Подготовительные недели к великому посту. Сыропустная неделя: что важно сделать в последний день перед Великим постом Подготовительные недели к великому посту

В 2019 году Великий пост будет длиться с 11 марта по 27 апреля. Каждому истинно верующему православному человеку, необходимо знать все нюансы подготовки к этому нелегкому испытанию, которое несет с собой много ограничений. Сырная седмица (Масленица или Сыропустная седмица), будет одним из таких этапов, а именно, заключительным, перед наступлением Великого поста. Она пройдет 4 по 9 марта. А, 10 марта, будет Сыропустная неделя (Прощеное воскресенье).

Что нужно знать о подготовке христиан к Великому посту 2019 года и Сырной седмице

За период своего существования, церковь сформировала правила подготовки к вступлению верующих людей в Великий пост и признала их эффективность. Вхождение в Великий пост, составляет четыре воскресных дня и три седмицы (22 дня), которые очень плавно помогают перейти в период воздержания и молитвы.

Начинается этот период воскресеньем, тогда читается Евангелие о мытаре и фарисее. Именно тогда, человек начинает готовиться к тому, что нужно идти в храм. Ведь мытарь и фарисей, оба пришли в храм и оба помолились. Только один, сделал это искренно, а другой, превознося себя. Из храма вышел оправданным тот, кто произносил молитву от души. В этом и есть главный смысл, нужно идти в храм, молиться, но не думать о себе лучше, чем есть на самом деле. В этот период снимается пост, который у православных круглый год бывает по средам и пятницам. Это называется сплошная седмица. Разрешено есть любую пищу, для того что бы человек мог почувствовать все свои слабости.

Дальше, идет второй воскресный день, который посвящен чтению Евангелие о возвращении блудного сына. Этим церковь показывает, что каждый человек в своей жизни, совершает такие поступки, как блудный сын. Он, ушел из, отчего дома и поступал, как вздумается, но осознав всю глубину своего падения, вернулся к отцу, принеся свои покаяния. В этом и заключается смысл, что двери храма всегда открыты для любого человека. Нужно встать и пойти в церковь — каяться, исправлять свой образ жизни, свои помыслы и действия.

Наступает третья неделя, в период которой можно вкушать мясо, кроме среды и пятницы, до воскресного дня о Страшном суде. Особенностями этой седмицы, является то, что для Господа Бога, нет умерших людей, для него они все живы. И очень важно живущим христианам, их поминать. В субботу (Вселенская суббота), вспоминают всех усопших. То есть, помолившись за всех прежде живущих людей, перед вступлением в Великий пост, человек начинает заботиться о своем духовном росте и развитии.

В воскресенье третей седмицы, 3 марта 2019 года (Мясопустная седмица), прекращают употребление мяса, то есть полностью на него заговляются. В этот воскресный день, посвящен евангельскому чтению о Страшном суде. Главная мысль в том, что Господь будет судить людей не за то, что они просто сделали злые дела, а за то, что не делали добрых дел.

Четвертая неделя Сыропустная, мясо уже кушать нельзя, зато разрешены молочные продукты и яйца. В народе этот период назвали Масленица. Суть заключается в подготовке к последующему отказу и от этих продуктов тоже. Заканчивается днем, который упоминается в Евангелие, как изгнание Адама из рая. В нем говорится, что через Адама вошел грех в этот мир и в человеческую жизнь. Вместе с этим пришли болезни, как спутники окончания жизни, то есть человеческой смерти. Изначально человек не был создан для того что бы умирать, а для того чтобы восхвалять Бога. Но, грех привнес очень много беды. За грех наказана Земля и человечество в целом.

Сыропустная седмица 2019 года и ее смысл

В древности, люди отмечали этот праздник в день весеннего равноденствия. Это были их первые попытки приблизиться к Богу. С течением времени, православная царьков добавила ему духовный смысл, который заключается в подготовке прохождения Великого поста. Он дает возможность настроиться для общения с Богом, покаяться и заслужить прощение.

Прощеное воскресенье, в этот день люди просят друг у друга прощения. Обычай пришел из древних времен. В ту пору монахи уходили на 40 дней в пустыню и находились там, в полном одиночестве. Существовала вероятность, что они могли не вернуться. Смысл состоял в том, чтобы попрощаться с ближними, попросить у них прощения. Потому что это могла быть их последняя возможность.

Что нельзя делать на Сыропустную седмицу 2019 года

Главные традиционные атрибуты празднования Масленицы – это чучело, символизирующее праздник, гулянья, катание с горок и выпекание блинов с различными начинками.

Правила на Сыропустную неделю:

принимать гостей, если в доме беспорядок;

  1. На короткую Масленицу (с понедельника по среду), можно делать любые работы по дому, а с четверга, все дела заканчивают.
  2. Нельзя злиться, ругаться, браниться.
  3. Нельзя есть мясо.

Пост, это то, что дает возможность человеку настроить себя для общения с Богом. Поэтому, пост должен быть приятным, это весна для души. Поэтому каждому человеку нужно заставить себя потрудиться, что бы вернуться в Царствие небесное, через встречу воскресшего Христа Спасителя.

Неделя сыропустная

Неделя сыропустная, в которую бывает «сыра отпуст», то есть прекращение ядения сыра, непосредственно пред наступлением Великого поста, посвящена воспоминанию «Изгнания Адамова». В песнопениях этой недели вспоминается грехопадение наших прародителей Адама и Евы и этим уясняется необходимость постного подвига. Пали Адам и Ева через невоздержание и непослушание, и теперь через добровольно принимаемый на себя подвиг воздержания и послушания Церкви мы можем снова восстать и вернуть утраченное ими райское блаженство. На литургии читается Евангелие, внушающее нам прощать ближним обиды и поститься не на показ только, как фарисеи, а нелицемерно, ради Бога (17 зач. от Матфея).

Вступая в Великий пост, верующие, по древнему христианскому обычаю, помня наставление Господа об этом в Евангелии, взаимно испрашивают друг у друга прощение. Этот чин прощения совершается в конце вечерни. Эта вечерня имеет ряд характерных особенностей. Первая половина ее до вечернего входа носит характер праздничный и совершается в светлом праздничном облачении. Стихир на «Господи воззвах» бывает 10: 4 из них «покаянны» - две из Октоиха рядового гласа на стиховне, а 2 утренние на стиховне, затем 3 стихиры Триоди и 3 стихиры Минеи, Слава и ныне, богородичен в той же глас Минеи. После вечернего входа и «Свете Тихий» поется особенно–умилительным напевом 4 с половиной раза Великий прокимен: Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю . После пения прокимна сразу же закрываются царские врата, читается: «Сподоби, Господи, в вечер сей », иерей совлачается праздничного облачения, надевает на себя черную епитрахиль и выходит на амвон произносить Просительную ектению: «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви». Дальнейшая служба носит уже великопостный характер. По «Ныне Отпущаеши» поются с великими поклонами тропари: «Богородице Дево », «Крестителю Христов » и «Молите за ны ». Вместо сугубой ектении: «Помилуй нас, Боже » читается 40 раз «Господи, помилуй», после возгласа иерея: «Сый благословен » читается молитва: «Небесный Царю » и затем молитва преп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего » с тремя земными поклонами. После этого сразу отпуст. Вместо обычного отпуста принято читать молитву: «Владыко многомилостиве», как обычно читается весь Великий пост в конце Великого повечерия, «нам повергшимся на землю» ниц. После этой молитвы обычно произносится приличествующее дню слово о прощении обид, служащий иерей, а в кафедральных соборах архиерей, повергшись ниц, испрашивает у верующих прощения, а затем все, прикладываясь к иконам и ко кресту, держимому священнослужителем, подходят к нему с земным поклоном, испрашивая у него прощения, становятся затем все в ряд и испрашивают с земными поклонами прощения друг у друга. «Прощенный день, какой это великий небесный день Божий», говорит святитель Феофан Затворник, «когда бы мы все, как должно пользовались им, то нынешний день из христианских обществ делал бы райские общества, и земля сливалась бы с небом…» («Мысли на каждый день года»).

Особенно трогательно и умилительно проходил этот день в древних монастырях. В Святой Земле многие подвижники, после этого, уходили на весь Великий пост в пустыню и возвращались в свою обитель только к Лазаревой субботе. Многие не доживали уже до возвращения. И вот для таковых особенно было принято при этом умилительном обряде взаимного прощения петь стихиры Пасхи: «Да воскреснет Бог» и «Пасха Священная нам днесь показася…» Это пение было принято во многих обителях и в наше время. Оно ободряет немощь человеческую, как бы страшащуюся продолжительных дней строгого поста, ставя нас на грань светлого торжества праздника Воскресения Христова.

69. Неделя Сыропустная. Прощеное воскресенье Последний воскресный день перед Великим постом Святая Церковь посвящает воспоминанию Адамова изгнания из Рая. Об этом событии повествует нам Библия: и выслал Господь Бог Адама из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из

Неделя Пасхи. Событии, Воскресения Христова и явления Воскресшего.Все предосторожности, принятые первосвященниками и старейшинами народа иудейского для охранения гроба Господня обращены были Промыслом к славе Воскресения Спасителя из мертвых в третий день по смерти,

Неделя мясопустная Тропарь: воскресен гласаКондак, гл. 1Егда приидеши, Боже, на землю со славою, и трепещут всяческая: река же огненная пред судищем влечет, книги разгибаются, и тайная являются: тогда избави мя от огня неугасимаго и сподоби мя одесную Тебе стати, Судие

Суббота сыропустная Память всех, в посте просиявшихТропарь, гл. 4 Боже отец наших, творяй присно с нами по Твоей кротости, не остави милость Твою от нас, но молитвами их в мире управи живот наш.Кондак, гл. 8 Яко благочестия проповедники, и нечестия обуздатели, Богоносных

Неделя сыропустная Тропарь: воскресен гласаКондак, гл. 6Премудрости наставниче, смысла Подателю, немудрых Наказателю и нищих Защитителю, утверди, вразуми сердце мое, Владыко: Ты даждь ми слово, Отчее Слово, се бо устне мои не возбраню, во еже звати Тебе: Милостиве, помилуй

Неделя Ваий (Вход Господень в Иерусалим)Тропарь: Общее воскресениеВторой, гл. 4Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш, бессмертныя жизни сподобихомся воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне.Кондак, гл. 6 На престоле

Неделя сыропустная. Евангелие о посте Мф., 17 зач., 6:14-21. Не сдаваться врагу - вот основное правило сражающегося воина. Военачальник заранее предупреждает всякого воина об угрозе неприятельских ловушек, дабы тот не был обманут и взят в плен. Оставшийся в одиночестве,

Неделя сыропустная Неделя сыропустная, в которую бывает «сыра отпуст», то есть прекращение ядения сыра, непосредственно пред наступлением Великого поста, посвящена воспоминанию «Изгнания Адамова». В песнопениях этой недели вспоминается грехопадение наших

Неделя о слепом Завтрашнее воскресенье называется неделей о слепом по евангельскому чтению об исцелении слепорожденного. В кондаке службы, которую мы сейчас пели, есть такие слова: "Душевными очами ослеплен, к Тебе, Христе, прихожу, как слепой от рождения, покаянием зову

Неделя 6-я по Пятидесятнице Сегодня Святая Церковь предлагает нам чтение из Евангелия от Матфея о том, как Господь исцелил расслабленного, которого принесли и положили перед Ним. "И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. При сем

Неделя по Богоявлении О духовных советахВ неделю пред Богоявлением мы читали, как Иоанн Креститель «понижал горы и наполнял долы» и как он отвечал на вопросы: «что нам делать»? Несомненно, ему приходилось отвечать и на множество вопросов: «что мне делать»? Но Евангелисты

Неделя 14-я по Пятидесятнице В сегодняшнем евангельском чтении Церковь предлагает нам притчу Господню о брачном пире. Эта притча о Царствии Небесном. Царствие Небесное сравнивается со свадьбой, которую устраивает Отец Небесный Сыну Своему.В Библии есть книга "Песнь

Неделя 4-я по Пятидесятнице "Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник (военачальник, у которого в распоряжении сто воинов) и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его". А сотник отвечает:

Неделя 20-я по Пятидесятнице Господь пришел на землю и основал Церковь с одной только целью: чтобы человек мог достичь Царствия Небесного. Царствие Небесное – это полное общение души с Богом. А так как на язык человеческий перевести это событие очень трудно, трудно

НЕДЕЛЯ 6 ПО ПАСХЕ Объяснение словСпасителя Марии Магдалине: «Не прикасайся ко Мне»Священное Писание, а прежде всего Новый Завет – это величайшее сокровище наше, это самое драгоценное, что есть на земле для нас.Ибо только из слов Божиих, запечатленных в Св. Писании, которое

НЕДЕЛЯ 4. ПЛОТЬ И ДУХ. Знаю, что многие из вас дома читают Св. Писание, знаю также и то, что читаете вы главным образом Евангелие, а послания апостолов и Деяния апостольские мало читаете.Почему мало читаете? Потому что, во-первых, не знаете того, как много высокой мудрости

Наверное, у абсолютного большинства людей слово «масленица» ассоциируется с вкусными горячими блинами, проводами зимы и встречей весны на веселых народных гуляниях. Этот праздник имеется многовековую историю, уходящую своими корнями во времена язычества, когда славяне поклонялись богу солнца – Яриле. Но по вложившимся позднее традициям православной церкви масленица (точнее, мясопустная неделя) – это подготовительный период к Великому Посту, когда из рациона исключаются мясные продукты, в среду и пятницу не совершается Божественная литургия и читается покаянная молитва прп. Ефрема Сирина. Как же христианам правильно провести эту неделю, чтобы праздник не стал временем гастрономических излишеств и языческого разгула?

У многих языческих народов переход от зимнего времени к весне сопровождался определенными религиозными ритуалами и празднованиями. На Руси переход от зимней спячки к весеннему возрождению знаменовался праздником, который назывался комоедица или масленица.

После крещения Руси церковь старалась упразднить языческие традиции и праздники, либо приблизить их к православной культуре, ведь полностью запретительные меры обычно малоэффективны. Церковь замещала языческие праздники христианскими и как бы воцерковляла народные обычаи, придавая им совсем иной смысл. Так было и с радоницей, и с обычаем колядования, и с той же масленицей. Церковь приурочила масленицу к Сырной подготовительной недели перед Великим постом, убрав языческий смысл и заменив его новым христианским содержанием.

Но говоря о сырной, или мясопустной неделе мы должны помнить: изначально существовали две принципиально разные традиции провождения этого особого времени года, которые условно можно обозначить так: «чисто церковная» и «чисто светская».

Тот, кто следовал церковной традиции, воспринимал последнюю неделю перед Великим постом как самую важную ступень подготовки к нему. Верующие понимали: если провести эти дни в излишних наслаждениях и увеселениях – Великий пост для них будет сорван. В лоне святой Церкви сложилась богослужебная практика подготовки к Сырной неделе в молитве и покаянии.

Люди, которые не имели глубокого религиозного чувства и даже вообще не принадлежали к Православию, отмечали масленицу иначе: с буйным разгулом, пьянством и другими бесчинствами.

Но сидеть за дружеским столом и есть блины в эту неделю не воспрещается даже церковью! Особый смысл масленицы в совсем еще недавние времена, когда не было ни телефонов, ни электронной почты, был в том, чтобы люди в течение недели, предшествующей Прощеному воскресенью и Великому посту, успели съездить и сходить к своим близким и дальним знакомым и родным, попросить друг у друга прощения. А примирившись, испросив прощения, как не сесть за пир? Ведь совсем недавно все слышали в храме евангельское чтение о Закхее, который, покаявшись, от всей души устроил угощение для Спасителя и для своих друзей. Или притчу о блудном сыне, о счастье примирения и прощения: «… приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться» (Лк. 15: 23). Только вместо теленка у нас на мясопустной неделе – блины.

Один известный московский священник как-то сказал, что на масленицу надо съесть столько блинов, чтобы потом уже сам вид блина вызывал отвращение. Это, наверное, что-то вроде «умерщвления плоти», о котором много написано в аскетической литературе. При этом масленица – не повод объесться до предела, так, чтобы до Пасхи потом не хотелось. Так все равно не получится. Устав трапезы на масленицу – это утешение для тех, кто молится, посещает богослужения и серьезно готовится к Великому посту.

В эту неделю, последнюю перед Великим постом, хорошо бы помнить совет преподобного Сергия Радонежского: «Воздержания держитесь». Начало поста немыслимо без подготовки телесной, которую предлагает нам Православная Церковь. Понедельник 1-й седмицы Великого поста называется Чистым понедельником: чистая совесть, чистая душа – потому что было Прощеное воскресенье. Также надо быть чистым и в телесном составе, если человек – Божий, поэтому должно быть воздержание. По слову святых отцов, Великий пост – это весна духа, ведь когда мы себя ограничиваем телесно, расцветает наш дух. Кто вкусил эту радость Великого поста, тот уже дорожит этими днями, ждет их. Только невоздержанная душа, человек, ублажающий свою плоть, воспринимает пост как нечто тягостное.

Когда человек держится церковного устава, проникается духом богослужения, готовит себя ко вступлению в Четыредесятницу, тогда и те ограничения, которые связаны с великопостным периодом, воспринимаются им органично.

В Прощеное воскресенье вспоминается библейское сказание об изгнании праотца Адама из рая. Библия говорит нам, что первой заповедью, которую Бог дал человеку, было беспрекословное послушание. Повиновение - это простое и ясное предписание. Из повиновения и смирения рождаются все другие добродетели, из умствования же - все греховные помыслы. Человеку не надо было ни знать ничего, ни рассуждать, поскольку повиновение есть главная обязанность разумной души, признающей своего Создателя. Ведь человек сотворен по слову Божьему, чтобы отразить природу Бога. Он имеет изначальную ценность творения. Но из-за грехопадения внутренняя изначальная природа, данная человеку, была им утрачена.

Адамово изгнание

Адамово изгнание... Это и есть отправная точка нашего земного странствия в поисках утраченного Отечества - Царства Божия. Причина изгнания Адама - грех, совершенный прародителем. Грех же причина страданий, болезней, скорбей и самой смерти. Поэтому борьба с грехом - это главный подвиг на пути к Богу. Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной (так как именно сегодня заканчивается употребление в пищу молочных продуктов), или Прощеным воскресеньем. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

Обряд высочайшего смирения

В канун Великого поста люди на Руси исполняли обряд высочайшего смирения. Старший и властный просил прощение у последнего и ничтожного. С закатом солнца, но до того как погаснет вечерняя заря, ходили православные из дома в дом, с преклоненной головой, тихим голосом выпрашивая прощение, особенно у тех, кому чаще других наносили в этом году обиды и огорчения, покорно кланялись в ноги и покорно ожидали отпущения поцелуем в уста, а на слове «Прости меня», отвечали «Бог простит, меня прости». Суть обычая просить прощение в конце масленицы – духовно-нравственное очищение через примирение, через взаимное прощение прегрешений.

К сожалению, в широко распространенных у нас представлениях о масленице и особенно в современных попытках воспроизводить какие-то ее элементы, учитывается только развлекательная часть масленичной недели. Она очень интересна и богата как яркое проявление народной праздничной культуры. Но именно после бурного веселья последней перед Великом постом недели, во время которой как бы прощались с обильным столом и другими мирскими радостями, обычай просить прощение заставлял ощутить переход к духовным задачам, к строгим семи неделям, продолжавшимся до Пасхи, к повышению нравственных требований к себе.

В это воскресенье на Литургии читается библейское повествование об Адаме и Еве, злоупотребивших даром свободной воли и нарушивших божественную заповедь послушания. Окончилось блаженное младенчество человечества. “Открылись глаза”, как сказано в Библии, но ослепло сердце. В мир вошел грех, а через него пришла смерть. Потеряв первозданную свободу, человек отдал себя в рабство. Рабство греху, который стал мерой расстояния от Бога, увеличивающееся в наши дни, когда попирается само понятие нормы.


Спасение от этого рабства принес Христос – Богочеловек. Этим исполнилось обещание Божие о пришествии в мир Того, Кто будет победителем над злом, грехом и смертью. Он примирил человека с Богом. И, закончив Свой подвиг, оставил человеку новое обещание, заключил с ним Новый Завет о втором Своем пришествии в мир “судити живых и мертвых, Его же Царствию не будет конца”. Вот для чего пост. Для того, чтобы постоянно готовиться к достойному восхождению в это Царствие.

Сегодня же читается Евангельское повествование, в котором Господь Иисус Христос поясняет содержание молитвы “Отче наш”: “Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших”. Прощать и просить о прощении. Это два самых великих качества, принадлежащих человеку. Оба требуют напряжения веры и воли. Оба требуют подвига любви. И оба включают “свет разума”, ясность ума, зоркость мудрости.

В Прощеное воскресенье Церковь дает наставления верующим относительно правильного поведения во время Великого поста и призывает прихожан покаяться друг перед другом во всех обидах и грехах, помириться и простить все накопившееся. При этом священники сами подают добрый пример и первыми просят у своей паствы прощения. Полагается в этот день посещать могилы родных и друзей, дабы еще раз попросить прошения и у них. С этого момента верующие должны строго соблюдать чистоту телесную и душевную и впредь уже никого не осуждать.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ НЕДЕЛИ К ВЕЛИКОМУ ПОСТУ

Великий пост в 2020 году начнется 2 марта, но ему предшествует несколько подготовительных недель. В чем смысл их названий? Какие особенности богослужений и постовые предписания в эти дни?

В еликий пост предваряют подготовительные Недели (воскресенья ) и Седмицы . (Слово «неделя» в богослужебном языке обозначает воскресный день, неделя же в нашем сегодняшнем понимании называется «седмицей»).

Порядок служб подготовительных недель и самого Великого поста изложен в Триоди постной. Она начинается с Недели о мытаре и фарисее и заканчивается в Великую субботу, охватывая 70-дневный период .

Предваряют Великий пост - святую Четыредесятницу:

- Неделя о мытаре и фарисее ,

- Неделя и седмица о блудном сыне ,

- Неделя и седмица мясопустная ,

- Неделя и седмица сыропустная (Масленица ).

В приготовительные седмицы Церковь подготавливает верующих к посту постепенным введением воздержания*:

После сплошной седмицы (Неделя о мытаре и фарисее) восстанавливаются посты среды и пятницы (на Неделе о блудном сыне);

Затем следует высшая степень приготовительного воздержания - запрещение вкушать мясную пищу (Неделя сыропустная или Масленица).

(*Все постовые предписания относятся в первую очередь к монашеской жизни; в приходской практике они не всегда применимы и требуют благословения духовника.)

В приготовительных службах Церковь располагает верующих к посту, покаянию и духовному подвигу.

НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ
(9 февраля 2020 года)


Смысл названия
Приготовляя к посту и покаянию, Церковь в первую Неделю примером мытаря и фарисея напоминает о смирении, как истинном начале и основании покаяния и всякой добродетели, и о гордыне, как главном источнике грехов, который оскверняет человека, отдаляет его от людей, делает богоотступником, заточающим себя в греховную самостную оболочку. На Литургии читается отрывок Лк. 18:10-14 , в котором мытарь олицетворяет собою искренне кающегося грешника, а фарисей — человека внешне благочестивого, но не видящего своих грехов и мнящего себя праведным. Смирение, как путь к духовному возвышению, показал Сам Бог Слово, смирившийся до немощнейшего состояния человеческой природы - «до зрака раба» (Флп. 2:7).

Богослужебные особенности
В привычный порядок служб постепенно вплетаются песнопения из Постной Триоди — сборника великопостных гимнов и молитв. В песнопениях Недели о мытаре и фарисее Церковь призывает отвергнуть - «отринуть» высокохвальную гордыню, возношение лютое, пагубное, «великохвальное кичение» и «дмение (надмевание) мерзкое». Для пробуждения чувств покаяния и сокрушения о грехах Церковь на воскресных утренях начинает петь стихиры (тропари) «Покаяния отверзи ми двери». В её основу положена притча о мытаре: из нее взяты сравнения для изображения покаянного чувства.

Сплошная седмица
(10 февраля - 15 февраля 2020 года)

Постовые предписания
Отменяются любые виды поста.

НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ
(16 февраля 2020 года)


Смысл названия
В Неделю о блудном сыне Церковь показывает пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу. Никакой грех не может поколебать человеколюбия Божия. Душе, раскаявшейся и обратившейся от греха, проникшейся надеждой на Бога, Божия благодать исходит во сретение, лобызает ее, украшает и торжествует примирение с ней, какой бы она ни была греховной прежде, до своего раскаяния. Церковь наставляет, что полнота и радость жизни заключаются в благодатном союзе с Богом и в постоянном общении с Ним, а удаление от этого общения служит источником духовных бедствий.

На Литургии читается отрывок Лк. 15:11-32 о блудном сыне, который покинул отчий дом, но затем раскаялся и вернулся. Притча напоминает нам о нашей собственной немощи и великом милосердии Божьем, так как иносказательно описывает отношение Бога к падшему человеку.

Богослужебные особенности
Активнее используется Постная Триодь, на утрене воскресенья впервые поется 136-й псалом «На реках Вавилонских» , который напоминает человеку о том, что он — пленник греха и что освобождение от этого рабства лежит только через решительную борьбу с ним.

Вселенская родительская (мясопустная) суббота
(22 февраля 2020 года)


Смысл названия
Церковь молится о христианах, отошедших в Вечность, а особенно — о людях, умерших насильственной смертью и не получивших обычного отпевания. Мысль о конце нашей жизни при воспоминании об отошедших уже в вечность отрезвляюще действует на каждого, кто забывает о вечности и прилепляется всей душой к тленному и мимолетному.

Богослужебные особенности
Богослужение поминальное, совершается лишь несколько раз в году. Обилие заупокойных текстов, но они не унылые, а радостные, исполненные надежды на всеобщее воскресение.

НЕДЕЛЯ О СТРАШНОМ СУДЕ
(23 февраля 2020 года)


Смысл названия
Мясопустная Неделя (воскресенье) посвящена напоминанию о втором пришествии Христа и и предстоящем Страшном суде живых и мертвых. Это напоминание необходимо для того, чтобы люди согрешающие не предались беспечности и нерадению о своем спасении в надежде на неизреченное милосердие Божие. На Литургии читается отрывок Мф. 25:31—46 .

Постовые предписания
Заговенье на мясо. Последний день перед Пасхой, когда на трапезе разрешается мясо.

Богослужебные особенности
Церковь в стихирах и тропарях службы этой Недели изображает следствия беззаконной жизни, когда грешник предстанет пред нелицеприятным Судом Божиим. На утрене поются сугубо великопостные тексты из Покаянного канона Андрея Критского — «Помощник и Покровитель…». Подготовка к посту подходит к своему завершению. Богослужение пронизано идеей всеобщего ответа за все свои поступки перед Богом.

Напоминая о последнем Суде Христовом, Церковь вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог милосерд, но Он и праведный Судия. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос называется правосудным, а Суд его - праведным и неподкупным испытанием (неумытное истязание, неумытный суд). И закоренелые, и беспечно полагающиеся на милосердие Божие грешники должны поэтому помнить о духовной ответственности за свое нравственное состояние, а Церковь всем своим богослужением этой Недели стремится привести их к осознанию своей греховности.

На какие же дела покаяния и исправления жизни особенно обращается внимание? Прежде всего и главным образом, на деяния любви и милосердия, ибо Господь произнесет Суд Свой преимущественно по делам милосердия, и притом возможным для всех, не упоминая о других добродетелях, не одинаково доступных для каждого. Никто из людей не вправе сказать, что он не мог помочь алчущему, напоить жаждущего, посетить больного. Вещественные дела милости ценность свою имеют тогда, когда они будут проявлением владеющей сердцем любви и соединены с духовными делами милости, которыми и тело. и душа ближних облегчаются.

Сырная седмица (Масленица)
(24 - 29 февраля 2020 года)

Постовые предписания
Последняя подготовительная ко Святой Четыредесятнице седмица называется сырной, сыропустной, или Масленицей. В эту седмицу употребляется сырная пища: молоко, сметана, сыр, масло, яйца и рыба . Церковь, снисходя к нашей немощи и постепенно вводя нас в подвиг поста, установила в последнюю седмицу пред Четыредесятницей употреблять сырную пищу, «дабы мы, от мяса и многоядения ведомы к строгому воздержанию… мало-помалу от приятных яств приняли бразду, то есть подвиг поста». В сыропустные среду и пятницу пост положен более строгий (до вечера).

Богослужебные особенности
Молитвы из Постной Триоди употребляются каждый день. Песнопениями сырной седмицы Церковь внушает нам, что эта седмица есть уже преддверие покаяния, предпразднство воздержания, седмица предочистительная. В этих песнопениях Святая Церковь приглашает к сугубому воздержанию, напоминая о грехопадении прародителей, происшедшем от невоздержания.

В среду и пятницу Литургия не совершается , в эти дни впервые читается молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего» , которая является одной из важнейших молитв поста.

НЕДЕЛЯ СЫРОПУСТНАЯ (ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ)
(1 марта 2020 года)


Смысл названия
Последнее воскресенье пред Великим постом имеет в Триоди надписание (наименование): «В Неделю сыропустную, изгнание Адамово». В этот день воспоминается событие изгнания наших прародителей из рая. На Литургии читается отрывок Мф. 6:14-21 , в котором Христос говорит о необходимости прощать всех. Ключевая идея — тоска по раю, который был утрачен людьми после грехопадения Адама.

Постовые предписания
Заговенье на любую пищу животного происхождения.

Богослужебные особенности
После вечерни (в приходской практике иногда этот чин совершают после Литургии) совершается чин прощения : подобно древним монахам, люди просят друг у друга прощения за все обиды, дабы с мирной душой войти в пост. Последний раз поется 136-й псалом . В текстах службы отчетливо звучит напоминание о цели предстоящего поста — встрече Пасхи. На вечерне священники переоблачаются в одеяния черного цвета .

Православие.ru