Историческая справка. Женщины, без которых не было бы октябрьской революции

При слове «революция» мы обычно представляем солдат и матросов с ружьями наперевес, но никак не хрупких женщин. А между тем, во все времена находились Топ 10 знаменитых женщин - воительниц, невзирая на лишения, трудности и преследования. Познакомимся с самыми значимыми женщинами-революционерками!
1

Жена вождя бритского племени ицегов Прасутага, которая после смерти венценосного супруга решила править самостоятельно, не довольствуясь ролью безутешной вдовы. Но римский император Нерон лишил ее племя их исконных земель, а саму Боадицею - ее титула. Другая женщина, возможно, до конца своих дней проклинала несчастливую судьбу, но не леди-вождь! Боадицея возглавила народное восстание против римлян и возглавила войско, успешно отбившее несколько крупных поселений (в том числе Лондиний - угадайте, что это сейчас за город?). А вот финал истории печален: бритты проиграли решающую битву, и Боадицея предпочла принять яд, чем попасть в плен.

2

Героиня французской революции, как говорится, человек с тяжелой судьбой и нетяжелым поведением. Кем только она не была за свою жизнь: служанкой, компаньонкой, любовницей английского офицера, певицей, подругой певца-кастрата… И вот во Франции случилась революция, и де Мерикур нашла свое истинное призвание! Она участвовала в штурме Бастилии и штурме Версаля женщинами, а также охраняла карету королевы Марии-Антуанетты, когда ее везли в тюрьму. Умерла Анна-Жозефина в 55 лет в психиатрической клинике, куда она попала после того, как ее чуть не растерзала толпа женщин-якобинок. Да уж, бурная биография.

3

Социалистка, террористка, народница и писательница, зимой 1787 г. стрелявшая в градоначальника Санкт-Петербурга Ф. Трепова. На суде она так покорила присяжных, что ее полностью оправдали - при том, что прокурор просил приговорить Веру в 20 годам каторги! После суда Засулич скиталась по загранице, в 1917 г. вернулась на Родину, но, увидев революцию вблизи, начала жестко критиковать большевиков. Через 2 года умерла от воспаления легких.

4

Участвовала в Октябрьской революции не просто как «жена Ленина»: Крупская состояла в организации Союза борьбы за освобождение рабочего класса, была заместителем наркома просвещения, а также активно вела антирелигиозную пропаганду. В общем, не «бесплатное приложение» к активному супругу, а самостоятельный борец за свои идеалы.

5

Как тут не упомянуть и о другой женщине Ленина, о другом женском лице той революции? Она была не только любовницей Ильича, но и его доверенным лицом, и к тому же действительно активно принимала участие в революционной деятельности. Но, честно говоря, о ее личной жизни известно больше, чем о революционных заслугах: поработав гувернанткой в семье Армандов, она вышла замуж за их старшего сына, а после его смерти - за младшего. Родила 5 детей, которые после смерти Инессы от чахотки взяла на воспитание… все та же Крупская. Вот такой любовный треугольник образца 17 года.

6

Вечная поборница коммунистических идей, в годы Первой мировой подверглась репрессиям за антивоенную агитацию и провела в лагерях около 4 лет. Внешне Роза была совсем непривлекательна: маленький рост, хромота и неправильные черты лица, однако живость и обаяние делали свое дело, и Люксембург с легкостью находила любовников в нужных ей сферах. Была убита в 1919 г. вместе с соратником Карлом Либкнехтом после подавления восстания берлинских рабочих.

7

Активистка движения за независимость индии, известная также как капитан Лакшми. Во Второй мировой воевала на стороне Японии, затем попала в британский плен, откуда ее выпустили под давлением общественности. В Индии Лакшми встречали как героиню.

8

Тоже история времен Второй мировой войны, но грустная. 17-летняя студентка стояла у истоков германской организации «Белая роза», целью которой была ненасильственная борьба с фашизмом. Ну, как… В общем, они и побороться толком не успели: членов организации (и Софи в их числе) арестовали за распространение антигитлеровских листовок в университете и казнили.

9

Участвовала в восстании Пуэрто-Рико против США, о котором многое стало известно лишь недавно… Итак, сначала Бланка оганизовала партию «Дочери Свободы» — женский филиал националистической партии Пуэрто-Рико. А затем, когда в 1950 г. партия решила отстаивать свои интересы вооруженным путем, взяла в руки оружие. Борьба была недолгой, пуэрториканцев схватили и приговорили к пожизненному заключению. СМИ США представили то восстание общественности как местный конфликт, и лишь спустя годы правда открылась - это было настоящее освободительное движение, задушенное на корню.

10

А вот вам и персонаж современных реалий: одна из основательниц того самого движения «6 апреля», которое требовало отставки Мубарака в Египте. Этой женщине приписывают начало египетского восстания 2011 года: якобы она записала видеообращение с призывом к беспорядкам на площади Тахир.
Мы можем не разделять идей этих женщин, но нельзя не восхищаться их мужеством и верностью своим идеалам!

Эта женщина была действительно выдающейся – революционерка, феминистка, борец за права женщин, оратор, публицист, министр. Александра Михайловна Коллонтай призывала к социальному раскрепощению женщин и проповедовала идеи свободной любви. А в историю она вошла как первая в мире женщина-посол и министр СССР .


Александра Домонтович родилась в 1872 г. в генеральской семье, получила хорошее образование и воспитание. Ей была уготована традиционная участь аристократки – выйти замуж и растить детей. Но в 17 лет она отказала генеральскому сыну и императорскому адъютанту. Она сказала: «Мне безразличны его блестящие перспективы. Я выйду замуж за человека, которого полюблю». Так она и сделала – наперекор своей семье вышла замуж за бедного офицера Владимира Коллонтая. Больше всего она ценила в нем то, что с ним можно было обсуждать пути освобождения русского народа.


Но радости семейной жизни и рождение сына не могли сделать женщину абсолютно счастливой – она нуждалась в социальной реализации. Увлеченная революционными идеями, она писала: «Любила своего красивого мужа и говорила всем, что я страшно счастлива. Но мне казалось, что это «счастье» меня как-то связало. Как только мой маленький сын засыпал, я шла в соседнюю комнату, чтобы снова взяться за книгу Ленина».


Вскоре она развелась с мужем, чтобы полностью посвятить себя общественной работе. После революции 1917 г. Александра Коллонтай получила высокий партийный пост – возглавила женотдел ЦК партии. Троцкий называл ее «валькирией революции». Именно она отстояла для женщин оплачиваемый декретный отпуск, бесплатные родильные дома, детские сады и санатории.


В своих статьях Коллонтай писала: «Буржуазная мораль требовала: все для любимого человека. Мораль пролетарская предписывает: все для коллектива! Эрос займет достойное место среди членов трудового единения. Пора научить женщину брать любовь не как основу жизни, а лишь как способ выявить свое истинное я». Коллонтай призывала женщин раскрепоститься, но при этом ратовала не за беспорядочные половые связи, а за абсолютное равноправие в «новой семье».


Александра Коллонтай стала не только теоретиком, но и практиком сексуальной революции: в 45 лет она сама сделала предложение 28-летнему Павлу Дыбенко. На все осуждающие реплики она отвечала: «Мы молоды, пока нас любят!». Это была первая запись о браке в первой книге актов гражданского состояния советской России.


Дипломатическая работа Коллонтай началась в 1922 г., когда ее отправили торговым советником в Норвегию. В 1926 г. она получила назначение в Мексику, в 1930 г. – в Швецию. Говорят, что именно она уберегла Россию от войны со Швецией. СССР обязан ей заключением ряда выгодных торговых договоров. Она работала, пока болезнь не приковала ее к инвалидной коляске, и оставалась активной до 80-ти лет, до самой смерти.
Начало ХХ в. в России до сих пор вызывает много споров среди историков, в частности,

Октябрьская революция 1917 года в России серьезно повлияла на изменение роли женщин в обществе. Пока в других странах феминистки только доказывали необходимость равенства полов, в Советской России этот принцип был официально узаконен.

В первые десятилетия советской эпохи так и повелось — рядом с мужчиной-героем должна была появиться женщина-герой, рядом с ударником труда — ударница, рядом с мужчиной-пилотом — женщина-летчица. Этот принцип нашел отражение даже в знаменитой скульптуре Веры Мухиной «Рабочий и Колхозница».

Накануне праздника 8 Марта, истоки которого в нашей стране уходят в советский период, АиФ.ru решил вспомнить самых известных женщин Советского Союза разных эпох.

Надежда Крупская

Дочь поручика Константина Крупского и гувернантки Елизаветы Тистровой вошла в историю как «жена, друг и соратник Владимира Ильича Ленина ». Все советские книги и фильмы о Ленине частично были посвящены и Надежде Крупской, которая стала символом верности и преданности лично Ильичу и делу революции в целом.

В советский период, разумеется, не освещались проблемы Крупской со здоровьем, из-за которых она не могла иметь детей, и сложности в отношениях в семье Ульяновых, когда вождь мог уйти к другой женщине.

Но Надежда Константиновна Крупская действительно была предана мужу, в разное время будучи для него помощником, секретарем и сиделкой.

После смерти вождя она много времени посвятила вопросам организации комсомольского и пионерского движения, детской литературы и образования. И если Ленин был всем детям Страны Советов дедушкой, то Крупская, несомненно, приходилась бабушкой.

Паша Ангелина

Если трудовых подвиги мужчин в СССР были связаны с именем Алексея Стаханова , то женские — с именем Паши Ангелиной.

Паша, она же Прасковья Никитична Ангелина, в возрасте 16 лет окончила курсы трактористов, став одной из первых в стране женщин-трактористов. В 1933 году Паша Ангелина организовала первую в СССР женскую тракторную бригаду, став ее бригадиром. Бригада Пашин Ангелиной регулярно перевыполняла план и устанавливала трудовые рекорды. Ее имя не сходило с первых полос центральных газет. В 1938 году она выступила с лозунгом «Сто тысяч подруг — на трактор!»

За успехи в труде Паша Ангелина была дважды удостоена звания Героя Социалистического Труда и трех орденов Ленина. Ее имя оставалось на слуху до самого распада СССР, несмотря на то, что героиня прожила короткую жизнь, скончавшись в 1959 году в возрасте 46 лет.

Прасковья Ангелина, 1935 г. Фото: РИА Новости

Валентина Гризодубова

Дочь изобретателя и лётчика Степана Васильевича Гризодубова свой первый полет вместе с отцом совершила в возрасте двух с половиной лет, а в 14 лет уже совершала самостоятельные полеты на планере.

В 1930-х годах Гризодубова стала настоящим «Чкаловым в юбке». Она установила целый ряд авиарекордов, главным из которых стал беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток в составе женского экипажа вместе с Полиной Осипенко и Мариной Расковой, совершенный в сентябре 1938 года. За этот перелет Гризодубова была удостоена звания Героя Советского Союза.

В годы войны командовала 101 Авиаполком Авиации дальнего действия, лично совершив около 200 боевых вылетов (в том числе 132 — ночных) на самолёте Ли-2 на бомбардировку вражеских объектов, для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержки связи с партизанскими отрядами.

После войны Гризодубова много лет занималась научно-исследовательской деятельностью и испытаниями новейших образцов авиационного оборудования.

Знаменитая советская героиня ушла из жизни весной 1993 года, почти незаметно — новой России, погрязшей в политических распрях, было не до нее.

Валентина Гризодубова, 1938 г. Фото: РИА Новости / Ольга Ландер

Валентина Терешкова

Без всяких сомнений, имя этой советской героини известно всему миру. 16 июня 1963 года она поднялась на космическую орбиту на корабле «Восток-6», став первой в мире женщиной-космонавтом.

В отличие от Гагарина и других первых космонавтов-мужчин, Терешкова не была летчицей. Ткачиха, которая затем стала делать карьеру по комсомольской линии, занималась парашютным спортом в Ярославском аэроклубе. Из всех претенденток на полет Терешкова более всего понравилась Никите Хрущеву — советский лидер учел и ее рабочее происхождение, и умение активно участвовать в общественной жизни. Последнее было немаловажно — после полета первой женщине-космонавту предстояло много ездить по разным странам, проводить встречи и пропагандировать советский строй.

Сам полет «Востока-6» прошел с трудностями, и его программу пришлось частично сократить из-за того, что Терешкова на орбите чувствовала себя неважно и не могла выполнять указания Центра управления полетами. Разгневанный «отец советского космоса» Сергей Королев пообещал в сердцах, что при нем ни одна женщина в космос больше не полетит.

Вся последующая жизнь Валентины Терешковой посвящена общественной и политической деятельности в разных ипостасях, начиная от поста главы Комитета советский женщин и заканчивая мандатом депутата Государственной Думы России.

Интересно, что когда Терешкову зачисляли в отряд космонавтов, ей присвоили звание рядового. В итоге первая женщина-космонавт стала и первой женщиной, дослужившейся в России до звания генерал-майора.

Ирина Роднина

Один из самых ярких и известных образов советской эпохи — фигуристка Ирина Роднина, стоящая на высшей ступени пьедестала почета и со слезами на глазах смотрящая на поднимающийся под звуки гимна под своды ледовой арены флаг СССР.

В детстве маленькая Ира одиннадцать раз переболела пневмонией, после чего врачи настоятельно посоветовали родителями побольше заниматься с девочкой физическими упражнениями, и лучше всего на открытом воздухе. Выполняя эту рекомендацию, папа с мамой привели Иру на каток.

Занятия для здоровья обернулись тремя золотыми олимпийскими медалями, десятью победами на чемпионатах мира, званием самой титулованной фигуристки планеты, и искренней любовью всего Советского Союза.

Слава Родиной настолько большая, что к ней не липнут никакие политические скандалы, связанные с ее деятельностью в качестве депутата Государственной Думы России.

Когда Россия вела борьбу за право провести зимнюю Олимпиаду-2014, понадобился человек, который смог бы представить заявку в видеоролике. Выбор пал на Родину, ибо более известного человека из нашей страны в зимних видах спорта просто нет.

Право провести Олимпиаду доверили Сочи, и 7 февраля 2014 года Ирина Роднина вместе с Владиславом Третьяком зажгли огонь Игр.

  • © Фото с сайта wikipedia.org
  • © Фото Russian Look

  • © Фото Russian Look

  • © Фото Russian Look

  • © Фото Russian Look

  • © Фото Russian Look

  • © Фото с сайта wikipedia.org

  • © Фото с сайта wikipedia.org

  • © Фото Russian Look
  • © Фото Russian Look

  • © Фото Russian Look

Раиса Горбачева

Когда в 1985 году Михаил Горбачев стал Генеральным секретарем ЦК КПСС, советские граждане с удивлением узнали, что у руководителя государства тоже есть жена. До этого момента супруги лидеров находились в тени, и даже Надежда Крупская по отношению к вождю воспринималась как второстепенный персонаж.

Раиса Максимовна Горбачева продемонстрировала совсем иной стиль поведения супруги главы государства, став первой «первой леди» в западном понимании этого термина в истории нашей страны. Яркая, стильная, модная, Раиса Горбачева порой затмевала своего мужа, который очень быстро стал растрачивать свою популярность. Она занималась благотворительной деятельностью, курировала целый ряд программ помощи женщинам, детям и тяжелобольным.

На Западе ее признавали «Женщиной года» и «Леди года», а вот на Родине отношение было куда более сложным. Со временем Раиса Горбачева стала вызвать раздражение, особенно у женщин: частая смена ею нарядов на фоне нарастающего экономического кризиса многими воспринималась как «пир во время чумы».

После распада СССР и отставки Михаила Горбачева его жена исчезла с телеэкранов также стремительно, как появилась на них. В 1996 году, несмотря на то, что не поддерживала эту идею, она участвовала в предвыборной кампании мужа, претендовавшего на пост президента России. Эти выборы завершились для Горбачева полным провалом.

Летом 1999 года врачи нашли у 67-летней Раисы Горбачевой лейкоз. Помощь ей пытались оказать немецкие врачи, но болезнь стремительно прогрессировала, и в сентябре 1999 года «первой леди» СССР не стало.

Свободу Анджеле Дэвис!
Про неё пели Леннон и «Роллинги», ей писали письма советские пионеры, десятки тысяч людей выходили на улицы, выражая свою солидарность с ней. Защитница угнетенных, чёрная пантера и чёрный ангел, один из символов свободы и справедливости. Анджела Дэвис – самая сексуальная коммунистка в истории.

Афроамериканка

Анджела Дэвис родилась в 1944 году в штате Алабама. Как раз на период её взросления и юности пришлось возникновение массового движения за гражданские права чернокожих жителей Соединенных Штатов.

Сегрегация тогда ещё была в силе – специальные места «только для белых» в кафе и общественном транспорте, даже на скамейках в парке, запрет на совместное обучение чёрных и белых, дискриминация чёрных при приеме на работу и т.д. – всё это было обычным делом для Америки (и в особенности для южных штатов, где и выросла Дэвис) вплоть до начала 60-х, когда начались массовые протесты афроамериканцев и присоединившихся к ним белых активистов. В этой атмосфере жесточайшей социальной напряженности и сформировалась личность Анджелы Дэвис.

Естественно, что афроамериканское происхождение Анджелы во многом и определило её судьбу – встать на путь борьбы с расизмом и угнетением. Оно подтолкнуло её к изучению социальных наук и философии, которыми Дэвис заинтересовалась ещё в школе. Оно же требовало активной деятельности в практической сфере – от участия в многочисленных демонстрациях до попыток построить собственную политическую карьеру.

Происхождение предопределило и связь Анджелы с леворадикальной революционной организацией «Чёрные пантеры», вокруг которой сложился один из центральных эпизодов её жизни – преследование полицией, арест, суд, реакция общественности в её защиту, кампания в защиту прав заключенных.

Левая

Мать Анджелы Дэвис работала в общественной организации «Южно-негритянский конгресс молодежи», которая была связана с Коммунистической партией США. Поэтому Анджела с детства имела представление о левой политической повестке. Ещё в школе она начала знакомство с марксисткой мыслью и стала членом одной из молодежных коммунистических групп.

После школы Анджела получила стипендию на обучение в Брандейском университете, где специализировалась на французской литературе. В студенческие годы окончательно произошло её политическое самоопределение. Именно тогда Дэвис посетила Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Хельсинки – международный слёт левых молодежных организаций.

А во время учёбы во Франции и Германии она близко сошлась с представителями европейского левого движения и познакомилась с неомарксисткой теорией франкфуртской школы. Тогда же Дэвис в полной мере ощутила себя коммунисткой.

Серьезное влияние на неё оказал террористический акт в родном городе – алабамском Бирмингеме. Члены Ку-Клукс-Клана забросали динамитными шашками одну из церквей на афроамериканской улице. Многих жертв этого акта насилия Анджела знала лично.

Важным моментом в профессиональном, личностном и политическом становлении Анджелы Дэвис стало её знакомство с известным левым философом Гербертом Маркузе, у которого она училась. По признанию Дэвис, именно Маркузе показал ей, что «можно одновременно быть учёной, активисткой, исследовательницей и революционеркой», что необязательно делать выбор между наукой и политической борьбой.

Самый опасный преступник

Получив степень доктора философии, Анджела Дэвис стала преподавателем в Калифорнийском университете в Сан-Диего. Однако не успела проработать и года, как была уволена из-за своих связей с Коммунистической партией США.

Лишившись возможности преподавать, Дэвис сосредоточилась на общественной деятельности. В частности, она боролась за улучшение условий содержания заключенных. В тюрьме Сан-Квентин Анджела познакомилась с активистом «Чёрных пантер» Джорджем Джексоном. Он был одним из так называемых «соледадских братьев», обвиняемых в убийстве тюремного охранника.

Именно это знакомство и привело к тому, что Дэвис стала третьей в истории Америки женщиной, попавшей в список 10 самых опасных и разыскиваемых преступников. Дело в том, что младший брат Джорджа Джексона – Джонатан – вместе со своими товарищами попытался освободить заключенных прямо из зала суда. Побег провалился, но в результате перестрелки погибли не только нападавшие, но и судья. А в руках у Джонатана был найден пистолет, зарегистрированный на имя Анджелы Дэвис. Её обвинили в причастности к нападению и объявили в розыск.

Узнав о розыске, Дэвис скрылась, но через несколько месяцев была арестована. Её задержание вызвало реакцию общественности не только в Америке, но и во многих других странах мира, в том числе и в СССР.

Советская икона

В деле Анджелы Дэвис изначально была расовая и классовая подоплёка, именно поэтому протест против её ареста получил такую широкую общественную поддержку во всех развитых странах мира. Социалистический блок, естественно, использовал её фигуру в целях собственной пропаганды, показывая на случай Анджелы Дэвис как на пример «зверств капиталистического режима».

Лозунг «Свободу Анджеле Дэвис!» сохранился даже в постсоветской культуре, настолько широко он был распространен. И хотя в СССР кампании в защиту заключенной, зачастую, организовывались директивами сверху, они находили живой отклик у общества.

Составлялись коллективные обращения в защиту активистки. Многие советские дети искренне писали Анджеле письма, а обыватели с интересом следили за её судьбой. Иронически сложившуюся в нашей стране ситуацию описал в песне «Жертва телевиденья» Владимир Высоцкий:

Ну а потом, на закрытой, на даче,
Где, к сожаленью, навязчивый сервис,
Я и в бреду всё смотрел передачи,
Всё заступался за Анджелу Дэвис.

Афро

Но советское общество было не одиноко в своем возмущении арестом активистки. Всего за границами Соединенных Штатов было создано 67 комитетов в защиту Анджелы Дэвис, в самой же Америке их число достигло 200.

Один из фермеров внес за Анджелу залог в 100 тысяч долларов. Пресвитерианская церковь помогала ей оплачивать услуги адвокатов. Джон Леннон посвятил ей песню Angela, The Rolling Stones написали песню Sweet Black Angel.

На арест Дэвис откликнулись и другие, менее известные музыканты со всего мира. Например, самую первую песню о ней написал итальянский певец Вирджилио Савона. За Анджелу также заступались известные писатели, учёные, философы, актёры.

Тысячи людей по всей Америке выходили на демонстрации, требуя освободить Анджелу. Митинг в её поддержку в Париже собрал 60 тысяч человек. Во всем мире вошла в моду прическа «афро», которую носила Дэвис. Она превратилась в один из самых ярких американских символов борьбы за равенство и справедливость.

В конечном итоге присяжные, среди которых не было ни одного чёрного, оправдали Анджелу Дэвис.

Политик

После снятия всех обвинений, по личному приглашению Леонида Брежнева Дэвис приезжала в СССР. Она встречалась с советским лидером и общественными деятелями, посещала Звёздный городок, общалась с коллективами заводов, читала лекции в университетах.

В США Дэвис стала крупным общественным и политическим деятелем. Она была избрана в Центральный комитет Коммунистической партии. В 80-х дважды баллотировалась на пост вице-президента США.

Хотя Анджела всегда с симпатией относилась к Советскому Союзу, когда коммунистическая партия США поддержала ГКЧП, она вышла из её рядов. Дэвис основала собственную организацию «Корреспондентские комитеты за демократию и социализм». Несколько скорректировав свои воззрения, она не оставила борьбы за социальную справедливость.

«Время идет, и мы узнаем вещи, которых раньше не знали. Но я до сих пор против капитализма, при этом я - не член коммунистической партии. Если хотите, я - коммунист с маленькой буквы или социал-демократ. Я занимаюсь тем же самым, просто с другими акцентами», – говорила Анджела.

Учёный

Когда Анджела только поступила в университет, она была одной из трёх темнокожих студентов на своем курсе. Но несмотря на все сложности, она не только получила диплом о высшем образовании, но и построила успешную академическую карьеру. К концу 60-х Дэвис стала преподавателем философии, что в те времена было очень непросто, если ты, во-первых, чёрная, а во-вторых, женщина.

Сначала Анджела изучала французский язык и французскую литературу. Но со временем поняла, что её больше интересует политика и философия. Она продолжила образование во Франкфуртском университете, где приобщилась к традиции знаменитой франкфуртской школы.

В Калифорнийском университете в Сан-Диего Анджела получила степень магистра, а в Берлинском университете имени Гумбольдта – докторскую степень по философии.

Когда суд оправдал Анджелу, она занялась общественной и политической деятельностью, а позже вернулась и к активной преподавательской работе. В последние годы Дэвис возглавляла кафедру Истории развития сознания и феминистских исследований в Калифорнийском университете – сегодня она носит звание заслуженного профессора.

Против гомофобии

Дэвис до сих пор борется за гуманизацию тюремной системы в США, за права женщин и меньшинств, выступает за запрет смертной казни. После 11 сентября она выступала против закручивания правительством гаек под видом войны с терроризмом, в 2005 году критиковала действия власти во время нашествия урагана «Катрина» на Новый Орлеан.

Другими словами, Анджела Дэвис остается верна идеалам юности. Но в качестве теоретической базы она использует не только марксистские и неомарксисткие идеи, но и теорию феминизма, в русле которой отчасти лежит и её собственная мысль.
В 1997 году Анджела Дэвис совершила каминг-аут, рассказав в одном из интервью о своей гомосексуальности. Впрочем, против гомофобии она выступала задолго до этого.

Веган

Несколько лет назад Анджела Дэвис выступила также с поддержкой веганского движения. Она призналась, что не ест продукты животного происхождения и прямо связала проблему отношения к животным с общей жестокостью и несправедливостью капиталистической системы.

«Я думаю, что они связаны. Отношение людей к животным не отличается от их отношения к людям, стоящим на нижних ступеньках иерархической лестницы», – говорит Анджела. Она назвала веганство вызовом пищевой капиталистической промышленности и одной из основ революционного мышления, заявив, что «благодаря ему люди смогут развить сострадание не только друг к другу, но и к другим живым существам, с которыми мы делим планету».

Вот здесь, где речка наша Пискала среди дубовых зарослей текла тому назад, пожалуй, триста лет. Мой первый предок дал святой обет: Пеньки сжигать и в поле сеять рожь и дом срубить среди дубовых рощ.

Тот предок слово данное сдержал и здесь село большое основал. Под сенью дуба избы и дворы, а в избах много разной детворы... Да было здесь двенадцать ветряков, пятьсот дворов и много кабаков.

А от села сосновый, синий бор идёт до самых Жигулёвских гор. И здесь в бору зверья было не счесть (зайчишки, правда, и поныне есть). А речки той, где предок рыб ловил. Теперь уж вовсе нет - песок замыл.

За удаль предков стоит похвалить, в бою кулачном не смогли их сбить. Пришлось бывать на многих им фронтах, но шли с войны - вся грудь их в орденах, а их потомки за Отчизну-мать остались вечно во земле лежать.

Но если б предок из могилы встал, он впрямь села б родного не узнал.

Дома в селе все новые стоят. На солнце свежей краской крыш блестят.

Поля без меж - массив большой един. Не труд ручной, а голоса машин. Таких хлебов дед не знавал вовек! И хлеб ссыпают все в один сусек. Народ дожил до лучших своих дней: В поле едет с песней, с поля - с ней.

Хвала тому, кто жил здесь в старину. В лесах сохою поднял целину.

Но трижды тем, кто жизнь отдал свою за долю светлую в моём краю...

А нам, потомкам, в стороне отцов преображать земли своей лицо.

Александр Сурудин

Первое упоминание о селе Пискалы относится к началу XVIIIвека, приблизительно, 1730-е годы. Тогда оно представляло собой небольшую деревеньку, окружённую девственным лесом. Местность, где поселились люди нашего и соседних сёл, была густо поросшая лесом, изобиловала ручьями и речками, болотами и прудами. Поэтому первым поселенцам было трудно найти достаточное количество годной для пашни земли. Они выбрали для жилья высокий, сухой берег бурной речки Пискалки - отсюда и название села. Речка делила село на две части. Население в основном - мордовское - неграмотное. Занималось лесным хозяйством и земледелием.

Другой берег речки, заросший густым лесом, не заселялся несколько лет. Так вспоминали старожилы. Сначала селение было небольшим и малочисленным. С годами оно разрасталось в сторону села Новое Ерёмкино, увеличивалось, жилища начались строиться и на другом берегу. На месте современного Дома культуры раньше находилась местная деревянная церковь в честь святого Дмитрия Солунского с колокольней, построенная в 1871 году.

Через речку Пискалку был проложен мост. Строили мосты и через овраги, чтобы пройти в поле к делянкам. Дорогу через село жители называли Большой или Столбовой. Через неё проходил путь из Ставрополя в Самару и дальше.

Лес в жизни сельчан играл большую роль. Рубкой леса на зиму человек мог заработать 10 рублей, перевозкой на лошадях - 5 рублей. Лошадь в то время стоила 20 рублей.

Лес вырубали не только на вывоз. Его применяли на строительство домов, мельниц, использовали на дрова. Корни деревьев шли на уголь, дёготь. В пискалинский лес приезжали за древесиной из соседних сёл: Ташлы, Мусорки, Старой Бинарадки. В окрестностях села

Пискалы есть поляны, места прежних вырубок, на которых до сих пор растёт лесная ягода, грибы. Между асфальтовой дорогой на село Новое Ерёмкино и прудом на краю оврага находится дубовая роща, которую называют Черемладка. Это тоже остаток от того богатого лeca.

В сборнике статистических сведений по Самарской губернии отражено, к чему привело истребление лесов. В значительной степени это повлияло с одной стороны на изменение климата - стал более суров, с другой - произошло обмеление рек и речушек, берега и склоны которых, обнажённые от всякой растительности, постепенно обваливались, вследствие чего русло рек засорялось песком и илом. Существование многих речушек зависело лишь от запруды навозом. И действительно, многие речушки и озёра в настоящее время или совершенно иссякли, или превратились в ничтожные ручейки. Среди крестьянских наделов появилось много небывалых прежде обвалов (оврагов). Реки: Грязнуха, Хмелёвка, Чална, Кирмала, Пискалка и другие, обозначенные на карте Самарской губернии, изданной в 1867 году членами Статистического комитета, давно не существуют. В результате чего многие селения испытывают недостаток в крестьянских угодьях.

Документы подтверждают тот факт, что оврагов сначала в селе и на полях не было, а образовались они в результате потоков воды при таянии снега. В те годы снега было много, таяние проходило очень интенсивно, широкими бурными ручьями текла вода с полей. Происходили отвалы земли большими глыбами в Дмитриевском овраге. Сельские старушки по сей день вспоминают с восторгом и гордостью, как, будучи молодыми девчонками, высаживали саженцы сосен, спасая землю от обвалов. Теперь это стал большой сосновый бор. Лес и теперь называют «сосёнками». Он оградил сельчан от бывших песчаных бурь, выручал и во время войны, и в мирное время дарами своими.

В дореволюционное время всё население села Пискалы делилось на богатых и бедных. Те, что богаче имели добротные дома. До 1930-х годов материальные недостатки имели место. Большинство домов в селе были деревянными с соломенной крышей. Печи - глинобитные, обстановка в избе очень простой: стол в переднем углу, вдоль стен - лавки. На кроватях спали только старики, а остальные - на полатях.

В больших семьях насчитывалось по 10-15 человек, приходилось спать и на полу. Постелью на полу служила солома, которая утром шла на отопление дома. Бани в деревне отсутствовали. Люди мылись сначала в печке, потом в печном чулане, где было теплее, чем дома. Первые бани появились у богачей. В них мылись несколько семей поочерёдно.

Одежда была тоже простой. Мужчины носили длинные домотканые рубахи, брюки одевали только в церковь и по праздникам. Женщины ходили в самотканых широких юбках и сатиновых сарафанах. Повседневной обувью служили лапти. В церковь и по праздникам надевали мужчины сапоги, а женщины «коты» (боты, ботинки).

Богачи же имели добротные дома, многие - кирпичные.

Население Пискалов с давних пор пользовалось земельными наделами. Но земли было мало, так как большая часть её принадлежала окружающим сёлам Н.Матюшкино, Н. Ерёмкино, Новой и Старой Бинарадкам. Границы их полей подходили близко к селу Пискалы. Кроме того, богатым сельчанам доставалось на человека земли больше в три раза (по 5 гектаров), чем бедным (один - три гектара).

Для обеспечения себя землёй, крестьяне выкорчёвывали пни, удаляли корни, деревьев после вырубки леса. Обработка земли велась сохой и бороной. Выращивали рожь, пшеницу, просо, гречку, горох, лён, коноплю, подсолнух, арбузы, дыни, тыкву. В своих хозяйствах сельчане держали скот, птицу. Так как земельные наделы были невелики, мужчины уходили на заработки к лесопромышленникам и в Самару, где некоторые оставались на постоянное место жительства.

Доходов с урожая не хватало для семьи, и сельчане кроме земледелия занимались ремёслами и промыслом. Например, Лапшины строили дома, Авдонины - мельницы, Зорин изготовлял колёса, Тарасов был сапожником, Ерыков А. - кузнецом, Дерябин - извозчиком, Ромодины - валяльщиками.

По вторникам на центральной улице был базарный день. Торговали рыбой, железоскобяными изделиями, дёгтем, сбруей, бочками, другими товарами для крестьянского хозяйства. Излишки продукции крестьяне возили для продажи в Ставрополь и вверх по Волге в города: Казань, Ярославль, Рыбинск и другие.

Победа Великой Октябрьской революции всколыхнула народные массы и в селе Пискалы. Люди собирались на площади перед церковью, митинговали, обсуждали свершившиеся события. В конце концов, в Пискалах была установлена Советская власть. Первым представителями Советской власти на селе были: Ефим Васильевич Матвеев - председатель сельского Совета, Илья Сергеевич Барышкин - товарищ председателя, Пётр Тимофеевич Елисеев - секретарь сельского Совета. Все беспартийные, но горячо сочувствующие новой власти.

Председателями сельского Совета в разные годы были:
Гавриков СИ., Матвеев П.А.,
с 1944 по 1948 г. - Дмитриев Ф.Р.,
с 1948 - Селиваткин П.Н., Дмитриев Ф.Я, Калабин B.C., Калинкин А.С.,
с 1971 по 1972 г. - Новикова Л.Ф.,
с 1972 по 1975 г. - Витин Л.Н.,
с 1975 года по настоящее время - Рыблёнков В.Н.

Секретарями сельского Совета назначались: Елисеев П.,
с 1947 по 1974 годы - Николаев A.M.,
с 1974по 1987г. - Лях-Ватаман Л.В.,
с 1987 по июнь 2005 г. - Антонова Т.В.,
с июля 2005 года - Нагайцева О.А.

Фролов Игнатий руководил советом бедноты. К нему со всех окрестных сёл по его требованию привозили имущество и скот, а он распределял это среди бедных.

В годы Гражданской войны жители с. Писклы не остались в стороне. Они приняли активное участие в защите молодой республики. Белочехи арестовывали всех активистов, например мужа гр. Гавриловой, и отправляли их в поезде «смерти» в Сибирь, где они погибали. Многие сельчане не вернулись в Пискалы после Первой мировой войны, а остались в рядах Красной Армии, сражались на фронтах Гражданской войны. Все кузнецы были мобилизованы в автомобильные мастерские армии Михаила Васильевича Фрунзе.

Во времена НЭПа в Пискалах оживилась частная торговля. Открылись новые лавки, магазины. Началась скупка земли у бедных крестьян. Построены новые ветряные и паровые мельницы. Началось выселение на пустующие земли.

В архивных документах имеются некоторые фамилии мельников того времени: братья Павловы, Афанасий Клочков, Филипп Панфилов, Семён Богаев, Варлам Пантелеев, Григорий Панфилов, Кирилл Тимофеевич Панфилов, Леон Афанасьевич Сабатеев, Макар Рассадин, Прокофий Евдокимович Рассадин, товарищество Варламовых.

Держали маслобойки: Алексей Иванович Земцов, Иван Алексеевич Фролов.

Большим спросом в селе пользовался дёготь. Одним из мастеров его производства был Упырин Илларион.

В 1929 году началась коллективизация. Первыми организаторами колхоза - активистами на селе были: Яков и Марк Сурудины, Сергей Котаркин, Иван и Павел Калабины. Все они были из бедноты.

В селе имелась комсомольская ячейка. Секретарём ячейки был Красиков Михаил - сирота, воспитывался у богача Фролова Назара. Марка Сурудина застрелили в Бинарадке как активиста.

Первым председателем колхоза был Верясов, затем - Бражкин. Оба они были родом из Санчелеева. Бухгалтером назначен Николай Фёдорович Галкин. Он и его жена проводили большую общественную работу.

Создавшийся колхоз назвали «Красные Горки». После он разделился на два хозяйства: колхоз имени Кирова и колхоз «Красные Горки». Первыми коммунистами на селе были Яков Сурудин и братья Калабины. Первая женщина-коммунистка - Малышева Елизавета Николаевна. Первая женщина-трактористка - Клюева Ефросинья Алексеевна.

Большим и важным событием на селе стало появление первого трактора в 1930 году. Его, с развивающимся красным флагом, пригнал Фёдор Трофимов.

Кулаки всячески мешали организации колхозов. Они травили скот (уничтожили 40 коров и 60 лошадей), заманивали бедняков на тайные собрания, где агитировали против Советской власти, жгли общественный хлеб, преследовали активистов, ранили уполномоченного из Ставрополя.

Но колхозы выстояли, начали развиваться. Жизнь крестьян улучшалась, больше появлялось продуктов для жителей, в селе имелись две школы, больница.

Колхоз «Красные Горки» в предвоенное время был передовым в районе. В двух хозяйствах (колхоз «Красные Горки» и колхоз имени Кирова) имелись две бригады: полеводческая и животноводческая. Создали тракторные отряды. Бригадиром отряда долгое время работал Евстифеев Матвей Иванович, в отряд входили колхозники: Григорий Егоров, Фёдор Трофимов, Павел Алексеевич Гашняков и другие.

1941 год. Вспоминает Рябова-Федосеева Пелагея Терентьевна, 1915 года рождения: «В ночь с 21 на 22 июня в нашем селе шёл сильный проливной дождь, а наутро была ясная солнечная погода. Многие колхозники, а наше хозяйство называлось колхозом имени Кирова, были в поле, так как с весны до глубокой осени работали днём и ночью, редко видели своих детей, стариков. Председателем колхоза тогда был Носанов Федот Никифорович. К обеду, когда все женщины обедали и отдыхали, к ним в поле приехал учётчик - Иван Носанов:

Девчата, я вам печальную весть принёс.

Война! Война! Многим вашим мужикам из райвоенкомата принесли повестки.

У нас и руки опустились. Кто заорал, кто заплакал. Раньше районным центром у нас был Новый Буян, там и находился райвоенкомат, откуда провожали мы наших мужей и сыновей. Многим же дали бронь - должен кто-то и хлеб растить для фронта».

В тот же день в районе началась запись добровольцев. Одним из первых записался Плётин Николай Михайлович. Родился он 9 мая 1922 года в семье крестьянина. Окончил 7 классов в 1938 году. Уже на фронте, в 1942 году, вступил в комсомол. «Мы, молодёжь, -вспоминал Плётин Н.М.,- вступая в ряды комсомола, клялись защищать Родину. Этот день запомнился мне. Вступали перед боем ночь в землянке. В ночь, когда 28 панфиловцев задержали наступление немцев перед Москвой».

Плётин Николай Михайлович воевал на 2-ом Белорусском фронте, прошёл с ним от Москвы до Берлина. Имеет награды: орден Отечественной войны Iстепени, орден Красной Звезды, медаль «За отвагу» и другие медали.

Клочков Фёдор Гаврилович родился 16 января 1925 года в селе Пискалы. Работать в колхозе начал ещё мальчишкой в 14 лет. Сначала он возил на лошади воду в поле трактористам, а в 1942 году освоил трактор. В 1943 году призвал на фронт в стрелковую дивизию. В октябре 1945 года тяжело ранен в левую ногу и демобилизован. За боевые заслуги награждён орденами Славы IIи IIIстепеней, медалью «За отвагу». После войны вернулся в родной колхоз, продолжил работать трактористом.

Муругова Татьяна Алексеевна родилась 25 марта 1922 года в селе Пискалы, закончила 7 классов, работала в колхозе имени Кирова. 27 декабря 1942 года её призвали в ряды Красной Армии. Из Ново-Буянского райвоенкомата направили в г. Куйбышев на Безымянку, где долгое время находилась в тылу, копала окопы. Пройдя медкомиссию, 1 июня 1943 года, направлена в действующую армию. В январе 1944 года Татьяну Алексеевну и ещё 11 девушек привезли под Горький на станцию Ветлуга в 11-ый зенитно-пулемётный полк. Там старший сержант Червяков показал девушкам их орудия - 9 трёхствольных пулемётов, обучил стрельбе их них. Сначала было страшно, тяжело. Вот что рассказывает Татьяна Алексеевна:

«Наши пулемёты находились в разных точках друг от друга, мы охраняли мосты, дороги, по которым шли на фронт наши войска. В основном немецкие самолёты налетали по ночам, бомбили. Были случаи, когда немецкие бомбы попадали в цель. Однажды ночью, это было под Киевом на станции Олевск, охраняли склады с боеприпасами, вдруг налетели самолёты. Наша небольшая группа из трёх человек, а я была наводчиком, подбила один самолёт. За это все мы награждены медалью «За отвагу».

На передовой Татьяне Алексеевне побывать не пришлось, их полк двигался уже по разрушенным и освобождённым от фашистов городам, сёлам, деревушкам. До самой победы девушки охраняли назначенные важные объекты. В родное село вернулась Муругова Т.А. в звании младшего сержанта в июле 1945 года. Имеет множество наград. В колхозе работала телятницей, среди передовых. В настоящее время - на заслуженном отдыхе.

В село Пискалы в годы войны приходили письма с фронтов в виде треугольников в каждый дом, каждую семью. Были и похоронки. Муж Матвеевой Анастасии Максимовны, Павел Яфимович, служил в танковых войсках в звании сержанта.

22 июня 1941 года - одна из самых трагических дат в истории села. В годы войны были призваны 240 человек. Вся тяжесть забот военного времени легла на плечи женщин, стариков и подростков. Многие защитники Родины не вернулись домой.

Школа в селе до 1941 года была семилетней. В 1941 году по ходатайству сельчан «семилетку» из села перенесли в село Пискалы, так как детей в Пискалах было больше.

В Ново-Еремкинской школе директором с 1928 года была Нахрикова Анна Андреевна.

Сейчас в селе только начальная школа. В ней учатся 6 человек. А раньше была «Восьмилетка», был интернат, где жили ученики из Красной Дубравы! В классах было по 25-30 учеников. Потом учеников, стало мало, и школу закрыли, оставили только начальную. Закрыли клуб. Сейчас его вновь реставрируют под церковь, то есть то, чем здание было изначально.

Была почта, мельница, маслобойня, гараж, фермы... Был большой деревянный мост, под которым свободно проходили лошади, груженые соломой. Сейчас этого ничего нет.

Сейчас в селе живут мордва (эрзя). Мордовский язык в селе разговорный, читать и писать на нём никто не умеет. Население в основном пожилого возраста.

Когда-то почти все жители села Ново-Ерёмкино работали в местном хозяйстве - на ферме, в поле, а второе отделение совхоза «Красные Горки» производило молочной продукции даже больше, чем центральное. Да в полеводстве ерёмкинцы не уступали пискалинцам.

Казалось, так всегда и будет, - говорит глава волости Василий Рыблёнков. - Но в 90-е годы последствия непродуманных реформ дошли и до нас. Молочную ферму в Ново-Ерёмки-не закрыли. Животных перевели на центральное отделение хозяйства. Потом закрыли и мастерскую. Многие остались без работы, так как не все пожелали ездить или ходить в Пискалы, до которых напрямую, по полю 3 км, а в обход - все 6. Тем более в хозяйстве стали задерживать зарплату, да и платили немного.

Вот и занялись новоеремкинцы подсобным хозяйством, - продолжил он. - Жить-то надо! Дрова нужно купить, детей одеть-обуть.

В Ново-Ерёмкино сейчас 119 дворов. Проживает около 300 человек, в основном пенсионеры, пенсию им приносят из Пискалинской почты. Своей-то нет...

Ребята начальных классов ходят в местную школу, построенную вместо сгоревшей. Средства на её возведение выделяла районная администрация.

Ни одно социально-культурное учреждение у нас в Еремкино не закрылось, - говорит Василий Рыблёнков. - И не допустим этого. Ведь стоит только закрыть школу и сразу же молодежь уедет из села. Такое уже было. Сколько людей потеряли! Вот в Красной Дубраве, расположенной на территории нашей волости, проживает всего-то 5 человек, остальные дачники. Все социально-культурные учреждения закрылись. Не допустим, чтобы такое случилось с селом Новое Ерёмкино.

Библиотека, фельдшерско-акушерский пункт - они живут, действуют, обслуживают сельчан. В бывшей мастерской открыт сборный цех от АвтоВАЗа, а еще сельский предприниматель занялся выращиванием кроликов.

Чтобы улучшить жизнь в селе, облегчить жизнь крестьян, необходимо провести газ. Это тоже будет способствовать закреплению молодежи в селе. Может быть, будут субсидии на строительства жилья.

Уже в этом году намечено провести газопровод. Но газификация домов - за счет самих владельцев. Будут устанавливаться газовые котлы в социально-культурных учреждениях. Так что скоро в Ново-Еремкино зажжется «голубой огонёк».