Кто выиграет схватку за азовское море. Исключительные экономические зоны России в Чёрном и Азовском морях

Наша Россия со всех сторон омывается морями и океанами, она имеет семнадцать выходов к большой воде, что делает ее просто уникальной мировой державой. Одни моря находятся в южной части страны и относятся к курортной зоне, а северные российские воды изобилуют рыбой и другими промысловыми видами морских обитателей. Чаще всего наши соотечественники посещают Черное море и Азовское море, сравнение которых мы сегодня и проведем.

Азовское море: краткое описание

Азовское море расположено в южной части России, оно представляет собой полузамкнутый вид моря и имеет отношение к бассейну Атлантического океана. С океаном море связано цепью проливов и различных морей. Соленость воды обеспечивается за счет притока водных масс из Черного моря, но в своем большинстве они разбавляются речными стоками. В последние годы человек ведет активную деятельность на побережье моря, поэтому приток пресной воды существенно снизился. Данный факт сказался на популяции морских обитателей.

Черное море: коротко о главном

Черное море представляет собой внутреннее море Атлантического океана, оно связано со Средиземным и Эгейским морем различными проливами. Акватория с давних пор была обжита людьми, сейчас к водам Черного моря есть выход у России, Турции, Грузии и Болгарии.

Одной из особенностей акватории является невозможность существования жизни на больших глубинах. Это связано с выделением сероводорода на глубине более ста пятидесяти метров, к тому же данная особенность не позволяет разным слоям воды смешиваться между собой. Поэтому на Черном море наблюдаются большие температурные перепады на незначительных глубинах.

Откуда взялось Азовское море

В древние времена Азовского моря не существовало, данная территория имела болотистый характер. Ученые считают, что акватория образовалась приблизительно пять тысяч шестьсот лет до нашей эры в результате черноморского потопа. Данная версия высказывалась еще античными философами и поддерживается современными гидрологами и океанологами.

За время своего существования Азовское море множество раз меняло свое название. По ним можно даже проследить историю развития самого водоема, ведь древние греки относили его к озерам, а римляне к болотам. Хотя уже скифы в своем названии акватории использовали слово "море".

Ученые насчитали более пятидесяти различных названий. Каждый народ, облюбовавший берега Азовского моря стремился дать ему новое имя. Лишь в восемнадцатом веке в русском языке закрепилось привычное нам слово "Азов". Хотя еще в первом веке нашей эры некоторые греческие ученые упоминали название, близкое по звучанию с современным произношением.

История возникновения Черного моря

Гидрологи считают, что на месте сегодняшнего Черного моря всегда существовало пресное озеро. Стоит заметить, что на тот момент оно являлось самым большим в мире, заполнение акватории морской водой произошло в результате того же черноморского потопа, благодаря которому образовалось Азовское море. Большой поток соленой воды вызвал массовую гибель пресноводных обитателей озера, которые и стали источником выброса сероводорода с морских глубин.

Хотелось бы отметить, что Черное море практически всегда имело названия, близкие к сегодняшнему. Считается, что скифские племена, обитавшие на побережье, называли море "темным". Греки, в свою очередь, переиначили название и стали называть акваторию "Негостеприимным морем". Это связывают с частыми штормами и сложностями прохождения фарватера. Некоторые гидрологи выдвигают гипотезу, согласно которой моряки с древних времен замечали, что якоря при поднятии с глубины приобретают глубокую черную окраску. Это и послужило предпосылками для названия моря.

Где Черное и Азовское море расположены: координаты и размеры

Черное море имеет площадь более четырехсот тысяч квадратных километров, протяженность поверхности между двумя самыми отдаленными точками составляет приблизительно пятьсот восемьдесят километров. Объем воды в акватории приравнивается к пятистам пятидесяти кубическим километрам. Координаты Черного моря лежат между сорока шестью градусами тридцатью тремя минутами и сорока градусами пятьюдесятью шестью минутами северной широты и между двадцатью семью градусами двадцатью семью минутами и сорока одним градусом сорока двумя минутами восточной долготы.

Площадь Азовского моря составляет тридцать семь квадратных километров, длина между самыми отдаленными точками приравнивается к тремстам восьмидесяти километрам. Координаты моря лежат между 45°12′30″ и 47°17′30″ северной широты и между 33°38′ и 39°18′ восточной долготы.

Глубина

Черное море и Азовское море существенно различаются между собой. В первую очередь обычному человеку бросается в глаза различия в глубинах. Дело в том, что глубина Азовского моря постоянно меняется. Ученых серьезно беспокоит тенденция к обмелению акватории Азова. В данный момент море относится к самым мелким в мире, причем процесс обмеления с каждым годом набирает обороты и становится все более активным. По последним данным, средняя глубина Азовского моря составляет всего лишь семь метров, самое глубокое место во всей акватории отмечено тринадцатью с половиной метрами.

Черное море отличается неоднородным рельефом дна. Поэтому глубина на разных участках серьезно отличается. Максимальная глубина достигает двух тысяч метров. В районе Ялты средняя глубина составляет пятьсот метров, причем данная отметка достигается уже в нескольких километрах от берега.

Удивительно, насколько в нашем мире все взаимосвязано. Это касается и морей. Каждому школьнику известно, что Черное море и Азовское море соединяются между собой Он представляет собой узкую полосу воды, не превышающую четыре километра в ширину. Глубина пролива в среднем составляет пять метров.

Те, кто в советские времена часто посещали Черное море и Азовское море, знают, что существует абсолютно уникальное место, в котором можно увидеть соприкосновение двух морей. Если вы приедете на Туслову косу, то с одной стороны от вас будет Азовское море, а с другой - Черное. Туристы утверждают, что эта коса необыкновенно удачное место для отдыха. Здесь практически нет людей, а возможность искупаться сразу в обоих морях не может не радовать неизбалованных отдыхающих.

Стоит отметить, что в сравнении с Азовским морем воды Черного моря выглядят более светлыми. С чем это связано ученые затрудняются сказать.

Как выглядит побережье морей

Побережье Черного и Азовского моря существенно отличаются между собой. Азовское представлено плоскими пляжами с мало изрезанным рельефом. В своем большинстве пляжи покрыты песком, российская часть составляет двести пятьдесят километров прибрежной полосы. Особенностью побережья Азовского моря являются намытые косы, они обычно глубоко выдаются в акваторию и в ширину не превышают пяти километров.

Протяженность российской части побережья Черного моря составляет четыреста пятьдесят семь километров. Прибрежная полоса изрезана слабо и представлена в основном галечными пляжами, которые в некоторых местах имеют ширину более трехсот метров. Черное море отличается большим количеством островов, хаотично раскиданных по всей акватории.

Прозрачность и цвет водных масс

Черное море и Азовское море имеют разный состав воды, что сказывается на их цвете. Если вы взглянете на Черное море в солнечный день, то увидите, как вода приобретает глубокий кобальтовый оттенок. Это связано с поглощением солнечных лучей красного и оранжевого спектра. Черное море не относится к самым прозрачным, но тем не менее видимость в погожий день здесь достигает более семидесяти метров.

Воды Азовского моря в безветренную погоду имеют зеленоватую окраску, а вот малейший ветер сразу же превращает воду в грязновато-желтую субстанцию. Это объясняется большим количеством фитопланктона, заполонившего акваторию моря. Дело в том, что ему для развития идеально подходит мелководье с прогретой водой, что соответствует показателям Азовского моря. Именно малые глубины влияют на прозрачность воды, она практически всегда мутная с низкой видимостью.

Флора и фауна морей

Гидрологи и океанологи часто сравнивают Черное море и Азовское море с точки зрения богатства флоры и фауны. Этот показатель раскрывает существенные отличия между двумя акваториями.

В свое время Азовское море не имело конкурентов по количеству рыбы, ее отловом занимались несколько крупных компаний. В последние годы популяция морских видов существенно сократилась. По данным океанологов, в Азовском море обитает более ста трех видов рыб. Практически все они являются промысловыми:

  • сельдь;
  • севрюга;
  • тюлька;
  • камбала и так далее.

Черное море считается относительно бедным в плане морских обитателей, ведь на глубине, в связи с выбросами сероводорода, жизнь просто невозможна. В море обитает около ста шестидесяти видов рыб и пятьсот видов ракообразных. Но вот фитопланктон представлен шестью десятками видов в противовес двум видам в Азовском море.

Несмотря на то что Черное море и Азовское море располагаются рядом и даже имеют общую границу, они существенно отличаются между собой. Часть этих различий могут определить только ученые, а часть отлично заметна даже простым отдыхающим, которые часто предпочитают побережье данных морей заграничным курортам.

После присоединения Крыма к России произошли изменения морских границ в Чёрном море. В результате этого, скорее всего, газопровод "Южный поток" пойдёт по другому маршруту. Кроме этого Россия обретает новые возможности для экспорта своей продукции через порт в Керчи. Интересно познакомиться с картами новых границ. В Чёрном море 12 морских миль от побережья являются территориальными водами государства, 250 миль составляют особую экономическую зону. По договору 2003 года об Азовском море территориальные воды стран ограничены 5-километровой зоной, остальные воды находятся в совместном хозяйственном владении. В дополнение к этому можно посмотреть и на проект нового моста, связывающего Таманский полуостров с Крымом. Керческий пролив греки именовали Босфор Киммерийский, а вот пролив отделяющий Малую Азию от Балканского полуострова греки называли Босфором Фракийским.
P.S. Я думаю, мало кто знает, что легендарная Колхида аргонавтов располагалась вовсе не в болотистой Джорджии, как наивно полагают некоторые филологи, а... на берегах Босфора Фракийского ("Бычьего прохода"). Корабли древних ахейцев назывались бусы ("быки") или минотавры ("быки Миноса") - вот почему этот пролив был так назван, иногда морские корабли ахейцы называли гиппокампами ("морскими конями"), поэтому на носу их были изображения или головы быка, или головы морского конька. Чёрное море древние греки называли Понтом Эвксинским ("Морем гостеприимным", а финикийцы Северным морем ("Ашкенас"). Но к Колхиде мы обратимся после внимательного изучения пути аргонавтов, что собой представляло золотое руно - цель их путешествия...

1.Границы России и других стран в Чёрном море до присоединения Крыма
2. Границы России и других стран в Чёрном море после присоединения Крыма

3. Месторождения нефти и газа в бассейне Чёрного и Азовского морей и суши
4. Керченский пролив и переправы с материковой России в Крым
5. Граница в Чёрном море между Украиной и Румынией после решения Международного Суда ООН 3 февраля 2009 года, когда Румынии перешло 79, 4% спорных территорий нефтегазоносного шельфа

Вместе со спорным изменением статуса Крыма, который Россия объявила своей территорией вопреки мнению Украины и остального мира, рухнули и все незавершенные договоренности о государственной границе в Керченском проливе. Украина и Россия не успели установить ее, а теперь, по российской версии, в Керченском проливе проходит только граница между субъектами Российской Федерации. Но даже если произойдет чудо, и мир согласится на российский Крым, то кому будет принадлежать Керченский пролив? Получит ли Украина право хотя бы плавать из своего остатка Азовского моря в Черное и Средиземное?

Агентство «ПортНьюс» со ссылкой на группу анонимных экспертов по международным отношениям заявило, что после получения контроля над Крымом Россия будет требовать не половины территории Азовского моря, а 80%, и договариваться с Украиной придется не о режиме плавания российских судов через Керченский пролив, а о потенциальной возможности плавать через него украинским судам и судам под другими флагами.

Последний договор между Российской Федерацией и Украиной о российско-украинской государственной границе был заключен 28 декабря 2003 года, так и не решив статуса Азовского моря и Керченского пролива и оставив его решение на будущее. Накануне страны поссорились из-за острова Тузла, который лежит в центре пролива. Россия тянула на него дамбу с Тамани, а Украина ей мешала с помощью подводных работ. Каждая страна объявила пустынный песчаный остров своим.

Договор 2003 года предусматривает свободный проход торговых и военных судов двух стран через пролив, свободный проход к портам России и Украины иностранных торговых судов. Для прохода некоммерческих судов третьих стран необходимо согласие Украины и России. Предполагалось, что в 2005 году президенты стран договорятся и решат вопрос раздела.

Россия предлагала разграничение Керченского пролива по фарватеру — Керчь-Еникальскому каналу, который проходит западнее острова Тузла. Украина настаивала на разделу по линии «административной границы, которая разделяла Россию и Украину во времена СССР», которая, по ее версии, проходила восточнее острова Тузла. Россия на это отвечала, что в СССР внутренние границы по воде не чертили. В 2005 году страны снова не договорились и обменялись дипломатическими нотами протеста. Киев угрожал призвать в арбитры международное сообщество, Россия настаивала на дележе по фарватеру.

В мае 2008 года правительственные делегации России и Украины согласовали методику определения линии государственной границы между РФ и Украиной в Азовском море на основе комбинации методов серединной равноудаленной линии. Следом эксперты должны определить длину берегов Азовского моря на российской и украинской стороне, чтобы определить линию раздела. После раздела Керченского пролива стороны намеревались делить Черное море.

Однако по проливу не удалось договориться, так как каждая сторона осталась при своем мнении.

В 2012 году была заключена дополнительная договоренность между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о мерах по обеспечению безопасности мореплавания в Азовском море и Керченском проливе, которое признало взаимное признание национальные судовых документов в отношении российских и украинских судов, осуществляющих судоходство в акватории Азовского моря и Керченского пролива.

Сейчас, в марте 2014 года, Россия аннексировала Крым, и все ранние договоренности потеряли смысл.

С учетом географического расположения полуострова, соединенного с материком узким перешейком, и прекращения де-факто активного движения грузов из материковой Украины, предполагается, что б?льшая часть из примерно 14 млн. тонн грузов, переработанных в крымских портах в 2013 году, в 2014 будут обработаны в других портах Украины. Прописная истина – потерянные грузопотоки не возвращаются. Подтверждение тому, например, потерянные грузы дунайских портов после войны в Югославии. Так что перспективы сохранить объемы грузообработки в крымских портах в основном будут связаны с поставками и транзитом РФ. Плюс то, что производится в Крыму, будет экспортироваться через крымские порты, в том или ином виде, по тем или иным схемам, в те или иные страны.

Сегодня уже существует проблема адаптации к новым правилам в Крыму: законодательство РФ, регулирующее экспорт зерна и морской транспорт, существенно отличается от украинского, которое сегодня де-факто не действует. По каким ставкам оплачиваются портовые сборы? Сколько их? Каковы тарифы на перевалку? Чем они регулируются? Кто гарантирует безопасность судоходства и несет ответственность за сохранность грузов в портах Крыма?

Мариуполь и Бердянск будут продолжать работать традиционные грузы, ведь через эти порты экспортируется более 50% продуктов зернопереработки. Несмотря на возможные вопросы, о которых поговорим позже, вряд ли должны быть серьезные системные проблемы с судозаходами в эти порты. Большая часть грузов вывозится из украинских портов судами под иностранным флагом. Но все же логисты будут выстраивать там, где можно, новые, более безопасные маршруты. Это значит, что есть все предпосылки для развития перевалки зерна в Одесской, Николаевской и Херсонской областях.

Отметим несколько моментов. Часть зерновых терминалов относится к категории dedicated, т.е. они призваны обеспечить, прежде всего, перевалку груза определенной компании или группы. Вместе с имеющимися инфраструктурными проблемами железной дороги можно предопложить, что какое-то время могут возникать «пробки», и будут вопросы со свободным доступом к имеющимся портовым мощностям.

Безусловно, такая ситуация может стать толчком к развитию новых проектов перегрузочных мощностей. Но стоит заметить, что запущенная в 2013 году портовая реформа пока не позволила реализовать каких-либо серьезных новых инвестиционных проектов на основе государственно-частного партнерства. Здесь есть проблемы системного характера: непрозрачность процедур, законодательные вопросы, связанные с землей и т.д. Хочется верить, что это - разрешаемые вопросы.

Правовой статус Азовского моря и Керенского пролива

Это вопросы публичного права. Они и так были не до конца урегулированы до недавнего времени (см., например: ). Теперь же появились дополнительные вопросы и сложности. Азовское море является «тупиковым», замкнутым морем.

Ч. 6 ст. 10 ЮНКЛОС (Конвенция по морскому праву 1982 года) предусматривает понятие исторического залива. В этом смысле заливом может быть признано даже море. Например, Белое море – это внутренние воды РФ на правах исторического залива. И это не вызывает сколько-нибудь серьезной проблемы, поскольку берега Белого моря принадлежат одному и тому же государству.

Воды Азовского моря также долгое время считались внутренними морскими водами одного государства - СССР. С распадом Советского Союза и образованием самостоятельных государств на его территории правовой статус вод Азовского моря существенно не изменился. Это подтверждается, например, Соглашением по вопросам рыболовства в Азовском море от 14.09.1993, заключенным между Украиной и Россией в Москве, причем право ведения рыбного промысла в Азовском море предоставлялось только российским и украинским судам. Этим Соглашением устанавливалось совместное пользование живыми ресурсами Азовского моря.

Статус Керченского пролива, как и Азовского моря – сегодня это очень больной вопрос, на который твердых ответов, увы, пока что нет. Однако уже сегодня можно предположить, что будут некоторые, пусть временные, изменения статуса.

В настоящее время действуют все украино-российские договора, в том числе Договор о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, в котором отмечается, что Азовское море и Керченский пролив исторически являются внутренними водами Российской Федерации и Украины. Упомянутый договор подписан 24 декабря 2003 года в Керчи. Урегулирование вопросов, относящихся к акватории Керченского пролива, является предметом дальнейших соглашений между Украиной и РФ.

Соглашение между Правительством России и Кабинетом Министров Украины о мерах по обеспечению безопасности мореплавания в Азовском море и Керченском проливе от 20 марта 2012 года развивает украино-российские договоренности мирного времени. В связи с фактическим изменением status quo претензии Российской Федерации в отношении вод Азовского моря, видимо, изменятся в сторону увеличения. 21 марта 2014 года МИД РФ (Лавров) заявил, что Керченский пролив после присоединения Крыма к РФ перестаёт быть предметом переговоров с Украиной о разграничении акватории Чёрного и Азовского морей.

Причем организацию судоходства в Керченском проливе будет контролировать, видимо, исключительно Россия, и проход украинских судов и судов третьего флага в морские порты Азовского моря станет предметом законодательства России.

Тем не менее, в силу неурегулированности и политического обострения фактические осложнения предугадать не составляет большого труда. Так, во время ледовой кампании 2011/2012, которая длилась около 50 дней, на единственный украинский ледокол «Капитан Белоусов» легла, пожалуй, основная нагрузка по работам в Азовском море. Принимая во внимание «антиукраинские» настроения, которые активно поддерживаются СМИ в России, достижение договоренности о какой-то координации действий зимой выглядит пока проблематично.

Да, хочется надеяться, что суда под иностранным флагом будут проходить без ограничений. Но опасения имеются. Наш польский коллега, также практикующий в области Shipping and Trade, отмечает, что в Польше в похожей ситуации есть «интересный» опыт с Балтийским проливом, который время от времени блокируется РФ, несмотря на то, что этот пролив представляет собой проход не только в Калининград, но и польские воды (Вислинский или Калининградский залив). Чаще всего это объясняется тем, что «Калининград и Балтийск – важные военные базы».

Заходы судов в крымские порты и другие порты Украины

С правовой точки зрения, прежде всего, эти вопросы касаются сторон чартеров – судовладельцев и фрахтователей. Поскольку подавляющее большинство заключаемых чартеров регулируются английским правом, существует определенный набор рисков, которые могут возникнуть для сторон. Специальные положения чартера предусматривают возможность канцелирования, прекращения или аннулирования контракта. Такие положения, закрепленные в контрактах, при их реализации на практике могут повлечь значительные убытки для сторон чартер партий.

1. Чартер партии содержат, как правило, так называемые War Risk Clauses (оговорки о военных рисках) – положения о ситуациях, когда военные действия в регионе портов погрузки или выгрузки уже начались или могут начаться в ближайшее время.

2. Перед судовладельцами может встать вопрос, должно ли судно заходить в порт региона, который является или может быть зоной военного риска или военных операций.

3. Некоторые оговорки предусматривают прямую ответственность фрахтователя в случаях, когда порт признан небезопасным из-за угрозы военных действий.

Например, остается открытым вопрос, будет ли блокада российским Военно-морским флотом украинских портов считаться «происшествием, выходящим за рамки обычной работы порта», вследствие чего порт может быть признан небезопасным по конкретному чартеру. Именно факт того, можно ли было предусмотреть блокаду порта при заключении чартера, будет являться определяющим в вопросе о безопасности порта и праве на возмещение убытков в этой связи.

Существуют и другие, не менее важные вопросы, на которые готовых ответов нет - девиация, коносаменты, тщетность договоров, форс-мажорные обстоятельства и т.п.

Так что сторонам, вовлеченным в морскую перевозку, следует уделять больше внимания самим договорам, связанным с морской перевозкой, и постоянно мониторить ситуацию. Пока же рынок ответил повышением фрахтовых ставок.

Подводя итоги, прежде всего, хочется отметить непрогнозируемые риски вокруг ситуации в Крыму. Это факт - ситуация юридически не урегулирована. Рассчитывать на быстрое решение вопросов, связанных с ситуацией в Крыму, не приходится. Принятый 15 апреля 2014 года Закон Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины», вступивший в силу 27 апреля, только добавляет проблем. К сожалению, решение таких проблем может занять даже не месяцы, а годы.

Президенты России и Украины Владимир Путин и Виктор Янукович (установлению границ) морского пространства в Азовском и Черном морях. Церемония подписания документов прошла в Ливадийском дворце в Ялте.

Ниже приводится справочная информация.

В 1991 году, после распада СССР, Украина определила свою морскую границу по линии промоины между Краснодарским краем и островом Тузла. После этого судоходная часть Керченского пролива оказалась на украинской стороне.

"Тузла" - это название трех географических образований: мыс Тузла, остров Тузла и коса Тузла.

Мыс Тузла - это самая западная точка Краснодарского края, лежащая в 8 километрах от станицы Тамань.

В начале XIX века остров Тузла был косой, которая вдавалась в море почти на 11 километров и являлась частью Таманского полуострова. В начале XX века на косе располагалось около десятка казачьих хуторов. В 1925 году для прохода рыбацких лодок у основания косы был прорыт канал. После сильнейшего шторма в том же году канал превратился в пролив, а вскоре ширина пролива достигла нескольких километров. Таким образом, коса превратилась в остров. В конце 1940-х годов была предпринята неудачная попытка восстановить косу. В 2003 году Россией была предпринята повторная попытка восстановления косы Тузла. Но из-за территориального спора между Украиной и Россией, отсыпка косы была прекращена.

Российско-украинские переговоры по определению правового статуса Азовского моря и Керченского пролива и разграничению морских пространств в Черном море проходят с 1996 года.

Позиция Украины по вопросу о морской границе заключается в том, что между бывшими советскими республиками - РСФСР и Украиной - была некая административная граница в Керченском проливе. Россия, в свою очередь, отмечает, что в Советском Союзе между союзными республиками по акватории внутренних морских вод административные границы не устанавливались, поэтому не было и нет никаких легитимных документов союзного или республиканского уровня, которые фиксировали бы линию разграничения в водах Азовского моря и Керченского пролива.

В этой связи Россия не может признать установленную украинской стороной в 1999 году в одностороннем порядке так называемую "линию охраны государственной границы" в этих водах.

15 декабря 1999 года постановлением правительства РФ была образована переговорная группа по вопросам правового статуса Азовского моря.

На встрече делегаций России и Украины в апреле 2001 года в Киеве был рассмотрен вопрос о выработке Декларации или Совместного заявления о правовом статусе Азовского моря и Керченского пролива и разграничении морских пространств в Черном море. Россия и Украина договорились о сохранении "за Азовско-Керченской акваторией статуса внутренних вод двух государств".

В подписанном 28 января 2003 года президентами России и Украины Договоре о российско-украинской государственной границе была определена сухопутная граница между двумя государствами. В статье 5 договора зафиксирован статус Азовского моря и Керченского пролива как внутренних вод двух стран.

17 сентября 2003 года на встрече президентов России и Украины Владимира Путина и Леонида Кучмы обсуждались вопросы окончательного урегулирования правового статуса Азовского моря и Керченского пролива.

Переговорный процесс активизировался после начала строительства дамбы в Керченском проливе (29 сентября 2003 года).

5 ноября 2003 года в Киеве в ходе переговоров заместителей министров иностранных дел России и Украины Виктора Калюжного и Александра Моцика была достигнута договоренность создать рабочие группы по решению вопросов экологии и судоходства в Азовском море и Керченском проливе.

24 декабря 2003 года президенты России и Украины на переговорах в Керчи подписали договор о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, в котором отмечается, что, Азовское море и Керченский пролив исторически являются внутренними водами РФ и Украины, но Азовское море разграничивается по линии государственной границы, а урегулирование вопросов, относящихся к акватории Керченского пролива является предметом дальнейших соглашений между Украиной и РФ. Договор обеспечивает "свободный проход торговых и военных судов двух стран через проливы, обеспечивает свободу мореходства судам обеих стран". Договор также фиксирует, что Азовское море является внутренним морем двух стран, и заход иностранных судов в него может быть только с согласия обеих сторон. В документе также подчеркивается, что "урегулирование вопросов, относящихся к акватории Керченского пролива, осуществляется по соглашению между сторонами". Правительствам двух стран поручается создание совместной российско-украинской корпорации в целях сотрудничества в Азово- Керченской акватории, включая эксплуатацию Керчь-Еникальского судоходного канала. Правительствам также поручается подготовить предложения о восстановлении и развитии паромного сообщения между двумя странами через Керченский пролив для пассажирских и грузовых перевозок.

Переговоры по делимитации (установлению границ) морской границы продолжались.

11 июля 2012 года стало известно, Украина и Россия завершили переговоры по разграничению Азово-Керченской акватории.