Смысл жизни человека мнению стоиков. Смысл жизни: стоицизм, аскетизм, гедонизм

Поиски смысла жизни продолжаются с сотворения мира. На разных этапах развития человечества объяснить его пытались религии и философские течения, лучшие умы трактовали это понятие с разных точек зрения. Предлагаем краткую историю поисков.

Вопрос о смысле жизни сопровождает человечество на протяжении всего периода его существования. Впрочем, нет, пожалуй, не всего. Во всяком случае, первобытных обитателей пещер эта проблема вряд ли могла интересовать. Для того чтобы вечный вопрос появился в умах, нужен был уже определенный материальный и культурный уровень развития общества.

Церковь, наука, искусство на протяжении веков пытались объяснить, в чем смысл жизни. Но никто не смог сделать это убедительно и немногословно. Может быть, у каждого он свой?

Великие умы о смысле жизни

Давайте выясним, что говорили по этому поводу великие умы.

Сократ

Этот древнегреческий философ, всю жизнь проживший в Афинах, смысл жизни усматривал не в том, чтобы добиваться материальных благ (сам он, кстати, был беден), а в том, чтобы быть добродетельным, совершенствоваться и жить, соблюдая этические правила. Стремиться к мудрости и совершать добрые поступки – высшее благо и цель человеческого существования.

Аристотель

Смысл жизни, согласно древнегреческому философу Аристотелю, состоит в том, чтобы стремиться к счастью, то есть осуществить свою сущность. Наверное, он имел в виду –воплотить свое призвание, проявить свой талант. И еще Аристотель полагал, что цель жизни – служить другим, делать добро.

Эпикур

По убеждению древнегреческого философа Эпикура, цель жизни – в стремлении к удовольствию. Однако при этом он имел в виду не чувственное наслаждение, а отсутствие физической боли, душевных страданий, страха смерти. Эпикур проповедовал созерцательное отношение к жизни, отстраненность от общества и государства.

Киники (Антисфен, Диоген)

Для Антисфена, ученика Сократа и основателя философской школы киников, а также его последователей, смысл жизни в стремлении к духовной свободе, к добродетели, которую они понимали как умение довольствоваться малым и избегать зла. Киники отвергали устои рабовладельческого общества, презирали материальные ценности и проповедовали аскетизм. Согласно их мировоззрению, человек не с состоянии изменить внешний мир, значит, нужно удалиться от него и сосредоточиться на внутреннем.

Стоики

Последователи философской школы, созданной афинским мыслителем Зеноном Китийским, проповедовали жизнь в согласии с природой и мировым разумом. В этом они видели смысл человеческого существования. Стоики верили в судьбу и предначертанность всего совершающегося в мире, однако при этом считали человека ответственным за свои поступки, призывали к сдержанности и мужественному отношению к превратностям судьбы.

Моизм

Китайский философ Мо Ди, создатель философского течения, и его последователи первыми в Китае заговорили о смысле жизни. По их мнению, он состоял в достижении равенства между людьми. Одновременно декларировался отказ от богатства и удовольствий. Такое мировоззрение служило обещанием такого же равенства в загробной жизни.

Средневековая Европа и Индия

Европейцы и индийцы близки в своем понимании смысла жизни. По их представлениям, человек рожден для того, чтобы почитать предков, следовать религиозным идеалам и повторять судьбу своего рода.

Артур Шопенгауэр

Немецкий философ-иррационалист полагал, что, стремясь понять смысл жизни, человек создает религии и философию. Наш мир Шопенгауэр считал худшим из миров.

Экзистенциализм

Жан-Поль Сартр считал, что смысл своей жизни придает сам человек. А Кьеркегор воспринимал жизнь как полный абсурд и задачу человека видел в создании собственных ценностей, которые бы противостояли этому тотальному абсурду.

Нигилизм

Выдающийся немецкий мыслитель-нигилист Фридрих Ницше говорил, что христианство лишает смысла земную человеческую жизнь, концентрируясь за загробной. Между тем, смысл жизни в подготовке Земли к появлению сверхчеловека.

Позитивизм

Ярчайший представитель этого философского течения Людвиг Витгенштей изначально считал некорректной подобную постановку вопроса и, соответственно, неправильным и неадекватным любой из вариантов ответа на него.

Прагматизм

Уильям Джеймс считал, что смысл жизни нужно не искать, а создавать.

Социальная психология

Альфред Адлер, Карл Роджерс, Виктор Франкл утверждали, что смысл жизни глубоко индивидуален, то есть у каждого человека он свой. Стремление определить смысл существования присуще абсолютно всем людям, к тому же это двигатель их развития. Согласно новейшим исследованиям, человек, который живет осмысленно, здоровее психически и меньше подвержен старческому слабоумию, нежели тот, кто смыслом жизни считает получение наслаждения.

Что говорят о смысле жизни мировые религии

Иудаизм

В рамках иудейской философии существуют три варианта ответа на наш вопрос. Первый – смысл жизни в познании Бога; второй – в любви к Богу; третий – в соблюдении Божьих заповедей. Предназначение еврейского народа – на собственном примере доказать всему миру, что предназначение человечества – служение единому Богу. Смысл человеческой жизни четко указан в Торе: жить в соответствии с предписаниями и запретами Торы.

Христианство

Согласно православию, поскольку человек сотворен по образу и подобию Бога и посему обладает разумом, свободной волей и бессмертной душой, то и смысл его жизни заключается в уподоблении Господу, в познании Его и будущей блаженной жизни с Ним.

Ислам

Поклонение Всевышнему – смысл жизни мусульманина. Человек ответствен за свои поступки, но Аллах всемилостив.

Индуизм

Цель жизни – в спасении и достижении высшего блаженства. Но путь к нему разные школы индуизма трактуют по-разному. Это молитва, бескорыстные дела, духовные упражнения, познание истины, отказ от наслаждений.

Буддизм

Смысл жизни в прекращении страдания. Поскольку источник страданий – желания, то необходимо достичь состояния нирваны, когда полностью отсутствуют желания, а значит, и страдания.

Конфуцианство

Цель жизни – создание совершенного общества, когда воплотится в реальность гармония между людьми и Небом. Достичь этого можно путем самосовершенствования.

Даосизм

Познание Дао, следование ему и слияние с ним – вот в чем смысл жизни. А помогут в этом человеку любовь, смирение и умеренность.

Похоже, внятного ответа на сакраментальный вопрос о смысле жизни просто не существует. Сколько философских и религиозных течений, столько и вариантов определения. Мне же больше всего импонирует вот этот: делай что должно, и будь что будет.

    «Жить – значит наслаждаться», – считают сторонники...

    1. гедонизма

    В бунте против абсурда видел смысл жизни человека...

  1. С умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека...

    1. утилитаризм

  2. «Цель оправдывает средства», – считают представители...

    1. прагматизма

    Сторонники аскетизма проповедуют...

    1. отречение от мирских соблазнов

    Философское направление, согласно которому человек обречен на одиночество и бессмысленность существования, есть...

    1. экзистенциализм

    Тема трагичности человеческого бытия характерна для такой философской школы, как …

    1. экзистенциализм

    Смысл жизни человека, согласно эвдемонизму состоит в...

    1. свободе от телесных страданий и душевных тревог

    Смысл жизни человека в отечественной философии трактуется как...

    1. жизнь во благо других людей, человечества

    «Смысл жизни личности состоит не в спасении души и служении Богу, а в служении обществу», – доказывали...

    1. Платон, Гегель, марксисты

    Вопрос о смысле жизни порожден размышлением о том, стоит ли жить, если всякий человек...

  3. Проблема смысла и значения жизни и смерти была одной из центральных в философии...

    1. Шопенгауэра А.

  4. Светская философия отказывается от поиска смысла жизни в...

    1. потустороннем мире

    К этической позиции, что «нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться» склонялись сторонники...

    1. гедонизма

    Этической позиции, что «нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться» придерживается…

    1. гедонизм

    Смысл жизни человека, по мнению стоиков, состоит в...

    1. умении мужественно и достойно подчиниться судьбе

    Представители экзистенциализма полагали, что смысл жизни определяется...

    1. самим человеком

    С точки зрения религиозного сознания смысл жизни заключается в:

    1. спасении

    Важнейшую роль в становлении социума сыграла заповедь…

  5. Создатель этической системы, в основе которой лежат две основные идеи – безусловная самоценность человека и долг перед людьми - …

  6. Если для неверующего человека целью и смыслом жизни является стермление к счастью, то для верующего:

    1. спасение

  7. Свобода как основной принцип человеческого существования получил обоснование в:

    1. экзистенциализме

    Веротерпимостью и уступчивостью по отношению к другим верованиям отличается …

  8. Триада – Вера, Надежда, Любовь – впервые высказана…

    1. в христианской философии

  9. «Не хочешь – не верь, но и не богохульствуй» – таков принцип…

    1. веротерпимости

    Высшее благо, как завершенное, самодостаточное состояние жизни называется …

    1. счастьем

    Обоснование ценности и особой значимости человека в истории европейской культуры было дано в философии…

    1. Возрождения

    Понимание гуманизма как свободы человека выбирать самого себя, было представлено в философии…

    1. экзистенциализма

23.Общество и его сферы (либо общество и его структура)

    Источником всякого отчуждения, по Марксу, является...

    1. частная собственность на средства производства

    Главным условием существования и развития общества является...

    1. материальное производство

    К производственным отношениям относятся...

    1. отношения распределения продуктов производства

    «Естественное состояние» по Т. Гоббсу, это...

    1. война всех против всех

    Общество – это...

    1. продукт взаимодействия людей

    Государство, власть и властные отношения составляют ядро...

    1. политической сферы

    Гражданское общество – это...

    1. совокупность неправительственных институтов и неполитических отношений

    Генетически первой малой социальной группой, из которой формировались крупные общности, является...

  1. Социальная сфера общества включает в себя...

    1. общности людей

  2. Из философов Античности наибольший вклад в исследование общества внесли...

    1. Платон и Аристотель

    Создателем учения об «идеальном государстве» был...

  3. Договорную теорию происхождения государства из разума и опыта людей, а не из теологии разрабатывали такие мыслители Нового времени, как...

    1. Гоббс Т., Локк Дж. Руссо Ж.-Ж.

  4. Относительно независимое от природы духовно-материальное образование, порожденное разнообразными формами совместной деятельности людей, называют...

    1. обществом

    Структура современных производительных сил включает в себя: работников производства, средства труда, технологии производства, производственно-экономическую инфраструктуру, а также...

    1. научное знание

    Важнейшей производительной силой любого общества является...

  5. Выделение в качестве основных элементов общества «базиса» и «надстройки» было предложено:

    1. К. Марсом

  6. Тезис об определяющей роли общественного бытия по отношению к сознанию обосновывался…

    1. К. Марксом

    Социальное неравенство, существующее в современном обществе, выражается в понятии –

  7. Социально-политическое неравенство в обществе обозначается понятием –

  8. Ядром политической системы общества является…

    1. государство

  9. Регулирование взаимоотношений общества с окружающей средой, как природной, так и социальной, является функцией…

    1. экономики

    В структуре общественно-экономической формации К. Маркс выделял...

    1. базис и надстройку

    Деление общества на «избранное меньшинство» и «массы» является основополагающим в творчестве...

    1. Х. Ортеги-и –Гассета

    Концепция «открытого общества» получила обоснование в творчестве…

    1. К. Поппера

    Марксистское учение об обществе – …

    1. исторический материализм

    Значение разума как принципа общественной жизни обосновывалось в философии...

    1. Просвещения

    Натуралистическое понимание общества, как возникающее из естественного состояния развивалось в …

    1. О том, зачем дана жизнь человеку и с какой целью каждый из нас рождается на этой земле, люди начали задумываться, наверное, примерно тогда, когда отделились от природы и начали осознавать себя как . В то время, когда Homo erectus эволюционировал в Homo sapiens, нашим предкам было уже не достаточно жить исключительно ради удовлетворения физиологических потребностей, и именно стремление людей к чему-то большему стало двигателем развития человеческой цивилизации. Однако несмотря на то, что философы и мыслители всех времен пытались найти смысл жизни человека, и по сей день точный ответ на вопрос, зачем человек живет, не дан.

      На сегодня существует множество построенных на философских и религиозных доктринах теорий, пытающихся объяснить, зачем существует человек. Психологи, в свою очередь, тоже не остаются в стороне и пытаются найти свой ответ на вопрос, зачем дана жизнь людям. Рассмотрим самые известные теории о смысле жизни и попробуем найти ответ на вопрос, зачем живет человек.

      Смысл жизни с точки зрения философии и религии

      Величайшие философы и мыслители былых времен не обходили стороной глобальные вопросы, поэтому за несколько тысяч лет развития человеческой цивилизации сформировалось множество теорий о смысле жизни. Основоположниками этих теорий были как величайшие умы былых времен, так и целые философские школы, причем часть из самых известных теорий перекликаются между собой, а другие – полностью противоположны. И из множества философских доктрин, пытающихся объяснить, в чем смысл жизни человека, наиболее известными являются следующие:

      Ответы на вопросы о смысле жизни пытались найти не только философы и мыслители, но и основатели и служители различных религиозных культов, начиная от малораспространенных верований и заканчивая мировыми религиями. Однако если философы считали свои умозаключения не более чем теориями, то безусловная истинность и непоколебимость учения является основополагающей догмой, которую нельзя ставить под сомнение.

      Христианство учит, что человеку жизнь дана затем, чтобы он, истинно веруя, следуя божьим заповедям и ведя богоугодный образ жизни, заслужил после смерти место в раю. Ислам же утверждает, что смысл жизни во вручении себя Аллаху и поклонении ему. Буддизм, как и индуизм , настаивают, что человек рождается затем, чтобы тем или иным путем (посредством добрых дел, саморазвития, самопознания, аскез и др.) достичь состояния просветления и высшего блаженства.

      Взгляд современных психологов на то, зачем человек живет

      Конечно, и в наше время живет достаточно много людей, уверенных, что смысл их жизни заключается в служении Богу и в строгом соблюдении религиозных законов и догм. Однако большинства государств очень небольшой, а обычные люди ищут смысл жизни не в философских и религиозных учениях, а в самих себе – в своей душе, мыслях, чувствах и желаниях.

      И все больше людей, не сумевших найти истинный смысл своей жизни либо разочаровавшись в собственных целях и стремлениях, обращаются к психологам, чтобы те помогли им вновь обрести интерес к жизни. По мнению психологов, люди теряют смысл жизни только в том случае, если они изначально неправильно определили, для чего живут, и посчитали какую-либо из долгосрочных целей за высшее предназначение. Поэтому знатоки человеческих душ точно знают, что не может являться смыслом жизни. По их мнению, ошибаются те люди, которые уверенны, что жизнь дана человеку, чтобы:


      Но зачем дана человеку жизнь, если не для рождения детей, заработка денег или достижения карьерных вершин? Все больше современных психологов считают, что единого смысла жизни для всех людей нет, так как каждый человек – индивидуальность со своими приоритетами и желаниями. Поэтому смысл жизни человека заключается в том, чтобы жить в гармонии с собой, пошагово достигать поставленных целей, открывать для себя новые горизонты и развиваться. То есть, вместо того, чтобы искать глобальный смысл жизни, нужно просто жить так, чтобы наслаждаться каждым прожитым днем и не терять времени впустую. Наша жизнь конечна, и только воплощение в реальность своих целей, позволят прожить ее так, чтобы не сожалеть в старости об утраченных годах и возможностях.

      Зачем я пришел в этот мир? В чем смысл моего существования? Этот вопрос в течение жизни задает себе практически каждый. Но ответ находят не все, а только те, кто способен критически оценить свои поступки и стремления, понять, что есть главное лично для него, как лично он связан с всеобщей гармонией и порядком Вселенной.

      Все выработанные в истории концепции смысла жизни можно разделить на два типа: субъективистские и объективистские. Первые подразумевают понятие о смысле жизни, сформированные отдельными людьми исходя из субъективных представлений о достойной жизни. Они полагают, что каждый человек имеет свое индивидуальное призвание в жизни, отличное от смысла жизни других людей. Объективистские концепции исходят из того, что жизнь человека имеет смысл лишь постольку, поскольку она должна реализовать цели, выходящие за пределы бытия индивидуума. Жизнь и деятельность осмысленны, если они руководствуются единым, разумным, высшим началом, пронизывающим все стороны жизни.

      Наиболее разработанными в этом плане являются религиозные учения, связывающие жизнь человека с Творцом. Основу религиозного мировоззрения образует догмат о спасении души и желание обрести его побуждает человека сделать смыслом жизни служение Всевышнему. Такой смысл жизни дает утешение в невзгодах и бедах, обещает вознаграждение в будущей жизни. Это ориентирует человека на первенство духовного, нравственного начала в нем.

      В качестве индивидуального начала, задающего смысл жизни, может быть долг, имеющий объективную природу. Он предписывается не отдельному индивидууму, а всем людям. Философ Иммануил Кант (1724 - 1804 г.г.) считал, что сама принадлежность к человеческому роду накладывает определенные обязательства. "Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла быть, вместе с тем, и принципом всеобщего законодательства",- говорит мудрец. В качестве долга, которому можно посвятить жизнь, может быть воспитание детей, служение государству, забота о родителях, борьба за мир, защита окружающей среды.

      Жизнь имеет смысл только тогда, когда она направлена не только на физическое выживание. Человек живет для чего- то и выявление этого "чего- то" является важной задачей, предшествующей сознательной осмысленной жизни. Необходимо определить для себя какие дела вам нравятся, от чего вы обретаете состояние душевного комфорта и удовлетворения, где ваше место в мире. Поиски смысла жизни обостряются при нахождении людей в пограничных ситуациях, когда существует реальная угроза существованию человека. Смерть - мощнейший фактор, заставляющий любого из нас задуматься о том, правильно ли мы живем.

      Стоицизм и аскетизм.

      Со времен античности ведет свое начало представление о жизни, как следовании судьбе, року. Оно разработано философами- стоиками, учившими, что мудрец должен следовать бесстрастию природы и любить свой рок. Стоики полагают, что в основе всего сущего лежит логос - всеобщая и разумная закономерность. В следовании ей состоит свобода человека. Стоики говорят:"Судьба согласного с ней ведет, противящегося - тащит". Вместе с тем, они не призывают к бездеятельности, фатальному следованию року. Наоборот, необходимо иметь характер, внутреннюю стойкость, чтобы достойно встречать неизбежное и необходимое. Подчиняясь судьбе, стоики стараются сохранить внутреннюю свободу. Достигается это за счет особого выработанного отстраненного отношения к текущим событиям и внешним воздействиям. Над человеком не могут иметь власти события, к которым он глубоко равнодушен.

      Крайним выражениям стоицизма близок аскетизм. Это учение предписывает отказ от чувственных желаний и устремлений. Возникло течение в древнегреческой философской школе киников ("собаки"). Роскошь и излишества развращают ум, отвращают от естественности. Основатель этой школы древнегреческий философ Антисфен (445 - 365 г.г. до н.э.) сводил свободную, добродетельную и счастливую жизнь к отказу от потребностей и желаний. Его учеником был известный философ Диоген (412 - 323 г.г. до н.э.), по легенде живший в бочке и не желавший ничего большего. Он превозносит образ жизни животных и первобытных людей, за свой образ жизни получает прозвище "собака". Известен из истории его разговор с Александром Великим, в котором на предложение выполнить любую просьбу, философ попросил не загораживать ему Солнце. Классическими представителями аскетизма являются монахи и отшельники. Аскетически- стоический образ жизни нельзя серьезно рассматривать как форму смысла жизни, но как его условие он приобретает все больше сторонников, особенно в условиях экологического кризиса и исчерпания природных ресурсов.

      Гедонизм.

      Это учение древнегреческой философской школы киренаиков и считающее смыслом жизни удовольствие и наслаждение. Ее основатель Аристипп (435 - 356 г.г. до н.э.) утверждал, что толпа стремится к вещам и благам, мудрый же к удовольствиям от вещей и благ. Удовольствие есть мерило добра и зла. Наслаждение и удовольствие - главный мотив всех человеческих поступков и деяний. Эпикур (341 - 270 г.г. до н.э.), сторонник этого учения, считал высшей формой счастья состояние свободы от телесных и душевных страданий и тревог. Стремление к чувственным удовольствиям и наслаждениям приводит к известному принципу "после нас - хоть потоп".

      В девятнадцатом веке была предпринята попытка рационализировать гедонистическое мировоззрение. Утилитаризм - течение в этике, которое заменило принцип удовольствия и наслаждения принципом пользы и счастья. Новое направление призывает отдаваться не любому влечению, делать выбор с учетом их последствий. Иеремия Бентам (1748 - 1832 г.г.), английский социолог и один из классиков утилитаризма, построил целую моральную арифметику - систему расценок удовольствий с точки зрения их силы, длительности и так далее. Другие последователи пытались различать удовольствия не с количественной, а с качественной точки зрения. Например, интеллектуальные удовольствия выше чувственных, альтруистические выше эгоистических. "Лучше быть недовольным Сократом, чем довольным дураком",- говорил Джон Стюарт Милль (1806 - 1873 г.г.), британский философ, экономист и политический деятель, придерживавшийся утилитаризма. Несостоятельность подобных расценок очевидна. Человеческие переживания индивидуальны и не могут быть подведены под общий знаменатель. Кроме того, следование удовольствиям имеет смысл в связи с какой- то объективной целью, выходящей за пределы индивидуального бытия.

      Информация:

      Доброхотов А. Л. "Цель", Новая философская энциклопедия, М., Мысль, 2010

      Сергеев К.А., Слинин Я. А. "Природа и разум: античная парадигма", Л., ЛГУ 1991

      Киренаки были сторонниками одной из ветвей учения Сократа. Эта группа была основана около 400 года до нашей эры в Северной Африке, ее возглавил Аристипп, один из учеников Сократа. Их учение содержало положение о том, что опыт и знание, доступные отдельному человеку, всегда субъективны. Поэтому ни один человек не сможет увидеть мир так, как его видит другой. Они также считали, что мы не знаем ничего определенного о мире, а единственное доступное знание — это чувственный опыт.

      Они учили, что единственная цель жизни — испытывать удовольствие в настоящем, вместо того, чтобы делать планы на будущее. Первостепенны физические наслаждения и человек должен принимать все меры к тому, чтобы максимизировать их количество. В целом, это была очень эгоистичная точка зрения, ставившая удовольствие отдельного человека выше благополучия общины, города или страны.

      Киренаики игнорировали не только чужую философию, но и традиционные социальные нормы. Так, Аристипп учил, что в инцесте нет ничего дурного — по его мнению, только общественная условность привела к табуированию родственных браков.

      Моизм

      Моизм разрабатывался китайскими философами примерно в то же время, когда в эллинистическом мире появились киренаики. Это учение создал Мо Ди, который одним из первых в Китае поставил вопрос о смысле жизни. Он наметил 10 принципов, которым должны следовать люди в повседневной жизни, центральным из которых стала беспристрастность.

      По этому учению, смысл жизни будет достигнут тогда, когда каждый человек будет в равной степени уделять внимание всем остальным, не ставя никого из людей выше других. Это означало, разумеется, отказ от роскоши, богатства и удовольствий. Моисты видел идеал человеческих отношений в равенстве и верили, что будут вознаграждены за это таким же равенством в загробной жизни.

      Циники

      Циники были еще одной группой, близкой к Сократу. Они находили смысл жизни в том, чтобы жить повинуясь больше естественному порядку вещей, а не этике и традициям. Циники считали, что такие социальные условности, такие как богатство или лицемерие, мешают людям достигать добродетелей.

      Они не отказывались от общественных установлений целиком, но считали, что каждый человек вырабатывает свои личные представления о добре и зле и имеет право пойти против общества, следуя своим установкам. Отсюда возник принцип «парезии» - принцип говорить правду.

      Еще одним важным принципом цинизма была самодостаточность. Циники полагали, что свободу человек может сохранять только если он готов в любой момент отказаться от общения с другими людьми и благ цивилизации.

      Альберт Эйнштейн

      Эйнштейн был одним из самых выдающихся представителей человечества. В 1951 году молодая женщина спросила у него в письме, в чем смысл жизни. Ответ был коротким: «Чтобы создавать удовлетворение для себя и для других».

      В письме своему сыну Эдуарду Эйнштейн был более конкретен. Он написал ему, что верит в «высшую стадию сознания как высший идеал», а человеческая способность создавать новые вещи из ничего — это больше, чем мы можем подумать. Именно акт творения позволяет нам испытывать счастье. Он также напоминал, что творить нужно не из желания запомниться, а из любви к вещи, которую создаешь.

      Дарвинизм

      У Чарльза Дарвина были сложные отношения с религией и с религиозным значением смысла жизни. Первоначально он придерживался христианских убеждений, но позже его представления заметно поколебались.

      Некоторые его наследники стали практически обожествлять эволюцию — ведь именно она обеспечила появление человека. Они видят в этом высший смысл эволюции и полагают, что она неминуемо должна была привести к современным людям. Некоторые, напротив, подчеркивают, что эволюция — это сочетание цепочки случайностей и способностей к выживанию. Но и те, и другие согласны, что смысл жизни в том, чтобы передать часть своей ДНК будущим поколениям.

      Нигилизм

      Чаще всего слово «нигилизм» ассоциируется с предшественниками русских революционеров начала XX века, но этот термин куда более сложен. Нигилизм — от латинского hihil («ничто») - полагает, что таких вещей как «ценность» или «смысл» в природе не существует, а потому и существование человека смысла не имеет.

      Ницше полагал, что распространение нигилистических убеждений со временем приведет к тому, что люди прекратят какую-либо деятельность в принципе. Этого, как мы видим, не произошло, но нигилизм как безразличие к происходящему все-таки остается популярным.

      Тибетская философия

      Эти учения распространены в Тибете и других частях Гималаев. Очень похожая на классический буддизм тибетская философия полагает, что смыслом жизни является прекращение земных страданий. Первым шагом к этому является понимание мира. Поняв мир, вы сможете прийти к знаниям, необходимым для прекращения страданий.

      Философия предоставляет возможность выбрать «Путь малых возможностей», на котором человек занимается прежде всего своим спасением из мира, либо «Путь больших возможностей», на котором человек помогает другим. Истинный смысл жизни обретается в практике. Тибетская философия запоминается еще и тем, что она предлагает своим последователям точные инструкции по поведению.

      Эпикурейцы

      Эпикурейскую философию часто чрезмерно упрощают. По Эпикуру, все состоит из мельчайших частиц, в том числе и человеческий организм, который складывается из частиц души. Без частиц души тело мертво, а без тела душа неспособна воспринимать внешний мир. Таким образом, после смерти ни душа, ни тело не способны продолжить существование. После смерти нет ни наказания, ни награды — ничего. Это значит, что человеку надо сосредоточиться на земных делах.

      Частицы души способны испытывать и удовольствие, и боль. Поэтому нужно избегать боли и получать удовольствие. С тем, что мы не можем контролировать (неожиданную смерть), нужно просто смириться.

      Это не означает, что можно делать все, что хочется. Даже если ограбление банка принесет некоторые приятные впечатления, настоящий эпикуреец помнит, что чувства вину и тревоги могут принести затем больший дискомфорт. Эпикурейцы также привержены дружбе, самому приятному, безопасному и надежному чувству, которое может быть доступно человеку.

      Ацтекская философия

      Высший смысл жизни у ацтеков заключался том, чтобы жить в гармонии с природой. Такая жизнь позволяет продолжать энергию и образовывать новые поколения. Эта энергия называлась «теотль» и была не божеством, а чем-то вроде джедайской Силы. Теотль наполняет собой мир, все наши знания и простирается за пределы знаний.

      В теотль есть полярные противоположности, которые борются друг с другом и тем самым сохраняют равновесие во Вселенной. Ни жизнь, ни смерть не плохи — они лишь часть цикла. Ацтеки полагали, что правильнее всего оставаться на середине, не стремясь к богатству и пользуясь тем, что уже есть, с умом. Это было залогом того, что дети получат мир в том же состоянии, что и отцы.

      Стивен Фрай и гуманисты

      Стивен Фрай — один из ярких представителей современного гуманизма — ставит вопрос о смысле жизни так, чтобы он касался каждого, вне зависимости от пола, убеждений, расы или возраста. В гуманизме нет конкретного смысла жизни. Каждый человек находит собственный смысл в жизни. Вместо того, чтобы искать его вовне, человек должен найти его внутри себя, думая о том, что делает его счастливым.

      Потому что смысл жизни действительно будет для каждого из нас своим. Кто-то хочет создать шедевр, кто-то — благотворительный фонд. Или посадить сад, усыновить ребенка, подобрать животное с улицы... Нет единственного правильного ответа на вопрос о смысле жизни — каждый вырабатывает этот ответ самостоятельно. И, кажется, именно эта теория позволяет быть счастливыми наибольшему числе людей.