Борис Попов. О профессии стоматолога

– Как вы стали стоматологом?
– В моей семье нет врачей. Первым пойти в медицину решил мой старший брат, который закончил лечебный факультет. Я выбрал стоматологический. Учился 5 лет в , потом 1 год интернатуры и 2 года ординатуры по ортопедии. Всего у меня на руках 4 сертификата - организация здравоохранения, терапия, ортопедия и стоматология общей практики. Сейчас система изменилась, и для получения каждого сертификата нужно отучиться 2 года.

– Какие врачи работают в современной стоматологической клинике?
– Сегодня в любой стоматологический клинике набор врачей одинаков: терапевт лечит зубы, ортопед занимается протезированием, хирург сейчас уже не только удаляет, но и довольно часто ставит импланты, пародонтолог занимается лечением болезней десен, ортодонт отвечает за исправление прикуса, ставит брекет-системы и наблюдает, как они действуют. Однако ортодонт чаще всего приходит в определенные дни, когда есть записавшиеся пациенты.

Приходя в клинику, в самом начале карьеры каждый стоматолог всегда ставит несколько пломб. И потому, что это самый простой вид лечения, и потому, что именно эти мануальные навыки преподают в институте. Дальше я, например, стал заниматься коронками, а позже освоил работу со съемными протезами. На данный момент мои специальности - терапия и ортопедия: я ставлю пломбы, пломбирую каналы, ставлю коронки и работаю со съемным протезированием.

Сегодня моя задача, как врача с частной практикой, - постепенно увеличивать базу пациентов. А дальше возможны два пути. Первый - становиться врачом, что называется, «с фамилией», когда пациенты идут к тебе, независимо от того, в какой клинике ты работаешь. Второй - открывать собственную клинику. Но в этом случае надо или уходить в администрирование и постепенно сворачивать практику или нанимать менеджера, но все равно следить за его работой, что опять-таки будет отвлекать от пациентов.

Еще один вариант развития для стоматологов - заниматься важными исследованиями. Но и для этого надо отказаться от лечения.

–​ Какие компетенции необходимы для этой профессии?
– В Европе есть замечательная поговорка - «врет как стоматолог», то есть стоматолог должен уметь очень складно говорить, чтобы ему поверили. Я считаю, что надо учиться разговаривать с людьми и уметь убеждать. Особенно, когда они вот-вот потеряют сознание от боли. Стоматолог, который не умеет разговаривать, очень быстро останется без пациентов: к нему придут только один раз, чтобы снять боль, а дальше будут искать того, кто лучше расскажет, понятней объяснит и улыбнется. Более того, надо складно говорить, не чтобы поверили, а чтобы убедить пациента в необходимости правильного и адекватного лечения, потому что грамотность населения в этом плане почти полностью отсутствует. Лечение зубов связано с финансовыми затратами, поэтому многие пациенты стараются экономить и делать «просто пломбу», когда уже, например, надо ставить коронку. Но такие действия не только являются нарушением медицинских показаний, но и могут в скором времени привести к потери зуба.

Кроме того, нужно обязательно любить работать руками. Это, на мой взгляд, глобальное требование в нашей профессии. Если тебе не интересно что-то делать своими руками или у тебя не получается, то лучше и не пытаться стать стоматологом.

–​ Есть ли что-то, что мешает работать, или от чего вы устаете?
– Мне сложно работать посменно (система работы в государственных стоматологических поликлиниках), когда ты должен «отсиживать» свою смену, а пациентов в этот день нет. Могу также сказать, что наша работа очень изматывает физически: стоматолог буквально «зависает» над пациентом, когда работает, мышцы напрягаются так сильно, что вечером не можешь разогнуться. Это тяжелый физический труд.

– Если однажды поймете, что пора попробовать что-то новое, сменить вектор, есть какой-то план Б?
– Стоматология - это разные направления, которые близки друг к другу. Я знаю стоматологов, которые были терапевтами, а потом ушли в хирургию. Что касается меня, то я с самого начала хотел заниматься ортопедией, и пока мне это интересно. В качестве плана Б можно рассматривать профессию медицинского представителя. Но я подобных переходов пока не встречал, зато знаю случаи, когда, получив диплом, люди сразу уходили из стоматологии, становились, например, ветеринарами.

– Кто для вас является примером для подражания в вашей профессии?
– Когда мы учились, эту роль выполняли авторы учебников. Теперь понимаем, что многое из написанного там уже устарело.

– Как будет развиваться стоматология в будущем?
– Первая особенность медицины в том, что от момента изобретения до момента внедрения в широкую практику проходит примерно полвека. Имплантация зубов началась в середине 20-го века, но только в начале нашего века стала использоваться широко. Сегодня есть подобные разработки, но никто не знает, что из них станет повсеместной практикой.

Второе, что можно сказать точно, - продолжится усовершенствование существующих материалов, методик и инструментов. Например, бор, которым препарируют зубы, усовершенствуется постоянно, но принцип его работы остался прежним.

И последнее. Я уверен, что никакая самая высокоточная техника не заменит человека. Сейчас многие говорят о том, что 3D-принтеры оставят без работы зубных техников. Эта замена может коснуться только каких-то отдельных операций: после 3D-печати нужные детали все равно проходят через человеческие руки. Более того, установка импланта - это несколько операций, которые пока до конца может довести только человек.

Вопрос психологу:

Здравствуйте, меня зовут Вика. Мне 30 лет, замужем, детей нет. Восемь лет потратила на получение профессии стоматолог. Всегда хотела им стать, родители во всем помогали и поддерживали. Первые два года для меня были сказкой. Я работала в государственной поликлинике. Мне нравилось контактировать с людьми, помогать им по мере своих сил, эти люди были благодарны, даже маленькие конфликты не могли омрачить всю радость. Но потом грянула реформа, врачи стали не нужны. Чтобы никого не увольнять, стоматологов посадили на мизерную зарплату. Лично моя была 7 тысяч в месяц, я не могла уволиться, нужен был стаж в два года, чтобы шагнуть дальше – в частную клинику. У меня появился молодой человек, закончились два года, и я ушла. А вот там-то стало еще хуже, моя любовь по шажочку превращалась в неприязнь. Причин оказалось масса:

1) Начальство – редко когда имеет медицинское образование, но по какой-то причине считающее, что разбирается лучше тебя. И так как этот человек стоит выше тебя и от него зависит твоя работа, то приходится улыбаться, сдерживаться и аккуратно противоречить, если совсем уж глупость говорит. Не всегда понимают, что именно необходимо в работе. Иногда может купить материалы дешевле или подделку. Ему удобно, а решать проблемы с этим связанные конечно же врачу. Пломба выпала. Виноват врач, а не главная медсестра, заказавшая не сертифицированный световой материал. Экономия на всем, а ты работай тем, что есть, придумывай колесо заново.

2) Второй момент – это зарплата. Полностью зависит от пациентов. Все помнят сытные двухтысячные годы, рассвет платной медицины. Тогда действительно стоматологи хорошо жили. Сейчас кризис, у многих не хватает денег на пропитание и одежду, они забегают в клинику по острой боли или переставить выпавшую пломбу. Они не готовы столкнуться с ужасом надобности лечения десяти зубов. Врачи это понимают. Я всегда говорю о проблеме, но никогда не давлю, не запугиваю. Как оказалось, если пациент, поставив пломбу, ушел – вызовут на ковер к начальству и будут выпытывать, почему ушел, что ты сказала. В общем, не потратил кучу денег – врач будет виноват. Лето – пациенты копят на отдых, едут за границу – время застоя. Врач виноват. Декабрь, январь, февраль – предпраздничные дни, новый год, самый тяжелый месяц после праздников. Врач виноват, пациенты не идут. Пациентов нет – нет работы – нет денег. Иногда зарплата составляла 14 тысяч.

3) Обучение. Я получила диплом, это не значит, что я перестала учиться. Все, что я получила в институте, оказалось ненужным. Мы обучались по учебникам 80-90 годов. Все, чем я сейчас владею, я постигала сама. Курсы, практикумы, лекции. Все за свои деньги. Каждый месяц по несколько штук. А минимум такого удовольствия от 8 и выше. Я столько не зарабатываю. Я хочу учиться. Я читаю профессиональную литературу каждый день, но этого мало. И я не готова тратить такие деньги. Казалось бы, чем больше знаешь, тем больше возможность получить хорошую работу. У нас не так.

4) Пациенты. Они, оказывается, знают больше тебя. Не слушают. Не пытаются понять. «А вот у моего знакомого было не так» - очень распространенная фраза. Но люди-то все разные. Обидно вложить душу в работу, сделать все на отлично, потратить кучу времени и сил, а потом узнать, что на тебя накатали жалобу по недопониманию. Масса таких случаев, когда ты все хорошо сделала, а тебя считают отвратительным врачом.

5) Непредсказуемость. Я стоматолог-терапевт. Пломбы и каналы с нервами – это мое. Но если на пломбу гарантию я могу дать, то на последствия после удаления нерва – нет. Зуб, к сожалению, очень сложный орган. И наша медицина на уровне молота и наковальни. Мы не умеем 100% с гарантией пролечивать каналы. Только почему-то знаем это только мы стоматологи. Зубы – это давно предмет зарабатывания денег, верхушке не выгодно, чтобы обыватели знали, что пролечив зуб, не факт, что он будет стоять долго и счастливо. Отсюда и проблемы. Никто не даст гарантию, что на зубе через месяц не выскочит воспаление. Никто. Просто у нас не принято это говорить пациентам. Увы, мы не боги. Человеческий организм – непредсказуем.

Вот такие жирные минусы. Плюсов уже не осталось. То, за что еще можно цепляться, давно потеряно. За столько лет умею только лечить зубы. Помогите советом, куда податься с моим узко специфичным образованием? Полностью разочаровалась в своей профессии.

На вопрос отвечает психолог Шендерова Елена Сергеевна.

Здравствуйте, Вика! Ваша неприязнь связана даже не с самой работой стоматолога, а скорее с непринятием той системы, в плену которой находится Ваша работа. Вы постоянно сталкиваетесь с несправедливостью и с постоянным перекладыванием ответственности на Вас со стороны руководства и тех же клиентов (руководство винит Вас в том, что клиент ушел, в том, что Вы "плохо" делаете свою работу, в то время когда само же и вынуждает Вас работать некачественными материалами

и т.д.). Вот именно эту несправедливость Вам и сложно принять. К сожалению, с этим сталкиваются наверно все специалисты, которые работают в этой сложной системе. Рамки задаются свыше, а врачи (учителя, менеджеры и т.д.) вынуждены каким-то образом подстраиваться под эти, иногда нелепые и ненужные, условия. Руководство чаще само не знает или не хочет знать, как на самом деле организовывать работу, чаще отношение безответсвтенности, а все работники оказываются в этом плену. Конечно, в таких условиях сложно получаться чувство удовлетворения от своей работы. У Вас есть варианты - или дальше продолжать искать центры, ведь есть и добросовестные работодатели, которые ценят своих сотрудников (поверьте, есть и такие, да, их очень и очень мало, но они есть!). Или возможно, задуматься о частной практике! Также есть вариант, разделять в себе чувства - научиться не смешивать чувства, вызываемые со стороны системы с чувством удовлетворения от работы. Это уже сложнее, но тоже возможно. Вам нужно прислушаться к себе - разочарование ли это от самой работы? или от условий? если от условий, то нужно научиться не проецировать эти чувства на свой труд и результаты. Для этого, конечно, лучше очно обратиться к психологу и проработать эти моменты, научиться внутренне, психологически себя защищать от обвинений работодателя, их недовольства - можно научиться выставлять внутри себя эту защиту. Так как с этим чувством несправедливости Вы будете сталкиваться постоянно и в любой из сфер, поэтому вряд ли можно сменой своей работы и направления от этого убежать. Через этот кризисный период проходят многие, так как ожидания и реальность не совпадают. Убегать бесполезно, поэтому нужно учиться справляться. Верю в то, что у Вас на самом деле получиться разделить в себе эти чувства, не проецировать это на свою работу и выставлять внутри себя защиту, при этом получая и удовлетворение от своей работы.

1. Я (Клиент), настоящим выражаю свое согласие на обработку моих персональных данных, полученных от меня в ходе приема на обучение по предложенным образовательным программам «Межрегиональным центром обслуживания по дополнительному профессиональному медицинскому и фармацевтическому образованию в ФГБОУ ПИМУ и ПГМУ» (далее - Центр) или при подписке на новости сайта.

2. Я подтверждаю, что указанный мною номер мобильного телефона, является моим личным номером телефона, выделенным мне оператором сотовой связи, и готов нести ответственность за негативные последствия, вызванные указанием мной номера мобильного телефона, принадлежащего другому лицу.

3. В рамках настоящего соглашения под «персональными данными» понимаются:
Персональные данные, которые Клиент предоставляет о себе осознанно и самостоятельно при оформлении Заявки на обучение на Сайте и при подписке на новости сайта на любой странице
(а именно: фамилия, имя, отчество (если есть), номер мобильного телефона, адрес электронной почты, регион, город проживания, дата рождения, уровень образования Клиента, выбранная программа обучения, адрес проживания, данные паспорта, диплома о профессиональном образовании, сертификатов о переквалификации или о повышении квалификации и др.).

4. Клиент - физическое лицо (лицо, являющееся законным представителем физического лица в соответствии с законодательством РФ), заполнившее Заявку на обучение на Сайте, выразившее таким образом своё намерение воспользоваться образовательными услугами, предлагаемыми Центром.

5. Центр в общем случае не проверяет достоверность персональных данных, предоставляемых Клиентом, и не осуществляет контроль за его дееспособностью. Однако Центр исходит из того, что Клиент предоставляет достоверную и достаточную персональную информацию по вопросам, предлагаемым в форме регистрации (форма Заявки, форма Подписки), и поддерживает эту информацию в актуальном состоянии.

6. Центр собирает и хранит только те персональные данные, которые необходимы для проведения приема на обучение и организации оказания образовательных услуг (исполнения соглашений и договоров с Клиентом), а также информирования о новостях в области дистанционного образования для специалистов здравоохранения.

7. Собираемая информация позволяет отправлять на адрес электронной почты и номер мобильного телефона, указанные Клиентом, информацию в виде электронных писем и СМС-сообщений по каналам связи (СМС-рассылка) в целях проведения приема в Образовательные учреждения, организации образовательного процесса, отправки важных уведомлений, таких как изменение положений, условий и политики Центра. Так же, такая информация необходима для оперативного информирования Клиента обо всех изменениях условий и организации образовательного и процесса приема в Образовательные учреждения, информирования Клиента о предстоящих акциях, ближайших событиях и других мероприятиях Центра, путем направления ему рассылок и информационных сообщений, а также в целях идентификации стороны в рамках соглашений и договоров с Центром, связи с Клиентом, в том числе направления уведомлений, запросов и информации, касающихся оказания услуг, а также обработки запросов и заявок от Клиента.

8. Наш сайт использует идентификационные файлы - cookies. Cookies - небольшой фрагмент данных, отправленный веб-сервером и хранимый на компьютере пользователя. Веб-клиент (обычно веб-браузер) всякий раз при попытке открыть страницу соответствующего сайта, пересылает этот фрагмент данных веб-серверу в виде HTTP-запроса . Применяется для сохранения данных на стороне пользователя, на практике обычно используется для: аутентификации пользователя; хранения персональных предпочтений и настроек пользователя; отслеживания состояния сеанса доступа пользователя; ведения статистики о пользователях . Вы можете отключить использование cookies в параметрах настройки браузера. Следует учитывать, однако, что в этом случае некоторые функции будут недоступны или могут работать некорректно.

9. При работе с персональными данными Клиента, Центр руководствуется Федеральным законом РФ №152-ФЗ от 27 июля 2006г. «О персональных данных».

10. Я проинформирован, что в любое время могу отказаться от получения на адрес электронной почты информации путем направления электронного письма на адрес: . Отказаться от получения на адрес электронной почты информации также возможно в любое время, кликнув по ссылке «Отписаться» в конце письма.

11. Я проинформирован, что в любое время могу отказаться от получения на указанный мной номер мобильного телефона СМС-рассылки путем направления электронного письма на адрес:

12. Центр принимает необходимые и достаточные организационные и технические меры для защиты персональных данных Клиента от неправомерного или случайного доступа, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий с ней третьих лиц.

13. К настоящему соглашению и отношениям между Клиентом и Центром, возникающим в связи с применением соглашения, подлежит применению право Российской Федерации.

14. Настоящим соглашением подтверждаю, что я старше 18 лет и принимаю условия, обозначенные текстом настоящего соглашения, а также даю свое полное добровольное согласие на обработку своих персональных данных.

15. Настоящее соглашение, регулирующее отношения Клиента и Центра, действует на протяжении всего периода предоставления Услуг и доступа Клиента к персонализированным сервисам Сайта Центра.

«Межрегиональный центр обслуживания по дополнительному профессиональному медицинскому и фармацевтическому образованию в ФГБОУ ПИМУ и ПГМУ»
Юридический адрес: 299009, РФ, Крым, г. Севастополь, переулок Перекомский, д. 19
ИП Михеда А.И. ИНН 920350703600

Недавно на глаза попалась одна , где описывался случай, смерти матери и ребенка, по неясной причине, вскрытие которых проводил стоматолог, хотелось бы дать комментарий по данному поводу.

При прочтении подобных ответов из "федерального ведомства" (если все действительно обстоит так, как пишут журналисты), возникает ощущение, как будто читаешь письмо из Простоквашино, которое сначала писал дядя Федор, потом кот Матроксин и наконец Шарик, у которого лохматость повышена...

Поэтому для начала, во избежание путаницы, определимся с терминами. Для понимания структуры медицинского образования нам понадобятся два ведомственных приказа:

2. Дополнительное образование - его получают при завершении ординатуры/интернатуры (в настоящее время интернатура упразднена), выпускники получают сертификат специалиста , в котором указана конкретная узкая специализация , только в рамках которой врач имеет право вести профессиональную деятельность. В настоящее время выделяют 77 специализаций (опять же из группы клинической медицины), которые последовательно перечислены в Приложении 6 .

2.1. Однако, если доктор уже после того, как он получил один сертификат, хочет поменять узкую специализацию, то ему не обязательно во всех случаях заново заканчивать другую ординатуру (где срок обучения может составлять около 3-х лет). Он может пройти Профессиональную Переподготовку (далее ПП), которая занимает гораздо меньше времени (около полугода), но которая обязательно должна быть уже после обучения в ординатуре. И здесь свою роль играет , который и определяет требования и условия по каждой узкой специализации , с учетом основной специальности , узкой специализации в ординатуре/интернатуре, а также условия ПП.

Теперь обратим внимание на указанный , где найдем узкую специализацию "Патологическая анатомия":

"...Специальность "Патологическая анатомия"

Уровень профессионального образования

Высшее образование - специалитет по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Педиатрия"

Подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности "Патологическая анатомия"

Дополнительное профессиональное образование

Профессиональная переподготовка по специальности "Патологическая анатомия" при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по одной из специальностей: "Детская онкология", "Детская урология - андрология", "Детская хирургия", "Колопроктология", "Нейрохирургия", "Онкология", "Пластическая хирургия", "Сердечно - сосудистая хирургия", "Судебно - медицинская экспертиза", "Торакальная хирургия", "Травматология и ортопедия", "Урология", "Хирургия", "Челюстно - лицевая хирургия"

Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности

Должности

Врач - патологоанатом; заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации - врач - патологоанатом..."

Из вышеуказанного мы видим, кто именно может работать врачом-патологоанатом. Уровень профессионального образования - это и есть основная специальность , которая может быть только "Лечебное дело" и "Педиатрия".

Далее следует название узкой специализации в ординатуре - соответственно "Патологическая анатомия", а далее условия ПП, где как раз и указаны, те узкие специализации ординатуры, которые, грубо говоря, можно "поменять" на патологическую анатомию.

Таким образом, с наличием ординатуры по узкой специализации "Стоматология ортопедическая", разумеется, пройти ПП и получить сертификат по патологической анатомии невозможно. Однако, корень проблемы гораздо глубже , поскольку врачом-патологоанатомом стоматолог в принципе быть не может, им может быть только тот врач, который, прежде всего, получил основные специальности "Лечебное дело" или "Педиатрия", а после или сразу закончил интернатуру/ординатуру по патологической анатомии, или закончил другую интернатуру/ординатуру, которые указаны в Приказе МЗ, а потом прошел ПП по патологической анатомии.

Стоит ли говорить, что в указанном ответе "федерального ведомства" суть проблемы не раскрыта, а узкие специализации («Детская онкология», «Колопроктология», и пр.) перепутаны с основными специальностями.

"В последнее время, в личных разговорах, меня частенько спрашивают:

А почему молчат Ваши коллеги? Казалось бы, кому как не врачам бить тревогу о реальном положении дел в медицине. Почему же они молчат?

Попробуем разоб раться.

В советское время сертификатов специалиста не было. Достаточно было диплома и свидетельства об окончании ординатуры. И была возможность сменить врачебное поприще. Был врач терапевт, захотел стать невропатологом. Нет вопросов. Пошел на курсы в ЦГОЛИУВ (институт усовершенствования врачей), переучился и стал невропатологом.
Работал врачом на Скорой, устал, возраст подошел… Уволился и устроился участковым в поликлинику. Во время учебы в ординатуре также можно было работать участковым терапевтом или доктором Скорой. Так было в советское время. Теперь эту лавочку прикрыли. В конце 90-х годов появились сертификаты специалиста. С 2005 года сертификат специалиста - обязательный документ при приеме на работу.
Зачем же их ввели? Ради улучшения медицинской помощи гражданам? Чтобы избавить общество от некомпетентных врачей (общество, наверняка так и подумает)… Как бы не так!

После окончания института молодой доктор получает диплом. Но на момент получения диплома - он никто! Пустое место. Диплом медицинского ВУЗа в России права лечить не дает. Обязательно прохождение первичной специализации интернатуры или ординатуры...
Окончил доктор ординатуру и получил свидетельство об окончании ординатуры и вожделенный сертификат специалиста.

И, наконец-то, стал полноправным доктором. Устроился на работу! Закончились его мучения? Как бы не так! Он еще не знает, что ждет его в будущем…
Доктор попадает в рабство. Дело в том, что на работу могут взять только в строгом соответствии со специальностью, указанной в сертификате. Получил человек сертификат «врача Скорой Помощи» и будет работать только на Скорой...
Сменить специальность можно только через первичную специализацию - то есть повторное прохождение ординатуры или интернатуры по другой специальности.

А вот тут кроется засада. Бесплатная ординатура дается только один раз - после окончания института. Повторное прохождение ординатуры - платное...

Специальность можно сменить и через прохождение сертификационного цикла - несколько месяцев с отрывом от производства. Естественно, на платной основе... Но смотря какую на какую.
Терапевт, например, может найти сертификационный цикл и переучиться на кардиолога или невропатолога. Или хирург может переучиться из одной хирургической специализации на близкую к ней. Анестезиолог, например, может переучиться через цикл только на врача функциональной диагностики. Переучиться на терапевта, например - повторное прохождение ординатуры… Смешно? Как говорит пословица «анестезиолог - это умный терапевт». Не смешно…

А вот тут кроется еще одна засада… Сертификат специалиста действителен всего пять лет. А потом его надо подтверждать...
Работодатель должен послать на учебу. А может и не послать, случайно или умышленно… И тогда доктор с просроченным сертификатом оказывается в абсолютном рабстве. Работает, вроде не увольняют… Чуть возник - сертификат просрочен - пинком под.... И никуда не устроишься, пока сертификат не подтвердишь… Слава Б-гу, что у меня пока сертификат действующий…
Есть еще такая вещь, как «категория». В зависимости от стажа работы и благоволения начальства можно написать работу «на категорию». Квалификационные категории бывают вторая, первая и высшая. Что дает категория?
Очень крупную прибавку к зарплате. Например, как пишут в СМИ, врач Московской Скорой может получать около ста тысяч рублей в месяц. Может. Со стажем больше десяти лет, работая на бригаде реанимационного профиля и с высшей категорией. Без категории будет получать около пятидесяти тысяч.

Молодой - без стажа и категории - около тридцати. Категория действительна пять лет. Потом ее нужно подтверждать. За «плохое поведение» - жалобы, выговор - категории можно лишить или не дать возможности подтвердить. «Категорию срезать». Кто захочет «рыпаться»?
Молодые специалисты в жизни понимают мало. Врачам со стажем, опытом и категориями - есть что терять.
Именно поэтому врачи молчат и будут молчать. Что бы не происходило. Будут шарахаться от журналистов… Обет молчания.
А как же фельдшера и медсестры? А у них то же самое. Сертификат специалиста, только фельдшерский или сестринский, категории, стаж… Система та же...