План-конспект урока по чтению (3 класс) на тему: Урок чтения по рассказу Н.Сладкова "Еловая каша".

Класс: 3

По программе И.М. Бгажноковой

Цель урока – создать условия, обеспечивающие осмысление знаний о жизни птиц зимой, в частности клеста через рассказ Н. Сладкова «Еловая каша». На уроке использованы различные виды и приёмы работы с текстом, которые позволяют отрабатывать технику чтения учащихся, понимать содержание текста, заинтересовать в изучении нового. Урок разработан в соответствии с КФГОС коррекционного образования, в ходе которого формируются личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД.

Технологическая карта урока чтения в 3 классе

Тема

Чтение рассказа по Н. Сладкову «Еловая каша»

Тип урока

Применение усваиваемых знаний

Дидактическая цель

Создание условий, обеспечивающих осмысление знаний о жизни птиц зимой через рассказ Н. Сладкова «Еловая каша»

Задачи

Формирование уважительного отношения к мнению других

Личностные

Метапредметные

Познавательные

Формирование осмысленного чтения с целью выделения необходимой информации. Выбирать вид чтения в зависимости от цели

Регулятивные

Выделение и формулирование того, что нужно усвоить

Коммуникативные

Формирование умения строить своё высказывание при ответах на вопросы

Предметные

Организовать деятельность, направленную на правильное и осознанное чтение и понимание содержания рассказа

Коррекционно – развивающие

Способствовать развитию и коррекции зрительного восприятия, оперативной памяти, процессов запоминания и воспроизведения прочитанного текста, путём многократного вариативного чтения, развитию произвольного внимания школьников через упражнения на концентрацию и распределение, коррекции и развитию мышления через формирование аналитико – синтетической деятельности, развитию речи учащихся путём полных ответов на вопросы, построения связного высказывания.

Структура урока:

I. Организационное начало урока

II. Подготовка к основному этапу

III. Основной этап

IV. Подведение итогов. Рефлексия.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная

Система контроля: контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль

Здоровьесберегающий аспект: реализуется через организацию двигательного режима, чередование видов деятельности

Оборудование: учебник чтение 3 класс под редакцией С.Ю. Ильиной, А.А. Богдановой 2013 г., компьютер, экран, проектор, слайды к уроку, физминутка.

Ход:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Орг.момент

Эмоционально – психологический настрой на урок

Прозвенел звонок для нас.

Встали все у парт красиво,

Улыбнулись все учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу класс наш – хоть куда,

Мы начнём урок друзья.

Производят контроль своей посадки

Регулятивные, личностные

II. Подго

товка к основному этапу

Речевая разминка

: С чего мы начинаем урок? Для чего нужна речевая разминка?

Упражнения: «Снег», твёрдо произнести звуки – а, э, о, и, у.

Ма-ма –ма - на улице зима

Му-му-му - я люблю зиму

Ме-ме-ме - рады мы зиме.

Упражнение – игра «Фотоглаз»

Выполняют упражнения, проводимые дежурным

Под руководством учителя

Регулятивные

Проверка Д/З

: Какой большой раздел мы изучаем?

: О чём говорится в произведениях из этого раздела?

: Что вы готовили к уроку дома?

Повторение – хоровое чтение стих В. Степанова «Зайка»

Чтение стих. В парах, взаимооценка

Познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные

Подведение к теме урока

Слайд 1

: Ребята, я приглашаю вас в зимний лес.

Слайд 2 :Кого можно увидеть в зимнем лесу? А услышать?

Прослушайте пение одной из лесных птиц. Кто может так петь? Вы услышали пение необычной птицы – клеста.

Слайд 3 :Попробуйте найти его среди других птиц. Как вы определили?

Слайд 4 : Для чего ему нужен такой клюв? Клёст известен не только своим клювом. Хотите узнать о нём больше?

Слайд 5 : Чем будем заниматься на уроке? Чему учиться?

С.17. Как называется рассказ, который будем сегодня читать? Кто автор?

Отвечают на вопросы

Отвечать на вопросы

Регулятивные

Личностные

III. Основной этап

Чтение рассказа учителем

: Послушайте рассказ и скажите, о какой еловой каше в нём говорится?

: Как называют птенцов клеста?

Слайд 6 - Упражнение «Читай правильно». Какие буквы пропущены? Какими словами можно заменить слово замечательно ?

ФИЗМИНУТКА

: Прочитайте текст и ответьте на вопрос: В какое время года появляются клестята?

: Как живётся птенчикам зимой? Почему?

: Чем питаются клестята? Как понимаете слова: «Изнутри каша греет»?

: Какими вырастают клестята? Зачитайте в тексте.

Закрепление

: А сейчас прочитаем рассказ ещё раз «до первой ошибки» и попробуем восстановить предложение.

Слайд 7 - А ещё от яркого шкасолны и морозного ветра.

Учащиеся слушают, отвечают на вопрос

Читают слова из упражнения:

За-ме-ч…-тель-но – замечательно, от-м…-ро-зи-ли – отморозили, вы-со-вы-ва-ют-ся - высовываются

Читают

Отвечают на вопросы

Выборочное чтение

Читают

Реконструируют предложение

Познавательные, Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

IV. Подведение итогов

Рефлексия

: Что нового вы сегодня узнали? Что вас удивило?

Отвечают на вопросы

Личностные

Инструктаж по Д/З

: Читаем текст без ошибок и с интонацией удивления в так, где это необходимо

Записывают Д/З

Регулятивные

Регулятивные, личностные, коммуникативные

Контроль процесса учебной деятельности

На уроке я работал …

Своей работой на уроке я …

Урок для меня показался …

За урок я …

Моё настроение …


Трус бежит спотыкаясь, подскакивая смешно и нелепо. Храбрец гонится сзади, только лапки мелькают, будто катит на велосипеде. Трус удрал, а храбрец на кочке исполняет танец победы. Тут и «огляды» и «побегуши», тут «вертуши» и разного фасона «подскоки». Танцует, пока солнце не припечёт. А припечёт - пора и червячка заморить.

В лисьей норе

Угораздило утят вылупиться в… лисьей норе! Не они виноваты: это родители их, рыжие утки огари, лисью нору для своего гнезда облюбовали. Поселились утки с лисой под одной крышей. Рыжая хозяйка в главной норе, рыжие жильцы в отнорке. И вылупились утята чуть не у самого лисьего носа! Ой, чем-то всё это кончится?

А кончилось тем, что запугала утка лису чуть не до смерти! Сунула как-то лиса нос свой в утиный отнорок, а утка как шею по-змеиному вытянет, как ею заизвивает, как по-змеиному зашипит, как глазами из темноты по-змеиному засверкает - у лисицы от страха и хвост дыбом! С тех пор мимо отнорка ползёт - туда не суётся, а только косится. А утята ей из-под утки носы показывают.

Скоро вывела утка утят из поры, повела на чистую воду. Лапкам утячьим на камешках колко, но от матери не отстают. Бугор на пути крутой - все до одного вскарабкались. Обрыв к воде высоченный, а они смело за уткой: шлёп! шлёп! шлёп! Кто в воду, кто на песок, а кто и на камни. Ничего: глазами поморгали, носами ушибленными потрясли, лапки ушибленные почесали - да в воду.

Тут, на чистой воде, и справили свой день рождения. А где же ещё справлять: не в норе же у рыжей лисицы.

Своя песня

Все птицы хороши, но скворцы с особой изюминкой; каждый у них в особицу, один на другого не похож.

Пером и росточком одинаковы - скворцы и скворцы! - да у каждого свой талант. Один вдруг чечевицей крикнет, а сосед - куличком. Кому воробей по душе пришёлся, кому - жаворонок. А иному - петух, а то и кошка! И от этого скворец не просто «скворец», а «скворец с чечевичкой», «скворец с иволгой», «скворец с куликом». А есть и такие, что на многие голоса молодцы.

Собрались как-то у меня зимой в клетках разные птицы: зарянка, щегол, синица, чиж, клёст да снегирь. Птиц много, но все разные, на разных языках говорят, друг друга не понимают. А самим с собой разговаривать не очень-то весело. Нахохлились птицы.

Но был среди них скворец. Пикнет, бывало, заряночка грустно - скворец ей в ответ заряночьим голосом: «Ти-ик!». Заряночка насторожится, просвистит что-то. И скворец в ответ просвистит. Заряночка весёлую нотку свистнет - скворец ответит. Потом скворец просвистит - заряночка откликнется. И так с каждой птицей: со щеглом, чижом, синицей, снегирём.

Птицы радуются: кому не приятно на родном языке пересвистнуться!

Так всю зиму и жили припеваючи.

А всё скворец! С каждым общий язык нашёл, каждого расшевелил. И себя не забыл: песню свою новыми звуками наполнил. Хороша песня стала: и своя и для всех!

Еловая каша

У всех день рождения - радость. А у клестят - беда. Ну что за радость вылупиться зимой? Мороз, а ты голышом. Один затылок пухом прикрыт.

У всех птиц родители как родители, детей летом выводят, когда тепло и сытно. Одним клестам законы не писаны. Угораздило же высидеть клестят зимой, да ещё двадцать девятого февраля! Что это за день рождения, который бывает один раз за четыре года? Прямо хоть плачь: ни зелени, ни гусеничек; снег, холод…

А родители хоть бы что!

Вот папа-клёст - сидит себе на ёлке и песни поёт. А у самого пар из клюва. Будто трубку курит.

Это я так про клестят думаю.

Только вижу, что сами клестята живут не тужат!

Клестята кашу едят. Хороша каша из еловых семян! Каши наедятся - и спать. Снизу гнездо - как пуховая перинка, сверху мама - как перяное одеяльце. А изнутри каша греет. Ёлка клестят баюкает, ветер им песни мурлычет.

Немного дней прошло - выросли клестята. Ни горлышки не застудили, ни носы не отморозили. Да толстые такие, что в гнезде тесно. И неугомонные: чуть из, гнезда не вываливаются.

Это, наверное, всё от забот маминых и от еловой каши. А ещё от яркого солнышка и морозного ветра. Нет, день рождения - всегда счастливый день. Пусть даже зима и мороз. Пусть даже двадцать девятого февраля.

Всё равно!

Вежливая галка

Много у меня среди диких птиц знакомых. Воробья одного знаю. Он весь белый - альбинос. Его сразу отличишь в воробьиной стайке: все серые, а он белый.

Сороку знаю. Эту я по нахальству отличаю. Зимой, бывало, люди за окно продукты вывешивают, так она сейчас же прилетит и всё растреплет.

А вот галку одну я приметил за её вежливость.

Была метель.

Ранней весной бывают особые метели - солнечные. Снежные вихри завиваются в воздухе, всё сверкает и несётся! Каменные дома похожи на скалы. Наверху буран, с крыш, как с гор, текут снежные водопады. Сосульки от ветра растут в разные стороны, как косматая борода деда-мороза.

А над карнизом, под крышей, есть укромное местечко. Там два кирпича из стены выпали. В этом углублении и устроилась моя галка. Чёрная вся, только на шейке серый воротничок. Галка грелась на солнце, да ещё и расклёвывала какой-то лакомый кусочек. Уютное местечко!

Если бы этой галкой был я, я бы никому такое местечко не уступил!

И вдруг вижу - подлетает к моей большой галке другая, поменьше и цветом потусклее. Прыг-скок по карнизу. Круть-верть хвостом! Села напротив моей галки и смотрит.

Ветер её треплет - так перья и заламывает, так белой крупой и сечёт!

Моя галка кусок свой схватила в клюв - и шасть из углубления на карниз! Тёпленькое местечко чужой уступила!

А чужая галка хвать у моей кусок из клюва - и на её тёпленькое местечко. Лапкой чужой кусок прижала - клюёт. Вот бессовестная!

Моя галка на карнизе - под снегом, на ветру, без еды. Снег её сечёт, ветер перья заламывает. А она, дура, терпит! Не выгоняет маленькую.

«Наверное, - думаю, - чужая галка очень старая, вот ей место и уступают. А может, это всем известная и всеми уважаемая галка? Или, может, она маленькая, да удаленькая - драчунья?» Ничего я тогда не понял…

А недавно вижу: обе галки - моя и чужая - сидят себе рядышком на старой печной трубе, а у обеих в клювах прутики.

Эге, гнездо строят! Тут уж каждый поймёт.

И маленькая галка совсем не старая и не драчунья. Да и не чужая она теперь. И, уж конечно, не всеми уважаемая!

А моя знакомая большая галка совсем не галка, а гал! Но всё равно мой знакомый гал очень вежливый. Я такого первый раз вижу.

Почему зяблик - зяблик?

Давно я дознавался: почему зябликов зябликами зовут?

Ну славка-черноголовка - понятно: у самчика беретик чёрный на голове.

Зарянка - тоже ясно: поёт всегда на заре, и нагрудничек у неё цвета зари.

Овсянка - тоже: на дорогах всю зиму овёс подбирает.

А вот почему зяблик - зяблик?

Зяблики ведь совсем не зяблики. Весной прилетают как только снег сойдёт, осенью часто до нового снега задерживаются. А бывает, и зимуют, если корм есть. И всё-таки назвали вот зяблика зябликом!

Этим летом я, кажется, эту загадку разгадал.

Шёл я по лесной тропинке, слышу - зяблик гремит! Здорово поёт: головку запрокинул, клюв разинул, на горлышке перышки дрожат - будто он горло водой полощет. И песенка из клюва так и брызжет: «Витт-ти-ти-ти, ви-чу!» Даже хвостик трясётся!

И тут вдруг тучка наплыла на солнце: накрыла лес тень. И зяблик сразу сник. Нахохлился, насупился, нос повесил. Сидит недовольный и уныло так произносит: «Тр-р-р-р-рю, тр-р-р-рю!» Будто у него от холода «зуб на зуб не попадает», этаким дрожащим голосом: «Тр-рю-ю!»

ПРОВЕРКА ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ

2-й класс

Еловая каша

У всех день рождения – радость. А у клестят – беда. Ну что за радость вылупиться зимой? Мороз, а ты голышом. Один затылок пухом прикрыт.

У всех птиц родители как родители, детей летом выводят, когда тепло и сытно. Одним клестам законы не писаны. Угораздило же высидеть клестят зимой, да ещё двадцать девятого февраля! Что это за день рождения, который бывает один раз за четыре года? Прямо хоть плачь: ни зелени, ни гусеничек; снег, холод…

А родители хоть бы что! Вон папа-клёст – сидит себе на ёлке и песни поёт. А у самого пар из клюва. Будто трубку курит.

Это я так про клестят думаю. Только вижу, что сами клестята живут – не тужат! Клестята кашу едят. Хороша каша из еловых семян! Каши наедятся – и спать. Снизу гнездо – как пуховая перинка, сверху мама – как перяное одеяльце. А изнутри каша греет. Ёлка клестят баюкает, ветер им песни мурлычет.

Немного дней прошло – выросли клестята. Ни горлышки не застудили, ни носы не отморозили. Да толстые такие, что в гнезде тесно. И неугомонные: чуть из гнезда не вываливаются.

Это, наверное, всё от забот маминых и от еловой каши. А ещё от яркого солнышка и морозного ветра.

Нет, день рождения – всегда счастливый день. Пусть даже зима и мороз. Пусть даже двадцать девятого февраля. Всё равно!

(Н.И. Сладков)

Вопросы и задания

а) клёст белокрылый;

б) клёст-еловик;

в) клёст-сосновик

2. Как ты думаешь, почему этих клестов так называют?

__________________________________________________________________

3. Почему насекомоядные птицы выводят птенцов в основном летом? Ответ выпиши из текста.

4. В какое время года, в основном выводят птенцов клесты?

а) весной; б) зимой; в) летом; г) осенью.

5. Почему клесты выводят птенцов в основном в это время года? Ответь кратко. ____________________________________________________________

6. Какое образное выражение использует автор-рассказчик, отмечая особенность клестов выводить птенцов «не по правилам»? Ответь кратко.

__________________________________________________________________

7. Какого числа в феврале вывели птенцов клесты в нашем тексте?

а) 26-го; б) 27-го; в) 28-го; г) 29-го.

8. Выдели близкие по значению слова к выражению «не тужат».

Клестята живут –

а) не горюют; б) не печалятся; в) веселятся; г) радуются.

9. Чем питаются клестята? Ответь кратко. _____________________________

10. Почему клестята толстые и неугомонные? Отметь верные утверждения.

а) от забот маминых; б) от еловой каши; в) от яркого солнышка;

г) от морозного ветра; д) от сосновой каши.

11. Придумай своё заглавие к этому тексту.

__________________________________________________________________

ПРОВЕРКА ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ

РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

2-й класс

Урок дружбы

Жили два воробья: Чик и Чирик.

Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю. «Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», – подумал он. Так и склевал все зёрнышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зёрнышек всё же просыпалось на землю.

Нашёл эти зёрнышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.

– Здравствуй, Чик! Я сегодня нашёл десять зёрнышек пшена. Давай их поровну разделим и склюём.

– Не надо... Зачем?.. – стал отмахиваться крылышками Чик. – Ты нашёл – ты и ешь!

– Но мы же с тобой друзья, – сказал Чирик. – А друзья всё должны делить пополам. Разве не так?

– Ты, наверно, прав, – ответил Чик. Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зёрнышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля – это значит обидеть его. Взял Чик пять зёрнышек и сказал:

– Спасибо тебе, Чирик! И за зёрнышки, и за урок... дружбы!

(М.С. Пляцковский)

Вопросы и задания

__________________________________________________________________

2. Проговори тихонько имена воробьёв. Пение каких птиц напоминают эти звуки?

а) Сорок; б) синиц; в) воробьёв; г) ворон.

3. Какой подарок получил Чик от бабушки? Ответь кратко.

__________________________________________________________________

4. Почему Чик склевал пшено один? Найди ответ в тексте. Укажи порядковый номер нужного предложения. ______________________________

5. Какое качество не смог победить в себе Чик при принятии этого решения?

а) Бережливость; б) жадность; в) запасливость; г) щедрость.

6. Как поступил Чик с найденными зёрнышками? Ответь кратко.

__________________________________________________________________

7. Почему Чирик решил разделить найденные зёрнышки пополам? Ответ выпиши из текста.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Почему Чику стало стыдно? Чику стало стыдно, так как:

а) сам он не оставил другу ни одного зёрнышка;

б) Чик боялся, что Чирик узнает про ящик пшена;

г) он понял, что поступил не по-дружески;

д) Чику не хотелось есть, он был сыт.

9. Какая пословица (образное выражение) больше других отражает главную мысль этого произведения?

а) Без хорошего друга не узнаешь своих ошибок.

б) Для друга ничего не жаль.

в) Ищи товарища лучше себя, а не хуже себя.

г) Кто скуп да жаден, тот в дружбе неладен.

10. Прочитай заголовок произведения. Почему оно так названо? Объясни.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Танец «косачек»

Танец «косачок» отплясывают косачи на току. В танце шесть главных фигур: «огля́ды», «верту́ши», «подскоки с хлопушами», «подскоки с повертушами», «наскоки» и «побегу́ши».

Всё происходит так. Ещё в темноте слетаются на ток косачи. В темноте и петь начинают. Но общее оживление у них на восходе. Покажется красное солнце, и каждый осмотрится: кто тут ещё на току? Ага - на каждой кочке по косачу! А слева? А справа? А позади? Других посмотрим, себя покажем. Это и есть первая фигура танца - «огляды».

Теперь несколько быстрых шажков вперёд, и можно начинать «вертуши». Для этого надо склониться, вытянуть шею вперёд, а хвост развернуть в лиру. Надо топтаться на месте и медленно поворачиваться вокруг. Пусть противник оценит со всех сторон, по всем статьям: в профиль - лихость крыла, в фас - крепость клюва, а с тыла - закрученность лиры. Чем лира за крученней и пышней, тем сильнее и старше косач. И надо, конечно, петь: песню за песней, песню за песней!

«Но кто их там разберёт, видят меня или не видят? Может, собрались одни недотёпы, сглупа ещё и не заметят! Чтоб все обратили внимание, исполню-ка я „подскок и хлопуши“. Надо лихо подпрыгнуть вверх и громко прохлопать в крылья. Ещё раз, ещё! Ага, теперь все меня разглядели, все знают, что я тут и готов начать перепляс! Эй, сосед, уж не вздумал ли ты меня передразнивать? Я „вертуши“, и ты „вертуши“, я „подскок“, и ты „подскок“! Что это всё значит? Чув-шиии?!»

Исполню-ка я «побегуши», - может, это тебя охладит?

Клюв вперёд, крылья чуть вниз, а хвост круто вверх. И быстрой перебежкой к нему. Ого - и у него «побегуши»! Тогда испытаем «подскок с повертушей». Подскок, переворот через плечо клювом к хвосту - и громкое злое «чув-шиии!».

А сосед не боится! Собезьянничал и «подскок с повертушей», да ещё и нагло крикнул: «Чув-шии!» Ну, нахал, заслужил ты «наскока»! Теперь, краснобровый, держись! И вот «побегуша» и с ходу «наскок». Выпад и отскок - как у бойца с рапирой: вперёд и назад, назад и вперёд! Сшиблись, как петухи, как в чехарде, один через другого. Наскок и отскок, наскок и отскок. Ага, испугался и побежал!

Трус бежит спотыкаясь, подскакивая смешно и нелепо. Храбрец гонится сзади, только лапки мелькают, будто катит на велосипеде. Трус удрал, а храбрец на кочке исполняет танец победы. Тут и «огляды» и «побегуши», тут «вертуши» и разного фасона «подскоки». Танцует, пока солнце не припечёт. А припечёт - пора и червячка заморить.

В лисьей норе

Угораздило утят вылупиться в… лисьей норе! Не они виноваты: это родители их, рыжие утки огари, лисью нору для своего гнезда облюбовали. Поселились утки с лисой под одной крышей. Рыжая хозяйка в главной норе, рыжие жильцы в отнорке. И вылупились утята чуть не у самого лисьего носа! Ой, чем-то всё это кончится?

А кончилось тем, что запугала утка лису чуть не до смерти! Сунула как-то лиса нос свой в утиный отнорок, а утка как шею по-змеиному вытянет, как ею заизвивает, как по-змеиному зашипит, как глазами из темноты по-змеиному засверкает - у лисицы от страха и хвост дыбом! С тех пор мимо отнорка ползёт - туда не суётся, а только косится. А утята ей из-под утки носы показывают.

Скоро вывела утка утят из поры, повела на чистую воду. Лапкам утячьим на камешках колко, но от матери не отстают. Бугор на пути крутой - все до одного вскарабкались. Обрыв к воде высоченный, а они смело за уткой: шлёп! шлёп! шлёп! Кто в воду, кто на песок, а кто и на камни. Ничего: глазами поморгали, носами ушибленными потрясли, лапки ушибленные почесали - да в воду.

Тут, на чистой воде, и справили свой день рождения. А где же ещё справлять: не в норе же у рыжей лисицы.

Своя песня

Все птицы хороши, но скворцы с особой изюминкой; каждый у них в особицу, один на другого не похож.

Пером и росточком одинаковы - скворцы и скворцы! - да у каждого свой талант. Один вдруг чечевицей крикнет, а сосед - куличком. Кому воробей по душе пришёлся, кому - жаворонок. А иному - петух, а то и кошка! И от этого скворец не просто «скворец», а «скворец с чечевичкой», «скворец с иволгой», «скворец с куликом». А есть и такие, что на многие голоса молодцы.

Собрались как-то у меня зимой в клетках разные птицы: зарянка, щегол, синица, чиж, клёст да снегирь. Птиц много, но все разные, на разных языках говорят, друг друга не понимают. А самим с собой разговаривать не очень-то весело. Нахохлились птицы.

Но был среди них скворец. Пикнет, бывало, заряночка грустно - скворец ей в ответ заряночьим голосом: «Ти-ик!». Заряночка насторожится, просвистит что-то. И скворец в ответ просвистит. Заряночка весёлую нотку свистнет - скворец ответит. Потом скворец просвистит - заряночка откликнется. И так с каждой птицей: со щеглом, чижом, синицей, снегирём.

Птицы радуются: кому не приятно на родном языке пересвистнуться!

Так всю зиму и жили припеваючи.

А всё скворец! С каждым общий язык нашёл, каждого расшевелил. И себя не забыл: песню свою новыми звуками наполнил. Хороша песня стала: и своя и для всех!

Еловая каша

У всех день рождения - радость. А у клестят - беда. Ну что за радость вылупиться зимой? Мороз, а ты голышом. Один затылок пухом прикрыт.

У всех птиц родители как родители, детей летом выводят, когда тепло и сытно. Одним клестам законы не писаны. Угораздило же высидеть клестят зимой, да ещё двадцать девятого февраля! Что это за день рождения, который бывает один раз за четыре года? Прямо хоть плачь: ни зелени, ни гусеничек; снег, холод…

А родители хоть бы что!

Вот папа-клёст - сидит себе на ёлке и песни поёт. А у самого пар из клюва. Будто трубку курит.

Это я так про клестят думаю.

Только вижу, что сами клестята живут не тужат!

Клестята кашу едят. Хороша каша из еловых семян! Каши наедятся - и спать. Снизу гнездо - как пуховая перинка, сверху мама - как перяное одеяльце. А изнутри каша греет. Ёлка клестят баюкает, ветер им песни мурлычет.

Немного дней прошло - выросли клестята. Ни горлышки не застудили, ни носы не отморозили. Да толстые такие, что в гнезде тесно. И неугомонные: чуть из, гнезда не вываливаются.

Это, наверное, всё от забот маминых и от еловой каши. А ещё от яркого солнышка и морозного ветра. Нет, день рождения - всегда счастливый день. Пусть даже зима и мороз. Пусть даже двадцать девятого февраля.