Коренное население полуострова камчатка. Население камчатки

Камчатка - один из наименее заселенных российских регионов. Средняя плотность населения очень низка: 16 кв.км. территории на одного человека, а если учесть, что около 85 % - это городское население, то фактическая плотность еще ниже.
На полуострове можно встретить представителей 176 национальностей , народностей и этнических групп. Большой процент населения составляют русские, за ними следуют украинцы, белорусы, татары, мордва, малочисленные народы севера и другие национальности. Коренное население представлено коряками, ительменами, эвенами, алеутами и чукчами.
Общая численность населения Камчатки – около 360 тыс. человек , большая часть из них проживает в городе Петропавловске-Камчатском. Более всего заселены долины рек Авача и Камчатка. Остальная часть населения живет главным образом на побережьях, что обусловлено не только благоприятными условиями этих районов, но и рыбной специализацией экономики Камчатки.

Наиболее древними обитателями Камчатки являются ительмены , название народа означает «живущие здесь».
Южная изначальная граница расселения - мыс Лопатка, северная - река Тигиль на западном и река Ука на восточном побережье. Древние ительменские селения располагались по рекам Камчатке (Уйкоаль), Еловке (Коочь), Большой, Быстрой, Аваче, по берегам Авачинской бухты. Возглавлял острожек, состоящий из нескольких полуземлянок, в которых жили члены одной семейной общины, тойон. Имена тойонов до сих пор остались на карте Камчатки: Начики, Авача, Налычево, Пиначево.
Когда в конце XVII - начале XVIII вв. русские землепроходцы появились в срединной части Камчатки, ительмены находились на стадии распада первобытнообщинных отношений.
Жизнь ительменов в летнее время проходила раньше у воды и на воде. Передвигались они по рекам на долбленых колодообразных лодках-батах, изготовленных из тополя. Они ловили рыбу сетями, сплетенными из крапивных волокон, били ее острогами, строили ловушки-запоры на реках. Часть рыбы вылили в виде юколы, часть заквашивали в специальных ямах. Отсутствие соли не позволяло заготовлять большие рыбные запасы.
Равнозначным занятием у этого народа была охота - на лисиц, соболей, медведей, горных баранов; на побережьях - на морского зверя: сивучей, тюленей, каланов. Ели ительмены много рыбы, предпочитая запеченную (чуприк) и рыбные котлеты (тэльно); использовали в пищу молодые побеги шеломайника, морковника (купыря) и борщевика шерстистого - пучки (пока он не приобрел обжигающие свойства); употребляли в качестве противоцинготного средства кедровые шишки с сушеной икрой лососей, запивая чаем; сдабривали пищу нерпичьим жиром - любимой приправой всех северных народов.
Своеобразной была и одежда ительменов, сшитая из соболей, лисиц, евражек, снежных баранов, собачьих кож с обилием кисточек из горностая и пушистыми опушками по вороту, капюшону, подолу и рукавам. Стеллер писал: «Самые нарядные кухлянки обшиваются у ворота и рукавов, а также и на подоле, собачьим волосом, а на кафтан навешиваются сотни кистей из тюленьего волоса, окрашенного в красный цвет, которые болтаются из стороны в сторону при каждом движении». Такое одеяние ительменов создавало впечатление пушистости и лохматости.

Коряки - основное население севера Камчатки. Имеют свою автономию - Корякский округ. Название народа, как считали Крашенинников и Стеллер, произошло от «хора» - «олень». Сами же коряки так себя не называют. Жители побережья назывались нымыланами – «обитателями оседлых селений». Кочевники, пасшие в тундре оленей, издавна назвали себя чавчувенами , т.е. «оленными людьми».
Для чавчувенов оленеводство было основным, если не единственным, занятием. Олень давал им все необходимое для жизни: мясо шло в пищу, шкуры - на изготовление одежды (кухлянок, малахаев, торбасов), строительство переносных жилищ (яранг), кости - на изготовление орудий труда и бытовых предметов, жир - на освещение жилья. Олени были для коряков и средством передвижения.
Для нымыланов основным типом хозяйства было рыболовно-охотничье. Рыбу ловили в основном в реках, сетями из крапивных волокон (на изготовление одной сети уходило около двух лет, а служили они всего год). Морской зверобойный промысел стоял на втором месте после рыболовства в хозяйстве оседлых коряков. В море выходили на байдарах, обтянутых шкурами, в нерпу, лахтака и, главное, кита метали гарпун, привязанный к носу судна, а добивали китов копьями с каменными наконечниками. Шкуры морских животных использовали для обтягивания лодок, обшивали ими ляжи, шили из них обувь, мешки и сумки, изготовляли ремни.
У коряков хорошо развиты домашние промыслы - резьба по дереву и кости, плетение, обработка металлов (знаменитые на весь мир паренские ножи), изготовление национальной одежды и ковров из оленьих шкур и вышивка бисером.

Эвены ряду камчатских аборигенов стоят несколько особняком. По происхождению и культуре они схожи с эвенками (тунгусами). Предки народа, переселившись на Камчатку в XVII в., изменили своему традиционному занятию - охоте и занялись оленеводством.
Русские, придя на Камчатку, называли эвенов, кочевавших по Охотскому побережью, ламутами , т.е. «живущими возле моря», а пастухов - орочами , т.е. «оленными людьми». Кроме оленеводства и охоты, береговые эвены занимались рыболовством и морским зверобойным промыслом. Из ремесел самым распространенным у эвенов было кузнечное дело. Жилищем камчатским эвенам служил цилиндрическо-конический чум, по устройству похожий на корякскую ярангу. В зимнее время для сохранения в жилище тепла к чуму пристраивали тунелеобразный вход. В отличие от других народов Камчатки эвены не практиковали широко ездового собаководства.

Северными соседями коряков были чукчи – «оленные люди» (чаучу), часть их переселилась на Камчатку.
Владелец менее чем ста оленей считался бедняком и обычно не мог вести самостоятельное хозяйство.
Основным орудием охоты у чукчей были лук и стрелы, копье и гарпун. Наконечники стрел, копий и гарпунов делались из кости и камня. Добывая мелкую водоплавающую птицу и дичь, чукчи использовали бола (приспособления для ловли птиц на лету) и пращу, которая вместе с луком и копьем являлась также и военным оружием.
Основным средством передвижения у чукчей служили олени, но, как и коряки и ительмены, они в качестве транспорта использовали собачьи упряжки.
Чукчи - отличные мореходы, умело управлявшиеся с байдарами, вмещавшими 20-30 человек. При попутном ветре чукчи, как и коряки-нымыланы, использовали квадратные паруса, сделанные из оленьей замши (ровдуги), а для большей устойчивости на волне прикрепляли к бортам надутые воздухом тюленьи шкуры, снятые «чулком». Почти каждое лето чукчи совершали промысловые экспедиции на байдарах от залива Креста на реку Анадырь для охоты. Известно также, что они торговали с эскимосами, отправлялись к американскому берегу целыми флотилиями.

Алеуты - древнее население Алеутских островов, их самоназвание «унанган», т.е. «прибрежные жители».
Не позднее 1825 г. Российско-Американской компанией, осваивавшей Русскую Америку, были переселены с Алеутских островов на остров Беринга первые 17 семейств алеутов-промышленников для постоянного жительства.
Основным традиционным занятием алеутов была охота на морских животных (котики, сивучи, каланы) и рыболовство. На зиму в качестве продукта питания алеуты заготовляли яйца с птичьих базаров.
На острове Беринга привычным способом передвижения стали нарты с собачьей упряжкой, а на острове Медном для хождения зимой по горам алеуты использовали короткие и широкие лыжи.
Жилища командорских алеутов представляли собой полуподземные юрты. Среди предметов домашнего обихода были травяные плетеные сумки, корзины, циновки; для хранения жира, юколы, запасов шикши с жиром и т.п. применяли сивучьи пузыри.


Коряки - коренное население северной части полуострова Камчатка, которому удалось пронести свою самобытность и культурные особенности сквозь века. Да, их уклад жизни стал более современным, а некоторые необычные традиции отошли на второй план. Однако несмотря на малочисленность и ограниченный регион проживания, они сумели сохранить свои основные обычаи.


Коряки - коренное население Камчатского края.

Самым точным переводом термина «коряки» будет «владеющий оленями», что в полной мере отражает суть главного занятия народа. Одна из версий этнологов гласит, что такое название люди получили от русских казаков, которые пришли на полуостров в XVII веке. Согласно другой теории, «коряками» их прозвали соседи юкагиры.

Коряки-рыболовы и коряки-оленеводы


Коряки перетаскивают кита на санях. Пенжина, Камчатка. 1900

Корякские племена не всегда были кочевыми. Изначально они занимались рыболовством и вели оседлую жизнь. Необходимость отделится от основной группы возникала крайне редко - в годы плохого улова, когда мужчины были вынуждены уходить вглубь полуострова на охоту и оставаться там долгое время. С этого и началось разделение коряков на две основные ветви: кочевых тундровых и оседлых береговых.

Что примечательно, сам народ никогда не называл себя «коряками». В противовес этому термину использовались другие. «Намылан» и «анкалан» для обозначения оседлых жителей, «чавчувен» и «чаучу» - для кочевых представителей.


Коряки сушат рыбу, 1901

Кроме охоты и рыболовства в селениях были хорошо развиты другие промыслы. Коряки всегда мудро распоряжались дарами природы. Убитые животные использовались не только для пропитания. Из оленьих шкур шились теплые закрытые рубахи «кухлянки», которые украшали витиеватыми узорами из меха пушных зверьков. Для изготовления традиционных меховых валенок отбирались целые шкурки моржей и нерп.


Валенки с традиционной меховой отделкой и вышивкой.

Исключительно женским занятием считалась обработка мягких материалов, в частности шитье и вышивка. Мужчины занимались более тяжелым трудом: изготавливали фигурки, табакерки и украшения из моржовых клыков; обрабатывали металл, камень и дерево.

Отрезанные от цивилизации коряки даже придумали своеобразное подобие подгузников. Их сооружали из мягчайших шкурок телят оленей и снабжали специальным карманом на пуговицах, который было удобно расстегивать и застегивать, не снимая одежды. В карман закладывали особый сорт мха, хорошо впитывающий жидкости и препятствующий появлению опрелостей.

Яранги - традиционное жилье коряков


Коряки у своего традиционного жилища.

Олицетворением родного дома для любого коряка является яранга. По строению она похожа на небольшую юрту, покрытую шкурами оленей. Самое теплое место яранги - полог или спальня, которое представляет собой небольшую квадратную «комнату» в центре, со всех сторон укрытую оленьими шкурами мехом внутрь. Раньше туда забиралась вся семья и, зажигая «жирник» (светильник на основе тюленьего жира), укладывались на ночлег. Тогда в пологе становилось настолько жарко, что в даже в самые морозные ночи можно было спать без одежды.


Яранга - традиционное жилище коряков.

Кроме яранг, коряки строили полуподземные жилища из бревен. Строения имели два входа: нижний, ведущий внутрь через сени, и верхний, который параллельно исполнял роль дымоотвода. Первый использовали в летнее время, пока строение не засыпало снегом. Но как только снежный покров становился настолько высоким, что под ним скрывалась большая часть дома, коряки забирались внутрь через зимний вход. Лестница была очень крутой и напоминала скорее столб с углублениями-ступеньками для ног. Некоторые этнологи придерживаются мнения, что такие северные землянки строились задолго до появления яранг. Однако до нашего времени ни одного целого полуподземного дома в естественных условиях не сохранилось, поэтому увидеть их можно только в музеях.

Чему поклонялись коряки?


Во время одного из обрядовых праздников.

Коряки верили, что душа есть у каждой вещи и окружающего предмета. Они одушевляли не только животных, но и весь окружающий мир: небесные светила, море, горы, лес. В каждой общине выбиралось свое священное место - аппапель - которому поклонялись и приносили в жертву животных. Зачастую это были олени, реже собаки и морские обитатели.

Самые пышные празднования устраивались в честь основных промыслов - охоты и рыбалки. Коряки торжественно «встречали» и «проводили» добычу (оленей, касаток, китов), выполняли обряды со шкурой, носами и некоторыми другими частями туш, которые после ритуала обязательно выставляли на почетное место, чаще всего рядом с семейными тотемами. Другими культовыми предметами были аняпели (гадальные камни), миниатюрные фигурки, символизирующие предков, и доски с антропоморфными фигурками для добывания огня трением.


Народные игры коряков Магаданской области.

С большим почетом народ относился к смерти и связанными с ней обрядами подготовки тела. Преждевременная кончина считалась происками злых духов, поэтому коряки регулярно совершали ритуальные жертвоприношения и обращались к шаманам за защитными амулетами. Обязательным элементом похоронно-поминальной обрядности была погребальная одежда. Ее начинали шить еще при жизни, но ни в коем случае не заканчивали самостоятельно. По поверью, собственноручно доделав погребальный наряд, человек накликал на себя преждевременную смерть.

Несколько столетий основным способом погребения оставалось сожжение на костре из древесины кедрового стланика. С мертвыми обращались как с живыми: вели степенные беседы и передавали через них подарки ранее умершим родственникам, укладывали на костер продукты, личные вещи, оружие. Однако примерно с XVIII века традиционные обряды стали переплетаться с православными погребальными традициями и постепенно забылись.

Корякский фольклор: мифы и сказки, народная музыка

Корякская письменность - одна из самых молодых. Она создавалась на основе латиницы в 1930 году, однако в таком виде просуществовала немногим более пяти лет (с 1930 по 1936). После язык стали записывать русским алфавитом. Повсеместное распространение русского языка негативно повлияло на родную словесность коряков: практически не осталось аутентичных литераторов, каждое новое поколение знало язык все хуже. Ситуация усугубилась после того, как в камчатских школах перестали преподавать корякский язык, исключив его из образовательной программы.

Тем не менее в фольклоре коряков много интересного. Даже не понимая языка, слушать исторические легенды и предания, сказки, мифы и песни очень интересно. Мелодии выполняются речитативом под ритмичное аккомпанирование круглого национального бубна с внутренней крестовидной рукояткой - «г’эйнэчг’ын». Следует отметить, что этот термин является общим для всех корякских музыкальных инструментов. Им обозначают и трубу из бересты, и некое подобие флейты с наружным отверстием, и перьевые пищики, и даже духовые инструменты.


Молодые корякские девушки с национальным музыкальным инструментом - круглым бубном с плоской обечайкой и внутренней крестовидной рукояткой.

В историях отражены реальные события: межплеменные стычки коряков, войны народа с эвенами и чукчами. Много повествований сосредоточено вокруг «Куйкыняку» - Вороне, который в корякской культуре предстает одновременно как творец, проказник и шутник. Некоторые напевы передаются из поколения в поколение и считаются родовыми. В детском эпосе популярны сказки, главными персонажами которых являются животные: собаки, медведи, мыши и морские обитатели.

Современные коряки: какие они?

Сегодня коряки по-прежнему ведут обособленный образ жизни, не покидая привычных мест обитания. И даже имеют собственную автономию - Корякский округ. Согласно переписи 2010 года, численность народа составляет около 9000 человек. Причем две трети людей проживает в Камчатском крае, остальные - в Чукотском автономном округе и Магаданской области.

Превалирующее большинство современных коряков разговаривают на русском языке и исповедуют православное христианство. Шаманизма придерживаются лишь отдельные племена, в которых сильны традиционные верования предков. Схожая ситуация обстоит с корякским языком - его сохраняет не более 2000 человек, еще около 1000 человек разговаривает на алюторском.


Коряки исполняют национальный танец.

Стремясь защитить интересы коренного населения Корякского автономного округа, российское правительство всячески поддерживает общественные организации и национализацию поселков. На местном радио и телевидении регулярно выпускают различные передачи на корякском языке. В школах наряду с русским обязательно преподают родной для коряков язык, организуют кружки по традиционному укладу жизни и формам хозяйствования.

По сравнению с другими российскими регионами, Камчатка является одним из наименее населенных участков страны - на одного человека приходится около 16 км 2 территории. При этом почти 85% населения составляют городские жители, поэтому фактическая плотность живущих на полуострове людей еще ниже.

На Камчатке встречаются лица 176 национальностей, этнических групп и народностей. На первом месте находятся русские, на долю которых приходится около 252 тысяч человек, что соответствует 83% от всего населения. На втором месте по численности находятся украинцы, процент которых достигает 3,5%, а третье место досталось корякам - коренному населению полуострова. На их долю приходится немногим более 2% населения.

Число других национальностей и народностей, как коренных, так и переселенцев, проживающих на Камчатке, значительно скромнее. Доля каждой из этих национальностей не достигает даже 0,75% от общего числа жителей полуострова. К этим народностям относятся ительмены, татары, белорусы, также эвены, камчадалы, алеуты, корейцы и чукчи.


Количество людей, населяющих Камчатку, достигает 360 тысяч, большая часть которых проживает в Петропавловске-Камчатском. В основном люди расселены по побережью, что объясняется благоприятными условиями и рыбной специализацией полуострова. Так, коряки, в основном населяют северную и центральную часть региона, а ительмены занимают юго-западные районы полуострова. Эвены создали компактные группы и расселились на территории Олюторского, Быстринского и Пенжинского районов, алеуты проживают в Алеутском районе (остров Беринга), а чукчи населяют север полуострова в Пенжинском и Олюторском районах.

Общее число людей, представляющих эту народность близко к 8 000, из которых на Камчатке проживают около 6,6 тысяч человек. В большинстве своем эти люди населяют Корякский округ, Магаданскую область и Чукотский АО.

Коряки сейчас изъясняются на русском языке, однако их историческим языком считается корякский, составляющий ветвь чукотско-камчатской языковой семьи.

Представителей этой народности делят на две этнические группировки: тундровых и береговых коряков.


Тундровые коряки (их самоназвание звучит как чавчувены - т.е. оленеводы) ведут в тундре кочевой образ жизни, параллельно разводя оленей. Эти животные обеспечивали людей всем необходимым: мясом для еды, шкурами для изготовления одежды, а также для строительства яранг (переносных жилищ). Кости оленей у чавученов шли для орудий труда и предметов быта, а жир использовался для освещения яранг. Кроме того, именно при помощи оленей люди перемещались по тундре. Внутри народности имеется разделение на несколько субэтносов: паренцев, апукинцев, каменцев и интанцев.

Береговых коряков (самоназвание которых - намыланы) отличает оседлый образ жизни и занятие рыболовством. Для ловли рыбы намыланы использовали сети, изготовленные из волокон крапивы, в море ходили на байдарах, обтянутых шкурами животных. Родной язык этой народности - алюторский. Намыланы делятся на алюторцев, паланцев и карагинцев.


Коряки известны своими домашними промыслами: резали по кости, дереву, обрабатывали металлы, плели, вышивали бисером, изготавливали ковры из шкур оленей, занимались пошивом национальной одежды.

Верующие коряки в большинстве своем являются православными христианами, однако, с сильными остаточными пережитками шаманизма. Проживают эти люди в ярангах - особых переносных чумах.

Ительмены

Еще одна народность Камчатки, считающаяся коренной - это ительмены. Их общее число составляет около 3,2 тыс. человек, из которых 2,4 тыс. живут в Камчатском крае, а остальные населяют Магаданскую область. Наиболее плотно ительмены заселили Тигильский и Мильковский район Камчатского края, а также Петропавловск-Камчатский. Язык, на котором изъясняются представители этой народности - русский, однако традиционным наречием ительменов является ительменский, который на данный момент считается умирающим. Относится он к ительменской ветви чукотско-камчатской языковой семьи.


Что касается вероисповедания, то ительмены причисляются к православным христианам, но, также как и в случае с коряками, с сильными пережитками древних культур.

В древности ительмены селились преимущественно на побережьях рек, так как основным занятием представителей народности было рыболовство. Также ительмены много охотились на лисиц, медведей, соболей, горных баранов. Еще их добычей становились морские звери: каланы, сивучи, тюлени. На втором месте в деятельности ительменов была заготовка дикорастущих трав и кореньев. Жили эти люди в зимних и летних, а также во временных и постоянных жилищах.

Одежду ительмены шили из лисиц, соболей, евражек, собачьей кожи, снежных баранов. Предметы гардероба отличались наличием многочисленных кисточек, изготовленных из горностая, множеством опушек, расположенных по капюшону, вороту, рукавам и подолам.


Камчадалы

Еще один субэтнос Камчатки, считающийся коренным - камчадалы. Их считают ответвлением русской национальности, так как они являются потомками первейших русских переселенцев полуострова. Представителей этой народности насчитывается около 1,9 тыс. человек, 1,6 тыс. из которых населяют Камчатку, а около 300 человек проживают в Магаданской области.

Эта группа начала складываться в середине 18 века и становилась все больше и больше по мере заселения полуострова русскими переселенцами. Образ жизни и система хозяйства была перенята русскими от местных жителей.

Язык камчадалов гортанный, очень отличающийся от языка коряков. К середине 19 века камчадалы говорили на трех наречиях, одно из которых было распространено в долине реки Камчатка, а второе - в долинах двух рек (Быстрой и Большой), очень смешанное с русским языком. Третье, пенжинское наречие, считается наиболее чистым. Сейчас камчадалы говорят на русском языке, крещены и проживают в избах, похожих на русские.


Соседями коряков с северной стороны были чукчи или "оленные люди", часть которых переселилась на полуостров Камчатку. Чукчи охотились на водоплавающих птиц и дичь при помощи лука со стрелами. Также в их арсенале имелись гарпуны и копья. В качестве средства передвижения использовались не только олени, но и собачьи упряжки.

Чукчи отличаются прекрасными мореходными умениями, используя для перемещения по водоемам байдары на два-три десятка человек. Квадратные паруса, используемые во время дуновения попутного ветра, изготавливались из оленьей замши, а надутые воздухом шкуры тюленей давали судну большую устойчивость во время путешествий на волнах.


В летние месяцы чукчи ездили в промысловые экспедиции для охоты на реку Анадырь, осуществляли торговлю с эскимосами.

Эта малочисленная народность именовалась ламутами, а самоназвание этноса "эвын", то есть местный житель, и легло в основу названия нации. Эвены населяют территорию Тигильского и Быстринского районов Камчатской области, говорят на эвенском языке, а по культуре и происхождению особенно близки к эвенкам.

Жили эвены в чумах коническо-цилиндрической формы, напоминающих яранки коряков. Зимой для дополнительного сохранения тепла чум дополняли входом в виде туннеля - тамбуром.

Что касается одежды, то эвены носили распашные наряды, а не глухие, как у коряков, ительменов и чукчей. Собак эвены использовали зачастую не для езды, а для охоты, причем, "натаскивали" каждую особь на определенного зверя. А для перемещения представители этой народности использовали оленей и даже вывели особую породу животного для езды - ламутскую.


Береговые эвены, помимо охоты и оленеводства, морским зверобойным промыслом и рыболовством, занимались кузнечным делом.

Алеуты - народность, также населяющая территорию Камчатской области, в частности остров Беринга. Самоназвание этой этнической группы - "унанган", что означает "прибрежные жители", а название "алеуты" было дано им русскими.

Основными занятиями алеутов была охота на морских котиков, каланов, сивучей, а также рыболовство. Алеуты занимались собирательством, изготавливали орудия из кости, дерева, а также заготавливали на зиму птичьи яйца, используя для этого сивучий жир.


По острову Беринга эти люди передвигались на нартах с запряженными собаками, а на острове Медном для зимнего времени использовались широкие и короткие лыжи. Жили алеуты в полуподземных юртах.

Расовая принадлежность населения Камчатки

Ительменов и коряков этнологи относят к представителям малой арктической расы, которую по-другому именуют эскимосской и считают северной ветвью крупной монголоидной расы. Причем эта субраса по собственным антропологическим характеристикам более близка к тихоокеанским, а не к континентальным монголоидным.

Что касается камчадалов, то они относятся к смешанной расе с признаками как монголоидных, так и европеоидных особенностей. Камчадалы - это плод смешения древнего коренного населения Камчатки с русскими людьми, а тип их расы нередко называют уральским.


Изменение численности населения Камчатки

Последние сотни лет значительно повлияли на сокращение числа коренного населения. Это произошло по нескольким причинам:

  • Эпидемии, унесшие жизни огромного числа аборигенов;
  • Истребление местных жителей из-за проводимой колониальной политики;
  • Культурная ассимиляция, проходимая в более позднее время. Дело в том, что со временем стало немодно быть представителем коренной национальности, поэтому метисы предпочли считаться русскими.

Перспективы развития коренных народностей Камчатки очень неопределенные. Правительство РФ стало побуждать представителей этих этнических групп к самоопределению с целью подтверждения ительменской, корякской и камчадальской национальности, стимулируя людей несколькими видами льгот. Однако для распространения этих самобытных культур таких мероприятий мало, так как сейчас налицо все признаки их вымирания. К примеру, даже если число ительменов по сравнению с данными 1980 года увеличилось более чем в 2 раза, то количество представителей этой народности, говорящей на ительменском языке не достигает и сотни человек.


Для восстановления и последующего сохранения культуры малых народов, населяющих Камчатку, необходимы большие финансовые вложения, объем которых зависит от того, насколько население полуострова готово их освоить.

Посмотрите наше новое видео с уникального тура "Легенды Севера"

Настоящая редакция Паспорта Камчатского края подготовлена по состоянию на 01.01.2018 года.

1.1 Географическое положение

Камчатский край входит в состав Дальневосточного федерального округа и занимает полуостров Камчатка с прилегающей к нему материковой частью, а также Командорские и Карагинский острова. Камчатский край граничит на северо-западе с Магаданской областью, на севере - с Чукотским автономным округом, на юге - с Сахалинской областью.

С востока Камчатку омывают воды Тихого океана, с северо-востока - воды Берингова моря, с запада - воды Охотского моря.

1.2. Территория

Площадь территории составляет 464,3 тыс. кв. км (2,7 % от площади Российской Федерации), из которой 292,6 тыс. кв. км занимает Корякский округ, и простирается с юга на север почти на 1600 км.

Административный центр - г. Петропавловск-Камчатский.

1.3. Климат

Климат главным образом умеренный муссонный, в центре - умеренный континентальный, на севере - субарктический; средняя температура января на полуострове Камчатка -15,5 °С, на прилегающей части материка -25 °С, средняя температура июля +13,2 °С; количество осадков - до 1000 мм в год. На севере края - многолетняя мерзлота, свыше 400 ледников.

1.4. Население

Численность населения края на 1 января 2018 года составила 315,6 тыс. человек (0,2 % от численности населения Российской Федерации), увеличившись за 2017 год на 828 человек. Увеличение численности населения края обусловлено на 65,7 % миграционным приростом и на 34,3 % - естественным приростом.

В 2017 году родилось 3 752 детей, что на 305 младенца или 7,5 % меньше, чем в предыдущем году. Общий коэффициент рождаемости в целом по краю составил 11,9% (в среднем по России - 12,9 %). Умерло 3 468 человек, что на 171 человека меньше, чем в 2016 году. Среднегодовой коэффициент смертности составил 11,0 % (в среднем по России - 12,9 %).

Плотность населения - 0,7 человека на 1 кв. км, что в 13 раз ниже, чем в целом по России. Население размещено по территории края крайне неравномерно - от 0,02 человека на 1 кв. км в Пенжинском районе до 586 человек на 1 кв. км в г. Елизово. Большинство населения проживает в городах Петропавловск-Камчатский, Елизово, Вилючинск и долинах рек Авача и Камчатка.

Удельный вес городского населения - 78,2 % (246,9 тыс. человек), сельского населения - 21,8 % (68,7 тыс. человек).

Численность рабочей силы составила 178,8 тыс. человек (56,6 % от общей численности населения края).

На территории края проживает 134 национальности: русское население является в крае самым многочисленным (85,9 %), второе место по численности занимают украинцы (3,9 %), третье - коряки (2,3 %), татары, белорусы, ительмены, чукчи, эвены, корейцы и др.

Уровень жизни населения

2017 год в Камчатском крае характеризовался снижением показателей уровня жизни, несмотря на рост заработной платы. Основной причиной является отставание темпов роста среднедушевых денежных доходов населения, пенсий от темпов инфляционных процессов.

Среднедушевые денежные доходы в 2017 году сложились на уровне 41 456,7 рублей, реальные денежные доходы составили 99,7 %.

Средняя номинальная начисленная заработная плата по Камчатскому краю в 2017 году составила 65 807,0 рублей (рост к уровню 2016 года составил 106,4 %), реальная заработная плата - 103,8 %.

Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2017 году осталась на уровне 2016 года и составила 18,4 %.

Численность официально зарегистрированных безработных на конец декабря 2017 года составила 2,9 тыс. человек (1,6 % от рабочей силы).

Величина прожиточного минимума, сложившаяся в Камчатском крае за 2017 год в расчете на душу населения, составила 19 438 рублей (для трудоспособного населения - 20 290 рублей, для пенсионеров - 15 428 рублей, для детей - 20 952 рубля).

1.5. Административно-территориальное деление

В состав Камчатского края входит 87 населенных пунктов, в том числе:

  • городов краевого подчинения - 3 (г. Петропавловск-Камчатский, г. Вилючинск, г. Елизово);
  • посёлков городского типа - 1 (п.г.т. Палана);
  • рабочих посёлков - 1 (р.п. Вулканный);
  • сельских населённых пунктов - 82.

Камчатский край включает в себя 66 муниципальных образований, в том числе 3 имеют статус «Городской округ»:

  • Петропавловск-Камчатский городской округ;
  • Вилючинский городской округ;
  • Городской округ «поселок Палана»;

11 имеют статус «Муниципальный район»:

  • Алеутский муниципальный район;
  • Быстринский муниципальный район;
  • Елизовский муниципальный район;
  • Мильковский муниципальный район;
  • Соболевский муниципальный район;
  • Усть-Большерецкий муниципальный район;
  • Усть-Камчатский муниципальный район;
  • Карагинский муниципальный район;
  • Олюторский муниципальный район;
  • Пенжинский муниципальный район;
  • Тигильский муниципальный район.

Один из районов края - Алеутский - расположен на Командорских островах.

Карагинский, Олюторский, Пенжинский и Тигильский муниципальные районы входят в состав территории с особым статусом Корякский округ.

В состав муниципальных районов входят 5 городских поселений и 46 сельских поселений.

На территории Камчатского края могли бы разместиться 4 европейских государства: Англия, Португалия, Бельгия и Люксембург вместе взятые.

1.6. Политические партии

В Камчатском крае зарегистрировано 17 региональных отделений всероссийских политических партий. Наиболее активными и многочисленными являются:

Камчатское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;

Камчатское краевое отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России»;

Камчатское краевое отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации»;

Региональное отделение политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Камчатском крае.

Герб Камчатского края

Флаг представляет собой прямоугольное полотнище из двух горизонтальных полос: верхней — белого, нижней — синего цвета. Соотношение полос по ширине — 2:1. В крыже расположено изображение фигур герба Камчатского края.

Гимн Камчатского края

Слова Б.С. Дубровина, музыка Заслуженного деятеля искусств России Е.И. Морозова . Исполнители - Камчатская хоровая капелла, московский симфонический оркестр «Глобалис» (дирижёр - Народный артист России Павел Овсянников). Утвержден Законом Камчатского края от 05.03.2010 № 397 «О гимне Камчатского края» .

1.8. Краткая историческая справка

Впервые административный статус Камчатки определен как самостоятельная Камчатская область в составе Иркутской губернии Именным Указом от 11 августа 1803 года «Об устройстве областного правления на Камчатке». В территорию входил Нижнекамчатский уезд и Охотский уезд Гижигинского округа. Указом от 9 апреля 1812 года «Настоящее областное в Камчатке правление как слишком для края того обширное и многосложное» упразднено. Начальник Камчатки назначался из офицеров морского ведомства и местопребыванием его определялся Петропавловский порт.

Высочайшим Указом Правительствующего Сената Камчатская область вновь образована 2 декабря 1849 года: «Из частей, подведомственных Камчатскому Приморскому управлению и Гижигинского округа, образовать особую область, которой именоваться Камчатской областью». Первым губернатором Камчатской области стал генерал-майор (позже - контр-адмирал) Василий Степанович Завойко. С его именем непосредственно связана героическая оборона Петропавловска от англо-французской эскадры в августе 1854 года.

В 1856 году в связи с изменением политики России на Дальнем Востоке образован Петропавловский округ в составе Приморской области. Административный статус самостоятельной области возвращен Камчатке в 1909 году. К этому времени область состояла из 6 уездов, занимавших весь северо-восток, включала территорию около 1360 тыс. кв. км.

10 ноября 1922 года в области установлена Советская власть в лице Облнарревкома, а территория переименована в Камчатскую губернию.

С 1 января 1926 года Камчатский округ, состоящий из 8 районов (Анадырского, Карагинского, Пенжинского, Петропавловского, Тигильского, Усть-Камчатского, Усть-Большерецкого, Чукотского), входит в Дальневосточный край.

Постановлением ВЦИК и Совнаркома РСФСР 22 ноября 1932 года Камчатская губерния (округ) реорганизована в Камчатскую область в составе Дальневосточного края.

В октябре 1938 года Камчатская область, после очередного административно-территориального деления, вошла в состав Хабаровского края с 13 районами, Корякским и Чукотским национальными округами.

Указом Президиума Верховного Совета СССР 23 января 1956 года Камчатская область вместе с Корякским округом выделена из состава Хабаровского края как самостоятельное административное образование РСФСР.

Выделение Камчатской области в самостоятельную административно-территориальную единицу способствовало ускорению роста ее производительных сил, социальному и культурному строительству. Введены в строй Паужетская геотермальная электростанция, Авачинский зверосовхоз, две звероводческие фермы. Построен санаторий Всесоюзного значения «Начики». В 1961 году начал работу телецентр. В 1962 году организован Институт вулканологии СО АН СССР. В 1967 году организованы «Тралфлот», «Океанрыбфлот», «Камчатрыбфлот».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июля 1967 года Камчатская область награждена Орденом В.И. Ленина.

Камчатский край образован 1 июля 2007 года в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа в соответствии с Федеральным конституционным законом от 12.07.2006 № 2-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа».

Административный центр Камчатского края - город Петропавловск-Камчатский, является международным морским и воздушным портом. Образован в 1740 году (год основания порта). Утвержден городом в 1812 году с наименованием Петропавловский порт. В 1924 году переименован в город Петропавловск-Камчатский.

Указом Президента Российской Федерации 3 ноября 2011 года городу Петропавловску-Камчатскому присвоено почетное звание «Город воинской славы». В 2016 году в Петропавловске-Камчатском установлена стела Города воинской славы.

Камчатка и сегодня остается одной из наименее населенных областей нашей страны. Средняя плотность населения очень низка: на 1 человека приходится 1,6 км 2 , а если учесть, что из 439,4 тыс. человек 359,1 тыс. (81,7 %) составляет городское население (гг. Петропавловск-Камчатский, Елизово, Ключи), то фактически плотность еще ниже (данные приведены по состоянию на 1 января 1994 г.). Наиболее густо заселены долины реки Авачи и реки Камчатки. Остальная часть населения живет, главным образом, на побережьях, что обусловлено благоприятными природными условиями этих регионов и рыбной специализацией экономики области.

До 1986 г. для области характерным был быстрый рост населения за счет приезда новых жителей. В последние годы началась обратная миграция, и только за 1993 г. население области уменьшилось на 15 тыс. человек.

Прибрежные поселки с Петропавловском-Камчатским и Камчатку со страной соединяет только воздушное сообщение . Восемь часов полета до Москвы и два с половиной до Хабаровска отделяют островную - в транспортном отношении - область от материка. Малоразвитая сеть дорог на самом полуострове делает возможным автобусное сообщение только с поселками Усть-Большерецк, Мильково, Эссо, да по зимней дороге доставляются грузы в город Ключи, поселок Усть-Камчатск и обратно.

Камчатский полуостров в наши дни заселен несколькими народностями , которые жили здесь и до прихода первых отрядов русских казаков-землепроходцев в XVII в. К этим народностям относятся: коряки, проживающие в северной и центральной частях полуострова; ительмены, населяющие юго-западную часть Камчатки (в пределах Тигильского района); эвены, которые расселены относительно компактными группами на территориях Быстринского, Пенжинского и Олюторского районов; алеуты, в большинстве проживающие на территории Алеутского района (остров Беринга); чукчи, проживающие на севере Камчатки, в Олюторском и Пенжинском районах.

В численном отношении это выглядит так:

коряки - 7190 человек, из которых 6572 (или 91,4 %) проживают на территории Корякского автономного округа с примерно равной плотностью заселения; больше всего коряков в Тигильском районе (34,2 % от общего числа);

ительмены - 1441 человек, в основном проживают на территории Тигильского района (77,4 % от общего числа), остальные рассеяны по Карагинскому и Олюторскому районам;

эвены - 1489 человек, расселены компактными группами в Быстринском (672 чел. или 45 %) и Олюторском (8234 человек или 15,7 %) районах, в Пенжинском районе эвенов 274 человек или 27,1 % от общего числа;

алеуты - всего 390 человек, из которых 298 человек (76,4 %) проживают в Алеутском районе;

чукчи - 1530 человек, основная масса рассредоточена по территории Корякского автономного округа.

Общая удельная численность населения Камчатки 471 932 человек (или 100,0 %), из которых вышеперечисленнные народности занимают: коряки - 1,5%, чукчи - 0,3%, эвены - 0,3 %, ительмены - 0,3 %, алеуты - 0,1 %.

Коряки

Коряки - одно из этнических подразделений северо-восточных палеоазиатов. Термин «палеоазиаты» (или древнеазиатские народы) был предложен Л. И. Шренком в середине XVIII в. для обозначения ряда малочисленных народов Северной и Северо-восточной Сибири, для которых свойственны архаические черты культуры, характерные для неолитической стадии развития.

Основанием для выделения этих народов в особую языковую группу послужило то, что их языки не связаны с большими языковыми семьями Северной Азии. В эту группу входили чукчи, коряки, ительмены, юкагиры, чуванцы, нивхи, кеты, эскимосы, алеуты и айны. По мнению Л. И. Шренка, палеоазиатские народы являются потомками древнейшего населения Северной Азии.

Наиболее ранние известия о коряках относятся к 1669 г. Их сообщил приказчик Охотского острога М.Сосновский, основываясь на рассказах пеших тунгусов. Первые этнографические сведения о коряках Камчатки были получены в 1700 г. от якутского пятидесятника Владимира Атласова, который в 1697 г. из Анадырского острога отправился «для прииску новых землиц». Что касается происхождения слова «коряк», то Стеллер и Крашенинников считали, что название происходит от слова «хора» - олень. Казаки чаще всего могли слышать это слово при встрече с местными жителями и называли их «оленные мужики».

Прежде чем говорить об основных видах хозяйственной деятельности этой народности, отметим, что коряки как единая этническая общность подразделяются на две относительно большие группы в зависимости от основных видов хозяйственной деятельности: на нымыланов (оседлых) и чавчувенов (кочевых).

У коряков-чавчувенов оленеводство было не только основным, но и почти единственным занятием. Олень давал чавчувену все необходимое для жизни. Мясо шло в пищу, шкуры - на изготовление одежды, кости использовались для изготовления орудий труда и различных бытовых предметов. Олений жир служил источником освещения.

Средством передвижения коряка-оленевода были олени. «Ездят на оленях токмо в зимнее время. Впрягают в сани по два оленя. Лямки, которые они тянут, подобны собачьим алакам: надеваются обоим оленям на правую сторону. Узды оленьи подобны обратям конским. У узды правого оленя бывает на лбу по три и по четыре косточки наподобие коренных зубов с четырьмя шипами, а накладываются на узду, чтоб оленя на бегу остановить скорее...

Коряка сидит на санях близ головашек, а правит их уздою... Погоняет их тонкою палкою длиною аршина полтора или доле, у которого на одном конце костяная головочка, а на другом - крючок. Головочкой оленей бьют, а крючком отдевают потяги, когда оленю заступить случается». Это описание, данное С. П. Крашенинниковым, устройства оленьей упряжки и езды на оленях во всех деталях совпадает с устройством упряжки, описанным В. Иохельсоном в начале XX в. За прошедшие двести лет никаких заметных изменений в средствах передвижения оленеводов не произошло.

Сухопутная охота и пушной промысел были в равной степени развиты и у оседлых, и у кочевых коряков. Но ни у тех, ни у других не занимали ведущего положения в хозяйстве. Их возникновение и развитое связано с формированием торговых отношений на Крайнем Северо-Востоке Сибири. До прихода землепроходцев коряки почти не охотились на пушных зверей. В незначительном количестве шкуры применялись лишь для украшения одежды. Для сухопутной охоты и в качестве орудий войны с другими народами коряки применяли луки со стрелами, копья, пращи.

Жилище кочевых коряков значительно отличалось от жилища оседлых. У кочевых - это круглая в плане яранга, имеющая остов из жердей, покрытых сверху оленьими шкурами. Поверх шкур яранга обвязывалась ремнями, концы которых прикреплялись к вбитым в землю кольям. Входили в жилище этого типа, откидывая часть покрышки. Яранга являлась зимним и летним жилищем коряков-чавчувенов. С конца XIX в. повсеместное распространение среди коряков получили палатки, сшитые из плотной ткани.

Материальная культура кочевых коряков сохранила гораздо больше традиционных черт, т. к. даже при наличии у коряка-оленевода хорошего дома в поселке ему трудно расстаться с привычным укладом жизни - ярангой, приготовлением пищи на костре, тем более, что большую часть года он проводит в тундре, выпасая оленей, и в поселке бывает только наездами.

Что касается основных видов хозяйственной деятельности коряков-нымыланов, то здесь можно говорить, в первую очередь, о рыболовно-охотничьем типе хозяйства. У оседлых коряков рыболовство занимает ведущее место. Корякам было известно только речное, точнее - прибрежное рыболовство. У нымыланов существовало достаточное количество приспособлений и сооружений для рыбной ловли.

Рыбу ловили сетями, сплетенными из крапивных ниток. Изготовление сетей было очень трудоемким делом. Заготовленные стебли крапивы высушивали, затем мочили и потом снова сушили, после чего расчесывали гребнями, освобождая от костры (одревесневшей части стеблей). Из полученных волокон руками сучили нити. Чтобы заготовить необходимое количество ниток, а затем связать сеть «в пятьдесят маховых сажень», требовалось около двух лет работы одной семьи. Сети из крапивных нитей были недолговечны, они выходили из строя уже на второй год пользования ими.

Второе место после рыболовства в хозяйстве оседлых коряков занимал морской зверобойный промысел. Кроме мяса и жира животных, которые шли в пишу и на корм собакам, широкое применение в быту находили шкуры. Ими обтягивали кожаные лодки и обшивали лыжи. Из них шили обувь, различные мешки и сумки для хозяйственных надобностей, изготовляли ремни. Кости использовали для различных поделок. Охотились на морских животных с помощью ружей, гарпунов, сетей и колотушек.

В Пенжинской губе на китов охотились летом, выходя в море на больших байдарах. Заметив животное, один из охотников метал в него гарпун, длинный линь которого был привязан к носу байдары. Тогда вторая байдара цеплялась за корму первой, третья - за корму второй и т. д. Загарпуненный кит, стремясь избавиться от наконечника, таскал их за собой, как на буксире. Все байдары подплывали ближе, и охотники добивали кита тяжелыми массивными копьями с каменными наконечниками.

Из других традиционных занятий коряков необходимо также отметить развитие домашних промыслов: резьбы по дереву и кости, плетения, обработки металла.

Центром корякского кузнечества в XIX в. были два селения паренских коряков - Парень и Куэл. Жители этих селений знали горячую обработку железа. Другие металлы, такие, как медь и латунь, обрабатывали только холодным способом. Материалом служили слитки железа и меди (иногда листовая медь и латунь), которые коряки получали от русских купцов.

В настоящее время материальная культура оседлых коряков значительно трансформировалась под воздействием внешних факторов. Вместо землянок появились дома с электрическим освещением, хотя на севере Камчатки еще можно встретить традиционные жилища кочевых коряков - яранги. Многие коренные жители имеют в стационарных поселках рядом с домами такие постройки, как меховые палатки и меховые яранги.

Ительмены

Коренное население Камчатского полуострова - ительмены. Сейчас это небольшая народность, проживающая в основном на территории Тигильского р-на.

Первое знакомство аборигенов с русскими произошло в конце XVII - начале XVIII вв.

Ительмены не были относительно однородны. Известный исследователь Камчатки Слободчиков разделил всех камчадалов полуострова на три группы: во-первых, это собственно ительмены, живущие от острова Ича до села Седанка; во-вторых, это группа ительменов, утративших свой родной язык; в-третьих, это потомки русских переселенцев, перенявших обычаи ительменов.

Само название, по-видимому, от слова «итенмьн» (местный житель). Официальная Всесоюзная перепись 1926 г. зафиксировала 4207 человек. Перепись 1959 г. учла 1096 ительменов, основные места расселения которых составляли поселки Ковран, Тигиль, Хайрюзово, причем подавляющее большинство этого населения уже в то время были в большей степени метисами.

У ительменов из-за их малой численности нет сейчас своей автономии, живут они преимущественно в Корякском автономном округе, по западному побережью полуострова, а также в других районах Камчатки.

В древности селения ительменов располагались в основном по берегам рек, так как главное хозяйственное занятие их - рыболовство - влияло на выбор места поселения. Второе по значению место в производительной деятельности ительменов принадлежало заготовке различных дикоросов (трав и корней).

Жилища ительменов подразделялись на зимние и летние, постоянные и временные.

Средством передвижения служили ездовые и грузовые нарты, которые изготовлялись из древесины березы и кожаных ремней. Все крепления нарты были мягкими: отдельные ее части соединялись при помощи ремней, пропускаемых через просверленные отверстия, или же просто накладывались одна на другую и скреплялись ремешками.

Старинные ительменские нарты богато орнаментировались.

В летнее время вся жизнь ительменов проходила у воды и на воде. Рыболовный сезон начинался сразу после ледохода и заканчивался с первой пургой. Ительмены изготовляли долбленые колодообразные лодки-баты из тополя или ветлы. При полной выборке материала начиналась разводка бортов, для чего в бат наливали воду и нагревали ее раскаленными камнями.

Одежда ительменов шилась из шкур оленей, собак, морских животных, пушных зверей и птиц. Вся обработка материала, раскрой и пошив одежды и обуви производились женщинами. По своему типу одежда ительменов, коряков, чукчей имела довольно много сходных черт и подразделялась на верхнюю плечевую одежду (кухлянка, камлейка) и нижнюю (меховые штаны), которую шили из оленьей зимней шкуры, к нижней части голенища пришивали сложенную вдвое кайму из ровдуги (замши) или ткани, куда вдевали шнурки и затягивали ими голенища поверх торбасов. Иногда такие штаны шили двойными (как и верхнюю плечевую одежду): нижние мехом внутрь, верхние мехом наружу. Нижней плечевой одеждой служили ровдужные и тканевые рубашки. С XIX в. до середины XX в. мужским головным убором служил капор, называемый русскими малахаем, по материалу и покрою аналогичный корякским и чукотским головным уборам.

Сейчас традиционная меховая одежда ительменов ими не изготовляется, а приобретается у коряков.

Дополнительной частью одежды являлись меховые рукавицы и перчатки-голицы. До недавнего времени ительмены носили повседневную весенне-осенне-зимнюю обувь. Это торбаса, голенища которых были меховыми, из камусовых или тюленьих шкур, а головки - из кожи.

Специальным нижним женским одеянием был комбинезон, бытовавший в XVIII в. В XIX - начале XX в., зимой для работ и занятий вне дома женщины надевали меховые штаны, сшитые из летних оленьих шкур по покрою мужских.

Ходили женщины без головных уборов, зимой набрасывая капюшон верхней одежды.

В хозяйстве ительмены пользовались деревянной, берестяной посудой и утварью из травы. В деревянных корытах пищу варили с помощью раскаленных камней. Отваренное мясо или рыбу клали на большие деревянные блюда-доски с чуть-чуть приподнятыми краями и ели руками, запивая из небольшой деревянной чашки какой-либо приправой.

Пользовались ительмены и плетенными из осоки изделиями: корзинами, коробами, которые носили за спиной при помощи кожаного или матерчатого ремня. Женщины укрепляли ремень на лбу, мужчины - на груди. В этих корзинах переносили ягоды, клубни растений, кедровые шишки, груз во время перехода на рыбалки или полевые станы.

Подобного типа утварь использовалась практически всеми народностями, проживающими на территории Камчатского полуострова.

Чукчи

Если говорить о чукчах, то это все-таки коренное население Чукотки, хотя в наше время небольшое их количество проживает на севере Корякского автономного округа. Само название тундровых чукчей-оленеводов - чавчу (оленный), береговых - анкалын (помор). Общее самоназвание лоураветлан (настоящий человек) как наименование всего народа не прижилось. В контакты с русскими вступили в середине XVII в. (на реке Алазея), но до XIX века сохраняли фактически независимость от царской администрации. Объяснялось это тем, что у чукчей, по существу, не было предметов, годных для ясака (например, коряки и ительмены ясак платили шкурами пушных зверей, моржовыми клыками, китовым усом и др.).

По типу хозяйствования чукчи делились на две относительно большие группы - кочевых оленеводов и оседлых охотников на морского зверя, что сближало их с северными группами коряков. Между этими группами существовал натуральный обмен продуктами.

В течение XVIII в. шло быстрое нарастание у чукчей численности домашних оленей и развитие пастушеского оленеводства.

Стада оленей умножались не только за счет естественного прироста, но и за счет захвата оленей у коряков и юкагиров. Одновременно с увеличением стад домашних оленей у чукчей шло резкое сокращение охоты на диких оленей. К середине XIX в. большая часть чукчей была занята выпасом и разведением домашних оленей.

Интересно отметить, что на протяжении XVIII в. самодержавие неоднократно запрещало продажу железа и железных изделий чукчам, опасаясь, как бы они не превратили эти изделия в оружие. Основания к таким опасениям были, ибо покупая медные или железные котлы, чукчи разрубали их и делали наконечники для стрел и даже латы.

Рабство, как следствие ведения боевых действий, у чукчей не получило глубокого развития и широкого распространения, особенно среди приморских охотников. Возникнув вместе с войнами, оно прекратило свое существование как только прекратились военные столкновения чукчей с соседями. В первой половине XIX в. следы патриархального рабства у чукчей окончательно стерлись.

В конце XIX - начале XX в. на чукотском побережье стало ощущаться оскудение морских богатств; кроме того, многие оленеводы, потеряв по каким-либо причинам свои стада, переходили к рыболовству и оседали около русских и юкагирских поселений.

Справедливости ради следует отметить, что до конца XIX в. чукчи не имели постоянных поселений на территории Камчатки, ограничиваясь перекочевками на самом севере полуострова.

Чукчи вели комплексное хозяйство: малотабунное оленеводство сочеталось у них с морским зверобойным промыслом и охотой на диких оленей. У них был довольно хорошо развит морской промысел.

Почти каждое лето чукчи совершали промысловые экспедиции на байдарах от залива Креста на реку Анадырь для охоты. Такие переходы на байдарах по открытому бурному морю могли совершать только люди, хорошо знавшие море. Есть сведения, что чукчи выезжали на американские берега целыми флотилиями для «немого» торга с эскимосами.

Основным орудием охоты у коренных обитателей Чукотки были лук со стрелами, копье и гарпун. Лук и копье применялись при охоте на диких оленей, горных баранов, гарпун и копье - при охоте на морских животных. Наконечники стрел, копий и гарпунов делались из кости и камня. При охоте на мелкую водоплавающую птицу и дичь чукчи использовали бола (приспособления для ловли птиц на лету) и пращу, которая вместе с луком и копьем являлась также военным оружием. Защитные панцири делались из оленьих рогов, моржовой шкуры и клыков моржа.

Для народов Северо-Востока было характерно специальное орудие для добывания огня сверлением.

Основным средством передвижения населения Камчатки служили олени, но оседлые коряки и чукчи, а также ительмены в качестве транспорта использовали и упряжки собак. Веерный тип упряжки у чукчей и коряков был распространен до середины XIX в. Позднее они заимствовали у русских другой тип нарты, способ упряжки цугом и управление с помощью остола. Помимо использования собак в нартах, чукчи применяли их для ведения байдар на бечеве вдоль берега моря.

Основным средством передвижения по морю для чукчей и коряков служили байдары и каяки. Большие байдары вместимостью 20-30 человек использовались при охоте на китов и моржей и для переездов на дальние расстояния. Весла были двух видов: с уключинами и короткие. Чукчи и коряки при попутном ветре пользовались прямыми (квадратными) парусами, сделанными из оленьей ровдуги (замши). Для большей устойчивости на волне к бортам прикреплялись надутые воздухом тюленьи шкуры, снятые «чулком».

Эвены

Несколько особняком в ряду камчатских народов стоят пришедшие сравнительно недавно на полуостров эвены.

На Чукотке и Камчатке эвенов официально и неофициально называли ламутами. Дореволюционная этнография относила тунгусоязычное население Восточной Сибири - эвенков - к «западным тунгусам», а Севера Дальнего Востока и Охотского побережья - эвенов - к «восточным тунгусам». По утверждению, известного этнографа У. Поповой, сделанному на основании заключений специалистов-филологов, термины «тунгус» и «ламут» никогда не были и не являются самоназванием эвенской народности. Представители охотского наречия имели самоназвание эвьн (местный житель) или множественное число - эвьсьл, которое было распространено в Охотском районе, а оттуда перекочевало на Камчатку.

В настоящее время эвены расселены по территории Быстринского и Тигильского районов Камчатской области. К камчатским могут быть причислены и пенжинскоолюторские эвены.

Эвены говорят на эвенском языке, по происхождению и культуре близки к эвенкам.

Впервые русские промышленники столкнулись с предками современных эвенов, продвигаясь на восток от Ленского острога. В поисках новых охотничьих угодий, эвены стали появляться не только в районах кочевий юкагиров, но и в местах обитания коряков и чукчей.

К концу XIX в. основой хозяйства эвенов-быстринцев стала не традиционная охота, а оленеводство. Предки этих эвенов переселились на Камчатку с весьма небольшим количеством оленей и здесь, под влиянием коряков, занялись оленеводством мясо-шкурного направления. Кроме оленеводства и охоты, береговые эвены занимались рыболовством и морским зверобойным промыслом. Для ловли рыбы устраивали на реке запоры, заколы, «катып», «нипко», с помощью которых суживали русло и заставляли рыбу идти по узкой части в направлении ловушки. Из ремесел, свойственных эвенам, известный этнограф В. Г. Богораз отмечал кузнечество.

В качестве жилища камчатские эвены использовали цилиндрическо-конические чумы, по устройству близкие к чукотско-корякской яранге. В зимнее время для сохранения в жилище тепла к чуму пристраивали тунелеобразный вход - тамбур.

В отличие от иных народов Камчатки эвены не практиковали широко ездового собаководства. Собак же использовали на охоте, причем старались каждую «натаскать» на одного зверя. В качестве средства передвижения использовали оленей. Для ездового оленеводства создали своеобразный вариант породы таежного оленя, известного под названием ламутского.

В отличие от коряков, чукчей и ительменов эвены носили не «глухую», а распашную одежду. Полный мужской костюм состоял из короткой до колен оленьей дошки с несходящимися полами, штанов, передника-нагрудника, надевавшегося поддошку, наколенников, меховых чулок и камусных сапог с лахтачьими подошвами. Одежда расшивалась бисером.

Алеуты

Еще одна народность, проживающая на территории Камчатской области (в основном на острове Беринга) - алеуты. Необходимо отметить, что как цельный народ алеуты в основном проживают в США (Алеутские острова, юго-запад полуострова Аляска и некоторые прилегающие к нему мелкие острова).

Заселение предками алеутов основной части их современной территории происходило в условиях миграции народов из Азии в Америку 10-12 тысяч лет назад. Название «алеуты» было дано русскими после открытия ими Алеутских островов и впервые встречается в документах 1747 г.

Основными традиционными занятиями алеутов до контакта с европейцами были охота на морских животных (котиков, сивучей, каланов и пр.) и рыболовство. Подсобное значение имело собирательство. Изготовляли орудия охоты, рыболовства и оружие из камня, кости, дерева, обтянутые кожей лодки - многовесельные байдары, одно- двухвесельные байдарки. Алеуты также занимались заготовкой на зиму птичьих яиц, сохраняя их в сивучьем жире. Отношения с русскими у коренных обитателей Алеутских островов складывались по-разному: были и дружественными, были и враждебными. В период первых контактов алеуты восприняли многие орудия труда как более совершенные - железный топор, долото, нож, пил, а так называемый «алеутский» топорик был популярен у русских.

Традиционная алеутская одежда продолжала бытовать весь русский период (до продажи Аляски). Изменились отчасти лишь материалы: исчезли из обихода алеутов парки из меха котиков, большое распространение получили птичьи парки, кишечные камлейки, в том числе и наиболее прочные и дорогие - из сивучьих горл. Позже стали шить одежду традиционного покроя и из европейских тканей. Появились нововведения и в изготовлении обуви. Ее делали как из традиционных материалов (шкур лахтаков, сивучьих горл, кожи с ласт сивучей), так и из привозной кожи. Брюки шили из сивучьих горл и кишечных полос.

В конце русского периода, особенно в селениях при конторах Российско-Американской компании, стали повседневными и праздничными русская одежда и обувь, тогда как промысловая одежда оставалась прежней.

В повседневной жизни все чаще стали употребляться не бытовавшие ранее головные уборы (прежде алеуты надевали особые деревянные конические шапки только на промыслах в море, а празднично-обрядовыми были другие головные уборы) сначала из традиционных материалов (кожи, птичьих шкурок, кишок морских животных), но по образцу русских, а затем и привозные русские.

Особая этническая история алеутов Командорских островов началась свыше 160 лет тому назад с поселения на этих островах и обособления от остальных групп алеутов. Заселение ими прежде необитаемых островов, открытых в 1741 г. экипажем судна «Святой Петр» во главе с командором В. Берингом, связано с деятельностью Российско-Американской компании. После того как эта компания закончила свое существование в 1867 г. и российские владения в Америке - Аляска с Алеутскими островами - были проданы США, Командорские острова остались в пределах России.

В первый период положение поселенцев Командорских островов было общим с положением остальных аборигенов Алеутских островов. Все алеуты были обязаны работать на промыслах и на заготовке для компании продовольствия из местных ресурсов и материалов для шитья одежды.

Жилища командорских алеутов представляли собой несколько видоизмененные традиционные полуподземные юрты. Среди предметов домашнего обихода были травяные плетеные сумки, корзины, циновки; для хранения жира, юколы, запасов шикши с жиром и т. п. применяли сивучьи пузыри (желудки). В то же время вошли в быт металлические котлы, чайники и другая привозная посуда.

На острове Беринга широко вошли в обиход промышленников нарты с собачьей упряжкой, заимствованные на Камчатке, но несколько видоизмененные. Для хождения же зимой по горам медновские алеуты (остров Медный) прекрасно освоили лыжи, также камчатского типа, короткие и широкие, подбитые шкурой нерпы с шерстью (ворс препятствовал скольжению назад при подъеме на гору) и стали употреблять особые шесты с железными крючьями (для передвижения по оледеневшим склонам).

Но это характерно для более ранней истории командорских алеутов, в наше время все более отчетливо проявляется тенденция к полной ассимиляции этой этнической группы. Численность их здесь в последнее время колеблется в пределах 300 человек: кто-то ежегодно уезжает, а кто-то возвращается. Около 200 алеутов живут на Камчатке и в самых разных районах нашей страны.

На страницах раздела Природные ландшафты мира можно посмотреть фотографии природы Камчатки , сгруппированные по следующим категориям:

_____________________

* Составлено на основе "Справочника туриста" (ред. В.И.Кириллов, МИК, Петропавловск-Камчатский, 1994), с изменениями и дополнениями.