственных препаратов в значении, превышающем норму, отсутствие духовности и любви по отношению к природе и другим людям и так далее.

Поэтому, чтобы почувствовать в полной мере взаимосвязь духовного и физического развития личности, нужно правильно развивать два вида тела – материального и тонкого плана. Важно следить за состоянием здоровья, совершенствовать свои личностные качества и допускать исключительно позитивные мысли для программирования реальности.

Надо стремиться, чтобы

дух был здоровым в теле

здоровом .

Д. Ювенал

Нужно поддерживать крепость тела,

По определению доктора философских наук профессора Б.М. Сапунова, духовная культура - это совокупность знаний человека об окружающей действительности и о самом себе, система ценностей и убеждений, определяющая его отношение к миру, обществу к другим людям, это цели и мотивы его деятельности.

В принципе соглашаясь с этим определением, хотелось бы к целям и мотивам деятельности человека добавить потребность - главный стимул поступков и действий человека.

Одно из наиболее полных и четких определений физической культуры, дано во «Введении в теорию физической культуры» (под редакцией Л.П. Матвеева), которая является совокупностью достижений общества в создании специальных средств, методов и условий направленного развития физической дееспособности подрастающего поколения, одним из эффективных средств всестороннего, гармоничного развития личности, действенным социальным фактором продвижения каждого человека по пути физического совершенствования.

Ни духовная, ни физическая культура не могут в отдельности иметь приоритет или быть самоцелью, они - равноправные, тесно связанные между собой, средства формирования гармонично развитого человека.

Подчеркивая необходимость всестороннего духовного и физического развития молодого поколения, говорил поэт А. Безыменский, об этом так: «Юноши и девушки должны жить красиво и полнокровно как в общественной, так и в личной жизни. Борьба, работа, учеба, спорт, веселье, песня, мечта - вот области, в которых молодость должна проявить себя во весь размах».

Важно подчеркнуть, что физическая культура, как относительно самостоятельная, специфическая часть культуры личности и общества, обуславливается объективными требованиями его экономического, социально - политического и духовного развития. Она объединяет в систему разнообразные средства и методы, направленные на восстановление и совершенствование физических и тесно связанных с ними интеллектуальных сил человека, активно способствует формированию высоких моральных, эстетических и интеллектуальных качеств, развивает быстроту реакции, умение устойчиво концентрировать и переключать внимание, а также смелость, решительность, находчивость, волю и другие важные духовные качества личности.

С понятием «физическая культура» тесно связано понятие «спорт», для которого как части физической культуры характерны соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней, спортивные достижения и зрилищность.

Составные части известной триады - «духовное богатство», «моральная чистота», и «физическое совершенство» - как атрибуты гармонично развитой, общественно активной личности находятся между собой в неразрывной взаимосвязи, которая проявляется, в частности, во влиянии физической культуры на культуру духовную.

Центральная задача нравственного воспитания - формирование активной жизненной позиции, которая может проявляться и реализовываться в различных сферах человеческой деятельности: трудовой, общественно-политической, духовно-нравственной и т.д. С полным основанием можно утверждать, что активная жизненная позиция формируется и в процессе физкультурно-спортивной деятельности.

Занятия любым видом спорта требуют постоянного совершенствования и, таким образом, заставляют преодолевать трудности, вырабатывая трудолюбие, настойчивость. Они немыслимы без максимальных физических и психических напряжений, интенсивных волевых усилий, а значит, воспитывают целеустремленность, самообладание, волю. «Нельзя воспитывать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество», - писал А.С. Мокаренко. Занятия спортом в числе немногих других видов деятельности постоянно создают именно такие условия.

Необходимой нравственной основой подготовки человека к участию в общественном трудовом процессе выступают такие качества, как трудолюбие, честность, доброжелательность, чувство ответственности, самодисциплины. Занятия спортом активно помогают воспитанию и этих качеств.

Многочисленные исследования подтверждают, что физкультурно-спортивные занятия эффективно способствуют воспитанию нравственной группы, как коллективизм. Это происходит не только потому, что занятия сами по себе - ярко выраженная коллективная деятельность, но и потому, что в них реализуется потребность человека в общении с людьми, близкими по интересу к роду занятий, прием в обстановке эмоциональной приподнятости, раскованности.

В таких условиях легко формируется чувство дружбы, взаимовыручки, взаимной ответственности. Это подтверждают примеры прочной, долголетней дружбы членов многочисленных спортивных команд - и функционирующих, и давно прекративших существование.

Нельзя недооценивать роль физической культуры и в формировании дисциплины труда - этой высшей духовной ценности - через механизм воспитания собранности, коллективной ответственности, умение концентрировать внимание, приобретаемые в процессе соревнований, командных игр, занятий физическими упражнениями.

Воздействие физической культуры на культуры духовную наиболее эффективно происходит посредством такого феномена, как массовые спортивные соревнования, являющиеся, по существу, душой массового спорта, важнейшим стимулом физического совершенствования людей. Главное предназначение соревнований - вызвать положительные эмоции, принести радость общения, самосовершенствования, укрепить и сохранить здоровье, почувствовать счастье преодоление себя. Их важнейшая духовно-нравственная роль в том, чтобы воспитать в человеке честность, справедливость, уважение к соперникам, а если это командные соревнования, то чувства коллективизма, взаимопомощи, товарищества.

В нашем техникуме уделяется большая работа по формированию духовно-нравственной культуры на уроках физической культуры и внеклассных (факультативных) занятиях:

Пропаганда здорового образа жизни (примером служат сами преподаватели физической культуры, которые являются действующими спортсменами, имеющие звания и высокие спортивные достижения);

Привлечение к систематическим и самостоятельным занятиям по физической культуре (утренняя гимнастика, физкульт минутка, физкульт пауза)

Сохранение и укрепление здоровья, как основной компонент здоровьесбережения (физкультурные занятия по оздоровительной гимнастике с элементами хатха-йоги для укрепления и оздоровления позвоночника).

Результативные выступления на городских и областных соревнованиях по следующим видам:

  • волейбол
  • баскетбол
  • настольный теннис
  • футбол
  • легкая атлетика
  • легкоатлетическое троеборье
  • лыжный спорт

Высокие места на соревнованиях различного ранга, это результат высокого уровня сплоченности спортивного коллектива техникума, проявление также личностных качеств, как: ответственность, принятие решения, взаимопомощь, честность, стойкость характера, сила духа, коллективизм, уважение к соперникам.

Физическая культура не панацея от всех бед и возможности ее нельзя переоценивать. Но нельзя и недооценивать. В преодолении пагубных привычек, например, физкультурно-спортивные занятия - одно из действенных средств. Притягательность, эмоциональность, оздоровительный эффект таких занятий, приносимые ими чувство радости, возможность человеческого сближения и общения, благоприятная для этого обстановка раскованности - не просто заполнение нравственного вакуума, а естественное духовное и физическое здоровье, элемент полноценного человеческого счастья.

Таким образом, формирование физических способностей и здоровья как базы интеллектуального развития человека существенную роль играет наличие у него потребности в физическом совершенствовании, на выработку которой влияют все стороны его духовной жизни: знание, мораль, мировоззрение, эмоции, интеллект, целевые установки, мотивы и т.д. Это и есть тот самый «мостик» между культурой физической и духовной.

Литература

  1. Б.И. Загорский. Физическая культура: Практическое пособие. - М., 1999
  2. Л.П. Матвеев. Теория и методика физической культуры. - М., 2003
  3. А.В. Царик. Физкультура и спорт. - М., 1999