Эволюционная теория чарльза дарвина. В чем заключается главный вклад ч

Тест по биологии ВАРИАНТ – 1. 1. Основная заслуга Ч. Дарвина состоит в: А) формулирование биогенетического закона; В) разработка теории естественного отбора; Б) создание первой эволюционной теории; Г) создание закона естественных рядов. 2. Наиболее...

Тест по биологии ВАРИАНТ – 1. 1. Основная заслуга Ч. Дарвина состоит в: А) формулирование биогенетического закона; В) разработка теории естественного отбора; Б) создание первой эволюционной теории; Г) создание закона естественных рядов. 2. Наиболее напряжённой формой борьбы за существование Ч. Дарвин считал: А) борьбу с неблагоприятными условиями; В) межвидовую; Б) внутривидовую; Г) все перечисленные формы в равной степени. 3. Естественный отбор действует на уровне: А) отдельного организма; В) вида; Б) популяции; Г) биоценоза. 4.Гомологичными органами являются: А) лапа кошки и нога мухи; В) чешуя рептилий и перья птицы; Б) глаз человека и глаз паука; Г) крыло бабочки и крыло птицы. 5. К обезьянолюдям относят: А) кроманьонца; В) питекантропа; Б) австралопитека; Г) неандертальца. 6. Экологический фактор, выходящий за пределы выносливости, называют: А) стимулирующим; В) абиотическим; Б) лимитирующим; Г) антропогенным 7. Эукариоты: А) способны к хемосинтезу; В) не имеют многих органоидов;

Тест по биологии ВАРИАНТ – 1. 1. Основная заслуга Ч. Дарвина состоит в: А) формулирование биогенетического закона; В) разработка теории естественного отбора; Б) создание первой эволюционной теории; Г) создание закона естественных рядов. 2. Наиболее напряжённой формой борьбы за существование Ч. Дарвин считал: А) борьбу с неблагоприятными условиями; В) межвидовую; Б) внутривидовую; Г) все перечисленные формы в равной степени. 3. Естественный отбор действует на уровне: А) отдельного организма; В) вида; Б) популяции; Г) биоценоза. 4.Гомологичными органами являются: А) лапа кошки и нога мухи; В) чешуя рептилий и перья птицы; Б) глаз человека и глаз паука; Г) крыло бабочки и крыло птицы. 5. К обезьянолюдям относят: А) кроманьонца; В) питекантропа; Б) австралопитека; Г) неандертальца. 6. Экологический фактор, выходящий за пределы выносливости, называют: А) стимулирующим; В) абиотическим; Б) лимитирующим; Г) антропогенным 7. Эукариоты: А) способны к хемосинтезу; В) не имеют многих органоидов; Б) имеют ДНК кольцевой формы; Г) имеют ядро с собственной оболочкой. 8. Общим признаком растительной и животной клетки является: А) гетеротрофность; В) наличие хлоропластов; Б) наличие митохондрий; Г) наличие жёсткой клеточной стенки. 9. Биополимерами являются: А) белки; В) нуклеиновые кислоты; Б) полисахариды; Г) всё перечисленное. 10. Урацил образует комплиментарную связь с: А) аденином В) цитозином Б) тимином Г) гуанином. 11. Гликолизом называется: А) совокупность всех процессов энергетического обмена в клетке; Б) бескислородное расщепление глюкозы; В) полное расщепление глюкозы; Г) полимеризация глюкозы с образованием гликогена. 12. Очерёдность стадии митоза следующая: А) метафаза, телофаза, профаза, анафаза; В) профаза, метафаза, телофаза, анафаза; Б) профаза, метафаза, анафаза, телофаза; Г) телофаза, профаза, метафаза, анафаза; 13. Удвоение хромосом происходит в: А) интерфазе В) метафазе Б) профазе Г) телофазе 14. В анафазе митоза происходит расхождение: А) дочерних хромосом В) негомологичных хромосом Б) гомологичных хромосом Г) органоидов клетки. 15. Из перечисленных животных самая крупная яйцеклетка у: А) осетра В) ящерицы Б) лягушки Г) курицы. 16. из эктодермы образуются: А) мышцы В) скелет Б) лёгкие Г) органы чувств. 17. При Менделеевском моногибридном скрещивании доля особей хотя бы с одним рецессивным геном во втором поколении будет равна: А) 25% Б) 50% В) 75% Г) 100%

18. Сцепленными называют гены, находящиеся в: А) одной хромосоме В) половых хромосомах Б) гомологичных хромосомах Г) аутосомах. 19. Мутации проявляются фенотипически: А) всегда В) только в гомозиготном состоянии Б) только в гетерозиготном состоянии Г) никогда. 20. Полиплоидия заключается в: А) изменении числа отдельных хромосом В) изменении структуры хромосом Б) кратном изменении гаплоидного числа хромосом; Г) изменении структуры отдельных генов. ОТВЕТ: 1 – В, 2 – Б, 3 – Б, 4 – В, 5 – В, 6 – Б, 7 – Г, 8 – Б, 9 – Г, 10 – А, 11 – Б, 12 – Б, 13 – А, 14 – А, 15 – Г, 16 – Г, 17 – В, 18 – А, 19 – В, 20 – Б. ВАРИАНТ – 2 1. По Ч. Дарвину, движущими силами эволюции являются: А) борьба за существование; В) естественный отбор; Б) наследственная изменчивость; Г) все перечисленные. 2. Ведущую роль в эволюции играет следующий вид изменчивости: А) определённая; В) групповая; Б) модификационная; Г) мутационная. 3. Движущая форма отбора обычно приводит к: А) уничтожению особей с отклонениями В) расширению прежней нормы реакции; от прежней нормы реакции; Б) сужению прежней нормы реакции; Г) сдвигу прежней нормы реакции. 4. Аналогичными органами являются: А) жабры рака и жабры рыбы; В) листья берёзы и иголки кактуса; Б) лапа собаки и крыло птицы; Г) все перечисленные пары. 5. В эпоху оледенения жили: А) кроманьонцы; В) синантропы; Б) неандертальцы; Г) все перечисленные. 6. Продуктивностью экосистемы называется: А) её суммарная биомасса; В) суммарная биомасса продуцентов; Б) прирост этой биомассы за единицу времени; Г) суммарная биомасса консументов. 7.В клетках прокариот имеются: А) ядра; В) митохондрии; Б) рибосомы; Г) все перечисленные органоиды. 8. Лейкопласты – это органоиды клетки, в которых: А) осуществляется синтез белка; В) находятся пигменты красного и жёлтого цвета; Б) осуществляется процесс фотосинтеза; Г) накапливается крахмал. 9. Нуклеотиды в нити молекулы ДНК соединяются следующей связью: А) ковалентной; В) пептидной; Б) водородной; Г) дисульфидными мостиками. 10. Транскрипция – это: А) синтез молекулы и-РНК В) доставка аминокислот к рибосомам по матрице одной из цепей ДНК; во время синтеза белка; Б) перенос информации с и-РНК на белок Г) процесс сборки белковой молекулы. во время его синтеза; 11. Синтез АТФ в клетке происходит в процессе: А) гликолиза; В) клеточного дыхания; Б) фотосинтеза; Г) всех перечисленных. 12.Самой продолжительной фазой митоза является:

А) профаза; В) анафаза; Б) метафаза; Г) телофаза. 13.Редукция числа хромосом происходит во время: А) анафазы митоза; В) II деления мейоза; Б) I деления мейоза; Г) во всех перечисленных случаях. 14. Биологическое значение мейоза заключается в обеспечении: А) генетической стабильности; В) генетической изменчивости; Б) регенерации тканей и увеличения Г) бесполого размножения. числа клеток в организме; 15. Нервная система образуется из: А) эктодермы; В) мезодермы; Б) энтодермы; Г) нет верного ответа. 16. Из мезодермы образуются: А) лёгкие; В) кровеносная система; Б) нервная система; Г) органы чувств. 17. Сколько типов гамет образуют дигетерозиготные особи: А) один; В) четыре; Б) два; Г) нет верного ответа. 18. К мутационной изменчивости относятся: А) изменения в хромосомах; В) изменения, передающиеся по наследству; Б) изменения в генах; Г) все перечисленные. 19. Основным источником комбинативной изменчивости является: А) перекрест хромосом В) независимое расхождение хроматид В профазе I деления мейоза; в анафазе II деления мейоза; Б) независимое расхождение Г) все перечисленные процессы в равной степени. гомологичных хромосом в анафазе I деления мейоза; 20. Межлинейная гибридизация культурных растений приводит к: А) сохранению прежней продуктивности; В) повышению продуктивности; Б) выщеплению новых признаков; Г) закреплению признаков. ОТВЕТ: 1 – Г, 2 – Г, 3 – Г, 4 – А, 5 – Б, 6 – Б, 7 – Б, 8 – Г, 9 – А, 10 – А, 11 – Г, 12 – А, 13 – Б, 14 – В, 15 – А, 16 – В, 17 – В, 18 – Г, 19 – Г, 20 – В.

Сообщение о , английском ученом и натуралисте, Вы прочтете в этой статье.

Чарльз Дарвин вклад в науку

Он создал эволюционную теорию, обосновав ее научно. Учение Чарльза Дарвина о естественном отборе изложено в его главном труде «Происхождение видов путем естественного отбора» 1859 года издания.

Чарльз Дарвин вклад в биологию

Английский ученый считал, что борьба за существование и наследственная изменчивость являются движущими силами эволюции. Борьба обуславливает естественный отбор, в ходе которого выживают только самые приспособленные особи определенного вида. В процессе размножения их наследственные изменения суммируются и накапливаются. Сегодня учение Дарвина называется «дарвинизм» или «эволюционное учение». Но давайте рассмотрим более подробно, как естествоиспытатель Чарльз Дарвин пришел к открытию своей теории.

Прежде всего, он изучил достижения предшественников и совершил несколько поездок в Южную Америку с целью изучения геологических отложений скелетов гигантских неполнозубых животных. Также ученый исследовал на Галапагосских островах предков юрков, которые перелетели сюда с материка и приспособились к новым для них источникам питания: нектару, твердым семенам и насекомым. Чарльз Дарвин задумался о том, что видовые изменения животных обусловлены их приспособлением к новым условиям жизни. Вернувшись домой, он поставил перед собой задачу – решить вопрос происхождения видов. В 1859 году он в книге «Происхождение видов путем естественного отбора» обобщил собранный эмпирический материал по биологии и селекционной практики, опираясь на наблюдения, сделанные во время путешествий. Потом были еще две книги с фактическими материалами: «Изменение домашних животных и культурных растений» (1868 год), «Происхождение человека и половой отбор» (1871 год). Выдвинутая им теория естественного отбора, когда в мире выживают более сильные и приспособленные виды, сделали его авторитетным ученым в мире науки.

Основу теории Дарвина составляет свойство наследственности: способность организма повторять тип обмена веществ своих предшественников в индивидуальном развитии. Это обеспечивает постоянство и многообразие форм жизни. Дарвин даже придумал так именуемый девиз для своей теории – «борьба за существование». Это понятие используется ученым для описания взаимодействия между организмами и абиотическими условиями. Данные условия приводят к тому, что выживают только самые приспособленные особи, а менее приспособленные погибают.

Достижения Чарльза Дарвина

Кроме теории эволюции он увлекался изучением психологии. В 1872 и 1877 годах он издал работы «О выражении ощущений у животных и человека», «Инстинкт», «Биографический очерк одного ребенка». Ученый был первым, кто использовал в психологии объективный метод изучения как форму наблюдения, а не эксперимента. Английский натуралист также впервые исследовал психическое явление выражение эмоций через принцип объективного анализа.

Английский ученый Чарлз Дарвин внес неоценимый вклад в биологическую науку, сумев создать теорию развития животного мира, основанную на определяющей роли естественного отбора как движущей силы эволюционного процесса. Фундаментом для создания теории эволюции Ч. Дарвину послужили наблюдения во время кругосветного путешествия на корабле «Бигл». Разработку эволюционной теории Дарвин начал в 1837 году, и лишь двадцатью годами позже на заседании линнеевского общества в Лондоне Дарвин прочитал доклад, который содержал основные положения теории естественного отбора. На том же заседании был прочитан доклад А. Уоллеса, высказавшего взгляды, совпадавшие с дарвиновскими. Оба доклада были опубликованы вместе в журнале линнеевского общества, но Уоллес признал, что Дарвин разработал теорию эволюции раньше, глубже и полнее. Именно поэтому свой основной труд, вышедший в 1889 году, Уоллес, подчеркивая приоритет Дарвина, назвал «Дарвинизмом».

В работах «О выражении ощущений у животных и человека» (1872), а также «Инстинкт» и «Биографический очерк одного ребенка» (1877) Дарвин впервые использовал объективный метод изучения психики, хотя и реализованный в форме наблюдения, а не эксперимента.

На большом фактическом материале Дарвин тщательно проанализировал репертуар выразительных движений у человека и животных, главным образом приматов. Обобщая результаты этого сравнения, Дарвин пришел к выводу, что проявления ощущений у животных и человека имеют много черт сходства: напр., некоторые формы выражения эмоций человека, такие как вздыбливание волос под влиянием крайнего испуга или оскаливание зубов во время приступа ярости, едва ли можно понять, если не предположить, что некогда человек существовал в более примитивном и звероподобном состоянии. «Общность некоторых способов выражения эмоций у различных, но близких видов, как, например, движение одних и тех же мышц во время смеха у человека и различных обезьян, представляется более осмысленным, если предположить, что они происходят от одного предка» (Дарвин, 1953). На этом основании он пришел к выводу об общности происхождения обезьян и человека, т.е. их родстве и преемственности. 1

Дарвин впервые применил принцип объективного анализа к таким психическим явлениям (выражение эмоций), которые до того момента считались наиболее субъективными.

Собранные Дарвиным многочисленные сведения о поведении животных в естественных условиях и в неволе позволили ему четко выделить три основные категории поведения — инстинкт, способность к обучению и «способность к рассуждению». Он определял инстинкты как акты, которые выполняются одинаково многими особями одного вида, без понимания цели, с которой эти действия производятся. Вместе с тем Дарвин полагал, что зачатки разума («способность к рассуждению» — reasoning) так же присущи многим животным, как инстинкты и способность к формированию ассоциаций (т.е. к обучению). Разницу между психикой человека и высших животных, как бы она ни была велика, он определял как разницу «в степени, а не в качестве». 2

Представление Ч. Дарвина о том, что психическая деятельность человека — лишь один из результатов единого процесса эволюционного развития, стимулировало применение сравнительного метода в психологии, в частности сбор данных о чертах сходства психики животных и человека.

Таким образом, вклад Ч. Дарвина в проблему мышления животных состоит в следующем:

впервые было введено представление о трех составляющих поведения и психики животных (инстинкт, обучение, рассудочная деятельность);

учение Ч. Дарвина способствовало применению сравнительного и эволюционного подхода в психологии.

Следующий этап в изучении поведения животных, и в частности наиболее сложных форм их психики, был связан с введением объективных методов исследования в противовес господствовавшему в психологии человека методу интроспекции — описанию психики на основе самонаблюдения. Появляется целый комплекс близких, но самостоятельных дисциплин — зоопсихология, экспериментальная и сравнительная психология, физиология высшей нервной деятельности; особое положение в этом списке занимает бихевиоризм. Сравнительная психология сопоставляет различные ступени психического развития животных разного уровня организации. Такие исследования позволяют пролить свет на возрастание сложности психики животных в эволюционном ряду. 1

11 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТЕОРИИ КРЕАЦИОНИЗМА

Теория эволюции одна из самых больших загадок всех времен. Наблюдаемая в природе иерархия живых форм издавна приводила человека к идее «лестницы существ» и в дальнейшем позволила усмотреть явление эволюции.

Вместе с теорией эволюционизма развивалась и теория креационизма – учения о божественном творении мира в целом, небесных тел, Земли и форм жизни на ней из «ничто». В «научном» креационизме можно выделить особо активное направление, настаивающее на абсолютной истинности буквального толкования Библии. Оно детально сформулировано Г. Моррисом (1995), основавшим в 1972 г. Институт креационных исследований в Сан-Диего (США, Калифорния).

Креациони́зм (от лат. creatio, род. п. creationis - творение) - теологическая и мировоззренческая концепция , в рамках которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля , а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом .

Эволюционизм придерживается униформистского взгляда, согласно которому все процессы развития происходили и происходят постепенно и равномерно. Процессы, происходящие сегодня, ничем не отличаются от имевших место в прошлом.

Напротив, сторонники теории творения осмысляют прошлое Земли в понятиях катастрофизма, предполагающего, что Земля пережила, по крайней мере, один всемирный катаклизм. Этой глобальной катастрофой стал потоп, резко изменивший характер многих естественных процессов на планете. Униформизм же полностью исключает фактор катастроф в развитии истории Земли.

Главным доводом креационистов остается их ссылка на то, что теорию творения нельзя назвать богословской наукой, так как она опирается исключительно на данные естественных наук. Труды ученых-креационистов отвечают абсолютно всем требованиям научности. При этом они убеждены, что теория творения не только соответствует накопленным научным данным, но и объясняет их гораздо лучше, чем теория эволюции.

Вместе с тем, обе теории не могут экспериментально доказать свои исходные постулаты. Креационисты не имеют возможности в лабораторных условиях воспроизвести акт творения, ибо это под силу только Богу. С другой стороны, эволюция протекает так медленно, что совершенно не поддается фиксации в короткие промежутки времени. Последователей этих двух теорий сближает вера. Креационисты верят в изначальный акт творения, эволюционисты – в постепенное развитие всего живого. Проведем сравнительное сопоставление этих двух моделей.

В настоящее время креационизм представляет собой широкий спектр концепций, которые включают сугубо богословски е и философские концепции и до концепций, претендующих на научность . Тем не менее, общим для указанной совокупности концепций является то, что они отвергаются большинством современных учёных как ненаучные как минимум по критерию философа К. Поппера : выводы из посылок креационизма не имеют предсказательной силы, так как не могут быть проверены экспериментом .

Рассматривая основные направления теории креационизма можно сказать следующее. В христианском креационизме существует множество различных течений, расходящихся в интерпретации естественнонаучных данных. По степени расхождения с общепринятыми в науке воззрениями на прошлое Земли и Вселенной среди них различают:

– буквалистский (младоземельный) креационизм (Young-Earth Creationism) настаивает на буквальном следовании Книге Бытия
Ветхого Завета , то есть что мир был создан в точности так, как это описано в Библии - за 6 дней и около 6000 (как утверждают некоторые протестанты , основываясь на Масоретском тексте
Ветхого Завета) или 7500 (как утверждают некоторые православные , основываясь на Септуагинте) лет назад.

– метафорический (староземельный) креационизм: в нём «6 дней творения» - универсальная метафора, адаптированная к уровню восприятия людей с различным уровнем знаний; в действительности же одному «дню творения» соответствуют миллионы или миллиарды реальных лет (слово день (евр.»йом») не означает только сутки, а часто указывает на неопределённый отрезок времени ( Пс. ; 2Петр. ). Среди метафорических креационистов в настоящее время наиболее часто встречаются:

– креационизм постепенного творения (Progressive creationism): согласно этой концепции, Бог непрерывно направляет процесс изменения биологических видов и их появления. Представители данного направления принимают геологические и астрофизические данные и датировки, однако полностью отвергают теорию эволюции и видообразование путём естественного отбора ;

– теистический эволюционизм (эволюционный креационизм) признаёт теорию эволюции, однако утверждает, что эволюция является орудием Бога-Творца в осуществлении его замысла. Теистический эволюционизм принимает все или почти все идеи, общепринятые в науке, ограничивая чудесное вмешательство Творца такими не изучаемыми наукой актами, как сотворение Богом бессмертной души у человека (папа
Пий XII), или трактуя случайность в природе как проявления божественного промысла (современный российский палеонтолог А. В. Гоманьков). С точки зрения теологии разные концепции теистического эволюционизма варьируют от общего для авраамических
религий
теизма (диакон
Русской Православной Церкви
Андрей Кураев ) до пантеизма , деизма и взглядов Тейяра де Шардена . Из-за того, что в дискуссиях на тему «эволюция или творение?» теистические эволюционисты чаще всего поддерживают «эволюционистскую» точку зрения, многие креационисты, не приемлющие эволюции, не считают их позицию креационизмом вообще (наиболее радикальные из буквалистов даже отказывают теистическим эволюционистам в праве называться христианами

Многие представители ортодоксального иудаизма отрицают теорию эволюции , настаивая на буквальном прочтении Торы , однако представители современного ортодоксального течения иудаизма - религиозные модернисты и религиозные сионисты склонны интерпретировать некоторые части Торы аллегорически и готовы частично принять теорию эволюции в том или ином виде. Представители же консервативного и реформированного
иудаизма принимают основные постулаты теории эволюции в полной мере.

Таким образом, взгляды представителей классического ортодоксального иудаизма близки к фундаменталистскому креационизму, взгляды же современного ортодоксального, а также консервативного и реформированного иудаизма - теистическому эволюционизму.

Поскольку в Коране , в отличие от Книги Бытия , отсутствует подробное описание сотворения мира, буквалистский креационизм в мусульманском мире значительно менее распространён, чем в христианском. Ислам считает (в соответствии с текстом Корана), что люди и джинны созданы Богом. Современные взгляды многих суннитов на теорию эволюции близки к эволюционному креационизму.

Среди неавраамических религий заслуживает внимания креационизм в индуизме . Поскольку индуизм предполагает весьма древний возраст мира (см. калпа), в индуистском буквалистском креационизме, в противоположность авраамическому, утверждается не молодость Земли, а древность (миллиарды лет) человечества. При этом, как и у фундаменталистов авраамических религий, биологическая эволюция отрицается, и утверждается, в числе прочего, одновременность существования людей и динозавров .

Помимо разработки сугубо богословских идей, в креационизме предпринимается ряд попыток обосновать сотворенность мира, оставаясь в рамках методологии естествознания XVIII - начала XIX веков с некоторыми оговорками: в отличие от натурфилософии прошлого, как правило, признаётся изменяемость видов растений, животных и бактерий, а также принимается постулат об изменяемости законов природы. Среди приверженцев такого подхода есть сторонники как буквального, так и метафорического креационизма.

Теория разумного замысла (англ. Intelligent Design) утверждает, что сложность и целесообразность строения живых существ и экосистем объясняется сознательным замыслом творца или некоего «агента» лучше, чем ненаправленным процессом мутаций и естественного отбора . Представители теории сознательного замысла дистанцируются от религии , делая акцент на телеологических и телеономических аспектах концепции, однако само понятие замысла подразумевает наличие субъекта замысла, то есть Творца.

Если классический религиозный фундаментализм XIX - первой половины XX века попросту отвергал данные естественных наук, то с конца XX века сторонниками теории разумного замысла предпринимаются попытки подчинения науки нуждам апологетики , причём характерной особенностью является argumentum ad ignorantiam : «если наука не имеет в настоящий момент детального объяснения какого-либо факта или явления, в то время как религия имеет такое объяснение, следовательно, этот факт или явление должен интерпретироваться с религиозных позиций».

Один из аргументов сторонников идей теории «разумного замысла» («аргумент точной настройки», англ. a fine-tuning argument) основывается на известной чувствительности Вселенной и жизни к малым изменениям мировых физических констант (Антропный принцип). Область допустимых значений констант оказывается очень узкой, и из малой вероятности «тонкой настройки» Вселенной делается вывод о её искусственности и о наличии Разумного Творца.

Исторически первой неколичественной эволюционной «безнастроечной» формулировкой антропного принципа явилось высказывание космолога А. Л. Зельманова

Количественным подходом «от противного» является аргумент Икеды - Джеффериса : введение «дружественности настроек» (слабый антропный принцип) повышает вероятность естественности возникновения Вселенной. Тем не менее, этот аргумент может быть использован и в защиту идей разумного замысла, многие сторонники которых подчёркивают, что несмотря на то, что многочисленные свойства мира - от определяющих физику фундаментальных взаимодействий до размеров и состава Солнца, Земли, а также радиуса земной орбиты - благоприятны для поддержания жизни на Земле, некоторые законы природы (в частности, необходимость возникновения достаточно больших макромолекул или спонтанное нарушение хиральной чистоты биологически активных молекул) являются как раз «неблагоприятными» для возникновения живой материи из неживой (во всяком случае, детальные модели этого процесса в современной биологии не разработаны).

Последователями идей теории «разумного замысла» предложено несколько критериев «искусственности» объекта, основанных на понятиях теории систем и теории информации («неупрощаемая сложность» М. Бихи, «специфическая сложность» В. Дембски ).

Профессор Бостонского университета М. Шерман предлагает гипотезу об искусственном появлении «универсального генома» в Кембрии для объяснения причин так называемого кембрийского взрыва в эволюции многоклеточных. Причём он настаивает на научной проверяемости своей гипотезы.

«Наука о сотворении» или «научный креационизм » (англ. Creation Science) - течение в креационизме, сторонники которого утверждают, что можно получить научные подтверждения библейского акта творения и, шире, библейской истории (в частности, Всемирного потопа), оставаясь в рамках научной методологии .

Хотя в работах сторонников науки о творении часто встречается апелляция к проблемам сложности биологических систем, что сближает их концепцию с креационизмом сознательного замысла, сторонники «научного креационизма» как правило, идут дальше и настаивают на необходимости буквального прочтения Книги Бытия , обосновывая свою позицию как богословскими, так и научными аргументами.

Для работ «научных креационистов» типичны следующие положения:

– противопоставление «операционной науки» о явлениях природы в настоящем времени, гипотезы которой доступны экспериментальной проверке, «исторической науке» о событиях, произошедших в прошлом. Из-за недоступности непосредственной проверки, по мнению креационистов, историческая наука обречена опираться на априорные постулаты «религиозного» характера, и выводы исторической науки могут быть истинными или ложными в зависимости от истинности или ложности априорно принятой религии;

– «первоначально сотворённый род», или «барамин ». Креационисты прошлых веков, подобно К. Линнею , описывая различные виды животных и растений, предполагали, что виды неизменны, и число ныне существующих видов равно числу первоначально созданных Богом (за вычетом видов, вымерших уже на исторической памяти человечества, например, дронтов). Однако накопление данных о видообразовании в природе заставило противников теории эволюции выдвинуть гипотезу, согласно которой представители каждого «барамина» были сотворены с набором определенных характеристик и потенциалом к ограниченному ряду изменений. Вид (репродуктивно изолированное сообщество, как его понимают популяционные
генетики , или статическая фаза эволюционного процесса, как его понимают палеонтологи) не синонимичен «барамину» креационистов. По утверждению противников теории эволюции, одни «барамины» включают в себя много видов, а также таксоны более высокого порядка, в то время как другие (например, человеческий, на чём креационисты настаивают по теологическим, телеологическим и некоторым естественнонаучным причинам), могут включать лишь один вид. После сотворения представители каждого «барамина» скрещивались между собой либо без ограничений, либо в подбараминах - видах. В качестве критерия принадлежности двух разных видов к одному «барамину» у креационистов обычно выдвигается способность производить потомство (пусть даже и неплодовитое) при межвидовой гибридизации . Поскольку известны примеры такой гибридизации между видами млекопитающих , традиционно классифицируемыми как принадлежащие к разным родам , то среди креационистов бытует мнение, что у млекопитающих «барамин» примерно соответствует семейству (единственное исключение - человек, который составляет отдельный «барамин»);

– «потопная геология», декларирующая одномоментное отложение большей части осадочных пород
земной коры с захоронением и быстрой фоссилизацией останков вследствие всемирного потопа во времена Ноя и на этом основании отрицающее стратиграфическую
геохронологическую шкалу . По мнению сторонников потопной геологии, в палеонтологической летописи представители всех таксонов появляются «полностью сформированными», что опровергает эволюцию. Более того, залегание окаменелостей в стратиграфических слоях отражает не последовательность сменявших друг друга на протяжении многих миллионов лет флор и фаун , а последовательность экосистем , привязанных к разным географических глубинам и высотам - от

На сегодняшний день отношение к теориям Дарвина в обществе нельзя назвать однозначным. Одни считают ее научной истиной, другие противопоставляют религиозному мировоззрению. Чарльз Дарвин - выдающийся английский натуралист, который одним из первых пришел к важному для биологии выводу, что все типы живых организмов эволюционируют от общих предков. В своей теории, которая была описана им в книге «Происхождение видов», главным механизмом эволюции он назвал естественный отбор. По сей день его взгляды не потеряли своей актуальности, а многие из идей лежат в основе биологической науки. Вклад этого исследователя в биологию сложно переоценить.

Основа биологического знания

Главный вклад Дарвина в биологию заключается в создании эволюционной теории, являющейся основанием всей современной биологии. Один из основателей так называемой синтетической теории эволюции, Ф. Г. Добржанский, считает, что «ничто в биологии не может иметь смысла, кроме как в свете эволюционной теории». В любом школьном учебнике описывается, что земноводные произошли от рыб, а рептилии, в свою очередь - от земноводных. Можно сказать, что, до того как была создана теория эволюции (основной вклад Ч. Дарвина в биологию), этой науки как таковой и не существовало. Для того чтобы изучать данную дисциплину, нужно было получать медицинское или же богословское образование.

Как и в любой другой отрасли научного знания, в теории эволюции намного больше вопросов, нежели ответов. Вопрос о том, какой вклад в биологию внес Чарльз Дарвин, актуален и в свете современных исследований. Порядка 80 лет назад на основе данной концепции была создана так называемая синтетическая теория эволюции. Однако даже она сейчас считается устаревшей. Биологи говорят о третьем пересмотре эволюционной концепции и создании ее нового варианта, в котором были бы объединены знания из области генетики, палеонтологии, зоопсихологии, эмбриологии и других дисциплин.

Образование видов

Вклад Дарвина в биологию состоит и в том, что он сумел частично ответить на непростой вопрос о том, как образуются новые виды. Однако сам ученый признавался, что данная проблема далека от своего окончательного решения.

Основное свойство каждого биологического вида заключается в том, что он не может скрещиваться с другими видами - именно так он получает возможность функционировать в качестве автономной биологической единицы. Это свойство носит название репродуктивной изоляции. Оно реализуется при помощи нескольких механизмов.

Как образуются новые виды

В первую очередь, это разница в местообитаниях. Также это разница брачной окраски, несходство брачных ритуалов, отсутствие жизнеспособности у межвидовых гибридов. На начальных стадиях процесса видообразования ареал вида животных, являющийся предковым, разделяется на несколько изолированных друг от друга популяций. В этих отделенных друг от друга группах и накапливаются межвидовые различия. По прошествии некоторого времени эти популяции могут еще раз вступить между собой в контакт. Если при этом возникнет гибридизация, то это потомство должно быть менее приспособленным, чем родительские формы. Через какое-то время гибридизация останавливается, и процесс видообразования считается завершенным. Так предсказывает разработанная Чарльзом Дарвином теория эволюции.

Половой отбор

Вклад Дарвина в биологию состоит и в том, что именно он выдвинул оригинальную для своего времени идею о половом отборе в природе. В настоящий момент накоплено огромное количество доказательств в пользу этой теории. Дарвин понял, что у животных есть немало характеристик, которые не могут быть объяснены лишь адаптацией к условиям окружающей среды.

К примеру, роскошные перья у некоторых типов птиц (к примеру, у павлина) не могут быть названы адаптивными. Кроме того, такое оперение делает птицу еще более уязвимой для хищных животных. Также оно требует поступления в организм дополнительных питательных веществ с целью поддержания формы и окраски оперения. Ученый пришел к выводу, что эволюция, скорее, является проблемой размножения, нежели вопросом выживания видов. Любые признаки, которые передаются по наследству, и являются преимуществом в процессе спаривания, имеют тенденцию к распространению в популяции животных.

Типы полового отбора

Вклад Чарльза Дарвина в биологию состоит и в том, что, помимо выдвижения теории о половом отборе, он смог ее конкретизировать, выделив два типа этого механизма эволюции. Первый тип, иначе называемый соперничеством «самец-самец», - это состязание особей мужского пола за внимание самок. Такой тип соперничества помогает самцам развивать наиболее адаптивные признаки: например, большие рога, крепкие копыта. Вторая форма - это выбор самкой партнера для спаривания. В таком случае те черты, которые самки предпочитают в самцах, получают наибольшее распространение в популяции.

Рассматривая вклад Чарльза Дарвина в биологию, нельзя не упомянуть его слова о том, что предпочтения самок можно сравнить с действиями по выведению новых пород животных у людей. Ученый говорил: «У каждого животного есть определенные черты, индивидуальные отличия. Точно так же, как человек может выводить понравившийся вид домашних птиц, так и предпочтения самок во внешности самцов практически однозначно приведут к изменению и модификации признаков в популяции. Эти изменения могут достигать с течением времени любых масштабов, которые будут совместимы с жизнью вида».

Как другие ученые приняли концепцию Дарвина

Однако вклад Дарвина в развитие биологии не был по достоинству оценен учеными того времени. Например, теорию полового отбора принял биолог и статистик Р. И. Фишер с несколькими коллегами. Причиной того, что многие идеи не были восприняты обществом того времени, были патриархальные нравы. Ведь Дарвин жил в викторианскую эпоху, и его теория полового выбора практически не принималась во внимание, так как наделяла самок большой ролью в процессе эволюции. Сравнительно до недавнего времени данная теория не принималась учеными.

Дополнения Фишера

Фишер дополнил концепцию Дарвина несколькими концепциями о неконтролируемом половом отборе. Ученый назвал этим термином такой тип селекции, при котором формируется положительная обратная связь между выбором самок определенных черт в самцах, что и приводит к распространению этих черт. Например, павлиний хвост может эволюционировать и дальше до тех пор, пока не затруднит выживание этого вида. Ученый Захави выдвинул концепцию о том, что самки предпочитают крайне выраженные особенности, поскольку только здоровый организм может поддерживать такие признаки (лишь у полноценного павлина хвост может постоянно поддерживаться в таком состоянии).

Вклад Дарвина в биологию, кратко описанный в статье, очень велик. С самого детства Дарвин любил биологию, проявлял интерес к окружающему миру. Именно поэтому им и было сделано столько значимых достижений. Без Дарвина невозможно представить современную науку о природе. Кратко вклад Дарвина в биологию можно описать следующими тезисами:

  • Стал первым ученым, сумевшим объяснить теорию эволюции видов.
  • Открытия Дарвина стали основанием для современной синтетической эволюционной концепции.
  • Дарвин сделал весомый вклад в развитие генетики, так как доказал возможность изменения видовых признаков при помощи искусственного вмешательства.

Вклад в биологию Чарльза Дарвина кратко описать очень сложно, поскольку на его открытиях базируется вся эта дисциплина. Эволюционная теория - это практически неисчерпаемая область знаний. Множество вопросов ждут ученых нового поколения, которые на основании открытий Дарвина смогут выдвинуть новые теории и заполнить пробелы в концепциях современности.

Вклад Дарвина в развитие биологии стал возможным благодаря его умению выявлять важнейшие факты и явления, которые находятся в тесной связи с самыми главными вопросами в области естествознания. В те времена вопрос о происхождении видов еще не был поставлен перед учеными в ясной форме, однако Дарвин уже тогда обратил внимание на те феномены, которые содержали в себе ключ к решению этого непростого вопроса.

Профессиональный выбор Дарвина

Многие, кто интересуется тем, какой вклад в биологию внес Дарвин, бывают удивлены его биографическими данными. Ведь в 1831 году молодой Чарльз окончил университет с удовлетворительными оценками, как и многие другие из его товарищей. Сделать окончательный выбор в пользу биологических исследований ему помог профессор ботаники Дж. Хенслоу. Именно он вовремя обратил внимание на неординарные способности молодого Дарвина.

Путешествие

В 1831 году исследователь начал свое знаменитое путешествие на корабле под названием «Бигль», без которого вклад Чарльза Дарвина в развитие биологии вряд ли смог бы осуществиться. Плавание длилось 5 лет. За это время ученый посетил множество мест: Чили, Перу, Бразилию, а также Галапагосские острова. На каждом из них существует своя замкнутая фауна. И с самого начала своего исследования Дарвин серьезно заинтересовался теми способами, при помощи которых происходило переселение животных и растений. Немалый интерес вызвали у ученого и переходные формы между видами, которые у других исследователей вызывали только досаду, так как не вписывались в существующие тогда теории.

После путешествия

Вклад Дарвина в биологию не был по достоинству оценен учеными того времени, однако большую популярность среди простого населения получил его дневник путешествий. Он был написан очень простым языком. Хотя Чарльза Дарвина нельзя было назвать блестящим литератором, но любовь к окружающему миру и наблюдательность искупали несовершенства изложения.

Когда Дарвин вернулся из экспедиции, ему было 27 лет. И вопрос о его дальнейшей карьере разрешился словно сам собой, без каких-либо трудностей. Дарвин не считал себя кем-то, кто способен «двигать научное знание вперед». Просто на руках у него было огромное количество материала, а сам он уже составлял планы дальнейших исследований. Ученый так и сделал и следующие два десятка лет провел, обрабатывая те материалы, что были у него на руках.

ВАРИАНТ – 1.

1. Основная заслуга Ч. Дарвина состоит в:

А) формулирование биогенетического закона; В) разработка теории естественного отбора;

Б) создание первой эволюционной теории; Г) создание закона естественных рядов.

2. Наиболее напряжённой формой борьбы за существование Ч. Дарвин считал:

А) борьбу с неблагоприятными условиями; В) межвидовую;

Б) внутривидовую; Г) все перечисленные формы в равной степени.

3. Естественный отбор действует на уровне:

А) отдельного организма; В) вида;

Б) популяции; Г) биоценоза.

4.Гомологичными органами являются:

А) лапа кошки и нога мухи; В) чешуя рептилий и перья птицы;

Б) глаз человека и глаз паука; Г) крыло бабочки и крыло птицы.

5. К обезьянолюдям относят:

А) кроманьонца; В) питекантропа;

Б) австралопитека; Г) неандертальца.

6. Экологический фактор, выходящий за пределы выносливости, называют:

А) стимулирующим; В) абиотическим;

Б) лимитирующим; Г) антропогенным

7. Эукариоты:

А) способны к хемосинтезу; В) не имеют многих органоидов;

Б) имеют ДНК кольцевой формы; Г) имеют ядро с собственной оболочкой.

8. Общим признаком растительной и животной клетки является:

А) гетеротрофность; В) наличие хлоропластов;

Б) наличие митохондрий; Г) наличие жёсткой клеточной стенки.

9. Биополимерами являются:

А) белки; В) нуклеиновые кислоты;

Б) полисахариды; Г) всё перечисленное.

10. Урацил образует комплиментарную связь с:

А) аденином В) цитозином

Б) тимином Г) гуанином.

11. Гликолизом называется:

А) совокупность всех процессов энергетического обмена в клетке;

Б) бескислородное расщепление глюкозы;

В) полное расщепление глюкозы; Г) полимеризация глюкозы с образованием гликогена.

12. Очерёдность стадии митоза следующая:

А) метафаза, телофаза, профаза, анафаза; В) профаза, метафаза, телофаза, анафаза;

Б) профаза, метафаза, анафаза, телофаза; Г) телофаза, профаза, метафаза, анафаза;

13. Удвоение хромосом происходит в:

А) интерфазе В) метафазе

Б) профазе Г) телофазе

14. В анафазе митоза происходит расхождение:

А) дочерних хромосом В) негомологичных хромосом

Б) гомологичных хромосом Г) органоидов клетки.

15. Из перечисленных животных самая крупная яйцеклетка у:

А) осетра В) ящерицы

Б) лягушки Г) курицы.

16. из эктодермы образуются:

А) мышцы В) скелет

Б) лёгкие Г) органы чувств.

17. При Менделеевском моногибридном скрещивании доля особей хотя бы с одним рецессивным геном во втором поколении будет равна:

А) 25% Б) 50% В) 75% Г) 100%

18. Сцепленными называют гены, находящиеся в:

А) одной хромосоме В) половых хромосомах

Б) гомологичных хромосомах Г) аутосомах.

19. Мутации проявляются фенотипически:

А) всегда В) только в гомозиготном состоянии

Б) только в гетерозиготном состоянии Г) никогда.

20. Полиплоидия заключается в:

А) изменении числа отдельных хромосом В) изменении структуры хромосом

Б) кратном изменении гаплоидного числа хромосом; Г) изменении структуры отдельных генов.

ОТВЕТ: 1 – В, 2 – Б, 3 – Б, 4 – В, 5 – В, 6 – Б, 7 – Г, 8 – Б, 9 – Г, 10 – А, 11 – Б, 12 – Б, 13 – А, 14 – А, 15 – Г, 16 – Г, 17 – В, 18 – А, 19 – В, 20 – Б.

Проверочный тест по биологии 11 класс. (1)

ВАРИАНТ – 2

1. По Ч. Дарвину, движущими силами эволюции являются:

А) борьба за существование; В) естественный отбор;

Б) наследственная изменчивость; Г) все перечисленные.

2. Ведущую роль в эволюции играет следующий вид изменчивости:

А) определённая; В) групповая;

Б) модификационная; Г) мутационная.

3. Движущая форма отбора обычно приводит к:

А) уничтожению особей с отклонениями В) расширению прежней нормы реакции;

от прежней нормы реакции;

Б) сужению прежней нормы реакции; Г) сдвигу прежней нормы реакции.

4. Аналогичными органами являются:

А) жабры рака и жабры рыбы; В) листья берёзы и иголки кактуса;

Б) лапа собаки и крыло птицы; Г) все перечисленные пары.

5. В эпоху оледенения жили:

А) кроманьонцы; В) синантропы;

Б) неандертальцы; Г) все перечисленные.

6. Продуктивностью экосистемы называется:

А) её суммарная биомасса; В) суммарная биомасса продуцентов;

Б) прирост этой биомассы за единицу времени; Г) суммарная биомасса консументов.

7.В клетках прокариот имеются:

А) ядра; В) митохондрии;

Б) рибосомы; Г) все перечисленные органоиды.

8. Лейкопласты – это органоиды клетки, в которых:

А) осуществляется синтез белка; В) находятся пигменты красного и жёлтого цвета;

Б) осуществляется процесс фотосинтеза; Г) накапливается крахмал.

9. Нуклеотиды в нити молекулы ДНК соединяются следующей связью:

А) ковалентной; В) пептидной;

Б) водородной; Г) дисульфидными мостиками.

10. Транскрипция – это:

А) синтез молекулы и-РНК В) доставка аминокислот к рибосомам

по матрице одной из цепей ДНК; во время синтеза белка;

Б) перенос информации с и-РНК на белок Г) процесс сборки белковой молекулы.

во время его синтеза;

11. Синтез АТФ в клетке происходит в процессе:

А) гликолиза; В) клеточного дыхания;

Б) фотосинтеза; Г) всех перечисленных.

12.Самой продолжительной фазой митоза является:

А) профаза; В) анафаза;

Б) метафаза; Г) телофаза.

13.Редукция числа хромосом происходит во время:

А) анафазы митоза; В) II деления мейоза;

Б) I деления мейоза; Г) во всех перечисленных случаях.

14. Биологическое значение мейоза заключается в обеспечении:

А) генетической стабильности; В) генетической изменчивости;

Б) регенерации тканей и увеличения Г) бесполого размножения.

числа клеток в организме;

15. Нервная система образуется из:

А) эктодермы; В) мезодермы;

Б) энтодермы; Г) нет верного ответа.

16. Из мезодермы образуются:

А) лёгкие; В) кровеносная система;

Б) нервная система; Г) органы чувств.

17. Сколько типов гамет образуют дигетерозиготные особи:

А) один; В) четыре;

Б) два; Г) нет верного ответа.

18. К мутационной изменчивости относятся:

А) изменения в хромосомах; В) изменения, передающиеся по наследству;

Б) изменения в генах; Г) все перечисленные.

19. Основным источником комбинативной изменчивости является:

А) перекрест хромосом В) независимое расхождение хроматид

В профазе I деления мейоза; в анафазе II деления мейоза;

Б) независимое расхождение Г) все перечисленные процессы в равной степени.

гомологичных хромосом

в анафазе I деления мейоза;

20. Межлинейная гибридизация культурных растений приводит к:

А) сохранению прежней продуктивности; В) повышению продуктивности;

Б) выщеплению новых признаков; Г) закреплению признаков.

ОТВЕТ: 1 – Г, 2 – Г, 3 – Г, 4 – А, 5 – Б, 6 – Б, 7 – Б, 8 – Г, 9 – А, 10 – А, 11 – Г, 12 – А, 13 – Б, 14 – В, 15 – А, 16 – В, 17 – В, 18 – Г, 19 – Г, 20 – В.

ВАРИАНТ – 1.

1. Дезоксирибонуклеиновая кислота – это уровень организации живой природы:

А) клеточный; Б) молекулярный;

В) организменный; Г) популяционный

2. Наука цитология изучает:

А) строение клеток одноклеточных и многоклеточных организмов;

Б) строение органов и системы органов многоклеточных организмов;

В) фенотип организмов разных царств;

Г) морфологию растений и особенности их развития.

3. Белки в клетки синтезируются:

А) в цитоплазме; Б) в лизосомах;

В) на рибосомах; Г) в комплексе Гольджи.

4. Белки, способные ускорять химические реакции, выполняют в клетке функцию:

А) гормональную Б) сигнальную

В) ферментативную Г) информационную.

5. Транспортная РНК – это:

А) белок Б) жир

В) фермент Г) нуклеиновая кислота.

6. Конъюгация хромосом характерна для процесса:

А) оплодотворения Б) профазы второго деления мейоза

В) митоза Г) профазы первого деления мейоза

7. Бластула состоит из полости и:

А) двух слоёв клеток Б) соединительной ткани

В) одного слоя клеток Г) эпителиальной ткани.

8. Какие клетки передают потомству мутации при половом размножении:

А) эпителиальные Б) мышечные

В) гаметы Г) нейроны.

9. К древним людям относят:

А) неандертальца Б) питекантропа

В) синантропа Г) кроманьонца.

10. Между лосем и зубром наблюдается конкуренция, так как они:

А) питаются сходной пищей; Б) имеют примерно одинаковые параметры тела

В) имеют немногочисленное потомство; Г) относятся к классу млекопитающих.

11. К агроэкосистемам относят:

А) смешанный лес Б) заливной луг

В) зарастающее озеро Г) пшеничное поле.

12. Приспособленность в процессе эволюции возникает в результате:

А) географической изоляции Б) взаимодействия движущих сил эволюции

В) мутационной изменчивости Г) искусственного отбора.

13. Цитоплазма в клетке не выполняет функцию:

А) транспорта веществ Б) внутренней среды

В) осуществления связи между ядром и органоидами; Г) фотосинтеза.

14. Способность плазматической мембраны окружать твёрдую частицу пищи и перемещать её внутрь клетки лежит в основе процесса:

А) диффузии Б) осмоса

В) фагоцитоза Г) пиноцитоза.

15. Где протекает анаэробный этап гликолиза?

А) в митохондриях Б) в лёгких

В) в пищеварительной трубке Г) в цитоплазме.

16. У особи с генотипом Аавв образуются гаметы:

А) Ав, вв Б) Ав, ав

В) Аа, АА Г) Аа, вв.

17. При скрещивании гетерозиготных растений с красными и круглыми плодами с рецессивными по обоим признакам особями (красные А и круглые В – доминантные признаки) появится потомство с генотипами АаВв, ааВв, Аавв, аавв в соотношении:

А) 3:1, Б) 9:3:3:1

В) 1:1:1:1 Г) 1:2:1.

18.Из яйцеклетки развивается девочка, если в процессе оплодотворения в зиготе оказались хромосомы:

А) 44 аутосомы +ХY Б) 23 аутосомы +Х

В) 44 аутосомы +ХХ Г) 23 аутосомы +Y.

19. Значительная часть мутаций не проявляется в фенотипе потомства, так как они6

А) не связанны с изменением генов Б) не связанны с изменением хромосом

В) носят доминантный характер Г) носят рецессивный характер.

20. Водоём, заселённый разнообразными видами растений и животных – это:

А) биогеоценоз Б) ноосфера

В) биосфера Г) агроэкосистема.

Ответы : 1 – Б, 2 – А, 3 – В, 4 – В, 5 – Г, 6 – Г, 7 – В, 8 – В, 9 – А, 10 – А, 11 – Г, 12 – Б, 13 – Г, 14 – В, 15 – Г, 16 – Б, 17 – В, 18 – В, 19 – Г, 20 – А.

Проверочный тест по биологии 11 класс. (2)

ВАРИАНТ – 2

1. Для выявления общих анатомических признаков, характерных для царства живой природы, используют метод:

А) микроскопирования Б) прогнозирования

В) сравнения Г) моделирования

2. согласно клеточной теории в эукариотических клетках обязательно есть:

А) клеточная стенка Б) ядро

В) вакуоли Г) пластиды

3. В процессе деления клетки наиболее существенные преобразования претерпевают:

А) рибосомы Б) хромосомы

В) митохондрии Г) лизосомы

4. Структура молекулы ДНК представляет собой:

А) две спирально закрученные одна вокруг другой полинуклеотидные нити

Б) одну спирально закрученную полинуклеотидную нить

В) две спирально закрученные полипептидные нити

Г) одну прямую полипептидную нить.

5. На подготовительном этапе энергетического обмена энергия:

А) поглощается в виде тепла Б) выделяется в виде тепла

В) поглощается цитоплазмой клетки Г) выделяется за счёт расщепления АТФ.

6. «Преобладающий признак одного из родителей» Г. Мендель назвал:

А) рецессивным Б) доминантным

В) гомозиготным Г) гетерозиготным

7. При скрещивании гетерозиготы с гомозиготой доля гомозигот в потомстве составит:

А) 0% Б) 25% В) 50% Г) 100%

8. Изменения, которые не передаются по наследству и возникают как приспособления к внешней среде, называют:

А) неопределёнными Б) индивидуальными

В) мутационными Г) модификационными.

9. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости был установлен:

А) В.И. Вернадским Б) И.В. Мичуриным

В) Н.И. Вавиловым Г) Т. Морганом.

10. Наличие у человека, как и у других млекопитающих животных, живорождения, выкармливания детёнышей молоком свидетельствует:

А) о более высоком уровне развития человека; Б) об их дивергентной эволюции

В) об историческом развитии класса млекопитающих; Г) об их родстве.

11. Обмен веществ в клетке состоит из процессов:

А) возбуждения и торможения Б) пластического и энергетического обмена

В) роста и развития Г) транспорта гормонов и витаминов.

12. К продуцентам в экосистемах относят:

В) сапрофитные бактерии Г) грибы.

13. Новые виды в природе возникают в результате взаимодействия:

А) наследственной изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора

Б) ненаследственных изменений и сезонных изменений в природе

В) приспособленности организмов и искусственного отбора

Г) абиотических факторов среды

14. Главной причиной биологического регресса многих видов в настоящее время является:

А) изменение климата Б) хозяйственная деятельность человека

В) изменение рельефа Г) увеличение численности хищников.

15. Ядро играет большую роль в клетке, так как оно участвует в синтезе:

А) глюкозы Б) клетчатки

В) липидов Г) нуклеиновых кислот.

16. Вещества, способные в живом организме образовывать с водой водородные связи или вступать в электростатическое взаимодействие, являются:

А) гидрофобными Б) гидрофильными

В) нейтральными Г) щелочными.

17. В бескислородной стадии энергетического обмена расщепляются молекулы:

А) глюкозы до пировиноградной кислоты Б) белка до аминокислот

В) крахмала до глюкозы Г) пировиноградной кислоты до углекислого газа и воды

18. При делении клеток животных и растений основным источником энергии являются молекулы:

А) АТФ Б) тРНК В) иРНК Г) ДНК.

19. Разнообразие подводных и надводных листьев стрелолиста – пример:

А) модификационной изменчивости Б) действия мутогенов

В) комбинативной изменчивости Г) различия в генотипах разных клеток

20. В эволюции человека начальные вехи развития искусства обнаружены среди:

А) неандертальцев Б) кроманьонцев

В) австралопитеков питекантропов

Ответы : 1 – В, 2 – Б, 3 – Б, 4 – А, 5 – Б, 6 – Б, 7 – В, 8 – Г, 9 – В, 10 – Г, 11 – Б, 12 – А, 13 – А, 14 – Б, 15 – Г, 16 – Б, 17 – А, 18 – А, 19 – А, 20 – Б.